Налог на доходы физических лиц

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,58 Кб
  • Опубликовано:
    2016-11-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налог на доходы физических лиц

Содержание

Введение

. Краткая характеристика Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Владимирской области

. Анализ и особенности формирования налоговой базы по налогу на доходы физических лиц

. Порядок составления и предоставления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Налог на доходы физических лиц регулируется гл. 23 НК РФ. Данный налог введен в Российской Федерации в 2001 г. Он заменил собой действовавший раньше подоходный налог с физических лиц, носивший прогрессивный характер. Не только сумма налога, но и налоговая ставка возрастали по мере роста доходов налогоплательщика. Именно прогрессивный подоходный налог действует в большинстве развитых стран.

Между тем в теории налогообложения идея превратить прогрессивный подоходный налог в налог пропорциональный не нова. Ее еще высказывал известный английский философ и экономист Джон Стюарт Милль (1806-1873). Он писал, что облагать более значительные доходы более высоким процентом, нежели мелкие, - значит установить налог на трудолюбие и бережливость, налагать штраф на человека за то, что он работал усерднее и сберег больше своего соседа. Ради общей пользы нужно подвергать ограничению не то состояние, которое заработано, а то, которое не заработано. Справедливое и мудрое законодательство не должно побуждать к тому, чтобы расточались, а не сберегались заработки честного труда.

С точки зрения теории идея единой ставки не представляется бесспорной. Но для практики она привлекательна тем, что с введением единой ставки значительно упростился механизм уплаты налога и снизились затраты на его взимание. Кроме этого, снижение налога стимулировало рост заработной платы в стране, что имеет чрезвычайно важное значение. По уровню оплаты труда Россия значительно отстает от развитых государств. Низкая зарплата не может стимулировать повышение производительности труда и эффективности производства.

Современное предприятие, действующее в условиях рыночной экономики и конкурентной среды, вступает в сложные взаимоотношения со своим непосредственным окружением, в ходе которого происходит потребление и преобразование различных ресурсов, получаемых предприятием из окружающей его среды, и производится продукт, удовлетворяющий потребности отдельной социальной группы или общества в целом. В ходе деятельности предприятия в большей или меньшей степени достигаются поставленные перед ним стратегические цели и обеспечивается конкретный финансовый результат в виде извлекаемой в дальнейшем прибыли предприятия. При этом, важнейшей социальной задачей любого действующего предприятия, вне зависимости от формы собственности и отношения к извлечению прибыли, является обеспечение занятости - создание условий, при которых сотрудники, занятые на предприятии, могли получать доход от осуществляемой ими трудовой деятельности.

Работники организации, получая доход от осуществляемой ими трудовой деятельности, приобретают обязанности по уплате законодательно установленных налогов с полученных доходов. Конституция Российской Федерации статьей 57 устанавливает обязанность каждого платить установленные законом налоги и сборы. В соответствии с частью второй Налогового кодекса Российской Федерации, для налогообложения доходов, получаемых частными лицами на территории страны, введен отдельный элемент налоговой системы - налог на доходы физических лиц.

Особенностью исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в Российской Федерации является то, что обязанность по его исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет Российской Федерации Налоговым кодексом возложена на налогового агента. Иными словами, хотя частное лицо и остается плательщиком налога, в случае получения этим лицом дохода в форме заработной платы его работодатель будет обязан исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить сумму налога в соответствующий бюджет.

Таким образом, в связи с положениями Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны осуществлять исчисление и уплату налога за налогоплательщиков; более того, процесс исчисления и уплаты налога должен быть правильно организован, чтобы не допускать уплаты налога в неполном размере. Учитывая тот факт, что ошибки в исчислении и уплате налога грозят налоговому агенту значительными штрафами и неизбежными убытками, вопросы рациональной организации и правильного исчисления налоговой базы по налогу на доходы физических лиц имеет несомненную актуальность для глубокого изучения.

Целью настоящей дипломной работы является исследование актуальных проблем, связанных с исчислением налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и с порядком применения налоговых вычетов при определении налоговой базы по налогу, а так же выявление проблем и неточностей законодательства, связанных с исчислением налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, и разработки пути их решения.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

раскрытие экономической сущности и особенностей налогообложения доходов физических лиц;

рассмотрение порядка и особенностей предоставления налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц;

охарактеризовать структуру Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Владимирской области;

проанализировать по имеющимся данным порядок исчисления налоговой базы по налогу на доходы физических лиц;

выявить имеющиеся проблемы исчисления налоговой базы по налогу на доходы физических лиц;

определить пути развития налогообложения доходов физических лиц.

Объектом исследования является Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 12 по Владимирской области.

Предметом исследования является реализованная действующее законодательство Российской Федерации в области налогообложения доходов физических лиц, а так же практика применения действующего законодательства, и возможные пути развития налогообложения доходов физических лиц.

При выполнении дипломной работы будут использованы следующие методы: анализ, синтез, наблюдение, описание, сравнение, интерполяция и экстраполяция метод статистического наблюдения, сравнительно-экономический, метод экспертных оценок. Для обработки полученной фактической информации и её визуализации были использованы вычислительные и графические возможности электронных таблиц MicrosoftExcel, входящих в состав широко распространенного офисного пакета MicrosoftOffice. Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды ученых-специалистов в области налогообложения - М.В. Акимовой, Н.В. Милякова, В.В. Ковалева, А.М. Ковалевой, А.Е. Шохина, Н.П. Кондракова, Г.Б. Поляка, А.В. Попова, Е.С. Вилковой, А.Э. Сердюкова, А.В. Толкушина и ряда других.

1. Краткая характеристика Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Владимирской области

доход физический налог декларация

Структура районной инспекции разработана с учетом многолетнего опыта работы налоговых инспекций по пополнению бюджета.

В настоящее время структура налоговой инспекции регулируется действующим законодательством Российской Федерации. Отдельными приказами ФНС России утверждены положения о межрегиональных инспекциях по федеральным округам и по централизованной обработке данных.

Рассмотри структуру Межрайонной инспекции ФНС России № 12 по Владимирской области. Штатная численность составляет свыше 89 единиц.

Структура Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Владимирской области приведена в ПРИЛОЖЕНИИ 1.

Обязательными для выполнения всеми отделами инспекции являются следующие функции:

Участие в подготовке ответов на письменные запросы по предмету деятельности отдела.

Формирование установленной ФНС России отчетности по предмету деятельности отдела.

Непосредственные функции, выполняемые каждым отделом, приведены в ПРИЛОЖЕИЯХ 2 - 12.

Изменение наименований и направлений деятельности отделов не допускается. Минимальная численность отдела - пять человек.

Нормативное распределение по численности работников:

Контрольный блок (отделы камеральных и выездных проверок) должен составлять не менее 40% от предельной численности работников инспекции. При этом, численность работников отдела камеральных проверок должна составлять не менее 55% от общей численности работников отделов камеральных и выездных проверок.

Блок общего обеспечения (отдел финансового и общего обеспечения или отделы общего и финансового - хозяйственного обеспечения) - не более 12,5% от предельной численности работников инспекции.

Результаты деятельности налоговой инспекции складываются из результатов работы ее сотрудников - налоговых инспекторов. От того, насколько четко и эффективно организован их труд, взаимодействие между ними зависит эффективность работы всей налоговой системы.

Профессиональная служебная деятельность налогового инспектора осуществляется в соответствии с должностным регламентом.

В должностной регламент включаются:

квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к налоговому инспектору, а также к его образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности.

должностные обязанности, права и ответственность налогового инспектора за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом налогового органа, задачами и функциями структурного подразделения налогового органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы.

перечень вопросов, по которым налоговый инспектор вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения.

перечень вопросов, по которым налоговый инспектор вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений.

сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений.

порядок служебного взаимодействия налогового инспектора в связи с исполнением им должностных обязанностей с другими сотрудниками налогового органа, сотрудниками иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями.

перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом налогового органа.

показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности налогового инспектора.

Налоговый инспектор постоянно работает с документами налогоплательщика. Объем этих документов очень большой, формы и сроки поступления в инспекцию - разнообразны. Все эти документы должны своевременно обрабатываться и аккуратно храниться налоговым инспектором. Он всегда должен помнить о том, что он несет персональную ответственность за их сохранность и нераспространение содержащихся в них сведений. Инспектору необходимо изучить порядок хранения служебных документов и строго ему следовать. В любом случае, документы должны храниться таким образом, чтобы обеспечить невозможность свободного доступа к ним посторонних лиц.

. Анализ и особенности формирования налоговой базы по налогу на доходы физических лиц

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные в денежной и натуральной формах, а также в виде материальной выгоды.

Удержания из доходов налогоплательщика налоговую базу не уменьшают.

При этом такие удержания должны производиться по распоряжению налогоплательщика, решению суда или иных органов.

В качестве примеров удержаний можно привести: алименты, оплату за кредит, оплату коммунальных услуг, оплату обучения и др.

Если ставка налога на доходы физических лиц одна, то налоговая база общая.

Это означает, что налоговую базу по доходам, облагаемым по одной ставке (например, по ставке в размере 13%), следует определять суммарно.

Если ставки налога на доходы физических лиц разные, то и налоговые базы разные.

Это означает, что налоговая база определяется отдельно по доходам, которые облагаются налогом по разным ставкам.

Налоговая база определяется только в рублях.

Если доходы (расходы в виде налоговых вычетов) получены (произведены) налогоплательщиком в иностранной валюте, то их нужно пересчитать в рубли. Пересчет следует произвести по официальному курсу Банка России на дату фактического получения доходов (осуществления расходов).

Порядок определения налоговой базы при получении дохода в натуральной форме установлен ст. 211 НК РФ.

Так, доходами в натуральной форме признаются полученные налогоплательщиком товары, иное имущество, выполненные для него работы, оказанные услуги. В частности, к таким доходам относятся:

полная или частичная оплата за налогоплательщика товаров, работ, услуг (например, электрической, тепловой энергии, других коммунальных услуг, питания, медицинского обслуживания, отдыха, обучения в его интересах);

оплата (полностью или частично) за физическое лицо имущественных прав (например, доли или части доли в праве собственности на недвижимость);

оплата труда в натуральной форме;

предоставленные налогоплательщику безвозмездно или с частичной оплатой товары, работы, услуги (например, в случае аренды организацией жилых помещений для своих сотрудников).

Причем ст. 211 НК РФ содержит закрытый перечень лиц, в результате отношений с которыми у физического лица может возникнуть доход в натуральной форме. Этот перечень включает только организации и индивидуальных предпринимателей. Поэтому при получении дохода в натуральной форме от физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, объекта налогообложения по налогу у налогоплательщика не возникает.

Положениями ст. 105.3 НК РФ, в свою очередь, регламентирован порядок определения цен по сделкам, совершаемым:

между лицами, не признаваемыми взаимозависимыми;

между взаимозависимыми лицами.

В частности, по общему правилу при исчислении налоговой базы лицами, не признаваемыми взаимозависимыми, учитывается цена, определенная в сделке.

В стоимость товаров (работ, услуг), имущества для целей определения размера налоговой базы включаются суммы НДС и акцизов.

Если полученные товары (имущество), оказанные услуги, выполненные работы частично оплачены налогоплательщиком, такая оплата исключается из налоговой базы.

Важно учитывать, что выплаты в натуральной форме, полученные физическим лицом, являются его доходом только в том случае, когда произведены в его пользу и в его интересах.

Далее приведем примеры выплат, которые не включаются в облагаемый доход физического лица:

оплата работодателем стоимости проезда работника, в том числе на такси, при осуществлении им служебных поездок. В данном случае преследуются интересы работодателя, поэтому такая выплата в налоговую базу работника не включается;

оплата издержек физического лица, с которым заключен гражданско-правовой договор на оказание услуг или выполнение работ (например, стоимости проезда, проживания), если данные расходы осуществляются в интересах заказчика;

оплата стоимости ГСМ для служебных автомобилей, которые предоставляются сотрудникам исключительно для служебных поездок в течение рабочего дня;

перечисление взносов за членство генерального директора организации в общественном объединении работодателей;

компенсация стоимости проезда, проживания, суточных для физических лиц, направленных для участия в спортивных соревнованиях по инициативе работодателя.

Порядок определения налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды установлен ст. 212 НК РФ.

Такой доход может возникать в следующих случаях:

) при экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.

Исключением являются:

а) материальная выгода, полученная от банков, находящихся на территории РФ, при осуществлении операций с банковскими картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении банковской карты;

б) экономия на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков для индивидуального жилищного строительства и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;

в) экономия на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными банками, находящимися на территории РФ, для рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов) на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков для индивидуального жилищного строительства и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.

При этом если заемные (кредитные) средства для целей рефинансирования (перекредитования) предоставлены не банком, а, например, организацией-работодателем, то указанная льгота на них не распространяется. В таком случае заемные средства должны облагаться налогом;

) при приобретении товаров (работ, услуг) по гражданско-правовым договорам у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику;

) при приобретении ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок.

Рассмотрим каждый из перечисленных случаев подробнее.

Итак, налогом на доходы физических лиц облагается доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, которые организация или индивидуальный предприниматель предоставили физическим лицам.

При этом нужно отметить, что перечень случаев признания материальной выгоды доходом носит закрытый характер. Следовательно, все, что к таким доходам не относится, освобождается от налогообложения.

Так, если заем предоставило одно физическое лицо другому, то налогооблагаемого дохода от экономии на процентах у заемщика не возникнет. Однако если беспроцентный договор займа заключается между индивидуальными предпринимателями, то лицо, получившее доход в виде материальной выгоды, обязано исчислить и уплатить налог в бюджет.

Также не возникает материальной выгоды в следующих случаях:

заемные средства предоставлены за счет бюджета;

в соответствии со ст. 811 ГК РФ начислены проценты на сумму не оплаченного в срок кредита;

прекращено начисление процентов за пользование кредитными средствами в связи с несвоевременным внесением платежа либо не уплачены (несвоевременно уплачены) проценты по кредиту;

унаследованы обязательства заемщика по кредитному договору (включая обязанность возвратить сумму основного долга и уплатить проценты), предусматривающему, что в случае смерти заемщика срок действия договора заканчивается и проценты не начисляются.

Теперь остановимся на порядке определения налоговой базы. Он зависит от того, в какой валюте получен заем (кредит) - в российской или иностранной.

Рассмотрим далее, что такое кредит и заем и как определить налоговую базу, если средства предоставлены в рублях, иностранной валюте либо получен беспроцентный заем (кредит).

Если заем (кредит) получен в рублях, то налоговая база определяется как превышение суммы процентов по займу (кредиту), исчисленной исходя из 2/3 действующей ставки рефинансирования Банка России, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

При расчете налоговой базы нужно взять ставку рефинансирования, действующую на день уплаты налогоплательщиком процентов.

Таким образом, если по условиям договора ставка процентов больше или равна 2/3 ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату уплаты процентов по займу (кредиту), то налогооблагаемого дохода у физического лица не возникает.

Напомним, что налоговая база в отношении материальной выгоды определяется на дату уплаты процентов. Поэтому если в налоговом периоде выплата процентов не производится, то не возникает и дохода, облагаемого налогом. Данное правило действует и в том случае, если проценты за кредит фактически были уплачены в срок, отличный от указанного в договоре.

Договор займа (кредита) может предусматривать, что проценты не выплачиваются заемщиком, а включаются в сумму основного долга. В таком случае, материальная выгода возникает на дату причисления процентов к сумме задолженности.

Если заем (кредит) получен в иностранной валюте, то налоговая база определяется как превышение суммы процентов по займу (кредиту), исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

Иногда организации выдают беспроцентные займы (кредиты). Зачастую такие льготные условия по займам предоставляют работодатели своим работникам. Если заем (кредит) предоставлен в рублях, у вас могут возникнуть определенные сложности с определением налоговой базы.

Так, чтобы рассчитать размер материальной выгоды, необходимо знать дату уплаты процентов по займу (кредиту). А по беспроцентным заимствованиям такой даты просто нет. Поэтому облагаемого налогом дохода при получении беспроцентных займов формально не возникает.

Однако, по мнению Минфина России, материальная выгода по беспроцентным займам все же может быть определена и потому облагается налогом на доходы физических лиц. Считается, что в таком случае фактической датой получения материальной выгоды следует считать даты возврата заемных средств.

При первоначальном возврате заемных средств на сумму задолженности нужно начислить проценты, исчисленные исходя из 2/3 ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату возврата средств, и количества дней, прошедших с момента предоставления займа. А при каждом следующем погашении проценты начисляются исходя из количества дней, прошедших с момента возврата предыдущей части займа.

Налоговую базу по доходу в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах, определяет налоговый агент. Он же исчисляет, удерживает из дохода налогоплательщика и перечисляет в бюджет налог.

Напомним, что при определении налоговой базы доход в виде материальной выгоды не уменьшается на налоговые вычеты, предусмотренные ст. ст. 218 - 221 НК РФ.

Отдельно остановимся на материальной выгоде, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами на строительство или приобретение жилья, а также земельных участков, и на материальной выгоде от экономии на процентах при рефинансировании (перекредитовании) указанных займов (кредитов).

Такая материальная выгода не облагается налогом при условии, что налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета, подтвержденное налоговым органом. Причем освобождение применяется независимо от того, когда налогоплательщик обратился за вычетом, даже в том случае, если он по какой-либо причине не воспользовался имущественным вычетом по приобретенному имуществу.

Важно уточнить, что освобождается от налога на доходы физических лиц вся материальная выгода, в том числе полученная до налогового периода, в котором было подтверждено право на вычет.

При этом отметим, что материальная выгода от экономии на процентах за пользование займами (кредитами), полученными на перекредитование ранее взятых займов (кредитов) на строительство или приобретение жилья, а также земельных участков, не подлежит налогообложению, если займы (кредиты) на такое перекредитование получены от банков, находящихся на территории РФ.

Если такой заем (кредит) на перекредитование вы получили не от банка, а от другого заимодавца (например, от работодателя), то материальная выгода от экономии на процентах подлежит обложению налогом на доходы физических лиц. Для освобождения материальной выгоды от налогообложения не имеет значения, в какой валюте получен заем (кредит).

Если имущественный вычет по приобретению жилья был использован, а заем (кредит), полученный на приобретение данного жилья, продолжает погашаться, то в таком случае материальная выгода налогом не облагается.

Однако если у налогоплательщика права на вычет нет, в том числе в связи с тем, что он был предоставлен ему ранее, то полученная материальная выгода облагается налогом по ставке 35%.

До представления налоговому агенту уведомления нет оснований для льготного налогообложения рассматриваемых доходов налогоплательщика. Следовательно, налог с них нужно исчислять и удерживать по ставке 35%.

Заметим, что материальная выгода от экономии на процентах за пользование займами (кредитами) освобождается от налогообложения в полном объеме. В том числе и в случае, если размер полученного займа (кредита) превышает предел, установленный в абз. 17 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ.

Но если налогоплательщик ранее уже представлял налоговому агенту уведомление для подтверждения права на имущественный вычет, то новое уведомление не нужно.

Если уведомление было отозвано в связи с предоставлением вычета налоговым органом, а не работодателем, это не влияет на освобождение материальной выгоды от налогообложения.

Пример расчета налоговой базы при получении материальной выгоды в виде экономии на процентах за пользование займами (кредитами) приведен в ПРИЛОЖЕНИИ 44.

Следующий вид материальной выгоды - материальная выгода, которая получена налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг) по гражданско-правовому договору у организаций и физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей). Причем такие организации и физические лица должны быть взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику.

При приобретении товаров (работ, услуг) у взаимозависимого лица доход в виде материальной выгоды возникает, если эти товары (работы, услуги) проданы налогоплательщику по более низкой цене, чем обычная.

Поэтому налоговая база в данном случае определяется как разница между ценой, по которой идентичные (однородные) товары (работы, услуги) реализуются третьим лицам, не являющимся взаимозависимыми, и ценой их реализации налогоплательщику. Какие-либо иные методы оценки стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) для расчета материальной выгоды не используются.

О том, кто в данном случае должен определять налоговую базу - налогоплательщик или налоговый агент, Налоговый кодекс РФ прямо не говорит. Вместе с тем по общему правилу, установленному ст. 226 НК РФ, делать это должен налоговый агент.

Конечно, это не касается тех ситуаций, когда налогоплательщиком является индивидуальный предприниматель или физическое лицо, которое занимается частной практикой (например, частный нотариус, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, и др.), а сделка по приобретению товаров (работ, услуг) у взаимозависимых по отношению к ним организаций и предпринимателей была заключена в рамках их предпринимательской (профессиональной) деятельности.

Еще одним видом материальной выгоды является материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг, а также финансовых инструментов срочных сделок. Она возникает в тех случаях, когда ценные бумаги или финансовые инструменты срочных сделок приобретены налогоплательщиком по цене ниже рыночной (в том числе если они получены безвозмездно).

Налоговая база в данном случае представляет собой разницу между рыночной стоимостью ценных бумаг (финансовых инструментов срочных сделок) и суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.

Если рыночная стоимость ценных бумаг выражена в иностранной валюте, ее пересчет в рубли производится по официальному курсу Банка России на дату перехода прав на ценные бумаги. Если расходы на приобретение ценных бумаг произведены в иностранной валюте, они пересчитываются в рубли по курсу, действующему на дату их осуществления.

С 2010 г. рыночная стоимость ценных бумаг с учетом предельной границы ее колебаний определяется исходя из:

рыночной цены ценных бумаг (для ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке);

расчетной цены ценных бумаг (для ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке).

Порядок определения рыночной и расчетной цены ценных бумаг, а также предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг утвержден Приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-65/пз-н. Он применяется с 1 января 2011 г.

) для инвестиционного пая закрытого инвестиционного фонда (интервального паевого инвестиционного фонда), не обращающегося на организованном рынке, расчетной ценой считается последняя расчетная стоимость пая, определенная управляющей компанией, которая осуществляет доверительное управление имуществом, составляющим такой паевой инвестиционный фонд. При этом предельные границы колебаний расчетной цены не учитываются;

) для инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда (как обращающегося, так и не обращающегося на организованном рынке) в случае его приобретения у управляющей компании, которая осуществляет доверительное управление имуществом, составляющим такой паевой инвестиционный фонд, рыночной стоимостью признается последняя расчетная стоимость пая, определенная управляющей компанией. Предельные границы колебаний рыночной или расчетной цены пая не учитываются;

) для инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда, ограниченного в обороте, если он выдается не по расчетной стоимости, рыночной стоимостью является сумма денежных средств, определенная в соответствии с правилами доверительного управления фондом, на которую выдается один инвестиционный пай. Предельная граница колебаний также не учитывается;

) для инвестиционного пая открытого инвестиционного фонда рыночной стоимостью признается последняя расчетная стоимость пая, определенная управляющей компанией, которая осуществляет доверительное управление имуществом, составляющим такой инвестиционный фонд. Предельная граница колебаний рыночной цены опять же не учитывается.

При этом для указанных инвестиционных паев положения об определении рыночной стоимости ценных бумаг, установленные в ч. 2 ст. 14 Закона N 281-ФЗ на 2010 г., не применяются.

Как отмечалось выше, порядок определения предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг устанавливается ФСФР России. Однако на период приостановления действия абз. 6 п. 4 ст. 212 НК РФ он закреплен в ч. 2 ст. 14 Закона N 281-ФЗ.

Так, предельная граница колебаний рыночной цены ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке, установлена в размере 20% в сторону повышения или понижения.

Это означает, что при расчете материальной выгоды нужно исходить из рыночной стоимости бумаг, уменьшенной на 20% (т.е. до нижней границы колебания рыночной цены).

Следовательно, если фактические расходы налогоплательщика на приобретение ценных бумаг равны или превышают рыночную цену бумаг, уменьшенную на 20%, то материальной выгоды не возникает.

Отметим, что в ч. 2 ст. 14 Закона N 281-ФЗ установлена и предельная граница колебаний для ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке. Как и для обращающихся ценных бумаг, на период с 1 января по 31 декабря 2010 г. она составляет 20% в сторону повышения или понижения от их расчетной цены. Однако порядка определения расчетной цены не обращающихся ценных бумаг в настоящее время нет.

В заключение добавим, что предельные границы колебаний не применяются при определении рыночной стоимости инвестиционных паев в случаях, указанных в абз. 7 - 10 п. 4 ст. 212 НК РФ.

Рыночная стоимость финансовых инструментов срочных сделок, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке, определяется п. п. 1 и 2 ст. 305 НК РФ соответственно.

Для финансовых инструментов срочных сделок, обращающихся на организованном рынке, фактическая цена сделки считается рыночной. При этом она должна находиться между минимальной и максимальной ценами сделок на такой финансовый инструмент, зарегистрированными у организатора торговли на дату заключения сделки.

Если на дату заключения сделки у организатора торговли нет информации об интервале цен на финансовый инструмент, берется интервал цен на дату предыдущих торгов за последние три месяца.

Если сделки с финансовым инструментом срочных сделок совершались у нескольких организаторов торговли, то налогоплательщик может выбрать, чей интервал цен использовать для расчета рыночной стоимости финансового инструмента.

При этом ни в ст. 305, ни в ст. 212 НК РФ не сказано, как определяется рыночная стоимость финансового инструмента, если цена сделки выходит за пределы установленного интервала.

Таким образом, определить в данном случае налоговую базу не представляется возможным.

В отношении финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, отметим следующее.

Фактическая цена сделки признается рыночной, если она не отклоняется более чем на 20% в сторону повышения или понижения от расчетной цены финансового инструмента на дату заключения срочной сделки.

При этом порядок определения расчетной цены финансовых инструментов срочных сделок устанавливается ФСФР России по согласованию с Минфином России.

Если фактическая цена финансового инструмента отклоняется от его расчетной стоимости более чем на 20%, то расходы налогоплательщика определяются исходя из расчетной стоимости, увеличенной (уменьшенной) на 20% в зависимости от того, в какую сторону имеется такое отклонение.

Таким образом, налоговая база в данном случае будет рассчитываться как разница между расчетной стоимостью финансового инструмента, уменьшенной на 20%, и расходами налогоплательщика на приобретение финансового инструмента.

Однако необходимо отметить, что действие п. 2 ст. 305 НК РФ приостановлено на период с 1 января по 31 декабря 2010 г.

На период приостановления данной нормы расчетная стоимость финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке, может рассчитываться налогоплательщиком самостоятельно или с привлечением оценщика.

По общему правилу при совершении операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок налоговую базу по налогу определяет налоговый агент.

И только в том случае, когда налоговый агент не может удержать сумму налога, заплатить налог с дохода в виде материальной выгоды нужно самому налогоплательщику по общим правилам, т.е. не позднее 15 июля следующего года. А декларацию необходимо подать не позднее 30 апреля следующего года.

Пример определения налоговой базы по материальной выгоде от приобретения ценных бумаг приведен в ПРИЛОЖЕНИИ 14.

Дата получения дохода - это дата, на которую доход признается фактически полученным для целей включения его в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц. Указанная дата определяется по правилам ст. 223 НК РФ и зависит от вида полученного дохода. Порядок определения даты получения дохода приведен в ПРИЛОЖЕНИИ 15.

3. Порядок составления и представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц

Форма декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) в 2013 г. не менялась (ПРИЛОЖЕНИЕ 16). Поэтому отчитываться по доходам 2013 г. следует по той же форме, которая действовала в отношении доходов 2011 г.

Налогоплательщиков, которые представляют декларацию, можно разделить на две группы:

те, кому такую обязанность предписывает Налоговый кодекс РФ;

те, кто сдает декларацию по собственной инициативе.

Налогоплательщики, которые обязаны представлять декларацию (первая группа), указаны в ст. ст. 227, 228 НК РФ. Это лица, которые самостоятельно рассчитывают и перечисляют налог со своих доходов. Их, в свою очередь, также можно разделить на две группы.

. Физические лица, которые получают доходы от осуществления предпринимательской деятельности и занятия частной практикой. К ним относятся:

индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке;

частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся частной практикой.

. Физические лица, которые получают иные налогооблагаемые доходы. Категории налогоплательщиков этой группы приведены ПРИЛОЖЕНИИ 17.

Физические лица, не обязанные подавать декларацию, имеют право ее представить по собственной инициативе. Декларация, в частности, может быть подана для получения:

стандартных налоговых вычетов (в случае, если в течение налогового периода они налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем это предусмотрено ст. 218 НК РФ);

социальных налоговых вычетов (при оплате лечения, обучения; перечислении собственных средств на благотворительные цели, на негосударственное пенсионное обеспечение и (или) добровольное пенсионное страхование, а также на дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии);

имущественных налоговых вычетов при продаже имущества или приобретении жилья;

профессиональных налоговых вычетов по доходам, полученным за выполнение работ (оказание услуг) по договорам гражданско-правового характера, а также авторским вознаграждениям или вознаграждениям за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждениям авторам открытий, изобретений и промышленных образцов (если такие вычеты не были предоставлены налоговыми агентами).

По общему правилу налогоплательщики должны представлять декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, каждый год не позднее 30 апреля налогоплательщики должны представлять декларацию по налогу на доходы физических лиц.

Важно помнить, что если 30 апреля приходится на выходной и (или) нерабочий праздничный день, то декларация должна быть представлена не позднее ближайшего рабочего дня.

Для некоторых ситуаций установлен специальный срок представления декларации. Указанные сроки представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 18.

Для налогоплательщиков, которые подают декларацию исключительно в целях получения налоговых вычетов, срок ее представления не ограничен 30 апреля.

Бывает, что налогоплательщики по каким-либо причинам временно приостанавливают свою предпринимательскую деятельность (частную практику). Соответственно, доход они не получают, а значит, исчислять и платить налог им не нужно.

Если в налоговом периоде у налогоплательщика отсутствовал доход, но деньги по счетам в банках (в кассе) проходили, то следует подать обычную декларацию по НДФЛ с нулевыми показателями по деятельности.

Представить ее должны не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Несвоевременное представление декларации влечет за собой применение налоговой ответственности.

По общему правилу налогоплательщики представляют единую (упрощенную) декларацию при соблюдении следующих условий:

на их банковских счетах и в кассе не происходит движения денежных средств;

у них отсутствуют объекты налогообложения.

Такая ситуация может сложиться, если налогоплательщик временно приостанавливает предпринимательскую деятельность, не получает доходы и не осуществляет расходы.

В соответствии с п. 5 ст. 227, п. 3 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, для которых представление налоговой декларации является обязательным, подают ее в территориальные органы ФНС России по месту своего учета.

Напомним, что постановка на учет индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов, физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется по месту их жительства. При этом место жительства физического лица - это адрес (наименования субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством РФ.

Таким образом, налогоплательщики должны подавать декларацию в ту налоговую инспекцию, которая выдала им Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации.

Налогоплательщики, для которых представление декларации является правом, а не обязанностью, также подают ее в налоговые органы по месту жительства.

Подчеркнем, что если физические лица зарегистрированы по месту пребывания и при этом имеют регистрацию по месту жительства на территории РФ, то декларацию они подают в налоговый орган по месту жительства. Если же регистрация по месту жительства на территории РФ у них отсутствует, они обращаются в налоговый орган по месту пребывания с заявлением о постановке на учет и представляют налоговую декларацию о доходах в эту же инспекцию.

На практике возможна ситуация, когда у налогоплательщика, продавшего недвижимое имущество и получившего доход от такой сделки, отсутствует и место жительства, и место пребывания на территории РФ. В этом случае декларация о полученном доходе представляется в налоговый орган по месту расположения недвижимого имущества.

Декларацию в налоговый орган можно представлять на бумажном носителе или в электронной форме.

Если декларация оформлена на бумаге, то вы вправе выбрать один из двух способов ее представления:

лично или через своего представителя;

по почте.

Особенности предоставления декларации приведены в ПРИЛОЖЕНИИ 19.

Налогоплательщик вправе сам выбрать, как представлять декларацию по налогу: на бумаге или в электронной форме.

Порядок подачи налоговой декларации в электронной форме определяется ФНС России по согласованию с Минфином России.

При подаче декларации в электронной форме необходимо иметь в виду следующее:

она должна быть заверена усиленной квалифицированной электронной подписью;

получив такую декларацию, налоговый орган обязан в течение суток передать вам квитанцию о ее приеме;

при подаче декларации в электронном виде, дублировать и представлять ее на бумажном носителе не нужно.

Заключение

Проведённое исследование порядка исчисления налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, отдельных его проблем и возможных путей совершенствования на примере Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Владимирской области позволяет сделать следующие выводы:

экономическая сущность налогообложения раскрывается в централизованном, осуществляемом уполномоченными органами государственной власти, присвоение и перераспределении через бюджеты различного уровня части произведенного национального продукта, осуществляемом в соответствии и во исполнение соответствующих норм законодательства и в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) местного самоуправления, решения социально значимых задач и реализации важных национальных проектов;

Базой налогообложения является стоимостное выражение объекта налогообложения, к которому применяется налоговая ставка и используеться для определения размера налогового обязательства налогоплательщика.

Базой налогообложения для налога с доходов физических лиц является чистый годовой налогооблагаемый доход. Чистый годовой налогооблагаемый доход определяется как разница между общим налогооблагаемым доходом и налоговой скидкой (налоговая скидка рассчитывается по правилам ст. 166 Налогового Кодекса, полученной налогоплательщиком по итогам налогового отчетного года. В статье 164 Налогового Кодекса определены принципы формирования: 1) общего налогооблагаемого дохода,

) общего месячного налогооблагаемого дохода

) общего годового налогооблагаемого дохода.

Общий налогооблагаемый доход - это любой доход, подлежащий налогообложению, начисленный (выплаченный, предоставленный) в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового периода. Совокупность налогооблагаемых доходов, начисленных (выплаченных, предоставленных) налогоплательщику в течение отчетного налогового месяца составляет общий месячный налогооблагаемый доход.

Общий годовой налогооблагаемый доход определяется в первую очередь для лиц, которые подают по итогам отчетного налогового года годовую налоговую декларацию.

в соответствии со ст. 207 Налогового кодекса РФ плательщиками НДФЛ являются физические лица - как налоговые резиденты Российской Федерации, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, но получающие доходы от источников в Российской Федерации. Понятия налогового резидента и налогового нерезидента также установлены Налоговым кодеком РФ. Предприятия и индивидуальные предприниматели как работодатели выступают в роли налоговых агентов, то есть на них законом возложена обязанность исчисления по полученным доходам налогоплательщиков, удержания и уплаты в бюджет сумм налога на доходы физических лиц. По отдельным видам доходов и по отношению к разным категориям налогоплательщиков законом установлены различные ставки налога.

Несмотря на то, что порядок определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц установлен и действует достаточно давно. Остается достаточно большое количество спорных вопросов в части применения отдельных положений главы 23 Налогового кодекса РФ, как непосредственно по порядку определения налогооблагаемой базы, так и по вопросам предоставления налоговых вычетов при исчислении налогооблагаемых сумм.

Все эти вопросы требуют внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации. Однако, Правительство не торопится вносить изменения в Налоговый кодекс, поэтому отдельные вопросы приходится решать в судебном порядке и, как правило, суды различных инстанций принимают сторону налогоплательщика, что не всегда соответствует пониманию положений Налогового кодекса законодателем или налоговым органом.

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). С поправками от 30 декабря 2010 г. - <#"justify">.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 2009 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2010 г. № 117-ФЗ. В редакции от 23 июня 2013 г. [Электронный ресурс] Система «КонсультантПлюс: Высшая школа». - 2013.

.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 145-ФЗ (в редакции от 23 июля 2013 г.) [Электронный ресурс] Система «КонсультантПлюс: Высшая школа». - 2013.

.Федеральный закон от 8 августа 2010 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В редакции от 23 июля 2013 г. [Электронный ресурс] Система «КонсультантПлюс: Высшая школа». - 2013.

.Письмо Минфина России от 20.01.2003г. № 04-04-04/4 [Электронный ресурс] Система «КонсультантПлюс: Высшая школа». - 2013.

.Письмо Минфина РФ от 02.03.2012 № 03-05-01-04/43 [Электронный ресурс] Система «КонсультантПлюс: Высшая школа». - 2013.

.Письмо Минфина России от 26.09.2012 № 06-04-12/01-664 «Об установлении нормативов отчислений налога на доходы физических лиц в бюджеты городских округов» [Электронный ресурс] Система «КонсультантПлюс: Высшая школа». - 2013.

.Аникин, Б.А. Аутсорсинг и аутстаффинг: Высокие технологии менеджмента: учебное пособие / Б.А. Аникин, И.Л. Рудая. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 320 с.

.Ашмарина Е.М. Налоговое право / Е. М. Ашмарина, Е. С. Иванова, Е. В. Кудряшова, Т. Д. Мыктыбаев. - М.: КноРус, 2011. - 240 с.

.Баканов С.А. Система статистических показателей налогообложения доходов физических лиц // Налоги. - 2010. - №11. - С. 34-37.

.Боброва А.В. Разработка критериев налоговой оптимизации // Актуальные вопросы экономики, налогообложения и налогового права. Приложение к ж. «Налоги и финансовое право». - 2011. - № 2.

.Вилкова Е.С., Романовский М.В. Налоговое планирование: Учебник. - М.: Юрайт, 2011. - 634 с.

.Вилкова Е.С., Тарасевич А.Л. Концептуальные основы реформирования налога на доходы физических лиц в России: Монография.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.- 212 с.

.Главбух: Сайт журнала «Главбух» о налогообложении бухгалтерском учете - <#"justify">.Гущина И.Э. Исчисление и учет налога на доходы физических лиц // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. - 2012. - № 1.

.Ефремова О.Н. Путь от налоговой оптимизации до налогового преступления // Горячая линия бухгалтера. - №№ 15-16, август 2008 г.

.Ефремова О.Н. Налогосберегающие схемы выплаты доходов физическим лицам // Горячая линия бухгалтера. - № 15-16, август 2010 г.

.Заявляем социальный вычет на обучение, оплаченное в 2012 году // Главбух. - 4 сентября 2013. <#"justify">.Ильин, А.Ю. Налоговый контроль за расходами физических лиц // Право и экономика. - 2007. - № 1. - С. 66-68.

.Ковалев В.В. Финансы: Учебник. - М.: Проспект, 2011. - 512 с.

.Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Учет, анализ и финансовый менеджмент: Учебное пособие. - М., Финансы и статистика, 2011. - 688 с.

.Ковалева А.М., Лапуста М. Г., Скамай Л. Г. Финансы фирмы: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 493 с.

.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 841 с.

.КонсультантПлюс. Справочная правовая система. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» - <#"justify">.Лавник Р.В. Налог на доходы физических лиц: его значение для бюджетов регионов Российской Федерации // Аудит и финансовый анализ. - 2010. - №4. - с. 11-14.

.Налоговый спор: можно ли предоставить вычеты по НДФЛ сотруднику без справки с прошлой работы // Главбух. - 3 сентября 2013. <#"justify">.Нестеров С.Е. Нюансы налоговой проверки по НДФЛ // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2012. № 9.

.Официальный сайт компании KellyServices - #"justify">.Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие для бакалавров. - М.: Юрайт, 2012. - 899 с.

.Попова О.В. Семь способов оптимизации НДФЛ // Практическая бухгалтерия. - 2008. - № 2.

.Рейтинг безопасности налоговых идей за август: Налог на прибыль, НДФЛ и страховые взносы / Е. Мелконян // Главбух. - 2 августа 2013 г. <#"justify">.Реформа налогообложения доходов населения в России: результаты в 2000-2007 гг. / Л. Анисимова [и др.]; Ин-т экономики переход. периода. - М.: ИЭПП, 2008. - 256 с.

.Услуги по аренде персонала: Официальный сайт кадровой компании ManPower CIS - <#"justify">.Финансовый менеджмент / Под ред. проф. Е.И. Шохина. - М.: КноРус, 2011. - 408 с.

.Чухнина Г.Я., Голованова В.С. Основные пути совершенствования налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации // Вестник Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3, Экономика. - 2011. - № 1 (18). - С. 177-182.

.Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. 5-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 448 с.

.Шмелев Ю.Д. О налоговом механизме перераспределения доходов // Финансы. - 2013. - №9. - С.42-46.

Похожие работы на - Налог на доходы физических лиц

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!