Содержание управления собственностью

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,91 Кб
  • Опубликовано:
    2017-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Содержание управления собственностью

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Основы системы собственности в РФ

.1 Содержание и принципы управления собственностью

.2 Основные формы государственной и муниципальной собственности

Глава 2. Содержание управления собственностью

.1 Система управления государственной собственностью: понятие, элементы, функции

.2 Система управления муниципальной собственностью: понятие, элементы, функции

Глава 3. Основные направления совершенствования

системы управления собственностью

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Каждое государство и любое другое публичное образование нуждаются в экономических ресурсах для выполнения тех задач и функций, ради которых они существуют. Исторический опыт показывает, что роль государства в общественно-политической системе может быть совершенно различной: начиная от тотального руководства всеми социально-экономическими процессами и заканчивая минимальным вмешательством в общественные дела. Однако собственность выступает непременным спутником любой государственности, а ее масштаб в целом отражает объем и характер возложенных на институты публичной власти функций.

Собственность относится к числу вечных вопросов юридической науки, и актуальность исследований в этой области не просто сохраняется, а возрастает по мере развития государственно-правовых институтов. При этом для стран романо-германского права в большей степени характерны постепенная трансформация и преемственность учений о публичной собственности (публичных вещах), которые, несмотря на заметные отличия и национальную специфику, восходят к традициям римского права. В России система имущественных отношений в XX в. дважды подвергалась революционным изменениям, результатом которых явился весьма самобытный и противоречивый институт публичной собственности, впитавший в себя и наследие советского периода со свойственной ему "особостью" государственного имущества, и возрожденные классические традиции частного права, и отдельные элементы передового зарубежного опыта, и отечественные нововведения последних лет.

В итоге можно с уверенностью утверждать, что на сегодня в России еще не сложилось в окончательном виде доктрины публичной собственности (до сих пор ведется полемика и о самой правомерности этого термина), не сформировалось достаточной нормативно-правовой базы для регулирования соответствующих отношений, а юридическая наука раздираема многочисленными спорами между представителями различных отраслей права в лучших традициях небезызвестной крыловской басни. Такие условия открывают большие возможности для разнообразных правотворческих экспериментов и злоупотреблений на этапе правоприменения, в результате которых сфера собственности продолжает ассоциироваться у многих сограждан с коррупцией, бюрократической волокитой и фатальной неэффективностью.

Цель курсовой работы - изучить действующую систему собственности в России в призме государственного и муниципального управления. Выделить направления развития данной системы.

Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:

Раскрыть содержание и принципы управления собственностью.

Изучить формы государственной и муниципальной собственности.

Рассмотреть особенности управления государственной и муниципальной собственности.

Определить основные направления преобразований системы управления собственностью

Объект исследования -система отношений собственности.

Предмет исследования - вопросы регулирования государственной и муниципальной собственности в современный период.

В курсовой работе использованы общенаучные методы познания: системный, системно-структурный, факторный и сравнительный анализ, исторический и логический подходы.


ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СОБСТВЕННОСТИ В РФ

.1. Содержание и принципы управления собственностью

Собственность как экономическая категория отражает абсолютную принадлежность способных приносить желаемый результат (эффект) определенных видов материальных (имущественных) и духовных (интеллектуальных) благ - объектов собственности государству, муниципальным образованиям, юридическим и физическим лицам - субъектам собственности, которые вправе владеть, пользоваться и распоряжаться имущественной и интеллектуальной собственностью в рамках законодательно установленных ограничений и при этом нести ответственность за ее надлежащее состояние.

В соответствии с Гражданским кодексом <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F071AFBF30117B6F4237B737333BE2FDECA6106F405846C30lDl1F> РФ в состав государственной собственности и компетенцию государственного управления входят:

) вещи, включая:

недвижимость, в т.ч. земельную и иную недвижимость (земельные участки, здания и сооружения, отдельные помещения), участки недр, объекты незавершенного строительства, имущественные комплексы предприятий, а также (в порядке исключения) морские, речные и воздушные суда, космические объекты;

движимые вещи, в т.ч. оборудование, объекты железнодорожного и автомобильного транспорта, пакеты ценных бумаг, доли в акционерном капитале хозяйственных обществ, денежные средства и т.д.;

) информация, работы и услуги, что напрямую связано и составляет важный компонент обязательных функций государства и предоставляемых услуг населению;

) результаты интеллектуальной деятельности и нематериальные блага.

Объекты собственности, в основном недвижимое и движимое имущество, не принадлежат определенному владельцу постоянно. В зависимости от изменения политических, экономических и социальных условий возникают определенные отношения к объектам собственности, а также с партнерами в период использования имущества (эксплуатации, продажи, аренды, концессии, лизинга и др.). Переход имущественных объектов от одного собственника к другому в зависимости от целей и оснований для этого происходит с использованием определенных механизмов, позволяющих в результате повысить эффективность применения этого важнейшего ресурса, обеспечивающего любой вид хозяйственной деятельности для достижения основных целей и решения задач собственника.

Управление собственностью имеет свои характерные особенности в сравнении с другими объектами управления. И в первую очередь это связано с двойственной природой объектов собственности, как:

объектов вещей (или объектов других видов, нематериальных благ, информации и т.д.), имеющих свои вполне определенные видовые вещные и иные характеристики;

объектов права со своими вполне определенными правовыми характеристиками, и поэтому подчиненных специальному правовому регулированию.

Это требует при поисках и анализе возможностей эффективного управления наряду с традиционными управленческими подходами, обязательного учета и использования названной правовой компоненты объектов собственности - правового поля управления, которое определяется системой законодательных документов, регулирующих отношения собственности и возможные операции с нею со стороны субъектов собственности.

В Гражданском кодексе <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F071AFBF30117B6F4237B737333BE2FDECA6106F405846C36lDl0F> РФ установлены единые для всех форм собственности (включая государственную, региональную, муниципальную и частную) правомочия и ответственность собственников:

владения - определяет разнообразие возможностей развития объекта собственности (в соответствии с программами и планами, инвестиционными и иным проектами развития);

распоряжения - определяет множественные действия по изменению правового статуса объектов собственности (купля-продажа, приватизация и принудительный выкуп, разграничение форм и передача собственности по вертикали государственного управления, различные виды аренды, мена, наследование, дарение и др.), в т.ч. их рыночнуюоборотоспособность;

пользования - определяет возможности эффективного извлечения пользы из объекта собственности;

бремя содержания и ограничения - определяет обширную гамму обязанностей и ответственности собственника по архитектурно-строительному, эстетическому, экологически и физически безопасному, а также иному критериальному содержанию объекта в соответствии с установленными нормативами, правилами и ограничениями. Здесь, в частности, содержатся определенные гарантии сохранения и развития исторического, культурного и духовного наследия (страны, нации, семьи, человечества) применительно к ценнейшим объектам государственной собственности.

Государство, обладая властью и реальным влиянием на параметры нормативно-законодательного регулирования правовых отношений собственности, может весьма активно и целенаправленно определять пределы правомочий, ограничений и обязанностей собственников.

В настоящее время в нашей стране государственная собственность (федеральная и региональная) составляет около 75%, частная - порядка 20% и муниципальная - менее 5%.

Муниципальная собственность в Конституции <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F0417FAF60947E1F6722E7D763BEE67CE84240BF50581l6l8F> РФ учреждена как самостоятельная форма собственности, которая не является разновидностью государственной собственности, признается и подлежит правовой защите наряду с другими формами собственности.

В соответствии с законодательством для производства продукции массового спроса, оказания услуг населению и проведения иной деятельности органы местного самоуправления могут создавать муниципальные организации в форме предприятий и учреждений. Учреждения выполняют управленческие, социально-культурные или иные функции некоммерческого характера. Муниципальные организации предоставляют населению жизненно необходимые материальные и духовные блага, тесно взаимосвязаны в процессе функционирования, что позволяет с позиций управления собственностью объединить их в единый имущественный комплекс социально-бытовой сферы муниципального образования.

Создавая в нашей стране социально ориентированную рыночную экономику, следует помнить весьма актуальные сегодня "заветные мысли" великого ученого Д.И. Менделеева, который подчеркивал, что в России рынок должен обязательно сочетаться с активной ролью государства в экономике, и только государство, дополняя рынок, может обеспечить общенациональный интерес, стать инструментом достижения общего благосостояния.

.2 Основные формы государственной и муниципальной собственности

Формой собственности называют ее вид, характеризуемый прежде всего тем, кто является собственником. Форма собственности определяет принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту какой-либо одной, единой, общей природы, скажем, человеку, семье, группе, коллективу, населению. Нельзя разобраться в экономике, если не научиться классифицировать собственность, т.е. надо уметь распределять отношения присвоения по классам и соподчиненным им видам, конкретным формам в зависимости от их общих признаков.

Основанием для классификации собственности в ее экономическом понимании служит степень развития кооперации труда и производства. Этот критерий показывает, сколько людей объединено в процессе труда и на деле присваивают средства и результаты производства. Тем самым определяется уровень реального обобществления имущества.

Обобществление производства имеет три основных уровня:

) низший уровень - единоличное присвоение (мелкое предприятие, на котором хозяйствует один человек или его семья);

) средний масштаб обобществления (более или менее крупное предприятие или хозяйственное объединение, на которым объединен под единым началом труд многих людей);

) высший уровень - национальный комплекс (труд кооперирован в народнохозяйственном масштабе).

Иногда формы собственности сводят вообще к двум видам - частной и государственной, чтобы упростить их рассмотрение и изучение. Сконцентрируем внимание на собственности, разделенной на формы:

а) по форме присвоения:

индивидуальная: личное подсобное хозяйство, трудовое хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность, личная собственность;

коллективная: кооперативы, коллективные предприятия, арендные предприятия, товарищества, акционерные предприятия, ассоциации и т.д.;

государственная, общегосударственная, муниципальная: образования на территории государства;

б) по форме права собственности:

частная: граждан, юридических лиц (предприятий, объединений, организаций);

государственная, федеральная: республик и других образований в составе государства, муниципальная;

совместная: совместных предприятий и организаций.

На сегодняшний день основными нормативными правовыми актами, регулирующими приватизацию государственной собственности, являются Гражданский кодекс <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F071AFBF30117B6F4237B737333lBlEF> Российской Федерации (часть первая) и Федеральный закон <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F0719F8FA0A17B6F4237B737333lBlEF> от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ).

В связи с тем что Федеральный закон <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F0719F8FA0A17B6F4237B737333lBlEF> N 178-ФЗ является специальным по отношению к Гражданскому кодексу <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F071AFBF30117B6F4237B737333lBlEF> Российской Федерации, приоритет необходимо отдавать нормам данного Федерального закона <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F0719F8FA0A17B6F4237B737333lBlEF>.

Существует два варианта отчуждения доли в праве общей долевой собственности, собственником которой является субъект Российской Федерации:

. Применению подлежат исключительно положения Федерального закона <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F0719F8FA0A17B6F4237B737333lBlEF> от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", право на реализацию преимущественного права на покупку доли не подлежит применению.

То есть отчуждение доли в праве общей долевой собственности будет происходить по процедуре, предусмотренной законодательством о приватизации государственного имущества, без учета особенностей отчуждения доли в праве общей собственности, предусмотренных Гражданским кодексом <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F071AFBF30117B6F4237B737333BE2FDECA6106F405846F3ClDlCF> Российской Федерации.

доля в праве общей собственности субъекта Российской Федерации является его имуществом, в связи с чем дополнительного регулирования данного вопроса не требуется;

частью 7 ст. 43 <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F0719F8FA0A17B6F4237B737333BE2FDECA6106F405856831lDl6F> Федерального закона N 178-ФЗ предусмотрено, что имущество Российской Федерации в виде доли в праве собственности может быть отчуждено на основании решения Правительства Российской Федерации. То есть установлена возможность отчуждения доли в праве общей долевой собственности без применения процедуры приватизации, но только для имущества Российской Федерации;

согласно Постановлению <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6ADA6CEBB101720714A3FE0311BDA57924282E64B72589l8lDF> Первого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2011 по делу N А43-22624/2010 при продаже доли в праве общей долевой собственности государственного публичного собственника на объект недвижимого имущества правило, предусмотренное ст. 250 <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F071AFBF30117B6F4237B737333BE2FDECA6106F405846E35lDl5F> Гражданского кодекса Российской Федерации о праве преимущественной покупки, не распространяется. В данном случае действуют нормы специального Федерального закона <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F0719F8FA0A17B6F4237B737333lBlEF> N 178-ФЗ.

. Применению подлежат исключительно нормы Гражданского кодекса <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F071AFBF30117B6F4237B737333lBlEF> Российской Федерации.

Гражданский кодекс <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F071AFBF30117B6F4237B737333BE2FDECA6106F405846F3ClDlCF> Российской Федерации устанавливает определенного рода ограничения для собственника доли при совершении сделки по ее распоряжению. Так, согласно части 2 ст. 246 <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F071AFBF30117B6F4237B737333BE2FDECA6106F405846E34lDl7F> Гражданского кодекса Российской Федерации участник общей долевой собственности вправе по своему усмотрению продать свою долю с соблюдением правил, при ее возмездном отчуждении, предусмотренных ст. 250 <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F071AFBF30117B6F4237B737333BE2FDECA6106F405846E35lDl5F> Гражданского кодекса Российской Федерации.

Частью 1 ст. 250 <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F071AFBF30117B6F4237B737333BE2FDECA6106F405846E35lDl6F> Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при продаже доли в праве общей долевой собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов.

Согласно абзацу 2 части 1 ст. 250 <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F071AFBF30117B6F4237B737333BE2FDECA6106F405846E35lDl7F> Гражданского кодекса Российской Федерации публичные торги проводятся в следующих случаях:

при наличии кредиторской задолженности одного из участников общей долевой собственности, если выделение доли в натуре невозможно, либо против этого возражают остальные участники долевой собственности;

в иных случаях, предусмотренных законом.

Перечень случаев, при которых должны проводиться публичные торги, является открытым. Точного понятия публичных торгов Гражданский кодекс <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F071AFBF30117B6F4237B737333lBlEF> Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации не содержат.

Если рассматривать публичные торги как торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, то при реализации субъектом Российской Федерации доли в праве общей долевой собственности должны применяться общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации, установленные в ст. 250 <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F071AFBF30117B6F4237B737333BE2FDECA6106F405846E35lDl5F>, т.е. без применения процедуры, предусмотренной Федеральным законом <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F0719F8FA0A17B6F4237B737333lBlEF> N 178-ФЗ. Данный вывод подтверждается Постановлением <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6ADA6CEBB101720314A3FE0413BDA929732A7F31B9l2l0F> Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 N 05АП-2168/2008, 05АП-2169/2008. Согласно данному Постановлению <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6ADA6CEBB101720314A3FE0413BDA929732A7F31B9l2l0F> поскольку порядок продажи доли в праве общей долевой собственности не урегулирован, то правомерным будет применение ст. 250 <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F071AFBF30117B6F4237B737333BE2FDECA6106F405846E35lDl5F> ГК РФ, устанавливающей преимущественное право покупки доли в праве общей долевой собственности остальными участниками долевой собственности.

В настоящее время гражданское законодательство устанавливает, что возмездное отчуждение государственного имущества должно осуществляться на торгах без уточнения, являются ли такие торги публичными.

Таким образом, однозначного вывода о возможности применения общих правил, установленных ст. 250 <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F071AFBF30117B6F4237B737333BE2FDECA6106F405846E35lDl5F> Гражданского кодекса Российской Федерации, когда собственником такой доли является публичное образование, сделать нельзя.

Устанавливая особый порядок заключения договора купли-продажи имущества, находящегося в государственной собственности, законодатель также наделил такое имущество особым правовым статусом. В связи с этим, в данном случае происходит спор между двумя специальными статусами имущества, находящегося в общей долевой собственности. С одной стороны, Гражданский кодекс <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F071AFBF30117B6F4237B737333BE2FDECA6106F405846F3ClDlCF> Российской Федерации наделил специальным статусом имущество, находящееся в общей долевой собственности, с другой стороны, оборот имущества, находящегося в государственной собственности, также ограничен нормами специального федерального закона.

Вопрос о порядке заключения договора купли-продажи, в случае реализации доли в праве общей собственности субъектом Российской Федерации, о форме извещения субъектом Российской Федерации остальных участников общей долевой собственности о намерении продать долю остается не урегулированным.

Муниципальной собственностью является имущественный комплекс, в который могут входить различного рода сооружения, недвижимое и движимое имущество, инженерные коммуникации. Собственником подобного имущества выступает муниципалитет, который вправе распоряжаться им.

Процесс приватизации муниципальной собственности урегулирован специальными правовыми актами. Согласно законодательству приватизации могут подлежать не только жилищные объекты, но и предприятия и целые имущественные комплексы.

Приватизацией квартир является передача их в собственность частному лицу от муниципального образования. Данная процедура бесплатная, но при этом она связана с большими затратами времени для сбора пакета документов. Помимо подготовки довольно большого числа бумаг понадобится еще согласие на приватизацию всех граждан, зарегистрированных на жилплощади. При наличии несовершеннолетнего жильца потребуется также разрешение из органов опеки. Документы на приватизацию сдаются в территориальный орган власти, наделенный полномочиями регистрировать права собственности. Данное право впоследствии регистрируется в Едином государственном реестре.

Помимо жилых помещений приватизации могут быть подвергнуты и унитарные предприятия. Порядок и способы приватизации унитарного предприятия определены законом.

Получение в собственность муниципального предприятия - очень сложный и кропотливый процесс. Понадобится предварительная инвентаризация всего имущественного комплекса и составление акта передачи объектов муниципального фонда в частные руки.

Начальная оценочная стоимость имущества, которое подлежит приватизации, определяется Федеральным законом <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F0719FEFA0515B6F4237B737333lBlEF>, регламентирующим оценочную деятельность.

На сегодня имеется множество способов приватизации имущества. Одним из самых распространенных способов является перевод муниципального предприятия в статус хозяйственного общества. Это может быть общество с ограниченной ответственностью (ООО) либо акционерное общество (АО).

Акционерное общество, в свою очередь, может быть открытого (ОАО) и закрытого (ЗАО) типа. Другим способом смены собственника унитарного предприятия является его продажа на аукционах.

При продаже унитарного предприятия объявляется открытый конкурс. Местные органы самоуправления обеспечивают доступ населения к информации о продаваемом объекте, после чего претенденты на приобретение муниципального предприятия могут подать заявку на торги и, собрав необходимый перечень документов, участвовать в них.

июля 2013 г. распоряжением Правительства РФ N 1111-р был утвержден новый Прогнозный план <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F0719F9F40218B6F4237B737333BE2FDECA6106F405856D34lDlCF> (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы. По своей структуре он напоминает аналогичные предыдущие документы.

Заметной новацией можно считать отсутствие в документе прямо сформулированных задач государственной политики в сфере приватизации, которые содержались во всех приватизационных программах, начиная с 2002 года. Так, в предшествующей программе <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F071AF8FB0113B6F4237B737333BE2FDECA6106F405856D35lDl1F> 2011 - 2013 годов в качестве таковых назывались: создание условий для привлечения внебюджетных инвестиций в развитие акционерных обществ на основе новых технологий; сокращение госсектора в целях стимулирования инновационных инициатив частных инвесторов; улучшение корпоративного управления; стимулирование развития фондового рынка; формирование интегрированных структур в стратегических отраслях экономики; формирование доходов федерального бюджета.

В новой же приватизационной программе <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F0719F9F40218B6F4237B737333BE2FDECA6106F405856D35lDl2F> идет отсылка на достижение целей и задач, предусмотренных госпрограммой <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F071BFFF10A14B6F4237B737333BE2FDECA6106F405856D34lDl3F> "Управление федеральным имуществом" (утв. 16 февраля 2013 г. распоряжением Правительства РФ N 191-р), и на Указ <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F071DF4F00612B6F4237B737333BE2FDECA6106F405856D36lDl0F> Президента РФ "О долгосрочной государственной экономической политике" (от 7 мая 2012 г. N 596), которым предусмотрено завершение до 2016 года выхода государства из капитала компаний "несырьевого сектора", не относящихся к субъектам естественных монополий и оборонного комплекса.

К числу дополнительных исключений новой программой <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F0719F9F40218B6F4237B737333BE2FDECA6106F405856D35lDl6F>отнесены: АО и предприятия, включенные в перечень стратегических организаций, миноритарные госпакеты акций АО - "дочки" вертикально-интегрированных структур (в целях их последующего внесения в уставные капиталы головных обществ), а также "единичные" акции АО, по которым бюджетные затраты на предприватизационную подготовку превышают возможные доходы бюджета.

Рассмотрим особенности обращения имущества в государственную и муниципальную собственность, процесс национализации. Национализация и приватизация являются инструментами проведения государственной политики в сфере экономических отношений. Главная задача этих инструментов - поиск наиболее адекватного соотношения частной и публичной форм собственности в экономике на данный исторический отрезок времени. Институт национализации довольно успешно используется в зарубежной практике.

В Российской Конституции <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F0417FAF60947E1F6722E7Dl7l6F> отсутствует понятие национализации и основные характеристики этого института. Общее представление о национализации установлено в Гражданском кодексе <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F071AFBF30117B6F4237B737333BE2FDECA6106F405846F32lDl5F> РФ (далее - ГК РФ). В соответствии с частью 2 ст. 235 <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F071AFBF30117B6F4237B737333BE2FDECA6106F405846F32lDl5F> ГК РФ под национализацией понимается возмездное обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. Исходя из системного толкования ст. 235 <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F071AFBF30117B6F4237B737333BE2FDECA6106F405846F31lDl4F> ГК РФ ("Основания прекращения права собственности") национализация относится к одной из форм прекращения права собственности, собственно так же, как и приватизация (часть 2 ст. 235 <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F071AFBF30117B6F4237B737333BE2FDECA6106F405846F31lDl6F> ГК РФ). И в том, и другом правовом институте их осуществление предполагается в порядке, предусмотренным законом (применительно к приватизации) и на основании закона (применительно к национализации).

Конституционно-правовой смысл национализации выражается в двух ее свойствах: а) особый способ перераспределения собственности в общественных интересах; б) форма защиты права частной собственности от произвола публичной власти. Эта дуалистическая природа национализации предопределяет сложность правового регулирования данного института.

В Конституции <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F0417FAF60947E1F6722E7Dl7l6F> РФ и в ГК <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F071AFBF30117B6F4237B737333BE2FDECA6106F405846F31lDl4F> РФ устанавливается исключительный характер такого способа перераспределения имущества. Этот способ имеет три важнейших признака:

) он основан только на законодательном решении вопроса об отчуждении имущества в государственную собственность;

) его осуществление возможно на условиях предварительного и равноценного возмещения стоимости и убытков этого отчуждения;

) в этом процессе должен участвовать суд.

Судебная практика Конституционного Суда РФ накопила определенный багаж по вопросам защиты прав собственников при изъятии имущества для государственных нужд. Нарушения конституционных норм в законодательстве и практике досудебного и внесудебного изъятия имущества (чрезмерные налоговые выплаты, административные штрафы, конфискация предметов контрабанды и т.д.) были и встречаются в настоящее время. В ряде своих решений Конституционный Суд РФ выработал правовые позиции по защите от незаконных или необоснованных изъятий имущества, нарушения права собственности. Например, в Постановлении <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F041FF8F40A1AEBFE2B227F7134B170C9CD280AF505856El3l5F> КС РФ от 12 октября 1998 г. N 24-П Конституционный Суд РФ заявил, что повторное взыскание с добросовестного налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов (бесспорное списание средств путем выставления на инкассо платежных поручений) нарушает часть 3 ст. 35 <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6AC46CECD95F7F0417FAF60947E1F6722E7D763BEE67CE84240BF50486l6l8F> Конституции.

Таким образом, национализация в России фактически осуществляется, имеет определенную нормативную базу и практику административного и судебного применения. Вместе с тем правовые контуры этого процесса в полной мере не конкретизированы и не обеспечены конституционно-правовым уровнем регулирования.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ

государственный муниципальный приватизация собственность

2.1 Система управления государственной собственностью:

понятие, элементы, функции

В системном плане управление представляет собой взаимодействие субъекта и объекта управления (направленные воздействия одного и обратная реакция другого), ориентированное на достижение поставленных целей в условиях меняющейся внешней среды. Цели и степень их достижения в процессе и по результатам управления должны быть измеримы. Характерно, что рассматриваемая система, как правило, является одним из компонентов систем управления более высокого уровня и в то же время сложным комплексом, включающим компоненты более низкого уровня. То есть,цели и критерии качества управления определяются целями и критериями систем более высоких уровней, что относится и к взаимоотношениям с подсистемами более низких уровней.

Существенно, что внешняя среда систем всех уровней носит многопараметрический (экономический, социальный, экологический и т.д.) и динамично изменяющийся характер, воздействуя как на объект, так и на субъект управления. При этом специфическим и часто определяющим является то, что рассматриваемый объект наряду с другими свойствами является объектом права. И поэтому поиск лучшего управления во многом связан с действиями в правовом пространстве, целенаправленными изменениями в системе правомочий и обязанностей взаимодействующих собственников, правовых характеристик вплоть до смены форм собственности.

Важным фактором в управлении социально-экономическим развитием является вовлечение в этот процесс наряду с объектами государственной собственности имущественных ресурсов частного сектора.

Развитие современной государственности в России сопровождается все большим участием государства в различных сферах общественной жизни. Данный вывод в первую очередь подтверждается постоянным увеличением доли государства в валовом внутреннем продукте, всепроникающем характере государственного участия в экономике. В значительной степени вложение государственных и муниципальных средств осуществляется в приобретении новых объектов собственности, необходимой для реализации государственного интереса. Отсюда следует вывод об укреплении роли государства в этой сфере и усилении его влияния в экономических отношениях. Однако усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности в экономическом пространстве страны. Сегодня как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля над государственной собственностью.

В современных условиях наличие государственной собственности обеспечивает самостоятельность государства в отношениях с другими субъектами права внутри страны, а наличие государственной собственности за рубежом является определенной гарантией обязательств государства, вытекающих из разного рода международных соглашений.

Государственное управление осуществляется как в отношении публичной, так и частной собственности. Считается, что в отношении государственной собственности государство осуществляет прямое управление. В отношении частной собственности государство осуществляет управление опосредованно путем установления запретов и ограничений для собственника и контроля над их исполнением.

В российскую правовую доктрину термин "управление государственной собственностью" стал активно вводиться в 90-годы, в период реформирования общественных отношений, складывавшихся после распада СССР.

Государственной собственностью в Российской Федерации согласно п. 1 ст. 214 <consultantplus://offline/ref=8801AD0EBD51C6A0F548EC9E82DF412255C3BEF48B5EC370C4B3B550EEA2922804DA5E0A44521610ZBP8L> ГК РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.

Основными целями управления государственной собственностью на современном этапе развития России являются: повышение доходов бюджета на основе более эффективного управления; оптимизация структуры собственности для обеспечения предпосылок к модернизации отечественной экономики и перехода ее на инновационный путь развития; использование государственных активов для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Для решения поставленных задач предусматривается: проведение полной инвентаризации государственного имущества, детальная регламентация процессов управления в соответствии с уставными целями госпредприятий, оптимизация количества объектов управления, расширенное применение современных методов управления, обеспечение контроля по использованию государственного имущества.

В отличие от частной собственности федеральная собственность характеризуется множественностью субъектов публично-правовых отношений, связанных с ее конституционным режимом.

В гражданско-правовом смысле собственником федерального имущества является Российская Федерация. Однако публично-правовое регулирование статуса Российской Федерации предполагает разграничение компетенции между федеральными государственными органами, в т.ч. в области федерального имущества.

Сравнение полномочий Президента Российской Федерации, органов законодательной и судебной ветвей власти показывает, что главную роль в управлении федеральным имуществом играет исполнительная власть, которая обладает полномочиями непосредственно осуществлять управление федеральным имуществом. Все федеральные органы исполнительной власти в той или иной мере принимают участие в управлении федеральным имуществом. Аналогичный вывод можно сформулировать и в отношении органов исполнительной власти субъектов Федерации исходя из их компетенции, установленной федеральным законодательством. Эти выводы позволили выделить систему органов управления федеральным имуществом.

Основополагающими принципами, на которых в соответствии с действующим законодательством, осуществляется управление государственной собственностью в Российской Федерации, являются:

законность;

строго целевой характер использования государственной собственности;

эффективность использования государственной собственности и распоряжения ею;

справедливость, равенство физических и юридических лиц и расширение возможностей для их участия при использовании и приобретении государственного имущества, а также стимулирование такого участия;

открытость (публичность) деятельности органов государственной власти по управлению госсобственностью;

единство порядка и обеспечение гласности и прозрачности процедур предоставления государственного имущества;

возмездность (платность) использования государственного имущества;

обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при управлении объектами госсобственности;

развитие добросовестной конкуренции;

совершенствование деятельности органов государственной власти в сфере управления госсобственностью;

предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере управления государственной собственностью.

Рассмотрим организацию взаимодействия с частной и другими видами негосударственной собственности. Известно, что государственно-частное партнерство (ГЧП) представляет собой вид взаимодействий субъектов государственного и частного сектора - один из некоторого достаточно обширного перечня, включающего также: государственные закупки, совместное участие в инвестиционных проектах, арендные отношения, доверительное управление и ряд др. Партнерские проекты характеризуются высокой капиталоемкостью и продолжительностью. Так, объемы финансирования ГЧП проектов развития инфраструктурных отраслей, таких как строительство автомобильных дорог, объектов трубопроводного транспорта и др., составляют многие миллиарды рублей, а их продолжительность может достигать трех десятков лет и более.

К характерным признакам партнерства относят следующие:

инициатор нуждается в значимых и на длительную перспективу дефицитных для него ресурсах другого партнера;

зона деятельности и результаты взаимодействий связаны с исключительной ответственностью инициатора. Решаемые им проблемы, сформулированные цели и критерии являются для него важнейшими, определяющими приоритетность в ситуациях принятия управленческих решений;

партнеры готовы к применению исключительных механизмов взаимодействий, предоставлению исключительных прав, в т.ч. (и что наиболее существенно) приводящих участников к изменениям на длительной основе отношений собственности на вовлекаемые ресурсы и достигаемые результаты;

Следует при этом отметить, что цели процессов смены форм собственности и реализации партнерских проектов соподчинены главным целям государственного управления. Партнерские проекты могут быть одной из разновидностей механизмов приватизации и национализации. И наоборот, механизмы приватизации и национализации могут составлять необходимые компоненты в проектах ГЧП, предусматривающих смену форм собственности на объекты партнерства. При этом эффективность и достигаемые результаты на длительных интервалах времени во многом определяются наличием взаимного доверия сторон: государства как доверенного представителя общества и изначального собственника государственного имущества и представителей частного сектора, выступающих деловыми партнерами.

Экономическая природа собственности заключается и в присвоении результатов производственного процесса, а также его условий. При этом экономической нормой является приоритет производства над присвоением. Таким образом, функционирование института государственной собственности предполагает ответственность собственника перед обществом за реализацию объектов собственности, т.е. несение бремени собственности.

Среди всех многообразных объектов государственного имущества можно проанализировать находящиеся в федеральной собственности пакеты акций.

Согласно Гражданскому кодексу <consultantplus://offline/ref=8801AD0EBD51C6A0F548EC9E82DF412255C3BEF48B5EC370C4B3B550EEA2922804DA5E0A44531012ZBP9L> Российской Федерации (далее - ГК РФ) государство может принимать участие в деятельности хозяйственных обществ, к которым относятся акционерные общества как открытого, так и закрытого типа (далее - АО).

Прежде всего, стоит отметить, что Российская Федерация приобретает права акционера следующим образом:

выступая в качестве учредителя АО. При этом общества, учредителем которых выступает государство (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных предприятий), могут быть только открытыми. Согласно п. 6 ст. 98 <consultantplus://offline/ref=8801AD0EBD51C6A0F548EC9E82DF412255C3BEF48B5EC370C4B3B550EEA2922804DA5E0A4453121CZBPFL> ГК РФ акционерное общество может состоять из единственного участника, в качестве которого может выступать государство (в частности, АО со 100-процентным государственным капиталом);

преобразование государственных унитарных предприятий в АО в процессе приватизации. После преобразования предприятий в АО имущество переходит в собственность общества, а государство получает их акции. Открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия;

приобретение акций уже существующих АО путем проведения сделок купли-продажи. Приобретение акций путем внесения вкладов (в виде денежных средств, объектов недвижимости, прав на объекты интеллектуальной собственности и т.д.) в уставные капиталы АО;

приобретение акций путем конвертации долга АО перед РФ по государственным гарантиям и бюджетным кредитам на акции этого общества;

возникновение права государственной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов АО в случае предоставления им бюджетных инвестиций.

Государство в настоящее время является крупным собственником пакетов акций АО, что требует формирования оптимальной системы управления федеральными пакетами акций, поиска путей увеличения доходов федерального бюджета и повышения инвестиционной привлекательности компаний с государственным участием в российской экономике.

.2 Система управления муниципальной собственностью: понятие, элементы, функции

Муниципальная собственность есть система отношений по присвоению населением муниципального образования средств производства и предметов потребления, по совместному владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами, производственной и социальной инфраструктурами в целях обеспечения экономического роста и воспроизводства социально-экономической территориальной системы.

Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом закреплено Федеральным законом <consultantplus://offline/ref=77F7926132ADB63A612271921B8E02839B465FEDC7BE3B93F5825FE1E433B7E0ADDF6EF62528B591R9QCL> N 131-ФЗ в качестве важнейшего вопроса местного значения. В целях реализации данного вопроса органы местного самоуправления наделены собственными полномочиями как в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом, так и формирования и исполнения местного бюджета.

В сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом такие полномочия связаны с достаточно широким кругом полномочий, в т.ч. созданием муниципальных предприятий и учреждений, финансированием муниципальных учреждений, формированием и размещением муниципального заказа.

Одна из особенностей муниципальной собственности заключается в том, что ее субъектом является муниципальное образование в целом.

Вторая отличительная черта муниципальной собственности - набор объектов, которые эту собственность (ее вещественное содержание) и составляют. Возможны разные подходы к определению и классификации объектов, являющихся собственностью муниципальных образований.

Если обратиться к Закону <consultantplus://offline/ref=77F7926132ADB63A612271921B8E02839B465FEDC7BE3B93F5825FE1E433B7E0ADDF6EF62528B69AR9Q5L>, непосредственно регулирующему муниципальные отношения в Российской Федерации, то согласно ему в муниципальной собственности могут находиться:

имущество, которое согласно Закону <consultantplus://offline/ref=77F7926132ADB63A612271921B8E02839B465FEDC7BE3B93F5825FE1E433B7E0ADDF6EF62528B293R9QFL> N 131-ФЗ предназначено для решения вопросов местного значения;

имущество, которое предназначено для осуществления отдельных (переданных муниципалитету) государственных полномочий;

имущество, предназначенное для обеспечения деятельности аппарата управления муниципального образования, а также муниципальных служащих и работников муниципальных предприятий и учреждений;

имущество, предназначенное для решения иных вопросов, которые определены федеральными законами.

Отметим, что вышеприведенный перечень относится к имуществу, которое может находиться в собственности муниципальных образований, однако анализ Закона <consultantplus://offline/ref=77F7926132ADB63A612271921B8E02839B465FEDC7BE3B93F5825FE1E4R3Q3L> N 131-ФЗ позволяет предположить, что список объектов муниципальной собственности не ограничивается только имуществом. Так, в ст. 49 <consultantplus://offline/ref=77F7926132ADB63A612271921B8E02839B465FEDC7BE3B93F5825FE1E433B7E0ADDF6EF62528B69AR9QAL> этого же Закона провозглашается, что экономическую основу местного самоуправления составляют:

имущество, находящееся в муниципальной собственности;

средства местных бюджетов;

имущественные права муниципальных образований.

Исходя из смысла гражданского законодательства, можно разделить объекты муниципальной собственности на два вида по критерию имущественной ответственности. Тогда первым видом будет муниципальная казна, а вторым - имущественный комплекс муниципальных предприятий.

Так как в нашем понимании собственность отражает социально-экономическую значимость имущества для определенных лиц или общества в целом, то и классификация объектов муниципальной собственности должна строиться по этому критерию.

Собственность является сложным понятием, которое включает в себя целый спектр субъектно-объектных отношений, но наличие определенного субъекта уже само по себе несет некий "психологический" оттенок, который мы обозначим как социально-экономическую значимость.

Значимыми могут быть как сами вещи, так и отдельные права, эти вещи сопровождающие. Объекты муниципальной собственности можно классифицировать и следующим образом:

экономически значимые объекты;

социально значимые объекты;

объекты управленческого значения;

финансовые ресурсы.

К экономически значимым объектам следует отнести те, которые непосредственно будут формировать экономическую базу для развития муниципалитета, а именно - муниципальное хозяйство. К таким объектам мы отнесем: земельные участки, недра и другие природные ресурсы, муниципальные предприятия, а также имущество, находящееся в собственности муниципального образования, но не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (т.е. часть муниципальной казны).

К социально значимым мы относим объекты, не имеющие прямого хозяйственного и управленческого использования, посредством которых реализуются социальные задачи муниципалитета. Это: жилищный фонд; здания и сооружения, занимаемые муниципальными учреждениями неуправленческого характера (больницы, школы, музеи); объекты культурного и исторического наследия.

В данной классификации неслучайно появились объекты управленческого значения. Несмотря на то, что здания и сооружения, занимаемые управленческим аппаратом местной власти, могут нести как экономическую, так и, бесспорно, социальную значимость, все же специфика их использования заставляет нас отнести их к отдельной категории.

Четвертая группа выделена в силу того, что финансовые ресурсы, несомненно, являются благами и могут быть объектами собственности (согласно законодательству). Тем не менее, для средств местного бюджета, пакетов акций, долей участия в хозяйственных обществах и иных финансовых активов достаточно сложно определить конкретную социальную или экономическую значимость. К тому же финансовые потоки являются "обслуживающим" инструментом реального процесса производства и распределения прибавочного продукта.

Непосредственно полномочия собственника по управлению муниципальной собственностью, решению вопросов создания, приобретения, использования, отчуждения, аренды муниципального имущества реализует исполнительный орган муниципального образования.

Муниципальная собственность, как и иные формы собственности, представляет собой систему отношений между людьми, т.е. общественных отношений. Эти отношения складываются между людьми по поводу присвоения и отчуждения определенных жизненных благ.

Обобщая вышесказанное, представим уточненное определение муниципальной собственности. Под ней понимается система общественных отношений монопольного характера по поводу определенных благ, имеющих социально-экономическое, управленческое и культурное значение для населения публично-правового образования, назначение которых - удовлетворение коллективных социально-экономических потребностей населения и гармоничное развитие территории. Стратегическая цель совершенствования управления муниципальной собственностью, на наш взгляд, может быть определена как повышение ее экономической и социальной эффективности.

Управление муниципальной собственностью на территории России осуществляется на основании ряда нормативных актов, в частности, к ним относятся: Федеральный закон <consultantplus://offline/ref=77F7926132ADB63A612271921B8E02839B465FEDC7BE3B93F5825FE1E4R3Q3L> "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Гражданский кодекс <consultantplus://offline/ref=77F7926132ADB63A612271921B8E02839B455CE4C3B03B93F5825FE1E4R3Q3L> РФ, Федеральный закон <consultantplus://offline/ref=77F7926132ADB63A612271921B8E02839F415BE7C1BD6699FDDB53E3REQ3L> "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", а также нормативные акты субъектов РФ.

Содержание ст. 29 <consultantplus://offline/ref=77F7926132ADB63A612271921B8E02839F445FE1C3BD6699FDDB53E3E33CE8F7AA9662F7252AB0R9Q5L> Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" регламентирует состав муниципальной собственности.

Так, в нее входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Наличие такого перечня собственности на деле создает все условия органам местного самоуправления для обретения настоящей власти.

Важнейшим элементом экономической основы местного самоуправления является муниципальная собственность. Наличие муниципальной собственности предусмотрено Конституцией <consultantplus://offline/ref=77F7926132ADB63A612271921B8E028398485DE1CBE06C91A4D751REQ4L> РФ. Состояние ее объектов, системы сложившихся отношений, качество функционирования и уровень их развития во многом определяют социально-экономическую ситуацию в любом муниципальном образовании.

Органы власти местного самоуправления, с одной стороны, не должны допустить высокого дефицита местного бюджета для исполнения в полной мере возложенных на них обязательств законодательством РФ, а с другой - должны эффективно использовать средства местного бюджета для предотвращения недовольства и критической активности народных масс.

Специфика муниципальной собственности состоит в сложном характере ее объектов, которые имеют целевое назначение, т.к. предназначены для решения вопросов сугубо местного значения: удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных и бытовых потребностей населения муниципального образования, а с другой стороны - исключительно многофункциональны. Для того чтобы местные органы власти смогли получать существенные доходы с подведомственных им территорий, эти территории должны быть наделены капиталообразующими объектами муниципальной собственности. Выход видится в создании на территории муниципальных образований объектов муниципальной собственности, которые, с одной стороны, удовлетворяли бы общественные потребности, а с другой - являлись бы стабильным источником финансовых поступлений в местный бюджет.

Таким образом, на сегодняшний день от качества и результативности управленческой деятельности, от эффективности работы местных органов власти во многом будет зависеть состояние муниципального хозяйства, сбалансированность местного бюджета, эффективность использования объектов муниципальной собственности, уровень развития малого предпринимательства, благосостояние жителей муниципального образования и процесс социально-экономического развития территории муниципального образования в целом.

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Что касается российских реформ и повышения социальной эффективности отношений собственности, то можно отметить, что использование земли в России происходит зачастую нерационально. Очередные правовые акты РФ направлены на решение ряда актуальных вопросов в сфере строительства и земельных отношений.

Приказ <consultantplus://offline/ref=E53B67C6073421C9A57CFEBFCD9B4881AAFF75664991D15303ECD462B8EFz1G> Министерства регионального развития РФ от 9 сентября 2013 г. N 372 "Об утверждении методических рекомендаций субъектам РФ по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей".

Граждане имеют право приобрести бесплатно, в т.ч. для ИЖС, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Это делается в случаях и в порядке, которые установлены законами регионов. Издание нормативных правовых актов по данным вопросам в иных формах противоречит ЗК <consultantplus://offline/ref=E53B67C6073421C9A57CFEBFCD9B4881AAFC716E4B90D15303ECD462B8EFz1G> РФ. Рекомендуется издавать специальный закон. Законом следует установить случаи и порядок предоставления участков для любых целей удовлетворения личных потребностей, не связанных с предпринимательством (садоводство, огородничество, дачное строительство, ИЖС, ЛПХ).

Рекомендуется установить принцип однократности бесплатного предоставления участков. Для этого нужно обязать муниципалитеты вести реестры данных лиц. Также в законе прописываются предельные (максимальные и минимальные) размеры участков.

Постановление <consultantplus://offline/ref=E53B67C6073421C9A57CFEBFCD9B4881AAFF756F4A91D15303ECD462B8EFz1G> Правительства РФ от 18 сентября 2013 г. N 821 "Об утверждении правил принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка при его ненадлежащем использовании".

Нерадиво используемые земли будут изымать у госучреждений, казенных предприятий и ФГУПов во внесудебном порядке. Об этом говорится в Федеральном законе <consultantplus://offline/ref=E53B67C6073421C9A57CFEBFCD9B4881AAFE706D4897D15303ECD462B8F16098C0158CE15BDD190BE0z4G> от 7 июня 2013 г. N 123-ФЗ. Соответствующее решение принимает орган местного самоуправления. В таком же порядке изымают земли, ранее предоставленные унитарным предприятиям в постоянное пользование. Это не касается государственных академий наук и подведомственных им учреждений.

Определены основания для вынесения решения. Это документы о нарушении требований земельного законодательства и невыполнении предписаний о его устранении, поступившие от федерального органа государственного земельного надзора. Постановление <consultantplus://offline/ref=E53B67C6073421C9A57CFEBFCD9B4881AAFF756F4A91D15303ECD462B8EFz1G> вступило в силу с 1 января 2014 г.

Постановление <consultantplus://offline/ref=E53B67C6073421C9A57CFEBFCD9B4881AAFC766F4C96D15303ECD462B8EFz1G> Правительства РФ от 26 сентября 2013 г. N 850 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на ведение реестра недобросовестных застройщиков, предусмотренного Федеральным законом "О содействии развитию жилищного кредитования".

Минрегиону России поручено вести реестр недобросовестных застройщиков. Речь идет об участниках аукционов, уклонившихся от заключения договоров купли-продажи (аренды, безвозмездного срочного пользования) в отношении земельных участков Фонда "РЖС". В реестр также включаются лица, с которыми такие договоры были расторгнуты по причине существенного нарушения ими условий этих договоров. Сведения о недобросовестных застройщиках представляются в Министерство Фондом "РЖС".

Минэкономразвития России обнародовало предложения по повышению эффективности приватизации государственного и муниципального имущества. Ведомством разработан законопроект, направленный на оптимизацию и ускорение приватизационных процедур.

Министерство решило отказаться от публикации в печатных изданиях актов планирования приватизации, отчетов о ее результатах, решений об условиях приватизации, информационных сообщений о продаже имущества и об итогах его продажи и сосредоточить всю указанную информацию на официальном сайте www.torgi.gov.ru и сайте продавца.

Как сообщается в пояснительной записке к законопроекту, данная новация позволит значительно сократить затраты бюджетных средств, выделяемых на проведение приватизационных процедур, в то время как обязательное размещение информации на сайте www.torgi.gov.ru обеспечит широкий охват всех заинтересованных слоев населения.

Законопроектом изменяется порядок планирования приватизации федерального имущества: не подлежат включению в планы приватизации движимое имущество, недвижимое имущество, кроме объектов культурного наследия, а также акции в уставном капитале субъектов малого и среднего предпринимательства и компаний, в которых доля государства составляет менее 2%. Решения об условиях продажи имущества, не включенного в план приватизации, будут приниматься Росимуществом.

Документ предлагает новый подход к определению начальной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества. В соответствии с ним начальная цена аукциона устанавливается с дисконтом (не более 20%) по отношению к рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом оценщика. При этом первоначальная цена продажи посредством публичного предложения будет равняться оценочной. Это обеспечит повышение конкурентоспособности государственного и муниципального имущества и, вместе с тем, не позволит продавать его по демпинговым ценам при переходе от торгов к вторичным способам продажи.

Разработчик предлагает сократить сроки подачи заявок при проведении повторных аукционов, продаже посредством публичного предложения, увеличив такие сроки для первичного аукциона с 25 до 40 дней.

Проектом также предусмотрен отказ от такого способа приватизации, как продажа акций акционерных обществ на биржевых торгах в связи с тем, что данный способ на практике не применяется.

Правительство РФ приняло решение исключить из сферы действия Федерального закона <consultantplus://offline/ref=E53B67C6073421C9A57CFEBFCD9B4881AAFC72664392D15303ECD462B8EFz1G> "О приватизации государственного и муниципального имущества" отношения, связанные с отчуждением движимого имущества (конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного), обращенного в собственность государства. Такое решение отражено в законопроекте <consultantplus://offline/ref=E53B67C6073421C9A57CE2ACD09B4881AAFA7F6A489CD15303ECD462B8EFz1G>, внесенном в Государственную Думу.

Разработка законопроекта <consultantplus://offline/ref=E53B67C6073421C9A57CE2ACD09B4881AAFA7F6A489CD15303ECD462B8EFz1G> вызвана сложившейся правоприменительной практикой. Судами и антимонопольными органами выработан подход, согласно которому продажа обращенного в собственность государства имущества должна осуществляться в соответствии с законодательством о приватизации. Это означает необходимость отчуждения имущества законодательно установленными способами, прежде всего на аукционе, а также формирование планов приватизации такого имущества. Однако его реализация с учетом этих требований связана с неэффективностью и экономической нецелесообразностью.

Управление муниципальной собственностью является основой социально-экономического развития местного самоуправления. Рациональное и эффективное использование находящихся в распоряжении органов местного самоуправления активов позволяет решать текущие задачи развития территории. Главная цель управления муниципальной собственностью - обеспечение максимальной пользы жителям муниципального образования. В условиях возрастающих потребностей общества и недостаточности финансовых ресурсов муниципальных образований для обеспечения этих потребностей повышение эффективности использования муниципальной собственности приобретает особую актуальность.

Привлечение частных инвестиций в муниципальную экономику при условии сохранения муниципальной собственности на основные фонды позволяет решить задачи социально-экономического характера, стоящие перед органами местного самоуправления. Одной из таких форм государственно-частного партнерства является концессия.

Термин "концессия" происходит от латинского понятия "concessio" (разрешение) и означает уступку, послабление, соглашение, скидку. Он имеет множество различных трактовок и охватывает широкий круг объектов, к которым могут относиться государственное и муниципальное имущество, а также отдельные виды деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Целью Федерального закона <consultantplus://offline/ref=E53B67C6073421C9A57CFEBFCD9B4881AAFC73664A90D15303ECD462B8F16098C0158CE15BDD1908E0z3G> является "привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям".

Согласно ст. 5 <consultantplus://offline/ref=E53B67C6073421C9A57CFEBFCD9B4881AAFC73664A90D15303ECD462B8F16098C0158CE15BDD190CE0z3G> Федерального закона о концессионных соглашениях N 115-ФЗ сторонами концессионного соглашения являются:

) концедент - Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, субъект Российской Федерации (орган государственной власти субъекта Российской Федерации), муниципальное образование (орган местного самоуправления);

) концессионер - индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо.

Концедент и концессионер руководствуются различными, практически противоположными целями: органы местного самоуправления выполняют основную задачу по удовлетворению потребностей общества, а целью концессионера является извлечение прибыли. В рамках соглашения достигается баланс по вопросу управления объектом концессии и достижения сторонами поставленных задач.

Концессионное соглашение заключается посредством проведения конкурса. Концедент, действуя в интересах общества, предоставляет концессионеру на срок, определенный соглашением, права владения и пользования вновь создаваемым или реконструируемым недвижимым имуществом, которое является или будет являться впоследствии объектом муниципальной собственности на условиях обязательного инвестирования средств в объект концессии. При этом срок соглашения определяется с учетом объема инвестиций в создание и/или реконструкцию объекта концессионного соглашения и срока окупаемости таких инвестиций, а также других обязательств концессионера по концессионному соглашению. Возврат затраченных инвестором средств происходит путем эксплуатации объекта концессии в коммерческих целях.

Важным условием концессионного соглашения является концессионная плата, которая может вноситься не только в виде фиксированных платежей, но и в виде передачи концессионером части имущества в пользу муниципального образования, а также доли продукции или доходов концессионера. Периодичность платежей согласно законодательству так же достаточно вариативна. Допускается внесение концессионной платы как на всем протяжении соглашения, так и в отдельные периоды. Не исключается и полное отсутствие платы по концессионному соглашению.

Контроль органами местного самоуправления осуществляется в рамках соглашения и без вмешательства в хозяйственную деятельность концессионера.

Концессия муниципальной собственности является, несомненно, перспективным способом решения задач и проблем социально-экономического развития муниципального образования за счет привлечения бизнеса. Можно выделить следующие преимущества концессии для органов местного самоуправления:

привлечение частных инвестиций, снижение расходов бюджета муниципального образования;

обеспечение эффективного использования муниципального имущества;

сохранение целевого назначения имущества;

решение социальных задач за счет средств частных партнеров;

наличие возможности выбора инвестора посредством проведения конкурса, планирование и контроль над его деятельностью;

привлечение профессиональных и опытных инвесторов для решения муниципальных задач;

создание новых рабочих мест;

обеспечение поступлений в бюджет муниципального образования;

получение обществом более качественных услуг;

передача рисков частным инвесторам;

возможность возникновения права муниципальной собственности на движимое (недвижимое) имущество, созданное или приобретенное концессионером при осуществлении деятельности, предусмотренной соглашением;

возможность поступления в муниципальную собственность части продукции и/или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной соглашением.

Основным преимуществом концессионного соглашения является условие непременного инвестирования средств в объект соглашения при сохранении имущества в муниципальной собственности, т.е. данный вид соглашения выступает как альтернатива приватизации.

Однако на практике концессионные соглашения относительно объектов муниципальной собственности широко не распространены. Это связано с наличием большого количества объектов, социально значимых для общества, но не приносящих доход и, как следствие, не привлекательных для инвестора. Такого рода ограничение в применении концессии является существенным недостатком.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема преобразования отношений и структуры собственности является одной из наиболее актуальных задач в ходе рыночных реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой. Поскольку собственность является основной любой системы хозяйства, необходимо учитывать, с одной стороны, системный характер преобразований отношений собственности при переходе от одной системы хозяйства к другой и, с другой стороны, системный характер в рамках переходной экономики реформ в целом. Именно в этом и состоит принципиальное отличие процесса трансформации отношений собственности в рамках переходной экономики от мероприятий в области приватизации, которые осуществляются в странах с рыночной экономикой.

Отношения и права собственности в переходной экономике отличаются от рыночных экономик развитых стран, поскольку, во-первых, отношения носят не постоянный характер (собственность чрезвычайно «подвижна», предприятия часто переходят из рук в руки, возникают новые организационно-правовые формы, меняется характер прежних по названию форм собственности и др.). Во-вторых, права собственности слабо специфицированы. В-третьих, генезис новых отношений и прав собственности происходит в условиях, когда изменения в хозяйственной, институциональной и правовой сферах запаздывают по сравнению как с изменениями в реальных экономических отношениях, так и с быстрыми переменами в отдельных составных частях самой правовой и институциональной системы. В-четвертых, наличие качественных, принципиальных изменений в отношениях собственности и неспецифицированности прав обуславливает существенно большую, чем в стабильной экономике, роль институциональных, политических и других волевых факторов в динамике собственности и типичность разрыва форм и содержания собственности.

Для решения задач, стоящих перед системой управления собственностью необходимо, чтобы ее функционирование осуществлялось на основе принципов системности, учета внешней среды, иерархии целей, процесса обоснования, эффективности использования ресурсов, приоритета долгосрочных целей, скользящего планирования. Исходя из этих принципов, можно сформулировать основные положения, которые необходимо учитывать при решении проблем реформы управления собственностью:

система управления собственностью - единая система, имеющая общее целевое предназначение;

управление собственностью осуществляется в соответствии с местом, занимаемым ею в экономике страны и с учетом возможностей государства по ее содержанию, управлению и развитию;

цели управления собственностью соответствуют целям развития национальной экономики;

управление собственностью - многоэтапный, непрерывный итерационный процесс;

выделение государственных ресурсов на содержание и развитие объектов собственности обусловлено их вкладом в достижение целей экономики страны;

управление собственностью осуществляется исходя из долгосрочных целей развития.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция РФ (Основной Закон). М.: Проспект, 2012.

Федеральный закон <consultantplus://offline/ref=E53B67C6073421C9A57CFEBFCD9B4881AAFC72664C9CD15303ECD462B8EFz1G> от 6 октября 2013 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Федеральный закон <consultantplus://offline/ref=8801AD0EBD51C6A0F548EC9E82DF412255C0BDFD805EC370C4B3B550EEZAP2L> от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Федеральный закон <consultantplus://offline/ref=E53B67C6073421C9A57CFEBFCD9B4881AAFC73664A90D15303ECD462B8EFz1G> от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".

Гражданский кодекс РФ. Сделки. Решения собраний. Представительство и доверенность. Сроки. Исковая Давность: Постатейный комментарий <consultantplus://offline/ref=BB2E66775BEDF212BD6ACB60F9D95F7F0718F9F7001AEBFE2B227F71l3l4F> к главам 9 - 12 / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2013. 270 с.

Алехин Э.В. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие. Пенза, 2012.

Бабун Р.В. Организация муниципального управления: для бакалавров и специалистов: Учеб.пособие. СПб. (и др.): Питер; Мир книг. 2012. 335 с.

Варнавский В.Г. Концессии - на службу России // Российское предпринимательство. 2012. N 11(35). С. 22 - 27.

Дойников И.В. Управление государственной собственностью: Уч. пособие / Рос.акад. образования Моск. психол.-соц. ун-т. М.: Изд-во моск. психол.-соц. ин-та; МОДЭК, 2012. 183 с.

Камаев Р.А. Управление государственной собственностью в условиях формирования новой социально-экономической парадигмы // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2011. N 8. С. 90 - 96.

Мовчан С.Н. Основные направления совершенствования нормативно-правовой базы управления государственной собственностью. ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2013. N 1. С. 4 - 15.

Муниципальная собственность и инвестиции / Под ред. Р.Р. Манукяна. М.: ФГНУ РНЦГМУ, 2013.

Рой О.М. Основы государственного и муниципального управления: Учеб.пособие. 4-е изд. СПб. (и др.): Питер, 2013. 397 с.

Региональное развитие и региональная политика России в переходный период / Под ред. С.С. Артоболевского, О.Б. Глезер. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011

Соловьев М.М., Кошкин Л.И., Свирина А.А. Управление государственной собственностью: методология, опыт, инновации: Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2014. 303 с.

Социально-экономические аспекты развития государственной и муниципальной собственности в регионе: Монография / Т.Ф. Лушникова, О.А. Хэгай, Е.Н. Елисеева и др. // Челяб. гос. ун-т. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2012. 176 с.

Филатова Н. Эффективное управление муниципальной собственностью как условие социально-экономического развития муниципального образования // Муниципальная экономика. 2011. N 2. С. 48 - 58.

Похожие работы на - Содержание управления собственностью

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!