Конструктивизм в промышленной архитектуре
Новосибирский Государственный
Архитектурно-Художественный Институт
Кафедра Архитектуры
РЕФЕРАТ
Конструктивизм в промышленной
архитектуре
Выполнила: Cемёнова Т.
Проверил: Лихачёв Е.Н.
Новосибирск 2016
План
Предпосылки зарождения конструктивизма
1. Водонапорная башня и канатный цех завода "Красный
гвоздильщик" в Санкт-Петербурге. Яков Чернихов
2. Конкурсный проект кинофабрики в Москве.И. Леонидов
3. Проекты промышленных зданий братьев Весниных
4. Конкурсный проект ангара для самолетов
5. Проект канифольно-скипидарного завода
6. Конкурсный проект Днепрогэса
7. Проект хлебопекарни И. Голосова
8. Фабрично-заводское отделение МВТУ
9. Гаражи К.С. Мельникова
Список использованных источников
Предпосылки
зарождения конструктивизма
Перелом девятнадцатого и двадцатого тысячелетия человечество
встретило с множеством неразрешённых вопросов. Промышленная революция 18-19
века изменила структуру общества. Она сопровождалась резким повышением
производительности труда, быстрой урбанизацией, началом быстрого экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в
масштабах столетий) и увеличением жизненного уровня населения. Осуществился
переход от ручного
труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. В искусстве появляется направление авангарда,
которое декларирует разрыв с прошлым, оно ориентировано на поиски новых
художественных форм, индивидуализацию художника.
конструктивизм промышленная архитектура проект
1.
Водонапорная башня и канатный цех завода "Красный гвоздильщик" в
Санкт-Петербурге. Яков Чернихов
Архитектор, художник и теоретик, Чернихов снискал
международную известность как автор блестящих архитектурных фантазий, в которых
воплотились творческие принципы авангарда и пафос машинных форм.
К сожалению, ему не удалось донести до нас свои идеи в
"вечном" материале. О его постройках почти ничего не известно. На
рубеже 20 - 30 гг. по его проектам строились несколько десятков промышленных
предприятий в различных концах страны. Это были химические заводы, в которых
технология обыкновенно брала верх над архитектурой.
Постройки эти затеряны, авторство их считается спорным, хотя
некоторые источники говорят о том, что в некий период под его покровительством
находились чуть ли не все проекты хим. заводов Союза.
В 1929-1930 гг. Чернихов проектирует и строит канатный цех
ленинградского завода "Красный Гвоздильщик" на Васильевском Острове.
Основной акцент в композиции цеха сделан именно на водонапорной башне,
протяженный корпус, расположенный вдоль 25 линии, решен чисто утилитарно.
Это предприятие расположено в одном из старейших
петербургских промышленных районов на юго-западе Васильевского острова. Здесь,
при стоке вод в Финский залив, еще в XVIII веке выросли многочисленные белильные,
красильные, кожевенные и прочие заводы, которые было запрещено строить в
центральных частях города и в верхнем течении Невы.
Чугунолитейный и бронзовый завод Ф. Шопена, основанный в 1857
году, органично вписался в окрестную застройку, упрочив ее индустриальный
характер. В 1921 году завод переименовали в "Красный гвоздильщик", и
за годы первой пятилетки он был значительно реконструирован: сооружены новые
здания цехов - прокатного, сталепроволочного, канатного, а также
электростанция.
В 1929-1930 гг. Чернихов проектирует и строит канатный цех
ленинградского завода "Красный Гвоздильщик" на Васильевском Острове.
Основной акцент в композиции цеха сделан именно на водонапорной башне,
протяженный корпус, расположенный вдоль 25 линии, решен чисто утилитарно.
Активный силуэт сооружения эффектно воспринимается в перспективе улицы.
Динамичная композиция построена на остром контрасте легкой водонапорной башни и
протяженного здания канатного цеха.
Рис. 1. Эскиз Я. Чернихова
В обнаженной конструкции полностью выявлены и реализованы
формообразующие возможности железобетона. Узкий высокий ствол возносит вверх
объем водонапорного бака, скругленный выступ которого опирается на тонкие
столбы. Резкое столкновение жестких прямолинейных и плавных криволинейных форм
усиливает пластическую экспрессию лаконичной композиции. В архитектуре башни
присутствуют элементы знаменитого экспрессионизма Якова Чернихова. Эффектно
сопоставлены 2 простейших геометрических формы - параллелипипед лестничной
клетки и цилиндр венчающего башню объема. Безо всякого смягчения, резко
соединены две элементарные формы. Оси тел смещены таким образом, что объем
цилиндра выдается в сторону, покоясь на двух тонких опорах-столбиках. Башня
едва ли напоминает всегда центрические дореволюционные сооружения такого рода.
Здесь нет той кирпичной тяжести, новый материал показывает свою работу в полный
рост.
Экспрессия дополняется образной характеристикой. В сознании
возникает графический образ предприятия, знак, символ - огромный
"гвоздь".
Рис. 2. Водонапорная башня и канатный цех завода
"Красный гвоздильщик". Проект
Водонапорная башня как памятник промышленного зодчества и
архитектурного конструктивизма состоит под государственной охраной. Объединение
"Сталепрокатный завод" в чьем ведении находится эта замечательная
постройка, не в состоянии распорядиться ею должным образом. Канатный цех
перестроен, а сама башня бездействует. Железобетонные конструкции
"стареют".
2. Конкурсный
проект кинофабрики в Москве.И. Леонидов
Конкурсный проект кинофабрики в Москве (Потылиха) был для
того времени (1927 г.) делом новым. В основу пространственной организации комплекса,
состоящего из нескольких корпусов, Леонидов положил технологию кинопроизводства
- функцию. К этой стороне архитектуры он всегда относился очень внимательно.
"Функция, технология, организация быта, производства - это то, над чем
должен работать архитектор, делать их прекрасными", - говорил учитель
Леонидова Александр Александрович Веснин.
Проект кинофабрики - образец горизонтально развивающейся,
остроконтрастной и динамичной композиции, ритмически богатой и выразительной.
Рис. 4. Кинофабрика. Генплан. Подача Леонидова
Месторасположение кинофабрики - Ленинские горы, состав
помещений - ателье, правление, гараж, мастерские, подстанция. В основе проекта
лежит функция - технология кинопроизводства.