Кинематические характеристики разбега в прыжках в длину

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,89 Кб
  • Опубликовано:
    2016-10-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Кинематические характеристики разбега в прыжках в длину















Кинематические характеристики разбега в прыжках в длину

Введение

прыжок спорт тренировка

Актуальность исследования:

Отечественная школа горизонтальных легкоатлетических прыжков является общепризнанной. Успехи советских прыгунов и прыгуний в длину во многом были связаны с разработанной нашими ведущими специалистами методикой подготовки в этих видах легкоатлетической программы. Работы В. М. Дьячкова (1955, 1961, 1967), Ю.В. Верхошанского (1961, 1963, 1966, 1971), В.А. Креера (1971, 1975, 1980, 1990), И.1-I. Мировенко (1983, 1989), Н.Г. Озолина (1970, 1974), ЕБ. Попона (1969, 1986, 1988), АП. Стрижака (1992) заложили основы теории и методики горизонтальных прыжков. Опираясь в своей подготовке на положения передовой методики тренировки, наши ведущие спортсмены завоевывали на крупнейших соревнованиях медали всех достоинств, устанавливая мировые рекорды.

Однако за последние 10-15 лет наша отечественная школа горизонтальных прыжков постепенно утрачивает свои ведущие позиции. Российские прыгуны-мужчины давно не поднимаются на крупнейших соревнованиях выше третьего места, а их последний значительный успех относится к Московской Олимпиаде 1980 г. В последнее время в российском легкоатлетическом спорте наблюдается некоторое противоречие между стремлением тренеров и спортсменов к новому в методике тренировки и недостатком современной научной и методической базы. Разработанные ранее в советский период и прогрессивные в свое время теоретико-методические основы тренировки легкоатлетов в условиях новой периодизации годичного цикла, связанного с серийными выступлениями высококвалифицированных спортсменов в коммерческих стартах па протяжении 4-5 месяцев, нуждаются в уточнении в доработке. Общие современные тенденции, связанные с интенсификацией подготовки прыгунов, экономизацией их тренировочной деятельности, уплотнением спортивного календаря естественно отразились и на показателях соревновательной деятельности, структуре подготовленности прыгунов. Параметры тренировочного процесса, модели подготовленности прыгунов, разработанные 20-30 лет назад нашими специалистами, отражали процессы, происходившие в тренировке прыгунов того времени. На смену «прыгунам-силовикам» 70-80-х годов пришли высокорослые легкие прыгуны, использующие в своей подготовке приоритетные направления, связанные с высокой скоростью разбега и умением отталкиваться на максимальной скорости. Произошли некоторые изменения в самой технике горизонтальных прыжков и, прежде всего, в технике отталкиваний, которые выполняются лучшими прыгунами на более высокой горизонтальной скорости при сокращении времени опоры и с меньшей амортизацией в суставах. Данные изменения требуют пересмотра и уточнения разработанной ранее нормативно-методической базы горизонтальных прыжков, параметров объемов и интенсивности тренировочных нагрузок, показателей различных сторон подготовленности прыгунов и прыгуний на всех этапах многолетней подготовки.

Комплексная система оценки специальной физической и технической подготовленности разработана около 30 лет назад. За этот период система подготовки квалифицированных прыгунов значительно изменилась, чему способствовал как рост мировых рекордов, так и общие тенденции совершенствования техники и методики подготовки в легкоатлетических прыжках. Все это требует уточнения и научного обоснования системы этапного, текущего и оперативного контроля за подготовленностью прыгунов./29, 30/

Объект исследования: тренировочный процесс в прыжках в длину с разбега квалифицированных спортсменов.

Предмет исследования: кинематические характеристики прыжка в длину с разбега квалифицированных спортсменов.

Цель: совершенствование тренировочного процесса в прыжках в длину.

Гипотеза исследования:

Предполагается что спортсменам, обладающим более высокой реализацией скоростных возможностей характерен разбег с поддержанием и незначительным увеличением скорости на последних 10-ти метрах разбега.

Задачи:

1.Провести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

2.Выявить кинематические характеристики разбега в прыжках в длину у квалифицированных спортсменов.

.Выявить наличие взаимосвязи кинематических характеристик в разбеге и спортивных результатов.

Методы исследования:

1) анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов;

) педагогическое наблюдение;

) хронометрирование;

) педагогический эксперимент;

) математико-статистические методы.

Глава I: Тенденции развития техники и методики тренировки в прыжках в длину

За последние 20 лет произошли большие изменения, как в спорте вообще, так и в легкой атлетике в частности. Коммерциализация спорта и возможность профессиональных спортсменов получать высокие доходы несколько изменили приоритеты и мотивации атлетов при занятиях спортом, что отразилось и на структуре тренировочного процесса, как в многолетней подготовке, так и в годичном цикле. Высококлассные спортсмены вместе с тренерами, менеджерами могут достаточно свободно планировать и выбирать, в каких соревнованиях сезона будет выступать спортсмен, ставя в известность и согласовывая эту программу с федерацией. У прыгунов высокой классификацией изменились структура календаря соревнований: увеличилась продолжительность соревновательного сезона, повысился уровень напряженности соревнований (уменьшение доли внутри российских соревнований при увеличении доли международных коммерческих соревнований) /13, 45/. В связи с этим уплотняется подготовительный период, повышается концентрация тренировочных нагрузок на ограниченных этапах годичного цикла, растет интенсивность и специализированность тренировочных нагрузок, возрастает роль восстановительных мероприятий. /15, 16, 38/

Значительное усиление допинг - контроля в легкой атлетике за последние десятилетие привело к стабилизации мировых рекордов в прыжках в длину, некоторому снижению результатов как у победителей крупнейших соревнований, так у лидеров мирового сезона. Все это настойчиво диктует необходимость поиска альтернативных путей, без допинговых технологий совершенствования тренировочного процесса высококвалифицированных прыгунов. Проанализировав тенденции развития техники прыжков в длину, изменение в методике подготовке высококвалифицированных прыгунов, произошедшие за последние 20 лет, в работе сделана попытка сформулировать основные положения современной техники и методики подготовки тренировочной программы./29, 30, 43/

1.1 Динамика результатов в прыжках в длину

Анализ динамики результатов мировой десятки сезона и десятке лучших отечественных прыгунов и прыгуний с 1980 по 2004 гг. позволил проследить некоторые тенденции развития прыжков в дину за этот период, сделать определенные выводы о причинах спада результатов, как на мировом, так и российском уровне.

Пик результатов и мировые рекорды в прыжках в длину приходятся на 1988 - 1995 гг. Мировые рекорды М. Пауэлла, Х. Дрехслер, Г. Чистяковой, Д. Эдвардса, И. Кравец приходятся на этот период. В последние 10-15 лет наблюдается некоторое снижение уровня результатов в прыжках в длину (2,5 - 3,5 %), связанное, на наш взгляд, с усилением допинг - контроля в легкой атлетике. Динамика первого и десятого результатов сезона мировой десятки, характерное для прыжков в длину, представлено на примере мужчин (рис.1).

В отечественных легкоатлетических прыжках пик результатов приходится на советский период (1986 - 1990 гг.). Тенденции снижения результатов здесь более ярко выражено, чем на мировом уровне, что закономерно связано как с распадом СССР, так и с усилением допинг - контроля в спорте. Если на уровне первых номеров ежегодное снижение результатов российских прыгунов не столь заметно (0,15% в год), то на уровне десятых номеров уже значительно (0,35% в год). Кроме женских видов прыжков, где наши ведущие позиции, благодаря результатам Т.Лебедевой, Т. Котовой, И. Симагиной достаточно прочны, в мужских прыжках российские прыгуны в длину на главных стартах сезона не поднимаются выше третьего места. Постепенно увеличивается разрыв между результатами мировой элиты прыгунов - мужчин и результатами отечественных спортсменов. Если в 70-80-х годах один - три наших прыгуна регулярно входили в пятерку лучших в сезоне, зачастую возглавляя ее, то в настоящий момент результаты ведущих российских прыгунов - мужчин находятся на уровне шестого - пятнадцатого результатов в списке лучших прыгунов мира. Утрата ведущих позиций обусловлена и общим уменьшением интереса к легкой атлетике в нашей стране в последние 10-15 лет, снижением конкуренции на высшем уровне среди наших прыгунов. Четыре-пять спортсменов в каждом виде горизонтальных прыжков активно борются за попадание в сборную команду страны и показывают результаты международного уровня, далее следует значительная дистанция (30-60 см) до следующей группы спортсменов, показывающих относительно средние результаты. Уровень конкуренции среди высококвалифицированных прыгунов оценивается по разности первого и десятого результатов мировой десятки по итогам сезона. Чем меньше эта разность, тем выше конкуренция. Статистический анализ результатов мировой десятки за последние 25 лет показал наличие противоположных тенденций на мировом и российском уровнях. Если на мировом уровне наблюдается усиление конкуренции и уменьшение разности первого и десятого результатов в мировой десятке сезона (сближение кривых, рис. 1), то на российском уровне картина обратная - разрыв между первым и десятым постепенно увеличивается (удаление кривых, рис. 2). Для спортсменов мировой десятки уровень конкуренции за 25 лет повысился на 17%, для отечественных прыгунов и прыгуний, наоборот, снизился на 64%. /12, 18, 45/

Рис. 1. Динамика результатов мировой десятки в прыжках в длину у мужчин с 1980 по 2004 гг. (верхняя кривая 1-й; нижняя 10-й)

Рис. 2. Динамика результатов десятки отечественных прыгунов в прыжках в длину с 1980 по 2004 гг. (верхняя кривая 1-й; нижняя 10-й), (по Огаджанову А.Л, 2005)

.2 Динамика антропометрических показателей прыгунов и прыгуний

Преимущество высокорослых, имеющих относительно небольшой вес, спортсменов для занятий легкоатлетическими прыжками отмечало большинство специалистов /17, 18, 35, 37, 46/. Существующие в методической литературе с 60-х гг. рекомендации при отборе детей для занятий легкоатлетическими прыжками, практическая работа тренеров всегда были направлены на поиск высокорослых, легких детей /1, 8, 19, 20, 40/. Эти параметры заложены, прежде всего, генетически, и в значительно меньшей степени, чем двигательные способности, изменяются под воздействием многолетней тренировки. Предположения специалистов легкоатлетических прыжков 60 - 70-х гг. о появлении в секторе двухметровых прыгунов сбываются на практике. Достаточно назвать рост современных ведущих российских прыгунов в длину : Д. Буркеня (198), И. Спасовходский (191 см), В. Гущинский (200 см). Проведенный сравнительный анализ антропометроческих показателей сильнейших прыгунов страны 80-х гг. и современных прыгунов позволил сделать некоторые заключения по динамике росто-весовых показателей спортсменов за последние 20 лет. Современные российские прыгуны и прыгуньи в длину достоверно выше ростом своих коллег середины 80-х гг. (табл.1). При этом росто-весовое соотношение (индекс Кетле - отношение веса к росту) остается на том же уровне: 0,42 - 0,43 кг/см для мужчин-прыгунов и 0,34 кг/см для женщин-прыгуний. Необходимо отметить что индекс Кетле у выдающихся прыгунов - Олимпийских чемпионов ми мировых рекордсменах в этих видах (Р. Бимон, К. Льюис, М. Пауэлл, Д. Элвардс, И. Кравец, Г. Чистякова) составляет показатель в среднем, на 5 - 7 % ниже среднестатистического показателя для высококвалифицированных спортсменов (МС МК), специализирующихся в прыжках в длину.

Таблица 1.Антропометрические показатели финалистов чемпионата страны в прыжках в длину в 1984 г и 2004 г. (по Огаджанову А.Л,2005)

№ п/пПоказателиМужчиныЖенщины1984 г.2004 г.1984 г.2004 г.1Средний результат, м7,967,956,766,532Рост, см183,6188,4171,6176,03Вес, кг77,680,558,860,34Индекс Кетле, кг/см0,420,430,340,34

Динамика росто-весовых показателей, изменения в структуре специальной физической подготовленности прыгунов, произошедшие за последние 20 лет, во многом объясняются как целенаправленным отбором в секции высоких, легких, быстрых ребят, так и естественным отбором в ходе многолетнего процесса подготовки в прыжках./12, 31, 33/

1.3 Динамика структуры подготовленности прыгунов

Сравнительный анализ структуры специальной физической подготовленности прыгунов-членов сборной команды страны 80-х гг. (п = 8) и лучших российских прыгунов тройным 2004 года (п = 8), проведенный на основе исследования результатов в контрольных упражнениях, позволил сделать заключения о некоторых изменениях в структуре подготовленности прыгунов за последние 20 лет.

Современные российские прыгуны и прыгуны 80-х гг. достигли одного и того же уровня результатов в тройном прыжке (соревновательный результат в группах достоверно не различается), имея определенные различия в структуре специальной физической подготовленности (табл. 2). Уровень скоростной подготовленности у российских прыгунов (бег 50 м со старта) достоверно выше (Р = 0,05), в то время как силовая подготовленность (взятие штанги на грудь) достоверно ниже (Р = 0,05). Скоростно-силовая подготовленность при этом осталась на том же уровне (р > 0,05).

Таблица 2. Среднегрупповые показатели в контрольных упражнениях прыгунов тройным в 1987-88 гг. и в 2003-04 гг. (по Огаджанову А.Л, 2005)

Соотношение различных сторон подготовленности высококвалифицированных прыгунов 80-х годов и российских прыгунов представлено на диаграмме (рис. 3). Уровень подготовленности в различных упражнениях для удобства выражен в очках. Таким образом, современные российские прыгуны тройным, делал в большей степени акцент на скоростную подготовленность, добиваются результата при меньших силовых показателях.

- скоростная подготовленность; 2 - скоростно-силовая подготовленность; З - силовая подготовленность; 4 - реактивная способность.

Рис. 3. Структура специальной физической подготовленности прыгунов в длину членов сборной команды страны 1988 г. (светлые столбцы) и 2004 г. (темные столбцы), (по Огаджанову А.Л, 2005)

Наблюдается тенденция роста двигательного потенциала спортсменов при некотором снижении показателя технической подготовленности. Это объясняется, на наш взгляд, постепенным переходом от «силового» к «скоростному» варианту тройного прыжка большинства современных прыгунов, когда решение двигательной задачи усложняется уменьшением времени для организации движения в полетных фазах из-за низких траекторий «скачка» и «шага».

Данная тенденция отмечена и для прыгунов мировой элиты. Это наблюдается при анализе динамики соревновательного результата, показателей скорости разбега и реализации скорости в прыжках в длину на крупнейших международных соревнованиях за последние 20 лет (табл. 3). Важно подчеркнуть, что некоторый прирост среднего соревновательного результата финалистов олимпийских игр обеспечивается улучшением показателей скорости разбега при снижении показателя реализации скорости в прыжке (рис. 4). Значительное повышение скорости разбега прыгунов-финалистов - с 10,44 м/с на олимпийских играх в Сеуле в 1988 г. до 11,01 м/с на последних олимпийских играх в Афинах сочетается с существенным снижением реализации скорости разбега в прыжке с 0,787 до 0,759 (коэффициент реализации скорости разбега).

Таблица 3. Динамика среднестатистических показателей соревновательной деятельности финалистов крупнейших соревнований в прыжках в длину в 1988-2004 гг. (по Огаджанову А.Л, 2005)


а) скорость разбега (м/с) б) реализация скорости разбега

Рис.4. Динамика средних показателей скорости разбега (а) и реализации скорости разбега в прыжке (б) на ОИ-1988, ЧМ-1997, ОИ-2004 гг. (по Огаджанову А.Л, 2005)

Таким образом, в прыжках в длину наблюдается рост скоростной подготовленности спортсменов при некотором снижении уровня технической подготовленности и динамика техники выполнения прыжка в сторону «скоростного» варианта. Некоторое пренебрежение к технической подготовке современными прыгунами в длину выражается в том, что, зачастую, даже в финале крупнейших соревнований встречаются прыгуны, взявшие на вооружение простейший способ прыжка в длину «согнув ноги», используемый ранее спортсменами только на этапе начальной специализации./7 ,12, 16/

1.4 Динамика техники прыжков в длину

Проведенный сравнительный анализ показателей технической подготовленности (25 параметров) прыгунов в длину средней квалификации (1 разряд - КМС) и прыгунов мировой элиты позволил выявить показатели, преимущественно определяющие результативность в этом виде (табл.11). Выявлены 16 кинематических параметров техники соревновательного упражнения, имеющих достоверное различие в двух группах. Поскольку результативность в прыжках в длину непосредственно связана со скоростью, которую спортсмен имеет перед планкой (Р = 0,01), а скорость, в свою очередь, зависит от длины разбега, имеет место тенденция к увеличению его длины (Р = 0,05) и количество шагов разбега (Р = 0,05). При этом рост скорости разбега у прыгунов мировой элиты обеспечивается увеличением темпа шагов (Р = 0,05) и нарастанием темпа на двух последних шагах (Р = 0,05). Длина трех последних шагов достоверно не меняется с ростом квалификации прыгунов от первого разряда до МСМК.

С ростом спортивно-технического мастерства наблюдаются изменения и в угловых параметров отталкивания в прыжках в длину (табл.4). С ростом квалификации прыгунов имеет место тенденция увеличения уга постоновки ноги на отталкивание и толчковая нога становится на отталкивание ближе проекции ОЦМ (Р = 0,001). Раннее сведения бедер в последнем шаге разбега и увеличение угловой скорости маховой ноги при постановки толчковой ноги на отталкивание приводит к достоверному уменьшению угла между бедрами при постановки ноги на отталкивание (Р = 0,01). В группе высококвалифицированных прыгунов в длину достоверно меньше амортизация в коленном и тазобедренном суставах толчковой ноги и угловое перемещение опорной ноги в отталкивании (Р = 0,01). В конечном итоге это приводит к уменьшению времени отталкивания при увеличении его мощности.

Подготовка к отталкиванию в прыжках в длину начинается за 2 -3 шага до планки (табл.5) и связана как с изменением длины и темпа беговых шагов (рис. 5), так и со снижением ОЦМ тела на предпоследнем шаге разбега (на 5 - 6 см). Как у мужчин, так и у женщин снижение ОЦМ тела связано с увеличением предпоследнего шага разбега (в среднем на 2,6 %). На последнем шаге наблюдается значительное укорочение его длины (в среднем на 9,2 %) при активизации темпа (до 5,5 ш/с у некоторых прыгунов)/22, 23, 24/. Таким образом, прыжок Р. Бимона на мексиканской олимпиаде-68 в Мехико на 8,90 м, когда прыгун увеличил длину последнего шага (2,57 м), - это, скорее, исключение из правила. Легкость и высокий уровень развития скоростно-силовых качеств позволили прыгуну с незначительной амортизацией в суставах толчковой ноги, прекрасно используя механизм «перевернутого маятника», эффективно выполнить отталкивание и установить мировой рекорд. Однако справедливо упомянуть, что на настоящий момент это лишь четвертый по дальность прыжок в истории этого популярного вида. Лучшие прыгуны в длину (Педросо, Льюис, Пауэл) в своих прыжках использовали относительно короткий последний шаг (2,16 - 2,32 м), при значительной активизации его темпа (5,5 ш/с).

Таблица 4.Сравнительная характеристика параметров технической подготовленности прыгунов в длину различной квалификации. (по Огаджанову А.Л, 2005)

№ п/пПараметры1 р - КМСЭЛИТАХ1 - Х2Р1Соревновательный рез-т, м7,03± 0,188,18 ± 0,171,150,0012Фактическая длина, м7,17 ±0,248,27 ± 0,221,100,0013Длина разбега, м39,4 ±2,7943,9 ± 1,34,50,054Количество шагов разбега18,5 ± 0,820,2 ± 0,71,70,055Скорость на п/посл 5м разб., м/с9,57 ±0,2810,68 ±0,231,110,016Скорость на посл. 5м разб., м/с9,61 ±0,2510,69 ±0,291,080,017Набегание на посл. 5м разб., м/с0,04± 0,080,01 ± 0,090,03-8Длина третьего шага от планки, м2,43 ±0,102,36 ± 0,100,07-9Длина п/посл. Шага, м2,46 ±0,092,39 ± 0,090,07-10Длина последнего шага, м2,28 ±0,132,22 ± 0,100,06-11Укорочение посл.шага, м0,18 ±0,160,17 ± 0,110,01-12Темп третьего шага от планки, ш/с4,01 ±0,194,33 ± 0,360,320,0513Темп п/посл. шага, ш/с3,85 ±0,224,19 ± 0,300,34-14Темп последнего шага, ш/с4,31 ±0,274,97 ± 0,180,660,0115Прирост темпа, ш/с0,46 ±0,310,77 ± 0,240,310,0516Средняя темповая активность4,06 ±0,234,50 ± 0,420,440,0517Контраст. нарастания темпа0,30 ±0,080,64 ± 0,060,340,0518Угол сгиб. в КС на п/посл.опоре, гр126,8 ±2,9126,2 ± 4,50,6-19Угол постан. ноги на отталкив., гр58,0 ± 2,466,3 ± 1,68,30,00120Угол между бедрами при пост., гр50,8 ± 4,135,7 ± 3,615,50,0121Угол сгибания в КС в отталкив., гр128,0 ±3,1149,7 ±3,021,70,00122Угол сгибания в ТБС в отталк., гр 147,0 ±3,2163,5 ± 3,716,50,0123Угол переем. опорной ноги в оттал 47,8 ± 2,440,3 ± 2,167,50,0124Угол отталкивания, гр68,8 ± 3,172,7 ± 2,63,9-25Коэф. реализации скорости разбега0,75 ±0,010,77 ± 0,010,0260,05

Видеоанализ прыжков в исполнении сильнейших прыгунов мира позволил сделать следующие заключения:

. У лучших прыгунов рост ОЦМ начинается с момента амортизации на маховой ноге па предпоследнем шаге и до момента вылета в фазе отталкивания (аналогично прыжкам в высоту, но на большей скорости). При этом используется «механизм перевернутого маятника» /6 ,25, 26/.

Таблица 5.Параметры предтолчковых шагов в прыжках в длину у финалистов Олимпиады - 88 (n = 8), (по Огаджанову А.Л, 2005)


Рис. 5. Динамика темпа (темная кривая,) и длины (светлая кривая) трех последних шагов разбега у мужчин-финалистов Олимпиады 88 в прыжках в длину (по данным Р. , 1989), (по Огаджанову А.Л,2005)

. Относительно короткий последний шаг разбега (190-210 см у женщин и 210-230 см у мужчин) с постановкой ноги на отталкивание осуществляется движением «жестко-под себя». Толчковая нога, упруго сгибаясь с незначительной амортизацией а суставах, используя упругие компоненты мышц и связочно-сухожильный аппарат, выталкивает спортсмена под большим углом вылета (20-24 градуса).

. Разгибание в суставах (КС и ТБС) толчковой ноги начинается после незначительной амортизации в суставах опорной ноги после постановки на отталкивание до момента прохождения проекции ОЦМ через опору. Поэтому у сильнейших прыгунов в длину на 20% меньше, чем у остальных прыгунов, время опоры (0,10 с) и потери горизонтальной скорости в отталкивании, больше углы отталкивания и вылета.

В прыжках в длину так же, как в тройном прыжке, существует два способа решения двигательной задачи: «скоростной» и «силовой». Как правило, высококвалифицированные прыгуны выбирают тот или иной вариант техники в соответствии со своими сильными сторонами подготовленности. Лишь в этом случае для спортсменов становится возможным достижение высоких результатов.

Спортсменам с высоким уровнем развития скоростных качеств целесообразно использовать «скоростной» вариант прыжка в длину. «Скоростной» вариант характеризуется незначительным подседанием на предпоследнем шаге, «пробеганием» отталкивания, с относительно незначительными динамическими нагрузками в фазе отталкивания, меньшим временем опоры и минимальными потерями горизонтальной скорости. Такой способ демонстрировали в лучших своих попытках К. Льюис, И. IIедросо, Х. Дрехслер, Т. Котова.

Для прыгунов с высоким уровнем развития специальных силовых качеств при относительно невысокой скоростной подготовленности целесообразно использовать «силовой» вариант прыжка со значительными динамическими нагрузками в фазе отталкивания (особенно в вертикальном направлении) и направленностью на повышение вертикальной составляющей скорости вылета. Такой способ демонстрировали Р. Эммиян, М. Пауэлл, И. Симагина.

Таким образом, как в тройном прыжке, так и в прыжках в длину процесс экономизации тренировочного процесса привел к формированию современной техники горизонтальных прыжков, направленной на максимально эффективное решение двигательной задачи при минимальных ударных силовых нагрузках в опорных фазах прыжка.

Почти двадцатипроцентное отставание женщин в соревновательном результате (табл. 6) в равной степени связано с отставанием как показателя горизонтальной составляющей скорости вылета (10 %), так и показателя вертикальной составляющей скорости вылета (10 %). При этом первая составляющая в основном обеспечивается спринтерской подготовленностью спортсменов и техникой выполнения разбега, вторая - усилиями и техникой выполнения отталкивания./12, 20,23/

Таблица 6. Горизонтальная и вертикальная составляющие скорости в прыжках в длину (среднестатистические показатели финалистов ЧМ-97), (по Огаджанову А.Л, 2005)

.5 Современная техника прыжка в длину

Длина разбега в прыжках в длину связана достоверной корреляционной связью со скоростью разбега (г - 0,53 0,56, Р = 0,001), а более «скоростные» прыгуны, как правило, выбираю и более длинный разбег (21-24 шага при длине 45-52 м у мужчин и 18-21 шаг при длине 40-45 м у женщин). С ростом квалификации увеличивается число прыгунов, использующих темповый характер разбега с быстрым нарастанием скорости и темпа беговых шагов с высокими показателями скорости уже в середине разбега. Необходимым условием такого варианта разбега является сохранение свободы движений в средней части разбега, что создает возможность для активного набегания на планку. Чем выше квалификация прыгунов, тем больше характер нарастания скорости в разбеге приближается к динамике скорости в стартовом разбеге спрингеров. Все меньше прыгунов и прыгуний в длину используют вариант разбега с медленным ровным нарастанием темпа и скорости и активным набеганием на последних шагах. Оптимальные показатели разности скорости на последнем и предпоследнем 5- метровых участках разбега в прыжках в длину составляет 0-0,05 м/с, а скорость на последних метрах разбега не должна быть ниже 97% от абсолютной скорости прыгуна, показываемой в спринте. Таким образом, прыгун должен набрать скорость, близкую к максимальной, уже за 3-4 шага до планки и суметь сохранить эту скорость при подготовке к отталкиванию на последних шагах разбега.

На последних двух шагах спортсмен создает условия для эффективного решения двигательной задачи увеличения в отталкивании вертикальной скорости (от 3,1 до 3,6 м/с) и угла вылета (от 20 до 24 градусов). Несколько удлиняя предпоследний шаг разбега (на 5-10 ем), спортсмен снижает ОЦМ тела на предпоследней опоре. Некоторое подседание не должно быть связано со значительным падением скорости разбега, поэтому нецелесообразна постановка ноги далеко впереди себя на предпоследней опоре, как это делают прыгуны в высоту. Таким образом, сложность и противоречивость двигательной задачи фазы разбега в прыжках в длину состоит в сохранении скорости на двух последних шагах при необходимости снижения ОЦМ тела на предпоследнем шаге (поэтому многие прыгуны в длину используют здесь «зашагивание в сторону»). Далее, па последнем шаге, ОЦМ движется вперед-вверх, начиная создана вертикальную скорость движения тела. Этому способствует некоторое укорочение длины последнего шага (на 15-25 см) при значительном повышении его темповой активности (до 5,5 ш/с). Короткий последний шаг и постановка выпрямленной ноги «под себя» характеризуются большим значением угла постановки ноги на отталкивание (65 - 69 град.) и способствуют уменьшению амортизации в суставах толчковой ноги в фазе амортизацию отталкивания. Снижение ОЦМ тела прыгуна на предпоследней опоре с последующим движением его вверх и в последнем шаге и в отталкивании способствует его эффективному выполнению, как бы «с двух ног» (аналогично отталкиванию в прыжках в высоту).

В прыжках в длину так же, как в тройном прыжке, существуют два способа решения двигательной задачи: «скоростной» и «силовой». Как правило, высококвалифицированные прыгуны выбирают тот или иной вариант техники в соответствии со своими сильными сторонами подготовленности. «Скоростной» вариант решения двигательной задачи характеризуется: - положительным приростом скорости на последнем 5-метровом участке разбега (0,10-0,20 м/с);

меньшей разницей в длине предпоследнего и последнего шагов; - более ровным ростом темпа последних беговых шагов; - большим углом постановки ноги на отталкивание (нога ставится «жестко-под себя»);

меньшим значением угла отталкивания («пробегающий» характер отталкивания, которое выполняется «вдогонку»);

меньшим показателем отрицательной горизонтальной составляющей опорной реакции;

большим значением горизонтальной составляющей скорости вылета; - большим значением угла в КС в фазе амортизации в предпоследней опоре (меньше подседание на предпоследнем шаге).

«Силовой» вариант техники характеризуется:

отрицательным или нулевым значением прироста скорости на последнем 5-метровом участке разбега;

значительной разницей в длине последнего и предпоследнего шага разбега (0,2-0,25 м);

значительным приростом темпа на последнем беговом шаге (0,5- 0,9 ш/с);

большей амортизацией в КС на предпоследней опоре;

меньшим углом постановки ноги на отталкивание;

большими значениями углов отталкивания и вылета;

большим значением вертикальной составляющей скорости вылета;

большим значением отрицательной горизонтальной составляющей опорной реакции.

Решение двигательной задачи по силовому варианту связано со значительно большими нагрузками на ОДА прыгуна, требует большего силового потенциала и, соответственно, тренировочного времени. Необходимо отметить, что значительные ударные нагрузки повышают вероятность перенапряжений ОДА и травм у спортсменов, что также является отрицательной стороной этого варианта прыжка. Как в тройном прыжке, так и в прыжках в длину процесс экономизации тренировочного процесса привел к формированию современной техники горизонтальных прыжков, направленной на максимально эффективное решение двигательной задачи при минимальных ударных силовых нагрузках в опорных фазах прыжка.

В заключении необходимо отметить следующие методические положения и моменты, характеризующие современную технику прыжка в длину.

. В разбеге формирование «темпового» варианта разбега с высокой скоростью уже в середине разбега при сохранении свободы движений; 2. В отталкивании - «жесткая» постановка выпрямленной ноги на отталкивание «под себя» в сочетании с активным маховым движением «вперед-вверх» и незначительная амортизация в суставах опорной ноги при максимальном использовании «механизма перевернутого маятника»;

. Дифференцированный подход к решению двигательной задачи («силовой» или «скоростной» варианты), учитывающий индивидуальную подготовленность прыгунов.

В заключение необходимо отметить общеметодические рекомендации в Технической подготовке квалифицированных прыгунов и прыгуний:

. Техническая подготовка должна строиться таким образом, чтобы формировать технически правильное отталкивание на высокой скорости (9 - 10 м/с у женщин и 10,5-1 1,5 м/с у мужчин).

. Техника соревновательного упражнения индивидуальна и связана со специальной физической подготовленностью прыгунов.

. Вариативность показателей соревновательной деятельности увеличивается с ростом результата в прыжках, что объясняет существование значительных межгрупповых различий в показателях технической подготовленности прыгунов.

. Техническая подготовка квалифицированных прыгунов и прыгуний должна основываться на точной характеристике основных сторон тренировочного процесса с использованием модельных характеристик технической подготовленности./12, 28, 37, 44/

1.6 Эволюция техники прыжков в длину

Техника прыжков в длину с разбега имеет три разновидности: «согнув ноги», «прогнувшись», «ножницы». Самый простой способ «согнув ноги» применялся до конца XIX в. Современный способ «ножницы» впервые появился еще 1900 г., но широкое распространение получил только в 30-40-х гг. XX в. В 1920 г. финский прыгун Туулос впервые продемонстрировал новую технику прыжка в длину - «прогнувшись». Несмотря на то, что этот способ является менее эффективным по сравнению с «ножницами», многие прыгуны, а особенно женщины, широко его используют. Ряд других прыгунов применяют совмещенную технику этих двух способов.

Взлет во всех способах прыжков в основном одинаков. Он представляет собой полет в шаге. После отталкивания толчковая нога некоторое время остается сзади почти прямая, маховая нога согнута в тазобедренном суставе до уровня горизонта, голень согнута в коленном суставе под прямым углом с бедром маховой ноги. Туловище слегка наклонено вперед. Рука, противоположная маховой ноге, слегка согнута в локтевом суставе и находится впереди на уровне головы, другая рука полусогнутая отведена назад. Голова держится ровно, плечи расслаблены. Противоположные движения рук и ног с довольно широкой амплитудой и свободой движений компенсируют вращательный момент вокруг вертикальной оси тела после завершения отталкивания. Далее выполняются движения, соответствующие стилю избранного прыжка.

Полетная фаза прыжка «согнув ноги» наиболее простая, как в исполнении, так и в изучении техники. После взлета в положении шага толчковая нога сгибается в коленном суставе и подводится к маховой ноге, плечи отводятся несколько назад для поддержания равновесия, а также для снятия излишнего напряжения мышц брюшного пресса и передней поверхности бедер, которые удерживают ноги на весу. Руки, слегка согнутые в локтях, поднимаются вверх. Когда траектория ОЦМ начинает опускаться вниз, плечи посылаются вперед, руки опускаются вниз движением вперед-вниз, ноги приближаются к груди, выпрямляясь в коленных суставах. Прыгун принимает положение для приземления.

Прыжок способом «прогнувшись» более сложен и требует определенной координации движений в полете. После взлета и полета в шаге маховая нога опускается вниз-назад к толчковой ноге. Впереди находящаяся рука опускается вниз, присоединяясь к другой руке; руки выпрямляются в локтевых суставах; затем, двигаясь назад, поднимаются вверх. Прыгун оказывается в прогнутом положении и как бы выдерживает паузу, преодолевая в этом положении чуть меньше половины полетной фазы. После обе ноги идут вперед, сгибаясь в тазобедренном и коленном суставах, плечи наклоняются несколько вперед, руки опускаются вперед-вниз. В заключительной части полета ноги выпрямляются в коленных суставах, руки отводятся назад. Прыгун принимает положение для приземления.

Самый сложный и наиболее эффективный по технике - прыжок в длину способом «ножницы». Эффективность его проявляется за счет сохранения координирующей структуры бегового шага в переходе от разбега к отталкиванию и в движениях в полете. Более точное название этого способа «бег по воздуху», так как прыгун в полете выполняет 2,5 - 3,5 шага.

Из положения шага в полете (первый шаг) маховая нога, выпрямляясь опускается вниз-назад, толчковая нога выводится вперед. Продолжая движение, маховая нога двигается назад, сгибается в коленном суставе, а толчковая нога выносится бедром вперед, согнутая в коленном суставе (второй шаг). После этого маховая нога, согнутая в коленном суставе, выносится вперед, присоединяясь к толчковой ноге. После обе ноги выпрямляются в коленных суставах, принимая положение перед приземлением. Руки выполняют круговые движения, через стороны. Когда маховая нога опускается вниз, разноименная рука опускается вниз, а другая рука поднимается вверх. Когда толчковая нога выносится вперед, разноименная рука также выводится вперед, а другая рука назад. При подтягивании маховой ноги к толчковой ноге руки опускается вниз и перед приземлением отводятся назад./3, 4, 15/

1.7 Современное представление о технике прыжков в длину

Дальность прыжка в длину с разбега зависит от величины начальной скорости полета, угла и высоты о. ц. т. тела при вылете. Сопротивление воздуха оказывает незначительное влияние на дальность полета. В полёте спортсмен уже не может воздействовать на траекторию, полученную в результате разбега и отталкивания. Движения в полете помогают лишь сохранить равновесие и принять наиболее выгодное положение перед приземлением, чтобы как можно дальше оставить следы в яме, для этого прыгуны выносят ступни ног высоко и далеко вперед.

Как показывают исследования техники прыжка, начальная скорость полета, которая у лучших прыгунов составляет 9,2- 9,6 м/сек, достигается при скорости разбега 10,0-10,7 м/сек на последнем шаге. В отталкивании прыгун изменяет направление движения, создает угол вылета (19-24°), обеспечивающий необходимую высоту прыжка (50-75 см) и дальность полета.

Анализ прыжков выдающихся спортсменов позволил установить, что увеличение скорости разбега с 9,1 до 10,7 м/сек соответствовало росту результатов с 690 до 890 см, при этом начальная скорость полета возрастала с 8,5 до 9,6 м,/сек, а средняя величина угла вылета о.ц.т. тела составляла 21°.

В отталкивании прыгуны изменяют направление движения в соответствии со своими двигательными действиями и физическими возможностями. С повышением результатов прыжков время отталкивания сокращается, что объясняется увеличением скорости Движения спортсмена в разбеге, увеличением угла постановки ноги, угла отталкивания и снижением амплитуды амортизации опорной ноги.

Изменение направления движения тела на большой скорости в условиях сокращения времени взаимодействия с опорой требует от прыгуна проявления значительных усилий в отталкивании и связано с частичным снижением поступательного движения, Это снижение прогрессирует с увеличением угла вылета о.ц.т. тела и высоты прыжка.

Прыгуны высокого класса отличаются способностью создавать более высокий взлет с наименьшими изменениями движения вперед за счет повышения вертикальных и снижения стопорящих горизонтальных усилий при отталкивании. Эта способность объясняется тем, что они владеют эффективной техникой при отличной физической подготовленности.

Плавный характер развития усилий при разбеге с постепенным нарастанием длины и темпа шагов, активным набеганием, энергичное и полное отталкивание, продолжение беговых движений в полете, удержание ступней ног высоко и далеко перед собой при приземлении - все эти движения составляют основу общего ритма прыжка в длину.

Нахождение лучшего ритма, определение акцентов в движениях и настройка, создание и совершенствование своего индивидуального ритма прыжка являются наиболее ответственной частью совместной работы тренера и спортсмена над техникой прыжка.

Каждый прыгун в длину имеет возможность за счет повышения начальной скорости полета на 0,12 м/сек или угла вылета на 1° (при 9,3 м/сек и 2I°) увеличить спортивный результат на 16 см в обоих случаях. Эти соотношения могут быть различными при одинаковых по дальности прыжках, что определяет эффективность изменения каждой 0,1 м/сек, или градуса угла вылета при дальнейшем совершенствовании в технике движений.

Так, результат 7 м 70 см может быть достигнут как при 8,6 м/сек и 26°, так и при 9,6 м/сек = 16°. Одинаковый прирост результатов достигается при увеличении угла вылета на 1° или на 0,08 м/сек в первом случае и на 0,15 м/сек во втором. Эффективность повышения начальной скорости полета в первом случае очевидна.

При совершенствовании в прыжках следует ориентироваться на средние значения угла вылета (20-22°). При превышении в прыжках в длину средних значений угла вылета возрастает значение начальной скорости полета, а следовательно, и скорости разбега (каждая 0,1 м/сек на последнем шаге разбега дает 8-10 см в дальности прыжка). И, наоборот, возрастает значение усилий при отталкивании (уровень скоростно-силовых качеств), когда угол вылета в прыжках ниже средних значений.

Выдающихся результатов в прыжках в длину достигали различные по возрасту, комплекции атлеты. Однако все они показывали высокие результаты в гладком и барьерном беге на короткие дистанции и в прыжках в высоту. Разбег применяется прыгунами для создания начальной скорости полета тела. Он характеризуется числом шагов (беговых и в ходьбе), изменением их длины и темпа, нарастанием скорости бега, общей длиной и ритмом. В разбеге - возможность развить наивысшую скорость на последних 2-4 шагах и умением сохранить при этом способность к отталкиванию.

Характер движений - амплитуда и свобода, распределение усилий по вышине, направлению и времени - составляют основу общего ритма прыжка в дину с разбега.

Поиск оптимального ритма прыжка - самая ответственная часть современного общества тренера и спортсмена.

Следует учесть, что увеличение дальности прыжка на 16 см за счет большей скорости разбега на 0,2 м/с или на 1º угла вылета потребует от прыгуна проявить в отталкивании большего усилия - на 16 кг (4 - 6%). На такое же увеличение (на 16 см) можно получить только за счет подъема на 10 см ступней ног при приземлении. За последнее время у лучших прыгунов - победителей и призеров олимпийских игр и чемпионатов мира - наблюдается явная тенденция увеличения длины разбега, числа беговых шагов и темпа движений, что обеспечивает им развитие наибольшей скорости бега перед отталкиванием. В настоящее время они используют разбег 40 - 50 м (30 - 40 м у женщин), состоящий из 21 - 24 беговых шагов (19 - 22 у женщин), который в некоторых случаях начинается с 2 - 6 шагов ходьбы.

Длина разбега зависит от роста прыгуна, его подготовленности в прыжках и, главное, способности к ускорению в беге. Способность спортсмена к ускорению, разгона тела по дорожке, развитию и поддержанию темпа бега можно оценить по результатам в беге на 40, 60 и 100 м со старта.

В течение одного сезона длина разбега может изменяться в зависимости от спортивной формы прыгуна, погодных условий, состояния дорожки, направлении ветра. Если спортсмену приходится выступать при встречном ветре, на мягкой, мокрой дорожке или он утомлен, то разбег обычно сокращается на 30 - 60 см. При благоприятных условиях, боевом настроении, при активной поддержке зрителей и состоянии вдохновения разбег лучше заранее увеличивать на 20 - 40 см.

Перед каждым прыжком спортсмен должен выполнить специальную психическую настройку. Необходимо полностью сосредоточиться, сконцентрировать внимание на ритме быстрого и свободного разгона по дорожке к доске отталкивания. Большое желание бежать, нарастающая уверенность в том, что сейчас выполнишь свой лучший прыжок, могут служить настройке и играть часто решающую роль в успехе. У многих прыгунов эта настройка выражается по-разному.

Исходное положение и начало разбега должны обеспечить стандартность шагов по длине и быть удобными для концентрации внимания, настройки. На рис.6 показаны два наиболее распространенных варианта исходного положения и начала разбега. Для лучшего варианта (рис.6, Б) характерны постоянный наклон тела, руки на коленях, амплитуда первого шага ограничена, движение начинается как бы с падения вперед, т.е. всегда выполняется с одинаковыми усилиями и ускорением. Это самый простой способ для стабильности движений в самом начале бега и точности разбега.

Рис.6.

а) И.п. и начало разбега;

б) Лучший вариант и.п. и начала разбега.

Развитие скоростей в разбеге зависит от нарастания длины и частоты шагов. Спортсмену очень важно распределить свои силы по беговым шагам разбега так, чтобы последние 2 - 4 шага пробегать с наибольшей скоростью и готовностью к толчку.

Это очевидное требование реализуется прыгунами по-разному. Прыгуны небольшого роста, спринтерского склада и темперамента начинают разбег быстро, короткими шагами. Уже к 4 - 6 - му шагу их темп достигает максимального. Длинноногие, свободные в движениях спортсмены начинают разбег сравнительно медленнее, но с быстрым нарастанием длины шагов и постепенным повышением их темпа.

У прыгунов, выступающих успешно, длина и темп шагов достигают своих максимальных значений на последних 6 беговых шагах, а наибольшая скорость - на последних 2 шагах перед отталкиванием.

По мере развития спринтерских качеств, прыгуны начинают быстрее разбегаться или увеличивают разбег на 2 беговых шага, чтобы набрать большую скорость к моменту отталкивания.

Начало разбега многих выдающихся прыгунов и прыгуний напоминает бег со старта в 3/4 силы: сильный наклон тела (30 - 55°) на первых шагах (что особенно помогает при встречном ветре), энергичная работа рук и вынос бедер, характерная постановка ступней с «захватом» дорожки отличают первую половину разбега.

В средней части разбега туловище постепенно выпрямляется до 80°, увеличивается амплитуда в движениях рук и ног. Небольшой наклон тела (при сильном встречном ветре сохраняется значительный) помогает энергичнее оттолкнуться с продвижением вперед и быстрее вынести бедра.

По своим ощущениям прыгун выполняет единое энергичное отталкивание от дорожки. Чувство упругости стопы и ее разгибания обеспечивает в заключительный момент отталкивания приложение усилий под острым углом для большего продвижения тела вперед. Взгляд направлен на дорожку перед собой.

Для стабильного ритма разбега с плавным нарастанием активности движений большое значение имеет ощущение контакта с дорожкой. Нога ставится на дорожку с передней части стопы, активным движением сверху вниз к себе по отношению к телу как бы захватывая дорожку перед собой и быстро отбрасывая ее назад, пятка при этом держится не высоко, колено несколько согнуто. Разгибание начинается после небольшой амортизации в коленном и голеностопном (без опускания на пятку) суставах, когда ОЦМ тела проходит вертикальную плоскость опоры. Завершается отталкивание энергичным разгибанием во всех суставах, особенно в голеностопном, с чувством продвижения вперед и разгоном тела.

Последние 6-8 шагов достигают наибольшей длины. Развитие и поддержание наивысшей скорости перед толчком связаны не только с достижением необходимой длины шагов, но и с высоким темпом бега. Нарушение ритма разбега, излишняя подготовка к отталкиванию снижают скорость бега и, как правило, ухудшают результаты.

Определить среднюю скорость и темп бега на последних шагах можно путем анализа киноматериалов - методом киноциклографии, а также - менее точно - с помощью секундомера. Для этого достаточно знать длину последних 6 шагов и затраченное па них время.

В процессе многократных пробежек по дорожке разбега и прыжков с полного разбега на тренировках и соревнованиях устанавливается длина последних 6 беговых шагов разбега, соответствующая лучшим ритму и прыжкам (контрольная отметка). У высокого (рост 180 ем) и сравнительно быстрого (результат на 100 м 10,8- 10,6 сек.) спортсмена длина последних 6 беговых шагов должна составлять примерно 13,80-14,10 м (на резиновом и тартановом покрытии - больше на 2-3 %).

Большинство хороших прыгунов в лучших разбегах чувствуют упругость в ногах (ноги становятся как бы послушнее). Энергичное сведение бедер, четкий контакт с дорожкой у них остается и на последних шагах перед толчком от плавки. При хорошем выполнении последней части разбега у прыгуна (на глаз) незаметно подседание на маховой ноге в связи с подготовкой к отталкиванию./33, 4, 15/

ГЛАВА II. Задачи, организация и методы исследования

.1 Задачи исследования

Для достижения поставленной цели в работе необходимо было решить следующие задачи:

1.Провести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

2.Выявить кинематические характеристики разбега в прыжках в длину у квалифицированных спортсменов.


2.2Организация исследования

Исследования проводилось в три этапа в манеже ИГЭУ.

На первом этапе (март 2010 г - сентябрь 2010 г) осуществлялось теоретическое осмысление проблемы исследования, изучение отечественного и зарубежного опыта подготовки высококвалифицированных прыгунов в длину. Проведенный анализ послужил базой для определения исходных позиций исследования, формирования понятийного аппарата, гипотезы, задач, методологии и методов исследования. Проводился анализ отечественной и зарубежной литературы. Полученная информация систематизировалась по темам и разделам настоящего исследования.

На основании изученного решалась первая задача настоящего исследования. На втором этапе (октябрь 2010 г - ноябрь 2010 г) настоящей работы решалась вторая задача исследования, формирование группы для данного исследования, в нее вошли прыгуны и прыгуньи в длину имеющие разряд II, I и КМС.

Таблица 7. Общие характеристики спортсменов, принимавших участие на всех этапах настоящего исследования.

Спортсмен (жен., муж.)РазрядРост, смВес, кгИндекс Кетле, кг/смПрыжок в длину, мПетропавловская Е.КМС168540,3216.03Исаева А.КМС158480,3045.69Брагуца А.2167580,3475.30Молькова А.2172630,3665.18Смирнова Д.1168540,3215.47Спирихин А.КМС182730,4016.80Кустов А.1174610,3506.50Новожилов Г.2180600,3336.35Лохов М.2175640,3666.00Мольков А.1174620,3566.40

Проведено тестирование показателей разбега (длина разбега, скорость разбега, скорость разбега на последних 10м, 5м в разбеге, скорость разбега на 30м) данное тестирование проводилось в условиях соревновательной деятельности, где были показаны указанные в таблице результаты, кроме бега на 30 метров.

На третьем этапе (декабрь 2010 г - январь 2011 г) проводилось обобщение полученных результатов, систематизация, анализ. Сопоставление полученных данных с модельными характеристиками, формулировали выводы, проводили оформление работы.

2.3 Методы исследования

Методологической основой исследования стали общие научные концепции, проверенные практикой и используемые в теории физической культуры и спорта, в области построения спортивной тренировки, контроля за подготовкой квалифицированных спортсменов /1, 3 , 9, 13, 22, 32, 36, 41/ и другие.

Для решения поставленных задач применялись методы исследования используемые в теории и методике физической культуры и спорта, объединенные в следующие группы /6, 11, 37/:

.Теоретический анализ и обобщение, включавшие: анализ литературы, обобщение опыта ведущих спортсменов, тренеров и научных работников, анализ документальных материалов и результатов исследования;

.Педагогические эксперименты в естественных условиях спортивной практики;

. Педагогические обследования соревновательной деятельности включавшие: педагогические наблюдения, анализ спортивных результатов, тестирование в естественных условиях с применением аппаратурных и педагогических методик;

. Результаты исследований обрабатывались математико-статистическими методами.

Анализ и обобщение научно-методической литературы

В процессе изучения литературы и методических материалов анализировались работы отечественных и зарубежных авторов по вопросам:

- тенденции развития техники и методики тренировки в прыжках в длину;

динамика результатов в прыжках в длину;

- динамика антропометрических показателей прыгунов и прыгуний;

- динамика структуры подготовленности прыгунов;

стабильность разбега;

- современная техника прыжка в длину;

- эволюция техники прыжков в длину;

- современное представление о технике прыжков в длину.

Систематизация и анализ научно-методической литературы послужили основной для построения научной гипотезы и обсуждения полученных данных.

Анализ документальных материалов и обобщение практического опыта.

В ходе исследования изучался практический опыт работы. Изучались тренировочная документация, протоколы соревнований, и медицинских обследований прыгунов в длину. Эти данные имели как самостоятельное значение, так и служили вспомогательным материалом для последующей постановки экспериментальной работы. Глубокое и всестороннее изучение и обобщение передового спортивного опыта, представляло собой множество своеобразных педагогических наблюдений, творческих поисков рационального решения того или иного вопроса, повседневно осуществляемых педагогами, тренерами, спортсменами. Изучались организационные формы, средства и методы подготовки квалифицированных спортсменов.

Основными методиками изучения и обобщения передового спортивного опыта в исследованиях являлись:

изучение документов планирования и учета спортивной деятельности;

беседы;

педагогические наблюдения в ходе тренировочных занятий и соревнований;

сбор и систематизация спортивных результатов.

Теоретический анализ и обобщение результатов исследования проводились на основе принципов системного подхода, позволяющего учитывать множество факторов самого разного характера и выделить из них те, которые оказывают наибольшее влияние с точки зрения общесистемных целей и помогают найти пути и методы эффективного воздействия на них.

Важнейшей целью исследования являлось объяснение изучаемых факторов, которое строилось, исходя из разработанных критериев, стандартов, лежащих в основе требований предъявляемых к законам, теориям и гипотезам, объясняющим полученные факты или явления. Поэтому научное объяснение имело конкретный, специфический характер и предполагало конкретные эмпирические следствия.

В научном исследовании всегда приходится контролировать собственные познавательные действия и получаемые результаты. Это достигается в процессе познания при помощи различных теорий, которые необходимо не только знать, но и подходить к ним критически. Поэтому задачей теоретического анализа являлось объяснение полученных фактов и создание определенной концепции. В современной науке объяснить то или иное явление - значит подвести его под положения определенной теоретической системы, обладающей свойствами эвристичности, служащей основой для предсказания, предвидения новых явлений /4, 12/.

Педагогические эксперименты проводились на всех этапах работы в условиях реальной спортивной практики для обоснования эффективности решения поставленных в исследовании задач. В соответствии с этими задачами в работе применяется педагогический эксперимент, который можно отнести к констатирующему, который проводился с квалифицированными спортсменами в соревновательных условиях. /6, 37, 11/

В экспериментальных исследованиях принимали участие спортсмены, имеющие разряд II, I , КМС.

Педагогическое обследование тренировочной и соревновательной деятельности проводилось с помощью следующих методов и методик.

Измерения разбега (длина разбега, время разбега, время пробегания последних 5-ти метров перед отталкиванием, время пробегания предпоследних 5-ти метров, результат прыжка) прыгунов и прыгуний в длину проводились в условиях соревнований. Главными кинематическими характеристиками разбега в прыжках в длину считались скорость бега на 30 м, скорость разбега, скорость пробегания последних 5-ти метров перед отталкиванием, скорость пробегания предпоследних 5-ти метров.

Метод определения скорости разбега.

Измерения скорости разбега проводились в соревновательных условиях. Время разбега замерялось с помощью секундомера с момента начала движения до отталкивания от бруска, длина разбега - от начала разбега каждого спортсмена до планки. Время пробегания последних 5-ти метров до отталкивания и предпоследних 5-ти метров замерялось с помощью помощников, которые делали отмашки во время пробегания спортсмена 5-ти метровых отметок. Время последних и предпоследних 5 м измерялись с помощью секундомера, по отмашке помощника. Во время разбега использовалось три секундомера для замера времени полного разбега, последних и предпоследних пяти метров. Замерялось шесть попыток, и вычислялось среднее значение.

Метод определения абсолютной скорости.

Измерения абсолютной скорости проводилось на специально организованных соревнованиях на 30 м. Время дистанции определялось с помощью секундомера и замерялось с высокого старта по началу движения спортсмена до финишной черты. Каждому участнику предоставлялось три попытки, регистрировался лучший результат.

Метод определения результата прыжка.

Измерения проводились в соревновательных условиях, и лучший результат прыжка определялся из протоколов соревнований.

Метод определения антропометрических данных.

Антропометрические данные определялись из личной книжки из спортивного диспансера.

ГЛАВА III. Результаты исследования и их обсуждение

Согласно данным научно - методической литературы, личного практического опыта прыгуны в длину должны иметь не только высокий уровень спринтерской подготовленности, но и уметь реализовывать свой скоростной потенциал в разбеге. Реализация скоростных возможностей в разбеге оценивается коэффициентом реализации скоростных возможностей, который определяется как отношение скорости разбега к абсолютной скорости прыгуна (в процентах), и показывает, насколько прыгуны используют свои скоростные возможности в разбеге. Проведенные на группе прыгунов в длину СДЮШОР №6 исследования абсолютной скорости бега спортсменов в соревновательных условиях (бег 30 м) и скорости разбега в соревновательных условиях (табл.8) позволили выявить показатели реализации скоростных возможностей в разбеге. Данные представленные в таблице 8 констатируют, что индивидуальный показатель коэффициента составил от 85 до 95%. Т.е. мы констатируем, что скорость данной группы прыгунов в спринте выше скорости разбега на 5-15%. Мы объясняем это тем, что наблюдается процесс подготовки к отталкиванию в прыжке, что связано либо со стремлением повысить траекторию и вертикальную составляющую скорости вылета, либо с недостатками в специальной скоростно-силовой подготовленности и неумением отталкиваться на полной скорости.

Таблица 8. Сравнение показателей абсолютной скорости и скорости разбега квалифицированных прыгунов в длину.

Спортсмен (жен., муж.)Бег 30 мРазбегΔ, м/сРеализ. скоростн. возможностей, %Время, сСкорость, м/сВремя, сСкорость, м/сДлина, мПетропавловская Е.4.107,324.576.3529.020,9787Исаева А.4.306,984.376.5928.810,3994Брагуца А.4.306,983.856.0121.880,9786Молькова А.4.306,983.905.9423.181,0485Смирнова Д.4.306,984.306.1226,350,8688Спирихин А.3.807,894.117.6931.600,2097Кустов А.4.207,144.376.8429.900,3096Новожилов Г.4.107,323.946.2324.531,0985Лохов М.4.187,184.016.6826.800,5093Мольков А.4.107,324.236.8028.740,5293

По результатам исследований показателей динамики скорости разбега на двух последних 5-метровых участках разбега были определены оптимальные показатели прироста скорости на последнем участке разбега по отношению к предпоследним 5 метрам. По результатам исследования мы наблюдаем на последнем 5-ти метровом участке у всех исследуемых прыгунов прирост скорости, минимальный при 0,31, максимальный при 1,42 м/с. Разность скоростей на последнем и предпоследнем 5-метровых участках разбега объясняется излишней подготовкой прыгунов к отталкиванию. Данные значения могут служить практическими ориентирами для оценки эффективности выполнения последней части разбега в горизонтальных прыжках. Показатели скорости на последнем участке разбега для спортсменов различной квалификации приведены в табл. 9.

Таблица 9. Показатели скорости на последнем участке разбега для спортсменов различной квалификации.

Спортсмен (жен., муж.)Скорость разбега на предпоследнем 5-метровом участке, м/сСкорость разбега на последнем 5-метровом участке, м/сПрирост скорости на последнем участке разбега, м/сПетропавловская Е.7.358.771.42Исаева А.6.947.250.31Брагуца А.5.756.951.20Молькова А.6.016.780.77Смирнова Д.6.177.050.88Спирихин А.9.4310.000.57Кустов А.9.109.740.64Новожилов Г.8.349.100.76Лохов М.7.948.770.83Мольков А.9.109.700.60

В горизонтальных прыжках значение имеет не только умение прыгуна набрать высокую скорость на последних шагах разбега, но и реализация этой скорости в прыжке, то есть умение эффективно выполнять отталкивания на высокой скорости. Эта способность характеризует специальную подготовленность прыгунов, а ее комплексная оценка определяется коэффициентом реализации скорости разбега (КРСР) (отношение фактической длины прыжка к скорости на последнем 5-метровом участке разбега), для мировой элиты он составляет 0,787. Сравнительная характеристика этого показателя для прыгунов представлена в табл.10.

Таблица 10. Коэффициент реализации скорости разбега

Спортсмен (жен., муж.)Скорость разбега на последнем 5-метровом участке, м/сПрыжок в длину, мКоэффициент реализации скорости разбегаПетропавловская Е.8.776.030.687Исаева А.7.255.690.785Брагуца А.6.955.300.762Молькова А.6.785.180.764Смирнова Д.7.055.470.776Спирихин А.10.006.800.680Кустов А.9.746.500.667Новожилов Г.9.186.350.692Лохов М.8.776.000.684Мольков А.9.706.400.660

Имея некоторое преимущество в специальной подготовленности, чем выше квалификация прыгунов, тем выше скорость разбега. Согласно проведенным исследованиям, отставание I и II разрядов от КМС у мужчин-прыгунов, в среднем, 0,65 м/с, у женщин - 1,08 м/с. Учитывая значение скорости разбега в результативности горизонтальных прыжков (увеличение скорости на 0,15 м/с на последних шагах разбега прибавляет к результату 10-12 см) совершенствование скоростных возможностей и реализация их в разбеге имеет для спортсменов первостепенное значение. Нормативные показатели реализации скорости разбега в прыжке для спортсменов различной квалификации приведены в табл. 11.

Таблица 11.Модельные показатели коэффициента реализации скорости разбега и квалификации спортсменов

ВидПоказатели1 разрядКМСМСМСМКДлина (муж)Соревн. результат Коэффициент6,80 - 7,19 0,735 - 0,7497,20 - 7,59 0,750 - 0,7647,60 - 7,99 0,765 - 0,7798,00 и более 0,780 и болееДлина (жен)Соревн. результат Коэффициент5,60 - 5,99 0,700 - 0,7146,00 - 6,29 0,715 - 0,7246,30 - 6,69 0,725 - 0,7396,70 и более 0,740 и более

Практически у всех исследуемых прыгунов отставание от КРСР модельных показателей. Проведенные исследования позволили определить некоторые тенденции в развитии горизонтальных прыжков. Отставание в скорости разбега прыгунов и прыгуний II и I разрядов от КМС, на наш взгляд, связано с преувеличением силового фактора в подготовке спортсменов, помогающего выдерживать высокие вертикальные динамические нагрузки при выполнении отталкиваний. Силовое направление подготовки не позволяет создавать навыков в двигательных действиях, направленных на поддержание высокой горизонтальной скорости, набранной в разбеге и уменьшение ее потерь в отталкиваниях.

Оптимальное направление в подготовке прыгунов и прыгуний на данном этапе - это повышение роли скоростного фактора при сохранении высокого уровня развития специальной силы. Неслучайно именно скорость разбега является сильной стороной и приоритетом в подготовке наших сильнейших прыгуний Татьяны Лебедевой, Татьяны Котовой, скорость которых в лучших попытках близка к 10 м/с.

Рассматривая вопрос повышения эффективности разбега, нельзя не остановиться на исследовании рациональной динамики скорости в разбеге. Для решения данной задачи исследовалась динамика скорости разбега у квалифицированных прыгунов и прыгуний в длину.

Спортсмены выполняли по 6 попыток прыжка в длину. Регистрировались время и скорость первой базовой части разбега, на предпоследних 5 м разбега и последних 5 м разбега. Данные времени и скорости на трех участках разбега приведены в табл.12.

Таблица 12. Показатели скорости квалифицированных прыгунов на различных участках разбега.

Спортсмен (жен., муж.)РазбегП/посл 5мПосл. 5мРазбег без посл. 10мВремя, сСкорость, м/сДлина разбега, мВремя, сСкорость, м/сВремя, сСкорость,м/сВремя, сСкоость, м/сПетропавловскаяЕ4.576.3529.020.687.350.578.773.325.73Исаева А.4.376.5928.810.726.940.697.252,966.35Брагуца А.3.856.0121.880.875.750.726.952.265.25Молькова А.3.905.9423.180.836.010.746.782,335.66Смирнова Д.4.306.1226,350.816.170.717.052.785.88Спирихин А.4.117.6931.600.539.430.5010.003.087.01Кустов А.4.376.8429.900.559.100.519.743.316.01Новожилов Г.3.946.2324.530.608.340.559.102.795.21Лохов М.4.016.6826.800.637.940.578.772.815,98Мольков А.4.236.8028.740.559.100.519.703.175.91

Проведенный затем анализ временных показателей позволил выявить наличие высокой корреляционной связи между показателями времени на последнем участке разбега и времени в основной части разбега. Поддерживая высокий темп беговых шагов и скорость уже в середине разбега (при сохранении свободы движений), спортсмены добиваются более высоких показателей скорости перед планкой для отталкивания и лучшей реализации скоростных возможностей в разбеге. Далеко не все спортсмены этой группы, набрав высокую скорость и темп в середине разбега, были способны наращивать ее на последнем 5-метровом участке.

Рис. 7. Нарастание скорости в разбеге у квалифицированных прыгуний

Анализ динамики скорости в разбеге квалифицированных прыгунов и прыгуний показал что нами выявлено два варианта нарастания скорости в разбеге. В первом варианте мы наблюдаем нарастание скорости от начала разбега до 10-ти метровой отметки (от 0 м/с до 5,73 м/с), далее наблюдается нарастание до 5-ти метровой отметки, до 7,35 м/с (прирост 28 %) и увеличение к месту отталкивания до 8,77 м/с (прирост 19 %). Данный разбег относится к спортсменке КМС. Второй вариант с нарастанием скорости с 10-ти метровой отметки до 5-ти метровой отметки с 6,35 до 6, 94 м/с (прирост 9%),далее к месту отталкивания от 6,94 до 7,25 м/с (нарастание 4%) наблюдается более плавное нарастание.


Анализ показателей отраженных на рис.8 отражает второй вариант разбега, где скорость на последних 10-ти метрах возрастает не значительно.

Все спортсмены исследуемой группы показали два варианта разбега. В результате анализа результатов прироста скорости на последних 5-ти метров мы наблюдаем, что в первом варианте разбега прирост составил 19 % , во втором варианте разбега от 4 до 10 %. Причем реализация скоростных возможностей в разбеге в первом случае равна 87 %, во втором - от 94 до 97 %.

Очевидно для спортсменов, для кого характерна высокая реализация скоростных возможностей более предпочтительным является набор скорости до 10 -5 метра и его удержание к моменту отталкивания. Это связано с более высокими скоростными способностями. А для спортсменов с более низкой реализацией скоростных возможностей характерно линейное нарастание скорости.

Проведенный анализ доказывает нецелесообразность варианта разбега, используемого многими прыгунами, - со спокойным медленным началом и активным набеганием на последних 6 - 8 беговых шагах. Даже предельная мобилизация усилий на последних беговых шагах разбега не позволяет достичь на заключительном 5-метровом участке скоростных показателей, характерных для «темпового» варианта разбега. В наших исследованиях при варианте разбега со спокойным медленным началом у спортсменов скоростные показатели на последнем участке оказались ниже. Учитывая, что базовая скорость разбега растет с увеличением длины разбега, можно немного увеличить длину разбега (на 2-З шага). Данные методические рекомендации находят свое подтверждение и при анализе динамики скорости в спринтерском беге, где лучшие спринтеры-мужчины достигают максимума скорости, в среднем, на 60-м, а лучшие женщины - на 50-м метре дистанции (ЕЕ. Аракелян, ОМ. Мирзоев, 2000). Фактическая длина разбега в горизонтальных прыжках у мужчин-финалистов ЧР составляет, в среднем, 42,9 м, у женщин - 38,5 м.

Выводы

Таким образом, на наш взгляд, техническое совершенствование фазы разбега прыгунами в длину необходимо проводить с учетом следующих методических положений и рекомендаций:

1. Оценкой реализации скоростных возможностей в разбеге может служить коэффициент реализации скоростных возможностей (отношение скорости разбега к абсолютной скорости прыгуна).

Для высококвалифицированных прыгунов этот показатель составляет 98-99%.

2. Оценкой реализации скорости разбега в опорно-полетных фазах прыжка является коэффициент реализации скорости разбега (отношение соревновательного результата к скорости на последнем 5-метровом участке разбега).

Этот же показатель может служить для контроля специальной подготовленности прыгунов и прыгуний в длину.

3. При очевидном отставании большинства прыгунов и прыгуний в скорости разбега реализация скоростных возможностей в разбеге и опорно-полетных фазах у наших спортсменов находится на высоком уровне, поэтому рационально на данном этапе повысить роль скоростного фактора, сохранив имеющийся высокий уровень развития специальной силы.

4. Решающее значение при формировании оптимального ритма и высоких скоростных показателей в конце разбега имеет высокий темп шагов в начале и скорость уже в базовой части разбега. При этом следует, на наш взгляд, несколько увеличить у прыгунов длину разбега (на 2-3 беговых шага).

В заключение необходимо отметить, что повышение скоростных показателей в разбеге создает дополнительные трудности для прыгунов при выполнении отталкивания и требует значительного времени для его совершенствования в условиях возросшей скорости. Кроме того, увеличение длины разбега потребует некоторого увеличения длины отрезков, пробегаемых с максимальной скоростью в беговой подготовке прыгунов.

Проведенное исследование характерно для малой связной выборки. В дальнейшем необходимо продолжить регистрацию кинематических показателей разбега.

Использованная литература

1. Ансоков, Х. К. диагностика подготовки квалифицированных прыгунов в длину; автореф. дис. ... канд. псд. наук / Х.К. Ансоков. - Л., 1976.

. Антонов, С.В. Критерии и методы оценки специальной физической подготовленности высококвалифицированных легкоатлетов-прыгунов на этапах годичной подготовки; автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.В. Антонов. - М., 1991.

. Бакрадзе, Т., Гоциридзе И. Тяговое устройство и тренировка спринтера / Т. Бакрадзе, И. Гоциридзе // Легкая атлетика. - 1968.

. Бобровник, ВИ., Козлова Е.К. Совершенствование системы спортивной тренировки легкоатлетов-прыгунов / В. И. Бобровник, Е.К. Козлова // Современный олимпийский спорт: материалы междунар. конгресса.-М., 2003.

. Бутенко, Б.И. Управление спортивной тренировкой спортсменов высших разрядов / Б.И. Бутевко // ТиП ФК. 1972.

. Вайцеховский, С.М. Книга тренера / СМ. Вайцеховский. - М.: Физкультураиспорт, 1971.

. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

. Верхошанский, Ю,В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки / Юн. Верхошанский /1 Теория и практика физической культуры. - 1998.

. Галичаев, М.П. Биомеханическая структура финального отталкивания прыгунов в длину и методы ее формирования: автореф. дис. канд. пед. наук / М.П. Галичаев. - М., 1983.

. Демиденко В. П. Соотношение темпа, длины шагов, времени опоры, скорости разбега в легкоатлетических прыжках / В. П. демиденко, В.Б. Попов, ВС. Гайдай // материалы итог. конф. Молодых.- М., 1968.

. Еремин, Ю.С. Прыгать быстро / Ю.С. Еремин / Легкая атлетика. 1965.

12. Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2003 г.

. Зациорский, В.М. Теоретические основы и практические пути использования математических методов для оценки специальной физической подготовленности спортсменов / В.М. Зациорский, МА. Годик /1 Теория и практика физической культуры. 1964.

. Илиев, Г.Н. Исследование структуры скоростно-силовой подготовленности легкоатлетов-прыгунов. автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.И. Илиев. - М., 1969.

. Каташинский, Н.В. Изменение реализационной эффективности техники у прыгунов в длину в соревновательном периоде и факторы ее определяющие: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Каташинский. М., 1993.

. Креер, В.А. Легкоатлетические прыжки / В.А. Креер, В.Б. По- пов. М.: Физкультура и спорт, 1986.

. Креер, В. Мировой рекорд Виктора Санеева / В. Креер // Легкая атлетика. -1973.

. Кузнецов В., Теннов В. Олимпийские кольца «королевы спорта». Москва, Советская Россия», 1979 г.

.Купоросов, В.Н. Индивидуализация подготовки высококвалифицированных Прыгунов в зависимости от типологичеСких особенностей: автореф. дне. ... канд. пед. наук / ВИ. Купоросов. - М., 1992.

. Левченко, А. Мечтая о далеких прыжках / А. Левченко, А. Матвеев II Легкая атлетика. - 1990

. Легкая атлетика: учебник для студентов институтов физической культуры; под общ. ред. И.Г. Озолива, ВИ. Воровкина, 1О.В. Примакова. М.: Физкультура и Спорт, 1989.

22. Макаров А.Н., Сирис В.З., Теннов В.П. Легкая атлетика - М., 1987 г.

23. Малков Е.А. Подружись с «королевой спорта». Москва, «Просвещение», 1987 г.

24. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. - М., 1997 г.

25. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. Киев, 1999 г.

26. Мироненко, И.Н. Распределение основных средств специальной подготовки прыгунов прыжкам в годичном цикле: автореф. цис. ... канд. пед. наук/И.Н. Мироненко. -М., 1983.

. Мироненко, И.Н. Теоретические аспекты педагогического контроля внешней нагрузки и классификация основных тренировочных средств, применяемых в легкоатлетических прыжках / ИН. Мироненко // Совершенствование системы подготовки легкоатлетов. - М., 1986.

. Мироненко, Д. И. Параметры системы соревнований и надежность соревновательной деятельности у легкоатлетов-прыгунов высокой квалификации: автореф. дис канд. пед. наук / Д. И. Мироненко. М., 2003.

29. Огаджанов А. Л. Управление подготовкой квалифицированных легкоатлетов-прыгунов. - М., 2005 г.

30. Оганджанов, А.Л. Скоростные возможности прыгунов и их реализация в разбеге / А.Л. Оганджанов, Н.Н. Чесвоков, ЕМ. ТерАванесов 1/ Теория и практика физической культуры. - 2003.

31. Озолина Н. Г., Воронкина В. И., Примакова Ю. Н. Легкая атлетика - М., 1989 г.

. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. Киев, 1984 г.

33. Попов, В.Б. Система спортивной подготовки высококвалифицированных легкоатлетовпрыгунов: (теория, практика, методика): автореф. дис. ... д-ра пед. наук / ВЕ. Попов.// - М., 1988.

. Попов, В.Б. Исследование особенностей высшего спортивно-технического мастерства и управления совершенствованием его в прыжках в длину с разбега: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.Б. Попов. - М., 1968.

. Попов В., Суслов Ф., Ливадо Е. Юный легкоатлет. Москва, «Физкультура и спорт», 1984 г.

. Попов, В.Б. Исследование особенностей высшего спортивно-технического мастерства и управления совершенствованием его в прыжках в длину с разбега: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.Б. Попов. - М., 1968.

. Попов В.Б. Прыжок в длину: многолетняя подготовка. Москва, «Олимпия Пресс», 2001 г.

. Романов, ДА. Информационная система управления тренировочным процессом легкоатлетов-прыгунов / ДА. Романов ВВ. Лысенко /1 современный олимпийский спорт: материалы междунар. конгресса. - М., 2003.

. Сидоренко, С.П. Спринт и прыжок! с.п. сидоренко!! Легкая атлетика. 1985.

. Стрижак, А.П. Научно-методические основы управления Тренировочным процессом ВЫисококВаЛифицированньх легкоатлетовпрыгуiiов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук! А.П. Стрижак. М., 1992.

. Суслов, Ф.П. О соразмерности соревновательной и тренировочной деятельности в индивидуальных дисциплинах спорта высших достижений / Ф.И. Суслов// современный олимпийский спорт: материалы междунар. конгресса. М., 2003.

. Хоменкова Л.С. Учебник тренера по легкой атлетике. Москва, «Физкультура и спорт», 1974 г.

. Шустин, Б.Н. О разработке моделей сильнейших спортсменов / Б.Н. Шустин // Управление процессом подготовки спортсменов высших разрядов: материалы Всероссийской конференции. Л., 1970.

44. Шустин, БП. Проблемы построения тренировочного процесса в годичном цикле / Б.Н. Шустин // Построение и содержание тренировочного процесса высококвалифицированных спортсменов на различных этапах годичной подготовки. М., 1988.

45. Шустин, Б.Н. Моделирование в спорте (теоретические основы, практические рекомендации): автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Б.Н. Шустин. М., 1995.

. Шустин, Б.Н. Время собирать камни / Б.П. Шустин, И.Ю. Радчич, И.Н. Преображенский // Теория и практика физической культуры. 1998.

Похожие работы на - Кинематические характеристики разбега в прыжках в длину

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!