Капитальные вложения и инвестиции в транспортную отрасль

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,27 Мб
  • Опубликовано:
    2017-09-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Капитальные вложения и инвестиции в транспортную отрасль














Капитальные вложения и инвестиции в транспортную отрасль

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

. Капитальные вложения и инвестиции в транспортную отрасль

.1 Понятие капитальных вложений

.2 Роль и направления инвестиций в транспортной отрасли

.3 Объекты и источники капиталовложений в транспортной отрасли

. Анализ финансового состояния

.1 Краткое описание ОАО «Автотехник»

.2 Анализ имущественного положения

.3 Оценка финансовой устойчивости предприятия

.4 Оценка показателей платежеспособности и ликвидности

.5 Анализ деловой активности предприятия

.5 Анализ финансовых результатов и рентабельности организации

.6 Оценка потенциального банкротства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

капиталовложение транспортный платежеспособность ликвидность

Продукция транспортной отрасли имеет всеобщий характер использования. Транспорт обслуживает деятельность всех производителей и индивидуальных потребителей, а произведенный продукт становится продуктом потребления, когда он доставлен потребителю. Развитие автотранспортных предприятий имеет важное значение как для удовлетворения потребностей предприятий базисных отраслей, так и непосредственно для повышения качества жизни населения в каждом регионе.

Для сохранения своих позиций, повышения конкурентоспособности транспортное предприятие должно постоянно развиваться, осваивать новые технологии, расширять сферы деятельности, что связано с необходимостью осуществления инвестиционной деятельности. Сложность процесса управления инвестиционной деятельностью предприятия заключается в необходимости учета многочисленных факторов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность, в том числе на уровне предприятия, для инвесторов.

Целью работы является оценка финансового состояния объекта исследования.

Анализ финансового состояния предприятия включает анализ прибыли предприятия, состава и структуры активов и пассивов баланса предприятия, абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости предприятия, платёжеспособности предприятия и ликвидности его баланса.

Цель достигается посредством решения следующих задач:

) проведение анализа имущественного положения и источников формирования капитала;

) проведение оценки финансовой устойчивости предприятия;

) проведение оценки платежеспособности и ликвидности;

) проведение анализа деловой активности предприятия;

) проведение анализа финансовых результатов и рентабельности организации;

) оценка потенциального банкротства.

Объектом исследования является ОАО «Автотехник».

Предмет исследования - финансовое состояние организации.

Методика исследования включает использование горизонтального и вертикального анализов, расчет относительных и абсолютных показателей.

Источники информации - нормативные документы, учебные материалы, публикации, а также данные бухгалтерского учета ОАО «Автотехник».

1. КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ И ИНВЕСТИЦИИ В ТРАНСПОРТНУЮ ОТРАСЛЬ


1.1 Понятие капитальных вложений


Капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в т.ч. затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

В самом общем смысле инвестиции - денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.

Несмотря на расширенное понятие инвестиций, капитальные вложения остаются одним из основных направлений инвестиционной деятельности в нашей стране. Такие вложения представляют собой инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Объектами капитальных вложений являются различные виды вновь создаваемого и (или) модернизированного имущества, находящегося в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (за исключением изъятий, установленных федеральными законами).

Субъектами инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Ими могут выступать физические лица, юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

В качестве источников финансирования инвестиций субъекты могут использовать как собственные, так и привлеченные средства.

Процесс инвестирования можно представить в виде последовательности затрат, осуществляемых в разные периоды времени, результатом которых является поступление разновременных доходов.

Капитальные вложения представляют собой основу для осуществления капитального строительства. Они могут быть направлены на:

-        новое строительство;

-        реконструкцию действующего предприятия;

-        техническое перевооружение производства;

-        расширение действующего предприятия или какого-либо другого объекта;

-        другие цели.

К новому строительству относится строительство комплекса объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения вновь создаваемых предприятий и организаций, а также филиалов или отдельных производств на новых площадках по первоначально утвержденному проекту, которые после их ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе.

Под расширением понимается строительство дополнительных производств, отдельных цехов на действующем предприятии и в организации. К расширению действующих предприятий и организаций относится также строительство новых филиалов и производств, которые после их ввода в эксплуатацию будут входить в состав действующего предприятия или организации.

Под реконструкцией действующих предприятий и организаций понимается полное или частичное переустройство существующих производств, цехов и других объектов, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня в целях увеличения производственных мощностей.

Техническое перевооружение действующих предприятий и организаций - комплекс мероприятий по повышению технического уровня отдельных производств, цехов, участков на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, компьютеризации, модернизации и за­мены устаревшего, физически и морально изношенного оборудования новым, более производительным и экономичным, а также мероприятия по совершенствованию деятельности общезаводского хозяйства и вспомогательных служб. Основная цель реконструкции и технического перевооружения - повышение эффективности производства через техничес­кое перевооружение производства и, как следствие, за счет уве­личения выпуска продукции, улучшения ее качества и снижения издержек производства.

В состав капитальных вложений непосредственно включаются:

-        стоимость строительных работ (возведение зданий и сооружений, освоение территории застройки и др.);

-        стоимость работ по монтажу оборудования производственных объектов;

-        стоимость технологического, энергетического, подъемно-транспортного, насосно-компрессорного и другого оборудования (как подлежащего монтажу, так и не монтируемого);

-        стоимость инструмента и производственного инвентаря, включаемого в основные фонды;

-        затраты на проектные, геологоразведочные, изыскательные работы, содержание дирекций строящихся предприятий.

Удельный вес каждой из перечисленных групп затрат в их общем объеме (в процентах) характеризует технологическую структуру капитальных вложений.

Капитальные вложения и капитальное строительство тесно взаимосвязаны между собой. Капитальные вложения служат финансовым источником для проведения капитального строительства, а также представляют собой наиважнейшую форму расширенного воспроизводства ос­новных фондов. Капитальное строительство - это процесс создания производственных и непроизводственных основных фондов путем строительства новых, расширения, реконструкции, технического перевооружения и модернизации действующих объектов. С помощью капитального строительства осуществляется реновация морально и физически изношенных основных фондов.

Распределение капитальных вложений, выраженных в процентах к их общему объему и направляемых на строительство новых предприятий, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих, на обновление основных фондов (замена выбывающего оборудования) с целью поддержания производственной мощности предприятий, характеризует воспроизводственную структуру капитальных вложений.

Таким образом, капитальные вложения играют чрезвычайно важную роль в экономике страны, так как они являются основой:

а) расширенного воспроизводства и систематического обновления основных средств предприятий;

б) структурной перестройки общественного производства и обеспечения сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства;

в) создания необходимой сырьевой базы промышленности;

г) ускорения научно-технического прогресса и улучшения качества продукции;

д) урегулирования проблем безработицы;

е) осуществления гражданского строительства, развития здравоохранения, высшей и средней школы;

ж) охраны природной среды и достижения других целей

Сущность капитальных вложений содержит в себе сочетание двух сторон инвестиционной деятельности: затрат ресурсов и получаемых результатов.

Для принятия решения о долгосрочном вложении капитала необходимо располагать информацией, подтверждающей два основных предположения:

-        во-первых, вложенные средства будут полностью возмещены;

-        во-вторых, прибыль, полученная по данной операции, будет достаточно велика, чтобы компенсировать временный отказ от использования средств, а также риск, возникающий вследствие неопределенности конечного результата.

Таким образом, проблема принятия решения об инвестициях сводится к анализу адекватности плана предполагаемого развития событий и вероятных последствий его осуществления ожидаемому результату.

1.2 Роль и направления инвестиций в транспортной отрасли

Согласно транспортной стратегии РФ на период до 2020 г, разработанной Министерством транспорта РФ, основной миссией государства в сфере функционирования и развития транспортной системы РФ является содействие экономическому росту и повышению благосостояния населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам и превращение географических особенностей России в ее конкурентное преимущество.

Основными направлениями инвестиций на автомобильном транспорте являются:

• приобретение автотранспортных средств;

• модернизация парка подвижного состава с учетом требований рынка;

• техническое перевооружение и реконструкция материально-технической базы АТО, в том числе механизация и автоматизация технологических процессов технического обслуживания и ремонта подвижного состава;

• приобретение устройств, приспособлений и осуществление мероприятий по охране окружающей среды;

• информатизация процессов управления и технологии перевозок;

• оснащение автомобильного парка средствами навигации и телематики.

Объектом реальных инвестиций в транспортную отрасль может являться транспортно-дорожный комплекс страны и отдельных регионов, транспортные коммуникации, инфраструктура, отдельные предприятия транспорта и основные средства предприятий.

Значимость инвестиций в транспорт может подразделяться на федеральную, региональную, отраслевую значимость и значимость для хозяйствующего субъекта.

Федеральная значимость инвестиций в транспорт связана с ре­шением проблем государственного масштаба и обусловливается прежде всего стратегической значимостью объектов инвестиций, обеспечивающих безопасное и экологически устойчивое функционирование транспортной системы, не исключает наличия негосу­дарственного оператора объекта инвестиций. В частности, федеральную значимость имеют инвестиционные проекты строительства и реконструкции автомобильных дорог. Развитие автомобильных дорог способствует созданию условий для развития экономики и национальных ресурсов, национальной безопасности, повышения уровня жизни и деловой активности населения.

Региональная значимость определяет влияние на решение отраслевых проблем, важных для многих предприятий на определенной территории. Например, в Северо-Западном регионе транс­порт является отраслью, играющей особо важную роль в освоении экспортно-импортных и транзитных связей России. Инвестиции в транспортную инфраструктуру (порты, мультитранспортные терминалы и т.п.) будут способствовать созданию условий для раскрытия транзитного потенциала региона. Вместе с тем инвестиции в транспортную инфраструктуру необходимы для роста внешнеторговых перевозок через территорию региона и создания в нем благоприятных конкурентных условий активизации в транспортном процессе российских перевозчиков.

Значимость инвестиционного проекта для отдельного хозяйствующего субъекта (отраслевая) оценивают с точки зрения целей деятельности этого субъекта на рынке.

Цели капитальных вложений в транспортную отрасль таковы:

1.       повышение эффективности транспортного производства. В этом случае инвестиции предназначены для снижения производственных затрат за счет замены подвижного состава и оборудования на более новые, более производительные средства, за счет перемещения вспомогательного производства или сервисных станций в районы с более выгодными условиями выполнения работ или за счет иных мероприятий;

2.       расширение транспортного производства. Инвестирование средств в соответствии с данной целью должно обеспечивать увеличение объемов оказания транспортных услуг на уже освоенных рынках. Как правило, объектом инвестиций в этом случае является подвижной состав;

.         создание новых транспортных производств или технологий. Инвестиции в этом случае могут быть направлены на создание новых предприятий, освоение новых рынков, открытие новых, ранее не оказываемых транспортных услуг;

.         поддержание мощностей действующего транспортного производства. Инвестированные средства направляются на проведение капитальных ремонтов объектов, как правило, пассивной части основных фондов транспорта.

При рассмотрении вариантов инвестиций на транспорте как в коммуникации и инфраструктуру, так и на уровне предприятий, важно учитывать степень связанности проектов.

1.3 Объекты и источники капиталовложений в транспортной отрасли


Объектами инвестиций в основные фонды транспортной отрасли могут быть следующие:

. новое строительство. На транспорте термин «новое строительство» может быть применен только к объектам инфрастуктуры, путям сообщения, вновь создаваемым предприятиям. Отличительный признак нового строительства - организация работ на новых площадках и по первоначально утвержденному в установленном порядке плану. Например, строительство новой автомобильной дороги в районе, где ее не было; строительство нового терминала в транспортном узле; создание нового транспортного предприятия, начиная со строительства производственных и административных корпусов;

. проведение организационно-технических и других мероприятий по расширению предприятий. Расширение предполагает возведение новых объектов на новых площадях в дополнение к действующим. Примерами инвестиций с целью расширения транспортного производства могут служить строительство транспортного терминала для увеличения пропускной способности действующего терминального комплекса; приобретение подвижного состава транспортными предприятиями с целью увеличения численности парка в связи с ростом рыночной доли предприятия;

. реконструкция и техническое перевооружение объектов транс портного производства. К реконструкции относятся полное или частичное переоборудование производства без строительства новых и расширения действующих объектов основного производства. При этом реконструкция может предусматривать строительство объектов обслуживающего, вспомогательного производства. Примером реконструкции могут являться строительство трехполосной автодороги на месте двухполосной; перепланировка ремонтной зоны и гаража транспортного предприятия с целью вы­ деления свободных площадей. Техническое перевооружение - это проведение комплекса плановых мероприятий по повышению технического уровня отдельных участков производств путем внедрения новой техники, технологии, механизации, автоматизации и замены устаревшего, изношенного оборудования новым, более производительным. Техническое перевооружение производится без расширения производственных площадей. Примером технического перевооружения является замена оборудования для проведения диагностических работ с автомобилями, замена изношенного подвижного состава без увеличения численности парка.

К основным источникам финансирования капитальных вложений предприятий автомобильного транспорта относятся средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также собственные средства предприятий и предпринимателей.

При реализации транспортных проектов за счет бюджетного финансирования обеспечение строительства материалами, техническими средствами, оборудованием, услугами, проектно-конструкторскими и строительно-монтажными работами должно осуществляться в порядке, установленном для выполнения работ для государственных нужд.

Перспективная модель финансирования транспортной отрасли должна быть ориентирована на создание условий для повышения ее инвестиционной привлекательности. Перспективным направлением привлечения негосударственных средств для финансирования транспортной отрасли признается государственно-частное партнерство.

Основной формой такого партнерства являются концессии, прежде всего в сфере платных дорог, железнодорожного строительства, развития аэропортов, городского общественного транспорта.

С развитием транспортной системы все большее применение должен получать описанный выше принцип «пользователь платит». В соответствии с мировым опытом, реализация этого принципа должна стимулировать производство и применение наиболее экономичных и экологичных транспортных средств, рациональное распределение спроса на транспортные услуги между видами транспорта, применение рациональных форм организации перевозок и эффективных транспортных технологий, разумное ограничение транспортных потребностей.

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ


2.1 Краткое описание ОАО «Автотехник»


Открытое акционерное общество «Автотехник» является предприятием автомобильного транспорта. Открытое акционерное общество «Автотехник» было создано в соответствии с Указами Президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий №66 от 29.01.1992г., «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» № 721.07.1992г. и решением Комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края №05-02/3635 от 23.11.1992г. путем преобразования государственного предприятия «Пассажирское предприятие № 7» и является его правопреемником.

Инспекцией МНС России по г. Сочи территориальный участок 2319 по Хостинскому району 14.08.2002 года была внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц об открытом акционерном обществе «Автотехник», зарегистрированном до 01.07.2002, за основным государственным номером 1022302829141.

Общество является юридическим лицом, имеет печать, расчетный счет в банке. Акционерами общества являются физические и юридические лица.

Основными направлениями деятельности ОАО «Автотехник» в 2015 году являлись:

обеспечение потребителей услугами по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, автобусов и других);

услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств;

сдача внаем собственного недвижимого имущества.

Приоритетными направлениями деятельности акционерного общества является расширение спектра оказываемых услуг и повышение их качества, закрепление положения в сфере по оказания услуг по сдаче внаем собственного недвижимого имущества, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, сохранение существующего сегмента рынка, использование прогрессивных форм и методов обслуживания, сокращение сроков выполнения заказов.

По итогам 2014 финансового года дивиденды не начислялись и в 2015 году не выплачивались, полученная прибыль была направлена на развитие общества.

Перед открытым акционерным обществом «Автотехник» в 2016 году стоит задача получения максимальной прибыли за счет дальнейшего развития производственной базы, а также за счет экономии финансовых ресурсов и оптимизации расходов.

2.2 Анализ имущественного положения


Активы предприятия - совокупность имущественных прав, принадлежащих предприятию, в виде основных средств, запасов, финансовых вкладов, денежных требований к другим физическим и юридическим лицам.

Все активы предприятия делятся на необоротные и оборотные. Внеоборотные активы предприятия - это основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения. Оборотные активы - совокупность денежных средств, авансируемых для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих их непрерывный кругооборот.

Для целей анализа пассивы бухгалтерского баланса группируют по принадлежности капитала и времени их использования. При принадлежности их использования капитал делится на собственный и заемный. Заемный капитал делится по времени использования на краткосрочный (менее года) и долгосрочный (более года).

Структура актива баланса представляет собой структуру имущества предприятия. Она показывает, как в данный момент размещены его средства. Структура актива баланса характеризует инвестиционную политику организации (табл.1).

Таблица 1 - Оценка структуры имущества и его источников по данным баланса, %

Наименование показателя

Вертикальный анализ


Доля в структуре баланса, %


2015г.

2014г.

2013г.

АКТИВ

 

 

 

Основные средства

69,5

62,2

58,2

Итого по разделу I

69,5

62,2

58,2

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 

 

 

Запасы

6,2

3,0

0,8

Дебиторская задолженность

21,3

31,8

34,8

Денежные средства и денежные эквиваленты

3,0

2,9

6,2

Итого по разделу II

30,5

37,8

41,8

БАЛАНС

100,0

100,0

100,0

ПАССИВ

 

 

 

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

 

 

 

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

-0,4

14,5

15,1

Итого по разделу III

66,2

71,4

86,1

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

 

 

Заемные средства

17,1

10,1

2,7

Итого по разделу IV

17,1

10,1

2,7

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

 

 

Заемные средства

4,9

9,6

5,2

Кредиторская задолженность

11,8

8,9

6,1

Итого по разделу V

16,7

18,5

11,3

БАЛАНС

100,0

100,0

100,0


Анализ структуры баланса указывает, что имущество сформировано за счет внеоборотных и оборотных средств. Внеоборотные активы представлены только основными средствами и их доля в динамике увеличивается до 69,5%, значительная доля основных средств в структуре активов является нормальным для автотранспортного предприятия, так как для ведения хозяйственной деятельности требуется земля, помещения и сам автотранспорт. Оборотные активы сформированы за счет запасов, дебиторской задолженности и денежных средств. Наибольшая доля оборотных активов приходится на дебиторскую задолженность (доля в 31.12.2015г составила 21,3%), что является негативным факторам, так как означает неполучение средств и их «омертвление».

Пассивы представлены различными источниками: собственными и привлеченными (долгосрочные кредиты и краткосрочные обязательства). Наибольшая доля на 31.12.2015г составляет собственные источники 66,2%, что отражает финансовую независимость фирмы от источников финансирования. Долгосрочные заемные средства составляют 17,1%, краткосрочные 16,7%.

Таблица 2 - Оценка динамики имущества и его источников по данным баланса, тыс. руб.

Наименование показателя

Горизонтальный анализ


Абсолютное изменение, тыс. руб.

Относительное изменение, %


2015г. - 2014г.

2015г. - 2013г.

2014г. - 2013г.

2015г. / 2014г.

2015г. / 2013г.

2014г. / 2013г.

АКТИВ

 

 

 

 

 

 

Основные средства

-302

1 316

1 618

95,3%

127,3%

133,5%

Итого по разделу I

-302

1 316

1 618

95,3%

127,3%

133,5%

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 

 

 

 

 

 

Запасы

236

481

245

175,9%

828,8%

471,2%

Дебиторская задолженность

-1 412

-1 003

409

57,1%

65,2%

114,2%

Денежные средства и денежные эквиваленты

-43

-252

-209

85,9%

51,0%

59,3%

Итого по разделу II

-1 219

-774

445

68,8%

77,7%

112,8%

БАЛАНС

-1 521

542

2 063

85,3%

106,5%

124,9%

ПАССИВ

 

 

 

 

 

 

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

 

 

 

 

 

 

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

-1 542

-1 289

253

-2,6%

-3,1%

120,2%

Итого по разделу III

-1 542

-1 289

253

79,1%

81,9%

103,5%

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

 

 

 

 

 

Заемные средства

462

1 292

830

144,0%

687,3%

477,3%

Итого по разделу IV

462

1 292

830

144,0%

687,3%

477,3%

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

 

 

 

 

 

Заемные средства

-560

 

560

43,7%

100,0%

229,0%

Кредиторская задолженность

118

539

421

112,8%

183,7%

Итого по разделу V

-442

539

981

77,0%

157,5%

204,7%

БАЛАНС

-1 522

542

2 064

85,3%

106,5%

124,9%


Общая величина активов предприятия за 2015 год снизилась на 1522 тыс. руб., что составило темп снижения 14,7%. На снижение величины оборотных активов на 1219 тыс. руб. снижение основных средств составила 302 тыс. руб. Снижение оборотных активов стало возможным за счет резкого сокращения дебиторской задолженности (на 1412 тыс. руб.), что является положительным фактором - денежные средства от покупателей и заказчиков поступают в оборот. Величина запасов увеличилась на 236 тыс. руб., для автотранспортного предприятия это можно расценивать как положительный фактор, так как запас топлива и запчастей для ремонта основных средств - это необходимые меры для страхования от роста цен, а также обеспечивает страховой запас как мера страхования от простоя.

Динамика пассивов отражает снижение финансирования за счет собственных средств (-1542 тыс. руб.), - это объясняется наличием убытка за 2015 год. Заемные средства увеличились за счет роста долгосрочного кредита (+462 тыс. руб.) и выплаты краткосрочного кредита (-560 тыс. руб.), то есть руководство рефинансировало долги на более выгодных условиях. Кредиторская задолженность увеличилась на 118 тыс. руб. или темп прироста 12,8%, что снижает ликвидность фирмы в краткосрочном периоде.

Таким образом, необходимо уделить внимание условиям формирования запасов, дальнейшего сокращения величины дебиторской задолженности, усилить платежно-финансовую дисциплину по кредиторской задолженности.

2.3 Оценка финансовой устойчивости предприятия


Финансовая устойчивость предприятия - это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внешней и внутренней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска. Наиболее обобщающим показателем финансовой устойчивости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат, получаемый в виде разницы величины источников средств и величины запасов и затрат.

Таблица 3 - Оценка типа финансовой устойчивости ОАО «АВТОТЕХНИК»

№ п/п

Показатель

Нормативное значение

Период




2015г.

2014г.

2013г.

1.1.

Реальный собственный капитал

тыс. руб.

5 849

7 390

7 138

1.2.

Внеоборотные активы

тыс. руб.

6 145

6 447

4 829

1.3.

Источники собственных оборотных средств для формирования запасов и затрат

тыс. руб.

-296

943

2 309

1.4.

Долгосрочные пассивы

тыс. руб.

1 512

1 050

220

1.5.

Источники собственных и долгосрочных заемных средств для формирования запасов и затрат

тыс. руб.

1 216

1 993

2 529

1.6.

Краткосрочные кредитные и заемные средства

тыс. руб.

434

994

434

1.7.

Общая величина источников средств с учетом долгосрочных и краткосрочных заемных средств

тыс. руб.

1 650

2 987

2 963

1.8.

Величина запасов и затрат, обращающихся в активе баланса

тыс. руб.

547

311

66

1.9.

Излишек источников собственных оборотных средств

тыс. руб.

-843

632

2 243

1.10.

Излишек источников собственных средств и долгосрочных заемных источников

тыс. руб.

669

1 682

2 463

1.11.

Излишек общей величины всех источников для формирования запасов и затрат

тыс. руб.

1 103

2 676

2 897

1.12.

Тип финансовой устойчивости

 

Нормаль-ная

Абсо-лютная

Абсо-лютная


Оценка типа финансовой устойчивости за 2015 год изменилась с «абсолютного финансового состояния» в «нормальное финансовое состояние». Нормальная финансовая устойчивость гарантирует платежеспособность организации за счет рационального использования заемных средств, высокой доходности текущей деятельности.

Таким образом, за 2015 год наблюдается некоторое ослабление финансовой устойчивости фирмы.

Таблица 4 - Оценка финансовой устойчивости ОАО «АВТОТЕХНИК»

Показатель

Нормативное значение

Период (на конец года)

Изменение, тыс. руб.



2015г.

2014г.

2013г.

2015г. - 2014г.

2015г. - 2013г.

Коэффициент автономии (независимости)

от 0,5 до 0,7

0,66

0,71

0,86

-0,05

-0,20

Коэффициент маневренности

равно 0,5

-0,05

0,13

0,32

-0,18

-0,37

Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками

от 0,6 до 0,8

-0,54

3,03

34,98

-3,57

-35,52

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

больше равно 0,1

-0,11

0,24

0,67

-0,35

-0,78


Коэффициент автономии на 31.12.2014 составил 0,71, на 31.12.015 года 0,66 то есть наблюдается ослабление финансовой независимости фирмы в части финансирования фирмы, однако, уровень выше нормативного (0,50) поэтому можно считать общество финансово независимой.

Коэффициент маневренности собственных оборотных средств показывает, какая часть собственного оборотного капитала находится в обороте: величина на 31.12.2015 год имеет отрицательное значение, значит собственного оборотного капитала недостаточно для финансирования текущих обязательств.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средства составил -0,11, коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами на конец 2015 года также имеет отрицательное значение (-0,54), то есть собственного оборотного капитала недостаточно для финансирования как оборотных средств, так и запасов. Недостаток собственного оборотного капитала обусловлено снижением величины собственного капитала.

Таким образом, финансовая устойчивость ОАО «Автотехник» нормальная, однако собственного оборотного капитала достаточно для нормального функционирования фирмы.

2.4 Оценка показателей платежеспособности и ликвидности


Таблица 5 - Оценка ликвидности баланса ОАО «АВТОТЕХНИК»

Актив

Абсолютные величины, тыс. руб. (на конец года)

Пассив

Абсолютные величины, тыс. руб. (на конец года)


2015г.

2014г.

2013г.


2015г.

2014г.

2013г.

Наиболее ликвидные активы (А1)

262

305

514

Наиболее срочные обязательства (П1)

1 042

924

503

Быстро реализуемые активы (А2)

1 883

3 295

2 886

Краткосрочные пассивы (П2)

434

994

434

Медленно реализуемые активы (А3)

547

311

66

Долгосрочные пассивы (П3)

1 512

1 050

220

Трудно реализуемые активы (А4)

6 145

6 447

4 829

Постоянные пассивы (П4)

5 849

7 391

7 138

Итого активы

8 837

10 358

8 295

Итого пассивы

8 837

10 359

8 295


Таблица 6 Расчет платежного излишка (недостатка) ликвидности баланса ОАО «АВТОТЕХНИК»

Показатель

Платежный излишек (+) или недостаток (-)(на конец года)


2015г.

2014г.

2013г.

А1- П1

-780

-619

11

А2- П2

1 449

2 301

2 452

А3- П3

-965

-739

-154

А1- П1

296

-944

-2 309


Текущая ликвидность баланса неудовлетворительная, перспективная (при реализации дополнительно внеоборотных активов) неудовлетворительная.

Таблица 7 - Оценка ликвидности ОАО «АВТОТЕХНИК»

Показатель

Норматив

Период (на конец года)

Изменение, тыс. руб.



2015г.

2014г.

2013г.

2015г. - 2014г.

2015г. - 2013г.

Коэффициент абсолютной ликвидности

более 0,2

0,18

0,16

0,55

0,02

-0,37

Коэффициент быстрой ликвидности (критической оценки)

более 0,8

0,36

0,32

1,10

0,04

-0,74

Коэффициент текущей ликвидности (покрытия долгов)

от 1,5 до 2,5

1,82

2,04

3,70

-0,22

-1,88


Текущий коэффициент определяет способность предприятия погашать краткосрочные обязательства всеми текущими активами. Значение этого показателя на начало и конец 2015 года находится в пределах нормативного уровня, что говорит о достаточности оборотного капитала. Коэффициент быстрой (критической) ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть немедленно погашена за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам. Динамика уровня показателя быстрой ликвидности ОАО «Автотехник» составляет на 31.12.2015 год 0,36, на конец 2014 года 0,32, то есть платежеспособность ОАО «АВТОТЕХНИК» за год улучшается, и указывает, что на 31.12.2015 год организация способна ликвидными активами погасить 36% текущих обязательств.

Коэффициент абсолютной ликвидности ОАО «АВТОТЕХНИК» на конец 2015 года составил 0,18, что немного меньше нормативного уровня 0,20; наиболее ликвидных активов достаточно для немедленного погашения 18% текущих обязательств.

Таким образом, ликвидность предприятия не вполне достаточная, так как коэффициенты ликвидности ниже нормативного уровня, в динамике наблюдается улучшение.

2.5 Анализ деловой активности предприятия

Таблица 8 - Оценка деловой активности ОАО «АВТОТЕХНИК»

Показатель

Ед. изм.

Период

Изменение, тыс. руб.



2015г.

2014г.


Оборачиваемость всех активов

 

0,94

0,92

0,02

Средний срок оборота всех активов

дн.

383

391

-8

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

 

1,37

1,18

0,19

Период оборота собственного капитала

дн.

263

305

-42

Коэффициент оборачиваемости заемного капитала

 

3,04

4,17

-1,13

Период оборота заемного капитала

дн.

118

86

32

Оборачиваемость оборотных активов

 

2,74

2,33

0,41

Средний срок оборота оборотных активов

дн.

131

155

-24

Фондоотдача

 

1,44

1,53

-0,09

Оборачиваемость запасов

 

21,08

45,51

-24,43

Средний срок оборота запасов

дн.

17

8

9

Оборачиваемость дебиторской задолженности

 

3,49

2,78

0,71

Средний срок оборота дебиторской задолженности

дн.

103

129

-26

Оборачиваемость кредиторской задолженности

 

9,20

12,05

-2,85

Средний срок оборота кредиторской задолженности

дн.

39

30

9

Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности

 

2,63

4,33

-1,70

Коэффициент оборачиваемости денежных средств

 

7,98

5,25

2,73

Средний срок оборота денежных средств

дн.

45

69

-24


Анализ показателей оборачиваемости активов указывает на ускорение оборачиваемости в 2015 году по сравнению с 2014 годом: длительность оборота активов ускорилась на 8 дней, оборотных активов на 24 дня, дебиторской задолженности на 26 дней, денежных средств на 24 дня. Ускорение оборачиваемости - это положительный фактор, так как позволяет извлечь из оборота средства фирмы и использовать их на развитие.

Таким образом, деловая активность ОАО «АВТОТЕХНИК» в 2015 год характеризуется в основном ускорением оборачиваемости активов по сравнению с 2014 годом.

2.6 Анализ финансовых результатов и рентабельности организации


Таблица 9 - Оценка финансовых результатов деятельности ОАО «АВТОТЕХНИК», тыс. руб.

Показатель

Код строки

Отченый период, 2015г.

Базисный период, 2014г.

Абсолютное отклонение (+/-)

Темп роста (снижения), %

2

3

4

5

6

7

Выручка

2110

9 044

8 601

443

5,2%

Валовая прибыль (убыток)

2100

9 044

8 601

443

5,2%

Управленческие расходы

2220

(7 928)

(7 943)

15

-0,2%

Прибыль (убыток) от продаж

2200

1 116

658

458

69,6%

Прочие доходы

2340

304

(9)

313

-3477,8%

Прочие расходы

2350

(2 708)

(139)

(2 569)

1848,2%

Прибыль (убыток) до налогообложения

2300

(1 288)

510

(1 798)

-352,5%

Чистая прибыль (убыток)

2400

(1 288)

510

(1 798)

-352,5%


Эффективность деятельности ОАО «Автотехник» за 2015 год ухудшилась: на прибыль снизилась на 1798 тыс. руб., и в 2015 год получен убыток в размере 1288 тыс. руб.. Несмотря на рост выручки в 2015 году на 5,2%, по результатам года получен убыток. это объясняется тем, что прочие расходы за год увеличились большими темпами (увеличение расходов почти в 18 раз).

Наряду с абсолютными показателями оценки деятельности предприятия (доход, прибыль) существуют относительные показатели, которые необходимо учитывать при анализе работы предприятия. К относительным показателям относятся показатели рентабельности.

Таблица 10- Оценка рентабельности ОАО «АВТОТЕХНИК»

Показатель

Период

Изменение, тыс. руб.


2015г.

2014г.


Рентабельность активов (ROA)

-13,4%

5,5%

-18,9%

Коэффициент рентабельности собственного капитала (ROE)

-19,5%

7,0%

-26,5%

Коэффициент рентабельности продаж (ROS) по чистой прибыли

-14,2%

5,9%

-20,1%

Рентабельность производства

-16,2%

6,4%

-22,6%


Показатели рентабельности за 2015 год имеют отрицательное значение, так по итогам года был зафиксирован убыток.

Рентабельность продаж за 2014 год составила 5,9%, то есть на 100 рублей выручки приходится 5,9 рубля чистой прибыли - уровень низкий, что указывает на высокий уровень затрат бизнеса. Рентабельность активов (экономическая рентабельность) составила 5,5%; показатель указывает, что на 100 рублей активов приходится 5,5 рублей чистой прибыли - показатель низкий. Рентабельность собственного капитала составила 7,0%; показатель указывает, что вложение собственных средств в фирмы менее доходно по сравнению с альтернативным вложением средств, например, в банковский рублевый депозит для юридических лиц составляет порядка 10%.

Таким образом, эффективность деятельности ОАО «Автомеханик» низкая за счет высоких затрат на ведение бизнеса, а в 2015 году деятельность убыточная за счет резкого роста затрат по неосновной деятельности. Мероприятия, направленные на увеличение эффективности деятельности, должны охватывать меру по сокращению издержек, в том числе оптимизация платежей по кредитам.

2.7 Оценка потенциального банкротства


Под несостоятельностью или банкротством организации понимается неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность уплате обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом.

Для оценки платежеспособности или неплатежеспособности организации пользуются методикой определения удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса, которая включает этапы:

. Расчет и оценка коэффициента текущей ликвидности (Кmл) и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами (k об.).

. Расчет и оценка коэффициента восстановления или коэффициента утраты платежеспособности организации.

Структура бухгалтерского баланса организации считается неудовлетворительной, а предприятие неплатежеспособным, если выполняется хотя бы одно из условий:

; .

При неудовлетворительной структуре баланса для проверки реальной возможности восстановления платежеспособности определяется коэффициент восстановления платежеспособности, сроком на 6 месяцев.

 ,

где t - анализируемый период в месяцах;

- срок восстановления платежеспособности;

- норма коэффициента платежеспособности.

Если Квосс < 1, то у организации нет реальной возможности восстановить платежеспособность в течение 6 месяцев, если она ничего не изменит в своей деятельности.

При удовлетворительной структуре баланса для проверки устойчивости финансового положения рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности, сроком на 3 месяца.


Если Кутр >1, то у организации существует реальная возможность не утратить платежеспособность в течение 3 - х месяцев.

Таблица 11 - Оценка вероятности банкротства ОАО «Автотехник»

Показатель

Период


2015г.

2014г.

Коэффициент восстановления платежеспособности

0,86

0,61

Коэффициент утраты платежеспособности

0,88

0,81


Оценка вероятности банкротства по методике, принятой в РФ, указывает на отсутствие возможности восстановления платежеспособности фирмы в течение 6мес.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


По результатам проведенного анализа финансового состояния ОАО «Автотехник» можно сделать следующие выводы:

1) Анализ структуры баланса указывает, что имущество сформировано за счет внеоборотных и оборотных средств. Внеоборотные активы представлены только основными средствами и их доля в динамике увеличивается до 69,5%, значительная доля основных средств в структуре активов является нормальным для автотранспортного предприятия, так как для ведения хозяйственной деятельности требуется земля, помещения и сам автотранспорт. Оборотные активы сформированы за счет запасов, дебиторской задолженности и денежных средств. Наибольшая доля оборотных активов приходится на дебиторскую задолженность (доля в 31.12.2015г составила 21,3%), что является негативным факторам, так как означает неполучение средств и их «омертвление».

Пассивы представлены различными источниками: собственными и привлеченными (долгосрочные кредиты и краткосрочные обязательства). Наибольшая доля на 31.12.2015г составляет собственные источники 66,2%, что отражает финансовую независимость фирмы от источников финансирования. Долгосрочные заемные средства составляют 17,1%, краткосрочные 16,7%.

Общая величина активов предприятия за 2015 год снизилась на 1522 тыс. руб., что составило темп снижения 14,7%. На снижение величины оборотных активов на 1219 тыс. руб.. снижение основных средств составила 302 тыс. руб.. Снижение оборотных активов стало возможным за счет резкого сокращения дебиторской задолженности (на 1412 тыс. руб.), что является положительным фактором - денежные средства от покупателей и заказчиков поступают в оборот. Величина запасов увеличилась на 236 тыс. руб., для автотранспортного предприятия это можно расценивать как положительный фактор, так как запас топлива и запчастей для ремонта основных средств - это необходимые меры для страхования от роста цен, а также обеспечивает страховой запас как мера страхования от простоя.

Динамика пассивов отражает снижение финансирования за счет собственных средств (-1542 тыс. руб.), - это объясняется наличием убытка за 2015 год. Заемные средства увеличились за счет роста долгосрочного кредита (+462 тыс. руб.) и выплаты краткосрочного кредита (-560 тыс. руб.), то есть руководство рефинансировало долги на более выгодных условиях. Кредиторская задолженность увеличилась на 118 тыс. руб. или темп прироста 12,8%, что снижает ликвидность фирмы в краткосрочном периоде.

Таким образом, необходимо уделить внимание условиям формирования запасов, дальнейшего сокращения величины дебиторской задолженности, усилить платежно-финансовую дисциплину по кредиторской задолженности.

2) Оценка типа финансовой устойчивости за 2015 год изменилась с «абсолютного финансового состояния» в «нормальное финансовое состояние». Нормальная финансовая устойчивость гарантирует платежеспособность организации за счет рационального использования заемных средств, высокой доходности текущей деятельности.

Коэффициент автономии на 31.12.2014 составил 0,71, на 31.12.015 года 0,66 то есть наблюдается ослабление финансовой независимости фирмы в части финансирования фирмы, однако, уровень выше нормативного (0,50) поэтому можно считать общество финансово независимой.

Коэффициент маневренности собственных оборотных средств показывает, какая часть собственного оборотного капитала находится в обороте: величина на 31.12.2015 год имеет отрицательное значение, значит собственного оборотного капитала недостаточно для финансирования текущих обязательств.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средства составил -0,11, коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами на конец 2015 года также имеет отрицательное значение (-0,54), то есть собственного оборотного капитала недостаточно для финансирования как оборотных средств, так и запасов. Недостаток собственного оборотного капитала обусловлено снижением величины собственного капитала.

Таким образом, финансовая устойчивость ОАО «Автотехник» нормальная, однако собственного оборотного капитала достаточно для нормального функционирования фирмы.

3) Текущая ликвидность баланса неудовлетворительная, перспективная (при реализации дополнительно внеоборотных активов) неудовлетворительная.

Текущий коэффициент определяет способность предприятия погашать краткосрочные обязательства всеми текущими активами. Значение этого показателя на начало и конец 2015 года находится в пределах нормативного уровня, что говорит о достаточности оборотного капитала. Коэффициент быстрой (критической) ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть немедленно погашена за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам. Динамика уровня показателя быстрой ликвидности ОАО «Автотехник» составляет на 31.12.2015 год 0,36, на конец 2014 года 0,32, то есть платежеспособность ОАО «АВТОТЕХНИК» за год улучшается, и указывает, что на 31.12.2015 год организация способна ликвидными активами погасить 36% текущих обязательств.

Коэффициент абсолютной ликвидности ОАО «АВТОТЕХНИК» на конец 2015 года составил 0,18, что немного меньше нормативного уровня 0,20; наиболее ликвидных активов достаточно для немедленного погашения 18% текущих обязательств.

Таким образом, ликвидность предприятия не вполне достаточная, так как коэффициенты ликвидности ниже нормативного уровня, в динамике наблюдается улучшение.

4) Анализ показателей оборачиваемости активов указывает на ускорение оборачиваемости в 2015 году по сравнению с 2014 годом: длительность оборота активов ускорилась на 8 дней, оборотных активов на 24 дня, дебиторской задолженности на 26 дней, денежных средств на 24 дня. Ускорение оборачиваемости - это положительный фактор, так как позволяет извлечь из оборота средства фирмы и использовать их на развитие.

Из негативных фактов использования активов можно выделить снижение оборачиваемости запасов (увеличение длительности на 9 дней) и кредиторской задолженности (увеличение на 9 дней).

Таким образом, деловая активность ОАО «АВТОТЕХНИК» в 2015 год характеризуется в основном ускорением оборачиваемости активов по сравнению с 2014 годом.

5) Эффективность деятельности ОАО «Автотехник» за 2015 год ухудшилась: на прибыль снизилась на 1798 тыс. руб., и в 2015 год получен убыток в размере 1288 тыс. руб.. Несмотря на рост выручки в 2015 году на 5,2%, по результатам года получен убыток. это объясняется тем, что прочие расходы за год увеличились большими темпами (увеличение расходов почти в 18 раз).

Показатели рентабельности за 2015 год имеют отрицательное значение, так по итогам года был зафиксирован убыток.

Рентабельность продаж за 2014 год составила 5,9%, то есть на 100 рублей выручки приходится 5,9 рубля чистой прибыли - уровень низкий, что указывает на высокий уровень затрат бизнеса. Рентабельность активов (экономическая рентабельность) составила 5,5%; показатель указывает, что на 100 рублей активов приходится 5,5 рублей чистой прибыли - показатель низкий. Рентабельность собственного капитала составила 7,0%; показатель указывает, что вложение собственных средств в фирмы менее доходно по сравнению с альтернативным вложением средств, например, в банковский рублевый депозит для юридических лиц составляет порядка 10%.

Таким образом, эффективность деятельности ОАО «Автомеханик» низкая за счет высоких затрат на ведение бизнеса, а в 2015 году деятельность убыточная за счет резкого роста затрат по неосновной деятельности.

Комплекс локальных мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния предприятия включает в себя мероприятия по повышению эффективности управления фирмой и повышении рентабельности продукции:

. меры по снижению себестоимости, которые включают:

уменьшение накладных расходов за счет упрощения структуры управления и приведения численности управленческого персонала в соответствии с объективной производственной необходимостью;

улучшение работы снабженческой службы предприятия, максимально возможное сокращение посреднических структур, что позволит удешевить потребляемое сырье и материалы;

в качестве источника сокращения затрат, а также получения дополнительного дохода может использоваться сдача в аренду неиспользуемых площадей и основных средств;

введение персональной ответственности за использование материальных ресурсов, а также заданий по снижению затрат для всех отделений и служб предприятия.

оптимизация налогообложения;

минимизация затрат по кредитным платежам.

. меры по управлению активами включают главным образом меры по взысканию дебиторской задолженности и предполагает следующие управленческие действия:

увеличение доли предоплаты за реализуемую продукцию и услуги;

активизировать работу юридической службы по взысканию просроченной части задолженности

Проведение подобных мероприятий позволит предприятию повысить долю денежных средств, ускорить оборачиваемость оборотных средств предприятия, что непременно скажется на его финансовом состоянии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1) Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 112 с.

2) Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов / пер. с англ. под ред. Л.П. Белых. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011

3) Волков И.М., Грачева М.В. Проектный анализ: Учебник для вузов.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012.- 423 с.

4) Глазунов В.Н. Финансовый анализ и оценка риска реальных инвестиций. М.: Финстатинформ, 2012 - 135 с.

5) Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. - М.: Финансы и статистика, 2012

6) Ковалёв В.В. Финансовый анализ. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 425 с.

7) Лаврнков. И.Н. Экономика автомобильного транспорта: учебное пособие / И.Н. Лавриков, Н.В. Пеныпнн; - Тамбов : Изд-во ГОУ ВПО ТТТУ, Тамбов. - 2011. - 116 с. Электронный ресурс

#"904432.files/image005.gif">






Похожие работы на - Капитальные вложения и инвестиции в транспортную отрасль

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!