Проблемы и пути совершенствования транспортного налога в РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,6 Кб
  • Опубликовано:
    2017-09-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы и пути совершенствования транспортного налога в РФ

Содержание

Введение

Глава 1 Общие положения транспортного налога

.1 Понятие транспортного налога

.2 Механизм исчисления и уплаты транспортного налога

Глава 2 Перспективы развития транспортного налогообложения в РФ

.1 Анализ поступлений транспортного налога в бюджет

.2 Проблемы и пути совершенствования транспортного налога

Заключение

Библиографический список

Введение

Актуальность темы. Главным инструментом реализации экономической политики страны всегда были и есть налоги. Больше всего это проявляется во время перехода к рыночным отношениям от командно-административных методов управления, когда в условиях сократившихся возможностей страны оказывать влияние на процессы экономики, налоги становятся действительным рычагом государственного экономического урегулирования. Вместе с этим государство только в том случае может в действительности использовать налоги через характерные им функции, и в первую очередь, стимулирующую и фискальную, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, которая основана на понимании, как установленных государством правил взимания определенных налогов, так и экономической надобности существования налоговой системы.

Систематическое финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует постоянного пополнения финансовых ресурсов на местном и федеральном уровне. Достигается это за счет оплаты физическими и юридическими лицами налогов и иных обязательных платежей. На основании действующего налогового законодательства и других нормативных актов плательщики обязаны выплачивать указанные платежи в определенные сроки и в установленных размерах.

Транспортный налог является региональным и устанавливается Налоговым кодексом России и законами субъектов РФ. При том региональный налог в действие вводится законом субъекта РФ согласно Налоговому кодексу России и к уплате обязателен на территориях соответствующих субъектов России.

Вносимые в Налоговый кодекс России постоянные изменения осуществляются спонтанно, бессистемно, без достаточной научной обоснованности, что приводит к бесконечному процессу «усовершенствования налогового законодательства».

В настоящее время происходит постепенное реформирование налогообложения транспорта, которое включает отмену действующего транспортного налога и постепенное повышение топливного акциза. Плательщиками налога выступают как юридические, так и физические лица - владельцы практически всех транспортных средств, будь то автомобиль, баржа или самолет. Поэтому в настоящее время проблема реформирования транспортного налога широко обсуждается как на различных Интернет-сайтах, так и в периодической печати.

Степень разработанности проблемы. Проблема транспортного налогообложения широко обсуждается в научном мире. Так вопросами совершенствования налогообложения транспортных средств рассматривали такие ученые как Е.М Ашмариной, М.Ю. Березина, К.С. Вельского, Д.В. Винницкого, A.B. Брызгалина, Е.Ю. Грачевой, О.Н. Горбуновой, Л.Н. Древаль, Т.А. Гусевой, B.М.Зарипова, C.B. Запольского, А.Н. Козырина, М.В. Карасевой, Н.П. Кучерявенко, Ю.А. Крохиной, Г.В. Петровой, С.Г. Пепеляева, И.В. Рукавишниковой, Е.В. Покачаловой, Г.П. Толстопятенко, Э.Д. Соколовой, Э.А. Цыганкова,Н.И. Химичевой и др.

Цель исследования заключается в выявлении проблем и путей совершенствования транспортного налога в РФ.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

раскрыть понятие транспортного налога;

изучить механизм исчисления и уплаты транспортного налога;

проанализировать поступления транспортного налога в бюджет;

выявить проблемы и определить пути совершенствования транспортного налога.

Объектом исследования является механизм исчисления транспортного налога.

Предметом исследования выступают отношения, возникающие в процессе исчисления и уплаты транспортного налога между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в процессе исследования выводы и предложения призваны обеспечить повышение практического и научного уровня усовершенствования методов налогообложения транспортных средств в системе налогов.

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций, направлений и мер по совершенствованию системы налогообложения транспортных средств в общей системе налогов.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы научного познания, такие как системный, эмпирический, диалектический, а также специально-юридических методов, а именно формально-юридического, сравнительно-правового.

Теоретическую основу исследования составили учебная периодическая и экономическая литература, которая раскрывает вопросы уплаты, исчисления и путей совершенствования транспортного налога, как на региональном уровне, так и в России в целом, данные Федеральной службы государственной статистики РФ и Федеральной налоговой службы РФ.

В качестве нормативно-правовой базы для написания работы использовались постановления Правительства РФ, законы РФ, нормативно-правовые акты Федеральной налоговой службы РФ и Минфина России. Также использовалась.

Структура работы состоит из введения, двух глав, списка использованных источников.

Глава 1 Общие положения транспортного налога

1.1 Понятие транспортного налога

Транспортным налогом является налог, который взимается с владельцев зарегистрированных транспортных средств. Введение транспортного налога выступило очередным этапом проводимой в России налоговой реформы. Транспортным налогом заменили налог с владельцев транспортных средств, налог за использование автомобильных дорог, налог на имущество с физических лиц в отношении воздушных и водных транспортных средств и акцизы с продажи в личное пользование граждан легковых автомобилей.

С 2003 г. каждый владелец транспортного средства, которое подпадает под определенные критерии, является плательщиком транспортного налога. В Налоговом кодексе России сказано четко, что транспортный налог носит статус регионального налога. Данный статус присвоен в силу различий в условиях проживания, эксплуатации и наличия дорог в разных регионах Российской Федерации. Правительство региона само может определять ставки налога, механизм уплаты и периодичность таких поступлений.

Транспортный налог изначально был введен для обеспечения государства средствами на ремонт, содержание и совершенствование дорожного полотна по всей территории России.

В России согласно ранее действовавшему законодательству предусматривался ряд «транспортных» налогов, которые отличаются порядком налогообложения, размерами ставок налогов, субъектами и объектами налогообложения, порядком исчисления и иными необходимыми атрибутами налогов. Такая разрозненность в совокупности вносила в налогообложение путаницу, как в отношении налоговых органов, так и в отношении субъектов налогов. Взимался транспортный налог вместе с налогами, которые поступали до 15.11.1997 г. в дорожные фонды.

Современный транспортный налог, в отличие от прежнего налога, относится к так называемым поимущественным налогам. Взимается он в региональный бюджет с владельцев зарегистрированных транспортных средств, т.к. относится к региональным налогам. Величину налога, формы отчетности, сроки его уплаты и порядок, а также налоговые льготы устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ, однако порядок определения налоговой базы, объект налогообложения, пределы налоговых ставок и порядок исчисления налога, налоговый период определяются федеральными законами.

Основные понятия, механизм и особенности взимания транспортного налога устанавливаются главой 28 НК России. Также любой из регионов согласно Налоговому кодексу может принимать дополнительные нормативные акты для регулирования вопросов о транспортном налоге.

В России налог на транспортные средства зависит только от мощности двигателя. Чем больше мощность, тем больше платить. Данное правило касается даже самолетов, за исключением реактивных.

В мире осталось не так много государств, в которых водители платят за количество лошадиных сил без учета их качества. В зарубежных странах в последнее время власти с помощью налога стараются урегулировать транспортную ситуацию. Многие уже ввели для владельцев экологичных автомобилей налоговые льготы и, наоборот, для водителей «вредных машин»- санкции. Больше всего экспериментируют с транспортным налогом в Германии. С июля 2009 г. в Германии введен единый принцип налогообложения автомобилистов. Одновременно водители платят за объем выброса и за объем двигателя. «Кубики» машин с бензиновыми двигателями стоят 2 евро за каждые 100 куб.см. Объемы дизельных автомобилей обходятся дороже -за каждые 100 куб. см по 9 евро. Но в Германии владельцы транспортных средств дополнительно платят и за объем выбросов, при этом этот стоит куда дороже: 2 евро за каждый грамм.

Почти идентичная действует система и во Франции. Его хозяин при регистрации нового автомобиля уплачивает в бюджет пошлину, величина которой зависит от мощности двигателя автомобиля, а не от его объема, как в Германии. Вдобавок владельцы большинства машин платить должны за каждый грамм выбросов. Но от уплаты такого разового налога освобождены хозяева автомобилей, выделяющие менее 200 г. газа на 1 км. Деньги, которые собраны с «выхлопа», направляются на финансирование экологических программ Франции.

Сбор налогов с автомобилистов в США построен по принципиально иной, но также «экологичной» схеме: платит больше тот, кто больше ездит. Это очень просто реализовано: транспортный налог включен в цену на топливо. В Израиле и в Дании автомобилисты должны в государственную казну платить куда больше российских водителей. В Дании власти пытаются поддерживать экологичные виды транспорта вроде мопедов и велосипедов, поэтому при регистрации автомобиля с водителя берут 105% стоимости машины. Если же машина стоит больше 34 тыс. крон (примерно 18 000 долл. США), то хозяину придется государству отдать уже 180% ее цены. Притом большим акцизом в Дании облагается и бензин, т.е. платят водители налог дважды: при использовании машины и при регистрации. С лета 2010 г. в Израиле все автомобили поделили условно по уровню загрязнения окружающей среды на 15 экологических групп. Покупатели самых «вредных» машин в казну платят 92% стоимости машины.

Минимальный же составляющий 10% цены налог, должны государству отдать хозяева электромобилей. За гибриды израильские власти определили налог в размере 30%. В среднем же водители государству платят около 70% стоимости автомобиля.

До недавних пор в Китае действовала система, подобная российской, со всех автомобилистов по единой ставке брали транспортный налог. Правда, в отличие от России деньги шли на содержание дорог. Однако китайцы посчитали, что логичнее этот сбор включить в цену топлива, а налогами совершенствовать свой автопром. В Китае в настоящее время покупатели автомобилей платят налоги согласно цене автомобиля. Если владельцу машины местного производства нужно будет в казну отдать около 10% его стоимости, то желающему купить иномарку уплатить придется уже 40%.

Многие наблюдатели утверждают, что в странах СНГ и других близлежащих государствах Европы транспортный налог значительно ниже, чем в России, при этом в этих государствах нет по уровню ставок такой дифференциации. К примеру, в той же Европе, основные дорожно-транспортные сборы «закладывают» в цену топлива, которое во многих государствах стандартно стоит в среднем 1 евро за литр.

Таким образом, в России далеко не самый высокий транспортный налог. Однако в развитых зарубежных государствах, у людей доходы несоизмеримо выше, чем в России. Многим российским жителям трудно платить налог больше 1000 руб. в год. Притом немало мест в России, куда общественным транспортом не добраться.

Таким образом, транспортным налогом является налог, который взимается с владельцев зарегистрированных транспортных средств. Введение транспортного налога выступило очередным этапом проводимой в России налоговой реформы. Транспортным налогом заменили налог с владельцев транспортных средств, налог за использование автомобильных дорог, налог на имущество с физических лиц в отношении воздушных и водных транспортных средств и акцизы с продажи в личное пользование граждан легковых автомобилей.

Как и любой другой налог, транспортный налог определяется следующими элементами налогообложения: налоговой базой, объектом налогообложения, порядком исчисления, ставкой налога и сроками уплаты налога.

1.2 Механизм исчисления и уплаты транспортного налога

Транспортным налогом является одно из обязательств, которым обременяются владельцы транспортных средств. Как и любой другой налог, транспортный налог определяется следующими элементами налогообложения: налоговой базой, объектом налогообложения, порядком исчисления, ставкой налога и сроками уплаты налога.

В соответствии с ч.1 ст.357 Налогового кодекса России налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых согласно законодательству России зарегистрированы признаваемые объектом налогообложения транспортные средства.

Транспортными средствами выступают мотоциклы, автомобили, автобусы, мотороллеры и другие самоходные машины и механизмы на гусеничном и пневматическом ходу, вертолеты, самолеты, яхты, теплоходы, катера, парусные суда, мотосани, снегоходы, гидроциклы, моторные лодки, буксируемые (несамоходные) суда и другие воздушные и водные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке согласно законодательству России (ст. 358 НК РФ).

Объектом налогообложения не являются транспортные средства, которые не зарегистрированы по каким-либо причинам. В данном случае речь можно вести о нарушении правил регистрации, но не о налоговом правонарушении. Если бы в ст. 358 Налогового кодекса было установлено, что объектом налогообложения выступают транспортные средства, которые подлежат регистрации, тогда ситуация была бы иной.

Налоговая база в отношении транспортного налога определяется в зависимости от валовой вместимости, мощности двигателя водного транспортного средства или от единицы транспортного средства.

Налоговый кодекс России обязывает все организации самостоятельно, вне зависимости от того, на каком они находятся режиме налогообложения, в отличие, к примеру, от физических лиц, исчислять как сумму налога, так и сумму авансового платежа по нему.

Статьей 360 Налогового кодекса России по транспортному налогу установлены налоговый и отчетные периоды: налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков, выступающими организациями, - I, II, III кварталы. Соответственно, обязанность исчисления и уплаты авансовых платежей по транспортному налогу предусмотрена по истечении каждого отчетного периода и по истечении налогового периода - собственно налога.

В соответствии с п. 2 ст. 362 Налогового кодекса России исчисляется транспортный налог в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.

Сумма транспортного налога, которая подлежит уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой транспортного налога и суммами авансовых по нему платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода.

В соответствии с п. 2.1 ст. 362 Налогового кодекса России налогоплательщики-организации суммы авансовых платежей исчисляют по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.

Бухгалтер при расчете суммы авансовых платежей по транспортному налогу может использовать формулу:

А = Нб х Сн х 1/4, (1)

где: А - сумма авансового платежа;

Нб - налоговая база;

Сн - ставка налога.

Если фирма в течение квартала снимала с учета автомобиль (или, наоборот, регистрировала его в Госавтоинспекции), то авансовый платеж рассчитывать нужно с учетом специального коэффициента (Кф), рассчитывающийся по формуле:

Кф = Км / 3, (2)

где: Км - количество месяцев в квартале, когда транспорт числился за налогоплательщиком.

В то же время при установлении транспортного налога представительные (законодательные) органы субъектов РФ могут и не определять отчетные периоды в соответствии с п. 2 ст. 360 Налогового кодекса России. В данном случае авансовые платежи по налогу не уплачиваются.

Когда возникает вопрос о расчете налога в связи с перерегистрацией транспортного средства в другом субъекте РФ, в котором действуют иные налоговые ставки, можно опираться на мнение Минфина, изложенное в Письме от 27.08.2009 N 03-05-05-04/11. Согласно Письму, если транспортное средство снято с учета в одном субъекте РФ и в том же месяце зарегистрировано (перерегистрировано) на того же налогоплательщика в другом субъекте РФ, транспортный налог за данный месяц нужно уплачивать по месту регистрации транспорта по состоянию на 1-е число этого месяца. По новому месту нахождения транспортного средства налог нужно будет уплачиваться начиная со следующего месяца, его исчисление и уплата притом должны осуществляться согласно действующему на территории соответствующего субъекта РФ законодательному акту субъекта РФ транспортном налоге.

Таким образом, законодательно расчет и порядок взимания сбора регламентируется Налоговым кодексом. Налогом облагается весь наземный, воздушный и водный транспорт. Максимальный уровень ставки устанавливается НК РФ, а распределение по категориям осуществляется на региональном уровне. На местах ставку могут дифференцировать по мощности автомобиля, его возрасту, вместимости и др. Тут определяются и сроки уплаты, льготы и объекты налогообложения по категориям.

Глава 2 Перспективы развития транспортного налогообложения в РФ

2.1 Анализ поступлений транспортного налога в бюджет

Предпочтительнее проводить исследование современной системы налогообложения транспортных средств не только через критический подход к ее составным элементам налогообложения, но и затрагивая ее влияние на формирование доходной части государственного бюджета. Ведь именно обеспечение сборами и налогами доходов определенного уровня управления государства позволяет соответствующим ветвям власти исполнять возложенные на них задачи. Необходимость налогов непосредственно предопределяется их функциями.

Поступления от этих налогов в современных условиях формируют только бюджеты субъектов РФ. Определяется порядок их закрепления за соответствующим бюджетом не Налоговым кодексом России, а законом субъекта РФ, устанавливаемым в отношении регионального налога. Действует такой механизм в отношении не только вышеназванных налогов, но и всех региональных налогов.

В течение 2013-2016 гг. наблюдается позитивный рост налоговых поступлений по налогам, объектом налогообложения которых выступают транспортные средства (таблица 1). Так, если за 2013 г. поступления по этим налогам в абсолютных выражении составили 228823,3 млн. руб., то за 2016 г.- 447780,4 млн. руб., т.е. увеличились на 218957,1 млн. руб., или на 95,7%.

На фоне положительной динамики налогов с транспортных средств наблюдается и повышение их удельного веса в общей сумме налоговых доходах государства. В течение анализируемого периода он увеличился на 2,9 пункта и составил 7,1% по состоянию на 1 ноября 2016 г, а это подтверждает стабильность налоговой базы по этим налогам, на которую влияние не оказывают результаты финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. В экономике в условиях кризисных явлений на фоне общего понижения доходов бюджета доля и объемы поступлений таких налогов повышаются. Данная тенденция повышает роль региональных налогов в обеспечении жизнедеятельности субъектов РФ и одновременно от всех органов исполнительной и законодательной власти требует принятия оперативных мер, направленных на повышение эффективности их администрирования.

Таблица 1. Динамика налогов с транспортных средств в налоговых доходах консолидированного бюджета России

Наименования2013201420152016в млн.рубв %в млн.рубв %в млн.рубв %в млн.рубв %Налоговые доходы РФ, в том числе5426892.41006950981.01007944204.01006288295.4100- налоги с ТС228823.34.2303052.24.4376647.04.7447780.47.1Из них: 1. Налог на имущество организаций201876.23.7262722.43.8323545.84.1385751.86.12. Транспортный налог, в т.ч.26947.10.540329.80.653101.20.762028.61.0- с организаций12447.00.215669.90.217544.40.219338.40.3- с физических лиц14500.10.324669.90.335556.80.542690.20.7

По данным налогам положительная динамика с наибольшей прогрессией наблюдается по транспортному налогу, которая составила 130%. Притом, как видно из таблицы 1, по данному налогу наибольший удельный вес в платежах приходится на налогоплательщиков - физических лиц. Если в 2013 г. удельный вес налога, поступившего от граждан, составил 53,8% в общей сумме транспортного налога, то по состоянию на 1 ноября 2016 г.- 68,8%. Такое соотношение характеризует наглядно возрастающую роль физических лиц в наполнении консолидированного бюджета России налоговыми поступлениями, формирующимися за счет владения ими транспортных средств.

В это же время место имеет незначительное повышение транспортного налога, уплачиваемого юридическими лицами, который в течение 2013-2016 гг. составил только 55,4%. Такой показатель характеризует не только фискальное предназначение уплачиваемого юридическими лицами транспортного налога, но и дает определенное представление о количестве находящихся на балансе организаций транспортных средств.

Помимо этого, справедливо и то, что, с одной стороны, наблюдается положительная динамика повышения налоговых платежей с транспортных средств, а с другой в сторону физических лиц происходят структурные изменения (таблица 2).

Таблица 2. Структура плательщиков и данные по объектам налогообложения по транспортному налогу

Наименование201420152016Единицв %Единицв %Единицв %Количество налогоплательщиков234004181002517614610026346538100В том числе: - физических лиц2304198498.52479191298.52595205198.5- юридических лиц3584341.53842341.53944871.5Количество транспортных средств, зарегистрированных:377960681004047806810041381534100- на физических лиц3337665888.33594891488.83690897289.2- на юридических лиц441941011.7452915411.2447256210.8Количество транспортных средств, по которым начислен налог, зарегистрированных 353086371003813819410038990001100- на физических лиц3135724488.83406266189.33498897889.7- на юридических лиц395139311.2407553310.7400102310.3Количество транспортных средств, по которым налог не начислен:248643010023390851002391533100- по физическим лицам201941481.2188625780.6191999480.3- по юридическим лицам46701618.845282819.447153919.7

Как видно из таблицы 2, в течение 2014-2016 гг. наблюдается как повышение количества всех категорий налогоплательщиков по России в целом, так и повышение признаваемых объектами обложения единиц транспортных средств. Так, позитивная динамика в рамках анализируемого периода по всем плательщикам транспортного налога в абсолютных показателях составила 2946120 единиц, или 12,6% относительно данных 2014 г. Притом нужно отметить, что несколько понижается количество транспортных средств, по которым данный налог не был начислен. Основанием для неначисления транспортного налога послужили льготы, которые предоставили плательщики в рамках законодательства о налогах и сборах. Притом наибольший удельный вес приходился на льготы, определенные законодательством субъектов РФ. В суммарном выражении по транспортному налогу сумма выпадающих доходов составила:

по состоянию на 01.01.2015 г. - 4426673 тыс. руб.;

по состоянию на 01.01.2016 г. - 5143197 тыс. руб.;

по состоянию на 01.11.2016 г - 6017252 тыс. руб.

Таким образом, за анализируемый период наблюдается повышение суммы транспортного налога, которая не поступила в бюджет по причине предоставления налоговых льгот различным категориям плательщикам. Притом значительное повышение сумм выпадающих налоговых доходов связано с использованием налоговых преференций физическими лицами (таблица 3).

Таблица 3 Динамика доходов, выпадающих в связи с предоставлением плательщикам льгот по транспортному налогу за 2014-2016 гг.

Наименование201420152016тыс.руб.%тыс.руб.%тыс.руб.%Всего442667310051431971006017252100В том числе: - по юридическим лицам 1346495 30.4 1517415 29.5 1455351 24.2- по физическим лицам308017869.6362578270.5456190175.8

Для определения расчетной суммы налога на имущество, которая приходится на транспортные средства, воспользуемся суммой налога, уплаченной различными категориями плательщиков. Используя вышеуказанную информацию, рассчитаем сумму налога на имущество организаций, поступившей в консолидированный бюджет России в течение 2014-2016 гг. (таблица 4).

Таблица 4 Расчетная сумма налога на имущество организаций, приходящаяся на транспортные средства

Наименования201420152016Налог на имущество организаций, млн.руб.262722.4323545.8385751.8Корректирующий показатель,%5.5Сумма налога, приходящаяся на транспортные средства, млн.руб.14449.717795.021216.3

Как видно из таблицы 4, сумма налога на имущество организаций в течение анализируемого периода, рассчитанная относительно транспортных средств, из года в год увеличивалась. Такой позитивный рост поступлений по налогу на имущество организаций обусловлен в основном:

обновлением старых транспортных средств;

увеличением количества транспортных средств объектов, признаваемых объектом обложения налогом на имущество организаций.

Ведь, как отмечалось, в течение 2014-2016 гг. рост транспортных средств составил 49630 единиц. При анализе фактических поступлений налогов с транспортных средств, требуется сопоставлять с начисленными суммами. Ведь непроведение данного исследования может исказить представление о факторах, которые оказывают влияние на динамику налоговых поступлений.

Таблица 5 Начисление и поступление налогов с транспортных средств в доходах консолидированного бюджета России

Виды налогов201420152016начисленопоступилоначисленопоступилоначисленопоступилоНалоги с транспортных средств305172.2303052.2382699.2376647.0463679.7447780.4В том числе: 1. Налог на имущество организаций 259252.8 262722.4 324551.2 323545.8 392804.5 385751.82. Траспортный налог:45919.440329.858148.053101.270875.262028.6- с организаций16018.115659.917678.817544.419207.919338.4- с физических лиц29901.324669.940469.235556.851667.342690.2

Как видно из таблицы 5, в течение всего анализируемого периода в бюджет поступила не вся причитающаяся к уплате сумма налогов, объектами налогообложения которых выступают транспортные средства. Так, в 2014 г. плательщиками не было перечислено в бюджет налогов на сумму 2120 млн. руб., в 2015 г. - 6052,2 млн. руб., в 2016 г. по состоянию на 1 ноября - 15899,3 млн.руб. Из-за этого собираемость по таким налогам за 2014 г. составила 99,3%; за 2015 г. - 98,4%; за 2016 г. - 96,6%. Притом наиболее низкий показатель по собираемости приходится на транспортный налог, по которому этот показатель составил: за 2014 г. - 87,8%; за 2015 г. - 91,3%; за 2016 г. - 87,5%. А это, в свой черед, сказывается на росте задолженности по этим налогам.

Таким образом, проводя анализ налоговых доходов России, формирующихся за счет транспортных средств, целесообразно затронуть и вопрос, который касается наличия по этим налогам задолженности, а также мер по ее понижению. В противном случае проведенное исследование не позволит представить достоверную, целостную картину. Ведь в течение последних лет именно проблема платежей, а следовательно, повышение задолженности по налогам и сборам, была и остается одной из наиболее острых. Несмотря на отдельные временные победы, задолженность по налогам продолжает повышаться. И это делает анализ задолженности основной компонентой всего анализа поступления налогов и сборов. Притом как в целом, так и отдельно по налогам (в данном случае - по транспортному налогу и налогу на имущество организаций) задолженность следует рассматривать как совокупную, состоящую из урегулированной и неурегулированной. Такой подход позволяет распределить усилия государства (налоговых органов) на работу по ее минимизации, поиску наиболее оптимальных механизмов и инструментов.

Таблица 6 Данные о поступлении налога на имущество организаций и транспортного налога в бюджетную систему России в 2014-2016 гг.

Виды налогов201420152016поступилозадолженностьПоступилозадолженностьпоступилозадолженностьвсегов том числе урегулированиявсегов том числе урегулированиявсегов том числе урегулированияНалоговые доходы РФ6950981.0574908.9-7944204559069.5-6288295.4698955.0366592.7В том числе: - налог на имущество организаций262722.414670.37537.5323545.813775.46964.4385751.818483.98409.0- транспортный налог40329.821570.12433.453101.225082.42889.162028.631568.53805.7

Данные, представленные в таблице 6, наглядно показывают увеличение в течение 2014-2016 гг. размеров задолженности как по транспортному налогу, так и по налогу на имущество организаций. При этом наибольший ее рост наблюдался в отношении транспортного налога, который в анализируемом периоде составил 9998,4 млн.руб. Аналогичный показатель по налогу на имуществу организаций составил только 3813,6 млн.руб.

Наличие существенной доли задолженности в сумме уплаченного транспортного налога отражает определенные недоработки и сложности налоговых органов в отношении плательщиков данного налога. Однако даже такой результат не позволяет однозначно разработать план мероприятий, которые направлены на понижение по данному налогу размера задолженности. Ведь он не раскрывает факторы, причины ее образования и дальнейшего роста. В это же время именно этот результат, полученный в процессе анализа поступлений по транспортному налогу, требует от ФНС России разработки и принятия эффективных мер.

Для выявления причин ее образования представляется справедливым исследовать ее размеры, исходя из категорий налогоплательщиков транспортного налога. Ознакомление со статистической налоговой информацией, размещенной на интернет-сайте налоговых органов России, раскрывает данные только за отдельные периоды времени и, как правило, за последние месяцы налогового периода. Это еще один из недостатков налоговой информации, предоставленной для всеобщего ознакомления. Но даже имеющаяся в распоряжении информация о задолженности по транспортному налогу (по плательщикам) позволяет сделать некоторые выводы.

Во-первых, основная сумма налоговой задолженности приходится на граждан, признаваемых плательщиками данного налога. Если по состоянию на 01.10.2016г. она составила 94% в общей сумме задолженности по транспортному налогу, то по состоянию на 01.11.2016 г - 93,1%.

Во-вторых, в суммарном выражении задолженность по транспортному налогу снизилась на 2741,7 млн.руб., и произошло это за счет уплаты налога гражданами-плательщиками. В это же время по юридическим лицам наблюдается ее повышение, которое составило в абсолютном выражении 211,8 млн.руб.

Как справедливо отмечают респонденты, на собираемость негативно транспортного налога влияют несколько факторов:

состояние баз данных налоговой и дорожной инспекций;

совместимость программного обеспечения разных государственных органов. Ведь именно несовпадение данных двух ведомств приводит к тому, что сведения о физических лицах, которые для начисления налога передаются из ГИБДД налоговым органам, оказываются недостоверными. Зачастую после предъявления гражданам извещений об уплате налога многие в налоговые органы обращаются с тем, что автомашины, на которые начислен транспортный налог, давно проданы иным лицам или их владельцы умерли;

налогоплательщики - физические лица на почте не получают по данному налогу извещения. В результате извещения, которые направляются по почте заказными письмами, налогоплательщику под роспись не вручаются;

граждане не обращаются своевременно с заявлением в ГИБДД при наличии соответствующих оснований о снятии автомобиля с учета. Так, если транспортное средство находится в угоне, то владельцу для подтверждения данного факта требуется получить у следователя справку и представить ее в налоговую инспекцию.

Таким образом, даже некоторое снижение задолженности по транспортному налогу в целом по России не улучшает общее представление об исполнении налоговой дисциплине плательщиками. В особенности это относится к физическим лицам, число которых из года в год увеличивается. Ведь именно задолженность связана напрямую с собираемостью всех налогов, включая налоги, которые уплачиваются плательщиками с транспортных средств.

Без сомнения, обозначенные факторы, которые оказывают на собираемость транспортного налога негативное влияние, могут дополняться в процессе их выявления в процессе начисления и уплаты его налогоплательщиками. Важно, чтобы данные проблемы в деятельности налоговых органов разрешались при реформировании системы налогообложения.

2.2 Проблемы и пути совершенствования транспортного налога

Необходимость в реформировании в части транспортного налогообложения налоговой системы России определяется непрерывным совершенствованием и развитием действующего законодательства. Роль государства в реформировании налоговой системы, налогообложения и налоговых правоотношений между налогоплательщиками и органами власти должна заключаться в установлении социально-справедливых, конституционных прав, ответственности и обязанностей органов власти и граждан перед государством и обществом.

По мере снижения обязательств государства в сфере оптимизации расходов на нужды общества и государства добиваться снижения уровня налоговых изъятий за счет снижения налоговых ставок и уменьшения числа налогов. В ближайшее время Правительство России планирует совсем отменить транспортный налог, и компенсировать возникший дефицит бюджета за счет повышения акцизов.

Система транспортного налогообложения уже несколько лет вызывает возражения и недовольство собственников автотранспорта. Все их интересует вопрос о том, когда отменят налог на транспорт. Эта тема поднимается регулярно, но ответа все нет.

В Государственную Думу России уже не раз было внесено предложение взимания транспортного налога путем включения его в стоимость топлива. Больший налог платит тот, кто чаще ездит и больше потребляет топлива. С мощностью машины тоже есть прямая связь: сотни лошадиных сил - как правило, это отличный «топливный аппетит», как следствие - высокий налог. И во многих развитых государствах именно такая система налогообложения и принята.

Особенно выгодно включение транспортного налога в цену автомобильного топлива небогатым людям. К примеру, пенсионерам, многие из которых на своей машине ездят чуть ли не два раза в год. В настоящее время они платят столько же, сколько и те, кто круглосуточно ездит на автомобилях. Также новая система выгодна тем, кто не ездит вообще. В Россиине используются сотни тысяч машин, которые не сняты с учета. Их владельцы вынуждены регулярно платить налог. И главное -поступления от транспортного налога в развитых государствахтратятся в основном на содержание дорог. Как показала практика, в России же качество дорог не зависит от того, много ли платится или нет.

Законодательные власти в целом сходятся во мнении, что российские ставки транспортного налога все же необходимо повышать, поскольку ремонт дорог и устранение последствий вреда, который автомобили наносят окружающей среде, стоит больших вложений. Помимо этого, необходимо вести активную работу по снижению задолженности по транспортному налогу. В частности, нужно совершенствовать систему информирования налогоплательщиков, а также представление возможности оплаты транспортного налога с использованием платежных терминалов, банкоматов и касс без заполнения квитанции.

Наибольшей критике среди автомобилистов подвергаются следующие аспекты:

Различия в системе налогообложения по регионам.

Обязательность уплаты для лиц, которые редко выезжают транспортным средством, или по определенной причине временно вообще не используют его.

Отсутствие льготной категории пенсионеров, обязанных осуществлять платежи на равных условиях.

Равный уровень налога для разных категорий автомобилей. Особое внимание уделяется габаритному транспорту и мотоциклам, которые наносят дорогам кардинально разную степень вреда, а облагаются сбором в одинаковом количестве.

Зачастую на практике возникают ситуации, когда иностранную компанию признают налогоплательщиком в России, однако механизм удержания налога не предусмотрен ни соответствующим международным соглашением, ни российским законодательством. Типичным примером выступает ситуация, когда одна зарубежная организация продает приобретенное в России имущество другой зарубежной организации, и ни одна из них при этом в России не зарегистрирована для целей налогообложения. В данном случае российские налоговые органы согласно новой редакции Типового соглашения могут направить запрос в соответствующие органы государства, резидентом которого иностранная компания является, на взыскание с нее налогов или наложение обеспечительных мер согласно требованиям налогового законодательства России.

Помимо этого, в новом Соглашении детализированы и приведены согласно положениям Модельной конвенции ОЭСР нормы, которые устанавливают порядок обмена информацией между зарубежными и российскими налоговыми органами. К примеру, согласно одной из них государство может запросить информацию у другого государства в рамках Соглашения, другое государство притом должно принять меры для получения запрошенной информации, даже если для собственных налоговых целей в такой информации не нуждается. Новые нормы направлены на усовершенствование механизмов взаимодействия российских налоговых органов с зарубежными. Если удастся повысить эффективность такого взаимодействия, российские налоговые органы смогут получать необходимую информацию, а также обеспечить исполнение требований налогового законодательства в отношении иностранных предприятий, используемых для вывода прибыли российских организаций.

Еще с советских времен в России автомобилисты производили дорожные отчисления. А в 2002 году они трансформировались в отдельный транспортный налог. Его значения варьируются исходя из мощности мотора машины.

До 2009 года разговоров об его существенном изменении не было. В этот период лишь передали возможность устанавливать ставку регионам. Местные власти вправе применять свои значения, которые могут повышать или понижать базовый размер в 10 раз.

Первые предложения о необходимости изменения в транспортном налогообложении поступили еще в 2010 году. За этот период предлагались различные варианты его трансформации, вплоть до полной отмены. Наибольшей популярностью пользуется идея включения сбора в состав акциза на горючее, что приведет к его росту. Предлагалось выводить его отдельной строкой в квитанциях автозаправок.

Такая схема объясняется гарантией уплаты полной суммы налога, так как его отдельные сборы не достигают даже половины от планируемых. Рассмотрим более детально причины возникновения необходимости отмены налога на автомобиль и реальные перспективы законодательства.

По мнению чиновников, основной причиной, по которой следует упразднить транспортное налогообложение, является его несправедливость. Эксплуатация дорожного полотна конкретными видами транспорта не учитывается существующей системой.

Еще одним немаловажным доводом к необходимости изменений является облегчение администрирования. Сегодня в органах НС работает огромное количество инспектор. Они призваны вести учет, формировать уведомления, осуществлять контроль над уплатой физических лиц. Очень большие средства уходят на обеспечение бумагой для уведомлений и оплату почтовой рассылки.

Сложная система налогообложения, временные затраты и нерациональное использование бюджетных средств - важная причина для проведения изменений. Все это могло бы использоваться для решения более важных задач.

Депутаты объясняли, что когда отменят транспортный налог - появится справедливость по отношению к автовладельцам. Они будут платить за фактический пробег транспорта, а не за его наличие. Но самым главным достоинством такой трансформации депутаты считали возможность искоренить коррупцию и взятки в отрасли.

год ознаменовался созданием дорожных фондов. В них начали поступать акцизные сборы по горючему, с дальнейшим их распределением на содержание дорог в надлежащем состоянии. В этот период цены увеличивались, акциз рос, а транспортный налог продолжал существовать. От него не хотели отказываться, объясняя тем, что он наполняет местные бюджеты и используется для выполнения разных задач. Даже призыв президента не повлиял на ситуацию.

В апреле 2015 года была произведена очередная попытка упразднения транспортного налогообложения. Предлагалось включить сбор в «налог с продаж». Если цена бензина фиксированная, то этот сбор можно варьировать на уровне регионов. К примеру, в одном это 7 копеек с литра, в другом - 10.

Изменение транспортного налогообложения также освободило бы автовладельцев, которые используют машину сезонно или временно не ездят на ней. К примеру, дачники или пенсионеры. И очень важно, что это дает возможность избежать массовых неплатежей. Собственники автомобилей считают налог дорогим и избегают уплаты, а мотоциклы и вовсе снимаются с учета.

Отмена налога на лошадиные силы облегчит участь автовладельцев, использующих свой транспорт в небольшом объеме. Это позволит сделать платежи справедливыми. Актуальным это станет для собственников автотранспорта в зависимости от ряда аспектов:

сезонности и регулярности его использования;

эксплуатации дорожного полотна;

расположения АТС в конкретном регионе.

Увеличение розничной стоимости бензина вместо транспортного налога, позволит оплачивать ремонтные работы на дорогах автовладельцами, которые больше всего их используют.

Но также имеются и негативные моменты отмены транспортного налога:

) Вероятность активизации инфляционных процессов приведет к скачку цен. Это отразится на стоимости проезда в городском транспорте, продуктах сельскохозяйственной отрасли и др.

) Включение платежа в стоимость бензина сделает невозможной уплату владельцами машин, работающих на альтернативных видах топлива. Это яхты, троллейбусы, снегоходы, гидроциклы и другой транспорт.

) Удорожает стоимость работы с оборудованием, использующим бензин. Это дизельные генераторы, промышленные пылесосы, бензопилы, газонокосилки, насосы и т.д.

На сегодняшний день в государственную программу развития дорожной системы до 2020 г. вносятся изменения, предложенные Минэкономразвития и Министерством финансов России. В частности, увеличатся сроки реализация проекта и будут откорректированы цифры.

В настоящее время, Минпромторг России выступает за замену автомобильного транспортного налога экологическим налогом, но для его введения потребуется детальной проработки. Концепция заключается в том, что экологический налог для новых экологичных автомобилей должен быть низким. Притом ведомство ущемлять «права пожилых людей на старых автомобилях» не планирует. Так, поднимается стратегически вопрос о социальном благополучии сегодня и здоровье нации завтра. Ранее автопроизводители, к примеру, компании Mitsubishi и Renault заявляли о переговорах с властями России о возможности обнуления транспортного налога в некоторых регионах России для электромобилей.

С учетом привлечения к анализу международного опыта вариативных методов исчисления транспортного налогообложения, разнообразия его видов и форм, а также целевого назначения поступлений его доходной части, необходимость дальнейшего усовершенствования в России заключена в частичном перераспределении стоимостных характеристик топливно-энергетических ресурсов.

Таким образом, многообразие перспектив совершенствования транспортного налога актуализируется неоднократной необходимостью реформирования системы транспортного налогообложения. Более очевидной является альтернатива по увеличению цен на бензин.

В поддержку данного направления также активно выступает Торгово-промышленная палата России, апеллируя повышением до 15,9% ВВП на душу населения в 2013 г. Так, стоимость автомобильного топлива по расчетам некоторых экспертов с учетом развития данной схемы, приведет к удорожанию топлива на 3-6 % или может подняться в пределах 50-60 коп. за литр. Дополнительными средствами денежных поступлений в целевые фонды должна стать плата в отношении проезда по федеральным трассам за проезд по дорогам большегрузных машин свыше 12 тонн. Другими словами, когда налог включат в чек при продаже бензина, регионы напрямую смогут брать деньги и тратить их на совершенствование дорожной инфраструктуры субъекта России, прилегающей к ней и обеспечивающей материальной базы.

Заключение

Транспортным налогом является налог, который взимается с владельцев зарегистрированных транспортных средств. Введение транспортного налога выступило очередным этапом проводимой в России налоговой реформы. Транспортным налогом заменили налог с владельцев транспортных средств, налог за использование автомобильных дорог, налог на имущество с физических лиц в отношении воздушных и водных транспортных средств и акцизы с продажи в личное пользование граждан легковых автомобилей.

Как и любой другой налог, транспортный налог определяется следующими элементами налогообложения: налоговой базой, объектом налогообложения, порядком исчисления, ставкой налога и сроками уплаты налога.

Законодательно расчет и порядок взимания сбора регламентируется Налоговым кодексом. Налогом облагается весь наземный, воздушный и водный транспорт. Максимальный уровень ставки устанавливается НК РФ, а распределение по категориям осуществляется на региональном уровне. На местах ставку могут дифференцировать по мощности автомобиля, его возрасту, вместимости и др. Тут определяются и сроки уплаты, льготы и объекты налогообложения по категориям.

Транспортному налогу предшествовали платежи в дорожные фонды. Их осуществляли только организации. С появление налога, уплата стала обязательной для всех автовладельцев. Основная его задача состоит в поддержании дорог в нормальном состоянии, что позволит обеспечить безопасное передвижение участников движения. Если сравнивать транспортный налог с взносами, то его взыскание не всегда оправдано. Полученные средства не всегда применяются согласно целевому назначению.

Необходимость в реформировании в части транспортного налогообложения налоговой системы России определяется непрерывным совершенствованием и развитием действующего законодательства. Роль государства в реформировании налоговой системы, налогообложения и налоговых правоотношений между налогоплательщиками и органами власти должна заключаться в установлении социально-справедливых, конституционных прав, ответственности и обязанностей органов власти и граждан перед государством и обществом.

Отмена налога на лошадиные силы облегчит участь автовладельцев, использующих свой транспорт в небольшом объеме. Это позволит сделать платежи справедливыми. Актуальным это станет для собственников автотранспорта в зависимости от ряда аспектов: сезонности и регулярности его использования; эксплуатации дорожного полотна; расположения АТС в конкретном регионе.

Увеличение розничной стоимости бензина вместо транспортного налога, позволит оплачивать ремонтные работы на дорогах автовладельцами, которые больше всего их используют.

Но также имеются и негативные моменты отмены транспортного налога:

) Вероятность активизации инфляционных процессов приведет к скачку цен. Это отразится на стоимости проезда в городском транспорте, продуктах сельскохозяйственной отрасли и др.

) Включение платежа в стоимость бензина сделает невозможной уплату владельцами машин, работающих на альтернативных видах топлива. Это яхты, троллейбусы, снегоходы, гидроциклы и другой транспорт.

) Удорожает стоимость работы с оборудованием, использующим бензин. Это дизельные генераторы, промышленные пылесосы, бензопилы, газонокосилки, насосы и т.д.

Многообразие перспектив совершенствования транспортного налога актуализируется неоднократной необходимостью реформирования системы транспортного налогообложения. Более очевидной является альтернатива по увеличению цен на бензин.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правов. сист. «Консультант Плюс»

. Арбатская, Ю.В. Совершенствование финансового обеспечения дорожной деятельности в Российской Федерации: правовой аспект: научная статья / Ю.В. Арбатская, Н.В. Васильева // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2014. - № 6. - С. 139-145.

. Бачило, Т.Г. Еще раз о транспортном налоге: научная статья / Т.Г. Бачило, Н.В. Трубицина // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. - 2014. - № 2 (20). - С. 44-48.

. Берестовой, А.А. Критерии законности транспортного налога: научная статья / А.А. Берестовой // Бизнес в законе. - 2012. - № 2. - С. 47-49.

. Берестовой, А.А. Транспортный налог: правовые коллизии: научная статья / А.А. Берестовой // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - № 2. - С. 298-300.

. Евстегнеев, Е.Н. Налоги и налогообложение. Теория и практикум: учебное пособие / Е.Н. Евстегнеев, Н.Г. Викторова. - М.: Проспект, 2015. - 520 с.

. Киселева, В.О. Схемы оптимизации транспортного налога: научая статья / В.О. Киселева // Инновационная наука. - 2015. - № 4-1. - С. 45-48.

. Кириенко, А.П. Каким быть транспортному налогу: оценка вариантов реформирования и отмены / А.П. Кириенко, И.А. Иванов // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2013. - № 6. - С. 53-60.

. Коновалов, В.В. Влияние транспортного налога на качество жизни в мегаполисе / В.В. Коновалов, Е.В. Чушникова // Транспортное дело России. - 2013. - № 6. - С. 154-156.

. Кругляк, З.И. Налоговый учет и отчетность в современных условиях: учебное пособие / З.И. Кругляк, М.В. Калинская. - М.: Инфра-М, 2015. - 352 с.

. Мамрукова, О.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие / О.И. Мамрукова. - М.: Омега-Л, 2015. - 416 с.

. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник и практикум / под ред. Л.И. Гончаренко. - М.: Юрайт, 2015. - 544 с.

. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. Л.Я. Маршавиной, Л.А. Чайковской. - М.: Юрайт, 2014. - 504 с.

. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Юрайт, 2013. - 468 с.

. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: учебник / В.Г. Пансков. - М.: Юрайт, 2014. - 378 с.

. Перов, А.В. Налоги и налогообложение: учебник / А.В. Перов, А.В. Толкушин. - М.: Юрайт, 2015. - 1008 с.

. Семенихин, В.В. Транспортный налогатья / В.В. Семенихин // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2011. - № 6 (270). - С. 30-37.

. Чушникова, Е.В. Повышение эффективности транспортного налога: научная статья / Е.В. Чушникова // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - № 5. - С. 52-55.

. Официальный сайт Министерства финансов России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minfin.ru/ru/ Дата обращения: 27.11.2016.

. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru. Дата обращения: 27.11.2016.

. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru. Дата обращения: 27.11.2016.

Похожие работы на - Проблемы и пути совершенствования транспортного налога в РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!