Анализ таможенного контроля при классификации транспортных средств

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    0
  • Опубликовано:
    2017-07-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ таможенного контроля при классификации транспортных средств















КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности»

Тема: «Мероприятия по предотвращению риска,возникающих при классификации ТС по ТН ВЭД ЕАЭС »


Выполнил:

Балашенко А.С.

Проверил:

Петрова И.Н.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РИСКОВ В ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

.1 Понятие и классификация рисков в таможенной деятельности

.2 Система управления рисками в работе таможенных органов

.3 Классификация транспортного средства в ТС по ТН ВЭД ЕАЭС

ГЛАВА 2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ КЛАССИФИКАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

.1 Рекомендации по улучшению совершения таможенных операций при классификации транспортного средства

.2 Предотвращение рисков, возникающих при классификации ТС; мероприятия по их предотвращению

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях управление рисками представляет собой общую систему организационно-экономических мероприятий в любой сфере хозяйственной деятельности, в том числе и в сфере международной торговли.

Переход России к рыночной экономике обусловил возникновение большого круга рисков, с которыми сталкивается каждый из хозяйствующих субъектов. При этом значительное влияние на развитие национальной экономики оказывают риски, связанные с таможенным администрированием внешней торговли.

Основными направлениями современной внешнеторговой политики России являются развитие внешнеторговых связей, обеспечение экономических интересов России, государственное внешнеторговой деятельности. Существенную роль в реализации данного направления играет контроль соблюдения положений таможенного законодательства, который осуществляется с применением системы управления рисками.

В связи с этим использование зарубежной практики управления рисками в таможенном деле стало важным для разработки и внедрения системы управления рисками в деятельность ФТС России, так как обеспечило формирование современной системы таможенного администрирования, построенной на применении принципа выборочности таможенного контроля и эффективном распределении сил и ресурсов таможенных органов.

Система управления рисками в таможенном деле позволяет достичь приемлемого баланса между содействием внешнеторговой деятельности и регулятивным контролем при отступлении от тотального таможенного контроля.

Как правило, в поле зрения системы управления рисками попадают риски недостоверного декларирования, стоимости товара с заведомо неправильно указанным кодом по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) в целях занижения размера или уклонения от уплаты таможенных платежей. Поэтому так важно уже в ходе анализа и оценки рисков определить как конкретные области рисков, так и возможные меры минимизации рисков.

В целом, система управления рисками призвана существенно облегчить внедрение принципов содействия внешней торговле, дифференцированного подхода к участникам внешнеторговой деятельности (ВТД). Появляются дополнительные возможности стимулировать и поддерживать добросовестных и законопослушных предпринимателей за счет сокращения или отмены определенных форм таможенного контроля, что позволяет ускорить внешнеторговый оборот, сократить сопутствующие материальные и временные издержки участников ВТД.

В последнее время проделана значительная работа по совершенствованию таможенных операций и таможенного контроля и как результат - увеличение количества таможенных органов, которые имеют достаточную техническую оснащенность для применения электронного декларирования, а также получения и обработки предварительной информации, приобретение и введение в эксплуатацию инспекционно-досмотровых комплексов в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также разработку концепции таможенного контроля после выпуска товаров.

С учетом опыта применения системы управления рисками проделана большая работа по оптимизации базовых нормативно-правовых документов, регламентирующих использование ее технологий.

Как правило, основные усилия ФТС России сосредоточены на проведении анализа процессов совершения таможенных операций и таможенного контроля и издании профилей рисков по ключевым направлениям таможенного контроля.

Наряду с профилями рисков продолжается работа по формированию «зеленого сектора» - перечня субъектов внешнеторговой деятельности (уполномоченных экономических операторов), перемещающих товары, в отношении которых таможенный контроль проводится не в полном объеме.

Необходимость повышения эффективности системы таможенного администрирования в сочетании с интересами государства и добропорядочных участников внешнеторговой деятельности определила усилия международного сообщества по созданию и внедрению международных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли ВТО, которые адаптируются к российской действительности. К тому же возникает объективная необходимость в разработке теоретических положений, позволяющих совершить переход к новой системе управления рисками в Таможенном союзе ЕврАзЭС, обеспечивающей минимизацию рисков посредством адаптации соответствующих современных принципов, подходов и методов, а также учета рекомендаций рамочных стандартов обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли ВТО. Потребность в научном осмыслении и комплексном анализе проблемы управления рисками, ее сложность и многоплановость - все это в целом составляет сердцевину будущего таможенного контроля.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка мероприятия по предотвращению рисков, возникающих при классификации ТС по ТН ВЭД ЕАЭС

Задачи данного исследования:

дать определение понятию рисков таможенной деятельности, а также классифицировать их;

проанализировать систему управления рисками в работе таможенных органов;

охарактеризовать классификацию транспортного средства в ТС по ТН ВЭД ЕАЭС;

обозначить рекомендации по улучшению совершения таможенных операций при классификации транспортного средства;

проанализировать мероприятия по их предотвращению рисков при классификации транспортных средств.

Степень разработанности проблемы. Отдельные вопросы системы управления рисками рассматривались российскими учеными. Последние разработки Федеральной таможенной службы (ФТС) России по вопросам управления рисками в таможенном контроле связаны с профилями риска. Главное управление организации таможенного контроля рекомендует таможенному органу в форме анкетных данных собирать информацию об импортно-экспортных операциях участника ВЭД. Вопросы дифференциации участников ВЭД с учетом фактора риска в настоящее время слабо проработаны.

Объект исследования - процедура таможенного контроля при классификации транспортных средств по ТН ВЭД ЕАЭС.

Предмет исследования - система управления рисками в таможенном контроле Российской Федерации при классификации ТС по ТН ВЭД ЕАЭС.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области управления рисками в таможенном контроле, исследования, проводимые по вопросам оценки и управления экономическими рисками в различных сферах человеческой деятельности, а так же разработки по вопросам статистических методов контроля качества и надежности. Информационной базой исследования послужили статистические сборники и бюллетени ФТС России, данные таможенной стат, законодательные, нормативно -правовые акты, Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), материалы ВТО.

Структура работы. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, пяти подглав, заключения, библиографического списка.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РИСКОВ В ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

.1 Понятие и классификация рисков в таможенной деятельности

В 1999 г. в рамках Киотской конвенции впервые на мировом уровне были предложены упрощения таможенной проверки с использованием принципа анализа риска, разработанные под эгидой WCO (Всемирной Таможенной Организации). Раньше в европейских государствах проводился лишь выборочный надзор, то есть досконально досматривались 10-15% из всего товаропотока. Следовательно, была сформирована система таможенной проверки, при которой сотрудники таможенных органов должны быть заранее оповещены о том, какие грузы, на каких направлениях и в каких объемах должны проверяться. Существенным моментом является использование автоматизации и информационных технологий в данном вопросе.

Риск - это деятельность, взаимосвязанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, когда есть возможность количественной и качественной оценки вероятности получения планируемого результата. Практика оценки рисков в таможенном деле показывает, что это процесс непрерывного сбора, обобщения, аналитического исследования информации, нацеленный на прогнозирование, выявление, предупреждение и пресечение таможенных правонарушений, призванный обеспечить принятие эффективных управленческих решений. Информационное обеспечение в процессе внедрения метода оценки рисков имеет, безусловно, высокую значимость и требует автоматизированного подхода при его использовании для осуществления оперативной таможенной работы в реальном времени.

В таможенных органах в части исследования проблем управления и оценки рисков применяются такие важнейшие понятия как:

Риск - это вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской федерации.

Анализ риска - регулярное использование имеющейся у таможенных органов информации для выявления причин и условий возникновения рисков, их классификации и анализа возможных результатов несоблюдения таможенного законодательства Российской федерации.

Риски подразделяют на два типа: выявленные и потенциальные.

Выявленный риск является фактом - т.е. известным риском, когда нарушение законодательства РФ уже произошло, и у сотрудников таможни имеется информация о данном факте.

Потенциальным риском является риск, который не проявил себя, но имеются условия для его возникновения.

Объектами оценки являются, с учетом заявленной темы исследования, являются: транспортные средства, которые применяются в международных перевозках для платных перевозках лиц, а также для платных, или бесплатных промышленных, или коммерческих перевозках товаров;

транспортные средства, которые пересекают границу.

Область риска - отдельные сгруппированные объекты оценки, в отношении которых требуется использование отдельных форм таможенной проверки или их совокупности, а также увеличение эффективности качества таможенного администрирования.

Индикаторы риска - это определенные критерии с заранее заданными параметрами, отклонение от которых дает возможность осуществления выбора объекта проверки.

Профиль риска представляет собой совокупность данных об области риска, индикаторов риска, а также указания об использовании необходимых мер по предотвращению либо минимизации риска. В зависимости от региона использования профиль риска по видам подразделяется на: общероссийский, региональный и зональный.

Управление риском - регулярная работа по разработке и реализации практических мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их использования, а также контролю за использованием таможенных процедур и таможенных операций, которая предусматривает непрерывное обновление, оценку и пересмотр информации, которой располагают таможенные органы.

Таким образом, риском в таможенном деле считается возможность совершения неправомерных действий участниками ВЭД, в следствие которых могут возникнуть убытки для торговли, промышленности или общества данного государства при ввозе, или вывозе товаров и услуг.

В таможенной области рисковых ситуаций избежать нельзя, по этой причине определение рисков и управление ими составляет обязательную и существенную часть работы сотрудников таможенных органов, обеспечивающих успешное функционирование таможенной системы в целом.

.2 Система управления рисками в работе таможенных органов

При проведении таможенного контроля исходят из принципа выборочности и необходимости его ограничения только теми формами, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Однако в сложившейся ситуации данная система работы таможенных органов показывает свою неэффективность. Поэтому согласно распоряжению Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р утверждена Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года. Данная Стратегия «выстроит тотальную систему контроля за бизнесом, полностью ее автоматизирует, переведет общение с компаниями в электронный режим, а роль таможенника в проверках снизит».

Но пока этого не произошло, таможенные органы продолжают работать в прежнем режиме - в режиме «выборочных проверок». В этой связи с 2004 г. внедрена система управления рисками (СУР), которая позволит оптимизировать использование ресурсов таможенной службы и сосредоточить внимание на приоритетных направлениях деятельности для предотвращения нарушений таможенного законодательства, связанных с наиболее вероятными схемами уклонения от уплаты таможенных пошлин, а также действиями, подрывающими конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей. При проведении таких мероприятий законопослушные участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) освобождаются от излишнего контроля.

Внедрение СУР является комплексной задачей, затрагивающей широкий спектр деятельности таможенной службы Российской Федерации, т.е. организационные, методологические, нормативно-правовые, технологические, информационно-технические и кадровые вопросы. Внедрение системы управления рисками способствует достижению требуемого уровня и динамики развития внешнеэкономических отношений государства, более тесному взаимодействию таможенных служб стран торговых партнеров и участников ВЭД.

К основным факторам внедрения системы управления рисками можно отнести:

) либерализацию международной торговли и усиление взаимосвязанности национальных экономик;

) возможность расширения номенклатуры режимов косвенного налогообложения (их диверсификация) для поиска новых способов поддержания объемов поступлений в бюджет;

) пересмотр деятельности таможенных органов, реформирование и модернизацию таможенных служб.

При разработке системы управления рисками необходимо соотносить состояние и уровень развития ВЭД государства и мирохозяйственных отношений, имея в виду, что мировые тенденции и уровень развития таможенного регулирования в странах определяются тем, что внешнеэкономическая деятельность стран партнеров на данном этапе обусловлена свойственной этому этапу степенью активности субъектов ВЭД, формирующих и преобразующих систему мирохозяйственных и внутрихозяйственных связей. При определении концепции управления рисками за основу принимаются социально-экономическая, материальная база и интеллектуальный потенциал таможенной службы, которые задают общую направленность и параметры преобразований системы управления. Концепция системы управления рисками должна отражать реальнее состояние, а также перспективы и возможности развития внешне-экономической деятельности страны и институтов ее обеспечения с учетом как положительных, так и возможных отрицательных последствий ее внедрения в деятельность таможенных органов.

беспрепятственного и быстрого перемещения товаров, транспорта и пассажиров через государственные границы;

надежного предотвращения и безусловного пресечения нарушений в сфере внешнеэкономической деятельности, представляющих экономическую, социальную, экологическую, технологическую опасность для государства и общества.

Эти задачи можно считать ключевыми и определяющими развитие инфраструктуры обеспечения таможенного контроля и мотивирующими активное развитие и внедрение системы управления рисками в процессы контроля за трансграничными потоками товаров, услуг, людей и транспорта.

Внедрение системы управления рисками способствует ускорению достижения требуемого уровня и динамики развития внешнеэкономических отношений государства, более тесному взаимодействию и взаимопониманию с таможенными службами стран торговых партнеров и участников ВЭД.

Система управления рисками позволяет планировать способы сокращения времени контроля трансграничных потоков, предотвращения контрабанды и других нарушений и издержек.

Определение задач управления рисками предполагает анализ прогнозных вариантов развития внешнеэкономических связей и отношений в мире, а также экономического, социального, экологического и технологического (ЭСЭТ) развития страны на период жизненного цикла проводимой государством внешнеэкономической и таможенной политики. Исходя из целей политики и критериев их достижения, а также определения ключевых направлений развития экспортного контроля осуществляются:

формирование целевых поэтапных установок на разработку системы управления рисками;

разработка принципов организации и осуществления согласованного взаимодействия с государственными ведомствами, торговым сообществом и околотаможенными структурами по реализации системы управления рисками;

определение концепции, принципов разработки и реализации системы управления рисками при осуществлении таможенного контроля за товаропотоками, развития таможенной инфраструктуры для обеспечения эффективности этого вида контроля.

Таким образом, система управления рисками - это целостное определение развития таможенного контроля в конкретных условиях осуществляемой государством ВЭД и действий в этих условиях субъектов.

Исследование рисков сводится к анализу факторного пространства рисков, определению мер их предупреждения, уменьшению вероятности наступления рисковой ситуации и снижению уровня потерь при ее возникновении.

Цель анализа рисков - обеспечение информации для принятия решения о целесообразности защиты от потерь. Выявление источников рисков включает в себя анализ хозяйственной деятельности, человеческого и природного факторов. Причинами рисков могут быть недостаточность информации, неопределенность будущего, непредсказуемость поведения делового партнера. После определения источников и причин рисков их необходимо ранжировать.

Количественный анализ рисков заключается в количественном определении возможных ущербов и их распределении по источникам и причинам рисков.

Качественный анализ рисков включает в себя определение всех возможных рисков, определение факторов риска и этапов процесса деятельности, на которых возникают риски.

Можно выделить следующие степени риска:

допустимый - угроза частичной или полной потери прибыли;

критический - возможность неполучения не только прибыли, но и выручки, невозможность покрытия убытков за счет предпринимателя;

катастрофический - потеря капитала, банкротство.

К основным стратегиям в сфере управления рисками относятся: овладение ситуацией риска; предотвращение, ограничение риска; возмещение риска (страховочные варианты). Измерение рыночных рисков осуществляется с целью обнаружения новых закономерностей (устойчивых явлений, тенденций) в сегментах, субсегментах, у клиентов-партнеров.

Управление риском определяет способы и возможности обеспечения устойчивости предприятия (деятельностного процесса) в неблагоприятных ситуациях.

Система управления риском включает:

разработку подходов к управлению рисками на основе их общей классификации;

организацию процессов управления риском;

методику регистрации ущербов в материальном, экономическом, социальном и других аспектах;

создание и внедрение методики прогнозирования ситуаций рисков;

оценку сравнительной эффективности мер и методов управления рисками и разработку рекомендаций по их использованию в конкретных ситуациях.

При подготовке и принятии решений в условиях риска используются подходы и инструменты, базирующиеся на математических, статистических, экспертных исследованиях. К их числу относятся:

наглядные средства, позволяющие структурировать многоэтапные проблемы при принятии решений в условиях риска;

вероятностные методы для моделирования условий неопределенности;

методы теории полезности для моделирования риск-предпочтений;

методы анализа конфликтующих целей.

Хотя риск редко оказывается на деле выше предполагаемого, управляющие могут недооценить отрицательные последствия выбранного варианта. Однако большинство вариантов, выявленных экспертными группами, носят обратимый характер, т.е. при необходимости производство данного конечного продукта или услуги можно возобновить.

Разрабатывая концепцию управления рисками, следует определить цель, структуру затрат при различных методах управления ими, сколько риска фирма (организация) готова взять на себя в погоне за перспективой (ожидаемой пользой, выгодой).

Управление рисками может усилить соблюдение баланса законности, администрирования и эффективности в работе всех звеньев таможенной службы путем реализации основополагающих принципов: служения обществу (как можно большему числу людей), миссии, заботы об эффективности, слабой зависимости от конъюнктуры рынка (защищенность бюджетом), плановой деятельности, хозяйского отношения к ресурсам и прибыли.

1.3 Классификация транспортного средства в ТС по ТН ВЭД ЕАЭС

Классификация товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) является одним из наиболее актуальных вопросов для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Во-первых, от​ того, к какому классификационному коду ТН ВЭД ЕАЭС будет отнесен товар, зависит ставка ввозной/вывозной таможенной пошлины, а соответственно, и размер уплачиваемых таможенных платежей, применение к товарам и транспортным средствам нетарифных мер, запретов и ограничений.

Во-вторых, отнесение товара к тому или иному классификационному коду ТН ВЭД ЕАЭС требует зачастую наличия специальных технических знаний и проведения дополнительных экспертиз, связанных с определением технических характеристик товаров, способов его производства и т.д.

В том числе, точность классификации товаров имеет большое значение и для повышения объективности таможенной стат внешней торговли, используемой при выработке таможенной политики государств-членов Евразийского экономического союза и принятия конкретных мер по ее реализации в процессе таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств.

Согласно положениям Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) участник ВЭД самостоятельно определяет код товара, перемещаемого через таможенную границу.

ХVII раздел ТС "Средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства и относящиеся к транспорту устройства и оборудование" включает такие объекты классификации:

) Все виды транспортного средства:

Наземных;

Водных;

Воздушных;

) Наземные средства передвижения;

) Оборудование для транспортировки и перевозки;

) Их части и принадлежности.

Раздел ХVII ТС включает четыре группы, выделенные соответственно с методом передвижения транспортных средств: по земле, по воздуху либо воде. В отдельную группу выделен рельсовый транспорт. Так, в группе 86 классифицируется рельсовый транспорт, оборудование, устройства, их части и принадлежности, в группе 87 - средства наземного транспорта, их части и принадлежности, в группе 88 - летательные аппараты, космические аппараты, и их части, в группе 89 - суда, лодки и плавучие конструкции.

Объектами классификации группы 86 "Железнодорожные локомотивы и моторные вагоны трамвая, подвижной состав их части; путевое оборудование и устройства для железных дорог и трамвайных путей, и их части; механическое (включая электромеханическое) сигнальное оборудование всех видов" являются:

Локомотивы (железнодорожные и трамвайные);

Подвижной состав;

Механическое и электромеханическое путевое оборудование;

Контейнеры;

Части.

Важнейшими признаками классификации в группе 86 являются:

Вид транспорта (железнодорожный, трамвайный);

Метод передвижения (самоходные либо нет);

Степень завершенности;

Функциональное предназначение;

Наличие износа;

Вид товаров.

Объектами классификации группы 87 "Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного подвижного состава и трамваев; их части и принадлежности" являются транспортные средства наземные и на воздушной подушке. Для классификации в рассматриваемой группе транспортные средства могут быть самоходными и несамоходными, некомплектными и незаконченными. Запасные части и принадлежности вышеуказанного транспортного средства также классифицируют в группе 87.

Важнейшими признаками классификации в группе 87 являются:

Функциональное предназначение;

Пассажировместимость;

Объём двигателя;

Полная масса транспортных средств;

Тип двигателя;

Область использования (для промышленной сборки).

Летательные аппараты: моторные и безмоторные;

Космические аппараты;

Летательные устройства и оборудование;

Запасные части и принадлежности.

Важнейшими признаками классификации в группе 88 являются:

Вид летательного аппарата;

Назначение (гражданские и прочие);

Масса аппарата;

Число посадочных мест.

Объектами классификации группы 89 "Суда, лодки и плавучие конструкции" являются плавучие средства, транспортные средства на воздушной подушке самоходные и не самоходные. В данной же группе классифицируются корпуса плавучих средств, при условии, что нет характеристик транспортных средств конкретного типа.

Важнейшими признаками классификации в группе 89 являются:

Функциональное предназначение;

Область использования (морские, военные);

Наличие двигателя;

Вместимость;

Вид (надувные).

Большой перечень классифицирующих транспортных средств порождает необходимость контроля правильности классификации в соответствии с ТНВЭД ЕАЭС. Перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС средства наземного транспорта представляет собой сложный процесс, который предполагает наличие определенного уровня знаний и умений сотрудника таможенных органов, а так же способность сотрудница мыслить гибко и нестандартно, а так же иметь способность к отстаиванию своей точки зрения в спорах с участниками внешнеэкономической деятельности, на основе знания законов, детального знания ТНВЭД ЕАЭС.

В практической деятельности таможенных органов, а именно, в процессе таможенного контроля, классификации товаров и транспортных средств, а так же их идентификации наиболее часто встречающимися проблемами являются следующие:

. Частичное или неверное описание средств наземного транспорта в документах, предназначенных для таможенного оформления.

Содержащаяся информация в таможенной декларации не всегда является актуальной, а порой избыточной. Правила заполнения декларации трудны вследствие системы классификации транспортных средств. Описание средств наземного транспорта для таможенных целей должно включать характеристику по признакам, позволяющим классифицировать его только в одной из десятизначных субпозиций ТНВЭД ЕАЭС.

. Неправильная классификация средств наземного транспорта.

Неправильная классификация средств наземного транспорта с целью занижения ставок ввозных таможенных пошлин и изменения базы исчисления НДС.

. Трудность построения товарной номенклатуры и применения ОПИ.ТНВЭД ЕАЭС предполагает определенные законы и правила, в соответствии с которыми и происходит процесс отнесения товаров и транспортных средств к определенным товарным позициям. К сожалению, данные законы и правила не предполагают классификацию определенного товара или транспортного средства.

. Нехватка реальных навыков у специалистов таможенных органов в использовании специальных материалов, которые помогают при классификации средств наземного транспорта (справочники, информационные базы).

. Неоднозначная интерпретация одних и тех же наименований транспортных средств в сложившейся торговой практике и таможенной классификации в соответствии с ТНВЭД ЕАЭС.

Такого рода проблемы возникают вследствие многообразия коммерческих наименований транспортных средств. Причиной данной проблемы может послужить недостаточность информационно-справочных материалов. риск таможенный транспортный межведомственный

. Сложность перевода после принятия ТНВЭД ТС, а вследствие неточности перекочевали в ТНВЭД ЕАЭС.

Классификаторы, которые действовали до принятия ТНВЭД ТС, представляли собой простой перевод Гармонизированной системы с английского языка на русский. Последние издания уже были согласованы, что сняло некоторые неточности перевода.

В целях уменьшения количества проблем, связанных с классификацией средств наземного транспорта необходимо провести ряд мероприятий:

. Унификация и совершенствование нормативно-правовой базы.

. Принятие новых предварительных решений по классификации средств наземного транспорта. Данное положение гарантирует единообразие в классификации средств наземного транспорта, что позволит ускорить процесс оформления и таможенного контроля.

. Улучшения материальной базы таможенных органов, в частностипокупка специальных справочников по классификации транспортных средств.

Таким образом, в вопросах классификации средств наземного транспорта существует ряд проблем. Данные проблемы требуют незамедлительного устранения и предотвращения. В результате предоставления участниками ВЭД достаточной информации для таможенных целей, сотрудники таможенных органов могут осуществлять объективный контроль достоверности заявленного кода ТНВЭД ЕАЭС.

ГЛАВА 2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ КЛАССИФИКАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

.1 Рекомендации по улучшению совершения таможенных операций при классификации транспортного средства

Должностные лица таможенных органов осуществляют мероприятия по таможенному контролю над поступлением доходов в федеральный бюджет государства. Это имеет важное, первостепенное значение, так как именно таможенные платежи от импорта и экспорта товаров, в частности, транспортных средств обеспечивают поступление 51, 1 % доходной части федерального бюджета РФ.

Основной рекомендацией по улучшению совершения таможенных операций в отношении товаров 87 группы может быть контроль достоверности заявленного классификационного кода по ТН ВЭД ЕАЭС.

Ошибочное определение классификатора повлечет изменения всего классификационного кода ТН ВЭД ЕАЭС, и, как следствие, отсутствие уплаты таможенных платежей в полном объеме и несоблюдение мер нетарифного регулирования.

Обобщая анализ особенностей классификации в товарной позиции 87 группы ТН ВЭД ЕАЭС с учетом текстов самих товарных позиций, а также Примечаний и Пояснений к товарным позициям, субпозициям, подсубпозициям и рассмотренную судебную практику, возникающую по спорам о классификации транспортных средств, были сформированы следующие рекомендации в отношении повышения эффективности процесса классификации и контроля достоверности заявленного кода транспортного средства.

Декларантам и должностным лицам таможенных органов необходимо учитывать все классификационные возможности, которые применяются при классификации транспортных средств.

В данном случае нужно проводить категорирование всех классификационных группировок данной категории.

Также важным фактором правильной таможенной классификации по ТН ВЭД ЕАЭС транспортных средств является изучение и следование текстам Примечаний и Пояснений к товарным группам, позициям, субпозициям, подсубпозициям, под действие которых попадает транспортные средства.

В ходе настоящего исследования было выяснено, что группа 87 ТН ВЭД ЕАЭС недостаточно подробно детализирована, содержит неполную информацию в текстах Примечаний, а также имеют разночтения между текстами групповых позиций и Пояснениями к группе 87 ТН ВЭД ЕАЭС.

В этих обстоятельствах при таможенном контроле достоверности заявленного кода в отношении транспортных средств ТН ВЭД ЕАЭС должностные лица таможенных органов должны подробно изучать сведения, которые содержатся в 31 графе ДТ и товаросопроводительных документах, предоставленных декларантом при таможенном декларировании.

Должностным лицам таможенных органов при проведении контроля достоверности заявленного кода по ТН ВЭД ЕАЭС необходимоустанавливать фактический вид (состояние) транспортного средства с непосредственным сравнением в процессе таможенного контроля с информацией, содержащейся в сопроводительных документах.

Таким образом, в целях повышения правильности таможенной классификации по ТН ВЭД ЕАЭС транспортных средств и эффективности контроля достоверности заявленного классификационного кода ернеобходимо применение четкого алгоритма идентификации и классификации транспортных средств.

Следующая рекомендация связана с длительностью срока совершения таможенных операций. Данная проблема носит организационный характер, поскольку уполномоченные должностные лица ФТС России в целях защиты внутреннего рынка, усиления конкурентных позиций национальных производителей, охраны жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии проводят проверку наличия и правильности оформления разрешительных документов.

Система межведомственного электронного взаимодействия является проблемным местом. При совершении таможенных операций в отношении товаров 87 группы, в целях осуществления государственного контроля действуют разрозненные системы информационного обмена между таможенными и другими контролирующими органами, что не может позволить обеспечить эффективность его проведения.

Не создана единая электронная база разрешительных документов. Объясняется это, в, частности, неготовностью отдельных федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ) представлять информацию с требуемой степенью актуальности, недостаточным уровнем их автоматизации.

Таким образом, необходимо, чтобы другие органы, работающие во взаимодействии с ФТС России, улучшали свою деятельность, межведомственное взаимодействие, меняли свои регламенты.

Следующая рекомендация по улучшению совершения таможенных операций в отношении транспортных средств - внедрение электронного документооборота при совершении таможенных операций, которое сдерживается большим количеством разрешительных документов, которые требуются для предъявления в таможенные органы при таможенном декларировании. Так, если обратиться к Классификатору видов документов и сведений, который используется при таможенном декларировании, утвержденному решением Комиссии таможенного союза от 20 сентября 2010 года № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций» их число приближается к семи десяткам, а выдаются они различными министерствами, ведомствами, органами по сертификации и др.

В этой связи актуальным и своевременным представляется предложение ФТС России о разработке и внедрении единого разрешительного документа. Целесообразность реализации данного предложения продиктована необходимостью сокращения разрешительных документов, в том числе на бумажных носителях; облегчения доступа к базам разрешительных документов государственных контролирующих органов; использования представляемых сведений только в целях совершения таможенных операций, и как следствие их минимизации; обеспечения прозрачности сведений; недопустимостью дублирования сведений в целях принятия решения при декларировании и выпуске товаров.

Предполагается, что содержание единого разрешительного документа будет формировать декларант, основываясь на электронной базе данных разрешительных документов ФОИВ.

Таким образом, эффективность совершения таможенных операций в области классификациитранспортных средствправовые снижается в силу ряда причин, связанных с недостаточно отлаженным межведомственным взаимодействием в части межведомственного электронного документооборота; наличием в классификаторе большого количества позиций, которые могут способствовать ошибочному отнесению транспортных средств к утвержденному перечню; отсутствием четкой согласованности в своевременности предоставления таможенным органам необходимых сведений со стороны ФОИВ.

2.2 Предотвращение рисков, возникающих при классификации ТС; мероприятия по их предотвращению

В связи с вступлением России в ВТО товарооборот увеличился в несколько раз. Товаров, перемещаемых через границы государств, - сотни тысяч - охватить все их невозможно.

Для единообразия толкования ТН ВЭД при классификации товаров на территории государств ТС принято Положение о порядке применения ТН ВЭД ТС при классификации товаров, Решением КТС от 18 ноября 2011 года №851 утверждены Пояснения к ТН ВЭД ТС. Кроме этого выпущено 18 решений Комиссии Таможенного союза, разъясняющих классификацию товаров. В связи с этим становится наиболее актуальным вопрос об администрировании таможенного контроля при классификации транспортного средства.

Одним из основных направлений совершенствования таможенного контроля в настоящее время является применение системы управления рисками.

Вместе с тем,при исследовании рисков важны не только показатели возможностивозникновения рисковых событий, но и оценки их последствий. Безучета последствий рисковых событий дальнейшее развитие системыуправления таможенными рисками не представляется возможным.

Это, в свою очередь, не позволяет обеспечить требуемое повышениеэффективности таможенного контроля товаров и транспортных средств,перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. Задача состоит в развитии научно-методического аппарата для управления таможенными рисками на основе принципа минимизации стоимости потерь государства в результате реализации рисковых событий.

Решение этой задачи может быть достигнуто с помощью следующих частных задач:

) установление экономической природы таможенных рисков;

) развитие концепции управления таможенными рисками на основе принципа минимизации потерь в результате реализации рисковыхсобытий;

) разработка методики оценки последствийтаможенных рисков;

) разработка методики минимизации стоимости потерь при перемещении через таможеннуюграницу РФ товаров группы риска;

) формирование рекомендаций по совершенствованию управления рисками на основепринципа минимизации потерь при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Существующая система управления таможенными рисками недостаточно эффективнадля обеспечения надежного таможенного контроля транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

Перспективная система управления рисками должна строиться на основе принципа минимизации потерь государства от реализациирисковых событий.

Реализация этого принципа построения системы управления рисками предполагает наличие соответствующего научно-методическогоаппарата.

Возникает задача развития научно-методического аппарата для управления таможенными рисками на основе принципа минимизациипотерь в результате реализации рисковых событий.

) объективности;

) группирования рисковых событий (классификации);

) количественной оценки;

) обратной связи.

Принцип объективности требует формирования процедур управления рисками на основеанализа реальных данных.

Принцип группирования заключается в делении совокупности рисковых событий на относительно однородные группы.

Принцип количественной оценки требует введения единой меры оценки последствий реализации рисковых событий.

Принцип обратной связи предполагает корректировку индикаторов рисков в зависимостиот конкретной складывающейся обстановки втом или ином таможенном органе.

В рамках этой процедуры принцип объективности реализуется на основе эмпирических данных, получаемых из реального процесса таможенного оформления и контроля товаров итранспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

Реализация принципа группирования опирается на приведенную выше классификацию рисковых событий.

Принцип количественной оценки реализуется на основе методик оценки последствий таможенных рисков.

Принцип обратной связи реализуется путемсравнения эмпирических данных с даннымипрофилей рисков и корректировкой их индикаторов.

Реализация рассмотренной концепции, прежде всего, требует разработки методики оценкипоследствий таможенных рисков.

Различие в природе рисковых событий ведет к различию потерь государства при их реализации. Вместе с тем, в интересах оценки совокупных потерь государства целесообразноиметь единую меру потерь. В качестве такоймеры возможно использовать стоимость потерьгосударства, обусловленных наступлением рисковых событий при перемещении товаров итранспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

Минимизация потерь государства вследствие наступления рисковых событий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС обеспечиваетсявыбором для осуществления досмотра из общего потока товаров и транспортных средств,перемещаемых через таможенную границу ТС,только тех товарных партий, которые обеспечивают минимизацию потерь государства приограниченных ресурсах таможенных органов.

В интересах информационного обеспечениясистемы управления рисками, а также для повышения информативности действующих профилей риска в профили риска возможно включение дополнительной информации о:

вероятности возникновения рисковых событий;

возможных потерях при реализации рисковых событий.

Вероятность возникновения рисковых событий рассчитывается исходя из данных о количестве:

ввезенных/вывезенных товарных партий,попадающих под действующие профили рисков;

проведенных таможенных досмотров всоответствии с профилями рисков;

административных/уголовных дел, возбужденных по результатам таможенных досмотровна основании профилей рисков.

Это обеспечит:

необходимое повышение информативности профилей риска за счет учета возможныхпотерь государства при реализации рисковыхсобытий;

повышение оперативности формированияпрофилей риска.

Система управления рисками, построеннаяна основе принципа минимизации стоимости потерь государства, в результате рисковых событий в отличие от применяемой в настоящее время системы, позволяет:

учитывать возможные ущербы государствупри реализации тех или иных рисковых событий;

осуществлять адаптацию системы управления рисками к изменению условий перемещения товаров и транспортных средств черезтаможенную границу ТС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать ряд выводов.

.В работе представлено определение риска -

. Система управления рисками в работе таможенных органов представлена в виде современной системы таможенного администрирования, которая обеспечивает осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности в целях предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации.

Создание и внедрение СУР является комплексной задачей, которая затрагивает всю деятельность таможенной службы РФ и объединяет в себе методологические, технологические, нормативно-правовые, информационно-технические, организационные и кадровые аспекты.

Основными направлениями реализации СУР являются- усиление аналитической и экспертной работы по выявлению рисков на всех уровнях таможенных органов как в стратегическом, так и тактическом и оперативном направлениях, а также разработка целевых методик выявления рисков.

. Классификация транспортных средств, в частности, средств наземного вызывает ряд трудностей, для преодоления которых необходимо:

унифицировать и совершенствовать нормативно-правовую базу;

принятьновое предварительные решения по классификации средств наземного транспорта, которое будет гарантировать единообразие в классификации средств наземного транспорта и позволит ускорить процесс оформления и таможенного контроля;

улучшить материальную базу таможенных органов, в частности, покупкой специальных справочников по классификации транспортных средств.

Эти проблемы требуют незамедлительного устранения и предотвращения. В результате предоставления участниками ВЭД достаточной информации для таможенных целей, сотрудники таможенных органов могут осуществлять объективный контроль достоверности заявленного кода ТНВЭД ЕАЭС.

. Основной рекомендацией по улучшению совершения таможенных операций при классификации транспортного средства являются внедрение единого разрешительного документа в целях сокращения разрешительных документов, в том числе на бумажных носителях; облегчения доступа к базам разрешительных документов государственных контролирующих органов; использования представляемых сведений только в целях совершения таможенных операций, и как следствие их минимизации; обеспечения прозрачности сведений; недопустимостью дублирования сведений в целях принятия решения при декларировании и выпуске товаров.

Совершенствование таможенного контроляна основе совершенствования механизма классификации товаров будет происходить также за счет:

) внесения дополнений в механизм классификации товаров и услуг, позволяющих учестьфакторы таможенного риска и обеспечить дифференцированный подход к таможенному контролю;

) разработки классификатора услуг, перемещаемых через таможенную границу с применением ТН ВЭД;

) усовершенствования механизма контроля за таможенным оформлением товаров в соответствии с предварительными решениями оклассификации товаров вышестоящих таможенных органов в целях исключения возможностииспользования данных решений для минимизации сумм, подлежащих уплате таможенныхплатежей.

Предполагается, что указанные меры по совершенствованию таможенного контроля позволят получить положительные результаты.

В результате проведенияпредложенных мероприятий будет происходитьускорение таможенных процедур в пунктах пропуска, также повысится эффективностьконтроля за перемещением транспортныхсредств, сократится количество документов,необходимых для осуществления контроля,повысится качество предоставления услуг участникам ВЭД в соответствии с международными стандартами.

ЛИТЕРАТУРА

1.Брух К.С. Повышение эффективности таможенного администрирования за счет применения системы управления рисками // Актуальные вопросы таможенного дела в условиях членства России в ВТО: сборник материалов научно-практической конференции факультета таможенного дела Российской таможенной академии. Москва. Изд-во Рос. тамож. акад. 2014. С.57-62.

2.Барамзин С.В. Развитие управления таможенной деятельностью в России. (Теоретико-методологический аспект). Дис. ... докт. экон. наук. Москва. 2000. - 305 с.

.Бякин Г.И. Общий критерий оценки эффективности таможенной системы// Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б.Бобкова филиала РТА. 1996. № 1 (1). С.75-77.

.Бякин Г.И., Колков И.Е. Некоторые особенности системного анализа деятельности таможенных органов Северо-Западного региона (1994-1996 гг.) // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б.Бобкова филиала РТА. 1996. № 2 (2).

. Гупанова Ю.Е. Методологические и методические основы управления качеством таможенных услуг в условиях неопределенности и риска: монография / Гупанова Ю.Е. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012.- 164 с.

.Душкин Р.В. Методы получения, представления и обработки знаний с НЕ-факторами. М., 2011. - 115 с.

.Губинский А.И. Надежность и качество функционирования эргати-ческих систем: монография / Губинский А.И. Ленинград: Наука, 1982. - 270 с.

.Косицина Л.А. Роль системы управления рисками в осуществлении превентивной функции таможенными органами // Международные юридические чтения. Материалы научно-практической конференции (Омск, 18 апреля 2007 г.). Ч. 2. Омск. Изд-во Омск. юрид. ин-та. 2007. С.179-183.

.Мкртычян Б.А. Государственное внешнеторговой деятельности // Проблемы формирования правового социального государства в современной России: материалы IX всероссийской научно-практической конференции (Новосибирск, 30 октября 2013 г.). Ч. 2. Новосибирск. Изд-во НГАУ. 2013. С.48-53.

.Макарова Г.В., Матвеева О.П. Межведомственный информационный обмен как мера обеспечения экономической безопасности импорта потребительских товаров // Международный научно-теоретический журнал «Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права». - 2009. - № 2 (30). - С. 142-148.

.Основы таможенного дела. Учебное пособие в 7-ми выпусках. Вып.1/ Научн. ред. П.В. Дзюбенко. М., 1996.

.Петряков С.В. Таможенное внешнеторговых связей России со скандинавскими странами в XIX веке // Закон и порядок: Материалы III Международной научно-практической конференции (31 октября 2011 г.): Сборник научных трудов. Москва. Издательство«Спутник+». 2011. С.124-127.

.Симонович Н.Е., Киселева И.А. Проблемы социальной безопасности человека в современном обществе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 44. С.48-52.

.Трунцевский Ю.В. Об организации управления правовыми рисками в деятельности хозяйствующего субъекта // Безопасность бизнеса. № 2. Москва. Издательство «Юрист». 2011. С.2-6.

.Цмакалова Н.В. Гармонизация и единство российского правового пространства: теоретико-методологический анализ модернизационных рисков // XII научно-практическая конференция преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых: Актуальные проблемы российской правовой политики: сборник докладов. Таганрог. Изд-во НОУ ВПО ТИУиЭ. 2011. С.67-72.

.Шамахов В.А., Бякин Г.И. Оптимизация структуры управления таможенных органов - важнейшее средство повышения эффективности функционирования таможенной системы// Ученые записки Санкт-Петербургского им. B.Б. Бобкова филиала РТА. 1996. № 2 (2). С.6-14.

.Чернова Г.В., Кудрявцев A.A. Управление рисками: учеб.пособ. / Чернова Г.В., Кудрявцев A.A. М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - 160 с.

.Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения : учеб.пособ. / Гранатуров В.М. М.: Дело и сервис, 2010. - 208 с.

Похожие работы на - Анализ таможенного контроля при классификации транспортных средств

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!