История развития туризма

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,64 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История развития туризма

Содержание

Введение

1. Предыстория развития туризма в IX-XVIII века

1.1 Географические и социальные предпосылки развития туризма

1.2 Предыстория развития туризма в IX-XVIII века

2. Дореволюционный период развития туризма в России

3. Советский период развития туризма в России

3.1 Развитие туризма в СССР 20-30е годы XX века

3.2 Послевоенное массовое развитие туризма

Заключение

Список использованных источников

Введение

Данная курсовая работа в области многостороннего развлечения очень актуальна в настоящее время, так как в последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба.

Туризм - термин, не имеющий корней и истоков в русском языке, пришел из других языковых систем, в частности из французского языка.

История туризма - это наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени, а также это временная периодизация туризма, преследующая выделение внутренне однородных этапов в его развитии. Туризм, как явление общественное, хозяйственное и пространственное, имеет долгую и богатую историю, уходящую в глубокую древность. Выделяются в основном следующие периоды:

1. Туризм до конца XVIII века - предыстория туризма.

. Развитие туризма с XIX в. по 1917 г. - дореволюционный период

. Развитие туризма с 1917 г. по 1991 г. - советский период

Объектом исследования выступают основные периоды развития туризма в России.

Предметом курсовой работы является исторические процессы развития туризма в России в IX-XX вв.

Целью моей работы является анализ факторов и тенденций зарождения и развития туризма в России в IX-XX вв.

Задачами исследования является:

·поиск, отбор и анализ источников информации;

·знакомство с географическими и социальными предпосылками туризма;

·изучение основных периодов развития туризма в России.

Методами исследования являются: системный анализ, обобщение, исторический, диалектический, восхождения от абстрактного к конкретному.

1. Предыстория развития туризма в IX-XVIII века

1.1 Географические и социальные предпосылки развития туризма

В начале формирования человеческого общества путешествия, несомненно, были необходимы для выживания человечества. Люди периодически перемещались с места на место в поисках пропитания или для обеспечения собственной безопасности.

С древнейших времен множество людей отправлялись в путешествия с целью познания мира и открытия новых территорий, с торговыми, дипломатическими, военными, религиозными и иными миссиями. Все эти путешественники нуждались в определённых услугах со стороны местного населения в плане размещения, питания и т.д. Исторически первыми предприятиями индустрии туризма стали таверны, пользовавшиеся сомнительной репутацией домов терпимости.

Позднее, когда человек начал вести оседлый образ жизни, путешествия стали приобретать иной смысл. С незапамятных времен многие путешествия мотивировались простым человеческим любопытством, например, желанием узнать, что находится за самым дальним холмом или на другом берегу широкого водного пространства. Этот вид путешествий - что-то узнать, за чем-то понаблюдать, развлечься и отдохнуть - мог не иметь никакой определенной экономической, политической или познавательной цели.

Несмотря на то, что большинство поездок в период античности и совершались, как мы видим, не с развлекательными целями, в Европе во времена Римской империи возникает новый вид путешествий - досуговый туризм. Римляне из богатых семей часто ездили в Грецию для пополнения образования. Постепенно эти поездки приобрели развлекательный характер: путешествия в Грецию совершались всей семьей или холостыми богатыми римлянами-мужчинами ради отдыха, главным образом к теплым минеральным источникам.

История российского туризма своими корнями уходит в историю путешествий и развития туристского комплекса страны, начиная со времен Древней Руси. Историко-географические, материально-технические, социально-экономические и социально-психологические предпосылки возникновения туризма, обладая общими чертами, имеют свои особенности в каждой стране.

Географическое положение России, расположенной в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов. С принятием христианства эти контакты еще больше укреплялись за счет приезжавших из Византии представителей церкви, переводчиков, переписчиков книг и т.д. Многочисленные паломники совершали путешествия к святым местам.

По свидетельству Н.М. Карамзина, русские паломники уже в XI в. часто давали обет поклониться святым местам Палестины и Константинополя. Одной из первых совершила паломничество в Константинополь в 957 г. княгиня Ольга, где она и совершила обряд крещения.

С древних времен славяне проявляли себя отважными путешественниками и мореплавателями. Письменные источники, относящиеся к нашей эре, свидетельствуют, что уже тогда славянами был освоен знаменитый водный путь "из варяг в греки", соединяющий Черное и Балтийское моря. Из записей греческих историков видно, что русские в VI - VII вв. выходили по Днепру в Черное море и через Босфор и Дарданеллы в Мраморное, Эгейское и Адриатическое моря.

Расширялись торговые связи. Русские купцы имели свои торговые ряды в самых разных странах. В результате походов русских князей Олега (911 г.) и Игоря (944 г.) на Царьград были заключены торговые договоры с Византийской империей, в соответствии с которыми русские купцы получали право торговать в Константинополе беспошлинно. В монастырях Константинополя возникли колонии русских монахов. В эпоху средних веков большое значение приобретают путешествия мореплавателей, и среди них наиболее значимым считаются путешествия тверского купца Афанасия Никитина в Индию, свои наблюдения он изложил в записях, известных под названием "Хождение за три моря".

Первые путешествия, совершаемые в основном с познавательными, торговыми и религиозными целями, сформировали навыки территориальных перемещений, способствовали распространению географических знаний о странах, знакомству с достижениями культуры разных народов.

Большинство маршрутов играло строго специфичную роль: так, в IX-XI вв. существовал торговый водный путь "из варяг в греки": от норманнов про Днепру, территории Киевской Руси, через Черное море в Средиземное. Пути крестоносцев первоначально были сугубо военными, потом постепенно превратились в религиозно-пилигримские. Постоялые дворы сохраняют свое существование, но из государственных становятся частными, а основным местом для отдыха путников служат монастыри и "комнаты для гостей" в домах священнослужителей.

Средиземное море и Персидский залив буквально исчерчены маршрутами древних плаваний. Так, основной ярмаркой месопотамских и египетских мореплавателей был остров Бахрейн в Персидском заливе. Греческие маршруты также в большинстве своем были связаны с Азией (реже - с Египтом, с которым у греков были напряженные отношения).

Инфраструктура отдыха и развлечений сформировалась гораздо позже, а тогда поездки, как и наличие средств передвижения, являлись сугубо частным делом.

В средние века развивавшаяся торговля товарами и последствия военных действий неизбежно повлекли за собой обмен идеями между участниками этих событий. В результате целью путешествий становится пропаганда новых идей - путешественники теперь отправлялись в дорогу для распространения своих религиозных и интеллектуальных взглядов (появились пилигримы, а в период великих географических открытий - миссионеры и т.п.). Священники, паломники, пилигримы, к которым зачастую присоединялись толпы нищих бродяг и юродивых; военные группы, иногда достигавшие огромных размеров - если вспомнить знаменитые крестовые походы - перемещались пешком (низшие слои, священники) или на конях (дворяне), главным образом по маршрутам между Европой и Азией.

Основными средствами передвижения постепенно становятся лошади. Безоговорочный приоритет этих животных как сухопутного транспортного средства просуществует до второй половины XIX века. Совершенствуются плавательные транспортные средства, которые будут господствовать в следующую эпоху - эпоху Великих Географических Открытий.

Наряду с Возрождением в искусстве и культуре в этот период происходит мощнейший всплеск исследований планеты. Отраженный в истории географии как эпоха Великих географических открытий. Возможно, именно путешествия Колумба были одним из наиболее важных факторов, повлиявших на развитие общества в этот исторический период.

Начавшиеся в XVII в. в Европе буржуазные революции привели к кардинальным преобразованиям. Полностью изменился прежний способ производства. Промышленная и транспортная революции обеспечили не только бурное развитие экономики, но и привели к радикальным изменениям в общественных отношениях, в образе жизни людей, их занятиях. Значительно расширились торговые и производственные связи между государствами.

В конце XVII века о пользе путешествий для просвещения молодежи говорили многие философы. "Первый педагог" Ян Амос Коменский описывал в своих трудах проведение экскурсий для учащихся с целью обеспечения наглядности и предметности знаний. Такие экскурсии начинают практиковаться в некоторых учебных заведениях Европы.

Развитие колониальной системы, несомненно, положительно влияло на развитие путешествий.

Во-первых, возрастало количество как переселенцев в новые земли, так и просто "любопытствующих", которые вряд ли бы поехали, например, в "дикую" по их меркам Индию, если бы им не была гарантирована защита войсками Ее Величества Английской королевы, оккупировавшими страну. Так колонии становятся не только источниками сырья, но и местами отдыха. Учитывая местоположение большинства из них, многие из колоний в дальнейшем стали полноценными курортами.

Во-вторых, наличие колоний стимулировало развитие транспорта, дорог и обуславливало возникновение системы гостеприимства - мест, где можно было бы уютно отдохнуть, созданных по меркам родной страны, но приспособленных к местным обычаям и традициям. Чем выгоднее стране было заселение колоний своими гражданами, тем большее внимание уделялось этому вопросу.

Постепенно люди начинают регулярно путешествовать за границу на отдых, лечение, в религиозных, образовательных и экономических целях, так как это было приятно, доступно по цене и эффективно. В период Ренессанса начинает совершенствоваться инфраструктура, хотя основные средства перемещения и размещения остаются теми же, что и в Средние века. Исключение составляет выросшее число частных постоялых домов, где можно было не только переночевать, но и остановиться на относительно длительный срок. Благодаря быстрому развитию транспортных систем, либерализации условий труда и растущему стремлению к обогащению прошло не так много времени прежде, чем досуговый туризм стал частью жизни почти всех слоев общества.

В XIX веке понятие туризма претерпевает коренные изменения и становится более близким к современному представлению: в 1863 году Томас Кук открывает первую в мире туристскую фирму, которая занималась продажей нового вида услуг - путешествий ради удовольствия. С этого времени туризм отсчитывает свою историю как специфический вид предпринимательской деятельности.

В России главным фактором, стимулирующим развитие внешних отношений и перемещений как внутри страны, так и за ее пределы, стали реформы Петра I. Как известно, Петр едва ли не насильно отправлял молодых дворян для обучения за границу, а также всячески поощрял путешествия по России с целью более полного освоения ее территорий (исследование Камчатки путешественником Крашенинниковым и т.п.). Это дало толчок к развитию транспортных путей, освоению новых земель и торговых путей. Изменение уклада жизни дворян сделало путешествия не только возможными, но и престижными.

В XIX в. веке путешествия становятся доступнее не только с технической точки зрения, но и с социальной. Помимо возникновения туристических компаний, в Европейских странах становятся популярными общества и клубы по интересам, в том числе и "клубов путешественников", члены которых не просто отправлялись в развлекательные поездки, но и пытались при этом достичь какой-то определенной цели или поставить рекорд (наглядным примером может служить книга Жюля Верна "80 дней вокруг света"). Подобные общества по интересам появились и в среде российского дворянства.

В XVIII в. в Англии и России начинается наибольшее распространение получают паломнические путешествия, так как этот период характеризуется высоким религиозным фанатизмом. Паломнические туры позволяли привозить с мест паломничества пальмовую ветвь, как символ господнего благословения. Основные места паломничества - Иерусалим, Мекка, Рим.

К середине XVIII в. возникает необходимость в путешествиях предпринимаемых для других целей: торговых, для поиска и расширения рынков сбыта; политических, для установления контактов с представителями различных культур, религий.

Во второй половине века путешествия приобретают познавательные цели, так как молодые аристократы стремились изучить особенности других стран для повешения уровня образования, интеллекта. Путешествия в их среде считались престижным временем препровождения. Такие путешествия носили элитарный характер, так как их могли себе позволить только состоятельные люди.

В связи с открытием в медицине положительного влияния грязевых лечебных вод и минеральных источников получили распространение путешествия с оздоровительными целями, так называемый бальнеологический вид туризма. Этот вид туризма распространился по всей Западной Европе. Развитие курортного дела в России приходится на начало 18 века, основоположником которого был Петр I. Известные курорты находятся на территории Кавказа, Липецка, Латвии, Польши.

Изобретение транспорта дало скачок в развитии международного туризма, так как использование железнодорожного и морского транспорта позволило расширить географию туризма, сократить время перемещения из одной страны в другую с большим комфортом, чем использование ранее конного транспорта и галер. Познавательный туризм становится неотъемлемой частью жизни светского общества наиболее развитых стран.

Ростки массового туризма в XIX веке положили начало развитию экскурсионной деятельности. Расширяется география делового туризма. В связи с дальнейшими открытиями в медицине положительного влияния грязевых лечебных вод и минеральных источников развивается сеть курортов в Европе, России. Путешествия с оздоровительными целями, так называемый бальнеологический туризм, становятся более доступными для жителей европейских стран. Бальнеологический туризм переходит в разряд международного. Предпочтение отдается Франции, Англии, Швейцарии и России.

Таким образом, в XIX веке цели туристических поездок фактически не изменили свою направленность, расширение географии туризма и научно-технические достижения в области транспорта дали толчок для развития деловых, научных, экскурсионных и развлекательных туров. Но путешествия стали более массовыми за счет мощного развития гостевого бизнеса и роста его доступности для людей со средним достатком.

1.2 Предыстория развития туризма в IX-XVIII века

Основное различие туризма прошлых лет и современного - наличие рынка туристических услуг. В XVIII - XIX вв. маркетинг как таковой не был нужен, так как большинство фирм были мелкими и знали своих клиентов лично. С появлением относительно крупных фирм длительный срок они были единичными, то есть, фактически, общеизвестными. До XVIII - XIX вв. туристических фирм как таковых не существовало, и все путешествия осуществлялись по частной инициативе, главным образом на собственных транспортных средствах.

В XIX веке понятие туризма претерпевает коренные изменения и становится более близким к современному представлению: в 1863 году Томас Кук открывает первую в мире туристскую фирму, которая занималась продажей нового вида услуг - путешествий ради удовольствия. С этого времени туризм отсчитывает свою историю как специфический вид предпринимательской деятельности.

Выделению туризма в самостоятельную отрасль способствовал мощный технический скачок, давший новые средства передвижения (Фултон изобрел пароход в 1807 г., Стефенсон - паровоз в 1814 г.). Эти виды транспорта принципиально отличаются тем, что предназначены для дальних массовых перемещений. Соответственно устанавливается его регулярное движение, что, в свою очередь, приводит к развитию сети обслуживающих пассажиров предприятий питания и размещения. Часть из них рассчитываются на состоятельных путешественников и отличаются кричащей роскошью, но появляются и отели, предназначенные для людей среднего класса .

Отличительными характерами путешествий до середины XIX века были: примитивизм средств передвижения; то, что путешествия было не самоцелью, а необходимым условием и средством к достижению собственно цели, как то: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество. Всех путешественников объединяло то, что они относились к меньшинству, занимавшему привилегированное положение в обществе.

В IX в. путешествовала и Княгиня Ольга, которая посетила Византию. По мнению историка С.М. Соловьева, важнейшими причинами, побудившими ее совершить путешествие, были "любопытство посмотреть чудеса образованного мира" и престиж, так как "возвышался тот, кто был в Константинополе". К наиболее ранним путешествиям относятся также перемещения купеческих караванов как внутри Древней Руси, так и за ее пределами (Константинополь, Астраханское государство, Византия, Великий шелковый путь).

Вместе с христианством на Русь пришла традиция паломничества. В начале XII в. игумен Даниил совершил паломничество в Константинополь и Иерусалим. Несмотря на то, что подобные путешествия имели преимущественно религиозную цель, они несли в себе большой познавательный потенциал. Рассказы, описания религиозных путешествий содержали в себе сведения о природе, культуре и быте разных стран и народов.

Позднее в XVIII в. известно паломничество путешественника Василия Киевского, который посвятил себя изучению православного Востока. На Руси складывается твердое убеждение в том, что православная вера сохраняется в чистоте своей только здесь, что Святая Русь остается единственным православным царством. Наступают времена массового паломничества по русским святым местам. В XVI-XVII вв. Русь была признана центром Православного мира уже и за пределами государства. Основными местами паломничества за границу были Палестина, Иерусалим, гора Афон. По русским землям - Сергиев Посад, Оптина пустынь, Коренная пустынь и другие монастыри в европейской части страны.

Паломничество внесло большой вклад в развитие путешествий, в значительной мере способствовало распространению географических знаний, знакомству с культурой других народов. Проходя через множество земель и стран, паломники приносили в устной и, нередко в письменной, форме легенды, песни, сказания. Паломники несли дары и пожертвования церкви, монастыри и местное население предоставляло им кров и пищу.

Важная роль паломничества определена как миссионерская и несение просвещения и укрепления веры. В основе паломничества лежит именно любовь к святыне. Православные идут к святыням, ищут душевного приюта и утешения. Многие находят выход из тяжелого душевного состояния именно в паломничестве.

Петр наказывал: "смотреть, видеть и записывать". Петр ездил в Италию, Англию, Голландию, ездил не только сам с познавательной и оздоровительной целью, но и заставлял других ездить и лечиться.

Поездки для лечения внутри страны стали практиковаться с XVIII в. Ездили к святым и целебным источникам, но уже с оздоровительной целью. Так, 20 марта 1719 г. Петром I был издан указ об открытии в Карелии курорта "Марциальные воды", который был назван в честь бога войны и железа Марса. Это послужило началом изучения лечебных свойств минеральных источников и распространения путешествий с целью лечения и оздоровления. Петр стал основоположником бальнеологического туризма.

В XVI века большое внимание уделяется дорогам. Дороги в крупные торговые города богато украшали, особенно при въезде в Новгород. Около городов строились монастыри, которые служили пристанищем для путешественников. Таким монастырем являлся Юрьев монастырь, построенный в 1119 году.

Монастыри и другие религиозные пристанища принимали путешественников (и приветствовали пожертвования). Многие монастыри были рады гостям. Богатых и знатных усаживали рядом с главным прелатом, в то время как бедняков размещали и кормили в отдельных помещениях.

Расценок на комнаты не было, однако всегда ожидались пожертвования. Часто бывало, что монастырский охранник, чьим первостепенным заданием было стоять у ворот (привратник), также распоряжался и помещениями для гостей. Следует отметить, что уже в то время церковь управляла первой "гостиничной цепью".

Со временем бесплатный приют начинает превращаться в специальные, рассчитанные на доход предприятия. Эти учреждения в результате постоянного роста требований со стороны путешественников и по мере одновременно происходящего технического прогресса принимали все более новые и разносторонние формы, превращаясь в гостиничные предприятия, похожие на современные.

В связи с ростом промышленного производства и расширением торговых связей в XVIII - XIX вв. растет население городов, открываются новые гостиницы. В 1818 г. в Москве функционирует 7 гостиниц. В Петербурге в 1900 г. насчитывалось уже 325 гостиниц.

Таким образом, первые путешествия, совершаемые в основном с утилитарными, познавательными и религиозными целями, сформировали навыки территориальных перемещений, способствовали распространению географических знаний о странах, а также знакомству с достижениями культуры разных народов.

2. Дореволюционный период развития туризма в России

Основным препятствием для путешествий XVIII - начала XIX в. по России были плохие дороги, отсутствие условий нормального жизнеобеспечения в пути (гостиниц, трактиров, станции для смены или отдыха лошадей). Возможность же заграничных путешествий ограничивалась в материальном отношении даже для высшего сословия.

В XIX в. получили распространение горные восхождения, пешие прогулки и походы. Повышенное внимание к туризму, стремление к путешествию, организация научных и профессиональных обществ - всё это послужило основой для объединения любителей туризма в различные специализированные организации.

Первые туристские организации возникли на Кавказе. В 1877г. при Кавказском обществе естествознания впервые в России возник альпийский клуб, который просуществовал всего несколько лет.

Однако впоследствии Кавказ стал объектом путешествий не только внутреннего, но и иностранного туризма. В конце XIX в. здесь началось строительство шоссейных и железных дорог, открывались гостиницы, на перевальных дорогах возникали почтовые станции и дорожные казармы.

В этот период появляются первые туристские фирмы. Так, в 1885г. в Петербурге открывается предприятие Леопольда Липсона. Фирма брала на себя обязательство ознакомить туристов во время путешествий со всеми достопримечательностями.

В конце XIX в. среди россиян всё большую популярность получает второй горный район - Крым, до которого легко было добраться.

В Ялте в конце 80-х годов XIX в. образовался "Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор". Основной задачей клуба было научное изучение Крымских гор. Их деятельность включала охрану редких горных видов растений и животных, создание экскурсий, издание трудов клуба.

В апреле 1895 г. в Санкт-Петербурге было создано "Общество велосипедистов-туристов". В задачи "Общества" входило содействие выработке условий для путешествий на велосипедах по России; издание дорожников, путеводителей и карт; организация путешествий. А своеобразной "сверхзадачей" была выработка дорожной карты Российской империи. Руководство устраивало различные конкурсы по туристическим маршрутам, путеводителям.

При "Обществе" вскоре были созданы секции других видов туризма и путешествий. Популярность его была настолько велика, что его отделения появились в 24 городах России, а в 1898 г. на Люксембургском конгрессе "Общество велосипедистов-туристов" было принято в Лигу туристских обществ.

О том, что познавательной стороне туров придавалось огромное значение, говорит рекламное объявление, приглашавшее на работу экскурсоводов "хорошо знающих город", чьи услуги будут необходимы "при посещении музеев, картинных галерей, фабрик, заводов, рудников и т.п.", так как "нужны знания лиц, близко стоящих к делу, непосредственно в них работающих специалистов". И, как было добавлено, "опыт прошлых лет показал, что в этом деле можно рассчитывать на успех".

И если невозможно говорить о массовом внутрироссийском туризме, то тем более говорить о массовом зарубежном туризме в царской России не приходится из-за того, что на любую поездку за рубеж требовалось высочайшее дозволение. Необходимо было личное "утверждение" каждой кандидатуры императором. Хотя с правления Екатерины II дворянам, согласно "Жалованной грамоте дворянству" (1785 г.), можно было уехать за границу и вернуться в любое время. Поэтому основными видами зарубежного туризма оставались традиционные: лечение, паломничество, первооткрывательство. Хотя и существовали ознакомительные поездки, о чем регулярно информировал своих читателей "Русский турист", публикуя, правда, анонимные заметки о посещении различных стран: Португалии, Финляндии, Франции, Италии и др.

В начале XX в. стоимость путешествий стала гораздо меньше, что расширило круг возможностей для людей с достатком несколько выше среднего.

Таким образом, туризм в просветительский период развивался в следующих направлениях:

·путешествия с торговыми, политическими, познавательными и

·религиозными целями;

·паломнические путешествия;

·поездки с целью лечения и оздоровления;

·образование первых туристских организаций, которые положили начало ознакомлению и изучению Кавказских и Крымских гор. И хотя их деятельность не приобрела широкого размаха, однако они способствовали становлению туристской работы и популяризации путешествий.

Основатели обществ заложили фундамент туризма в России. Во второй половине XIX в. появляется ряд туристских и экскурсионных организаций. Одним из них было ОЛП (Общество любителей природоведения), члены которого осуществляли экскурсии и путешествия с целью изучения географии, геологии, этнографии, флоры и фауны. Участники общества не только сами изучали природные богатства своего края, но и организовывали экскурсии для тех, кто интересовался природой.

Наиболее массовой туристской организацией дореволюционной России был Русский туринг-клуб (1895 г., Петербург). Причиной образования клуба явилось распространение в России в конце XIX в. двухколёсных велосипедов, которые к тому времени превратились в удобный способ перемещения и часто использовались для далёких загородных прогулок.

Постепенно Русский туринг-клуба превратился в Российское общество туристов РОТ (Российское общество туристов). Основной целью общества содействие развитию туризма вообще и туризма велосипедного в частности. Общество имело свой устав из 35 статей. Так, 10 статья "Кто не может быть членом общества" гласила:

) профессиональные велосипедисты;

) исключённые из другого общества;

) учащиеся учебных заведений;

) находящиеся на действительной военной службе, низшие чины и юнкеры;

) те, кто имеет ограничения прав по суду.

Основными задачами РОТа являлись проведение коллективных поездок своих членов, организация гостиниц в разных городах России для приёма туристов, издание журнала "Русский турист", "Дорожника" и ежегодника, представлявших собой справочно-дорожные книжки для туристов.

Несмотря на некоторые успехи, РОТ не превратилось в мощную туристскую организацию, в основном, из-за пассивности её членов. Однако оно оставило след в истории туризма. Это была первая организация, преследовавшая сугубо туристские цели, приглашавшая посетить не только горы Кавказа и Крыма, но и различные районы России, и другие страны.

В 1901 г. в Москве возникло Русское горное общество, задачей которого являлось содействие развитию путешествий в горах. По инициативе общества было построено несколько горных хижин и гостиниц. Работу по туризму на Северном Кавказе проводило КГО (Кавказское горное общество) в Пятигорске. Члены общества организовывали ученические и общедоступные экскурсии по окрестностям Кавказских Минеральных Вод.

Большинство людей привлекали путешествия по воде, которые стали практиковаться с появлением теплоходов. В 1914г. были построены два больших теплохода того времени "Великая княжна Ольга Николаевна" и "Великая княжна Татьяна Николаевна". Таким образом, предпринимательский период характеризуется познавательно-экскурсионной направленностью, становлением и развитием разных видов спортивного туризма. Главной целью туризма было просвещение масс населения с помощью экскурсий и путешествий.

3. Советский период развития туризма в России

3.1 Развитие туризма в СССР 20-30е годы XX века

Туризм как массовое явление начал свое распространение по планете в XIX в. в значительной степени благодаря эпохе модернизации, которая привела к возникновению индустриальных обществ. Уровень и качество жизни трудящихся в результате всех достижений промышленного переворота значительно повысились по сравнению с предыдущими эпохами.

Этот период характеризуется созданием социально-экономических условий, зарождением и организационным становлением экскурсионного и туристского движения. В условиях восстановления и реконструкции народного хозяйства, развёртывания культурной революции возникали первые учреждения пролетарского туризма, призванные активизировать массовый отдых трудящихся и удовлетворять их потребности в изучении культурных ценностей и природы Родины.

В некоторых обществах были созданы подразделения, которые проводили экскурсии и туристские походы за город. В 1920г. образовалось Объединённое лекционно-экскурсионное бюро, цель которого была широкая пропаганда пролетарского туризма и экскурсий. Для рабочих и служащих туристские вылазки устраивали профсоюзы. Эту работу проводили энтузиасты на внештатной основе. Они разрабатывали туристские программы и маршруты.

Первыми профессиональными кадрами в советском туризме стали учителя и комсомольские активисты.

При комсомольских комитетах создавались бюро туризма. Перед бюро ставились задачи содействия местным обществам массовых путешествий, ведения справочно-инструкторской работы. При них были созданы секции: краеведения, лагерного, дальнего, пригородного туризма. Они накапливали туристские материалы (карты, описания маршрутов); было установлено сотрудничество с учреждениями общественного питания, транспортными, гостиничными, коммунальными и другими службами. Подобная деятельность способствовала организационному становлению туризма.

В 1925-1928 гг. функционировало государственное акционерное общество "Советский турист" (ГАО "Совтур"), которое организовывало дальние поездки на поездах и теплоходах по путёвкам. В обязанность входило создание сети туристских баз и маршрутов на всей территории Советского Союза, т.е. развитие планового туризма. Однако базы "Совтура" превратились в базы отдыха, обслуживающие в основном своих акционеров и членов их семей, т.е. высокооплачиваемую интеллигентскую прослойку.

В 1929 г. решением Совета труда и обороны создается Всесоюзное акционерное общество по иностранному туризму в СССР (ВАО "Интурист") Наркомата внешней и внутренней торговли СССР. Этой организации предстояло развивать два направления. Первое - "внешнее", связанное с продажей на внешних рынках туров в СССР. Представители "Интуриста" при поддержке советских посольства, консульств, торгпредств, а также зарубежных представительств и других советских организаций проводили рекламу туров, выезжали на переговоры, разрабатывали условия сотрудничества. "Интуристу" было предоставлено исключительное право выходить на зарубежные туристические рынки, открывать за рубежом свои отделения и представительства.

Второе направление работы "Интуриста" - "внутреннее" - было связано с необходимостью организации приема иностранцев, а Советском Союзе (размещение, экскурсии, перевозки, продажа сувениров и предметов искусства, посещение театров и концертов). С этой целью разрабатывались туристические маршруты по городам и республикам СССР, для обеспечения качественного обслуживания иностранцев на маршруте формировалась соответствующая инфраструктура: гостиницы, мотели и кемпинги, рестораны, с целью привлечения иностранных туристов в стране возрождались и развивались народные ремесла (Гжель, Хохлома, Палех, Мстера и др.). Деятельность "Интуриста" была многопрофильной. Говоря о своих заслугах, представители "Интуриста" подчеркивают, что "Интурист" первым открыл свои фирмы за границей: "MOSCOW LIMITED" (Англия), "INTOURIST GmbH" (Германия) и другие.

К началу 1930-х годов экскурсионный и спортивный туризм стал массовым явлением. Увеличение объёма деятельности, расширение сети туристских организаций, разработка новых маршрутов, улучшение материально-технической базы требовали решения проблемы кадров. Необходимо было подготовить практических работников туристского аппарата, персонала обслуживающих предприятий, квалифицированных гидов-экскурсоводов, проводников, общественных организаторов.

В то же время в туристском движении стали накапливаться трудности и образовался ряд проблем: несоответствие между ростом туристско-экскурсионного движения и имеющийся материальной базой, ощущался дефицит квалифицированных специалистов по туризму.

К этому времени сложились два основных направления в туризме среди трудящихся: походы трудящихся в рамках самодеятельного туризма, туристско-экскурсионные поездки и путешествия по плановым маршрутам. Оба направления требовали создания благоприятных условий для дальнейшего его развития.

3.2 Послевоенное массовое развитие туризма

Война подвергла народное хозяйство СССР значительному разрушению, принесла невероятно огромные потери в трудовых ресурсах. Население страны потеряло свыше 20 миллионов человек. Полностью или частично были разрушено 1710 городов и свыше 70 тысяч населенных пунктов в сельской местности, а также 31850 промышленных предприятий.

Материальные потери экономики в целом выразились в астрономической сумме - около 2 600 миллиардов рублей. Было уничтожено около 30 процентов национального богатства СССР.

Резко возросли бытовые нужды советских людей: не хватало самого главного - жилого фонда продовольствия, одежды, медикаментов.

В этих условиях резко снизилось стремление населения к ряду традиционных занятий, свойственных мирному времени, в том числе к туризму. Все материальные и духовные ресурсы государства были мобилизованы на восстановление нормальной жизнедеятельности общества.

В значительной мере нуждалась в восстановлении и материально-техническая основа туризма, которой также был причинен невосполнимый ущерб в 1941-1945 годах. На северо-западе, в центре и на юге Европейской части СССР, в Крыму и на Кавказе, в других регионах страны было разрушено много учреждений.

Таблица 1 - Динамика разрешенных учреждений в военные годы

УчрежденияКол-во Дома туристов28Альпинистско-туристические лагеря22Стадионы16Клубы и дома физкультуры189Дома отдыха130Профсоюзные санатории109

Система туризма практически лишилась основных кадров. По ориентировочным подсчетам восстановление материально-технического потенциала профсоюзного туризма потребовало бы вложений на сумму 145 162 тысяч рублей.

В 1956-1957 годы возникла Идея создания массовой молодежной туристской организации. По инициативе ЦК ВЛКСМ 25 мая 1957 года было принято Постановление Комиссии ЦК КПСС о создании при Комитете молодежных организаций (КМО СССР) Бюро международного молодежного туризма. С целью развития молодёжного международного туризма 3 июня 1958г. образовалось международное молодёжное бюро "Спутник". Бюро занималось вопросами обмена молодёжными группами СССР с другими странами.

В первый год была разработана нормативно-правовая база для организации зарубежных поездок и приема иностранных туристов. Одновременно разрабатывалась программа создания собственной сети международных молодежных гостиниц, центров, лагерей и баз. В 1958 году "Спутником" были заключены соглашения о приеме в Советском Союзе 1659 иностранных молодых туристов и отправке в зарубежные поездки 1465 советских туристов. Для приема иностранных туристов в 1958 году был организован Кавказский международный молодежный туристский лагерь в доме отдыха "Волна" на Черноморском побережье близ Сочи и туристские базы в Москве в гостинице "Турист" в районе ВСХВ и в Ленинграде в общежитии Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта.

За первые три года динамика роста приема иностранных туристов, в СССР по линии бюро международного молодежного туризма была значительной. Если в 1958 г. было принято 1659 туриста, то уже в 1959 г. на 82 % больше, в 1960 г. численность возросла ещё на 6 % и в 1961 г. стала на 90 % туристов больше, чем в 1958 г.

Таблица 2 - Динамика численности въездного населения

ГодыКол-во человек19599711196014172196117696

Выездной молодежный туризм развивался не менее динамично. Так в 1958 году в зарубежные страны выехало 1364 советских туриста, а вот 1959 г. на 77 % выехало больше, а 1960 г. ещё увеличилось на 8 % и в 1961г. стало на 89 % больше по сравнению с первым 1958 годом развития молодёжного бюро.

Таблица 3 - Динамика стран и численности выездного населения

ГодыКол-во человек/стран19596149/1019609517/19196112629/28

Как мы видим, что, с каждым годом, количество стран и человек увеличивалось, а это значит, что работа молодёжного международного бюро "Спутник", очень заметно помогло в сфере развития молодёжного туризма.

В начале 1960-х годов стала активизироваться туристская деятельность. Поэтому организовывались Советы по туризму, которые разрабатывали и осваивали туристические маршруты. Во многих крупных городах создавались бюро путешествий и экскурсий, работавшие первоначально только с арендованными транспортными средствами (автобусами, поездами, теплоходами). "Спутник" 1960-х г. получил распространение туристско-экскурсионный отдых в выходные и праздничные дни, организовывались железнодорожные путешествия. Все виды туристской деятельности в стране развивались при поддержке государства и профсоюзов.

Туристические путешествия организационно-централизованного периода стали одной из наиболее популярных форм отдыха советских граждан.

Развитием плановых туристских путешествий занимался Центральный совет по туризму и экскурсий. Он выпускал путёвки на маршруты, имеющих статус Всесоюзных. Маршруты, находящиеся в ведении республиканских, краевых и областных советов по туризму и экскурсиям относились к местным.

В эти годы профсоюзными туристско-экскурсионными организациями были разработаны линейные, кольцевые и радиальные маршруты.

Плановые маршруты, начинающиеся в одном городе и заканчивающиеся в другом, носят название линейных. Если маршрут начинался и заканчивался в одном и том же месте, он назывался кольцевым.

Много плановых маршрутов относилось к радиальным, когда туристы весь период отдыха находились на одной и той же базе, в туристской гостинице или пансионате, совершая экскурсии и непродолжительные походы с ночёвками туристических приютах.

Наряду с плановым туризмом развитие получил самодеятельный туризм, который организовывался туристской группой по маршрутам, разработанным самими участниками, начиная от несложных походов выходного дня до спортивных походов высших категорий сложности.

В 1978 году Бюро международного молодежного туризма "Спутник" поддерживало и развивало двусторонние и многосторонние связи с 518 организациями из 84 стран мира, как на договорной основе, так и на основе корреспондентских отношений. К этому времени был разработан механизм безвалютного обмена туристами, который за короткое время привлек внимание молодежных турфирм из 45 стран.

Таблица 4 - Динамика деятельности БММТ "Спутник" по обслуживанию советских и иностранных туристов

Вид деятельностиЕд. изм. Год197319751979Прием иностранных туристовчел. 20312041500чел. /дней92548886900Прием советских туристовчел. 162382676657700чел. /дней62577115466200300Направление в турпоездки за границучел. 436607800Направление в ММЛчел. 188245400Направление в турпоездки по СССРчел. 300644125800ИТОГОчел. 200713323466200чел. /дней63472120354207200

В то время, когда повсеместно царила бедность, "Спутник" помог многим молодым людям осуществить свою мечту - посетить другие страны, пообщаться со сверстниками, почувствовать многообразие мира.

Можно сказать, что в 1960 - 1980-е гг. туризм уже не носил того принудительно идеологизированного характера, как в довоенные годы. Материальная база его возросла многократно. Различными туристскими организациями были разработаны тысячи всевозможных маршрутов разных видов, продолжительности по времени, сложности и комфортности. Туризм прочно вошел в быт советского человека и стал его неотъемлемой частью.

туризм советский дореволюционный выездной

Заключение

Туризм, как явление общественное, хозяйственное и пространственное, имеет долгую и богатую историю, уходящую в глубокую древность.

В заключение, хочется сделать несколько выводов по специфике развития туризма в России.

. Первые путешествия, совершаемые с утилитарными, познавательными, политическими и религиозными целями, сформировали навыки территориальных перемещений, способствовали распространению географических знаний о странах, народах, а также знакомили с достижениями их культуры. Последующие туристские передвижения первоначально носили экскурсионно-познавательный характер: горные восхождения, пешие прогулки, походы, путешествия за границу.

. Развитие различных видов туризма: отдых, лечение, деловые поездки, пролетарский туризм, семейный, детский, молодёжный туризм, туризм элитного характера, спортивные путешествия, транспортные туры, экологический туризм и др.

. Создание туристской инфраструктуры (от хижины и приютов к комфортабельным гостиничным комплексам) и материально-технической базы (различные снаряжения, инвентарь и т.д.)

. Развитие транспортных средств привело к массовому туризму.

. Создание различных организаций, обществ, бюро, компаний, клубов, туристских фирм, пропагандирующих туризм и путешествия.

. Постепенное формирование рынка услуг.

. Развитие элитного туризма (для состоятельных слоёв населения) и экскурсионного (рекреационного) для интеллигенции и трудящихся.

. Повышение качества туристских услуг и обслуживания.

. Создание административно-правовых норм в туризме.

. Информационное обеспечение туристского бизнеса: издание газет, журналов, буклетов, организация выставок.

Список использованных источников


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!