Роль скоростных способностей в подготовке спортсменов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,52 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль скоростных способностей в подготовке спортсменов

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы состоит в том, что скоростные способности спортсмена - комплекс полнофункциональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальное время. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. Элементарные формы проявляются в латентном времени простых и сложных двигательных реакций, скорости выполнения отдельного движения при незначительном внешнем сопротивлении, частоте движений.

Эти формы проявления быстроты в различных сочетаниях и в совокупности с другими двигательными качествами и техническими навыками обеспечивают комплексные проявления скоростных способностей в сложных двигательных актах, характерных для тренировочной и соревновательной деятельности в различных видах спорта.

К таким комплексным проявлениям относятся способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости, умение быстро набирать скорость на старте, выполнять с высокой скоростью движения, продиктованные ходом соревновательной борьбы,- скоростные маневры в спринтерской гонке на треке, скоростные повороты в плавании и т. п.

Одной из основных предпосылок скоростных способностей является подвижность нервных процессов, выражающаяся в совершенстве протекания процессов возбуждения и торможения в различных отделах нервной системы, уровень нервно-мышечной координации.

На степень скоростных способностей влияют и особенности мышечной ткани - соотношение различных мышечных волокон, эластичность, растяжимость, уровень внутримышечной и межмышечной координации.

Проявление скоростных способностей спортсменов тесно связано также с уровнем развития силы, гибкости и координационных способностей, совершенством спортивной техники, возможностями биохимических механизмов к быстрейшей мобилизации и ресинтезу анаэробных поставщиков энергии, способностей к предельной мобилизации волевых качеств.

Однако следует учитывать, что элементарные и комплексные формы скоростных способностей строго специфичны и, как правило, независимы друг от друга.

Цель курсовой работы: определить роль скоростных способностей в подготовке спортсменов.

Задачи курсовой работы:

Дать определение скоростным способностям;

Изучить структуру скоростных способностей;

Ознакомиться с методикой развития быстроты.

Практическая значимость: данная курсовая работа может быть использована студентами и преподавателями, тренерами, а также учителями физической культуры в качестве вспомогательного методического пособия.

1. ПОНЯТИЕ О СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЯХ

Скоростные способности - это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени. Под быстротой понимается единство проявления центральных и периферических нервных структур двигательного аппарата человека, позволяющих перемещать тело и отдельные его звенья за минимально короткое время. Быстрота проявляется через совокупность скоростных способностей: быстроты в простых и сложных двигательных реакциях, скорости одиночного движения, не отягощенного внешним сопротивлением, частоты движений (темп движений). Многие способности, характеризующие быстроту, входят составными элементами в другие физические качества, особенно качество ловкости.

Быстрота воспитывается с помощью многообразных двигательных задач, успешность решения которых определяется минимальным временем выполнения двигательного действия. Выбор двигательных задач диктует соблюдение двух методических положений, требующих, с одной стороны, высокого владения техникой двигательного действия, а с другой - наличия оптимального функционального состояния организма. Первое положение предполагает повышение трудностей задач за счет уменьшения времени выполнения двигательного действия, когда техника владения движением не лимитирует его скоростные параметры. Второе положение предполагает решение двигательных задач до фазы компенсированного утомления, сопряженной с замедлением движений, а следовательно, закреплением иных временных параметров его выполнения.

Воспитание быстроты, как правило, осуществляется в начале основной части урока. Направленность движений на те или иные временные параметры двигательного действия позволяет развивать разные способности, лежащие в основе быстроты[2].

.1 Виды скоростных способностей

Особенностью физического качества быстроты является отсутствие связи между выражающими его физическими способностями. Установлено, что время двигательной реакции не связано со скоростью одиночного сокращения, а последнее не всегда определяет максимальную частоту движений. Можно обладать хорошей реакцией на внешний сигнал, но иметь малую частоту движений, и наоборот. Это объясняется тем, что психофизиологические механизмы способностей быстроты существенно различаются. Все это затрудняет их перенос и требует дифференцированного выбора средств и методов воздействия для каждой из них[8].

Быстрота двигательной реакции как сенсомоторная реакция характеризуется минимальным временем от подачи какого-либо сигнала до начала выполнения движения. Различают простые и сложные двигательные реакции.

Простая реакция - это ответ заранее определенным движением на ожидаемый, но внезапно появляющийся известный сигнал (например, реакция бегуна на выстрел стартера).

Сложные реакции разделяются на реакции выбора и реакции на движущийся объект. Реакция выбора-это ответ определенным движением на один из нескольких сигналов. Реакция на движущийся объект - это соответствующее ответное действие на передвигающийся объект (например, выход игрока на пас партнера в футболе). Время простых реакций значительно короче времени сложных реакций. Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях. Сложные реакции не обладают столь определенным переносом. Если человек быстро реагирует на выбор из двух сигналов, то это не означает, что он так же быстро будет реагировать на выбор из трех и более сигналов.

Интенсивное совершенствование функций, обеспечивающих быстрое реагирование, происходит в период от 7-8 до 11 - 12 лет. К 14-15 годам интенсивность совершенствования этой функции замедляется, но продолжается вплоть до 17 лет[7].

Скорость одиночного движения характеризуется перемещением того или иного звена тела на заданное расстояние с минимальной затратой времени. В реальных условиях одиночные движения объединяются в циклические или ациклические двигательные действия. Поэтому говорить о самостоятельности средств ее развития приходится с определенной степенью условности. Как правило, скорость одиночного движения сочетается с другими способностями человека, образуя комплексную характеристику двигательного действия. Например, в метании ядра требуется одновременное проявление и скорости движения, и силовых возможностей. В данном случае развитие скорости одиночного движения целесообразно проводить совместно с развитием силовых способностей (развитие скоростно-силовых способностей человека). Ценность силовых упражнений для развития скорости одиночного движения состоит в том, что добиться существенного увеличения быстроты за счет чисто скоростных упражнений трудно, а задача повышения силовых способностей решается более просто. Например, полугодовое использование школьниками 11 -12 лет комплекса упражнений с отягощением весом 30-50% от максимального позволило повысить результат в скорости движения в среднем на 22%.

Частота движений характеризуется максимальным количеством движений за определенное время. Выражаясь в циклических двигательных действиях, она практически зависит от скорости одиночного движения и выносливости в зоне максимальных нагрузок. Частота движений различных звеньев тела различна: частота дистальных конечностей выше, чем проксимальных.

Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся четыре вида скоростных способностей:

.Способность к быстрому реагированию на сигнал.

.Способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью.

.Способность к быстрому началу движения (то, что в практике иногда называют резкостью).

.Способность к выполнению движений в максимальном темпе.

К настоящему времени накоплен ряд научных фактов, которые показывают, что и эти способности имеют сложную структуру. В частности, установлено, что максимальный темп элементарных скоростных движений нельзя считать единой формой проявления скоростных способностей. Об этом свидетельствует тот факт, что между показателями максимального темпа в движениях, выполняемых из разных исходных положений, с отягощениями различного веса и без отягощений, с изменением амплитуды движений, отсутствует тесная связь[5].

Более высокие показатели максимального темпа наблюдаются в движениях верхних конечностей - по сравнению с нижними; правых - по сравнению с левыми; дистальных - по сравнению с проксимальными. Следовательно, существует своеобразная топография максимальных темповых возможностей человека.

Элементарные формы проявления быстроты в различных сочетаниях и в совокупности с другими способностями и техническими навыками обеспечивают комплексное проявление скоростных способностей в сложных двигательных актах, характерных для конкретного вида спортивной деятельности. К таким комплексным формам проявления относятся:

способность быстро набирать скорость на старте до максимально возможной (стартовые скоростные способности) - стартовый разгон в спринтерском беге, конькобежном и гребном спорте, бобслее, рывки в футболе, «доставание» укороченного мяча в теннисе;

способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости (дистанционные скоростные способности) - в беге, плавании и других циклических локомоциях;

способность быстро переключаться с одних действий на другие и т.п.

.2 Факторы, определяющие уровень развития и проявления скоростных способностей

Уровень развития и проявления скоростных способностей зависит от следующих факторов:

.Подвижности нервных процессов, т.е. скорости перехода нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно.

.Соотношения различных мышечных волокон, их эластичности, растяжимости.

.Эффективности внутримышечной и межмышечной координации.

.Совершенства техники движений.

.Степени развития волевых качеств, силы, координационных способностей, гибкости.

.Содержания АТФ в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза (восстановления).

На проявление скоростных способностей также влияет и температура внешней среды. Максимальная скорость движений наблюдается при температуре +20-22° С. При температуре +16°С скорость снижается на 6-9%.

Скоростные способности человека очень специфичны. Можно очень быстро выполнять одни движения и сравнительно медленнее - другие, обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью, и наоборот. Тренировка в быстроте реакции практически не скажется на частоте движений. Знание этих фактов очень важно для практики. Так, при подборе физических упражнений, например, для баскетболистов, футболистов, теннисистов, для которых главной является стартовая скорость, соответственно нужно основное внимание уделять не бегу по дистанции, а стартовым ускорениям из разных положений и быстрым изменениям направления движения. А в занятиях, например, с прыгунами в длину следует стремиться к повышению дистанционной скорости, а не стартового разгона. Относительная независимость между отдельными формами скоростных способностей говорит о том, что нет, очевидно, единой причины, обусловливающей максимальную скорость во всех без исключения двигательных заданиях. Прямой (непосредственный) перенос скоростных способностей наблюдается только в координационно-сходных двигательных действиях. Так, в упражнениях, в которых скорость разгибания ног имеет большое значение, улучшение результата в прыжках с места скажется на показателях в спринтерском беге, толкании ядра, в то же время на скорости плавания и удара в боксе это не отразится. Значительный перенос скоростных способностей в координационно-различных движениях наблюдается только у физически слабо подготовленных людей[3].

2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ

скоростной способность быстрота двигательный

Быстрота двигательных реакций может быть простой и сложной.

Простая реакция - это ответ заранее известным движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал. Например, старт в беге, скоростная стрельба по силуэтам, бросок набивного мяча от груди или из-за головы по ожидаемому сигналу и пр. Все остальные типы реакций - сложные.

В двигательных реакциях различают три фазы:

. Сенсорную - от момента появления сигнала до первых признаков мышечной активности.

. Премоторную - от появления электрической активности мышц до начала движения. Эта фаза наиболее стабильна и составляет 25-60 м/с.

. Моторную - от начала движения до его завершения. Сенсорная и премоторная фазы образуют латентный (скрытый) компонент реакции, а моторная - двигательный.

В области физического воспитания обычно измеряют общее время реакции, т.е. промежуток времени между моментом (to) появления сигнала и моментом (tn) окончания реагирования на него. Например, моментом ухода со стартовых колодок в беге на короткие дистанции. Сокращение целостного времени простой двигательной реакции в результате тренировки происходит главным образом за счет ее моторного компонента. Установлено, что перцептивные и двигательные процессы являются относительно независимыми, причем индивидуальные различия времени латентного компонента значительно больше, чем время движения. Латентный период реакции служит информативным показателем состояния ЦНС. Поэтому эта составляющая имеет большое значение при контроле за состоянием организма в процессе занятий физическими упражнениями[10].

Согласно физиологическим представлениям, латентное время реакции складывается из пяти составляющих:

. Появление возбуждения в рецепторе. Раздражитель должен быть воспринят («выхвачен») органом чувств - глазом, ухом, тактильным чувством, вестибулярным аппаратом.

. Передача возбуждения по центростремительному нерву в ЦНС.

. Переход возбуждения по нервным сетям и формирование эффекторного сигнала.

. Передача возбуждения от ЦНС к мышце.

. Возбуждение в мышце и появление в ней механической активности.

Время, затрачиваемое на появление возбуждения в рецепторе во многом зависит от физической природы раздражителя, его интенсивности и особенностей воспринимающего рецептора. Так, время восприятия звуковых и тактильных раздражителей намного короче времени рецепции зрительного раздражителя, поскольку в последнем случае значительную долю времени занимает фотохимический процесс, преобразующий световую энергию в нервный импульс. Время передачи возбуждения по центростремительному нерву в ЦНС зависит от подвижности нервных процессов.

Считается, что этот фактор в наибольшей степени изменяется под влиянием упражнений. Основная доля латентного времени реакции уходит на «центральную задержку» - время, необходимое для переработки поступающего сигнала и формирования эффекторной импульсации в ЦНС, от ее укорочения, очевидно, в решающей мере зависит возможность улучшения скрытого периода реакции. На время проведения возбуждения вдоль нервных волокон влияет толщина этих волокон. Скорость нервных импульсов равна 50-120 м/с. Установлено, что она практически не зависит от тренировки, не изменяется с возрастом, достигая своего максимума от 9-11 лет до 25-28 лет. После этого периода скорость уменьшается.

Таким образом, время необходимое для проведения нервных импульсов - одно из врожденных слагаемых времени реакции.

Соотношение латентного и моторного компонентов в общем времени реакции зависит от характера реакции, возраста, вида спорта, квалификации спортсмена, состояния утомления организма и пр. Значительное улучшение быстроты простой реакции - задача весьма сложная, фактически речь идет о выигрыше сотых, иногда десятых долей секунды. На долю латентного компонента приходится 20-25% и моторного - 75-80% общего времени. К примеру, у квалифицированных спринтеров общее время реакции на выстрел стартера колеблется в пределах 0,30-0,40 с, из них латентный период составляет 0,06-0,10 с, моторный - 0,24-0,30 с. Благодаря совершенствованию элементов старта можно улучшить общий результат в спринте на 0,05-0,08 с.

В простых реакциях наблюдается большой перенос быстроты: люди, быстро реагирующие какой-либо частью тела на один сигнал, оказываются наиболее быстрыми при реагировании другими частями тела. Например, человек, быстро реагирующий на звуковой сигнал рукой, будет быстро реагировать на этот раздражитель и ногой. Время простой реакции во многом зависит от того, на что обращается основное внимание ученика: на восприятие сигнала (сенсорный тип реакции) или на предстоящее действие (моторный тип реакции). Если внимание акцентировано на предстоящее движение, то время реагирования меньше, чем, если оно направлено на восприятие сигнала. Отсюда педагогический вывод: надо учить занимающихся умению концентрировать внимание на предстоящем действии[2].

Быстрота реакции повышается при некотором напряжении мышц. Поэтому, скажем, при низком старте рекомендуется несколько давить на стартовые колодки. Быстрота реакции зависит от времени ожидания сигнала. Оптимальное время между предварительной и исполнительной командой около 1,5 с.

Задержка дыхания спринтера-бегуна в промежутке между командой «Внимание!» и выстрелом стартового пистолета уменьшает время стартовой реакции. После 25-30-минутной разминки время реакции укорачивается. Если выполняется несколько стартов (с интервалом 1,5-2 мин), то лучшее время наблюдается на 7-й и 8-й попытках.

Для развития быстроты простой реакции применяются упражнения, в которых необходимо выполнить определенное движение на заранее обусловленные сигналы (звуковые, зрительные, тактильные). Например:

в ходьбе по кругу - на неожиданный резкий, короткий сигнал преподавателя (хлопок в ладоши, свисток) выполнить прыжок вверх или в сторону, приседание, изменить направление движения на 180 или 360°;

по ожидаемому сигналу преподавателя выполнить простой бросок (от груди или из-за головы) набивного мяча и т.д.

Упражнения «на быстроту реакции» выполняют в облегченных условиях; в условиях, максимально приближенных к соревновательным, а также в вариативных ситуациях. Например, для развития быстроты двигательной реакции при старте в спринте можно использовать начало движения из различных исходных положений: из положения высокого старта; из упора присев; из положения широкого выпада; из положения стоя на коленях или лежа на спине и др.

В том случае, когда выполнение упражнения связано с реагированием на звук, то целесообразно применять разнообразные сигналы - от самых громких (выстрел, свисток) до очень тихих, к примеру, щелчок пальцами. Использование звуковых раздражителей различной силы, во-первых, позволяет избежать адаптации к его силе, во-вторых, усложняет ситуацию: ученик должен быть более внимательным и собранным, чтобы среагировать на сигнал.

Наиболее распространенным способом совершенствования быстроты реагирования является повторный метод, предусматривающий многократное выполнение упражнений на внезапно появляющийся сигнал. Этот метод «содействует» улучшению сенсорной и моторной фазы реакции. При занятиях с начинающими он довольно быстро дает положительные результаты. К сожалению, в дальнейшем при его применении быстрота реакции стабилизируется и последующее ее улучшение происходит с большим трудом.

Чтобы избежать чрезмерной стабилизации быстроты простой реакции, необходимо чаще использовать в занятиях, особенно с детьми школьного возраста, игровой метод, который предполагает выполнение заданий в условиях постоянного и случайного изменения ситуации, противодействия и взаимодействия партнеров. В качестве упражнений в этом случае могут применяться эстафеты, подвижные и спортивные игры, включающие элементы быстрого реагирования на внезапные сигналы[10].

Общий принцип подбора упражнений - разнообразие условий, постепенное их усложнение, приближение к специфике основной деятельности спортсмена.

Другой метод - сенсорный, который основан на тесной связи между быстротой реакции и способностью различать очень небольшие интервалы времени (десятые и сотые доли секунды). Люди, хорошо воспринимающие микроинтервалы времени, отличается, как правило, высокой быстротой реакции. Данный метод направлен на развитие способности управления быстротой реакции на основе совершенствования точности восприятия времени, т.е. улучшения сенсорного компонента двигательной реакции.

Если выполняется несколько стартов (с интервалом 1,5-2 мин), то лучшее время наблюдается на 7-й и 8-й попытках.

Для развития быстроты простой реакции применяются упражнения, в которых необходимо выполнить определенное движение на заранее обусловленные сигналы (звуковые, зрительные, тактильные). Например:

низкий старт в беге по команде преподавателя;

в ходьбе по кругу - на неожиданный резкий, короткий сигнал преподавателя (хлопок в ладоши, свисток) выполнить прыжок вверх или в сторону, приседание, изменить направление движения на 180 или 360°;

по ожидаемому сигналу преподавателя выполнить простой бросок (от груди или из-за головы) набивного мяча и т.д.

Упражнения «на быстроту реакции» выполняют в облегченных условиях; в условиях, максимально приближенных к соревновательным, а также в вариативных ситуациях. Например, для развития быстроты двигательной реакции при старте в спринте можно использовать начало движения из различных исходных положений: из положения высокого старта; из упора присев; из положения широкого выпада; из положения стоя на коленях или лежа на спине и др.

В том случае когда выполнение упражнения связано с реагированием на звук, то целесообразно применять разнообразные сигналы - от самых громких (выстрел, свисток) до очень тихих, к примеру, щелчок пальцами. Использование звуковых раздражителей различной силы, во-первых, позволяет избежать адаптации к его силе, во-вторых, усложняет ситуацию: ученик должен быть более внимательным и собранным, чтобы среагировать на сигнал.

Наиболее распространенным способом совершенствования быстроты реагирования является повторный метод, предусматривающий многократное выполнение упражнений на внезапно появляющийся сигнал. Этот метод «содействует» улучшению сенсорной и моторной фазы реакции. При занятиях с начинающими он довольно быстро дает положительные результаты. К сожалению, в дальнейшем при его применении быстрота реакции стабилизируется и последующее ее улучшение происходит с большим трудом.

Чтобы избежать чрезмерной стабилизации быстроты простой реакции, необходимо чаще использовать в занятиях, особенно с детьми школьного возраста, игровой метод, который предполагает выполнение заданий в условиях постоянного и случайного изменения ситуации, противодействия и взаимодействия партнеров. В качестве упражнений в этом случае могут применяться эстафеты, подвижные и спортивные игры, включающие элементы быстрого реагирования на внезапные сигналы.

Общий принцип подбора упражнений - разнообразие условий, постепенное их усложнение, приближение к специфике основной деятельности спортсмена[11].

Другой метод - сенсорный, который основан на тесной связи между быстротой реакции и способностью различать очень небольшие интервалы времени (десятые и сотые доли секунды). Люди, хорошо воспринимающие микроинтервалы времени, отличается, как правило, высокой быстротой реакции. Данный метод направлен на развитие способности управления быстротой реакции на основе совершенствования точности восприятия времени, т.е. улучшения сенсорного компонента двигательной реакции.

Здесь время реакции во многом зависит от большого запаса тактических действий и технических приемов, выработанных в длительной тренировке, от умения мгновенно выбрать из них наиболее выгодных. Для развития быстроты реакции с выбором следует:

. Постепенно усложнять характер ответных действий и условия их выполнения. Например, сначала обучают выполнять защиту в ответ на заранее обусловленный удар или укол (защищающийся не знает, когда будет проведена и куда направлена атака), затем ученику предлагают реагировать на одну из двух возможных атак, потом трех и т.д. Постепенно его подводят к реальной обстановке единоборств.

. Развивать способность предугадывать действия противника, как бы опережать их начало, т.е. реагировать не столько на противника или партнера, сколько на малозаметные подготовительные движения и внешний вид (осанку, мимику, эмоциональное состояние и пр.). К примеру, большинство боксеров отличают финты от ударов по исходному положению ног, по выражению лица и глаз, по поступательному движению ног, повороту туловища, по вращению таза, по положению рук.

2.1 Методика развития быстроты одиночного движения и частоты движений

Быстрота одиночного движения проявляется в способности с высокой скоростью выполнять отдельные двигательные акты. Это, например, скорость движения руки при метании копья, ударе по волейбольному мячу, уколе в фехтовании, скорость движения ноги при ударе по футбольному мячу или клюшки при выбрасывании в хоккее с шайбой. Наибольшая быстрота одиночного движения достигается при отсутствии добавочного внешнего сопротивления.

С увеличением внешнего сопротивления повышение скорости движений достигается за счет повышения мощности проявляемых при этом усилий. Последняя определяется взрывными способностями мышц. В данном случае развитие быстроты одиночного движения целесообразно проводить совместно с развитием силовых способностей. С этой целью широко используются упражнения с отягощениями. К примеру, применяют пояса и жилеты с дозированными разновесами или утяжеленную обувь при выполнении прыжков и беговых ускорений, свинцовые манжеты в игровых действиях руками, утяжеленные перчатки при выполнении боксерских ударов, снаряды более тяжелого веса в легкоатлетических метаниях.

Все эти предметы следует применять лишь после того, как будет хорошо освоена техника основного навыка без отягощения. Величина дополнительного отягощения должна быть такой, чтобы оно не искажало технику движений и позволяло выполнять действия с максимально возможной скоростью. Как правило, оптимальную величину отягощения в каждом конкретном случае определяют эмпирическим путем. В данном случае для развития быстроты одиночного движения в упражнениях, связанных с преодолением дополнительных отягощений, используется метод динамических усилий[14].

Наряду с усложнением условий выполнения упражнений за счет внешних отягощений используются также облегченные условия, способствующие повышению скорости однократных движений. В этом случае, в частности, применяют метание облегченных снарядов, прыжки с наклонной дорожки, проведение отдельных приемов в борьбе с более легким партнером и др.

Если при затруднении условий выполнения упражнений активизируется силовой компонент движения, то при облегчении задача заключается в повышении их скорости.

Эффективным методом повышения скоростных возможностей является и контрастный (вариативный) метод, предполагающий чередование выполнения скоростных упражнений в затрудненных, обычных и облегченных условиях. Суть его заключается в том, что после тонизирующей работы выполняются соревновательные упражнения с установкой на максимальное проявление быстроты движений.

Например, показано, что выполнение толчков набивного мяча весом от 5 до 10 кг стимулирует повышение скорости последующих ударов в боксе. Экспериментально обоснована методика использования гантелей для развития быстроты движений боксера. С гантелями выполняется имитация ударов: прямых (вес до 4 кг) - 5-6 раз, боковых снизу (вес 1,5-2 кг) - 5-6 раз, каждой рукой, а также защит: уклоны и нырки влево и вправо, отклоны назад (вес до 4 кг) - 5-6 раз в каждую сторону. Затем те же движения выполняются без отягощения. В обоих случаях необходимо уделять внимание умению расслаблять мышцы перед началом выполнения упражнения: мгновенно начинать движения и моментально расслабляться после выполнения упражнения.

В беге, плавании, гребле, велоспорте и в других видах двигательной деятельности большую роль играет другая разновидность скоростных способностей - высокий темп движений, т.е. максимальная частота движений в единицу времени. Так, мы говорим о темпе ходьбы - 120-140 шагов в 1 мин, о темпе гребли - 30-40 гребков в 1 мин, о темпе спринтерского бега - 4,9-5,0 шага в 1 с и т.д.

Следует иметь в виду, что понятие «темп» близко связано с понятием «скорость», но они не тождественны. Можно, например, поднимать руку на разную высоту и опускать в одинаковом темпе, скорость же движения руки при этом будет разная. Различной будет и скорость бега при одинаковой частоте, но разной длине беговых шагов. Вместе с тем вполне очевидно, что скорость бега зависит как от длины, так и от частоты шагов. Для каждого бегуна большое значение имеет определение оптимальных взаимоотношений длины и частоты беговых шагов.

Установлено, что между результатами в спринтерском беге и показателями темпа на различных участках дистанции существует определенная связь. Между темпом движений и результатом бега на участке дистанции 1-15 м достоверная связь отсутствует. Объяснить этот факт можно тем, что техника-стартового разгона настолько сложна, что ошибки и нестабильность в его выполнении наблюдаются даже у сильнейших спортсменов мира. Это, в свою очередь, приводит к большой вариативности при выполнении первых циклов движений.

Наибольшие величины связи между результатом и темпом наблюдаются в группе спортсменов по сравнению с неспортсменами на участках 35- 50 и 51-65 м. На участке 86-100 м данная связь несколько уменьшается. Это свидетельствует о том, что с повышением квалификации результаты в спринте все более зависят от показателей наивысшего темпа движений, проявляемого на одном из участков дистанции.

Большое значение в поддержании высокого темпа имеет способность человека быстро сокращать и расслаблять мышцы, а также предельно быстро «выключать» мышцы-антагонисты. У лиц с высокой частотой движений латентное время напряжения и расслабления мышц короче, чем у лиц, обладающих более низким ее уровнем.

Методический путь развития этой способности - повторное выполнение движений с возможно большой частотой, но без излишнего напряжения. Длительность таких упражнений определяется временем, в течение которого может быть сохранена данная частота движений. При снижении темпа упражнение следует прекращать. С увеличением темпа движения требования к скорости расслабления мышц возрастают.

При недостаточной быстроте расслабления мышц возникает «скоростная напряженность», т.е. состояние, при котором мышцы, не успев расслабиться, должны вновь сокращаться. В результате нарушается координация в сокращении и расслаблении антагонистических групп мышц. Нередко они оказываются напряженными одновременно. Все это в значительной мере лимитирует увеличение скорости передвижения. Нарушение четкого чередования напряжения одних групп мышц и расслабления других является причинами большинства мышечных травм[11].

Развитие способности к расслаблению мышц должно идти по трем основным направлениям:

. Максимальное уменьшение напряженности мышц, не принимающих участия в данном движении. К примеру, в скоростном беге на коньках это касается прежде всего мышц спины, шеи, рук и туловища.

. Устранение напряжения мышц-антагонистов, возбуждение которых противодействует основному движению, уменьшая его амплитуду и внешнее проявление силы мышц-антагонистов (в беге на коньках к ним относятся приводящие мышцы бедра, сгибатели голени).

. Овладение целесообразным ритмом чередования напряжения и расслабления мышц, обеспечивающих выполнение двигательного действия.

2.2 Методика развития комплексных форм проявления скоростных способностей

Во многих двигательных действиях рассмотренные выше разновидности скоростных способностей проявляются в сочетании. Комплексное их проявление определяется содержанием основной двигательной деятельности. В этой связи можно говорить о скоростных способностях, проявляемых в беге, плавании, при прыжках, ведении и броске мяча и др.

В циклических «спринтерских» действиях различают несколько фаз:

. Начало движения (старт) и стартовый разгон.

. Сохранение скорости (относительная ее стабилизация).

. Снижение скорости.

Каждая из фаз характеризует одно из проявлений скоростных способностей спринтеров: первая - стартовые скоростные способности, вторая - дистанционные скоростные способности, третья - спринтерскую выносливость. К примеру, в беге на 100 м сильнейшие спринтеры достигают максимальной скорости на 40-50-метровом отрезке, затем она остается относительно постоянной до 85 м, а потом снижается. Вклад каждой фазы в спортивный результат выглядит следующим образом: старт - 3%, стартовый разгон - 30%, поддержание максимальной скорости - 52%, падение скорости бега - 5%.

Следовательно, при прочих равных условиях во второй зоне заложена главная составляющая спортивного результата спринтера. Именно эта зона характеризует специфические спринтерские способности человека. Как правило, детей, быстро набирающих скорость, мало, а хорошо сохранявших набранную скорость - еще меньше.

При повышении уровня развития скоростных способностей можно выделить два методических подхода:

.Аналитическое совершенствование отдельных составляющих скоростных способностей, определяющих их проявление.

. Целостное совершенствование, которое предусматривает объединение локальных способностей в целостные двигательные акты, характерные для данного вида спорта[18].

В качестве средств развития комплексных форм проявления скоростных способностей используются упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью (обычно их называют скоростными). В зависимости от направленности занятия эти средства будут носить комплексный характер, т.е. оказывать одновременное влияние на различные виды быстроты или избирательно воздействовать на ту или иную форму быстроты.

Техника скоростных упражнений должна обеспечивать их выполнение на предельных скоростях. Поэтому ходьба, гимнастические упражнения на перекладине, брусьях или на коне с ручками малопригодны для развития скоростных способностей. Упражнения должны быть настолько хорошо усвоены, чтобы при их выполнении основные волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения. Наконец, продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу их выполнения скорость не снижалась вследствие утомления.

Продолжительность упражнений, направленных на совершенствование комплексных скоростных способностей при выполнении отдельных приемов в спортивных играх, единоборствах, скоростно-силовых и сложнокоординированных видах спорта, может быть до 5-10 с. При развитии абсолютного уровня дистанционной скорости в видах спорта циклического характера продолжительность упражнений может колебаться в более широких пределах - от 5-6 с до 1 мин и более.

При развитии комплексных скоростных способностей ведущим является повторный метод. Основная тенденция в данном случае - стремление превысить в занятиях свою максимальную скорость. Этой задаче подчиняются все компоненты метода (длина дистанции, интенсивность выполнения упражнения, интервалы отдыха, число повторений и характер отдыха). Длина дистанции (или продолжительность упражнения) выбирается такой, чтобы скорость передвижения (интенсивность работы) не снижалась к концу выполнения. Движения осуществляются с максимальной скоростью, занимающиеся в каждой попытке стремятся показать наилучший для себя результат. Интервалы отдыха между попытками делают настолько большими, чтобы обеспечить относительно полное восстановление: скорость движений не должна заметно снижаться от повторения к повторению.

Не менее важное значение имеют игровой и соревновательный методы, использование которых создает дополнительный стимул для предельного проявления скоростных возможностей за счет повышения интереса, мотивации, эмоционального подъема, духа соперничества занимающихся.

Эффективным методом повышения скоростных возможностей является и вариативный метод, предполагающий чередование скоростных упражнений в затрудненных, обычных и облегченных условиях, что стимулирует активные мышечные напряжения, способствующие повышению скорости движений. С этой целью можно использовать такие упражнения, как бег в гору, по песку и снегу, бег с отягощениями, бег с различным грузом.

Выполнение скоростных упражнений в облегченных условиях стимулирует предельно быстрые движения, превышающие по скорости движения в обычных условиях. В этом случае используются бег по наклонной дорожке (с горы), езда на велосипеде, бег на коньках за передвижным щитом, бег по ветру, плавание по течению. Облегчить условия выполнения упражнения можно с помощью специальных буксировочных устройств, которые дают возможность бегуну, гребцу, пловцу продвигаться со скоростью на 5-20%, превышающую доступную ему. Повысить скорость движений можно также за счет передвижения за лидером-партнером, выполнения упражнений с использованием лидирующих устройств типа звуко- и автолидеров и др.

В практике нередко приходится наблюдать длительную остановку в росте спортивных результатов в тех видах спорта, в которых преимущественно проявляются скоростные способности. Несмотря на продолжающиеся тренировки, результаты в спринтерских упражнениях не улучшаются.

Образуется так называемый скоростной барьер. Одной из причин этого явления следует считать продолжительное применение одних и тех же средств, методов, нагрузок и условий занятий. В результате возникают условия к образованию двигательного динамического стереотипа, т.е. стой кой системности нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга. Это, в свою очередь, приводит к стабилизации скоростных параметров движений, в силу чего они с большим трудом поддаются дальнейшему совершенствованию.

Поэтому одной из важнейших задач при развитии скоростных способностей является предупреждение образования скоростного барьера, а если он возник - его разрушение и ослабление.

Для предупреждения «скоростного барьера» в занятиях с начинающими необходимо не спешить с узкой специализацией в каком-либо упражнении, а добиваться относительно высоких результатов, используя иные средства при их широкой вариативности. Скоростные упражнения следует применять не в стандартном, неизменном виде, а в вариативных изменяющихся ситуациях и формах[15].

Очень полезны подвижные и спортивные игры, упражнения на местности.

При занятиях с квалифицированными спортсменами уменьшается объем нагрузки в соревновательном упражнении и увеличивается удельный вес скоростно-силовых и других общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений.

Для преодоления скоростного барьера создают облегченные условия, в которых бы спортсмен превысил свою наивысшую скорость и сумел запомнить эти новые ощущения большой скорости.

Скорость в облегченных условиях должна быть такой, чтобы спортсмен мог в ближайшее время показать такую же в обычных условиях.

В ряде случаев целесообразным оказывается прекращение на некоторое время занятий в избранном виде и переключение на иные виды физических упражнений, с помощью которых можно повысить уровень скоростно-силовых способностей.

.3 Методика воспитания быстроты движений

В процессе воспитания быстроты движений задачи состоят в том, чтобы всесторонне повысить функциональные возможности организма, определяющие скоростные характеристики в разнообразных видах двигательной деятельности (непосредственно прикладных и спортивных). Максимальная скорость, которую может проявить человек в каком-либо движении, зависит не только от развития у него быстроты, но и от ряда других факторов- уровня динамической силы, гибкости, владения техникой и т. п. Поэтому воспитание быстроты движений должно быть тесно связано с воспитанием других физических качеств и совершенствованием техники.

) техника должна быть такой, чтобы их можно было выполнять на предельных скоростях (поэтому малопригодны многие гимнастические упражнения, ходьба и пр.);

) они должны быть настолько хорошо освоены занимающимися, чтобы во время движения основные волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения;

) их продолжительность должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления. Скоростные упражнения относятся к работе максимальной мощности, продолжительность которой не превышает даже у квалифицированных спортсменов 20-22 сек. (у слабо подготовленных людей это время еще меньше)[1].

В числе методов воспитания быстроты широко применяются методы повторного, повторно-прогрессирующего и переменного (с варьирующими ускорениями) упражнения.

Основная тенденция в данном случае - стремление превысить в занятии свою максимальную скорость. Этому подчиняются все характеристики методов (длина дистанции, интенсивность выполнения, интервалы отдыха, число повторений и пр.). Длина дистанции (или продолжительность упражнения) выбирается такой, чтобы скорость передвижения (интенсивность работы) не снижалась к концу попытки. Движения выполняются с максимальной скоростью; занимающийся в каждой попытке стремится показать, как правило, наилучший для себя результат[6]. Интервалы отдыха между попытками делают настолько большими, чтобы обеспечить относительно полное восстановление. Скорость движений не должна заметно снижаться от повторения к повторению.

Интервалы отдыха должны быть, с одной стороны, настолько короткими, чтобы возбудимость не успевала существенно снижаться, а с другой - настолько длинными, чтобы показатели вегетативных функций успели более или менее полно восстановиться. Это оказывается возможным, так как восстановительные процессы в послерабочем периоде протекают неравномерно: сразу после работы восстановление идет очень быстро, а потом замедляется. Можно считать, что в начальной трети восстановительного периода ряда функций проходит 70% всего восстановления, во второй трети - 25%, в третьей - всего лишь 5%. Поэтому, например, если восстановление после бега на 100 м занимает 12 мин., то уже через 8 мин. работоспособность восстановится на 95%, что дает возможность начинать следующую попытку практически без снижения скорости.

В интервалах между повторениями следует использовать активный отдых - это позволит поддерживать возбудимость ЦНС на достаточно высоком уровне. В качестве средств активного отдыха рекомендуются упражнения небольшой интенсивности, включающие функционирование тех же мышечных групп, что и в основном упражнении. В этом случае постоянный приток афферентной импульсации будет поддерживать высокую возбудимость двигательных нервных центров, несущих основную нагрузку в данном движении. В беге, например, следует заполнять паузы спокойной ходьбой или свободным медленным бегом, в плавании - неторопливыми движениями в воде и т. п.

Поскольку при повторной скоростной работе интервалы отдыха все же недостаточны для полного восстановления, то относительно быстро наступает утомление, внешне выражающееся в снижении скорости. Это снижение служит первым сигналом (критерием достаточности) для прекращения в данном занятии работы по воспитанию быстроты: дальнейшие повторения способствовали бы лишь развитию выносливости[3].

Большое стимулирующее значение для проявления быстроты имеет использование в занятиях игрового и в особенности соревновательного методов. Состязания обычно вызывают эмоциональный подъем, заставляют проявлять значительные усилия - это довольно часто ведет к улучшению результата.

Методика воспитания быстроты внутренне противоречива. С одной стороны, чтобы повысить скорость в каком-либо движении, его надо многократно повторять, с другой - многократные повторения приводят к образованию двигательного динамического стереотипа и вследствие этого к стабилизации параметров движения. Причем стабилизируются не только пространственные характеристики, но и временные - скорость и частота. Образуется так называемый скоростной барьер. Стабилизация скорости - главная причина, мешающая значительному повышению скоростных возможностей.

Пути борьбы со стабилизацией движений несколько различны у начинающих и высококвалифицированных спортсменов.

В занятиях с начинающими одно из условий - не торопиться с узкой специализацией, проводить предварительную всестороннюю физическую подготовку на протяжении нескольких лет[13].

Поясним это на примере. Результата в беге на 100 м порядка 11,0 сек. можно добиться как путем узкоспециализированной тренировки в спринте, так и путем всесторонней физической подготовки с акцентированием внимания на упражнениях скоростно-силового характера. И хотя результат будет один и тот же, возможности его дальнейшего улучшения различны. Специализированная тренировка, неотъемлемой частью которой является повторное выполнение упражнений с максимальной скоростью, приведет к стабилизации временных характеристик движения, к образованию «скоростного барьера». Во втором случае подобный стереотип не образуется. Результат спортсмена улучшится благодаря переносу быстроты вследствие обобщенного характера скоростных качеств у начинающих. Если затем приступить к специализированной тренировке в спринте, то это даст такой же, как и в первом случае, прирост результата, но произойдет он с иных «исходных позиций», и стабилизация скорости если и наступит, то лишь при значительно более высоких достижениях.

Основная задача подготовки начинающих состоит, таким образом, в том, чтобы, не специализируя спортсмена в каком-либо одном упражнении, а применяя иные средства и широко их варьируя, добиться относительно высоких результатов. Скоростные упражнения здесь необходимо использовать не в стандартном, неизменном виде, а в вариативных, изменяющихся ситуациях и формах. Очень полезны, в частности, подвижные и спортивные игры, упражнения на местности и т. п.

В тренировке квалифицированных спортсменов на определенных этапах уменьшается объем работы в избранном виде скоростных упражнений и увеличивается удельный вес скоростно-силовых и других общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений. Например, у прыгунов в высоту количество прыжков через планку лимитируется в пределах 12-15% всех прыжков. Основное же время занимают упражнения со штангой и разнообразные (нестандартные) прыжки. Этим препятствуют стабилизации скорости отталкивания в прыжках в высоту. Сходная тенденция наблюдается в спринте, метаниях, тяжелой атлетике.

В случае, если стабилизация скорости все же наступает, применяют специальные приемы: приемы ломки скоростного барьера и приемы ослабления его.

В основе приема ломки скоростного барьера лежит создание таких дополнительных условий, которые способствовали бы превышению предельной скорости. Для этого применяют, например, бег вниз по наклонной дорожке, бег за лидером, бег с ускорением, бег с использованием механической тяги, метание облегченных снарядов, метание утяжеленных снарядов поочередно со снарядами обычного веса, уменьшение длины троса при метании молота и т. п. При этом не следует излишне облегчать условия. Скорость в облегченных условиях должна быть такой, чтобы спортсмен мог в ближайшее время показать такую же в обычных условиях.

Приемы ослабления скоростного барьера основаны на том, что с прекращением упражнения время угасания (забывания) тех или иных черт динамического стереотипа различно. В частности, пространственные характеристики движения более стойки, нежели временные. Если некоторое время не выполнять основного упражнения, скоростной барьер может исчезнуть, пространственные же черты техники движений сохранятся. Если в этот период с помощью других средств повысить уровень скоростно-силовых качеств, то затем, после перерыва, можно ожидать роста результата.

По общему мнению специалистов, быстрота во всех ее разновидностях прогрессирует в течение жизни существенно меньше и раньше начинает подвергаться инволюционным возрастным изменениям, чем другие двигательные способности, даже при условии многолетнего специально направленного воспитания ее.

Как и при воспитании других двигательных способностей, основу методики воспитания быстроты составляют прежде всего методы строго регламентированного упражнения. Здесь они представлены главным образом в виде повторного воспроизведения действий с максимальной или околопредельной скоростью в каждом из повторений, и повторно вариативного выполнения действий с предельны ми ускорениями. Процесс воспроизведения действий при этом регламентируется во всех его существенных моментах и параметрах (продолжительности фаз работы и отдыха, числе повторений и т. д.) так, чтобы создавались предпочтительные условия для проявления максимальной быстроты. Типичные черты такой регламентации состоят в следующем:

как продолжительность каждого отдельного упражнения, так и число его повторений в процессе занятий лимитируют в пределах позволяющих избежать падения заданной скорости движений; скоростные упражнения утрачивают свой специфический эффект, как только скорость движений начинает существенно уменьшаться под воздействием утомления[7].

Уже говорилось, что предельно возможная продолжительность непрерывного выполнения движений с максимальной скоростью невелика (в спринтерском беге не более 20-22 с, при серийном выполнении локальных движений без внешнего отягощения-несколько больше). Число возможных повторений без снижения предельной скорости движений в рамках отдельного занятия также относительно невелико (например, пробежать 30 м с максимальной скоростью, не допуская ее падения в очередной попытке, начинающим удается в большинстве случаев всего 2-3 раза).

Например, чтобы повторно пробежать 30 м с максимальной скоростью, даже неплохо тренированному спортсмену для промежуточного отдыха требуется не менее 3-5 мин., а в случае вдвое большей дистанции - не менее 6-8 мин., причем с увеличением числа повторений этот интервал возрастает. Учитывая, что во время значительных интервалов отдыха наряду с нормализацией вегетативных функций снижается уровень нервно-мышечного возбуждения, необходимого для мобилизации скоростных возможностей, восстановление стремятся обеспечить преимущественно средствами активного отдыха. Для этого используют, в частности, упражнения умеренной интенсивности, по возможности подобные в координационном отношении выполняемым скоростным действиям (например, ходьбу и бег «трусцой» между ускорениями в спринте, имитацию бросков между бросками снаряда в полную силу). Это способствует не только восстановлению оперативной работоспособности, но и поддержанию специфической психомоторной настройки на предстоящее действие.

Методы строго регламентированного упражнения в процессе воспитания скоростных способностей следует постоянно дополнять соревновательным и игровым методами, которые обеспечивают более высокий эмоциональный подъем, столь необходимый для проявления максимальной быстроты[2].

Не случайно соревновательный и игровой методы в их разнообразных формах широко практикуются в тренировке спортсменов, специализирующихся в скоростных видах спорта. Только официальных стартов, например, у спринтеров высшего класса бывает в течение года более ста. Логика и обстановка состязания при определенных условиях, надо полагать, помогают создавать тот специфический психофизиологический фон, который способствует предельной реализации скоростных возможностей. Это относится в какой-то мере и к игровому методу. Вместе с тем игровые ситуации (в играх, требующих мгновенных действий во внезапно изменяющейся обстановке взаимодействия и противодействия играющих) обязывают к широкой вариативности действий, препятствующей образованию так называемого скоростного барьера (стереотипизации скоростных параметров движений).

Одна из самых серьезных трудностей в процессе воспитания скоростных способностей состоит именно в том, чтобы предупредить образование скоростного барьера, а если он возник - сломать его. Кроме других причин, его возникновение обусловлено внутренней противоречивостью эффекта скоростных упражнений. Дело в том, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной скоростью, но функциональные возможности, от которых зависит скорость движений, увеличиваются в результате таких повторений, по всей вероятности, медленнее, чем происходит жесткое закрепление стереотипа скоростных параметров движений, в силу чего они все меньше и все с большим трудом поддаются дальнейшим изменениям (этим объясняется, в частности, тот общеизвестный факт, что, несмотря на колоссальные усилия спортсмена, результат в спринтерских упражнениях нередко остается практически неизменным на протяжении ряда лет). Для разрешения этого противоречия в методике воспитания быстроты и необходимо постоянно искусно сочетать два типа методов - методы относительно стандартного повторения движений с максимальной скоростью и методы достаточно широкого варьирования скоростных упражнений (по форме, характеру проявления быстроты, условиям выполнения). Важно вместе с тем комплексно использовать разнообразные методические подходы и приемы, способствующие превышению привычной скорости движений. Здесь кратко охарактеризован ряд таких подходов и приемов[8].

. Упрощение структуры действия.

Превысить уровень скорости движений, установившийся в результате многократных повторений координационно сложного действия, нередко помогает временное упрощение его структуры (ускоренное выполнение разбега и отталкивания в прыжке в высоту с доставанием рукой подвешенного мяча вместо перехода через планку, ускоренное выполнение тяги или подрыва в рывке штанги без фиксации ее в верхнем положении и т. д.). Разумеется, это оправдано лишь как временная мера и при условии, что не искажается сама основа действия.

. Использование облегчающих внешних условий, в том числе дополнительных сил, ускоряющих движения. Это направление представлено особенно разнообразными подходами и приемами. Среди них наиболее распространены при выполнении упражнений с внешним отягощением временное уменьшение обычно применяемого отягощения и регулярное чередование в определенном порядке уменьшенного и увеличенного отягощения (например, сочетание в определенной пропорции метаний облегченного и обычного спортивного снаряда). Поскольку величина отягощения и скорость движения связаны обратно пропорционально, то, уменьшая первую, тем самым повышают вторую. Проблема здесь состоит в том, чтобы перенести повышенную таким образом скорость движений в обычные условия выполнения действия. Этого достигают путем рационального сочетания силовых, скоростно-силовых и скоростных упражнений[7].

Естественно, по-иному используют облегчающие внешние условия при выполнении упражнений, отягощенных лишь весом собственного тела исполнителя. В этом случае применяют, в частности, такие подходы и приемы:

уменьшают вес тела выполняющего упражнение за счет приложения внешних сил. В одних случаях этого достигают непосредственной физической помощью преподавателя или партнера (например, при выполнении акробатических прыжков с подвесной лонжей или без нее), в других - благодаря подъемным силам, создаваемым различными устройствами, порой весьма сложными (например, для облегчения веса тела бегуна используется многометровая конструкция с передвижной подвеской, которая противодействует на заданную величину силе тяжести его тела и тем помогает бежать с повышенной скоростью);

облегчают перемещение в беге и других локомоциях с помощью тяговых устройств (например, электромеханических буксировочных устройств, придающих дополнительное дозированное ускорение массе тела бегуна);

используют наклонные дорожки и другие подобные условия перемещения, облегчающие наращивание скорости за счет сил инерции движения (бег под уклон, ускорения на велосипеде вниз по виражу трека и т. п.);

ограничивают противодействие затрудняющих факторов внешней среды либо используют их содействующее влияние на скорость движений, как, например, при езде на велосипеде или беге на коньках за передвижным щитом (который передвигают на мотоцикле или иными техническими средствами), уменьшающим сопротивление воздуха, либо как в беге по ветру, в плавании по естественному или искусственно создаваемому течению и т. д.

.Лидирование и аналогичные способы «навязывания» новых скоростных параметров движений. Суть методических приемов этой группы заключается в использовании для формирования новых скоростных параметров движений наглядных ориентиров, вводимых с опережением по ходу действия и как бы увлекающих за собой спортсмена, а также механических и иных сил, принуждающих его соблюдать задаваемые скоростные параметры.

Сюда относятся, в частности, следующие приемы:

передвижение за лидером-партнером (например, в беге - за быстрым бегуном, в велосипедном спорте - за мотолидером). Здесь имеет значение, понятно, не только фактор ориентирования на повышенную скорость передвижения лидера, но и уменьшение за счет него лобового сопротивления воздуха;

выполнение упражнений с использование лидирующих устройств типа звуколидеров, светолидеров, предметных лидеров, разновидностей которых становится все больше (трансляция через усилитель сигналов метронома, светосигнальные дорожки на стадионах и в бассейнах, механический заяц, перемещающийся вдоль беговой дорожки, «мишени» для ударных действий с программированными сигнальными устройствами, портативные электронные лидеры, закрепляемые на выполняющем упражнение и т. д.);

использование тренажеров типа автоматизированных тредбанов, бегущих дорожек и т. д., задающих во вводимой программе темп и скорость движений и вынуждающих придерживаться их. В последние годы экспериментально опробывают комплексные тренажерные устройства с электростимуляционным и автоматизированным управлением параметрами движений.

. Использование эффекта «ускоряющего последействия» и других способов повышения уровня проявления скоростных возможностей. О возможности повысить скорость движения путем предварительного выполнения кратковременных действий со значительным отягощением уже говорилось в связи с характеристикой методики воспитания скоростно-силовых способностей. Например, выполнив несколько приседаний со штангой большого веса перед прыжком в высоту, толканием ядра или стартовым ускорением, можно способствовать проявлению высокой мощности и быстроты в этих действиях (благодаря остаточному «тонизирующему» возбуждению).

Для увеличения общего темпа действий, а следовательно, и скорости движений в играх и единоборствах нередко пользуются и такими приемами, как ограничение времени, предоставляемого для достижения цели (на тренировочную игру, схватку или отдельные эпизоды), или (и) уменьшение пространства действия (размеры игровой площадки, ринга и т. д.), т. е. как бы суживают временные и пространственные границы выполнения упражнений. Несмотря на внешнюю простоту такого подхода, он бывает полезен в общем комплексе методов воспитания скоростных способностей (конечно, при достаточно сильной мотивации занимающихся и других необходимых условиях)[9].

Поиск нетрадиционных путей интенсификации скоростных упражнений привел, в частности, к созданию электронно-автоматизированных устройств, позволяющих синхронно с выполнением действия воспроизводить его динамику модулированным звуком или светом. Это дает возможность выполняющему упражнение мгновенно отчетливо воспринимать картину совершаемых движений и интенсифицировать последующие движения. Есть опыт использования, например, акселерофонических устройств в легкоатлетических упражнениях: информация о параметрах движений (стартовых, беговых, метательных и т. д.), регистрируемая посредством тензодатчиков (на стартовых колодках, обуви, перчатках и т. д.), передается на аппаратурные блоки, преобразующие и воспроизводящие ее в форме звуковых сигналов, сила, длительность и характер изменения которых отражают динамику прилагаемых усилий. Такое звуковое сопровождение не только информирует спортсмена о том, как он совершает движения, но и может служить, видимо, фактором их интенсификации.

Перечисленными примерами не исчерпываются все возможные методические подходы в воспитании скоростных способностей. К сожалению, несмотря на обилие подходов и приемов, быстрота во всех ее проявлениях, как уже говорилось, прогрессирует мало по сравнению с другими двигательными качествами. Это обусловливает непрекращающийся настойчивый поиск новых, более эффективных средств и методов ее воспитания. Этим же обусловлено и широкое использование как бы обходных путей повышения скорости различных двигательных действий (путей, связанных с воспитанием силовых способностей, - когда действия выполняются с внешним отягощением или с воспитанием скоростной выносливости - когда действия включают многократные повторения движений с высокой скоростью и т. д.)[2].

3. СКОРОСТНАЯ ПОДГОТОВКА

Скоростные качества в значительной мере обусловлены уровнем развития элементарных форм быстроты, проявляющейся в латентном времени двигательных реакций, скорости выполнения дельного движения при незначительном внешнем сопротивлении частоте движений. Эти формы проявления быстроты в различных сочетаниях и в комплексе с другими двигательными качествами техническими и психическими возможностями и навыками обеспечивают все основные проявления специальных скоростных способностей спортсмена.

Анализ соревновательной деятельности пловцов - участников крупнейших соревновании - свидетельствует о том, что при равных конечных результатах одни из пловцов могут иметь преимущество над другими, достигающее 0,5-1с. на стометровой дистанции, за счет эффективного выполнения старта и поворота, другие - за счет более высокого уровня дистанционной скорости. К такому же заключению можно прийти и при анализе соревновательной деятельности спортсменов, специализирующихся в других циклических видах спорта.

Однако на практике при совершенствовании скоростных способностей спортсменов часто ориентируются на повышение уровня абсолютной скорости при выполнении работы циклического характера, а работа над повышением других компонентов скоростных способностей ведется в основном стихийно и рассматривается как дополнительная часть тренировки. Поэтому закономерно, что наши ведущие спринтеры уступают сильнейшим зарубежным в этих компонентах спортивного мастерства, а досадные проигрыши многих наших ведущих бегунов, гребцов, пловцов в крупнейших соревнованиях последних лет были связаны с низким уровнем скоростных способностей при выполнении старта и поворота (в плавании). Следовательно, необходима систематизация существующих и разработка новых средств повышения различных компонентов скоростных способностей, а не только абсолютной скорости. При этом следует учитывать, что каждый из этих компонентов взаимосвязан друг с другом и взаимовлияет как положительно, так и отрицательно. Этим объясняется сложность создания системы тренировочных средств, направленных и на изолированное совершенствование отдельных компонентов скоростных способностей, и на объединение их в целостных двигательных актах, характерных для конкретного вида спорта[11].

.1 Средства и основные положения методики

К средствам скоростной подготовки относятся различные упражнения, позволяющие спортсмену проявить максимальный уровень скоростных способностей. Общеподготовительные упражнения очень многообразны и представляют собой двигательные действия, требующие быстрой реакции, высокой скорости выполнения отдельных движений, максимальной частоты движений. В тренировке спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта, для развития скоростных способностей широко используются гимнастические упражнения и особенно спортивные игры, предъявляющие высокие требования к проявлению скоростных качеств. Специально-подготовительные упражнения могут быть направлены как на развитие отдельных составляющих скоростных способностей, так и на их комплексное совершенствование в целостных двигательных действиях. Эти упражнения строятся в соответствии со структурой и особенностями проявления скоростных качеств в соревновательной деятельности и способствуют совершенствованию скоростных компонентов старта, поворота, циклической работы. Примером может служить выполнение старта с акцентом на максимальную быстроту или силу движений, на предельно быструю реакцию на стартовый сигнал и выполнение в максимальном темпе первых циклов движений, скоростное прохождение коротких отрезков (5-15 с) с максимальной интенсивностью, кратковременные действия взрывного характера по ходу выполнения малоинтенсивной работы и т. П[12].

Комплексному совершенствованию скоростных способностей спортсменов способствуют соревновательные упражнения, в частности прохождение коротких дистанций в условиях соревнований. В беге это дистанции 100, 200 и 400 м, гребле - 500 м, беге на коньках - 500 м, велоспорте-1000 м, плавании-100 м. При прохождении этих дистанций в условиях соревнований при соответствующей предварительной подготовке и психической стимуляции удается достичь таких показателей скорости при выполнении отдельных компонентов соревновательной деятельности, которых, как правило, не удается показать в процессе тренировки в условиях более кратковременных упражнений с изолированным выделением составляющих соревновательной деятельности.

Средства специальной и вспомогательной скоростной подготовки разделяются на упражнения, повышающие преимущественно скоростные способности при выполнении отдельных компонентов соревновательной деятельности: старта, скорости выполнения первых циклов движений, уровня абсолютной скорости и т. п. Это деление обусловлено факторами, определяющими эффективность выполнения различных компонентов соревновательной деятельности, следует также различать средства, применяемые в процессе дифференцированного подхода при развитии отдельных компонентов скоростных способностей - времени реакции, скорости выполнения цельных движений и др., и средства, используемые в процессе тезированного совершенствования скоростных качеств - ценные двигательные действия, предполагающие комплексное прошение различных локальных способностей.

Повышение скоростных качеств спортсмена может делиться на три взаимосвязанных этапа:

)этап дифференцированного совершенствования отдельных составляющих скоростных способностей (время реакции, время одиночного движения, частота движений и т. п.)

) этап интегральной подготовки, когда происходит объединение сальных способностей в целостных двигательных актах - старте, отдельных частях дистанции. Это разделение условно, однако оно обеспечивает единство и взаимосвязь аналитического и синтезирующего подходов при совершенствовании скоростных качеств спортсмена.

Эффективность скоростной подготовки во многом зависит от интенсивности выполнения упражнений, способности спортсмена сдельно мобилизоваться во время их выполнения. Именно степень мобилизации скоростных качеств, умение спортсмена в процессе тренировочных занятий выполнять скоростные упражнения на предельном и околопредельном уровнях, по возможности более часто превышать наилучшие личные результаты в отдельных упражнениях являются основным стимулом повышения его скоростной подготовленности. Однако в практике подготовки квалифицированных спортсменов, даже ведущих, необходимость выполнения упражнений на предельном уровне часто игнорируется и заменяется большими объемами скоростной работы с интенсивностью, значительно уступающей максимально доступной[15].

Примером могут служить широко применяющиеся в последние годы программы скоростных занятий ведущих пловцов-спринтеров, в частности задания типа 40-80x25 м со старта в координации с максимально доступной скоростью и продолжительными паузами - 1-2 мин. Длительность, монотонность и однообразие заданий приводят к тому, что спортсмены, лучший результат которых на отрезке 25 м составляет 10,6-10,8 с, отрезки в занятии в среднем проплывают по 11,3-11,5 с., т. е. со скоростью на 6-7 % ниже максимально доступной в данном упражнении. Естественно, что такая тренировочная программа в большей мере способна воспрепятствовать приросту скоростных возможностей пловца, чем их развитию. Такая программа работы закономерно приводит к образованию «скоростного барьера» - жесткого стереотипа, трудно преодолимого и серьезно препятствующего росту скоростных возможностей спортсмена. С аналогичным положением мы сталкиваемся при анализе тренировочных программ спортсменов, специализирующихся в гребле, беге, конькобежном и велосипедном спорте.

Предельному проявлению скоростных способностей при выполнении различных упражнений способствуют различные дополнительные средства (педагогические) и методические приемы. К их числу относятся комплексы спринтерских кратковременных упражнений в конце занятий, после длительной работы в аэробном и аэробно-анаэробном режимах. В этом случае спортсменам часто удается проявить скоростные возможности на уровне, недоступном спортсменам в начале тренировочного занятия, непосредственно после разминки. Это связано, прежде всего, с положительным влиянием длительного выполнения относительно малоинтенсивной работы на улучшение межмышечной и внутримышечной координации, повышением экономичности работы, налаживанием оптимального соотношения в деятельности двигательных и вегетативных функций. Не менее перспективно повышение скоростных характеристик движений и под влиянием предварительного выполнения родственных упражнений с дополнительными отягощениями. Например, перед выполнением спринтерских упражнений проводится 15-20с. работа на силовых тренажерах, позволяющих имитировать рабочие движения. При этом спортсменам часто удается добиваться более высоких показателей скорости в основных упражнениях, чем без предварительного применения упражнений с повышенной силовой нагрузкой.

Одним из путей повышения эффективности скоростной подготовки является планирование в тренировочном процессе микроциклов спринтерской направленности. Необходимость такого планирования определяется, прежде всего, тем, что большие объемы и интенсивность работы, характерные для современного тренировочного процесса, часто обусловливают выполнение программ занятий и микроциклов в условиях постоянно возрастающего утомления. Это в значительной мере сдерживает проявление спринтерских качеств в занятиях скоростной направленности. Отдельные же микроциклы скоростной направленности в значительной степени способствуют устранению такого противоречия. Однако высокий тренирующий эффект таких микроциклов достигается лишь в том случае, если их планируют после восстановительных микроциклов, что позволяет достичь наивысших показателей работоспособности в отдельных упражнениях.

Эффективны и некоторые технические средства, применяемые для стимуляции скоростных способностей при выполнении различных упражнений. Так, использование специального буксировочного устройства позволяет бегуну, гребцу или пловцу продвигаться со скоростью, на 5-10 % превышающей доступную ему. При этом спортсмен выполняет движения с максимальной интенсивностью, стараясь привести их в соответствие с новым, более высоким уровнем скорости. К этой же группе относятся скоростное плавание в гидродинамическом бассейне, скорость встречного потока в котором несколько превышает доступную пловцу, педалирование на велоэргометре с уменьшенным по сравнению с естественным сопротивлением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, скоростные способности - это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени.

Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся четыре вида скоростных способностей:

.Способность к быстрому реагированию на сигнал.

.Способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью.

.Способность к быстрому началу движения (то, что в практике иногда называют резкостью).

.Способность к выполнению движений в максимальном темпе.

Скоростные способности человека очень специфичны. Можно очень быстро выполнять одни движения и сравнительно медленнее - другие, обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью, и наоборот. Тренировка в быстроте реакции практически не скажется на частоте движений. Знание этих фактов очень важно для практики.

Скоростные качества в значительной мере обусловлены уровнем развития элементарных форм быстроты, проявляющейся в латентном времени двигательных реакций, скорости выполнения дельного движения при незначительном внешнем сопротивлении частоте движений. Эти формы проявления быстроты в различных сочетаниях и в комплексе с другими двигательными качествами техническими и психическими возможностями и навыками обеспечивают все основные проявления специальных скоростных способностей спортсмена.

Уже подчеркивалось, что фактически воспитание скоростных способностей в целостном процессе физического воспитания сочетается с другими сторонами этого многогранного процесса. Особенно тесные связи объединяют воспитание скоростных и скоростно-силовых способностей. Практически это единый процесс во всех случаях, когда в качестве средств воспитания и скоростных, и скоростно-силовых способностей используют упражнения, которые наряду с высокой скоростью движений характеризуются значительными мышечными напряжениями. Отсюда нетрудно сделать вывод, что рассмотренные правила воспитания скоростно-силовых способностей во многом распространяются и на процесс воспитания скоростных способностей (правила, касающиеся целесообразной частоты выполнения упражнений в недельных и других циклах занятий, места упражнений в структуре отдельного занятия, порядка их сочетания с силовыми упражнениями и т.д.). Вместе с тем, когда обеспечивается возможно высокий .уровень проявления быстроты в условиях многократного слитного воспроизведения действий (как, например, в спринтерском беге), воспитание скоростных способностей в значительной мере сливается с воспитанием скоростной выносливости.)[2]

Конкретная направленность процесса воспитания скоростных способностей, естественно, изменяется в зависимости от особенностей возрастных периодов их развития. Так, в детском, подростковом и юношеском возрасте воспитание скоростных способностей направлено на реализацию основных возможностей их индивидуального прогрессирования (с последовательным переходом от преимущественно элементарных к комплексным формам проявления быстроты в сложных двигательных реакциях и целостных действиях); в зрелом возрасте и в последующие периоды преобладающими тенденциями становятся поддержание скоростных возможностей на некотором относительно высоком уровне и противодействие их возрастному регрессу. Соответственно изменяются частные черты методики использования скоростных упражнений, объем и степень концентрации связанных с ними нагрузок[10].

Необходимыми условиями предупреждения стабилизации скорости движений и борьбы со скоростным барьером в целостном процессе физического воспитания являются также:

комплексное использование разнообразных методических приемов, способствующих превышению привычной скорости движений;

рациональное чередование и поэтапное изменение удельного веса скоростных, скоростно-силовых и силовых упражнений в общей системе занятий;

воспитание двигательно-координационных способностей, позволяющих управлять движениями, несмотря на трудности, возникающие при выполнении скоротечных действий, перестраивать движения и овладевать все более совершенными формами их построения[2].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Ашмарин, Б.А., Педагогика физической культуры [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ашмарин, Б.А., Завьялов Л.К., Курамшин Ю.Ф. - СПб.; ЛГОУ, 1999.

.Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований. [Текст]:Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /

Ашмарин, Б.А.- СПб.; ЛГОУ, 1999

. Выдрин, В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект) [Текст]: Учебное пособие / Выдрин, В.М. - ГДОИДК; Л., 1988.

.Выдрин, В.М. Введение в профессиональную деятельность [Текст]: Учебное пособие для институтов физ. культ. / Выдрин, В.М. - ВИФК.; СПб., 1995.

.Выдрин, В.М. Деятельность специалистов в сфере физической культуры [Текст]: Учебное пособие / Выдрин, В.М. - СПб., 1997.

.Гандельсман, А.Б.,Физическое воспитание детей школьного возраста. [Текст]: Учебное пособие для институтов физ. культ. / Гандельсман, А.Б., Смирнов Д.М.- М.: Просвещение, 1986.

.Донской, А.А. Законы движений в спорте. Текст]: Учебное пособие для институтов физ. культ. / Донской, А.А. - М.: Физкультура и спорт, 1968.

.Дьячков,В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов. [Текст]: Учебное пособие / Дьячков,В.М - М.: Физкультура и спорт, 1970.

.Евстафьев,В.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры[Текст]: Материалы к лекциям и семинарам./ Евстафьев,В.В - Л.: ВИФК, 1985.

.Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена. [Текст]: Учебное пособие / Зациорский, В.М. - Изд. 2-е. - М.: Физкультура и спорт, 1970.

.Зациорский, В.М. Основы спортивной метрологии. [Текст]: Учебное пособие / Зациорский, В.М. - М.: Физкультура и спорт, 1979.

. Комплексная целевая программа по физической культуре в вузе[Текст]: / Под ред. В.И. Григорьева; СПбУЭФ. - СПб., 1991.

.Курамшин, Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств: Теория и технология применения: [Текст]: Учебное пособие./ Курамшин, Ю.Ф. - СПб., 1998.

.Лубышева, Л. И. Концепция формирования физической культуры человека. [Текст]: Учебное пособие./ Лубышева, Л. И. - ГЦИФК.; М., 1992.

.Лях,В.М. Координационные способности школьников.[Текст]: Учебное пособие./ Лях,В.М. - Минск, Полымя, 1989.

. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры.[Текст]: Учебник для институтов физической культуры./ Матвеев, Л.П. - М.: Физкультура и спорт, 1991.

. Основы теории и методики физической культуры. [Текст]: Учебник для техникумов физ. культ. / Под ред. А.А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986.

. Филин, В.Н. Теория и методика юношеского спорта. [Текст]: Учебное пособие./ Филин, В.Н. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

.Холодов, Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта. [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений./ Холодов, Ж.К., Кузнецов В. С.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.

Похожие работы на - Роль скоростных способностей в подготовке спортсменов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!