Доходы федерального бюджета

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,38 Кб
  • Опубликовано:
    2017-02-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Доходы федерального бюджета

Содержание

Введение

. Теоретические основы доходов федерального бюджета

.1 Понятие доходов федерального бюджета

.2 Виды доходов федерального бюджета

. Особенности формирования и перспективы развития доходов федерального бюджета

.1 Состав и роль поступлений государственного бюджета

2.2 Перспективы развития доходной базы федерального бюджета РФ

.3 Основные направления политики государственных доходов в РФ

Заключение

Список использованных источников

Введение

Любое государство для выполнения своих задач и функций нуждается в денежных средствах, обеспечивающих финансирование всей государственной деятельности. Для их образования в собственность государства направляют часть национального дохода страны в виде различных поступлений, обеспечивающих формирование государственных доходов. Достаточное обеспечение государства финансовыми ресурсами является одним из необходимых условий эффективного функционирования системы государственной власти и успешного выполнения государством своих задач и функций.

Государственные доходы централизуются в государственном бюджете.

Исходя из всего вышесказанного, я считаю, что выбранная мною тема «Доходы федерального бюджета» является, актуальной на сегодняшний день.

Объектом исследования - является федеральный бюджет Российской Федерации.

Предмет исследования - доходы федерального бюджета Российской Федерации.

Для достижения заявленной цели в курсовой работе для решения поставлены следующие задачи:

определение сущности государственных доходов;

характеристика классификационных групп государственных доходов;

изучение отличительных особенностей неналоговых доходов;

характеристика основных видов налоговых поступлений;

определение основных направлений повышения эффективности управления государственными доходами.

В качестве источников информации для решения вышеперечисленных задач использовались законодательные и нормативные акты, теоретические разработки отечественных авторов, материалы периодической печати по теме исследования.

1. Теоретические основы доходов федерального бюджета

.1 Понятие доходов федерального бюджета

Общее понятие бюджета указано в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В соответствии с данной статьёй - «Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

По своему экономическому содержанию федеральный бюджет является формой образования и расходования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации. Именно федеральный бюджет представляет собой главное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, посредством него мобилизуются финансовые ресурсы, которые необходимы для регулирования экономического развития государства, осуществления социальной политики на всей территории Российской Федерации, укрепления обороноспособности страны.

Одной из ключевых статей федерального бюджета являются его доходы. Доходы бюджета представляют собой довольно сложную категорию, которая изучается на стыке юридической и экономической наук. В экономическом смысле доходы федерального бюджета являются денежными средствами, при помощи которых государство реализовывает собственные функции: содержит государственный аппарат власти и управления, армию, правоохранительные органы, проводит финансирование всех видов образования и пенсионного обеспечения. Экономическая сущность доходов федерального бюджета состоит в их назначении, которое заключается в материальном обеспечении публичных нужд страны. В свою очередь, юридическое содержание понятия «доходы федерального бюджета» отображает порядок формирования данных доходов, правовую природу их образования. В качестве правовой категории доходы федерального бюджета являются узаконенной формой перераспределения части национального дохода в пользу государства. В целом доходы федерального бюджета можно определить как денежные средства, которые поступают в федеральный бюджет вследствие распределения и перераспределения национального дохода в целях формирования финансовой основы функционирования и обеспечения расходных обязательств государства, образующиеся за счёт средств предприятий, физических лиц и прочих источников, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Порядок формирования доходов федерального бюджета регулируется на основе четырёх групп принципов, к которым относятся следующие:

Общеправовые принципы законности, федерализма, гласности, справедливости;

Отраслевые принципы финансового права - принцип плановости, приоритета публичных интересов в правовом регулировании финансовых отношений, социальной направленности финансовой деятельности Российской Федерации, приоритета органов законодательной власти в области финансовой деятельности перед органами исполнительной власти;

Принцип бюджетного права, включающий в себя принцип единства бюджетной системы Российской Федерации; принцип разграничения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; принцип самостоятельности бюджетов; принцип полноты отражения доходов; принцип сбалансированности бюджета;

Принцип установления, зачисления, распределения и учёта доходов, то есть особых принципов, которые определяют порядок формирования доходов бюджетов бюджетной системы. К этой группе можно отнести следующие принципы:

) Принцип законодательного закрепления видов доходов в бюджетном законодательстве и единства бюджетной классификации доходов бюджетов. Бюджетное законодательство применяет единую бюджетную классификацию видов доходов с единообразными кодами бюджетной классификации, с помощью чего обеспечивается сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при составлении и осуществлении бюджетов, а также составлении бюджетной отчётности;

) Принцип единства системы зачисления и распределения доходов. На основании пункта 1 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации поступают на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения данными органами согласно нормативам установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, закону (решению) о бюджете и другим законам субъектов Российской Федерации и муниципальным правовым актам, принятым согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации;

) Принцип исключительно индивидуального характера доходов бюджета. Все доходы бюджета являются собственными;

) Принцип достаточности. Доходы бюджета обязаны обеспечивать исполнение всех расходных обязательств публично-правовых субъектов, их уровень обязан удовлетворять надобностям населения;

) Принцип действенности системы поступления доходов и их раздела между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Данный принцип предусматривает, первое, своевременное и полное поступление и распределение доходов, второе, удобство расчётов для субъектов, которые перечисляют денежные средства в бюджет, третье, минимизацию затрат на содержание органов, которые обеспечивают поступление и распределение доходов, отсутствие органов с похожими полномочиями;

) Принцип факультативности фискального характера санкций обозначает, что санкции (штрафы, пени и прочие суммы принудительного взыскания) прежде всего, исполняют пресекательную, компенсационную и карательную функции. Государство не должно привлекать к ответственности в целях пополнения государственной казны.

В любом государстве применяется своя система формирования доходов центральных и местных бюджетов, однако данная система строится на опыте прочих государств, то есть на основании собственных возможностей и мировой практики.

Доходы федерального бюджета Российской Федерации каждый год ратифицируются Федеральным Собранием в законе, подписываемому Президентом Российской Федерации. Они содержат доходы федерального уровня и часть доходов субъектов Российской Федерации.

Администратором доходов бюджета является орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетные организации, которые осуществляют согласно законодательству Российской Федерации контроль над верностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учёт, взимание и принятие решений о возврате (зачёте) лишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, которые являются доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если прочее не определено Бюджетным кодексом Российской Федерации;

Доходы бюджета образуются вследствие распределения стоимости внутреннего валового продукта. Основным их материальным источником является национальный доход.

Доходы федерального бюджета отчасти зачисляются на формирование доходов нижестоящих бюджетов. На практике можно встретить и обратное, когда законодательно определяются отчисления в федеральный бюджет части доходов (налогов) регионального уровня, к примеру, по налогу на физических лиц, по арендным доходам, по земельному налогу. Всё это значит, что в Российской Федерации не существует полного закрепления налогов и доходов федерального, регионального и местного уровня за их бюджетами. Действует система отчислений по определяемым законом нормативам от федеральных налогов в региональные, из региональных доходов - в местные бюджеты.

.2 Виды доходов федерального бюджета

доход федеральный бюджет государственный

Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций.

Указанное понятие является более узким, чем понятие "доходы государства", поскольку в доходы государства входят помимо бюджетных средств ресурсы внебюджетных фондов, имущество государственного сектора, а также все накопленное богатство, которое принадлежит государству.

Главным источником доходов бюджетов разных уровней ВВП является прежде всего такая его часть, как национальный доход. Основным методом перераспределения национального дохода в условиях рыночной экономики являются налоги.

Специфика бюджетной системы РФ предполагает систему распределения поступлений между конкретными бюджетами - федеральным, субъектов Федерации и местными, а также внебюджетными фондами. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ. Пропорции распределения налогов и сборов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются Федеральным законом «О федеральном бюджете» на срок не менее трех лет.

В связи с этим доходы делятся на собственные и несобственные.

Собственные доходы бюджетов - это доходы, закрепленные постоянной основе (полностью или частично) за соответствующими бюджетами. К ним относятся:

) налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов;

) неналоговые доходы;

) безвозмездные перечисления.

Несобственными доходами являются регулирующие доходы финансовая помощь. Под регулирующими доходами бюджетов понимаются федеральные и региональные налоги и иные платежи, которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем три года) по разным видам таких доходов.

В доходы федерального бюджета зачисляются:

собственные налоговые доходы (за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов другим бюджетам);

собственные неналоговые доходы;

средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления;

доходы федеральных целевых бюджетных фондов;

средства федеральных социальных внебюджетных фондов.

Основные методы, используемые государством для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов, это налоги, государственный кредит и эмиссия денег. Соотношение между ними различно по странам и во времени и определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации (статья 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Основными доходами федерального бюджета в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

Налоги на прибыль, доходы;

Налоги и взносы на социальные нужды;

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

Налоги на имущество;

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

Государственная пошлина. Перечень и ставки налогов определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации;

Основное место в федеральном бюджете занимают косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины). Они обеспечивают более 9/10 обшей суммы платежей.

Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС), обеспечивающему большую часть доходов бюджета. По итогам 2012 года НДС включает 35% всех доходов бюджета Российской Федерации. С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Страна, вводящая НДС, сразу же получает крупные доходы. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.

Неналоговые доходы могут иметь форму, как обязательных, так и добровольных платежей. В нормативно-правовых актах указывается возможность принудительного взыскания определенных платежей в случае их неуплаты. Неналоговые доходы составляют около 5% всех поступлений в федеральный бюджет. К этим доходам бюджетов разного уровня относятся:

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

Доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней) находящегося в государственной или муниципальной собственности после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

Средства самообложения граждан;

Иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся:

Дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

Субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

Иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Следующий по своему финансовому значению доход бюджета -- государственные кредиты в форме займов. К этому методу государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения дефицита государство обращается к государственным займам. Существуют два пути получения государственных займов:

Государственные займы, полученные у физических и юридических лиц путем размещения ценных бумаг от имени государства;

Кредиты, полученные у центрального банка и других кредитных учреждений.

Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга, который тесно связан с налогами. Его погашение, выплата по нему процентов осуществляются в значительной мере за счет налоговых платежей либо новыми кредитными операциями. При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение налоговых платежей, государственных займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии денег. Это самый непопулярный метод, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия.

Кроме того, можно выделить два дополнительных основания классификации доходов, в зависимости от степени окончательности зачисления доходов в федеральный бюджет можно выделить:

Доходы, подлежащие окончательному зачислению. К данной группе доходов относится большинство налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета;

Доходы, подлежащие дальнейшему возмещению из бюджета. Сюда следует отнести в первую очередь суммы косвенных налогов (НДС и акцизов), возмещаемые налогоплательщикам, в случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму налога, исчисленную по реализации товаров. Также к данной группе можно отнести суммы неправомерно удержанных и зачисленных в бюджет налогов, сборов и иных платежей, подлежащих дальнейшему возмещению из государственного бюджета.

Подобная классификация имеет важное значение при бюджетном планировании, поскольку позволяет реально оценить роль и значение отдельных видов доходов.

В зависимости от реальности зачисления дохода в бюджет можно выделить:

Реально зачисляемые доходы - это доходы в собственном смысле слова, то как они понимаются в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

Выпадающие доходы - это доходы, которые бюджет мог бы получить, но не получил, в результате применения различного рода льгот и освобождений по отношению к плательщикам налогов, сборов и иных платежей.

Выпадающие или потенциальные доходы не являются доходами в собственном смысле этого слова, поскольку они не зачисляются в бюджет. Данная категория приобретает значение в процессе выработки государственной финансовой политики при бюджетном и налоговом планировании и позволяет, с одной стороны, оценить потенциал для дальнейшего роста доходов бюджета (в случае отмены каких-либо льгот), а с другой, - оценить возможности для снижения фискального бремени плательщиков налогов, сборов и иных платежей (в случае предоставления дополнительных льгот отдельным категориям плательщиков).


. Состав, структура и динамика доходов бюджета

.1 Состав и роль поступлений государственного бюджета

Система поступлений бюджета государства определяется содержанием социально-экономического устройства и уровнем экономического развития общества. Если экономическая база общества построена на частной собственности, то доходы представляют собой изъятие государством средств у других экономических субъектов. Напротив, когда экономика строится на общественной (социалистической) собственности, то поступления бюджета являются результатом командно-административного перераспределения стоимости единого государственного субъекта. Незначительную долю составляют платежи из личного достояния физических лиц.

В обществе с рыночной экономикой источниками внутренних поступлений могут быть чистый доход, национальный доход и национальное богатство страны. К внешним источникам относятся национальный доход и национальное богатство зарубежных государств. Эти поступления - результат осуществления специальных финансовых и нефинансовых (силовых) методов международного перераспределения (изъятия) стоимости. В историческом плане наблюдались различные формы пополнения государственной казны

За счет успешно проводимых войн, захватов чужой территории и других видов агрессии контрибуция и т.д. С другой стороны, длительное время существовали финансово-экономические методы аннексии (например, эмиссия зарубежных денежных знаков демпинговая политика, принудительные валютные клиринги). В настоящее время широкое распространение получили различные международные займы.

Известны пять основных видов поступлений государственного бюджета: налоговые доходы, неналоговые доходы, займы, эмиссии и трансферты. В реальной действительности их соотношение неодинакова и определяется различными факторами:

характером кредитно-денежной и финансовой политики;

экономическим состоянием страны;

политико-экономической конъюнктурой;

конкретными особенностями исторического периода.

Налоговые поступления присущи мирному, политически стабильному периоду развития государств. Они служат основой для всех звеньев бюджетной системы современных стран. Принципы и механизм налогообложения формируются государством и находят выражение в фискальной политике и налоговом менеджменте. В России к налоговым доходам относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. По существу, к ним следует отнести и поступления целевых бюджетных фондов. Они носят субъективный характер и зависят исключительно от особенностей бюджетного менеджмента в части финансирования государственных функций.

Государственные займы стоят по значимости поступлений на втором месте и имеют тысячелетнюю историю, но получили широкое распространение лишь в ХХ в., особенно в послевоенное время. Раньше они имели периодический характер, обусловленный чрезвычайными обстоятельствами (война, стихийные бедствия и т.п.). Займы не являются доходами в истинном смысле. Это денежные поступления, которые через определенное время необходимо вернуть, причем с доплатой в виде процентов. В действительности займы представляют собой лишь видимость доходов, которые оборачиваются чистыми расходами. Их положительная сторона заключается в возможности удовлетворения временных неотложных нужд при чрезвычайных обстоятельствах или в создании условий для резкого ускорения развития какого-либо процесса, интенсификации очень выгодной сферы жизнедеятельности (разработки богатого месторождения, подготовки кадров и: т.д.).

Различают внутренние и внешние займы. Первые ведут к образованию внутреннего государственного долга, вторые - внешнего. Если выплата внутреннего долга поступает физическим и юридическим лицам своего государства, то обслуживание внешнего долга представляет чистый убыток, так как проценты уходят за пределы страны. Все это требует научно продуманного подхода к использованию заимствований и обязательного прозрачного отражения их в бюджетах.

К неналоговым доходам согласно действующей бюджетной классификации РФ относятся:

доходы от государственной (муниципальной) предпринимательской деятельности и государственного имущества, получаемые в виде арендной платы за сдачу имущества, дивидендов и процентов по ценным бумагам, находящимся в собственности государства, прибыли государственных организаций (ЦБ РФ и др.), платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам;

доходы от внешнеэкономической деятельности государственных органов;

доходы от платных услуг;

средства, полученные в результате применения мер ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и т.д.), а также средства, полученные в возмещение вреда, и иные суммы принудительного изъятия;

другие (безвозмездные перечисления различных физических и юридических субъектов, клады, доходы от разгосударствления и приватизации (продажи) государственного достояния, государственные финансовые санкции и т.д.).

Таким образом, размер неналоговых доходов зависит от объемов и результативности функционирования имущества государства. Наибольшие доходы казна должна получать от прибыли государственных предприятий (ЦБ РФ, Газпром и др.) и дивидендов по акциям, находящимся у государства. Что касается поступлений от разгосударствления и приватизации государственного имущества (земли, различных активов), то здесь доходов нет, а есть лишь смена товарной формы стоимости на денежную, осуществляемая, как правило, не в пользу государства.

Право на эмиссию денежной массы принадлежит представительным органам государственной власти, которые используют ее в случае недостатка поступлений для накрытия бюджетного дефицита. Эмиссия кредитных денег, применяемая для покрытия дефицита бюджета, непосредственно ведет к инфляции, так как происходит переполнение каналов обращения избыточной массой денежных средств. В данном случае инфляция служит мощным инструментом скрытого рыночного перераспределения (отчуждения) стоимости денежных средств массовых потребителей. Особенно страдают физические лица как конечные потребители продовольственных и промышленных товаров, а также услуг. Поэтому эмиссия служит негласным поступлением бюджетов, и о ее применении становится известно широкой общественности постфактум. Так было на протяжении всей истории товарно-денежных отношений: во время феодализма, при капитализме, в СССР при социализме; так остается и в настоящий период в России. Особенно широко эмиссия использовалась в 1990-1996гг. Бюджетным кодексом РФ эмиссия в качестве источника поступления бюджета не предусматривается, хотя в бюджетной классификации источников финансирования дефицитов первой группой покрытия дефицита бюджета указывается на "финансирование дефицита бюджета за счет кредита ЦБ РФ".

Трансферты (финансовая помощь) приняты исключительно в странах со сложной бюджетной системой, состоящей из нескольких бюджетных уровней и включают дотации, субвенции, субсидии и другие выплаты вышестоящих бюджетов нижестоящим. Для большинства региональных и особенно местных образований они играют большую роль, поскольку составляют значительную долю доходов их бюджетов, достигающую в ряде случаев 70-80%. Характерной чертой дотаций и субвенций служит целевой характер. Так, это может быть помощь для поддержания минимальной бюджетной обеспеченности или специфических функций (административных, военных, экологических и т.д.) органов власти административно-территориальных образований.

 

.2 Перспективы развития доходной базы федерального бюджета РФ


Сценарием прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, положенным в основу бюджетного планирования, предполагаются относительно стабильные условия, при которых масштабные экономические санкции к России не применяются, допускается ослабление внешнеполитической напряженности и возобновление роста инвестиций в основной капитал.

Формирование бюджета происходило в условиях замедления темпов роста российской экономики, стремительного падения цен на нефть, негативных последствий введения санкций, а также с учетом дополнительных расходов, связанных с присоединением Крыма.

Прогнозирование параметров доходной части федерального бюджета осуществляется с учетом внешних и внутренних рисков экономического развития страны.

Наиболее высокие риски дестабилизации состояния российской экономики, а значит, и бюджетной устойчивости в среднесрочной перспективе, обусловлены геополитической напряженностью в связи с ситуацией вокруг Украины. Ужесточение санкций в отношении отдельных субъектов экономических отношений и целых отраслей российской экономики, финансовой инфраструктуры способны в значительной степени негативно повлиять на динамику ВВП.

Введение санкций в отношении отдельных отраслей российской экономики может привести к ухудшению их финансового состояния, условий заимствования и усилению оттока капитала. Это может привести к дальнейшему ослаблению обменного курса, росту инфляции и ухудшению потребительской уверенности.

Кроме того, сохраняется риск нарушения экспортных поставок газа через Украину, а также введения торговых санкций со стороны стран Евросоюза. В краткосрочном и среднесрочном периодах у России достаточно резервов для компенсации большей части возможных экономических потерь, связанных с санкциями, в то же время эскалация напряженности может понизить прирост ВВП до 0,2 - 0,3%. В более длительной перспективе санкции могут оказать существенное влияние на снижение бюджетной устойчивости, а также ухудшение условий и сокращение возможностей для модернизации при ограничении импорта технологий, инвестиций и передовых практик.

В части риска изменения прогнозируемой динамики цены на нефть, с одной стороны, существует вероятность снижения цены на нефть в связи с высоким предложением нефти, превышающим спрос, а с другой стороны, высока вероятность повышения цены на нефть в связи с сохранением растущего спроса на нефть и нестабильностью поставок 24, с. 6.

В прогнозе социального экономического развития России в 2015 - 2017 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 18,5% к ВВП в 2015 году до 18,4% в 2016 году, с дальнейшим снижением к 2016 году до 18,0% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,6% к ВВП в 2015 году до 7,7% к ВВП в 2017 году, при этом не нефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2014 годом на 0,4% к ВВП и в 2017 году достигают 10,3% к ВВП (таблица 1):

Таблица 1

Динамика доходов федерального бюджета, млрд.руб.

Показатель

2015 г

2016 г

2017 г

Доходы, всего

10 627,8

11 687,6

12 645,5

18,5

18,4

18,0

в том числе:




Нефтегазовые доходы

4 942,2

5 228,6

5 444,3

в %% к ВВП

8,6

8,2

7,7

Не нефтегазовые доходы

5 685,6

6 458,9

7 201,2

в %% к ВВП

9,9

10,2

10,3

Доля в общем объеме доходов,%

100,0

100,0

100,0

в том числе:




Нефтегазовые доходы

46,5

44,7

43,1

Не нефтегазовые доходы

53,5

55,3

56,9


Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2015 - 2017 годах обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи углеводородного сырья и экспорта нефти и нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП.

Вместе с тем, по мнению законодателей, конструкция бюджета обладает значительным запасом прочности в связи с корректировкой бюджетного правила, которая позволяет направлять дополнительные нефтегазовые доходы на замещение выпадающих доходов и источников финансирования дефицита.

Увеличение не нефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2015 - 2017 годах по отношению к 2014 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.

Указанные изменения в совокупности приведут к увеличению прогнозного объема доходов федерального бюджета в 2016 году - на 714 млрд. рублей (0,1% ВВП), в 2017 году - на 752 млрд. рублей (0,1% ВВП) 26.

Прогноз доходов федерального бюджета по основным источникам представлен в таблице 2.

Таблица 2

Прогноз доходов федерального бюджета

Показатель

2015 год

2016 год

2017 год


Млрд. руб.

% к ВВП

Млрд. руб.

% к ВВП

Млрд. руб.

% к ВВП

 

1

2

3

4

5

6

7

 

Доходы, всего

10 627,8

18,5

11 687,6

18,4

12 645,5

18,0

 

в том числе:







 

Нефтегазовые доходы

4 942,2

8,6

5 228,6

8,2

7,7

 

Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов, %

46,5

-

44,7

-

43,1

-

 

НДПИ

1 804,4

3,1

1 962,4

3,1

2 076,9

2,9

 

Таможенные пошлины

3 137,8

5,5

3 266,2

5,1

3 367,4

4,8

 

Не нефтегазовые доходы

5 685,6

9,9

6 459,0

10,2

7 201,2

10,3

 

Доля не нефтегазовых доходов в общем объеме доходов,%

53,5

-

55,3

-

56,9

-

 

НДС

3 447,6

6,0

3 901,6

6,2

4 445,1

6,3

 

Налог на прибыль организаций

352,2

0,6

369,2

0,6

385,8

0,5

 

Акцизы

396,2

0,7

567,3

0,9

718,1

1,0

 

НДПИ (без нефтегазовых доходов)

19,6

0,0

26,7

0,0

31,2

0,0

 

Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов)

752,5

1,3

836,0

1,3

942,2

 


Основная часть прогнозируемых доходов (около 90%) будет обеспечена поступлениями по таможенным пошлинам (34 - 37%), налогу на добавленную стоимость (32-35%), налогу на добычу полезных ископаемых (17%) и налогу на прибыль организаций (3%).

Дополнительный объем не нефтегазовых доходов федерального бюджета планируется обеспечить за счет реализации следующих мер.

. Установление порядка налогообложения акцизами природного газа, экспортируемого в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики.

. Индексация ставок платы за использование лесов в соответствии с индексами-дефляторами, учитывающими уровень инфляции.

. Зачисление в федеральный бюджет прибыли Центрального банка Российской Федерации по нормативу 75%.

. Установление запрета на предъявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость (НДС), оплачиваемых поставщикам и подрядчикам за счет средств федерального бюджета, в том числе полученных налогоплательщиком из федерального бюджета в виде взносов в уставный капитал.

. Индексация размера государственной пошлины и установление норматива зачисления в федеральный бюджет государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в размере 50%.

. Открытие лицевых счетов в органах Федерального казначейства для учета средств, перечисляемых из федерального бюджета в уставные капиталы и уставные фонды юридических лиц, в виде субсидий юридическим лицам.

. Повышение акциза на сигареты.

. Изменение норм беспошлинного ввоза товаров.

. Продажа части находящегося в собственности открытого акционерного общества «Роснефтегаз» пакета акций открытого акционерного общества «НК «Роснефть».

Дополнительные доходы бюджета составят в 2015 году порядка 100,0 млрд. рублей, которые планируется направить на реализацию федеральной целевой программы (ФЦП) «Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа до 2020 года».

Таким образом, анализ главных параметров проекта федерального бюджета и прогноза социально-экономического развития РФ дает основание для следующих выводов: параметры и пропорции проекта федерального бюджета и прогноза носят пассивный, инерционный характер вынужденного приспособления к сложившейся ситуации и решения некоторых, особо насущных текущих задач.

Однако, параметры бюджета еще могут быть пересмотрены с учетом корректировки макропрогноза на трехлетнюю перспективу, а также темпов роста экономики в текущем году, которые, возможно, будут выше прогнозируемых.

.3. Основные направления политики государственных доходов в РФ

В условиях внешнеполитической напряженности, экономических санкций ставит перед государством важную задачу, направленную на сохранение объема доходов бюджетной системы и предполагающую в процессе формирования доходов бюджетной системы и федерального бюджета проведения мероприятий, направленных на дальнейшее выявление и использование дополнительных финансовых ресурсов.

Для российской экономики перспективным направлением повышения налоговых поступлений в бюджет является обложением налогами не результатов труда, а ресурсов. На основе ресурсного обложения можно реформировать налоговую систему используя многочисленные разработки российских ученых, что позволит повысить ее эффективность, с точки зрения как решения фискальных задач, так и развития бюджетного федерализма, стимулирования экономического роста и структурных изменений.

В странах, богатых природными ресурсами, существенным элементом бюджета является рента с природных ресурсов. Однако в России этот фундаментальный источник доходов используется слабо. По оценкам ученых РАН, на ренту приходится 75% общего прироста совокупного дохода России, но в доходах бюджета ее доля не превышает 10%. Уже сегодня надо приступать к отработке методов изъятия ренты в бюджет, в том числе через механизм роялти.

Резервами увеличения доходов бюджета является и повышение эффективности политики таможенного регулирования. Устранение необоснованных льгот по налогообложению импортеров и возможностей для уклонения от таможенных пошлин даст возможность получить ощутимые дополнительные доходы бюджета

Необходимо активизировать меры валютного контроля и валютного регулирования. Прекращение утечки капитала позволило бы с учетом эффекта от погашения взаимных неплатежей значительно увеличить доходы бюджетной системы.

Одним из путей, обеспечивающих повышение доходной базы федерального бюджета, является дальнейшее увеличение поступлений в бюджет налоговых доходов за счет роста уровня их собираемости.

Таким образом, развитие бюджетной системы в среднесрочной перспективе в отношении доходов государственного бюджета будет характеризоваться относительно стабильным уровнем доходов (в процентах к ВВП), так как сокращение нефтегазовых доходов и поступлений в большей части будет компенсироваться расширением налоговой базы и собираемости основных налогов.

Заключение

В заключении еще раз отметим, что доходную часть бюджета страны формируют в основном законодательно установленные налоговые и неналоговые платежи. Это позволяет обеспечить стабильность поступлений, единые условия для субъектов хозяйствования и возможности для проектирования поступлений в бюджет и развития хозяйственной деятельности. Увеличение доходов может быть достигнуто за счет установления новых источников поступления или расширения действующей доходной базы.

Основы бюджетных доходов составляют налоговые платежи.

Основная проблема налогообложения заключается в том, чтобы обеспечить финансовые потребности государства и при этом не лишить налогоплательщиков стимулов к продолжению и развитию своей деятельности.

Система налоговых ставок и льгот должна быть построена таким образом, чтобы стимулировать воспроизводственные процессы - расширение и обновление производства, создание новых рабочих мест, способствовать планируемым структурным изменениям. Рост производства и доходов предприятий и населения, в свою очередь ведет к увеличению поступлений в бюджет.

Таким образом, основными направлениями решения проблемы повышения доходной части бюджета являются увеличение доходной базы и укрепление налоговой дисциплины. Основой укрепления доходной базы является экономическая и финансовая стабилизация, создание обстановки экономического роста, стимулирование инвестиционной активности и увеличение доли накопления в ВВП. Созданию условий для экономического роста способствует снижение налоговой нагрузки, сопровождающееся мерами по повышению уровня собираемости налогов.

Список использованных источников

1. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Принят Государственной Думой 23 ноября 2012 года Одобрен Советом Федерации 28 ноября 2012 года (в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 133-ФЗ).

. «Бюджетный кодекс Российской Федерации». - М.: Инфра - М, 2012.

.«Бюджет как финансовый регулятор экономического развития» Под редакцией В. П. Горегляд. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2011.

. Васильев В. П. «Государственное регулирование экономики (схемы и статистика): Учебно - методическое пособие». 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИКЦ «ДИС», 2012.

. Вавилов Ю. А. «Финансы: учебное пособие для студентов вузов и слушателей системы дистанционного обучения». Финансовая академия при правительстве РФ. - М.: Социальные отношения, 2012.

. Васильев А. В. «Юридические аспекты формирования и использования государственного бюджета». - М.: Юнити-дана, 2011.

. Годин А. М. Подпорина И. В. «Бюджет и бюджетная система» - М.: Дашков и К, 2012.

. Дементьев Д. В., Щербаков В. А. «Бюджетная система РФ: Учебное пособие». - М.:КНОРУС, 2011.

. Ермасова Н. Б. «Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов». - М.: Дашков и К, 2011.

. Кузнецова Ж. С. «Повышение эффективности бюджетных доходов». - М.: Финансовое право, 2011.

. Казанская А. Ю. «Финансы и кредит. Учебно-методическое пособие» - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.

. Кудрин А. Л. «Федеральный бюджет -2012:новые экономические тенденции». - М.: Финансы №1, 2013

. Лермонтов Ю. М. «Об основных характеристиках доходных источников федерального бюджета на 2013-2015 год». - М.: Финансы и кредит, 2012.

. Мысляева И. Н. «Государственные и муниципальные финансы: Учебник». 3-е издание, переработанное и дополненное - М.: Инфра - М, 2011.

. Романовский М. В. «Основы теории и практики государственных финансов» - СПб: Питер, 2011.

. Шуляк П. Н., Белотелова Н. П. «Финансы: Учебное пособие (с применением структурно-логических схем)». 6-е издание - М.: Дашков и К, 2012.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!