Оценка письменных работ (сочинений) с точки зрения русского языка (из опыта вступительных экзаменов в МГУ им. М.В.Ломоносова)
Оценка письменных работ (сочинений) с точки зрения
русского языка (из опыта вступительных экзаменов в МГУ им. М.В.Ломоносова)
Багрянцева В.А
Требования,
предъявляемые к вступительному сочинению в вузы, в частности в МГУ, базируются
на "Нормах оценки знаний, умений и навыков" Министерства просвещения
РФ для средних общеобразовательных школ. Вместе с тем существуют некоторые отличия
в подходах и критериях в оценке экзаменационных работ между школьной и
вузовской практикой.
В
первую очередь это касается итоговой отметки: если школьное (и в том числе
выпускное экзаменационное) сочинение оценивается двумя отметками – за
"литературу" и за "русский язык", то в университете отметка
за экзаменационное сочинение (= письменную работу по русскому языку и
литературе) ставится одна. Эта единая отметка не есть среднее арифметическое
между отметкой по литературе и языку, это отметка по низшему результату, что
означает: даже отличное содержание при безграмотном "исполнении"
оценивается "двойкой", и точно так же "два" ставится за
работу без ошибок, но не раскрывающую тему.
Второе
принципиальное отличие заключается в самом характере вступительного экзамена:
это экзамен конкурсный, а значит, критерии оценки определяются уровнем
подготовки поступающих. Конкурс в университете традиционно высокий, и поэтому
многие абитуриенты, чьи знания оценивались в школе на "отлично",
получают на вступительном экзамене более низкие отметки.
При
проверке грамотности учитываются три типа ошибок: орфографические,
пунктуационные и стилистические, которые подчеркиваются в работе и выносятся на
поля общепринятым образом (орфографические подчеркиваются двумя или одной чертой
и на полях ставится "палка",
пунктуационные подчеркиваются одной чертой и на полях ставится
"галочка", стилистические подчеркиваются волнистой чертой и на полях
ставится знак "ст").
Если
первые два вида ошибок в комментариях не нуждаются, то на понятии
"стилистическая ошибка" следует остановиться более подробно.
Классификация стилистических ошибок
При
оценке сочинений, кроме орфографических и пунктуационных ошибок, учитываются
так называемые стилистические ошибки. В практике школьного преподавания они разграничиваются
на грамматические (языковые) и речевые.
Грамматические
ошибки возникают при нарушении структуры
какой-либо единицы языка, когда система языка усвоена, а норма еще не
сформирована. Они делятся на морфологические, словообразовательные и синтаксические.
Морфологические
ошибки проявляются в нарушении грамматических форм имен и глаголов, например:
человечишко
(при нормативном для одушевленных имен существительных мужского рода после
уменьшительно-ласкательных суффиксов окончании –а,; ср. обратный случай –
ветхого домишки вм. домишка );
нет
время (вместо правильной формы родительного падежа с окончанием –и – времени
при отрицании),
(новых)
сплетней (с окончанием –ей при нормативном нулевом окончании);
существующие
положения вещей (форма множественного числа существительного вместо формы
единственного в устойчивом словосочетании положение вещей или дел);
более
значительнее (вм. более значительный),
самый
лучший (вм. формы лучший, которая уже является формой превосходной степени прилагательного хороший),
свойсвенен
(при нормативной краткой форме мужского рода этого прилагательного свойствен);
ейный
(вм. её),
от
ее (вм. от неё);
ездиет
(вм. ездит),
ложат (вм. кладут),
пиша (при невозможности образования формы
деепричастия от глагола писать).
Словообразовательные
ошибки являются результатом неправильного словообразования, при этом часто
по
имеющимся в языке моделям образуются "несуществующие" слова.
Низкопоклонник,
низкоприклонство, жалкость, времяпровождение.
Синтаксические
ошибки – это ошибки в нарушении подчинительных связей на уровне словосочетания
(при согласовании и управлении) или в нарушении структуры простых и сложных
предложений.
Объяснять
о чем-то, стихотворение "Кинжал" написан…; Узнав об этом, становится
понятно …; Печорин бросается догонять Веру. Так как хочет объясниться с ней.
Речевые
ошибки встречаются в письменных работах намного чаще грамматических. Т.к. для
констатации речевой ошибки нужен контекст, целесообразно классифицировать их с позиций текста, выделяя
смысловые (семантические) ошибки и ошибки, нарушающие стилистическую
целостность текста (стилевые).
Семантические
ошибки – это нарушение требований, предъявляемых к точности словоупотребления:
А)
неправильный выбор слова:
Пламенный
крепостнический трибун, Яким Нагой …(вм. трибун, обличающий крепостничество);
Он апеллирует разными периодами мировой истории (вм. оперирует);
Б)
употребление слова в несвойственном ему значении:
Пугачев
– главарь восставшего народа (вм. вожак, предводитель); Графиня-внучка уезжает
с бала из-за отсутствия танцовщиков (танцовщик – артист балета);
В)
смешение паронимов:
Она
вела свое хозяйство экономично (вм. экономно); Развитие действия уступает место
длинным монологам, пространственным речам (вм. пространным); Из сбившихся речей
Репетилова невозможно понять (вм. сбивчивых); Татьяну трудно обсуждать за это
(вм. осуждать);
Г)
нарушение лексической сочетаемости слов:
Гринев
попал в несчастье (попасть можно в беду); вздыбленный всадник (вм. вздыбленный
конь); Начавшись с осторожного перешептывания, слух о сумасшествии Чацкого
набирает уверенность (вм. набирает силу).
Стилевые
ошибки – это употребление в письменной работе слов, не относящихся к стилям
кодифицированного литературного языка, т.е. употребление слов просторечных,
диалектных, а также жаргонизмов и арготизмов. Ср. например:
Автор
проверяет героев на вшивость; Лиза стоит на стрёме; В русской литературе царил
беспредел. А потом явился Пушкин – первый авторитет в нашей литературе.
Таким
образом, классификацию стилистических ошибок можно представить следующим
образом:
Стилистические
ошибки
1.
Грамматические
1.1.
Морфологические
1.2.
Словообразовательные
1.3.
Синтаксические
2.
Речевые
2.1.
Семантические
2.2.
Стилевые
Все
остальные возможные нарушения требований коммуникативной целесообразности
высказывания и стиля, нарушения формальной связности при создании текста,
приводящие к ошибкам в построении текста, следует отнести к стилистическим
недочетам. Это:
-
неудачный порядок слов в предложении;
-
неудачное использование местоимений:
Главным
героем комедии Грибоедова является Чацкий – представитель передовой дворянской
молодежи. Он(?) показывает его(?) в столкновении с косным обществом;
Одинокое
дерево вызывает ассоциации с угрюмым холостяком. Оно(?) написано в форме
отрывка;
Достаточно
посмотреть на события любого государства в любой период своего (вм. его)
развития;
-
бедность и/или однообразие синтаксических конструкций;
-
неудачное использование лексического повтора в одном предложении или в качестве
средства связи разных предложений;
-семантическая
избыточность, нарушающая лексическую норму : повторение того же самого другими
словами – тавтология, например:природный пейзаж (пейзаж -- описание природы в
литературном произведении) или стилистическая избыточность - плеоназм:
период времени (близкие по значению слова);
-употребление
слов иной стилевой окраски (т.е. использование в сочинении не нейтральной
лексики, а, например, слов разговорного стиля или, наоборот, высокого);
-употребление
эмоционально-экспрессивной лексики, неуместной в таком жанре, как сочинение;
-использование
штампов.
Перечисленные
выше случаи стилистических недочетов и указанные недочеты при построении текста
снижают выразительность письменной речи, но не подпадают под понятие
"ошибки", являясь стилистическими погрешностями.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/