Инвестиции в человеческий капитал в условиях инновационного развития

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    166,45 Кб
  • Опубликовано:
    2017-02-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инвестиции в человеческий капитал в условиях инновационного развития

Министерство образования республики Беларусь

УО Белорусский государственный экономический университет

Кафедра экономической политики







КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Макроэкономика

на тему:

Инвестиции в человеческий капитал в условиях инновационного развития












Минск 2016

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 43 с., 1 рис., 20 источников, 1 прил.

Инвестиции в человеческий капитал, инновационное развитие, интеллектуальный потенциал, человеческий капитал, человеческий потенциал

Предмет исследования - социально-экономические отношения, возникающие в процессе инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Объект исследования - инвестиции в человеческий капитал в условиях инновационного развития.

Цель работы: показать особенности человеческого капитала, значимость инвестиций в человеческий капитал, а также показать важность оценки человеческого капитала и эффективности вложений в человеческий капитал.

Методы исследования: анализ, синтез и обобщение, метод индукции, исторический и логический методы.

Исследования и разработки: на основе обобщения различных теоретических подходов к исследованию инвестиции в человеческий капитал в условиях инновационного развития изучен опыт государственной политики по инвестированию в человеческий капитал, исследована динамика и структура инвестиций в человеческий капитал Республики Беларусь, предложены направления совершенствования государственной политики по стимулированию инвестиций в человеческий капитал.

Элементы научной новизны: разработаны и обоснованы новые методические подходы к совершенствованию механизмов оценки эффективности и управления инвестициями в человеческий капитал, способствующих гибкой адаптации инновационного развития предприятия к происходящим изменениям окружающей среды. Результаты полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «макроэкономика».

ESSAY

Coursework: 43 p., 1 pic., 20 sources, 1 sup.in human capital, innovation development, intellectual potential, human capital, human potential

Subject of research - socio-economic relations arising in the process of investment activity of economic entities.

The object of study - investment in human capital in terms of innovative development.

Objective: show features of human capital, the importance of investment in human capital, as well as to show the importance of assessing the effectiveness of human capital and investment in human capital.

Methods: analysis, synthesis and generalization.

Research and development: based on the aggregation of different theoretical approaches to the study of human capital investment in terms of innovative development studied public policy experience in investing in human capital, the dynamics and structure of investment in the human capital of the Republic of Belarus, suggests ways of improving public policies to encourage investment in human capital.

The elements of scientific novelty: developed and justified the new methodological approaches to improve the mechanisms for evaluating the effectiveness and management of investments in human capital, contributing to flexible adaptation of innovative enterprise development to the ongoing changes in the environment.

The area of possible practical application: the results obtained in the course work can be used to study the course "Macroeconomics"

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Теоретические аспекты исследования инвестиций в человеческий капитал

.1 Сущность и содержание категории «человеческий капитал»

.2 Структура инвестиций в человеческий капитал

.3 Факторы развития человеческого капитала и показатели его оценки в условиях инновационного развития экономики

. Особенности и проблемы формирования и накопления человеческого капитала в Республике Беларусь

.1 Основные направления инвестиций в человеческий капитал в Республике Беларусь

.2 Формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы, детерминанты

.3 Человеческий капитал и его роль в инновационном развитии экономики

Заключение

Список использованных источников

Приложение А. Концепция модели формирования человеческого капитала

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В условиях инновационной экономики происходят коренные изменения технологического базиса общественного производства. Особое значение на современном этапе приобретают инвестиции в человеческий капитал, который в значительной степени определяет структуру национальной экономики, качество производимой продукции и услуг, а также эффективность функционирования хозяйства на всех его организационных уровнях.

Степень развития интеллектуального труда и его участия в производственных процессах становятся важнейшими факторами, определяющими конкурентоспособность страны в мировой экономике, ее экспортные возможности и долю в мировом денежном доходе.

В индустриально развитых странах роль научно-технического прогресса (НТП), интеллектуализации производства и активного проведения инновационных процессов исключительно велика. По оценкам специалистов на долю новых технологий в развитых странах приходится до 85% прироста валового внутреннего продукта (ВВП). Благодаря высокотехнологичным и наукоемким видам продукции указанные страны занимают выгодное положение в мировом хозяйстве и международном разделении труда, особенно в условиях расширения экономической глобализации.

Решение проблем развития инновационной экономики требует серьезного углубления знаний о высоких, наукоемких и информационных технологиях, специфики инвестирования в человеческий капитал, его экономической сущности, особенностях формирования, развития и использования, а также инструментах и методах эффективного управления инновационными процессами на предприятии.

Поэтому в настоящий момент наиболее остро встает вопрос об эффективности внутрифирменного инвестирования в человеческий капитал и необходимости разработки специальных управленческих инструментов, и методов с целью формирования действенных организационно-экономических механизмов накопления и умножения интеллектуального капитала отечественными предприятиями.

Таким образом, системное исследование процесса формирования, аккумулирования и эффективного использования человеческого капитала приобретает все большую актуальность для инновационной деятельности предприятий и реформирования белорусской экономики в целом.

Общая цель исследования: разработка организационно-методического обоснования целесообразности инвестиций в человеческий капитал в условиях инновационного развития экономики.

Задачи исследования:

рассмотреть теоретические аспекты понятия человеческий капитал, его свойства, а также источники и виды инвестиций в человеческий капитал;

проанализировать структуру человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки;

оценить состояние человеческого капитала в Республике Беларусь и его влияние на уровень социально-экономического развития.

В работе были использованы учебные пособия, научные статьи как отечественных, так и зарубежных авторов, в которых человеческий капитал рассматривается как важнейший фактор развития экономики, а также выделяются различные подходы к классификации видов человеческого капитала и инвестиций.

1. Теоретические аспекты исследования инвестиций в человеческий капитал

1.1 Сущность и содержание категории «человеческий капитал»

Теория человеческого капитала своими историческими корнями восходит к работам крупных экономистов прошлого. Классики политэкономии рассматривали капитал как средство производства и одновременно отождествляли его с накопленным трудом. Понятие капитала в ранних классических традициях включает в себя два аспекта: во-первых, это собственность, во-вторых, это источник дохода.

Люди приобретают полезные навыки и знания, которые являются одной из форм капитала. Этот капитал в значительной части представляет собой продукт обдуманных инвестиций, а его рост может влиять на экономическую систему. Инвестиции в человеческий капитал могут являться основной из причин увеличения производительности труда.

Отдача от инвестиций в человеческий капитал содержит потребительский эффект. Прямые расходы на образование, здравоохранение и внутреннюю миграцию для получения лучшей работы являются яркими примерами. Такие инвестиции в человеческий капитал объясняют в большинстве случаев существенное увеличение заработной платы.

Экономистам давно известно, что люди являются важной частью богатства страны. Исходя из того, что труд способствует выпуску продукции, производственный потенциал человека в настоящее время оценивается значительно выше, чем все другие формы богатства, вместе взятые.

Люди вкладывают в себя, и эти инвестиции являются очень большими. Моральные и нравственные ценности и убеждения некоторых людей препятствуют им смотреть на человека как на средство производства. Таким образом, рассмотрение человека в качестве богатства, которое может быть дополнено инвестициями, идет вразрез с глубоко укоренившимися ценностями.

Милль в свое время утверждал, что народ страны не следует рассматривать как богатство, поскольку богатство существует только ради людей. В концепции человеческого богатства нет ничего противоположного 7 его идее, что оно существует только на пользу людям. Инвестируя в себя, индивиды могут улучшить свое благосостояние (Schultz, 1961).

Инвестиции в человеческий капитал редко включались в модели экономического роста в конце XIX - начале ХХ веков, хотя многие экономисты и видели в этом актуальность. Среди немногих, кто рассматривал в то время людей как капитал, можно выделить Смита, Тюнена, Фишера и Маршалла. Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) отмечал, что на рост производительности полезного труда влияет сначала повышение умения рабочего, а потом улучшение машин и инструментов, при помощи которых он работает.

К середине XX века стало понятно, что полученные знания и навыки являются в значительной мере продуктом инвестиций и в сочетании с другими человеческими инвестициями преимущественно составляют технологическое превосходство технически развитых стран. Поэтому стало необходимым более глубокое понимание влияния результатов интеллектуальной деятельности человека на качество и темпы развития экономики и общества.

В свою очередь статистические данные экономического роста развитых стран, превышающие расчеты с применением только классических факторов роста, послужили импульсом к созданию теории человеческого капитала.

Понятие человеческого капитала ввели американские ученые Теодор Шульц и Гэри Беккер в научных публикациях. В 1979 г. была присуждена Нобелевская премия по экономике Т. Шульцу за создание основ теории человеческого капитала, а в 1992 г. - Г. Беккеру за распространение сферы микроэкономического анализа на различные аспекты человеческого поведения и взаимодействия.

Основная концепция чикагской школы была заложена Шульцем. В трудах «Формирование капитала образования» (1960 г.) и «Инвестиции в человеческий капитал» (1961 г.) он отмечал в понятии человеческий капитал 8 следующее: человеческий он, так как является непосредственной частью человека, а капитал - потому что будет приносить в будущем заработки и удовлетворение.

Шульц первым применил к оценке инвестиций в человека те же категории, с помощью которых классики оценивали физический капитал. Он провел оценки стоимости рабочей силы, учитывая расходы на образование и потерянное время, затраченное на учебу. Отправной точкой в создании универсальной теории человеческого капитала являются работы Г. Беккера. Основными его книгами являются «Человеческий капитал» (1964 г.), «Экономика дискриминации» (1957 г.) и «Трактат о семье» (1981 г.), которые освещают различные стороны теории человеческого капитала. Он считал, что за счет инвестиций в человека формируется сам человеческий капитал.

Беккер ввел понятие человеческого капитала на микроуровне, рассмотрев человеческий капитал фирмы. Он исследовал структуру и возрастную динамику распределения личных доходов, гендерное неравенство в оплате труда и показал, что фундаментом увеличения доходов является образование.

Вложения в образование Беккер отождествлял с капиталовложениями, приносящими доход. Кроме того им была проведена эмпирическая оценка экономического обоснования, где сопоставлялись доходы с издержками на образование (Капелюшников, 1993). Весомый вклад в развитие теории человеческого капитала и в оценку его отдачи внесли Дж. Минцер, Дж. Псахаропулос, Б. Чизвик и другие.

Экономисты XXI века продолжают развивать теорию человеческого капитала, отводя ей важное место в экономическом развитии общества. Человеческий капитал является основным производственным и социальным фактором развития современной экономики и общества, так как он приводит к развитию и росту страны. Таким образом, экономическая теория человеческого капитала формировалась постепенно, переходя от узкого понимания к более широкому и дополняя, в зависимости от этого, сами свойства человеческого капитала.

С развитием и усложнением понятия и экономического взгляда на 9 человеческий капитал усложняется и его структура. Интерес к нему со стороны аналитиков и исследователей всех научных направлений приводит к его уточнению и углублению.

Большинство западных экономистов считают, что человеческий капитал - это приобретенные знания и навыки, а также мотивации и энергия, которыми обладает человек, и которые используются в течение определенного времени для производства товаров и услуг (Капелюшников, 1981).

Под инвестициями в человеческий капитал понимаются затраты, необходимые для увеличения в будущем производительности труда, а также приводящие к повышению квалификации и способностей человека и влияющие в дальнейшем на увеличение доходов индивида, фирмы и государства. Предполагается, что человек, совершая такие инвестиции, жертвует чем-то меньшим в настоящий момент, чтобы получить что-то большее в будущем. Однако поступать так он будет в том случае, когда по его расчетам окупятся и покроются его затраты.

С учетом этого инвестиции в человека представляют собой некое распределение ресурсов во времени, когда текущие блага обмениваются на будущие блага в определенной пропорции. Наиболее ярким примером инвестиций в человеческий капитал выступают затраты на образование. Инвестиции в образование могут осуществляться на различных уровнях: на макроуровне - бюджетное финансирование, на мезоуровне - инвестиции со стороны предприятий и на микроуровне - инвестиции со стороны частных лиц. [1, c. 672]

Два первых рассматриваются на микроуровне как человеческие капиталы отдельно взятого человека и группы людей, объединенных по определенному признаку: коллектив фирмы, члены социально-культурной группы и т.д.

Общественный компонент - это человеческий капитал на макроуровне, он представляет собой весь накопленный обществом человеческий капитал, который, в свою очередь, является частью национального богатства, стратегическим ресурсом и фактором экономического роста.

Наиболее обобщенным подходом к определению составляющих человеческого капитала является:

биологический человеческий капитал - ценностный уровень физических способностей к выполнению трудовых операций, уровень здоровья населения;

культурный человеческий капитал - совокупность интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивидов, которые используются или могут быть использованы в трудовой деятельности и узаконивают обладание статусом и властью.

Биологический человеческий капитал состоит из двух частей: одна часть является наследственной, другая - благоприобретенной. В течение всей жизни индивидуума происходит износ этого капитала, все более и более ускоряющийся с возрастом (смерть необходимо понимать как полное обесценение фонда здоровья). Реализация вложений, связанных с охраной здоровья, способна лишь к строго ограниченному развитию биологического капитала работника. Ее главное предназначение - увеличивать период активной жизнедеятельности индивида.

Культурный капитал - это языковая и культурная компетенция человека, богатство в форме знания или идей, которые легитимируют статусы и власть, поддерживают установленный социальный порядок, существующую в обществе иерархию.

Культурный капитал индивида характеризуется следующими показателями:

интеллектуальная культура (интеллектуальный капитал),

образовательная культура (образовательный капитал),

морально-нравственная культура (морально-нравственный капитал),

символическая культура (символический капитал),

социальная культура (социальный капитал).

Развитие науки, формирование информационного общества на передний план в качестве составляющих сложного интенсивного фактора развития - человеческого капитала - выдвинули знания, образование, здоровье, качество жизни населения и самих ведущих специалистов, определяющих креативность и инновационность национальных экономик. В условиях глобализации мировой экономики, свободного перелива любого капитала, включая человеческий капитал, из страны в страну, из региона в регион, из города в город в условиях острой международной конкуренции, ускоренного развития высоких технологий.

И огромные преимущества в создании стабильных условий для роста качества жизни, создания и развития экономики знаний, информационного общества, развития гражданского общества имеют страны с накопленным качественным человеческим капиталом. То есть страны с образованным, здоровым и оптимистичным населением, конкурентоспособными профессионалами мирового уровня во всех видах экономической деятельности, в образовании, науке, в управлении и других сферах. [2, с. 4-6]

Понимание и выбор человеческого капитала в качестве главного фактора развития буквально диктует системный и комплексный подход при разработке концепции или стратегии развития и увязки с ними всех других частных стратегий и программ. Диктат этот следует из сущности национального человеческого капитала как многокомпонентного фактора развития. Причем этот диктат особо выделяет условия жизни, работы и качество инструментария специалистов, определяющих креативность и созидательную энергию страны.

Ядром человеческого капитала, конечно, был и остается человек, но теперь - человек образованный, созидательный и инициативный, обладающий высоким уровнем профессионализма.

Основными драйверами развития человеческого капитала являются конкуренция, инвестиции, инновации.

Инновационный сектор экономики, креативная часть элиты, общества, государства являются источниками накопления высококачественного человеческого капитала, который и определяет направление и темпы развития организаций, страны, региона, мировой экономики. С другой стороны, накопленный качественный человеческий капитал лежит в основе инновационной системы и экономики.

Процессы развития человеческого капитала и инновационных экономик составляют единый процесс формирования и развития инновационно-информационного общества и его экономики.

Для эффективного функционирования человеческого капитала необходимо конкурентоспособное качество жизни, включая безопасность, экологию и жилищные условия, причем на уровне развитых стран мира. Иначе лучшие специалисты уезжают туда, где им удобнее жить и комфортнее и безопаснее работать.

Фундаментом, на котором созданы инновационные экономики и информационные общества, служат торжество закона, высокое качество человеческого капитала, высокое качество жизни и эффективная индустриальная экономика, которая плавно трансформировалась в постиндустриальную или инновационную экономику. [6, с. 46]

Существуют определенные трудности при сравнительной оценке стоимости человеческого капитала стран с неодинаковым уровнем развития. Человеческий капитал слаборазвитой страны и развитой страны имеет существенно различную производительность на единицу капитала, а также весьма различное качество (например, существенно различное качество образования и медицинского обслуживания).

Когда-то воспитание, образование и фундаментальная наука считались затратным бременем для экономики. Затем понимание их важности как факторов развития экономики и общества изменилось. И образование, и наука, и ментальность как составляющие человеческого капитала, и сам человеческий капитал в целом, стали главным фактором роста и развития современной экономики, развития общества и повышения качества жизни.

Ядром человеческого капитала, конечно, был и остается человек. Сам же человеческий капитал определяет ныне основную долю национального богатства стран, регионов, муниципальных образований и организаций. Причем долю, считаемую в рублях или долларах. В сущности, накопленный человеческий капитал - это инвестиции и отдача от них в человека, в качество его жизни, в условия и инструменты его интеллектуального труда, в среду обитания и работы.

С развитием и усложнением понятия и экономической категории «человеческий капитал» усложнялась и его структура.

Человеческий капитал формируется, прежде всего, за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения. В том числе - в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), предпринимательскую способность и климат, в информационное обеспечение труда, в формирование эффективной элиты, в безопасность граждан и бизнеса и экономическую свободу, а также в культуру, искусство и другие составляющие.

Формируется человеческий капитал и за счет притока из других стран. Или убывает за счет его оттока. Человеческий капитал - не просто количество людей, работников простого труда. Это профессионализм, знания, информационное обслуживание, здоровье и оптимизм, законопослушность граждан, креативность и эффективность элиты и т.д.

Инвестиции в составляющие человеческого капитала и составляют его структуру: воспитание, образование, здоровье, наука, личная безопасность, предпринимательская способность, инвестиции в подготовку элиты, инструментарий интеллектуального труда, информационное обслуживание и т.д.

Человеческий капитал как производительный фактор по степени эффективности можно разделить на отрицательный (разрушительный) и положительный (созидательный). Между этими крайними состояниями и составляющими совокупного человеческого капитала существуют промежуточные по эффективности состояния и составляющие.

Отрицательный человеческий капитал - это часть накопленного человеческого капитала, не дающая какой-либо полезной отдачи от инвестиций в него для общества, экономики и препятствующая росту качества жизни населения, развитию общества и личности. Не каждая инвестиция в воспитание и образование полезна и увеличивает человеческий капитал. Неисправимый преступник, наемный киллер - это потерянные для общества и семьи инвестиции в них. Значительный вклад в накопленный отрицательный человеческий капитал вносят также коррупционеры, наркоманы, чрезмерные любители спиртного. И просто лодыри, бездельники и вороватые люди.

И, напротив, в положительную часть человеческого капитала вносят существенную долю трудоголики, профессионалы, специалисты мирового уровня.

Отрицательный накопленный человеческий капитал формируется на базе негативных сторон менталитета нации, на низкой культуре населения, включая ее рыночные составляющие (в частности, этику труда и предпринимательства). Вносят в него свой вклад негативные традиции государственного устройства и функционирования государственных институтов на базе несвободы и неразвитости гражданского общества, на базе инвестиций в псевдовоспитание, псевдообразование и псевдознания, в псевдонауку и псевдокультуру. Особо значительный вклад в отрицательный накопленный человеческий капитал способна вносить активная часть нации - ее элита, поскольку именно она определяет политику и стратегию развития страны, ведет за собой нацию по пути либо прогресса, либо стагнации (застоя) или даже регресса.

Отрицательный человеческий капитал требует дополнительных инвестиций в общественный человеческий капитал для изменения сущности знаний и опыта. Для изменения образовательного процесса, инновационного и инвестиционного потенциалов, для изменения в лучшую сторону менталитета населения и повышения его культуры. В этом случае требуются дополнительные инвестиции для компенсации накопленного в прошлом отрицательного капитала. [8, с.51]

Неэффективные инвестиции в человеческий капитал - вложения средств в неэффективные проекты или семейные затраты по повышению качества составляющих человеческого капитала, связанные с коррупцией, непрофессионализмом, ложной или неоптимальной идеологией развития, неблагополучием в семье и т.д. Фактически это инвестиции в отрицательную составляющую человеческого капитала.

Неэффективные инвестиции, в частности, это:

инвестиции в неспособных к обучению и восприятию современных знаний индивидов, которые дают нулевой или незначительный результат;

инвестиции в неэффективный и коррумпированный образовательный процесс;

инвестиции в систему знаний, которые сформированы вокруг ложного ядра;

инвестиции в ложные или низкоэффективные инновации, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проекты.

Накопленный отрицательный человеческий капитал в полной мере начинает проявлять себя в периоды бифуркаций - в условиях сильно неравновесных состояний. В этом случае имеет место переход в другую систему координат (в частности, в другое экономическое и политическое пространство), и человеческий капитал может изменить свой знак и величину.

В частности, при переходе страны в другую экономическую и политическую систему, при резком переходе на другой, значительно более высокий технологический уровень (для предприятий и отраслей). Это означает, что накопленный человеческий капитал, прежде всего в виде накопленного менталитета, опыта и знаний, а также имеющегося образования, не пригоден для решения новых задач более сложного уровня, задач в рамках другой парадигмы развития. И при переходе в другую систему координат, к кардинально другим требованиям к уровню и качеству человеческого капитала накопленный старый человеческий капитал становится отрицательным, становится тормозом в развитии. И нужны новые дополнительные инвестиции в человеческий капитал для его модификации и развития.

Сущность отрицательности непроизводительной составляющей человеческого капитала определяется тем обстоятельством, что, если человек является носителем знаний, которые не соответствуют современным требованиям науки, техники, технологий, производства, менеджмента, социальной сферы и пр., то переобучение его, зачастую, требует гораздо больше средств, чем обучение соответствующего работника с нуля. Или приглашение работника со стороны.

Другими словами, если качество труда определяется псевдознаниями, то кардинальное изменение этого качества обходится дороже, чем формирование качественно нового труда на современной образовательной основе и на базе других работников.

Доля отрицательной составляющей в накопленном человеческом капитале и, соответственно, эффективность инвестиций в человеческий капитал в различных странах мира очень сильно различается.

Положительный человеческий капитал определяются как накопленный человеческий капитал, обеспечивающий полезную отдачу от инвестиций в него в процессы развития и роста. В частности, от инвестиций в повышение и поддержание качества жизни населения, в рост инновационного потенциала и институционального потенциала. В развитие системы образования, рост знаний, развитие науки, улучшение здоровья населения. В повышение качества и доступности информации. [15, с. 66]

Человеческий капитал является инерционным производительным фактором. Инвестиции в него дают отдачу только через некоторое время. Величина и качество человеческого капитала зависят, прежде всего, от менталитета, образования, знаний и здоровья населения. В исторически короткие сроки можно получить существенную отдачу от инвестиций в образование, знания, здоровье, но не в менталитет, который формируется веками. В то же время менталитет населения может существенно снижать коэффициенты трансформации инвестиций в человеческий капитал и даже делать полностью неэффективными эти инвестиции.

То обстоятельство, что человеческий капитал невозможно изменить в короткие сроки, особенно при значительном объеме отрицательного накопленного человеческого капитала, в сущности, является главной проблемой развития экономики с точки зрения теории развития человеческого капитала.

Важнейшей составляющей человеческого капитала является труд, его качество и производительность. Качество труда в свою очередь определяется ментальностью населения и качеством жизни.

Таким образом, человеческий капитал представляет собой определенный комплекс производительных способностей человека, которыми обычно считают здоровье, природные особенности человека, уровень его образования и профессионала, а также трудовую мобильность индивида.[11, с. 289]

1.3 Факторы развития человеческого капитала и показатели его оценки в условиях инновационного развития экономики

Вложение средств в образование, здравоохранение, культуру, технику безопасности и другие сферы, повышающие производительность труда, квалификацию, творческие способности работника являются инвестициями в человеческий капитал <#"906440.files/image001.jpg"> <http://human.snauka.ru/wp-content/uploads/2013/05/doc.jpg>

Рисунок 1 - Концепция модели формирования человеческого капитала

Примечание - Источник: [4, с. 105, рисунок 1]

Похожие работы на - Инвестиции в человеческий капитал в условиях инновационного развития

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!