Экспорт из Российской Федерации и таможенное законодательство ВЭД

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    413,49 Кб
  • Опубликовано:
    2017-06-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экспорт из Российской Федерации и таможенное законодательство ВЭД















Контрольная работа

Экспорт из Российской Федерации и таможенное законодательство ВЭД

Содержание

1. Экспорт из Российской Федерации и порядок получения сертификата происхождения для участия во ВЭД

. Экспорт из Российской Федерации в терминах Инкотермс 2000 и виды отгрузок

. Основные документы для некоммерческих и коммерческих поставок

. Порядок определения таможенной стоимости товара и действия с товарами двойного назначения

Литература

1. Экспорт из Российской Федерации и порядок получения сертификата происхождения для участия во ВЭД

Под экспортом в теории и на практике понимаются и статистически учитываются вывоз из страны за пределы ее таможенной территории следующих видов товарных продуктов:

произведенных, выращенных или добытых в ней без обязательства об их ввозе на эту территорию;

ранее ввезенных, переработка которых происходила под таможенным контролем в соответствии с законодательством;

вывоз товаров для переработки их в другой стране, перевозка товаров транзитом через другую страну, вывоз привезенных из другой страны товаров для продажи их в третьей стране;

ранее ввезенных, не подвергавшихся в стране, какой либо переработке (реэкспорт - обычно, на практике это товары, представляемые и/или реализуемые на международных аукционах, товарных биржах и т.п.).

Предметом реэкспорта могут являться также нефть, природный газ, каучук, цветные металлы, шерсть, кожа, пищевые продукты. Товарные продукты могут реэкспортироваться как в неизменном виде, так и после относительно незначительной обработки (например, переупаковки и сортировки, кодирования), исключающей переработку.

Различают реэкспорт с завозом в страну (прямой реэкспорт) и без завоза в страну (косвенный реэкспорт), когда закупленные за границей товары отправляются непосредственно в третьи страны.

В Российской Федерации термин реэкспорт также обозначает таможенный режим, при котором иностранные товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики.

Фактический вывоз таких товаров должен быть осуществлен не позднее 6 месяцев со дня принятия таможенной декларации. При неосуществлении фактического вывоза товарных продуктов в течение установленного срока уплачиваются таможенные пошлины, налоги, а также, начисленные проценты с них по ставкам, устанавливаемым Центральным банком Российской Федерации и по представляемым этим банком кредитам [1].

При реэкспорте уплаченные ввозные таможенные пошлины и налоги подлежат возврату при условии, если товары:

) находятся в том же состоянии, как на момент ввоза, кроме изменения состояния вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;

) вывозятся в течение двух лет с момента ввоза;

) не использовались в целях извлечения дохода.

Реэкспорт допускается с разрешения таможенного органа РФ, предоставляемого в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом РФ, а в случаях, определяемых законодательными актами России, актами Правительства РФ либо международными договорами Российской Федерации, возможно также и с разрешения другого уполномоченного на это органа. Основные стадии экспорта из Российской Федерации представлены условно на рис. 1.

Рис. 1. Основные стадии экспорта

Сертификат о происхождении товара - это специальный документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товарного продукта, он требуется, как правило, таможенными органами (ТО) импортирующего государства с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товаров на таможенную территорию соответствующей страны и вывоза товарных продуктов с этой территории (например, для определения и начисления соответствующей ставки импортной пошлины, в том числе и льготной, а также в случае предоставления товарам режима тарифных преференций) [3].

Сертификат происхождения (сертификат формы «А») товарного продукта не требуется для предоставления в таможенные органы (ТО), поскольку «… при экспорте товаров ТО не устанавливают и не удостоверяют страну происхождения» (письмо ГТК от 14 июня 1999 года № 10-10/16723) «О происхождении товаров Российской Федерации».

«При вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации сертификат о происхождении товара выдается органами или организациями, уполномоченными Правительством Российской Федерации, если указанный сертификат необходим по условиям контракта, по национальным правилам страны ввоза товаров или если наличие указанного сертификата предусмотрено международными договорами Российской Федерации» - Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ

Необходимость его получения определяется в каждом конкретном случае, например, в следующих:

по требованию покупателя нерезидента;

для товаров, попадающих под действие тарифных преференций, предоставляемых Российской Федерации иностранными государствами или их экономическими объединениями;

для товаров, попадающих под действие Общей системы преференций Европейского сообщества (ОСП ЕС).

Получение сертификата происхождения (форма «А») осуществляется через Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации для осуществления такой процедуры необходимо заранее получить акт экспертизы, выдаваемые ВО «Союзэкспертиза» при Торгово-промышленной палате (ТПП) Российской Федерации.

Акт экспертизы происхождения товара - документ, выдаваемый компетентным органом (отделом товарных экспертиз Торгово-промышленной палаты) по просьбе предприятий изготовителей. Акт содержит сведения о происхождении сырьевых и комплектующих материалов, номера и даты заключения контрактов на поставку этих материалов, а также в нем перечисляются основные операции технологического процесса, выполненные на предприятии. В своем заключении эксперт свидетельствует о том, что товар действительно происходит из данной страны.

АНО "Союзэкспертиза" (СОЭКС) - ведущая и старейшая в России независимая инспекционная, экспертная компания, выполняющая по заявкам российских и иностранных юридических и физических лиц экспертизы и проверки количества и качества экспортных и импортных товарных продуктов в Российской Федерации за рубежом.

СОЭКС - единственная российская компания, являющаяся полным членом Международной Федерации Инспекционных Агентств (IFIA) и имеет лицензию Иранского Института Стандартов и Промышленных Исследований на право проведения инспекции экспортно-импортных товаров. СОЭКС также имеет лицензии Госатомнадзора России и Министерства Транспорта РФ.

Используя многолетний опыт в области экспертизы и контроля товаров, а также развитую холдинговую структуру, в которую входят 14 специализированных подразделений в Москве и более 40 дочерних организаций, расположенных в различных городах, портах, железнодорожных станциях Российской Федерации. СОЭКС предоставляет клиентам широкий спектр услуг по контролю количества, качества сырьевых товаров и материалов, товаров народного потребления, промышленного оборудования и других грузов.

Лаборатории СОЭКС, аккредитованные в системе ГОСТ-Р, оснащены современными контрольно-измерительными приборами и технологическими и техническими средствами, которые имеют необходимую калибровку, в т.ч. и по международным стандартам.

Кроме вышеперечисленных работ СОЭКС выполняет также следующие необходимые услуги:

сертификацию продукции и систем обеспечения качества изготовления товаров на предприятиях в соответствии с требованиями национальных и международных стандартов;

независимую техническую оценку проектов;

оценку недвижимости и незавершенного строительства;

оценку машин и оборудования, транспортных средств;

сертификацию туристических услуг и услуг гостиниц;

оценку бизнеса;

многостороннюю проверку предприятия на возможность выполнения условий Заказчика;

экспертизу происхождения продукции;

оценку бартерных сделок;

оценку уровня цены товара;

таможенное декларирование грузов.

Экспертные заключения, выдаваемые специалистами АНО «Союзэкспертиза», надежно защищают интересы Заказчиков при урегулировании споров в различных судебных инстанциях.

Список необходимых основных документов для проведения экспертизы и получения акта экспертизы представлен на рис. 2

Рис. 2. Список комплекта необходимых основных документов, необходимых для получения акта экспертизы

Документы, необходимые для проведения экспертизы по определению страны происхождения товаров:

1.    Заявление;

2.       Документы, подтверждающие факт регистрации предприятия-экспортёра и право заниматься коммерческой деятельностью: устав организации, свидетельство о государственной регистрации, лицензии на осуществление конкретных видов экономической деятельности, подлежащих лицензированию, свидетельство о постановке на учёт в территориальном налоговом органе, информационное письмо об учёте в ЕГРПО и др.;

.        Товаросопроводительные документы: контракт/договор экспортёра с импортёром и паспорт сделки к нему, товарно-транспортная накладная, счёт или счёт-фактура, платёжное поручение и/или другие документы, подтверждающие оплату отгружаемого товара;

.        Документы, подтверждающие происхождение сырья, деталей, полуфабрикатов, материалов, комплектующих, компонентов: договоры на поставку, счета, платёжные поручения, товарно-транспортные накладные, договоры на переработку давальческого сырья, лицензионные договоры (в случае использования изготовителем товарного знака) и т.п.;

.        Документы, подтверждающие факт изготовления экспортируемого товара на российском предприятии и/или документы, согласно которым выполняется технологический процесс производства: паспорт, инструкция по эксплуатации, сертификат качества завода-изготовителя, технические условия, технологические инструкции, технологические карты, сертификаты соответствия (на готовую продукцию) и т.п.;

.        Документы, подтверждающие наличие постоянного производства в организации (для оформления годового акта экспертизы на производство): необходима заверенная производителем справка о постоянной номенклатуре производства, используемом сырье, материалах, полуфабрикатах и технологическом процессе, штатное расписание, договоры аренды, выписка из баланса предприятия с перечнем оборудования и др.;

.        Документы, подтверждающие факт приобретения товара экспортёром у изготовителя: договор, счёт, накладная, платёжное поручение и/или другие товаросопроводительные документы, подтверждающие отгрузку и оплату за приобретённый товар;

.        Документы на право добычи и разработки сырья (для добывающих и заготавливающих предприятий);

.        Ветеринарное свидетельство в случае, если экспортируемым товаром являются живые животные, продукция, полученная от них, кожевенное сырье, мех и т.д. [5].

Документы, предоставляемые экспортером при оформлении сертификата происхождения формы «А» при экспорте в страны ЕС, США, Канаду, Турцию, Сербию, Черногорию:

1.    Письменное заявление;

2.       Заявление-проформа по заполнению сертификата формы «А»;

.        Оригинал акта экспертизы о происхождении товара;

.        Копия экспортного контракта;

.        Паспорт сделки;

.        Счет-фактура на отгрузку товара (инвойс);

.        Копия договора комиссии с владельцем экспортируемых товаров (для посредников);

.        Копия экспортной лицензии (если товар подлежит лицензированию и/или квотированию);

.        Учредительные документы (Устав предприятия, свидетельство о государственной регистрации фирмы-экспортера, свидетельство о постановке на учет в ГНИ, свидетельство о регистрации в качестве юридического лица из ГНИ, свидетельство о постановке на учет в Областном статистическом управлении с перечнем кодов постановки на учет);

.        Для физических лиц предоставляется: копия свидетельства индивидуального частного предпринимателя, заверенная копия общегражданского паспорта Российской Федерации;

.        Доверенность, подтверждающая полномочия представителя экспортера на оформление, получение и подпись на сертификате [9].

Для товарной продукции собственного производства, поставляемой на экспорт предпринимательскими организациями, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30 %, им необходимо обязательно заранее пройти экспертизу и получить сертификат происхождения на товарную продукцию собственного производства.

АНО «Союзэкспертиза» при Торгово-промышленной палате (ТПП) Российской Федерации, получая доступ на предприятие-заявителя, например, может выдать отрицательное заключение (или отзывает ранее выданный сертификат) или удостоверяет факт отнесения товарного продукта к собственному производству и выдает соответствующий сертификат.

Сведения о выданных или отзываемых сертификатах обязательно направляются в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и орган государственного управления, отвечающий за разработку балансов по соответствующему виду товарной продукции.

Список комплекта необходимых основных документов, для получения сертификата происхождения представлен на рис. 3.

Рис. 3. Список комплекта необходимых основных документов, необходимых для получения сертификата

Экспорт от российского производителя. Поскольку российский производитель (резидент) может быть одним из поставщиков, субподрядчиков (subcontractor, vendor), участвующим во внешнеторговом контракте поставки между продавцом-нерезидентом и покупателем- резидентом, то продавец-нерезидент, покупая, например, оборудование у резидента, включает его в состав технологической системы, продаваемой покупателю-резиденту.

. Экспорт из Российской Федерации в терминах Инкотермс 2000 и виды отгрузок

С точки зрения покупателя, продавца (нерезидента) рекомендуемыми оптимальными условиями экспортной поставки для него товарного продукта российским субподрядчиком (резидентом) являются следующие условия: FOB - российский порт отгрузки, CIF - порт назначения, CIP или CPT - пункт назначения, DAF - пункт поставки на границе.

Термин FOB - «Франко борт» - означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в названном порту отгрузки. Это означает, что с этого момента все расходы и риски потери или повреждения товара должен нести покупатель. По условиям термина FOB на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.

Термин CIF - «Стоимость, страхование и фрахт» - означает, что продавец выполнил полностью обязанности по поставке, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, но риск потери или повреждения товара, как и любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя.

Однако, по условиям термина CIF на продавца возлагается также обязанность приобретения морского страхования в пользу покупателя против риска потери и повреждения товара во время перевозки.

По условиям термина CIF на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта.

Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.

Термин СIP - «Фрахт/перевозка и страхование оплачены до» - означает, что продавец доставит товар названному им перевозчику. Кроме этого, продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения. Это означает, что покупатель берет на себя все риски и любые дополнительные расходы после доставки таким образом товара.

Однако, по условиям CIP на продавца также возлагается обязанность по обеспечению страхования от рисков потери и повреждения товарного продукта во время перевозки в пользу покупателя. Следовательно, продавец заключает договор страхования и оплачивает страховые взносы. Покупатель должен принимать во внимание, что согласно условиям термина CIP от продавца требуется обеспечение страхования с минимальным покрытием.

В случае осуществления перевозки в пункт назначения несколькими перевозчиками, переход риска произойдет в момент передачи товара в попечение первого перевозчика.

По условиям термина СIР на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта.

Данный термин может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, включая смешенные перевозки.

Термин СРТ - «Фрахт/перевозка оплачена до…» - означает, что продавец доставит товар названному им перевозчику. Кроме этого, продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения. Это означает, что покупатель берет на себя все риски потери или повреждения товара, как и другие расходы после передачи товара перевозчику.

По условиям термина СРТ на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта.

Термин DAF - «Поставка до границы» - означает, что продавец выполнил поставку, когда он предоставил неразгруженный товар, прошедший таможенную очистку для экспорта, но еще не для импорта на прибывшем транспортном средстве в распоряжение покупателя в названном пункте или месте на границе до поступления товара на таможенную границу сопредельной страны. Под термином «граница» понимается любая граница, включая границу страны экспорта.

Однако, если стороны желают, чтобы продавец взял на себя обязанности по разгрузке товара с прибывшего транспортного средства и нес все риски и расходы за такую разгрузку, то это должна быть четко оговорено в соответствующем дополнении к договору купли-продажи.

Данный термин может применяться при перевозке товарного продукта любым видом транспорта (транспортным средством), когда товарный груз поставляется до сухопутной границы.

Термин EXW - «Франко завод» - означает, что продавец считается выполнившим свои договорные обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном в контракте месте (например: на заводе, фабрике, складе, терминале и т.п.). Продавец не отвечает за погрузку товарного груза на транспортное средство, а также за таможенную очистку товарного продукта для экспорта.

Условия поставки Ex. Works (EXW) в практической деятельности обычно не желательны, поскольку при этом продавец-нерезидент обязан принять товарный продукт на складе своего российского субподрядчика, произвести экспортную таможенную очистку в Российской Федерации и т.д.

Реальное выполнение таких условий поставки может привести к существенным затруднениям или невыполнимости контрактных обязательств продавцом-нерезидентом. Также, следует отметить, что необходимые разрешения, сертификаты, лицензии на вывоз продуктов из Российской Федерации реально могут быть получены только российским субподрядчиком-производителем (резидентом).

Для российского субподрядчика такой базис поставки также является непривлекательным, поскольку, например, вывоз оборудования из России должен осуществляться от его имени как производителя и резидента, что означает обязательное его содействие в подготовке необходимых отгрузочных документов, сопроводительных писем в таможенные органы.

Отгрузки. Коммерческая поставка (отгрузка) - осуществляется по внешнеторговому контракту.

Некоммерческая поставка (отгрузка) - осуществляется без контракта, в качестве безвозмездной передачи грузового продукта от нерезидента к резиденту Российской Федерации.

Такая поставка не может представлять собой крупную партию, поскольку понятие «крупная партия», к сожалению, не определено законодательными актами, то решение о выпуске некоммерческого груза в свободное обращение или иной режим принимается по усмотрению таможенных органов, учитывающих стоимость, характер груза, его количество, вес, объем, причины вывоза. Обычно на практике эта поставка используется при поставке образцов товарного продукта, для демонстраций на выставках, сертификации, замены отдельных частей оборудования, поставленного по контракту и для иных целей.

Для подтверждения безвозмездности передачи груза отправители-нерезиденты указывают в инвойсе следующую характерную фразу: «NO COMMERCIAL VALUE. VALUE FOR CUSTOMS PURPOSE ONLY», что в переводе на русский означает следующее: «Не имеет коммерческой стоимости. Стоимость только для таможенных целей».

Оценка таможенной стоимости некоммерческих грузов при перевозе в России производится на базе цен: CIF - российский порт назначения или CIP - пункт назначения на таможенной границе Российской Федерации.

Если в инвойсе на ввоз безвозмездного товарного груза в Российскую Федерацию указаны, например, условия FOB, то стоимость перевозки обязательно прибавляется к стоимости FOB при определении таможенной стоимости и начисления таможенных платежей. Процедура оплаты импортных таможенных пошлин, сборов, налогов и т.д. осуществляется также как и для обычных коммерческих поставок по внешнеторговым контрактам.

Исключением являются следующие поставки:

а) в соответствии с межправительственными соглашениями (например, между Правительством Российской Федерации и Европейским космическим агентством относительно таможенного оформления и без пошлинного ввоза и вывоза товарных продуктов в рамках сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства);

б) в виде безвозмездной гуманитарной помощи от иностранных государств, международных и иностранных учреждений, сообществ, некоммерческих организаций (благотворительных фондов и т.п.).

Решение о принадлежности товарных продуктов к гуманитарной помощи принимает специальная комиссия по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации.

В случае положительного решения комиссии эти товарные продукты освобождаются от обложения ввозной таможенной пошлины, от налога на добавленную стоимость и взимания таможенных сборов за таможенное оформление товарных продуктов.

Льготы по уплате таможенных платежей для товарных продуктов, ввозимых в Россию в качестве гуманитарной помощи в соответствии с внешнеторговыми договорами (контрактами), предусматривающие оплату этих товаров российскими юридическими и физическими лицами, практически не предоставляются в соответствии с Приказом ГТК РФ от 25 мая 2000 года № 429, с последующими изменениями, например, от 6 ноября 2001 года и т.д.

На схеме рис. 4 представлены наиболее часто используемые условия некоммерческой поставки.

Рис. 4. Наиболее часто используемые условия некоммерческой поставки

Условия поставки по Инкотермс 2000 для некоммерческих отгрузок обязательно указывается в отгрузочных инвойсах. Несмотря на отсутствие внешнеторгового контракта, отправителю и получателю все равно необходимо обязательно зафиксировать базис поставки:

«безвозмездно поставляемый груз может быть передан на складе отправителя или может быть доставлен отправителем до согласованного пункта назначения без уплаты пошлин налогов в стране получателя или по схеме «от двери до двери» или иных оговоренных и зафиксированных в контракте условиях».

. Основные документы для некоммерческих и коммерческих поставок

Все товары пересекающие границу государств должны иметь, установленные законодательствами, международными правилами, нормативами соответствующие отгрузочные документы.

Отгрузочные документы. Состав основных отгрузочных документов, подтверждающих факт отгрузки, перевозки, страхования груза для каждой отгрузки (партии) оборудования приведен на рис. 5.

Рис. 5 Состав основных отгрузочных документов, подтверждающих факт отгрузки

Рис. 6. Инвойс для некоммерческой отгрузки (вариант А)

«Инвойс для некоммерческой отгрузки (вариант А)» представлен на рис. 6.

Рис. 6. Инвойс для некоммерческой отгрузки (вариант «Б»)

Бланк «Инвойс для некоммерческой отгрузки (вариант «Б»)» приведен на рис. 7. «Инвойс для коммерческой отгрузки (вариант «Б»)» приведен на рис. 8.

Рис. 7 Инвойс для коммерческой отгрузки (вариант «Б»)

В качестве ознакомления и иллюстрации к излагаемому материалу некоторые варианты заглавных листов отгрузочных инвойсов для коммерческих и некоммерческих отгрузок представлены на рис. 8.

Рис.8. Варианты заглавных листов отгрузочного инвойса

Разделение инвойса на коммерческий и отгрузочный вызвано следующими характерными причинами:

а) произошло естественное и логичное разделение на два потока финансовой и логистической информации и, как результат, коммерческий инвойс не содержит избыточных логистических данных, а отгрузочный не содержит детальных финансовых данных, поэтому изменение логистических данных в отгрузочном инвойсе не приводит к изменению отгрузочного инвойса и наоборот.

б) поставка по внешнеторговому контракту осуществляется, как правило, в практической деятельности отдельными партиями (отгрузками), и на каждую партию, отгрузку (lot, shipment) требуется отдельный отгрузочный инвойс, в то время как некоторые условия оплаты, например, единовременный 100 % авансовый платеж, предполагают выставление неделимого коммерческого инвойса на всю сумму контракта (возникает противоречие между условием оплаты и реальными практическими условиям отгрузок).

Обязательное приложение к отгрузочному инвойсу «WEIGHT & MEASUREMENT LIST» приведено на рис. 9.


Вид паккинг листа (Packing list) приведен на рис. 10.

Каждая фирма-продавец имеет для практического использования свою форму инвойса, однако существуют основные обязательные сведения, графы, которые должны быть указаны в любом из вариантов инвойса.

Рис. 10. Вид паккинг листа (Packing list)

Два вида из многочисленных вариантов уведомления об отгрузке (shipping advice), отгрузочного инвойса (shipping invoice), упаковочного листа (packing list - P/L) для некоммерческих отгрузок (варианты «А» и «Б»). Данные варианты разработаны в работах И.И. Кретова и К.В. Садченко на основе форм NEC Logistics.

Для коммерческих отгрузок (товарные отгрузки по контракту) условная форма инвойса (вариант «Б») При сравнении приведенных вариантов инвойсов заметное различие явно присутствует в начальных и нижних частях бланков инвойсов.

Варианты заглавных листов отгрузочного инвойса. Первые заглавные листы отгрузочного инвойса и упаковочного листа могут быть совмещены в одном заглавном листе (как в варианте «А») или же быть разделенными (как в варианте «Б»). В практической деятельности наибольшее распространение у предпринимателей получил вариант «Б».

Детальные данные по весу и размерам груза могут быть специально выделены в виде отдельной страницы, обозначаемой, например, как «WEIGHT & MEASUREMENT LIST» с обязательным приложением к отгрузочному инвойсу.

Сконцентрированные в данном листе сведения о весе и размерах необходимы получателю (покупателю-импортеру) для предварительной оценки габаритов, веса, объемов груза с целью организации его надежной, качественной перевозки после импортной очистки от таможенного склада до склада покупателя или его рабочих площадок, где производится, например сборка, установка и монтаж технологического оборудования.

4. Порядок определения таможенной стоимости товара и действия с товарами двойного назначения

Порядок определения таможенной стоимости товара осуществляется в соответствии с таможенным законодательством во внешнеторговой деятельности. Таможенная стоимость товара (ТСТ) необходима для определения таможенных платежей или иных таможенных целей.

Порядок определения таможенной стоимости товарных продуктов, ввозимых на территорию Российской Федерации юридическими или физическими лицами, утвержден Постановлением Правительства РФ вначале от 5 ноября 1992 года № 856 «Об утверждении Порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ» и затем от 7 декабря 1996 года № 1461 «О Порядке определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с территории РФ». А настоящее время этот порядок утвержден Постановлением Правительства РФ № 500 от 13.08.2006г. «О Порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации» [8].

Данный порядок определения таможенной стоимости товаров приведен в соответствие с общими принципами системы таможенной оценки Генерального соглашения о тарифах и торговле - «ГАТТ»: (General Agreement on Tariff and Trade - GATT), которое можно найти в интернет по ключевому слову «GATT» или, например, на странице http://gatt.org/.

Определение таможенной стоимости производится путем последовательного применения следующих, ранжированных методов оценки:

а) по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1);

б) по цене сделки с идентичными товарами (метод 2);

в) по цене сделки с однородными товарами (метод 3);

г) вычитания стоимости (метод 4);

д) сложения стоимости (метод 5);

е) резервный метод (метод 6).

Основным методом определения таможенной стоимости товаров является оценка по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1), когда основной метод не может быть использован, то применяется один вариант из приведенного выше перечня и перечисленных в п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1992 года № 856 «Об утверждении Порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ» и от 7 декабря 1996 года № 1461 «О Порядке определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с территории РФ», в настоящее время Постановлением Правительства РФ № 500 от 13.08.2006г. «О Порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации» [8].

Контроль за экспортом из Российской Федерации (права, обязанности, ответственность участников, принципы государственной политики, правила регулируются Федеральным законом РФ от 18.07. 1999 г. № 183-Ф3 «Об экспортном контроле» и другими законодательными и нормативными актами в целях защиты национальных интересов России, реализации требований международных договоров и соглашений в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, продукции военного и двойного назначения).

Товарами (услугами) двойного назначения (применения) считаются в основном следующие, например: «оборудование, материалы, сырье, технологии и научно-техническая информация, которые используются в гражданских целях, но могут быть применены для производства вооружений, военной техники, оружия массового поражения, уничтожения (химического, бактериологического, ядерного) и ракетных средств его доставки».

При импорте номенклатура такой товарной продукции определяется контрольными списками страны-экспортера, а при экспорте из России - соответствующими перечнями и списками, утвержденными в Федеральном законе РФ от 18.07. 1999 г. № 183-Ф3. В данные перечни, например, включены группы товарных продуктов 8542 по ТН ВЭД (интегральные схемы, микросхемы и т.п.).

При вывозе научно-технической продукции (НТП), например, по навигационным спутниковым системам необходимо получить заключение Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Вывоз из России продукции военного назначения при осуществлении военно-технического сотрудничества осуществляется в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, 18.07. 1999 г. № 183-Ф3вительства РФ, решениями Комитета РФ по военному сотрудничеству с иностранными государствами (УВТС РФ) с обязательным оформлением лицензий, для получения которых обязательно требуется заключение Министерства обороны РФ.

ФТС России приказом от 26.03.2009 № 561 «О внесении изменений в Приказ ГТК Российской Федерации от 26 июля 2004 г. № 796» уточнила перечень документов, необходимых для представления в таможню (ТО) при вывозе товаров двойного назначения.

Перечень товаров двойного назначения утвержден Указом Президента РФ от 05.05.2004 № 580 «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль». В нем каждому наименованию товара соответствует свой код ТН ВЭД, поэтому участнику ВЭД легко сориентироваться.

Кроме того, ранее ввоз и вывоз взрывчатых материалов промышленного назначения, а также транзит товаров двойного назначения через таможенную территорию РФ не подпадал под систему экспортного контроля и осуществлялся в специальном порядке.

Теперь согласно изменениям, внесенным постановлением Правительства РФ от 30.12.2008 № 1079 «О совершенствовании государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в отношении отдельных видов товаров и технологий в целях обеспечения национальной безопасности» в постановление Правительства РФ от 07.06.2001 № 447 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники».

Ввоз и вывоз взрывчатых материалов промышленного назначения, а также транзит товаров двойного назначения по таможенной территории осуществляется по правилам экспортного контроля. Однако в вышеупомянутом приказе ГТК России эти случаи не значились.

В связи с этим в приказ ГТК России от 26.07.2004 № 796 и внесены изменения, уточняющие вид разрешительного документа для конкретной операции с товарным продуктом.

В настоящее в таможенные органы представляются следующие необходимые документы в соответствии с табл. 1.

Новые правила распространяются на все случаи вывоза товаров двойного назначения с 10 марта 2009 г. [4].

Таблица 1 Представляемые документы для действий с товарами двойного назначения

Действие с товарами двойного назначения

Представляемые документы

Вывоз и ввоз в РФ

Лицензия Федеральной службы по техническому  и экспортному контролю или ее письменное подтверждение правомерности осуществления безлицензионного вывоза или ввоза

Временный вывоз

 Разрешение Комиссии по экспортному контролю РФ

Транзит по территории РФ (международный)

Решение Минпромторга и Минтранса России; разрешение МВД России на транзит взрывчатых материалов промышленного назначения в случае их перевозки автомобильным, морским и речным транспортом


На основе нетарифных мер регулирования ВТД в рамках Европейского сообщества (ЕС) Правительство России разработало порядок квотирования и лицензирования поставок товарных продуктов на экспорт. Данный порядок, например, применяется для озоноразрушающих веществ и продукции по утвержденному списку в Постановлении Правительства России, ввоз и вывоз которых в/из РФ обязательно осуществляется на основе лицензии в соответствии с Венской конвенцией об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим Озоновый слой земной атмосферы.

Экспорт отдельных товаров, средств, веществ, изделий, продуктов и услуг имеет свои особенности и также подлежит экспортному контролю в виде следующих товарных продуктов:

стратегически важные сырьевые товары, вещества (например, сырье цветных, драгоценных металлов);

энергоносители;

поставки для государственных нужд;

продукция собственного производства совместных предприятий (СП);

ресурсы растительного и живого происхождения;

оружие и взрывчатые вещества;

опасные отходы;

радиоактивные вещества и изделия на их основе;

спиртосодержащая и алкогольная продукция;

лекарства и фармацевтические субстанции;

наркотики и яды;

ряд других товарных продуктов и услуг.

Анализ списков контролируемых товарных продуктов подлежащих ввозу и вывозу показывает их относительную близость друг к другу, различия состоят в тех видах особенно значимых для конкретного государства.

Справочно-правовая система «Гарант» - www.garant.ru содержит законодательные акты Российской Федерации о порядке вывоза контролируемых отдельных товаров, продукции, средств, изделий и услуг.

Литература

1.   Волгин В.В. Логистика приемки и отгрузки товаров: практическое пособие / В.В. Волгин. - Москва: Дашков и Кº, 2009. - 457 с.

2.       Гаджинский А.М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки “Экономика” / А.М. Гаджинский. - Москва: Дашков и Кº, 2011. - 481 с.

.        Голубчик А.М. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание, становление, управление / А.М. Голубчик. - Москва: ТрансЛит, 2011. - 317 с.

.        Иванов Д.А. Управление цепями поставок / Д.А. Иванов. - Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2010. - 659 с.

.        Интегрированные логистические системы доставки ресурсов: (теория, методология, организация) / И.А. Еловой, И.А. Лебедева. - Минск: Право и экономика, 2011. - 460 с.

.        Курганов В.М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров: учебно-практическое пособие: для студентов высших учебных заведений / В.М. Курганов. - Москва: Книжный мир, 2009. - 512 с.

.        Курочкин Д.В. Логистика: курс лекций / Д.В. Курочкин. - Минск: ФУАинформ, 2012. - 268 с.

.        Логистика: учебное пособие для студентов специальностей “Коммерческая деятельность”, “Маркетинг” учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / И.М. Баско и др. - Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2007. - 431 с.

.        Логистика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / В.И. Маргунова и др. - Минск: Вышэйшая школа, 2011. - 507 с.

.        Логистика: учебное пособие / Б.А. Аникин и др. - Москва: Проспект, 2011. - 405с.

.        Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок / В.В. Дыбская - Москва: Эксмо, 2008. - 939 c.

.        Логистика складирования: учебник: по специальности 080506 “Логистика и управление цепями поставок” / В.В. Дыбская. - Москва: Инфра-М, 2012. - 557 с.

.        Моисеева Н.К. Экономические основы логистики: учебник по специальности 080506 “Логистика и управление цепями поставок” / Н.К. Моисеева. - Москва: Инфра-М, 2010. - 527 с.

.        Неруш Ю.М. Логистика: учебник / Ю.М. Неруш. - Москва: Проспект: Велби, 2008. - 517 с

Похожие работы на - Экспорт из Российской Федерации и таможенное законодательство ВЭД

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!