Европейская валютная система

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,37 Кб
  • Опубликовано:
    2016-10-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Европейская валютная система

Введение

Европейская валютная система (ЕВС) - форма государственно-монополистического регулирования валютных отношений стран западноевропейского интеграционного комплекса, характерной чертой которого является усиление этого регулирования на межгосударственном, а в перспективе и на надгосударственном уровнях.

ЕВС - новейшая попытка стран ЕЭС осуществить межгосударственное регулирование валютных отношений. Она постепенно приобретает черты региональной валютной системы, представляющей собой форму организации валютных отношений стран ЕЭС, обслуживающую внутрирегиональные хозяйственные связи, один из полюсов полицентрической валютной системы.

Механизм ЕВС образуют три элемента: европейская валютная единица - ЭКЮ; режим совместного колебания валютных курсов - «суперзмея»; Европейский фонд валютного сотрудничества.

Европейская валютная система базируется на принципах распространения и популяризации в Европейских странах денежной единицы, которая является альтернативой доллару США - в настоящее время такой единицей считается ЕВРО (до 1998 г. - ЭКЮ). Европейская валютная система была основана в 1979 г. фактически является подсистемой Ямайского валютного строя, который сформировался в 1976 г. и предполагал переход мировой денежной системы с золотого стандарта к плавающим валютным курсам (базовой единицей для Ямайской концепции принимается американский доллар).

Региональная обособленность европейской валютной системы преследовала одну главную цель - устранение зависимости европейских денег от USD. В связи с этим были проделаны следующие шаги: 1) определен круг стран-участниц евро-сообщества, которых изначально насчитывалось восемь, а к текущему моменту выросло до семнадцати; 2) за счет взносов этих стран организован Евро-фонд валютного сотрудничества, который используется в качестве финансовой опоры в кризисных ситуациях, а также в целях удержания стоимости денег в рамках приемлемого валютного коридора; 3) создана европейская денежная единица ЭКЮ, которая с 1999 г. трансформировалась в EURO.

Такое экономическое обособление внутри образовавшейся евро-структуры позволило устранить барьеры в движении капиталов, товарообороте и перемещении рабочей силы, что в конечном итоге отразилось на экономической мощности отдельно взятых стран-участниц.

В 1999 г. Европейская валютная система модифицировалась в Европейский Союз или Еврозону. Тогда же были опубликованы финансово-экономические нормативы страны, требуемые для принятия любого государства в состав Еврозоны (т.н. Маастрихтские критерии). В том же году в безналичное обращение была запущена новая региональная денежная единица ЕВРО (созданная на базе ЭКЮ), которая уже в январе 2002 г. получила материальное воплощение в виде банкнот и монет.

Таким образом, помимо накопления опыта исследования валютно-финансовой интеграции, изучение последних изменений на финансовых рынках ЕС в результате введения евро имеет для Республики Беларусь непосредственное практическое значение, которое и определяет актуальность данного исследования.

Предмет исследования стал процесс интеграции финансовых рынков государств Европейского Союза на основе введения единой европейской валюты.

Объектом исследования явились единая валютная система ЕС, созданная на основе введения евро.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изучения процесса валютно-финансовой интеграции стран Европейского Союза проанализировать конкретные механизмы интеграции финансовых рынков и возможные последствия валютно-финансовой интеграции. Для достижения указанной цели в процессе исследования поставлены следующие теоретические и практические задачи:

рассмотрена история валютного сотрудничества в Европе;

проанализировано строительство Европейской валютной системы;

определены основные перспективы расширения зоны евро.

Теоретическую основу курсового исследования составили работы ведущих зарубежных и отечественных ученых.

Методологической основой курсовой работы явились принципы диалектической логики, системного анализа и синтеза, выявление причинно-следственных связей.

Практическая значимость курсового исследования заключается в разработке теоретических основ комплексного изучения интеграционных процессов в валютной и финансовой сферах при анализе валютно-финансовой интеграции.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы в интеграционных процессах в рамках СНГ, при создании Союзного государства России и Белоруссии. Материалы курсовой работы могут применяться в процессе преподавания учебных курсов в высших учебных заведениях.

Глава 1. История валютного сотрудничества в Европе

.1 Монетные союзы

Первые монетные союзы возникли в Средневековье на территории современной Германии. В XIX в. создание монетных союзов происходило на фоне образования национальных государств, быстрого развития финансовой системы и использования золота в качестве главного денежного металла.

Монетные союзы средневековой Ганзы. Уже в XIII в. немецкие города достигли значительного промышленного развития. Однако к этому времени в Германии еще не сложился единый внутренний рынок, поэтому торговля развивалась преимущественно с другими землями. По рекам товары доставлялись в порты Балтийского моря, а оттуда морским путем шли на запад до Брюгге и Лондона, на север в Скандинавию и на восток до Пскова и Новгорода.

Ганза - политический и торговый союз городов Северной Германии - возник в середине XIII в. Его главным городом был Любек, а участниками - Гамбург, Бремен, Люнебург, Кёльн, Висмар, Росток, Щецин и др. [2, с. 11]. В отношениях с внешним миром Ганза выступала как коллективный субъект публичного права и пользовалась независимой политической властью. Она имела собственный флот и армию, обеспечивавшую безопасность торговых путей.

Ганзейские купцы продавали традиционные для Восточной и Северной Европы товары: лес, воск, янтарь, смолы, пушнину, рожь и пшеницу. На вырученные деньги они покупали соль, сукно и вино. Доходы от тяжеловесных и недорогих товаров были скромными, а затраты на риск - значительными. По оценкам, норма прибыли составляла не более 5%. Это заставляло торговцев использовать все возможные способы экономии. Одним из них было упорядочение денежного обращения и снижение затрат на валютообменные сделки.

В конце XIV - первой половине XV столетия на немецких землях было создано несколько монетных союзов. Самыми представительными из них были Вендский 1379 г. и Ганзейский, или Любеке кий 1392 г. [2, с. 11]. В каждый из них входило несколько городов, однако общего монетного союза всех ганзейских городов никогда не существовало. Монетные союзы регулировали пробу, объем чеканки и массу серебряных монет. Осуществлялся выпуск монет единого образца, в частности, дрейлингов (3 пфеннига, или 1/4 шиллинга), зекслингов (6 пфеннигов, или 1/2 шиллинга), шиллингов, двойных шиллингов и марок. Данные монеты имели хождение не только в Германии, но и в соседних землях, принимались в оплату товаров по всей Скандинавии.

Коллективные деньги, впервые выпущенные монетными союзами Ганзы, были призваны расширить масштабы денежного пространства, которое перестало отвечать возросшим потребностям экономики. Они также позволили снизить издержки обращения, увеличить его скорость и повысить доверие к валюте.

Объединение немецких денежных систем. Со второй половины XVIII столетия в Европе получили распространение бумажные деньги. В XIX в. развернулся процесс формирование национальных государств, утвердилась государственная монополия на эмиссию денежных знаков, возникли единые эмиссионные центры - центральные банки.

На начало XIX в. территория будущей Германской империи представляла собой 39 независимых государств, каждое из которых выпускало собственные деньги. В 1833 г. немецкие земли заключили соглашение о таможенном союзе. В 1837 г. государства Юга договорились ввести в качестве единых денег гульден, или флорин Баварии - самого сильного государства региона. Годом позже аналогичный союз образовали государства Севера, а их общей валютой стал талер Пруссии. Одновременно южный и северный союзы заключили Дрезденскую монетную конвенцию, которая зафиксировала обменное соотношение между талером и гульденом. Документ также вводил общую денежную единицу - ферейнсмюнце. Гульден и талер стали обращаться параллельно на равных правах и при одинаково жестких условиях эмиссии.

В 1857 г. в связи с присоединением к немецкому таможенному союзу Австрии между участниками была подписана Венская монетная конвенция, учредившая общую денежную единицу - ферейнсталер. Ферейнсталер пересчитывался в прусский талер по курсу 1:1, а в баварский флорин - по курсу 1:13/4, что и предопределило судьбу баварской валюты: операции с дробями были неудобны в ежедневных расчетах, спрос на флорин упал, и вскоре монетные дворы перестали его чеканить. Прусская валюта лучше выполняла функции меры стоимости и средства обращения, чем баварская, хотя в обоих случаях речь шла о полноценных монетах из серебра. Данное обстоятельство помогло Пруссии закрепить за собой роль сильнейшего из германских государств. После объединения немецкого государства в 1871 г. его новая валюта - марка - была создана на базе талера, а единый центральный банк - на основе Банка Пруссии [2, с. 24].

Латинский монетный союз был создан в 1865 г. по инициативе Франции. В него также вошли Бельгия, Италия и Швейцария. К этому времени денежные системы всех четырех стран были идентичны французской. Все они базировались на биметаллизме - одновременном обращении серебряных и золотых монет, номинальная стоимость которых совпадала. Пятым членом союза в 1869 г. стала Греция. К концу XIX в. еще 18 стран, помимо участников Латинского монетного союза, имели денежные единицы, эквивалентные французскому франку.

Целью Латинского монетного союза являлось создание валютно-торгового блока, который позволил бы его участникам укрепить международные позиции, особенно в отношении основных конкурентов - Великобритании и Германии. Франция видела в расширении зоны франка фактор усиления своего политического влияния в Европе. Союз предусматривал свободную чеканку монет из золота и серебра при их ценностном соотношении 1:15,5. Устанавливались характеристики монет, потолок выпуска серебряных монет и особый порядок их обращения. Монеты пяти стран свободно обращались и принимались к оплате в других государствах- членах. В 1883 г. доля монет стран-партнеров в общей стоимости денежной массы составляла в Италии - 26%, Франции - 46, Бельгии - 58, Швейцарии - 88% [2, с. 27].

В 1867 г. в Париже состоялась первая международная конференция по валютным вопросам. Она признала золото мировыми деньгами и заложила принципы первой мировой валютной системы на основе золотого (золотомонетного) стандарта. После значительного обесценения серебра в 1873- 1876 гг. участники союза договорились постепенно выводить его из обращения и начать совместный переход к золотому стандарту. Они сначала ограничили, а с 1878 г. вовсе прекратили чеканку серебряных монет.

Соглашения о Латинском монетном союзе регулировали обращение монет, но не бумажных денег. Этим воспользовалась Италия: для пополнения казны она печатала необеспеченные банковские билеты, которые попадали в другие страны союза, вызывая рост цен и расстройство денежного обращения. Латинский монетный союз фактически перестал действовать с началом Первой мировой войны, хотя официально был распущен в 1927 г.

Скандинавский монетный союз возник в 1872 г. по инициативе Швеции, к который присоединились Норвегия и Дания. Традиционно все три страны имели серебряный стандарт, монеты каждой из них свободно принимались в двух других.

Союз предусмотрел введение общей денежной единицы - золотой кроны, поскольку на золотой стандарт к тому времени перешли ближайшие соседи и главные торговые партнеры Скандинавских стран - Великобритания и Германия. По правилам союза разменные монеты из серебра и бронзы имели хождение на всей территории союза. Их выпуск не ограничивался, но по первому требованию партнеров страна-эмитент должна была изъять свою разменную монету с их территории. С 1885 г. центральные банки трех стали предоставлять друг другу взаимные кредиты для покрытия возникавшего в расчетах отрицательного сальдо, что сократило затраты на физическое перемещение золота. Тогда же были введены общие правила выпуска и обращения бумажных денег.

Монетный союз способствовал выравниванию цен и процентных ставок в Скандинавских странах, однако не стимулировал рост взаимной торговли, поскольку все три страны производили идентичные товары, их хозяйства слабо дополняли друг друга. Первая мировая война привела к приостановке, а потом и к прекращению деятельности союза.

1.2 Европейский платежный союз

До Первой мировой войны главной мировой валютой был британский фунт стерлингов. В период между войнами с ним стал конкурировать американский доллар. Его лидирующую роль закрепила созданная в 1944 г. Бреттон-Вудская международная валютная система. В ходе Второй мировой войны валюты европейских стран сильно обесценились и перестали быть конвертируемыми. Из-за высокой инфляции доверие к ним было подорвано, а официальный валютный курс не соответствовал рыночному.

Экспортеры отказывались поставлять товары за французские франки, немецкие марки или итальянские лиры. Единственными надежными деньгами были доллары, которых в Европе остро не хватало. Как следствие, платежи между западноевропейскими странами осуществлялись в форме двустороннего клиринга, что препятствовало росту торговли и восстановлению экономики.

С июля 1950 г. начал действовать Европейский платежный союз (ЕПС), в который вошли 17 западноевропейских государств: Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, ФРГ, Швейцария и Швеция. Союз преследовал три основные цели: 1) ликвидировать все виды двусторонних расчетов и заменить их системой многостороннего клиринга; 2) упразднить валютные и внешнеторговые ограничения; 3) восстановить конвертируемость валют.

Роль расчетной палаты взял на себя Банк международных расчетов в Базеле (БМР), он же управлял ресурсами союза. Банк ежемесячно проводил зачеты взаимных требований по текущим операциям и выводил кумулятивное (активное или пассивное) сальдо для каждой страны. По этим сводным сальдо страны рассчитывались напрямую с БМР. При пассивном сальдо должники оплачивали его частично долларами и золотом, а частично - кредитами, которые выдавал БМР. Данный механизм действовал в отношении платежей по обмену товарами, услугами, переводу капиталов и погашению двусторонних кредитов. ЕПС имел свою счетную единицу, равную по стоимости 0,88867 г чистого золота, что соответствовало золотому паритету доллара США [7, с. 130].

Описанные меры позволили перевести расчеты между странами Западной Европы с двустороннего клиринга на гораздо более удобный - многосторонний.

Новая система расчетов содействовала развитию взаимной торговли и расширению ее географии. За пять лет (с 1953 по 1958 г.) стоимость импорта стран ЕПС из других государств- партнеров выросла в 2 с лишним раза. С 1 января 1959 г. была введена обратимость (конвертируемость) основных западноевропейских валют по текущим операциям. К этому времени были отменены основные валютные ограничения и проведена либерализация торговли. Таким образом, ЕПС успешно выполнил свои задачи.

Ключевую роль в создании ЕПС сыграли Соединенные Штаты. Участие в нем было непременным условием для получения американской помощи по линии «плана Маршалла».

Возрождение экономики стран Западной Европы, восстановление конвертируемости их валют и либерализация международной торговли отвечали долгосрочным целям США - закрепить присутствие американских ТНК и своей валюты в регионе.

1.3 Валютная интеграция в ЕЭС

Дальнейшее развитие валютного сотрудничества происходило в рамках европейских сообществ. До появления единой европейской валюты в этой сфере было реализовано с разным результатом три крупных проекта: план Вернера, «валютная змея» и европейская валютная система.

План Вернера. К концу 1960-х годов в ЕЭС уже действовали таможенный союз и общая аграрная политика. На фоне этих успехов в 1971 г. был утвержден план построения валютного союза. Группу его разработчиков возглавил Премьер- министр Люксембурга Пьер Вернер, поэтому программу стали неофициально называть его именем.

Валютный союз предполагалось построить за 10 лет - к 1980 г. Для этого планировалось:

ввести полную взаимную конвертируемость валют;

обеспечить свободу передвижения капиталов;

объединить официальные золотовалютные резервы стран ЕЭС;

сократить пределы курсовых колебаний до ± 1,2%, а потом твердо зафиксировать кусы и перейти к единой валюте.

Однако с самого начала план потерпел неудачу. Его обусловили три причины. Первая - решение США прекратить с 15 августа 1971 г. обмен долларов на золото по официальной цене 35 долл. за 1 тройскую унцию [7, с. 132]. Это положило конец золотодевизному стандарту и Бреттон-Вудской валютной системе. Золотое содержание валют (на основе которого устанавливались обменные курсы) перестало существовать. Мир раз и навсегда перешел к плавающим курсам, тогда как план Вернера базировался на фиксированных.

Вторая причина - нефтяной кризис 1973 г., вызвавший в странах Запада глубокую рецессию и всеобщий рост цен. При этом инфляционные процессы развивались неравномерно: в одних странах национальные деньги теряли покупательную способность быстро, а в других - медленно. Соответственно курсы одних валют снижались, а курсы других стояли на месте или даже повышались. В этих условиях невозможно было удержать западноевропейские валюты в узком диапазоне колебаний.

Третья причина - незрелость экономической интеграции. К моменту оглашения плана Вернера в ЕЭС имелся таможенный союз, но не было единого внутреннего рынка, который сформировался лишь 20 лет спустя - в начале 1990-х годов. Но как показала дальнейшая практика, нельзя создать валютный союз без свободного движения капиталов и услуг. Валютный союз не может действовать без проведения государствами-членами общей экономической политики. В 1970-е годы страны ЕС только приступили к простейшей координации своих экономических планов.

«Валютная змея». Начавшийся в 1971 г. переход к плавающим курсам имел для Западной Европы гораздо более тяжелые последствия, чем для Соединенных Штатов. В отличие от США, у стран ЕЭС не было обширного экономического и финансового пространства и полного цикла производства основных товаров. Все они сильно зависели от торговли с соседями, которая отныне была сопряжена с большими валютными рисками. Производители из стран с устойчивыми валютами отказывались заключать экспортные контракты в дешевевших валютах стран-покупателей, поскольку это сокращало их экспортную выручку. А покупатели из тех стран, чьи валюты обесценивались, не могли оплачивать импорт в дорожавшей иностранной валюте.

апреля 1972 г. шесть стран ЕС создали механизм совместного плавания своих валют, который получил неофициальное название «валютная змея» или «змея в туннеле». По сути, это был валютный коридор с довольно узкими рамками, а именно: ±1,125%. После его введения график валютного курса отдельной валюты напоминал движущуюся в туннеле змею (отсюда и название механизма). Каждая страна имела право провести девальвацию или ревальвацию национальной валюты, т.е. официально понизить или повысить курс, а потом снова поддерживать его в рамках коридора. Дополнительно все шесть валют привязывались к доллару США в диапазоне ±2,25%. Иными словами, механизм состоял из двух коридоров: узкого европейского и более широкого - долларового. Последний существовал менее года - до марта 1973 г. [7, с. 133]

Для удержания курсов в рамках коридора вводился механизм валютных интервенций. При обесценении валюты национальный центральный банк скупал ее, а при удорожании - продавал и скупал иностранную валюту. Финансирование этих операций осуществлялось посредством кредитов, которые центральные банки стран-членов предоставляли друг другу. Кредиты в форме своп выдавались сроком на 45 дней, а в исключительных случаях - на срок до пяти месяцев. Также для финансирования интервенций в апреле 1973 г. был образован Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС). Он объединил часть ресурсов национальных центральных банков и еще получил средства от ЕЭС в виде уставного капитала.

В мае 1972 г. к механизму коллективного плавания примкнули Великобритания, Дания, Ирландия и Норвегия, планировавшие вступить в ЕЭС. В разное время в «валютной змее» участвовали Австрия и Швеция, не являвшиеся членами ЕЭС. Однако механизм функционировал отнюдь не гладко. Его участники часто прибегали к девальвациям (ФРГ - к ревальвации), покидали механизм и вновь возвращались в него. Тем не менее «валютная змея» позволила уменьшить колебания между западноевропейскими валютами, что облегчало движение товаров, капиталов и услуг при переходе к плавающим курсам. Данный механизм стал единственным воплощенным в жизнь пунктом плана Вернера.

Европейская валютная система. Как отмечалось, в «валютной змее» курсы западноевропейских валют привязывались к доллару и друг к другу. Но одной стабильной европейской валюты, которая могла бы служить для них ориентиром, не существовало. Между тем в 1973 г. была создана европейская расчетная единица. Она представляла собой валюту-корзину, составленную из девяти валют стран - членов ЕЭС, взятых в определенной пропорции.

Европейская расчетная единица стала использоваться в межгосударственных расчетах стран ЕЭС и в расчетах с некоторыми третьими странами. На нее были переведены бюджет и статистика всех трех сообществ - ЕЭС, ЕОУС и Евратома.

марта 1979 г. вступила в действие Европейская валютная система (ЕВС), ее участниками стали девять государств - членов ЕЭС. Данная система (в этом заключалось ее главное преимущество) объединила коллективную единицу и механизм совместного плавания валют.

Коллективной расчетной единицей ЕВС стала вновь созданная Европейская валютная единица - ЭКЮ. Ее курс определялся на основе корзины, состав которой пересматривался один раз в несколько лет. Курс национальных валют государств-членов стал привязываться к ЭКЮ. Допустимые пределы отклонений составляли ±2,25% (в отдельных случаях ±6%) [18, с. 247]. На протяжении 1980- х годов сфера применения ЭКЮ заметно расширилась. Она стала использоваться в международных расчетах и в качестве резервной валюты. В ЭКЮ велись бюджет и статистика ЕЭС, выпускались государственные ценные бумаги. Европейский инвестиционный банк стал выдавать кредиты в ЭКЮ. Благодаря наличию коллективной денежной единицы через несколько лет органам ЕЭС удалось вывести валютное сотрудничество на качественно новый уровень.

Механизм совместного плавания был значительно усилен. Во-первых, увеличились средства для проведения валютных интервенций. Страны ЕС внесли в ЕФВС 20% своих официальных золотодолларовых резервов и получили выпущенные взамен ЭКЮ. Благодаря этому фонд увеличил максимальные сроки кредитования до двух-пяти лет. Во-вторых, интервенции стали двусторонними. Отныне их проводил не только центральный банк той страны, валюта которой дешевела, но и его визави - эмитент дорожавшей валюты. В-третьих, появились превентивные интервенции. Теперь они начинались не в момент, когда курс опускался до предельной отметки, а когда он пересекал границы внутреннего (более узкого) коридора.

В 1992-1993 гг. ЕВС пережила тяжелый кризис. Он начался с провала проведенного в Дании 2 июня 1992 г. референдума о ратификации Маастрихтского договора. По мнению финансовых операторов, это могло означать, что введение единой европейской валюты не состоится и, следовательно, наиболее слабые из западноевропейских валют будут девальвированы. Вскоре начались массированные атаки на фунт стерлингов и другие валюты, привязанные к ЭКЮ.

Почти целый год центральные банки стран ЕЭС боролись за стабилизацию валютных рынков: они поднимали процентные ставки и проводили дорогостоящие валютные интервенции. В результате кризиса были девальвированы: итальянская лира, испанская песета, португальский эскудо, ирландский фунт и привязанная к ЭКЮ в одностороннем порядке шведская крона. Только благодаря беспрецедентным совместным усилиям удалось спасти от девальвации французский франк. Италия и Великобритания покинули механизм обменных курсов. Чтобы вернуть ЕВС к жизни и повысить ее устойчивость, Совет ЕС расширил допустимые пределы курсовых колебаний до ±15%. Это правило вступило в силу 2 августа 1993 г. и действовало до конца 1998 г., после чего последовал переход на евро [18, с. 247].

Несмотря на сбои, ЕВС, безусловно, выполнила свою экономическую и политическую миссию. Сокращая амплитуду курсовых колебаний, она улучшала условия для многосторонних расчетов и таким образом содействовала экономической консолидации региона. Расширение сферы применения ЭКЮ снижало зависимость Западной Европы от динамики доллара и хозяйственной конъюнктуры в США. Страны и управляющие органы ЕЭС приобрели богатый опыт валютного сотрудничества в условиях плавающих курсов, без которого было бы невозможно создание Экономического и валютного союза.

Первые монетные союзы средневековой Ганзы создавались для того, чтобы расширить рамки финансового пространства, упростить и удешевить расчеты. Монетные союзы XIX в. возникали на фоне формирования национальных государств, утверждения золота в качестве главного денежного металла и распространения бумажных денег. Их участники стремились не только расширить финансовое пространство, но также укрепить свои международные позиции.

В рамках ЕЭС валютное сотрудничество началось с неудавшейся попытки создать валютный союз на основе плана Вернера. Единственной реализованной его частью явился стартовавший в 1973 г. механизм совместного плавания валют - так называемая валютная змея. В 1979 г. на ее основе была введена в действие Европейская валютная система. Она связала воедино механизм регулирования обменных курсов и европейскую расчетную единицу - ЭКЮ. Система внесла существенный вклад в процесс экономического объединения Западной Европы и заложила базу для перехода к Экономическому и валютному союзу.

Глава 2. Строительство Европейской валютной системы

.1 Задачи и график строительства ЕВС

Валютная система ЕС начала функционировать 1 января 1999 г., когда в безналичное обращение была введена единая европейская валюта евро. Европейский валютный Союз (ЕВС) стал первым и пока единственным в мире региональным объединением, перешедшим к четвертой стадии интеграции. Первое десятилетие функционирования ЕВС доказало успешность проекта, его исключительную значимость как для европейской интеграции в целом, так и для государств - членов ЕС.

Задачи ЕВС. Валютный союз создавался для достижения трех взаимосвязанных целей: 1) придать новый импульс развитию европейской интеграции; 2) стимулировать рост; 3) усилить роль ЕС в мире.

Дальнейшее развитие интеграции было необходимо и возможно, поскольку к 1993 г. в Сообществе практически завершилось формирование единого внутреннего рынка (EBP). Чтобы рынок ЕС был максимально приближен по своим характеристикам к национальному (например, такому, как в США), не хватало единой валюты. Создание EBP значительно усилило экономическую взаимозависимость стран ЕС. В конце 1990-х годов на партнеров по группировке приходилось 61% их внешней торговли и 65% прямых зарубежных инвестиций. Столь тесное переплетение национальных хозяйств уже требовало общего экономического курса, а не простой координации экономической политики, практиковавшейся с 1970-х годов [7, с. 204].

В 1980-е годы изменилась природа мировых финансовых рынков. Многократно возросли их объемы, усилилась мобильность капиталов благодаря повсеместной отмене валютных ограничений и развитию информационных технологий. Огромные средства стали перемещаться из одной части мира в другую простым нажатием клавиши, что спровоцировало серию региональных валютно-финансовых кризисов. Первым из них стал кризис Европейской валютной системы (ЕВС), разразившийся летом 1992 г. (подробнее об этом было сказано в 1 главе). В результате кризиса были девальвированы фунт стерлингов, итальянская лира, испанская песета, португальский эскудо, греческая драхма и ирландский фунт. Спасая от обесценения французский франк, центральные банки шести стран ЕС истратили на его поддержку 150 млрд. долл. Хотя к 1992 г. план строительства ЕВС уже был согласован, кризис укрепил уверенность руководства ЕС в правильности принятых решений [7, с. 204].

Для перехода на евро государствам-членам требовалось выполнить маастрихтские критерии: снизить инфляцию и процентные ставки, а также оздоровить государственные финансы. Это, в свою очередь, обещало улучшить инвестиционный климат в зоне евро и создать долгосрочные условия для устойчивого роста.

Введение единой валюты повышало качество единого внутреннего рынка ЕС, что открывало для компаний новые возможности производства и сбыта товаров. Более широкий внутренний рынок также должен был усилить конкуренцию между предприятиями разных стран, заставив их повышать рентабельность. Этому способствовало и то, что цены внутри зоны евро становились прозрачными, хорошо сравнимыми, ведь колебания обменных курсов больше не маскировали разницу в цене товара. Внутри валютного союза исчезали расходы на конвертирование (например, голландских гульденов в испанские песеты). Устранялись колебания валютных курсов и, следовательно, расходы на страхование валютных рисков.

Становление евро как второй по значению мировой валюты должно было существенно укрепить глобальные позиции Европейского Союза, усилить его голос в МВФ и других международных организациях. Создание единой валюты улучшало условия расчетов зоны евро с ее внешними партнерами. Используя евро, а не доллары, для совершения экспортно-импортных сделок, проведения банковских и валютных операций, страны ЕС больше не подвергались валютному риску, что снижало их зависимость от экономической политики США. Впоследствии эти ожидания целиком оправдались.

Падение берлинской стены и перспектива сближения западной и восточной частей Европы требовали, чтобы ЕС стал более сильным мировым игроком. Формирование ЭВС как нельзя лучше отвечало этим вызовам: валютный союз усиливал интеграционные связи внутри ЕС, а единая валюта подкрепляла его новые международные амбиции.

График строительства ЕВС. История Валютного союза начинается с «доклада Делора». Так неофициально назывался итоговый документ, подготовленный в 1989 г. рабочей группой во главе с председателем Европейской комиссии Жаком Делором. Группа пришла к выводу, что странам ЕС необходимо полностью отменить ограничения на движение капиталов внутри группировки, объединить финансовые рынки, достичь полной конвертируемости национальных валют и в дальнейшем перейти к единой денежной единице.

С 1 июля 1990 г. Сообщества приступили к реализации программы. Формально же ее санкционировал Договор о Европейском Союзе, подписанный в феврале 1992 г. Он официально провозгласил цель создать Экономический и валютный союз и ввести единую валюту. Предусматривалось также создание Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), состоящей из национальных центральных банков и Европейского центрального банка (ЕЦБ), который имел бы исключительное право определять денежно-кредитную политику валютного союза.

Строительство ЕВС проходило в три этапа. В течение первого этапа (вторая половина 1990 г. - 1993 г.) было завершено формирование единого внутреннего рынка, разработаны механизмы сближения макроэкономических показателей стран-членов и проведена либерализация движения капиталов внутри ЕС.

В задачу второго этапа (1994-1998) входила подготовка институциональной, административной и юридической базы валютного союза. Были разработаны правила функционирования ЕСЦБ и методы координации экономической политики государств-членов. В мае 1998 г. был образован Европейский центральный банк, а Европейский совет определил круг стран, которые первыми перешли на евро с января 1999 г.

В ходе третьего этапа (1999-2002) страны ЕС перешли к общей экономической и единой денежно-кредитной политике. С 1 января 1999 г. 11 государств ЕС ввели евро в безналичное обращение. Все основные инструменты денежно-кредитной политики (установление ставок, проведение операций на открытом рынке, эмиссия денежных знаков) перешли от национальных центральных банков к ЕЦБ. С 1 января 2002 г. началось обращение банкнот и монет евро параллельно с национальными. Через два месяца, с 1 марта 2002 г. единственным законным платежным средством на территории зоны евро стала единая европейская валюта. Национальные денежные знаки утратили эту роль, хотя еще в течение длительного времени обменивались на евро уполномоченными банками.

2.2 Преимущества и риски перехода на единую валюту

Введение в 2002 г. единой валюты в наличное обращение ознаменовало завершение третьего этапа строительства ЕВС. В 1999 г. безналичный евро был введен в 11 странах ЕС: Германии, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Ирландии, Испании, Португалии, Финляндии и Австрии. Годом позже к ним примкнула Греция. Остальные члены ЕС-15 - Великобритания, Дания и Швеция - решили остаться вне зоны евро. В 2004-2007 гг. к Евросоюзу присоединились 12 новых стран, заявивших о намерении как можно скорее ввести единую валюту. Первой из этих стран на евро перешла Словения (2007), за ней последовали Мальта и Кипр (2008), а также Словакия (2009). С 1 сентября 2011 г. семнадцатым участником ЭВС станет Эстония [7, с. 416].

Процедура присоединения страны к зоне евро закреплена в ст. 122-123 Договора о ЕС. ЕЦБ ежегодно публикует доклад о конвергенции, в котором оцениваются результаты выполнения маастрихтских критериев. Аналогичный доклад готовит Европейская комиссия. Когда страна выполняет все без исключения маастрихтские критерии, она направляет заявку в ЕЦБ и Европейскую комиссию с просьбой рассмотреть возможность ее перехода на евро. Названные институты изучают национальное досье и готовят отчеты, которые передаются в Совет ЕС. Он проводит консультации с Европейским парламентом и представляет итоговое заключение главам государств и правительств стран ЕС, которые принимают окончательное решение.

Согласно Маастрихтскому договору все члены ЕС обязаны рано или поздно перейти на евро. Только Великобритания и Дания закрепили за собой право не переходить к третьему этапу строительства ЕВС - к единой валюте, подписав специальные протоколы к указанному Договору. При этом они имеют право войти в валютный союз при условии выполнения критериев конвергенции.

Все страны - аутсайдеры валютного союза, кроме Великобритании и Дании, должны иметь национальную стратегию перехода на евро и определиться со временем такого перехода. Для национальной экономики может быть опасным как слишком поспешное вступление в валютный союз, так и длительное нахождение за его пределами.

Преимущества перехода на евро. Немедленными и очевидными выгодами от введения единой валюты являются: снижение трансакционных издержек (в основном конверсионных) и устранение валютных колебаний. По данным Европейской комиссии, экономия на трансакционных издержках может достигать 1% ВВП. Единая валюта делает цены внутри зоны евро более сопоставимыми. Импортерам становится проще сравнивать цены предложения на один и тот же товар и выбирать наиболее выгодные условия поставки. Правда, одновременно сравнимость цен усиливает конкуренцию и может осложнять положение компаний-экспортеров.

В результате перехода на евро страны получают валюту с более высокой степенью интернационализации, чем их прежние национальные денежные единицы. Евро обменивается на большинство других валют мира проще и с меньшими издержками, чем национальные валюты. Так, спреды (разница между курсом продавца и покупателя) в паре евро - доллар гораздо уже, чем в парах датская крона - доллар или польский злотый - доллар, поскольку первый рынок в сотни раз больше, чем два других. Аналогичным образом евро ежедневно обменивается почти на все валюты мира, тогда как болгарский лев напрямую поменять на украинскую гривну или турецкую лиру практически невозможно. В таких случаях обмен идет через евро с соответствующим ростом затрат.

Страны, вступающие в зону евро, получают возможность использовать теперь уже свою (евро) национальную валюту для совершения внешнеторговых сделок. Заключение импортных и экспортных контрактов в национальной валюте резко сокращает курсовые риски местных компаний и расширяет их поле деятельности. Сейчас предприниматели, например из Венгрии, не могут закупать товары за рубежом за венгерские форинты. Им приходится конвертировать форинты в евро, что связано с дополнительными издержками и рисками.

В долгосрочном плане переход на евро сулит значительные макроэкономические выгоды. Считается, что участие в валютном союзе повышает макроэкономическую стабильность в стране, поскольку на нее распространяется действие единой денежно-кредитной политики ЕЦБ и Пакта стабильности и роста. Главной целью ЕЦБ, напомним, является поддержание стабильности цен в зоне евро, а Пакт стабильности и роста призван уберечь страны ЕС от чрезмерного дефицита госбюджета. Хотя Пакт действует в отношении всех государств - членов ЕС, к участникам зоны евро он применяется более жестко. Низкие процентные ставки и сбалансированный государственный бюджет обычно улучшают инвестиционный климат в стране и создают условия для устойчивого роста.

Введение евро также должно стимулировать приток прямых зарубежных инвестиций за счет снижения волатильности (амплитуды и частоты колебаний) обменного курса и процентных ставок. Участие в зоне евро улучшает для компаний доступ на финансовые рынки соседних стран и способствует развитию взаимной торговли между участниками валютного союза.

Риски перехода на евро в основном связаны с потерей независимой денежно-кредитной и валютной политики. Соответствующие инструменты обычно используются правительствами в качестве мер антициклического регулирования.

Понижая процентную ставку (ставку рефинансирования), центральный банк страны удешевляет стоимость кредитов для юридических и физических лиц. Это стимулирует инвестиционную активность и содействует экономическому росту. Повышая процентную ставку, центральный банк, наоборот, ужесточает условия кредитования реального сектора, что помогает предотвратить перегрев экономики и наступление кризиса. Более высокая ставка процента также препятствует росту инфляции. Вступив в валютный союз, страна не может по своему усмотрению изменять процентную ставку и объемы денежной эмиссии: эти решения переходят в компетенцию ЕЦБ.

Если экономический цикл в конкретной стране не совпадает с циклом в зоне евро, денежно-кредитная политика ЕЦБ может наносить ущерб национальной экономике. В одних случаях ставка ЕЦБ будет слишком высокой, а в других - слишком низкой. То же касается объемов эмиссии. Обычно дополнительная эмиссия проводится для расширения спроса и общего стимулирования экономики. Она полезна в стадии рецессии и оживления, но противопоказана в стадии активного подъема.

Присоединение к валютному союзу лишает национальные власти права изменять курс национальной валюты. Обычно государства прибегают к снижению курса национальной валюты в условиях рецессии, чтобы повысить конкурентоспособность своих товаров за рубежом (за счет снижения их стоимости в иностранных валютах) и таким образом стимулировать экспорт. Одновременно происходит удорожание импорта, что стимулирует развитие отечественных импортозамещающих производств. В итоге реальный сектор получает новые источники роста, расширяется приток иностранных инвестиций, улучшается состояние платежного баланса. Страны, находящиеся внутри зоны евро, не могут понижать курс своей валюты по отношению к валютам стран-партнеров. Например, до перехода на евро Италия часто проводила девальвации лиры, теперь она лишена этого права.

Фактически страна теряет возможность снижать курс национальной валюты не с момента вступления в валютный союз, а с момента подключения к механизму обменных курсов. Напомним, что сейчас в нем участвуют страны Балтии и Дания. В Болгарии курс национальной валюты - лева - жестко привязан к евро в рамках режима валютной палаты. С началом в 2008 г. глобального экономического кризиса ни одна из этих стран не смогла использовать валютную политику для поддержки национальной экономики.

Со времени введения евро в 1999 г. к валютному союзу присоединились шесть стран: Греция, Словения, Кипр, Мальта, Словакия и Эстония. Согласно Маастрихтскому договору, все члены ЕС, кроме Великобритании и Дании, обязаны рано или поздно перейти на евро. Для вступления в валютный союз страна должна выполнить все критерии номинальной конвергенции.

Каждая страна должна правильно определить срок вступления, а также найти баланс между потенциальными выгодами и издержками данного шага. К преимуществам единой валюты относят снижение транзакционных издержек, повышение степени международного использования валюты, долгосрочную макроэкономическую стабильность, устойчивость валютного курса, а также улучшение инвестиционного климата и расширение доступа на зарубежные рынки. Главный риск перехода на единую валюту связан с затруднением антициклического регулирования из-за утраты независимой денежно-кредитной и валютной политики.

Глава 3. Особенности расширения Европейской валютной системы евро

валюта евро литва браун

Группа аутсайдеров валютного союза неоднородна по своему составу. Одни страны добровольно воздерживаются от перехода евро, тогда как другие пока не могут выполнить критерии членства. В 1992 г. при подписании Договора о ЕС Великобритания и Дания добились так называемой оговорки о «не участии», которая позволяет им оставаться вне зоны евро сколь угодно долго. Остальные государства - члены ЕС обязаны рано или поздно ввести единую валюту.

Великобритания может в перспективе перейти на евро, если решение о неучастии будет отменено по итогам национального референдума и страна выполнит все критерии конвергенции.

В середине 1990-х годов в Великобритании развернулась широкая дискуссия о том, следует ли стране переходить на единую валюту. В 1997 г. министр финансов Гордон Браун огласил условия, при которых отказ от национальной валюты будет целесообразен. Так называемые пять тестов Гордона Брауна сводятся к следующему:

структуры экономики Великобритании и стран зоны евро должны быть совместимыми, а их экономические циклы синхронными;

экономическая система Великобритании должна быть достаточно гибкой, чтобы при необходимости страна могла решать возникающие макроэкономические проблемы;

введение евро должно улучшать условия для компаний, принимающих решения о долгосрочных инвестициях в экономику страны;

введение евро должно способствовать укреплению конкурентных позиций британского сектора финансовых услуг, особенно крупного банковского бизнеса Сити.

введение евро должно стимулировать экономический рост, занятость и содействовать макроэкономической стабильности.

В 2003 г. в Великобритании был обнародован доклад о выполнении данных требований. Согласно ему, из пяти критериев соблюдалось два - по инвестициям и финансовым услугам. Эксперты отмечали, что из-за перехода на евро страна в случае кризиса не сможет понизить курс национальной валюты, что приведет к росту безработицы и сокращению промышленного производства.

На практике Великобритания выполняет все маастрихтские критерии, кроме участия в МОК-2. Однако руководство страны сохраняет нейтральное отношение к евро. Оно обусловлено несколькими факторами: особым положением Великобритании в ЕС и ее тесными связями с США, ролью Лондона как одного из главных мировых финансовых центров, а также некоторыми особенностями британской экономики, например, ее самообеспеченностью энергоресурсами.

Дания вынесла вопрос об отмене «оговорки о неучастии» на всеобщий референдум в 2000 г. Результаты голосования оказались отрицательными. Повторно вопрос об отмене оговорки был поднят в 2007 г., новый референдум проходил в 2011 г. На начало 2014 года Дания в ходе референдумов решила сохранить национальную валюту [23].

Страна в течение нескольких последних лет выполняет все маастрихтские критерии. С 1 января 1999 г. датская крона успешно участвует в МОК-2. С началом мирового глобального кризиса Дании стало сложнее поддерживать курс национальной валюты к евро. По мнению управляющего Национальным банком Дании Нильса Бернштейна, страна вынуждена платить высокую цену за принятое в свое время решение оставаться вне еврозоны.

Швеция не получила оговорку о «не участии», однако, не вступив в МОК-2, она сумела устраниться от перехода на евро в 1999 г. Проведенный в 2003 г. референдум по поводу введения евро дал негативный результат. До сих пор общественность Швеции настроена против евро, тогда как деловые элиты все больше выступают за переход на единую валюту. Теоретически Европейская комиссия может настоять на вступлении страны в валютный союз, однако эта возможность едва ли реализуется. Новый референдум о переходе на евро проходил в 2013 г. Швеция решила сохранить свою национальную валюту.

Новые страны-члены, которые присоединились к ЕС в 2004 и 2007 гг., объявили о своем желании как можно скорее перейти на евро. Однако сделать это им будет непросто, поскольку все они имеют экономику переходного типа и отстают по уровню хозяйственного развития от государств Западной Европы.

Главной проблемой при выполнении маастрихтских критериев для большинства названных стран является инфляция. Так, в 2008 г. в Латвии, Литве, Эстонии и Болгарии цены выросли на 10-15%, тогда как в зоне евро они поднялись только на 1,3%. В 2009-2010 гг. в большинстве стран ЦВЕ рост цен не превысил 3-5%, однако по мере их выхода из кризиса инфляция может усилиться. В 2008 г., т.е. до начала кризиса, дефицит госбюджета более 3% ВВП имела только Венгрия, хотя в предшествующие годы норматив также нарушали Польша, Чехия, Словакия, Кипр и Мальта. В 2009 г. ситуация резко ухудшилась: норматив выполняли только Болгария и Эстония, а в семи странах дефицит составлял 6-10% ВВП.

Аналогичным образом в связи с кризисом у многих стран ЦВЕ возникли затруднения с выполнением критерия по процентным ставкам. Первыми к МОК-2 в 2004 г. присоединились Словения, Латвия, Литва и Эстония. На следующий год его членами стали Мальта, Кипр и Словакия. Вне механизма на данный момент остаются Венгрия, Чехия, Польша, Болгария и Румыния. Особенно активно к вступлению в ЕВС стремились государства Балтии. Они первыми присоединились к МОК-2 и быстро выполнили большинство критериев конвергенции. В 2006 г.

Литва подала заявку на введение евро, но Совет ее отклонил, так как инфляция в Литве на 0,1% превышала установленный норматив. Вскоре инфляция в Литве, а также в Эстонии и Латвии пошла вверх, подтвердив вывод Совета о недостаточной макроэкономической стабильности этих стран.

В последние годы экономическая ситуация в некоторых европейских странах положительно изменилась и в результате на наличные Евро перешли:

Словения с 1 января 2007 года;

Кипр и Мальта с 2008 года;

Словакия с 1 января 2009 года;

Эстония с 1 января 2011 года;

Латвия с 1 января 2014 года.

Планируется, что со временем все страны Евросоюза перейдут на Евро, однако такой переход требует согласования денежной политики страны и Евросоюза, поэтому во многих странах переход на Евро задерживается.

Таким образом, на сегодня следующие страны входят в Еврозону (в скобках - национальная валюта до введения евро) [23]:

Австрия (австрийский шиллинг);

Бельгия (бельгийский франк);

Германия (немецкая марка);

Греция (греческая драхма);

Ирландия (ирландский фунт);

Испания (испанская песета);

Италия (итальянская лира);

Латвия (латвийский лат);

Люксембург (люксембургский франк);

Нидерланды (нидерландский гульден);

Словакия (словацкая крона);

Словения (словенский толар);

Финляндия (финляндская марка);

Франция (французский франк);

Эстония (эстонская крона).

Кроме того, евро были также введены в обращение:

в карликовых государствах Европы, формально не входящих в состав Евросоюза (Ватикан, Сан-Марино, Андорра и Монако);

в заморских департаментах Франции (Гваделупа, Мартиника, Французская Гвиана, Реюньон);

на островах, входящих в состав Португалии (Мадейра и Азорские острова);

в сербском крае Косово, контролируемом международными миротворческими силами;

в Черногории (ранее - немецкая марка).

Страны Евросоюза, не перешедшие на Евро и в результате имеющие национальные валюты: Болгария, Великобритания, Венгрия, Дания, Литва, Польша, Румыния, Чехия, Швеция.

Ранее ожидалось вхождение остальные бывших соцстран в Еврозону в 2011 году, но затем, в связи с мировым кризисом вхождение откладывалось. Только Словакия перешла в 2011 году на Евро, а в 2014 - Латвия. Срок вступления остальных стран неизвестно. Скорее есть предпосылки для выхода из Еврозоны, если кризис затянется [23].

Официальные даты введения евро в Литве не назначены, вероятно, это произойдет не ранее 2016 г. Польша, Венгрия и Чехия, очевидно, сделают это после 2017 г. Последними к валютному союзу присоединятся Румыния и Болгария.

Группа аутсайдеров валютного союза неоднородна по своему составу. Великобритания, Дания и Швеция намеренно остаются за его пределами - по политическим и экономическим соображениям. Новые страны ЕС планируют перейти на евро в обозримой перспективе. Однако почти всем им сложно выполнить критерий конвергенции в отношении инфляции, а после мирового кризиса 2008-2009 гг. и в отношении дефицита госбюджета. Кроме того, их экономики имеют структурные особенности, которые могут осложнить участие в валютном союзе.

Заключение

В заключение курсовой работы обобщим вышеизложенное и сделаем краткие выводы.

) Появление ЕВРО - важная веха в развитии мировой политики и экономики, лежащий в основе новой европейской валюты. Экономический и валютный союз членов ЕС представляет собой высшую форму международной экономической интеграции, итог почти полувекового процесса интеграционного строительства в Западной Европе. Впервые за последние полвека на мировых валютных и финансовых рынках появилась реальная альтернатива доллару США.

) Первые монетные союзы средневековой Ганзы создавались для того, чтобы расширить рамки финансового пространства, упростить и удешевить расчеты. Монетные союзы XIX в. возникали на фоне формирования национальных государств, утверждения золота в качестве главного денежного металла и распространения бумажных денег. Их участники стремились не только расширить финансовое пространство, но также укрепить свои международные позиции.

) Европейский платежный союз (1950-1958) ввел механизм многостороннего клиринга. Он нормализовал расчеты между западноевропейскими странами в условиях низкого доверия к их валютам. Союз также способствовал снятию валютных ограничений и общей либерализации торговли. Организатором ЕПС выступили Соединенные Штаты, стремившиеся закрепить ключевую роль доллара и американских ТНК в экономике Западной Европы.

) В рамках ЕЭС валютное сотрудничество началось с неудавшейся попытки создать валютный союз на основе плана Вернера. Единственной реализованной его частью явился стартовавший в 1973 г. механизм совместного плавания валют - так называемая валютная змея. В 1979 г. на ее основе была введена в действие Европейская валютная система. Она связала воедино механизм регулирования обменных курсов и европейскую расчетную единицу - ЭКЮ. Система внесла существенный вклад в процесс экономического объединения Западной Европы и заложила базу для перехода к Экономическому и валютному союзу.

) Со времени введения евро в 1999 г. к валютному союзу присоединились шесть стран: Греция, Словения, Кипр, Мальта, Словакия и Эстония. Согласно Маастрихтскому договору, все члены ЕС, кроме Великобритании и Дании, обязаны рано или поздно перейти на евро. Для вступления в валютный союз страна должна выполнить все критерии номинальной конвергенции.

) Каждая страна должна правильно определить срок вступления, а также найти баланс между потенциальными выгодами и издержками данного шага. К преимуществам единой валюты относят снижение транзакционных издержек, повышение степени международного использования валюты, долгосрочную макроэкономическую стабильность, устойчивость валютного курса, а также улучшение инвестиционного климата и расширение доступа на зарубежные рынки. Главный риск перехода на единую валюту связан с затруднением антициклического регулирования из-за утраты независимой денежно-кредитной и валютной политики.

) Группа аутсайдеров валютного союза неоднородна по своему составу. Великобритания, Дания и Швеция намеренно остаются за его пределами - по политическим и экономическим соображениям. Новые страны ЕС планируют перейти на евро в обозримой перспективе. Однако почти всем им сложно выполнить критерий конвергенции в отношении инфляции, а после мирового кризиса 2008 г. и в отношении дефицита госбюджета. Кроме того, их экономики имеют структурные особенности, которые могут осложнить участие в валютном союзе.

) В настоящее время внутри Европейского Союза достигнут высокий уровень экономической и политической интеграции. Валюты государств-членов ЕС по сравнению с валютами большинства стран мира относительно сильны и стабильны. В последние годы произошло заметное сближение основных макроэкономических показателей стран-участниц ЕВС, достигнуты реальные успехи в обеспечении стабильности цен, оздоровлении государственных финансов, снижении долгосрочных процентных ставок, стабилизации обменных курсов национальных валют. ЕВРО опирается на единую денежно-кредитную и валютную политику, которая полностью передана в ведение наднационального Европейского центрального банка и Совета ЕС. Высшим приоритетом политики ЕВС объявлена борьба с инфляцией, что составляет важнейшее условие стабильности единой валюты.

Список использованных источников

1.Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Ростов-на-Дону: 2002. - 346 с.

.Буторина О. В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003. - 418 с.

.Власова Л.А. Валютное регулирование и валютный контроль во Франции // Банковские услуги. - 1996. - №10. - С. 37-40. - №11. - С. 35-39.

.Деньги, кредит, банки. Учебник /Под общ. ред. Г.И. Кравцовой. -Мн.: БГЭУ, 2009. - 528 с.

.Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. -М.: Финансы и статистика, 2011. - 464 с.

.Деньги, кредит, банки. Учебник / Под ред. Е. Ф. Жукова. М.:ЮНИТИ, 2009. - 482 с.

.Европейская интеграция. Под ред. О.В. Бутариной. М.: Деловая литература, 2013. - 720 с.

.Колесников С.Д. Валютное регулирование в условиях экономической интеграции / Под науч. ред. В.Ф. Медведева. - Мн.: Право и экономика, 2006. - 266 с.

.Матук Жан. Финансовые системы Франции и других стран: В 2 т. / Пер. с фр. - М.: Финстатинформ, 1994. - Т.1: В 2 кн. / Кн.1 - 326 с.

.Мировая экономика. Учебник под редакцией А.С. Булатова, М.: Юристъ, 2003 - 389 с.

.Международная экономика / Под общей редакцией В.К. Матюшевской: Учебник. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. - 467 c.

.Международные экономические отношения. Под ред. Фоминского И.П., М., Юристъ, 2001 г. - 394 c.

.Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Красавиной Л.Н. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 608 с.

.Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Мировая экономика на рубеже ХХ-ХХl вв., М., Инфра-М, 2003 г. - 267 c.

.Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник / Научн. ред. д-р эконом. наук, профессор В.В.Круглов. - М.: ИНФРА-М, 2000.

.Расширение Европейского Союза и Россия / под ред. О. В. Буториной, Ю.А. Бор ко. М.: Деловая литература, 2006. С. 103-121.

.Резинский И.А., Международная экономика и мировые рынки, М., Приор, 2003 г. - 358 c.

.Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 314 c.

.Тарасов. В.И. Деньги, кредит, банки. Мн.: Мисанта, 2006. - 512 с.

.Шмелев В.В. Коллективные валюты - от счетных единиц к международным деньгам. М.: Финансы и статистика, 1990. С. 35-68.

.Фейт Н. Валютное регулирование в переходной экономике (опыт стран Венгрии, Чехии, Словакии, Польши, Румынии и Болгарии) // Проблемы теории и практики управления. - 1995. - №3. - С. 28-34.

.Эксперты МВФ о перспективах развития стран экономики Европы. БИКИ - 2010. №62(9610). - С.1-4

23.Электронный ресурс. Режим доступа: <http://www.schengen.su/euro_zona.htm>. Дата доступа: 03. 2014.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!