Изучение исторического фона, на котором развивались отношения Франсии и Мурзакина.
При написании курсовой работы учитывалось влияние биографии Ж. Санд на её произведения, а также влияние культуры и истории эпохи, когда они были написаны. Это означает, что в курсовой работе были использованы биографический и культурно-исторический методы исследования.
Данная курсовая работа представляет особый интерес для исследователей, занимающихся изучением истории Франции, России и русско-французских отношений в целом, а также детальным анализом биографии и творчества Ж. Санд, в частности, в этом заключается актуальность исследования.
Новизна же исследования проявляется в том, что роман «Франсия» Ж. Санд становится предметом отдельного исследования, не считая статьи Т.В. Ковалёвой [13].
ГЛАВА 1. РОМАНТИЗМ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Общая характеристика романтизма
Романтизм (фр. romantisme, от средневекового фр. romant - роман) - это направление в искусстве, противоположное классицизму, длившееся приблизительно с конца XVIII до середины XIX века.
Прежде, чем приобрести своё современное значение, слово «романтизм» (если точнее, слово «романтический») вплоть до XVIII века включительно означало что-то «воображаемое», «фантастическое». Впервые было обнаружено французским литературоведом Фернаном Бальдансперже в источнике 1650 г. Происходит от слов «романс» (лирическая и героическая испанская песня) и «роман» (эпическая поэма о рыцарях), изначально употреблявшихся в Средневековье для обозначения произведений, написанных на романском языке (а не на классическом латинском), а затем получивших более обобщённый смысл - «повествование с выдумкой» [3, с. 258]. В качестве литературного термина впервые встречается у Новалиса.
Как литературное направление романтизм возникает в Германии, в трудах таких известных представителей йенской школы, как: Вильгельма Генриха Ваккенродера, Людвига Тика, Новалиса, Эрнста Гофмана, братьев Августа и Фридриха Шлегелей и пр. Обретает мифологическую окраску у гейдельбергских романтиков: братьев Якоба и Вильгельма Гримм, авторов «Детских и семейных сказок» 1812-1814 гг.; Ахима фон Арнима и Клеменса Брентано, которые совместно составили сборник народных песен и баллад «Волшебный рог мальчика» (1806-1808 гг.).
Впоследствии романтизм стремительно распространяется по всей Европе, начиная с Англии, где его первыми представителями становятся поэты «Озёрной школы» Уильям Вордсфорт, Сэмюэл Кольридж, Роберт Саути. Перси Шелли, Джон Китс, Уильям Блейк, Джордж Гордон Байрон также внесли свой вклад в развитие английского романтизма, особенно последний, создав романтический тип характера, в дальнейшем названный «байроническим».
Столь быстрое распространение романтизма обусловлено разочарованием в итогах Великой Французской Революции и, как следствие, в идеалах эпохи Просвещения. Новое устройство общества (как и оно само) казалось романтикам скучным, заурядным, ограниченным, в котором свободолюбивой и творческой личности нет места.
Спасаясь от «серых будней убогой действительности», романтики обращаются к истории, погружаясь в ту или иную эпоху (в частности, в Средневековье).
Постоянно находясь в поисках чего-то необычного, таинственного, романтики живо интересуются: южными и восточными странами, тогда ещё не затронутыми капиталистическим развитием (Италией, Испанией, Грецией и пр.) [7, c. 187]; оккультными науками; легендами, мифами, преданиями; неистовыми стихиями природы (бурями, извержениями вулканов, землетрясениями, штормами и т.д.).
1.2 Романтизм во Франции
Что касается Франции, то события конца XVIII - 1-ой половины XIX века оказались для неё крайне насыщенными. В этот период страна переживает: Великую Французскую Революцию 1789-1799 гг., в результате которой рухнул старый порядок и впервые была свергнута династия Бурбонов; господство Наполеона Бонапарта до его последней ссылки на острове Святой Елены в 1815 г.; эпоху Реставрации Бурбонов (восстановления монархии) сначала в лице Людовика XVIII (до 1824 г.), а затем Карла X (до 1830 г.); Июльскую Революцию 1830 г., ознаменовавшую переход власти к младшей ветви Бурбонов, Орлеанскому дому (т.е. к Луи-Филиппу I) и создание Июльской монархии, существовавшей до Февральской Революции 1848 г., которая привела к окончательному краху Бурбонов посредством утверждения Луи-Наполеона Бонапарта сначала в качестве президента Второй Республики (до 1852 г.), а после и правителем Второй Империи (до 1870 г.). Всё это не могло не повлиять на развитие французской литературы, как и на развитие французской культуры в целом.
Таким образом можно сделать вывод, что период романтизма во Франции совпадает с её основными историческими эпохами. Исходя из этого, выделяют три этапа французского романтизма:
Первый этап приходится на периоды Консульства и Империи Наполеона I. В это время романтизм ещё окончательно не сложился и воспринимался как нечто «иноземное», как «варварский продукт германского духа». Так, по приказу Императора произведение «О Германии» 1810 г. было сожжено, а самому автору (впавшему в немилость ещё с 1803 г.) Жермене де Сталь (1766-1817) - запретили покидать замок Коппэ (Coppet) в Швейцарии и видеться с друзьями, окружив её шпионами. Ощущая себя покинутой, она писала: «Чувствуется близость вечерних сумерек, среди которых уже не замечается и следов сияния утренней зари» [Цит. по: 17].
Помимо сочинения «О Германии» Ж. де Сталь известна и другими работами, в числе которых: трактаты «Письма о трудах и характере Ж. Ж. Руссо» (1788), «Опыт о художественной литературе» (1795), «О влиянии страстей на счастье людей и наций» (1796); «О литературе, рассматриваемой в связи с общественными установлениями» (1800) - первое романтическое произведение, получившее широкую известность во Франции; романы «Дельфина» (1802) и «Коринна, или Италия» (1807), в которых писательница выступает за равноправие женщин; автобиографические записки «10 лет в изгнании» (опубликованные в 1821 г., уже после смерти писательницы), посвящённые её впечатлениям от пребывания в Российской Империи.
Другим представителем данного периода является Франсуа-Рене де Шатобриан (1768-1848).
В отличие от либеральной Ж. де Сталь, Шатобриан, наряду с Ксавье де Местром, Луи Бональдом и Альфредом де Виньи был сторонником абсолютной монархии и непререкаемой власти церкви, что отразилось в его произведениях: трактатах «Исторический, политический и моральный опыт о революциях древних и новых, рассмотренных в их отношениях с французской революцией» (1797), «Гений христианства, или Красоты христианской религии» (1802); повестях «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне» (1801), «Рене, или Следствия страстей» (1802); романе «Мученики» (1809);
Именно у Шатобриана впервые встречается тип «лишнего» человека (главный герой Рене из одноименной повести) - одинокой и страдающей личности, обречённой на «мировую скорбь».
Будучи не только талантливым писателем, но также искусным дипломатом и политиком, Шатобриан в разное время занимал должности посла, пэра и даже министра иностранных дел Франции.
Второй этап французского романтизма связан с эпохой Реставрации. В этот период происходит окончательное формирование романтической школы и её эстетических принципов, представителей которой считали бунтовщиками, посягающими на «порядок». Возникает Реакция, политическим орудием которой выступает классицизм. Таким образом противостояние «классицизм-романтизм» выходит на политический уровень.
К этому времени классицизм уже практически выродился и измельчал, однако всё ещё сохранялся в области драмы. Поэтому именно театр становится ареной ожесточённой борьбы между сторонниками классицизма и романтизма [7, с.189].
Александр Дюма-отец, Альфред де Мюссе, Виктор Гюго, Проспер Мериме создают новые, «романтические» драмы, резко отличающиеся от классических наличием свободной композиции и изображением бурных, ярких чувств. В связи с этим романтизм становится символом новаторства, «будущего», в то время как классицизм воспринимается только как опора реакционно настроенной аристократии.
Значительный вклад в развитие «новой» драмы вносит В. Гюго. Он пишет предисловие к «Кромвелю» 1827 г., в котором формулирует основные положения касательно драмы и романтизма.
Согласно этому «манифесту», необходимо: отказаться от всех догм классицизма (правил трёх единств, чёткого разограничения жанров, сословной иерархии персонажей, их одностороннего изображения и т.д.); предоставить автору полную свободу самовыражения; использовать приёмы «гротеска» (т.е. сочетания несочетаемого: красоты и уродства, комического и трагического и т.п.) и «местного колорита» (отображения действительности с учётом национальных и исторических особенностей).
Появляются различные периодические издания: «Литературный консерватор», «Французская муза», «Глобус», в которых публикуются участники кружков Эмиля Дешана, «Общества благонамеренной литературы», Шарля Нодье и пр.
В 1824 г. начинает свою литературную деятельность кружок Ш. Нодье, вошедший в историю литературы как первый романтический «сенакль» (от фр. cénacle - «трапезная»). Его члены: Альфонс де Ламартин, А. де Виньи, молодой В. Гюго, А. де Мюссе и пр. развивают идеи Шатобриана. Но со временем круг единомышленников начинает распадаться. Если Виньи сохраняет свои прежние монархические позиции, то А. де Ламартин становится сторонником либерализма, а Гюго - приверженцем демократического романтизма.
Кроме того, этот период характеризуется зарождением французского исторического романа, сложившегося под влиянием его основателя, шотландца Вальтера Скотта.
Третий этап относится к эпохе Июльской монархии, когда романтизм попадает под воздействие идей утопического социализма Анри Сен-Симона и Шарля Фурнье.
Яркими представителями данного периода являются В. Гюго (1802-1885) и Жорж Санд (1804-1876).
Творчество Гюго отличается особой плодовитостью. На протяжении своей долгой жизни он успевает проявить себя в качестве поэта, драматурга, романиста, публициста и даже ессеиста.
Первый этап приходится на 1820-1850 гг. Молодой Гюго, охваченный влиянием романтиков того времени (в частности Шатобриана) составляет в 1822 г. свой первый поэтический сборник «Оды и различные стихотворения». В последующие годы выходят его расширенные издания («Новые Оды» 1824 г., «Оды» 1825 г., «Оды и баллады» 1826 г.).
Далее Гюго пишет свои первые романы - «Ган Исландец» (1823) и «Бюг Жаргаль» (1826), а также драмы «Кромвель» (1827), «Марион Делорм» (1829) и сборник стихов «Восточные мотивы» (1829).
Во времена Июльской Монархии Гюго создаёт: множество драм («Эрнани» (1830), «Король забавляется» (1832), «Лукреция Борджиа» (1833), «Мария Тюдор» (1833), «Анджело, тиран Падуанский» (1835), «Рюи Блаз» (1838), «Бургграфы» (1843)); стихотворных сборников («Осенние листья» (1831), «Песни сумерек» (1835), «Внутренние голоса» (1837), «Лучи и тени» (1840)); роман «Собор Парижской Богоматери» (1831) - свой первый исторический роман, в котором наглядно демонстрирует приёмы «гротеска», (уродливый горбун с чистой, возвышенной душой) и «местного колорита» (подробное описание эпохи Средневековья).
Следующий этап творчества Гюго (1850-1870 гг.) совпадает с периодом существования Второй империи. В это время взгляды Гюго подвергаются кардинальным изменениям и, как следствие, его творчество обретает иную направленность, затрагивая основные проблемы современности.
Искренне возмущённый действиями Наполеона III, Гюго отказывается поддержать его как Императора, за что его изгоняют из Франции. В ответ он пишет сатирический памфлет «Наполеон Малый» (1852), а год спустя - сборник политических стихов «Возмездие».
В 1856 г. появляется новый поэтический сборник Гюго - «Созерцания», состоящий из 2 томов.
В 1860-е гг. Гюго создаёт свои лучшие произведения: романы «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1868), «Человек, который смеётся» (1869); трактат «Вильям Шекспир» (1864).
Вернувшись на родину в 1870 г., Гюго начинает третий, заключительный этап творчества с публикации сборника стихотворений «Грозный год» (1872).
Написав свой последний роман - «Девяносто третий год» (1874) - Гюго выпускает: поэтические сборники («Искусство быть дедом» (1870), «Легенда веков» (завершённый только в 1883 г.)); сатирические поэмы («Папа» (1878), «Осёл» (1880) и др.); драму «Торквемада» (1883).
романтизм творчество жорж санд
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РОЖДЕНИЯ И ЖИЗНИ ЖОРЖ САНД
2.1 Биография Ж. Санд
Жорж Санд (настоящее имя - Амандина Аврора Люсиль Дюпен) родилась 1 июля 1804 г. в Париже. Матерью Авроры была Антуанетта Софи-Виктория Делаборд - женщина незнатного происхождения, бывшая танцовщица, а отцом - Морис Дюпен - офицер, выходец из дворян.
Свои детство и юность будущая писательница провела в Ноан-Вик (провинция Берри) - в усадьбе своей властной бабушки, ярой вольтерьянки Марии-Авроры Саксонской.
В 1808 г. вследствие несчастного случая погибает отец Авроры. Вскоре после этого госпожа Дюпен, считая, что Софи-Виктория плохо справляется со своими материнскими обязанностями, ставит перед ней ультиматум: либо она покидает Ноан с Каролиной, либо Аврора остаётся без наследства. Софи-Виктория выбирает первый вариант.
Находясь в Ноане, Аврора учится чтению, письму, арифметике, истории, музыке. В возрасте 14 лет бабушка отправляет её в Августинский католический монастырь, где она продолжает своё образование и, кроме того, знакомится с религиозной литературой. Авроре так понравилась монастырская жизнь, что она даже хотела стать монахиней, но её духовник, аббат Премор, отговорил её от этой затеи.
Затем у госпожи Дюпен случается сердечный приступ. Опасаясь за дальнейшую судьбу своей внучки, она решает выдать её замуж. Не желая выходить замуж по расчёту, девушка упорно этому сопротивляется вплоть до смерти бабушки в 1821 г. После этого в жизнь Авроры вмешивается Софи-Виктория, которая, как ни странно, поддерживает идею свекрови о замужестве, что приводит их к обоюдному конфликту.
Именно в это время юная Аврора начинает увлекаться работами Вольтера, Руссо, Шатобриана, Байрона, Монтескьё, Боссюе, Паскаля и пр.
В 1822 г. Аврора вместе с матерью гостит у армейского друга своего отца - полковника Джемса Ретье дю Плесси. Там же она впервые встречает своего будущего мужа - Казимира Дюдевана, внебрачного сына барона Дюдевана и служанки Августины Сулэ. Молодой человек покорил юную Аврору своей «мужественностью», сделав ей предложение напрямую, а не так, как было положено, т.е. без посредничества родителей. Ослеплённая чувствами, девушка ответила согласием. Свадьба состоялась в сентябре того же года.
июня 1823 г. у супругов Дюдеван рождается первенец - сын Морис. Но на этом радостные моменты супружеской жизни заканчиваются (во всяком случае, для Авроры). Как оказалось, они были совершенно разными людьми. Аврора - романтичная, утончённая барышня не могла понять своего приземлённого, грубоватого мужа, который, в отличие от неё, не интересовался ничем «прекрасным». Она ждала от Казимира «высокого» чувства, на которое он не был способен. В результате помещичья жизнь ей опротивела. Участились ссоры, за ними последовали измены. 13 сентября 1828 г. появляется на свет второй ребёнок Авроры - дочь Соланж. Отцовство приписывают Стефану Ажассону де Грансаль - одному из любовников Авроры.
В 1830 г. Аврора знакомится с Жюлем Сандо - очаровательным белокурым юношей 19 лет. Вскоре между ними завязываются романтические отношения.
В 1831 г., не желая расставаться с Жюлем, Аврора едет за ним в Париж, оставив двоих детей в Ноане и заранее «выторговав» у мужа пенсион в три тысячи франков и право жить полгода в Париже, а следующие полгода - в Ноане в обмен на ренту и сохранение «видимости» брака. Но в 1836 г. она всё же разводится с Казимиром, оставив ему Мориса и отель Нарбонн, а себе Соланж и Ноан.
На 1830-1840 гг. приходится «расцвет» интереса Жорж Санд к социально-политической жизни общества. Так, она проникается идеями утопического социализма. В 1841 г. участвует в создании журнала «Независимое обозрение», а в 1844 г. сотрудничает с левореспубликанской газетой «Реформа» [7, с. 224]. Кроме того, интересуется работами Сент-Бёва, Пьера Леру и Ламенне. С восторгом встречает Февральскую революцию 1848 г. Создаёт газету «Дело народа»; по поручению Ледрю-Лоррена редактирует «Бюллетень Республики», а после самостоятельно пишет 16 Бюллетень, тем самым пытаясь привлечь внимание народа в сторону Республики.
Однако, разочаровавшись в идеалах Революции, Жорж Санд отходит от политики и уезжает в Ноан, где продолжает заниматься литературной деятельностью вплоть до своей смерти 8 августа 1876 г.
2.2 Творчество Ж. Санд
Трёх тысяч франков, которые Аврора получала от мужа, было недостаточно для безбедного существования. Чтобы заработать больше денег, она начинает писать.
Первые пробы пера оказались не особо успешными: её роман «Эме» (написанный ещё в Ноане) не производит должного впечатления ни на господина де Кератри (члена палаты депутатов и писателя), ни на журналиста и писателя Анри де Латуша. Оба отговаривают Аврору заниматься литературой, а последний даже даёт ей работу журналиста в «Фигаро».
Однако Аврора быстро понимает, что журналистика ей не подходит, поэтому решается ещё на одну попытку (в этот раз более удачную) к сочинительству. Вместе с Жюлем Сандо она создаёт два романа - «Комиссионер» (1830) и «Роз и Бланш» (1831). Год спустя, вдохновлённая успехом этих произведений, Аврора самостоятельно сочиняет роман «Индиана», наконец-то принёсший ей литературное признание. С этого момента девушка берёт себе свой знаменитый псевдоним - Жорж Санд (производное от имени «Жюль Сандо») и начинает носить мужскую одежду.
С «Индианы» запускается цикл произведений Жорж Санд, который включает в себя три периода.
К первому периоду относятся работы 1830-х гг. (т. н. «психологические романы»), а именно: «Индиана» (1832), «Валентина» (1832), «Мельхиор» (1832), «Лелия» (1833), «Кора» (1833), «Жак» (1834), «Маркиза» (1834), «Метелла» (1834), «Леоне Леони» (1834).
Как правило, в центре сюжета находятся яркие женские персонажи, живущие «по зову сердца», а потому осуждаемые и не принимаемые высшим светом. Через них Жорж Санд открыто выражает свой протест моральным устоям общества, направленных на угнетение женского достоинства и, тем самым, лишающих женщину естественного права на свободу чувства.
Особенно чётко эта тенденция прослеживается в романах «Индиана», «Валентина» и «Лелия». Написанные лиричным, эмоциональным стилем в духе Романтизма, эти произведения прекрасно передают всю трагичность положения главных героинь. Страдая от деспотичных мужей, девушки находят утешение в любви к другим мужчинам, но ни малодушный избранник Индианы - Раймон де Рамьер, ни возлюбленный Валентины - выходец из крестьян Бенедикт, ни молодой человек Лелии - поэт Стенио - не приносят им счастья.
Произведения второго периода (1830-1848 гг.), такие как «Мопра» (1837), «Странствующий подмастерье» (1840), «Орас» (1842), «Консуэло» (1843), «Графиня Рудольштадт» (1845), «Мельник из Анжибо» (1845), «Грех господина Антуана» (1845), «Чёртово болото» (1846), «Франсуа-найдёныш» (1847), «Даниелла» (1848) и пр. принадлежат к т.н. «социальным романам», посвящённым идеализации простых людей. Герои этих произведений (крестьянин-философ Пасьянс; столяр Пьер Гюгенен; рабочий Арсен; дочь цыганки Консуэло и пр.) - всегда простые, честные, порядочные люди, которые противопоставляются мелочным, подлым, корыстным аристократам (или буржуа). Таким образом писательница выражает свою явную симпатию к народным массам, из которых непосредственно происходит (со стороны матери).
В работах третьего периода (1848-1876 гг.) Ж. Санд оставляет социальный пафос и принимается за изучение французского фольклора. В результате появляются «Бабушкины сказки» (1873), «Сельские легенды» (1876). Также она снова обращается к романтике своих первых произведений, сочинив такие малоизвестные романы, как: «Она и Он» (1859), «Снеговик» (1859), «Исповедь молодой девушки» (1865), «Последняя любовь» (1867), «Нанон» (1872), «Франсия» (1872) и т.д.
ГЛАВА 3. РОМАН «ФРАНСИЯ» - ОДНО ИЗ НАИМЕНЕЕ ИЗВЕСТНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖОРЖ САНД
Во Франции произведение «Франсия» Ж. Санд появилось в июне 1872 г. в издательстве Мишеля Леви [13, c. 49]. В России же оно впервые было опубликовано в вольном переводе под названием «Казаки в Париже» (1876). Под своим оригинальным названием - «Франсия» - оно было издано в Санкт-Петербурге лишь в 1898 г. Роман был подвергнут цензуре, что неудивительно, поскольку в нём содержались довольно резкие выпады в сторону Российской империи и её народа.
Главная сюжетная линия произведения - отношения между Франсией (в честь которой и назван роман) и Мурзакиным - строится на фоне реального исторического события - въезда русских войск во главе с Александром I в Париж в 1814 г. после успешной победы над Наполеоном I.
В представлении автора (никогда не бывавшего в царской России) все русские - варвары; животные, звериную натуру которых невозможно скрыть ни с помощью безукоризненных манер, ни с помощью изысканных костюмов. Они могут только жестоко и беспощадно убивать, грабить, завоёвывать и порабощать невинных людей. В них нет ничего святого, потому что они - не люди. Они лишь кажутся людьми. Особенно это касается их предводителя - российского императора Александра I. Уже в начале романа можно увидеть тому подтверждение: «Le tsar était calme en apparence. Il jouait un grand rôle, celui de vainqueur magnanime, et il le jouait bien. Son escorte était grave, ses soldats majestueux…» [21, c. 5]; «il avait tout préparé naïvement pour cette grande et cruelle comédie. La moindre émotion un peu vive du public pouvait faire manquer son plan de mise en scène...» [21, c. 8]; «le tsar, refusant avec une modestie habile dentrer aux Tuileries, alla aux Champs-Élysées passer la revue de sa magnifique armée délite, donnant jusquau bout le spectacle à ces Parisiens avides de spectacles...» [21, c. 14].
У Ж. Санд даже русские лошади настроены враждебно по отношению к мирным жителям Парижа: «Le cheval monté par ce jeune homme…voulait sélancer en vainqueur dans la cité domptée et fouler les vaincus sous son galop sauvage» [21, c.7].
В негативном свете представлен и императорский двор, «типичным» представителем которого является граф Огоцкий, адъютант императора Александра I, дядя одного из главных героев - князя Диомида Диомидовича Мурзакина. Вот какую нелестную характеристику даёт ему автор: «Le comte Ogokskoï avait été un des beaux hommes de la cour de Russie, et, quoique brave et instruit, étant né sans fortune, il navait dû la sienne quà la protection des femmes... Ogokskoï avait été protégé par le beau sexe, Mourzakine était protégé par son oncle» [21, c. 41]; «il avait... plus de croix sur la poitrine que de cheveux au front;…sa haute position lui assurait le privilège dêtre bien accueilli dans les familles…» [21, c. 42]; «le comte parlait trop grammaticalement le français, quil employait trop rigoureusement limparfait du subjonctif et le prétérit défini, quil avait une grâce trop ponctuelle et une amabilité trop mécanique» [21, c. 42-43]. Тем самым Санд в очередной раз показывает «неестественность» и «двуличие» русского человека, который и в подмётки не годится французу и который никогда не сможет понять и вписаться в его культуру, как бы ни старался.
Однако справедливости ради следует заметить, что не все французы представлены положительными героями. Так, к числу «злодеев» относятся маркиз де Тьевр и его жена Флора. Каждый из них преследует свои корыстные интересы: приглашая князя Мурзакина погостить в своём доме (таким образом поддерживая королевскую власть и всё, что с ней связано), маркиз, в результате, надеется получить высокую должность. Санд неспроста сравнивает его с сорокой: «Cétait un vilain petit homme de cinquante ans, maigre, vif, lœil très noir, le teint très blême, avec une perruque noire aussi, mais dun noir invraisemblable, un habit noir raide et serré, la culotte et les bas noirs, un jabot très blanc, rien qui ne fût crûment noir ou blanc dans sa mince personne : cétait une pie pour le plumage, le babil et la vivacité» [21, c. 17]. Что касается маркизы, она, под предлогом возможного родства, также хочет сблизиться с Мурзакиным, поскольку «il était un des plus beaux hommes de larmée» [21, c. 22]. И ей это удаётся, т.к. оказалось, что она в его вкусе: «La marquise avait vingt-deux ans; elle était blanche et blonde, un peu grasse pour le costume étriqué que lon portait alors, mais assez grande pour conserver une réelle élégance de formes et dallures» [21, c. 22]. Между ними быстро возникает взаимное притяжение, которое вскоре перерастает в тайную любовную связь.
Однако в душе Флора не столь хороша, как снаружи. Она живёт в своё удовольствие, заботясь лишь о себе: «Légère pourtant et très dissipée, elle portait dans son ambition et dans ses convoitises dargent une frivolité absolue… Il sagissait de plaire pour passer agréablement la vie, de mener grand train et de pouvoir faire des dettes sans trop dinquiétude, enfin de prendre rang à une cour quelconque, pourvu quon y put étaler un grand luxe et y placer sa beauté sur un piédestal élevé au-dessus de la foule.» [21, c. 22]. До Мурзакина у неё не было интрижек на стороне только потому, что она боялась испортить свою репутацию и лишних обязательств.
Супруги де Тьевр являются живым олицетворением французской аристократии, которую автор практически приравнивает к русской, подчёркивая её лицемерность и низость: «Lélément royaliste jetait le masque et se précipitait dans les bras du vainqueur» [21, c.11].
Одним из главных персонажей «Франсии» является уже упомянутый Диомид Мурзакин, который так же, как и граф Огоцкий, представлен автором как человек, который, по сути, ничего не смыслит в нравах и культуре Франции. Это проявляется, к примеру, в его неумении пользоваться французским парфюмом и ухаживать за французскими дамами, в частности, за Флорой де Тьевр. Он ведёт себя самоуверенно и дерзко, считая, что «la belle marquise comme une proie qui lui était dévolue» [21, c.27-28]. Более того, он делает ошибки во французском языке, на котором любит изъясняться даже в мыслях. Однако прекрасному «дикарю» всё прощается, потому что «il avait la beauté du profil, limposante largeur des yeux, lépaisseur des lèvres, la force un peu exagérée des muscles, tempérée par lélégance des formes modernes… Ce qui en restait conservait quelque chose détrange et de saisissant qui attirait et fixait les regards...» [21, c. 6-7]. Высший свет Парижа воспринимает его как «очаровательную зверушку», с которой хочется познакомиться поближе: «Il eut un succès denthousiasme; vieilles et jeunes, avec ce sans-façon de curiosité qui est dans nos mœurs et que les bienséances ne savent pas modérer, lentourèrent, lexaminant comme un papillon exotique quil fallait voir de près, lui faisant mille questions délicates ou niaises, selon la portée desprit de chacune, et sexcusant sur lémotion politique de lindiscrétion de leurs avances... On aurait voulu le toucher, lui donner du bonbon, lemporter dans sa voiture, le montrer à ses bonnes amies» [21, c. 68-69]. Однако, как и положено «коварным хищникам», вроде него (т.е. русским), его внешность обманчива, а сам он -мерзавец; расчётливый и хитрый манипулятор, который бессовестно пользуется сразу двумя женщинами - маркизой де Тьевр и Франсией.
Едва увидев прелестную маркизу де Тьевр, он захотел обладать ею. Но старому графу Огоцкому (от денег которого он всецело зависит) она также понравилась. Чтобы не лишиться расположения их обоих, Мурзакин просит маркизу плохо отзываться о нём в присутствии дяди «ради её же блага»: «Persuadez-lui quil na pas de rival. Sacrifiez-moi, dites-lui du mal de moi, raillez-moi devant lui...» [21, c. 64]. Тем самым он лишний раз выставляет себя в положительном свете и очерняет графа в глазах непокорной мадам де Тьевр, повышая свои шансы на победу над ней.
Чтобы маркиз не догадался о его «любовной кампании», Мурзакин решает найти себе новое жильё, но для этого ему нужны деньги. Чтобы получить желаемое, он жалуется дяде, что маркиза к нему «охладела»: «Mon cher et cruel oncle, quel mal avez-vous donc dit de moi à ma belle hôtesse? Depuis votre visite, elle me persifle horriblement et je sens bien qu