правовой обычай.
В древнем и средневековом Китае основным источником права был закон. Тенденция древнего и средневекового Китая, когда основным источником права являлся закон, до сих пор сохранена в современной КНР, при этом принципиальным элементом современной китайской правовой системы является стремительное развитие законодательного массива.
Важным этапом в становлении китайского законодательства явилось принятие Конституции 1982 г., утвердившей социалистический, правовой и государственный уклад в Китае.
Основную составляющую источников права в Китае включают законы, постановления Государственного совета, распоряжения, инструкции и положения министерств и ведомств и других центральных органов.
Важно отметить, что этап после 1978 года характеризуется развитием в Китае качественно новой системы законодательства. Это побудило развитие не только традиционных областей права - государственного, административного, уголовного, гражданского, но и формирование новых для китайского общества - природоохранного, морского, патентного и др.
Наряду с законодательной практикой в Китае ведется работа по классификации источников права. Бесспорно, современный Китай находится на новом этапе совершенствования в аспекте совершенствования, утверждения и осуществления нормативной базы, за последнее время большое количество областей права упорядочиваются на законодательном уровне. Однако если учитывать некоторые события политической жизни Китая, социалистический строй и коммунистический менталитет народа государства, а важнейшее - очевидное политическое и идеологическое влияние на политику и сознание людей, можно решительно говорить, что наравне с законами и иными актами органов государственной власти, директивную роль в Китае играют нормативные решения компартии.
.2 Наказания
В Древнем Китае применяли термин "бао" употреблялся в смысле расплаты за содеянное преступление. Длительный период были живы понятия о наказании как о расплате по принципу талиона, который берет свое начало с первобытнообщинного строя, определившие долгое существование в Китае обычая кровной мести, с которым неудачно боролись китайские властители.
Решительное принятие традиционного способа наказаний в V-IV вв. до н.э. связывают с ее философским осознанием на основании применения сакральной у древних китайцев цифры "пять". Шкала наказаний содержала: клеймение, отрезание носа, отрубание ног, кастрацию и смертную казнь. Она включала дополнение другими расправами - битьем толстыми или тонкими палками от 100 ударов до 500 ударов (500 ударов толстыми палками соответствовало смертной казни), обращением в рабство, штрафом. Проявлениями крайней жестокости, особенно при господстве легистов в царстве Цинь, где преступников варили в котле, вырывали у них ребра, сверлили головы, уравновешивалась в некоторой мере вероятностью употребления символических уголовных санкций. Еще шаньскоиньскому Китаю, например, была известна особый способ символических наказаний ("сян"), когда отрезание ноги заменялось покраской тушью колена, смертная казнь - ношением холщовой рубахи и пр. Люди этим пытались перевоспитать нарушителя, выставляя его на всеобщее порицание и пренебрежение.
Пережитки символических наказаний были и во время Чжоу. Некоторые эксперименты способности возрождения этой системы предпринимались и в ханьском Китае, когда в 167 году до н.э. Сяо Вэнь особым указом запретил телесные расправы и заменил их символическими. Этот эксперимент был неудачным, так как он противоречил идеалогии конфуцианцев, что тяжесть наказания должна сочетать в себе силу нарушения "ли", ибо любое отклонение разрушает гармонию, вызывает ненависть. Поэтому конфуцианцами активно проводилась борьба с легистами и против тяжелых наказаний за легкие преступления. Характерным напоминаем "сян" в праве следующих столетий стало сбережение татуировки в качестве одного из наказаний.
Традиционным институтом китайского права, против которого конфуцианцы вели безуспешную борьбу с легистами, был институт коллективной ответственности родственников преступника. В глубокой древности истреблялся весь род преступника. В циньском Китае за государственные преступления казнили не только преступника, но и три поколения его родственников по линии отца, матери и жены. Казни таких преступников предшествовали все другие наказания, сначала татуировка, а затем забивание палками. У тех преступников, кто клеветал, злословил, оскорблял, проклинал императора, предварительно отрезали языки.
Наказание, таким образом, преследовало сугубо устрашающие цели. Некоторое смягчение наказания под влиянием конфуцианизации права на третьем этапе его развития выразилось во временной отмене наказания невиновных родственников преступника и в утверждении нормы о безнаказанности укрывательства родственниками (детьми, женами, внуками) близких лиц, совершивших преступление. Наказание неизменно отражало сословно-классовое положение преступника и потерᴨȇвшего. Карательная политика в отношении рабов менялась. В I в. до н.э. была запрещена распространенная ранее практика безнаказанного убийства частных рабов, отменен закон о смертной казни раба, ранившего свободного.
.3 Брак и семья
Семейные связи в Китае отличались прочностью, семья носила в патриархальный характер. Главой большой семьи как хозяйственной единицы был старший в семье мужчина, в подчинении которого находились все члены семьи: жены и наложницы, сыновья и внуки, их жены и дети, рабы и слуги.
Роль главы семьи являлась ролью властителя, хозяина имущества. Понятие "отец" определялось иероглифом "фу", который выражал Руку, державшую прут, - символ наказания за невыполнение приказов членами семьи.
Большие семейные связи стали ослабевать вместе с развитием частной собственности на землю. Этот процесс был ускорен политикой легистов. Борясь против сепаратизма влиятельных больших семей, семейных кланов, являющегося препятствием на пути создания сильной центральной власти, Шан Ян в 356 - 350 гг. до н.э. санкционировал принудительный раздел больших семей, но большая семья, вместе с жесткими патриархальными порядками, как социально-хозяйственная ячейка не исчезла и в последующие века.
Построение брачно-семейного права основывалось на конфуцианских представлениях о семье как о первичной социальной ячейке, работающей на основе естественных законов в общей системе социального порядка. Первейшей целью брака было обеспечение физического и духовного воспроизводства семьи, достигающейся рождением прежде всего мужского населения, "чтобы человек, - как было записано в Ли цзы, - находился в состоянии правильно служить усопшим предкам и иметь возможность продолжать свой род". Отсутствие потомства рассматривалось конфуцианцами как проявление сыновней непочтительности, наиболее тяжким из других видов непочтения к родителям.
Для заключения брака необходимо было соблюдение ряда условий. Брак заключался семьями жениха и невесты или самим женихом и скреплялся частным соглашением, нарушение которого влекло за собой не только определенные материальные потери, но и наказание в уголовном порядке старших в семье. Традиционное убеждение, что брак - это не только соглашение между живыми, но и умершими предками, крайне заинтересованными в приобретении жены и ее плодовитости, находило выражение в соответствующем ритуале сватовства, включавшем в себя не только дары от семьи жениха семье невесты (деньги, украшения, скот и пр.), но и молебен в храме предков.
Если в шаньскоиньском Китае допускались браки между родственниками, то впоследствии были запрещены браки не только между родственниками, но и утвердилось правило, что жених и невеста не должны носить одну и ту же фамилию, чтобы ненароком не смешать родственные семьи. Скудность семейных фамилий в китайском обществе предопределила определенное исключение из этого жесткого правила - при покупке "второстепенной жены" (Ли цзы, кн. I).
В книге V Ли цзы были закреплены своеобразные нижний и верхний пределы брачного возраста: для мужчин с 16 до 30, для женщин с 14 до 20 лет, фиксировавшие как бы пределы терпения и сдерживания гнева предков на неблагодарного и непочтительного потомка. В соблюдение этих возрастных пределов в древности было вовлечено и само государство, следившие за тем, чтобы они не нарушались. С этой целью, по свидетельству Чжоу ли (кн. XI), особый чиновник составлял списки мужчин и женщин, достигших предельного возраста, и наблюдал, чтобы мужчины, достигшие 30 лет, брали себе в жены девиц, которым исполнилось 20 лет.
Возможности женщины оставить своего мужа или протестовать против развода были незначительны. Согласно древнему правилу, жена должна была оставаться с мужем в "жизни земной и загробной" (Ли цзы, кн. XI), ей нельзя было выходить второй раз замуж, но и мужу, требующему развода без оснований, грозила каторга. Он не мог развестись, если жене некуда было уйти или она носила траур по его родителям и пр. Ответственность мужа за жену выражалась и в том, что при всех ее правонарушениях, кроме тяжкого преступления и измены, она выдавалась ему на поруки.
В древности отец мог продавать детей, кроме старшего сына, пользовавшегося рядом преимуществ перед другими детьми. Безнаказанность убийства отцом, матерью, дедом и бабкой по отцу сына, внука, невестки, явившегося следствием нанесения им побоев, сохранилась до XIX в. Члены семьи, связанные обязанностью ношения траура по умершим родственникам, несли ответственность за целый ряд "семейных" преступлений, например несоблюдение сроков ношения траура. Наказывались сыновья, внуки, пытавшиеся без разрешения отселиться от большой семьи или присвоить часть семейного имущества. Родственные отношения, положение старших и младших в семье влияли на тяжесть наказания как за "семейные", так и за другие преступления. Например, кража отца у сына не считалась преступлением, но донос на старшего в семье, даже совершившего преступление, строго наказывался.
Еще в XIX в. подлежал наказанию муж, не разведшийся с распутной женой а убийство жены и ее любовника мужем, застигшим их вместе, оставалось без наказания.
Таким образом, нельзя сказать, что Китай имеет нестандартные источники права, основным из них был закон, однако существует ряд особенностей. Важную роль играет и классификация источников права, наравне с законами и иными актами органов государственной власти, директивную роль в Китае играют нормативные решения. Рассматривая роль семьи, можно сказать о прочности семейного союза и главенствующей роли старшего мужчины. Брак носит патриархальный характер.
3. Имущественные отношения и их регулирование. Уголовное право и судебный процесс
.1 Регулирование имущественных отношений
Нормы частного права не получили самостоятельного развития в традиционном праве Китая, хотя глагол "ю" в значении "иметь собственность" известен был Китаю еще с конца Чжоу (IV - III вв. до н. э).
Верховная государственная собственность на землю сосуществовала в Древнем Китае с общинным и частным землевладением крестьян.
Земля в Китае стала продаваться и покупаться, делиться на мелкие участки или объединяться в крупные наделы, но, какие бы изменения землепользование не переносило, частный или коллективный владелец распоряжался лишь правом владения ею, никогда не переходящим в полную частную собственность. Всесильное государство сохранило неизменно свою ведущую роль в хозяйственной жизни. "Азиатская" социально-экономическая модель устраняла правовые и политические гарантии, которые способны сформировать возможность для расцвета частной собственности вообще, на землю в особенности. Рост частной собственности кризисный для такой структуры безотлагательно влек за собой реформы, возобновляющие экономический контроль государства.
Вопреки раннему переходу основного количества общинной земли в частное владение, община еще в I в. до н.э. могла вступать в договорные поземельные отношения как самостоятельная сторона, а присутствие представителя общины являлось непременным условием при совершении поземельных сделок. Согласно источникам I в. н.э. заключать договоры купли-продажи земли могли женщины и государственные рабы. Поземельная сделка (купчая крепость) заносилась красной киноварью на медную доску, что являлось отображением ранее встречающегося обычая записывать подобные сделки кровью жертвенных животных. Наряду с куплей-продажей распространение получил договор аренды земли, как правило, на условиях испольщины, ее заклад.
В целях поощрения земледелия с древнейших времен существовало право каждого занимать бесхозные или покинутые земли. По истечении определенного срока эти земли записывались в кадастр как частные за обрабатывающими их.
В Древнем Китае часто издавались законы, которые в той или иной мере отражали требования защиты мелкого крестьянского землевладения. Это особенно ярко проявилось в I в. до н.э. в изменении государственной политики в отношении лиц, попавших в рабство за долги, и в отношении рабовладения. Обычай закладывать детей за долги, которые становились рабами, если не были выкуплены в течение трех лет, существовал повсеместно.
В I в. н.э. император Уди издал рескрипт об освобождении всех обращенных ранее в государственных рабов и рабынь, "если прежними законами не было предусмотрено наказание за совершение ими преступлений". Были освобождены в ряде областей Китая также рабы, продавшие себя из-за голода и насильно проданные в рабство, а также женщины, отданные в наложницы. Запрещено было клеймение рабов, а к лицам, "силой чинившим препятствия" освобождению рабов, было предписано применять наказания "в соответствии с законом о насильственной продаже людей в рабство".
3.2 Уголовное право и судебный процесс
В Китае в состязательном по своему характеру процессе рано стали вводиться элементы розыскного характера, который со временем утвердился безраздельно. Расследование преступлений разрешалось особому чиновнику (линьши).
Начало ему давало заявления или донос в уездную управу или окружное управление. Донос, особенно затрагивающий кражи и убийства, должен был быть точно определенным, неточность могла влечь за собой наказание. "Право" на донос зависело от социального положения лица и его места в системе кровнородственных связей, за исключением доноса о преступлении против государя и государства. Жестко, на основе принципа "возврата обвинения", карался лжедонос. В этом случае доносителю определялась та же кара, которая предполагалась лицу, если бы донос был правдив. Запретами под угрозой смертной казни являлись доносы на родителей, деда, бабку и других близких родственников, кроме убийства отца, при котором доносить можно было даже на мать. Подлежали удавлению рабы, донесшие на своего хозяина, за исключением обвинения последнего в мятеже и измене. Запрещались анонимные доносы, осужденные по такому доносу освобождались. Выдавать своих людей, т.е. представлять в суд домочадцев и рабов должен был глава семьи, в противном случае он наказывался сам. Ему же предоставлялось право наказывать своих рабов, а по специальному разрешению властей даже убивать их за провинности. Уездные чиновники вели следствие и приводили в исполнение приговор, например битье палками осуществлялось здесь же, в суде. Расследование тяжких преступлений (мятежей, измены и пр.) отдавалось в окружные управы.
Одним из важных доказательств, вместе со свидетельскими показаниями и вещественными доказательствами, которые были добыты в ходе осмотра места преступления или освидетельствования трупа, считалась клятва. Циньское руководство по расследованию уголовных преступлений говорит о применении пыток в судах в том случае, "если преступник был изобличен, но отказывался признать себя виновным, или если преступник менял свои показания в ходе дознания". Действовал принцип презумпции виновности обвиняемого. Гарантией от злонамеренного применения пыток битья палками были наказание следователя каторжными работами за смерть обвиняемого под пытками. Обвиняемый мог быть оправдан, осужден или его дело могло быть признано сомнительным. Широко применялось вынесение решения по делу по аналогии.
Тела или головы преступников, подвергшихся смертной казни, выставлялись для публичного обозрения в открытом поле на рынке или во дворе дворца, если преступник был сановным лицом.
После образования Китайской Народной Республики в 1949 г. новые уголовно-правовые нормы социалистической направленности закреплялись в отдельных актах. Уголовный процесс в КНР основывается на принципах социалистической законности. Этот проект, так и не принятый, создавался под сильным влиянием советского уголовного законодательства - в особенности УК РСФСР 1926 г. (что проявилось, например, в дефиниции понятия преступления, умысла, соучастия, стадий преступной деятельности и т.д.). В дальнейшем кодификационные работы в области уголовного законодательства заметно замедлились, и новый УК был принят лишь в 1979 г. (вошел в действие с 1 января 1980 г.). В последующие годы в него были внесены существенные поправки и изменения, а в 1997 г. он принят в новой редакции.
Народные суды, народные прокуратуры и органы общественной безопасности, рассматривая уголовные дела, должны нести раздельную ответственность за осуществление своих функций, взаимно координировать работу, действовать согласованно с тем, чтобы обеспечить точное и эффективное проведение в жизнь закона.
Таким образом, в настоящее время, несмотря на многочисленные позитивные перемены в законодательстве Китая уголовный процесс по-прежнему носит обвинительный характер, особенно по политическим делам. По-прежнему широко распространены пытки и жестокое обращение с задержанными и заключенными.
Заключение
Цивилизации древнего Востока непременно внесли важный вклад в дальнейшее формирование государства и права. Государственно-правовые события стран Древнего Востока дают возможность для моделирования общих представлений об основных типах восточной деспотии и древневосточных правовых системах.
Очевидно, что самой распространенным ответвлением традиционного законодательства в Китае было карательное законодательство. Однако его особенностью являлась особая, суровая иерархия норм: по традиции конфликтная ситуация должна была решаться на основании требований ритуала и этикета, затем на основании запросов человеколюбия, затем разума и только в самую последнюю очередь - на основе возвращения к претензиям права. При первом знакомстве исследователей с многотысячными статьями уголовных кодексов Древнего и средневекового Китая, нередко можно было прийти к выводу о том, что карательная политика и законодательство в Китае располагалось на более высокой ступени, чем в этот же период в странах Европы.
Воздействие конфуцианства на законодательную практику очевидно, но не малую роль в разрешении конфликтов принадлежали и традициям. Практика игнорировала законы, как только они нарушали традицию. Именно поэтому и необходимо говорить о традиционной правовой системе в Китае, которая, несмотря ни на какие реформы и законодательства, действовала на протяжении двух с лишним тысяч лет.
Становление китайской правовой системы включает несколько этапов, на начальном этапе происходит регулирование социальных отношений, следующей ступенью возрастают нормы права и формируются два мировоззрения, которые способствовали нововведениям в нормы права в Китае.
Наряду с законодательной практикой в Китае ведется работа по классификации источников права. Бесспорно, современный Китай находится на новом этапе совершенствования в аспекте совершенствования, утверждения и осуществления нормативной базы, за последнее время большое количество областей права упорядочиваются на законодательном уровне. Однако если учитывать некоторые события политической жизни Китая, социалистический строй и коммунистический менталитет народа государства, а важнейшее - очевидное политическое и идеологическое влияние на политику и сознание людей, можно решительно говорить, что наравне с законами и иными актами органов государственной власти, директивную роль в Китае играют нормативные решения компартии.
Нельзя сказать, что Китай имеет нестандартные источники права, основным из них был закон, однако существует ряд особенностей. Важную роль играет и классификация источников права, наравне с законами и иными актами органов государственной власти, директивную роль в Китае играют нормативные решения. Рассматривая роль семьи, можно сказать о прочности семейного союза и главенствующей роли старшего мужчины. Брак носит патриархальный характер.
В настоящее время, несмотря на многочисленные позитивные перемены в законодательстве Китая уголовный процесс по-прежнему носит обвинительный характер, особенно по политическим делам. По-прежнему широко распространены пытки и жестокое обращение с задержанными и заключенными.
Список использованных источников
I Книги
1Абдурахманова И. В. История государства и права зарубежных стран/ И. В. Абдурахманова, Н. Е. Орлова. - М: Издательский центр МарТ, 2011. - 192 с.
2Вениосов А. В. История государства и права зарубежных стран / А. В. Вениосов. - ТетраСистемс, 2011. - 554 с.
3Вологдин А. А. История государства и права зарубежных стран. Практикум / А. А. Вологдин. - М: Высшая школа, 2012. - 288 с.
4Ильинский Н. И. История государства и права зарубежных стран. В вопросах и ответах / Н. И. Ильинский, Г. К. Аргучинцев. - М: Дикта, 2011. - 164 с.
5Исаев И. История государства и права зарубежных стран. Учебник для бакалавров / И. Исаев, Т. Филиппова. - М: Порспект, 2013. - 560 с.
История государства и права зарубежных стран. в 2 ч.. Учебник для вузов // Под ред. Н.А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. - М.: Издательство НОРМА, 1996. - 480 с.
История государства и права зарубежных стран / Под ред. К.И. Батыра 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. - 496 с.
История государства и права зарубежных стран: Конспект лекций / Сост. С. Князева. - М.: АСТ, Сова, 2010. - 160 с.
9Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран / А.И. Косарев. - 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2012. - 376 с.
10 Кудинов О.А. История государства и права зарубежных стран / О.А. Кудинов // М.: МЭСИ, 2012. - 305 с.
11 Леже Р. Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход / Р. Леже, А.В. Грядов . - М.: Волтерс Клувер. - 2011. - 576 с.
12 Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник/ О.А. Омельченко. - Т. 1.- М.: ТОН - Остожье, 2010. - 528 с.
13 Попова А. В. История государства и права зарубежных стран. Краткий курс лекций / А. В. Попова. - М: Юрайт, 2011. - 224 с.
14 Прудников М. Н. История государства и права зарубежных стран /М. Н. Прудников. - М: Юнити-Дана, 2013. - 368 с.
15 Рубаник В. Е. История государства и права зарубежных стран. Курс лекций / В. Е. Рубаник. - М: Эксмо, 2013. - 480 с.
16 Саломатин А. Ю. История государства и права зарубежных стран / А. Ю. Саломатин. - М: Норма, 2012. - 496 с.
17 Сажина В. В. История государства и права зарубежных стран. Древний мир и Средние века / В. В. Сажина. - М: ТетраСистемс, 2011. - 208 с.
18 Симонишвили Л. Р. История государства и права зарубежных стран/ Л. Р. Симонишвили. - М: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011. - 280 с.
19 Тинт Ю. С. История государства и права зарубежных стран/ Ю. С. Тинт. - М: РИОР, Инфра-М, 2010. - 112 с.
20 Томсинов В. А. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Новое и Новейшее время / В. А. Томсинов. - М: Зерцало-М, 2012. - 440 с.
21 Томсинов В. А. История государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века / В. А. Томсинов. - М: Зерцало-М, 2013. - 128 с.
22 Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 томах / Под ред. К.И. Батыра - М: Проспект, 2013. - 520 с.
Шинкаренко К. И. История государства и права зарубежных стран в схемах К. И. Шинкаренко. - М: Проспект, 2012. - 80 с.
II Статьи
1Пашкова Т.В. Источники права Китайской Народной Республики / Т.В. Пашкова // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2008. - № 2. - С. 89-91
2Пашкова Т.В. Правосознание в Китайской Народной Республике / Т.В. Пашкова // Вестник Владимирского юридического института. - 2009. -№ 1 (10) - С. 211-217