Архитектура
Министерство Образ0вание Республики Беларусь
Реферат
На тему:
Архитектура
Подготовила
ученица 8 «Г» класса
средней
образовательной школы №1
г. Могилёва
Бутраменко Татьяны
Могилёв 2006
План:
1.Архитектура
2. Функционализм
и конструктивизм
3. Рационализм
4. Кубизм
5. Открытие
метода кубизма
6. Три этапа
7. Кубизм в
России
АРХИТЕКТУРА
(лат. architectura, от греч. architekthon — строитель) (зодчество), искусство
проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие
материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и
деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими
возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства
архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение
человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Историческое
развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным
внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства,
ансамбли сооружений), технические конструктивные системы, художественный строй
архитектурных сооружений. Архитектурная организация пространства населенных
пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились
в особую область — градостроительство.
В
архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала
(польза, прочность, красота). Назначение, функции архитектурного сооружения
определяют его план и объемно-пространственную структуру, строительная техника
— возможность, экономическую целесообразность и конкретные средства его
создания. Образно-эстетическое начало архитектуры связано с ее социальной
функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной
структуры сооружения. Выразительные средства архитектуры — композиция,
тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет
материалов, синтез искусств и др. Во 2-й пол. 19-20 вв. социальные и
научно-технические сдвиги вызвали появление новых функций, конструктивных
систем, художественных средств архитектуры, индустриальных методов
строительства.
САЛЛИВЕН
(Sullivan) Луис (1856-1924), американский архитектор. Дал художественное
осмысление типа высотного делового здания, введя композиционные членения и
орнамент (небоскреб Гаранти-билдинг в Буффало, 1894-95; универмаг в Чикаго,
1899-1900). Выдвинул теоретические принципы функционализма и органической
архитектуры.
ОРГАНИЧЕСКАЯ
АРХИТЕКТУРА, направление в архитектуре 20 в. (основатель и теоретик — Ф. Л.
Райт в США, в 30-50-х гг. — А. Аалто в Финляндии, Б. Дзеви в Италии). Основные
принципы: индивидуальный характер архитектурных произведений (преимущественно
виллы, особняки, загородные отели и т. д.), обусловленный конкретной функцией и
природной средой, отказ от урбанистических индустриальных методов,
строительство из естественных материалов, создание единого перетекающего
пространства, связь с окружающей природой.
КОНСТРУКТИВИЗМ,
направление в изобразительном искусстве, архитектуре и дизайне 20 в.,
поставившее своей целью художественное освоение возможностей современного
научно-технического прогресса. В зодчестве тесно примыкает к рационализму и
функционализму. Сложилось в 1910-е гг., прежде всего на базе кубизма и
футуризма, разделившись вскоре на два обособленных (хотя и постоянно
взаимодействующих) потока: «конструктивизм социальный», тесно связанный с
задачами «социальной инженерии», создания нового человека путем радикального
преобразования окружающей его предметно-материальной среды (эта линия наиболее
интенсивно развивалась в Советской России 1920-х гг., в теории и практике ЛЕФа,
в производственном искусстве) и «конструктивизм философский» (более характерный
для капиталистических стран), ставящий социально-преобразовательные цели в
более отвлеченно-созерцательном плане (прежде всего — в различных видах
геометрической абстракции). Обе традиции вошли в кинетизм, пародийно
отразившись в деконструктивизме.
РАЦИОНАЛИЗМ,
движение в архитектуре 20 в., стремившееся выработать новые архитектурные
методы, отвечающие современным общественным потребностям, эстетическим запросам
и уровню промышленно-технического развития. Рационализм выдвинул требование
единства архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной
пространственной структуры. Принципы рационализма осуществляли Ш. Ле Корбюзье
во Франции, школа Баухауз в Германии, группа «Стиль» в Нидерландах и др. Лозунг
рационализма выдвигала группа архитекторов (см. АСНОВА).
КУБИЗМ (франц. cubisme, от cube — куб), направление в искусстве
1-й четверти 20 в., представители которого стремились свести изображение к
комбинации простых геометрических тел, призванных выразить «первичную
структуру» мира, перестроив традиционные способы восприятия пространства.
Открытие метода
Художники
издавна привыкли изучать и пропорционировать объекты своего изображения (в
особенности фигуру человека), выравнивая их поверхности в рисунке или эскизе в
виде гладких плоскостей и тем самым придавая объемам подобие геометрических
тел. Однако лишь в начале 20 в. этот расхожий прием стал сознательно
конструируемым методом. Великим предшественником кубизма был П. Сезанн, в своем
зрелом творчестве стереометрически упрощавший формы таким образом, что их грани
намечали совершенно новую пространственную систему, в пределах которой
изображение уже не пассивно предстояло зрителю, а как бы «выдвигалось» ему
навстречу.
Начинания
Сезанна продолжили П. Пикассо и Ж. Брак, с творчества которых кубизм берет свое
прямое начало. Этапную роль сыграли картины «Авиньонские девицы» Пикассо (1907)
и «Дома в Эстаке» Брака (1908), именно по отношению к такого рода браковским
пейзажам критик Л. Восель и употребил в том же, 1908-м, году, слова
«геометрические схемы и кубы», — слова, из которых, собственно, и народилось
название течения. Первая групповая экспозиция кубистов (с участием Ф. Леже, Р.
Делоне, А. Лефоконье, Ж. Метценже и А. Глеза) состоялась в 1911 в отдельном
помещении парижского «Салона независимых».
«Круглые
формы, солнце, башня»
Три этапа
Первоначально
сосредоточенное во Франции, развитие кубизма в 1910-е гг. охватило многие
страны Европы. Важную роль в его пропаганде сыграла книжка-манифест Глеза и
Метценже «О кубизме» (1912). Эволюция направления четко делится на три этапа
(впервые обозначенные в 1930-е гг. американским искусствоведом А. Барром).
Для
1-й стадии («аналитического кубизма») характерен сдержанный, даже суровый
колорит, основанный на коричневато-охристых, зеленых и синих тонах. Человек и
природа здесь действительно геометризуются с подчеркиванием массивной весомости
их «выпирающих» на зрителя форм. Значение традиционного сюжета сводится к
минимуму, и ведущим жанром становится натюрморт (со сравнительно простыми
постановками, воспроизводящими рабочую атмосферу мастерской). Нередко при
исследовании данного периода специально выделяется предварительная,
«сезаннисткая» (т.е. подражательная по онтошению к Сезанну) его глава,
собственно же «аналитическим» кубизм предстает в 1910-12, когда после первых своих,
более монументальных, опытов, художники начали дробить изображение на все более
мелкие грани.
«Женщина
в кресле»
В
1912-14 наступает фаза «синтетического кубизма», причем и здесь Пикассо и Брак
лидируют. Иллюзорная объемность сходит на нет, образы распластываются и
частично заменяются реальными, наклеенными на холст материалами и предметами
(так нарождается новая техника «коллажа»). Возрастает значение надписей и
текстов, порою символических (так, Пикассо, используя газетные наклейки,
специально подбирает заголовки о катастрофах и социальных волнениях, вероятно,
подчеркивая тем самым «революционное» значение нового художественного метода).
Благодаря коллажам картина отчасти превращается в рельеф, и поэтому кубизм (в
творчестве А. Лорана, Р. Дюшан-Вийона, О. Цадкина, Ж. Липшица и др.) вскоре
охватывает и скульптуру.
«Мужчина
в кафе»
Во
2-й половине 1910-х наступает период «декоративного кубизма», названного так
из-за возросшей пастозности и яркости его красок. Но в эти годы кубизм по сути
уже разлагается, порою неразличимо сливаясь с другими течениями (в первую
очередь, с футуризмом). Ряд былых кубистов еще раньше вырабатывает свои
собственные методы («орфизм » Делоне, «тубизм» Леже и т. д.). В целом же
начальный импульс кубизма оказывается исключительно мощным, подчиняя своему
влиянию многие виды искусства, в том числе архитектуру и дизайн (в Чехии в это
десятилетие складывается даже особое направление сугубо архитектурного
кубизма).
Кубизм в России
Его
предчувствия часто находят в живописи М. А. Врубеля с его «кристаллической»
манерой письма. Но подлинным его первооткрывателем явился здесь предприниматель
и коллекционер С. И. Щукин, привезший в Москву ранние кубистские опыты Пикассо.
В целом же русский кубизм был сугубо переходным явлением, своего рода «школой
авангарда» (порою и непосредственно школой, поскольку ряд крупных российских
авангардистов, — А. В. Лентулов, Л. С. Попова, Н. А. Удальцова, — учились в
1911-13 в парижской Академии «Ла Палетт» у Лефоконье и Метценже).
«Англичанин
в Москве»
Однако
и позднее, в свой витебский период (1919-22) Малевич утверждал: «Если ты
стремишься изучать искусство, то изучай кубизм».
Используемая литература:
1.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
2. Энциклопедия для детей «Искусство»
3.Отечественная и мировая художественная культура 9кл.
4.Искусство 1 часть
5.Свет сквозь столетия