Роль и содержание правоприменительной деятельности в условиях реформирования российской правовой системы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,95 Кб
  • Опубликовано:
    2016-10-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль и содержание правоприменительной деятельности в условиях реформирования российской правовой системы

Введение

Применение норм права представляет собой важный процесс для жизни общества, осуществляемый в тех случаях, когда иные формы реализации права не в состоянии обеспечить проведение в жизнь юридический норм и необходимо вмешательство уполномоченных на то органов.

Актуальность изучения процесса правоприменения как особой формы его реализации не вызывает сомнения, поскольку одним из необходимых условий стабильного и устойчивого развития Российского государства является укрепление его правовых основ. Учитывая тот факт, что демократические преобразования, осуществляемые в российском обществе, зависят от качества применения норм права, считаю, что знания в этой области способствуют повышению социальной значимости права, открытию новых возможностей и перспектив его осуществления, что обеспечивает, в свою очередь, успешное формирование основных институтов гражданского общества, создание предпосылок для дальнейшего развития нашей страны.

Целью исследования является раскрытие роли и содержания правоприменительной деятельности в условиях реформирования российской правовой системы.

Для выполнения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:)изучить основные понятия, относящиеся к рассматриваемому явлению;)определить круг субъектов, применяющих право;)охарактеризовать основные условия правильного применения права органами государства;)рассмотреть специфические особенности каждой стадии правоприменения и определить требования законности, предъявляемые к деятельности органов государства на каждом из этапов;

e) определить, как происходит правоприменение в условиях возникновения пробелов и коллизий норм права;

f)раскрыть основные черты, характеризующие акты применения права и выявить их отличие от нормативно-правовых актов.

Объектом исследования являются нормы права.

Предметом исследования выступает сама правоприменительная деятельность как сложное, многоаспектное и динамичное явление, имеющее большое значение для функционирования правовой системы российского общества.

Методологическая основа: при написании данной курсовой работы использовались методы познания, такие как сравнительно-правовой, формально-юридический, конкретно-социологический, функциональный, системный, логический.

Теоретическую основу данной работы составляют научная литература, нормативно-правовые акты, учебная литература, статьи, диссертации. Особый вклад в изучение темы внесли ученные-теоретики: Малахов В.П., Ивановы А.А и В.П., Борисов Г.А., Власенко Н.А., Радько Т.Н., Мелехин А.В., Григорьева И.В.

Данная курсовая работа имеет определенную структуру и состоит из введения, трех глав, разделенных на восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Реализация права, его механизм и формы

1.1Понятие реализации норм права

Мало иметь совершенное, безупречное законодательство, если оно никем не воспринимается и не соблюдается, в то время как законы должны быть сильны своим реальным, позитивным действием, усилия законодателей должны быть направлены на претворение в жизнь правовых норм.

Так на сегодняшний день в Российской Федерации немало хороших законов, указов, постановлений и иных нормативно-правовых актов, но проблема заключается в том, что они не всегда эффективно работают.

Отсюда возникает необходимость такого процесса, как реализация норм права, под которой понимается «воплощение правовых предписаний в поведении участников правоотношений, фактическое осуществление субъектами права нормативных предписаний в форме соблюдения запретов, исполнения обязанностей, использования прав и применения юридических норм» .

Чтобы понять, что собой представляет такой процесс как реализация норм права, необходимо раскрыть его содержание и выделить особенности. В-первых, реализация права представляет собой правомерное поведение субъектов права. Неправомерное поведение не способствует реализации норм права и достижению целей, которые содержатся в его нормах. В свою очередь, правомерное поведение является неотъемлемой частью рассматриваемого процесса. Таким образом, реализация права - это не что иное, как воплощение правовых норм в правомерном поведении субъектов права. Во-вторых, одним из элементов рассматриваемого процесса является результат, предусмотренный нормой права. Реализация права всегда показывает насколько результативно действие права, указывает на что, что фактические и юридические цели достигнуты. Поэтому, содержание рассматриваемого процесса включает в себя как правомерное поведение субъекта права, так и конечный результат, на который направлено действие норм права. В- третьих, реализация права - это не только правомерные действия, направленные на достижение определенного социально значимого результата, но и само отношение субъекта права к этим действиям. Таким образом, реализация норм права есть процесс подчинения личности его требованиям.

1.2Классификация и основные формы реализации права

Реализация норм права связана и подчинена материальным нормам и осуществляется в соответствии со строго установленной процедурой. Основываясь на способах правового регулирования, а именно запрещения, позитивного связывания и дозволения, и соответствующих им видов юридических норм - запрещающих, обязывающих и управляющих, выделяют следующие формы реализации норм права: соблюдение, исполнение, использование и применение.

Под соблюдением права понимают правомерное бездействие, т.е. воздержание субъектов права от совершения, запрещенных юридической нормой действий. В противном случае уполномоченные на то органы могут применить меры государственного принуждения к нарушителям запретов. Отличительной чертой описанной выше формы является ее пассивный характер. Так согласно пункту 1 статьи 28 Гражданского Кодекса Российской Федерации, несовершеннолетние, не достигшие четырнадцати лет, не могут самостоятельно совершать сделки, «за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи» .

Рассматривая такую форму реализации правовых норм как исполнение права, ее можно определить как выполнение субъектами права обязывающего юридического предписания. Если в первом случае достаточно не совершать тех или иных противоправных деяний, то исполнение права напротив предполагает совершение обязанной стороной конкретных действий. Так пункт 1 статьи 495 Гражданского Кодекса Российской Федерации говорит о том, что «Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже» .

Что касается использования права, то, по мнению ученых-теоретиков, это не что иное, как совершение субъектами дозволенных юридическими нормами действий. Данный способ реализации правовых норм обусловлен наличием прав субъекта, которые он может в собственных интересах осуществить. Отличительной чертой использования права является его активная форма, т.е. совершение обладателем права каких-нибудь действий. Например, заключение сделки, передача имущества в аренду, составление завещания, заключение договора купли-продажи и т.д. Но в то же время эта форма не исключает несовершение каких-либо действий. Например, отказ обвиняемого, подозреваемого давать показания, отказ свидетеля давать показания в отношении близких родственников (статья 51 Конституции Российской Федерации), отказ субъекта, обладающего активным избирательным правом, от участия в голосовании и др.

И наконец, последней формой реализации права является применение норм права, но она будет рассмотрена подробно в следующей главе.

Описанные выше формы реализации норм права находят свое выражение в актах реализации права. Под ними понимают «действия субъектов права, участников правовой жизни, в процессе реального осуществления выраженных в правах и обязанностях мер возможного или должного поведения».

Также выделяют другие критерии:)характер активности лица, реализующего право;)отношение к непосредственному интересу лица;)степень информированности лица о праве.

Наряду с формами реализации норм права выделяют типы рассматриваемого процесса, зависящие от ее субъекта. Процесс, при котором юридические нормы реализуются в деятельности частных физических или юридических лиц, получил название непосредственной реализации права. Правовая реализация, связанная с ее осуществлением государством, называется применением права.

Таким образом, подводя итог первой главы, необходимо подчеркнуть важность и значимость такого процесса, как реализация норм права, который позволяет воплощать права, свободы и обязанности в жизнь личности и общества, тем самым способствуя формированию правового государства. Поэтому нужно правильно и эффективно проводить в жизнь требования норм права.

Глава 2. Применение норм права как одна из форм реализации права

2.1 Понятие и сущность правоприменительного процесса

Понятие применения права формировалось в течение длительного периода времени. Первоначально его или расширяли и отождествляли с понятием «реализации права», или наоборот сужали, понимая под ним применение принуждения при возникновении нарушения правопорядка. Данный вопрос рассматривался и обсуждался на страницах журнала «Советское государство и право» в 1954 - 1955 годах, в результате чего были подведены итоги. Вышеуказанные точки зрения не получили поддержки и были опровергнуты. В наши дни, изучая различную литературу можно встретить немало формулировок рассматриваемого понятия, но все же схожих между собой.

Одними из теоретиков, раскрывших понятие «правоприменения» стали Ивановы А.А. и В.П. По их мнению, «применение права - это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм». Правоприменение - одна из форм реализации права.

Несомненно, правоприменительный процесс играет немалую роль в жизни общества. И чтобы увидеть значимость деятельности по применению норм права, считаю нужным выяснить, в каких же случаях возникает потребность в правоприменении.

В-первых, неспособность субъектов общественных отношений самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, например, при приеме на работу. Во-вторых, наличие спора между субъектами общественных отношений по поводу какого-либо юридического факта, причем сами субъекты не в состоянии самостоятельно прийти к компромиссному решению или существуют препятствия, мешающие осуществлению субъективных прав и юридических обязанностей. Такие ситуации возникаю в авторском праве и имущественных отношениях. В-третьих, требуется удостоверить правомерный характер сделок и иных действий, совершаемых гражданами и организациями. Например, нотариальное удостоверение акта купли-продажи земельного участка. В-четвертых, требуется защита какого-либо нарушенного субъективного права или возникает необходимость в реализации мер государственного принуждения. Наряду с указанными случаями можно выделить ситуацию, которая заключается в принятии решения о награждении гражданина за те или иные заслуги. Также если возникает необходимость принятия какого-либо решения на государственном уровне, которое имеет большое правовое значение, то, в след за этим, появляется потребность в правоприменительной деятельности. И наконец, рассматриваемый процесс может быть связан с определением момента возникновения прав или факта прекращения обязанностей. Например, в случае утраты документов.

В выше перечисленных случаях необходимо проанализировать и установить конкретные обстоятельства и правильно понять и применить соответствующую норму права.

Конкретный жизненный случай, в отношении которого осуществляется применение права, называется юридическим делом.

Во всех этих случаях применение права связано с выполнением следующих функций:)функция индивидуального или казуального регулирования, т.е. организация поведения граждан или их объединений по реализации предоставленных им законом прав и обязанностей;)охранительная, юрисдикционная функция, т.е. обеспечение защиты (охраны) прав и свобод граждан.

Отсюда вытекает две формы правоприменительного процесса: регулятивная (форма, связанная с реализацией диспозиции нормы права) и охранительная (форма, направленная на проведение в жизнь санкции нормы права).

Для раскрытия сущности исследуемого процесса необходимо рассмотреть характерные признаки применения норм права, которыми являются:)деятельность исключительно уполномоченных компетентных субъектов;)государственно-властный характер деятельности, заключающийся в категоричности выносимых решений, презумпции компетентности правоприменительного органа, в обеспеченности вынесенного предписания силой государственного принуждения;)наличие определенной последовательности стадий;)соблюдение специально установленной процессуальной формы;)связь с вынесением правоприменительного акта;)в какой-то степени представляет собой творческий процесс, поскольку предполагает значительную самостоятельность в принятии решений;)возможность правоприменительного риска;)индивидуально-правовой характер, направленность на установление конкретных правовых последствий - субъективных прав и обязанностей, мер наказания и поощрения.

Также необходимо отметить логическую сторону действий субъекта правоприменения. Она состоит в подведении случая из жизни (малая посылка) под действие общей нормы права (большая посылка) и на этой основе - в формулировании выводов по рассматриваемому делу (умозаключение).

В связи с важностью достоверности выводов по делу, правоприменительная деятельность осуществляется в соответствии с рядом требований:)законность (по отношению к юридической основе применения правовых норм), которая заключается в соблюдении материальных и процессуальных норм права. В основе выносимого решения должны лежать достоверные, истинные факты. Необходимо и соблюдение лицом, рассматривающим дело, условия подведомственности или подсудности. Нельзя забывать и о правильной юридической квалификации. Она возможна в условиях полного соответствия юридических норм фактическим обстоятельствам. Если же соответствующей нормы нет, но факты лежат в сфере правового регулирования, действует аналогия закона или права;)обоснованность (по отношению к фактической основе дела) предполагает полное и всестороннее изучение всех обстоятельств дела;)целесообразность (в достижении целей наиболее эффективного воздействия на общественные отношения), которая показывает, насколько правоприменительный акт соответствует принципу законности. Цели юридических норм, как и фактические обстоятельства, различны. И поэтому правоприменитель должен исходить из соразмерности принимаемого решения и факта, на который оно будет распространяться. Например, при совершении незначительного проступка достаточно назначить минимальное или условное наказание. А в том случае, если имеет место быть преступление опасное для общества, следует применить высшую меру наказания;)справедливость (направленность на стабилизацию общественных отношений, на обеспечение их гармонии). Закон или иной нормативно-правовой акт должен соответствовать указанному выше принципу. Ведь недаром вид деятельности, связанный с правоприменением получил название «юстиция», что с латинского означает «справедливость». В ее основе лежит собственное видение и оценка возникшей ситуации законодателя и правоприменителя, управомоченного органа или должностного лица;)оперативность, заключающаяся в рассмотрении дела за целесообразные сроки. Ценность защиты субъективных прав и борьбы против преступных деяний возрастает в случае наиболее благоприятного разрешения юридического спора;)единообразие правоприменительной практики (применение одних и тех же норм права к различным, но однотипным обстоятельства, должно быть идентичным. Правоприменительная и судебная практики не могут отличаться и противоречить друг другу. Очень важную роль в данном случае играют разъяснения пленумов Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, практика Конституционного Суда Российской Федерации);)объективность всегда предполагает бескорыстность, беспристрастность, отсутствие эмоциональности у правоприменителя при исследовании и вынесении решения по рассматриваемому делу. Правоприменитель должен «холодным умом» провести анализ фактических обстоятельств того или иного события, имеющихся доказательств и выбрать ту норму права, которая наиболее полно регулирует данную ситуацию.

2.2Структура правоприменительной деятельности и стадии применения норм права и их особенности

Правоприменительная деятельность имеет свою определенную структуру, к компонентам которой можно отнести:)субъекты процесса применения правовых норм - это круг лиц, применяющих нормы права, к которым, по разным точкам зрения, можно отнести не только государственные органы, но и граждан, негосударственные организации. Согласно действующему законодательству, правоприменяющими субъектами являются не только высшие органы государственной власти и местного самоуправления, но и судебно-прокурорские органы, органы управления, администрации предприятий и учреждений, должностные лица и общественные организации, действующие по поручению государства;)правоприменительное производство - это процесс дознания, предварительного расследования уголовных дел и т. д., а также производство из административных правоотношений, исковое производство и т. п.;)процедурную сторону рассматриваемой деятельности и ее этапы, которые характеризуются как последовательные взаимосвязанные стадии рассмотрения и разрешения компетентными государственными органами конкретного дела по установлению содержания и порядка реализации субъективных прав и обязанностей сторон правоотношения;)результативный компонент исследуемой деятельности, представляющий собой совокупность актов, имеющих поднормативный характер, регулирующих общественные отношения и определяющих права, обязанности, а также вид и меру наказания;)правообеспечительный компонент - это не что иное, как юридическая процессуальная ответственность. В большинстве случаев, для субъекта, применяющего право, данный вид ответственности представляет угрозу отмены решения за неквалифицированную работу, издержки в оценке обстоятельств дела и т. д., т. е. в случаях нарушения процессуальных норм.

Теперь подробнее рассмотрим этапы правоприменительного процесса.

В литературе, посвященной правоведению, существует несколько точек зрения по поводу стадий применения норм права. Авторы различных учебников выделяют от трех до девяти этапов правоприменительного процесса. Рассмотрим одну из точек зрения, касающуюся данного вопроса.

Приверженцы наиболее распространенной точки зрения выделяют три стадии правоприменительного процесса:)установление фактических обстоятельств, на которые рассчитана правовая норма;)выбор (отыскание) правовой нормы, подлежащей применению к данным фактическим обстоятельствам;)вынесение решения компетентным органом и доведение его до исполнителей.

Первые две стадии можно охарактеризовать как подготовительные, а третью назвать заключительной, основной, на которой принимается акт применения права.

Остановимся более подробно на приведенной точке зрения и раскроем каждую из стадий.

Первая стадия применения права начинается с установления фактических обстоятельств, круг которых широк. Если мы рассмотрим какое-либо преступления, то к таким фактам нужно отнести лицо, совершившее противоправное деяние, время, место, способ совершения, последствия преступления, характер вины (умысел или неосторожность) и иные обстоятельства. А для того, чтобы проанализировать гражданско-правовой спор, необходимо установить обстоятельства заключения сделки и ее содержание, действия, направленные на ее исполнение, взаимные претензии сторон другие факты. Так как фактические обстоятельства были совершены в прошлом, правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Поэтому для подтверждения каких-либо фактов необходимы доказательства - материальные и нематериальные следы прошлого, которые были зафиксированы в документах (показаниях свидетелей, протоколах осмотра места происшествия, заключениях экспертов и т.д.). Эти документы составляют основное содержание материалов юридического дела и отражают юридически значимую фактическую ситуацию.

Сбор доказательств представляет собой процесс, который в зависимости от отрасли применения права может быть разным по уровню сложности. Так, в уголовном процессе сбор доказательств является более сложным процессом, поскольку необходимо предварительное следствие по уголовному делу. В гражданском же праве в большинстве случаев достаточно предоставить заинтересованным лицом необходимый пакет документов. Например, гражданин, который имеет право на пенсию, обязан представить в уполномоченную на то комиссию документы, подтверждающие его право: о возрасте, стаже работы, заработной плате и другие.

В основе российской правовой доктрины лежит теория свободы доказательств и их оценки. В соответствии с ней количество доказательств, их качество, т.е. способность иметь отношение к решению по рассматриваемому делу не регламентируются, также как и их оценки. В качестве примера можно привести Арбитражный Процессуальный Кодекс Российской Федерации. Согласно статье 64 («Доказательства»), "Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражение лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела".

Но, несмотря на указанную теорию, существуют процессуальные требования, предъявляемые к доказательствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства по делу. К таким требованиям относятся относимость, допустимость и полнота.

Рассмотрим и раскроем каждое из них.

Требование относимости - это не что иное, как принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для рассматриваемого дела, т. е. способствуют установлению именно тех фактических обстоятельств, с которыми применяемая норма права связывает наступление юридических последствий (прав, обязанностей, юридической ответственности). Например, в соответствии со статьей 56 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.

Второе требование - это допустимость, в связи с которым должны использоваться только те доказательства, которые определены процессуальными законами. Например, не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности (статья 74 Уголовно-Процессуального Кодекса Российской Федерации), для установления причин смерти и характера телесных повреждений обязательно проведение экспертизы (пункт 1 статьи 79 Уголовно-Процессуального Кодекса Российской Федерации).

Наконец третье требование - это полнота доказательств, которая заключается в установлении всех фактических обстоятельств, имеющих значение для рассматриваемого дела. Следовательно, их неполнота является основанием к отмене или изменению решения суда (пункт 1 статьи 306 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации), приговора (пункт 1 статьи 342, 343 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации).

Вторая стадия рассматриваемого процесса заключается в поиске нормы права, которая охватывает, регулирует исследуемые обстоятельства и правоотношения. В то же время лицо, применяющее правовые нормы, берет на себя большую ответственность, поскольку от его выбора зависит правильность правоприменительного процесса в целом. Как же происходит поиск нужной нормы права? Этот процесс осуществляется путем сравнения фактических обстоятельств жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. Значит, для правильной юридической квалификации фактов, установленных на первой стадии, следует выбрать норму, прямо рассчитанную на эти факты. К сожалению, на практике в ряде случаев возникают трудности в рассматриваемом процессе. В чем же они выражаются?

Основная трудность заключается в том, что далеко не всегда подлежит применению норма, гипотеза которой охватывает фактическую ситуацию. Также в процессе отыскания нормы, ее анализа, интерпретации можно столкнуться с таким явлением как коллизии правовых норм (противоречия), пробелы (отсутствие норм права для какого-либо обстоятельства). Для устранения сомнений необходимо провести анализ выбранной нормы, установить действие содержащего эту норму закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. Например, определяя действие закона во времени, надо соблюдать следующие правила:)«Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет» (часть 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации);)«Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют» (статья 57 Конституции Российской Федерации);)«Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом» (часть 1 статьи 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации) и т. д.

Юридическая квалификация играет важную роль для правоприменителя, так как его облегчает работу по уяснению круга подлежащих установлению фактов. Необходимо выяснять не любые факты рассматриваемого дела, а только те, которые предусмотрены в гипотезе выбранной нормы. Существует типичная ошибка в данной ситуации, а именно когда начинают «подгонять» факты под гипотезу избранной правовой нормы. В юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств нередко приводит к изменению юридической квалификации.

При анализе, толковании выбранной нормы права необходимо обращение к официальному тексту соответствующего нормативно-правового акта, ознакомление с возможными дополнениями и изменениями его первоначальной редакции, а также с официальными разъяснениями смысла и содержания применяемой нормы. Анализ закона необходим также для принятия правильного юридического решения, которое должно отвечать требованиям диспозиции (санкции) применяемой нормы.

И наконец, третья стадия правоприменения - это процесс принятия решения и вынесение правоприменительного акта. Именно на этой стадии решается судьба рассматриваемого дела, и от того, к каким выводам придут уполномоченный на то органы, зависит дальнейшее развитие правоотношений. Существуют случаи, когда законодатель дает субъекту, применяющему право, возможность для выбора. Например, в ряде норм права санкция позволяет разные варианты решения дела. Так, статья 293 Уголовного Кодекса Российской Федерации ("Халатность") говорит о том, что наказание за указанное преступление может быть наложено или в виде штрафа, или привлечения к обязательным работам либо к исправительным работам, или путем ареста на срок до трех месяцев.

Вынесение решения по делу необходимо рассматривать в двух аспектах.

В-первых, это умственная деятельность, заключающаяся в оценке собранных доказательств и установлении на их основе действительных событий происшедшего, в окончательной юридической квалификации и в определении для сторон или виновного юридических последствий - прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного.

Во-вторых, решение по делу представляет собой документ - акт применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по разрешению юридического дела, официально фиксируются юридические последствия для конкретных лиц.

Правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового регулирования. Юридические нормы и возникающие на их основе субъективные права и юридические обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения, однако последняя реализуется именно по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти решения могут быть исполнены в принудительном порядке.

Возможность принудительного исполнения актов применения права обусловливает их особенности и предъявляемые к ним требования обоснованности и законности.

Ранее упоминалась структура правоприменительной деятельности, к одному из компонентов которой относятся субъекты процесса, связанного с применением норм права. Учитывая этот элемент, можно выделить несколько типов исследуемой деятельности.

Начнем, пожалуй, с судебного типа правоприменительного процесса. В данном случае, субъектом применения является суд. Этот орган не находится ни в служебных, ни в организационных отношениях с субъектами, по отношению к которым выносятся вердикты и лично в содержании решения не заинтересован. Функция суда заключается в рассмотрении конкретного юридического дела в соответствии с подсудностью и материалами, устанавливающими фактические обстоятельства того или иного случая.

Далее следует рассмотреть административный тип правоприменительной деятельности. Как и в вышеописанном случае, субъект не связан служебными или организационными отношениям с тем, в отношении кого выносится решение. Лицом, для которого принимается вердикт, может быть гражданин, организация, учреждение и т.д. Характерной чертой этого типа правоприменения является установление законом и ведомственными нормативно-правовыми актами жесткой процедуры. В качестве примера можно привести штрафные санкции в случае утери гражданином паспорта.

И наконец, управленческий тип правоприменительного процесса. В этом же случае субъект находится в служебной либо организационной взаимосвязи с адресатами вердикта и имеет личную заинтересованность в принятии решения по конкретному юридическому делу, которая вытекает из его служебного положения и обязанностей. Здесь имеет место быть ситуация, связанная с премированием работника или объявлением взыскания за дисциплинарный проступок.


2.3 Правоприменение при пробелах в праве. Аналогия закона и аналогия права

реализация норма правоприменительный

Осуществляя правоприменительную деятельность, можно столкнуться со сложностями, которые заключается в-первых, в наличии фактических отношений, требующих правового регулирования, а во-вторых, в отсутствии юридической нормы, на основе которой такое решение можно вынести. Чтобы понять, каким же образом применять нормы права в таких условиях необходимо обратиться к понятию и сущности пробела в праве. По мнению Власенко Н.А. пробел в праве представляет собой «отсутствие соответствующей юридической нормы, которая должна быть применена к данной фактической ситуации». В качестве примера можно указать ситуацию, когда возникают те или иные отношения, находящиеся в сфере правового регулирования, но нормы права, под которую они подпадали бы, нет.

Почему же возникают пробелы в праве? Чтобы это выяснить, необходимо рассмотреть причины указанного выше явления, которые можно подразделить на объективные и субъективные. Под объективными, прежде всего, понимают те, которые не зависят ни от сознания, ни от воли людей, например, отставание законодательного процесса от развития социально-экономических отношений. В свою очередь, субъективные причины заключаются в недостатках законотворческой работы, например, отсутствие у работника законодательного органа квалификации.

Пробелы в праве подразделяются на первоначальные и последующие. Если рассматривать первую категорию, то можно в качестве примера привести следующую ситуацию. В условиях реформирования какой-либо сферы общества фактические обстоятельства, подпадающие под правовое регулирование, могут претерпеть изменения. Законодатель же не в состоянии вносить коррективы в действующие нормативно-правовые акты «немедленно». По своему характеру первоначальные пробелы можно подразделить на объективные и субъективные. Отличительной чертой рассматриваемого явления является то, что оно возникает вместе с законом или другим нормативно-правовым актом. Что касается последующих пробелов, то их можно определить как «факт изменения фактических ситуаций, нередко их развитие, которое предполагает принятие нормоустановителем следующего нормативного правового акта либо нормы».

Чтобы эффективно выйти из данной ситуации, пробел нужно или устранить, или преодолеть, оставаясь в действующей системе права. Ликвидировать его может только правотворческий орган. Преодоление пробелов является сложным правоприменительным действием, регламентированным аналогией закона и аналогией права.

При возникновении подобной ситуации во время вынесения вердикта необходимо руководствоваться правилом «приоритета норм в случае пробела», которое представляет собой следующую иерархию:

а) обычай делового оборота;

б) соглашения сторон;

в) аналогия закона - сходная норма;

г) аналогия права - принципы права, его общие идеи.

Аналогия закона или субсидиарное правоприменение применяется тогда, когда нет нормы права, прямо регулирующей те или иные отношения. Она может быть "заимствована" из сходной отрасли.

Аналогия права - это способ преодоления пробелов. В данном случае необходимо учитывать важное условие, заключающееся в правильной аргументации, квалификации, сопоставлении фактов и принципов права отраслевых, межотраслевые или общих (пункт 2 статьи 6 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Аналогия применяется не во всех случаях, а только в тогда, когда рассматриваются гражданские и арбитражные дела.

2.4Правоприменение в случаях коллизий правовых норм

Ученые-теоретики под коллизией в праве понимают, прежде всего, «различие или противоречие между юридическими нормами, претендующими на регулирование одной и той же фактической ситуации».

Различается и степень коллизий между нормами права: от взаимоисключающих правовых норм (например, одна дозволяет, а другая запрещает) до небольших расхождений в санкциях. По видам правовые коллизии можно разделить на абстрактные, т. е. нормативные и на реальные - правоприменительные. Под первым видом понимают столкновение двух или более формально действующих нормативно-правовых актов, изданных по одному и тому же вопросу.

Реальная коллизия - это противоречие юридических норм, предполагающих разные решения одного и того же вопроса.

К иным видам коллизий относятся:)темпоральные, т.е. противоречия между нормами права, принятыми в разное время, но по одному и тому же вопросу;)пространственные или территориальные коллизии - это столкновение норм права в пространстве, регулирующих одно фактическое отношение;)иерархические или субординационные коллизии представляют собой противоречия между нормами разной юридической силы;

d) содержательные коллизии - это не что иное, как столкновение между правовыми нормами одинаковой юридической силы: общей, специальной и исключительной.

Правоведы выделяют объективные и субъективные причины коллизий. Что касается первых, то они вызваны развитием фактических отношений, множественностью правотворческих органов и т.п. В свою очередь, к субъективным причинам можно отнести неквалифицированную деятельность законодательного органа власти.

Нельзя забывать и про коллизию как способ правового регулирования, т.е. про конкуренцию юридических норм, роль которой заключается в более правильной квалификации преступления и, соответственно, назначении соразмерного наказания.

Изучив понятие и сущность такого явления, как коллизия права, возникает вопрос: как поступать правоприменителю в подобных ситуациях? В первую очередь противоречия можно устранить или преодолеть. Устранить коллизии могут те органы, которые приняли данные нормы права.

Преодолеть столкновения правовых норм можно с помощью известных еще с Древнего Рима правил:)темпоральное правило, заключающееся в том, что последующая норма права по одному и тому же вопросу отменяет действие предыдущей;)пространственные правила;)правовая норма высшей юридической силы имеет преимущество над нормой, стоящей на иерархической лестнице ниже, т.е. меньшей юридической силы;)специальное или исключительное правило имеет преимущество перед общим.

Итак, подводя итог второй главе, следует сказать, что правоприменительный процесс, представляющий собой государственно-властную деятельность, осуществляемую по конкретным индивидуальным делам и завершаемую вынесением вердикта уполномоченным на то органом государственной власти, играет очень важную роль в жизни общества. Согласно Конституции Российской Федерации, наше государство является правовым, но на практике его таковым называть еще рано. Поэтому сегодня, особенно для России, очень важно тщательно, правильно и эффективно осуществлять правоприменительную деятельность. Поскольку в правовом государстве права и свобода человека и гражданина имеют «высшую ценность», они являются основой для юридических актов органов власти, местного самоуправления или должностных лиц. Применяя нормы права, государственно-властные органы обеспечивают установление законности и правопорядка в обществе, защиту и обеспечение прав и свобод личности, что, в свою очередь, стабилизирует функционирование и развитие гражданского общества и правового государства.

Глава 3. Акты применения права и их основные особенности

.1Понятие акта применения нормы права и его характерные черты

По мнению правоведа-теоретика, акты применения норм права - это не что иное, как «официальные предписания государственных органов и должностных лиц, которые выносятся ими в результате правоприменительной деятельности в отношении индивидуально-конкретных лиц и определяют особенности их правового положения, разрешают по существу спор о праве, указывают на вид и меру неблагоприятных последствий за совершение правонарушения. Актам применения норм права присуща роль юридического факта по своему значению правопорождающего, правоизменяющего, правопрекращающего характера. В целом они обеспечивают поднормативное регулирование общественных отношений».

Как и каждое явление, правоприменительные акты имеют свои характерные признаки, которые заключаются в следующем:

) индивидуально-определённый характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поимённо (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом). Этим они отличаются от нормативных актов, имеющих безличную (неперсонифицированную) природу;

) являются властными и обязательными для исполнения, так как исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия). За неисполнение таких актов могут последовать санкции;

) не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение заключается не в создании, а в применении нормы права;

) выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, на кого она направлена; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;

) исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;

) обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идёт о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

К функциям, которые выполняют правоприменительные акты, относятся:

а) конкретизация, адаптация нормы права к конкретной жизненной ситуации;

б) играют роль юридического факта;

в) обеспечение свойства права, заключающегося в возможности государственного принуждения;

г) реализация субъективных юридических прав в случаях возникновения препятствий для их осуществления. Например, арбитражный суд принуждает лицо вернуть вещь законному владельцу.

Нельзя забывать и то, что далеко не все официальные документы можно отнести к группе правоприменительных актов (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платёжные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), поскольку они не отвечают указанным выше критериям. Подобные «бумаги» выступают в качестве технико-операционных средств служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.

Правоприменительный акт (например, приговор суда) должен отвечать требованиям, предъявляемым к нему. В-первых, он должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.). Во-вторых, важно наличие определённой внутренней структуры: описательной части, мотивировочной и резолютивной, в которой излагается само решение. Указанные выше требования играют важную роль в правоприменительном процессе, поскольку без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

От правоприменительных актов следует отличать нормативно-правовые акты. Часто возникает такая ситуация, когда их смешивают. Действительно, они обладают общими чертами, к которым мы можем отнести:)категоричный и властный характер, который поддерживается силой государственного принуждения;)издание уполномоченными на то лицами;)наличие четкой структуры и атрибутики, при нарушении требований которой акты становятся недействительными;)регулирование общественных отношений;)направленность на обеспечение правопорядка, укрепление законности и т.д.

Но в то же время между нормативно-правовым актом и актом применения норм права есть существенные различия, для выявления которых необходимо понять, что же такое нормативно-правовой акт.

По мнению Радько Т.Н., нормативно-правовой акт - это не что иное как «официальный документ, принятый уполномоченным лицом (субъектом) в строго определенной форме и содержащий в себе нормативные предписания (в первую очередь норму права)». Кроме того, он является основой для создания акта применения норм права. Примерами нормативного акта выступают Конституция <garantF1://10003000.0> Российской Федерации, Уголовный Кодекс Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской Федерации, Таможенный Кодекс Российской Федерации и иные. Следует учесть, что характерными чертами нормативно-правового акта являются: общеобязательный характер, многократность применения и не ограниченность по времени действия.

Теперь рассмотрим отличия между нормативно-правовым актом и актом применения норм права на конкретном примере. В качестве первого возьмем Конституцию Российской Федерации, а в качестве второго - акт, в котором применена статья 12.9 Кодекса об Административных Правонарушениях Российской Федерации, как это было указано в примере в предыдущей главе. Что касается Основного закона страны, то он имеет высшую юридическую силу на всей территории страны, и каждый должен все время, неоднократно ее соблюдать. Мы в данном случае видим такие характерные черты нормативно-правового акта, как общеобязательный характер, многократность применения, не ограниченность по времени действия. В свою очередь, второй вид акта принимается по отношению к конкретному лицу, совершившему противоправное деяние, и действует до момента исполнения вынесенного решения, т.е. характеризуется ограниченностью во времени и однократностью применения и носит индивидуальный характер.

3.2Виды правоприменительных актов

В зависимости от критериев, правоприменительные акты подразделяются на различные виды.

Первая классификация различает акты правоприменения по субъектам, издающих их: акты государственных органов, акты муниципальных органов и акты, издаваемые субъектами управления различных организаций.

Второй критерий, отличающий одни разновидности актов от других, представляет собой характер правового воздействия:)регулятивные - акты, направленные на реализацию предписаний, содержащихся в нормах права и связанные с осуществлением субъектами правоотношений своих прав и обязанностей (например, приказ о назначении на должность);)охранительные - акты, издаваемые в связи с совершением какого-либо правонарушения или с целью предотвращения возможных противоправных деяний; рассматриваемые акты направлены на охрану правопорядка (постановление о привлечении в качестве обвиняемого);)правонаделительные.

Помимо указанных критериев, правоприменительные акты различаются по юридической природе: основные (акты, содержащие приговор суда) и вспомогательные (акты, которые подготавливают принятие основных актов).

Также акты правоприменения можно разделить по отраслевому признаку: административные акты, уголовно-правовые акты и т.д.

На основе классификации по характеру, содержащегося в актах решения, можно выделить следующие акты:)обязывающие - это акты, которые устанавливают обязанности субъектов тех или иных правоотношений (решение суда об уплате штрафа);)управомочивающие - это вид актов, которые устанавливают субъективные права субъектов каких-либо правоотношений (приказ о повышении заработной платы).

Акты применения права, помимо выше перечисленных критериев, классифицируются по наименованию: указы, приказы, постановления, решения, приговоры, распоряжения и т. д.

Нельзя не учесть и различие, заключающееся в характере юридических последствий, благодаря которому акты подразделяются на правоконстатирующие, правоизменяющие и правопрекращающие.

И наконец, рассмотрим последние в данной работе виды правоприменительных актов, классифицируемые по форме выражения: акты - документы и акты - действия.

Итак, подводя итог заключительной главы, считаю необходимым указать, что правоприменительные акты, т.е. акты, содержащие индивидуальное решение, вынесенное уполномоченным на то органом по конкретному юридическому делу и обеспечиваемые мерами государственных гарантий и санкций, представляют собой ценность и важность в исследуемой деятельности, поскольку они способствуют правовому регулированию общественных отношений, решению социальных, экономических и иных задач.

Заключение

Деятельность по применению норм права осуществляется уже на протяжении многих столетий. Существующие на сегодняшний день юридические предписания - это результат опыта многих поколений.

Процесс реализации норм права очень важен и значим для жизни общества, поскольку позволяет воплощать права, свободы и обязанности человека и гражданина, тем самым способствуя формированию правового государства. Поэтому необходимо правильно и эффективно проводить в жизнь требования норм права.

Одной из форм реализации норм права является процесс правоприменения. Применение юридических предписаний представляет собой важный процесс для общества, осуществляемый в тех случаях, когда иные формы не в состоянии обеспечить проведение в жизнь правовых норм и необходимо вмешательство уполномоченных на то органов.

Применение норм права - это государственно-властная деятельность, осуществляемая по конкретным индивидуальным делам и завершаемая вынесением вердикта уполномоченным на то органом государственной власти. Согласно Конституции Российской Федерации, наше государство является правовым, но на практике его таковым называть еще рано. Поэтому сегодня, особенно для России, очень важно тщательно, правильно и эффективно осуществлять правоприменительную деятельность. Поскольку в правовом государстве права и свобода человека и гражданина имеют «высшую ценность», они являются основой для юридических актов органов власти, местного самоуправления или должностных лиц. Применяя нормы права, государственно-властные органы обеспечивают установление законности и правопорядка в обществе, защиту и обеспечение прав и свобод личности, что, в свою очередь, стабилизирует функционирование и развитие гражданского общества и правового государства.

Особую ценность и важность в исследуемой деятельности представляют акты применения норм права, поскольку они способствуют правовому регулированию общественных отношений, решению социальных, экономических и иных задач. Правоприменительные акты - это акты, содержащие индивидуальное решение, вынесенное уполномоченным на то органом по конкретному юридическому делу и обеспечиваемые мерами государственных гарантий и санкций. От правоприменительных актов следует отличать нормативно-правовые акты, которые представляют собой официальный документ, принятый уполномоченным лицом (субъектом) в строго определенной форме и содержащий в себе нормативные предписания (в первую очередь норму права) общеобязательного характера. Кроме того, он является основой для создания акта применения норм права.

Задачи, поставленные в данной курсовой работе, решены, то есть, изучены основные понятия, относящиеся к правоприменению, определен круг субъектов, применяющих право, охарактеризованы основные условия правильного применения права органами государства, рассмотрены специфические особенности каждой стадии правоприменения и определены требования законности, предъявляемые к деятельности органов государства на каждом из этапов, определено, как происходит правоприменение в условиях возникновения пробелов и коллизий норм права, раскрыты основные черты, характеризующие акты применения права и выявлены их отличие от нормативных актов.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

.Конституция Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009. - № 4. - ст. 445

.Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - ст. 3301

.Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 29.01.1996. - № 5. - ст. 410

.Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - ст. 2954

.Кодекс Российской Федерации об Административных Правонарушениях от30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - ст. 1

.Арбитражный Процессуальный Кодекс Российской Федерации от 24. 07. 2002 № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 29.07.2002. - № 30. - ст. 3012

.Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 18.11.2002. - № 46. - ст. 4532

Учебная литература

.Борисов, Г.А. Теория государства и права: учебник / Г.А. Борисов. - Белгород: БелГУ, 2007. - 292 с.

.Бошно, С.В. Теория права и государства: электронное учебное пособие / С.В. Бошно. - М., 2007. - 400 с.

.Власенко, Н.А. Теория государства и права: учебное пособие / Н.А. Власенко. - М.: Проспект, 2011. - 416 с.

.Григорьева, И.В. Теория государства и права: учебное пособие / И.В. Григорьева. - Тамбов: ТГТУ, 2009. - 304 с.

.Иванов, А.А. Теория государства и права / А.А. Иванов, В.П. Иванов. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 303 с.

.Малахов, В.П. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. - 159 с.

.Малько, А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие / А.В. Малько. - М.: Проспект, 2010. - 144 с.

.Мелехин, А.В. Теория государства и права: учебник / А.В. Мелехин. - М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. - 633 с.

.Радько, Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное Пособие / Т.Н. Радько. - М.: Проспект, 2011. - 135 с.

.Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: учебник / В.Н. Хропанюк. - М.: Омега-Л, 2008. - 336 с.

19.Цыганов, В.И. Теория государства и права: тезисы лекций / В.И. Цыганов. - Нижний Новгород, 2007. - 142 с.

.Чепурнова, Н.М. Теория государства и права: учебное пособие / Н.М. Чепурнова, А.В. Серегин. - М.: ЕАОИ, 2007. - 465 с.

.Шевчук, Д.А. Теория государства и права: конспект лекций / Д.А. Шевчук. - М.: Эксмо, 2009. - 299с.

22.Якушев, А.В. Теория государства и права: конспект лекций / А.В. Якушев. - М.: А-Приор, 2007. - 192 с.

.Краткий курс по теории государства и права: учебное пособие. - М.: Окей-книга, 2011. - 139 с.

.Чаусская О. А. Применение норм гражданского права: вопросы теории и практики: диссертация … кандидата юридических наук / О. А. Чаусская; Саратовская государственная академия права. - Саратов, 2002. - 206 с.

25.Захаров А.А. Применение права: системно-функциональный анализ: общетеоретическое исследование: автореферат диссертации … кандидата юридических наук / А.А. Захаров; Российский университет кооперации. - Мытищи, 2010. - 26 с.

Похожие работы на - Роль и содержание правоприменительной деятельности в условиях реформирования российской правовой системы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!