Современные молодежные субкультуры
Содержание
1.
Введение
2.
Категории субкультур
3.
Виды субкультур
4.
Заключение
5. Список используемой литературы
1
Субкультура – это общность людей, чьи убеждения,
взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от
широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры,
ответвлением которой они являются. Молодежная субкультура появилась в науке в
середине 50-х годов XX века. Поскольку традиционные общества развиваются
постепенно, замедленными темпами, опираясь в основном на опыт старших
поколений, постольку феномен молодежной культуры относится преимущественно к
динамическим обществам, и был замечен в связи с "техногенной
цивилизации". Если ранее культура не делилась так ярко выражено на
"взрослую" и "молодежную" (независимо от возраста все пели
одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и
т.п.), то теперь у "отцов" и "детей" появились серьезные
отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже
в образе жизни в целом. Как специфическое явление, молодежная культура
возникает и в связи с тем, что физиологическая акселерация молодых людей
сопровождается резким возрастанием длительности периода их социализации (порой
до 30 лет), что вызвано необходимостью увеличения времени на образование и
профессиональную подготовку, соответствующую требованиям эпохи. Сегодня юноша
рано перестает быть ребенком (по своему психофизиологическому развитию), но по
социальному статусу еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский
возраст — время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не
достигнуты в полном объеме. Психологически молодежь принадлежит миру взрослых,
а социологически — миру отрочества. Если в смысле насыщения знаниями человек
созревает гораздо раньше, то в смысле положения в обществе, возможности сказать
свое слово — зрелость его отодвигается. "Молодежь" как феномен и
социологическая категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется
психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах
взрослых.
Возникновение молодежной культуры связано с неопределенностью социальных ролей
молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. В онтогенетическом
аспекте молодежная субкультура представляется как фаза развития, через которую
должен пройти каждый. Ее сущность — поиск социального статуса. Посредством нее
юноша "упражняется" в исполнении ролей, которые в дальнейшем должен
будет играть в мире взрослых. Самые доступные социальные площадки для
конкретных дел молодежи — досуг, где можно проявить собственную
самостоятельность: умение принимать решение и руководить, организовывать и
организовываться. Досуг — это не только общение, но и своего рода социальная
игра, отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в
зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств. В динамичных обществах
семья частично или полностью утрачивает свою функцию как инстанция социализации
личности, поскольку темпы изменений социальной жизни порождают историческое
несоответствие старшего поколения изменившимся задачам нового времени. С
вступлением в юношеский возраст молодой человек отворачивается от семьи, ищет
те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чуждого общества.
Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом юноша стремится примкнуть
к себе подобным. Образующиеся таким образом неформальные группы обеспечивают
молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую,
выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и
интересам группы. Эти неформальные группы продуцируют свою субкультуру,
отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и
внешний протест против общепринятых установлений. Благодаря наличию собственной
культуры, эти группы маргинальны по отношению к обществу, а потому всегда
содержат элементы социальной дезорганизации, потенциально тяготеют к
отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению.
Довольно часто все ограничивается лишь эксцентричностью поведения и нарушением
норм общепринятой морали, интересами вокруг секса, "тусовок", музыки
и наркотиков. Однако эта же среда формирует контркультурную ценностную
ориентацию, высшим принципом которой объявляется принцип удовольствия,
наслаждения, выступающий побудительным мотивом и целью всего поведения. Вся
ценностная сетка молодежной контркультуры связана с иррационализмом, что
продиктовано признанием собственно человеческого лишь в природном, то есть
отмежеванием "человеческого" от того "социального", которое
возникло вследствие "монополии головы". Последовательное проведение
иррационализма определяет гедонизм как ведущую ценностную ориентацию молодежной
контркультуры. Отсюда и мораль вседозволенности, являющаяся важнейшим и
органическим элементом контркультуры. Поскольку бытие контркультуры
сконцентрировано на "сегодня", "теперь", то гедонистическая
устремленность — прямое следствие этого.
2.
Субкультуры могут различаться по возрасту, расе,
этнической и/или классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат
определяющими для субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный,
политический, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из
них. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого
культурного направления, к которому они относятся, однако с таким мнением
теоретики соглашаются не всегда. Поклонники субкультуры могут демонстрировать
свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды или
поведения, а также специфических символов. Именно поэтому изучение субкультур
обычно понимает под одним из этапов изучение символизма, касательно одежды,
музыки и других внешних предпочтений поклонников субкультуры, а также способов
трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре. Если
субкультуру характеризует систематическое противостояние доминирующей культуре,
тогда ее определяют как контркультуру.В настоящее время в молодежной среде
нашей страны можно выделить три ведущих категории субкультуры, первую из
которых образуют молодые люди, занимающиеся мелким бизнесом (мажоры). Они ориентированы
на "легкое" добывание денег и "красивую жизнь". Их
характеризует деловая хватка, достаточно хорошо развитое чувство
корпоративности. Им присущ нравственный релятивизм, вследствие чего
деятельность таких групп довольно часто связана с незаконным бизнесом и
правонарушениями.
Вторую категорию составляют "люберы", "гопники" и
т.п. Они отличаются жесткой дисциплиной и организованностью, агрессивностью,
исповедованием "культа физической силы", ярко выраженной криминальной
направленностью, и во многих случаях — связью с уголовным миром. Их
"идеология" опирается на примитивизированные социалистические идеалы,
окрашенные "уголовной романтикой". Основу деятельности таких групп
составляет мелкий рэкет и спекуляции. Группировки этого толка, как правило,
хорошо вооружены, причем уже не только цепями, ножами, кастетами, но и
огнестрельным оружием. Описанные выше молодежные криминогенные объединения в
условиях политической нестабильности представляют значительную опасность,
поскольку являются достаточно пластичным материалом, и в любой момент могут
стать инструментом деятельности политических организаций радикальной и
экстремистской ориентации.
Современная молодежь, однако, состоит не только из неформалов. Третью
категорию составляют так называемые "яппи" и
"не-ояппи". Это выходцы из средне- и малообеспеченных семей,
отличающиеся целеустремленностью, серьезностью, прагматизмом, самостоятельностью
суждений, оценок и деятельности. Они ориентированы на обеспечение материального
достатка в будущем и продвижение по социальной и служебной лестнице. Их
интересы концентрируются в сфере образования, как необходимого трамплина для
успешного продвижения в жизни. В манере одеваться их отличает деловой
классический стиль и подчеркнутая опрятность. "Яппи", как правило, не
имеют вредных привычек, заботятся о своем здоровье, занимаясь престижными
видами спорта. Для них характерно стремление "делать деньги" и
успешную карьеру в качестве бизнесменов, банковских работников, юристов.
3.
Хиппи - это специфическая подгруппа
субкультуры, возникшая в США в начале шестидесятых годов двадцатого века,
которая быстро распространилась по всем странам мира, и практически исчезла к
середине семидесятых. В оригинале хиппи были частью молодежного движения,
состоявшего практически полностью из белых тинейджеров и довольно юных взрослых
в возрасте от пятнадцати до двадцати пяти, которые унаследовали культурный бунт
от богемы и битников. Хиппи с презрением относились к устоявшимся понятиям,
критиковали ценности среднего класса и выступали как радикальная оппозиция к
применению ядерного оружия, войне во Вьетнаме. Они сделали популярными и
осветили практически неизвестные на тот момент аспекты религий, отличных от
иудаизма и христианства. Хиппи буквально протолкнули сексуальную революцию; они
поощряли употребление психоделических наркотиков с целью расширить человеческое
сознание. Хиппи создавали своеобразные коммуны, где и культивировались их
ценности.
Панк - это субкультура, основой которой
является музыкальное пристрастие к панк-року. С момента отделения от более
широкого направления рок-н-ролла в середине-конце семидесятых годов, движение
панк распространилось по всему земному шару и начало развиваться в великом
множестве форм. Любая субкультура возникает только на руинах предыдущего
течения, так в семидесятых годах произошло и с пересменкой хиппи-панк.
Трогательные, почти воздушные, идеалы хиппи были сметены безудержной энергией
разрушения, представленной панком. Культура панка отличается своим собственным
стилем музыки, идеологией и модой. Она нашла свое отражение в изобразительном
искусстве, танце, литературе и кино. Сам по себе панк состоит из множества
более мелких субкультур, таких как стрит-панк, тяжелый панк и другие. Панк
поддерживает тесную взаимосвязь с другими субкультурами, такими как готика и
психобилити; сторонники этого движения выступают против коммерциализации,
которая является одним из основных механизмов капитализма.
Гламур – одна из самых спорных субкультур.
Дело в том, что именно в субкультуру у нас это течение оформилось совершенно
недавно, хотя до того присутствовало во всем, что связано с клубной и светской
жизнью. Энциклопедии до сих пор не дают определения этому слову как культурному
течению, хотя оно уже вовсю активизировалось с началом нового тысячелетия.
Приставку «глэм» получили практически все музыкальные направления: глэм-готик,
глэм-гараж, глэм-рок и даже глэм-панк. В мировой культуре, например в Великобритании,
возникновение гламурной субкультуры датируется еще семидесятыми-восьмидесятыми
годами, но ввиду некоторых обстоятельств продолжительное время оно находилось в
подполье.
Готы - это современное течение, которое
свойственно многим странам. Зародилось оно в Великобритании в начале
восьмидесятых годов прошлого века на фоне популярности готик-рока – ответвление
одного из жанров постпанка. Эта субкультура пережила многих своих одногодок, и
продолжает расти и развиваться. Ее образная система и культурные предпочтения
ясно демонстрируют связь с идеалами литературы готического стиля, датируемой
девятнадцатым веком. Готам свойственные довольно конкретные вкусу во всем, что
касается музыки и внешнего вида, однако не все те, кто разделяет их взгляды, могут
считаться стопроцентными готами. Сама по себе готическая музыка объединяет
множество стилей. Общая тенденция заключается в печальных, иногда даже
скорбных, мистических мотивах в музыке и внешнем виде. Стиль одежды внутри
субкультуры может варьироваться от панковского до средневекового, кроме того,
здесь можно встретить наряды викторианской эпохи или ренессанса. Иногда все эти
стили собираются в одну гремучую смесь, оформленную в черных тонах, равно как
цвет волос и грим.
Скинхэды - получили свое название по
своему внешнему виду: а именно шарообразным или бритым головам. Это
представители субкультуры рабочего класса, которая была основана в
Великобритании в шестидесятых годах прошлого века. Существенное влияние на них
оказали руд-бойз Вест-Индии и моды Объединенного Королевства. В последние
десятилетия культура скинхэдов распространилась по всей Европе, Северной
Америке и другим континентам. По своим политическим воззрениям скинхэды
колеблются от ультралевых до антифашистов, включая все, что находится между
ними. Бывают скинхэды и аполитичными. Их внешний вид также может отличаться от
более милого, взятого у модов шестидесятых годов, до стилей в духе стрит-панка
и хардкора.
Рокеры, изначально, служило для определения
британской молодежи в Британии в шестидесятых годах прошлого века, которая
позволяла себе весьма непочтительно рассекать по дорогам на мотоциклах. Рокеры
стали понятием, противопоставляемым модам – их же ровесникам, только
использующим в виде транспорта скутеры.
4.
Итак, с одной стороны, молодежные субкультуры
культивируют протест против общества взрослых, его ценностей и авторитетов, но,
с другой стороны, именно они призваны способствовать адаптации молодежи к тому
же обществу. Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он
принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система
ценностей и взгляд на мир. Кто-то меняет субкультуры, как перчатки, только ради
их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию,
которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении. Даже
те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее.
Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение. Подростки
металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить
старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять,
что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого
мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.
5.
а) Культурология: Учебник для студ. техн. вузов (Под
ред. Н.Г. Багдасарьян). - М.:Высш. школа, 1999.
Б) www.sub-culture.ru