Электронные ресурсы в фонде научной библиотеки Им. М.М. Бахтина МГУ имени Огарева

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информатика, ВТ, телекоммуникации
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    253,24 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Электронные ресурсы в фонде научной библиотеки Им. М.М. Бахтина МГУ имени Огарева

ВВЕДЕНИЕ

электронный ресурс библиотека

Актуальность темы: Информация стала одним из наиболее значимых ресурсов человеческого сообщества и в государственном плане рассматривается как стратегический ресурс. Сохранение, рациональное использование и развитие этого стратегического ресурса является задачей огромного значения для любого общества и государства. В то же время гигантские объемы уже накопленной информации, непрерывно продолжающийся рост ее количества, разнородный и разобщенный по многим признакам характер хранения и распространения, отсутствие унифицированного доступа к ней создают существенные и все возрастающие проблемы ее эффективного использования.Осознание указанных проблем, а также качественные изменения в области развития современных информационных технологий и средств передачи данных привели к необходимости поиска новых подходов и решений проблем создания хранилищ информационных ресурсов, их организации, средств и способов доступа к ним пользователей. Создание электронных фондов библиотек и соответствующих информационных инфраструктур бурно происходит по всему миру. Под электронной библиотекой понимается распределенная информационная система, позволяющая надежно накапливать, сохранять и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов, доступные в удобном для пользователей виде через глобальные сети передачи данных.Вместе с тем, следует признать, что указанные усилия, несмотря на достигнутые результаты, не носят общесистемного характера в масштабах страны и не решают многих задач правового, организационного и технологического характера, необходимых для реализации в целом проблемы электронных фондов библиотек в России. Поэтому необходимо развертывание полномасштабной работы по использованию интернет ресурсов при формировании фондов библиотек.Кратко об истории возникновения и развития в Саранске Научной библиотеки им.М.М.Бахтина Мордовского государственного университета можно сказать следующее. Год открытия - 1931. В начале 40-х годов книжный фонд насчитывал 71 тыс. экземпляров книг и брошюр, библиотека получала 105 наименований журналов, в день ее посещало около 400 читателей, а в год на руки выдавалось около 100000 книг. Основными направлениями в работе были обеспечение студентов и преподавателей учебной литературой и участие в воспитательном процессе в вузе. В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, основная часть фонда была оставлена в Саранске и законсервирована в подвалах здания института, отданного под госпиталь. С организацией в октябре 1957 года на базе педагогического института им.А.И. Полежаева Мордовского государственного университета библиотека приобрела статус университетской, а в 1978 году получила высокий титул "Научная". За годы своего существования библиотека наладила прочные контакты с библиотеками Московского, Санкт-Петербургского, Казанского, Нижегородского, Саратовского и других крупнейших университетов страны. О библиотеке Мордовского государственного университета научная общественность страны узнала по созданным сотрудниками научно-библиографического отдела указателям, первый из которых был подготовлен в 1971 году. 7 мая 1991 года в память о выдающемся ученом М.М. Бахтине Научной библиотеке университета было присвоено его имя. Цель данной работы - анализ особенностей организации и комплектования информационных ресурсов в электронных библиотеках и в Научной библиотеки им.М.М. Бахтина Мордовского государственного университета им Н.П. Огарева в частности, обобщить основные реальные данные, относящиеся к этой проблеме.

Для достижения поставленной цели в работе были заявлены следующие задачи:

раскрыть понятие электронных ресурсов, их функций,

охарактеризовать основные виды электронных ресурсов в структуре библиотечного фонда,

рассмотреть возможные источники комплектования электронных коллекций,

проанализировать проблемы и перспективы создания и использования электронных ресурсов в Научной библиотеке МГУ им. Н.П. Огарева,

ознакомиться с правилами поиска электронных ресурсов в электронной библиотеке МГУ им. Н.П. Огарева.

Данная работа включает в себя две теоретические главы, в которых с разных сторон описываются все ключевые характеристики понятия «информационные ресурсы». В третьей - практической главе, продемонстрирован алгоритм поиска необходимой информации в электронном каталоге.

ГЛАВА 1. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ В РОССИЙСКИХ БИБЛИОТЕКАХ: СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ

Вторая половина двадцатого столетия ознаменована глобальным феноменом информационного взрыва. Развитие различных электронных технологий обеспечило миллионам людей возможность быстрого доступа к громадным информационным ресурсам, рассредоточенным по всей планете, обмен информацией, представленной в различных формах (текст, графика, видеоизображение, звук и т.д.). Естественно эти нововведения в первую очередь значимы для мест скопления знаний - библиотек и библиотечных фондов. Дополненные электронными ресурсами традиционные библиотеки стали включать в себя электронные библиотеки.Под электронной подразумевается библиотека, обладающая крупной распределенной коллекцией документов в электронной форме, доступной через сети передачи данных. Идея электронной библиотеки работает сегодня в отдельных зарубежных университетских библиотеках. В России же началась деятельность по созданию национальной электронной библиотеки РГБ в рамках специального проекта ее модернизации, осуществляемого при содействии ЮНЕСКО. Определенные шаги в этом направлении делают сегодня университетские библиотеки России и стран СНГ. Электронная библиотека - информационная система, позволяющая надежно сохранить и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов (текстовых, изобразительных, звуковых, видео и др.), локализованных в самой системе, а также доступных ей через телекоммуникационные сети. Электронная библиотека не только организатор доступа к удаленным ресурсам, но и производитель своих собственных ресурсов, предоставляемых в пользование широкой публике: конвертированных материалов из печатного фонда, электронных версий собственных публикаций, «гостевых материалов» (например, совместные работы ГПНТБ России и Университетской технической библиотеки г. Ганновера, Германия). Электронная библиотека - это локальные или распределенные электронные ресурсы, объединенные единой идеологией структуризации и доступа. Как отмечает А. И. Земсков, директор Государственной публичной научно-технической библиотеки ГНТБ, создание, функционирование и развитие электронных библиотек определяется; во-первых, внешними по отношению к самим библиотекам факторами, наличием общедоступных компьютерных и коммуникационных технологий; во-вторых, развитием библиотечно-информационных технологий с учетом уровня развития общества, в первую очередь экономики и высоких технологий. (Антопольский А.Б., Майстрович Т.В Электронные библиотеки: принципы и создания: научно-метод. пособие.-М.: ЛИБЕРИЯ-БИБИНФОРМ, 2008.-288с.)

С вступлением нашей страны, в фазу информатизации в библиотечные фонды стали поступать электронные документы, возник вопрос: как называть другой род документов, которым фонды комплектовались до появления электронных документов. Библиотековеды и библиотекари пошли по пути наименьшего сопротивления: прежние фонды стали называть традиционными, новые - электронными. Электронные документы неоднородны по природе. Одни из них вещественны, осязаемы (дискеты, сидиромы), другие виртуальны. И перед отечественными библиотеками встали определенные проблемы.

Как классифицировать их по единому основанию?

Как соотносятся между собой понятия "информационный ресурс", "электронная библиотека" и им подобные?

В этой главе будут подробно рассмотрены варианты ответов, на эти другие важные вопросы, касающиеся электронных ресурсов, предложенные специалистами этой области.

1.1 Электронные ресурсы: понятие и функции

Из бытующих в специальной литературе выражений «электронный ресурс», «информационный ресурс», «электронная библиотека», «электронный документный ресурс» наиболее точно последнее. Слово «ресурс» французского происхождения. Дословно оно означает «источники чего-либо, средства, запасы, возможности, которые используются при необходимости». (Адамовский Д.В. Новейшие автоматизированные библиотечные системы России [Текст] /Д.В. Адамовский. - СПб., 2007.- с.26)

Понятие «ресурс» - собирательное, оно всякий раз требует конкретизации в виде той или иной единицы измерения. Применительно к библиотечной деятельности такой единицей является документ. Значит, вместо слова «ресурс» правильнее пользоваться словом «документ». (Лосева Н.И. Опыт организации библиотеки педагогического вуза [Текст] /Н.И. Лосева // НТБ.- 2001.-№8-с.18-25)

Понятие «информационные ресурсы» определяется в федеральном Законе «Об информации, информатизации и защите информации» как «отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)». Иными словами, информационные ресурсы состоят из документов и ничего другого, кроме документов, не содержат. Поэтому более правомерно оперировать понятием «документные ресурсы».

Термин «документные ресурсы» определён в Государственном стандарте 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» как «вид информационных ресурсов, представляющий совокупность отдельных документов в информационных системах». Важным является тот факт, что, во-первых, выражение «документные ресурсы» стандартизировано на государственном уровне. Во-вторых, правильно, что документными ресурсами называется совокупность отдельных документов. (Буга П. Библиотеки университетов-центры информационного обеспечения [Текст] /П. Буга// Высшее образование в России. - 2005. - № 3. - С. 147-158)

Обратимся к определению документа как информации, зафиксированной на материальном носителе. Материя может существовать в виде вещества, либо в виде энергии (поля). Следовательно, возможны документы двух родов - на вещественном и на энергетическом носителе. Носитель представляет собой, как правило, двуединство материала основы, на которой записывается информация, и вещества записи. Интернет же для переноса (записи) информации использует электроэнергию, следовательно, по признаку природы записи документы, циркулирующие в Интернете, являются энергийными, или полевыми. Несущая информацию энергия распределяется по глобальным информационным сетям, и документы этого рода называют сетевыми, или онлайновыми.

Техническими средствами фиксирования, трансляции и воспроизведения информации являются электронные устройства, поэтому такие документы называют еще электронными. В настоящее время термин «электронная библиотека» строго не определен. (Рощин А.Л. Автоматизация библиотек на современном этапе. - М., 2006. - с.68)

Электронные библиотеки могут содержать любые виды документных ресурсов: текстовые, графические, аудиальные, компьютерные программы, базы данных и т.д., подобранные по определенной тематике или универсальные. При этом указанные материалы могут представлять собой как копии уже опубликованных в традиционной форме документов, так и не имеющие бумажного эквивалента. Создание электронных библиотек на основе документов из фондов библиотек связано с переводом в машиночитаемый вид больших объемов текстовых и графических материалов и, соответственно, со значительным объемом работ и финансовых затрат на их выполнение, а также ограничениями, накладываемыми нормами авторского права.

Элементом библиотечного фонда является только зарегистрированный в учетных формах документ, принадлежащий данной библиотеке, а, следовательно, имеющий вещественный носитель. (Рощин А.Л. Автоматизация библиотек на современном этапе. - М., 2006. - с.68)

Цели создания электронных библиотек

. Обеспечение сохранности печатного материала, е первую очередь редких и ценных документов; придание новых свойств печатным и рукописным материалам.

. Создание условий для большей доступности содержания печатного материала; повышение качества информационного обслуживания, расширение номенклатуры информационных видов и тематики, увеличение количества пользователей при переходе к электронным ресурсам за счет предоставления в доступ текстовой информации, изображений и любых других видов мультимедийной информации.

Основные задачи электронных библиотек - интеграция информационных ресурсов и эффективная навигация в них.

Проблемы цифровой подписи регулируются в Российской Федерации Законами «Об электронной подписи».

К основным особенностям электронных библиотек следует отнести:

профильность хранимой информации, то есть наличие определенной концепции формирования информационного пространства, доступного пользователю, и политика ее реализации;

инвентаризацию, в частности каталогизацию (в самом широком смысле), объектов и различных их объединений, образующих это информационное пространство.К преимуществам электронных библиотек можно отнести: оперативность поиска и выдачи информации, единую точку доступа, эффективную защиту экземпляров, доступность единичных экземпляров значительному кругу читателей одновременно, возможность онлайн форматирования источника, оперативный расширенный поиск, удобство хранения, стимулирование развития дистанционного обучения. Электронная библиотека работает не только с имеющимся электронам ресурсом (локальным или удаленным), но может широко используют технологию «конверсии по заказу» имеющегося печатного материала электронный формат и дальнейшее обслуживание пользователя электронным ресурсом. Усиливается роль электронных библиотек в модернизации образования. Отмечены изменения в системе высшего образования:

количество студентов непрерывно растет;

непрерывное образование самым тесным образом связано с методической необходимостью научить студента учиться самому;

полученные знания быстро устаревают;

ввиду разнообразия студенческих типов, приходится заниматься адаптацией под их нужды способов и методов обучения, готовить учебные материалы, соответствующие самым различным аудиториям; учебные материалы по курсу должны учитывать неодинаковую исходную подготовку студентами и знание ими базовых дисциплин;

система образования постоянно ощущает нехватку средств, поэтому поиски наиболее эффективных экономных технологий обучения всегда актуальны;

поведение студентов во всевозрастающей степени напоминает поведение покупателей, которые желают иметь возможность выбора учреждения, в котором они хотели бы учиться; это значит, что студенты вовсе не привязаны к единственному образовательному учреждению, как это было ранее;

современная система образования дает очень большой отсев учащихся.

Таким образом, можно говорить о приоритетном значении для понимания функций электронных библиотек - о возможности обслужить электронным ресурсом локального или удаленного пользователя, удовлетворить его потребности. Для электронах библиотек характерно наличие полнотекстовых документов - электронных книг, журналов, что отличает ее от огромных библиографических баз данных.

.2 Типология электронных ресурсов в структуре библиотечного фонда

На сегодняшний день довольно много различных по тематике видов электронных ресурсов и исчерпывающую характеристику всем им дать достаточно сложно. Поэтому ниже будут кратко описаны те, которые надо принимать во внимание при решении вопроса об их приобретении для библиотеки.

. Электронные ресурсы, не имеющие печатных аналогов (электронная почта, домашние страницы и другие материалы web-сайтов, дискуссионные группы в Интернете, некоторые научные, популярные журналы, базы данных, мультимедийные материалы, специфические виды рекламы, вирусы и т. п.).

. Электронные ресурсы, созданные для поддержки имеющихся печатных ресурсов, например, для обеспечения сохранности или расширения и улучшения обслуживания пользователей (в частности, организация мультидоступа для спрашиваемых изданий), и подлежащие долговременному хранению (электронные книги, цифровые версии печатных документов и т. п.)

. Электронные ресурсы, создаваемые на короткий срок в технологических целях на основе печатных ресурсов и не предназначенные для долговременного хранения или подлежащие уничтожению после однократного пользования (копии материалов, используемые в системе МБА и доставки документов в библиотеках, электронные справки, квитанции, системы перекрестных ссылок и т. д.)

Виды электронных ресурсов по общественному назначению: научные, образовательные, библиотечные и развлекательные материалы, художественная и научно-техническая информация, СМИ (новости, ТВ), объявления, реклама, пропаганда, электронная коммерция, производственная, технологическая и финансовая информация системы автоматизации экспериментов, проектных робот производства, другое.

Виды электронных ресурсов по степени доступности, бесплатные, условно бесплатные, платные, закрытые для публичного доступа, в том числе закрытая и/или конфиденциальная информация, финансовые и налоговые сведения, частная жизнь.

Метаданные - информация об информации, описание электронных ресурсов согласно общепринятым рекомендациям. Наиболее распространенным среди них является протокол Dublin Core (Дублинское ядро).

Услуги и продукты на основе электронных ресурсов - базы данных оглавлений (таблицы, содержания) научных журналов; службы агрегирования, обеспечивающие единую отправную точку, единый пароль и адресацию в сети; возможность присоединять собственные продукты и базы данных (данные из электронного каталога библиотеки, библиографические БД и т. п.); система ссылок, допускающая многовариантный вход пользователя в систему (из баз данных) с переходом в основную БД через название журнала, определенного номера, выпуска или отдельной статьи.

К самым популярным видам электронных книг можно отнести следующие:

Электронные энциклопедии - эти издания достаточно многочисленны, они могут быть отраслевыми, универсальными, специальными. Все энциклопедии представляют собой мультимедийные гипертекстовые издания. Выбирая для библиотеки электронную энциклопедию, необходимо обратить внимание на величину словника, авторитет лиц и организаций, принимавших участие в ее подготовке, удобный интерфейс, максимальный набор поисковых возможностей;

Биографические электронные справочники - могут, как и печатные, быть универсальными, персональными и комплексными. Справочники чаще всего бывают мультимедийные с гиперсвязями и позволяют собрать и предложить пользователям весь материал о лице или коллективе. Как и для энциклопедий, важной оценкой качества библиографических справочников является участие в авторском составе авторитетных издателей и надежность базового материала.

Мультимедийные обучающие программы и учебники - вероятно, за исключением игр, эта группа изданий на CD-ROM наиболее многочисленна. Среди обучающих изданий можно выделить несколько групп:   - курсы обучения иностранным языкам различного уровня;   - курсы обучения практическим навыкам (вождения, плетения из лозы, бухгалтерского учета и т. д.);   - учебники для школ и вузов по различным предметам;   - детские развивающие программы, построенные в игровой форме. Мультимедийный учебник как комплексное издание нацелен на то, чтобы образное восприятие в сочетании с компьютерными возможностями позволило повысить эффективность обучения.

Для этого во многих из них предоставлены дополнительные возможности - ведение записей, составление рабочих конспектов, тесты на самопроверку и т. д. Есть даже учебные пособия, все лекции в которых озвучены, что позволяет снизить напряжение глаз или использовать их людям с ослабленным зрением или незрячим.

Библиографические указатели - представлены очень ограниченным количеством названий, выходящих в России, и огромным массивом зарубежных баз данных. В последнем случае речь идет не о получении каждый месяц нового диска, а о поступлении ежемесячной (еженедельной, двухнедельной, квартальной и др.), кумуляции.

Поскольку мировой рынок переполнен библиографическими базами данных на оптических компакт-дисках, то довольно остро стоит проблема их правильного выбора.

Важно обратить внимание на несколько нюансов:

источник формирования базы данных, которым должен быть авторитетный информационный институт;

охват стран, количество учитываемых журналов, общий объем, хронологическая глубина;

удобство интерфейса;

простота инсталляции, программных и аппаратных средств;

условия подписки (покупки) и доставки.

Если библиотека намеривается приобрести несколько библиографических баз данных на CD-ROM (по различным отраслям), то лучше отдать предпочтение одной фирме, поскольку тогда придется иметь дело с одним поставщиком на единых условиях и работать со стандартным интерфейсом.   Правовые базы данных - представляют собой сборники официальных документов, правовых и нормативных актов различной степени территориального, хронологического и тематического охвата. Они не относятся к мультимедийным изданиям, но снабжены хорошей системой поиска необходимой информации по различным параметрам.

В России на создании подобных баз данных специализируются три фирмы - "Кодекс", "Гарант", "Консультант+". Как показала практика, различия между ними непринципиальны, и все определяется вкусом библиографа и активностью одной из фирм в вашем регионе.   Электронные словари и переводчики - используются при работе с текстом на иностранных языках. Опыт свидетельствует, что электронные словари гораздо менее комфортны при переводе печатного текста, чем обычные, поэтому библиотекам вряд ли стоит ими увлекаться. Иное использование находят электронные переводчики, при помощи которых осуществляется автоматический перевод текста, находящегося в компьютере. Особенно важно наличие таких переводчиков при работе с Интернетом, который, как известно, многоязычен.

Приобретая электронные переводчики, важно обратить внимание на детали программного обеспечения, которые определяют специфику подключения и работы каждой программы. Принимать решение лучше всего, опираясь на мнение программиста.

Путеводители по городам и историческим местам, музеям, художественные альбомы - эти электронные издания по содержанию, организации материала, поисковым возможностям очень близки к электронным энциклопедиям. Разумеется, они все представлены мультимедийными программами, позволяющими получить достаточно всестороннее представление об объекте. Многие из них снабжены познавательными викторинами и другими средствами повышения их привлекательности и просветительской ценности.

Надо сказать, что издатели подобных электронных книг стараются максимально использовать новейшие компьютерные технологии, что дало возможность, например, совершать самостоятельные виртуальные экскурсии, проходя по залам с той скоростью, которая соответствует скорости вашего восприятия, останавливаясь у наиболее заинтересовавшей картины, рассматривая предмет под разными ракурсами и т. д.

Кроме того, цена одного электронного издания примерно равна стоимости художественного альбома, а информации как текстовой, так и визуальной в нем может быть в 2-3 раза больше.

Игры - самый популярный жанр изданий на оптических компакт-дисках не только для детей, но и для взрослых. В мире ведутся достаточно интересные дебаты на тему, должны ли они быть в библиотеке.

Во-вторых, некоторые специалисты полагают, что в публичной библиотеке использование всех документов, в том числе и на оптических компакт-дисках, должно быть нацелено на удовлетворение информационных потребностей, а поскольку игры и обучающие программы не вписываются в эту концепцию, то они должны приобретаться для домашнего пользования.  Но есть и другая точка зрения: библиотеки же покупают книги и выдают видео, а электронные издания, как и традиционные книги, бывают разного качества и могут как развлекать, так и обучать, а, скорее всего - играя, учить.

Кроме того, специалисты полагают, что нельзя не принимать во внимание педагогическое значение компьютерных игр, так как они развивают аналитическое и творческое мышление. Есть даже мнение, что некоторые игры можно рассматривать как новый вид искусства.   Полнотекстовые издания - в принципе могут представлять что угодно: многоязычную Библию, комплект журнала или газеты (часто за большой хронологический период) и т. д. На отечественном рынке уже существует большое количество собраний сочинений отечественных и зарубежных писателей, представляющих собой отсканированный печатный вариант без какой-либо системы поиска.

Учитывая слабую научную ценность таких изданий, а также то, что художественные произведения теряют свою эстетическую составляющую при чтении с экрана, библиотекам, вероятно, не стоит увлекаться их приобретением.

Справочники - отличаются большим разнообразием - от справочника по современному вооружению до каталога автомобилей. Трудно сказать, какие из них могут быть полезны той или иной библиотеке. Однако, учитывая их быструю устареваемость (при приличной цене), вряд ли библиотеке стоит акцентировать на них свое внимание.

Программные продукты - в настоящее время распространяются исключительно на оптических компакт-дисках. Это может быть и программное обеспечение для компьютера, и антивирусные программы, и дополнительные сервисные программы, и разнообразные редакторы. Все это относится к обеспечению работы компьютера и входит в компетенцию программиста.

ГЛАВА 2. НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. М.М. БАХТИНА МГУ ИМ Н.П. ОГАРЕВА КАК ГЕНЕРАТОР ИНФОРМАЦИОННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

Научная библиотека - это базовое звено единого информационного пространства вуза. В обслуживании читателей библиотека университета использует новейшие информационные технологии, фонды документов и современные носители информации, обеспечивает доступ в глобальное информационное пространство, содействует формированию и подготовке высокопрофессиональных специалистов.

Деятельность библиотеки направлена на обеспечение плодотворной научной, учебной и практической работы студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава, сотрудников МГУ им. Н.П. Огарёва.

.1 Источники комплектования электронных ресурсов и электронные коллекции: состав, этапы формирования

В условиях бурного развития информационных технологий, позволяющих создавать различные печатные и электронные ресурсы, остро встаёт вопрос об отборе и использовании постоянно увеличивающегося потока источников научных данных, которые имеют наибольшую информационную ценность для учёных.

В XXI в. научные библиотеки должны быть хорошо осведомлены о новых электронных видах информации, предоставляющих многоаспектные возможности для информационно-библиотечного обслуживания. С каждым годом активное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) способствует появлению электронных продуктов, которые конкурируют с традиционными печатными источниками научных данных - книгой или журналом.

Первым этапом технологического цикла формирования фонда электронных ресурсов в библиотеке является процесс комплектования. Он предполагает собой изучение информационных потребностей пользователей и рынка электронной продукции. В отношении организации фонда электронных ресурсов необходимо учитывать специфические характеристики этих документов (техническое, программное и лингвистическое обеспечение), а также экономические и технические возможности библиотеки. (Адамовский Д.В. Новейшие автоматизированные библиотечные системы России [Текст] /Д.В. Адамовский. - СПб., 2007.- с.26)

Комплектование и учет локальных электронных ресурсов практически не отличается от комплектования и учета печатных документов. Только при этом под экземпляром для электронных изданий понимается не что иное, как

физическая единица - дискета или оптический диск.

Совсем иным образом обстоят дела с электронными ресурсами, являющимися приложениями к традиционным изданиям. Для них возможны два варианта учета.

Первый, если электронное приложение к основному изданию имеет самостоятельное значение (индивидуальный заголовок, самостоятельный ISBN и т.д.). В этом случае приложение рассматривается и учитывается как самостоятельный электронный документ.

Второй же вариант предполагает отсутствие самостоятельного значения приложения на электронном носителе. При этом такие электронные ресурсы не проходят индивидуальный учет, а их инвентарные номера совпадают с номерами основного документа, составными частями которых они являются.

Эффективное использование электронных ресурсов невозможно, без доведения до потенциальных пользователей сведений о наличии ресурсов, их составе и способах доступа к ним. Поэтому в теории и практике каталогизации документов, назрела острая необходимость решения вопросов библиографического описания электронных информационных ресурсов.

Важной вехой развития библиографического описания для различных

видов документов является появление стандартного международного

библиографического описания - это Межгосударственный стандарт ГОСТ

.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие

требования и правила составления»12, в котором сформулированы базовые принципы и единые подходы к методике унифицированного библиографического описания.

Технология обработки электронных ресурсов аналогична обработке книг и проходит все стадии - составление библиографического описания, предметизация, систематизация.На начальном этапе освоения этих продуктов наиболее эффективным является обращение к электронным каталогам библиотек. Получая доступ к Интернет, любая российская библиотека автоматически обеспечивает для себя доступ к электронным каталогам библиотек многих стран мира, одномоментно расширяя свои библиографические ресурсы до грандиозных масштабов, становясь по сути обладателем всемирного библиографического репертуара книг. На сегодняшний день через Интернет можно получить доступ более чем к 500 библиотечных каталогов по всему миру. Их перечень можно получить с помощью основных поисковых систем. Соединение с ними осуществляется в последнее время с помощью специальной программы-протокола Z39.50. Большинство каталогов не требуют применения паролей для входа.

В развитых библиотеках оформлена подписка и оплачен доступ к различным онлайновым информационным источникам.

Национальная информационная система «Книги в наличии и печати» создана при ФГУН «Российская книжная палата» и действует с 1995 года. С начала 1970-х гг. система Books in print (Книги в печати) существует в США и странах Западной Европы (Англия, Франция, Германия, Испания, Италия и др.). На сегодняшний день включает в себя 400 000 записей о книгах и 1 000 000 коммерческих предложений (цены) на них. Работа ведется с 400 поставщиками информации. До тех пор пока книга есть в системе, тираж может быть допечатан и отправлен заказчику.

Имеются следующие данные с сайта РКП:

«В банке данных Российской книжной палаты содержатся:

• описания около 300 000 книг в наличии, в производстве и планирующихся к изданию;

• около 3000 издательств;

• более 600 000 записей о ценах поставщиков продукции;

• более 30 000 книг снабжены иллюстрациями обложек;

• авторитетная база контактов издателей и книгораспространителей».

Актуализация (обновление) данных о книгах (и периодике) проводится регулярно на основании обязательного экземпляра, полученного от издающей организации.

Проект «Комплектование.RU» (www.komplektovanie) создан в рамках государственного библиотечного проекта «Сводный каталог библиотек России» (Программа «ЛИБНЕТ»). Основная задача проекта - предоставление свободного доступа к аннотированному и иллюстрированному каталогу изданий, имеющихся в продаже. Это новый проект, но в его работе принимают участие наиболее активные книготорговые и издательские организации. Создатели проекта говорят о высокой степени актуализации базы данных (ежедневно) и наращивании числа участников проекта - издательств и книготорговых организаций (до 1000 издательств и 100 книготорговых организаций к 2014 году).

Головным методическим центром является Научная библиотека федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова».

Зональным методическим центром является Фундаментальная библиотека федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского». (Положение о Научной библиотеке им. М.М. Бахтина «МГУ им. Н.П. Огарева (новая редакция), Саранск, 2014 г.)

В настоящее время библиотека оснащена необходимым телекоммуникационным оборудованием, средствами связи, электронным оборудованием (110 компьютеров, подключенных к Интернет). Для автоматизации традиционных библиотечных технологий используется автоматизированная информационно-библиотечная система (АИБС) «МАРК-SQL» версия 1.10. Работа с электронными каталогами библиографических данных и цифровым информационным контентом осуществяляется при помощи приложения «МегаWeb» АИБС «МегаПро».

Фонд библиотеки составляет 2 532 тыс. экземпляров документов на традиционных носителях информации, более 116 тыс. полнотекстовых электронных учебников и учебных пособий, более 7 тыс. наименований лицензионных зарубежных журналов.

Научная библиотека обеспечивает обслуживание около 30 тыс. читателей по единому читательскому билету, ежегодно выдает около 1 млн. изданий, в т. ч. электронных, работает автоматизированная книговыдача.

Качественный состав электронных информационно-образовательных ресурсов позволяет профессорско-преподавательскому составу, студентам и научным сотрудникам иметь доступ к новым исследованиям и технологиям, получать авторитетный и рецензируемый контент, выявлять самые цитируемые публикации в профильных областях знаний. Лицензионные соглашения позволяют предоставлять данные ресурсы всем пользователям университета с доступом по IP-адресам в каждое подразделение МГУ им. Н.П. Огарёва и через систему электронных читальных залов библиотеки.

В качестве платформы для обеспечения единой точки доступа к электронным информационным ресурсам, к распределенному электронному каталогу (более 283 тыс. записей), разработан библиотечный сайт #"902898.files/image001.gif">

Рисунок 1. (Инструкция по работе с электронным каталогом научной библиотеки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание и развитие электронных библиотек наталкивается на целый ряд проблем и затруднений. К числу первоочередных необходимо отнести автоматический перенос на этот новый феномен традиционного понимания библиотеки.

Другим препятствием широкому распространению электронных библиотек в современном обществе, является наличие различных сообществ - научное сообщество; профессиональные сообщества библиотекарей, музейных работников и архивистов; бизнес-сообщество и т.д. Интересы этих сообществ очень часто не совпадают или вовсе противоречат друг другу, и главная задача заключается в том, как грамотно разрешить тот или иной конфликт интересов, понять, с помощью каких механизмов можно выстраивать соответствующий консенсус между сообществом работников институтов памяти, сообществом бизнесменов и сообществом исследователей.

Для всей сферы электронных библиотек чрезвычайно актуален вопрос выбора общих способов представления цифрового контента для обеспечения доступа к нему, а также общих стандартов для обеспечения соответствующих механизмов взаимодействия. Те стандарты, которые выработаны отдельным сообществом, например сообществом библиотекарей, и стандарты, которые используются сообществами исследователей, создающих электронные библиотеки, достаточно сильно различаются, и это является серьезным препятствием на пути успешного внедрения и использования

В той или иной форме идея электронной библиотеки уже работает во многих университетах и крупных библиотеках ведущих стран мира.

Объем информационных ресурсов научных библиотек, предоставляемых читателям в электронной форме, растет опережающими темпами в сравнении с ресурсами, предоставляемыми в традиционной форме. Этот рост обусловлен двумя важнейшими внутренними причинами: изменениями в читательской аудитории и в политике комплектования и обеспечения доступности электронных ресурсов. К внешним причинам следует отнести изменения в глобальном информационном пространстве, побуждающие библиотечно-информационные учреждения к активному участию в демократических преобразованиях во всех сферах общественной жизни.

Из всех направлений работы библиотек, наиболее быстрое и ощутимое влияние Интернет оказывает на информационно-библиографическую деятельность. Энциклопедические, справочные и библиографические источники трансформируются в электронную форму быстрее любых других видов документов, а эта тенденция указывает, что цифровые ресурсы и технологии будут полностью доминировать в информационно-библиографической деятельности библиотек. За счет включения виртуальных источников СБА обретает невиданную до сих пор информационную прочность. Простота в сочетании с масштабностью и глубиной поиска в этих ресурсах приводит к тому, что в Интернет превращается в приоритетный источник для выполнения запросов любых типов.

На сегодняшний день существует большое количество серверов различных издательств, подписных агентств, онлайновых книжных магазинов, каталогов библиотек, отраслевых и универсальных баз данных, содержащих достаточный объем информации об изданиях, необходимой библиотекарю, занимающемуся комплектованием фонда библиотеки.

О перспективах развития электронных библиотек можно сказать следующее, применение технологий электронных библиотек позволит решить проблему хранения больших и сверхбольших объемов научной, культурной и образовательной информации, осуществить интеграцию разрозненных информационных ресурсов, а также предоставит возможность хранения ранее не хранимой и безвозвратно теряемой информации (лабораторных журналов, фотографий, изображений, звуковой и видео информации). Разработанные технологии и программно - аппаратные решения, позволяющие оперировать разнородными данными, могут найти применение в самых разных отраслях - таких, как геологоразведка, космос, оборонная промышленность и т. д.

Будут сокращены расходы по многочисленному дублированию создаваемых локальных баз данных и информационных систем и в то же время устранены досадные пробелы, препятствующие ускоренному развитию отечественной науки, культуры и образования. В результате будет развита инфраструктура для генерации, организации, поиска и передачи разнородной электронной информации от информационных центров - производителей к конечному пользователю, что может кардинально изменить ситуацию в науке, культуре, образовании.

Электронные библиотеки позволят коренным образом изменить сам принцип информационного обслуживания пользователей: обращаясь к системе, они будут получать не только ссылку (библиографию или реферат) на имеющийся электронный документ, но и сам документ (полную копию оригинальной статьи, автореферат диссертации, графический образ картины или технического чертежа, видеозапись проведенного исследования или экскурсии по музею и т. д.).

Использование электронных библиотек позволит по - новому организовать рабочее место научного работника, инженера, студента, учащегося путем реализации возможности коллективной работы и обучения, создания коллективных виртуальных сред. Кроме того, это позволит снизить стоимость научных исследований и дистанционного образования за счет коллективного использования ресурсов (научных приборов, информационных образовательных систем и т. д.).

Особое значение имеет использование электронных библиотек для образования и воспитания молодежи и уровня культуры общества.

Будет решена важнейшая социально - политическая задача адекватного представления богатейшего научного, культурного и образовательного наследия России в мировом информационном пространстве, что позволит ей занять достойное место в формирующемся глобальном информационном обществе XXI века.

Внедрение в справочно-библиографическую работу виртуальных источников будет первым шагом к новой функции библиотек. На новом витке технологий библиотека призвана решать уже более сложные и разнообразные задачи, расширять виды и перечень предоставляемых услуг. Развитие глобальных компьютерных сетей по сути приводит к образованию в обществе качественно иной информационной инфраструктуры. И в этом новом информационном обществе библиотеке предстоит играть важную роль института, обеспечивающего всеобщий доступ к информационной вселенной без границ и расстояний, гаранта общедоступности информации для всех и каждого.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Адамовский Д. В. Новейшие автоматизированные библиотечные системы России / Д.В. Адамовский. - СПб.: ИРЭ, 2007. - 326с.

. Антопольский А.Б., Майстрович Т.В Электронные библиотеки: принципы и создания: научно-метод. пособие / А. Б. Антопольский , Т. В. Майстрович. -М .: ЛИБЕРИЯ-БИБИНФОРМ, 2007.- 288с.

. Габдрахманова Т.Ю. Формирование структуры и содержание ресурсного обеспечения образовательной среды филиальной сети на основе электронной библиотеки вуза. / Т. Ю. Габдрахманова. -М.: ГПНТБ России, 2003.- 312 с.

. Горный Е. Развитее электронных библиотек: мировой и российский опыт, проблемы и перспективы.-М.: Гендальф, 2002.С. 158-188.

5. Гончаров М.В. Современное состояние и перспективы развития проектов Google в библиотечной сфере /М.В Гончаров, К.А. Колосов//Университетская книга.-2009.-№9.-С. 74-76.

. Еронина Е.А. Мировые информационные ресурсы - основа научно-исследовательской и справочно-библиографической деятельности [Текст] /Е.А. Еронина //Университетская книга.-2010.-№2.-С.58

. Захарчук Т. В. Интернет-торговля успешно конкурирует с традиционными каналами книгораспространения /Т.В. Захарчук //Университетская книга.-2009.-№8.-С.7

. Кожевникова, Е.С. Информационное обеспечение Интернет-ресурсами учебного процесса и научных исследований вуза(правовой аспект) /Е.С.Кожевникова //НТВ.-2007.-№4.-С.45-56.

. Колкова,Н.И. Электронные учебные издания как объект книгораспространения и формирования библиотечных фондов[Текст]: [Международная конференция "Крым-2005"]/Н.И.Колкова,Э.Н.Огнева // НТВ.-2006.-№3.-С.80-85.

. Ливадонова Е. Комплектование с помощью глобальной сети // Библиотека.-2003.- №12.-С.28-27.

. Литвинова Н. Н. Комплектование фондов библиотек - актуальная тема Генеральной конференции ИФЛА-2011 / Н. Н. Литвинова // Библиотековедение. - 2011. - № 6. - С. 79-82.

Похожие работы на - Электронные ресурсы в фонде научной библиотеки Им. М.М. Бахтина МГУ имени Огарева

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!