Анализ эффективности франчайзинга как формы поддержки малого предпринимательства

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    361,1 Кб
  • Опубликовано:
    2017-05-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ эффективности франчайзинга как формы поддержки малого предпринимательства

Введение

В современных рыночных условиях начинать собственное дело очень рискованно, так как потребуется значительное время для того что бы марка стала известной и появились постоянные клиенты, однако если начинать его под известным брендом, это ликвидирует этот риск. Примером возможности работать под известным брендом является франчайзинг.

Франчайзинг - вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату, право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки или бренды франчайзера.

Заключение договора франчайзинга дает права пользования брендом и бизнес-моделью франчайзера, а также иных благ, необходимых для создания и ведения бизнеса.

Франчайзинг открывает для потребителя возможность больше узнать о продукте и услугах. Это очень важно, так как новая франшиза становится узнаваемой на рынке по мере предоставления своих услуг. Многочисленные франчайзинговые предприятия на специфичном рынке открывают экономный доступ к рекламе в средствах массовой информации, что делает франчайзинг известным среди большего числа потребителей. Использование рекламы приводит к увеличению продаж и прибыли в каждом предприятии франчайзинговой системы.

Франчайзинг, как специфическая форма ведения бизнеса, применяется во всех странах с развитой рыночной экономикой. Не так давно он появился и в России, прежде всего благодаря иностранным компаниям. Тем не менее масштабы использования франчайзинга в российской экономике оставляют желать лучшего. Отчасти это происходит из-за недостаточно полного представления предпринимателей и государственных органов о тех перспективах и экономических преимуществах, которые возникают перед участниками франчайзинговых отношений, имея в виду, что франчайзинг способен решить многие экономические и финансовые проблемы как отдельных компаний и предпринимателей, так и государства в целом.

Актуальность франчайзинга заключается в наличии неоспоримых преимуществ для участников франчайзинговых отношений: для начинающих предпринимателей - это реальная возможность организовать собственное дело, так как в их распоряжение предоставляется стабильный доходный бизнес, для известных фирм и компаний расширить и упрочить свои позиции на рынке, а для государства приобрести эффективный инструмент поддержки предпринимательства.

Объект исследования - франчайзинг.

Предмет исследования - эффективность франчайзинга как формы поддержки малого предпринимательства.

Цель работы - рассмотреть эффективность франчайзинга как формы поддержки малого предпринимательства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

. Изучить теоретические основы франчайзинга.

2.       Проанализировать рынок франчайзинга в России и его роль в малом предпринимательстве.

.        Разработать модель открытия предприятия на основе франчайзинга.

В данной работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ, обобщение, сравнение и моделирование.

Работа состоит из трех глав.

В первой главе раскрыты теоретические основы франчайзинга. Во второй главе проанализирован рынок франчайзинга в России, а также выделены достоинства и недостатки применения франчайзинга в малом предпринимательстве. В третьей главе разработана модель открытия фирмы ООО «Шоколадница» с применением франчайзинга.

1. Теоретические основы франчайзинга

.1 Основные понятия франчайзинга

Франчайзинг, как специфическая форма ведения бизнеса, применяется во всех странах с развитой рыночной экономикой. Не так давно он появился и в России, прежде всего благодаря иностранным компаниям. Тем не менее, масштабы использования франчайзинга в российской экономике оставляют желать лучшего. Отчасти это происходит из-за недостаточно полного представления предпринимателей и государственных органов о тех перспективах и экономических преимуществах, которые возникают перед участниками франчайзинговых отношений, имея в виду, что франчайзинг способен решить многие экономические и финансовые проблемы как отдельных компаний и предпринимателей, так и государства в целом.

Франчайзинг - вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) плату, за право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки или бренды франчайзера.

В общем смысле, франчайзинг- это «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером (тот, кто предоставляет франшизу) и франчайзи (тот, кто её получает). Содержание договора может быть различно, от простого до очень сложного, содержащего мельчайшие подробности использования товарного знака. Как правило, в договоре регламентируется сумма отчислений за использование франшизы (она может быть фиксированная, едино разовая за определённый период, составляющая процент от продаж). Требование отчислений может и отсутствовать, но в таком случае франчайзи обязуется покупать у франчайзера определённое количество товара, работ, услуг.

После открытия франчайзингового бизнеса франчайзи продолжает получать профессиональные услуги от франчайзера по вопросам ежедневного ведения бизнеса и маркетинга.

Франчайзинг дает возможность использовать репутацию и товарный знак франчайзера. При выполнении франчайзингового договора, франчайзи получает полномочия от франчайзера на использование торгового знака приказом франчайзера. Только франчайзи, работающий в системе данной франшизы, имеет эксклюзивное право использовать товарный знак франчайзера. Франчайзи покупает себе репутацию вместе с покупкой франшизы. И индивидуальный предприниматель никогда не будет иметь доступа к известному всему миру имени, а франчайзи сразу пользуется именем своего франчайзера, который уже получил всеобщее признания.

Франчайзи не являются работниками франчайзера. Франчайзи являются независимыми владельцами бизнеса, даже при наличии франчайзингового договора могут возникать трудности при контроле сделок, совершаемых франчайзи в своем бизнесе.

Многие потребители воспринимают каждое франчайзинговое предприятие как часть одного из предприятий сети, работающих под одним товарным знаком. И если какой-нибудь франчайзи плохо ведет свой бизнес, то это плохо повлияет на всю франчайзинговую систему.

Наиболее наглядно отношения в системе франчайзинга показывает рис. 1.

Организатор франчайзинговой сети сбыта - франчайзер, который владеет определенной торговой маркой и ноу-хау, - предоставляет франчайзи - малому предприятию, входящему в франчайзинговую сеть - право на ведение дела под его торговой маркой, фирменный дизайн, маркетинговые технологии и определенный набор товаров и услуг. Франчайзи, который является независимым хозяйствующим субъектом, обязуется перед франчайзером соблюдать установленные стандарты качества продукции и услуг, а также технологии производственных и обслуживающих операций, выплачивать соответствующее вознаграждение и предоставляет франчайзеру право его контролировать.

Рис. 1. Схема отношений в системе франчайзинга

Система франчайзинга оказывается взаимовыгодной для двух сторон по нескольким причинам. Для франчайзера, во-первых, это эффективное средство роста, не требующее вложений средств. Размер экономии несложно вычислить. Вторым преимуществом франчайзинговой сбытовой сети является большая мотивация малых предприятий по развитию бизнеса, т.к. управляющий малым предприятием - не наемный работник, а хозяин. С точки зрения франчайзи работа под маркой сетевой компании является своего рода гарантией "выживания" бизнеса. По статистике, среди независимых компаний только 15% выживают за первые пять лет, тогда как среди франчайзинговых малых предприятий успешно развиваются каждые 7 из 8 компаний.

Отдельным пунктом договоров могут служить условия использования товарного знака и/или бренда. Эти требования могут быть как очень простыми (например, франчайзи имеет право использовать бренд в конкретной отрасли), так и жёсткими (например, франчайзи обязуется использовать оборудование в магазине в точном соответствии с требованиями франчайзера - от размеров и цвета полок до униформы персонала).

Филип Котлер выделяет следующие признаки франчайзинга:

·              франчайзер получает отчисления за использование своего товарного знака;

·              франчайзи выплачивает начальный взнос за право стать частью системы;

·              франчайзер предоставляет франчайзи систему ведения бизнеса.

.2 Основные виды франчайзинга

По типу взаимоотношений между сторонами соглашения (франчайзером и франчайзи) различают несколько основных видов франчайзинга:

.        Франчайзинг товарный - такой вид отношений называют еще франчайзингом товара. Используется, в основном, в торговой сфере. Заключив такой договор, франчайзи получает право на реализацию товара, выпущенного под фирменной торговой маркой франчайзера. Как правило, франчайзи имеет право на послепродажное и гарантийное обслуживание товара. Франчайзинговый договор жестко регламентирует технологию продаж, ассортимент услуг, товаров и четкие правила использования торговой марки производителя.

Если франчайзи приобретает у производителя торговое оборудование или недвижимость, франчайзер оказывает ему финансовую поддержку, снабжает рекламными технологиями, производит обучение персонала. Примеры товарного франчайзинга (продажа автомобилей, горючего, бытовой техники).

.        Франчайзинг производственный (промышленный) - компания, обладающая запатентованной технологией изготовления товара, передает франчайзи право на производство и продажу продукции под своим фирменным знаком. Фирма передает второй стороне, кроме патента на производство, сырье и эксклюзивные ингредиенты, которые производит только она по секретным технологиям. Кроме того, в договоре указаны четкие требования к производственному процессу, объему выпускаемой продукции, ее качеству, планам продаж. Оговариваются также квалификация персонала и полная отчетность. Крупная компания осуществляет поставку оборудования на льготных условиях, оказывает помощь в обучении сотрудников, организации производства, продаж и создании рекламы продукции.

Производственный франчайзинг широко распространен в производстве безалкогольных прохладительных напитков. Ярким примером может служить фирма «Кока-кола».

3.       Франчайзинг сервисный - франчайзи предоставляется право заниматься определенным видом услуг под торговой маркой франчайзера, который обеспечивает партнера оборудованием, рекламной и маркетинговой технологией. Кроме поддержки, компания-франчайзер обязательно осуществляет контроль за работой «младшей» фирмы. Пример сервисного франчайзинга - сеть химчисток.

.        Франчайзинг бизнес-формата (деловой) - в этом случае франчайзер передает партнеру не только права продаж, но и лицензию на организацию данного вида бизнеса. В документах четко оговаривается концепция бизнеса, даются подробные инструкции по обучению сотрудников, требования к оформлению интерьера фирмы, к униформе персонала. Регламентируется рекламная политика, ведение отчетности, взаимоотношения с поставщиками товара.

.        Конверсионный франчайзинг- превращение действующего предприятия в члена франчайзинговой системы без радикального изменения методов работы с целью выживания в условиях сильной конкуренции, благодаря марке франчайзера, улучшению услуг и снижению издержек (например, Holiday Inns за несколько лет создал огромную сеть гостиниц, каждая из которых обладает своим уникальным обликом).

Таким образом, компания-франчайзи работает под знаком фирмы-франчайзера и обязательно придерживается той же концепции ведения бизнеса. За выполнением условий строго следит большая компания. Таким видом франчайзинга пользуются, например, сеть предприятий быстрого питания (например, «Мак Дональдс»).

Деловой франчайзинг с каждым годом набирает обороты и на сегодняшний день, по словам специалистов, является одним из самых перспективных, устойчивых к кризису разновидностей ведения бизнеса.

Большинство франчайзинговых систем и видов проходят сходные этапы развития. В начале своей деятельности франчайзер часто (но не всегда) обладает технологической уникальностью, которая уменьшается с развитием конкуренции, неизбежно возникающей в случае его первоначального успеха. Затем создается система организации бизнеса, маркетинговая и административная системы, играющие в дальнейшем ключевую роль в преуспевании франшизы. В ходе деятельности системы происходит ее постепенное признание, возрастает узнаваемость торгового имени. Случайные скачки технологии дают лишь временный эффект и в долгосрочном плане имеют обычно меньшее значение, чем организационные достижения.

Источниками доходов франчайзера являются:

·    собственные торговые точки (предприятия);

·        наценка на поставленные товары (материалы);

·        скидки оптовых поставщиков;

·        вступительные взносы новых франчайзи;

·        роялти (фиксированные постоянные платежи или платежи как процент от выручки или прибыли);

·        премия за подбор помещений и оборудования для франчайзи;

·        сдача в аренду франчайзи зданий и оборудования;

·        процент за кредит, предоставляемый участникам франчайзинговой системы;

·        плата за управленческие, консультационные услуги;

·        маркетинговые взносы франчайзи.

Иногда в целях повышения привлекательности франшизы франчайзер сам организует торговую точку, убеждается в ее доходности и предлагает ее франчайзи. Часто используется и противоположный вариант, когда после определенного роста франчайзер выкупает обратно часть франшиз для увеличения доходов или контроля над рынком. Эти возможности свидетельствуют о большой гибкости франчайзинговой стратегии.

Франчайзинг особенно подходит, когда территориально удаленные торговые точки обслуживают небольшие локальные рынки, предлагая товар, который требует внимания при совершении сделки.

При создании франчайзинговой системы ее тип (вид) определяется исходя из рыночной ситуации, вида деятельности и стратегической цели фирмы. Например, на быстрорастущем рынке фирме с сильной конкурентной позицией целесообразнее всего использовать торговый франчайзинг, создавая дилерскую сеть, но сохраняя при этом жесткий контроль над рынком.

Рост франчайзинговых систем зачастую сопровождается их энергичным проникновением на внешний рынок. Создание транснациональных систем (совокупность организаций, правил, договорённостей и инструментов, созданных для осуществления валютных отношений между странами) позволяет избежать высоких транспортных расходов, таможенных тарифов, квот. При такой организации бизнеса издержки существенно меньше, чем при прямом участии.

Создание франчайзинговых торговых или производственных предприятий является также хорошим методом тестирования рынка перед осуществлением крупных вложений. Франчайзинг позволяет резко снизить финансовый и политический риск фирмы, начинающей работать в незнакомой стране.

Все эти преимущества особенно важны при организации бизнеса в России из-за ее огромной территории, высоких таможенных пошлин и политической нестабильности. Кроме того, компании, создающей в России сеть франчайзи-производителей, гораздо легче заручиться поддержкой региональных властей, чем иностранной фирме, торгующей готовой продукцией. А такая поддержка имеет большое значение.

Очень полезным может быть опыт франчайзи, знакомых с местным, зачастую весьма специфическим рынком. Франчайзинг позволяет фирме развиваться более полицентрично (а не этноцентрично), что вызывает большее доверие у потребителей, дает возможность лучше учитывать их запросы и обеспечивает большую устойчивость системы.

Прежде чем предлагать свою франшизу на рынке, франчайзер должен «довести до ума» свою бизнес-систему, отработать все бизнес-процессы и доказать эффективность своего бизнеса. Более того, франчайзер для эффективного развития франчайзинговой сети должен иметь флагманское предприятие, на основании которого и происходит клонирование бизнеса. Поэтому, приобретая франшизу, предприниматель приобретает уже проверенную и отработанную бизнес-модель, которая доказала свою эффективность.

Несмотря на то, что франчайзер имеет определённую степень контроля над франчайзи, которая направлена в основном на повышение эффективности деятельности партнёров путём выявления возможных проблем партнёрских предприятий на стадии их зарождения, франчайзи сохраняет экономическую и юридическую самостоятельность.

Потенциальный франчайзи имеет возможность ознакомиться с бизнесом франчайзера до этапа инвестирования собственных средств. Это можно сделать на основе открытой информации - коммерческого предложения франчайзера и его действующих предприятий, как собственных, так и партнёрских.

Главное достоинство франчайзинга - возможность быстрого увеличения рынков сбыта и объема продаж, территориального расширения бизнеса, при низком уровне затрат на персонал и иных издержек, весьма существенный доход от продажи лицензии, сдачи в аренду недвижимости и оборудования.

Бизнесмен же, покупающий франшизу, получает фактически готовое в маркетинговом плане предприятие при относительно небольших стартовых расходах, пользуется всеми плюсами раскрученного брэнда, имеет гарантированное снабжение.

В заключении можно сказать что, франчайзинг - это такой вид деятельности, когда крупные фирмы (франчайзеры) заключают соглашение с мелкими фирмами или индивидуальными предпринимателями (франчайзи), в соответствии с которыми последние получают право действовать от имени франчайзера.

При этом франчайзер может дать не только право использовать его марку, но и поделиться технологией, ноу-хау и т.д.

Более того, фирма-франчайзер окажет младшему партнеру консультацию при выборе сферы торговли и услуг, организации торговой и сбытовой сети, проведении рекламной кампании. В свою очередь, франчайзи берет на себя обязательство следовать принятым у франчайзера нормам и стандартам. Обычно передача права происходит на коммерческой основе, и франчайзи платит франчайзеру за право использовать его марку и интеллектуальную собственность.

Существуют разные виды франчайзинга: товарный- заключив такой договор, франчайзи получает право на реализацию товара, выпущенного под фирменной торговой маркой франчайзера; производственный - компания, обладающая запатентованной технологией изготовления товара, передает франчайзи право на производство и продажу продукции под своим фирменным знаком, сервисный - франчайзи предоставляется право заниматься определенным видом услуг под торговой маркой франчайзера, который обеспечивает партнера оборудованием, рекламной и маркетинговой технологией, деловой- в этом случае франчайзер передает партнеру не только права продаж, но и лицензию на организацию данного вида бизнеса, конверсионный- превращение действующего предприятия в члена франчайзинговой системы без радикального изменения методов работы с целью выживания в условиях сильной конкуренции.

При этом франчайзинг чаще всего реализуется в сфере малого и среднего бизнеса.

2. Франчайзинг как форма поддержки малого предпринимательства

.1 Понятие малого предпринимательства

Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики по установленным законами критериям (показателям), конституирующих сущность понятия. Основным критерием отнесения субъектов рыночной экономики к субъектам малого предпринимательства в первую очередь является средняя численность работников, занятых в отчетный период на предприятии. Наиболее часто применяются следующие критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства: средняя численность занятых на предприятии работников, размер уставного капитала, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Малое предпринимательство выступает активным фактором конкурентного рынка. Основной принцип предпринимательства - найти потребность и удовлетворить ее.

Субъектами малого предпринимательства являются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25% и в котором средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

§ в промышленности, строительстве и на транспорте: 100 чел.

§   в сельском хозяйстве и научно-технической сфере: 60 чел.

§   в оптовой торговле: 50 чел.

§   в розничной торговле и бытовом обслуживании населения: 30 чел.

§   в остальных отраслях: 50 чел.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Субъектами малого предпринимательства, на которые распространяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, признаются лишь индивидуальные предприниматели и организации с предельной численностью работающих до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности.

Малое предпринимательство имеет определенные ограничения.

Ограничение по статусу.

Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %.

Для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов.

Ограничение по численности работников.

В зависимости от средней численности работников за календарный год предприятия подразделяются на:

·    микропредприятия- до 15 работников;

·              малые предприятия- до 100 работников включительно;

·              средние предприятия- от 101 до 250 работников включительно.

Ограничение по выручке

С 13 июля 2015 г. согласно Постановлению Правительства РФ от 13 июля 2015 г. N 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» за предшествующий год без учёта налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

·    микропредприятия - 120 млн. рублей;

·              малые предприятия - 800 млн. рублей;

·              средние предприятия - 2 млрд. рублей.

В Российской Федерации поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

·  Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства.

·        Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно технических разработок и технологий.

·        Установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства.

·        Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами.

·        Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства

Франчайзинг позволяет предпринимателям начинать дело по готовой схеме крупной сети, используя их бренды и технологии, а также возможности финансирования некоторых этапов. В России, как и во многих странах мира, франчайзинг активно развивается. Примеры сфер предпринимательства, где действуют много франчайзинговых предприятий: торговля, общественное питание, туризм.

.2 Анализ рынка франчайзинга в России

По всей территории РФ практикуются франшизы как российские, так и зарубежные.

Первые предложения франшиз, которые появлялись на российском рынке были от зарубежных компаний. Однако Лидер мирового франчайзинга - компания МcDonald’s, появились на российском рынке недавно. Примечательно, что мировая сеть McDonald’s насчитывает более 29 тысяч ресторанов, из которых только 15% принадлежат самой корпорации - остальные работают как франчайзи, т.е. при внедрении на региональных рынках руководство компании преимущественно использует организацию бизнеса за счет создания новых франшизных точек, а не внедрения корпоративных. История «Макдональдс» берет своё начало ещё в 40-ых годах XX столетия. Спустя примерно 10 лет после своего появления на рынке быстрого питания, во второй половине 50-х, «Макдоналдс» начинает работать, как франчайзинговая сеть ресторанов. До России компания доходит только в 1990 году, а первые франчайзинговые предприятия на территории РФ и вовсе начинают появляться только с 2012 года, после подписания соглашения с ООО «Развитие РОСТ» (дочерняя компания «Росинтер ресторантс холдинг»). Согласно этому договору, франчайзи получил возможность открывать рестораны «Макдоналдс» только на узловых аэропортах и вокзалах.

Сейчас мировая компания взяла курс на увеличение количества франчайзинговых предприятий и сокращения собственных. Таким образом, за последние 10 лет число своих ресторанов «Макдоналдс», уменьшилось на одну треть. К слову, конкуренты сети также решили преумножить количество франчайзинговых заведений, например, «Wendy’s» к середине 2016 года планирует оставить только 5% ресторанов в своих руках. На данный момент в планах компании к 2018 году продать франчайзи 3,5 тыс. предприятий из принадлежащих ей 36 тыс. ресторанов в разных странах. Прежний же план включал продажу лишь 1,5 тыс. заведений к 2016 году. Уже сейчас в России идут переговоры о передаче во франчайзинг определенной части ресторанов быстрого питания на востоке страны. К слову, всего на территории РФ сегодня работает 515 предприятий «Макдоналдс».

Рис. 2. Стоимость брендов

Что касается финансовой составляющей франчайзингового предложения, то она обсуждаются непосредственно с потенциальным франчайзи. Цена франшизы «Макдоналдс» зависит от страны и города, в котором планируется открыть предприятия. Однако можно сказать, что покупка и развитие бизнеса у такой известной сети ресторанов стоит очень больших вложений. Стоимость франшизы «Макдоналдс» примерно колеблется от 500 тыс. долларов до 1,2 млн. долларов.

Стоимость открытия Макдональдс по франшизе:

·        Начальный капитал: 950 тыс. $ - 1.8 млн. $.

·        Стоимость франшизы: 45 тыс. $.

·        Роялти (ежемесячные выплаты): 12,5%.

·        Длительность договора франшизы: 20 лет, возобновляема.

Для компании SubWay обязательным условием для начала переговоров с возможным франчайзи из России стало наличие собственного или арендованного на долгосрочный период помещения, соответствующего требованиям головной компании. Такое требование разработано специально для продажи франшизы на территории России - нигде в мире его больше не предъявляют.

Вместе с тем за последние несколько лет произошло изменение в структуре франшиз, функционирующих на отечественном рынке, в сторону увеличения доли российских франшиз по отношению к иностранным. Удельная доля российских предприятий, начинающих применять франчайзинг, постоянно растет. Франчайзинг активно применяют такие известные сети магазинов, как «Перекресток», «Копейка», «Ароматный мир», «Красный куб» и многие другие. Однако до сих пор невозможно назвать точное количество франшизных систем, функционирующих на российском рынке, что связано с размытостью понятия франчайзинга в России. На международной выставке «Франчайзинг в России», проходившей в Москве в 2013 г., представители Российской ассоциации франчайзинга констатировали, что на российском рынке действуют от 530 до 550 франшизных систем.

Развитие франчайзинга на территории России происходит неравномерно. К сожалению, на сегодняшний день можно назвать только несколько российских регионов, где франчайзинг используется достаточно широко. Основными из них являются: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород и Омск. Применение франчайзинга в регионе неразрывно связано с экономическим положением данной территории и уровнем развития бизнеса на рынке.

В результате анализа действующих на российском рынке товаров и услуг франшиз можно утверждать, что, как правило, предприятия начинает внедрять свою марку сначала либо на московском, либо на петербургском рынке и лишь затем решают применять франчайзинг для продвижения своей марки в регионы. Так, салоны обуви «Эконика» в московском регионе в основном имеют салоны, принадлежащие непосредственно фирме-франчайзеру, зато для продвижения марки в другие регионы России преимущественно используют франчайзинг.

Основным отличием российских франшизных систем от иностранных является одновременное расширение бизнеса, выход на новые рынки как за счет создания франшизных точек, так и за счет развития корпоративных предприятий, принадлежащих франчайзеру. Данную ситуацию можно объяснить тем, что большинство российских предприятий начинают расширять бизнес посредством франчайзинга уже при наличии собственной развитой сети и, как следствие, франчайзинг для них - лишь один из элементов системы развития сети.

Характерными особенностями системы франчайзинга являются выплата оператором единовременного вступительного взноса франчайзеру и регулярные выплаты роялти (вид лицензионного вознаграждения, как правило денежная, за использование патентов, авторских прав, франшиз, природных ресурсов и других видов собственности, при производстве которых как раз и использовались данные патенты, авторские права и др.).

Сегодня франчайзинг в России имеет адекватную нормативно-правовую базу. Франчайзинг в России регулируется рядом статей ГК РФ, которые предполагают использование на практике договоров коммерческой концессии (франшизы). Он стал очень популярным и модным, заручился поддержкой властей и общества, появились банковские и государственные механизмы финансирования, а также инструменты продвижения российских концепций за рубеж. И все это благодаря активной работе РАФ (Российской Ассоциации Франчайзинга), которая представила стратегию развития. Существенное влияние на развитие отечественного франчайзинга могут оказать налоговая и судебная реформы, а также мероприятия по дебюрократизации и господдержке малого предпринимательства: разработка законодательной базы о франчайзинговой системе, содействие в развитии национальных брендов, стимулирование регионов и создание подготовленных кадров. Российские потребители отдают предпочтение иностранным компаниям, значит, следует более продуманно относиться к дизайну бренда. Необходимо также разработать собственные технологии развития и с учетом положений на рынке, сделать их максимально гибкими. Сегодня в России самыми устойчивыми считаются товарный (Zara City, Savage, Sportic, Iren Colins и др.), производственный (Coca-Cola) и деловой (McDonalds, Baskin Robbins и др.) франчайзинг. В связи со стабильным увеличением отечественного автопарка, выигрышными останутся направления, касающиеся продажи и обслуживания автомобилей - магазины запчастей, автосервисы, мойки, шиномонтаж и др. Не потеряют актуальности малые формы предпринимательства: пиццерии, маленькие магазинчики и мини-пекарни. Будут популярны натуральные продукты и косметика, предметы ручной работы, интернет-посредничество, страхование, дизайн, распространение газет и журналов, управление недвижимостью, а также обучающие курсы.

В настоящее время наблюдается франчайзинговый бум в России, который представляет хороший потенциал для иностранцев. Например, из 600 франчайзинговых систем в России, присутствующих на рынке - 66% российские, а 34% - американские и европейские. Франчайзинг в России обладает хорошей динамикой и работает успешно: ежегодно растет количество точек на 30%, а количество франшиз - на 25%. Предполагается, что направленность франшиз 2014 года будет многоцелевой, сочетающей возможности реального и интернет заработка. Какими будут франшизы 2015 года - предсказать трудно. Согласно исследованиям экспертов, в 2013 году были востребованы именно недорогие франшизы, бюджет которых составлял порядка 500 тыс. рублей и более.

С самого начала создания франчайзингового предприятия деловые и юридические аспекты тесно связаны. Эти действия будут только началом постоянного контроля над незаконным использованием торговой марки.

Так, компания "Соса-Cola" содержит небольшой специальный штат сотрудников с большой заработной платой для защиты торговой марки и названия.

Защищая свою торговую марку, владелец защищает репутацию своего продукта и услуги. Таким образом, покупатель знает, что он получит именно то, что хочет, а не подделку, поэтому торговая марка "Соса-Cola" становится очень важной частью системы франчайзинга в компании "Coca-Cola". Есть прямая связь между действиями по защите торговой марки "Соса-Cola" и ценностью концентрата.

Если проанализировать предложения франчайзинга в России, то можно сделать вывод, что выделяют несколько направлений:

·        Газеты, журналы, другие СМИ.

·              Кафе, рестораны.

·              Магазины одежды, обуви.

·              Магазины продуктов питания.

·              Магазины прочие.

·              Магазины товаров для детей.

·              Медицина и здоровье.

·              Недвижимость, строительство.

·              Образование.

·              Производство.

·              Развлечения и спорт.

·              Туризм.

·              Услуги.

При это ценовая политика то же варьируется от 15000 и до 100000000 рублей.

Так же франшизы отличаются условиями, такими как площадь помещений, размещение, этаж, примечания по развитию, технические требования к помещению, требования к помещениям, расположенным в отдельно стоящих зданиях, требования к помещениям в составе торгового центра.

Ниже проанализированы несколько примеров франшиз разных ценовых категорий.

Таблица 1. Сравнительный анализ предложений франчайзинга на российском рынке

Название

Сфера деятельности

Требуемая площадь

Инвестиции

Срок окупаемости

Роялти

Паушальный платёж

Ёлки-Палки

общественное питание.

от 200-350 квадратных метров.

17000000 р.

от 24 месяца

6% от выручки без учета НДС

2 000 000 рублей.

РусБургер

общественное питание.

от 90 квадратных метров.

10200000 р.

от 18 месяцев

от 4% до 6%

1 000 000 рублей.

MILANA

Магазин обуви и аксессуаров

от 100 квадратных метров.

7000000 р.

от 12 месяцев

______

________

COFFEESHOP COMPANY

общественное питание.

от 20 квадратных метров.

4000000 р.

от 18 месяцев

6%

1 425 000 рублей.

«ButtonBlue»

Детская одежда

от 40 квадратных метров.

1800000 р.

от 12 месяцев

______

________

«Farfor»

общественное питание (доставка еды).

от 40 квадратных метров.

789000 р.

от 6 месяцев

4,5% от ежемесячного оборота

200 000 рублей.

"City Mama"

Одежда, аксессуары и белье для детей

от 20 квадратных метров

от 30000 р.

от 3 месяцев

5 000 рублей/месяц

50000р.

Магазин весовой одежды «Нипочём»

Секонд-хенд

от 40 квадратных метров

от 60 000 р.

от 2 до 3 месяцев

1250 рублей/месяц

15000 р.

«Ларом»

Ароматизация помещений

От 20 квадратных метров

от 100 000 - 1 000 000 р.

от 12 до 18 месяцев

______

100000 р.

«BONAPE»

Булочная пекарня

от 12 квадратных метров

от 300 000 р.

от 12 месяцев

______

25000 р.

«Центр детских товаров»

Интернет-магазин

От 2 квадратных метров

от 19 000 р.

от 1 месяца

______

________

Как видно из таблицы предложения франчайзинга отличаются не только стоимостью и сроком окупаемости, но и дополнительными денежными отчислениями. К ним может относиться роялти (вид лицензионного вознаграждения, периодическая компенсация, как правило денежная, за использование патентов, авторских прав, франшиз, природных ресурсов и других видов собственности.) и паушальный платёж (это стоимость вступления во франчайзинговую сеть того или иного предприятия.). Сумма роялти может исчисляться конкретной денежной суммой или процентом от выручки, в среднем дорогие франшизы сопровождаются процентным роялти, а дешевые определенной ценой до 5000 рублей. В средней ценовой категории франшизы роялти не содержат. Значение паушального платежа зависит от стоимости франшизы, чем дороже франшиза, тем больше данный платеж.

.3 Достоинства и недостатки использования франчайзинга как формы поддержки малого предпринимательства

Используя франчайзинг, франчайзер стремится получить выгоду от широкого и быстрого расширения своего бизнеса, не прибегая к кредитам и не беря на себя серьезные финансовые обязательства. Чем больше он способствует успеху франчайзинга, тем на больший доход в виде роялти он может рассчитывать. Чтобы обеспечить такой успех, важно предоставить франчайзи стандартизированную систему учета и выполнения деловых операций, а также сохранить контроль над оформлением торговой точки, местом оказания услуг, оборудованием и снабжением. Франчайзинг позволяет производителям осуществлять больший контроль над условиями реализации продукции по сравнению с тем, который они могли бы осуществлять, если бы использовали один из каналов реализации, где отсутствует тесная взаимосвязь с агентами или представителями.

Франчайзинг дает предпринимателю возможность начать собственное дело, пользуясь опытом, знаниями и поддержкой того, кто предоставляет франшизу. Создавая новое предприятие, предприниматель часто не уверен, что оно будет успешным. С помощью франшизы предприниматель получает соответствующую поддержку при реализации продукции и имеет право пользоваться именем компании (часто и торговой маркой), хорошей репутацией, которой он обладает на рынке. Однако не надо думать, что желание иметь свое собственное дело и вступление в отношения франчайзинга это простое решение проблемы, здесь необходимо учитывать возможные факторы риска.

Проанализировав примеры франчайзинга и их условия можно выделить следующие достоинства и недостатки.

Недостатки франчайзинга:

1.       Франчайзи вынуждены следовать правилам и ограничениям, установленным франчайзером, даже если они не приносят максимальной пользы бизнесу.

2.       Франчайзи часто обязаны закупать сырьё и продукцию у поставщиков, назначенных франчайзером, что может ограничивать их доступ к свободному рынку и вынуждать покупать сырьё и продукцию по завышенным ценам.

.        Для франчайзи могут быть установлены жёсткие ограничения на выход из бизнеса, включая запрет на открытие конкурирующих организаций в течение определённого срока или на определённой территории.

.        Франчайзи редко могут оказать влияние на вопросы централизованного маркетинга и рекламы, но при этом могут быть вынуждены оплачивать централизованные маркетинговые и рекламные кампании. Таким образом, их средства могут использоваться не в их лучших интересах.

Преимущества для франчайзера:

1.   Франчайзинг приносит дополнительные деньги для распространения бизнеса. Если компания стремится к развитию на региональном, национальном или международном уровне, то потребуются дополнительные вложения на программу развития. Эти фонды можно создать с помощью франчайзи. Франчайзи делают первоначальный взнос. Приобретая полный франчайзинговый пакет. Подписав дополнительно несколько франчайзинговых договоров с франчайзи, франчайзер сможет продавать им другие услуги по управлению (менеджменту), такие, как особая поддержка по консалтингу и маркетингу. Обе сделки (первоначальная продаж франшизы и продажа специальных услуг) служат дополнительным источником дохода для франчайзера.

2.       Франчайзи делают дополнительные выплаты на поддержку услуг, предоставляемых франчайзером. Все работающие франчайзи ежемесячно платят франчайзеру за предоставление услуг. Часть этих денег идет на предоставление услуг по поддержке франчайзи этой системы (обучение персонала, консультанты и т.д.).

.        Франчайзинг открывает возможности быстрого расширения на новом рынке и укрепления своей репутации на существующем рынке. Увеличение количества выплачиваемых взносов позволяет франчайзеру быстро и эффективно развиваться ан рынке. Помните, что именно франчайзи приносят на новый рынок имя франшизы. Каждый отдельный франчайзер получает огромные преимущества на всем рынке потому, что франчайзи, быстро расширяясь на новом рынке и делая инвестиции в развитие этого бизнеса в новых городах, создают широкую сеть бизнеса, на развитие которой у франчайзера никогда не хватило бы денег.

.        Франчайзинг открывает для потребителя возможность больше узнать о продукте и услугах. С открытием новых предприятий потребители больше узнают о продукте и услугах. Это очень важно, так как новая франшиза становится узнаваемой на рынке по мере предоставления своих услуг. Многочисленные франчайзинговые предприятия на специфичном рынке открывают экономный доступ к рекламе в средствах массовой информации, что делает франчайзинг известным среди большего числа потребителей. Использование рекламы приводит к увеличению продаж и прибыли в каждом предприятии франчайзинговой системы.

.        Успех франчайзинговой системы при создании новых бизнес концепций. Успех франчайзинговой компании во многом зависит от проверенной и прибыльной бизнес концепции. Франчайзер развивает свою концепцию бизнеса и доказывает ее прибыльность на примере своих собственных магазинов. Франчайзер разделяет свой опыт со всеми франчайзи системы, предоставляя им возможность вести свой бизнес так же успешно. Поэтому, если компания хочет узнать, возможно ли превратить их бизнес в успешную франшизу, они должны просто посмотреть насколько успешно прошло такое превращение в другом, похожем бизнесе.

Преимущества для франчайзи:

.     Франчайзинг означает, что франчайзи не остаетесь один на один со всеми проблемами и рисками. Когда франчайзи дает свое согласие вкладывать деньги во франчайзинговое предприятие, он все равно остается независимым владельцем бизнеса. Эта независимость означает, что его никогда не уволят с этой работы. Франчайзи получает профессиональную поддержку от франчайзера. Такая поддержка помогает ему избежать тех ошибок, которые обычно делают другие предприниматели. Франчайзер остерегает франчайзи от принятия неправильных решений, которые могли бы повредить или вообще разрушить его предприятие.

2.       Франчайзинг - это быстрое и эффективное начало бизнеса. Франчайзинговая система дает информацию, которая помогает франчайзи найти подходящее местоположение для предприятия, сделать его дизайн и убедится в том, что бизнес правильно функционирует. Франчайзи не нужно беспокоиться о проблемах, возникающих на начальной стадии, потому, что он имеет опыт своего франчайзера.

.        Франчайзинг дает поддержку франчайзи в период перед открытием бизнеса. Франчайзи всегда имеет возможность стать специалистом в новом бизнесе, не затрачивая годы на обучение в школе бизнеса или просто работая в этой области. Эти знания приходят непосредственно из специальных программ обучения и программ по развитию системы управления, которые франчайзер передает всем новым франчайзи и ключевым работникам. Еще за долго до открытия нового бизнеса, франчайзер и франчайзи должны проработать друг с другом некоторое время. Вместе они должны достаточно поработать над формированием навыков франчайзи с тем, чтобы иметь все шансы на успешное ведение бизнеса.

.        Франчайзинг означает постоянную поддержку. После открытия франчайзингового бизнеса франчайзи продолжает получать профессиональные услуги от франчайзера по вопросам ежедневного ведения бизнеса и маркетинга. Если возникают проблемы, то их первой задачей будет проверить все предоставленные материалы и пособия. Но, однако могут возникать и специфические проблемы. В этом случае франчайзи может позвонить франчайзеру и обратиться за помощью. Именно потому, что существует такая связь между франчайзером и франчайзи, проблемы франчайзи могут быть решены с помощью опытного франчайзера. Когда независимый предприниматель начинает развивать собственный бизнес, он должен сам найти способ решения проблем и открыто смотреть на вероятность совершения дорогостоящих ошибок.

.        Франчайзинг дает возможность использовать репутацию и товарный знак франчайзера. При выполнении франчайзингового договора, франчайзи получает полномочия от франчайзера на использование торгового знака франчайзера. Только франчайзи, работающие в системе данной франшизы, имеют эксклюзивное право использовать товарный знак франчайзера. Поэтому, если вы владеете франшизой МсDodald’s, вы пользуетесь правом на владение названием фирмы, которое дает вам мгновенное узнавание на рынке как бизнеса, работающего на международной арене с международным франчайзером. К моменту открытия ресторана, все в округе уже знают, что он будет предоставлять услуги на высоко профессиональном уровне. В отличие от вас индивидуальный предприниматель должен с самого начала думать не только о продажах, но прежде всего о том, чтобы создать хорошую репутацию никому неизвестной фирмы. Франчайзи же покупает себе репутацию вместе с покупкой франшизы. Индивидуальный предприниматель никогда не будет иметь доступ к известному всему миру имени, а франчайзи сразу пользуется именем своего франчайзера уже получившего всеобщее признание.

.        Франчайзинг устанавливает четкие территориальные границы ведения бизнеса. Франчайзер определяет своему франчайзи территорию ведения бизнеса. Границы этой территории определены условиями франчайзингового договора. Получая территорию, франчайзи может эффективно развивать свой бизнес на определенной территории. Это снимает угрозу соперничества со стороны других владельцев этой же франшизы. Индивидуальный предприниматель никогда не знает, в каком месте возникнет наибольшая конкуренция, таким образом, его территория всегда остается более открытой для конкурентов.

Преимущества для потребителя:

1.   В большинстве случаев товары и услуги, реализуемые под одним товарным знаком, имеют одинаковое качество и инфраструктуру оказываемых услуг.

2.       За счет контроля качества франчайзером франчайзинговые фирмы обычно предоставляют более высокий уровень обслуживания.

.        Франчайзи как собственники предоставляют потребителю услуги с большей степенью личного участия.

Недостатки для потребителя:

1. Франчайзинг может ограничивать конкуренцию и, как следствие, ограничивает выбор товаров и услуг;

2.       Франчайзи может быть недостаточно квалифицированным.

Франчайзинг - одна из наиболее распространенных во всем мире разновидностей организации бизнеса, однако до недавнего времени в России она была в новинку.

Франчайзинг очень хорошо зарекомендовал себя именно в странах с развивающимся рынком, поскольку компании предоставляется возможность стать владельцем независимого бизнеса под торговой маркой известной компании и получать от нее консультации и поддержку. Развитие франчайзинга в России позволит решить многие вопросы, стоящие перед предпринимателями, - такие, как овладение современными технологиями, финансирование, маркетинг, менеджмент, современные методы ведения бизнеса.

Во второй главе был проведен сравнительный анализ предложений франчайзинга на российском рынке. Среди которых есть предложения франчайзинга, отличающиеся не только стоимостью и сроком окупаемости, но и дополнительными денежными отчислениями. Проанализировав предложения франчайзинга в России, можно сделать вывод, что выделяются несколько направлений франчайзинга такие как газеты, журналы, кафе, магазины одежды, продуктов питания, медицина, недвижимость, образование, производство, развлечения и спорт, туризм, и прочие услуги.

При этом ценовая политика варьируется от 15000 и до 100000000 рублей.

Так же франшизы отличаются условиями, такими как площадь помещений, размещение, этаж, примечания по развитию, технические требования к помещению, требования к помещениям, расположенным в отдельно стоящих зданиях, требования к помещениям в составе торгового центра. Так же франшизы могут включать дополнительные затраты как паушальный взнос, роялти. Так же в стоимость франшизы может включаться первая партия товара, ремонт помещения, производственное оборудование и т.д.

Популярность франчайзинга нельзя отрицать. Количество франчайзеров и соответственно франшизных сетей растет достаточно высокими темпами. По данным Международной Ассоциации Франчайзинга в настоящее время в мире насчитывается 16,5 тысяч франчайзеров с более 1,2 млн.франчайзи, объем продаж сетей составляет 1,4 трлн.долларов США, занятость около 12 млн.человек.

Проанализировав примеры франчайзинга и их условия можно выделить следующие достоинства и недостатки.

Недостатки франчайзинга. Франчайзи вынуждены следовать правилам и ограничениям, установленным франчайзером. Франчайзи часто обязаны закупать сырьё и продукцию у поставщиков, назначенных франчайзером. Для франчайзи могут быть установлены жёсткие ограничения на выход из бизнеса.

Преимущества для франчайзера. Франчайзинг приносит дополнительные деньги для распространения бизнеса. Франчайзинг открывает возможности быстрого расширения на новом рынке и укрепления своей репутации на существующем рынке. Франчайзинг открывает для потребителя возможность больше узнать о продукте и услугах.

Преимущества для франчайзи. Франчайзинг означает, что франчайзи не остаетесь один на один со всеми проблемами и рисками. Франчайзинговая система дает информацию, которая помогает франчайзи найти подходящее местоположение для предприятия, сделать его дизайн и убедится в том, что бизнес правильно функционирует. Франчайзи не нужно беспокоиться о проблемах, возникающих на начальной стадии, потому, что он имеет опыт своего франчайзера. Франчайзинг дает поддержку франчайзи в период перед открытием бизнеса. Франчайзинг дает возможность использовать репутацию и товарный знак франчайзера. Франчайзинг устанавливает четкие территориальные границы ведения бизнеса.

Преимущества для потребителя. В большинстве случаев товары и услуги, реализуемые под одним товарным знаком, имеют одинаковое качество и инфраструктуру оказываемых услуг. За счет контроля качества франчайзером франчайзинговые фирмы обычно предоставляют более высокий уровень обслуживания.

Недостатки для потребителя. Франчайзинг может ограничивать конкуренцию и, как следствие, ограничивает выбор товаров и услуг;

3. Разработка модели предприятия на основе франшизы кофейни «Шоколадница»

.1 Описание фирмы «Шоколадница»

Ресторан-кафе «Шоколадница» был учрежден как открытое Общество с ограниченной ответственностью «Шоколадница» 15 сентября 2008 года. Учредителем и собственником ресторана-кафе «Шоколадница» является общество с ограниченной ответственностью «Галерея-Алекс». Основной целью Общества «Шоколадница» является извлечение прибыли и наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей российских и иностранных предприятий и граждан в услугах (продукции, работах), оказываемых предприятием. Основные виды деятельности «Шоколадницы»: организация торгового, ресторанного обслуживания населения, производство и реализация продуктовой пищевой промышленности, посредническая и торгово-закупочная деятельность и другие.

Располагается ресторан-кафе в Омске по адресу: ул. Лермонтова, д. 2, что оказывает немалое влияние на его посещаемость. Режим работы с 10:00 до 22:00.

На сегодняшний день сеть кофеен «Шоколадница» - одна из крупнейших и самых динамично развивающихся компаний в сфере ресторанного бизнеса в Москве, Омске, регионах России и странах СНГ.

История кофеен «Шоколадница» восходит корнями к легендарному кафе «Шоколадница» у метро Октябрьская - единственном столичном месте, где на протяжении нескольких десятилетий гостям предлагали изысканные лакомства и напитки: горячий шоколад и легендарные блинчики с начинкой из шоколада, изюма и орехов. С момента открытия кафе в 1964 году по сегодняшний день, когда кафе выросло в сеть уютных кофеен, «Шоколадница» была и остается законодателем «кофейной моды».

Новую жизнь кофейня получила в 2000 году. Возрожденная «Шоколадница» начала работать по европейским стандартам, которые предполагают значительное расширение и постоянное обновление ассортимента, поддержание высокого уровня сервиса и качества кухни.

С 2008 года сеть активно развивает программу франчайзинга. География франчайзинга «Шоколадницы» охватывает не только крупнейшие города России, но и страны СНГ (Азербайджан, Казахстан, Украина), также компания ведёт переговоры и поиск партнёров в странах дальнего зарубежья.

В настоящее время на правах франшизы работают 85 кофеен в 44 городах.

В таблице 2 представлена франчайзинговая информация кофейни «Шоколадница».

Таблица 2. Основные условия франчайзинга «Шоколадница»

Первоначальный взнос:

2,5 миллиона рублей

Роялти:

7% от ежемесячного объема продаж

Инвестиции:

4-8 миллионов рублей

Формат:

Микро формат, Мини формат

Окупаемость:

1,5 - 2 года

Предпочтения по регионам распространения:

Украина, Россия


Предоставляемые услуги исследуемого предприятия можно разделить на несколько групп:

. Раздаточная линия кафе, где представлены все основные блюда, напитки и десерты. Здесь работает система самообслуживания - клиент сам выбирает еду и ее количество, а сотрудники на линии выдают ее. Затем клиент оплачивает заказ в кассе.

. Кафе «Шоколадница», в котором посетителей обслуживают официантки в форменной одежде. Есть возможность заказать напитки из бара, безалкогольные / алкогольные вина и коктейли. Места в кафе можно зарезервировать, там может разместиться около 55-65 человек. Средний чек в ресторане составляет приблизительно 600 руб. на человека.

. Услуга «Интернет». На территории всего ресторана-кафе «Шоколадница» работает система беспроводного интернета wi-fi. Посетители могут свободно подключиться к сети интернет со своих источников связи.

Служебные помещения включают в себя: кухню, помещения для мытья посуды, склад для продуктов, туалетную комнату, гардероб.

Отличительная особенность каждой из этих кофеен - изысканный и уютный дизайн интерьера, теплая и неповторимая атмосфера. В доступном для гостей обзоре всегда расположена специальная витрина, где можно сразу выбрать понравившийся десерт и лично пообщаться с бариста - специалистом по приготовлению кофе. В теплый сезон открываются уютные летние веранды.

Посещают такие кофейни обычно представители среднего класса, обеспеченные слои общества, успешные работающие люди.

Они прекрасно подходят как для рабочих, так и для частных встреч, позволяют не только перекусить, но и расслабиться, отдохнуть.

Меню предлагает огромный выбор качественных кофе, чая, соков и коктейлей, а также различного рода десертов отличного качества.

Цены, которые предлагает «Шоколадница», оптимальны и доступны. Чаще всего сумма заказа составляет 300-600 рублей, что вполне приемлемо для качества блюд, которое предлагает меню.

Самым дорогим удовольствием являются торты на заказ, они стоят от 1400 до 2300 рублей.

Стоимость кофе, горячего шоколада и прочих напитков не превышает 300 рублей, различные десерты находятся примерно в таком же ценовом диапазоне, супы стоят до 230 рублей, цены на сандвичи и закуски доходят до 400 рублей, алкогольные напитки можно приобрести до 7770 рублей.

Товарооборот на одну кофейню составляет в районе около 2.5 миллионов рублей в месяц.

Цены:

·        Напитки (кофе, горячий шоколад) - до 300 руб.

·        Вторые блюда - до 370 руб.

·        Десерты -до 370 руб.

·        Супы - до 230 руб.

·        Сэндвичи и салаты - до 400 руб.

·        Алкогольные напитки - до 7770 руб.

Ассортимент «Шоколадницы» весьма разнообразен и способен удовлетворить любой, даже самый изысканный вкус! Наряду с прекрасным кофе, сваренным из свежеобжаренных зерен, элитными сортами чая, соками и коктейлями наша сеть славится своими тортами и изысканными десертами.

Все блюда эксклюзивны и готовятся по разработанными нашими кондитерами технологиями с использованием только натуральных продуктов.

Поставщиками продукции в ресторан-кафе «Шоколадница» и магазин являются как отечественные, так и зарубежные производители. К ним относятся заводы по производству тары, посуды, различных продуктов питания, также, мебели, комбайнов, офисной и бытовой техники, аппаратуры, деталей интерьера. Поставщики, по заказу менеджера по закупкам, сами привозят продукты или за ними приезжают экспедиторы на само производство.

В конце каждого месяца проводится день именинника. Именинников всей командой поздравляют с днем рождения, подарок преподносится от команды и от руководителя. Основной смысл, подчеркнуть причастность к команде. В компании ежегодно проводятся корпоративные мероприятия, такие как чемпионат по футболу и чемпионат бариста. Победители чемпионатов награждаются ценными подарками и дипломами.

Сеть кофеен «Шоколадница» ежегодно получает признание своих гостей и экспертов ресторанного бизнеса: пять лет подряд с 2004 года «Шоколадница» побеждала в номинации «Лучшая кофейня», премии «Лучший ресторан Москвы», в 2010 году компания стала любимым брендом Россиян в ежегодном рейтинге, в 2011 порталmenu.ru признал «Шоколадницу» лучшим сетевым рестораном, «Самой динамичной развивающейся сетью» стала по версии magazan.ru в 2011 году, в 2012 yell.ru наградил «Шоколадницу» премией «Лучший бизнес-завтрак». «Шоколадница» вошла в «ТОП-100 франшиз России» 2014 года. Независимый рейтинг «ТОП-100 франшиз России» составлен аналитическим отделом делового портала «БиБосс.ру». «Шоколадница» заняла своё почётное место в Рейтинге ТОП-100 франшиз России 2015 года по версии «БиБосс.ру».

.2 Анализ рынка кофеин в г. Омске

Как видно из предыдущего параграфа для разработки модели фирмы была выбрана франшиза «Шоколадница». Так как там используются только элитные и высококачественные сорта чая и кофе. А также готовятся эксклюзивные блюда «авторского» приготовления по доступным ценам для клиентов. У кофейни «Шоколадница» наиболее широкий выбор дополнительных услуг. Тем более среди перечисленных прямых конкурентов «Шоколадницы» нет не одной фирмы, которая бы предлагала открытие кофейни через франшизу.

Для того что бы оценить актуальность и необходимость данной организации на Омском рынке, были выделены и проанализированы прямые конкуренты. Проанализировав Омский рынок кофеин, предоставляющих аналогичные услуги, можно выделить следующие организации:

Таблица 3. Анализ рынка кофеин

Название и адрес

Средний чек

Кухня

Способы оплаты

Особенности

Дополнительно

Бобы, (ул. Ленина,7)

400-500 рублей

Европейская, японская

Maestro, MasterCard / Eurocard, Visa

Диваны, телевизоры.

Суши-меню, кальян, кофе на вынос, планируется открытие основного зала, бесплатный Wi-Fi, ланчи: с 12:00 до 16:00, цена 150-250 р. Франшиза отсутствует

ТинТо-Кофе (ул. Ленина, 25а)

500-1000 рублей

Европейская

Visa, MasterCard / Eurocard, Maestro

Плазма, летняя веранда.

Завтрак, еда с собой, бесплатный Wi-Fi. Франшиза отсутствует

Чао-Какао, (Мира проспект, 7а)

500 рублей

Европейская, итальянская.

Visa, MasterCard / Eurocard, Maestro

Фоновая музыка, завтрак, заказ столиков, еда с собой, детское меню.

BerlinKaffee, (ул. Ленина, 20)

до 500 рублей

Европейская

Diners Club, Maestro, MasterCard / Eurocard,Visa

Плазма, диваны.

Детское меню, детские стульчики, винная карта. Франшиза отсутствует

Вояж, (Ленинградская площадь, 2)

до 500 рублей

Международная

Maestro, MasterCard / Eurocard, Visa

Специальное меню: мясное, рыбное, фитнес, постное, диваны, плазма.

Детская комната, детское меню, кальян, разливное пиво, сигары. Франшиза отсутствует

Traveler`s Coffee (ул. Герцена, 16)

до 500 рублей

Европейская, американская.

Maestro, MasterCard / Eurocard, Visa

Специальное меню: мясное, рыбное, телевизоры.

Детское меню, детские стульчики, кальян, бесплатный Wi-Fi. Франшиза отсутствует

NewYork (ул. Ленина, 14)

до 500 рублей

Европейская

American Express, Diners Club, Maestro, Union, Visa

Декоративный камин, плазма, диваны.

Собственная кондитерская, собственная пекарня, бесплатный Wi-Fi. Франшиза отсутствует

Шоколадница (ул. Лермонтова, д. 2)

До 600 рублей.

Европейская

Maestro, MasterCard / Eurocard,Visa

Специальное меню: мясное, рыбное, плазма, проектор, диваны.

Бесплатный Wi-Fi, система самообслуживания - клиент сам выбирает еду и ее количество, а сотрудники на линии выдают ее, летние веранды. Имеется франшиза

Как видно из таблицы, открытие кофейни «Шоколадница» - это выгодно и рентабельно, потому что на территории г. Омска нет прямых конкурентов в Октябрьском округе, и поэтому данная кофейня будет располагаться именно там, а также приобретая франшизу, предприниматель гарантированно приобретает стабильный и доходный, а главное уже раскрученный бизнес.

3.3 Финансовая модель кофейни «Шоколадница»

В городе Омске открыты 2 успешно работающие кофейни «Шоколадница», расположенных в Кировском и Центральном районах города. Предложенная в данной работе модель будет располагаться в Октябрьском районе. Для данного проекта был выбран торговый комплекс площадью 1000кв.м. по адресу Космический проспект, 17Б. Такое местоположение кофейни будет очень выгодным, т.к. в данном районе города проживает достаточно большое количество человек, точка обладает высокой проходимостью, транспортной доступностью и отсутствием поблизости предприятий конкурентов.

При открытии магазина предполагаются следующие инвестиции: И так, первым расходом при открытии кофейни «Шоколадница» в Омске будет паушальный взнос. В нашем случае паушальный взнос составляет 2,5 млн. рублей. Согласно договору коммерческой концессии, мы за собственный счет так же осуществляем государственную регистрацию в ИФНС, открываем расчетный счет и вносим уставный капитал. Помимо этого, еще необходимо получить разрешения в СЭС, в пожарной службе и лицензию на продажу алкогольной продукции в Администрации Омской области. Все это обойдется примерно в 80 тысяч рублей. Так же нужно установить систему «ЕГАИС» для контроля за полным циклом всего оборота алкогольной продукции в России.

Далее, мы должны учитывать затраты на аренду, мы выбрали помещение по адресу Космический проспект, 17Б на первом этаже. Помещение составляет 200 квадратных метров (300 рублей за квадратный метр). Соответственно, аренда обойдется нам в 60 тысяч рублей в месяц. В стоимость включены коммунальные платежи, ремонт помещения будет осуществляться за наш счет, с полным согласием арендодателя.

В России в целом кофейни имеют свою особенность, большинство посетителей приходят сюда пообщаться и неторопливо выпить чашечку кофе. Кофейня - это место, прежде всего, место для отдыха и общения. В связи с этой особенностью очень важна внутренняя обстановка кофейни, создание которой начнется с ремонта помещения.

Можно отметить, что стоимость строительно-отделочных работ с учетом стоимости установки освещения, системы вентиляции и сантехники для помещения в 200 квадратных метров составят примерно 912 тысяч рублей.

Следующим важным шагом в создании атмосферы уюта, несущую особую кофейную философию, станет выбор мебели и аксессуаров. Учитывая то, что наша кофейня предположительно будет рассчитана на 60 мест (площадь помещения составляет 200 квадратных метров, из которых 50 - кухня, а 1 столик на 4 человек занимает 2 квадратных метра), нам понадобятся: 20 столов, 60 стульев, барная стойка, шкаф для верхней одежды и различные полки для расстановки аксессуаров. Закупка такой мебели, в нужных нам количествах, обойдется примерно в 300 тысяч рублей.

Затраты на аксессуары, как и их варианты могут быть различны, но при этом очень важно не перегрузить ими интерьер. Придерживаясь основ минимализма, будем рассчитывать, что расходы на них будут лежать в пределах 50 тысяч рублей. Еще одной важной статьей затрат при открытии кофейни станет посуда. Учитывая меню «Шоколадницы», вместимость помещения и процент боя посуды мы считаем, что для комфортного функционирования нам понадобятся:

· чашка + блюдце (5 видов) - 200 штук - 24 000 рублей,

· чайник (2 вида) - 40 штук - 6 000 рублей,

· стеклопосуда (7 видов) - 200 штук - 16 800 рублей,

· тарелки (4 видов) - 150 штук - 9 000 рублей,

· столовые приборы (4 видов) - 180 штук - 4 200 рублей,

· набор для фондю - 10 штук - 12 000 рублей,

· прочие материалы для сервировки и кухонный инвентарь - 40 000 рублей,

таким образом затраты на посуду составят 112 000 рублей.

История кофейной культуры насчитывает более 12 веков, за это время процедура приготовления этого напитка приобрела массу различных вариантов, неизменным остается лишь стремление к повышению качества и удобства приготовления этого напитка на любой, даже самый взыскательный вкус. Таким образом, оборудование для приготовления кофе, на сегодняшний день, исчисляется сотнями марками производителей. Лучшими производителями оборудования для кофеен считаются итальянские компании. И так, мы выделили набор оборудования, которое будет необходимо для «запуска» кофейни:

•        кофе-машина 4-групповая -300 000рублей,

•        кофемолка обычная - 15 500 рублей,

•        кофемолка промышленная - 66 000 рублей,

•        блендер - 4 200 рублей,

•        соковыжималка - 15 500 рублей,

•        миксер для коктейлей - 15 400 рублей,

•        кондитерская витрина - 96 500 рублей,

•        среднетемпературный холодильный шкаф - 27 000 рублей,

•        2 морозильных ларя - 37 400 рублей,

•        холодильная камера- 41 146 рублей,

•        сокоохладитель - 25 000 рублей,

•        льдогенераторкубикового льда - 26 000 рублей,

•        оборудование для кондитерского цеха - 202 600 рублей,

•        посудомоечная машина - 46 000 рублей,

•        2 промышленные плиты - 164 800 рублей,

•        холодильная витрина - 32 833 рублей,

•        рассчетно-кассовое оборудование - 278 400 рублей;

ИТОГО: 1 394 279 рублей.

Одной из основных затрат является закупка продуктов питания, которые должны иметь сертификат качества, эти затраты составят около 500 тыс. рублей.

Очень важно, чтобы в кофейне собралась команда увлеченных и квалифицированных людей, потому что, очень многое зависит от квалификации бариста. Соответственно, обучение персонала будет занимать одну из ключевых позиций при открытии кофейни. Затраты на обучение в данном случае составят около 200 000 рублей.

Говоря о рекламной компании, важно отметить, многие эксперты считают, что для «раскрутки» кофейни масштабная рекламная кампания, как, например, для дорогих ресторанов, совершенно не обязательна. Гораздо важнее «охватить» прилегающий к заведению район. Основой рекламной компании для кофейни должны стать:

· изготовление наружной рекламы (вывеска и т.д.);

· изготовление листовок, календарей, визиток и другой печатной рекламной продукции;

· реклама в Internet. На официальных сайтах «Шоколадницы» будет размещена информация о нашей кофейне.

· реклама в СМИ. Мы считаем, необходимым размещение информации о нашей кофейне в деловых и специализированных изданиях.

Затраты на успешную рекламную компанию должны составлять не менее 5% от суммы первоначальных затрат. Что, согласно нашим подсчетам, составит примерно 170 тысяч рублей.

Помимо этого, стоит учитывать ряд постоянных затрат, среди которых: аренда помещения, заработная плата персонала, продукты питания, реклама и налоги. Как уже отмечалось, арендная плата будет составлять 60 тысяч рублей в месяц. Заработная плата персоналу, с учетом того, что сотрудникам на ключевых позициях, согласно договору коммерческой концессии, она будет определяться Правообладателем, составит:

· директор, 1 человек - 50 тысяч рублей;

· бухгалтер, 1 человек - 30 тысяч рублей;

· главный менеджер, 2 человека - 60 тысяч рублей;

· заведующий производством (шеф-повар), 2 человека - 48 тысяч рублей;

· бар-менеджер (бариста), 2 человека- 46 тысячи рублей;

· официант, 6 человек- 90 тысяч рублей;

· гардеробщик, 2 человека- 24 тысячи рублей;

· уборщица, 3 человека - 30 тысяч рублей;

ИТОГО: 378 тысяч рублей.

Говоря о налогах, важно отметить, что одним из их видов для нас, как для франчайзи, будет роялти в размере 7% от продаж. В качестве системы налогообложения наилучшим вариантом для данного бизнеса, на наш взгляд, является вмененная система. Соответственно, расходы на налоги составят примерно 68 796 рублей в месяц (9 738 - ЕНВД, 20 860 - страховые взносы, 37 660 - ПФР страховая и накопительная, 538 рублей - ФСС_НС.).

Таблица 4. Затраты на открытие кофейни и ожидаемая прибыль

Единовременные затраты

Ежемесячные затраты

Доход

Паушальный взнос - 2,5 млн. рублей

Аренда помещения - 60 000 рублей

Без НДС - 43800 000. С НДС - 35916 000.

Закупка мебели - 300000 рублей

Расходы на налоги - 68 796 рублей


Разрешение в СЭС - 40000 рублей

Заработная плата персоналу - 378000 рублей


Строительно- отделочные работы - 912 000 рублей

Итого: 506 796


Уставной капитал - 300000 рублей

Ежегодные затраты


Покупка аксессуаров - 50 000 рублей

Лицензия на продажу алкоголя- 40000 рублей


Закупка посуды - 112 000 рублей

Затраты на рекламу - 170 000 рублей


Закупка оборудования - 1 136 800 рублей

Покупка продуктов - 17 000 000 рублей


Затраты на обучение - 200 000 рублей

Итого: 17 210 000


Покупка техники - 230000 рублей



Регистрация и получение необходимых разрешительных документов - 20 000 рублей



Итого: 6 058 279




Исходя из таблицы, были детально проанализированы ожидаемые затраты и прибыль, что дает возможность оценить окупаемость в текущих условиях. Было рассчитано, что для открытия кофейни необходимо единовременно 6 058 279 рублей.

Для дальнейшей оценки срока окупаемости кофейни, необходимо было определить количество возможных клиентов. Как уже отмечалось в сложившейся экономической обстановке количество возможных клиентов. С учетом его месторасположения, составит примерно 200 человек в день.

Исходя из данных, полученных в таблице 4, можно отметить, что период окупаемости нашего проекта составляет 1,2 месяца, чистый денежный поток за 24 месяца составляет 5 699 582,4 рублей. Учитывая полученные расчёты, можно считать, открытие кофейни «Шоколадница» в Омске достаточно прибыльным, несмотря на влияние кризиса.

Кофейня считается очень выгодным бизнесом из-за высокой рентабельности. При средней сумме инвестиций в открытие кофейни площадью порядка 200 квадратных метров в 6 058 279 рулей срок окупаемости варьируется от 1 года до 1,5 лет. Получается, что при проходимости около 200 человек в день и средней сумме чека 600 рублей, кофейня приносит примерно 121 тыс. руб. в день или от 3,6 млн. рублей выручки в месяц.

Исходя из полученных расчетов и изученной информации о франчайзинге, можно сделать вывод, что данное открытие фирмы «Шоколадница» является достаточно выгодным, несмотря на то, что требует больших финансовых вложений.

В третьей главе была разработана финансовая модель кофейни «Шоколадница», открытая через систему франчайзинга. Основные виды деятельности «Шоколадницы»: организация торгового, ресторанного обслуживания населения, производство и реализация продуктовой пищевой промышленности, посредническая и торгово-закупочная деятельность и другие.

Проанализировав рынок аналогичных услуг в г. Омске можно выделить следующих основных конкурентов, к ним относятся Тинто, Бобы, New York, Чао-Какао, Berlin Kaffee, Вояж, Traveler`s Coffee, но у данных фирм отсутствует услуга франчайзинга. При выборе места расположения учитывалось место нахождения конкурентов, именно поэтому данная кофейня будет находиться по адресу Космический проспект, 17Б. Для открытия данной кофейни потребуются следующие финансовые затраты: единовременные 6 058 279 рублей, ежемесячные 506 796 рублей, ежегодные 17 210 000 рублей. Ожидаемый доход с НДС 35916 000, чистая прибыль за год составит примерно 5 699 582 рублей. На основании данных расчетов срок окупаемости, составил 1,2 года. Однако срок может варьируется от 1 до 1,5 лет, так как поток клиентов в первые месяцы работы может быть меньше ожидаемого. Не смотря на не малые финансовые вложения, использование франчайзинга как поддержки для открытия малого предприятия кофейня «Шоколадница» является выгодным вложением средств и дает дополнительную уверенность в стабильности нового предприятия, за счет известности бренда.

Заключение

франчайзинг рыночный предпринимательство

Франчайзинг - это такой вид деятельности, когда крупные фирмы (франчайзеры) заключают соглашение с мелкими фирмами или индивидуальными предпринимателями (франчайзи), в соответствии с которыми последние получают право действовать от имени франчайзера.

При этом франчайзер может дать не только право использовать его марку, но и поделиться технологией, ноу-хау и т. д.

Более того, фирма-франчайзер окажет младшему партнеру консультацию при выборе сферы торговли и услуг, организации торговой и сбытовой сети, проведении рекламной кампании. В свою очередь, франчайзи берет на себя обязательство следовать принятым у франчайзера нормам и стандартам. Обычно передача права происходит на коммерческой основе, и франчайзи платит франчайзеру за право использовать его марку и интеллектуальную собственность.

Существуют разные виды франчайзинг, но основными являются: товарный, производственный и сервисный. При этом франчайзинг чаще всего реализуется в сфере малого и среднего бизнеса.

Во второй главе был проведен сравнительный анализ предложений франчайзинга на российском рынке. Среди которых есть предложения франчайзинга, отличающиеся не только стоимостью и сроком окупаемости, но и дополнительными денежными отчислениями. Проанализировав предложения франчайзинга в России, можно сделать вывод, что выделяются несколько направлений франчайзинга такие как газеты, журналы, кафе, магазины одежды, продуктов питания, медицина, недвижимость, образование, производство, развлечения и спорт, туризм, и прочие услуги.

При этом ценовая политика варьируется от 15000 и до 100000000 рублей.

Так же франшизы отличаются условиями, такими как площадь помещений, размещение, этаж, примечания по развитию, технические требования к помещению, требования к помещениям, расположенным в отдельно стоящих зданиях, требования к помещениям в составе торгового центра. Так же франшизы могут включать дополнительные затраты как паушальный взнос, роялти. Так же в стоимость франшизы может включаться первая партия товара, ремонт помещения, производственное оборудование и т.д.

Популярность франчайзинга нельзя отрицать. Количество франчайзеров и соответственно франшизных сетей растет достаточно высокими темпами. По данным Международной Ассоциации Франчайзинга в настоящее время в мире насчитывается 16,5 тысяч франчайзеров с более 1,2 млн.франчайзи, объем продаж сетей составляет 1,4 трлн.долларов США, занятость около 12 млн.человек.

Проанализировав примеры франчайзинга и их условия можно выделить следующие достоинства и недостатки.

Недостатки франчайзинга. Франчайзи вынуждены следовать правилам и ограничениям, установленным франчайзером. Франчайзи часто обязаны закупать сырьё и продукцию у поставщиков, назначенных франчайзером. Для франчайзи могут быть установлены жёсткие ограничения на выход из бизнеса.

Преимущества для франчайзера. Франчайзинг приносит дополнительные деньги для распространения бизнеса. Франчайзинг открывает возможности быстрого расширения на новом рынке и укрепления своей репутации на существующем рынке. Франчайзинг открывает для потребителя возможность больше узнать о продукте и услугах.

Преимущества для франчайзи. Франчайзинг означает, что франчайзи не остаетесь один на один со всеми проблемами и рисками. Франчайзинговая система дает информацию, которая помогает франчайзи найти подходящее местоположение для предприятия, сделать его дизайн и убедится в том, что бизнес правильно функционирует. Франчайзи не нужно беспокоиться о проблемах, возникающих на начальной стадии, потому, что он имеет опыт своего франчайзера. Франчайзинг дает поддержку франчайзи в период перед открытием бизнеса. Франчайзинг дает возможность использовать репутацию и товарный знак франчайзера. Франчайзинг устанавливает четкие территориальные границы ведения бизнеса.

Преимущества для потребителя. В большинстве случаев товары и услуги, реализуемые под одним товарным знаком, имеют одинаковое качество и инфраструктуру оказываемых услуг. За счет контроля качества франчайзером франчайзинговые фирмы обычно предоставляют более высокий уровень обслуживания.

Недостатки для потребителя. Франчайзинг может ограничивать конкуренцию и, как следствие, ограничивает выбор товаров и услуг.

В третьей главе была разработана финансовая модель кофейни «Шоколадница», открытая через систему франчайзинга. Проанализировав рынок аналогичных услуг в г. Омске можно выделить основных конкурентов, к ним относятся Тинто, Бобы, New York, но у данных фирм отсутствует услуга франчайзинга. При выборе места расположения учитывалось место нахождения конкурентов, именно поэтому данная кофейня будет находиться по адресу Космический проспект, 17Б. Для открытия данной кофейни потребуются следующие финансовые затраты: единовременные 6 058 279 рублей, ежемесячные 506 796 рублей, ежегодные 17 210 000 рублей. Ожидаемый доход с НДС 35916 000, чистая прибыль за год составит примерно 5 699 582 рублей. На основании данных расчетов срок окупаемости, составил 1,2 года. Однако срок может варьируется от 1 до 1,5 лет, так как поток клиентов в первые месяцы работы может быть меньше ожидаемого. Не смотря на не малые финансовые вложения, использование франчайзинга как поддержку для открытия малого предприятия кофейня «Шоколадница» является выгодным вложением средств и дает дополнительную уверенность в стабильности нового предприятия, за счет известности бренда.

Литература

1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 09.03.2016).

. Постановлению Правительства РФ от 13 июля 2015 г. N 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 26.04.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.05.2016).

. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. от 13.04.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2016).

5. Абчук В.А. Коммерция: Учебник. - СПб.: Изд. Михайлова, 2004. - 475с.

. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 389с.

. Дельтей Ж. Франчайзинг. - СПб.: Нева, 2003. - 128с.

. Довгань В.В. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса. - Тольятти: Дока-Пресс, 2000. - 154с.

. Мюррей Я. Франчайзинг. Типы франшизы. Где достать финансы. Как добиться успеха. - СПб.: Питер, 2004. - 201с.

. Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг: коммерческая концессия. - М.: Академкнига, 2005. - 375с.

. Стэнворт Д., Смит Б. Франчайзинг в малом бизнесе. - М.: Юнити, 2006. - 209с.

. Черепанова Е.А. Франчайзинг в России: правовой аспект. - М., 2005. - 176с.

. Живов Я. Франшиза - начало успешного бизнеса // Управление компанией, 2004. - № 1.

. Козгунов К. Франчайзинг торговых марок // Управление компанией, 2002. - № 11.

. Назаренко Е. Текущее состояние и перспективы развития франчайзинга в России // Управление компанией, 2002. - № 6.

. Руденко А. Кто займет денег франчайзи? // Свой бизнес, 2004. - №8.

. Сорокина Т. Франчайзинг в розничных сетях // Управление компанией, 2003. - № 8.

. Фукс В. Кофе или кофейня / В. Фукс // Ресторанная лоция. - 2007 - №15. - с.32-36.

Похожие работы на - Анализ эффективности франчайзинга как формы поддержки малого предпринимательства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!