Развитие спортивно-технического мастерства у спортсменов-легкоатлетов по прыжкам в высоту 18-19 лет

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    625,97 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие спортивно-технического мастерства у спортсменов-легкоатлетов по прыжкам в высоту 18-19 лет

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА У СПОРТСМЕНОВ-ЛЕГКОАТЛЕТОВ ПО ПРЫЖКАМ В ВЫСОТУ

.1 История развития спортивно-технического мастерства у спортсменов-легкоатлетов по прыжкам в высоту

.2 Виды и сущность прыжков в высоту как одного из видов легкой атлетики

Выводы по первой главе:

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА У СПОРТСМЕНОВ-ЛЕГКОАТЛЕТОВ ПО ПРЫЖКАМ В ВЫСОТУ 18-19 ЛЕТ

.1 Техника и методика тренировочных упражнений спортсменов 18-19 лет для выполнения прыжка в высоту способом «Фосбери-флоп»

.2 Экспериментальное исследование развития спортивно-технического мастерства у спортсменов-легкоатлетов 18-19 лет по прыжкам в высоту на базе ДЮСШ №2 Губкинского городского округа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность. В легкоатлетических видах спорта достигаемый результат требует от спортсмена максимальных усилий, проявляющихся на пределе его возможностей. Возникающие при этом перегрузки функциональных систем организма уменьшают работоспособность двигательного аппарата спортсмена, что может стать причиной застоя или даже снижения спортивного результата. В таких случаях особенно важно подобрать индивидуально-оптимальный вариант выполнения движения, при котором двигательные возможности спортсмена используются наилучшим образом.

Вместе с тем, в процессе совершенствования техники движения легкоатлетов сохраняется неопределенность в выборе индивидуально-оптимального варианта выполнения движения. Для того чтобы исключить эту неопределенность, спортсмену необходимо точно знать, какие кинематические и динамические характеристики движения, в какую сторону и как целесообразно изменять, чтобы наилучшим образом реализовать свои двигательные возможности.

Исследования технической подготовленности прыгунов в высоту с разбега (В.М. Дьячков, А.П. Стрижак, 1975; Р.Н. Крашенинников, 1974; Г.Б. Северухин, 1976; В.В. Кузнецов, М.Н. Галичаев, 1981) [33; 7; 2] позволили определить проблемную ситуацию, заключающуюся в необходимости индивидуализации технической подготовки прыгунов, с одной стороны, и с другой - в отсутствии научно-обоснованных объективных критериев оценки и обучения оптимальной техники движений с учетом индивидуальных особенностей развития спортивно-технического мастерства у спортсменов-легкоатлетов 18-19 лет.

Таким образом, проблема развития спортивно-технического мастерства у спортсменов-легкоатлетов по прыжкам в высоту 18-19 лет на основе оптимизации движений является актуальной.

Цель исследования - проверить эффективность развития спортивно-технического мастерства у спортсменов-легкоатлетов по прыжкам в высоту 18-19 лет на основе современных тактических и технических методик тренировок.

Рабочая гипотеза исследования: известно, что самый результативный способ прыжков высоту - это «фосбери-флоп». Спортсмены в возрасте 18-19 лет имеют достаточный физический и психологический потенциал для освоения этой техники.

Объектом исследования является спортивно-техническое мастерство у спортсменов-легкоатлетов по прыжкам в высоту 18-19 лет.

Предметом исследования является развитие спортивно-технического мастерства у спортсменов-легкоатлетов по прыжкам в высоту 18-19 лет.

Задачи исследования: рассмотреть теоретические основы развития спортивно-технического мастерства у спортсменов-легкоатлетов по прыжкам в высоту 18-19 лет; выявить эффективные методики развития спортивно-технического мастерства у спортсменов-легкоатлетов по прыжкам в высоту 18-19 лет.

Основные методы исследования: историческое определение, логическое обобщение, наблюдение и контент-анализ.

Выборка: спортсмены-легкоатлеты по прыжкам в высоту ДЮСШ №2 Губкинского городского округа 18-19 лет 10 человек.

Исследования проводились в течение одного года, в период с сентября 2010 г. по май 2011 г. на базе ДЮСШ №2 Губкинского городского округа и были объединены в три этапа с определенными задачами, средствами, методами их решения.

На первом этапе (сентябрь 2010 г. - октябрь 2010 г.) основной задачей было определение общего направления исследования: выбор темы исследования; проведение анализа научно-методической литературы и педагогических наблюдений; проведение опроса спортсменов и тренеров по прыжкам в высоту с целью выяснения на практике системы и содержания физической подготовки спортсменов-легкоатлетов 18-19 лет; отбор и апробация различных методик тренировок спортсменов-легкоатлетов 18-19 лет; определение ведущих факторов спортивно-технического мастерства спортсменов-легкоатлетов.

На втором этапе (ноябрь 2010 г. - март 2011 г.) проводилась разработка и обоснование основных компонентов методики физической подготовки и проведение основного педагогического эксперимента, с целью проверки эффективности ее применения в тренировочном процессе развития спортивно-технического мастерства у спортсменов-легкоатлетов по прыжкам в высоту 18-19 лет.

Третий этап исследования (апрель 2011 г. - май 2011 г.) был направлен на анализ и обобщение результатов педагогического эксперимента, математическую обработку данных, теоретический анализ и интерпретацию результатов исследования, оформление работы.

Теоретической базой исследования стали работы: И.В. Аулик, Т.В. Быковой, Л.И. Дурносенкова, В.М. Дьячкова, А.П. Стрижак, А.И. Жилкина, В.С. Кузьмина, Е.В. Сидорчук, В.Б. Шпитального, М.Ф. Максименко, С.Н. Шипиловой и др.

Структура работы состоит из введения, основной части их двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА У СПОРТСМЕНОВ-ЛЕГКОАТЛЕТОВ ПО ПРЫЖКАМ В ВЫСОТУ

 

1.1 История развития спортивно-технического мастерства у спортсменов-легкоатлетов по прыжкам в высоту


История прыжков в высоту сравнительно коротка. В Олимпийских играх древности нет упоминаний о проведении соревнований по этому виду. У древних немцев был популярен так называемый королевский прыжок через несколько стоящих рядом лошадей. А у некоторых племен, населяющих Центральную Африку, издавна и по сей день основным событием народных празднеств остаются состязания по прыжкам в высоту с разбега. На олимпийских играх в Древней Греции олимпийцы бегали, метали диск, прыгали в длину, боролись, состязались на колесницах, проводили кулачные бои, но ни разу за все 293 олимпиады не прыгали в высоту. [29]

Прыжки в высоту обязаны своим происхождением не столько легкой атлетике, сколько гимнастике. В немецких гимнастических обществах спортсмены включали в программу своих выступлений наравне с такими снарядами, как кольца, брусья, конь, перекладина и прыжки в высоту. А прыгали тогда с прямого разбега двумя ногами вперед.

Первое упоминание о спортивных соревнованиях по прыжкам в высоту относится к XIX веку. В начале XIX в. в немецких турнферейнах появился гимнастический прыжок с прямого разбега. В то же время ни один из прыжков не претерпел таких изменений в технике, как в прыжках в высоту. Пять разновидностей в этом виде прыжков - «перешагивание», «волна», «перекат», «перекидной», «фосбери-флоп» - прошли сравнительно короткий исторический путь. [5, с.44]

В хрониках XIX века упоминается имя прыгуна Карла Мюллера из Берлина. По свидетельству очевидцев, он был человеком сильным, ловким и легко перепрыгивал высоту, достигавшую ему до подбородка. Жаль только, что никто не удосужился измерить, на какой же высоте находился подбородок Карла Мюллера.

Прыжки в высоту быстро распространялись по Европе. Особенно много их поклонников оказалось в Англии. И там, на первых официальных соревнованиях в 1864 году, победитель Роберт Мейч прыгнул в высоту на 1 м 67,4 см. [5, с.45]

Впрочем, первым мировым рекордом считается другой результат. Студент-медик из Лондона Роберт Гуч в 1859 году преодолел планку на высоте 1 м 70 см. Но дело здесь даже не в высоте, а в том, каким способом Роберт прыгал. В отличие от других спортсменов он делал разбег не под прямым углом к планке, а под острым, сбоку, а в воздухе его ноги двигались наподобие ножниц. [5, с.46]

Уже на играх первой Олимпиады 1896 года были разыграны медали в прыжках в высоту. Дальнейшая истории этой дисциплины позволяет выделить три периода связанных с тремя стилями прыжков.

Первый официально зарегистрированный в 1864 г. результат по прыжкам в высоту равнялся 167 см. Причем разбег и приземление производились по травяному покрытию. Спортсмены прыгали с прямого разбега, переходили через планку, поджимая ноги, или прыгали под острым углом, выполняя движения ногами «ножницы». Впоследствии этот стиль получил название «перешагивание». В 1887 г. американец В. Пейдж установил первый мировой рекорд - 193 см. [13, с.17]

Значительный шаг вперед в поисках лучшего стиля позволил создать восточно-американский способ прыжка («волна»), которым американец М. Сунней в 1896 г. установил мировой рекорд, продержавшийся 16 лет - 197 см. Двухметровую высоту преодолели в 1912 г., применив новый стиль прыжка - «хорайн», названный по имени американского прыгуна Д. Хорайна, впервые показавшего этот стиль. Позже стиль получил название «перекат».

В 1936 г. Д. Ольбриттон демонстрирует новый способ перехода через планку - лежа животом к ней. Интересно, что еще в 20-х гг. этого же столетия Б. Взоров применил такой способ прыжка, но не получил достойного внимания. Этот стиль назвали «перекидной». В 1941 г. американец Л. Стирс установил «перекидным» способом мировой рекорд - 211 см - В 1957 г. советский атлет Ю. Степанов установил новый мировой рекорд - 216 см, прервав более чем семидесятилетнюю гегемонию американских атлетов. А с 1961 г. рекорд перешел к замечательному советскому прыгуну В. Брумелю, прыгавшему «перекидным» стилем, и составил 228 см. [5, с.48]

В 1968 г. на Олимпийских играх в Мехико Р. Фосбери (США) продемонстрировал новый способ перехода через планку - лежа спиной, завоевав при этом золотую медаль. В настоящее время все прыгуны и прыгуньи используют этот стиль прыжка, так как научно доказана его эффективность перед всеми остальными стилями.

Этот способ был изобретен американским атлетом по имени Дик Фосбери, когда ему было 16 лет. В 1968 году на Летних Олимпийских играх в Мексике Дик Фосбери с помощью нового способа выиграл золотую олимпийскую награду, установив новый олимпийский рекорд (2,24 метра).

В СССР он долгое время был непопулярен, в том числе и из-за того, что не хватало поролоновых матов для приземления. Прыгать же способом фосбери-флоп (или фосбюри-флоп) в песок было крайне травмоопасно. Первый спортсмен из СССР, который начал использовать фосбери-флоп был Кестутис Шапка. Практически все современные прыгуны в высоту, включая рекордсмена мира Хавьера Сотомайора (2,45) пользуются стилем «фосбери-флоп». [13, с.18]

Современная история. Если в первой половине XX века в прыжках в высоту лидировали спортсмены США, то в настоящее время здесь нет доминирования одной страны и одной школы. Сильные атлеты появляются в России, Швеции, Болгарии, Кубе, Хорватии, Украине. На чемпионате мира 2007 года победил до того малоизвестный атлет Дональд Томас (Багамские острова).

Прыжки в высоту также очень популярны и у женщин. Они входят в программу Олимпийских игр с 1928 года и в программу Чемпионатов мира и Европы с самого начала их проведения. Первой женщиной, преодолевшей рубеж 2 метра, стала Роземари Аккерман (1977). [40]

Таблица 1.1.

Мировые рекорды

Рекорд

Спортсмен

Страна

Дата

Где установлен

Открытые стадионы


2,45 м

мужчины

Хавьер Сотомайер

Куба

27.07.1993

Саламанка. Испания

2,09 м

женщины

Стефка Костадинова

Болгария

30.08.1987

Рим, Италия

Закрытый манеж


2,43 м

мужчины

Хавьер Сотомайер

Куба

4.03. 1989

Будапешт, Венгрия

2,08 м

женщины

Кайса Бергвист

Щвеция

4.02.2006

Арнштадт, Германия


В прыжках в высоту безусловное преимущество имеют высокие атлеты, так как их центр масс, находится относительно выше и, соответственно, им приходится поднимать свою массу на меньшую высоту. Но при этом в соревнованиях успешно выступают разные спортсмены. Рост Стефана Хольма (личный рекорд 2,40м) равен 181 см. То есть он прыгнул на 59 см выше собственного роста. Рост Бланки Влашич (рекорд 2,08) равен 193 см.

На сегодняшний день рекорд мира в прыжках в высоту у мужчин принадлежит X. Сотомайору (Куба) - 245 см, у женщин - С. Костадиновой (Болгария) - 209 см, прыгающими стилем «фосбери-флоп». [10, с.54]

Таким образом, прыжки в высоту - это сравнительно молодой вид спорта. Он требует как особой технологичности спортсмена, так и прыгучести, силы, выносливости, особых требований к физическим данным, особенно росту спортсмена.

1.2 Виды и сущность прыжков в высоту как одного из видов легкой атлетики


Прыжок в высоту - один из наиболее популярных видов легкой атлетики и за свое более, чем столетнее существование как спортивное упражнение достиг высокого уровня развития. Соревнования по прыжкам в высоту происходят в секторе для прыжков, оборудованном планкой на держателях и местом для приземления.

Спортсмену на предварительном этапе и в финале даётся по три попытки на каждой высоте. Спортсмен имеет право пропустить высоту, при этом неиспользованные на пропущенной высоте попытки не накапливаются. Если спортсмен совершил неудачную попытку или две на какой-либо высоте и не хочет больше прыгать на этой высоте, он может переносить неиспользованные (соответственно, две или одну) попытки на следующие высоты. Прирост высот в ходе соревнований определяется судьями, но он не может быть менее 2-х сантиметров. Спортсмен может начать прыгать с любой высоты, предварительно оповестив об этом судей. Расстояние между держателями планки 4 м. Размеры места приземления 3 x 5 метров. [34, с.48]

При попытке спортсмен должен отталкиваться одной ногой. Попытка считается неудачной, если: в результате прыжка планка не удержалась на стойках; спортсмен коснулся поверхности сектора, включая место приземления, расположенное за вертикальной проекцией ближнего края планки, или между, или за пределами стоек любой частью своего тела до того, как он преодолел планку.

Удачную попытку судья отмечает поднятием белого флага. Если планка упала со стоек после поднятия белого флага, попытка считается засчитанной. Обычно судья фиксирует взятие высоты не раньше, чем спортсмен покинул место приземления, но окончательное решение о моменте фиксации результата формально остаётся за судьёй.

Неуклонный рост спортивных результатов, растущая конкуренция на международной арене привели к поиску новых, более рациональных, технических форм прыжка, средств и методов тренировки. В настоящее время основой для достижения высоких спортивных результатов в прыжках в высоту является эффектная спортивная техника.

Технику прыжка в высоту следует понимать как систему движения, направленную на рациональную организацию взаимодействия внутренних и внешних сил (активных, упругих, реактивных и инерционных) с целью наиболее полного и эффективного использования двигательных возможностей спортсмена для достижения наиболее высоко спортивного результата. Чем совершеннее техника прыжка в высоту, тем в большей мере прыгун использует инерционные силы разбега и перемещение маховых звеньев тела, реактивные силы взаимодействия с опорой и энергию упругой деформации растяжения, участвующих в отталкивании предварительно напряженных мышц, для проявления в отталкивании усилий максимальной мощности, обеспечивающих высокую начальную скорость и оптимальный угол вылета, определяющих в конечном счете конечную высоту вылета общего центра тяжести тела спортсмена.

В свою очередь, чем в большей степени при переходе через планку будет реализована достигнутая высота взлета, тем более высокий спортивный результат сможет показать спортсмен.

Целевым назначением спортивной техники в прыжках в высоту является достижение максимально высокого, индивидуального для каждого прыгуна спортивного результата.

Достижение этой цели связано с решением двух основных задач: 1). Максимально использовать скорость разбега, реактивные, инерционные, упругие и активные силы в отталкивании для достижения максимальной высоты взлета; 2). Эффективно реализовать достигнутую высоту взлета при переходе через планку.

При анализе спортивной техники возникает необходимость условно расчленить целостное упражнение на основные фазы, рассматривая при этом их значение и целесообразность в последовательной зависимости.

Выделяют четыре основных фазы: разбег, отталкивание, полет и приземление.

Разбег выполняется в начале на прямой, а затем по дуге в 3 или 5 шагов под углом 35о-38о по отношению к планке. Дуга в 3 шага рациональна при меньшей скорости разбега, дуга в 5 беговых шагов - при более быстром разбеге. Это объясняется тем, что при больших скоростях и пи малых радиусах кривизны дуги развиваются такие центробежные ускорения, что на борьбу с ними затрачивается чрезмерные усилия, снижающие эффективность толчка. Длина разбега составляет 9-11 беговых шагов, причем выполняется разбег после предварительного подхода в 3-4 шага или подбежки.

Отталкивание. В толчке необходимо сообщить телу максимальную скорость вылета, создать оптимальный угол вылета и обеспечить оптимальное положение прыгуна для эффективного перехода планки. Постановка ноги на место отталкивания осуществляется широким беговым движением почти плоско, не упираясь на пятку, сразу на всю стопу. Чем меньше будет акцентироваться постановка толчковой ноги с пятки, тем быстрее можно выполнять отталкивание.

Переход через планку осуществляется после взлета тела в вертикальную плоскость, повернувшись в сторону планки. Мах выполняется синхронно двумя руками, и в переходе через планку руки расположены вдоль тела. Далее спортсмен, прогибаясь с максимально опущенными ногами, входит головой и плечами на планку. А над планкой прыгун, прогибаясь, поднимает таз, выводя ОЦМТ за пределы планки. Голову необходимо держать подбородком на себя.

Приземление осуществляется в стойку на лопатки с последующим кувырком назад через голову.

Прыжок в высоту с разбега - это координационно-сложный вид, предъявляющий высокие требования к физическим возможностям спортсменов. Условно этот прыжок можно разделить на четыре основные структурные фазы: 1) разбег, 2) отталкивание, 3) переход через планку и 4) приземление. [10, с.84]

Перешагивание (ножницы). Является наиболее простым и доступным из всех способов прыжка в высоту. Он не требует дорогого инвентаря, специальных поролоновых матов, так как прыгун осуществляет приземление на обе ноги и может прыгать в яму с песком. При выполнении отталкивания толчковая нога начинает выпрямляться сразу же после постановки ее на грунт. Маховая нога помогает отталкиванию. Она выпрямляется, максимально высоко поднимается над планкой, а затем энергично опускается за планку, делая перешагивание. Туловище наклоняется вперед. Одновременно толчковая нога переносится через планку повернутой стопой кнаружи. Прыгун приземляется на маховую ногу. Этим способом, известным еще с середины XIX века и знакомым современному школьнику, атлеты пользовались примерно до 1937 года и довели мировой рекорд до 2,09 м.

Перекидной. Этот способ, чем-то похожий на запрыгивание на лошадь, позволял приблизить центр масс прыгуна ближе к планке и давал преимущество по сравнению с перешагиванием примерно 15 сантиметров. Автор его неизвестен. В 1941 году этим стилем американец Лео Стирс покорил новый мировой рекорд 2,11 м. Этим же стилем прыгал первый советский рекордсмен мира в прыжках в высоту Юрий Степанов взявший в 1957 году 2,16 м. Звездой прыжков и мирового спорта стал Валерий Брумель, шесть раз бивший мировые рекорды вплоть до 2,28 м. Последним мировым рекордсменом уже в эпоху следующего стиля (1978) стал Владимир Ященко (СССР), прыгнув на 2,35 м. Много лет прыгуны со всего мира использовали в прыжках в высоту с разбега способ «перекидной», но теперь, как показали многочисленные исследования, новый стиль прыжка в высоту способом «фосбери-флоп» занимает первое место среди всех способов. [10, с.94]

Фосбери-флоп. После отталкивания толчковой ногой тело выпрямляется и быстро поворачивается спиной к планке, принимая нужное положение. Резким движением тело устремляется вперед. После этого плечи прыгуна оказываются за планкой, и прыгун выполняет над планкой прогибание - мост. Когда таз также пройдет над планкой, тазобедренные суставы быстро сгибаются и ноги выпрямляются. Прыгун падает на спину, ноги прямые. Центр масс атлета при прохождении тела над планкой проходит под ней.

Разбег в способе «фосбери-флоп» характеризуется дугообразной формой и высокой скоростью. Первые шаги в разбеге следует выполнять по прямой дистанции, по дуге выполняются последние 3-5 шагов, следует отметить, что если скорость бега не высока, то по дуге используют меньше шагов, и наоборот. Скорость бега набирается вначале, а к концу дистанции еще немного увеличивается. У знаменитых прыгунов, скорость бега в разбеге составляет около 8 м/с.

 <#"531553.files/image002.gif">

Рис. 2.1. Уровень спортивно-технического мастерства у спортсменов-легкоатлетов (девушки 18-19 лет) (констатирующий эксперимент)

Таблица 2.3

Уровень спортивно-технического мастерства у спортсменов-легкоатлетов (юноши 18-19 лет) (констатирующий эксперимент)

Уровни

Высокий

Средний

Низкий


кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Количество метров, пробегаемых за 6 мин

2

20

1

20

2

40

Тройной прыжок с места

2

40

2

40

1

20

Выпрыгивание вверх с трех шагов разбега

3

60

1

20

1

10

Бег на 150 м с высокого старта

2

40

1

20

2

40

Бег на 60 м со старта

3

60

1

20

2

20

Бег на 30 м с хода

2

40

1

10

2

40

Количество метров, пробегаемых за 6 мин

2

40

2

40

1

20

Средние данные

2

40

1

20

2

40


Рис. 2.2. Уровень спортивно-технического мастерства у спортсменов-легкоатлетов (юноши 18-19 лет) (констатирующий эксперимент)

Как видно из таблиц и рисунков - технические характеристики спортсменов имеют большой разброс от низких до высоких показателей. При этом преобладают нижние планки нормативов.

Формирующий эксперимент проводился с ноября 2010 г. по апрель 2011 года. Его цель - повысить технические показатели спортсменов 18-19 лет и уровень их мастерства по прыжкам в высоту. Для этого мы использовали занятия по общетехнической подготовке и тренировки способом «фосбери».

Изучение техники прыжка способом «фосбери» требует специального оборудования и мер предосторожности, поэтому его освоение возможно лишь в условиях ДЮСШ или на секционных занятиях в общеобразовательной школе.

Основные упражнения для изучения способа «фосбери»:

. Бег по кругу с постепенным уменьшением его диаметра до 10 - 15 м.

. Разбег с забеганием по дуге поворота на последних 3 - 5 шагах.

. Прыжки через планку способом «перешагивание» с забеганием по дуге.

. Выполнение отталкивания и движения сильно согнутой маховой ноги вперед-вверх, направляя ее бедром внутрь. Упражнение выполняется на месте, а затем в ходьбе на каждый третий шаг.

. Выполнение отталкивания с последующим опусканием маховой ноги и поворотом спиной к планке.

. Лежа на спине поперек гимнастического коня, принять положение входа на планку.

. Лежа спиной на матах с подтянутыми и согнутыми ногами, поднимать таз вверх, как при переходе планки, а затем, опуская таз, поднять вверх ноги и выпрямить их в коленях, имитируя уход от планки.

. Из положения стоя спиной у гимнастического коня наклониться назад и перекатиться через коня на высоко положенные за ним маты, имитируя переход планки способом «фосбери».

Только после многократного выполнения этих упражнений мы приступили к прыжкам через планку, обеспечив мягкое приземление на спину. При освоении техники прыжка способом «фосбери» в целом мы добивались входа в толчок на значительной скорости разбега без подседания на последних шагах, как это делается в прыжках способом «перекидной».

При обучении технике прыжков в высоту у спортсменов зачастую возникали ошибки, требующие немедленного исправления. В противном случае формируется устойчивый неправильный навык, бороться с которым уже значительно труднее. Ошибки появляются на различных фазах прыжка.

Появлению ошибок способствуют две основные причины. Первая - это неправильная методика обучения технике прыжка, отсутствие у спортсмена четкого представления о тех или иных элементах техники. Вторая - недостаточная общая и специальная физическая подготовленность, мешающая освоению техники прыжков в высоту. Следовательно, исправление ошибок должно предусматривать не только техническое совершенствование, но и повышение уровня скоростно-силовой подготовленности, прыжковой ловкости, прыгучести, мощности отталкивания.

Техника прыжка в высоту «фосбери-флоп» представлена на рисунке 2.3. Разбег начинается быстро, как при прыжке в длину. Через 3-4 шага темп бега снижается, но не снижается скорость. За 3 шага до отталкивания спортсмен изменяет направление бега по дуге относительно планки. Таким образом, если вначале спортсмен разбегался перпендикулярно планке, то теперь он находится к ней левым боком.

На кадрах 1-3 мы видим последний шаг разбега и постановку толчковой ноги на место отталкивания. Такое положение на маховой ноге (кадр 1) обеспечивает прыгуну хорошее продвижение вперед без подседания, что обусловливается и высокой скоростью разбега. При постановке толчковой ноги движения спортсмена напоминают движения прыгуна в длину - плечи не отстают от таза и нога ставится на опору близко к проекции о. ц. т. (кадр 4). Работа рук также напоминает движения рук при прыжках в длину.


Толчок производится дальней от планки ногой (в данном случае правой) и сопровождается энергичным махом бедром левой ноги, что способствует повороту тела прыгуна спиной к планке (кадры 4-6). Последующее опускание маховой ноги (кадры 7-9) помогает вращению, подъему таза вверх и переводу туловища прыгуна в горизонтальное положение поперек планки. Прогибаясь в поясничной части (кадры 10-11), спортсмен одновременно опускает голову и плечи за планку. А после того как таз проходит над планкой (кадр 12), прыгун переносит через планку ноги с одновременным разгибанием их в коленном суставе (кадры 13-14). Приземление происходит на спину. В заключение следует отметить, что такой способ больше подходит прыгунам, обладающим хорошими скоростными данными, а также отличной гибкостью и подвижностью в тазобедренных суставах. Этот способ довольно прост для освоения, но для этого необходима специально приспособленная для таких прыжков яма для приземления с высотой поролоновых подушек не менее 50-60 см.

Планирование подготовки прыгунов в высоту на стадии развития спортивных возможностей было направлено на решение конкретных задач: формирование фундамента двигательных способностей во взаимосвязи со становлением технического мастерства; ликвидации отставания в технической подготовке; освоение современных тренировочных объемов; обучение тактике выступления на соревнованиях; воспитание самостоятельности и активности в учебно-тренировочном процессе.

Преимущественная направленность подготовки - комплексное развитие двигательных способностей во взаимосвязи с технической подготовкой. Основными средствами подготовки на данной стадии стали: средства специальной физической и технической подготовки во взаимосвязи с соревновательной подготовкой в прыжках в высоту.

В программе тренировки прыгуна в высоту годичный цикл разделяется на четыре этапа повторяющихся при двухпиковом программировании. Этапы различаются по своим задачам, характеру и направленности применяемых тренировочных средств. На первом этапе общей физической подготовки, который охватывает период с 10 сентября по 1 ноября - 6-7 недель и с 1 марта по 1 апреля - 4 недели, ставятся следующие задачи:

применение специальных упражнений прыгуна в высоту, избирательно действующих на развитие основных мышечных групп и необходимых двигательных навыков при выполнении прыжков в высоту, т.е. уже с первого этапа необходимо совмещать два процесса: изучение и совершенствование техники с развитием двигательных способностей;

функциональная подготовка опорно-двигательного аппарата за счет применения большого объема прыжковой работы;

контроль за физической подготовленностью осуществляется тестированием на всех этапах, но особенно он ценен на этапе общей физической подготовки.

Второй этап технико-физической подготовки длится с 1 ноября по 10-15 декабря - 6 недель, с 1 апреля по 15-20 мая - 5 недель.

На этапе технико-физической подготовки увеличивается объем и интенсивность тренировочной нагрузки за счет изменения характера применяемых упражнений и соотношения тренировочных средств, например - общая физическая подготовка на этом этапе составляет примерно 40-50% всего объема тренировочной работы.

Специальные упражнения спортсменов-легкоатлетов по прыжкам в высоту в высоту в недельном цикле тренировки чередуются с поурочными схемами и тренировочными прыжками в высоту с короткого и с полного разбега, выполняемыми в облегченных внешних условиях.

На этапе технико-физической подготовки мы вводили единичные соревнования, которые не требуют ограничения тренировочного процесса.

На этих соревнованиях были выявлены изъяны в технической подготовке. Но основная цель этого этапа заключается в нормализации и стабилизации состояния тренированности, а для этого необходимо уменьшить интенсивность, а также применять дополнительные восстановительные средства, не прерывая учебно-тренировочного процесса. В конце этапа доля общеподготовительных упражнений уменьшается в пользу тренировочных средств, близким по структуре движения к соревновательным.

По окончании эксперимента мы провели контрольный срез показателей техники спортсменов, которые отразили в таблицах 2.4. и 2.5.

Таблица 2.4

Уровень спортивно-технического мастерства у спортсменов-легкоатлетов (девушки 18-19 лет) (контрольный эксперимент)

Уровни

Высокий

Средний

Низкий


кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Количество метров, пробегаемых за 6 мин

3

60

2

40

-

-

Тройной прыжок с места

3

60

2

4

-

-

Выпрыгивание вверх с трех шагов разбега

4

80

1

20

-

-

Бег на 150 м с высокого старта

4

80

1

20

-

-

Бег на 60 м со старта

3

60

2

40

-

-

Бег на 30 м с хода

2

40

3

60

-

-

Средние данные

3

60

2

40

-

-


Рис. 2.3. Уровень спортивно-технического мастерства у спортсменов-легкоатлетов (девушки 18-19 лет) (контрольный эксперимент)

Таблица 2.5

Уровень спортивно-технического мастерства у спортсменов-легкоатлетов (юноши 18-19 лет) (контрольный эксперимент)

Уровни

Высокий

Средний

Низкий


кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Количество метров, пробегаемых за 6 мин

4

20

1

20

-

-

Тройной прыжок с места

4

40

1

20

-

-

Выпрыгивание вверх с трех шагов разбега

5

60

-

-

-

-

Бег на 150 м с высокого старта

4

40

1

20

-

-

Бег на 60 м со старта

4

60

1

20

-

-

Бег на 30 м с хода

3

40

2

40

-

-

Количество метров, пробегаемых за 6 мин

3

40

2

40

-

-

Средние данные

4

80

1

20

-

-


Рис. 2.4. Уровень спортивно-технического мастерства у спортсменов-легкоатлетов (юноши 18-19 лет) (контрольный эксперимент)

Таблица 2.6

Сравнительный уровень спортивно-технического мастерства у спортсменов-легкоатлетов (девушки 18-19 лет) (контрольный эксперимент)

Уровни

Высокий

Средний

Низкий


Констат

Контр

+/-

Констат

Контр

+/-

Констат

Контр

Количество метров, пробегаемых за 6 мин

2

3

+1

1

2

+1

2

-

-2

Тройной прыжок с места

2

3

+1

2

2

=

1

-

-1

Выпрыгивание вверх с трех шагов разбега

3

4

+1

1

1

=

1

-

-1

Бег на 150 м с высокого старта

2

4

+2

1

1

=

2

-

-2

Бег на 60 м со старта

3

3

=

1

2

+1

2

-

-2

Бег на 30 м с хода

2

2

=

1

3

+2

2

-

-2

Средние данные

2

3

+1

2

2

=

1

-

-1


Таблица 2.7

Уровень спортивно-технического мастерства у спортсменов-легкоатлетов (юноши 18-19 лет) (контрольный эксперимент)

Уровни

Высокий

Средний

Низкий


Констат

Контр

+/-

Констат

Контр

+/-

Констат

Контр

+/-

Количество метров, пробегаемых за 6 мин

2

4

+2

1

1

=

2

-

-2

Тройной прыжок с места

2

4

+2

2

1

-1

1

-

-1

Выпрыгивание вверх с трех шагов разбега

3

5

+2

1

-

-1

1

-

-1

Бег на 150 м с высокого старта

2

4

+2

1

1

=

2

-

-2

Бег на 60 м со старта

3

4

+1

1

1

=

2

-

-2

Бег на 30 м с хода

2

3

+1

1

2

+1

2

-

-2

Количество метров, пробегаемых за 6 мин

2

3

+1

2

2

=

1

-

-1

Средние данные

2

4

+2

1

1

=

2

-

-2


Как видим из результатов контрольного эксперимента, общетехнические показатели испытуемых значительно повысились. По результатам наблюдений, мы констатировали, что все спортсмены освоили технику прыжка способом «фосбери-флоп». Кроме того, все повысили свои спортивные разряды. Две девушки и три юноши стали мастерами спорта.

Выводы по второй главе:

Юниоры 18-19 лет, как правило, уже имеют начальную подготовку по прыжкам в высоту и достаточный опыт, чтобы приступить к обучению прыжкам в высоту с использованием способов «Фосбери-флоп».

Согласно рекомендациям специалистов, прежде чем приступить к обучению спортсменов 18-19 лет технике прыжка в высоту способом «Фосбери-флоп», каждому тренеру необходимо четко сформулировать конечную цель обучения, установить последовательность решения задач обучения, отобрать эффективные средства решения поставленных задач, продумать последовательность их применения и методические указания, которые необходимо будет использовать при выполнении тех или иных упражнений Конечной целью обучения является освоение рациональной структуры целостного прыжка в высоту. В качестве системообразующего фактора в процессе начального обучения выступают указания, замечания и оценка тренера о качестве выполнения имитационных, подводящих и специальных упражнений и складывающиеся при этом двигательные представления и ощущения спортсмена Полное представление об изучаемой спортивной технике можно создать лишь при практическом выполнении спортсменом согласно соревновательному упражнению и его отдельных элементов. Решение последующих задач может осуществляться последовательно или комплексно (одновременно сразу несколько).

На базе ДЮСШ №2 мы провели исследование по развитию спортивно-технического мастерства у спортсменов-легкоатлетов по прыжкам в высоту 18-19 лет. В исследовании приняли участие 10 человек (5 девушек и 5 юношей). Исследование проводилось в три этапа. Первый этап - констатирующий (сентябрь 2010). Его цель - выявить начальные показатели спортивно-технического мастерства спортсменов - легкоатлетов.

Методы исследования - наблюдения и хронометраж. Формирующий эксперимент проводился с ноября 2010 г. по апрель 2011 года. Его цель - повысить технические показатели спортсменов 18-19 лет и уровень их мастерства по прыжкам в высоту. Для этого мы использовали занятия по общетехнической подготовке и тренировки способом «фосбери».

В результате уровень спортивно-технического мастерства в общетехнических показателях повысился у девушек в среднем на 50%, у юношей - на 100%. Кроме того, мастерство производства прыжков способом «фосбери» стало выше у всех участников эксперимента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

прыжок высота легкий атлетика

Ни один из прыжков не претерпел таких изменений в технике, как в прыжках в высоту. Пять разновидностей в этом виде прыжков - «перешагивание», «волна», «перекат», «перекидной», «фосбери-флоп» - прошли сравнительно короткий исторический путь.

История прыжков в высоту сравнительно коротка. В Олимпийских играх древности нет упоминаний о проведении соревнований по этому виду. Прыжки в высоту обязаны своим происхождением не столько легкой атлетике, сколько гимнастике. В немецких гимнастических обществах спортсмены включали в программу своих выступлений наравне с такими снарядами, как кольца, брусья, конь, перекладина и прыжки в высоту. А прыгали тогда с прямого разбега двумя ногами вперед.

Прыжок в высоту - один из наиболее популярных видов легкой атлетики и за свое более, чем столетнее существование как спортивное упражнение достиг высокого уровня развития. Неуклонный рост спортивных результатов, растущая конкуренция на международной арене привели к поиску новых, более рациональных, технических форм прыжка, средств и методов тренировки. В настоящее время основой для достижения высоких спортивных результатов в прыжках в высоту является эффектная спортивная техника.

Достижение этой цели связано с решением двух основных задач: 1). Максимально использовать скорость разбега, реактивные, инерционные, упругие и активные силы в отталкивании для достижения максимальной высоты взлета; 2). Эффективно реализовать достигнутую высоту взлета при переходе через планку.

Юниоры 18-19 лет, как правило, уже имеют начальную подготовку по прыжкам в высоту и достаточный опыт, чтобы приступить к обучению прыжкам в высоту с использованием способов «Фосбери-флоп».

Конечной целью обучения является освоение рациональной структуры целостного прыжка в высоту. В качестве системообразующего фактора в процессе начального обучения выступают указания, замечания и оценка тренера о качестве выполнения имитационных, подводящих и специальных упражнений и складывающиеся при этом двигательные представления и ощущения спортсмена.

На базе ДЮСШ №2 мы провели исследование по развитию спортивно-технического мастерства у спортсменов-легкоатлетов по прыжкам в высоту 18-19 лет. В исследовании приняли участие 10 человек (5 девушек и 5 юношей). Исследование проводилось в три этапа. Первый этап - констатирующий (сентябрь 2010). Его цель - выявить начальные показатели спортивно-технического мастерства спортсменов - легкоатлетов.

Формирующий эксперимент проводился с ноября 2010 г. по апрель 2011 года. Его цель - повысить технические показатели спортсменов 18-19 лет и уровень их мастерства по прыжкам в высоту. Все испытуемые выполняли комплекс контрольных испытаний, отражающих уровень развития основных физических качеств. Исследования проводились со спортсменами, прыгающими способом «фосбери».

Из результатов контрольного эксперимента видно, что общетехнические показатели испытуемых значительно повысились. По результатам наблюдений, мы констатировали также, что все спортсмены освоили технику прыжка способом «фосбери-флоп». Кроме того, все повысили свои спортивные разряды. Две девушки и три юноши стали мастерами спорта.

Таким образом, в результате исследования мы выяснили, что для улучшения результатов в прыжках в высоту, помимо овладения спортивной техникой, необходимо целенаправленное развитие физических качеств на всех этапах многолетней подготовки. Повышение квалификации спортсменов сопровождается улучшением показателей быстроты и скоростно-силовых качеств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.      Аулик, И.В. Как определить тренированность спортсмена [Текст] / И.В. Аулик. - М.: ФиС, 2007. - 264 с.

.        Ашмарин, Б.А Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б.А. Ашмарин. - М.: ФиС, 2008. - 288 с.

.        Быкова, Т.В. Как прыгнуть выше головы [Текст] / Т.В. Быкова. - М.: ФиС, 2008. - 64с.

.        Воронин, В.И. Легкая атлетика: учебник для ин-тов физ. культуры [Текст] / В.И. Воронин, Н.Г. Озолин. - М.: ФиС, 2009. - 344 с.

.        Дурсенов, Л.И. Техника будущего: Фосбери и Брумель [Текст] / Л.И. Дурносенков // Легкая атлетика. -2008. - №12. - С.5-6.

.        Дьячков, В.М. Прыжок «фосбери-флоп» [Текст] / В.М. Дьячков, А.П. Стрижак. - М.: ФиС, 2005. - 63с.

.        Дьячков, В.М. Физическая подготовка спортсмена [Текст] / В.М. Дьячков. - М.: ФиС, 2007. - 244 с.

.        Жилкин, А.И. Легкая атлетика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 464 с.

.        Зациорский, В.М. Спортивная метрология [Текст] / В.М. Зациорский. - М.: ФиС, 2002. - 344 с.

.        Зациорский, В.М. Физические качества легкоатлета [Текст] / В.М. Зациорский. М.: ФиС, 2007. - 364 с.

.        Казиков, И. Б. Этап непосредственной подготовки к играм Олимпиад и его моделирование [Текст] / И. Б. Казиков // Теория и практика физической культуры. - 2004. - N 4. - С.12-15.

.        Кастелло, Ф. Прыжок в высоту «перекидным» способом: техника и тренировка / Ф. Кастелло // Системы подготовки зарубежных спортсменов / ВНИИФК. -М., 1982. -№10. -С.1-3.

.        Керсенброкк, К. Анализ техники «фосбери-флоп» [Текст] / К. Керсенброкк // Легкая атлетика. - 2007. - №12. - С.18-19.

.        Книга тренера по легкой атлетике [Текст] / Под ред. Л.С. Хоменкова - М.; Физкультура и спорт, 2007. - 398 с.

.        Ковальчук, Г.И. Антропогенетические и психологические показатели спортивно-технической подготовленности легкоатлетов [Текст] / Г.И. Ковальчук // Теория и практика физической культуры. - 2004. - N 4. - С. 45-49

.        Креер, В.В. Легкоатлетические прыжки [Текст] / В.В. Креер, В.Б. Попов. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 175 с.

.        Кузнецов, В.В. Олимпийский кольца «Королева спорта» [Текст] / В.В. Кузнецов. - М.: ФиС, 2009. - 322 с.

.        Легкая атлетика и методика преподавания: учеб. для ин-тов физ. культ. [Текст] / Под ред. О.В. Колодия, Е.М. Лутковского, В.В. Ухова. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 271 с.

.        Лёгкая атлетика. Правила соревнований [Текст]. - М.: ФиС, 2008. - 34 с.

.        Легкая атлетика: учеб. для ин-тов физ. культ. [Текст] / Под ред. Н.Г.Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. - Изд. 4-е, доп. перераб. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 326 с.

.        Лёгкая атлетика: учебник для ин-тов физ. культ. [Текст] / Под ред. Н.Г. Озолина, В. И. Воронкина. - Изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: ФиС, 2009. - 598 с.

22.    Легкоатлеты завоевали для Белгородской области две медали [Электронный ресурс] // <http://www.afishka31.ru/news/sport/533.html>

.        Лонский, В.А. О подготовке прыгунов в высоту: метод. письмо [Текст] / В.А. Лонский. - Киев: Мин. проев., 2008. - 19 с.

.        Лутковский, Е.М. Лёгкая атлетика [Текст] / Е.М. Лутковский. - М.: ФиС, 2005. -

25.    Малков, Е.А. Подружись с «королевой спорта» [Текст] / Е.А. Малков. - М.: ACADEMIA, 2007. - 342 с.

.        Марчук, С.А. Некоторые аспекты здоровьесбережения студенческой молодежи [Текст] / С. А. Марчук // Теория и практика физической культуры. - 2004. - N 4. - С. 13-15.

.        Озолин, Н.Г. Лёгкая атлетика [Текст] / Н.Г. Озолин и др. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 324 с.

.        Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера [Текст] / Н.Г. Озолин. - М.: Астрель, 2002. - 544 с.

29.    Прыжки в высоту - техника [Электронный ресурс] // <http://www.world-sport.org/cycle/jump_high/technology/>

30.    Розенфельд, А.С. Стресс и некоторые проблемы адаптационных перестроек при спортивных нагрузках [Текст] / А. С. Розенфельд, Е. И. Маевский // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №4. - С. 39-44.

.        Семенов, Л.А. Эффективность реализации функций управления физическим воспитанием в вузе [Текст] / Л. А. Семенов, С. П. Миронова // Теория и практика физической культуры. - 2004. - N 4. - С. 4-6

.        Сирис, П.З. Отбор и прогнозирование способностей в легкой атлетике [Текст] / П.З. Сирис, П.М. Гайдарска, К.И. Рачев. - М.: Физическая культура и спорт, 2003. - 104 с.

.        Стрижак, А.П. Кинематико-динамические особенности техники «фосбери-флоп» и пути ее освоения [Текст] / А.П. Стрижак // Материалы конф. молодых научных сотрудников ВНИИФК за 2002 г. - М.: ВНИ1. ИФК, 2003. - С.82-83.

.        Стрижак, А.П. Прыжок в высоту [Текст] / А.П. Стрижак. - М., «ФиС», 2007. - 80с.

.        Теория и практика физической культуры [Текст]. - 2008. - №8.-С.5-8.

.        Тюпа, В.В. Биодинамика отталкивания при прыжке в высоту [Текст] / В.В. Тюпа // Теория и практика физической культуры. - 2001. - №4. - С.14-16.

.        Учебник тренера по легкой атлетике [Текст] / Под ред. Л.С. Хоменкова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 479 с.

.        Филин, В.П. Исследование в спорте [Текст] / В.П. Филин. - М.: ФиС, 2008. - 432 с.

.        Чинко, В.Е. Исследование зависимости высоты вылета от характера отталкивания в прыжке в высоту / В.Е. Чинко // Совершенствование техники и методики тренировки легкоатлетов. - СПб: Питер, 2007. - С.68-74.

.        Шипилова, С.Н. Прыжки в высоту [Текст] / С.Н. Шипилова // http://www.bolshe.ru/

.        Школа легкой атлетики. Обучение технике видов легкой атлетики [Текст] / Под общ. ред. доц. А.В. Коробова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 336 с.

.        Шпитальный, В.Б. Легкая атлетика: учеб. пособие для студ. фак-та заоч. и дистан. обучения [Текст] / В.Б. Шпитальный, М.Ф. Максименко. - Краснодар, 2002. - 84 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ


Годичные объемы основных средств подготовки у прыгунов в высоту (женщин) различной квалификации (по Г.Н. Германову, 1988)

Тренировочные средства

Квалификация


1 разряд

КМС

МС

Количество тренировочных занятий

202

242

281

Количество прыжков с полного разбега

324

518

817

Количество отталкиваний с укороченных разбегов

1124

1369

2223

Объем нагрузки в горизонтальных прыжковых упражнениях, количество отталкиваний

9869

14013

16132

Количество спрыгиваний с возвышения

265

324

462

Объем нагрузки в спринтерском беге, км

12,4

15,6

19,3

Объем нагрузки в средствах беговой подготовки, км

38,5

54,2

71,2

Объем нагрузки в средствах силовой подготовки, м

81,5

137,3

191,4

Объем нагрузки в средствах ОФП, играх, ч

61

42

27,5

Количество соревнований в прыжках в высоту

6

10

11

Количество соревнований в других видах

3

4

6

Примечание: у мужчин объем нагрузок на 7-10% больше.

Похожие работы на - Развитие спортивно-технического мастерства у спортсменов-легкоатлетов по прыжкам в высоту 18-19 лет

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!