Юридическая социализация личности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,74 Кб
  • Опубликовано:
    2017-09-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Юридическая социализация личности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Краевое государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Красноярский юридический техникум»








КУРСОВАЯ РАБОТА

Юридическая социализация личности












г.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие демократических отношений, построение правового государства в Российской Федерации нуждается в формировании социально-активной личности с высоким уровнем правового сознания и юридической культуры и признания права основным регулятором общественных отношений.

Современное развитие теории государства и права дает возможность утверждать, что право не ограничивается ролью нормативного регулятора, а активно влияет на социальную сферу, побуждая социальные группы, общество в целом к определенным формам поведения и к взаимодействию друг с другом, вызывая у них определенные связки с обществом. Тем самым право обеспечивает включение личности и групп в единую систему социальной организации. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость исследования не только основной функции права - регуляцию общественных отношений, но и такую его специфическую функцию, как юридическая социализация. юридический социализация правовой нигилизм

Учитывая несомненную принадлежность категории социализации к сфере социологии, исследователи достаточно часто игнорируют юридический элемент данного феномена. Вместе и тем, исследование юридического аспекта социализации является теоретической почвой для решения таких задач, как повышение эффективности права, преодоления правового нигилизма, уменьшения проявлений деликвентного поведения и тому подобное.

История становления понятия «юридическая социализация личности рассматривалась в работах как зарубежных, так и отечественных ученых, среди которых: С.В. Боботов, Ю.В. Галинайтите, И.О. Глазирин, Ю.И. Гревцов, С.М. Жевакин, И.С. Кон, В.П. Казимирчук, В.М. Кудрявцев, Н.П. Лукашевич, В.В. Москаленко, Е.В. Назаренко, В.М. Сырых, В.А. Чефранов, Ю.В. Чуфаровский, В.А. Щегорцев, В.О. Ядов и другие.

Цель работы заключается в комплексном исследовании явления юридической социализации личности.

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

раскрыть понятие юридической социализации;

проанализировать механизм и стадии юридической социализации личности;

выявить основные средства и способы влияния на процесс юридической социализации личности;

раскрыть процесс правосознание как результат юридической социализации личности;

выявить социальное действие права на социализацию личности;

проанализировать юридической нигилизм, выявить пути преодоления нигилизма в процессе юридической социализации личности.

Поставленные цели и задачи исследования, обусловили структуру работы. Данная работа состоит из введения, трех глав поделенных на параграфы, заключения и библиографии.


Глава 1. Юридическая социализация как объект теоретического исследования

.1 Понятие юридической социализации

«Социализация - это процесс в ходе которого происходит усвоения личностью стандартов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе».

Можно сказать, что процесс социализации личности, это так называемы процесс поэтапного включения личностью в социальную жизнь общества.

Следствием такого влияния в социальную жизнь общества является процесс становления личности. Данный процесс занимает установленное представление об разносторонних отношениях общественного характера.

Под юридической социализация же следует понимать процесс замены правомерного поведения в следствии, принуждения правомерным поведением, которое обусловлено особенностями личности.

Можно говорить о том, что основные цели юридической социализации достигнуты только лишь тогда, когда личность достигает такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должны вести себя в качестве членов данного общества .

Цели социализации достигнуты когда личность желают делать то, что необходимо обществу.

Право, как одно из средств юридической социализации на процессы становления личности, по средствам ориентирования личности в разнообразной социальной действительности.

Юридическая социализация в первую очередь достигается по средствам оптимизации таких фактов, как:

юридическая урегулированность отношений тесно связанных с жизнью общества,

способов воздействий правового характера на личность,

установление соответствующего и разрешаемого поведения личности,

всевозможные запреты и ограничения.

Юридическая социализация - это процесс введения личности в систему правоотношений данного общества на основе усвоения всей юридической культуры общества.

Под юридической культурой следует понимать элемент культуры всего общества в целом и юридической культуре отдельно рассматриваемой личности.

По мнению одних ученых, юридическая культура включает в себя следующие основные составляющие ее элементы:

право,

правосознание,

отношения правового характера,

законность и правопорядок,

правомерная деятельность личности.

По мнению других же теоретиков возможно выделение иных структурных элементов правовой культуры личности:

право, т.е. систему норм, которые выражают государственные дозволения и запреты;

правоотношения как систему общественных отношений, урегулированных нормами права;

систему государственных органов и упреждений, которые обеспечивают правоприменение и правореализацию;

правосознание;

правовое поведение, т.е. систему практической деятельности по исполнению и применению права.

Основными качественными критериями достаточного уровня развития личности является его правовая культура. Которая в свою очередь проявляется через:

в подготовленности личности к процессу восприятия ном права,

в способностях личности к пользованию нормами права,

в оценке личных знаний личность норм права.

Стоит отметить тот факт, что в процессе социализации личность постигает не только нормы права, но и все элементы правовой системы, в том числе и основные юридические понятия.

Следовательно, основой юридической социализацию являются такие процессы, как:

освоение юридических норм и отнесения себя к определенному взгляду на указанные нормы;

анализ непосредственной реализации норм права в юридической практике, а также формирование определенного сложившегося отношения к правовым институтам и учреждениям;

освоение правовой идеологии как системного, научно обоснованного отражения юридической действительности в идеях, понятиях, принципах.

Традиционный подход к освоению норма права в ходе социализации предполагает тот факт, что личность:

знает нормы права;

формирует собственное отношение к ним;

следует той или иной модели поведения.

Поведение личности в той, или иной ситуации, как деликатное, так и правомерное может осуществляться не на основе знания права, а на основе усвоения юридической нормы из юридической практики применения нормы, ее практически действенного осуществления .

Сегодня исследователи выделяют следующие основные виды юридической социализации личности:

социализацию с помощью научения,

социализацию посредством передачи опыта,

«символическую социализацию».

Социализация личности способом «научения» подразумевается в приобретении индивидом элементарных правовых навыков, формирование определенных знаний и умений, усвоении соответствующих норм поведения в обществе.

Социализация личности по средством освоения опыте происходит в процессе осмысления ошибок как чужих, так и собственных.

Символическая социализация в первую очередь опирается на собственных абстрактных представлениях индивида о праве, государстве, стране, нации.

Начальным этапов в процессе социализации личности служит, освоение еще в раннем детстве ребенком следующего:

норм социального поведения в обществе,

норм общения и взаимодействия людей в обществе,

социальных и нравственных запретов и требований.

В более старшем возрасте процесс юридической социализации принимает более отчетливые формы. Данный процесс происходит тогда, когда уже взрослый человек становится полноценным участником общественных правоотношений и сталкивается с необходимостью:

самостоятельно отстаивать свои права и интересы,

цивилизованно вступать во взаимоотношения с другими членами общества,

выполнять свои обязанности перед обществом и государством.

Следовательно, можно говорить о том, что в процессе юридической социализации происходит интеграция личности в широкий социальный контекст.

Но не стоит забывать о том, что в процессе правовой социализации также могут возникнуть и искажения, так сказать деформации.

Они приводят впоследствии к появлению у личности девиантных наклонностей, правового нигилизма, асоциального и антигосударственного поведения.

Следовательно, под юридической социализацией следует понимать процесс постижения индивидом стандартов нормативного, правомерного поведения.

Юридическая социализация воплощаться в действительность в русле общей социализации, но имеет свои специфические черты и особенности.

Она имеет исторически обусловленный характер.

Правовая социализация заключается в усвоении личностью правовых норм и правил социального существования в обществе.

.2 Механизм и стадии юридической социализации личности

На современно этапе развития юридическая социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.

Социализация как процесс включает в себе социальное формирование и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия личности со средой обитания, адаптации к ней с учетом особенностей личности.

Как условие под социализацией как условием следует понимать наличие того социума, который необходим индивида для естественного социального развития как личности.

Как проявление под социализацией стоит понимать социальную реакцию личности с учетом его возрастных особенностей и характера его социального развития в системе установленных отношений общественного характера.

Юридическая социализация личности служит, прежде всего, основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников .

Но сегодняшний день выделяют несколько механизмов юридической социализации личности.

На наш взгляд в первую очередь стоит начать с характеристики социально-психологических механизмов юридической социализации личности.

К ним, прежде всего, относят:

процесс идентификации - это механизм отождествления личности с некоторыми людьми или же группами, который позволяет постигать всевозможные социально принятые и одобренные образцы и нормы поведения человека в обществе, которые свойственны окружающим людям;

процесс подражания - это механизм сознательного или бессознательного воспроизведения личностью модели поведения, опыта других людей, в частности, манер, движений, поступков и т.п.;

процесс внушения - это механизм воздействия на поведение и психику человека, предполагающий некритическое восприятие им особенностей и специфики воспринимаемой информации;

процесс фасилитации - это механизм, который оказывает стимулирующее влияние в поведении одних людей на деятельность других, в результате чего совместная человеческая деятельность протекает свободнее и интенсивнее;

процесс конформности - это механизм осознания наличия расхождений во мнениях личности с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, которое реализуется и проявляется в поведении.

На наш взгляд, необходимо привести классификацию механизмов юридической социализации известного американского социолога, один из прародителей экономической социологии Нейла Смелзера. В своих трудах он заострял внимание на таких механизмах социализации как:

стадия подражания и копирования. В ходе продолжительности всей указанной стадии ребенок неосознанно проявляет формы поведения родителей или других окружающих его взрослых людей;

игровая стадия. В ходе данной стадии ребенок не только подражает и копирует взрослых, он уже осознает свое поведение как исполнение определенной значимой роли;

стадия игр. На данной стадии ребенок осваивает процесс понимания и учится узнавать, чего ему ждать от того или иного лица.

Социализация каждого человека осуществляется с помощью всех этих механизмов. Но роль каждого из этих механизмов, их удельный вес в осуществлении процесса социализации различен. Так, решающая роль на первых стадиях социализации принадлежит традиционному механизму социализации, в то время как в подростковом возрасте на первый план выходит институциональный механизм социализации.


Глава 2. Юридическая социализация как процесс формирования и развития правового сознания личности

.1 Основные средства и способы влияния на процесс юридической социализации личности

Из анализа литературы по данному вопросу можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день существует огромное количество различных средств и способов влияния на процесс юридической социализации личности. Мы же остановимся на самых значимых, на наш взгляд из них.

Под правовым воспитанием, как средством социализации стоит понимать составной элемент общегражданского воспитания. Правое воспитания это своеобразная целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по воспитанию высокого правосознания и юридической культуры личности .

В понятие правового воспитания также включены такие процессы как получение и распространение знаний о нормах права, иных правовых явлениях, усвоение правовых ценностей, идеалов.

Целя правового воспитания личности служат:

1.формирование у личности здравого чувства норм права, прогрессивного правового мировоззрения;

2.подготовка личности к активному участию в жизни общества, знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми дозволенными законом способами.

В данном случае, под правовым воспитание понимается процесс воспитании личности, остро реагирующей на факты несправедливости и произвола, уважающей закон и порядок, противодействующей правонарушениям, правовому нигилизму.

Правоведы и социологи выделяют следующие основные формы правового воспитания :

1.Правовая пропаганда. Она осуществляется непосредственно с помощью проведения всевозможных лекций, бесед, консультаций, также путем издания популярных книг, брошюр, посредством проведения собраний, выступлений в печати, по радио и телевидению;

2.Правовое обучение. Оно осуществляется в основном по средствам обучения профессиональным знаниям в учебных заведениях разного типа, преподавания основ права на различных курсах;

.Юридическая практика. Здесь стоит уделить внимание повседневному опыту личности;

.Самообразование (собственное постижение и осмысление правовых явлений, окружающей юридической действительности, самостоятельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими).

К основным методам правового воспитания относят:

1.убеждение,

2.принуждение,

3.наказание,

4.поощрение,

5.потенциальная угроза применения санкций,

6.профилактика, предупреждение и

7.иные способы и приемы воздействия на сознание и поведение личности.

Применение тех или иных методов зависит в основном от конкретных сложившихся обстоятельств.

Процессе правового воспитания, прежде всего, направлен на формирование у каждого человека правильного, адекватного понимание роли норм права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право - свое и чужое.

Правовое обучение является одной из разновидностью правового воспитания личности и также относится к средствам и способам формирования юридической социализации личности.

Под правовым обучением необходимо понимать процесс передачи, накопления и усвоения профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основ права на различных курсах, сборах и т.д.

В отличие от правового воспитания, правовое обучение имеет цель информационно-ознакомительного воздействия на человека, а правовое воспитание - на мировоззренческую сторону сознания.

.2 Правосознание как результат юридической социализации личности

Правосознание представляет собой область сознания, которая связана с отражением личностью правовых явлений, взаимосвязь взглядов и идей, выражающих отношение общества, его личность непосредственно к нормам права и законности, представление личности о правопорядке, правомерности и неправомерности.

Правосознание является формой общественного сознания. Правосознанию характерны следующие основные признаки :

) правосознание способно отображать социальную действительность, живо воздействует на сложившуюся ситуацию. Правосознание является наивысшим уровнем отражения социально-экономических отношений граждан. Данные отражения выражаются в законах;

) правосознание человека находит свое проявление посредством второй сигнальной системы; речемыслительная деятельность личности выступает в качестве механизма правосознания. Она отражает систему правовых знаний и понятий, которая в свою очередь регулирует общественные отношения складывающиеся вокруг личности;

) правосознание не возможно представить без конкретного носителя - т.е. конкретной личности, группы, коллектива, по признаку общности осознания своих правовых норм в обществе происходит объединение людей в группы, возникает категория группового правосознания, характерного для социальных общностей и исторических эпох .

В современной литературе правосознание группируют на следующие группы.

Общественное правосознание - область общественного сознания, которая отражает правовые явления общественного бытия.

Групповое правосознание, которое зависит от интересов отдельно взятых групп людей, в том числе и противоречащих общественным интересам. Это означает, что групповое правосознание может быть и асоциальным.

Должные модели поведения личности в обществе, регулируемые нормами права, формируются на основе обобщения опыта должного поведения личности в обществе. Данный вид поведения личности и является правоприменительным. Он включает в себя следующие элементы:

) правоисполнительное поведение, это форма поведения при котором , потребности личности совпадают с правовыми требованиями;

) правопослушное поведение, при котором цели и средства их достижения совпадают с общественными требованиями;

) законопослушное поведение, при котором потребности, интересы и желания человека не совпадают с общественными требованиями, но личность, боясь наказания, подчиняться нормам права.

Основными элементами правосознания являются:

) интеллектуальный (познавательный). Данный элемент можно охарактеризовать как сумму правовых знаний и умений;

) оценочный (эмоциональный). Данный элемент можно охарактеризовать посредством оценочных суждений и отношением к нормам права (положительное, безразличное, негативное);

) поведенческий (эмоционально-волевой). Данный элемент можно охарактеризовать наличием установки (готовности) на правомерное поведение, привычки к безоговорочному исполнению норм права и нетерпимому отношению к их нарушению.

В ситуации, когда правосознание формируется только на уровне подсознания, это не всегда обеспечивает правомерное поведение человека. Очень часто случаются ситуации когда человек понимает, что нельзя нарушать закон, и, тем не менее, все равно нарушает его.

Также и в ситуации, когда у человека сформировано правосознание на оценочном уровне. Здесь человек также может оказаться в ситуации соблазна, искушения нарушить закон, чтобы извлечь какую-либо выгоду, или же оказаться в ситуации давления на него членов асоциальной группы.

Для того чтобы норма права стала стимулом и регулятором правомерного поведения человека, в первую очередь необходимо чтобы правовое знание перешло в ценностную установку, получило эмоциональный окрас, стало внутренним убеждением, стала привычной для человека формой поведения.

Противоречия между личностным и общественным правосознанием, имеют объективную основу. Данный факт рассматривался работах В.Л. Васильева. По его мнению «данные противоречия наблюдаются в структуре производительных сил и производственных отношений, в формах управления, в отношениях между коллективами и отдельными людьми и связаны со столкновением противоположных взглядов и действий людей, с их борьбой за осуществление поставленных целей» темы .

Итак, следует отметить тот факт, что правосознание конкретного отдельно взятого человека (личности) в обществе определяется его юридической культурой, его просвещенностью в юридической сфере знания, а также процессы имитации и идентификации личности.


Глава 3. Юридическая социализация личности как форма социального влияния права

.1 Социальное действие права на социализацию личности

Истолкование права сточки зрения его влияния на процесс юридической социализации личности и социального контроля за отклоняющимся от норм поведением не получила в советской науке большого распространения.

Данный факт на наш взгляд можно объяснить тем, что во-первых, незначительным развитием социологии в сфере действия права в советский период, а во-вторых, отрицательным отношением к попыткам такой постановке вопроса в буржуазной науке.

Сегодня же наоборот, остро стоит вопрос разработки социологических проблем права.

Различаются различные роли норм права в процессе социализации личности. Рассмотрим основные из них.

. воспитательная роль права. Еще в советской литературе отводилось большое значение права как воспитательного регулятора. По мнению социологов воспитание включает специфическое влияние юридической действительности на формирование членов гражданского общества, на их социальную установку и ценностные ориентиры, на всю массу отношений человека к другим членам общества и к обществу в целом.

Воспитательная роль права, рассматриваемая в конкретно-социологическом плане, и есть по своему существу проблема его роли в социализации человеческой личности. Так как именно под социализацией личности принято понимать ни что иное, как процесс, выражающий связь личности и общества, усвоение человеком социальных норм, преобразование общественного опыта в собственные ориентации и ценностные установки.

С точки зрения марксизма, формирование личности отнесено к социальной сфере. Но стоит отметить тот факт, что система ценностных ориентиров человека не только просто социальна, но еще и личностна. По мнению представителей марксизма человек - неповторимая личность. Это значит, что социальные факторы, преломляясь в личностных особенностях человека и его жизненного опыта, могут стимулировать одни из его природных склонностей и инстинктов или ставить преграду другим. Наконец, и это особенно важно, человек не может рассматриваться только как некий объект воздействия на него социальных институтов. Личность - активный, деятельный участник общественной жизни и отношений.

Для марксистского понимания социализации человека главное состоит в признании того, что, только участвуя в общественной деятельности, изменяя окружающий мир, человек и сам изменяется, формируется как деятельная личность; «личность как физически, так и духовно творят друг друга». Социальная природа человека такова, что он стремится к коллективным формам жизнедеятельности (если это стремление не извращается или не пресекается строем эксплуатации). Подлинно человеческим является только общественное бытие личности» . И если невозможно общество без деятельных личностей, то сама структура отдельной личности обусловлена в решающей мере структурой общества, которое составляют люди и их отношения.

Общение и вместе с тем обособление человека как личности - диалектически связанные стороны процесса социализации человека.

Под социализацией личности советские ученые предполагали процесс взаимодействия человека и социальной среды, по их мнению это процесс включения человека в общественно полезную деятельность, процесс созидания личности условий своего существования и развития, одновременно - усвоения человеком под влиянием различных социальных факторов определенных эталонов мышления и поведения, выработанных обществом, данной социальной общностью и группой.

Существует также «буржуазная» концепция социализации человека. Сторонники данной концепции предполагают полное интегрирование человека в господствующую систему общества, его полное подчинение, подавление каких либо инициатив с его стороны. Сторонники данной концепции исходят из антагонизма между личностью и обществом в целом. По их мнение необходимо противостоять биологической природе человека и подавлять его инстинкты насилием или угрозой таковом. Известный социолог, представитель данной концепции Э. Хаан «отмечает, что данный подход отражает положение личности в условиях господства государственно-монополистического капитализма, безжалостно подавляющего человеческую личность» .

Данный подход не совсем уместен при рассмотрении права как одного из элементов социализации личности. На наш взгляд также не стоит забывать в контексте рассмотрения проблемы социализации личности концепцию достаточно распространенную концепцию социального контроля над отклоняющимся поведением. Данная концепция была предложена известным социологом Т. Парсонсом.

Концепция «социального контроля над отклоняющимся поведением» предполагает возможность социального подавления внутренних импульсов, в результате чего личность адаптируется к существующей ситуации и проявляет конформное поведение.

Идеи Т. Парсонса, следует свести к 3 известным постулатам.

. Принцип сохранения, выживания и стабилизации как главный для существования общества.

. Принцип первостепенного значение для поведения личности общепризнанных символов достижения успеха, образующие целую иерархию типичных моделей поведения.

. Утверждение о том, что в отмеченной иерархии моделей поведения имеется устойчивое основа, которая в первую очередь определяет ролевые функции человека, которые подкреплен групповым давлением со стороны общества.

В соответствии с данной концепцией процесс соблюдения гражданином законов служит наивысшим проявлением конформизма личности, а само право служит лишь каналом, для снятия социального напряжения, и средством утверждения солидарности личности и общества, так сказать средством «смягчения социальных конфликтов».

Процесс социализация личности длится все осознанную жизнь человека, но конформизм личности служит определяющим моментом общественного порядка в любом обществе и всегда обеспечивает наивысший уровень социальной организации человека.

Отвергая идеи, лежащие в основе концепции Т. Парсонса, марксистская теория права сконструировала свою собственную идею социального контроля над поведением личности. Данная теория была основана на историческом материализме, т.е. признании классовой направленности права и проникнутую подлинным гуманизмом, исключающим признание необходимости навязывать личности пассивность и абсолютный конформизм.

При этом наука исходила, прежде всего, из того, что роль права в процессе юридической социализации личности неприемлемо сводить лишь к процессу только социального контроля, а процесс контроля рассматривать только под призмой воздействия на нарушителей норм права.

Роль права в процессе социализации проявляется в первую очередь не только в процессе обеспечения общих положительных общественных условий для развития личности всецело, но и в процессе юридического гарантирования личности мер возможного поведения в рамках закона, свободы выбора и действий, участия в творческом изменении условий жизни и получения соответствующей доли необходимых социальных благ.

Также стоит отметить тот факт, что в двадцатом веке в западной социологии было сформировано понимание социологии как той части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие распространенные черты личности, проявляющиеся в социологической, организованной деятельности, которая регулируется регулируемой ролевой структурой общества.

По мнению социологов, основным местом первичной социализации является семья, так как именно в ней формируются фундаментальные мотивационные установки личности.

Социализация - сложный, многогранный процесс общественного воспитания и развития человека на протяжении все его жизни. Данный процесс происходит под влиянием на человека социальной среды и целенаправленной деятельности воспитательного характера.

Под процессом социализации личности необходимо рассматривать метаморфозы индивида с его качествами, данными ему от природы и потенциальными возможностями социального созревания в полноправного члена общества.

В процессе социализации человек формируется как создатель материальных благ, является активным участником социальных отношений. Сущность социализации можно понять при условии, что личность рассматривается одновременно как объект и как субъект социального воздействия.

Правовая социализации личности сочетает в себе приспособление и обособление человека в условиях конкретного общества. Процесс социализации и адаптации тесно взаимосвязаны. Адаптация предполагает согласование требований и ожидание социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды .

Таким образом, адаптация - это процесс и результат становления индивида социальным существом. Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению. Следовательно, обособление - это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

.2 Юридической нигилизм: пути преодоления в процессе юридической социализации личности

Итак, как правовое явление нигилизм характеризуется следующими основными чертами:

а) резко негативное, крайне отрицательное отношение человека к общепринятым, объективным ценностям;

б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;

в) не сопряжен с позитивной программой;

г) несет в себе деструктивное, разрушительное начало.

Зависимо от того какие ценности отрицаются, нигилизм может подразделятся на:

политический,

религиозный,

нравственный и т.д.

Под правовым нигилизмом следует понимать полное отрицание норм права как социальной ценности. Данный вид нигилизма находит свое отражение в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость права, его возможности, общественную полезность.

Хотелось бы привести несколько классификаций нигилизма различных ученых.

По мнению Н.И. Матузова необходимо выделять такие формы правового нигилизма, как:

а) сознательное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;

б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;

в) издание противоречивых нормативно-правовых актов;

г) подмена законности целесообразностью;

д) конфронтация представительных и исполнительных структур;

е) нарушение прав и интересов граждан;

ж) теоретическая форма правового нигилизма, проявляется в научной сфере, в работах юристов, философов и др.

по мнению профессора В.А. Туманова существуют, «пассивная» и «активная» форма правового нигилизма.

Пассивная форма правового нигилизма в первую очередь характеризуется безразличным отношением к праву, происходит явная недооценка роли права и его значения в жизни общества .

Активному правовому нигилизму присуще осознанно враждебное отношение к нормам права. Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него.

Также В.А. Туманов подразделяет правовой нигилизм:

а) на высшем этаже общественного сознания (в виде идеологических течений и теоретических доктрин);

б) на уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных установок, стойких предубеждений и стереотипов);

Правовой нигилизм это так сказать своеобразная патология правового сознания в обществе. Данная патология в первую очередь обуславливается определенным состоянием общества. Следовательно, пути борьбы с правовым нигилизмом должны быть разнообразны.

Сегодня описывают следующие основные пути борьбы с проявлениями правового нигилизма:

а) реформы социально-экономического характера;

б) изменение содержания правового регулирования, максимальное приближение юридических норм к интересам различных слоев населения;

в) подъем авторитета правосудия как за счет изменения характера судебной деятельности, так и путем воспитания уважения к суду;

г) улучшение правоприменительной практики;

д) теоретическая работа в этом направлении, и др.

Все это, в принципе, представляет собой не что иное, как процесс совершенствования состояния правовой культуры общества, ее обогащения.

В литературе справедливо отмечается, что «от правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, с одной стороны, а с другой - стремиться избегать юридического фетишизма, то есть возведения в абсолют роли права и других правовых средств» (Н.Л. Гранат) .

. Пути преодоления правового нигилизма в первую очередь сегодня стоит связывать с повышением уровня правовой культуры граждан. Под этим стоит понимать процесс выработки гуманистической и действенной правовой политики государства, направленной на переоценку социальных ценностей в обществе, принятие качественных, гибких законов, которые будут всесторонне отражать интересы граждан, способствовать повышению эффективности деятельности правоприменительных и правоохранительных органов и др.

. Перерожденческое правосознание. Под данным процессом понимается ярко выраженное отрицательное отношение граждан к нормам права. Данное отношение прежде всего вызывает осознанные противоправные поступки, которые связанны с эгоистическими, корыстными и т. п. мотивами. Отличие данных поступков от правового нигилизма заключается в умышленном, виновном нарушении требований действующего законодательства.

. Правовой идеализм. Данное явление включает в себя переоценку возможностей норм права. Данное правовое явление было достаточно распространено в период революционных потрясений общества, также данное явление характерно для периода создания принципиально нового законодательного органа, когда в ответ на социальные ожидания у недостаточно опытного законодателя формируется убеждение, что достаточно принять хорошие законы, и все проблемы будут решены. Некоторые политические деятели для повышения своей популярности умышленно используют такую эйфорию, инициируя законы, явно не способные привести к желаемому результату.

Но не стоит забывать о том, что возможности права достаточно ограничены. Оно способно, лишь отражая реальную действительность, или же стимулировать позитивные, либо ограничивать негативные явления и процессы происходящие в обществе. Несбыточные ожидания могут скомпрометировать не только право, но и деятельность законотворческих органов, убить веру в демократию.

Данный факт мы наблюдали в период правления президента Ельцина, когда принимался целый ряд популистских законов и были опубликованы политических заявлений, но они не обеспечивались государством, т.е. по сути были нерабочими.

. Правовой инфантилизм. В данном случае человек в связи с недостаточностью жизненного опыта и знания основ норм действующего права, не может полноценно ориентироваться в правовой действительности общества и государства.

Заключение

Итак, подводя итог, всему вышесказанному можно сделать следующие основные выводы по работе. Под юридической социализацией личности следует понимать процесс формирования личности с соответствующим уровнем правового сознания, которое проявляется в привлечении ее к системе правовых ценностей общества, усвоении ею данной системы и в обратной социально-юридической деятельности личности, направленной на коррекцию общественных ценностей.

Юридическая социализация личности является конкретно историческим явлением. Ее содержание, цель и результат имеют исторический характер и определяются социально-экономической и политической структурой общества. В процессе юридической социализации формируются не какие-то абстрактные социальные правовые качества личности, а конкретно исторические черты личности, необходимые ей для жизнедеятельности в конкретном обществе, которое в свою очередь обусловливает необходимость детального выбора средств и способов влияния социального характера.

Комплексный подход исследования юридической социализации личности дает возможность определить не только содержание понятия юридической социализации личности, но и ее средства. Под средствами юридической социализации личности следует понимать систему действий социального характера, которые осуществляют формирование личности в процессе усвоения ею системы правовых ценностей общества. Окружающая среда и правовое воспитание как средства юридической социализации личности неразрывно связаны между собой и для достижения позитивного результата юридической социализации личности их цели должны совпадать или хотя бы не конкурировать между собой.

Итак, следует отметить тот факт, что правосознание конкретного отдельно взятого человека (личности) в обществе определяется его юридической культурой, его просвещенностью в юридической сфере знания.

Сущность юридической социализации раскрывается через ее механизм, который определяется как внутренняя структура юридической социализации, состоящая из системы разнообразных процессов или этапов формирования личности с активной социально-юридической позицией.

Механизм юридической социализации личности сегодня состоит из трех составляющих, а именно: социально-правовая адаптация, в процессе которой личность приспосабливается к существующим в обществе правовым нормам, а также процессы имитации и идентификации личности.


Специальная литература

1.Аминов, И. И. Юридическая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности (030501) «Юриспруденция» / И. И. Аминов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 415 с.

2.Анализ теории личности в российской социологии: история и современность: Монография / К.К. Оганян. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 360 с.

.Баймаханов М. Т. Роль права в социализации личности // Социалистическое право, сознание и поведение личности. Алматы: Наука, 1988. - 240 с.

4.Галкин, А. П. Политико-правовые ценности российских граждан: социологический анализ (на примере жителей Волгоградской об- ласти) / А. П. Галкин, В. Н. Гуляихин, Н. А. Тельнова // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2010. - Т. 2. - № 7-12. - С. 84-90

5.Гуляихин, В. Н. Механизм правовой социализации российских граждан / В. Н. Гуляихин // Право и образование. - 2011. - № 2. - С. 68-80.

.Гуляихин, В. Н. Концептуальные подходы к теории и практике правовой социализации чело- века / В. Н. Гуляихин, С. В. Широ // Право и образо- вание. - 2012. - № 8. - С. 59-67

.Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права: Учеб. для вузов. М., 1995. С. 105.

.К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. Госуд. изд-во полит. лит-ры. М. 1955. Т. 1. С. 103.

9.Правовая социализация человека: Монография / В.Н. Гуляихин. - М.: Юстицинформ, 2014. - 282 с.

10.Социология: Учебник для бакалавров/Н.А.Нартов, О.А.Рыхлов, В.Н.Нартов -6изд.,перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2015. - 544 с.

.Сырых, В.М. Материалистическая теория права: Избранное / В.М. Сырых. - М.: РАП, 2011. - 1260 с.

.Философия права: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. - 848 с.

.Чичерин Б.Н. Психологическая теория права// Вопросы философии и психологии. - М., 1900. - год XI, кн. V (55). - С. 378-379.

.Юридическая психология / Шевченко А.М. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 270 с.

Похожие работы на - Юридическая социализация личности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!