Федеральная служба безопасности, структура и полномочия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,96 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Федеральная служба безопасности, структура и полномочия












Курсовая работа

На тему: «ФСБ, структура и полномочия»

Введение

Как это ни странно, но сегодня все знают о том, что нас охраняет не только полиция, но так же и другие органы безопасности, к примеру ФСБ.

Так, всей стране известно, что именно благодаря деятельности ФСБ удалось избежать проблем на Олимпийских играх в Сочи в 2014 году. Кроме того, зная о том, что органы безопасности являются не только постоянными контролерами жизни российского общества, но так же и регулировщиками власти.

Последнее осознание пришло благодаря деятельности СМИ, которые популяризируют сам факт того, что президент Владимир Путин и вся его команда - это выходцы из бывшего КГБ или отставные служащие ФСБ. Но как известно, бывших не бывает и потому они контролируют всю нашу жизнь.

С другой стороны, о том что из себя в действительности представляют органы ФСБ и чем они конкретно занимаются, знают единицы.

Именно этим и обусловлена актуальность изучаемой темы «ФСБ, структура и полномочия». Кроме того ее актуальность обусловлена так же и тем, что сама тема не имеет широкого освещения. Хотя есть и нормативные источники, информационные брошюры и публикации статей в журналах и Интернете, все же вся эта информация не доходит до общества, что по своей сути не правильно. Ведь если народ, в соответствие с конституционными нормами, является единственным источником власти, то люди должны знать основы существующего строя и реализации его безопасности.

Подход к изучению данной темы основывается на структурировании информации, ее анализа и формировании собственных выводов.

Предмет исследования - деятельность ФСБ.

Объект работы - полномочия ФСБ.

Цель работы - рассмотреть особенности реализации полномочий и формирования структурных элементов Федеральной службы безопасности.

Задачи работы:

рассмотреть дореволюционные основы государственной безопасности;

описать советскую систему обеспечения безопасности;

охарактеризовать структуру органов ФСБ;

раскрыть полномочия и деятельность ФСБ сегодня.

Основными источника информации являются нормативные акты, электронные ресурсы и статьи научных журналов.

Глава 1. История создания Федеральной службы безопасности в России

.1 Дореволюционные основы государственной безопасности

Понятие национальной безопасности, появившееся в юридической и политологической литературе не столь давно, имеет достаточно давнюю смысловую историю, уходящую корнями в Новое время. Концепции общественного договора Спинозы, Гоббса и Локка обосновывают заключение договора именно соображениями безопасности, которой угрожает анархия естественного состояния.

По сути, Гоббс видит в человеке первопричину возникновения как общества (в результате эгоистических потребностей в безопасности и практичности совместной охоты и выживании вообще), так и государства (так же результат эгоцентризма, так как человеку понадобились сильные управленцы, готовые жертвуя собой защищать простых подчиненных).

Но как бы там не было на самом деле, только к XVI-XVII задались вопросом создания правовой основы для существования государства, что было вызвано буржуазными революциями и переворотами в социально-экономической сфере жизни общества.

В дореволюционной отечественной государственно-правовой мысли понятие «безопасность» встречается достаточно редко, так как обеспечение безопасности граждан было предметом науки полицейского права, то есть данный термин относился к предупреждению опасности от внутренних угроз. Отсутствие безопасности, по мнению А. Градовского, вызывает гибель государства. М. Сперанский отмечал, что общим предметом для всего правового регулирования является учреждение общей безопасности лиц и имущества.

По сути дореволюционный период развития государственной безопасности основывался на идеях противодействия негативным последствиям буржуазных революций в Европе, а потому все работы, которые встречаются по данному вопросу затрагивают борьбу царизма с общественными организациями, которые стремились к изменение государственного строя. Кроме того, важно отметить, что именно XIX век стал для России веком инноваций в нормативной базе и одной такой инновацией было введение понятия государственная измена, что имеет ряд своих последствий, помимо появления тайного органа слежки и дознания при Императоре.

Историография данного периода охватывает время со второй половины XIX в. до 1917 г., когда появились научные работы, рассматривавшие в определенной степени деятельность Военного министерства по обеспечению безопасности империи. В тот период вышли в свет ценные материалы, подготовленные представителями «казачьей историографии», раскрывавшие деятельность пограничных казачьих войск по обеспечению непосредственной безопасности (охране и защите) границы.

В 70-х гг. XIX в. публикуются работы офицеров, совершивших рекогносцировочные поездки по России и в соседние государства (в Восточный Туркестан, Афганистан, Персию и Индию). Материалы поездок отражались в фундаментальных военно-статистических отчетах, являвшихся хорошим подспорьем для принятия государственными органами Российской империи правильных решений в вопросах обеспечения безопасности государства.

Однако, несмотря на довольно большой фактический материал, собранный дореволюционными историками, он, в основном, был посвящен процессу приграничной деятельности.

Вопросы же, связанные с деятельностью государственных органов по обеспечению безопасности империи, затрагивались лишь фрагментарно, не были в должной мере проанализированы, обобщены и систематизированы.

С другой стороны, западные исследователи изучая вопросы обеспечения безопасности империи рассматривают вопросы политического розыска, т.е. оперативно-розыскных мероприятий не процессуального характера (внутреннее и наружное наблюдение, а также перлюстрация почтово-телеграфной корреспонденции), проводимые уполномоченными на то особыми государственными органами (спецслужбами), по установлению неизвестных или скрывшихся государственных преступников; в более широком понимании - преследование за преступления против государства. В литературе за органами политического розыска закрепился целый ряд обобщающих названий - «политическая полиция», «тайная полиция», «секретная полиция», «высшая полиция», «охранка» и др. Несмотря на такое многообразие, изучение практики их функционирования свидетельствует о том, что в виду специфического характера деятельности спецслужб, невзирая на форму государственного правления, устройства и политического режима, идеологию, вероисповедание и т.д., неизменной оставалась главная задача этих органов - обеспечение внутренней стабильности государства.

Отечественные исследователи - дореволюционные, советские и современные - внесли большой вклад в осмысление проблем эффективности, целесообразности и легитимности оперативно-розыскной деятельности органов политического розыска по обеспечению безопасности и защите государственных интересов Российской империи. Естественно, их работы обуславливались конкретно-историческим развитием нашего государства и общественно-политической составляющей, которые, по понятным причинам, влияли на содержание, полноту, методы и оценку исследований. И по сей день архивные фонды как центральных, так и региональных архивов время от времени преподносят очередные «сюрпризы» в раскрытии «тайн» царской охранки.

Таким образом, работ посвященных процессу развития охранной деятельности в дореволюционной России достаточно, как со стороны отечественных, так и западных исследователей. Но что из себя представляла охрана безопасности государства в дореволюционный период?

Важно понимать, что деятельность органов безопасности государства получило правовое оформление и относительную самостоятельность только в конце XIX - начале ХХ века, все что происходило до этого времени находилось под контролем военного и полицейского ведомств. И конечно же это исторически естественно для всех существующих государств - переходить на новую ступень развития государственной безопасности. Для России конец XIX- начало ХХ века было особым периодом - временем подрывной деятельности и необходимости в реакции, которую могли обеспечить специальные службы по обеспечению госбезопасности и такой службой стало Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии, которое было учреждено в 1826 году Николаем I. Процесс развития и отделения от полиции и армии завершился в 1880 году, когда было создано МВД - Министерство внутренних дел Российской империи.

По сути, МВД РИ наоборот объединило деятельность полиции и охранных органов, но по факту именно возникновение министерства предоставило возможность расширить обязанности и функции охранного отделения. Особенно процесс расширения функциональных обязанностей прослеживался в начале ХХ века, когда особенно обострились отношения общества и власти (так появилась возможность применять насильственные методы для дознания и розыска).

Таким образом, уже к началу ХХ века охранное отделение (органы по обеспечению государственной безопасности), занимали важное место в системе контроля и регулирования общественных отношений. их деятельность была направлена на охрану существующего аппарата власти, а потому нет ничего удивительно, что данное направление продолжило свое существование и в советское время, когда крайне необходимо было противостоять угрозам государственным интересам.

1.2 Советская система обеспечения безопасности

Итак, как выше уже отмечалось, советское правительство имело множество причин сохранить за собой право на реализацию контроля за безопасностью государства.

В результате февральской революции 1917 года было свергнуто самодержавие, а Временное правительство упразднило Департамент полиции Министерства внутренних дел и учредило милицию. Т.е. по сути, первоначально, политическая полиция была особым органом безопасности в стране и сам факт ее существования оказывал на общество определенное воздействие на все группы населения.

Советский период историографии охватывает время со второй половины 20-х гг. XX в. до 1991 г. После революции 1917 г. интерес к исследованию вопросов обеспечения государственной безопасности значительно снизился и вплоть до 50-х гг. XX в. носил эпизодический характер, освещавший, в основном, внешнюю политику правительства и лишь фрагментарно - деятельность государственных органов по обеспечению безопасности. Это можно объяснить высоким уровнем секретности и закрытости данных органов, так как все их действия руководились государством. И нужно отметить, что архивы службы безопасности до сих пор не полностью рассекречены.

Особое место в литературе послевоенного периода занимают труды Н.А. Халфина, который при их написании задействовал широкий круг архивных документов. Большая заслуга этого автора в том, что в его трудах был очерчен круг вопросов, которые являются наиболее перспективными для современных исследователей деятельность государственных органов по обеспечению безопасности государства.

Образование Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК) 20 декабря 1917 г., декретом Совета Народных Комиссаров, был образован данный орган, направление его работы связано было с борьбой контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности.

В задачи созданной комиссии входили «пресечение и ликвидация контрреволюционных и саботажнических действий по всей России. С этого времени органы ВЧК вели не только оперативную работу, но и проводили следствие и выносили приговоры, заменяя следственные и судебные органы. Позднее при НКВД РСФСР, в задачи которого входила борьба со шпионажем, контрреволюцией и бандитизмом, был выделен Народный комиссариат государственной безопасности, переименованный в 1946 г. в Министерство государственной безопасности, а в марте 1953 г. было принято решение об объединении Министерства внутренних дел и Министерства госбезопасности в единое МВД СССР, а в 1954 г. создается Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР.

Используя проблемно-хронологический метод исследования можно выделить несколько условных этапов в развитии не только понимания, но и содержательной стороны обеспечения государственной безопасности в Советском Союзе:

г. - середина 1930-х гг.

Середина 1930-х гг. - середина 1950-х гг.

Середина 1950-х - начало 1990-х гг.

Правовая категория «государственная безопасность» в законодательно-правовой базе СССР стала фигурировать и прорабатываться с середины 1930-х гг. Этот же термин упоминается и в тексте принятой в 1936 г. «сталинской» Конституции СССР как функция государственной власти - «охрана государственной безопасности».

И тем не менее, несмотря на жесткий диктат идеологии в первые годы советской власти правовому регулированию деятельности отечественных спецслужб уделялось достаточно серьезное внимание. В разгар Гражданской войны, в конце 1918 г., началась кодификация советского права и в ходе ее проведения решалась актуальная проблема формирования правовой базы ВЧК. 28 октября 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о Всероссийской и местных чрезвычайных комиссиях». Этим самым были заложены подходы большевиков к созданию правовых основ в деятельности чрезвычайных органов новой власти, созданных для борьбы «со свергнутыми эксплуататорами до победы Мировой Революции».

В 1922 г. наступает второй этап кодификации советского права. Введение в действие в этом году новых кодексов РСФСР (Уголовного, Земельного, Гражданского, Кодекса законов о труде) сыграли свою положительную роль в развитии советского права. Однако, уголовное и иные виды законодательства сохранили целенаправленный классовый характер. 10 августа 1922 г. был принят Декрет ВЦИК «Об административной высылке», который предполагал высылку контрреволюционеров за границу или в отдаленные местности РСФСР на срок до трех лет. Декрет ВЦИК от 16 декабря 1922 г. предоставил ГПУ «право внесудебной расправы, плоть до расстрела» и право «...заключать в лагерь принудительных работ на месте высылки. К этому периоду времени в руководстве большевиков окончательно утвердилось мнение о том, что ВЧК - это не временный орган, а необходимый институт пролетарского государства, поскольку угрозы со стороны «контрреволюционного элемента» полностью не исчезли.

По мере свертывания НЭПа нарастала политизация в правоведении, ликвидировались остатки плюрализма в оценке юридических актов, канули в Лету острые дискуссии в среде юристов 1920-х гг., нормотворчество окончательно ставилось под строгий контроль партийных органов, получала все большее распространение подмена законодательства ведомственными подзаконными актами.

Однопартийная система власти, сформированная в условиях культа личности Сталина гипертрофировала субъективный фактор в развитии страны в последующие десятилетия. Его роль еще больше усиливалась в период революционных преобразований и кризисных моментов, когда активно разворачивались кадровые перестановки и проведение организационных мероприятий в тех институтах власти, от которых зависело политическое господство того или иного лидера СССР.

Нестабильность и социальная напряженность в обществе в условиях коллективизации и индустриализации в начале 1930-х гг. предопределили выдвижение органов государственной безопасности на ключевой уровень в советской политической системе. По существу, в 1934 г. органы госбезопасности были реформированы в соответствии с политической и экономической концепцией И.В. Сталина.

В новых международных и внутриполитических условиях сталинское руководство приняло партийное решение (Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 10 июля 1934 г.) «Об образовании общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел СССР», которое в тот же день было продублировано Постановлением законодательного органа государства - Центрального Исполнительного Комитета СССР. НКВД СССР значительно укрупнялось, в него вошло бывшее Объединенное Государственное политическое управление (ОГПУ СССР), которое стало именоваться Главным управление государственной безопасности (ГУГБ).

С появлением демократических и либеральных тенденций в СССР после смерти И.В. Сталина новое руководство СССР во главе с Н.С. Хрущевым не хотело или не смогло понять не завершенность существовавшей системы (необходимо было совершенствовать законодательную основу) и поэтому пошло по пути косметического перекрашивания, не изменяя основ и не устраняя пороков этой системы, обвиняя в отдельных ошибках отдельных субъектов.

Все это предопределило снижение государственного статуса органов государственной безопасности, и как следствие этого - появление партийного решения в марте 1954 г. о выделении Комитета государственной безопасности из Министерства внутренних дел и организации его деятельности при Совете Министров СССР, при всеобъемлющем руководстве и контроле со стороны КПСС.

Стремясь не допустить какой-либо альтернативы своей власти, ЦК КПСС по прежнему строго контролировал органы госбезопасности, хотя официально указывалось, что эта структура находится при Совете Министров СССР и принадлежит к исполнительной власти в государственном аппарате.

В марте 1959 г., завершился многолетний процесс разработки базового юридического документа в области правового регулирования деятельности советских спецслужб (разрабатывалось руководством МГБ-МВД-КГБ почти десять лет) - «Положения о Комитете государственной безопасности при Совете Министров СССР и его органах на местах» (объявлено Приказом председателя КГБ при СМ СССР № 0050 от 19 марта 1959 г.). Данный документ определил вектор их развития на три десятилетия вперед, вплоть до 1991 г.

И по факту, необходимо отметить, что деятельность КГБ была политизированной, но в то же время основывалась исключительно на интересах самого государства. Самое важное в данный период - это завершившийся процесс правового регулирования и нормативно-правовых источников для развития дальнейших идей организации безопасности государства и общества. По сути НКВД, а затем КГБ занимались тем же чем и имперское охранное ведомство - поиском антигосударственных деятелей. И от части, будучи власть имущими органами они постепенно приобщались к вопросам управления страной. Так, в период правления Брежнева Л.И. по сути страной управляли представители КГБ. Но как бы там ни было, в последующие период органы безопасности столкнулись с новым для них общественным явлением - всеобщим правовым нигилизмом, а с распадом государства проходили сложный путь трансформации в органы ФСБ.

Глава 2. Развитие деятельности органов безопасности на современном этапе

.1 Структура органов ФСБ

После распада СССР вопрос развития системы безопасности государства стоял очень остро. Во-первых, не было четких идей развития самого государства. Во-вторых, проводимая правительством политика имела глубокие социально-экономические последствия, которые привели к росту преступности и беззакония. В-третьих, проблемы международного положения страны так же не были решены, что ставило ранее великую страну в зависимое положение от западных держав.

В результате правительство задалось идеей возродить службу безопасности и определить ее функции в рамках интересов появляющегося государства. И в 1995 году появляется Федеральный закон «О федеральной службе безопасности».

ФСБ в России <http://www.vigivanie.com/russia.html>имеет определенный правовой статус, который наделяет данную структуру всеми теми правами, которые позволят ей выполнять поставленные задачи без нарушения законодательства. На федеральном уровне назначение, права, обязанности, структура ФСБ закреплена в первую очередь в Конституции, федеральными законами и иными актами, действующими на федеральном уровне. Кроме того, деятельность данной спецслужбы регламентируется на международном уровне определенными договорами.

Статус и структура ФСБ определены в соответствующем указе Президента, из которого следует, что рассматриваемая спецслужба представляет собой единую систему органов, которые в комплексе решают задачи по обеспечению безопасности России. Органы ФСБ представлены как на федеральном уровне, так и на уровне регионов государства, а также в Вооруженных силах и иных формированиях.

Структура ФСБ России создана таким образом, что руководство деятельностью данной спецслужбы осуществляется Президентом. В то же время управление осуществляется на федеральном уровне через руководителя органа исполнительной власти, который назначается на эту должность и освобождается от нее указом Президента.

Управление ФСБ непосредственно производится Директором, полномочия которого регламентированы в Положении о ФСБ (пункт №11). По своему служебному статусу он приравнивается к министру России на федеральном уровне. Занимаемой должности соответствует звание «генерал армии».

Структура ФСБ подразумевает наличие специализированных подразделений:

на федеральном уровне - орган исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности;

отделы и управления данного органа по отдельным субъектам России;

специальные отделы и управления органа исполнительной власти в сфере безопасности в Вооруженных Силах и их органах управления, а также в отдельных воинских формированиях.

пограничные органы;

авиационные подразделения;

иные органы обеспечения безопасности.

Нельзя забывать и о предприятиях специального назначения, военно-медицинских, экспертных, образовательных, научных и военно-строительных учреждениях. Структура ФСБ включает большое количество категорий перечисленных выше объектов.

Что касается территориальных органов, то здесь сохраняется такая же тенденция, что и на федеральном уровне. Все территориальные органы, которые напрямую подчиняются некоторому региональному органу исполнительной власти и связаны с вопросами обеспечения безопасности России, включаются в структуру ФСБ.

В заключение отметим, что в структуре ФСБ запрещается создавать подразделения, преследующие какие-либо политические цели. Кроме того, законом запрещено создавать любые подразделения, которые не определены в действующей нормативной базе. Вся деятельность ФСБ направлена на обеспечение и сохранение безопасности государства, личности и общества. При этом данная спецслужба входит в состав сил Российской Федерации по комплексному обеспечению безопасности нашей страны. Система органов, которая входит в структуру ФСБ, указана в статье 2 федерального закона «Об органах ФСБ».

Современные авторы национальную безопасность рассматривают как синоним оборонной политики, а в качестве важнейшей цели национальной безопасности называют самосохранение нации как особой культурно-исторической, политической общности, что подразумевало бы защиту государственного строя, национальных идеалов, традиций, стиля жизни.

В постсоветский период на законодательном уровне впервые понятие «национальная безопасность» появляется в Законе РФ от 05.03.1992 № 2446-1 (ред. от 26.06.2008) «О безопасности» в ст. 1: «Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». При этом под жизненно важными интересами понималось: совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Законом к основным объектам безопасности относились:

личность - ее права и свободы;

общество - его материальные и духовные ценности;

государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Указом Президента РФ от 10.01.2000 №24 была утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации, в которой под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

В Указе Президента РФ от 12.05.2009 №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (далее - Стратегия) понятие «национальная безопасность» определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Под «угрозой национальной безопасности» понимается прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Структура национальной безопасности включает в себя следующие элементы. Главными составными частями национальной безопасности выступают безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства.

Выделяются, как правило, следующие сферы национальной безопасности:

внешнеполитическая безопасность,

военная сфера и оборона,

внутриполитическая жизнь,

экономика,

социальная,

культурная,

юридическая,

нравственная,

духовная,

миграционная,

демографическая и т.д.

Выделяют также имущественную безопасность, ядерную, радиационную, информационную, экологическую, транспортную безопасность, безопасность дорожного движения, авиационную, экономическую, продовольственную и др.

Формы осуществления национальных интересов - особенные виды деятельности органов государства, посредством которых реализуются его национальные интересы.

Деятельность протекает в рамках права, поэтому важнейшей является правовая форма осуществления национальных интересов, под которой понимается юридически значимая деятельность государственных органов, связанных с изданием и применением юридических актов, направленных на осуществление национальных интересов.

Таким образом, деятельность ФСБ, структура и интересы обусловлены ФЗ №40 1995 года. Естественно, что заинтересованность данных органов в безопасности страны обусловлено как историей формирования, так и социально-экономическими факторами. На современном этапе развития довольно много угроз, которые окружают не только человека, но и государства, в результате такие органы как ФСБ крайне необходимы, как необходимо и разграничение их деятельности. Следовательно, самый важный вопрос, который необходимо рассматривать и освещать - это непосредственно полномочия органов безопасности, которые будут реализовываться в повседневной деятельности и должны быть направлены на благо государства, а не на притеснения прав граждан.

2.2 Полномочия и деятельность ФСБ сегодня

информационный безопасность преступность

Естественно, что законодатель позаботился о вопросе распределения обязанностей и определения места органов ФСБ в системе регулирования внутренней и внешней деятельности (противостояния угрозам). Т.е. полномочия органов федеральной службы безопасности расписаны в главе 3 Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (с изменениями и дополнениями) <http://base.garant.ru/10104197/>.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:

контрразведывательная деятельность;

борьба с терроризмом;

борьба с преступностью;

разведывательная деятельность;

пограничная деятельность;

обеспечение информационной безопасности.

Иные направления деятельности органов ФСБ определяются федеральным законодательством. Права и обязанности Федеральной службы безопасности Российской Федерации установлены статьями 12 и 13 федерального закона «О федеральной службе безопасности» № 40-ФЗ.

Разведка - деятельность органов ФСБ в пределах Российской Федерации по добыче, доставке и обработке секретной информации, связанной с организованными преступными и террористическим группировками

Борьба с преступностью и террористической деятельностью Органы ФСБ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооружённых формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. На органы ФСБ нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с Федеральным законом «О внешней разведке».

Пограничная деятельность. Направлениями пограничной деятельности являются:

защита и охрана Государственной границы Российской Федерации;

защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории.

Обеспечение информационной безопасности - деятельность органов ФСБ, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:

при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;

при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в России и её учреждениях, находящихся за пределами России.

Обеспечение национальной безопасности России, являясь объектом нормативно-правового регулирования, представляет собой сложное многоаспектное явление, разнообразные юридические средства, прежде всего основополагающие нормы и принципы права, при помощи которых организуется сама система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и осуществляется ее функционирование.

Следует отметить, что, охранительный подход в определении сущности безопасности вообще и национальной безопасности в частности господствует в нашей российской литературе по рассматриваемым проблемам. Наиболее известным и часто цитируемым многими авторами является определение - безопасность состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, которое дается в Законе Российской Федерации «О безопасности». В определении речь идет о национальной безопасности. Хотя этот закон был утвержден еще в 1992 г., когда только разворачивались исследования по проблемам национальной безопасности, это определение и взгляды, соответствующие ему остаются господствующими среди специалистов нашей страны, занимающихся проблемами национальной безопасности.

Система обеспечения национальной безопасности должна включать в себя определенную структуру, адекватно отражающую весь диапазон реальных и потенциальных опасностей для страны и соответствующие им конкретные виды безопасности. Речь идет, прежде всего, о том, что проблемы национальной безопасности не ограничиваются военной сферой, а охватывают буквально все стороны жизни страны в тесной взаимосвязи и непрерывном взаимодействии. Весьма сложными и противоречивыми, порождающими много опасностей для страны, являются его связи и взаимодействия с внешним миром, с другими странами и народами, а также с окружающей средой.

Одной из важнейших задач, стоящих перед Российской Федерацией в настоящий период, является задача укрепления и совершенствования нормативно-правового регулирования государственной и общественной жизни. Эффективное нормативно-правовое регулирование закладывает основу надежной и компетентной работы различных государственных ведомств и учреждений.

Перспективы развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации неразрывно связаны с необходимостью совершенствования права в целях улучшения организации этой системы и повышения эффективности ее функционирования. Это позволит обеспечить такое состояние нормативно-правового регулирования национальной безопасности страны, чтобы оно максимально способствовало эффективному решению задач в рассматриваемой сфере и одновременно позволяло бы избегать нарушения законных прав и интересов граждан и иных субъектов.

Таким образом, можно подвести итог и отметить, что именно от интерпретации «государственной (национальной) безопасности» будет зависеть и подход к полномочиям и самой деятельности органов безопасности в стране. Кроме того, реализации тех или иных полномочий будет так же зависеть от интересов государства, так как безопасность она разнообразна включает в себя различные аспекты - это и разведывательная деятельность и пограничная и антитеррористическая и по борьбе с преступностью. Все это должно контролироваться государством или носить совещательный характер, так как без участия правительства такая деятельность может быть опасной и для самой страны.

А потому, на современном этапе, когда угрозы стране вполне ощутимы и исходит не от внутренних, а от внешних заинтересованных лиц, встает вопрос о том, каким образом, отечественные специалисты будут с ней справляться.

По сути, самое первое, что необходимо сделать - это отрегулировать вопрос правового обеспечения деятельности. Во-вторых, службы безопасности должны контролировать не только границу, внешние отношения и проблемы с преступностью и терроризмом, но возможно и все сферы безопасности и охраны, т.е. по сути, при объединении армии и структур безопасности было бы проще пресекать наступление тех или иных угроз.

И самое главное - деятельность ФСБ - это сложный и многогранный процесс, но если его не контролировать он выйдет за рамки закона и может оказать негативное влияние на жизнь и деятельность общества в целом.

Заключение

Подводя итог проделанной работе, необходимо еще раз подчеркнуть, что:

к началу ХХ века охранное отделение (органы по обеспечению государственной безопасности), занимали важное место в системе контроля и регулирования общественных отношений. их деятельность была направлена на охрану существующего аппарата власти, а потому нет ничего удивительно, что данное направление продолжило свое существование и в советское время, когда крайне необходимо было противостоять угрозам государственным интересам;

по факту, необходимо отметить, что деятельность КГБ была политизированной, но в то же время основывалась исключительно на интересах самого государства. Самое важное в данный период - это завершившийся процесс правового регулирования и нормативно-правовых источников для развития дальнейших идей организации безопасности государства и общества. По сути НКВД, а затем КГБ занимались тем же чем и имперское охранное ведомство - поиском антигосударственных деятелей. И от части, будучи власть имущими органами они постепенно приобщались к вопросам управления страной. Так, в период правления Брежнева Л.И. по сути страной управляли представители КГБ. Но как бы там ни было, в последующие период органы безопасности столкнулись с новым для них общественным явлением - всеобщим правовым нигилизмом, а с распадом государства проходили сложный путь трансформации в органы ФСБ;

деятельность ФСБ, структура и интересы обусловлены ФЗ №40 1995 года. Естественно, что заинтересованность данных органов в безопасности страны обусловлено как историей формирования, так и социально-экономическими факторами. На современном этапе развития довольно много угроз, которые окружают не только человека, но и государства, в результате такие органы как ФСБ крайне необходимы, как необходимо и разграничение их деятельности. Следовательно, самый важный вопрос, который необходимо рассматривать и освещать - это непосредственно полномочия органов безопасности, которые будут реализовываться в повседневной деятельности и должны быть направлены на благо государства, а не на притеснения прав граждан;

именно от интерпретации «государственной (национальной) безопасности» будет зависеть и подход к полномочиям и самой деятельности органов безопасности в стране. Кроме того, реализации тех или иных полномочий будет так же зависеть от интересов государства, так как безопасность она разнообразна включает в себя различные аспекты - это и разведывательная деятельность и пограничная и антитеррористическая и по борьбе с преступностью. Все это должно контролироваться государством или носить совещательный характер, так как без участия правительства такая деятельность может быть опасной и для самой страны.

Список использованной литературы

1.Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (с изменениями и дополнениями) <http://base.garant.ru/10104197/>// http://base.garant.ru/10104197/3/

.Анохин В.А. Особенности Советской системы обеспечения безопасности/ История. 2010. №336. С.72-76.

.Демидов А.Ю. Особенности правового регулирования деятельности органов ФСБ России в современных условиях/Бизнес в законе. - 2014. №1

.Крутова Я.А., Рассказов Л.П. Органы политического розыска Российской Империи глазами зарубежных исследователей/ Общество и право. 2010. №1 (28). С.27-30 Ворошилов А.А. Исторический экскурс образования Федеральной службы РФ/Исторические науки. 2010. №4. С.36-40.

.Ирошников Д.В. Государственная безопасность РФ: понятие и содержание/Юридическая наука. 2011. №2. С.65-71.

.Лещев Е.Н. Историография деятельности государственных органов по обеспечению безопасности Российской империи/ Вестник Военного университета. 2010. №4 (24). С.92-95.

.Надарин Э.С. Правовые основы деятельности органов ФСБ в решении задач и реализации функций в сфере обеспечения национальной безопасности/Юридические науки. 2013. №5. С.137-158.

.Овчинников А.И., Мамычев А.Ю., Кравченко А.Г. Основные теории национальной безопасности: учебное пособие. - М.: РИОР, 2011.

.Понятие «государственная безопасность» в истории отечественных спецслужб советского периода// <http://www.chekist.ru/article/3876>

.Структура органов федеральной службы безопасности// http://www.fsb.ru/fsb/structure.htm

.Структура ФСБ в России// <http://www.vigivanie.com/urism/1699-fsb.html>

.ФСБ функции, структура, история// <http://www.studfiles.ru/preview/1667759/>

.Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России)// http://nacsovbez.com/fsb-rf

Похожие работы на - Федеральная служба безопасности, структура и полномочия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!