Сущность государства и его роль в обществе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,78 Кб
  • Опубликовано:
    2016-11-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сущность государства и его роль в обществе

Филиал НОУ ВПО

«Московский институт государственного управления и права» в Пермском крае

юридический факультет

кафедра государственно-правовых дисциплин








КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория государства и права»

Тема: Сущность государства и его роль в обществе.

Выполнил: Павлинов Дмитрий

Научный руководитель: Ширинкина М.Н.




Пермь 2016г.

Оглавление

Введение

Глава 1. Общая характеристика государства

.1 Понятие государства

.2 Признаки государства

.3 Функции государства

Глава 2. Сущность государства

.1 Теории сущности государства

.2 Факторы, определяющие сущность государства

Глава 3. Социальное назначение государства

.1 Понятие и характерные черты социального государства

.2 Соотношение государства, общества и личности

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Актуальность темы исследования. Общество представляет собой целостный социальный организм, который отличается той или иной степенью организованности, упорядоченности, урегулированности общественных отношений.

То сеть можно сделать вывод, что для каждого общества характерна система управления и регулирования поведения людей при помощи определенных общих правил.

При появлении общества, возникает потребность в его управлении, в котором каждый отдельный член общества имел собственные интересы, без согласования которых общество не могло бы сосуществовать, так как именно сами интересы выступают решающим личностным регулятором.

Для того чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность, а так же добиться прогрессивного развития социальных связей требуется объединить эти интересы на общее дело.

Их соединить можно лишь при сочетании индивидуальной выгоды с социальной выгодой. Такое соединение достигается лишь благодаря существованию в обществе определенных правил поведения и власти, которая должна приводить в жизнь и обеспечивать названные нормы, то есть сама государственная власть.

Объектом исследования являются общественные отношения по поводу и в процессе правового регулирования государственно-правовых явлений.

Целью курсовой работы является общая характеристика социального назначения государства. Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

.Раскрыть понятие, признаки, функции государства;

.охарактеризовать сущность государства

.рассмотреть социальное назначение государства и соотношение государства, общества и личности.

Методология исследования. Методологическую основу исследования составляют диалектико-материалистический метод научного познания объективной действительности, а также базирующиеся на нем общенаучные и частные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-структурный, социологический, статистический и основные общелогические методы познания (анализ, синтез, обобщение).

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения 3 глав и 7 пунктов заключения и списка литературы.

Глава 1. Общая характеристика государства

.1 Понятие государства

У различных народов за прошедшие тысячелетия, сложился определенный опыт становления, развития, функционирования и образования государства, в следствии чего возникают многочисленные доктрины, теории, школы, концепции, в которых государство рассматривается в любых его проявлениях, а именно: теоретически устанавливается причины происхождения государства, формы, функции, государственная власть и перспективы его развития. Необходимо учитывать, что представленные теории имеют несхожие, а так же иногда и противоречивые методологические основы.

Понятие государство связано с двумя обстоятельствами:

. Государство, представляет собой результат, политического, культурного, социально-духовного творчества человека, а так же являет собой материально-предметное воплощение соответствующих объективных общественных потребностей. Государство не может оставаться неизменным навсегда, оно объективно меняется в следствии исторического движения общества. При этом необходимо учитывать, что в ходе исторического развития государство переживает такие стадии как:

·Становление;

·Развитие;

·Подъем;

·Расцвет;

·Кризис;

·Деградация;

·Упадок.

Данные стадии могут происходить вместе с развитием общества, а так же отдельно от него или параллельно с ним.

При этом со стороны общества может меняться не только субъективная или оценочная характеристика государства, но и его понятие. То есть сформулировать понятие государства, которое одинаково успешно объяснило бы его существование в различные эпохи, формации и в разных цивилизациях его существования невозможно.

. В процессе познания нельзя смешивать определение и понимание государства. Главным из назначений в определении государства является выделение его из окружающих вещей, форм, институтов, в различных сферах жизни общества и человека.

При этом само определение государства лежит в самом начале его познания, а понимание государства требует выработки прежде всего развернутой системы понятий и определений, где находят свое выражение различные стороны исторического развития государства, которые выдают его сущность, формы, функции, государственный аппарат, государственную власть и др.

Понять государство- это прежде всего необходимость создать целостную и развернутую систему понятий и определений различных сторон государства. Существует множество понятий и определений государства, которые сформулированы теологами, философами, социологами, практическими государственными деятелями и теоретиками.

Так, например, существуют следующие определения государства:

·Государство представляет собой сообщество равных людей, направленных на достижение возможно лучшей жизни;

·Государство- это совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы;

·Государство представляет собой власть, население и территорию;

·Государство- это политическая форма социально-экономически дифференцированного общества;

·Государство представляет собой аппарат направленный на поддержание господства единого класса над другим.

При этом можно сделать следующие выводы исходя из многочисленных определений и понятий государства, вызванных политической мыслью:

·Прежде всего, государство является продуктом жизнедеятельности общества в целом.

·Государство создается в обществе, если в нем имеется развитая и противоречивая структура такая как: форма сознания, экономика, собственность, социальные классы и т.д.

·Общество, в котором имеет место быть государство определяется, как государственно-организованное общество, именно для такого общества, государство является единственной формой для существования.

·Государство и общество на теоретическом и познавательном уровне не совпадают друг с другом.

·При определении государства необходимо учитывать так же и определенные властные институты, которые входят в государственный аппарат, в системе властных государственных органов, в деятельности которых заняты определенные социальные группы.

·Сложные, противоречивые потребности общества в государстве, определяют его назначение, а так же цели, функции, задачи, при это теоретически не существенно о чем идет речь, это может быть достижение лучшей жизни, общей пользы, или самоорганизации, самоуправления общества с помощью государства.

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать определение государства. Итак, государство- это организация политической суверенной власти, которая осуществляет управление социальными, политическими, экономическими и духовными процессами жизни общества. Однако необходимо отметить, что любое определение государства будет неполным, однобоким, и в каком-то смысле абстрактным, то есть оно не способно научно выразить многочисленные сущностные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. Абстрактный характер понятий и определений государства не является в данном случае недостатком, это его неотъемлемое свойство, которое связано с началом процесса познания и понимания государства.

При этом проблема формулировки и выбора понятий государства связана помимо определенно общего понятия государства, в которое входит его историческое развитие, общественная формация, партийно-идеологическая система и т.д., необходимо так же давать понятие национально-конкретного государства или рабовладельческого, теократического государства.

Однако складывается широкая система понятий государства различного уровня, которые позволяют увидеть специфику разнообразных государств всего мира.

Это заметно на фоне мировых интеграционных и глобализационных процессов. Именно поэтому теория государства стремится более детально разработать такие понятия как протогосударство, государствоподобное образование государственность. Таким образом понятие государство позволяет сориентироваться в современных процессах образования и распада государства, но и оценить проекты идеального государства (Т. Мор) или идеи отмирающем государстве ( К. Маркс).

государство социальный общество правовой

1.2 Признаки государства

В юридической литературе традиционно выделяют следующие признаки государства такие как:

. Публичная власть представляет собой институциональную систему, в которую входят:

·Государственный аппарат;

·Государственные властные органы;

·Правоохранительная система;

·Система военных органов;

·Карательные, репрессивные органы.

Публичная власть так же состоит из специального слоя людей, а именно государственных служащих, к которым относятся чиновники, осуществляющие свою профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иную деятельность на материально-финансовой основе.

Публичная власть показывает не тождественность государства и общества, при этом научная значимость понятия государства, как политической формы, и способа организации общества в целом нисколько не снижается.

Благодаря данному признаку можно увидеть деление общества на управляющих и управляемых, а так же на властвующих и подвластных. При этом сохраняет свою научную и практическую значимость деление элементов структуры общества по следующим основаниям:

·Имущественным;

·Идеологическим;

·Религиозным;

·Половозрастным;

·Национальным;

·Классовым.

·Сословным.

Однако публичная власть, как признак государства может считаться таковой по следующим основаниям:

·Является реализацией потребностей в государстве;

·Выступает и действует от имени народа, общества и нации;

·Призвана действовать в интересах общества, согласно своим целям, задачам и функциям;

·Открыта для общества в той или иной форме.

.Административно-территориальная организация, как признак государства раскрывает такие понятия как власть, общество и территория.

Государство на основании данного признака, всегда существует и функционирует в определенных социальных им территориально- пространственных границах. Именно поэтому не существует мирового государства и мировой власти.

В обществе могут происходить разнообразные связи, такие как экономические, имущественные, нравственные, религиозные и др., которые и делают общество обществом.

Если в обществе появляется государство, то возникают дополнительные правоотношения, к которым можно отнести государственные управленческие отношения, административно-территориальные связи.

Государство в свою очередь выполняет организационные функции, направленные на жизнедеятельность и существования общества.

.Суверенитет, означает верховенство и независимость государства, внутри и вне общества, на территории на которой возникло, и по отношению к другим иностранным государствам.

В данном случае суверенитет определяет уникальное место государства в обществе, его самостоятельность по отношению к отдельным классам, группам, сословиям, нациям, политическим партиям, общественным организациям, личности и в целом общества.

Самостоятельность суверенитета определяется его абсолютностью, однако в реальной жизни он имеет ограничения внешним, внутренним, объективным и субъективным фактором. Среди них можно назвать мировую систему государств, военный захват всей территории или ее части другими государствами, объективные экономические законы, нравственный и духовный мир человека. При этом следует так же отметить, что в качестве признаков государства так же указывают на налоги, займы, право и государственный язык.

Признаки государство не одинаковы в своем предметно- вещественном и организационном содержании, о чем известны различные варианты института монархии, парламента, правительства, судебной системы, армии, налоговой системы и т.д.

Государство существует в обществе только в единственном числе и его невозможно спутать с другими политическими институтами общества. Именно поэтому признаки направлены на то чтобы, раскрыть содержательные сущностные и институциональные стороны государства.

При этом кроме вышеперечисленных признаков выделяют так же символику государства, к которой можно отнести герб, флаг, гимн, столицу. Исходя из исторического развития многих государств, можно заметить, что атрибутика подвижна и изменчива. Ее изменчивость происходит в силу различных причин, к которым можно отнести такие как мировоззренческие, идеологические, политические военные и др.

.3 Функции государства

Функция государства являются основные направления его деятельности, которые вытекают из его сущности и роли в общественной жизни. Функции государства носят постоянный характер и общесоциальную направленность, в отличие от задач государства, которые могут видоизменяться и носят временный и локальный характер.

На содержание и характер функций государства оказывают влияние следующие факторы:

·Экономические;

·Политические;

·Экологические.

Данные факторы определяют направления деятельности государства, которые связаны, прежде всего, с обеспечением прав и свобод человека, борьбой с преступностью, разрешением национальных конфликтов и т.д. На содержание функций государства большое влияние оказывает и международная обстановка

При этом функции государства зависят от формы организации государственной власти, а так же какие цели государство ставит перед собой. Исходя из социальной направленности функции государства могут значительно отличаться друг от друга.

Функции государства принято подразделять по различным основаниям. Наиболее общей классификацией функций государства является их деление на внутренние и внешние, между которыми существует неразрывная связь. Так внешняя политика государства определяется его внутренними условиями существования, а международные обязательства диктуют необходимость строить свою деятельность во внутренних отношениях в соответствии с общечеловеческими стандартами.

Кроме этого функции государства можно так же классифицировать по следующим основаниям:

.По времени осуществления функции государства подразделяются:

·Постоянные, которые распространяются на всех этапах развития государства;

·Временные, появление, которые обеспечено специфическими условиями конкретного периода развития государства.

.По формам деятельности функции государства подразделяются :

·Регулятивные;

·Охранительные;

·Законотворческие;

·Правоприменительные;

·Правоохранительные.

Государство оказывает непосредственное воздействие на различные сферы общественной жизни, в связи с этим внутренние функции государства можно подразделить на экономические, социальные, экологические, культурные.

В политической сфере функции государства связаны:

·С признанием и защитой прав и свобод человека и гражданина;

·Регулирование политических процессов в обществе;

·Обеспечение общественной безопасности.

С экономической точки зрения государство занимается нормальным обеспечением развития экономики, поддержание ее приоритетных направлений развития, охрану форм собственности, обеспечением свободы экономической деятельности и т.д.

Социальная функция является одним из главных направлений деятельности государства, которая направлена на утверждение системы общественных отношений, на уважении естественных прав и свобод человека и гражданина, наличие в обществе условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие личности.

Для реализации социальной функции необходимо провести эффективную политику в области образования, культуры, науки, здоровья граждан.

Государство в культурной сфере оказывает поддержку направленную на развитие искусства, культуры в целом.

В природоохранной сфере государство реализует свои функции направленные на охрану и использование природных ресурсов. Государство определяет порядок природопользования, в целях обеспечения экологической безопасности, которая является одной из важных задач государства.

К внешним функция государства можно отнести такие как:

.Сотрудничество с другими государствами;

.Оборона страны;

.Обеспечение государственной безопасности;

.Поддержка мира;

.Оказание помощи пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий;

.сотрудничество в решении масштабных проблем современности.

В современных условиях особое место занимает сотрудничество по поддержанию мира и мирного сосуществования. Основной задачей государств по поддержанию мира, является всеобщее и полное разоружение под строгим международным контролем. Однако еще сохраняются противоречия между политическими и экономическими интересами разных стран, то заботой каждого государства является сохранение армии, необходимой для обеспечения безопасности государства

Глава 2. Сущность государства

.1 Теории сущности государства

В юридической литературе существует множество концепций и теорий, которые объясняют природу и сущность государства.

Расцвет философских учений о государстве связан с такими мыслителями как Платон, Аристотель, Сократ, которые государство рассматривали с точки зрения политической добродетели, где идеальным считалось государство, которое воплощает этические принципы добродетели.

Так, Аристотель исходя из принципа меры, подразделял формы правления:

·Правильные к которым относил, монархию и аристократию;

·Неправильные, к которым относил тиранию, олигархию, крайнюю демократию.

При этом сам Аристотель в качестве идеального образца предпочитал смешанную форму правления, которую называл политией, или умеренной демократией. Государство как он считал, должно быть образовано ради общего блага, вместе с тем, существование государства возможно и мыслимо лишь на определенной территории, при определенной количественной мере населения. Само государство должно удовлетворять необходимые экономические потребности населения.

Первая теория, которая объяснила природу государства получила название естественно- правовой, благодаря ей были даны объяснения естественно-историческим причинам государства, которые коренятся в самой природе человека как существа, который не может жить вне общества.

Так, например, Цицерон считал, что объединение людей в государство на основании договора является естественное стремление человека к жизни в обществе.

В средневековье господствовала теологическая концепция происхождения государства и права, по которой, Бог, создал государство и право, однако не указал непосредственно лиц, осуществляющих власть, конкретные формы правления, методы властвования. Основателем данной теории является богослов Августин, у которого идея теократии содержалась в учении о двух градах, при этом не один земной град не знал подлинной справедливости, поэтому походил на шайку разбойников.

Так критикуя государство, Августин противопоставлял им церковь, как идеально небесного общества, тем самым обосновывали притязания церкви на руководство государственными делами.

Фома Аквинский так же поддерживал теорию о приоритете церкви над государством, аргументируя это тем, что правители могут использовать власть вопреки заветам божьим, и основной задачей церкви является контроль над их деятельностью. При этом современная католическая церковь так же защищает тезис о божественном происхождении государства и права.

Теория договорного происхождения государства и права представляет государство продуктом человеческого разума, а не божественной воли, именно идея о том, что государство и право появляются в результате сознательных действий людей, которые заключили между собой договор сформировалась с 17-18 веках и выразилась в договорной теории происхождения государства и права.

На основании данной теории, люди выйдя из догосударственного состояния, стали объединяться в государство на определенных условиях, которые были оговорены в договоре, по их взаимному согласию и доброй воле.

Наиболее значимым условием считалось признание и защита прав и свобод человека государством, обеспечение безопасности лиц заключивших договор, а так же охрана частной собственности.

Ели условия договора не соблюдаются, то это означало его расторжение и возвращение людей в естественное состояние, то есть в данном случае речь идет прежде всего о законности власти того или иного правителя, с точки зрения выполнения или не выполнения им первоначального соглашения об образовании государства и учреждении законов.

Эпоху Нового времени открывает теория разделения власти, суть которой направлена на рациональное организацию власти и конституционных гарантий обеспечения основных прав и свобод личности.

Ее представителем был Ш. Монтескье, который утверждал, чтобы не было возможности злоупотребления властью, необходим определенный порядок вещей, при котором различные власти могли бы сдерживать друг друга.

При этом сам он различал три ветви власти, а именно законодательную, судебную и исполнительную. Монтескье исходил, из верховенство парламента, в системе государственных органов, в котором должно было быть две палаты, которые могли бы сдерживать решения друг друга.

Парламент независим от правительства, а установление ответственности правительства перед парламентом было призвано предотвратить деспотизм исполнительной власти.

Судебная власти отделена от законодательной и исполнительной и является самостоятельной ветвью власти и должна действовать в строгом соответствии с законом, который издается парламентом.

Само учение о разделении властей ставило вопрос о разграничении функций государства, которые выполняются различными государственными органами.

Органическая концепция о происхождении государства и права, представителем которой является Г. Спенсер, представляло собой государство как продукт органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция.

Спенсер, утверждал, что в природе выживает сильнейший, так и в обществе в процессе войн, происходит естественный отбор, который определяет зарождение правительства и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законом ограниченной эволюции.

Гумплович, который рассматривал происхождение государства как результат насилия, утверждал, что именно насилие является первоосновой государства. Однако согласно Материалистической теории которая рассматривала государство, как результат непримиримости классовых противоречий.

Сущность государства определялась его классовая природа, и использование государства для утверждения господствующего класса. Государство в данном случае выступало регулятором классовых отношений, а с приходом коммунистического общества государство отмирает.

Согласно психологической теории происхождения государства ярким представителем, которой являлся Л. Петражский, который утверждал, что возникновение государства и права объясняется теми или иными свойствами психики людей. То есть теория ориентирована на то, что в психике индивида, уже изначально заложены потребности к подчинению выдающимся личностям.

Однако сторонники социально-психологического наплавления в противовес индивидуально-психологической теории рассматривают человека как существо общественное, а не биопсихическое. При этом они отмечают, что само общество является продуктом коллективного сознания людей. Так в коллективном сознании вначале идет формирование идея, а после для обеспечения солидарности идеи создаются нормы права и реальная политическая власти, которая получает свое выражение в конкретных государственных институтах.

При этом появляется новая теория происхождении государства и права- теория правового государства ее принципа являются ограничение деятельности государства его органов на основе применения формально-юридических рамок, которые основываются только на законах принятых парламентом.

Представители данной теории отстаивали принцип невмешательства государства в дела предпринимателей, которые обеспечивали свободу производства и торговли, приоритет индивидуальных прав, верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Данный подход направлен против произвола и беззакония в деятельности государства и его органов.

.2 Факторы, определяющие сущность государства

Чтобы понять сущность государства необходимо обратиться к факторам, которые лежат за пределами государства но тем не менее решающим образом влияют на него.

К данным факторам можно отнести такие как:

.Социальный фактор, который определяет социальную структуру общества, степень ее развитости, характер и содержание отношений между составляющими структурами.

Так, например, рассмотрим структуру рабовладельческого общества, которая является наиболее простой, и сводиться в целом к двум социальным классам, это рабовладельцы и рабы, отношения между которыми напряжены и антагонистичны. Структура тяготеет к консервации существующего положения вещей, она не проживает социальную объективную потребности в личности, в понимании человека как ценности. Современное общество, такое как индустриальное или постиндустриальное не знает социальных классов, их социальная структура является наиболее подвижной, и включает в себя такие явления как народ, нация, народность. При этом роль личности в межличностных отношениях, а так же индивидуальных и групповых интересах становиться значимой, что не позволяет характеризовать природу и сущность государства как исключительно классового явления.

. Экономических фактор определяется тем, что у общества имеются соответствующие потребности в государстве как у властвующего и управляющего института власти.

При этом к материально-экономической основе государства можно отнести:

·Степень научно-технической оснащенности;

·Способы распределения произведенных материальных благ;

·Мотивация индивидуального и общественного труда;

·Формы собственности.

Кроме этого вышеперечисленные факторы не редко определяют содержание функций государства, реальность его суверенитета, структуру государственного аппарата. Сами экономические кризисы могут привести не только к негативным последствиям, но и полностью подорвать доверие к государству со стороны общества.

Сам по себе экономический фактор влияет на государство, через сознание властвующих и управляющих на их понимание реальных экономических процессов.

.Политический фактор. Государство, это прежде всего политический институт, при этом сама политика не сводиться к государству, она включает политической сознание, партии, политические процессы и ценности, политические нормы, и отношения.

Политический фактор всегда противоречив, в своем проявлении. Так, например, политические партии не только могут изменить вектор функций государства, но и в определенных исторических условиях подчинить государство своим узкопартийным интересам.

Так же необходимо учитывать и политическую идеологию, которая может иметь самую различную направленность от крайне реакционной, до демократической. Сами политические процессы могут принять радикальные выражения такие как волнения, восстания и революции, что безусловно приводит не просто к переменам , а к принципиальным переменам по всем характеристикам государства, но так же и к его разрушению.

.Культурный фактор, где государство можно рассматривать как явление культуры в целом. Одной из фундаментальных идей культуры является идея достоинства личности, понимание человека как наивысшей ценности.

Можно сказать, поэтому культура и ориентирует государство на человека, его материальное благополучие, безопасность, духовное развитие, в принципах властвования и управления государственного аппарата.

Кроме вышеперечисленных факторов существуют и другие, к которым можно отнести такие как моральные, национальный, религиозный. В современной действительности нельзя не учитывать процессы глобализации.

Если вернуться в историю то можно увидеть как религиозный фактор в виде религиозных войн, самым решающим образом определял судьбы государства во всех его проявлениях на разных стадиях его исторического развития, вплоть до образования теократических государств.

Факторный анализ показывает, что общество изменчиво и объективно противоречиво, что определяет и противоречивую природу государства в целом.

Глава 3. Социальное назначение государства

.1 Понятие и характерные черты социального государства

В 20 веке стало развиваться новый тип государства- это социальное государство, которое пришло на смену либеральному государству. А. Смит, Лассаль, которые являлись, сторонниками доктрины либерализма рассматривали не только свободу личности, но и экономическую независимость общества и его отдельных членов от государства.

Само по себе государство в области его назначения или предназначения, рассматривалось слишком узко лишь как:

·Защита общества от угроз из вне;

·Защита граждан от сограждан;

·Выполнение определенных работ, которые привлекательны для частного бизнеса.

Материальная поддержка отдельных категорий граждан рассматривалась как недопустимая на основании следующих причин:

.Оказание помощи слабому рассматривалось как вмешательство в закон естественного отбора.

.Поддержка неблагополучной части общества невозможно без финансового обеспечения благополучной части общества, а это означает изъятие частной собственности.

В 70 годах 19 века вышеуказанные взгляды были признаны устаревшими, которые не отвечали реалиям жизни общества, а так же мировоззрению людей, и политике государства, в следствии чего постепенно идея социального государства стала укрепляться, которая основывалась на защите и обеспечении прав и интересов личности.

Сам термин социальное государство довольно таки широко употребляется дореволюционных российских теоретиков права, при этом существенных различий между социальным и социалистическим государством в то время не проводилось. Идеи социального государства стали закрепляться в актах рабочего законодательства, в следствии чего стала формироваться система социального страхования. После в конституциях отдельных государств были закреплены отдельные права граждан и идея об ответственности государства направленная на социальное благополучие нации в целом и каждого гражданина в отдельности.

Так в 1949 году в Германии был закреплен принцип социального государства, в дальнейшем при характеристике основ государственного устройства тали использовать термин социального государства такие страны как Россия, Португалия, Болгария, Литва, Марокко и другие страны.

Социальное государство в данном случае следует рассматривать прежде всего как достигнутое состояние государственной жизни общества, однако которая как и идея правового государства пока окончательно не реализована.

В данном случае социальное государство представляет собой некий исторический тип государственности, который отличается от других лишь тем, что его приоритетом выступают социальные функции государства, которые играют особую роль в экономике государства.

·Дети;

·Инвалиды;

·Безработные.

Государство в их интересах устанавливает пособия, пенсии, субсидии , дотации. При этом проблема поддержки данной категории граждан прежде всего связана с участием государства в управлении экономикой страны.

Участие государства в перераспределении благ связана, прежде всего, с социальным или социалистическим государством. В современных обществах данное перераспределение не приводит к нарушение прав граждан, что позволяет считать западные государства не только социальными, но и правовыми. При этом история показывает, что при тоталитарном режиме, происходит игнорирование требований связанности государства правом при активной патерналистской политике по отношению к населению приводит к весьма негативным последствиям, которые не позволяет считать данные государства правовыми.

При этом следует отметить, что сущность государства состоит именно в том, чтобы управлять обществом на основе демократических принципов, где во главу угла ставятся интересы личности его прав и свобод, а так же обеспечение общественного согласия.

Основой социального государства состоит в том, что государство берет на себя непосредственно ответственность на создание определенных условий, при которых человеку гарантируется доступность элементарных благ, которые рассматриваются как создание равных стартовых возможностей.

При этом следует отметить, что социальным будет признаваться именно то государство, которое направлено на создание условий для реализации социальных прав граждан, закрепленное в национальном законодательстве, и соответствует всем мировым стандартам в этой области.

Учитывая, что государство- это прежде всего территориально-публичный правовой союз населения, который осуществляет свои задачи посредством своих государственных органов, то можно говорить, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина и является основной обязанностью государства.

Сама природа государственной власти лежит именно в охране прав и свобод человека и гражданина, а так же в обеспечении гражданского мира и согласия.

При этом социальное назначение государства - это прежде всего организация политической власти, которая призвана представлять общие интересы населения и сама деятельность государства направлена прежде всего на решение общесоциальных проблем.

Государство управляя делами общества стремится прежде всего к его гармоничному развитию, и обеспечению социального компромисса и правопорядка.

Цецерон определял государство как достояние народа, а народ в свою очередь не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов.

При этом И.А. Ильин отвечая на вопрос о цели и сущности государства утверждал, что сущность государства, состоит в том, чтобы все его граждане имеет и признают помимо своих частных интересов и целей еще и единый интерес и единую цель, а именно общий интерес и общую цель, ибо государство есть некая духовная община.

Социальное государство, выступает как институт общества, направленный на организацию нормальной жизни и развитие всего общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов всех населяющих его граждан и народов.

.2 Соотношение государства, общества и личности

Взаимоотношения государства и человека являются главными показателями состояния общества в целом, а так же перспективы его развития.

При этом личностью признается индивидуальная совокупность значимых свойств человека, которые проявляются в отношениях между людьми.

Общество представляет собой систему отношений между людьми, то есть некий продукт взаимодействия между людьми, в процессе их совместно жизнедеятельности.

Можно отметить исходя из вышеназванных понятий, что личность неразрывно связана с обществом, и живут в неразрывном единстве.

Положение личности в обществе может быть обусловлено прежде всего его собственной позицией в обществе, активностью и способностям, а так же к духовным принадлежностям.

Основные черты этого положения воспроизводятся исторически конкретными и неповторимыми процессами, которые содержат в себе влияние роль всех общественных атрибутов, к числу которых можно отнести государственно- правовые явления в целом.

Фактические свободы человека выражаются прежде всего в его материальных и духовных возможностях и обязанностях, которые в свою очередь носят содержательную характеристику конкретной личности.

Результат взаимодействия личности и общества, предполагают возникновения у человека конкретных обязанностей и возможностей. В следствии чего можно полагать о различиях материальном, правовом и социальном положении между людьми.

При этом в зависимости от географического, исторического, политического пространства, объективных и субъективных факторов общественной жизни, существенно разняться между собой основные показатели состояния личности.

Так, например, право на жизнь и на свободу в условиях современной Европы, существенно отличаются от тех же прав в период Второй мировой войны.

Государство берет на себя очень важную роль в системе факторов, которые определяют положение человека в государстве, при этом его значение определяется, прежде всего, самостоятельностью и независимостью по отношению, как к человеку, так и к обществу.

Государство в данном случае следует рассматривать не только с сточки зрения как определенный состав людей, которые призваны заниматься управлением и принуждением, но так же и как внутреннее устройство общества, в целом, которое обеспечивает, территориальное, юридическое и политическое единение населения.

Государство выступает как официально уполномоченный представитель всего общества, в следствии чего отношения между человеком и обществом носят преимущественно государственно-правовой характер, так как от имени общества выступает государство.

Исходя из принципа суверенности, каждый человек в пределах территории государства подпадает под его юрисдикцию, и обязан становиться адресатом исходящих от государства общеобязательных предписаний.

Связь человека с государством находит свое выражение в институте гражданства и подданства. Их суть состоит в устойчивой связи между личностью и государством, которая означает, что конкретное лицо имеет юридическую принадлежность к конкретному государству, а так же приобретение личностью, конкретных прав и обязанностей. Государство со своей стороны гарантирует гражданину предоставление своей защиты как внутри страны, так и за ее пределами.

Личность по отношению к конкретному государству и праву является гражданином, его качества становятся существенной чертой которая характеризует человека в обществе.

Гражданство является, прежде всего, юридическим и морально-политическим основанием для личности, которые состоят в исполнении гражданином своих обязанностей, пользовании своими правами и свободами, которые устанавливаются государством для своих граждан.

Само по себе отношение личности государство может быть различным, так если в обществе господствуют идеалы справедливости и гуманизма, демократии в целом, то люди в этом обществе стремятся гармонизировать свои взаимоотношения и обществом в целом, интересы, которых и призвано представлять государство.

В данном случае государство рассматривается как необходимое средство согласования интересов различных социальных групп, личности и общества, как организация, которая подчинена общественным интересам и контролируется обществом. Права и свободы человека в данном случае рассматриваются как конечная цель вмешательства государства в жизнь общества.

Гармонизация отношений личности и государства находят свое выражение прежде всего в теории и практики правовой государственности, для него характерна не только связанность всех социальных субъектов, но и идейное, законодательное и организационное признание государством незыблемых прав и свобод человека.

С другой стороны, правовая государственность представляет собой строгое следование принципу взаимной ответственности государства и личности, который как раз диктует законодательные ограничения активности государства по отношению к личности, в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан, при наличии реальных мер ответственности должностных лиц государства за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

При этом сама свобода личности в правовом государстве не является абсолютной, так как она ограничена правовыми интересами других лиц. Человек обязан соблюдать все правые установления как перед государством так и перед самим обществом.

Заключение

В соответствии с различными подходами, понятие государства может употреблять в юридическом смысле (как юридическое лицо, правовой феномен, своеобразная корпорация), в социологическом смысле (как социологическая общность, социальная реальность), как живой, естественный организм и как система норм, политически организованное общество.

В общем виде можно сказать, что государство - это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества.

Выделяют следующие основные признаки государства: наличие отделенной от общества публичной власти; разделение населения на территории; взимание налогов и сборов. Государство обладает суверенитетом (как внутренним и внешним), государственным аппаратом, аппаратом принуждения. Только государство издает нормы, обязательные для всех граждан данного государства.

Функции государства - это основные направления его деятельности, вытекающие из роли государства в общественной жизни. Функции государства делятся по различным основаниям. Самой распространенной является классификация функций государства на внутренние и внешние.

В юридической и политологической литературе существуют различные теории и концепции, объясняющие природу и сущность государства (естественно-правовая, теологическая, договорная, теория насилия, психологическая и многие другие) и назвать какую-то одну из них в качестве единственно верной до сих пор невозможно.

Поэтому для ответа на вопрос о сущности государства необходимо обратиться к факторам, лежащим за пределами собственно государства и, тем не менее, решающим образом влияющие на него. Среди этих факторов, прежде всего, необходимо выделить социальный, экономический, политический, культурный.

Государство - это политическая часть общества, его элемент. Оно занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности. При этом важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития является характер взаимоотношений государства и личности.

Сущность и назначение государства состоит в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления и интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия (социального компромисса).

Социальное назначение государства заключается в том, что это организация политической власти, призванная представлять интересы народа.

Список литературы

I. Нормативные правовые акты

.Конституция Российской Федерации (принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. 2008. 31 декабря.

.Всеобщая декларация прав человека, (Принята 110.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Права и свободы личности. Библиотечка « Российской газеты» совместно с библиотечкой журнала « Социальная защиты»

II. Литературные источники:

.Абдуллаев М.И. Теория государства и права.М.: Норма, 2014. с.396.

.Алексеев С.С. Теория государства и права. М.: НОРМА, 2014. с. 239.

. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: НОРМА,2015. с.255.

.Власова В. И. Теория государства и права. М.: НОРМА, 2015. с. 110.

.Воткин В.А. Теория государства и права. М.: НОРМА, 2014. с.386.

.Жидков О.А. История государства и права. М.: НОРМА, 2014.с. 389.

.Кашанина Т.В. Основы российского права. М.: Инфра-М, 2014. с. 144.

.Клименко, А.В. Теория государства и права. М.: Мастерство, 2014. с.219

.Князев С.Д. Теория государства и права. М.: НОРМА, 2014. с. 209.

.Комаров С.А. Общая теория государства и права. М.: НОРМА, 2014. с. 125.

.Лазарев В.В. Теория права и государства. М.: Право и закон, 2015. с.576

.Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2015. с. 300

.Матузов Н.И. Теория государства и права. М.: Инфра-М, 2015.с. 255.

.Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: НОРМА, 2015.с. 320.

.Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2014. с.414

.Назаренко Г.В. Теория государства и права . М.: НОРМА, 2014. с. 142.

.Перевалова В.Д. Теория государства и права М.: НОРМА, 2015.с. 432.

.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: НОРМА, 2014. с. 329.

.Чиркин В.Е. Государствоведение. М.: Юристъ, 2014. с.320

Похожие работы на - Сущность государства и его роль в обществе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!