Рассмотреть влияние мультфильмов на детскую субкультуру.
Методы исследования.
Исследование проведено библиографическим методом, произведен системный анализ научной психологической, педагогической и социологической литературы по теме исследования.
Глава I. Теоретические подходы к вопросу о детской субкультуре
.1 Понятие детской субкультуры и ее особенности
Coвременная детская субкультура является крайне непростой системой, во многом закрытой для традиционных средств научного анализа. В случае если ранее она исследовалась в большей степени фольклористами, то в последнее время бросает вызов психологии и педагогике. Нельзя сказать, что этот вызов окончательно принят, но некоторые сдвиги в данной области уже наметились [2, с.100].
ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА - (от лат. sub - под и cultura -возделывание, воспитание, развитие) - в широком значении - все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком - смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития[1, с.109].
В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место, обладая вместе с тем значительной автономией, так как её главные культурные ценности передаются из « поколения в поколение» сверстников.
Понятие детской субкультуры возникло недавно в связи с ростом гуманизации и демократизации общественной жизни: Генеральской Ассамблеей ООН в 1959 г. была принята «Декларация прав ребенка» , 1979 г. был объявлен Годом ребенка; 20 ноября 1989 г. Генеральская Ассамблея ООН приняла конвенцию о правах ребенка, которая сегодня является международным законом. Все акты послужили поворотом общественного сознания от понимания ребенка как существа лишь «готовящегося стать личностью» к признанию важности детства в развитии общечеловеческой культуры и возможности участия детей в сферах общественной жизни.
Н. Иванова в своей статье определяет детскую субкультуру как особую концепцию социально-психологических признаков, частей, атрибутов, которые оказывают большое влияние на стиль жизни и мышление детей, позволяющих им осознать и принять себя в качестве «мы», отличного от «они»[8, с.188].
В.Кудрявцев, Т.Алиева рассматривают детскую субкультуру как «особую систему бытующих в детской среде представлений о мире, ценностей и т.д., которая от части стихийно формируется внутри господствующей культурной традиции данного общества и занимает в ней относительное автономное место».Детская культура является культурой в культуре, которая не смотря на то, что «встроена» в общее культурное целое, существует согласно особым и самобытным законам, она неразрывна связана с общей культурной традицией, в которой появился на свет и существует ребенок[13, c.87].
С.Н. Майорова-Щеглова под детской субкультурой понимает «совокупность отличительных черт поведения, форм общения, способов деятельности самих детей, а также социокультурные инварианты, отмеченные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре»[16, c.1].
Детская субкультура, признает Е.П. Чеснокова, предполагает собою «подсистему культуры того общества, к которому принадлежат дети, но при этом обладает относительной автономией». [19, c.3]
Отталкиваясь от суждений ученых, мы осознаем, что детская субкультура является конкретной ступенью автоматизации личности и воздействует на самосознание и чувство собственного достоинства.
Возникновение детской субкультуры как целостного историко-культурного феномена обусловлено половозрастной стратификацией общества, ускользающей своими корнями в глубокую давность, когда не прошедшие инициацию (особый обряд посвящения во взрослость) члены общины объединялись с целью реализации совместных форм жизнедеятельности, тождественной взрослым. С развитием человеческого общества эти формы все более автономизировались, совершая переход от прямого подражания трудовым, бытовым и ритуальным действиям взрослых - к игре как особой непродуктивной форме активности, вследствие которой осуществляется управление собственным поведением ребенка, его ориентации в смыслах человеческой деятельности и отношений.[1, c.110]
Одна из отличительных черт детской субкультуры состоит в том, что, с одной стороны, в ней мир детства утверждает о своем отличии от мира взрослых, а с другой - детская субкультура - это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем. субкультура детский мультфильм нравственный
Основными особенностями детской субкультуры является:
.Детская субкультура является составляющей, или подсистемой культуры того общества, которому относятся дети (отсюда и приставка суб-, указывающая на подчиненность в слове «субкультура»). Однако она всегда сохраняет относительную автономию и независимость.[12,c.107].
2.Детская субкультура отличается консерватизмом (игры, шалости, фольклорные тексты сохраняются в детской среде иногда на протяжении столетий, несмотря на то, что смена поколений у детей совершается, через каждые 5 лет), обладает своеобразными «цензурными фильтрами», не позволяющими расшатывать ее устои. При этом она гибко реагирует на события окружающего мира и ассимилирует новую информацию, вводя ее в традиционно-детские культурные структуры[12,c.107].
.Субкультуры детей различных государств обладают своими отличительными чертами, но имеют несомненно, в некоторых случаях поражающие исследователей сходства. Причиной этого сходства является общность природы детской психики, потребностей формирующейся личности ребенка, характера решаемых детьми возрастных и социально-психологических проблем[12,c.107].
.Детская субкультура является продуктом социального взаимодействия и коллективного творчества детей в независимом общении, играх, познавательной деятельности в неформальных группах. При этом одна из основных функций детской субкультуры заключается в регуляции взаимоотношений между членами детского игрового сообщества и отношений с окружающем миром природы и миром взрослых. Детская субкультура как явление существует в возрастном спектре между 3-4 годами (когда у детей возникает самостоятельная социальная жизнь в группах сверстников) и 12-13 годами, когда возникает подростковая субкультура[12,c.107].
.Психологические предпосылки с целью передачи (трансляции) детской традиции создаются на основе возникающих определенных возрастных этапах социальных и индивидуальных потребностей детей. Однако обеспечивается передача традиции детей по вертикали: от старших к младшим этому способствует обычный для спонтанно складывающихся детских игровых групп небольшой (2-3 года) возрастной разрыв в составе участников [12,c.108].
.2 Общая характеристика детской субкультуры
Содержанием детской субкультуры считаются не только особенности поведения, сознания и деятельности, но и социокультурные инварианты компоненты различных исторических эпох, отмеченные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре. Носителем детской субкультуры является детское сообщество, формирующееся в силу гендерного расслоения общества уже на ранних ступенях социогенеза. Согласно П. Сартра, культура это создание человека, в проекции, которой он сам себя узнаёт, таким образом, субкультура детства это проявление самовыражения личности ребёнка. В период детства начинает складываться чувствительный мир ребёнка, отображающий собой целостную модель мира культуры, отражённую в системе представлений ребёнка "Я − Мир". Детская субкультура существует как стихия детских переживаний и не предназначается средством достижения той или иной прагматической цели, в отличие от взрослой культуры. Дети самовыражаются личностно и утверждают своё существование в коллективе ровесников, а также среди взрослого сообщества. [17, с.96]
Сущность детской субкультуры изменяется в зависимости от возраста детей, в случае, если до 8 - 10 лет в детских сообществах прослеживаются в большей степени стихотворные жанры фольклора, то в 11 - 13 лет в общении между детьми используются прозаические тексты демонстративного или юмористического содержания. А в 14 - 17 лет - это песни, пародии, смешные рассказы, "черный юмор" как особые средства приобретения социального статуса среди сверстников и удовлетворения потребности подростков в общении, а также в приобретении стиля поведения, моды.
Детская субкультура является миром, который детское сообщество формировало «для себя» на протяжении всего социогенеза.
Его составляют:
·традиционные народные игры: хороводы, эстафеты, подвижные игры;
·детский правовой кодекс, раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимодействия, взаимоотношений со сверстниками. Это и правила вступления и выхода из различных форм и видов детских деятельностей, разнообразные ритуальные компоненты детского общения (например, примирительные ритуалы);
·детский юмор: потешки, смешные рассказы, розыгрыши, поддевки сверстников и взрослых, а также детская неприличная поэзия, те же детские садистские стишки [14,c.87];
·детский фольклор: загадки, прибаутки, сказки, считалки, небылицы, дразнилки;
·детская магия и мифотворчество: фантастические истории-небылицы, призывание сил природы для исполнения желания[4, c.35];
·детское философствование: вопросы типа «почему», рассуждения о жизни;
·словотворчество: этимология, языковые перевертыши;
·эстетические представления: рисунки и лепка, «секреты»;
·наделение прозвищами сверстников и взрослых;
·религиозные представления: детские молитвы и обряды.[7, c.208]
Основные функции детской субкультуры:
.Социализирующая функция. Смысл детской субкультуры для ребёнка состоит в том, что она предоставляет ему особое психологическое пространство, благодаря которому ребёнок приобретает социальную компетентность в группе «равных».[1, с.131]
2.Экспериментальная функция. Детская субкультура предоставляет ребёнку веер потенций для самореализации, так как включает в себя некоторую систему специфических правил, позволяющих изменять, переворачивать, изменять, «выворачивать наизнанку», преобразовывать в нечто иное элементы мира взрослых.
.Психотерапевтическая функция. Детская субкультура создаёт ребёнку «психологическое убежище», защиту от неблагоприятных влияний и вмешательств взрослого мира.
.Прогностическая функция. Прогностическая (пророческая) функция детской субкультуры выражается в том, что она предоставляет возможность ребенку сформировать алгоритм адекватного действия. В ней существуют механизмы, помогающие ребенку выработать готовность к решению проблем, которые появятся в будущем, в последующей фазе его развития.[15]
5.Культуроохранительная функция. В ее недрах сохраняются жанры, устные тексты, ритуалы, элементы сокральности и т.д. утраченные нынешней цивилизацией.
Детская субкультура представляет собой совокупность разлшичных форм активности. В ней, как и в общей культуре, в которой появился на свет ребенок, происходит формирование целостного жизненного опыта индивида. Приобщаясь к традиционной культуре детей, ребенок принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, обучается эффективным техникам решения трудовых ситуаций, изучает границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир, себя и окружающих людей[6, c.321]. Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие потребности ребенка: в близости с другими людьми за пределами семьи; в самостоятельности и участии в социальных изменениях и др.
Глава II. Мультипликация
Воспитание играет важную роль в формировании ребенка. Для многих родителей процесс воспитания вызывает трудности, так как на сегодняшний день огромное количество информации находится в открытом доступе, информация может быть как нужной и полезной, так и вредной для развития детей. Из-за того, что некоторая информация бывает вредной, то у детей могут возникнуть другие ценности в жизни, поэтому современным родителям и педагогам гораздо сложнее воспитывать в детях нравственные качества. К счастью, выход есть. Следует обучить детей отличать добро от зла. По мнению Дьяченко О.М., «ведущая деятельность дошкольника - освоение норм поведения и деятельности людей»[5, c.37]. В этом могут как раз помочь мультфильмы, так как многие фрагменты из мультфильмов приближены к реальности. Жизненные ситуации поведают ребенку, каким образом следует вести себя, а главные герои продемонстрируют, как надо поступать в той или иной ситуации.
Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:
.Расширяют взгляды об окружающем мире, знакомят с новыми явлениями, ситуациями.
2.Помогают увеличить словарный запас ребенка, его круг интересов, развить память, фантазию и воображение.
.Показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая главным героям.
.Формируют оценочное отношение к миру, развитие мышления, понимания причинно-следственных связей.
.Развивают эстетический вкус, чувство юмора.
.Мультфильмы помогают осуществить эмоциональные потребности.
Хороший мультфильм является для ребенка незаменимым, легкодоступным источником знаний, который способен оказать родителям неоценимую помощь в воспитании ребенка. Преподносимые уроки малышу мультфильмом легко запоминаются. Роль мультфильма в процессе воспитания является вспомогательная, поскольку воспитанием ребенка занимается не экран, а тот взрослый, который больше всего проводит время с ребенком. Несмотря на это мультфильм является сильным средством воспитания, так как происходящие действия на экране живо воздействуют на воображение ребенка, на его чувства, образ действий, мышления и стиль речи. Главные герои мультфильмов являются примером для подражания, с них они копируют мимику, жесты, манеру поведения и общения. «Мультфильмы дают модели поведения персонажей. «Заразительность» действий, слов и поступков персонажей фильмов очевидна. Персонажи могут стать носителями моральных эталонов, как положительных, так и отрицательных. Соотнося свои действия с действиями героев, дети начинают осознавать себя и свои поступки, стремятся быть похожими на любимого персонажа»[9, с.24]. Сравнивая себя с любимыми героями, ребенок воспринимает себя с позитивной стороны, раскрывает в себе положительные качества, справляется с трудностями и своими страхами, уважительно относится к окружающим. События, происходящие в мультфильме, способствуют развитию мышления и воображения, а также формируют его мироощущения. Мультфильмы воздействуют на фантазию детей, дают новые представления и пример для подражания, и порой эти методы становятся более действенные, чем наставления родителей. Поэтому, мультипликационный фильм считается мощным средством воспитания подрастающего поколения. Речь идет, конечно, не обо всех мультфильмах, поэтому к выбору стоит отнестись со всем вниманием. Польза возрастет в несколько раз, если после просмотра обсудить сюжет с ребенком.
Мультфильмы понятны детям дошкольного возраста, так как они доступно объясняют многие процессы, знакомят с окружающим миром, удовлетворяют эмоциональные и познавательные потребности. Мультипликация наиболее эффективный воспитатель, поскольку сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух одновременно. Поэтому мультфильм обладает сильным воспитательным потенциалом и считается одним из влиятельных и эффективных наглядных материалов.
Для детей дошкольного возраста стоит подбирать мультипликационные фильмы в соответствии с психологическими требованиями, которые созданы в форме небольших притч, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл, где добро всегда, при любых обстоятельствах побеждает зло. Чтобы все события происходили в светлом, понимающем мире, для того, чтобы не ранить психику ребенка.
С помощью мультфильмов дети получают и эстетическое воспитание. В большинстве мультфильмов представлен окружающий мир и красота природы, которую герои учат любить, уважать и оберегать. Дети дошкольного возраста, согласно суждению В.И. Короткого, склоны одушевлять явления природы, наделять человеческими свойствами животный и растительный мир, поэтому они легко понимают и принимают язык мультфильмов, сказок, былин[11].
С помощью мультипликаций также можно развивать трудовое воспитание. Герои учат детей оказывать помощь друг другу, родителям, друзьям, и просто незнакомым людям, а тот, кто ленится, в мультфильме высмеивается другими героями и, в конце концов, понимает, что труд необходим в жизни любого человека.
Также способствуют развитию речи. Слушая грамотную и красивую речь героев мультфильмов, дети пополняют свой словарный запас, обучаются говорить грамотно, и правильно формулировать свои мысли.
Помогают развитию воображения, мышления и памяти. Ребенок учится исследовать сущность мультфильма, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Мультипликационный фильм пополняет фантазию ребенка, сохраняет яркие впечатления и может стать источником для детского художественного и словесного творчества.
К сожалению, все чаще и чаще психологи, педагоги, а вслед за ними и родители задумываются о том, что мультфильмы способны причинить серьезный ущерб детской психике. В последние годы мультфильмы становятся приближенными к реальной жизни: у героев возникают те же проблемы, что и у взрослых (деньги, борьба за власть, преступления)[18]. В данной ситуации стоит задуматься, а нужно ли показывать детям ту или иную сторону реальной жизни, насколько допустима демонстрация насилия. Добрые мультфильмы вызывают позитивные эмоции, дети начинают сопереживать героям - грустить, улыбаться и хмуриться, а после окончания просмотра - начинают испытывать воодушевление, охотно играют, шутят и смеются. Во время просмотра агрессивных мультфильмов дети находятся регулярно в напряжении, коротко посмеиваются, а после просмотра могут проявлять словесную и даже физическую агрессию.
Мультфильмы созданы для того, чтобы формировать у ребенка первичные взгляды о добре и зле, но если главные герои мультфильма агрессивны - преставления о жизни формируются искаженные. Последствием может стать проявление жестокости, безжалостности в реальной жизни. Именно поэтому необходимо учитывать следующее:
.Просмотр детских телепередач и мультфильмов должен соответствовать нормам СанПина. Ребенок не должен стать «пленником экрана», по этой причине следует не забывать, что начиная с четырех лет, просмотр ребенком мультфильма не может продолжаться 15-20 минут и не более двух раз в день, а к пяти-шести годам длительность каждого просмотра может быть увеличена до 30-40 минут.
2.Следует обратить внимание на слишком яркие цвета. Поскольку психика детей еще не сформирована целиком, кричащие цвета с яркими вспышками света и громкими звуками оказывают давление на психику детей. Если смотреть подобные мультфильмы вечером, то ребенок перевозбудится, и родителям будет сложно уложить его спать. Помимо этого, они могут негативно отразиться на зрении ребенка, в том числе могут спровоцировать у больных детей приступ эпилепсии.
.Фильтрация предлагаемых детских телепередач и мультфильмов. Следует оградить ребенка от агрессивных мультсериалов, так как насилие и жестокость на экране могут вызвать у ребенка два вида реакции: либо страх, ночные кошмары и раздражительность, либо инфантильное, равнодушное отношение к страданиям других людей. Это, в свою очередь может привести к проявлениям детской агрессивности, а потом и к полной деградации морали нравственных устоев.
Как выбрать мультфильмы для детей дошкольного возраста:
1.Движения и мимика героев должны быть разнообразны и хорошо прорисованы. Если нет пластики движений и мимики, это вредит развитию детского телесного самоощущения, потому что экран - это ещё и отражение, в котором ребёнок видит пример для подражания.
2.Сюжет содержит значимые и актуальные для детства образы и переживания. Среди непременных сюжетных ходов - образы встречи, превращения, близкого и чужого, необычного. Немаловажно, чтобы в мультике присутствовали чувство ревности, страх и его преодоление, дружеские отношения, любовь, достижение желаемого через какие-то усилия.
.Пугающие либо эмоционально напряжённые события чередуются с наиболее спокойными. Сюжет фильма не должен разворачивается слишком быстро, а его темп соответствует возрасту и индивидуальному развитию ребёнка - так, чтобы у него было время на осознание и переживание происходящего.
.Мультфильм не должен разрушать базового доверия к миру. Этим в некоторых случаях грешат талантливые авторские фильмы для детей, предлагающие очень пессимистичную картину мира, в котором персонаж не получает никакой любви и помощи. Не обязательно, чтобы фильм был однозначно позитивным и веселым, но важно, чтобы в нём не существовало безысходности и безнадежности.
.2 Эссе по теме «Мультфильмы как средство формирования детской субкультуры»
В настоящее время перед обществом стоит проблема влияния мультфильмов на формирование детской субкультуры, которая мало изучена.
Для того чтобы лучше изучить данную проблему, необходимо отдельно рассмотреть следующее:
.Понятие и особенности детской субкультуры.
2.Влияние мультфильмов на нравственное воспитание детей.
Более углубленно к изучению детской субкультуры подошла Абраменкова В.В. Она рассматривает детскую субкультуру как:
·в широком значении - все, что создано человеческим обществом для детей и детьми;
·в более узком - смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития.
На сегодняшний день ребенок с самого рождения получает огромную массу информации: телевидение, интернет - все это приводит к разрушению нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой развития детской субкультуры.
Для того чтобы направить развитие детской субкультуры в нужное направление необходимо давать детям ту информацию, которая не воздействует пагубно на детскую психику. Для этого мы можем обратиться к мультфильмам, которые не включают в себя сцен насилия, преступлений и опасного поведения. То есть, если в мультфильме один герой совершает противопоказанные действия к другому, в таком случае данный мультипликационный фильм не должен быть допущен к просмотру. Поскольку ребенок видит, что происходит на экране и начинает подрожать этим героям сюжета.
Мультипликационные фильмы, на которые стоит обратить внимание должны иметь не только красивую иллюстрацию, но иметь хорошее содержание, нести в себе тепло, добро и милосердие, а также приучали к трудовому, эстетическому воспитанию.
В ходе данной работы был проведен анализ влияния мультфильмов на детскую субкультуры. Благодаря этому можно сделать вывод, мультфильмы несут как положительное, так и отрицательное влияние.
Положительное влияние:
·Позволяют усваивать модели поведения, также ребенок учится выражать свое мнение.
·Познавательно-образовательное влияние (воспитывают эстетическое и трудовое воспитание, развивают мышление, память и воображение).
·Смена картинки на экране со звуковым сопровождением стимулирует зрительное и слуховое внимание, способствуя их развитию.
·Совместный просмотр мультфильмов с родителями помогает найти новые интересные темы для обсуждения, что развивает речь ребенка.
·Учат концентрировать внимание, благодаря яркости мультфильма (она позволяет привлечь внимание ребенка).
Отрицательное влияние:
·Агрессия и насилие на экране. В некоторых мультфильмах существуют весьма подробные сцены драк с кровью, убийства. Подобные мультфильмы могут воспитать у ребенка агрессию и враждебность.
·Полная безнаказанность. К примеру, если плохой поступок персонажа никак не карается, а даже приветствуется, то в таком случае у ребёнка может сформироваться чувство вседозволенности.
·Неуважение к женщине, матери, пожилым людям, животным и растениям может вызывать агрессию и хамство детей. «Воспитательный» момент регулярного просмотра таких мультфильмов не заставит себя ждать.
Заключение
Мультфильмы - это прекрасный способ формирования детской субкультуры. Однако, это всего лишь один из вариантов формирования детской субкультуры, но достаточно эффективный. Чтобы извлечь максимальную пользу от просмотра мультипликации, следует тщательно подходить к его выбору и быть уверенным в том, что ребенок сможет выделить полезную информацию для себя, которая понадобится ему при формировании собственного мировоззрения.
В ходе проведения работы, исходя из задач работы, был проведен системный анализ научной психологической, педагогический и социологической литературы по теме работы, опираясь на результаты которого можно сделать следующие выводы:
1.ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА- в широком значении - все, что основано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком - смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития[1, с.109].
2.Существуют основные функции детской субкультуры: социализирующая, экспериментальная, психотерапевтическая, прогностическая и культуроохранительная.
3.Мультфильмы помогают детям:
·Увеличить представление об окружающем мире, знакомят с новыми явлениями, обстановками.
·Помогают расширить словарный запас ребенка, его круг интересов, развить память, воображение и фантазию.
·Показывают примеры поведения, что способствует социализации, так как дети учатся, подражая главным героям.
·Формируют оценочное отношение к миру, развитие мышления, понимания причинно-следственных связей.
·Развивают эстетический вкус, чувство юмора.
4.В качестве отбора мультфильмов в точки зрения их пригодности для использования как средства формирования детской субкультуры следует выделить следующие аспекты:
·эмоциональную интенсивность и богатство нравственной проблематики мультипликационного фильма;
·соответствие структуры текстов;
·красочность, оригинальность и экспрессивность представления героев;
·убедительную демонстрацию полезных привычек, настоящей дружбы и взаимопомощи[10].
Список литературы
1.Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: учебное пособие. -М.: «ПЕР СЭ», 2008. - 431 с.
. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре.- Воронеж: «МОДЭК»,2000.
3. Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк.2006. №6. С.28 -31.
.Григорьев, В.М. Народные игры и традиции России.-М., 1994-243 с.
5. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологические особенности развития дошкольников. М.: Эксмо, 2009. 176 с.
6. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. - М.: Медицина, 2000. - 242 с.
8.Иванова, Н. О детской субкультуре /Н. Иванова // Дошкольное воспитание. - 2004.- № 4. - С.187-207
. Ившина, Е. Влияние телевидения на эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста/ Е. Ившина, Н.В. Кущ// Вестник педагогического опыта .- 2013.-№23. - С.22-24
.Корепанова, М.В., Сигитова , И.А. Технологии комплексного подхода к социально личностному развитию дошкольников // Начальная школа плюс До и После. - 2012. №6 с.7-12
. Короткий, В.И. Основы семейной психопедагогики : курс лекций / В.И. Короткий. - Архангельск : Март, 2003.-178с.
. Крылов, А.А. Психология: учебник.-М.: « Проспект»,2005.-219
.Кудрявцев, В. Еще раз о природе детской субкультуры / В. Кудрявцев, Т. Алиева // Дошкольное воспитание. - 1997. - N 3. - С. 87-9
. Лихачев, Д.С., Панченко, А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси.-Ленинград.,1984 -287с.
.Лотман, Ю. Культура и взрыв. -М.: Гнозис; Издательская группа «Прогресс», 1992 272 С.
.Майорова - Щеглова, С.Н. Детская субкультура - неиституционализированный сектор детства [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.childsoc.ru/doc/child_sub_kult.pdf
17.Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - 4-е изд., стереотип. / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
.Раевский, Д.А. Детство под угрозой: вредные мультфильмы / А.Д. Раевский. - М., 2015. - 76с.
19.Шумилова, А.А. Специфика детской субкультуры [электронный ресур].-Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/wp-content/uploads/2015/11/shumilova.pdf
.Кудрявцев, В.Т. Еще раз о природе детской субкультуры / В. Кудрявцев, Т. Алиева // Дошкольное воспитание. - 1997. - N 3. - С. 87-9221.