Общественные блага

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    119,91 Кб
  • Опубликовано:
    2017-10-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Общественные блага

Содержание

Введение

. Сущность производства общественных благ как экономических отношений

.1 Сущность, содержание и значение общественных благ

.2 Виды общественных благ и их специфика

.3 Способы производства общественных благ и их особенности спроса

. Анализ предоставления общественных благ обществу

.1 Анализ предоставления общественных благ в сфере научной деятельности

.2 Анализ предоставления общественных благ в сфере здравоохранения

.3 Анализ предоставления общественных благ в сфере охраны окружающей среды

. Проблемы и направления совершенствования системы предоставления общественных благ

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Результаты функционирования общественного сектора воплощаются главным образом в общественных благах. Доходы и расходы государства должны как можно точнее соответствовать предъявляемым гражданами потребностям в конкретных общественных благах и целенаправленно использоваться для удовлетворения этих потребностей. Понимание особенностей общественных благ, умение их распознавать, находить оптимальные варианты обеспечения ими потребителей и анализировать возможности замещения общественных благ частными, а также навык сопоставления бюджетов всех уровней с реальным спросом и фактическим предложением общественных благ принципиально важны для обоснования социально-экономической политики.

Все это обуславливает актуальность исследования проблем насыщения рыночного спроса в общественных благ.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что вопросы развития человеческих потребностей и потребления достаточно широко разрабатывались во всех гуманитарных науках, но при этом не проводились разграничения между потребностями в индивидуальных и потребностями в общественных благах. В тоже время существуют значительные различия в их формировании, выявлении, способах удовлетворения. Кроме того, недостаточно изучена роль государства в процессе формирования общественных благ. Не получили должного развития вопросы эффективного удовлетворения потребностей в общественных благах и их влияния на общественное благосостояние. Также еще актуальностьтемы курсовой работы обусловлена и практическими потребностямиувеличения в разы производства общественных благ в стране.

Цель курсовой работы - изучить общественные блага и их роль.

Задачи курсовой работы:

•        рассмотреть сущность и свойства общественных благ;

•        изучить виды общественных благ;

•        раскрыть проблемы эффективного производства общественного блага;

•        провести анализ различных видов общественных благ;

•        выявить проблемы и направления развития предоставления общественных благ.

Объект исследования - общественные блага.

Предмет исследования Роль и место общественных благ в экономике страны.

. Сущность производства общественных благ как экономических отношений

.1 Сущность, содержание и значение общественных благ

общественный благо спрос система

Вся историческая практика развития рыночной экономики доказала факт перманентности существования некоторых воспроизводимых материальных и нематериальных благ, которые либо не поставляются рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве. Основная причина - рыночная неэффективность (органические «изъяны», дефекты рынка). В то же время эти блага (товары) являются общественно необходимыми и, более того, выполняют важные общественные функции. Такие блага называют общественными, а обеспечение ими осуществляются посредством особых случаев.

Благо - это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.[1, c.44].

Следовательно, общественное благо - это такая группа товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности не отдельного индивидуума, а потребности всего общества или социальных групп. Их производство, как правило, финансируется государством.

На сегодняшний день, в современной экономике прослеживается тенденция, когда под товаром понимали только вещи и предметы, однако сейчас в понятие товар включается полный комплекс услуг (например, от упаковки и гарантийного обслуживания и до качества взаимодействия с клиентами и т.п.).

Таким образом, к общественным благам мировая экономическая наука и хозяйственная практика относят те товары и услуги, которые рынок не поставляет, поскольку их особенности противоположны свойствам товаров индивидуального потребления. Для определения их сущности следует вспомнить свойства изученных ранее частных благ. В основу классификации благ положено два критерия - характер распределения полезности блага среди потребителей и степени его доступности в потреблении. В соответствии с первым выделяют признаки избирательности или неизбирательности, а со вторым - исключаемости или неисключаемости.

Избирательность (конкурентность) в потреблении означает, что получение определенных выгод от потребления блага одним субъектом делает невозможным получение этих выгод другими субъектами. В результате потребители вынуждены конкурировать за право потребления блага. Приобретение блага одним субъектом лишает возможности его приобретения всеми другими субъектами, и, соответственно, потребители вынуждены конкурировать за право приобретения и потребления блага. Например, потребление яблока Ивановым делает невозможным это для Петрова и они вынуждены конкурировать между собой за получение выгод от потребления данного яблока.

Неизбирательность или неконкурентность в потреблении означает, что получение выгод от потребления блага одним субъектом не ограничивает возможности получения тех же самых выгод для других. Такое благо считается неконкурентным, и его потребление каким-либо субъектом в любом количестве не ограничивает объем его потребления для других субъектов.

Исключаемость в потреблении означает, что обладание благом одним субъектом делает это благо недоступным для всех остальных. Потребление такого блага возможно только на основе эквивалентного рыночного обмена. Например, потребление купленного на рынке яблока Петровым делает это недоступным для Иванова.

Неисключаемость в потреблении означает невозможность запрета дополнительным потребителям пользоваться общественными благами, не оплачивая их. Чистое общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только оно произведено, становится доступным для всех, что, в свою очередь, порождает чрезмерно высокие издержки исключения не заплативших за благо потребителей. [2, с.169].

Таким образом, благо-это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей. Из этого следует, что общественное благо- это такая группа товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности не отдельного индивидуума, а потребности всего общества или социальных групп. Главными признаками общественных благ являются избирательность и не избирательность, исключаемость и неисключаемость.

.2 Виды общественных благ и их специфика

общественный благо спрос система

Выше указанные признаки позволяют разделить все общественные блага на частные и общественные, которые, в свою очередь подразделяются на:

• чистые частные блага;

• чистые общественные блага;

• общие (совместные) блага или блага совместного потребления.

Благо, которое обладает признаками избирательности и исключаемости, является чистым частным благом. Оно доступно в потреблении и полезно только его владельцу. Такие блага могут быть оценены и поштучно проданы на рынке, и поэтому они наиболее отвечают требованиям рыночного обмена. Покупка пакета чипсов кем-то исключает их доступность для других, а заключенная в них полезность удовлетворяет потребности только данного покупателя.

Чистое частное благо можно определить как благо, доступное в потреблении и (приносящее полезность) удовлетворяющее потребности только его владельца.

Чистые общественные блага - это блага, потребляемые сообща и предоставление которых одному субъекту невозможно без предоставления этих благ другому. Их абсолютная неизбирательность означает, что любое потребление чистого общественного блага одним субъектом не влияет на предоставление этого блага другим субъектам, и включение дополнительных потребителей не уменьшает выгод от потребления блага существующими потребителями, а предельные издержки предоставления благ дополнительным потребителям равны нулю. Полная неисключаемость указывает на то, что данные блага обладают неделимостью, значит, не могут быть раздроблены на единицы индивидуального потребления и проданы поштучно. Потребление чистого общественного блага всегда сопровождается положительными внешними эффектами, и суть проблемы состоит в обеспечении оптимального объема их производства.

Блага, характеризующиеся высокой степенью избирательности и низкой степенью исключаемости, называются общими благами, или благами совместного потребления. Их специфика в том, что, несмотря на высокую степень конкурентности в потреблении, ограничение доступа к благу связано с высокими издержками. Чаще всего это блага, предоставляемые муниципалитетами, - общественные парки, пляжи, другие места общего пользования, поэтому их называют еще коммунальными.

Ряду общественных благ присуща определенная «привязка к месту»: потребление их невозможно вне ограниченной области. С точки зрения дифференциации границ предоставления и потребления благ выделяют:

·        международные;

·        общенациональные (общегосударственные);

·        локальные (местные) общественные блага.

Международные общественные блага доступны всем жителям планеты или определенного региона (экологические программы, результаты фундаментальных научных исследований, международная стабильность и т.п.).

Общенациональные (общегосударственные) общественные блага распространены на территории страны, представлены системой национальной обороны, правопорядка, дипломатии и т.п.

Локальные (местные) общественные блага включают блага, доступ к которым имеет лишь некоторая часть населения страны (область, район, город). Они воспроизводятся в локальных рамках. Диапазон конкретных примеров данных благ достаточно широк: освещение улиц, транспорт, дороги, свет маяка и т.п. На современном этапе в самостоятельную новую подгруппу выделились сетевые блага.

Локальные общественные блага называются такжеколлективными. Данный термин часто применяется в отношении благ, которые потребляются небольшой группой людей и имеют сравнительно узкие границы несоперничества и неисключаемости. Для их характеристики выделяют следующие две категории благ:

·        перегружаемые, или переполняемые;

·        исключаемые, или общественные блага с ограниченным доступом.

Перегружаемые, или переполняемые блага, характеризуются тем, что свойство неконкурентности (несоперничества) выполняется лишь до определенного момента. Появление большого количества дополнительных потребителей приводит к снижению полезности, получаемой от этого блага уже существующими пользователями. К таким благам относятся чаще всего блага с ограниченной вместимостью: теннисные корты, пляжи, бассейны, библиотеки, мосты, дороги, зрелища и т.д.

Типичныйпример перегружаемого блага - автомобильнаядорога. Будем считать, что полезность, получаемая водителем транспортного средства, зависит только от скорости его движения. Увеличение числа машин не влияет на полезность водителей автомашин, уже передвигающихся по дороге, но лишь до определенного уровня. Рано или поздно рост интенсивности движения приведет к возникновению внешних эффектов - снижению скорости движения и, следовательно, к убыванию полезности водителей. Предельные общественные затраты, начиная с момента перегрузки, будут расти на величину предельных внешних эффектов, в то время как для чистого общественного блага предельные общественные затраты на предоставление данного объема блага каждому дополнительному потребителю после первого будут равны нулю (рисунок 1.1).

Рисунок1.1-Предельные издержки предоставления перегружаемого общественного блага

В «точке перегрузки» предельные издержки предоставления услуги дополнительному потребителю становятся положительными. Причем повышения издержек при увеличении числа потребителей две:

·        рост расходов на содержание объекта, возрастание степени износа;

·        снижение «качества» предоставляемых услуг после «перегрузки».

Для предотвращения «перегрузки» общественных благ целесообразно вводить оплату, равную предельным издержкам. Цена должна побуждать потребителей принимать во внимание вызываемое ими уменьшение полезности для других. Например, плата за проезд в транспорте не столько компенсирует издержки на его содержание, сколько предотвращает перегрузку.

Еслиприток пользователей изменяется во времени, цены могут меняться синхронно в течение суток, дней недели, сезонов и т.д. Например, за пользование Интернетом более высокие цены устанавливаются в часы «пик», сниженные - в ночное время, выходные дни и т.п. Аналогично могут действовать системы скидок, надбавок. В оптимуме перегрузка (отрицательный внешний эффект) должна быть целиком интернизирована через цену.

Исключаемые общественные блага, или общественные блага с ограниченным доступом, - это такие блага, которые неисключаемы и неделимы лишь до определенного уровня потребления. Могут существовать различные механизмы ограничения доступа к благу. Важно, чтобы уровень издержек исключения был не высок. В итоге совместно потребляемое благо как бы дробится, превращаясь в «пучок» частных благ, совокупность индивидуальных услуг, нередко отличающихся друг от друга своими характеристиками. Например, доступ к благу может регулироваться продажей билетов, уплатой взносов и т.п. В свою очередь, цена билета может зависеть от расположения мест.

Издержки на исключение не являются раз инавсегда данными. Они могут значительно меняться под воздействием технического прогресса, что позволяет вводить плату там, где ранее это было невозможно. В этих условиях граница между общественными и частными благами будет значительно смещаться. Например, появление кабельного телевидения позволило продавать потребителям различные пакеты видео услуг.[3, с.246].


.3 Способы производства общественных благ и их особенности спроса

Как и рыночный спрос на частные блага, коллективный (общий, совокупный) спрос на общественный товар определяется путем суммирования спроса индивидуальных потребителей. При этом спрос каждого индивидуального потребителя на каждую конкретную единицу общественного блага зависит от предельной выгоды (MB), которую он получает от дополнительной единицы общественного товара. Согласно закону убывающей предельной полезности, предельная выгода является величиной убывающей, т. е. каждую следующую единицу общественного товарапотребитель оценивает ниже предыдущей. Для того чтобы получить кривую коллективного спроса на общественный товар, мы должны просуммировать кривые индивидуального спроса всех его потребителей или просуммироватьграфикиполучаемых ими предельных выгод (MB). Кривая коллективного спроса на общественные блага будет схожа с кривой рыночного спроса на частные блата только тем, что обе они имеют нисходящий наклон.[4, с.482]

В случае определения рыночного спроса на частные блага проводится суммирование по горизонтали. При определении совокупного спроса на общественное благо, суммирование производится по вертикали (рисунок 1.2).

Рисунок1.2 - Кривые спроса на чистое частное и чистое общественное благо

Однако за этим внешним сходством скрываются существенные различия.

Во-первых, чистые общественные блага невозможно продавать «поштучно», они являются неделимыми и потребляются всеми потребителями совместно. Их потребление не является исключительным правом отдельных людей, и они могут быть потреблены даже теми людьми, которые решили их не покупать. За единицу этого блага не назначается цена, и все потребители используют объем выпуска целиком, т.е. в данный момент времени они потребляют одинаковое количество общественного блага. Таким образом, при любом объеме предложения объем потребления этого блага каждым потребителем равняется объему предложения:

,(1.1)

где - общий объем предложения,

- объем потребления блага каждым из N потребителей, i=1,…., N.

Например, при осуществлении прогноза погоды каждый отдельный гражданин страны потребляет это благо в одинаковом объеме и полностью.

Во-вторых, величина предельной выгоды, которая извлекается одним потребителем при потреблении чистого общественного блага, не снижает предельной выгоды от него для других потребителей. При этом все потребители получают выгоды одновременно.

Из этого вытекает, что предельная общественная полезность чистого общественного блага для каждого данного объема потребления представляет собой сумму индивидуальных предельных полезностей всех потребителей:

MSB==∑ ,(1.2)

где MSB - предельная общественная полезность,

МВ - предельная индивидуальная полезность, i=1,…., N

На рисунке 1.2 отражены важные различия между кривыми спроса на чистое общественное и чистое частное благо. Для чистого частного блага (рисунок 1.2а) совокупный объем спроса при определенной цене формируется путем суммирования соответствующих значений индивидуальных функций спроса (qА (Р), qВ (Р), qС (Р)) по горизонтали. Кривая спроса на чистое частное благо получается путем сложения объемов спроса для каждой цены вдоль оси абсцисс. Следовательно, совокупный объем спроса QД при цене Р1 можно рассчитать по формуле:

Д = ∑qi,(1.3)

где i =1, …, N.

Из графика а (рисунок 1.2) видно, что при имеющихся трех потребителях и цене блага Р1 совокупный объем спроса на чистое частное благо составит сумму объемов спроса всех трех потребителей QД=∑=12. В данном случае по цене Р1 потребитель А покупает две единицы, потребитель В - четыре единицы и потребитель С - шесть единиц, а совокупный объем спроса будет равен двенадцати единицам чистого частного блага. Для достижения рыночного равновесия необходимо, чтобы объем спроса равнялся объему предложения.[5, с.648]

Совокупный спрос на чистое общественное благо складывается как сумма предельных полезностей каждого отдельного потребителя этого блага (рисунок 1.2б). Индивидуальные линии предельных полезностей, свидетельствующие о готовности данных потребителей платить, отражают функции их спроса на данное благо ().

В результате линия общественной предельной полезности (Д), свидетельствующая о готовности общества оплачивать общественное благо, выступает линией совокупного спроса на это благо. Кривая совокупного спроса на чистое общественное благо выводится путем сложения индивидуальных предельных полезностей для каждого его объема вдоль оси ординат.

Каждый из N - потребителей всегда потребляет одинаковое количество блага. На графике б (рисунок 1.2) потребляемый рыночный объем блага составляет 6 единиц, т.е. QS=6. Предлагаемые 6 единиц блага потребляют все потребители. При этом потребитель А готов платить за единицу блага 10 денежных единиц (=10), что соответствует его субъективной оценке получаемой им предельной полезности (=). Потребитель В готов платить за единицу блага 20 денежных единиц (=20), поскольку такова его субъективная оценка получаемой им предельной полезности (=), а потребитель С согласен платить за единицу блага 30 денежных единиц (=30), это его субъективная оценка получаемой им предельной полезности от потребляемого блага (=). Так как все трое потребляют одинаковое количество общественного блага, то вместе они готовы платить за общественное благо 60 денежных единиц (10+20+30).

Это и будет совокупный спрос на данное количество предлагаемого чистого общественного блага.

Формирование спроса на чистое общественное благо имеет ряд особенностей:

во-первых, потребление чистого общественного блага нельзя скорректировать в соответствии с потребностями каждого потребителя;

во-вторых, не существует соответствия между издержками производства единицы блага и его ценой, которую готов заплатить каждый отдельный потребитель блага;

в-третьих, цена, отражающая готовность потребителя платить за единицу блага, не является переменной величиной;

в-четвертых, различная готовность потребителей платить за потребление одного и того же объема чистого общественного блага определяется уровнем получаемой ими предельной полезности. [6, с.289].

Таким образом, чистые общественные блага невозможно продавать «поштучно», они являются неделимыми и потребляются всеми потребителями совместно. Значит, что величина предельной выгоды, которая извлекается одним потребителем при потреблении чистого общественного блага, не снижает предельной выгоды от него для других потребителей.

. Анализ предоставления общественных благ обществу

.1 Анализ предоставления общественных благ в сфере научной деятельности

Из теоретической части работы было выяснено, что основными производителями общественных благ являются частные компании и государство. То есть формирование этих благ происходит в рыночном и государственном секторах экономики.

В первую очередь рассмотрим объёмы предоставления общественных благ в рыночной области, на примере такой отрасли как наука.

Сначала изучим состояние производства общественных благ в науке. Научная сфера в нашей стране характеризуется значительным участием, как государства, так и частных рыночных организаций, в которые входят не только отдельные учебные заведения, но и специализированные предприятия, занимающиеся научными разработками.

Исследование состояния науки в рыночных условиях экономики в первую очередь необходимо начать с анализа количества организаций и их распределения по сферам деятельности, которое представлено в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Распределение организаций занимающихся научной деятельностью по секторам, шт.

Сектора

2010

2011

2012

2013

2014

2015








Число организаций - всего

3536

3492

3682

3566

3605

3604

в том числе по секторам деятельности:







государственный

1406

1400

1457

1465

1495

1491

предпринимательский

1446

1405

1450

1362

1269

1265

высшего образования

603

617

662

762

777

некоммерческих организаций

81

70

79

77

79

71


Из таблицы видно, что в целом за 2010-2015 гг. общее количество организаций занимающихся научными разработками и исследованиями увеличилось с 3536 единиц в 2010 году до 3604 единиц в 2015 году. Среди секторов рынка наибольший рост количества организаций занимающихся научной деятельностью наблюдается в государственном секторе. Также высокая доля этих организаций отмечена в предпринимательской сфере, но также именно в этом секторе наблюдается динамика снижения количества организаций, так в 2010 году в предпринимательском секторе наблюдалось 1446 компаний, а в 2015 году их насчитывалось уже 1256 штук. Самый большой рост числа компаний наблюдается в секторе высшего образования, в 2010 году было 603 компании данного сектора, а в 2015 году их стало уже 777 единиц.

Наглядно динамика изменения количества компаний различных секторов представлена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1. Динамика изменения количества компаний занимающихся научной деятельностью по разным секторам экономики

Из рисунка видно, что основное изменение в динамике и структуре развития компаний началось в 2013 году. Именно с этого года начался рост количества высших учебных заведений и компаний государственного сектора, а также отметилось снижение в предпринимательском и некоммерческом секторах.

Далее рассмотрим данные о распределении организаций занимающихся научной деятельностью по типам их организации. Эти данные представлены ниже в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Распределение организаций занимающихся научной деятельностью по типам организации, шт.


2010

2011

2012

2013

2014

2015

Число организаций - всего

3536

3492

3682

3566

3605

3604

в том числе:







научно-исследовательские организации

1878

1840

1782

1744

1719

1689

конструкторские бюро

377

362

364

338

331

317

проектные и проектно-изыскательские организации

36

36

38

33

33

32

опытные заводы

57

47

49

60

53

53

образовательные учреждения высшего образования

506

517

581

560

671

702

организации промышленности, имевшие научно-исследовательские, проектно-конструкторские подразделения

228

238

274

266

275

прочие

454

452

588

557

532

536


Из данных таблицы 2.1 можно судить о том, что наибольшую долю в структуре организаций по типам занимают научно-исследовательские организации, их число в 2015 году составило 1689 единиц. Вторым по численности типом организаций являются образовательные учреждения высшего образования, на 2015 год их количество составило 702 единицы. В целом наблюдается неоднозначная динамика по изменению количества организаций, занимающихся научной деятельностью. Количество научно-исследовательских организаций и конструкторских бюро снижается, а количество высших учебных заведений и промышленных предприятий, занимающихся научными исследованиями, постепенно растёт.

Структура и доли, занимаемые каждым видом организаций в 2015 году представлены ниже на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2. Структура организаций занимающихся научной деятельностью за 2015 год.

Из рисунка 2.2 видно, что 47% приходится на научно-исследовательские организации, что является наибольшим показателем, затем идут высшие учебные заведения с долей в 19% и прочие организации с долей в 15%.

Далее для оценки уровня предоставления общественных благ в сфере науки, необходимо изучить объёмы исследований и их классификацию. Данные по количеству затрат на научные исследования по видам работ представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Объем затрат на научные исследования и разработки по видам работ, млн. руб.


2010

2011

2012

2013

2014

2015

Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки - всего

461006,2

489450,8

568386,7

655061,7

699948,9

795407,9

в том числе по видам работ:







фундаментальные исследования

96809,1

95881,4

106924,0

108160,9

114829,1

130618,0

прикладные исследования

92557,1

92010,7

113096,8

129304,4

133788,0

155231,4

разработки

271640,0

301558,7

348365,9

417596,4

451331,8

509558,4


Похожие работы на - Общественные блага

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!