Электрификация Транссибирской железнодорожной магистрали

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,83 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Электрификация Транссибирской железнодорожной магистрали

Введение

железнодорожный транссибирский магистраль электрификация

Транссибирская железнодорожная магистраль - железная дорога через Евразию, соединяющая Москву с восточносибирскими и дальневосточными городами России. Длина магистрали 9288,2 км - это самая длинная железная дорога в мире. Транссиб соединяет Европейскую часть, Урал, Сибирь и Дальний Восток России.

Электрификация Транссиба началась с участка Москва-Пассажирская - Мытищи протяженностью 18 км, который был переведен на электротягу в 1929 году.

1.История электрификация Транссибирской магистрали

Вопрос о строительстве Транссибирской магистрали назревал в стране давно. В начале XX века обширные районы Западной и Восточной Сибири и Дальнего Востока оставались оторванными от европейской части Российской империи, поэтому возникала необходимость в организации пути, по которому можно было бы добраться туда с минимальными затратами времени и средств.

Строительство Транссибирской магистрали потребовало огромных средств. По предварительным расчетам Комитета по сооружению Сибирской железной дороги, ее стоимость определялась в 350 миллионов рублей золотом. Чтобы ускорить и удешевить строительство, в 1891-1892 годах для Уссурийской линии и Западно-Сибирской линии (от Челябинска до реки Обь) за основу взяли упрощенные технические условия - уменьшили ширину земляного полотна в насыпях, выемках и на горных участках, а также толщину балластного слоя, укладывали облегченные рельсы и укороченные шпалы, сократили количество шпал на один километр пути [1].

В годы Первой мировой и Гражданской войн техническое состояние дороги резко ухудшилось, после чего начались восстановительные работы.

В период Великой Отечественной войны Транссиб выполнял задачи эвакуации населения и предприятий из оккупированных районов, бесперебойной доставки грузов и воинских контингентов на фронт, не прекращая при этом и внутрисибирских перевозок. В послевоенные годы Великая Сибирская магистраль активно строилась и модернизировалась.

В середине 50-х гг. ХХ в. экономика СССР вступила в период внедрения достижений научно-технического прогресса в важнейшие отрасли народного хозяйства, а так же важнейшей отрасли как железнодорожный транспорт.

Главной задачей для сибирских железнодорожников в рассматриваемый период являлась электрификация основного стального пути - Транссиба. Электрификация потребовала особого напряжения. Работы приходилось вести в сложных условиях. Многие участки проходили по болотистой или гористой местности, в районах с неблагоприятными климатическими условиями, а объем электромонтажных работ был поистине громадным [2].

В 1956 году правительство утвердило генеральный план электрификации железных дорог, согласно которому одним из первых электрифицированных направлений должен был стать Транссиб на участке от Москвы до Иркутска. Это было осуществлено к 1961 году [1].

2. Электрификация участков железных дорог Транссиба

.1 Электрификация Восточносибирской и Красноярской железных дорог

В первые послевоенные годы была продолжена начатая перед войной электрификация участков железных дорог, в первую очередь, в районе Урала - на Пермской, Свердловской и Южно-Уральской железных дорогах.

В период электрификации Восточносибирской и Красноярской железных дорог они стали своеобразным испытательным полигоном. На их участках испытывались возможности повышения экономичности транспорта путем применения переменного тока. Это обещало большие выгоды: вдвое снижалось количество тяговых подстанций и экономилось значительное количество электроэнергии. Первым участком, сулившим подтвердить эффективность использования электровозов переменного тока, стал Красноярский.

декабря 1959 г. было открыто движение на запад от Красноярска до станции Чернореченской. А в январе 1960 г. первые электропоезда пошли от Красноярска до ст. Клюквенной на восток. Тем самым был завершен перевод на электротягу с переменным током первого в СССР грузонапряженного участка длиною в 275 км.

Нижнеудинское депо Восточносибирской железной дороги было вторым, которое после Красноярска осуществляло переход на эксплуатацию электровозов с переменным током. Его коллектив также испытал на себе все трудности, связанные с пусковым периодом.

В мае 1961 г. Красноярская и Восточно-Сибирская железная дороги были объединены в единую - Восточносибирскую ж.д. (ВСЖД).

К началу 1962 г. величайшая в мире железнодорожная магистраль Москва-Байкал длиною свыше 5000 тыс. км была полностью электрифицирована. Однако электрификация Транссиба не закончилась. В 1963-1966 гг. были электрифицированы участки Междуреченск-Абакан-Тайшет и Тайшет-Коршуниха общей протяженностью 1 582 км.


2.2 Электрификация Сибири

Электрификация железных дорог Сибири стала всенародным делом и осуществлялась ускоренными темпами. В 1946-1950 гг. капиталовложения в электрификацию Омского участка Транссибирской магистрали составляли 19 788 тыс. р., в 1951-1953 гг. - 175 435, а в последующие два года пятилетки - более 600 млн р.

Успешному проведению электрификации во многом способствовало быстрое наращивание энергетических мощностей. В 1956 г. была сдана Иркутская ГЭС, в 1959 г. - Новосибирская, позднее - Братская, Красноярская. Это обеспечило более быстрые, чем в целом по стране, темпы электрификации железных дорог в Сибири.

С внедрением электрической тяги значительно повысилась эффективность перевозочной работы дорог. Это видно на примере Барабинского отделения Омской дороги, где после электрификации на перевозках было занято 76 электровозов, тогда как при паровой тяге для этой же работы требовалось бы 150 локомотивов [3].

Электрификация дорог коренным образом изменила труд железнодорожников. На смену отжившим профессиям - паровозный кочегар, котельщик, промывальщик, башмачник - пришли новые: машинист и помощник машиниста электровоза, слесарь по ремонту электрооборудования, оператор, монтер контактной сети и тяговых подстанций.

Электрическая тяга значительно улучшила условия труда. Только на Восточно- Сибирской железной дороге, например, было высвобождено 8 500 чел., занятых тяжелым трудом, в том числе 5 200 кочегаров, 875 шлакоуборщиков, 320 котельщиков.

С электрификацией на магистрали Сибири пришла автоматика, телемеханика, электроника. Их освоение потребовало подготовки новых кадров - энергетиков, связистов, водителей электровозов, электромонтажников и т.д.

Затраты на электрификацию Транссибирской магистрали окупились за 4 года, а ее перевозочная способность увеличилась в несколько раз. Таким образом, электрификация железных дорог Сибири сыграла исключительно важную роль. Она не только способствовала повышению эффективности работы магистралей, но и коренным образом изменила условия труда и быта железнодорожников [2].

2.3 Электрификация Дальневосточной железной дороги

Электрификация Дальневосточной железной дороги началась с конечного пункта Транссибирской магистрали - Владивостокского железнодорожного узла. 31 декабря 1962 г. строительство было закончено, и по 48-километровому участку проследовал первый электровоз. Перевод грузового движения на электротягу был произведен в 1963 г. на участке Уссурийск - Владивосток с вводом в эксплуатацию участка электрификации Уссурийск - Надеждинская протяженностью 34 км.

Первоначально предполагалось электрифицировать на постоянном токе напряжением 3 кВ. Электрификация Дальневосточной железной дороги на переменном токе была оправдана рядом особенностей, определенных сложнейшими планом и профилем пути и системой внешнего электроснабжения.

Только для перевода на электрическую тягу главного хода Транссиба от ст. Мариинск до ст. Иркутск Сортировочный (1 472 км) необходимо было установить 57 тыс. железобетонных опор для контактной сети, смонтировать 4,5 тыс. км контактных проводов, соорудить 38 тяговых подстанций, построить сотни пунктов контактной сети, проложить 1 500 км кабеля, выполнить миллионы кубометров земляных работ [4].

В декабре 2000 г. был сдан в эксплуатацию участок Свиягино - Сибирцево протяженностью 95 км. В июле 2002 г. в ходе своего визита на ДВЖД министр путей сообщения России Геннадий Фадеев принял решение о завершении в текущем году электрификации последнего участка Транссибирской магистрали Губерово - Свиягино протяженностью 175 км [1].

Таблица 1. Хронология электрификации

ГодУчастоккмток1929Москва-Пасс. - Мытищи18=15001930Мытищи - Правда18=15001931Правда - Софрино9=15001933Софрино - Загорск25=15001937Загорск - Александров42=30001942Екатеринбург - Екатеринбург-Сорт.3=30001951Чулымская - Обь115=30001952Обь - Новосибирск-Гл.16=30001953Барабинск - Чулымская171=30001953Куломзино - Омск - Московка18=30001954Татарская - Барабинск155=30001955Московка - Татарская162=30001956Называевская - Куломзино144=30001956Иркутск-Сорт. - Слюдянка-1134=30001958Черемхово - Иркутск-Сорт.123=30001958Александров - Ярославль-Гл.170=30001958Новосибирск-Гл. - Тайга286=30001959Зима - Черемхово120=30001959Чернореченская - Красноярск - Клюквенная275~250001959Тайга - Мариинск148=30001960Тайшет - Зима419~250001960Мариинск - Чернореченская241~250001960Клюквенная - Тайшет287~250001961Балезино - Пермь-2242=30001962Надеждинская - Владивосток47~25000ГодУчастоккмток1962Шаля - Екатеринбург137=30001962Ярославль-Гл. - Данилов75=30001963Пермь-2 - Шаля245=30001963Свеча - Киров138~250001963Уссурийск - Надеждинская81~250001964Киров - Балезино236~250001968Данилов - Буй - Номжа225~250001969Мысовая - Улан-Удэ164~250001969Екатеринбург - Шарташ5=30001969Номжа - Шарья - Свеча238~250001970Слюдянка-1 - Мысовая160~250001970Улан-Удэ - Петровский Завод143~250001972Петровский Завод - Декабристы5~250001973Чита-1 - Карымская100~250001974Декабристы - Чита-1406~250001976Шарташ - Богданович94=30001979Бира - Хабаровск-1217~250001980Хабаровск-1 - Хабаровск-210~250001980Богданович - Тюмень225=30001981Архара - Бира226~250001981Тюмень - Войновка9=30001983Белогорск - Архара214~250001983Войновка - Вагай136=30001984Карымская - Шилка150~250001984Шимановская - Белогорск143~250001984Вагай - Называевская279=30001985Ушумун - Шимановская121~250001986Сковородино - Ушумун296~250001987Ерофей Павлович - Сковородино195~250001988Шилка - Чернышевск-Забайкальский142~250001988Могоча - Ерофей Павлович205~250001990Чернышевск-Забайкальский - Зилово83~250001993Ксеньевская - Могоча107~250001993Хабаровск-2 - Кругликово43~250001994Зилово - Ксеньевская129~250001996Кругликово - Вяземская76~250001998Вяземская - Бикин105~250001999Сибирцево - Уссурийск68~250002000Бикин - Губерово83~250002001Свиягино - Сибирцево95~250002002Губерово - Ружино - Свиягино175~25000200225 декабря - завершение электрификации Транссибирской магистрали, станция Ружино

Первый состав на электротяге по станции Ружино Дальневосточной железной дороги провел машинист 2 класса Сергей Кержан.

Электрифицированный Транссиб сегодня - это полмиллиона опор, свыше 60 000 километров контактной сети и линий вспомогательного электроснабжения, свыше 300 высоковольтных тяговых подстанций. Каждую минуту на полигоне Транссиба движутся около 1000 грузовых и пассажирских поездов дальнего следования.

Развитие Дальневосточного экономического района и расширение внешних экономических связей России со странами Тихоокеанского бассейна требовали повышения пропускной и провозной способности. В 1967 г. завершилась электрификация участка Угловая - Находка, что позволило осуществлять грузовые перевозки на электротяге в направлении морского торгового порта Находка.

В 1990-х - 2000-х годах был проведен ряд мероприятий по модернизации Транссиба, призванных увеличить пропускную способность магистрали. В частности, был реконструирован железнодорожный мост через Амур у Хабаровска, в результате чего был ликвидирован последний однопутный участок Транссиба.

В июле 2002 года Министр путей сообщения России Г.М.Фадеев, лично ознакомившись с положением дел на Дальневосточной железной дороге, принял решение о завершении в текущем году электрификации последнего участка Транссибирской магистрали Губерово - Свиягино протяженностью 175 км. Самоотверженным трудом многотысячного коллектива Балтийской строительной компании "Восток", Дирекции по строительству объектов железнодорожного транспорта, эксплуатационных организаций Дальневосточной дороги, в декабре 2002 года электрификация Транссибирской магистрали завершилась.

В настоящее время Транссибирская магистраль - мощная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия, оборудованная современными средствами информатизации и связи.

На востоке, через пограничные станции Хасан, Гродеково, Забайкальск, Наушки Транссибирская магистраль обеспечивает выход на сеть железных дорог Северной Кореи, Китая и Монголии, а на западе, через российские порты и пограничные переходы с бывшими республиками Советского Союза - в европейские страны.

Магистраль проходит по территории 20 субъектов РФ и пяти федеральных округов. В регионах, обслуживаемых магистралью, сосредоточено более 80% промышленного потенциала страны и основных природных ресурсов, включая нефть, газ, уголь, лес, руды черных и цветных металлов.

На Транссибе расположено 87 городов, из которых 14 являются центрами субъектов РФ. По Транссибу перевозится более 50% внешнеторговых и транзитных грузов [1].

С окончательной электрификацией Транссиба скорость составов возрастет до 120 км/час, а их грузоподъемность - до 6 тысяч тонн, что не только значительно повысит пропускную способность магистрали, но и на несколько часов сократит график движения грузов с Дальнего Востока в Европу.

Транссибирская магистраль включена в качестве приоритетного маршрута в сообщении между Европой и Азией в проекты международных организаций ЕЭК ООН (Европейская экономическая комиссия ООН), ЭСКАТО ООН (Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана), ОСЖД (Организация сотрудничества железных дорог).

Заключение

железнодорожный транссибирский магистраль электрификация

Завершение электрификации Транссиба - это гарантия того, что становится реальностью политика российского правительства, направленная на дальнейшее экономическое развитие Дальнего Востока. Укрепляя локомотивное хозяйство, изменяя технологии работы локомотивов, вагонов, дальневосточники готовы к дальнейшим, возрастающим объемам перевозок.

Мечта многих поколений электрификаторов, железнодорожников воплотилась в жизнь, сквозное движение поездов на электротяге по Транссибу открылось.

Библиографический список

1. РЖД [Электронный ресурс] // 2003-2016 ОАО "РЖД" URL: #"justify">. Восточно-Сибирская железная магистарль. Путь в 100 лет. Иркутск. 1998.

. Воложанин К. Ю., Воложанина Е. Е., Порхунов Г. А. - История Сибири: Хрестоматия.

. Справочник Трансиба [электронный ресурс] // 1998 - 2015 "Веб-энциклопедия Транссиба" URL: /www.transsib.ru/ (дата обращения: 12.05.2016)

. СТП ОмГУПС-1.2-2005: Работы студенческие выпускные и квалификационные.

Похожие работы на - Электрификация Транссибирской железнодорожной магистрали

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!