Правовое регулирование избирательных отношений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    110,48 Кб
  • Опубликовано:
    2017-04-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое регулирование избирательных отношений

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

"Дальневосточный государственный университет путей сообщения"

Социально-гуманитарный институт

Кафедра "Гражданское, предпринимательское и транспортное право"

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: "Конституционно-правовой статус личности"

Тема: Правовое регулирование избирательных отношений

Содержание

Введение

. Избирательная система

.1 Понятия избирательная система и избирательное право

.2 Виды избирательных систем в Российской Федерации

.3 Принципы избирательных отношений

. Избирательный процесс

.1 Структура и стадии избирательного процесса

.2 Порядок проведения голосования

.3 Порядок подсчета голосов

Заключение

Список используемых источников

Приложение

Введение


Избирательные отношения являются конституционными отношениями, но в рамках однородной конституционной отраслевой сферы отношений регулируют осуществление избирательных прав граждан, передачу публичной власти от ее носителя (народа) выборным государственным и муниципальным органам, их должностным лицам, опосредуя повседневную практическую реализацию конституционного права граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, развивая и дополняя конституционно-правовые отношения как в процессе организации и проведения выборов, так и в межвыборный период.

В условиях демократизации нынешнего общества российского общества увеличивается потребность повышения производительности социальных институтов и форм прямого народовластия, которые обеспечивают политическую активность граждан. Данному вопросу придается государственная значимость.

Растущая важность избирательных комиссий, проблемы осмысления и практики проведения выборов, которые наиболее критически выражаются в ходе подготовки и проведения муниципальных выборов, требуют правого статуса избирательных комиссий, его законодательного закрепления и практики реализации.

Решение данных задач в существенной степени связано с качественным состоянием и эффективностью действия избирательного законодательства. Усовершенствование избирательного законодательства, вызванного фиксировать и гарантировать избирательные права граждан, увеличение его качества исполняется на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации в процессе муниципальной реформы.

Выборы весьма эффективная форма не только идеологического, но и политического воспитания граждан, в первую очередь молодежи. Именно выборы содействуют развитию активной жизненной позиции.

Цель данной работы. Цель данной работы является рассмотреть правовое регулирование избирательных отношений.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи данной работы:

. Дать понятие избирательной системы

. Рассмотреть виды и принципы избирательной системы

. Рассмотреть структуру и стадии избирательного процесса

Объект исследования является общественные отношения, избирательная система и избирательный процесс.

Предмет исследования - нормативно правовые акты, регламентирующие правовой статус избирательных отношений.

 

1. Избирательная система

 

.1 Понятия избирательная система и избирательное право


В современной юридической литературе не имеется общей точки зрения на понятие "избирательная система". Одни под ней понимают совокупность фактических социальных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, взаимоотношения между избирателями и депутатами, другие под избирательной системой понимают порядок установления результатов выборов.

Избирательное право есть совокупность: избирательного права (юридические нормы, фиксирующие права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти) и порядка установления результатов выборов. Следовательно, избирательное право, и порядок подсчета итогов выборов являются составными частями избирательной системы. Таким образом, избирательная система и становится системой, так как она состоит из упорядоченной системы совокупности элементов, институтов: правовых норм и порядка определения итогов выборов. Это дает нам определение избирательной системы в широком смысле. В узком смысле - это порядок определения результатов выборов.

Важнейшим фактором интеллектуального совершенствования человека, духовного и нравственного формирования каждой личности является свобода выбора. Для политически активных граждан выборы в органы власти - это нормальная потребность и возможность выражения своей позиции.

Конституция России, в отличие от многих зарубежных конституций, не содержит специальной главы об избирательном праве. Самые общие нормы включены в статью 32 Конституции Российской Федерации.

Отдельные правила связываются с избранием Президента Российской Федерации (ст. 81 Конституции Российской Федерации) и Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 96, 97 Конституции Российской Федерации). Но предусматривается, что порядок выборов в эти органы государственной власти должен определяться федеральными законами.

Избирательное право в объективном смысле - один из институтов конституционного права. Данная система конституционно-правовых норм, которые определяют круг лиц, имеющих право избирать или быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвующих в референдуме.

Избирательное право в субъективном смысле, выражается в предоставлении любому гражданину Российской Федерации возможности участия в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также в голосовании на референдуме и включая в свое содержание два компонента:

) Пассивное избирательное право - право быть избранным на выборные должности.

) Активное избирательное право - право избирать в органы государства и участвовать в голосовании на референдуме.

Возрастной ценз активного и пассивного избирательного права существенно различается. Согласно Конституции РФ право избирать возникает у граждан с 18 лет.

Конституция РФ в ряде случаев определяет возраст, с наступлением которого возможно осуществление права быть избранным. Этот возраст установлен Конституцией РФ для избрания депутатом Государственной Думы Федерального Собрания - 21 год, а Президентом РФ - 35 лет при условии постоянного проживания в России не менее 10 лет.

Также нарушение избирательного законодательства должностными лицами наказывается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

К источникам относятся:

Конституция Российской Федерации;

федеральные законы:

. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

. "О выборах Президента РФ"

. "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ"

Конституции республик, уставы, законы субъектов РФ о выборах в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

 

.2 Виды избирательных систем в Российской Федерации


Избирательная система в субъективном значении употребляется применительно к порядку определения итогов голосования на выборах - это способ распределения депутатских мандатов кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц.

В зависимости от порядка определения результатов выборов избирательные системы принято подразделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную.

Мажоритарная система - это система, при которой избранным является тот кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов. Эта система является наиболее распространенной на выборах и практически единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Если она применяется для выборов палаты парламента, избирательные округа создаются одномандатные, т.е. в каждом из них должен быть избран один депутат.

При мажоритарной системе абсолютного большинства побеждает кандидат, за которого проголосовало абсолютное большинство избирателей, принявших участие в выборах, то есть 50% + 1 голос.

В случае если победитель не выявлен, проводится второй тур выборов, в котором участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре.

В России предусмотрено, что выборы в органы государственной власти признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если в них приняло участие менее 20 % от числа избирателей, внесенных в списки избирателей. Оказанный минимальный процент может быть повышен для выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ" повысил указанный минимум до 25 %.

Однако в неблагоприятные условия мажоритарная система ставит мелкие партии, им трудно провести кандидатов в выборные органы общенационального уровня. В результате отдельные группы населения лишаются в законодательном собрании представительства или оно оказывается крайне незначительным.

Таким образом, мажоритарная система "поощряет" крупные партии, располагающие поддержкой среди основных слоев населения.

Устранить несоответствие между количеством поддерживающих партию избирателей и ее представительством в выборных органах власти позволяет пропорциональная система.

При проведении выборов по пропорциональной системе создаются большие по численности избирателей округа. Каждая партия выставляет на выборах списки из двух, трех и более кандидатов. Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратели выбирают не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосуют за список кандидатов. Реально политики не могут не считаться с тем, что пропорциональная система частично способствует дроблению политических сил, сохранению множества мелких партий. Чтобы избежать этого, вводится избирательный порог, т.е. устанавливается минимальный процент голосов, который партийный список кандидатов должен собрать для участия в пропорциональном распределении мандатов.

Распределение мандатов при пропорциональной системе происходит по определенной методике, предусмотренной ст. 3 ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации". Закон включает изменения в порядке определения результатов выборов по партийным спискам в федеральном округе. Существенным моментом стало увеличение избирательного барьера для прохождения кандидатов от избирательного объединения с 5 до 7 % голосов избирателей.

Смешанные избирательные системы. О смешанной избирательной системе говорят в том случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. При этом стремятся соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки. В России смешанная система использовалась до 2003 г. при выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания. 225 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а другие 225 депутатов - по общефедеральному избирательному округу по пропорциональной системе, причем определение результатов выборов второй половины депутатского корпуса никак не связано с результатами выборов первой половины.

Установление границ избирательных округов, правила определения итогов голосования оказывают значительное влияние на результаты выборов, потому-то эти вопросы становятся предметом политической борьбы. В условиях проведения свободных, демократических выборов их итоги позволяют выявить расстановку политических сил в стране, определить, каково доверие избирателей к той или иной партии, к ее предвыборной программе и лидерам. Безусловно, каждая из разновидностей избирательных систем имеет свои недостатки, но они не всегда являются проявлением неконституционности.

 

.3 Принципы избирательных отношений


Отличительной чертой механизма правового обеспечения выборов является объединение усилий материальных и процессуальных норм в регулировании избирательных отношений. Если избирательное право регламентирует аспекты государственно-общественной деятельности, касающиеся приобретения и передачи властных полномочий выборным представителям в ходе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании и свободном добровольном участии избирателей в выборах, то избирательный процесс, как организационно-правовая форма реализации субъективного избирательного права гражданина, отражает технологию непосредственного участия субъектов выборов в осуществлении формирования выборных органов.

Принципы избирательного права - это основополагающие идеи и начала, закрепленные в международно-правовых актах, Конституции и законах РФ, на основании и в соответствии с которыми реализуются избирательные права граждан, устанавливается и развивается конституционное право, институт избирательного права, осуществляется избирательный процесс, иными словами, это "обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны законными".

Принципы избирательного права:

Также свободными признаются такие выборы, которые проводятся в атмосфере, характеризующейся отсутствием давления и запугивания избирателей и соблюдением всех основных прав человека. Всем гражданам без всякой дискриминации должен быть обеспечен равный доступ к участию в выборах. Граждане должны быть убеждены в том, что их участие в выборах не причинит им вреда. Особенно важно, чтобы избиратели беспрепятственно пользовались такими свободами, как свобода слова, мнения, ассоциации, информации, собраний, демонстраций и т. д. В период проведения выборов, которые часто сопровождаются обострением политической борьбы, должно решительно защищаться право выражения идей сторонников различных политических партий. Важнейшей гарантией свободных выборов служит независимая судебная власть. В конечном счете, выборы являются свободными в той степени, в какой они позволяют наиболее полно выявить волю народа. В Российской Федерации свободные выборы являются конституционной нормой.

. Принцип всеобщего избирательного права. Принцип всеобщности означает признание, без какой бы то ни было дискриминации и необоснованных ограничений за всеми гражданами, достигшими определенного возраста, права избирать и права быть избранными. Конституция РФ и федеральное законодательство гарантируют эти права граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Специальные условия, которые ограничивают всеобщее избирательное право, называются цензами. Российскому избирательному праву известны два вида цензов: возрастной ценз и ценз оседлости (проживание на соответствующей территории в течение определенного срока).

Активное избирательное право и право голосовать на референдуме в Российской Федерации предоставляется гражданам, достигшим 18 лет. Федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории Российской Федерации. Однако эти условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и срока такого проживания. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов, референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления, в референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме. Из лиц, обладающих активным избирательным правом, образуется избирательный корпус, или электорат. Этим понятием охватываются также граждане Российской Федерации, проживающие за ее пределами.

Пассивное избирательное право основывается на дополнительных условиях, установленных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Субъектам Российской Федерации, которые вправе принимать собственные избирательные законы, федеральным законом предписано, что при выборах в их законодательные (представительные) органы государственной власти минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года, а при выборах Президента - 30 лет. При выборах главы местного самоуправления требуемый федеральным законом минимальный возраст не может превышать 21 года. В этих нормах заключены гарантии для молодых граждан, желающих выдвинуть свою кандидатуру в парламент или на должность главы исполнительной власти.

Пассивное избирательное право ограничивается и рядом других федеральных законов и законов субъектов РФ. Так, депутатами законодательных органов не могут быть судьи, прокуроры, должностные лица органов исполнительной власти. Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и налоговой полиции, работники прокуратуры РФ могут быть избраны депутатами Государственной Думы, главами администраций субъектов Российской Федерации, депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации, должностными лицами местного самоуправления, но при этом их служба приостанавливается со дня их избрания на срок полномочий.

Конституцией РФ установлено одно общее ограничение активного и пассивного избирательного права. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Однако после отбытия наказания по приговору суда гражданину возвращаются избирательные права в полном объеме. Российское избирательное право не предусматривает верхнего возрастного предела для избрания на выборные должности и в представительные органы. Такие ограничения не свойственны демократическим государствам. Установление такого предела в ряде субъектов РФ неправомерно.

. Принцип равного избирательного права. Равное избирательное право означает участие избирателей в выборах на равных основаниях. Оно обеспечивается: наличием у каждого избирателя одного голоса (или одинакового числа голосов); включением избирателей не более чем в один список избирателей; примерным равенством избирательных округов по числу избирателей; соблюдением установленных норм представительства; предоставлением равных юридических возможностей участия в избирательной кампании для кандидатов; едиными правилами проведения конкретных выборов в течение всего периода с момента их назначения до подведения итогов; равной защитой законом и судом без всякой дискриминации избирательных прав всех граждан, избирательных объединений, блоков, а также иными правовыми, организационными, информационными средствами.

Граждане должны находиться в равном положении при их регистрации как избирателей, при выдвижении кандидатов в депутаты, предоставлении гарантий в ходе предвыборной агитации, при определении результатов голосования и т. д. Ни одному избирателю нельзя предоставить большего числа голосов, чем другим. Все голоса должны иметь "равный вес", т. е. одинаково влиять на результат выборов. Процедуры, касающиеся определения границ избирательных округов, регистрации избирателей или составления избирательных списков, направленные на отстранение или ослабление участия в выборах отдельных лиц, групп или географических районов или на уменьшение числа голосов, являются недопустимыми.

. Принцип прямого избирательного права. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Этот принцип распространяется на выборы федерального Президента, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, законодательных органов и глав исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, выборных органов местного самоуправления. Уставы и законы некоторых субъектов Федерации предусматривали избрание главы администрации региона законодательным органом, а также назначение глав местной администрации органами государственной власти и государственными должностными лицами, что является отступлением от принципа прямого избирательного права.

. Принцип тайного голосования. Тайное голосование - обязательный атрибут демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не вправе пытаться идентифицировать использованный бюллетень, т. е. установить личность избирателя.

Для гарантированной тайны волеизъявления избирателя на избирательных участках создаются специально оборудованные кабины для заполнения бюллетеней, в которых не допускается присутствие иных лиц.

Отмечаются и другие принципы:

.принцип справедливости;

.принцип обязательности и периодичность проведения выборов;

.территориальный принцип организации и проведения выборов и референдумов;

.принцип непосредственного участия граждан (избирателей) и их объединений в организации и проведении выборов и референдумов;

.принцип выдвижения кандидатов на выборные должности в государственные органы и органы местного самоуправления, либо непосредственно отдельными гражданами (петиционный принцип), либо группами граждан, либо избирательными объединениями, избирательными блоками.

 

2. Избирательный процесс

 

.1 Структура и стадии избирательного процесса


Избирательный процесс как юридический процесс подготовки и проведения выборов имеет достаточно сложную структуру. Различают его субъектную, технологическую и институциональную (стадийную) компоненты избирательного процесса.

Технологическая компонента избирательного процесса включает в себя временные (сроки) и формальные (документы) составляющие юридического режима избирательных кампаний. Избирательные сроки играют исключительно важную роль в осуществлении электоральных прав российских граждан, выступают в качестве одного из основных связующих элементов избирательных действий всех участников подготовки и проведения выборов. Вследствие этого избирательное законодательство чрезвычайно скрупулезно регламентирует временные параметры избирательного процесса, как правило, напрямую привязывая возникновение, изменение или прекращение образующих его отношений с конкретными датами (сроками). Избирательные документы предстают в процессе выборов в роли юридически значимого носителя информации о назначении, подготовке, проведении избирательной кампании, ее результатах.

Институциональную часть избирательного процесса образуют стадии подготовки и проведения выборов, формирующиеся на основе избирательных действий и этапов. Соответственно избирательный процесс оформляется в законодательстве и реализуется на практике, прежде всего, как система последовательно сменяющих друг друга стадий организации и проведения выборов.

В избирательном законодательстве Российской Федерации в соответствии с конституционной моделью организации системы органов публичной власти представлены федеральный, региональный и муниципальный уровни выборов. Сообразно этому можно говорить о федеральном, региональном и муниципальном избирательных процессах. Общие принципы организации избирательного процесса в Российской Федерации очерчены соответствующими положениями Конституции, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами.

Избирательный процесс в Российской Федерации включает в себя установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий. Не следует отождествлять стадии избирательного процесса с этапами подготовки и проведения избирательной кампании. Стадия избирательного процесса - более широкая категория, охватывающая своими рамками несколько этапов, состоящих из комплекса избирательных действий, направленных на достижение определенной промежуточной цели в масштабах той или иной стадии организации и проведения выборов. Иными словами, стадия и этап избирательного процесса соотносятся как целое и часть.

Вследствие этого стадии вполне могут быть охарактеризованы как последовательная цепь этапов избирательных действий. Так, например, стадия назначения выборов состоит из следующих этапов: подготовка решения о назначении выборов, принятие компетентным органом (должностным лицом) решения о проведении выборов, официальное обнародование даты выборов.

Среди стадий избирательного процесса в РФ различают следующие:

. назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов);

. образование избирательных округов, в том числе единого избирательного округа, избирательных участков, составление списков избирателей на основе сведений о государственной регистрации (учете) избирателей;

. выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;

. информационное обеспечение выборов и проведение предвыборной агитации; голосование и определение итогов голосования, установление результатов выборов, их официальное опубликование.

Одной из основных стадий избирательного процесса, обеспечивающей периодичность проведения выборов соответствующего уровня, является порядок назначения выборов уполномоченными на то органами или должностными лицами, а также порядок ротации состава депутатов представительных органов государственной власти. Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.

Законодательное регулирование порядка назначения и проведения выборов депутатов законодательных (представительных) органов, глав исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, хотя и основывается на положениях "рамочного" федерального избирательного законодательства, тем не менее, по ряду своих аспектов отличается; при этом в некоторых законах содержатся положения о порядке назначения первых и последующих выборов.

При проведении выборов в целях реализации прав избирателей, ознакомления их с данными о себе, а также в целях проведения голосования соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей.

Порядок составления списков избирателей устанавливается Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Статья 32 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закрепляет право выдвижения кандидатов. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением. Статья 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определяет порядок сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума. Федеральными законами, законами субъектов РФ может быть предусмотрено, что для регистрации кандидатов в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены также сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.

Граждане Российской Федерации, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата (за список кандидатов или против него). Кандидатам и избирательным объединениям и блокам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов.

Наряду с основными (обязательными) стадиями необходимо различать факультативные стадии избирательного процесса. Для факультативных стадий характерно то, что они могут претендовать на реальное автономное существование только в том случае, если прямо предусмотрены законодательством о выборах и лишь при наступлении упомянутых в нем обстоятельств. Исходя из этого, факультативной стадией избирательного процесса является стадия повторного голосования.

 

.2 Порядок проведения голосования


Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один из выходных дней, обычно в воскресенье.

Исключения в установлении дня голосования могут быть предусмотрены федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации.

Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.

Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к позиции "против всех кандидатов (списков кандидатов)".

В день голосования перед его началом председатель участковой комиссии объявляет помещение для голосования открытым, предъявляет к осмотру членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям пустые переносные и стационарные ящики для голосования, которые затем опечатываются. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Ббюллетени выдаются избирателям, включённым в список избирателей при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, или при предъявлении открепительного удостоверения. Избиратель имеет право получить только один бюллетень. Голосование проводится путем внесения избирателем в бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к федеральному списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор.

Каждый избиратель голосует лично.

Голосование за других избирателей не допускается. Бюллетень заполняется в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо за исключением случая, когда избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем или доверенным лицом политической партии, выдвинувшей зарегистрированного кандидата, наблюдателем. Такой избиратель устно извещает избирательную комиссию о своём намерении воспользоваться помощью другого лица.

В этом случае в соответствующей графе (соответствующих графах) списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю.

Если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Заполненный бюллетень избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования, который должен находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.

 

.3 Порядок подсчета голосов


Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии и лица, присутствующие в соответствии с настоящим Федеральным законом при подсчете голосов.

После окончания голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, наименований политических партий, избирательных блоков и от строк "Против всех кандидатов", "Против всех федеральных списков кандидатов"), затем оглашают и вносят в строки 6 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм соответствующее число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования После этого члены участковой избирательной комиссии оглашают число неиспользованных открепительных удостоверений, указанное в акте.

С погашенными избирательными бюллетенями и открепительными удостоверениями вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и вносит в строки 2 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией.

Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят на каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице отдельно по одномандатному и федеральному избирательным округам:

) число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования (без учета избирателей, которым выданы открепительные удостоверения в территориальной и участковой избирательных комиссиях, а также избирателей, выбывших по другим причинам). При установлении числа избирателей, включенных в список по одномандатному избирательному округу, не учитываются избиратели, включенные в список избирателей на основании открепительных удостоверений, если они получили избирательные бюллетени только по федеральному избирательному округу;

) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);

) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);

) число избирателей, проголосовавших досрочно (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);

) число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования;

) число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке;

) число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией.

Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм:

) в строки 1 - число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования и обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе;

) в строки 3 - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно в соответствии с пунктами 2 - 9 статьи 78 настоящего Федерального закона;

) в строки 4 - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования;

) в строки 5 - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;

) в строки 11 - число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией;

) в строки 12 - число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования;

) в строки 13 - число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке;

) в строки 15 - число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией.

Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы об итогах голосования, в соответствии с пунктом 20 настоящей статьи. Список избирателей на это время помещается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой избирательной комиссии.

Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляется по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

При сортировке бюллетеней участковая избирательная комиссия отделяет избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией. Избирательные бюллетени неустановленной формы при непосредственном подсчете голосов не учитываются. Они упаковываются отдельно и опечатываются.

В первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования: сначала - с избирательными бюллетенями, оставленными досрочно проголосовавшими избирателями, затем - с избирательными бюллетенями, оставленными избирателями, проголосовавшими вне помещения для голосования в день голосования. Вскрытию каждого переносного ящика для голосования предшествуют объявление числа избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, проверка неповрежденности печатей (пломб) на нем, в чем председатель участковой избирательной комиссии предлагает удостовериться членам комиссии и иным присутствующим при подсчете голосов лицам.

Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования, при этом отделяются избирательные бюллетени неустановленной формы. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строки 7 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней.

После этого производится подсчет рассортированных избирательных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по голосам, поданным за каждого зарегистрированного кандидата, за каждый федеральный список кандидатов, и по голосам, поданным против всех кандидатов, против всех федеральных списков кандидатов.

После завершения подсчета избирательные бюллетени упаковываются в отдельные пачки по зарегистрированным кандидатам, федеральным спискам кандидатов, за которые поданы голоса в соответствующих бюллетенях. В отдельные пачки упаковываются бюллетени, поданные против всех кандидатов и против всех федеральных списков кандидатов, а также недействительные и погашенные избирательные бюллетени по федеральному и по одномандатному избирательным округам.

 

Заключение


Избирательное право прочно заняло свою нишу в общей системе права Российской Федерации и уже имеет свою политическую и юридическую историю развития и совершенствования.

В рамках весьма ограниченного периода исторического времени произошли структурные изменения всех составных элементов - институтов и процедур, юридических норм и ценностей, учреждений и гарантий, обеспечивающих реализацию конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Сегодня Российская Федерация располагает структурированным по всем составным элементам и институтам материальным и процессуальным правом, определяющим:

основные принципы и гарантии реализации активного и пассивного избирательного права граждан;

порядок организации и проведения выборов - их назначения, выдвижения и регистрации кандидатов;

правила информирования избирателей и ведения предвыборной агитации;

правила финансирования избирательных кампаний, создания и расходования избирательных фондов;

порядок голосования, подсчета голосов избирателей и определения результатов выборов;

порядок разрешения избирательных споров, юридической ответственности участников избирательного процесса;

порядок защиты и восстановления нарушенного избирательного права.

На всех этапах реформирования избирательной системы Российской Федерации принятие политических и правовых решений о возможных изменениях в действующем законодательстве о выборах и референдумах сопровождалось проведением широких общественно-политических дискуссий и парламентских слушаний по всему комплексу обсуждаемых вопросов. выборы народовластие избирательный гражданин

Основной целью избирательного процесса является формирование органов власти в соответствии с установленными правовыми нормами. Она достигается путем совершения гражданами либо их объединениями действий на основе правовых норм.

Общими итогами концептуальной, публичной и юридико-технической работы в области реформирования избирательной системы Российской Федерации являлись, как правило, пакеты законопроектов о внесении изменений и дополнений в основные федеральные законы по вопросам организации федеральных, региональных и муниципальных выборов.

 

Список используемых источников


.       Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 // Российская газета, №237 (текущая редакция от 21.07.2014 №11-ФКЗ).

2.      Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ред. от 22.07.2008) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, № 24.

.        Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ "О выборах Президента РФ" (ред. от 24.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 13.01.2003, № 2.

.        Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ" (ред. от 24.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 23.05.2005, № 21.

5.     Федеральный закон от 05.08.2000 № 113-ФЗ "О формировании Совета Федерации ФС РФ" (ред. от 21.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, № 32.

6.      Безруков А.В. Реформирование избирательной системы при проведении парламентских выборов в России // "Конституционное и муниципальное право", 2012, № 23. - 19-23 с.

7.    Белоновский В.Н. Избирательное право: общая часть/В.Н. Белоновский. -М.: Изд. центр ЕАОИ, 2012. - 178 с.

8.      Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". М., 2014. - 516 с.

9.     Воробьев Н.И. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Н.И. Воробьев. - Тамбов: изд-во ТГТУ, 2014. - 123 с.

10.    Выдрин И.В. Избирательное право Российской Федерации. М., 2013. - 167 с.

11.  Головин А.Г. Избирательное право России / А.Г. Головин. - М.: НОРМА, 2012. - 167 с.

12.   Дамаскин О.В. Избирательное право в судебной практике / О.В. Дамаскин. - М.: РЦОИТ, 2013. - 67 с.

13.    Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов / А.В. Иванченко. - М.: НОРМА., 2012. - 129 с.

.        Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов / А.А. Вишняков. - М.: НОРМА., 2012. - 541 с.

.        Лучин В.О., Белоновский В.Н., Пряхина Т.М. Избирательное право России. М., 2012. - 228 с.

.        Постников А.В. Избирательное право России/ А.В. Постников. - М.: Наука, 2012. - 52 с.

.        Прудников А., Гасанов К. Избирательное право. М., 2012. - 237 с.

.        Шевчук Д.А. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. М., 2012. - 174 с.

 

Приложение


Похожие работы на - Правовое регулирование избирательных отношений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!