Страна
|
Доля
участия в капитале для консолидации, %
|
Система
консолидированного налогообложения
|
|
|
год
введения
|
время
действия, лет
|
Германия
|
50
|
1920
|
94
|
Великобритания
|
75
|
1967
|
47
|
Испания
|
75
|
1942
|
72
|
США
|
80
|
1917
|
97
|
Россия
|
90
|
2012
|
2
|
Нидерланды
|
95
|
1940
|
74
|
Франция
|
95
|
1971
|
43
|
Япония
|
100
|
2002
|
12
|
Дания
|
100
|
1936
|
78
|
Австралия
|
100
|
2002
|
12
|
Данные табл. 1.1 показывают, что для стран с
большим опытом администрирования КГН характерны более низкие доли участия в
капитале для консолидации.
Исследование консолидации для целей
налогообложения в разных странах показало, что консолидация допускается, при
доле участия родительской компании в дочерних, от 50 до 100%. При этом во
внимание обычно принимаются акции, дающие право голоса.
Большинство стран, в которых есть институт
консолидированного налогообложения, признают как прямое, так и косвенное
участие одной компании в другой. Однако, существуют исключения, часть стран
вводит требование минимального участия только на основе прямого участия, как,
например, Польша.
Важной отличительной чертой, налоговой политики,
в рамках консолидации, является установленный минимальный период применения
такого режима. Например, в Дании минимальный период существования налоговой
группы составляет 10 лет, во Франции и Германии - 5 лет, в Австрии - 3 года.
Это необходимо для предотвращения, злоупотреблений со стороны
налогоплательщика, при разовом использовании привилегий при расчете налоговой
базы, которые даются налоговой группе. Однако, во многих странах такой период
не устанавливается [12, с.5-6].
Группа компаний, создаваемая в любой стране,
преследует две основные цели: компенсировать убытки одних участников за счет прибылей
других; избежать налогообложения при перемещении активов внутри группы.
Рассматривая возможность для компаний, вступивших в группу, необходимо сказать,
что правительства большинства стран стараются ограничить способы компенсации
финансовых результатов между участниками группы, с целью избегания умышленного
вовлечения убытков, возникших вне консолидированной группы.
Рассматривая мировую практику, можно сделать
вывод, что обычно законодательно вводятся ограничения в отношении убытков
возникших до создания или присоединения к консолидированной группе. Так же в
налоговых законодательствах разных стран прописаны правила, касающиеся выхода
компании из группы. По австрийскому законодательству, убытки компании,
полученные до ее вступления в группу, могут компенсироваться только за счет
прибыли самой компании. Аналогичная ситуация действует и в других странах
Европейского союза, таких как Германия, Нидерланды, Дания. Во Франции, по
действующему налоговому законодательству, компания, покидающая КГН, лишается права
на возмещения своих убытков, это право получает материнская компания группы
[26, c.12-14]. С другой стороны, в Голландии действуют правила, согласно
которым, после распада группы, дочерние предприятия имеют право перенести не
только свои убытки (образовавшиеся у данной компании до вступления в группу),
но так же она имеет право на убытки консолидированной группы, которые могут
распределяться в пользу дочерних предприятий. По Японскому законодательству,
дочерние компании не имеют возможности переносить образовавшиеся у них до
вступления в группу убытки, однако это возможно для материнской компании.
Глава 2. Анализ проблем
налогообложения крупнейших консолидированных налогоплательщиков
.1 Анализ применения действующей
системы консолидированного налогообложения в России
Консолидированная группа налогоплательщиков -
это добровольное объединение российских организаций-плательщиков налога на
прибыль организаций на основе договора о создании такой группы
Преимущества КГН для российских
налогоплательщиков: снижается сумма налога на прибыль и объём налогового
контроля.
Участники КГН суммируют прибыли и убытки от
результатов деятельности каждого из них - то есть консолидируют налоговую базу.
Рассмотрим условия создания КГН в России. КГН
подходит для организаций, входящих в крупный холдинг.
Рис. 2.1 - Условия создания КГН в России
Рассмотрим основные условия участия организации
в группе. Ограничения в отношении состава КГН или организации, которые не могут
войти в КГН:
организация не находится в процессе
реорганизации или ликвидации процедуры банкротства.
размер чистых активов органризации превышает
размер её уставного капитала.
участниками КГ не могут являться организации,
осуществляющие определенные виды деятельности:
Порядок создания КГН:
Заключение договора о создании КГН. Договор
заключается в письменной форме на срок не менее чем 2 года. Изменения в договор
о создании КГН вносятся в случае:
ликвидации (реорганизации) участника группы,
вступления в группу нового участника либо его
выбытия,
продления срока действия договора о создании.
Регистрация изменений договора о создании КГН
Порядок вступления в силу изменений
договора о создании консолидированной группы зависит от характера изменений и
определен п.8 ст.25.4 НК РФ <#"904684.files/image002.gif">
Рис. 2.2 - Порядок взаимодействия субъектов при
создании КГН
Формирование налоговой базы КГН и участников
представлено на рис.2.3.
Рис. 2.3 - Порядок формирования налоговой базы
КГН
Присоединение организации к существующей КГН.
Присоединение новой организации к существующей КГН возможно при условии, что
присоединяемая организация соответствует указанным условиям на дату своего
присоединения.
Перевод на налоговое администрирование участников
консолидированной группы налогоплательщиков в межрегиональную (межрайонную)
инспекцию России по крупнейшим налогоплательщикам в случае, если они не
администрируются указанными инспекциями на дату регистрации КГН, осуществляется
в соответствии с «Критериями отнесения организаций -юридических лиц к
крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на
федеральном и региональном уровне».
В случае непредставления налоговой
декларации по налогу на прибыль организаций по КГН в налоговый орган в течение
10 дней по истечении установленного срока представления, решения о
приостановлении операций по счетам в банке могут быть приняты одновременно ко
всем участникам этой группы [1] <http://nalog.garant.ru/fns/nk/12/>.
В случае неуплаты (неполной уплаты)
налога на прибыль ответственным участником группы предусмотрен специальный
порядок взыскания налога.
Взыскание задолженности
производится:
за счет наличных денежных средств и
денежных средств в банках ответственного участника группы;
за счет наличных денежных средств и
денежных средств в банках остальных участников группы;
за счет иного имущества
ответственного участника;
за счет иного имущества остальных
участников группы.
2.2 Структура и динамика налоговых
платежей крупнейших консолидированных налогоплательщиков
Доходы от уплаты налога на прибыль организаций
участниками консолидированных групп налогоплательщиков, в отношении которых
установлен особый порядок исчисления налога, в 2015 году в России составили 43
212,3 млн. рублей, или 18,5 % суммы налога на прибыль организаций, подлежащего
зачислению в федеральный бюджет по ставке 2 % [32].
Считается, что введение налоговой консолидации
приводит к улучшению финансового положения регионов в местах присутствия
компаний - участников КГН и справедливости в распределении налоговых доходов
между субъектами Федерации [31, c.58]. С позиции государства это должно
улучшить собираемость налогов и упростить налоговое администрирование
налогоплательщиков консолидированной группы за счет сокращения количества
плательщиков и контролируемых сделок между ними. Однако данные преимущества
имеют большие последствия, связанные с введением в РФ института налоговой
консолидации, для государства в целом и для системы налогообложения.
Одним из негативных последствий для государства
является снижение поступлений по налогу на прибыль в бюджетную систему РФ.
Таблица 2.1 - Поступление налога на прибыль в
бюджеты Российской Федерации от организаций, объединенных в КГН [35] млрд.руб.
Вид
бюджета
|
2013
г.
|
2014
г.
|
2015
г.
|
Сумма
отклонений
|
|
без
КГН
|
с
КГН
|
Отклонение
|
без
КГН
|
с
КГН
|
Отклонение
|
без
КГН
|
с
КГН
|
Отклонение
|
|
Консолидированный
бюджет РФ
|
493,1
|
484,3
|
-8,8
|
461,7
|
443,4
|
-18,3
|
448,9
|
432,1
|
-16,8
|
-43,9
|
Федеральный
бюджет
|
51
|
50,5
|
-0,5
|
48,1
|
46,2
|
-1,9
|
47,1
|
45,3
|
-1,8
|
-4,2
|
Консолидированные
бюджеты субъектов РФ
|
442,1
|
433,8
|
-8,3
|
413,6
|
-16,4
|
401,8
|
384,3
|
-17,5
|
-42,2
|
Данные таблицы 2.1 показывают, что наибольшее
влияние налог на прибыль организаций оказывает на доходы бюджетов субъектов
Российской Федерации.
Потери бюджетов субъектов Российской Федерации
от создания КГН составили в 2013 году 8,3 млрд. руб., в 2014 году - 16,4 млрд.
руб., а в 2015 году - 17,5 млрд. руб..
Кроме того, перераспределение налоговых
поступлений между бюджетами регионов приведет к нездоровой конкуренции между
субъектами РФ за ресурсы в форме налоговых поступлений.
Как показывают результаты анализа, особый
порядок исчисления налога консолидированными группами налогоплательщиков
приводит к уменьшению поступлений доходов от уплаты налога на прибыль организаций.
2.3 Особенности и проблемы
налогообложения крупнейших консолидированных налогоплательщиков
Огромный интерес к созданию КГН связан с
существенными преимуществами, получаемыми как отдельными участниками, так и
группой в целом [5, с.78]. Среди неоспоримых преимуществ, подчеркиваемых
многими авторами, можно выделить:
упрощение налоговой отчетности крупнейших
организаций и, следовательно, снижение затрат на корпоративное налоговое
администрирование;
снижение налоговой нагрузки по налогу на прибыль
для участников КГН за счет сальдирования общего финансового результата;
повышение экономической эффективности группы в
целом и ее конкурентоспособности на рынке;
- частичное облегчение контроля цен по сделкам в
части платежей по налогу на прибыль для входящих в группу компаний.
Однако в ходе практической реализации нового
механизма налогообложения на основе создания КГН выявился ряд недостатков,
которые можно условно разделить на две группы:
связанные с особенностями реализуемой в России
модели налогообложения КГН;
провоцирующие дополнительные конфликты интересов
между заинтересованными сторонами: государством в целом, консолидированными
налогоплательщиками и отдельными территориями.
Введение института консолидированных
налогоплательщиков выгодно тем, что объединяя свою налоговую базу, они получают
серьезные преференции, в частности, возможность суммировать свои прибыли и
убытки при исчислении налога на прибыль организаций.
Широкая распространенность крупнейших
консолидированных налогоплательщиков в российском бизнесе требует особого
подхода в регулировании налоговых отношений участников холдинга. Данные
участники имеют ряд особенностей в своих взаимоотношениях. Очевидно, что эти
особенности предопределяют повышенный интерес к со стороны налоговых органов, которые
могут усмотреть в особых отношениях механизм уклонения от уплаты налогов.
Консолидированное налогообложение доходов в
рамках группы компаний является в определенной степени альтернативным подходом
к контролю за применяемыми внутри группы ценами для целей налогообложения
(трансфертным ценообразованием). Поскольку при расчете консолидированной
налоговой базы по налогу на доходы корпораций группы компаний сделки внутри
группы, как правило, не учитываются, цены, применяемые по таким сделкам, не
влияют на величину налоговых обязательств по группе в целом, соответственно их
можно не контролировать. Это, однако, верно, только если налоговое
законодательство страны не допускает формирование консолидированных групп
налогоплательщиков с участием компаний, не являющихся налоговыми резидентами
данной страны (как иностранных компаний, так и подразделений национальных
компаний, деятельность которых образует постоянное представительство за
рубежом), а также не предусматривает различий при расчете налоговых обязательств
по налогу на доходы корпораций на региональном уровне. Такие различия - в
величине налоговых ставок и/ или в предоставляемых налоговых льготах - как
правило, имеют место в федеративных государствах. Если налоговые обязательства
по налогу на доходы корпораций каждой компании в рамках консолидированной
группы не рассчитываются по одним и тем же правилам, возникают стимулы - как и
при отсутствии консолидированного налогообложения - перемещать прибыль в страны
(если речь идет о транснациональной группе компаний) или регионы (если речь
идет о группе компаний, участники которой функционируют на территории
федеративного государства с разными условиями налогообложения доходов на
региональном уровне) с более льготным налогообложением.
Глава 3. Разработка основных
направлений совершенствования налогообложения крупнейших консолидированных
налогоплательщиков
.1 Эффективность мероприятий по
совершенствованию администрирования крупнейших консолидированных
налогоплательщиков
Совершенствование налогового администрирования
крупнейших налогоплательщиков - одно из приоритетных направлений в деятельности
Федеральной налоговой службы.
Пять лет назад, с выходом целевой федеральной
программы «Развитие налоговых органов», в стране была начата работа по
сосредоточению учета крупнейших налогоплательщиков и мониторинга их
деятельности в специализированных инспекциях на региональном уровне [13, с.44].
ФНС России скорректировала критерии отнесения
компаний к крупнейшим налогоплательщикам.
Наряду с показателями финансово-экономической
деятельности за отчетный год и признаками взаимозависимости появился
дополнительный критерий - наличие лицензии. Теперь налоговое администрирование
на федеральном уровне проводится не только в отношении кредитных и страховых
компаний, но и профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых
брокеров и др.
После того как компания перестанет удовлетворять
критериям крупнейшего налогоплательщика, она в течение двух лет еще будет
сохранять этот статус (ранее - в течение трех лет.
Крупнейшие налогоплательщики - крупные
организации-налогоплательщики, которые по показателям финансово-экономической
деятельности и взаимозависимости с другими организациями относятся к категории
крупнейших. Именно за счет их деятельности бюджет получает большую часть
налоговых поступлений. Чтобы полностью проконтролировать «самых прибыльных»
налогоплательщиков в РФ создаются отраслевые межрегиональные инспекции на
федеральном уровне (далее - Межрегиональные инспекции) и межрайонные инспекции
на региональном уровне (далее - Межрайонные инспекции) по крупнейшим
налогоплательщикам. Создание таких инспекций позволяет обеспечить качественное
обслуживание налогоплательщиков, эффективный налоговый контроль и рост доходов
государства.
Основными формами администрирования крупнейших
налогоплательщиков на региональном уровне являются: мониторинг налоговых
начислений и поступлений с целью контроля за выполнением налогоплательщиками
налоговых обязательств и анализа их налоговой базы, как в разрезе отраслей, так
и различных налоговых периодов; налоговый контроль за достоверностью
формируемой налоговой базы с использованием прямых и косвенных показателей.
Администрирование организаций - крупнейших
налогоплательщиков осуществляется на региональном уровне - в межрайонных
инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, создаваемых в структуре
управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации. На федеральном уровне
- в специализированных по отраслевому принципу межрегиональных инспекциях ФНС
России по крупнейшим налогоплательщикам при отсутствии в структуре Управления
ФНС России по субъекту Российской Федерации межрайонной инспекции ФНС России по
крупнейшим налогоплательщикам - в налоговом органе по месту нахождения
организации с возложением функций контроля за их налоговым администрированием
на Управление.
В соответствии с нормами российского
законодательства крупнейшие налогоплательщики состоят на налоговом учете, т.е.
администрируются, в Межрайонных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам.
Крупнейшие налогоплательщики объективно вызывают
повышенное внимание со стороны государства. Однако действующее законодательство
о налогах и сборах не отвечает потребностям налогового администрирования,
предназначению налоговых инспекций, создаваемых для контроля за крупнейшими
налогоплательщиками, и создает сложности в реализации налогоплательщиками своих
прав и исполнении обязанностей. В настоящее время большинство спорных вопросов
разрешается в рамках правоприменительной или судебной практики.
Главная проблема нормативного регулирования
организации налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков в РФ -
это отсутствие четкой, ясной концепции реформирования системы налогового
контроля и налоговой ответственности не позволяют надеяться на реальное
устранение недостатков современной налоговой системы, в то время как
предпринимаемые в настоящее время меры «по совершенствованию налогового
администрирования», направленные на решение сиюминутных задач, еще в большей
степени запутают отечественную систему налогообложения. Приоритетной проблемой является
решение контрольных мероприятий по администрированию крупнейших
налогоплательщиков.
Можно выделить шесть путей улучшения
администрирования крупнейших налогоплательщиков:
. Разработать стратегию налоговых проверок,
разработать концепцию, стратегию и методологию целенаправленного отбора
налогоплательщиков для выездной проверки, сформулировать требования к данным и
сведениям, положенным согласно стратегии налоговых проверок в основу контроля;
причем в идеале внутри собственной системы они должны обеспечивать
аналитическое выявление нарушителей и делать возможным целенаправленный
контроль налогоплательщиков.
. Более углубленная и точная разработка методик
оценки эффективности работы налоговых органов регионов, которая сможет вывести
работу контрольных мероприятий на новый уровень.
. Разработать механизм, не позволяющий ни
малейшего уклонения от налогов.
. Обеспечить дальнейшее совершенствования
информационных систем и инструментов анализа, повышения научно-технического
потенциала, создания соответствующих информационных технологий.
. Результативность деятельности налоговых
органов в значительной степени определяется уровнем профессиональной
компетентности и грамотности налоговых работников. Поэтому актуальным
становится вопрос о создании комплексной многоуровневой системы подготовки,
профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, обеспечивающей
непрерывность и мобильность в подготовке кадров налоговых органов.
. Объединение контрольного отдела позволит
вывести работу налогового органа на новый уровень. То есть позволит повысить
результативность проводимых проверок.
Наиболее привлекательным и актуальным будет
являться последний путь решения и его эффективность работы налогового органа
зависит от правильности работы контрольного блока.
3.2 Совершенствование методов и
инструментов налоговой политики в отношении крупнейших консолидированных
налогоплательщиков
Российская налоговая система не отвечает
современным требованиям. Сегодня она выполняет лишь фискальную функцию. И то
неудовлетворительно: значительная часть экономики находится в «тени». И совсем
неудовлетворительно российская налоговая система выполняет распределительную,
стимулирующую и социальную функции: не способствует росту производства, росту
благосостояния и снижению социального расслоения населения.
Опираясь на мировой опыт и принимая во внимание
практику налогово-бюджетной политики последних лет в России, можно сделать
вывод, что без крутого и решительного поворота в реальном распределении
налогового бремени между плательщиками в сфере производства и распределения
вновь произведенной стоимости (не ограничиваясь просто снижением налоговых
ставок некоторых налогов) у страны нет шансов выстоять в конкурентной борьбе на
мировом рынке [28, c.137].
Осуществленный анализ проблем налогообложения с
которыми сталкиваются налоговые органы при проверке консолидированных
предприятий, показал, что к основным проблемам относится во - первых,
определение правового статуса крупнейших консолидированных групп предприятий,
которые монопольно осуществляют свою деятельность на территории Российской
Федерации в статусе холдингов, а законодательства о холдингах в России
существуют только в форме проектов, во - вторых существует проблема
несовершенства налогового законодательства России, которая выражается в
необходимости существенно дорабатывать Налоговый Кодекс РФ, вносить в него ряд
корректив, создавать новые главы, так как количество финансово-хозяйствующих
субъектов постоянно растет, меняются формы осуществления ими деятельности, что
подразумевает, что Налоговая система России должна быть гибкой и учитывать все
аспекты осуществляемой экономической деятельности, должен быть определен четкий
правовой механизм поведения каждого существующего в России хозяйствующего
субъекта, а также должны быть четко определены грани правомерности деятельности
конкретного налогоплательщика. Выделенные отраслевые нарушения могут
использоваться правоохранительными и налоговыми органам как направления для
проверки, а налогоплательщикам позволят проверить правильное отражение данных
операций и предотвратить доначисления налогов [28, c.138-139].
Необходимо кардинальное сокращение неплатежей в
экономике, снижение уровня задолженности и налоговой нагрузки на
товаропроизводителей, что имеет принципиальное значение в деле развития реального
сектора экономики, также необходимо принятие ряда федеральных законов,
регулирующих режим уплаты конкретных налогов. Важнейшим при этом является
определение и устранение недостатков, существующих в налоговой системе,
снижения общего налогового бремени на реальных товаропроизводителей и создания
необходимых налоговых условий для начала экономического роста. Значимым
является внесение ряда поправок ко второй части Налогового кодекса Российской
Федерации, а также устранение дисбаланса между правами и обязанностями
налогоплательщиков и контролирующих их органов, а также расширение полномочий
налоговых органов по пресечению нарушений налогового законодательства.
Необходим комплекс мер по ужесточению налогового администрирования, включая
внесение необходимых изменений в уголовное и гражданское законодательство,
законодательство о банках и другие отрасли законодательства.
консолидированный налогообложение
администрирование платеж
3.3 Разработка мер налоговой
поддержки крупнейших консолидированных налогоплательщиков в условиях
нестабильной экономики
В России необходимо наличие
научно-обоснованного, хорошо отработанного механизма налогообложения,
совершенствование принятых систем налогообложения, критическое обобщение
отечественного и зарубежного опыта, объективная оценка и обоснованное улучшение
всего механизма налогообложения. Особое значение в развитии экономики России и
стимулировании инвестиционной активности имеет осуществление инновационной
деятельности и поддержание крупнейших налогоплательщиков, но не методом прямых
государственных инвестиций, а стимулированием инструментами налогообложения,
так как именно крупнейшие промышленные предприятия оказывают существенное
влияние на повышение уровня Российской экономики и перехода на
конкурентоспособный международный уровень.
Уровень развития налоговой системы в стране
также оказывает влияние на то, какими должны быть правила консолидированного
налогообложения. Однако, несмотря на особенности каждой отдельно взятой страны,
консолидированное налогообложение должно быть:
а) определенным и простым - нормы
законодательства не должны быть сложными и неоднозначными для
налогоплательщика;
б) прозрачным - налоговые органы должны обладать
информацией о положении дел в группе, ее налоговых обязательствах, должна
существовать возможность прогнозирования налоговых доходов государства;
в) эффективным - система налогообложения должна
снижать расходы связанных компаний на соблюдение законодательства и расходы
налоговых органов по администрированию налогов, уплачиваемых этими компаниями;
г) действенным - компании должны иметь
возможность покрывать убытки в периоде их возникновения. В идеальном случае
налог, уплаченный на уровне группы, по величине не должен быть меньше налога,
который заплатила бы единственная компания, осуществляющая деятельность не
через дочерние компании, а через свои подразделения. Иными словами, убытки в
группе должны уменьшать совокупную налоговую базу так же, как это происходит в
рамках одной компании, которая уменьшает налоговую базу на сумму убытков,
возникших в ее деятельности;
д) нейтральным - порядок консолидированного
налогообложения не должен негативно влиять на управленческие решения, например,
препятствовать осуществлению группой рисковых инвестиций;
е) благоприятным для иностранных инвесторов -
налоговая система, в частности, через механизм консолидированного
налогообложения, должна повышать конкурентоспособность экономики страны в
целом.
Отдельно следует отметить, что консолидированное
налогообложение способствует развитию предпринимательских инициатив за счет
гарантии того, что после вложений в тот или иной бизнес-проект, финансовое
положение компании не будет подорвано. В то же время следует учитывать, что
снижение налогового бремени на уровне группы достигается не за счет
предоставления связанным компаниям отдельных налоговых льгот, а особого порядка
исчисления налоговых обязательств, который строится с учетом экономической
взаимосвязи компаний.
Налоговая политика государства должна быть
нацелена на расширение налоговой базы, что может позволить реально увеличить
поступление доходов в бюджет без усиления налогового бремени. Без решения этой
проблемы невозможно создание финансовой базы для экономического роста страны.
Заключение
Консолидированная система налогообложения
компаний может быть привлекательной для налогоплательщиков ввиду того, что
правила консолидации, разработанные для целей налогообложения, дают возможность
более гибко организовать деятельность всей структуры компаний за счет передачи
активов между участниками группы без возникновения каких-либо налоговых
обязательств. Правила налоговой консолидации обычно дают возможности возместить
убытки одной компании за счет прибыли другой, а также сократить расходы на
налоговое администрирование, если требуется представление только одной
налоговой декларации от всей группы. Таким образом, консолидация в целях
налогообложения имеет следующие преимущества:
) снижение затрат на налоговое
администрирование, в частности, ввиду представления одной налоговой отчетности
от группы;
) отсутствие налоговых последствий при
осуществлении операций между членами группы;
) возможность компании уменьшить свою
налогооблагаемую прибыль на сумму убытков другой компании в рамках группы.
Помимо преимуществ у налоговой консолидации есть
и недостатки. К ним можно отнести возможное увеличение объема работы по учету
внутригрупповых сделок, их влияние на последующие результаты деятельности
компании после выхода из группы и необходимость корректировки отчетности.
Установление специальных правил консолидированного налогообложения может
создавать дополнительные возможности для налоговой оптимизации. В принципе
данные правила должны быть такими, чтобы группы компаний не создавались только
исходя из соображений налогового планирования, а налоговая консолидация не становилась
лишь одним из инструментов уменьшения налоговых обязательств. При этом
консолидированное налогообложение должно быть нейтральным. Нейтральность
достигается, в частности, если государством созданы равные налоговые условия
ведения деятельности для компаний, высокая степень экономической интеграции
которых позволяет включать их в одну категорию налогоплательщиков.
Сложность разработки эффективных правил
налоговой консолидации обусловлена тем, что они, в сущности, есть исключения из
основных норм налогового закона. И их количество должно быть умеренно
ограниченным, т.е. не слишком большим, чтобы у предприятий не было возможностей
по минимизации налогов, и не слишком малым, чтобы налоговая система могла
полноценно решать вопросы консолидированного налогообложения, а не избегать их.
Кроме того, в условиях развивающегося международного сотрудничества требуют
решения вопросы распространения правил налоговой консолидации и на иностранные
организации, поскольку не во всех странах могут создаваться группы с иностранным
участием. Это верно и для России. Уровень развития налоговой системы в стране
также оказывает влияние на то, какими должны быть правила консолидированного
налогообложения. Однако, несмотря на особенности каждой отдельно взятой страны,
консолидированное налогообложение должно быть:
а) определенным и простым - нормы
законодательства не должны быть сложными и неоднозначными для
налогоплательщика;
б) прозрачным - налоговые органы должны обладать
информацией о положении дел в группе, ее налоговых обязательствах, должна
существовать возможность прогнозирования налоговых доходов государства;
в) эффективным - система налогообложения должна
снижать расходы связанных компаний на соблюдение законодательства и расходы
налоговых органов по администрированию налогов, уплачиваемых этими компаниями;
д) нейтральным - порядок консолидированного
налогообложения не должен негативно влиять на управленческие решения, например,
препятствовать осуществлению группой рисковых инвестиций;
е) благоприятным для иностранных инвесторов -
налоговая система, в частности, через механизм консолидированного
налогообложения, должна повышать конкурентоспособность экономики страны в
целом.
Отдельно следует отметить, что консолидированное
налогообложение способствует развитию предпринимательских инициатив за счет
гарантии того, что после вложений в тот или иной бизнес-проект, финансовое
положение компании не будет подорвано. В то же время следует учитывать, что
снижение налогового бремени на уровне группы достигается не за счет
предоставления связанным компаниям отдельных налоговых льгот, а особого порядка
исчисления налоговых обязательств, который строится с учетом экономической
взаимосвязи компаний.
Список литературы
1. Федеральный
закон № 146-ФЗ от 31.07.1998 «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть
первая)» // Собрание законодательства РФ, № 31, 03.08.1998; в последней
редакции Федерального закона № 392-ФЗ от 03.12.2011 // Российская газета, №
278, 09.12.2011.
. Федеральный
закон № 117-ФЗ от 05.08.2000 «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть
вторая)» // Собрание законодательства РФ, № 32, 07.08.2000; в последней
редакции Федерального закона № 405-ФЗ от 06.12.2011 // Российская газета, №
281, 14.12.2011.
. Федеральный
закон № 321-ФЗ от 16.11.2011 «О внесении изменений в части первую и вторую
Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной
группы налогоплательщиков» // Собрание законодательства РФ, № 47, ст.6611,
21.11.2011.
. Федеральный
закон № 227-ФЗ от 18.07.2011 «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения
цен для целей налогообложения» // Собрание законодательства РФ, № 30 (ч. 1),
ст.4575, 25.07.2011.
. Баннова
К. А. Особенности налогообложения консолидированных налогоплательщиков в
развитых зарубежных странах / К. А. Баннова // Вестник Томского
государственного университета. Экономика. - 2012. - № 2. - С. 77-80.
. Белых
В.С. Трансфертное ценообразование: современное состояние, проблемы и предложения
по совершенствованию // Налоги. 2011. N 2. С. 2 - 9.
. Бондаренко,
О.Ю., Громов, В.В., Малинина, Т.А. Зарубежный опыт применения специальных
правил по налогу на доходы корпораций для консолидированных групп
налогоплательщиков / ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и
государственной службы при Президенте Российской Федерации». - Москва, 2013. -
95 с.
. Булатов
М.А. Законопроект о консолидированной группе налогоплательщиков: основные
понятия // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. 2009. № 6.
С. 12-15.
. Вислогузов
В. Центры прибыли поплыли по стране. Регионы разделили московские налоги //
Газета «Коммерсантъ», 04.12.2012. №229 (5014) - http://www.kommersant.ru
. Гринкевич
Л.С., Баннова К.А. Модернизация системы налогообложения консолидированных групп
налогоплательщиков // Финансы и кредит. 2014. № 17. С. 40-50.
. Гринкевич
Л.С. Консолидированная группа налогоплательщиков как инструмент справедливого
распределения налоговых доходов //Сибирская финансовая школа. 2015. Т. 109, №
2. С. 40-44.
. Грошева
Е. В. Особенности налогового администрирования консолидированных групп
налогоплательщиков в России. - 2014. - № 1. - Стр. 3.
. Каратаев,
А.С. Теория налогового контроля и ее обусловленность особенностями налогового
администрирования крупнейших налогоплательщиков [Текст] : А.С. Каратаев //
Экономические науки. - 2013. - № 1(78) - С. 42-47.
. Кизимов,
А.С. Уведомление о контролируемых сделках как информационная база налогового
мониторинга холдингов/ А.С. Кизимов, Н.А. Кузьмина, М.В. Скакунова //
Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2013. - № 2.
- С. 21-26.
. Кирильчук
И.О., Рыкунова В.Л. Оценка и управление риском здоровью в системе
эколого-экономической безопасности. Известия Юго-Западного государственного
университета. - Курск: Юго-Зап. Гос. ун-т, - 2015. - № 2 (59). - С. 93-97.
. Козенкова
Т. А. Налогообложение прибыли в консолидированных налоговых группах / Т. А.
Козенкова, И. А. Зачупейко // Бухучет в строительных организациях. - 2012. - №
№ 8, 9
. Кондрашова
Н.А. Причины усиления внимания к результатам деятельности консолидированных
групп налогоплательщиков / Н.А. Кондрашова // Экономика и управление: анализ
тенденций и перспектив развития. - 2015. - № 18. - С. 95-102.
. Кремповая
Н.Л. Влияние создания консолидированных групп налогоплательщиков на доходы
бюджетов РФ / Н.Л. Кремповая // Символ науки. - 2015. - № 4. - С. 89-91.
. Мусина
С. З. Консолидированная группа налогоплательщиков: выявление и анализ рисков
при создании КГН // Молодой ученый. - 2016. - №4. - С. 461-464.
. Наркевич
Н. В. Налоговый мониторинг как форма налогового контроля // Молодой ученый. -
2016. - №12. - С. 631-634.
. Незамайкин
В.Н. Роль и место налогового анализа в общей системе управления народным
хозяйством // Экономический анализ: теория и практика. - 2002. - №2. - стр.
22-24.
. Незамайкин
В.Н., Юрзинова ИЛ. Налоговая политика: состояние и перспективы // Финансы. -
2009. - №12. - стр. 35-40.
. Орехов
С.А. Сущность скрытого конкурентного потенциала предпринимательских структур и
критерии его выявления / С.А. Орехов // Инновации в науке : сб. ст. по
материалам XХX междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск : СибАК, 2014. - 142
с.
. Пансков
В.Г. Администрирование НДС: решение принято, но проблемы остаются // Финансы.
2010. N 2. С. 26 - 29.
. Покровская,
Н. В. Конфликт интересов государства и бизнеса при создании консолидированных
групп налогоплательщиков / Н. В. Покровская, К. А. Баннова// Материалы VIII
Международной научно-практической конференции «Государство и бизнес. Современные
проблемы экономики». 22-24 апреля 2015 г. Том 3. Часть. 1. СПб, 2015. С. 74-78
. Покровская,
Н. В. Налогообложение прибыли в налоговых системах развитых стран / Н. В.
Покровская, М. Е. Романова // Финансовый мир. Вып. 5./ Под ред. В. В. Иванова и
Е. А. Почиковской - М., 2014. - С. 8-23.
. Рыкунова
В.Л., Подкопаева Л.Н. Налоговые проверки и пути повышения их результативности.
Модернизация в России: история, перспективы, проблемы: сборник статей круглого
стола, посвященного 20-летию юридического факультета Юго-Западного
государственного университета. - Курск, 2012. - С. 219-221.
. Ситникова,
О.В. Совершенствование налогообложения крупнейших консолидированных
налогоплательщиков: дис. ... канд. экон. наук : 08.00.10/ Ситникова Ольга
Владимировна. - М., 2012. - 163 с.
. Смирнов
Д.М. Актуальные проблемы налогообложения консолидированных групп за рубежом и в
России // Международный бухгалтерский учет. 2010. № 5(137). С. 33-39.
. Трапезникова
Д.Ю. Налогообложение консолидированных налогоплательщиков // Российское
предпринимательство. 2010. № 7(2). С. 82-87.
. Троянская
М.А., Ермакова Е.А. Консолидированная группа налогоплательщиков: сочетание
интересов государства и налогоплательщиков / М.А. Троянская // Экономическое
возрождение России. - 2015. - № 1. - С. 56-64.
. Федирко
Е. А., Рыкунова В. Л. Анализ налога на прибыль организаций при создании
консолидированных групп налогоплательщиков // Практические аспекты современного
менеджмента: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск:
СибАК, 2015.
. Церенов
Б. В. О некоторых положениях законопроекта о консолидированной группе
налогоплательщиков // Налоги и налогообложение. 2009. - № 6. - С. 37-45.
. Чайковская
Л. А. Создание консолидированного налогоплательщика: последствия и преимущества
// Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. -
2010. - № 6. - С.72-80.
. Эффективность
администрирования консолидированных групп налогоплательщиков. - [Электронный
ресурс] - Режим доступа. - URL: http://wwwhttp://www.ach.gov.ru/activities/bulleten/797/19141/