Иностранные инвестиции в экономике Беларуси

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,18 Кб
  • Опубликовано:
    2017-02-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Иностранные инвестиции в экономике Беларуси

Введение

Глобализация и региональная экономическая интеграция способствовали быстрому росту перемещения капитала. Важной частью процесса международного движения капиталов является процесс международного инвестирования в широких масштабах. На сегодняшний день иностранные инвестиции значительно влияют на экономический рост. Поэтому в любом государстве существует стимул привлекать и стимулировать их. Исключением из этого не станет и Республика Беларусь.

Возможности самофинансирования предприятий в Республике Беларусь ограничены, в основном в качестве источников инвестиционной деятельности используются привлеченные финансовые ресурсы. Но, наиболее положительное влияние на развитие и укрепление нашей экономики оказывает инвестиционная деятельность, источником которой служат средства иностранных инвесторов.

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, за 2014 год в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 15,1 млрд. долл. США инвестиций, что на 0,6% больше, чем за 2013 год. [1].

Безусловно, в Республике Беларусь имеет место проблема привлечения и стимулирования иностранных инвестиций. Данная проблема существует уже не первый год и не теряет своей значимости как практической, так и научной.

Цель данной работы - исследование понятия и сущности иностранных инвестиций и влияния их на национальную экономику Республики Беларусь.

Для достижения данной цели следует решить некоторые задачи:

изучить сущность и виды иностранных инвестиций;

проанализировать влияние на национальную экономику государства иностранных инвестиций;

изучить динамику и структуру иностранных инвестиций в Республике Беларусь;

исследовать состояние инвестиционного климата в Республике Беларусь;

рассмотреть факторы, которые препятствуют и способствуют развитию иностранных инвестиций в Республике Беларусь;

рассмотреть стратегии совершенствования инвестиционной политики по привлечению иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь

Объект исследования - ситуация в Республике Беларусь по привлечению иностранных инвестиций.

Предмет исследования - отношения в сфере привлечения иностранных инвестиций и стимулирования данного процесса в экономике Республики Беларусь.

В связи с заданными задачами в работе выделяются три главы. Первая глава посвящена описанию теоретического содержания иностранных инвестиций и их влиянию на экономику принимающего государства. Во второй главе приведен анализ динамики и структуры иностранных инвестиций, инвестиционного климата, факторов препятствующих и способствующих развитию иностранных инвестиций, влияние иностранных инвестиций на экономику Республики Беларусь. В третьей главе изложены предложения по совершенствованию процесса привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику.

Методы исследования - экономический и статистический анализ.

1. Сущность и виды иностранных инвестиций, и их роль в развитии национальной экономики

1.1 Иностранные инвестиции: сущность, виды и методы

иностранный инвестиция экономика

Существуют различные формы, в которых можно осуществить выход на международные рынки и которые могут рассматриваться как альтернативные. Среди них наибольшее значение и распространение получили: (а) экспорт продукции; (б) инвестиции в существующие или новые производственные объекты за границей; (в) приобретение иностранных ценных бумаг; (г) покупка концессий, торговых марок, патентов, лицензий и других нематериальных прав.

Развитие международного сотрудничества, глобализация мировых экономических связей ведут к расширению встречного движения капитала между странами, росту международных инвестиций.

Вкладывая капитал в другую страну, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции, которые в принимающей стране (стране-реципиенте) являются иностранными инвестициями.

Под иностранными инвестициями понимаются финансовые и материальные средства, вложенные иностранными юридическими и физическими лицами в различные объекты деятельности, а также права на имущественную и интеллектуальную собственность, переданные ими хозяйствующим субъектам страны-реципиента с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта.

Об иностранных инвестициях можно говорить в тех случаях, когда иностранный капитал вкладывается в активы иностранных компаний или государств. В зависимости от того, в какие активы осуществляется вложение капитала, различают материальные, финансовые и нематериальные иностранные инвестиции (варианты (б), (в) и (г) соответственно).

Часто употребляют также понятия прямых и портфельных инвестиций, которые не совпадают полностью с разделением их на материальные и финансовые инвестиции. Обычно под прямыми иностранными инвестициями (далее - ПИИ) понимают покупку иностранным инвестором пакета акций, позволяющему ему установить контроль над предприятием или участвовать в его управлении. Как часть собственного капитала предприятия средства, вложенные иностранным инвестором в такой пакет, используются затем либо для строительства, реконструкции или технического перевооружения такого предприятия, т.е. как материальные инвестиции, либо в других целях.

Если иностранный инвестор покупает акции предприятия с целью их перепродажи на вторичном рынке, то говорят о портфельных иностранных инвестициях. В законодательствах разных стран вводят критерии, которые позволяют разграничить прямые и портфельные инвестиции, главный из которых - доля в уставном капитале предприятия, приобретаемая иностранным инвестором. Так, в Республике Беларусь считается, что если доля иностранного инвестора в уставном капитале превышает 10%, следует говорить о прямых иностранных инвестициях. Ясно, однако, что указанный критерий является чисто формальным и на практике разделение на прямые и портфельные инвестиции может носить достаточно условный характер. Так, даже владея крупным пакетом акций предприятия, иностранный инвестор вполне может перепродать его.

Преимуществом использования ПИИ является то, что они способствуют притоку в принимающую страну дополнительных ресурсов, в частности, капитала, технологий, управленческого опыта, квалифицированного труда. Кроме того, ПИИ стимулируют развитие экономики страны-реципиента, увеличивают объем производства продукта и дохода, ускоряют экономический рост и развитие экономики.

Подробнее остановимся на ПИИ, так как они занимают доминирующее положение среди всех видов иностранных инвестиций.

Первые примеры ПИИ относятся к XVII в., и связаны с деятельностью английской Ост- Индийской компанией. Основной объем инвестиций до Второй мировой войны циркулировал между Европой и Америкой. Именно в период 1918 - 1938 гг. были открыты первые филиалы американских компаний «Форд» и «Дженерал моторс» в Европе, а так же в Латинской Америке и Азии. После Второй мировой войны, и особенно с начала 1960-х гг., начался бурный рост ПИИ, которые осуществлялись в форме перекрестного инвестирования между развитыми странами. Впервые обобщенные статистические данные о ПИИ появились за 1970 г., когда они составили 13 млрд. долл. США, из которых 60% приходилось на США, а 91% на группу G7 (США, Япония, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания, Канада). В 1980-е гг. среднегодовой объем ПИИ в мире увеличился с 44,5 млрд. долл. США в первой половине, до 140 млрд. долл. США во второй. В 1990-е гг. рост продолжился с 235 млрд. долл. США до максимальной величины 2000 г. в 1,3 трлн. долл. США. В 2001 и 2002 гг. их объем упал до 745,5 млрд. долл. США и 580,3 млрд. долл. США соответственно. Однако в 2003 и 2004 гг. объем мировых ПИИ опять начал расти. Доля ПИИ в валовом мировом продукте возросла с 0,4% в 1970 г. до 2,0% в 2002 г.

Осуществление ПИИ возможно различными методами, главными из которых являются: (а) учреждение новой компании за рубежом, полностью принадлежащей иностранному инвестору; (б) покупка существующих фирм за рубежом; (в) создание совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвесторам акций.

Основные методы портфельного инвестирования включают: (а) покупку ценных бумаг на рынках других стран; (б) покупку ценных бумаг иностранных компаний в своей стране; (в) вложение капитала в международные инвестиционные (паевые) фонды.

Привлечение ПИИ позволяет национальным компаниям осуществлять сотрудничество с иностранными инвесторами в одной или нескольких отмеченных выше формах.

В целом можно утверждать, что ПИИ характеризуются длительным периодом, значительными суммами инвестируемых средств, сильной зависимостью от условий вложения капитала за рубежом, особенно финансовых и политических рисков. Вместе с тем только они позволяют инвестору обеспечить расширение масштабов деятельности, овладения новыми рынками сбыта, усиление международных конкурентных позиций.

Первые гипотезы для объяснения ПИИ возникли в результате возросшей активности дочерних обществ американских компаний на рынке Европы и Латинской Америки в 50-х и 60-х гг. XX в. С тех пор объемы ПИИ существенно возросли и продолжают увеличиваться. Это потребовало выработки теоретических подходов к объяснению мотивов такого роста. Прежде всего, можно выделить стратегические, психологические и экономические мотивы.

Изучение конкретных ситуаций с транснациональными корпорациями (далее - ТНК) показало, что мотивы для осуществления иностранных инвестиций базируются на стратегических решениях четырех основных типов: (а) поиск новых рынков сбыта; (б) поиск новых источников сырьевых ресурсов; (в) поиск возможностей для ведения производства с более высокой эффективностью; (г) поиск новой информации.

Можно привести примеры для каждого из видов стратегических решений. Так автомобильные фирмы из США, осуществляющие производство в Европе для местного потребления, являются примером поиска новых рынков сбыта. Фирмы, которые не удовлетворяются импортом каких-либо видов сырья, материалов и энергии, могут попытаться проникнуть на рынки стран, где они имеются, и начать их самостоятельную добычу и переработку на месте или у себя на родине. Под эту категорию подпадают особенно часто компании по добычи нефти, руд цветных металлов. При наличии в каких либо странах более дешевых факторов производства иностранные компании заинтересованы в прямом использовании таких возможностей. Трудоемкое производство электроники на Тайване или в Мексике, т.е. в странах с относительно дешевой рабочей силой, весьма выгодно. Распространенным является и поиск прямого доступа к новым технологическим идеям за рубежом, а также использование опыта менеджеров других стран. Так германские и датские фирмы купили расположенные в США производства полупроводников для своих технологий. Указанные типы стратегических решений не являются взаимно исключаемыми и часто дополняют друг друга. Так, многие фирмы, которые занимаются добычей в Бразилии дешевого древесного волокна, одновременно находят здесь большие незанятые сегменты рынка для части продукции. [2].

1.2 Теория влияния иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства

Иностранные инвестиции играют большую роль в экономическом развитии любого государства независимо от уровня его экономического развития - будь то промышленно развитая или наименее развитая страна.

Иностранные инвестиции содействуют экономическому росту принимающей экономики на основе более эффективного использования национальных ресурсов. Можно выделить два канала эффективности: выход зарубежных фирм на национальный рынок ведет к замещению или вытеснению менее эффективных национальных компаний, что приводит к перераспределению внутренних ресурсов между более и менее рентабельными компаниями и способствует росту среднего уровня производительности труда и среднедушевых доходов в принимающей стране;

второй канал эффективности иностранных инвестиций связан с ростом конкуренции на местных рынках за счет зарубежных компаний.

Зарубежные инвесторы не получают экономических преимуществ от роста производительности труда в форме большей прибыли в отличие от резидентов принимающей страны, которые имеют более высокий средний уровень доходов за счет притока ПИИ.

Создание зарубежных филиалов и дочерних компаний способствует повышению среднего уровня производительности труда. Различают две основные причины этого явления.

1. Зарубежные компании имеют более высокий уровень вложения капитала на единицу труда, что непосредственно влияет на рост производительности труда.

2. Как правило, зарубежные компании - более крупные структуры (по сравнению с национальными фирмами) и содействуют росту производительности труда за счет т.н. эффекта масштаба.

Кроме того, в зарубежных компаниях более высокий средний уровень заработной платы с учетом того, что некоторая доля роста средней производительности, связанная с притоком ПИИ, проходит через местные факторы производства.

Деятельность последних побуждает национальные фирмы работать эффективнее. Аналогичным образом деятельность зарубежных фирм содействует более быстрой передаче новой и передовой технологии и усовершенствованной практики менеджмента местным фирмам на основе вертикально интегрированных связей и т.н. показательного (или демонстрационного) эффекта.

ПИИ сыграли важную роль в экономическом развитии многих стран. Ярким примером являются новые индустриальные экономики Восточной Азии и Латинской Америки. В четырех странах - членах Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) - Малайзии, Филиппинах, Индонезии и Таиланде - приток иностранных инвестиций в некоторые отрасли промышленности (главным образом в электронику и автомобилестроение) содействовал трансформации структуры национальных экономик и изменению их специализации - от экспортеров сельскохозяйственной продукции и минерального сырья до крупных производителей и экспортеров преимущественно готовой промышленной продукции. ПИИ непосредственно влияют на формирование инвестиционных фондов принимающей страны. Возможно, что зарубежные капиталовложения могут стать дополнительным источником пополнения национальных капиталов, что ведет к расширению капитальных ресурсов принимающей страны. Доля последних оказывается больше, чем фактическая доля зарубежных инвестиций.

ТНК предоставляют принимающей стране свои международные каналы закупок, производства и сбыта, что создает условия для доступа на мировой рынок национальных фирм и расширению или, напротив, сокращению их связей с местными поставщиками.

Как правило, ТНК реинвестируют большую часть полученной прибыли в дочерние компании и меньшую часть прибыли вывозят за рубеж. Т.е. в отличие от местных фирм они имеют более высокую способность оставлять полученные прибыли для реинвестирования в принимающей стране. Это также содействует более высокому уровню формирования капитальных фондов в национальной экономике, а так же влияет на формирование положительного сальдо платежного баланса страны. Даже когда ТНК используют национальные источники финансирования капиталовложений, их экспансия может осуществляться на основе формирования капитала, если она не ведет к вытеснению местных производителей.

Исследования по выявлению эффекта иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающей страны установили:

- ПИИ могут увеличить объем совокупного капитала, а значит, содействовать экономическому росту. Однако необходимо, чтобы иностранные инвестиции не вытесняли равные суммы национальных капиталов вследствие роста конкуренции на рынках;

- ПИИ содействуют экономическому росту, если они более рентабельны или прибыльны по сравнению с национальными капиталовложениями;

- вклад ПИИ в увеличение экономического роста возможен только в условиях наличия связи между ПИИ и уровнем квалификации трудовых ресурсов.

Можно предположить, что ПИИ более эффективны по сравнению с национальными капиталами. Однако некоторые экономисты (например, П. Кругман) считают, что местные фирмы имеют более высокий уровень знаний и большие возможности доступа на внутренний рынок. Если зарубежная компания приняла решение о выходе на рынок конкретной страны, она должна компенсировать преимущества, которыми обладают местные фирмы. Скорее всего, зарубежная компания исходит из более низких издержек производства по сравнению с местными фирмами, а также из более высокого уровня производительности труда. Для развивающихся стран более высокая эффективность ПИИ, очевидно, связана с сочетанием передовых квалификационных навыков и технологий с использованием местной рабочей силы и производственных мощностей.

ПИИ - основной канал передачи передовой технологии развивающимся странам и государствам с переходной экономикой. Но негативную роль могут сыграть отдельные факторы. Например, в условиях протекционистской торговой политики ПИИ могут быть единственным путем доступа на внутренний рынок в отличие от традиционного экспорта товаров в принимающую страну. Аналогично правительство может предложить стимулы иностранным инвесторам, чтобы стимулировать ПИИ в целях пополнения валютных резервов и развития конкретных отраслей, являющихся стратегическими с точки зрения промышленной политики. Следствием такой политики может быть приток ПИИ.

Эффект ПИИ на экономическое развитие зависит от уровня квалификации рабочей силы в принимающей стране. Существует тесная взаимосвязь между ПИИ и уровнем образования занятых лиц. ПИИ, как сказано выше, - основной канал передачи технологии, а ее реализация требует соответствующего уровня подготовки местных кадров, которые могут эффективно работать с передовыми технологиями. Это, в свою очередь, определяет влияние зарубежных капиталовложений на трудовые ресурсы - на уровень занятости, на стоимость оплаты труда, а также на рост квалификации.

Наряду с положительными эффектами ПИИ в частности и капитала в целом на экономическое развитие и рост экономики принимающей страны есть и потенциальные негативные эффекты:

- вытеснение национальных капиталов и компаний (т.н. эффект crowding out);

- содействие оттоку капитала из страны на основе трансфертного ценообразования. [3].

2. Состояние работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь

2.1 Правовой режим иностранных инвестиций в Республике Беларусь

Не вызывает сомнений, что Республика Беларусь нуждается в притоке капитала из-за рубежа. В настоящее время финансирование из средств государственного бюджета затруднено его состоянием, а капиталовложения предприятий минимальны в связи с отсутствием у них свободных средств. При этом оборудование, технологии и система менеджмента нуждаются в модернизации. Катализатором этих процессов может стать приток иностранных инвестиций.

Следует подчеркнуть, что инвестиционное законодательство Беларуси никак не исчерпывается Законом об инвестициях. Однако именно с него начинается знакомство потенциального инвестора с предлагаемыми в стране условиями. Закон об инвестициях содержит всего 23 статьи. Инвестиции в нем определяются как «любое имущество и иные объекты гражданских прав, принадлежащие инвестору на праве собственности, ином законном основании, позволяющем ему распоряжаться такими объектами, вкладываемые инвестором на территории Республики Беларусь способами, предусмотренными настоящим Законом, в целях получения прибыли (доходов) и (или) достижения иного значимого результата либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, в частности:

движимое и недвижимое имущество, в том числе акции, доли в уставном фонде, паи в имуществе коммерческой организации, созданной на территории Республики Беларусь, денежные средства, включая привлеченные, в том числе займы, кредиты;

права требования, имеющие оценку их стоимости;

иные объекты гражданских прав, имеющие оценку их стоимости, за исключением видов объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота)».

В утратившем силу Инвестиционном кодексе было около сотни статей, однако инвестиции в нем определялись гораздо менее громоздко. Согласно ст. 1 Кодекса под инвестициями понимались «любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата». Для сравнения: более проще определяет инвестиции Закон Республики Казахстан от 8 января 2003 года «Об инвестициях»: «инвестиции - все виды имущества (кроме товаров, предназначенных для личного потребления), включая предметы финансового лизинга с момента заключения договора лизинга, а также права на них, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности».

Как представляется, понятие инвестиций нужно максимально расширить и упростить. Под инвестициями в принципе должны пониматься любые вложения в объект предпринимательства. Правовая защита должна предоставляться всем капиталовложениям, осуществленным с экономическими целями.

Дж. Шварценбергер в свое время писал, что юридические понятия «инвестиции» и «собственность» являются идентичными. Соответственно, инвестиционный климат в стране определяется прежде всего правовым режимом собственности.

Таким образом, с одной стороны, принятием краткого общего Закона об инвестициях вместо детального Инвестиционного кодекса законодатель сделал правильный шаг в сторону диспозитивного регулирования инвестиционной деятельности, а с другой стороны - излишней детализацией в определении инвестиций заложил потенциальную возможность сужения сферы действия Закона до перечисленных в нем объектов.

Кроме того, сокращение объема Закона об инвестициях не пошло на пользу его содержанию. Текст Закона изобилует бланкетными нормами (ссылками на «законодательные акты Республики Беларусь») и почти не содержит норм прямого регулирования. Для сравнения, Закон Республики Казахстан «Об инвестициях», практически равный по количеству статей (24), содержит конкретные правила в отношении видов и порядка предоставления инвестиционных преференций, осуществления контроля, порядка заключения и расторжения инвестиционного контракта, гарантии инвесторам и целый ряд других положений, на которые можно прямо ссылаться в суде.

Таким образом, упразднение Инвестиционного кодекса не слишком упростило инвестиционное законодательство Беларуси и не добавило ему транспарентности в глазах иностранных инвесторов. Как и ранее, инвестиционный режим в Беларуси определяется не общим для всех законом или рядом законов, а точечными индивидуальными решениями.

Так, согласно ст. 17 Закона об инвестициях инвесторы имеют право на заключение договоров с Республикой Беларусь «в целях создания дополнительных условий для осуществления инвестиций». Какие это могут быть дополнительные условия, Закон не уточняет. В соответствии со ст. 8 условия заключения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь определяются Президентом Республики Беларусь. Как уже указывалось, аналогичный Закон Республики Казахстан предусматривает заключение таких договоров только с целью получения инвестиционных преференций и детально регламентирует условия и порядок их предоставления. Инвестиционные преференции в Казахстане предоставляются при условии:

1) соответствия предусматриваемой инвестиционной деятельности перечню приоритетных видов деятельности;

2) осуществления инвестиций в фиксированные активы юридического лица Республики Казахстан для создания новых, расширения и обновления действующих производств с применением современных технологий;

3) представления необходимых документов <…>, подтверждающих наличие финансовых, технических и организационных возможностей юридического лица Республики Казахстан, подавшего заявку для реализации инвестиционного проекта (ст. 15).

Согласно белорусскому Закону об инвестициях (ст. 16) инвесторы вправе использовать льготы и преференции «при осуществлении инвестиций в приоритетные виды деятельности (секторы экономики) и в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь и (или) международноправовыми актами». Соответственно, из текста Закона неясно, на каком основании и каким органом могут предоставляться льготы и преференции. Статья 17 Закона предусматривает право инвестора на заключение «договора (договоров) с Республикой Беларусь, связанного (связанных) с осуществлением инвестиций» (часть первая) и право на заключение «инвестиционного договора с Республикой Беларусь» (часть вторая). Чем отличаются эти два вида договоров и как они соотносятся с льготами и преференциями, Закон, опять же, не уточняет.

Одной из основных претензий к существующему в Беларуси инвестиционному режиму является частое изменение законодательства. В свое время Закон гарантировал невозможность ухудшения условий для инвесторов (так называемая «дедушкина оговорка»), - правда, соответствующие гарантии предоставлялись только иностранным инвесторам. Уравняв статус иностранного и отечественного инвестора, Закон об инвестициях, по сути, «опустил» привилегированных ранее иностранцев до местных инвесторов. А мог бы наоборот, «поднять» правовую защиту от излишней активности правотворческих структур для всех инвесторов - как иностранных, так и отечественных.

В Российской Федерации Закон об иностранных инвестициях 1999 года предусматривает гарантию от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации (ст. 9). Закон Республики Казахстан «Об инвестициях» (ст.ст. 4, 18-3) идет еще дальше и гарантирует всем инвесторам (как отечественным, так и иностранным) стабильность при изменении законодательства. Как представляется, правовая стабильность - важная составляющая инвестиционного климата в стране. Закон об инвестициях вообще обходит тему правовой стабильности. В итоге с изменением законодательства инвестор должен позаботиться о сохранении за ним прежних условий путем внесения дополнений в инвестиционный договор - если он в принципе заключался.

Как уже говорилось, инвестиционный климат в стране не определяется одним лишь Законом об инвестициях. Среди очевидных проблем, сдерживающих приток иностранных инвестиций, следует назвать также отсутствие в стране здоровой конкурентной среды.

Так, создание особых условий систематически практикуется в отношении государственных предприятий, в том числе убыточных. Кроме того, насчитывается около 250 индивидуальных налоговых льгот, что, как представляется, больно бьет по общей конкурентной ситуации.

По данным Национального статистического комитета, в Беларуси в 2014 году более 14% организаций являлись убыточными, в том числе в промышленности - 26,7%, рыболовстве/рыбоводстве - 68,4%, строительстве - 11%, гостиничном хозяйстве - 16,9%, транспорте - 13,7% и т.д. В 2015 году, общая экономическая ситуация в стране не улучшилась. Поддержание жизнеспособности убыточных организаций осуществляется, в конечном итоге, за счет прибыльных. Соответственно, успешные предприятия работают в худших условиях, нежели в странах, где убыточные организации довольно быстро прекращают свое существование. Таким образом, не в последнюю очередь инвестиционный климат определяется законодательство об экономической состоятельности и банкротстве. Что касается белорусского, то закрепленные в нем критерии несостоятельности и соответствующие процедуры таковы, что наличие огромного количества хронически убыточных предприятий не удивительно.

Среди других проблемных моментов инвестиционного климата в Беларуси могут быть названы:

высокая степень вмешательства государства в деятельность предприятий (ограничения в ценообразовании, установление предельных уровней рентабельности и т.д.);

низкий уровень уважения и защиты частной собственности (в том числе степень жесткости наказаний за экономические правонарушения, «убивающих» бизнес за незначительные правонарушения: штрафы, конфискации, возможность внесудебного закрытия и др.);

коррупция и высокий уровень экономической преступности. По индексу Transparency International, Беларусь находится на 119 месте из 175 стран (для сравнения: Польша занимает 35 строчку, Литва - 39, Россия - 136, Казахстан - 126, Украина - 142). Ежегодно регистрируются десятки тысяч преступлений, связанных с экономической деятельностью;

запутанность и сложность правил ведения бизнеса. В рейтинге Группы Всемирного банка Беларусь занимает 57 позицию. Причем данный показатель является усредненным, и если по таким параметрам, как «Регистрация собственности» и «Обеспечение исполнения контрактов» у нас 3 и 7 позиции соответственно, то «Присоединение к электрическим сетям» - 148, «Получение кредитов» - 104, «Международная торговля» - 145 и т.д.;

запутанность законодательства. В Беларуси действует более 170 тысяч нормативных актов, при этом нет четкой грани между законами и подзаконными актами, обеспечивающей неукоснительный приоритет первых перед вторыми;

Таким образом, инвестиционная активность - это следствие общего состояния экономико-правовой системы в стране, а не результат действия специального законодательства об инвестициях или иностранных инвестициях. [4].

2.2 Экономический аспект состояния привлечения иностранные инвестиций в экономику Республики Беларусь

Важнейшими условиями экономического роста, обеспечения независимости и безопасности стран являются оптимизация накоплений и активное инвестирование.

Приток иностранных инвестиций в Республику Беларусь (млн. долл. США)

Показатели200620072008200920102011201220132014Объем ИИ, поступивших в реальный сектор экономики РБ4036,15421,96525,99303,79085,518878,614329,814974,315084,4Структура по формам вложения капиталаПрямые инвестиции748,61313,52279,84821,15569,413248,010358,411083,410168,9Портфельные инвестиции3,22,21,71,91,82,323,112,210,6Другие инвестиции3284,24106,24244,34480,83514,25628,33948,03878,74904,9

Приток иностранных инвестиций за 9 лет увеличился почти в 4 раза - с 4 036,1 млн. долл. США в 2006 году до 15 084,4 млн. долл. США в 2014 году.

За 2014 год наибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в организации г. Минска (74%). На организации Минской области приходилось 7% валового поступления иностранных инвестиций, Витебской - 6,8%, Гомельской - 5,9%.

Валовое поступление ПИИ в 2014 году составило 10,2 млрд. долл. США, или 67,4% от всех поступивших иностранных инвестиций. По сравнению с 2013 годом валовое поступление ПИИ уменьшилось на 914,6 млн. долл.США (на 8,3%).

Прочие иностранные инвестиции (не от прямого инвестора) составили 4,9 млрд. долл. США, или 32,5% от всего валового поступления иностранных инвестиций. По сравнению с 2013 годом поступление прочих иностранных инвестиций увеличилось на 1 млрд. долл. США (на 26,5%).

Основными инвесторами экономики республики в 2014 году стали субъекты хозяйствования России (41,6% от всех поступивших инвестиций), Соединенного королевства (18,6%), Нидерландов (13%), Кипра (6,2%), Австрии (3,5%), Германии (2,5%). [5].

Валовое поступление иностранных инвестиций по видам экономической деятельности в I квартале 2015 г. (млн. долл. США)

Наименование отраслейПоступило за I квартал 2015Поступило в I квартале 2014ВсегоПрямыеПортфельныеПрочиеБеларусь3 427,02 326,62,61 097,84 834,5Сельское и лесное хозяйство51,149,7-1,420,2Рыболовство, рыбоводство0,2--0,2-Промышленность698,0416,0-282,0919,8Горнодобывающая промышленность51,30,5-50,850,2Обрабатывающая промышленность644,3413,9-230,4854,8Производство и распределение газа электроэнергии и воды2,41,6-0,814,8Строительство21,513,3-8,253,0Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования759,1631,31,8126,11 718,0Гостиницы и рестораны43,111,30,531,343,0Транспорт920,6913,9-6,71 287,3Связь607,519,5-588,0375,9Финансовая деятельность46,644,5-2,1104,3Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям267,5218,50,348,7291,2Образование----0,1Здравоохранение и предоставление социальных услуг1,81,3-0,55,6Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг9,97,1-2,816,0

Большая часть (73,5%) иностранных инвестиций в первые три месяца 2015 года вложена в организации г. Минска. Иным регионам повезло значительно меньше - субъекты хозяйствования Минской области получили 8,5% валового объема, Гомельской - 8,2%, Витебской - 4%. Основными донорами нашей экономики стали Россия (44,3% вложенных ресурсов), Нидерланды (19,5%), Кипр (10,8%), Великобритания (7,9%), Австрия (3,3%).

При этом валовое поступление ПИИ составило 2,3 млрд. долл. США (67,9% от всего объема). На первый взгляд, это достаточно значительная сумма, однако по сравнению с I кварталом 2014 года она оказалась на 1,4 млрд. долл. США (или 37,6%) меньше.

Отметим, что снижение притока ПИИ наблюдалось уже в прошлом году. В экономику Беларуси в 2014 году поступило 10,2 млрд. долл. США прямых иностранных инвестиций, что на 914,6 млн. долл. США (или на 8,3%) ниже результатов 2013 года. [6].

Республика Беларусь по показателю ПИИ отстает от большинства стран Центральной и Восточной Европы. Несмотря на то, что на 2013 год накопленные прямые иностранные инвестиции на душу населения в Республике Беларусь составили 1 760,9 долл. США, что на 78 долл. США больше, чем у Украины, у других анализируемых стран Центральной и Восточной Европы данный показатель в 2013 году был намного выше и составил: у России - 4 011,5 долл. США; Литвы - 5 683 долл. США; Казахстана - 7 711,5 долл. США; Латвии - 7 827 долл. США; Польши - 6 546,4 долл. США; Венгрии - 11 213,6 долл. США. Самый большой запас ПИИ на душу населения среди анализируемых стран в 2013 году был у Чехии - 12 950,1 долл. США.

В 2000-2013 годах Республика Беларусь значительно отставала от других государств региона по показателю накопленных ПИИ на душу населения. В то же время опыт других стран Восточной Европы показывает, что за счет приватизации и привлечения ПИИ они сумели модернизировать свои промышленные предприятия. Например, в Чехии за счет продажи предприятия Skoda группе Volkswagen данная компания получила доступ к современным технологиям и ноу-хау.

В Республике Беларусь этого не произошло, несмотря на стратегическое месторасположение страны между ЕС и Россией. Будучи членом Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), страна могла бы выступать в качестве точки доступа для торговли на рынке с населением свыше 165 млн. человек к востоку и свыше 500 млн. человек в ЕС к западу от страны.

Например, в 2013 году чистый приток ПИИ на душу населения составил 235 долл. США, что несколько выше по сравнению с 154,1 долл. США в 2012 году. В то время как в 2013 году у Чехии чистый приток ПИИ на душу населения составил 457,2 долл. США, а у Венгрии - 312,2 долл. США. Что касается Латвии, данный показатель составил 404 долл. США. Однако в 2013 году у всех стран, кроме Республики Беларусь, в сравнении с 2012 годом наблюдается снижение чистого притока ПИИ на душу населения.

Анализ динамики притока ПИИ на душу населения позволяет сделать вывод, что Чехия, Латвия и Венгрия являются самыми привлекательными странами для инвесторов на данный момент времени.

Среди стран - участниц ЕАЭС Республика Беларусь по показателю притока ПИИ на душу населения также отстает от партнеров. Так, в 2013 году у Казахстана этот показатель был в 2,5 раза больше, чем у Республики Беларусь, у России - в 2,3 раза. И это при том, что в Беларуси имеется хорошая инфраструктура и трудовые ресурсы. Думается, целью государственных органов управления, определяющих инвестиционную политику Беларуси, должно стать не только привлечение ПИИ, а и формирование условий, которые позволили бы максимизировать выгоды, связанные с привлечением ПИИ в экономику. Иначе чистый приток ПИИ в Республику Беларусь так и будет находиться на низком уровне по сравнению с другими соседними странами, как это было в 2000-2013 годах. [7].

Сложность получения дополнительных ресурсов подтверждается и мировой статистикой.

Поступление глобальных ПИИ в 2007 - 2014 гг. (млрд. долл. США)

20072008200920102011201220132014объем глобальных ПИИ1 9111 7061 1711 3461 6121 3241 3631 260

Время для привлечения иностранных инвестиций не самое благоприятное, уровень глобальных ПИИ по прогнозам должен был достичь в 2014 году 1,6 трлн. долл. США, в 2015 году - 1,75 трлн. долл. США, в 2016 году - 1,85 трлн. долл. США.

Однако реальность оказалась более суровой. По предварительным оценкам ЮНКТАД, глобальный объем ПИИ в 2014 году сократился на 8% (до 1,26 трлн. долл. США). Основные причины наблюдаемого спада - хрупкость мировой экономики, политическая неопределенность и наличие серьезных геополитических рисков.

В определенной степени эти факторы стали следствием политических противоречий между Россией и Украиной и последующих санкций по отношению к РФ, что привело к снижению притока ПИИ в РФ на 70%

(до 19 млрд. долл. США). Отметим, что в Украине он оказался и вовсе отрицательным (-200 млн. долл. США). В результате проблем этих государств объем прямых иностранных инвестиций в странах с переходной экономикой снизился на 51% (до 45 млрд. долл. США).

У мирового капитала возникают вполне обоснованные опасения в отношении стабильности восточно-европейского региона. Трудности России и Украины не могут нас не касаться. Зависимость от проблем соседей проявляется в том числе в ухудшении результатов внешней торговли и спада ВВП.

Одновременно санкции и нестабильная политическая обстановка в соседних государствах играет Беларуси в плюс. На их фоне мы выглядим более надежным и стабильным партнером. Объем инвестиций в Россию и Украину несколько уменьшается, и часть предназначенных им ресурсов может достаться нашей стране. [6].

2.3 Влияние прямых иностранных инвестиций на экономику Республики Беларусь

В настоящее время ПИИ оказывают существенное влияние на развитие внешнеторговой деятельности Беларуси. Однако, как показывает практика, иностранные инвесторы часто ориентированы на обслуживание внутреннего рынка. Несмотря на то, что за последние годы существенно выросла доля организаций с иностранными инвестициями в белорусском экспорте товарами (с 22,2% в 2009 г. до 30,6% в 2013 г.), удельный вес таких организаций в импорте товаров остается значительно выше - 41,4% в 2013 г. (таблица 4).

Показатели внешней торговли товарами организаций с иностранными инвестициями за 2009 - 2013 гг. (млн. долл. США)

Показатель20092010201120122013Объем внешней торговли товарами16 844,016 797,326 866,832 406,529 210,0Экспорт товаров4 734,03 876,59 422,413 740,411 383,5Импорт товаров12 110,112 920,817 444,418 666,117 826,5в том числе природного газа2 655,44 173,95 308,73 410,83 358,1Сальдо-7 376,1-9 044,4-8 022,0-4 925,7-6 443,0в том числе без учета импорта природного газа-4 720,8-4 870,5-2 713,3-1 514,9-3 084,9Доля во внешнеторговом обороте товарами,%33,827,930,835,036,4Доля в экспорте товаров,%22,215,322,729,830,6Доля в импорте товаров,%42,437,038,140,241,4Справочно: Сальдо внешней торговли товарами в целом по стране-7 265-9 600-4 340-344-5 820

В итоге отечественными организациями с иностранными инвестициями ежегодно формируется высокое отрицательное сальдо внешней торговли товарами. Так, к примеру, в 2013 году дефицит внешней торговли товарами в целом по стране составил 5 820,0 млн. долл. США, тогда как по предприятиям с иностранным капиталом отрицательное сальдо было в 1,1 раза выше - 6 443,0 млн. долл. США. Во многом значительное отрицательное сальдо сформировано импортом ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» природного газа. Без учета импортируемого природного газа отрицательное сальдо внешней торговли товарами организаций с иностранными инвестициями в 2013 году составило 3 084,9 млн. долл. США.

Для организаций с иностранными инвестициями в целом характерна нерациональная структура экспорта и импорта товаров.

Значительный удельный вес в экспорте организаций с участием иностранного капитала занимают товары с низкой добавленной стоимостью. Так, подавляющая часть экспорта приходится на нефтепродукты (31,8% от общего объема экспорта товаров в 2013 году) и калийные удобрения (17,5%). В перечень других ведущих экспортных позиций входят сыры и творог (2,5% от общего объема экспорта товаров в 2013 году), молоко и сливки сгущенные и сухие (1,9%), тара пластмассовая (1,7%), говядина свежая или охлажденная (1,3%), готовая или консервированная рыба, икра (1,3%) и другие, то есть товары, которые также имеют относительно невысокую добавленную стоимость. Высокотехнологичные товары с потенциально высоким уровнем добавленной стоимости в число основных экспортных групп практически не входят.

В импорте преобладают товары энергетической группы, такие как нефть (30,8% от общего объема импорта товаров в 2013 году) и природный газ (18,8%), которые вместе обеспечивают около половины всего импорта товаров организаций с иностранными инвестициями. Среди других основных импортных позиций преобладают промежуточные товары (части подвижного состава, металлоконструкции из черных металлов, прокат плоский из нелегированной стали плакированный и т.д.), автомобили легковые и грузовые, продовольственные товары (свинина, рыба мороженая и т.д.). В то же время практически отсутствует импорт высокотехнологичного оборудования.

Стоит отметить, что товарная структура экспорта и импорта с 2009 г. по 2013 г. не претерпела серьезных изменений.

По результатам анализа структуры экспорта и импорта товаров можно констатировать, что создаваемые и действующие в стране организации с иностранными инвестициями, как правило, не нацелены на качественно новый вид производства инновационного типа с высокой добавленной стоимостью и ориентацией на экспорт, а в большей своей массе действуют как коммерческие агенты, направляя финансовые ресурсы под свои экспортно-импортные интересы и их обслуживание.

С другой стороны, эффективность экспортной деятельности, выражаемая в объеме экспорта товаров на одного работника, в организациях с иностранными инвестициями значительно выше, чем на местных предприятиях. В среднем в 2009-2013 гг. экспорт товаров на одного работника предприятий с иностранным капиталом в 4,1 раза превышал средний уровень в национальных организациях, в том числе в 4,9 раза в 2013 г. (таблица 5).

Экспорт товаров на одного работника в организациях с иностранными инвестициями и организациях национального сектора экономики в 2009 - 2013 гг. (тыс. долл. США на 1 работника)

20092010201120122013Организации с иностранными инвестициями16,212,528,738,930,2организации национального сектора экономики3,84,97,47,76,2Отношение (разы)4,32,53,95,14,9

Можно было бы предположить, что высокая эффективность экспортных поставок организаций с иностранным участием во многом обеспечена значительными объемами экспорта нефтепродуктов и калийных удобрений. Однако, как показывают расчеты, без учета экспорта нефтепродуктов и калийных удобрений разрыв в экспорте товаров на одного работника предприятий иностранного и национального секторов экономики также значителен - 3,8 раза в среднем за 2009-2013 гг.

Таким образом, представленные данные свидетельствуют о том, что организации с иностранными инвестициями более производительны в плане экспорта по сравнению с национальными компаниями, что, в частности, может быть объяснено использованием предприятиями с зарубежным капиталом новых и более продвинутых технологий, а также современных методов управления, маркетинга и т.д.

Привлечение ПИИ оказывает влияние на платежный баланс Беларуси по трем основным каналам:

- внешняя торговля организаций с иностранными инвестициями;

приток/отток (изъятие) ПИИ;

отток (выведение за границу) доходов от ПИИ.

Как было рассмотрено выше, внешняя торговля отечественных организаций с иностранными инвестициями оказывает негативное прямое влияние на состояние платежного баланса страны путем формирования отрицательного сальдо по экспортно-импортным операциям. Поэтому перейдем непосредственно к анализу влияния притока/оттока ПИИ и выведения доходов от ПИИ на платежный баланс.

1. Потоки ПИИ.


Показатели, характеризующие приток ПИИ в Беларусь в 2009 - 2013 гг.

ГодВаловый приток ПИИИзъятие (отток) ПИИЧистый приток ПИИмлн. долл.темп роста,%млн. долл.темп роста,%% к валовому притоку ПИИмлн. долл.темп роста,%% к валовому притоку ПИИ20092 476,569,1600,042,924,21 876,585,875,820101 649,366,6255,942,715,51 393,474,384,520114 219,9255,9217,585,05,24 002,4287,294,820121 666,239,5202,693,112,21 463,636,687,820132 447,0146,9214,3105,88,82 232,7152,591,2

Стоит отметить, что валовые притоки ПИИ не отражают реального поступления активов в экономику, так как наряду с большими притоками имеют место значительные объемы изъятия (оттока) ранее размещенного капитала. Приток инвестиций на чистой основе в отличие от валового поступления является более объективным показателем при определении реального объема привлечения ПИИ, так как учитывает изъятие из страны ранее размещенных инвестиций и не учитывает задолженность перед прямым инвестором за товары, работы, услуги. Именно поэтому ведущие международные организации, такие как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Конференция ООН по торговле и развитию и другие, делают акцент на отслеживании движения чистых потоков ПИИ.

В свою очередь, на чистой основе приток ПИИ в Беларусь в 2009-2013 гг. составил в среднем 2 193,7 млн. долл. США, в том числе 2 232,7 млн. долл. США в 2013 году, что в 1,5 раза выше, чем в 2012 году.

Среди положительных моментов стоит отметить значительное уменьшение в последние годы объемов изъятия иностранными инвесторами ранее размещенных в стране прямых инвестиций. Так, если в 2009 году изъятие ПИИ составляло 24,2% от валового притока, то в 2013 году данный показатель снизился до 8,8%.

2. Выведение доходов, полученных от ПИИ.

На фоне невысоких объемов привлечения ПИИ в национальную экономику сохраняется значительный уровень выведения из страны доходов от прямых инвестиций в виде дивидендов и процентов. В частности, в последние годы объемы репатриации (выведения) из Беларуси доходов зарубежными компаниями особенно увеличились. Так, в целом за 2013 год иностранные инвесторы вывели за границу 1 176,9 млн. долл. США доходов от ПИИ, что в 1,8 раза больше, чем за 2012 год (таблица 7).

Динамика и структура доходов, полученных от привлечения ПИИ (млн. долл. США)

Показатель20092010201120122013В среднем за 5 летНачислено доходов от размещения ПИИ, всего, в том числе871,01 039,11 185,71 257,62 373,51 345,4- выведено доходов за границу453,3566,0619,0672,51 176,9697,5% к итогу52,054,552,253,549,652,4- реинвестированные доходы417,7473,1566,7585,11 196,6647,8% к итогу48,045,547,846,550,447,6Справочно: Накопленный объем ПИИ на конец года8 536,79 904,213 008,214 586,216 675,012 542,1

Данная тенденция роста объемов выведения доходов от ПИИ за границу является вполне объективной, так как за последние годы в Беларуси значительно вырос запас капитала в форме прямых инвестиций. По состоянию на конец 2013 года накопленный объем ПИИ увеличился по сравнению с концом 2009 года в 2 раза и составил 16 675,0 млн. долл. США.

В настоящее время большая часть заработанных инвесторами доходов от вложенных ПИИ выводится за рубеж - 52,4% в среднем в 2009-2013 гг. При этом вопрос о реинвестировании полученных доходов в Беларуси зависит от множества факторов, в том числе от состояния инвестиционного климата в стране.

В настоящее время многие страны ограничивают на законодательном уровне вывоз доходов, полученных от ПИИ, вводя требования об обязательном реинвестировании определенной их доли. Что касается Беларуси, то в стране отсутствуют подобные ограничения.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 12 июля 2013 года «Об инвестициях» после уплаты налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды иностранным инвесторам гарантируется беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь прибыли (доходов) и иных правомерно полученных денежных средств, связанных с осуществлением инвестиций на территории Республики Беларусь, а также платежей, производимых в пользу иностранного инвестора и связанных с осуществлением инвестиций.

Так, в среднем в 2009-2013 гг. из страны в виде дивидендов и процентов было выведено порядка 6,6% от накопленного объема ПИИ, 6,0% составляли реинвестированные доходы. В среднем за данный период доходы, полученные прямыми иностранными инвесторами, составили 12,6% от накопленного объема прямых инвестиций.

В итоге прямой эффект от операций по привлечению ПИИ и деятельности организаций с иностранными инвестициями на платежный баланс страны на протяжении ряда последних лет отрицательный. К примеру, в 2013 г. данный показатель составил минус 2 029,1 млн. долл. США (таблица 8). Стоит пояснить, что при расчете рассматриваемого показателя был исключен объем импорта природного газа, так как ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» не является в данном случае конечным потребителем газа.

Оценка прямого эффекта от операций по привлечению ПИИ и деятельности организаций с иностранными инвестициями на платежный баланс (млн. долл. США)

Показатель200920102011201220131. Чистый приток ПИИ1 876,51 393,44 002,41 463,62 232,72. Выведено доходов от ПИИ за границу453,3566,0619,0672,51 176,93. Сальдо внешней торговли товарами организациями с иностранными инвестициями-4 720,8-4 870,5-2 713,3-1 514,9-3 084,94. Прямой эффект от привлечения ПИИ на платежный баланс (стр.1-стр.2-стр.3)-3 297,6-4 043,1670,1-723,8-2 029,1

3. Пути совершенствования инвестиционного климата в Республики Беларусь

Определенные меры по привлечению иностранных ресурсов в экономику Республики Беларусь предпринимаются. Например, активно работает Национальное агентство инвестиций и приватизации. Впрочем, эти усилия (например, проведен ряд международных форумов и семинаров, информационная работа и др.) еще не дали больших результатов - значительного числа предложений о сотрудничестве юрлица, министерства и исполкомы пока не получают. Вносятся изменения в нормативные правовые акты регулирующие вопросы инвестиционной деятельности, так Декретом Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2015 г. № 8 внесены изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республики Беларусь», которые вступят в силу в мае 2016 года. [9]. Однако, на мой взгляд, они не повлияют на существенное улучшение инвестиционного климата в Республики Беларусь, так как наряду с добавлением льгот для инвесторов они значительно увеличили их ответственность за неисполнение условий инвестиционного договора.

Вместе с тем изменение экономических отношений возможно только юридическим путем. Нам представляется, что любые негативные тенденции в экономике (в данном случае речь идет о недостатке капиталовложений) есть прямой повод к комплексному пересмотру действующего законодательства - гражданского, инвестиционного, банковского, валютного, трудового, налогового, административного и т.д. Тезис о том, что правовая система Беларуси в целом хороша, а экономические проблемы являются следствием неблагоприятных внешних или еще каких-то случайных конъюнктурных факторов - заблуждение. Единственный надежный показатель качества права - это экономический рост и повышение благосостояния населения. Следовательно, инвестиционное законодательство Беларуси (в широком его понимании) нуждается в реформировании.

Противоречие между необходимостью реформ и потребностью в обеспечении стабильности может быть разрешено возвращением упоминавшейся выше «дедушкиной оговорки» - правила о том, что нормы, ухудшающие положение инвестора, не действуют в отношении него в течение определенного периода времени. При этом указанное правило целесообразно обеспечить судебной защитой, то есть инвестор должен иметь субъективное право обратиться в суд и получить иммунитет от действия такого рода норм. Соответственно, изменения в законодательстве будут, безусловно, распространяться на новые предприятия и условно - на действующие. Если инвестор докажет, что новый законодательный акт ухудшает его положение, такой акт не должен на него распространяться в течение, например, 3 лет с момента его принятия. Соответствующие иски можно выделить в отдельную категорию и предусмотреть для них упрощенный порядок.

Возможно, в такой ситуации созданные ранее предприятия получат определенные преимущества перед новыми. Однако, во-первых, это стимул законодателю работать над улучшением условий ведения бизнеса, а не их ухудшением. Во-вторых, это в любом случае лучше практики индивидуального льготирования по принципу «кто ближе и дороже». А в-третьих, возможные издержки окупятся общим повышением доверия к белорусской экономикоправовой системе, улучшением инвестиционной привлекательности страны и, в конечном счете, экономическим ростом. [4].

Так же, главным ориентиром в современной политике Беларуси в отношении ПИИ должно стать не механическое привлечение зарубежных активов, а качество инвестиций, то есть их ценность для отечественной экономики в плане повышения ее конкурентоспособности и экономической стабильности. Ориентация на качество ПИИ, с одной стороны, предполагает стимулирование, прежде всего, инвестиций в экспортоориентированные и импортозамещающие производства с высокой добавленной стоимостью. С другой стороны, необходимо привлекать стратегических инвесторов, в том числе ТНК, с долгосрочными намерениями, заинтересованных в развитии своего бизнеса на территории Беларуси, а не спекулятивных инвесторов, которые в случае изменения экономической и политической обстановки выведут свои капиталы из страны.

Приход стратегических зарубежных инвесторов, как правило, сопровождается высокой реинвестиционной активностью и невысоким уровнем выведения доходов, полученных от ПИИ, за рубеж. Как результат, проведение такой политики в Беларуси создаст возможности для развития внешней торговли, поддержания сбалансированности платежного баланса, что, в конечном счете, приведет к устойчивому развитию национальной экономики. [8].

С точки зрения специалистов Института экономики НАН РБ, в целях повышения привлекательности Беларуси для иностранных инвесторов можно осуществить ряд мер:

- улучшить условия ведения бизнеса на основе совершенствования институциональной среды;

- усовершенствовать систему стимулов притока ПИИ. Она должна компенсировать таможенные издержки для иностранных инвесторов, ориентированных на экспорт производимой продукции за пределы Евразийского экономического союза;

- повысить защиту прав собственности. Уверенность бизнеса в сохранении активов является одним из важнейших факторов, влияющих на принятие решения о вкладе ресурсов;

- организовать работу с иностранными инвесторами и юридическими лицами по принципу одно окно;

- разработать механизм инвестиционного таргетирования (целевого поиска инвесторов). Для реализации проекта необходим предварительный отбор потенциальных партнеров через постоянный мониторинг и исследование международной деловой среды. При этом Беларусь должна определить приоритетные отрасли для инвестирования и те компании, которые являются в них технологическими лидерами, и впоследствии привлекать их на основе механизма гибкого стимулирования;

- обеспечить участие Беларуси в рейтингах, где она еще не представлена (Рейтинг глобальной конкурентоспособности, Индекс защиты прав собственности и др.);

- активизировать работу по привлечению иностранных ресурсов в форме заимствований, поиску и открытию новых иностранных кредитных линий.

Особенно перспективно сотрудничество Беларуси со странами - партнерами по Евразийскому экономическому союзу. Среди прочего для его расширения нужно определить приоритетные области, подготовить совместные проекты, развивать промышленную и научно-технологическую кооперацию, привлекать малый и средний бизнес к реализации крупных взаимных проектов, гармонизировать национальное законодательство в странах - участницах Евразийского экономического союза, разработать совместные предложения, направленные на улучшение условий для осуществления инвестиций в Беларуси, России и Казахстане и т.д.

Наряду с мерами, предлагаемыми иными специалистами и экспертами, в случае воплощения, идеи работников Института экономики НАН РБ наверняка позволят увеличить объемы иностранных инвестиций. В то же время их банальное получение не должно являться самоцелью. Многие страны по ряду причин, напротив, ограничивают участие в экономике зарубежного капитала. Акцент нужно делать не на количество, а на качество совместных проектов. [6].

Заключение

Таким образом, цели, поставленные во введении курсовой работы, достигнуты. Раскрыты понятия, виды и методы иностранных инвестиций их сущность, области влияния иностранных инвестиций на экономику страны-реципиента, проведен анализ инвестиционной деятельности, направлений и объектов инвестирования в Республике Беларусь, выявлены приоритетные векторы инвестиционной политики способные оказать положительное влияние на улучшению инвестиционного климата. Текстовые высказывания подкреплены статистическими данными.

Проведенное исследование приводит к выводам:

1. Республике Беларусь имеет проблемы связанные со сложностью правил ведения бизнеса, заключающиеся, в том числе и в запутанности законодательства, что оказывает негативное влияние на инвестиционный климат в стране;

2. Имеется тенденция улучшения инвестиционного климата Республики Беларусь в целом и отдельных факторов, что подтверждается увеличением объемов иностранных инвестиций за период 2009 - 2014 гг. почти в 4 раза;

3. Существенно проявляются региональные противоречия: «столица-периферия», то есть г. Минск являются более привлекательным для инвестирования по оценкам инвесторов, нежели регионы страны;

. Экономика Республики Беларусь является менее привлекательным объектом для вложения капитала иностранными инвесторами по сравнению с другими членами ЕАЭС, такими как Россия и Казахстан;

5. Существенно проявляются региональные противоречия: «столица-периферия», то есть г. Минск являются более привлекательным для инвестирования по оценкам инвесторов, нежели регионы страны;

. В настоящее время имеющаяся структура ПИИ формирует отрицательное сальдо внешней торговли, что негативно сказывается на экономической безопасности страны;

. При проведении политики по привлечению иностранных инвестиций акценты нужно ставить не на количество, а на качество иностранных инвестиций, в большей степени привлекая их в экспортоориентированные отрасли, тем самым способствовать поддержанию положительного сальда внешнеторгового баланса страны;

Основными путями улучшения инвестиционного климата в стране должны стать:

- улучшение условий ведения бизнеса на основе совершенствования институциональной среды;

реформирование законодательства;

- усовершенствование системы стимулов притока ПИИ;

- повышение защиты прав собственности;

- совершенствование механизма инвестиционного таргетирования;

- обеспечение участия Беларуси в рейтингах, где она еще не представлена;

- активизация работы по привлечению иностранных ресурсов в форме заимствований, поиску и открытию новых иностранных кредитных линий.

В настоящее время акценты в инвестиционной политике Республики Беларусь постепенно смещаются от преференциального режима к созданию универсальных общеэкономических условий, определяющих единые «правила игры» для национальных и иностранных инвесторов, в области лицензирования, внешнеэкономической деятельности и в отношении действия стабилизационных норм.

В настоящее время Правительством с целью улучшения инвестиционного климата предпринят ряд мер по организационно-информационному обеспечения инвестиционной деятельности иностранных инвесторов в республике. С цель увеличения объемов привлечения иностранных инвестиций и содействия реализации конкретных инвестиционных проектов создано РУП «Национальное инвестиционное агентство». Сформирована и постоянно обновляется база данных инвестиционных проектов белорусских предприятий, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций.

Все это должно сделать нашу страну привлекательным и, что самое главное, безопасным и выгодным местом для зарубежных капиталовложений.

Список использованных источников

1. Инвестиции и строительство в Республике Беларусь. //Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Минск, 2015. - Режим доступа: #"justify">.- Дата доступа: 10.08.2015

. А.Ю. Андрианов [и др.]/ Инвестиции: учебник; под ред. А.Ю. Андриана - Москва: Проспект, 2013. - 584с.

3. Г.М. Костюкина, Н.Н. Ливенцев/ Международная практика регулирования иностранных инвестиций: учеб.пособие; под ред. Г.М. Костюкиной - М.: Анкил, 2001. - 125с.

4. Толочко, О.Н. Правовой режим иностранных инвестиций в Беларуси: проблемы и пути совершенствования/ О.Н. Толочко // Право.by. - 2015. - №3. - С. 82-87.

. Пинчук, А. Анализ привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь/ А. Пинчук // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2015. - №17. - С. 5-20.

. Бойко, А. Позиции Беларуси на мировом рынке капитала/ А. Бойко // Финансы, учет, аудит. - 2015. - №6. - С. 6-9.

. Мохаммадреза, К. Состояние и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь/ К. Мохаммадреза // Валютное регулирование и ВЭД. - 2015. - №7. - С. 17-25.

. Муха, Д. Влияние привлечения прямых иностранных инвестиций на внешнюю торговлю и платежный баланс Беларуси/ Д. Муха // Банковский весник. - 2015. - №2. - С. 35-45.

. О внесении изменений и дополнений в декрет Президента Республики Беларусь: Декрет Президента Респ. Беларусь, 12 ноя. 2015 г., № 8 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2015. - 1/16099.

Похожие работы на - Иностранные инвестиции в экономике Беларуси

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!