Виды таможенных режимов, их содержание и признаки, обеспечивающие тарифное регулирование ВЭД

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    50,17 kb
  • Опубликовано:
    2012-05-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Виды таможенных режимов, их содержание и признаки, обеспечивающие тарифное регулирование ВЭД

Владивосток
2010

Содержание

Введение. 3

1. Роль таможенных режимов в стимулировании и регулировании ВЭД.. 5

1.1. Сущность и роль тарифов во внешнеторговой деятельности. 5

1.2  Понятие и виды таможенных режимов, их назначение в реализации целей (или функций) таможенного тарифа. 7

2. Оценка системы стимулирования развития национального производства на основе использования таможенных режимов. 15

2.1. Анализ динамики внешнеторгового оборота по Дальневосточному региону в период 2006-2009 года. 15

2.2. Использования таможенных режимов на примере товарных групп. 22

3. Пути повышения роли таможенного тарифа в реализации его основных функций  28

Заключение. 41

Список использованных источников. 43


Введение

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой. Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для XXI века. Выполнение мероприятий, предусмотренных Целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 2008 - 2011 годы позволила улучшить качество таможенного администрирования таможенной системы на основных направлениях деятельности. Вместе с тем, не достаточно эффективно используются таможенно-тарифные механизмы для решения текущих и стратегических задач развития экономики страны.

При формировании таможенного тарифа не всегда учитывается взаимосвязь таможенных пошлин и внутренних налогов, что не обеспечивает оптимальную структуру и уровень налогов в государстве в целом.

Низкое качество правовой базы, наличие пробелов в правовом регулировании способствовали образованию разрыва между методологией и практикой осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, появлению и широкому распространению такого явления, как «региональное правотворчество».

Недостаточно использовалось международное законодательство и практика его изменения для унификации таможенного законодательства Российской Федерации с общепринятыми международными нормами.

  Целью данной курсовой работы является изучить  виды таможенных режимов, их содержание и признаки, обеспечивающие тарифное регулирование ВЭД.

   Данная цель предполагает решение следующих задач:

- определить роль таможенных режимов в стимулировании и регулировании ВЭД;

- оценить систему стимулирования развития национального производства на основе использования таможенных режимов;

- выявить пути повышения роли таможенного тарифа в реализации его основных функций.

  В первой главе курсовой описывается сущность и роль таможенного  тарифа во внешнеторговой деятельности, понятие и виды таможенных режимов, их назначение в реализации целей (или функций) таможенного тарифа.

  Во второй главе анализируется динамика внешнеторгового оборота 2006-2009 года и оценивается влияние льгот на использования таможенных режимов.

  В третьей главе выявляются пути повышения роли таможенного тарифа в реализации его основных функций

    Курсовая работа написана на основе научных статей, периодических изданий, учебников и учебно - методических пособий, а так же на данных из электронных ресурсов.


1. Роль таможенных режимов в стимулировании и регулировании ВЭД

1.1. Сущность и роль тарифов во внешнеторговой деятельности

Тарифное регулирование- форма государственного регулирования ВЭД, применяемая в целях регулирования импорта и экспорта, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ.

Главным инструментом в руках государства при регулировании внешней торговли является использование тарифного регулирования. Таможенный тариф - наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования.

Механизм таможенно-тарифного регулирования:

- обоснование и определение уровня таможенных пошлин;

- оценку социально - экономических  последствий изменения таможенных режимов;

- формирование таможенного тарифа;

- определение страны происхождения товаров;

- определение таможенной стоимости;

- применение особых видов таможенных пошлин.

Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская фискальная функции.

Протекционистская функция связана с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством [5].

Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

Кроме вышеназванных функций таможенный тариф, влияя на внутренние цены, до определенной степени содействуют развитию национального производства и экспорта. Вследствие удорожания импортных товаров на внутреннем рынке страны повышается общий уровень цен на такие товары и национальные производители получают дополнительный доход, который может быть использован для инвестиций в экономику страны или в целях компенсации потерь от снижения экспортных цен, а так же для повышения конкурентоспособности своих товаров на внешних рынках.

Таможенный тариф в ряде случаев может быть использован для развития национального экспорта путем одностороннего установления низких, а в некоторых случаях нулевых ставок в отношении отдельных товаров, необходимых для изготовления экспортной продукции.

Одним из основных элементов проводимой в стране экономической реформы, предусматривающий переход от административных методов управления к экономическим, является усиление роли таможенно-тарифного регулирования внешней торговли.

Таможенно-тарифное меры - совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности. В основе реализации таможенно-тарифного регулирования лежит применение таможенного тарифа [6].

Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, систематизированный в соответствии и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности СНГ. Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе  товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза/вывоза.

Основные цели таможенного тарифа РФ:

- рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;

- поддержание рационального соотношения ввоза/вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;

- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ;

- защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

- обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.  

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законом.

  Современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой - это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развивающихся стран между собой - это товары традиционного экспорта.

Таможенный тариф - основополагающий инструмент протекционистской политики. Таможенно-тарифное регулирование - совокупность таможенных и тарифных мер, использующих в качестве национального торгово-политического инструментария для регулирования внешней торговли.

1.2  Понятие и виды таможенных режимов, их назначение в реализации целей (или функций) таможенного тарифа

В соответствии с п. 22 ст.11 таможенный режим — таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.

В настоящее время в Российской Федерации в соответствии со ст. 23 Таможенного кодекса РФ действуют 15 видов таможенных режимов, каждый из которых представляет собой систему правовых норм, регулирующих разнообразные правоотношения в сфере ВЭД. Таможенные режимы являются серьезным инструментом в руках государства, позволяющий ему выстраивать внешнеэкономические и политические отношения с окружающим миром, во многом определять направление развития внешней торговли и ее качественное содержание.

В целях таможенного регулирования в отношении товаром устанавливаются следующие виды таможенных режимов:

1. Основные таможенные режимы:

- выпуск для внутреннего потребления;

- экспорт;

- международный таможенный транзит.

2. Экономические таможенные режимы:

- переработка на таможенной территории;

- переработка для внутреннего потребления;

- переработка вне таможенной территории;

- временный ввоз;

- таможенный склад;

- свободная таможенная зона (свободный склад).

3. Завершающие таможенные режимы:

- реимпорт;

- реэкспорт;

- уничтожение;

- отказ в пользу государства.

4. Специальные таможенные режимы:

- временный ввоз;

- беспошлинная торговля;

- перемещение припасов;

- иные специальные таможенные режимы.

  Действующие таможенные режимы можно разделить на пять групп, выделив при этом отдельно таможенный режим транзита:

- первая группа - режимы, применяемые при совершении основного объема внешнеторговых операций, связанных с продажей российским организациям товаров в другие страны и приобретением товаров для нужд российских потребителей (таможенный режим выпуска для свободного обращения, реимпорта, экспорта, реэкспорта, временного ввоза/вывоза, режимы свободной таможенной зоны и свободного склада);

- вторая группа - таможенные режимы, при которых перемещению товаров через границу сопутствует осуществление таможенными органами конкретных операций в интересах соответствующих организации (лиц), оказание им определенных услуг (режим таможенного склада, магазин беспошлинной торговли);

- третья группа - таможенные режимы, под которые помещаются товары, перевозимые за границу в связи с их переработкой в другой стране (режимы переработки на таможенной территории, переработки под таможенным контролем, переработки вне таможенной территории);

- четвертая группа - таможенные режимы, в соответствии с которыми осуществляется  обеспечение российских организаций, находящихся за рубежом (дипломатических, консульских и т.д.), необходимыми материальными ресурсами, а также поставка в государства СНГ товаров, предназначенных для научно-производственной и иной деятельности в интересах России (режимы вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом и вывоза отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР);

- пятая группа - режимы, применяемые при прекращении внешнеэкономических операций, в том числе, в связи с невозможностью или неэффективностью реализации товаров на российском рынке (режимы уничтожения и отказа от товаров в пользу государства).

Рассмотрим таможенные режимы, применяемые при совершении внешнеторговых операций [15].

 Выпуск товаров для свободного обращения — таможенный режим, при котором товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории (ст. 163 ТК РФ).

Выпущенные в свободное обращение товары поступают в распоряжение любого лица, которое имеет на них имущественные или неимущественные права, снимаются с таможенного контроля и могут быть помещены под иной таможенный режим, если это предусмотрено законодательством.

Таможенный режим выпуска товаров для свободного обращения в основном соответствует поступлению в Россию товаров, закупленных за рубежом по контрактам. То есть, как правило, он используется при осуществлении обычных импортных операций, когда товары ввозятся для потребления населением, нужду предприятий и организаций и т.д.

Реимпорт товаров — таможенный режим, при котором российские товары, вывезенные ранее с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные законом сроки без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к ним мер экономической политики.

Для помещения товаров под таможенный режим реимпорта они должны одновременно отвечать ряду условий:

- быть вывезенными с территории бывшего Союза ССР до 31.12.91 года, а с территории Российской Федерации - с 1.01.92 года в соответствии с таможенным режимом экспорта;

- быть до момента вывоза российскими товарами (до 31.12.91.) либо иностранное происхождение и были выпущены в свободной обращение на территорию Российской Федерации (31.12.91.) с полной уплатой всех таможенных платежей;

- быть ввезены на таможенную территорию РФ в течение 10 лет с момента вывоза;

- находиться в том же состоянии, в котором были на момент вывоза, за исключением естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

Помещение товаров под рассматриваемый режим практикуется при обратном ввозе товаров, находившихся на консервации за рубежом.

Временный ввоз (вывоз) товаров — таможенный режим, при котором пользование товарами на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики. Временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

Рассматриваемый таможенный режим чаще всего заявляют при ввозе (вывозе) выставочных экспонатов, рекламных материалов, многооборотной тары, транспорта, осуществляющего международные перевозки, оборудования для научно-исследовательских или учебных целей, если их использование носит разовый характер и не имеет смысла помещать их под режим выпуска для свободного обращения.

ФТС  РФ устанавливает перечень категорий товаров, помещение которых под таможенный режим временного ввоза (вывоза) не допускается. К ним относятся:

- расходуемые материалы и образцы;

- пищевые продукты, напитки, включая алкогольные, табачные изделия, за исключением случаев временного ввоза (вывоза) в рекламных или демонстрационных целях в единичных экземплярах;

- квотируемые товары, предназначенные для вывоза;

- промышленные отходы.

Также устанавливается перечень товаров, помещаемых под режим временного ввоза (вывоза), с полным освобождением от таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов. Полное освобождение от таможенной пошлины и налогов возможно на срок не более 1 года.

Свободная таможенная зона и свободный склад — таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с режимом экспорта, в порядке, определяемом ТК РФ [1].

Свободная таможенная зона как территория, на которой действует таможенный режим свободной таможенной зоны, создается в Российской Федерации по решению Правительства РФ, принимаемого по представлению ГТК РФ, согласованному с целым рядом министерств и ведомств.

Товары могут находиться на территории свободной таможенной зоны без ограничения сроков.

Экспорт товаров — таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию [1].

Экспорт товаров осуществляется при условии уплаты таможенных платежей, соблюдения мер экономической политики и выполнения других установленных требований.

При экспорте товары освобождаются от налогов, либо уплаченные суммы налогов подлежат возврату в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

Так, при экспорте товаров непосредственно предприятиями-изготовителями такие товары освобождаются от уплаты НДС и акцизов в порядке, определяемом Государственной налоговой службой Российской Федерации, а при экспорте другими предприятиями сумма уплаченных НДС и акцизов возвращается налоговыми органами по подтверждению таможенных органов [14].

При выпуске товаров под таможенный режим экспорта товары должны быть вывезены за пределы таможенной территории Российской Федерации в том же состоянии, в котором они были на день принятия таможенной декларации, кроме изменений состояния товаров вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

Как правило, режим экспорта используется при выполнении контракте» по поставкам отечественной продукции за рубеж. Экспорт стимулирует поступление валюты в страну, развитие конкурентоспособных производств.

Реэкспорт товаров — таможенный режим, при котором иностранные товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики (лицензирования и квотирования).  Реэкспорт товаров допускается с разрешения таможенного органа, представляемого в порядке, установленном ФТС РФ [1].

Таможенное оформление иностранных товаров, вывозимых с таможенной территории России в соответствии с таможенным режимом реэкспорта, осуществляется только с разрешения ФТС России и только в случае обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов внесением причитающихся сумм на депозит таможни, в которой будет производиться таможенное оформление товаров.

Если товары при их ввозе заявляются таможенному органу Российской Федерации в качестве предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта, срок их ввоза на таможенную территорию РФ не может превышать 6 месяцев. Такие товары, при невозможности их немедленного вывоза, должны быть помещены на склад временного хранения или таможенный склад.

Помещать под таможенный режим реэкспорта можно и товары, заявленные изначально под другой таможенный режим, например таможенный склад, однако сделать это можно по российскому законодательству не позднее 2-х лет с момента ввоза товаров. При этом реэкспортируемые товары должны находиться в том же состоянии, в котором они были на момент ввоза, кроме изменения вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, после подтверждения факта вывоза товаров заявителем режима, уплаченные ввозные пошлины и налоги возвращаются.


2. Оценка системы стимулирования развития национального производства на основе использования таможенных режимов

 

2.1. Анализ динамики внешнеторгового оборота по Дальневосточному региону в период 2006-2009 года

 

Внешнеторговый оборот - это общая величина экспорта и импорта, это сумма стоимостей экспорта и импорта страны или группы стран за определенный период: месяц, квартал, год [9].

Статистика внешнеторгового оборота характеризует объем экспорта и импорта товаров, их динамику, географическое распределение, товарный состав, участие в мировой торговле, а также ее значение в экономике страны. Рассмотрим общие итоги импорта и экспорта по Дальневосточному региону за четыре года (2007-2009).

На таблице 1 показаны  общестатистические итоги по группам стран за 2006 год.

По выше изложенной таблице можно увидеть, что в общем объем экспорта и импорта по группам странам за 2006 год составляет 15 153 650 из них экспорта 8 170 398,95 тыс. долл., импорта 6 983 251,59. Максимальный объем экспорта в АТЭС составляет 5 604 536,39 тыс. долл., самый минимальный объем экспорта был в ЕврАзЭС он составляет 8 934,41 тыс. долл., удельный вес 68,6% и 0,1% соответственно. долл.

А максимальное количество импорта в АТЭС он составляет 5 766 944,39 тыс. долл., минимальный объем импорта за 2006 год составлял в ЕврАзЭС в размере 3 324,14 тыс. долл.




Таблица 1

Общие итоги по группам стран за 2006 год

Союзы стран

2006 г.

Экспорт

Импорт

Всего

тыс.долл.

уд. вес%

тыс.долл.

уд. вес%

тыс.долл.

уд. вес%

СНГ

27 077,23

0,3

26 025,24

0,4

53 102,47

0,4

ЕврАзЭС

8 934,41

0,1

3 324,14

0,0

12 258,55

0,1

ОЭСР

4 378 523,55

53,6

4 856 110,18

69,5

9 234 633,72

60,9

ЕС

1 506 645,09

18,4

680 618,12

9,7

2 187 263,20

14,4

АТЭС

5 604 536,39

68,6

5 766 944,39

82,6

11 371 480,78

75,0

ОПЕК

62 133,68

0,8

108 689,10

1,6

170 822,78

1,1

Прочие

460 816,02

5,6

148 729,43

2,1

609 545,45

4,0

ВСЕ СТРАНЫ

8 170 398,95

100,0

6 983 251,59

100,0

15 153 650,54

100,0


  Так же рассмотрим общий итог импорта и экспорта по группам стран за 2007 год (Таблица 2).

По данной таблице видно, что в общем объем экспорта и импорта по группам странам за 2007 год составляет 20 239 110,30 из них экспорта 12 491 504,12 тыс. долл., импорта7 747 606,18. Максимальный объем экспорта в АТЭС составляет 10 444 216,16 тыс. долл., самый минимальный объем экспорта был в ЕврАзЭС он составляет 7 360,99 тыс. долл., удельный вес 83,6% и 0,1% соответственно.



Таблица 2

Общий итог импорта и экспорта по группам стран за 2007 год

Союзы стран

2007 г.

Экспорт

Импорт

Всего

тыс.долл.

уд. вес%

тыс.долл.

уд. вес%

тыс.долл.

уд. вес%

СНГ

50 620,50

0,4

18 327,29

0,2

68 947,80

0,3

ЕврАзЭС

7 360,99

0,1

3 055,07

0,0

10 416,05

0,1

ОЭСР

9 679 401,86

77,5

4 836 103,84

62,4

14 515 505,69

71,7

ЕС

1 369 108,62

11,0

782 895,24

10,1

2 152 003,85

10,6

АТЭС

10 444 216,16

83,6

6 741 835,35

87,0

17 186 051,51

84,9

ОПЕК

88 931,13

0,7

45 559,36

0,6

134 490,49

0,7

Прочие

427 726,16

3,4

154 253,08

2,0

581 979,24

2,9

ВСЕ СТРАНЫ

12 491 504,12

100,0

7 747 606,18

100,0

20 239 110,30

100,0


А максимальное количество импорта в АТЭС он составляет 6 741 835,35 тыс. долл., минимальный объем импорта за 2007 год составлял в ЕврАзЭС в размере 10 416 тыс. долл.,максимальный удельный вес импорта 87%, минимальный удельный вес импорта 0,0%.

По таблице 3 видно, что в общем объем экспорта и импорта по группам странам за 2008 год составляет 22 868 761,42 из них экспорта 14 060 305,42 тыс. долл., импорта 8 808 456,00. Максимальный объем экспорта в АТЭС составляет 11 486 892,28 тыс. долл., самый минимальный объем экспорта был в ЕврАзЭС он составляет 8 779,10 тыс. долл., удельный вес 81,7% и 0,1% соответственно

Таблица 3

Общий итог импорта и экспорта по группам стран за 2008 год

Союзы стран

2008 г.

Экспорт

Импорт

Всего

тыс.долл.

уд. вес%

тыс.долл.

уд. вес%

тыс.долл.

уд. вес%

СНГ

141 709,96

1,0

17 797,45

0,2

159 507,41

0,7

ЕврАзЭС

8 779,10

0,1

7 036,78

0,1

15 815,88

0,1

ОЭСР

10 840 209,52

77,1

5 182 895,26

58,8

16 023 104,79

70,1

ЕС

1 313 062,50

9,3

897 368,86

10,2

2 210 431,36

9,7

АТЭС

11 486 892,28

81,7

7 737 554,59

87,8

19 224 446,88

84,1

ОПЕК

108 002,94

0,8

15 853,74

0,2

123 856,68

0,5

Прочие

869 302,95

6,2

110 539,67

1,3

979 842,62

4,3

ВСЕ СТРАНЫ

14 060 305,42

100,0

8 808 456,00

100,0

22 868 761,42

100,0


. А максимальное количество импорта в АТЭС он составляет 7 737 554,59 тыс. долл., минимальный объем импорта за 2008 год составлял в ЕврАзЭС в размере 7 036,78 тыс. долл., максимальный удельный вес импорта 87,8%, минимальный удельный вес импорта 0,1%.

По таблице 4 видно, что в общем объем экспорта и импорта по группам странам за 2009 год составляет 16 943 654,62 из них экспорта 11 961 89,91 тыс. долл., импорта 4 981 760,71. Максимальный объем экспорта в АТЭС составляет 10 276 818,88 тыс. долл., самый минимальный объем экспорта был в ЕврАзЭС он составляет 6 607,73 тыс. долл., удельный вес 85,9% и 0,2% соответственно.

Таблица 4

Общий итог импорта и экспорта по группам стран за 2009 год

Союзы стран

2009 г.

Экспорт

Импорт

Всего

тыс.долл.

уд. вес%

тыс.долл.

уд. вес%

тыс.долл.

уд. вес%

СНГ

19 705,49

0,2

18 319,61

0,4

38 025,09

0,2

ЕврАзЭС

6 607,73

0,1

9 419,22

0,2

16 026,95

0,1

ОЭСР

8 535 458,60

71,4

2 579 515,66

51,8

11 114 974,26

65,6

ЕС

907 215,98

7,6

667 047,30

13,4

1 574 263,28

9,3

АТЭС

10 276 818,88

85,9

4 020 178,21

80,7

14 296 997,08

84,4

ОПЕК

85 743,15

0,7

11 567,46

0,2

97 310,62

0,6

Прочие

528 575,07

4,4

134 383,51

2,7

662 958,58

3,9

ВСЕ СТРАНЫ

11 961 893,91

100,0

4 981 760,71

100,0

16 943 654,62

100,0


А максимальное количество импорта в АТЭС он составляет 4 020 178,21тыс. долл., минимальный объем импорта за 2009 год составлял в ЕврАзЭС в размере 9 419,22 тыс. долл., максимальный удельный вес импорта 85,9%, минимальный удельный вес импорта 0,2%.

Сравнивая таблицы по четырем годам можно сказать, что максимальный объем денежного оборота был в 2008 году и составлял 22 868 761,42.тыс. долл., а минимальный объем денежного оборота был в 2006 году и составлял 15 153 650.тыс. долл.

В таблице 5 можно проследить темп роста по группам стран за 4 года в Дальневосточном регионе.

Таблица 5

Темп роста денежных потоков за период с 2006 по 2009 года.

Союзы стран

2006-2007

2007- 2008

2008-2009

Темп роста, %

Темп роста, %

Темп роста, %

Экспорт

Импорт

Всего

Экспорт

Импорт

Всего

Экспорт

Импорт

Всего

СНГ

186,9

70,4

129,8

281,8

97,4

232,8

13,9

102,9

23,8

ЕврАзЭС

82,4

91,9

85,0

119,3

227,2

151,0

75,3

133,9

101,3

ОЭСР

221,1

99,6

157,2

112,0

107,3

110,4

78,7

49,8

69,4

ЕС

90,9

115,0

98,4

96,7

114,7

103,3

69,1

74,3

71,2

АТЭС

186,4

116,9

151,1

109,9

115,3

112,1

89,5

52,0

74,4

ОПЕК

143,1

41,9

78,7

121,4

34,7

92,1

79,4

73,0

78,6

Прочие

92,8

103,7

95,5

204,1

73,3

169,9

60,8

121,6

67,7

ВСЕ СТРАНЫ

152,9

110,9

133,6

112,6

114,2

113,3

85,1

56,6

74,1


Рассмотрим отдельном на примере несколько групп стран. По таблице видно что экспортный темп роста по СНГ растет с 186,9% по 281,8% в период с 2006-2007 и затем резко падает до 13,9% в период с 2008-2009 гг. А импортный темп растет во всем рассматриваемом периоде (70% -2006 -2007гг, 97,4% - 2007-2008, 102,9% - 2008-2009гг). По странам ЕВрАзЭс можно так же отметить, что экспортный темп роста растет, а затем резко сбавляет обороты (2006-2007- 82,4%, 2007-2008 - 119,3%, 2008-2009 - 75,3%). Тоже самое наблюдается и с импортным темпом роста. По прочим странам можно сказать, то что экспорт в рассматриваемом периоде уменьшается ( со 152,9% до 85,1%) Темп роста импорта растет в период с 2006 по 2008 (110,9% и 114,2% соответственно), а в период с 2008-2009 падает практически в два раза (56,6%).

Таким образом, рассмотрев общие показатели импорта и экспорта денежного потока по Дальневосточному региону за 200-2009 года можно сделать вывод, что самые активные внешнеторговые отношения были со странами АТЭС, а самые слабые внешнеторговые обороты были с группой стран ЕврАзЭс.

Внешнеторговый оборот Дальнего Востока в стоимостном выражении сократился в первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. в 1,7 раза и составил 6 млрд. 392 млн. долларов США. В 1,6 раза уменьшилась стоимость экспорта и в два раза – импорта. На четверть сократился товарооборот с Китаем, в 1,7 раза – с Республикой Корея, в 2,3 раза – с Японией. Сложилось устойчивое процентное соотношение долей дальневосточных территорий во внешнеторговом обороте. Сахалин со 47% – безусловный лидер, следом идет Приморье с 27%, на Хабаровский край приходится 11%, Камчатка и Якутия занимают в общем «пироге» по 5%, а Амурская область – 3%.

Таблица 6

Итоги торгового оборота по странам 2006-2009

Количество стран, шт

01.01.2006-31.12.2006

01.01.2007-31.12.2007

01.01.2008-31.12.2008

01.01.2009-31.12.2009

Страны СНГ

9

10

10

10

Страны Дальнего Зарубежья

110

111

106

110

Все страны

119

121

116

120

 

  В таблице  6  видно, что с 2006 года количество стран сотрудничавшие с Дальним Востоком увеличилось по сравнению с 2007 годом, в 2008 году количество стран снова уменьшилось со 121 до 116, в 2009 году количество снова увеличилось на 4 страны со 116 до 120.

  Таблица 7

Темп роста стран за 2006-2009 года.

Количество стран, шт

Темп роста, % за 2006-2007гг

Темп роста, % за 2008-2009гг.

Страны СНГ

111,1

100

Страны Дальнего Зарубежья

100,9

103,8

Все страны

101,7

103,4


В таблице 2.7 видно, что темп роста стран за период 2008 -2009 годов больше чем темп роста стран за 2006-2007 года.

Таким образом, что  за  четыре года динамика внешнеторгового оборота изменялась в зависимости от количества стран и темпа роста экспорта и импорта.


2.2. Использования таможенных режимов на примере товарных групп

Стимулирование развития экономического таможенного режима переработки на таможенной территории является одним из основных приоритетных направлений таможенно-тарифной. Таможенный режим переработки на таможенной территории позволяет российским производителям использовать при изготовлении продукции, предназначенной для экспорта, сырье, материалы, комплектующие иностранного производства без уплаты таможенных пошлин и налогов. Это способствует расширению производства за счет использования импортных компонентов и позволяет российским производителям предлагать продукцию на внешнем рынке по конкурентоспособным ценам.

По результатам таможенного оформления товаров в таможенном режиме переработки на таможенной территории с 2007 по 2009 год объемы ввоза товаров для переработки на таможенной территории Российской Федерации возросли на 11,5 %, составив в 2009 году 13,4 млн. тонн, при этом стоимость указанных товаров увеличилась на 43,4 %, составив в 2009 году 3,3 млрд. долл. США. Объем вывозимых продуктов переработки в 2009 году увеличился на 9,4 % по сравнению с 2007 годом, составив 9,3 млн. тонн, при этом их стоимость увеличилась на 53,7 %, составив в 2009 году 6,3 млрд. долл. США. Увеличение объемов переработки произошло в основном за счет увеличения объемов переработки газа на таможенной территории.

В проверяемом периоде таможенный режим переработки на таможенной территории использовался в основном предприятиями перерабатывающей промышленности (цветной металлургии и нефтегазового сектора). Их стоимостная доля в общем объеме переработки (сумма стоимостей ввезенных товаров для переработки и вывезенных продуктов переработки) составила в 2007 году 74 % (в том числе доля предприятий алюминиевой промышленности - 58 %, газоперерабатывающих предприятий - 16 %), в 2008 году - 75 % (62 % и 13 %), в 2009 году - 78 % (56 % и 22 %). Таким образом, если доля переработки цветных металлов падала, то доля переработки газа росла.

В объеме переработки сырьевых товаров (сумма объемов ввезенных товаров и вывезенных продуктов переработки), как и по стоимости, существенную долю занимала переработка газа и производство алюминия. В том числе: в 2007 году - 19,7 млн. тонн, или 95 % от общего объема переработки на таможенной территории (при переработке газа - 63 %, производстве алюминия - 32 %); в 2008 году - 98 % (67 % и 31 %); в 2009 году - 97 % (68 % и 29 процентов).

Таможенный режим переработки на таможенной территории применялся и предприятиями легкой и пищевой промышленности. При этом, только 15 % от всех операций по переработке составляли операции по изготовлению и ремонту сложной машино-технической продукции (самолеты, вертолеты, морские и речные суда, оборудование для АЭС и ГЭС).

Согласно статистике ФТС России, основными предприятиями цветной металлургии, осуществляющими переработку на таможенной территории, являлись предприятия алюминиевой промышленности, изготавливающие алюминий и сплавы на его основе путем переработки иностранного давальческого сырья, принадлежащего иностранным собственникам.

Практика применения экономического таможенного режима переработки на таможенной территории предприятиями, изготавливающими первичный алюминий и газ, показывает, что фактический механизм его применения не в полной мере отвечает интересам развития отечественных производителей и целям, первоначально заложенным и преследуемым при создании и применении указанного экономического таможенного режима

Основными экономическими предпосылками применения таможенного режима переработка вне таможенной территории являются отсутствие технологической возможности переработки или ремонта товаров на территории Российской Федерации, а также сокращение производственных затрат отечественных производителей и, соответственно, повышение конкурентоспособности их продукции, в условиях экономической нецелесообразности применения определенных операций на российских предприятиях.

Применение российскими организациями режима переработки вне таможенной территории в 2007-2009 годах характеризуется следующими данными.

В течение 2007-2009 годов наблюдается рост объемов и стоимости товаров, помещенных под данный режим. Так, в 2009 году вес товаров, помещенных под таможенный режим переработки вне таможенной территории, в сравнении с 2007 годом возрос на 40 %, а их стоимость - на 53 %. Однако рост физических и стоимостных показателей режима не сопровождался увеличением поступлений таможенных платежей, которых в 2009 году было уплачено 1177,6 млн. рублей, или на 1,7 % меньше, чем в 2007 году. При этом на 2009 год приходится значительная сумма задолженности по уплате таможенных платежей участников ВЭД, применяющих режим переработки вне таможенной территории, которая к 1 мая 2009 года составила 1067,9 млн. рублей.

Анализ статистической информации, представленной ФТС России, показал, что основная доля товаров, оформленных в режиме переработки вне таможенной территории, приходится на операции по переработке сырьевых товаров, представляющие собой собственно переработку, при которой товары полностью утрачивают индивидуальные признаки, и обработку товаров (далее - сырьевые товары) от 96,7 % в 2007 году до 85,7 % в 2008 году.

При этом наблюдался устойчивый рост объемов оформления сырьевых товаров как в стоимостном, так и в количественном выражении. В 2008 году в сравнении с предыдущим годом стоимость сырьевых товаров увеличилась на 7,5 %, а в 2009 году - на 9,8 %. Общая стоимость таких товаров, оформленных в данном режиме, в 2009 году составила 611280,6 тыс. долл. США (вывезенных - 214601,2 тыс. долл. США, ввезенных - 396679,4 тыс. долл. США).

Рост объемов оформления сырьевых товаров в весовом отношении составил в 2008 году 0,6 %, а в 2009 году - 20,6 %. Вес сырьевых товаров, оформленных в режиме переработки вне таможенной территории в 2009 году, составил 816,6 тыс. тонн (вывезено - 405,9 тыс. тонн, ввезено - 410,7 тыс. тонн).

В режиме переработки вне таможенной территории для совершения операций по переработке, за исключением ремонта в течение 2007-2009 годов вывозились товары различных групп товарной номенклатуры Российской Федерации, в частности, фрукты и орехи, руды и шлаки, топливо минеральное, нефть, драгоценные металлы и камни, рыба и ракообразные и другие.

В общем объеме оформленных в режиме переработки вне таможенной территории сырьевых товаров основная доля приходилась на товары, классифицируемые в группе 72 ТН ВЭД России «Черные металлы». В 2007 году было помещено под данный режим 272,5 тыс. тонн этих товаров, (вывезены товары весом 182,7 тыс. тонн, ввезены продукты переработки весом 89,8 тыс. тонн). Существенная разница в объемах вывезенного сырья и ввезенных продуктов переработки объясняется различными сроками действия разрешений на переработку и сроками переработки товаров.

В 2008 году количество вывезенного сырья и ввезенных продуктов переработки выросло более чем в 2 раза и составило 548,7 тыс. тонн (вывезено - 367,7 тыс. тонн, ввезено - 181 тыс. тонн).

В 2009 году рост объемов оформления этих товаров в сравнении с 2008 годом составил 33,8 % (всего 734,1 тыс. тонн товаров: вывезено сырье весом 367,5 тыс. тонн, ввезены продукты переработки весом 366,6 тыс. тонн).

Данная статистика объясняется тем, что в 2008-2009 годах цена на никель на мировых рынках достигла исторического максимума, в связи с чем резко возрос спрос на никельсодержащие лома и отходы.

Таможенные платежи и налоги при вывозе этой категории сырья и ввозе продуктов переработки составили в 2007 году 315,3 млн. рублей, в 2008 году - 248,8 млн. рублей, в 2009 году - 356,7 млн. рублей.

Второе место по объемам и стоимости помещенного под режим переработки вне таможенной территории товара приходится на группу 76 ТН ВЭД России «Алюминий и изделия из него».

Следует отметить, что объемы товаров, помещенных под данный таможенный режим, имели отрицательную динамику. Так, в 2007 году помещено под режим переработки 98,3 тыс. тонн, в 2008 году - 85,2 тыс. тонн, или на 13,3 % меньше, в 2009 году - 73,4 тыс. тонн, или на 13,8 % меньше.

Таможенные платежи в федеральный бюджет в результате переработки алюминиевого сырья за рубежом также имели тенденцию к уменьшению: в 2007 году - 489,0 млн. рублей, в 2008 году - 426,7 млн. рублей, или на 12,7 % меньше, в 2009 году - 404,4 млн. рублей, или на 5,2 % меньше.

Всего за 2007-2009 годы вывезено на переработку 126,3 тыс. тонн алюминия стоимостью 296,6 млн. долл. США и ввезена лента из алюминиевых сплавов весом 115,8 тыс. тонн стоимостью 391,1 млн. долл. США. Следует отметить устойчивую тенденцию к снижению объемов переработки за рубежом: сокращение объемов вывезенного металла составило в 2008 году 13,4 %, в 2009 году - 23,1 процента.

Применение российскими организациями режима переработки вне таможенной территории, как одного из инструментов стимулирования развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении товаров, которые утрачивают индивидуальные признаки в процессе переработки, в большинстве случаев неэффективно.

Отсутствие четкой целенаправленной политики государства в реализации данного таможенного режима применительно к сырьевым товарам фактически наносит ущерб федеральному бюджету и оказывает существенное негативное влияние на ряд значимых отраслей российской экономики.

Федеральными органами исполнительной власти в 2007-2008 годах не проводился анализ эффективности действия данного режима, исходя из экономической целесообразности его применения и соблюдения экономических интересов Российской Федерации.

3. Пути повышения роли таможенного тарифа в реализации его основных функций

 

Основные направления таможенно-тарифной политики на период 2010 и 2011 годов подготовлены во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. N 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период».

  Принципиальный подход к формированию Основных направлений обусловлен качественным изменением ее роли в реализации стратегических целей социально-экономического развития страны. Тарифно-таможенная политика становится важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач - перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности.

Это обуславливает ряд особенностей тарифно-таможенной политики в этот период.

Во-первых, возрастает ее роль в технологической модернизации российской экономики за счет обеспечения доступа российских компаний к передовым технологиям и оборудованию.

Таможенно-тарифная политика должна создавать стимулы и условия для привлечения капитала в производство. Активнее должны использоваться специальные таможенные режимы, должен быть реализован принцип эскалации тарифа.

Во-вторых, усиливается роль таможенно-тарифной политики в формировании трансграничных производственно-технологических связей, развитии специализации и кооперации, прежде всего, в высокотехнологичных отраслях. Смещаются акценты таможенно-тарифной политики - от регулирования внешней торговли к содействию создания в обрабатывающих отраслях глобальных центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости.

В-третьих, усиливается значение таможенно-тарифной политики в регулировании внутренних рынков, повышении уровня их конкурентности и укреплении позиций российских компаний в России и за рубежом.

В-четвертых, единая таможенно-тарифная политика стран таможенного союза, формирующегося в рамках ЕврАзЭС, становится важным условием интеграции на евразийском пространстве.

В 2007 году развитие сферы внешней торговли характеризовалось высокой динамикой, усилением ее влияния на внутренние экономические процессы в стране.

Объем импорта товаров составил 199,7 млрд. долларов США против 137, 8 млрд. долларов США в 2006 году (рост - 144,9%), в том числе, из стран дальнего зарубежья - 169,9 млрд. долларов США, из стран-участников СНГ -29,8 млрд. долларов США. Объем поступлений от взимания ввозной таможенной пошлины составил 488,0 млрд. руб. по сравнению с 341,6 млрд. руб. в 2006 году (рост - 142,9%).

В 2007 году были изменены ставки ввозных таможенных пошлин по 1570 тарифным позициям, из них 307 - товары сельскохозяйственной группы.

Средневзвешенная ставка ввозных таможенных пошлин в 2007 году составила 11,25%, в 2008 году составит 11,17%. В случае присоединения в 2008 году Российской Федерации к ВТО, в 2009 году средневзвешенная ставка таможенного тарифа будет равна 11,15%, в 2010 году - 10,4%; в 2011 году - 9,55%. Одновременно, по условиям обязательств по связыванию ставок ввозных таможенных пошлин после присоединения к ВТО Россия вправе будет сохранять достаточно высокий уровень тарифной защиты (средневзвешенная ставка по окончании переходного периода на сельскохозяйственные товары - до 18%, промышленные - 7,6%).

Объем экспорта товаров в 2007 году составил 352,5 млрд. долларов США против 301,2 млрд. долл. США в 2006 году (рост 117%). Объем поступлений от взимания вывозной таможенной пошлины составил 1 834,9 млрд. руб.

Изменения ставок вывозных пошлин были осуществлены по 63 позициям, без учета нефти и нефтепродуктов. По нефти и нефтепродуктам (73 позиции) ставки пошлин изменялись в соответствии с законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» каждые 2 месяца. С целью защиты внутреннего рынка и предотвращения роста цен были введены вывозные таможенные пошлины на пшеницу и ячмень в размерах 40 и 30 процентов соответственно.

Объем тарифных льгот в 2007 году составил при импорте - 30,4 млрд. руб. (6,2% объема поступлений от ввозных таможенных пошлин), при экспорте - 94,7 млрд. руб. (5,2% объема поступлений от вывозных таможенных пошлин).

Проводимая в 2007 году тарифно-таможенная политика базировалась на Основных направлениях таможенной политики на 2008-2010 годы, одобренных Правительством Российской Федерации 2 марта 2007 года. Из предусмотренных мероприятий выполнены следующие.

1. На постоянной основе введены в действие нулевые ставки ввозных таможенных пошлин на широкую номенклатуру технологического оборудования. Дальнейшее расширение перечня видов технологического оборудования с нулевыми ставками ввозных пошлин предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2007 года # 357 (всего 98 позиций)

2. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» снижены ставки ввозных таможенных пошлин на медицинские модули с 20 до 5 процентов.

3. Утверждены на постоянной основе дифференцированные ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные компоненты и комплектующие элементы, ввозимые в режиме «промышленной сборки». В рамках этого направления в 2007 году был расширен перечень ввозимых беспошлинно или по пониженной ставке пошлины отдельных компонентов и деталей, применяемых при производстве узлов и/или агрегатов автотранспортных средств.

4. Продлено на постоянной основе применение пониженных ставок ввозных пошлин на материалы и комплектующие, используемые в рамках проекта создания среднемагистрального пассажирского самолета 881-100.

5. Приняты решения по корректировке сезонных пошлин на товары 68 наименований сельхозпродукции.

6. Приняты поправки в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе», предоставляющие полномочия Правительству Российской Федерации изменять порядок распределения тарифных квот.

7. Принят ряд решений по совершенствованию правил определения страны происхождения. Расширен перечень технологических операций, осуществление которых позволяет признавать товар происходящим из той страны, где такие операции были осуществлены. Подготовлен проект новой редакции Правил определения страны происхождения товаров, применяемых в рамках СНГ.

8. Активно и последовательно проводилась политика защиты отечественной промышленности от недобросовестного или резко возросшего импорта. Приняты решения о применении антидемпинговых мер в отношении импорта никельсодержащего плоского проката из ЕС, машиностроительного крепежа из Украины, подшипников качения из Китая и специальной защитной меры (сетки из стекловолокна). В рамках соответствующих расследований были заключены соглашения с Украиной о регулировании поставок на таможенную территорию Российской Федерации прутков для армирования железобетонных конструкций и плоского холоднокатаного проката. Проводились расследования в отношении полиамидных технических нитей и нержавеющих труб. По результатам ранее проведенных расследований применялись защитные меры в отношении трехфазных асинхронных электродвигателей, швеллеров, некоторых видов стальных труб, дрожжей пекарных сухих, ламп накаливания.

9. Отменены вывозные пошлины на ряд товаров с высокой долей добавленной стоимости. Среди них: отдельные виды химической продукции, продукции деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (отдельные виды пиломатериалов и обработанной древесины, целлюлозы, бумаги и картона).

Цель таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе - содействие диверсификации и повышению глобальной конкурентоспособности российской экономики за счет эффективного применения инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

Задачи таможенно-тарифной политики:

· содействие технологической модернизации российской экономики за счет облегчения доступа к использованию передовых иностранных оборудования и технологий;

· стимулирование развития производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, содействие переносу глобально ориентированных обрабатывающих производств на российскую территорию («импорт производств вместо импорта товаров»);

· повышение конкурентности российских рынков, защита развивающихся рынков, уязвимых для импорта;

· унификация таможенно-тарифной политики со странами, формирующими таможенный союз в рамках ЕврАзЭС.

Реализация поставленных задач будет обеспечиваться следующими приоритетными направлениями таможенно-тарифной политики.

Первое - стимулирование переноса производств на территорию России путем дифференциации ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки и предназначения товаров.

Дифференциация ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки товаров (минимальные пошлины на материалы, сырье, комплектующие, максимальные - на готовые изделия) создает более привлекательные условия для изготовления товаров в России по сравнению с их импортом и способствует организации (переносу) производств на территорию России.

Вместе с тем, такие факторы, как:

· снижение таможенных пошлин на технологическое оборудование в целях содействия модернизации российских производств;

· необходимость содействия удовлетворению потребительского спроса на высококачественные товары, аналоги которых не производятся в России, либо производятся в недостаточных количествах;

· выполнение международных обязательств России по беспошлинному ввозу отдельных видов товаров (например, книги и печатная продукция);

· необходимость защиты наиболее конкурентоспособных отраслей российской экономики в сырьевом секторе и в производстве товаров низкого передела;

· временное открытие внутренних рынков для увеличения предложения и предотвращения роста цен, - препятствуют соблюдению принципа эскалации Таможенного тарифа в некоторых секторах экономики.

В среднесрочной перспективе для стимулирования переноса производств в Россию:

1. Будет продолжена работа по изменению Таможенного тарифа с целью дифференциации ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки товаров.

2. Для создания условий, способствующих организации производства тех товаров, на которые ставки пошлин ниже, чем на компоненты для их производства, будут применяться: классификация товаров, ввозимых в разобранном виде, по тарифной позиции, к которой относится товар в готовом виде. В таких отраслях, как автомобилестроение, сельхозмашиностроение будет проведена работа по подготовке правил классификации товаров, ввозимых в разобранном виде, по той номенклатуре товаров, где ставки ввозных таможенных пошлин на готовые изделия ниже, чем на материалы и комплектующие; таможенный режим переработки для внутреннего потребления. Будут реализованы преимущества таможенного режима переработки для внутреннего потребления для тех товаров, где снижение ставок пошлин на материалы, сырье и комплектующие не оправданно.

3. Будет продолжена работа по дифференциации ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых в отношении компонентов и комплектующих элементов, в одном случае ввозимых для промышленного производства товаров, а в другом случае - не предназначенных для такого производства.

Эффективность такого подхода подтвердила практика реализации постановления Правительства Российской федерации от 29 марта 2005 года # 166 «О внесении изменений в таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки», которое было принято с учетом интересов, как потенциальных инвесторов, так и российских производителей автокомпонентов.

Положительный опыт установления дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от предназначения товаров (для режима «промышленная сборки», или для защиты внутренних рынков, или для предотвращения обхода установленных ограничений) будет распространен на другие отрасли в модифицированном виде, с учетом правил ВТО, то есть, без требований по «локализации» производства.

Ограничением для дифференциации ставок пошлин в зависимости от предназначения товаров является правовая неопределенность в статусе товаров для таможенных целей (если он декларируется таможенным органам по пониженной ставке таможенной пошлины как предназначенный для промышленной сборки). Для расширения практики дифференциации пошлин на условиях, соответствующих правилам ВТО, необходима четкая регламентация правовых последствий для декларанта, если при импорте товаров им выбирается более низкая ставка пошлины.

Будут внесены изменения в Таможенный кодекс Российской Федерации с целью установления порядка взимания таможенных пошлин в случае использования товаров в иных целях, чем это предусмотрено Таможенным тарифом для применения пониженной ставки таможенной пошлины, если ставка пошлины дифференцирована в зависимости от предназначения товаров.

Второе - усиление регулирующей функции таможенного тарифа, обеспечение сбалансированности и рациональная защита внутренних рынков.

Угроза вытеснения товаров отдельных секторов экономики с внутреннего рынка импортом требует создания определенных защитных барьеров для доступа импорта. В тоже время, искусственное и неоправданное ограждение от импорта снижает стимулы для повышения конкурентоспособности отечественного производителя, ущемляет интересы потребителя. Значительный рост промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиционной активности, развитие сферы услуг стимулирует повышение спроса на товары в области машиностроения, который отечественное производство не может удовлетворить в полной мере.

1. Сбалансированность регулирования импорта с учетом потребностей производителей и потребителей будет обеспечиваться: применением специфических тарифных инструментов в аграрном секторе (сезонные пошлины, тарифные квоты); гибким реагированием на потребности производителей и потребителей, ценовую ситуацию на рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин; применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

2. Будет продолжена работа по дальнейшему снижению ставок ввозных таможенных пошлин на прогрессивное технологическое оборудование, не имеющее отечественных аналогов, при одновременном сохранении защитных ввозных таможенных пошлин на конкурентоспособное оборудование, производимое отечественными предприятиями. Приоритет будет отдаваться импорту высокотехнологичного оборудования, использование которого способно повысить конкурентоспособность российской продукции.

3. Будет осуществлен переход к постепенному отказу от необоснованно завышенных пошлин, прежде всего, на товары промышленно-производственного и социального назначения, не производимые в России. Сохранение ставок таможенных пошлин с фискальной целью приводит к повышению цен по всей цепочке использования товаров и, соответственно, нагрузки на потребителя. Другим негативным эффектом наличия высоких ставок является провоцирование нарушений таможенного законодательства в целях минимизации размера таможенных платежей.

Третье - отказ от необоснованных ограничений российского экспорта за счет оптимизации применения вывозных таможенных пошлин.

Сегодня вывозные таможенные пошлины применяются в качестве инструмента изъятия природной ренты, выполняют функцию ограничений (запретов) на экспорт ряда товаров, а также фискальную функцию.

В среднесрочной перспективе будет осуществлен постепенный переход к: отказу от применения вывозных таможенных пошлин, за исключением товаров энергетической группы, а также необработанного леса, металлолома и некоторых других видов сырьевых товаров; использованию нетарифных мер ограничения экспорта в случаях, установленных Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», вместо применения запретительных вывозных таможенных пошлин.

Четвертое - адаптация инструментов тарифно-таможенной политики к условиям таможенного союза и зон свободной торговли.

Двусторонние соглашения Российской Федерации о свободной торговле с государствами - участниками СНГ предусматривает осуществление взаимной торговли без взимания таможенных пошлин и применения количественных ограничений. Открытый доступ товаров на российский рынок и свободный экспорт сырья без увязки с едиными правилами регулирования внешней торговли, конкуренции и оказания государственной помощи, четкого правового механизма введения временных ограничений во взаимной торговле содержит потенциальные риски для интересов российской экономики.

Установленная система таможенного учета требует идентификации каждого компонента в готовом изделии с привязкой к партии товаров, в составе которой этот компонент ввозился.

В соответствии с Планом действий по формированию таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (утвержден 6 октября 2007 года Межгоссоветом ЕврАзЭС на уровне Глав государств) к 2011 году Россия передаст полномочия в проведении таможенно-тарифной политики наднациональным органам таможенного союза.

В среднесрочной перспективе будут уточнены условия взаимной торговли в рамках СНГ:

· подготовлено новое соглашение о свободной торговле в рамках ЕврАзЭС, к которому в будущем смогут присоединиться другие страны - участницы СНГ;

· двухсторонние соглашения о свободной торговле будут дополнены договоренностями о механизмах защиты внутренних рынков стран-участниц.

Россия должна обеспечить достижение договоренностей со Сторонами - партнерами по формированию таможенного союза о принципах и правилах таможенно-тарифного регулирования в таможенном союзе, отвечающих социально-экономической политике России.

Пятое - оптимизация национальной схемы тарифных преференций.

В Российской Федерации установлена система тарифных преференций, бенефициарами (пользователями) которой являются развивающиеся и наименее развитые страны.

К товарам, происходящим из развивающихся стран, применяются ставки таможенных пошлин в размере 75% от базовых ставок ввозных таможенных пошлин. В настоящее время в перечень развивающихся стран включено 103 государства. При ввозе товаров, происходящих из наименее развитых стран (всего - 53), таможенная пошлина не взимается.

В среднесрочной перспективе будет пересмотрена национальная схема преференций в торговле с развивающими и наименее развитыми странами в части уточнения перечня стран - бенефициаров, перечня товаров, а также правил происхождения товаров для целей предоставления тарифных преференций, исходя из следующих принципов:

· содействие развитию развивающихся и наименее развитых стран; минимизация рисков нанесения ущерба экономике России и ее отдельным отраслям;

· учет политики стран-бенефициаров в отношении России.

Шестое - последовательное сокращение тарифных льгот, искажающих регулятивную функцию таможенных тарифов.

Ввиду значительных изменений в Таможенном тарифе в части снижения (вплоть до нуля) ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое и иное оборудование, аналоги которого не производятся в России, будут отменены тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями.

Седьмое - обеспечение стабильности и транспарентности применения мер таможенно-тарифного регулирования.

Частые изменения ставок таможенных пошлин создают неопределенность и риски для предпринимателей. В период до 2011 года будет создан механизм принятия решений, обеспечивающий стабильность условий в сфере таможенно-тарифного регулирования в течение одного финансового года.

Исключения будут касаться ограниченного перечня случаев, когда оперативность принятия решений диктуется трудно устранимыми негативными последствиями для экономики.

Меры по совершенствованию таможенного администрирования для реализации приоритетов таможенно - тарифной политики:

1. Для эффективной реализации инструментов таможенно-тарифного регулирования будет улучшено качество таможенного администрирования за счет осуществления таможенного контроля на основе системы анализа и управления рисками, внедрения предварительного информирования, широкого распространения переноса осуществления контроля на этап после выпуска товаров на основе метода минимальной достаточности.

2. Будет разработана методика сопоставления данных внешнеторговой статистики России и ее торговых партнеров в целях выявления объемов и номенклатуры товаров, ввезенных в Россию с нарушениями установленных правил.

3. Будут упрощены технологии таможенного оформления для производителей, использующих иностранные сырье и материалы, с целью сокращения издержек на логистику и хранение товаров.

4. Будет упрощена система учета товаров, используемых для промышленной сборки и переработки, и операций с ними для таможенных целей на основе использования сведений, содержащихся в бухгалтерском учете или обычном коммерческом учете предприятий.

5. Будет упрощена система таможенного оформления и контроля в отношении запасных частей к воздушным судам, оборудованию, другим товарам, в отношении которых длительное таможенное оформление приводит к неоправданным издержкам в коммерческой деятельности.

6. Будет принят нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, определяющий порядок подтверждения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти использования товаров в определенных целях, если это влияет на размер ставки ввозной таможенной пошлины или тарифную классификацию товара.

Реализация намеченных приоритетов таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе будет содействовать решению стратегических задач социально-экономической политики государства по переходу российской экономики на инновационный путь развития и обеспечит благоприятные условия для укрепления конкурентных позиций российского бизнеса в глобальной экономике.


Заключение

 

Таможенно-тарифная политика Российской Федерации является важнейшим инструментом регулирования внешней торговли и пополнения доходной части федерального бюджета. Цель исследования являлась изучить  виды таможенных режимов, их содержание и признаки, обеспечивающие тарифное регулирование ВЭД.

Поиск оптимального соотношения действия функций таможенного тарифа как инструмента регулирования импорта и как источника формирования средств для бюджета федерации является сегодня наиболее актуальным вопросом в деятельности таможенных органов Российской Федерации. Решение этой проблемы позволит сделать более прозрачной внешнюю торговлю России, устранит экономические условия, способствующие криминализации импорта товаров, коррупции в таможенных органах, а также поспособствует тому, что таможенный тариф будет реально выполнять протекционистскую функцию по отношению к отечественным товарам.

Таможенно-тарифная политика в последние годы стала одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики. Она является своего рода узлом, в котором сплетаются интересы национального хозяйства и внешней торговли. Устанавливая различные ставки пошлин, можно способствовать насыщению внутреннего рынка или, наоборот, защитить отечественного товаропроизводителя. Вводя новые таможенные режимы, можно привлечь иностранные инвестиции. Совершенствуя таможенные процедуры и отменяя необоснованные льготы, — привлекать дополнительные миллиарды рублей в федеральный бюджет. Сейчас уже созданы и функционируют основные элементы российской таможенно-тарифной политики. К ним относятся:

·   дифференциация ставок пошлин по различным группам товаров;

·   применение различных категорий пошлин (адвалорных, специфических, комбинированных, специальных и т.д.);

·   использование национальной системы преференций;

·   эффективный организационный механизм.

В сложившейся ситуации, с учетом макроэкономических прогнозов на ближайшие годы, темпов развития таможенной инфраструктуры и сроков изменения законодательства в этой области, а также требований вступления России в ВТО, назрела необходимость в адаптации таможенного тарифа к кардинально изменившимся условиям.


Список использованных источников

 

1. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003г. № 61-ФЗ;

2. Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993г. №5003-I;

3. Закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», от 08.12.2003г., № 164-ФЗ;

4. Алешкина, Д.В. Совершенствование дифференциации ставок таможенного тарифа на продовольственные товары [Текст] : Автореф. дис. ...канд. экон. наук / Д.В. Алешкина .— M. : РИО РТА, 2006 .— 26с.

5. Алёшкина, Д.В. Совершенствование таможенного тарифа как фактор обеспечения продовольственной безопасности России / Д.В. Алёшкина // Таможенное дело, экономика и право на Дальнем Востоке России : сборник научных трудов / под ред. В.И. Дьякова .— Владивосток, 2008 .— С.102-105.

6. Белецкий, Э.И. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности РФ (проблемы, суждения, поиск): монография / Э.И. Белецкий. – М.: РИО РТА, 2005. – 212;

7. Бунт, А.М. Регулирование ввоза продукции легкового автомобилестроения с использованием таможенных пошлин и налогов / А.М. Бунт // Таможенное дело:проблемы и перспективы [Текст] : сб. материалов науч.-практ. конф. молодых ученых / Под ред.Т.Г. Христенко .— M., 2005 .— С.14-17.

8. Бурдин, В.Е. Динамика производства основных российских товаров и выбор направлений в таможенно-тарифной политике / В.Е. Бурдин // Таможенная служба России на защите экономических интересов страны : Материалы докладов Всероссийской науч.-практ.конференции .— M., 2006 .— С.23-26.

9. Водьянов А. Таможенно-тарифная политика в контексте новых макроэкономических реальностей // Российский экономический журнал. 2009. - № 5-6. С. 87-95;

10. Драганов В.Г. Факторы, определяющие таможенно-тарифную стратегию. // Ученые записки СПб им. В.Б. Бобкова филиала РТА, 2000. – 1. С. 205-316;

11. Керефова М.М. Современные тенденции развития таможенно-тарифной политики // Академический вестник. 2006. - № 3, С. 16-19;

12. Литвинцева, Г.П. Продуктивность экономики России и структурные сдвиги в производстве товаров и услуг / Г.П. Литвинцева // Вопросы статистики.— Б.м. — 2007 .— № 4 .— С.11-26.

13. Основы таможенного дела: учебное пособие в 2 т. / под. ред. Азарова. – М.: РИО РТА, 2005, - 576с.

14. Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономический деятельности: учебное пособие / В.Г. Свинухов. – М.: Экономистъ, 2004. – 155 с;

15. Соболевский Е.Н. О новом таможенном тарифе: комментарий // Иностранный капитал в России: налоги, учет, валютное и таможенное регулирование. – 2006. - № 1, С. 89-91;

16. Ставки ввозных таможенных пошлин .— M. : ЭКСМОС, 2006 .— 112с.

17. Ставки импортных и экспортных таможенных пошлин .— СПб : ТИРЕКС, 2006 .— 146с. — (Таможня и Бизнес) .— ISBN 5-7950-0011-6.

18. Удовенко С.П. Концептуальные основы методики анализа и оценки таможенного тарифа / С.П. Удовенко // Ученые записки СПб им. В.Б. Бобкова филиала РТА. – 2007. № 2, - С. 98-115.

19. Удовенко, С.П. Таможенный тариф современной России (1993 - 2005 гг.) / С.П. Удовенко .— СПб : Архей, 2006 .— 402 с.

20. Фаминский, И.П. Мировое хозяйство:динамика,структура производства,мировые товарные рынки (вторая половина ХХ-Начало ХХ1 в.) .— М : Магистр, 2007 .

Похожие работы на - Виды таможенных режимов, их содержание и признаки, обеспечивающие тарифное регулирование ВЭД

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!