Функционирование предприятий, организованных в форме франчайзинга: мировой опыт и российская практика

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    596,75 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Функционирование предприятий, организованных в форме франчайзинга: мировой опыт и российская практика

Введение

франчайзинг малый бизнес товарный

Переход к рыночной экономике предполагает развитие различных форм предпринимательства, причем особенно актуально стоит проблема становления малого бизнеса. Учитывая всю сложность организации собственного дела традиционным путем, идет активный поиск новых моделей предпринимательской деятельности. За последние годы появилось огромное количество предприятий, работающих под марками широко известных отечественных и зарубежных компаний. Поскольку очевидно, что создание сети филиалов или представительств потребовало бы гораздо более длительного периода времени и значительных инвестиций, которые в последние годы имели явную тенденцию к сокращению, можно предположить, что в данном случае имеет место какой-то новый способ организации бизнеса, позволяющий российским предприятиям использовать известные торговые марки. Данным способом является франчайзинг.

Можно утверждать, что франчайзинг, в настоящее время является одним из самых эффективных инструментов, позволяющих повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса. Предприятия, получая передовые технологии и поддержку на основе франчайзинга, становятся более конкурентоспособными.

В наше время, ни у кого уже не вызывает сомнения тот факт, что экономическая политика России за последнее десятилетие подвергнута значительным изменениям. Среди лавины западных (европейских или американских) договорных моделей, хлынувших на неискушенного российского предпринимателя, набирает популярность франчайзинг, называемый «в Отечестве» коммерческой концессией.

Целью курсовой работы является раскрытие этого понятия как новой категории в экономической теории, анализ возможностей использования мирового опыта применения франчайзинга в современной России. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

·        дано понятие франчайзинга, раскрыты его основные положения;

·        показаны проблемы, возникающие при применении франчайзинга на современном этапе развития законодательного регулирования франчайзинга в России;

·        оценить перспективы развития;

·        показана необходимость реформирования действующего российского законодательства.

Таким образом, объектом исследования в курсовой работе является франчайзинг, предметом - целесообразность и возможности использования франчайзинга на современном этапе развития России.

Актуальность проблематики курсовой заключается в том, что на современном этапе развития российской экономики, наконец-то начинает уделяться должное внимание развитию и поддержке малого бизнеса и необходимость его существования как такового.

Практическая значимость курсовой работы выражена в предложении утверждения Федерального закона «О франчайзинге», принятие которого позволит решить большинство проблем, имеющихся в настоящее время.

Проблеме франчайзинга посвящено значительное количество монографий, статей в журналах и в периодической печати. Для написания данной курсовой были использованы статьи из библиотечного фонда Финансового университета при Правительстве РФ таких исследователей и экономистов как Малышкина Е.А. , Спиридонова Е.А. и других; монографии Ягудина С.Ю. «Венчурное предпринимательство. Франчайзинг». Учебные пособия, как российских, так и зарубежных авторов, а именно «Франчайзинг. Путь к богатству» Стивена Спинелли; статьи таких журналов как «Вестник Академии», «Власть», «Финансовая аналитика» и другие. Были анализированы законы как Гражданский Кодекс РФ и Федеральный закон, посвященные этой теме.

При написании курсовой работы я использовала эмпирический метод, опираясь на наблюдения за деятельностью фирм, организованных в форме франчайзинга; статистический и причинно-следственный метод; позитивный и нормативный анализ.

1. Франчайзинг как экономическая категория

.1 Содержание понятия франчайзинг

Сейчас любое малое предприятие может придумать свой бренд, зарегистрировать его, но для этого нужно вложить немалые средства в создание и пропаганду торговой марки. Необходимы широкая рекламная кампания, участие в выставках, активная работа коммивояжеров. Это многим малым предприятиям сейчас не по карману. Также начинающие предприниматели испытывают проблемы из-за нехватки опыта в ведении собственного бизнеса. Малым предприятиям проще приобрести права на использование солидного товарного знака в рамках франчайзинга. В этом случае крупная компания-франчайзер предоставляет малому предприятию необходимое оборудование и технологию, организует обучение персонала, а последнее обязуется использовать торговую марку только этой компании, независимо от того, где она находится - в России или Америке.

Слово «франчайзинг» произошло от французского «franchise»,что означает «льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса».Впоследствии это слово закрепилось в англоязычных государствах.

Франчайзинг - это лицензия на использование товарного знака и технологии со взаимными обязательствами и льготами по ведению бизнеса между франчайзером (передающая фирма) и франчайзи (получающая фирма или частный предприниматель), предоставляемая за определенную компенсацию и оформленная в соответствии с законом о товарных знаках.

Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании.

Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы поддержки. Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правилам означает, что франчайзи имеет прекрасную возможность сделать прибыль и понять выгодность своего вложения. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.

Франчайзер - это компания, которая выдает лицензию или передает вправо пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзер создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзер исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемыйимидж (называемый «брэнднэйм»). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес-концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.

Франчайзи - это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзер предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзера по более низкой цене, и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзера. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользования торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзером. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.

Франшиза - это полная бизнес-система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру.

Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга. Полное их перечисление не имеет смысла, но вы сможете понять ширину применимости франчайзинга из следующей выборки: бухгалтерский чет, авторемонт, книжные магазины, детская одежда и обучение, строительство, небольшие продовольственные магазины, магазины косметических товаров, образование, услуги по трудоустройству, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, частные почтовые ящики, фотостудии, риэлтерские компании, туризм и развлечение, прокат специального оборудования и туристические агентства.

Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными для обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзером. Франчайзер сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзер предоставляет необходимую поддержку с тем, чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям. Для того чтобы достичь такого уровня взаимодействия и защиты со стороны франчайзера, франчайзи должен сформировать особые взаимоотношения с франчайзером.

Эти взаимоотношения являются достаточно сложными, но эта ситуация сравнима с положением президента, которому помогает группа экспертов по всем важным вопросам. Президентом является франчайзи. Президент отвечает за данный бизнес. Но президент никогда не является абсолютным специалистом во всем. У президента есть всегда группа советников, которые являются экспертами по техническим вопросам.

Эти люди понимают, что президент сознает их авторитет и опыт, и будет следовать их рекомендациям. Чтобы стать президентом, франчайзи должен выполнить семь условий:

·        Полностью принять точку зрения франчайзера, его цели и

ценности в данном бизнесе.

·        Доверять и уважать франчайзера и в свою очередь формировать уважение и доверие франчайзера к себе.

·        Принимать четко установленные правила и обязанности, описанные в договоре, поскольку после подписания договора они

не подлежат никаким изменениям или дополнениям.

·        Стремиться работать и общаться с франчайзером.

·        Связать себя определенными обязательствами с бизнесом, быть верным ему в хорошие и плохие времена.

·        Следовать операционным процедурам и стандартам, установленным франчайзером.

·        Стать частью системы путем внесения в бизнес новых идей (с согласия франчайзера) и постоянного вкладывания усилий в бизнес.

Любой заинтересованный в покупке франшизы должен решить, являются ли для него приемлемыми такие взаимоотношения. Когда франчайзер берет на себя обязательства по отношению к франчайзи и принимает предпринимателя в качестве франчайзи, франчайзер таким образом говорит: «Я доверяю вам, вы являетесь хорошим вложением для нас, я верю в то, что вы будете выполнять законы франшизы, а я обещаю, если вы будете следовать законам франшизы и принимать наш опыт и знания, мы защитим ваш бизнес и сделаем вас богатым и счастливым».

Можно разными способами получить разрешение, чтобы стать франчайзи, наиболее распространенными из них являются:

1.       Прямой франчайзинг. Франчайзер продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). Это самый лучший способ обеспечить хорошую взаимосвязь между франчайзером и франчайзи. В случае с международным франчайзингом, где географическое расстояние между франчайзером и франчайзи велико, недостатком такого метода может быть отсутствие поддержки на местном уровне и меньше внимания к местным особенностям. Многие мелкие франчайзеры не прибегают к такой форме франчайзинга, потому что уходит много времени и усилий на поддержку таких франчайзи. Крупные франчайзеры используют такую систему с целью исследования рынка и условий ведения бизнеса в данной стране. Представьте себе, как сильно вы рискуете, когда, планируя создать систему из 50 франшиз, обнаруживаете после развития 5 франшиз, что существуют местные культурные различия, которые делают ваш бизнес невыгодным. Вместо этого, франчайзер продает одну франшизу и следит за ее развитием. Если все идет хорошо, то франчайзер может начать продавать большее количество франшиз в этой стране.

2.       Мастер франшиза. Отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный франчайзер продает исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Такой тип франчайзи называется владельцем мастерской лицензии. Таким образом, франчайзи становится франчайзером в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу. В таком случае франчайзер не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться успешно или нет. Вместо этого франчайзер ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать систему франчайзера успешно работающей концепцией на территории всей страны.

В мировой практике франчайзинг известен давно. Некоторые специалисты ведут его летоисчисление со Средних веков. Однако в наше время, несмотря на французское имя «франчайзинг» представляет собой чисто американский феномен. Первый широко известный опыт связан с популярным производителем швейных машин, компанией «Зингер», которая организовала по этой схеме сбыт, а главное - послепродажное техническое обслуживание своих изделий. Франчайзинг как система зародился в ХХ веке в США и первоначально служил для изготовителей средством увеличения сбыта своей продукции. Позднее франчайзинг приняли независимые оптовые и розничные фирмы для сохранения конкурентоспособности с торговыми сетями цепного подчинения других фирм. В 30-е гг. их примеру последовали нефтяные компании, которые начали использовать франчайзинг для создания сети заправочных автостанций. Наиболее быстро франчайзинг развился в США в 50-60-е гг. в юридической обстановке политики невмешательства. Впервые в мировой практике франчайзинг был внедрен в 1945 г. в США. Кондитер Ирвин Роббинс открыл кафе-мороженое. К 1949 г. совместно со своим родственником Бертоном Баскином он владел уже шестью кафе. Но бизнес рос дальше, и в один прекрасный момент предприниматели поняли, что не в состоянии уследить за ним. Тогда Баскин и Роббинс стали открывать новые кафе и тут же перепродавать их предпринимателям, желающим создать свое дело на условиях работы под торговой маркой «Baskin&Robbins». Наибольший успех в развитии системы удалось достигнуть в 50-х гг. ХХ века братьям МакДональдам.

На основе данного материала, мы можем утверждать, что хоть франчайзинг и считается относительно новым веянием в экономиках многих стран, однако занимает твердые позиции на рынке. Сегодня франчайзинг получил развитие более чем в 70 отраслях хозяйства. Франчайзинг признан в мире как наиболее прогрессивная форма ведения бизнеса и широко распространен в зарубежной практике. Договор франчайзинга является самостоятельным объектом правового регулирования более чем в 80 странах мира.

В России франчайзинг получил свое развитие с приходом на рынок таких компаний, как «Pizza Hut», «Kodak», «McDonald’s», «Coca-Cola» и др. , и на мой взгляд, получили широкую поддержку.

Однако, чтобы полностью разобраться в данной проблеме, я считаю необходимым рассмотреть саму структуру франчайзинга, его объекты, субъекты и виды.

1.2 Объекты, субъекты и виды франчайзинга

Объектом франчайзинга могут быть следующие товары:

·        продукт (изделие, имеющее материальную форму);

·        услуга;

·        производственный процесс;

·        бизнес-процесс (набор управленческих, коммерческих, финансовых, организационных действий);

·        комплексный товар, в котором могут сочетаться друг с другом в различной степени ранее названные товары.

Существуют основные виды франчайзинга:

·        товарный франчайзинг;

·        производственный франчайзинг;

·        сервисный франчайзинг;

·        франчайзинг бизнес-формата.

Рассмотрим подробнее виды франчайзинга.

Товарный франчайзинг представляет собой продажу товаров, производимых франчайзером и каким-либо образом маркированных его товарным знаком. Франчайзи, как правило, осуществляет послепродажное их обслуживание. Схема отношений при товарном франчайзинге представлена на (см. Приложение №1, рис. 1.)

Правообладателем (франчайзером) при данном виде франчайзинга выступает производитель. Основным передаваемым правом является право на использование товарного знака франчайзера. В варианте III предполагается непрерывная связь производителя с оптовой и розничной торговлей, т.е. оптовому предприятию предоставляется право уступки прав правообладателя на определенных условиях.

В США первые франшизы стали популярными в начале нынешнего века как способ продажи машин и бензина. В тот период времени франшизы были созданы на уровне распределителей (дистрибьюторов). При этом имя и торговая марка компании получали широкое распространение и приносили все выгоды потребителям. В настоящее время автомобильные компании, производящие бензин, согласно американским законам не считаются франчайзерами, тогда как многие другие компании широко пользуются франчайзингом как способом распространения и распределения своих товаров. В США такой способ ведения бизнеса, при котором франчайзи покупают у ведущей компании право на продажу товаров с ее торговой маркой, называется товарным франчайзингом. Если же товары и услуги не имеют торговых марок, они не включаются в эту категорию.

Товарный франчайзинг используется в сфере торговли. Он может применяться в отношении товаров, изготовителем которых является сам франчайзер, и к товарам, изготовленным другими компаниями и продаваемым под торговой маркой франчайзера. Главное, что отличает товарный франчайзинг от обычной оптовой торговли - привязанность франчайзи к товарному знаку и торговой марке франчайзера. Франчайзер, как правило, поставляет обусловленный соглашением товар для его продажи франчайзи, но главное - это не сам по себе товар, а использование определенного ассортимента и определенной технологии торговли. Наиболее часто торговый франчайзинг применяется для сбыта товаров, имеющих значимую торговую марку или требующих специфических торговых услуг до или после продажи. Характерными примерами таких товаров являются бензин, автомобили, велосипеды, алкогольные и безалкогольные напитки, мелкая розница.

Производственный франчайзинг - это наиболее эффективная организация производства определенного вида продукции. Фирма, обладающая секретом производства сырья и запатентованной технологией изготовления готового продукта, осуществляет обеспечение конечного производителя сырьем и передает права на использование этой технологии. В варианте I (см. Приложение№1, рис. 2) франчайзером выступает производитель сырья.

Однако на практике чаще всего обладателем прав выступает предприятие, не являющееся производителем сырья или готовой продукции, и схема отношений складывается по двум другим вариантам. Наиболее ярким представителем, использующим систему производственного франчайзинга, является компания «Coca-Cola».

Каждый из местных или региональных разливочных или упаковочных заводов является франчайзи основной компании. «Coca-Cola», «Pepsi» и другие продают концентраты и другие продукты, необходимые для производства, местным разливочным компаниям, которые затем смешивают концентраты с другими составляющими компонентами и разливают в бутылки или банки для распределения по местным дилерам. Само собой разумеется, что товар в Нью-Йорке не должен отличаться от товара в Санкт-Петербурге или в Москве. Производственный франчайзинг основывается на общих для сторон целях:

·        разделение труда и специализация производства;

·        повышение объема производства и расширение производственной программы;

·        обеспечение экономичности производства;

·        увеличение гибкости производства и сбыта в соответствии с требованиями рынка;

Схема производственного франчайзинга работоспособна практически во всех отраслях производства при наличии прав на объекты интеллектуальной собственности, подтвержденных охранными документами, в том числе на товарный знак. Производственный франчайзинг имеет много общего с лицензионным договором, но не ограничивается им. Франчайзинг - не просто договор, это система длительных отношений, детализированная основным договором и специальным «Руководством по франчайзингу», которое также является собственностью франчайзера. Условия лицензионного договора являются лишь частью отношений, предусмотренных системой франчайзинга.

Сервисный франчайзинг представляет собой нечто среднее между двумя указанными выше видами. Сфера его применения - услуги. Сущность заключается в том, что франчайзи предоставляет право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера. Франчайзер имеет ряд запатентованных прав, которые на основании договора передаются франчайзи (см. Приложение №1, рис. 3).

Знакомая всем франчайзинговая система «McDonalds» наряду с товарным знаком, технологией приготовления бутербродов имеет свои стандарты внутреннего и внешнего дизайна помещений, фирменного стиля во всех элементах организации приготовления блюд и обслуживания клиентов.

Активно работает на российском рынке компания «Kodak». Крупнейший представитель франчайзинговой сети - компания «Marriott» - знакома нам по гостинице «Marriott Grand Hotel».Сервисный франчайзинг получил широкое распространение и является перспективной технологией ведения бизнеса. Основная направленность сервисного франчайзинга - высокий уровень обслуживания потребителей. Благодаря совместной политике, проводимой франчайзером и франчайзи, потребителю быстро становится известно, какое количество и качество услуг ему может быть гарантировано в определенный промежуток времени на предприятиях определенной торговой марки. Осведомленность экономит время потребителей на поиск и удовлетворение своих потребностей, а ожидаемое качество обслуживания оказывает помимо всего прочего положительное эмоциональное воздействие, что повышает вероятность повторных обращений к франчайзи. Потребитель идентифицирует правообладателя и пользователя товарной марки, что дает дополнительные импульсы развитию франчайзинговой системы. Франчайзинг применим практически во всех направлениях сферы услуг. Все активнее выходят на российский рынок зарубежные сервисные компании с предложением покупки франшизы. Франшиза - это весь пакет прав, технологии, оборудования, услуг и т. д., предлагаемых франчайзером к продаже. На российском рынке сервисный франчайзинг активно развивается в туристическом бизнесе, в области недвижимости, трудоустройства и образовательной деятельности.

Франчайзинг бизнес-формата является наиболее комплексным. Наряду со всеми перечисленными правами франчайзер передает франчайзи разработанную им технологию организации и ведения бизнеса. Франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной системы. Элементы франчайзинга бизнес-формата будут раскрыты подробно в следующих главах. Франчайзер при таком франчайзинге может быть предприятием, добывающим сырье, производителем, оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть только владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях. Но при этом все предприятия, работающие в системе, должны работать по единой методологии, в едином стиле и соблюдать внутрисистемные интересы.

Система франчайзинга бизнес-формата дает возможность не только расширить бизнес во внутриотраслевом масштабе и сопредленных отраслях, но и включить в систему различные направления бизнеса.

Высокая репутация фирмы в одной сфере деятельности при использовании системы франчайзинга бизнес-формата на практике дает колоссальные возможности для расширения деятельности как самой фирме (в данном случае она, естественно, будет франчайзером), так и предприятиям, которые будут использовать эту репутацию для организации и развития своего бизнеса. Проиллюстрируем сказанное на условном примере. На оживленной трассе строится автозаправочная станция. Современному потребителю в ожидании окончания обслуживания зачастую необходимо позвонить, пообедать, что-то купить. Исходя из этого, необходимо сформировать несколько самостоятельных предприятий (см. Приложение №1, рис. 4).

Во избежание возникновения у потенциальных клиентов несогласованности деятельности фирменный стиль и методология их деятельности должны быть идентичны.

Создание франчайзинговых торговых и производственных предприятий - это хороший метод тестирования рынка перед осуществлением крупных финансовых инвестиций. Франчайзинг позволяет резко снизить финансовый и политический риск фирмы, начинающей работать в незнакомой стране. Франчайзинг позволяет фирме развиваться полицентрично, что вызывает большое доверие у потребителей, позволяет лучше учитывать их запросы и обеспечивает большую устойчивость системы.

При всем своем своеобразии, франчайзинг - сложноорганизованная структура, подразделенная на виды. Каждый из них характеризуется наиболее эффективной организацией производства определенного товара или услуги. Таким образом они в полной мере позволяют охватить и организовать предпринимательскую деятельность любого рода в любых условиях, это бесспорно главное достоинство.

Исходя из данного вывода, было бы логично затронуть основные черты франчайзинга, остановиться на достоинствах и недостатках.

1.3 Основные черты франчайзинга ( достоинства и недостатки)

По своей сущности франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарного знака обслуживания, фирменного стиля), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг. При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь.

Франчайзингу свойственны следующие основные особенности:

) франчайзинг предполагает собой наличие двух сторон соглашения (договора) - франчайзера и франчайзи;

) франчайзер является владельцем исключительных прав: товарного знака, фирменного стиля, патента, идеи, авторского права и аналогичных прав. Применяя российскую терминологию, франчайзер является правообладателем;

) франчайзер, являясь правообладателем, передает свои права франчайзи на определенных условиях. Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, использует его репутацию на рынке товаров (услуг, работ) и по своему фирменному стилю идентифицируется с франчайзером;

) франчайзер выступает в единственном числе; франчайзи, работающих по договору с правообладателем, может быть несколько, т.е. это своего рода сеть, работающая по единой методологии. Отношения по договору франчайзинга предполагают собой высокую этику деловых отношений, исключающих попытки превращения в пирамидные формы, т.е. расширение

и продажу дистрибьюторских сетей. Суть франчайзинга - ведение своего бизнеса, суть сетей - продажа частей сети и привлечение как можно больше участников;

) для успешного ведения бизнеса франчайзер обеспечивает франчайзи различными формами поддержки и пользуется правом регулирования деятельности франчайзи с целью сохранения репутации на рынке, не нарушая при этом его юридической и экономической самостоятельности;

) за пользование правами франчайзера и оказываемую поддержку франчайзи производит определенные платежи;

) договор франчайзинга имеет индивидуальный характер и находится в зависимости от условий деятельности, политики, проводимой франчайзером, и не может быть тиражирован на другие системы.

Источниками доходов франчайзера становятся:

·        вступительные взносы новых франчайзи;

·        роялти (фиксированные платежи или платежи как процент от

выручки или прибыли франчайзи);

·        наценка на поставленные товары (материалы);

·        скидки оптовых поставщиков;

·        премия за подбор помещений и оборудования для франчайзи;

·        сдача в аренду франчайзи зданий и оборудования;

·        процент за кредит, предоставляемый участникам франчайзинговой системы;

·        плата за управленческие, консультационные услуги;

·        маркетинговые взносы франчайзи;

·        собственные торговые точки (предприятия) франчайзера.

Иногда в целях повышения привлекательности франчайзи франчайзер сам организует торговую точку, убеждается в ее доходности и предлагает ее франчайзи.

Преимущества для франчайзера

Франчайзер - это человек, который смог создать работающий бизнес. Этот бизнес, который приносит ему хорошую прибыль. Такая модель бизнеса должна легко поддаваться успешному повторению. Это означает, что возможно открывать еще больше предприятий, работа которых строилась бы по такой же модели, как и бизнес франчайзера. Бизнес франчайзера всегда имеет определенный проверенный рынок потребителей и ценную репутацию.

После того, как бизнес своим успехом доказал свою жизнеспособность, основатели желают развивать это дело. Здесь возникает два пути: развивать дело, инвестируя прибыль, или создавать франчайзинговую систему.

При создании и развитии франчайзинговой системы ее основатели будут рассматривать пять позиций:

1.       Франчайзинг приносит дополнительные деньги для распространения бизнеса.

Если компания стремится к развитию на региональном, национальном или международном уровне, то потребуются дополнительные вложения на программу развития. Эти фонды можно создать с помощью франчайзи. Франчайзи делают первоначальный взнос. Приобретая полный франчайзинговый пакет, подписав дополнительно несколько франчайзинговых договоров с франчайзи, франчайзер сможет продавать им другие услуги по управлению (менеджменту), такие, как особая поддержка по консалтингу и маркетингу. Обе сделки (первоначальная продаж франшизы и продажа специальных услуг) служат дополнительным источником дохода для франчайзера.

2.       Франчайзи делают дополнительные выплаты на поддержку услуг, предоставляемых франчайзером.

Все работающие франчайзи ежемесячно платят франчайзеру за предоставление услуг. Часть этих денег идет на предоставление услуг по поддержке франчайзи этой системы (обучение персонала, консультанты и т. д.).

3.       Франчайзинг открывает возможности быстрого расширения на новом рынке и укрепления своей репутации на существующем рынке.

Увеличение количества выплачиваемых взносов позволяет франчайзеру быстро и эффективно развиваться на рынке. Помните, что именно франчайзи приносят на новый рынок имя франшизы. Каждый отдельный франчайзер получает огромные преимущества на всем рынке потому, что франчайзи, быстро расширяясь на новом рынке и делая инвестиции в развитие этого бизнеса в новых городах, создают широкую сеть бизнеса, на развитие которой у франчайзера никогда не хватило бы денег.

. Франчайзинг открывает для потребителя возможность больше узнать о продукте и услугах.

С открытием новых предприятий потребители больше узнают о продукте и услугах. Это очень важно, так как новая франшиза становится узнаваемой на рынке по мере предоставления своих услуг. Многочисленные франчайзинговые предприятия на специфичном рынке открывают экономный доступ к рекламе в средствах массовой информации, что делает франчайзинг известным среди большего числа потребителей. Использование рекламы приводит к увеличению продаж и прибыли в каждом предприятии франчайзинговой системы.

. Успех франчайзинговой системы при создании новых бизнес-концепций.

Успех франчайзинговой компании во многом зависит от проверенности и прибыльности бизнес-концепции. Франчайзер развивает свою концепцию бизнеса и доказывает ее прибыльность на примере своих собственных магазинов. Франчайзер разделяет свой опыт со всеми франчайзи системы, предоставляя им возможность вести свой бизнес так же успешно. Поэтому, если компания хочет узнать, возможно ли превратить их бизнес в успешную франшизу, они должны просто посмотреть, насколько успешно прошло такое превращение в другом, похожем бизнесе.

Преимущества для франчайзи

Все материалы и поддержка, предоставляемая франчайзерами индивидуальным франчайзи, предназначены для поддержки и усиления значимости франшизы. В списке таких преимуществ можно было бы перечислить материалы, обучение и консалтинг. Но если смотреть шире, то самым большим преимуществом являются отношения между франчайзером и франчайзи.

1.       Франчайзинг означает, что у вас есть собственный бизнес, но вы не остаетесь один на один со всеми проблемами и рисками

Когда франчайзи дает свое согласие вкладывать деньги во франчайзинговое предприятие, он все равно остается независимым владельцем бизнеса. Эта независимость означает, что его никогда не уволят с этой работы. Франчайзи получает профессиональную поддержку от франчайзера. Такая поддержка помогает ему избежать тех ошибок, которые обычно делают другие предприниматели. Франчайзер остерегает франчайзи от принятия неправильных решений, которые могли бы повредить или вообще разрушить его предприятие.

. Франчайзинг - это быстрое и эффективное начало бизнеса

Франчайзинговая система дает информацию, которая помогает франчайзи найти подходящее местоположение для предприятия, сделать его дизайн и убедится в том, что бизнес правильно функционирует. Франчайзи не нужно беспокоиться о проблемах, возникающих на начальной стадии, потому, что он имеет опыт своего франчайзера.

.Франчайзинг дает поддержку франчайзи в период перед открытием бизнеса

Франчайзи всегда имеет возможность стать специалистом в новом бизнесе, не затрачивая годы на обучение в школе бизнеса или просто работая в этой области. Эти знания приходят непосредственно из специальных программ обучения и программ по развитию системы управления, которые франчайзер передает всем новым франчайзи и ключевым работникам. Еще задолго до открытия нового бизнеса, франчайзер и франчайзи должны проработать друг с другом некоторое время. Вместе они должны достаточно поработать над формированием навыков франчайзи с тем, что бы иметь все шансы на успешное ведение бизнеса.

4.       Франчайзинг означает постоянную поддержку

После открытия франчайзингового бизнеса франчайзи продолжает получать профессиональные услуги от франчайзера по вопросам ежедневного ведения бизнеса и маркетинга. Если возникают проблемы, то их первой задачей будет проверить все предоставленные материалы и пособия. Но могут возникать и специфические проблемы. В этом случае франчайзи может позвонить франчайзеру и обратиться за помощью. Именно потому, что существует такая связь между франчайзером и франчайзи, проблемы франчайзи могут быть решены с помощью опытного франчайзера. Когда независимый предприниматель начинает развивать собственный бизнес, он должен сам найти способ решения проблем и открыто смотреть на вероятность совершения дорогостоящих ошибок.

. Франчайзинг дает возможность использовать репутацию и товарный знак франчайзера

При выполнении франчайзингового договора, франчайзи получает полномочия от франчайзера на использование торгового знака франчайзера. Только франчайзи, работающие в системе данной франшизы, имеют эксклюзивное право использовать товарный знак франчайзера. Поэтому, если вы владеете франшизой «McDodald’s», вы пользуетесь правом на владение названием фирмы, которое дает вам мгновенное узнавание на рынке как бизнеса, работающего на международной арене с международным франчайзером. К моменту открытия ресторана, все в округе уже знают, что он будет предоставлять услуги на высокопрофессиональном уровне. В отличие от вас индивидуальный предприниматель должен с самого начала думать не только о продажах, но прежде всего, о том, чтобы создать хорошую репутацию никому неизвестной фирмы. Франчайзи же покупает себе репутацию вместе с покупкой франшизы. Индивидуальный

предприниматель никогда не будет иметь доступ к известному всему

миру имени, а франчайзи сразу пользуется именем своего франчайзера, уже получившего всеобщее признание.

. Франчайзинг устанавливает четкие территориальные границы ведения бизнеса

Франчайзер определяет своему франчайзи территорию ведения бизнеса. Границы этой территории определены условиями франчайзингового договора. Получая территорию, франчайзи может эффективно развивать свой бизнес на определенной территории. Это снимает угрозу соперничества со стороны других владельцев этой же франшизы. Индивидуальный предприниматель никогда не знает, в каком месте возникнет наибольшая конкуренция, таким образом его территория всегда остается более открытой для конкурентов.

Как бизнес-концепция франчайзинг всегда предлагает много преимуществ и для франчайзи, и для франчайзера. Но есть и недостатки. Когда вы обращаетесь к франчайзингу, необходимо рассматривать и преимущества, и недостатки. Обеим сторонам необходимо принимать во внимание следующее.

Недостатки для франчайзера

1.       Невозможность завершить отношения с франчайзи, который не следует правилам системы

Франчайзинговый договор определяет природу отношений между франчайзером и франчайзи. Франчайзинговый договор предусматривает ряд положений, защищающих франчайзи. Эти положения предусматривают невозможность для франчайзера расторгнуть контракт с франчайзи. Но вместе с тем такие положения осложняют вывод из системы франчайзи, который не выполняет законов франчайзингового бизнеса.

. Франчайзи не являются работниками франчайзера

. Влияние плохо работающих франчайзинговых предприятий

Многие потребители воспринимают каждое франчайзинговое предприятие как часть одной цепи предприятий, работающих под единым товарным знаком. И если какой-нибудь франчайзи плохо ведет свой бизнес, то это будет бросать тень на всю франчайзинговую систему.

5.       Недоплата или выплата взносов с опозданием

Франчайзер устанавливают структуру выплат за предоставленный сервис, принимая за основу процент от общей суммы продаж в каждом

предприятии. Франчайзи обязаны предоставлять отчет об общей ьсумме продаж франчайзеру для того, чтобы определить сумму оплаты за сервис. Франчайзи может попытаться скрыть сумму продаж и предоставить неполный отчет с тем, чтобы занизить взнос своему франчайзеру.

. Трудности сохранения конфиденциальности коммерческой тайны.

Работа любой франчайзинговой системы основана на принципах и стандартах, являющихся интеллектуальной собственностью франчайзера. Эти принципы бизнеса представляют собой коммерческую тайну и служат основой успеха франчайзинговой системы. Франчайзи получает доступ к коммерческим секретам, проходя обучение по программе франчайзера. И хотя Франчайзинговый договор запрещает франчайзи разглашать подобную информацию, все равно это случается. Франчайзеру сложно с этим бороться, поэтому если ему не удается выработать эффективные меры, то вся франчайзинговая система может сильно пострадать.

. Выход из франчайзинговой системы успешно работающих франчайзи. Франчайзи может считать, что франчайзинговые отношения накладывают на него слишком большие ограничения и в результате потерять интерес к этому бизнесу. Расторгнув контракт с франчайзером, он, возможно, захочет открыть свой собственный бизнес, который будет представлять прямую конкуренцию франчайзеру. Для того чтобы избежать всех этих трудностей, франчайзеры должны очень тщательно отбирать предпринимателей, которым они хотят продавать франшизы. Франчайзер должен провести интервью с каждым кандидатом, целью которого будет определить у франчайзи наличие качеств, необходимых для успешного ведения дела. После того как франчайзи становится частью системы, франчайзер должен наблюдать за тем, как идут его дела. Франчайзер должен уметь быстро определять назревающие проблемы и немедленно принимать решения.

Франчайзер должен поддерживать непрерывную связь с франчайзи и узнавать от него о новых идеях и решениях уже существующих проблем. Работая вместе с франчайзи, франчайзеры могут избежать проблем, которые могли бы нанести серьезный урон всей системе.

Недостатки для франчайзи

1.       Невыполнение контракта по франчайзинговому договору

Франчайзи должен соблюдать правила франчайзинговой системы. Эти правила сформулированы во франчайзинговом договоре и их должны выполнять все франчайзи без исключения. Франчайзи могут вносить свои предложения, но они не могут менять систему.

. Взгляд на франчайзинговую систему как ограничивающую инициативу франчайзи

В дополнение к франчайзинговому договору франчайзи должен следовать специальным правилам, касающимся ежедневных операций в бизнесе и использования товарного знака франшизы. Это все описано в программе обучения франчайзера. Такие ограничения могут касаться рабочих часов, границ территории, ассортимента продукта и услуг, предлагаемых потребителю. Франчайзи должен дать согласие на принятие этих ограничений до начала действия франчайзингового договора.

.Установление необходимого сотрудничества среди всех франчайзи системы

Хотя франчайзи представляет собой независимого владельца своего бизнеса, он является важным связующим звеном в сети владельцев франшизы. Каждый отдельный франчайзи является товарищем по бизнесу. Не смотря на то, что франчайзи предоставляют на рынок одинаковый продукт и услуги, они не являются конкурентами.

.Отсутствие поддержки со стороны франчайзера

Потенциальный франчайзи должен внимательно ознакомиться с работой франчайзинговой системы, чтобы определить, предоставляет ли франчайзер необходимую поддержку по менеджменту или ведению работ. Поддержка франчайзера является важнейшим аспектом во франчайзинговых отношениях. Франчайзи должен определить уровень поддержки до того, как начнет действовать контракт. Недостаточная поддержка со стороны франчайзера подрывает силу франчайзинговой системы.

.Определение финансовой мощи франчайзера

Потенцииальные франчайзи должны изучить доступную информацию о финансовом положении франчайзера. Может случиться так, что франчайзер объявит о банкротстве, что может привести к продаже франшизы или ее аннуляции. До начала приведения в исполнение франчайзингового договора потенциальный франчайзи должен очень тщательно ознакомиться с материалами, предоставляемыми франчайзером. Потенциальному франчайзи следует встретиться с другими франчайзи ьэтой системы и определить, как франчайзер выполняет свои обещания по предоставлению услуг.

Опираясь на данный материал мы можем говорить о том, что преимущества и недостатки в свою очередь присутствуют у двух сторон-субъектов (франчайзи и франчайзера):

1.      Для франчайзи: быстрое и эффективное начало бизнеса, поддержка со стороны франчайзера - плюсы, что касается минусов, то это специфика самого франчайзинга, условия договора, финансовая мощь франчайзера и его давление на франчайзи.

2.       Рассмотрев позицию самого франчайзера, хочется отметить, что его плюс - распространение бренда вплоть до международного уровня, возможность быстрого расширения, а минус - опять же специфика договора, а именно невозможность его расторжения.

2. Мировой опыт и российская практика

.1 Франчайзинг США и Европы

Развитие франчайзинга в западных странах с каждым годом набирает темпы, что объясняется целым рядом выгод, которые обеспечивает данная схема ведения бизнеса как франчайзеру, так и франчайзи. Для франчайзера продажа франшизы это не только источник дополнительных доходов, но и эффективный метод экспансии, возможность быстрого проникновения в разные регионы, в том числе и за рубежом В конечном итоге франчайзинг за счет повышения степени известности марки означает наращивание брэнд-капитала.

Неоценимая роль франчайзинга в наше время для США проясняется в следующем:

Многие российские и мировые СМИ ещё в 90-х годах прошлого века предсказывали «неизбежный закат американской экономики» в среднесрочной перспективе (5-20 лет).

Внешний долг США уже в январе 2011 года достиг рекордных размеров - 14,02 трлн.$ или 93% от ВВП.

Однако, американский доллар же по-прежнему - самая влиятельная валюта мира. Основные торговые партнёры США: Китай, Канада, Мексика, Япония, Великобритания, Германия составляют вместе со Штатами основу мировой экономики. США - это родина франчайзинга («МакДональдс», «Бургер Кинг», «Баскин 31 Роббинс», «Вестерн Юнион», «Пицца Хат» и др.). Американский франчайзинг, его стандарты и законы, его капиталы и идеи, американские франчайзеры и франчайзи являются эталоном для всего остального мира. Таким образом, судьба франчайзинга на данный момент решается именно в США. Франчайзинг - лишь часть экономики любого развитого государства Большая часть американского ВВП - это сфера услуг (образование, здравоохранение, наука, финансы, торговля, консалтинг, транспорт, связь и.т.п.). Экономика США 2010 года - мировой безусловный лидер. Доля США в мировом ВВП за 40 лет почти не изменилась и составляет 26% от мирового (по данным 2010 г., в 1969 году - 28%).

Сегодня франчайзинг в США - это:

·      909 253 франчайзинговых заведений.

·        Франчайзинговые предприятия обеспечивают более 11 млн. рабочих мест, или 8,1 % от национальной рабочей силы частного сектора.

·        Франчайзинговые предприятия в сфере питания выплатили годовой заработной платы в размере 278 600 000 000 долларов, или 5,3 процентов от всей стоимости заработной платы в сфере частного бизнеса Соединенных Штатах.

·        Франчайзинговые предприятия производят товаров и услуг на сумму 880 900 000 000 $, или 4,4 % в частном секторе производства Соединенных Штатов. Справка. Франчайзинговое предприятие, в данном случае, это все учреждения, которые являются частью системы франчайзинга - предприятия, принадлежащие франчайзи и принадлежащие франчайзору.

Франчайзинг - локомотив экономики США:

Франчайзинговые предприятия удовлетворяют спрос на товары и услуги других предприятий и обеспечивают доход своим работникам и владельцам, который, в свою очередь, идёт в доходы в другие сферы бизнес. Этот цикл повторяется: рабочие места - заработная плата и досуг - рост рабочих мест на нефранчайзинговых предприятиях - заработная плата и досуг в других сферах экономики.

«Франчайзинговые предприятия США обеспечивают почти 21 млн. рабочих мест, или 15,3 % всех рабочих мест в американском частном секторе.

Франчайзинговые предприятия выплачивают 660 900 000 000 $ ежегодной заработной платы, или 12,5 % от стоимости всех частных заработной платы в Соединенных Штатах.

Годовой объём производства франчайзинговых предприятий - 2,31 триллиона $ .Это 11,4% от годового объёма производства частного сектора Соединенных Штатов.

Итак, франчайзинг - локомотив американской экономики и одно из эффективных средств по выходу американской экономики из мирового экономического кризиса,»- так говорит о США Антон Диесперов ( публикация в FranchExpert)

Что касается Европы, то обратимся к следующим данным.

Широкое распространение франчайзинга - послевоенные годы XX века:  60-е - в Европе. Основное распространение франчайзинг получил в сфере услуг (рестораны быстрого обслуживания, услуги по поддержанию и ремонту домов, автомобилей и пр.)

В 1990 г. в 12-ти европейских странах было зарегистрировано 1,600франчайзинговых систем и 8500 франчайзи. Европейским лидером в этом секторе является Франция, где 10 % приходятся на данную систему.

Согласно статистическим данным, изданным в марте 1997, на Европейском салоне франчайзинга и торговли в Париже, в Европе действовали более чем 3,500франчайзинговых систем и 134,000 франчайзи, которые нанимали приблизительно 1 млн. работников. Товарооборот составлял 70 млрд. евро.

В настоящее время в Европе действует более 4,500 франчайзинговых систем и приблизительно 180,000 франчайзи, которые достигают общий объем продаж в размере более чем 150 млрд. долларов. Однако степень развития франчайзингового бизнеса в Европе намного ниже, чем в США, где его объем превысил 800 млрд. долларов в год.

Подведя итог надо отметить, что реальное развитее франчайзинга в Еврозоне было зарегистрировано только после того, как в США оно стало повсеместным.

Как уже было сказано, франчайзинг в мировой экономике уверенно стоит на рельсах и тащит многие страны из экономических проблем. Мировая практика доказала, что он - эффективнейший способ развития, хорошие инвестиции и несомненный успех.

Выделяя столь позитивные характеристики мирового уровня, мне хотелось бы обратиться к России, рассмотреть становление и развитие в переходной экономике.

2.2 Особенности проблемы и перспективы развития в России

Франчайзинг в России не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности внедрения его достаточно широки. Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения.

Экономические проблемы. Франчайзинг - экономический инструмент, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично. К данным проблемам можно отнести:

• нестабильность развития экономики России. Франчайзинговые схемы требуют стабильности и предсказуемости экономики;

• отсутствие у большинства предпринимателей - потенциальных франчайзи - необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему;

• сложность получения кредитов для создания стартового капитала.

Организационно-правовые проблемы. Франчайзинг - это экономический инструмент и его проблемы в первую очередь следует искать в сфере экономики. Однако в России сдерживание развития франчайзинга происходит прежде всего в правовой сфере. Основные проблемы здесь, связаны с практически полным отсутствием правового обеспечения франчайзинга в России.

Социально-психологические проблемы, среди которых выделяют:

• отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов франчайзинговой системы - франчайзера и франчайзи;

• отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности;

• боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное «лицо» предпринимателя и менеджера.

Особое место среди проблем франчайзинга занимает образование как механизм разрешения социально-психологических проблем. Эта проблема вызвана слабой подготовкой представителей малого бизнеса в сфере франчайзинга.

Несмотря на серьезность всей проблематики, на мой взгляд - одна из основных проблем российского франчайзинга концентрируются в области правового механизма. Это вызвано тем, что франчайзинг, как система отношений, основан на системе договорных отношений, и должен быть обеспечен эффективной нормативно-правовой базой.

В законодательствах многих развитых стран есть законы, которые защищают франшизу от незаконного использования и при этом не вводят для франчайзи сложную систему регистрации. Например, в США существует закон, не позволяющий компаниям и гражданам каким-либо образом наносить намеренный ущерб чужому бизнесу.

В России защитить можно лишь товарный знак. Но в этом случае при его передаче в пользование другому предпринимателю нужно регистрировать эту операцию в патентных органах. Согласно ГК РФ, при заключении договора о концессии необходима его двойная регистрация в регистрационных и патентных органах. Для сравнения, в Европе и США передача франшизы требует только регистрации самого договора о франчайзинге. Сложность бюрократических процедур лишает франчайзинг его потенциальной привлекательности.

Другая серьезная проблема - это субсидиарная ответственность, которую, согласно главе 54 ГК, несет российский франчайзер за деятельность франчайзи.

Во Франции, например, субсидиарная ответственность распространяется на франчайзеров только в том случае, если они поставляют продаваемый продукт. Если товар или услуга производится обладателем франшизы, то ответственность лежит на одном лишь франчайзи.

Помимо вышесказанного в нашем законодательстве есть масса других положений, мешающих развитию франчайзинга. Например, глава 54 ГК почему-то сориентирована исключительно на торговый бизнес и фактически исключает франчайзинг производителя. Из-за подобных препон предприниматель просто не видит для себя реальных преимуществ в покупке франшизы. Повышение эффективности и развитие франчайзинга в России требует внесения изменений в законодательство.

Ими необходимо достичь следующих целей:

. Обеспечение удобства применения законодательных актов для участников франчайзинговой системы.

. Создание прозрачности франчайзинговой системы и ее элементов для контролирующих органов.

Для реализации поставленных целей необходимо создать систему законодательных актов, в которую должны входить:

·        Налоговый кодекс РФ и связанные с ним законы и подзаконные акты.

·        Гражданский кодекс Российской Федерации, содержащий основные положения, регулирующие использование франчайзинга в России.

·        Законы, регулирующие права на интеллектуальную собственность и ответственность за ее нарушения.

·        Федеральный закон РФ "О франчайзинге в Российской Федерации".

В этой системе необходимо разработать и принять новый закон о франчайзинге, а в остальные нормативные акты внести изменения.

Гражданский кодекс РФ необходимо:

) ввести понятие и определение франчайзинга;

) сформировать основные понятия и их типологию, такие как товар, объект франчайзинга и субъекты франчайзинга (франчайзер и франчайзи);

) определить типологию видов франчайзинга и особенности их использования;

) ввести понятие франшизы (договор франчайзинга).

Все эти изменения должны приблизить как законодательство, так и терминологию франчайзинга к мировой практике, что особенно важно для создания франчайзинговых систем с участием иностранного капитала.

Федеральный закон РФ "О франчайзинге в Российской Федерации" должен развить основные положения ГК РФ. В нормативных актах, регулирующих право интеллектуальной собственности и ответственность за ее нарушение, обязательно должны учитываться франчайзинговые схемы, что в настоящее время просто отсутствует.

Таким образом, для эффективного развития франчайзинга в России необходимо обеспечить нормативно-правовую базу в области применения франчайзинга (коммерческой концессии), что будет способствовать эффективному использованию преимущества франчайзинга, юридические закрепить собственные интересы участников, условий и механизмов координации совместной деятельности.

Неэффективность нормативно-правовой базы в области франчайзинга препятствует развитию франчайзинговых систем, способствующих развитию рыночной экономике:

·        франчайзинг способствует развитию малого предпринимательства в стране, положительно влияя на уровень развития отдельных отраслей хозяйства как путем внедрения новых идей, методов и технологий в малом бизнесе, так и за счет усиления эффективности положительного государственного влияния;

·        создает комплексную систему практического обучения для малого предпринимательства без создания каких-либо специальных учебных структур и программ, повышая тем самым общую культуру предпринимательских отношений;

·        франчайзинг способствует решению проблемы занятости населения посредством создания новых рабочих мест;

·        обеспечивает развитие внешней торговли и привлечению иностранных инвестиций за счет применения международного франчайзинга;

·        франчайзинг способствует повышению активности в предпринимательской среде;

·        франчайзинг обеспечивает правовую защищённость малого предпринимательства;

·        франчайзинг способствует насыщению рынков высококачественными товарами, услугами и современными управленческими технологиями ведения бизнеса, обеспечивая повышение налоговых поступлений.

Итак, современная позиция франчайзинга в России - неоднозначна. Это связано с тем, что появился он у нас только в 1992 году с компанией «дока-Пицца». Уже в 1993 г. На наш рынок хлынули фаст-фуды всех видов от «Ростикса» до «Баскин энд Роббинс»

Однако медленное развитие связано с рядом причин, как правовые проблемы, административные и финансовые. Все они сводят этот сектор к нестабильности, сложности организации, отсутствию правовой основы и опыта.

Из всего выше сказанного, мы можем увидеть и перспективы развития франчайзинга в России.

.3 Франчайзинг - инновационный инструмент в России

Решение многих экономических проблем в РФ требует новых экономических механизмов, одним из которых является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время - единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность малого инновационного бизнеса, поскольку дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса.

Рассмотренные проблемы в пункте 2.2 нельзя анализировать изолированно, они тесно связаны и оказывают серьезное влияние друг на друга. Так, экономические проблемы франчайзинга вызваны не только состоянием экономики, но и влиянием других проблем, в первую очередь организационно-правовых. Развитие правового обеспечения франчайзинга требует опять-таки решения экономических проблем и дополнительных издержек на совершенствование правовой базы и разработку «обходных» правовых схем. Социально-психологические проблемы связаны как с экономическими проблемами, так и с правовыми. Входя во франчайзинговую систему, франчайзи испытывает ряд опасений, вызванных как экономическими, так и правовыми аспектами. В первую очередь он опасается банкротства, которое может быть вызвано действиями франчайзера. Но именно правовая составляющая должна успокоить франчайзи: он владелец своего предприятия, юридическое лицо, что должно подтверждаться необходимыми юридическими процедурами. При обращении к российской практике в последние два года отчетливо видна тенденция к развитию франчайзинга с широким распространение в рознице. ( см. Приложение №2, рис. 1) В среднем на франчайзеров приходится, по данным РБК, не более 10% от всего оборота бренда. Лидером по этому направлению считается «Пятерочка» - с показателем около 40%.

Основные проблемы франчайзинга в России, как уже отмечалось, в настоящее время концентрируются в области права.

В результате у предпринимателей будет достаточная нормативная база для заключения договоров, где они в зависимости от выбранной схемы работы будут применять те или иные нормативные документы и подбирать образцы договоров. Учет этих положений позволит ускорить процесс распространения инновационных товаров на рынках России, в целом сократить расходы предпринимателя-инноватора на рыночную инфраструктуру.

В нормативных актах, регулирующих право интеллектуальной собственности и ответственность за ее нарушение, обязательно должны учитываться франчайзинговые схемы, что в настоящее время просто отсутствует.

Для участников франчайзинговых систем имеет смысл ввести льготный режим налогообложения. Это обусловлено тремя причинами:

• отсутствием в России широко известных торговых марок и брэндов, привлекающих потенциального потребителя. Формирование подобных брэндов требует больших затрат, что снижает эффективность франчайзинговых систем;

• увеличенными издержками франчайзи, для которых очень значительными являются и роялти, и паушальные платежи, а также отчисления в централизованный рекламный фонд;

• обязательность соответствия внешних форм и принципов работы (униформа, интерьеры и т.д.).

Эти затраты, особенно в период раскрутки отечественных торговых марок, не позволят франчайзинговым системам конкурировать с традиционными системами производства и сбыта товаров. Через несколько лет работы по франчайзинговым схемам качественные и узнаваемые российские товары, вероятно, безболезненно смогут преодолевать эти издержки.

Мировая практика доказала, что франчайзинг - один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех и дальше. С другой стороны, франчайзинг - это наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начинающего бизнесмена, даже для человека, никогда не занимавшегося бизнесом. В настоящее время франчайзинг получил чрезвычайную популярность в развитых странах.. Популярность франчайзинга объясняется его значительными положительными качествами. Бизнес в форме франчайзинга во всем мире считается более надежным бизнесом по сравнению со свободным малым предпринимательством в связи с тем, что этот бизнес уже хорошо опробован и является частью системы или цепи франчайзинга.

Франчайзинг имеет ряд положительных особенностей, которые позволяют более эффективно и надежно организовать государственную поддержку малого предпринимательства. Сама суть франчайзинга предусматривает мощную систему обучения малому бизнесу. Ни в одном университете предприниматель не получит такого качественного практического обучения со стороны опытных, заинтересованных в успехе своих «учеников» преподавателей, как в учебных центрах франчайзеров.

Развитие международного франчайзинга влечет за собой инвестирование значительных иностранных капиталов в российскую экономику.

В связи с изложенным, можно сделать вывод о пользе государственной поддержки франчайзинга в России, так как его развитие:

• повысит общую культуру предпринимательских отношений;

• повысит правовую защищенность малого предпринимательства;

• будет способствовать созданию новых рабочих мест;

• обеспечит новые идеи, методы и технологии в малом бизнесе;

• повысит эффективность положительного государственного влияния на развитие тех или иных видов деятельности и на малое предпринимательство в целом;

• привлечет значительные иностранные инвестиции в российскую экономику.

Развитие франчайзинга в России идет относительно медленными темпами. К сожалению, российское законодательство не является стимулирующим и поддерживающим франчайзинг, а в некоторых аспектах - даже препятствует его развитию.

Что касается поднятого вопроса, а именно «Франчайзинг - инновационный инструмент в России», то я считаю, что это действительно так. Да, согласимся с тем, что еще много проблем, вопросов, несостыковок даже в самой организации данного бизнес-процесса. Однако надо понимать, что это только начало пути, становление. Поднятие вопросов о становлении малого и среднего бизнесов в России неизбежно приведут к франчайзингу. В основном это продиктовано огромным количеством плюсов в его функционировании. На мой взгляд, в ближайшие 5 лет этот вид предпринимательской деятельности станет в разы успешней, однако для осуществления данного прогноза необходимые условия - серьезная правовая база и четкая организация процесса осуществления.

Заключение

Договор о франшизе может принимать множество форм, но в своей основе представляет деловое соглашение, по которому одна сторона разрешает другой вести деятельность, используя ее товарный знак, логотип, продукцию, а также методы ведения операций в обмен на вознаграждение.

Тем не менее, существует несколько факторов риска, связанных с договором о франшизе. Сюда входят проблемы контроля качества, плохие показатели собственной сети розничной торговли и в конкуренции с другими торговыми организациями, получившими франшизу.

Основные проблемы применения франчайзинга в России связаны с несовершенством правовой базы, которая недостаточно четко регулирует отношения франчайзинга в России. Оптимальным вариантом для этого следует признать приведение российского законодательства в соответствие с международными правилами, использование опыта зарубежных стран, в которых законодательное регулирование является тщательно разработанным.

Франчайзинг является одним из наилучших методов развития и роста бизнеса. Однако при этом франчайзинг не является средством излечения больного бизнеса, а служит методом быстрого развития хорошей и успешной идеи. В мировой экономике франчайзинг довольно успешно практикуется уже не один десяток лет. Для России же, по самым разным причинам, коммерческая концессия является делом сравнительно новым, и недостаточно изученным. Однако перспективы развития франчайзинга в России, представляются многим экспертами весьма неплохими.

В посткризисный период внимание к франчайзингу со стороны как предпринимателей, так и исследователей стало возрастать: реально появились и успешно развиваются отечественные франчайзинговые сети, имеющие по оценкам специалистов, хорошую стратегическую перспективу и уже показавшие свою эффективность, оперируя на российском рынке.

Франчайзинг открывает возможность неограниченного роста бизнеса без усиления конкуренции при минимальных инвестициях, что становится оправданным при экспансии на быстрорастущих и емких рынках. В этом смысле франчайзинг можно рассматривать как крайнюю форму децентрализации бизнеса компании, которая по мере развития франчайзинговой сети становится головной.

Децентрализация бизнеса посредством внедрения франчайзинговых отношений неизбежно сопровождается утратой основных инструментов менеджмента, которые заменяются принципами франчайзинговой деятельности, обеспечивающими эффективность бизнеса и стратегическую направленность.

Развитие франчайзинга может быть рассмотрено с точки зрения интеграции: франчайзинговая система - это гибридная форма интеграции, основанная на комбинации малого, крупного и среднего бизнеса.

В настоящее время, благодаря качественным изменениям, произошедшим в российской экономике за последнее десятилетие, франчайзинговые системы стали возникать и развиваться в различных сферах бизнеса. Предпосылок для такого развития несколько:

общество в целом существенно выигрывает от развития франчайзинга, так как эта система несет в себе «цивилизованность», которой недостает российскому бизнесу, открывает доступ малому бизнесу к новым технологиям, структурирует малый бизнес, создает условия для систематизации информации;

сформирована инфраструктура, поддерживающая франчайзинг, задача которой - создание благоприятной информационной и законодательной среды для успешного функционирования предприятий по системе франчайзинга;

изменение макроэкономических условий в экономике и связанного с этим изменением поведения отечественного потребителя.

Для экономики России франчайзинг может стать одним из наиболее эффективных механизмов, предоставляющих возможность объединить достоинства малого и крупного предпринимательства, тем самым развивая малый бизнес, что в свою очередь является решением таких насущных проблем, как привлечение реальных инвестиций и безработицы.

Подводя итоги развития франчайзинга в России получаем:

. Франчайзинг в России применяется, несмотря на целый ряд трудностей и неудач.

. Основными направлениями использования франчайзинга в России являются:

система общественного питания, в первую очередь - рестораны быстрого питания;

оказание услуг, как правило, в сфере бытового обслуживания;

торговля продовольственными и промышленными товарами.

. Большая часть успешного развития франчайзинга связана с попытками проникновения зарубежных фирм на российский рынок.

. Возможности развития франчайзинга в России достаточно широки и не могут быть исчерпаны перечисленными направлениями.

. Франчайзинг является эффективным инструментом внешнеэкономической деятельности, в том числе проникновения на иностранные рынки с использованием возможностей иностранных предпринимателей.

Таким образом, сегодня можно говорить о том, что франчайзинг будет развиваться особенно интенсивно в тех отраслях экономики нашей страны, где удовлетворяется конечный и относительно массовый потребительский спрос.

Список литературы

.Федеральный закон «о защите конкуренции» от 26 июля 2006г. №135-ФЗ

.Приказ Минфина РФ сот 12 августа 2005 г. № 105н «о регистрации договоров коммерческой концессии ( субконцессии)»

.Гражданский Кодекс РФ (ГК РФ) от 26 января 1996 г. №14-ФЗ - Часть 2 «Коммерческая концессия»

.С.Ю. Ягудин. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг. - СПб.: Питер, 2011

.Хабарова Н.Е. - Франчайзинг в России как инструмент ускорения инновационного развития. / Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2008. Т. 6. С. 361-374.

.Филиппов Р.И. - Франчайзинг как фактор динамичной устойчивости бизнеса в сетевых отношениях. // Власть. - 2009 - № 5. С. 22-25

.Земенков Р.И. Франчайзинг в международной практики // Вестник Академии - 2009 - № 1. С. 36-39.

.Морковина С.С. , Азарова Н.А. Франчайзинг как эффективный симбиоз малого и крупного бизнеса: возможности и реальность // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки - 2009 - № 12. С. 67-72.

.Малькова И.В. Франчайзинг в системе отношений современной рыночной экономики // Государственное управление. Электронный вестник. 2006. № 9. С. 4.

.Тимерханова Э.Н., Габдрахманов А.Т. Франчайзинг как фактор, способствующий развитию малого предпринимательства // Социально-экономические и технические системы: Исследование, проектирование, оптимизация - 2010 - № 53. С. 78-85.

.Матусевич М.С Франчайзинг на российском рынке общественного питания // Российское предпринимательство - 2011-№ 2-2. С. 167-173.

.Малышкина Е.А. Становление и развитие империи McDonalds// Социально-экономические явления и процессы - 2008 - № 4. С. 59-62.

.Муравьёва Л.Г. Модель оптимального взаимодействия крупного бизнеса с малыми предприятиями // Транспортное дело России. 2009. № 1. С. 82-87.

.Шагова О.С. Сущность и роль франчайзинга в современной экономике // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 2. С. 268-273.

.Хан В.А. Развитие финансового и банковского франчайзинга с применением нематериальных активов// Финансовая аналитика: Проблемы и решения. 2011. № 3. С. 32-36.

.Ткалич Г.И., Бесфамильная Е.В. Система франчайзинга как инструмент модернизации Российской экономики// Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2010. № 2. С. 111-115.

.Филимонова Н.Н. Инвестиционное проектирование франчайзинга // Сервис в России и за рубежом. 2010. № 1. С. 264-272

.Кузнецова И.В., Кузнецов П.В. к вопросу о развитии малого бизнеса в России // Технико-технологические проблемы сервиса. 2010. № 12. С. 92-93.

.Спиридонова Е.А. Стратегия франчайзинга в инновационной сфере // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5: Экономика. 2011. № 2. С. 42-51.

.Шагова О.С. Правовое регулирование франчайзинга в РФ // Поволжский торгово-экономический журнал. 2011. № 2. С. 29-37.

.Кайнова Д.Н. Н6алогооблажение франчайзинговых операций // Научный вестник МГИИТ. 2010. № 6. С. 82-90.

.Соколова Ю.А., Кузнецова А.М. Роль франчайзинга в формировании системы взаимодействия крупного и малого предпринимательства // Экономика и управление. 2011. № 5. С. 64-69.

.Тимерханова Э.Н., Камалов Э., Габдрахманов А.Т. Проблемы и перспективы развития франчайзинга в России // Социально-экономические и технические системы: Исследование, проектирование, оптимизация. 2010. № 53. С. 71-76.

.Кайнова Д.Н. Структура управления франчайзинговой сетью // Научный вестник МГИИТ. 2009. Т. 2. № 2. С. 49-55.

.Булатов А.Н. Методика выбора схемы кооперации // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 19. С. 29-31

.Нечаев А.С. Положительные и отрицательные стороны франчайзинга // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2010. № 22. С. 63-72.

.Коваленко В. Договор франчайзинга в коммерческом обороте. // Закон и право. 2011. № 3. С. 44-45

.Спинелли-мл., Стивен, Розенберг, Роберт М., Берли, Сью. Франчайзинг - путь к богатству.: Пер.с англ. - М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2007

.Официальный сайт Международной Ассоциации Франчайзинга в России и СНГ - #"584137.files/image001.gif">

Рис.1 Схема отношений при товарном франчайзинге

Рис. 2 Схема отношений при производственном франчайзинге

Рис. 3 Схема отношений при сервисном франчайзинге

Рис. 4 Схема отношений при франчайзинге бизнес-формата на примере АЗС

Приложение 2

«Мировой опыт и российская практика» 2.3 Франчайзинг - инновационный инструмент

Рис. 1 Структура рынка франшиз в секторе торговли непродовольственными товарами в 2008 г.

Рис. Структура рынка франшиз в сфере услуг в 2008 г.

Похожие работы на - Функционирование предприятий, организованных в форме франчайзинга: мировой опыт и российская практика

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!