Анализ долгосрочной доходности при проведении размещений акций российскими компаниями

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,91 Кб
  • Опубликовано:
    2017-07-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ долгосрочной доходности при проведении размещений акций российскими компаниями

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и сущность размещений акций компаниями

1.1 Мотивы и интересы сторон в размещении акций

1.2 Преимущества и недостатки проведения размещений акций

1.3 Процедура проведения размещений акций

1.4 Особенности вторичных размещений акций (SPO)

Глава 2. Обзор предыдущих исследований. Описание методологии исследования и анализа долгосрочной доходности при проведении размещений акций

2.1 Обзор предыдущих исследований

2.1.1 Обзор исследований первичной недооценки при проведении размещений акций

2.1.2 Обзор исследований пониженной долгосрочной доходности при проведении размещений акций

2.2 Построение методологии исследования и формирование гипотез

Глава 3. Анализ долгосрочной доходности при проведении размещений акций российскими компаниями

3.1 Обзор рынка размещений акций в России

3.2 Данные и выборка для построения модели

3.3 Модель, результаты и интерпретация результатов

Вывод

Список использованных источников

Приложения

Введение

размещение акция доходность рынок

Еще несколько десятков лет назад мало кто мог правильно и точно объяснить смысл сочетаний из трех букв - IPO (Initial Public Offering - первичное публичное размещение акций на фондовом рынке) или SPO (Secondary Public Offering - вторичное публичное размещение акций), однако в настоящее время эти явления сильно распространены на рынках во всем мире. IPO и SPO как инструменты финансирования становятся все более и более популярными, а количество компаний, объявивших о своем намерении выйти на фондовый рынок и использующих для этого данные инструменты, с каждым годом значительно увеличивается. Для России этот способ финансирования пока достаточно новый, но в то же время он имеет огромный потенциал для развития и распространения.

Поэтому очень важно и актуально изучать суть проведения размещений акций, чтобы в процессе анализа долгосрочной доходности этих размещений выявить факторы, положительно и отрицательно влияющие на нее. Это позволит проанализировать, как и в каких условиях правильно проводить размещения акций для получения большей положительной долгосрочной доходности, а также может повлиять на принятие инвестиционных решений компаниями относительно размещений акций. Все это сделает использование таких сделок более успешным, будет способствовать развитию и распространению их в будущем в качестве способа финансирования. Исследование размещений акций и анализ долгосрочной доходности также поможет понять, как процесс проведения размещений акций и определенные факторы влияют на доходность и дальнейшее положение компаний, использующих его, их развитие на рынке и место в отрасли.

Цель моего исследования: провести анализ долгосрочной доходности при проведении размещений акций российскими компаниями и выявить факторы, влияющие на долгосрочную доходность.

Объект исследования: долгосрочная доходность при проведении размещений акций.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть, что из себя представляют размещения акций их преимущества и недостатки, интересы сторон в проведении сделки, а также процесс проведения размещений акций, его особенности и механизм функционирования;

.Изучить и проанализировать предыдущие исследования о проведении размещений акций;

.Разработать методологию исследования долгосрочной доходности и сформировать гипотезы для анализа;

.Провести обзор рынка размещений акций российскими компаниями;

.Построить модель исследования, провести анализ долгосрочной доходности при проведении размещений акций с помощью построения регрессии и проверить сформированные гипотезы;

.Выявить факторы, которые положительно или отрицательно влияют на долгосрочную доходность акций компаний.

Данное исследование состоит из трех основных глав. В первой главе рассматриваются понятие и сущность проведения размещений акций.

Во второй главе рассматриваются предыдущие исследования о размещениях акций и основных феноменах этого явления, описывается методология исследования и формируются гипотезы для анализа долгосрочной доходности при проведении размещений акций.

В третьей главе выстраивается модель исследования, проводится анализ долгосрочной доходности и проверяются гипотезы, а также определяются факторы, которые влияют на долгосрочную доходность акций.

Глава 1. Понятие и сущность размещений акций компаниями

Прежде чем начать изучать и анализировать доходность при проведении размещений акций следует разобраться в том, что из себя представляет само основополагающее понятие «размещение акций». Итак, размещение акций, как пишут Д.А. Кокорев и Е.В. Чиркова, - это продажа акций организации-эмитента на публичных рынках, которая в большинстве случаев осуществляется с помощью андеррайтера.

В данной работе будут рассматриваться как первичные размещения акций (IPO - Initial Public Offering), то есть первоначальное предложение акций инвесторам на рынке, при проведении которого ценные бумаги впервые становятся доступными потенциальным акционерам и свободно размещаются на фондовом рынке, так и вторичные размещения акций (SPO - Secondary Public Offering).

Проводить размещения акций может любая компания, начиная от частного инвестора и венчурной фирмы и заканчивая самим правительством, которое проводит приватизацию.

1.1 Мотивы и интересы сторон в размещении акций

В проведении таких сделок наиболее заинтересованными сторонами являются инвесторы, продавцы и сама компания. Для каждой из групп есть свои мотивы в проведении размещений акций в качестве привлечения денежных средств и финансирования.

Для инвесторов этими мотивами являются следующие:

.Увеличение своего портфеля ценных бумаг;

.Диверсификация инвестиционного портфеля для хеджирования рисков;

.Максимизация доходности ценных бумаг и их цены;

.Приобретение выгодных позиций на вторичном рынке.

Для продавца основными причинами для проведения размещений акций служат увеличение потенциальных доходов и стоимости оставшихся у продавца активов, а также возможность быть замеченным в качестве участника будущей успешной сделки IPO-SPO.

Компания преследует свои цели для проведения размещений акций. Во-первых, расширение профиля своей деятельности. Во-вторых, увеличение количества средств для инвестирования. В-третьих, увеличение доходов. В-четвертых, возможность быть замеченной в качестве фирмы, успешно проводившей размещение акций. В-пятых, уменьшение уровня долговой нагрузки компании.

Все эти мотивы и цели не противоречат друг другу, а дополняют и сводят все к единственному решению - проведению размещения акций компанией.

Теперь рассмотрим каждую из сторон подробнее, а также ее интересы, которые она преследует в проведении сделок IPO-SPO.

Компания

Главная цель каждой компании - приносить как можно больше прибыли и увеличивать стоимость для своих владельцев-акционеров, а для этого необходимо инвестирование в капитал и основные средства компании. При проведении сделки IPO-SPO для фирмы крайне важно, чтобы ее новые акционеры не потеряли свои вложенные средства, и стоимость компании увеличилась. Поэтому высокая цена акций важна для компании, особенно если она будет дальше подниматься на вторичном рынке. К тому же для многих инвесторов, которые собираются держать акции компании достаточно долго в своем портфеле, очень важно, чтобы они были ликвидными и часто обращались на вторичном рынке. Для инвесторов это говорит о том, что такие акции он сможет легко продать, как только это станет ему необходимо.

Также одна из главных целей компании - расширить профиль своей деятельности, чтобы в будущем было проще и легче привлекать новые средства для инвестирования в основной капитал.

Продавцы

В случаях, когда компания не может выступать продавцом акций на рынке ценных бумаг (например, когда акции продаются учредителями компании или сторонними инвесторами, когда есть венчурный капитал или проводится приватизация, когда акции выкупаются с помощью заемных средств), появляется третий участник сделки - продавец.

Продавец, в первую очередь, стремится увеличить и максимизировать стоимость своего пакета акций. А это означает, что он может согласиться на более низкую цену при размещении акций либо на задержку в продаже акций. Многие держатели акций не стремятся сразу продавать их в момент IPO, поэтому очень важно установление устойчивого курса акций на вторичном рынке.

Инвесторы

Основная цель инвесторов в данных сделках - получить долю в компании и приобрести акции компании, курс которых после размещения значительно увеличится. Это может произойти после первичной недооценки, а также вследствие длительного воздействия рынка ценных бумаг на акции компании.

Рассмотрев интересы всех трех сторон, можно заключить, что они не противоречат друг другу, а, наоборот, дополняют друг друга. Общим здесь является то, что стороны стремятся к достижению максимальной цены на вторичном рынке ценных бумаг. А достигается это введением изначальной адекватной цены на акции при размещении и соблюдением достаточно высокой ликвидности ценных бумаг на вторичном рынке.

Итак, размещение акций в итоге приводит в к тому, что инвесторы сразу после первого дня получают от акций положительную доходность, так как цена акции после первого дня торгов часто превышает первоначальную цену размещения. Исследователи часто называют этот феномен «феноменом недооценки». Однако в долгосрочной перспективе акции нового выпуска зачастую показывают результаты хуже, чем рынок в целом. Но это явление еще предстоит исследовать на выборке из российских компаний.

1.2 Преимущества и недостатки проведения размещений акций

У проведения размещений акций, как и у любого средства инвестирования в компанию, есть определенные положительные и отрицательные стороны.

Начнем с преимуществ. Во-первых, это потенциальное повышение цен акций и их ликвидность. Компании, вышедшие на IPO обычно обладают большей стоимостью в силу того, что инвесторы теперь больше информации узнают о деятельности компании (например, из ежегодной отчетности) и их неуверенность вследствие этого снижается. Также инвесторы готовы платить премию за то, что могут легко продать или купить акции организации, проводившей IPO, так как ее ликвидность теперь выше, чем у аналогичной компании, не проводившей размещение акций.

Во-вторых, проведение размещения акций может являться хорошей мотивацией для менеджеров и других сотрудников. Когда менеджерам выдается премия в виде акций, то это является для них хорошим стимулом остаться именно на этой работе и улучшить результаты своей деятельности. Тем более они могут следить за этими результатами благодаря цене акций компании на рынке.

В-третьих, это возможность получить доступ к дополнительным источникам капитала. Компании, акции которой котируются на рынке ценных бумаг, могут получить кредиты под более низкие проценты, чем аналогичные компании, не проводившие IPO. К тому же, выход на IPO снижает долговую нагрузку любой фирмы, благодаря чему ей будет легче и проще получить кредит в качестве инвестирования в будущем.

Этот факт подтверждается исследованием M. Pagano, F. Panetta, L. Zingales, которые провели анализ влияния IPO на фирмы Италии в 1982-1992 годах, сравнили компании, проводившие IPO с частными компаниями и выяснили, что после проведения IPO для компании снижается стоимость кредита.

В-четвертых, улучшение престижа самой компании. Компания становится более открытой, о ней узнают из проспекта сделки, она начинает публиковать свою отчетность, вынуждена сформулировать четкую бизнес-стратегию и оптимизировать финансовую структуру. Все это положительно сказывается на имидже организации.

Но у размещения акций, как у любого другого способа финансирования, есть ряд недостатков. Во-первых, расходы на проведение размещения акций. Как правило, инвестиционные банки берут комиссионные, приходится оплачивать услуги бухгалтеров и адвокатов, затраты на рекламу, поддержание котировок и так далее.

Во-вторых, это возможность потери инвесторами контроля над деятельностью компании.

В-третьих, многие инвесторы и аналитики большое внимание уделяют краткосрочным прибылям, а не долгосрочной доходности, что может повлечь за собой формирование неверных выводов о результатах проведения размещения акций компанией, а компания может сойти со своей долгосрочной стратегии, что негативно повлияет на ее деятельность в будущем.

Итак, рассмотрев основные преимущества и недостатки проведения размещений акций компанией, можно с уверенностью сказать, что положительных сторон больше, чем отрицательных, благодаря чему проведение сделок IPO-SPO становится все более распространенным явлением в современном мире.

1.3 Процедура проведения размещений акций

Независимо от того, проводит компания IPO или SPO, процедура проведения размещения акций имеет аналогичную определенную структуру и состоит из основных 5 стадий: корпоративные действия, структура размещения, взаимодействие с регулирующими органами и документация, маркетинг и определение цены, выход на вторичный рынок.

Теперь рассмотрим каждую из этих стадий подробнее.

Корпоративные действия

До того, как выйти на публичные рынки, многие компании должны приводить организацию в соответствии с требованиями этих рынков. Компания должна заранее рассмотреть свою корпоративную структуру, систему финансового учета и контроля, возможные организационные проблемы, для того чтобы была возможность все изменить и исправить. Многие компании привлекают инвестиционный банк или биржевого брокера, которые могут помочь в этом и рассказать о том, что предпочитается рынком, это повысит оценку компании и может ускорить процесс проведения размещения акций, а также заранее выявить потенциальные проблемы и последствия проведения IPO и исправить их либо ликвидировать.

Компания готовится к проведению размещения акций и рассматривает важные для будущего размещения акций аспекты, большое внимание уделяет своей структуре, возможной стратегии (подготовке и проведению сделки, выбору биржи, на которой будет размещаться, механизму эмиссии), внутренним системам (внутреннему контролю, риск-менеджменту и выполнению требований регуляторов), финансовой отчетности (подготовке ее для внешних пользователей, составлению прогноза и проспекта сделки), функциям (налаживанию связей с инвесторами, советом директоров и медиа-компаниями, контролю за соблюдением всех необходимых требований) и срокам проведения сделки. Компания выявляет проблемы, которые необходимо устранить и разрабатывает схему проведения сделки IPO-SPO.

Также важно правильно определить график размещения, чтобы время непосредственного размещения акций было удобным как для инвесторов, так и для самой компании, а сам процесс, подготовка к которому занимает минимум 3 месяца, был оптимизирован.

Затем нужно правильно сформировать совет директоров, в состав которых должны входить независимые директора, которые, возможно, уже занимали такую должность или похожие должности. Такие люди известны крупным потенциальным инвесторам. Подобрать директоров могут как финансовые советники компании, так и внешние агентства.

Возможно, определенное количество акций компании будет предложено сотрудникам данной организации, для этого акции предлагаются к определенным дисконтом, также могут предлагаться ссуды на покупку либо преференции при распределении акций.

Структура размещения акций

При проведении размещений акций компания должна выбрать биржу, на которой она будет получать листинг и продавать свои ценные бумаги. Биржа может находиться как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Структура размещений акций определяется размером размещения и целями компании. Для того чтобы правильно выбрать биржу, компании следует рассматривать прежде всего следующие особенности. Во-первых, требования для получения (стандартными требованиями являются определенный размер и срок существования компании, прибыльность; главные и крупные биржи обычно устанавливают более жесткие требования) и поддержания листинга (например, требование по минимальному курсу акций или объему торгов; если требования не будут выполняться, то может быть проведена процедура делистинга). Во-вторых, потенциальную ликвидность акций (ликвидность будет больше на тех биржах, где присутствуют участники рынка, определяющие цену на ценные бумаги и поддерживающие спрос на них). В-третьих, число компаний данного сектора, уже получивших листинг на рассматриваемой бирже (чем больше аналогичных компаний уже вышло на этой бирже на IPO, тем более вероятно, что инвесторы предложат адекватную цену за акции новой такой компании, так как они уже будут знакомы с сектором и структурой и смогут верно оценить организацию). В-четвертых, сборы и затраты на прохождение листинга.

Затем составляется примерный график проведения сделки. Состоит он из следующих действий: решение организационных проблем, назначение советников, проверка, создание проспекта сделки и его проверка, подготовка документов, презентация и маркетинг компании, создание и заполнение книги заявок, одобрение регулирующими органами, установка цены ценных бумаг, аллокация и стабилизация, публикация результатов исследования, налаживание отношений с инвесторами и конец времени моратория на продажу ценных бумаг.

Регулирующие органы и документация

После окончания предыдущей стадии необходимо подготовить документацию для будущих инвесторов и регулирующих органов. Прежде всего, это заявка на листинг, в которую включается проспект с финансовой и нефинансовой информацией. Проспект - важный документ, он должен соответствовать определенным требованиям регулирующих органов по раскрытию информации о фирме и способствовать правильному принятию решения инвесторами о вложении средств в акции компании.

Чтобы подготовить проспект, компания проходит комплексную проверку, включающую в себя исследование состояния фирмы и рынка. Инвестиционные банки также могут проводить проверку для подтверждения информации, которая будет содержаться в проспекте.

При SPO, как и при IPO необходимо составлять проспект, но он требует меньше временных затрат, так как первоначальный документ уже был подготовлен при первичном размещении.

Маркетинг и определение цены акций

Эта стадия обычно длится от месяца и больше для IPO и от 2 часов до 3 недель с случае SPO. Время, отведенное для маркетинга, зависит от структуры и размера предложения акций.

Данная стадия состоит из трех основных этапов. Во-первых, премаркетинг (во время данного этапа проводится подготовка рынка и менеджмента компании, публикуется аналитический отчет). Во-вторых, маркетинг (во время данного этапа определяется диапазон цены размещения, готовится предварительный вариант проспекта, проходят встречи с инвесторами, и по итогам собирается информация с рынка). В-третьих, определение цены акций (во время данного этапа назначается цена размещения путем установления фиксированной цены, тендерного предложения либо создания книги заявок, а затем акции распределяются среди инвесторов).

Так как при проведении SPO необходимы меньшие усилия относительно маркетинга, то комиссионные за такие сделки ниже, чем за IPO.

Выход на вторичный рынок

Для компании очень важно, чтобы после непосредственного проведения размещения акции продолжали активно торговаться на бирже, это будет свидетельствовать о том, что компания перспективна, и инвесторы хотят вкладываться в ее финансирование. Поэтому организаторы сделок часто стабилизируют курс ценных бумаг в краткосрочном периоде, то есть когда спрос на акции резко снижается, то используется опцион доразмещения и акции на рынке скупаются, а падение прекращается.

Также часто акционеры не могут продать свои акции сразу же, это явление называется «мораторий на продажу акций».

Компания после проведения размещения акций должна публиковать отчетность, в которой раскрывает информацию о своей деятельности, влияющую на курс ее акций и долгосрочные перспективы.

Итак, был рассмотрен процесс размещения акций при IPO и SPO. Следует отметить, что процесс первичного размещения акций значительно сложнее. Это происходит потому, что большое количество структурных и организационных проблем возникает только во время проведения IPO, при SPO подготовка документов проводится с опорой на проспект IPO и публикуемую отчетность компании, а также потому что рыночная цена акций может служить ориентиром при определении цены акций при проведении SPO.

1.4 Особенности вторичных размещений акций (SPO)

Гораздо больше внимания в исследованиях уделяется проведению первичных размещений акций, однако иногда после проведения первичного размещения акций компания проводит и вторичные размещения. Это может быть проведено как для дополнительного финансирования, повышения ликвидности акций, привлечения долгосрочных инвесторов, так и в результате желания какого-либо инвестора частично выйти из инвестирования в компанию.

Если после проведения IPO курс акций организации вырос, то ей гораздо легче будет провести сделку SPO, так как инвесторы заинтересуются возможностью приобретения дополнительного пакета таких акций.

Существует четыре основных вида вторичного размещения акций. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Похожие работы на - Анализ долгосрочной доходности при проведении размещений акций российскими компаниями

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!