Современные PR-стратегии

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    135,37 Кб
  • Опубликовано:
    2017-08-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современные PR-стратегии

Содержание

Введение

Глава 1. Краудфандинг как новый способ коммуникации в информационном обществе

1.1 Сущность и значение краундфандинга

1.2 Особенности коммуникационной стратегии краудфандинговых платформ

Глава 2. Зарубежные и российские краудфандинговые платформы: сравнительный анализ

2.1 Краткая история и этапы развития зарубежных краудфандинговых платформ

2.2 Российский рынок краудфандинга: особенности, технологии, проблемы

Глава 3. Коммуникационные стратегии зарубежных и российских краудфандинговых платформ: сравнительный анализ

3.1 Методы оценки эффективности коммуникационной стратегии

3.2 Особенности коммуникационной стратегии зарубежных краудфандинговых платформ на примере Kickstarter

3.3 Анализ результатов практической части исследования

3.4 Рекомендации по созданию оптимальной коммуникационной стратегии российских краудфандинговых площадок

Заключение

Список литературы

Приложение

краудфандинг коммуникация информационный

Введение


Краудфандинг (от англ. сrowdfunding, сrowd - «толпа», funding - «финансирование») - это способ коллективного финансирования проектов, при котором деньги на создание нового продукта поступают от пользователей, получающих взамен какие-либо товары или услуги, в том числе, итоговый продукт. Как правило, основной площадкой для краудфандинга является глобальная сеть Интернет.

В настоящее время краудфандинг позволяет привлекать средства не только на разработку инновационных технологий, как это было в самом начале становления краудфандинговых платформ, но и на другие цели: поддержка стартапов и малого бизнеса, благотворительных проектов, политических кампаний, спортивных мероприятий, театральных и кино-проектов, создание мобильных приложений, программного обеспечения и многое другое.

Краудфандинг зародился на Западе еще в начале 18 века, но стал носить массовый характер с появлением интернета. Первый успешный опыт сбора средств через глобальную сеть принадлежит британской группе «Marillion», чьи фанаты перечислили 60 000$ на счет музыкантов, чтобы они смогли поехать в тур. Позднее, в 2003, появилась первая интернет-платформа «ArtistShare», которая также помогала музыкантам. С тех пор зарубежный краудфандинг накопил большой опыт, было организованно большое количество платформ. Самые известные из них: Kickstarter (США), GoFundMe (США), Indiegogo (США), Ulule (Франция), DemoHour (Китай), KitaBisa - индонезийская версия Kickstarter. В России краудфандинг появился позднее. Две самые известные площадки Boomstarter и Planeta.ru были запущены только в 2012 году.

Успешный опыт продвижения и развития зарубежных краудфандинговых платформ не учитывается отечественными специалистами, что негативно сказывается на реализации проектов, которые приходят на площадки. Данное утверждение является основной проблемой исследования.

Объект исследования - зарубежные и российские краудфандинговые платформы.

Предмет исследования - стратегии продвижения зарубежных и российских краудфандинговых платформ.

Цель работы - разработать рекомендации по созданию оптимальной PR-стратегии продвижения российских краудфандинговых платформ, учитывая опыт зарубежных площадок.

Для достижения цели исследования необходимо выполнить следующие задачи:

•        Изучить PR-технологии продвижения зарубежных краудфандинговых платформ

•        Выявить универсальные технологии продвижения краудфандинговых платформ

•        Разработать набор PR-инструментов для российских краудфандинговых платформ

Гипотеза исследования - использование положительного опыта коммуникаций зарубежных краудфандинговых платформ способствует повышению эффективности работы российских площадок.

При достижении цели и решении поставленных задач применялись такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, сравнение, обобщение, case study, опрос, экспертное интервью.

Информационная база исследования представлена монографиями, публикациями в научных изданиях и периодической печати, статистическими данными.

Краудфандинговая деятельность, которая организована через специализированные платформы, остается сравнительно мало изученным явлением с научной точки зрения. Количественные результаты деятельности краудфандинговых платформ не являются предметом рассмотрения статистики. В России написано не более 40 научных статей на данную тему, однако большинство из них затрагивают проблему краудфандинга поверхностно. А особенности коммуникаций краудфандинговых платформ затрагиваются в научной дискуссии крайне редко.

Данное исследование опирается на зарубежные и российские научные работы: Джеффа Хау «Краудсорсинг. Коллективный разум как средство развития бизнеса», «The rise of crowdsourcing», Бредли Белта, Криса Браммера и Дэниэла Горфайна «Maximizing the Promise and Minimizing the Peril», В.Л. Чугреева «Краудфандинг - социальная технология коллективного финансирования: зарубежный опыт использования».

Джефф Хау в своих трудах объясняет природу зарождения краудсорсинга и краудфандинга, одного из ответвлений краудсорсинга, потребностью людей быть причастными к созданию того, чем они пользуются. Хау рассуждает о том, что когда в разработке чего-либо принимает участие большое количество по-настоящему заинтересованных людей, то объем «ненужных» изобретений сокращается. Однако он убежден, что нельзя делать первостепенной составляющей финансовую выгоду или поощрение. Главное - создание инноваций, технологическое и культурное развитие общества.

Дискуссия Бредли Белта, Криса Браммера и Дэниэла Горфайна в Центре Института Милкена посвящена регулированию финансовой деятельности краудфандинговых проектов. Ученым не удалось прийти к общему мнению по данному вопросу. Однако были сделаны выводы о том, что государство должно поддерживать краудфандинговые кампании различными льготами, так как новые проекты способствуют созданию новых рабочих мест и стимулируют развитие экономики. Вопрос о том, станет ли краудфандинг новой вехой в истории финансирования или превратится в новый способ мошенничества, так же остается открытым на данный момент.

Чугреев Валерий Леонидович рассматривает деятельность краудфандинговой платформы Kickstarter. Анализ показателей работы зарубежной платформы позволяет Чугрееву сделать выводы о том, что краудфандинг имеет большой потенциал. Однако, принимая во внимание западный опыт и достижения, на данный момент мы не можем говорить о российских краудфандинговых платформах как о готовой к использованию социальной технологии. Автор ссылается на общественно-социальные и законодательные в области краудфандинга в России, а так же на влияние относительно недавнего негативного опыта народного финансирования в России (например, финансовая пирамида МММ).

Практическая значимость исследования заключается в возможности широкого использования теоретических и практических выводов работы для дальнейшего совершенствования деятельности краудфандинговых платформ на территории России.

Глава 1. Краудфандинг как новый способ коммуникации в информационном обществе

 

1.1 Сущность и значение краундфандинга

 

Краудсорсинг - это привлечение ресурсов людей с помощью информационных технологий для решения задач, которые встают перед бизнесом, государством, обществом в целом.

Краудфандинг - это частный вид краудсорсинга, коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или ресурсы, как правило, через Глобальную сеть Интернет, с целью поддержать идеи, усилия других людей или организаций (реципиентов).

В 2006 году совершенно обособленно друг от друга термин «crowdfunding» ввели в общественную дискуссию Майкл Салливан, создатель одной из первых краудфандинговых площадок, и Джефф Хауи, журналист, который посвятил свою деятельность изучению феномена краудсорсинга.

Явление народного финансирования появилось гораздо раньше, чем термин «краудфандинг». Самым ранним предшественником краудфандинга может концепция коллективного сбора средств «praenumeration». Данная бизнес-модель использовалась еще в XVII веке для финансирования запланированных публикаций, которые еще не были запущенны в печать. Достаточное количество памятников архитектуры было построено за счет народного сбора средств. Например, Храм Христа Спасителя, Статуя Свободы, памятник Минину и Пожарскому.

Цель краудфандинга - сбор средств на реализацию проектов, различных мероприятий, помощь людям, попавшим в трудные жизненные обстоятельства, поддержку бизнеса и т.д.

Важно разграничивать понятия краудфандинга и благотворительности. За свои взносы люди, которые финансово поучаствовали в проекте (бекеры) получают определённые бонусы или вознаграждения, тип которых зависит от суммы взноса. Список таких бонусов с указанием стоимости каждого из них составляется автором проекта, который предлагает что-либо своей аудитории, своим единомышленникам в благодарность за их вклад в реализацию его идеи. Как правило, у бекеров есть ещё возможность поддержать проект любой суммой на своё усмотрение без получения за это какой-либо награды. Однако, подавляющее большинство людей, готовых участвовать в народном финансировании проектов, делают это именно из желания получить интересные, а предпочтительней всего уникальные, эксклюзивные бонусы.

Вполне логично то, что одним из предлагаемых автором идеи вознаграждений должен быть сам результат проекта, а именно то, на создание чего собираются средства. Если деньги собираются на запись музыкального альбома, то главным вознаграждением является экземпляр диска с записью. Если цель краудфандингового проекта - это съемка кинофильма, то основной бонус - это упоминание всех бекеров в титрах. То есть, по сути, посредством запуска краудфандинговой кампании автор может организовать предзаказ своего продукта, а его аудитория может этот предзаказ осуществить: оплатить пока ещё не готовый, но уже понравившийся им на стадии идеи товар. Очевидным остается факт, что люди будут делать это только при условии наличия доверия к автору проекта и самому проекту, поэтому тот, кто принял решение начать краудфандинговую кампанию, должен уделить особое внимание качественному оформлению своего проекта, подробному и способному заинтересовать потенциальную аудиторию описанию своей идеи и конечного продукта, а также работе со своими личными имиджем и репутацией.

Краудфандинг можно разделить на несколько категорий:

по цели проекта (бизнес проект, креативный, политический, социальный);

по виду вознаграждения для бекеров

Подробно рассмотрим классификацию проектов по видам вознаграждения для бекеров.

) Отсутствие вознаграждения. Пожертвования являются добровольными, альтруистическими актами без каких-либо обязательств для получателя. Обычно используют в социальных, политических и медицинских проектах (помощь в лечении различных заболеваний, деятельность благотворительной организации). Примером таких организаций являются #"905210.files/image001.gif">

Среди респондентов наиболее известными оказались площадки Kickstarter (США) и Boomstarter (Россия) (см. таблицу 2). Учитывая тот факт, что Planeta.ru по всем показателям (количество реализованных проектов, число бекеров, сумма привлеченных инвестиций, количество упоминаний в СМИ) опережает Boomstarter, мы можем предположить, что она является более известной, не смотря на результаты опроса. А подобные ответы респондентов можно объяснить созвучностью названий «Кикстартер» и «Бумстартер». Однако мы не можем принимать эту причину как основополагающую.

Таблица 2


Однако большинство респондентов либо не знакомы с конкретными проектами, которые были реализованы на данных площадках, либо затрудняются вспомнить названия проектов. Наиболее популярными оказались проекты телеканала «Дождь», часы Pebble, различные видеоигры, кинофильмы («Хардкор», «28 панфиловцев»).

В ходе опроса мы попросили респондентов рассказать, каким образом, через какие каналы они узнали о краудфандинге. Частыми ответами были социальные сети (в основном каналы блогеров на YouTube, Twitter, Facebook) и друзья. Но самым популярным ответом были «лекции/занятия в университете в рамках того или иного образовательного курса». На основании данных показателей мы можем сделать вывод о том, что ВУЗы и другие образовательные учреждения являются эффективным каналом коммуникации с молодежью в возрасте 17-23 года.

Сами респонденты в качестве эффективных каналов коммуникации краудфандинговых площадок называют социальные сети, специализированные СМИ (бизнес или IT-направленности), бизнес-мероприятия (инвестиционные форумы, бизнес-акселераторы, бизнес-инкубаторы).

Процесс освещения российских краудфандинговых проектов и работы самих площадок в отечественных СМИ неоднозначный. Если посмотреть статистику public.ru в СМИ каждый день встречает около 30-40 упоминания краудфандинга, краудфандинговых проектов или площадок. Однако большие, интересные и яркие материалы о работе площадок и об историях успеха авторов проектов появляются редко. Эксперты Planeta.ru Василина Дрогичинская и Егор Ельчин в своих интервью говорят о том, что сложно говорить обо всех СМИ в целом. На данный момент существует как положительная, так и отрицательная практика. Координатор проектов Planeta.ru Татьяна Самойленко в своем экспертном интервью говорит о том, что большую роль в инициации публикаций играет не краудфандинговая площадка, а сами авторы проектов. Во-первых, многое зависит от способности авторов составить грамотные пресс-релиз и описание проекта, которые смогут заинтересовать журналистов. Во-вторых, придумать хороший информационный повод. В-третьих, составить подходящий медиаплан, следуя которому можно обращаться именно к тем СМИ, которым подойдет данная тема и публикации в которых дадут максимальный эффект. Все эксперты утверждают, что нельзя говорить об отсутствии интереса к краудфандингу в СМИ. В информационном поле работает целая схема, а не один конкретный журналист. О больших проектах СМИ все-таки пишут, в целом, достаточно. А охватить все количество проектов, безусловно, не представляется возможным. Таким образом, авторам проектов, которые реализуются в регионах, больше подойдут региональные СМИ, эффект от публикации в которых будет наиболее качественным.

В результате анализа практической части исследования мы можем сделать вывод о том, что на данный момент перед российскими площадками не стоит задача выхода на мировой рынок краудфандинга. Развитие национального рынка сейчас является приоритетным направлением в работе площадок. Исходя из этого, коммуникационные задачи российских и западных краудфандинговых платформ отличаются. Российские специалисты не могут полностью перенять опыт построения коммуникаций западных платформ, однако могут принять во внимание и использовать универсальные инструменты коммуникации, которые не зависят от национальных особенностей рынка, темпов роста, целевых аудиторий. К таким инструментам мы можем отнести Big Data и сервисы для коммуникации между авторами проектов и бекерами в режиме «live».

 

3.4 Рекомендации по созданию оптимальной коммуникационной стратегии российских краудфандинговых площадок


На основании анализа теоретической и практической частей исследования, мы можем выделить следующие основные направления работы, которые должна включать в себя коммуникационная стратегия национальных краудфандинговых площадок:

.        Коммуникации с потенциальными бекерами, т.е. с той частью населения, которая либо не знакома с понятием «краудфандинга», либо по каким-то причинам не доверяет данному способу финансирования проектов. Необходимо выявить все возможные причины недоверия населения к краудфандингу, помимо тех, которые уже были названы ранее, а именно ассоциация с попрошайничеством, ассоциация с финансовыми пирамидами и неудачным опытом вложений денежных средств в подобные организации.

.        Коммуникация с уже имеющейся базой бекеров. Необходимо поддерживать коммуникацию с той частью населения, которая уже принимала участие в народном финансировании тех или иных проектов. В данном случае рациональным решением будет принять во внимание опыт Kickstarter, который активно использует в работе Big Data, чтобы лучше понимать запросы аудитории.

.        Коммуникация с авторами проектов. Несмотря на то, что данное направление коммуникации является наиболее развитым в России, необходимо продолжать совершенствовать его, охватывать большое количество потенциальных авторов. Ведь успешность площадки во многом зависит от качества реализуемых проектов, профессионализма авторов. Как показали данные опроса, ВУЗы, учреждения дополнительного образования, бизнес-школы, бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы являются хорошей базой для знакомства с системой краудфандинга, с законами, в парадигме которых функционирует данная система.

.        Налаживание коммуникаций между бекерами и авторами проектов. Ни один из экспертов не назвал данное направление в качестве приоритетного. Однако возможность авторам проектов общаться с аудиторией в режиме реального времени может стать основополагающей в момент принятие бекерами решения о финансировании того или иного проекта. На данный момент на сайте Planeta.ru периодически осуществляются трансляции концертов, спектаклей, деньги на которые были собраны с помощью народного финансирования на данной краудфандинговой площадке. Данную технологию можно применить и для организации видео-диалогов авторов проектов с пользователями сайта. Подобная функция на сайте Kickstarter доказала свою эффективность.

.        Коммуникациям с лидерами общественного мнения, в частности с блогерами. Как показали результаты опроса, половина респондентов узнали о краудфандинге на видео-канале блогеров либо из их аккаунтов в социальных сетях. Сейчас российский сегмент YouTube развивается достаточно активно. Существуют отдельные ниши блогеров, которые обозревают игры, кино, музыку, технологические новинки. Обращение к аудитории через их каналы может способствовать привлечению как новых бекеров, так и новых авторов проектов.

Основные каналы для коммуникации:

Социальные сети (преимущественно YouTube, Twitter, Facebook);

Сайт краудфандинговой площадки;

СМИ (как онлайн, так и оффлайн-издания);

ВУЗы, учреждения дополнительного образования, бизнес-школы, бизнес-акселераторы, бизнес-инкубаторы, открытые информационно-образовательные пространства (например, Институт социальных изменений «Strelka»);

Бизнес-мероприятия.

Подводя итог, мы можем говорить о том, что российские краудфандинговые площадки не могут брать за основу пример коммуникационной стратегии западных платформ народного финансирования. На это есть несколько причин:

.        Западные и национальные площадки появились в разное время и в разной экономической среде;

.        На Западе более лояльная аудитория бекеров и авторов, в России - серьезные проблемы доверия данному способу сбора средств в силу исторического опыта. Другими словами, разный менталитет;

.        Западные платформы направлены на мировой рынок, на мировую аудиторию. Российские площадки в первую очередь ставят в приоритет развитие национального рынка краудфандинга, что полностью меняет коммуникационные задачи, которые стоят перед отечественными платформами, а так же меняются целевые аудитории.

Однако мы не можем говорить о том, что в силу вышеперечисленных причин, зарубежный опыт построения коммуникаций должен полностью отвергаться национальными площадками. В ходе практического исследования были найдены универсальные коммуникационные решения, которые работают на западном рынке и никак не зависят от национальных особенностей рынка, аудитории, экономики. Такими коммуникационными инструментами являются:

1.       Big Data

Внедрение Big Data для более эффективной коммуникации с аудиторией бекеров. Грамотная работа с большими объемами данных способствует более качественному отбору проектов, которые реализуются на сайте, помогает удовлетворять запросы аудитории.

.        Общение авторов проектов и пользователей сайта краудфандинговой платформы в режиме «live»

Возможность пообщаться с авторами проектов, больше узнать о проектах, о мотивах их создания, о самих авторах, о дальнейших планах создателей проектов способствует принятию положительного решения о финансовой поддержке того или иного проекта. Подобная технология активно используется на Западе и уже подтвердила свою эффективность.

Таким образом, в ходе практической части данного исследования было определено 5 основных направлений коммуникационной стратегии российских площадок народного финансирования и 5 основных каналов коммуникации с учетом особенностей национальных площадок, их целевых аудиторий и экономических возможностей, а так же опыта построения коммуникаций западных краудфандинговых платформ.

Заключение


В ходе исследования теоретических и практических аспектов коммуникаций зарубежных и российских краудфандинговых платформ было установлено, что краудфандинговые платформы представляют собой уникальные инвестиционные площадки, с помощью которых авторы самых разных проектов могут не только рассказать о своей идее большой аудитории, но и собрать деньги на реализацию своего проекта. А бекеры, в свою очередь, могут поддержать именно тот проект, который им интересен, поучаствовать в создании проекта, вступить в диалог с авторами. Другими словами, краудфандинговые платформы являются способом коммуникации между бекерами, авторами проектов и рынком. Построение грамотной коммуникационной стратегии краудфандинговых площадок имеет ряд особенностей: повышенное внимание к развитию рынка, затяжной процесс позиционирования платформ, интернет - как основная площадка для продвижения.

На фоне успеха мировых площадок развитие отечественных платформ выглядит медленным и достаточно тяжелым. Российские площадки имеют ряд значительных преимуществ: развитая система образования (школы краудфандинга, обучающие программы, учебные пособия), развитая система коммуникаций с авторами проектов (курирование каждого проекта, сопровождение проекта на всем протяжении его реализации), российские площадки не только помогают в сборе средств, но становятся «агентствами полного цикла». Однако не смотря на данные преимущества и уже 5-летний опыт, российские площадки в настоящее время не могут составить полноценную конкуренцию западным платформам. Для этого есть несколько причин: особенности менталитета, низкий уровень поддержки IT-проектов, которые составляют главное конкурентное преимущество мировых площадок, отсутствие законодательного регулирования, смещение акцентов на «starcreator» проекты, которые играют на краткосрочной перспективе освещаемости в СМИ, не позволяя выходить на мировой рынок, мировые СМИ.

В ходе практической части исследования были поведены 3 экспертных интервью с представителями краудфандинговой площадки Planeta.ru, case-study, опрос. Анализ полученных данных позволил определить ключевые задачи коммуникационной стратегии российских крауд-платформ, 5 основных направлений коммуникационной стратегии платформ, 5 эффективных каналов коммуникации.

К ключевым задачам относятся:

.        Акцент на развитие внутреннего рынка;

.        Образование населения;

.        Борьба со стереотипами относительно народного финансирования.

Основные направления коммуникационной стратегии:

.        Коммуникация с потенциальными бекерами;

.        Коммуникация с авторами проектов;

.        Коммуникация с уже имеющейся базой бекеров;

.        Коммуникация между авторами проектов и пользователями сайта платформы;

.        Коммуникация с ЛОМами.

Эффективные каналы коммуникации:

.        Социальные сети (преимущественно YouTube, Twitter, Facebook);

.        Сайты краудфандинговых площадок;

.        СМИ (как онлайн, так и оффлайн-издания);

.        ВУЗы, учреждения дополнительного образования, бизнес-школы, бизнес-акселераторы, бизнес-инкубаторы, открытые информационно-образовательные пространства;

.        Бизнес-мероприятия.

Мы так же пришли к выводу о том, что невозможно полностью принять или опровергнуть гипотезу, выдвинутую в начале исследования, о том, что использование положительного опыта коммуникаций зарубежных краудфандинговых платформ способствует повышению эффективности работы российских площадок. Национальные платформы в силу особенностей появления, темпов развития, менталитета граждан не могут полностью перенять опыт построения коммуникационной стратегии западных платформ. Однако существуют универсальные коммуникационные решения, которые не зависят от национальных особенностей платформы: использование Big Data и развитие площадок или сервисов для общения между авторами проектов и бекерами в режиме «live».

Грамотное использование зарубежного опыта построения коммуникационной стратегии позволит российским краудфандинговым площадкам успешно развиваться внутри национального рынка, наращивать прибыль, увеличивать количество качественных проектов, стать неотъемлемой частью экономической и культурной сфер жизни населения. Однако развитие национальных площадок зависит не только от грамотной коммуникации с аудиторией, но и от экономической ситуации в стране, от политики Центрального Банка, а так же от скорейшего решения вопроса правового регулирования деятельности краудфандинговых площадок. Данные аспекты деятельности краудфандинговых национальных платформ требуют отдельного рассмотрения и исследования.

Список литературы


.        Богданов М. Планета.ру пригласила столичные стартапы на образовательный квест о Краудфандинге // Crowdsoursing.ru [Электронный ресурс] URL: http://crowdsourcing.ru/article/planetaru_priglasila_stolichnye_startapy_na_obrazovatelnyj_kvest_o_kraudfandinge (дата обращения 10.05.2017).

.        Горовая В.В. Практическое пособие по краудфандингу s2.Planeta.ru // [Электронный ресурс] URL: https://s2.planeta.ru/f/390/prakticheskoe_posobie_po_crowdfundingu_planeta.ru.pdf (дата обращения 01.05.2017).

.        Дацюк С.В. Коммуникационные стратегии // Центр гуманитарных технологий [Электронный ресурс] URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2751 (дата обращения: 30.04.2017).

.        Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. - Санкт-Петербург: Изд-во Буковского, 1995. - 267 с.

.        Изместьева Е. Эффект социальных медиа на результаты краудфандинговых проектов // Теплица социальных технологий [Электронный ресурс] URL: https://te-st.ru/2013/05/13/effect-of-social-media-on-crowdfunding-project-results/ (дата обращения: 30.04.2017).

.        Коммуникативная стратегия // Записки маркетолога [Электронный ресурс] URL: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_k/communicative-strategy/ (дата обращения: 30.04.2017).

.        Краудфандинговые платформы в России и в мире // РИА Новости [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/disabled_know/20160822/1474985105.html (дата обращения 24.04.2017).

.        Мирищук А. На Boomstarter теперь доступен бессрочный краудфандинг // Boomstarter [Электронный ресурс] URL: https://boomstarter.ru/blog/203 (дата обращения 02.05.2017).

.        Мосс А. Что такое краудсорсинг // Croudsourcing.ru [Электронный ресурс] URL: http://crowdsourcing.ru/article/what_is_the_crowdsourcing (дата обращения 23.04.2017).

.        Николева З. Руслан Тугушев, Boomstarter: «Далеко не все проекты, кажущиеся интересными, собрали деньги» // Slon.ru [Электронный ресурс] URL: https://republic.ru/biz/startup-rating-2013/boomstarter/ (дата обращения 01.05.2017).

.        О нас // Planeta.ru [Электронный ресурс] URL: https://planeta.ru/about (дата обращения 01.05.2017).

.        Овчинникова А.Ю. Краудфандинг как популярный способ финансирования // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 02 (56) Часть 3. - 37 - 40 с.

.        Опарин С. «Народное инвестирование»: итоги трех лет в США и в России // Forbes [Электронный ресурс] URL: http://www.forbes.ru/finansy/investitsii/333881-narodnoe-investirovanie-vzroslenie-rynka-kraudfandinga (дата обращения 24.04.2017).

.        Рекордсмены // Boomstarter [Электронный ресурс] URL: https://boomstarter.ru/discover/most-funded (дата обращения 02.05.2017).

.        Санин М.К. История развития краудфандинга. Классификация видов. Анализ перспектив развития и преимуществ // Экономика и экологический менеджмент. - 2015. - №4. - 57 - 63 с.

.        Спецпроекты // Planeta.ru [Электронный ресурс] URL: https://planeta.ru/advertising (дата обращения 01.05.2017).

.        Средства на идею путем «Краудфандинга» // Apatent.ru [Электронный ресурс] URL: http://apatent.ru/glavnye/sredstva-na-ideyu-putem-kraudfandinga.html (дата обращения 23.04.2017).

.        Станьте акционером Boomstarter! // Boomstarter [Электронный ресурс] URL: https://ipo.boomstarter.ru/ (дата обращения 02.05.2017).

.        Хау Д. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2012. - 288 с.

.        Чугреев В.Л. Краудфандинг - социальная технология коллективного финансирования: зарубежный опыт использования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2013. - №4. - 190 - 196 с.

.        Чугреев, В.Л. Создание краудсорсинг-проекта для публикации и обсуждения предложений по социально-экономическому развитию региона // Проблемы развития территории. - 2012. - №6. - 157 - 164 с.

22.     Agrawal A.K., Catalini C., Goldfarb A. The Geography of Crowdfunding // The National Bureau of Economic Research [Электронный ресурс] URL: http://www.nber.org/papers/w16820.pdf (дата обращения: 10.05.2017).

.        Bannerman S. Crowdfunding Culture // WI Journal [Электронный ресурс] URL: http://wi.mobilities.ca/crowdfunding-culture/ (дата обращения: 03.05.2017).

.        Belt B.D., Brummer C., Gorfine D.S. Crowdfunding: Maximizing the Promise and Minimizing the Peril. Santa Monica.: Milken Institute, 2012. - 33 p.

.        Brian’s Message // Kicking it Forward [Электронный ресурс] URL: https://kickingitforward.org/ (дата обращения 01.05.2017).

.        Crowdfunding in Europe: Introduction and state of play // European Parliament [Электронный ресурс] URL: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2017/595882/EPRS_BRI(2017)595882_EN.pdf (дата обращения: 03.05.2017).

.        Current State of crowdfunding in Europe // SAID Buisness School [Электронный ресурс] URL: http://www.sbs.ox.ac.uk/sites/default/files/Entrepreneurship_Centre/Docs/OxEPR2/current-state-crowdfunding-europe-2016.pdf (дата обращения: 03.05.2017).

.        Danmayr F. Archetypes of Crowdfunding Platforms. Steyr.: Springer Gabler, 2014. - 116 p.

.        Drake D. 2,000 Global Crowdfunding Sites to Choose from by 2016: Top 5 Growth Indicators // Huffpost [Электронный ресурс] URL: http://www.huffingtonpost.com/david-drake/2000-global-crowdfunding-_b_8365266.html (дата обращения 01.05.2017).

.        Freedman D.M., Nutting M.R. A Brief History of Crowdfunding // Freedman-Chicago [Электронный ресурс] URL: http://www.freedman-chicago.com/ec4i/History-of-Crowdfunding.pdf (дата обращения: 19.04.2017).

.        Gerber E.M., Hui J.S., Kuo P. Crowdfunding: Why People Are Motivated to Post and Fund Projects on Crowdfunding Platforms // ResearchGate [Электронный ресурс] URL: https://www.researchgate.net/profile/Pei_Yi_patricia_Kuo/publication/261359489_Crowdfunding_Why_People_are_Motivated_to_Post_and_Fund_Projects_on_Crowdfunding_Platforms/links/00463533f6db1c5c01000000.pdf (дата обращения: 03.05.2017).

.        Howe J. The Rise of Crowdfunding // Wired [Электронный ресурс] URL: https://www.wired.com/2006/06/crowds/ (дата обращения: 19.04.2017).

.        Jumpstart Our Business Startups (JOBS) Act // U.S. Securities And Exchange Commission [Электронный ресурс] URL: https://www.sec.gov/spotlight/jobs-act.shtml (дата обращения 24.04.2017).

.        Kickstarter 2016 Benefit Statement // Kickstarter [Электронный ресурс] URL: https://www.kickstarter.com/year/2016/benefit-statement?ref=hero (дата обращения 24.04.2017).

.        McLaughlin B. How Asia Is Adopting Crowdfunding From the West [Электронный ресурс] URL: https://www.forbes.com/sites/baymclaughlin/2016/12/01/how-asia-is-adopting-crowdfunding-from-the-west/#33fa9ca74102 (дата обращения 01.05.2017).

.        Moisseyev A. Effect of social media on crowdfunding project results // University of Nebraska - Lincoln [Электронный ресурс] URL: http://digitalcommons.unl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1043&context=businessdiss (дата обращения: 30.04.2017).

.        Potato Salad // Kickstarter [Электронный ресурс] URL: https://www.kickstarter.com/projects/zackdangerbrown/potato-salad (дата обращения: 05.05.2017).

38.     Stats // Kickstarter [Электронный ресурс] URL: https://www.kickstarter.com/help/stats?ref=footer (дата обращения 24.04.2017).

39.     The History of Crowdfunding // Fundable [Электронный ресурс] URL: https://www.fundable.com/crowdfunding101/history-of-crowdfunding (дата обращения: 19.04.2017).

.        Torris T. Rewards-Based Crowdfunding, the Ulule Way: Interview with CEO Arnaud Burgot // Crowdfund insider [Электронный ресурс] URL: https://www.crowdfundinsider.com/2015/04/65638-rewards-based-crowdfunding-the-ulule-way-interview-with-ceo-arnaud-burgot/ (дата обращения: 01.05.2017).

.        We Help Companies Get Crowdfunded // Fundable [Электронный ресурс] URL: https://www.fundable.com/about (дата обращения 24.04.2017).


Приложение 1

Экспертное интервью с PR-директором Planeta.ru Василиной Дрогичинской

И - Интервьюер

Д - Дрогичинская

И: Что для вас краудфандинг?

Д: Лично для меня, краудфандинг - это в меньшей степени финансовый механизм. Краудфандинг, на мой взгляд,- это инструмент продвижения и вовлечения аудитории, который может сработать крайне эффективно для авторов различных идей (бизнес-характера, социальных, творческих и т.д.).

К сожалению, у большинства авторов (как российских, таки западных) не хватает мотивации, трудолюбия и знаний, чтобы его использовать по максимуму. Но это значит лишь то, что самые яркие и активные авторы крауд-проектов еще впереди. Индустрия молодая и очень перспективная. Важно быть одним из первых, чтобы успеть «впрыгнут в этот поезд».

И: Kickstarter стал частью западной культуры, а что происходит в этом смысле с российскими площадками?

Д: За пять лет развития индустрии, в России краудфандинг перестает быть сложным, непонятным словом. Однако адекватных, профессиональных специалистов в индустрии пока недостаточно. Рынок очень большой и чем больше евангелистов, крауд-продюсеров и платформ будет появляться, тем быстрее этот самый рынок будет развиваться.

Для некоторых сфер деятельности, например, для музыкального направления, короткометражного кино, коллективное финансирование - это норма. Система перестала быть чем-то стыдным, зазорным. Она уже практически не ассоциируется с унижением, «шапкой по кругу». В бОльшей степени это заслуга авторов идей, которые слушают рекомендации крауд-платформ и верно подают информацию своим потенциальным спонсорам.

Но впереди еще очень много работы по коррекции общественного мнения и восприятия.

И: Какие проблемы коммуникаций национальных площадок вы считаете основными? И есть ли проблемы с коммуникацией в целом?

Д: Как и писала выше, коммуникационные проблемы, увы, есть. Главная - это само слово «краудфандинг». Иностранное, сложнопроизносимое.

Руководители платформ, совместно с представителями власти неоднократно обсуждали возможность изменения терминология. Однако было принято решение все-таки зафиксировать оригинальное англоязычное название системы.

Вторая проблема - некорректное восприятие принципа. Классическое заблуждение заключается в том, что краудфандинг ассоциируют с благотворительностью, что в корне неверно и неизбежно влияет на успешность кампаний. Любопытно об этом рассказывает куратор проекта «Ночные снайперы» Ольга Куликова (надеюсь, откроется статья; пока это наш внутренний материал и я очень прошу не передавать его дальше, мы будет его релизить через несколько недель, не раньше).

Третья проблема - восприятие авторами площадок как ключевого источника прихода траффика. Это классическая беда, как западных платформ, так и российских. Автор и именно автор - сердце проекта и именно благодаря его усилиям в проект приходит траффик. Площадка - это именно сервис и от нее зависит именно стабильность проведения платежей, репутация, первичный отбор проектов.

И: Считаете ли вы, что СМИ в достаточной мере освещают деятельность краудфандинговых площадок?

Д: Да, СМИ с интересом пишут о крауд-проектах. Если соблюдать правила коммуникации с журналистами и блоггерами, то и они охотно идут навстречу.

И: На ваш взгляд, что необходимо сделать владельцам российских площадок, чтобы выйти на мировую арену, и нужно ли нам это? (изменить коммуникации, подход к выбору проектов?)

Д: Пока рынок российского краудфандинга еще недостаточно освоен и нам есть, куда идти, что развивать прямо здесь, на родной земле. Также мы активно запускаем проекты авторов из стран СНГ, однако, акцент на эти территории пока не делаем.

«Бодаться» с западными платформами смысла нет. У них свои аудитория, менталитет и география, у нас - свои.

Приложение 2

Опрос «Исследование эффективности коммуникационной стратегии российских краудфандинговых площадок»

*- обязательные вопросы

Раздел 1.

.        Знаете ли Вы, что такое краудфандинг?*

•        Да (переход к разделу 3);

•        Нет (переход к разделу 2).

Раздел 2.

.        Ваш пол?*

•        М

•        Ж

.        Ваш возраст?* - открытый вопрос;

.        Ваш город проживания?* - открытый вопрос;

Завершение опроса.

Раздел 3.

.        Дайте свое определение краудфандинга* (1-2 предложения) - открытый вопрос;

.        Какие из следующих площадок Вам знакомы?* - выбор нескольких вариантов ответа;

•        Kickstarter;

•        Indiegogo;

•        Ulule;

•        Planeta.ru;

•        Boomstarter;

•        Не знаком ни один вариант.

.        Знакомы ли вам проекты, которые собрали деньги с помощью краудфандинга? Если да, то какие это проекты?* - открытый вопрос;

.        Откуда вы узнали о краудфандинге? Если возможно, назовите конкретные источники?* - открытый вопрос;

.        Был ли у вас или у ваших знакомых опыт запуска краудфандинговых проектов?*

•        Да;

•        Нет.

.        Если да, то какой это был проект? На какой площадке он был запущен? - открытый вопрос;

.        Почему была выбрана именно эта площадка? - открытый вопрос;

.        Где, на ваш взгляд, стоит освещать (рекламировать) краудфандинговые услуги?* - открытый вопрос;

Переход к разделу 2.

Приложение 3

Экспертное интервью с координатором «Школы краудфандинга» на Planeta.ru Егором Ельчиным

И - Интервьюер

Е - Ельчин

И: Что для вас краудфандинг?

Е: Краудфандинг для меня - это то, что не наскучило мне на протяжении уже целых 5 лет. Каждый день я нахожу что-то новое, интересное и вдохновляющее в этой истории. Это если совсем в общих чертах. А если попытаться дать определение - это потрясающий инструмент, позволяющий выстроить коммуникацию со своей аудиторией, создать потрясающий информационный шум вокруг себя и своего проекта, а еще и получить финансы на его развитие. Но важно подчеркнуть, что все это произойдет только в том случае, если ты действительно веришь в себя, в свою идею, и готов тратить все свои силы и время для достижения поставленных задач. Иначе никак.

И: Kickstarter стал частью западной культуры, а что происходит в этом смысле с российскими площадками?

Е: Стал ли частью "культуры", и почему только kickstarter? Разве интеграция случилась только в культурном плане? Здесь уместнее говорить о консюмеризме, и куда шире рассматривать интеграцию. Проекты, реализуемые с помощью краудфандинга не ограничиваются культурным пластом, данная система финансирования и продвижения проектов распространяется практически на все легальные сферы деятельности человека.

И: Какие проблемы коммуникаций национальных площадок вы считаете основными? И есть ли проблемы с коммуникацией в целом?

Е: Для того, чтобы коммуникация случилась, нужно определить её цели и задачи. Для развивающегося рынка понятны желания заручиться поддержкой и опытом старших коллег. Крупным игрокам и законодателям мод, возможно, даже не хватает времени на это. А просто узнать, как дела на ниве краудфандинга во всем мире можно с помощью интернета.

И: Считаете ли вы, что СМИ в достаточной мере освещают деятельность краудфандинговых площадок?

Е: Не могу и не буду говорить за все СМИ. Есть как положительная, так и отрицательная практика. Не будем забывать, что до СМИ информацию тоже нужно суметь донести и заинтересовать своим пресс-релизом. Поэтому упираться только в то, что СМИ не интересует краудфандинг не стоит. В информационном поле работает целая система, а не конкретный журналист.

И: На ваш взгляд, что необходимо сделать владельцам российских площадок, чтобы выйти на мировую арену, и нужно ли нам это? (изменить коммуникации, подход к выбору проектов?)

Е: Для того, чтобы выходить на мировой рынок краудфандинга, нужно создать живой и прогрессивный рынок внутри определенной территории. В нашем случае территория большая и неоднородная. Сейчас мы в процессе решения этой задачи. Кто знает, возможно, после достижения этой цели, выход на мировую арену покажется не таким уж необходимым, но это решать не мне, и не сейчас. Будем двигаться поэтапно.

Приложение 4

Экспертное интервью с координатором проектов на Planeta.ru Татьяной Самойленко

И - Интервьюер

И: Что для вас краудфандинг?

С: Краудфандинг - это способ привлечения средств, необходимых для реализации каких-либо творческих или социальных идей посредством коллективного финансирования. Такой способ позволяет осуществить некую систему предзаказа, когда люди, заинтересованные в результате проекта, напрямую и заранее делают вклад в производство конечного продукта, организацию мероприятия и т.д., получая за это определенные материальные или нематериальные бонусы, в зависимости от размера своих вложений. При этом, между автором проекта и его аудиторией нет посредников, которые могли бы так или иначе повлиять на результат. Если аудитория "голосует рублём" за идею, соответственно, она доверяет автору, и он может осуществить задуманное именно так, как он хочет и планировал.

И: Kickstarter стал частью западной культуры, а что происходит в этом смысле с российскими площадками?

С: Говорить о таком ощутимом внедрении российских площадок в культуру, конечно же, пока рано. Это связано со множеством факторов, начиная от "возраста" российских платформ, и заканчивая особенностями менталитета россиян. Однако, в некоторых сферах творчества краудфандинг всё же достаточно хорошо показал свою состоятельность и продолжает более активно развиваться. Например, существует множество примеров успешных музыкальных крауд-проектов, запущенных российскими группами и исполнителями, среди которых есть и достаточно громкие имена (Борис Гребенщиков, группа Алиса и т.д.). Поэтому, люди, которые слушают много русскоязычной музыки, так или иначе сталкивались с краудфандингом, а, возможно, даже поддерживали не один, а несколько проектов. В немного меньшей степени такая тенденция прослеживается среди аудитории литературных и кино-проектов.

И: Какие проблемы коммуникаций национальных площадок вы считаете основными? И есть ли проблемы с коммуникацией в целом?

С: Основной проблемой, на мой взгляд, продолжает оставаться недоверие населения к сборам средств в целом, к предложениям во что-то вложиться. Люди помнят истории про финансовые пирамиды и довольно скептично относятся к тому, что хоть как-то у них ассоциируется с печальным опытом. Зачастую они даже не предпринимают попыток ознакомиться с особенностями такого способа финансирования как краудфандинг, "пугаются" этого сложного иностранного слова. Также многие продолжают считать народное финансирование попрошайничеством, хотя это совсем не так. Краудфандинг нельзя даже назвать благотворительностью, поскольку спонсоры проектов получают те или иные бонусы взамен на поддержку проекта, а не дают деньги просто так. На мой взгляд, коммуникации национальных площадок должны быть направлены в первую очередь на преодоление этих барьеров.

И: Считаете ли вы, что СМИ в достаточной мере освещают деятельность краудфандинговых площадок?

С: Если иметь в виду публикации о конкретных проектах и количество этих публикаций, то здесь всё зависит от способностей автора проекта во-первых, написать грамотные пресс-релиз и описание проекта, способные заинтересовать журналистов, придумать хороший инфоповод, а во-вторых, составить подходящий медиаплан, следуя которому можно обращаться именно к тем СМИ, которым подойдёт данная тема и публикации в которых дадут максимальный эффект. Об интересных и громких проектах СМИ пишут достаточно, но охватить всё количество проектов не представляется возможным. Поэтому, например, авторам проектов, реализующихся в регионах, гораздо более подойдут региональные СМИ, эффект от публикации в которых будет наиболее качественным.

И: На ваш взгляд, что необходимо сделать владельцам российских площадок, чтобы выйти на мировую арену, и нужно ли нам это? (изменить коммуникации, подход к выбору проектов?)

С: Необходимо привлечение интересных, качественно оформленных проектов, не имеющих привязки к территории, от авторов, верящих в свою идею и способных донести её состоятельность и необходимость создаваемого ими продукта до широких масс. Никто не сможет рассказать о проекте лучше, чем его автор, поэтому именно от авторов зависит успех как конкретных проектов, так и развитие краудфандинга в той или иной сфере, потому что именно авторы создают успешные кейсы. Судя по опыту Кикстартера, наибольшую привлекательность для "мировой аудитории" имеют технологические проекты, связанные с производством разного рода гаджетов и приспособлений, которыми можно пользоваться не только на территории определенной страны. В России, к сожалению, данная сфера не развита в достаточной степени, а проекты творческой и социальной направленности чаще всего ориентированы на ограниченную по языковому или территориальному признакам аудиторию. Выход на мировую арену, безусловно, был бы огромным шагом вперед в развитии не только какой-то одной национальной крауд-площадки, но и российского краудфандинга в целом, однако ситуация на рынке и в стране пока не позволяет давать определенных положительных прогнозов.

Похожие работы на - Современные PR-стратегии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!