Законотворчество и правотворчество Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,73 Кб
  • Опубликовано:
    2016-11-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Законотворчество и правотворчество Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГБОУ ВПО

Сибирский государственный университет путей сообщения







Курсовой проект

по дисциплине «Теория государства и права»

Тема:

Законотворчество и правотворчество РФ



Разработала Ш. Иминова

студентка группы ЮПБ-113 З.

Руководитель д.ф.н.,

проф. Т.А. Рубанцова




Новосибирск 2015

Содержание

Введение

.Правотворчество

.1 Понятие правотворчества и его стадии

.2 Классификация правотворчества

.3 Основные принципы правотворчества

.Законотворчество

.1 Понятие законотворчества

.2 Стадии законотворчества

.3 Юридическая техника

Заключение

Список используемых источников


Введение

Весьма странным для существующего общества представляется тот факт, что к настоящему моменту до сих пор представления о праве не являются однозначными. Об этом свидетельствует государственно-правовой опыт большинства стран, а так же множество научных работ специалистов юриспруденции.

Совершенно прав был Г.В. Мальцев, когда констатировал совсем недавно, что «известное замечание Канта о том, что юристы все ещё ищут определение права, остается справедливым и в наши дни». Юридическая мысль, отмечал автор, судя по всему, обречена на бесконечный поиск определения права, побуждаемая к этому практической необходимостью построить правопорядок на фундаменте как можно более надежных, четких и полных знаний о его сущности, предмете правового регулирования». С одной стороны, постоянная неудовлетворенность достигнутым уровнем юридических знаний, вечно актуальное ощущение нетающее вместе с опытом понимание относительности результатов, добываемых юридической мыслью, ограниченного и приходящего выводов, в «истинность которых люди уже успели поверить».

Право по Григорьеву И.В - это система общеобязательных, формально определённых юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Само по себе право делится на естественное и позитивное право. Под естественным правом принято считать совокупность правил и ценностей данных человеку от природы. Позитивным же правом считается результат деятельности государства.

Право современного демократического государства - это детерминированная материальным и социально-культурным состоянием жизни общества, его социальным и национальным составом, традициями и обычаями, воля большинства народа, содержащаяся в письменных актах и являющаяся общеобязательными, поддерживаемыми государством правилами поведения и деятельности юридических и физических лиц. При этом необходимо отметить, что если воля большинства народа как осознанная направленность его деятельности является содержанием права, то нормы права, т.е. правила поведения, в которых выражается эта воля, представляют его форму.

Для стабильного и эффективного функционирования правовых актов необходимо своевременное редактирование в условиях быстро прогрессирующего современного общества. Данный процесс весьма важен при создании и развитии действующей правовой системы как целостной, органичной системы правовых норм, контролирующих функционирование государства, ведь правотворчество является одной из наиболее важных задач государства. На данный момент правотворчество в большинстве стран реализуется путем официального закрепления воли народа через референдумы и такие демократические органы как парламент. В других странах одной из форм правотворчества проявляется издание судебных прецедентов. Так же все большее значение приобретают как международные договоры, так и договоры между субъектами права внутри государства. Правообразование содержит в себе научный анализ, оценку действительности, выработку взглядов и концепций о будущем правовом регулировании, максимальный учет общественного мнения, предположений и замечаний партий, общественных движений, отдельных граждан и их объединений, специалистов-практиков и ученых, сформулированных средствами массовой информации, в научной литературе.

Сегодня правотворчество занимает важнейшее место в государственно властной деятельности. Оно помогает реализовать государственную волю через уполномоченные органы в виде национального законодательства. Данный процесс позволяет государству создавать, отменять и совершенствовать нормативно-правовые акты в развивающихся условиях.

В качестве базовой литературы были использованы: Конституция РФ, Теория государства и права: учебник для вузов Венгерова А.Б., Теория государства и права: учебник Н.И. Матузов, А.В. Малько, Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов под ред. проф. С.С. Алексеева.

Цель: Изучение правотворчества.

Задачи:

.Исследовать правотворчество

.1 Дать определение правотворчеству

.2 Обозначить виды и принципы правотворчества

. Исследовать особенности законотворчества

.1 Понятие законотворчества

.2 Стадии законотворчества

.3 Юридическая техника

Объект исследования: взаимоотношения субъектов по поводу законотворчества и правотворчества.

Предмет исследования: законотворчество и правотворчество в РФ

Методы исследования:

·Анализ

·Синтез

·Диалектико-материалистический метод

·Сравнение

1. Правотворчество

1.1Понятие правотворчества

В современной правовой науке нет единой точки зрения на процесс правотворчества. Многие отечественные ученые занимаются исследованиями в данной области, выделяя свои критерии. Это позволяет человеку не только познать различные взгляды на данный процесс, но и на основе изученных трудов и монографий выработать собственную точку зрения.

Малько считает, что «правотворчество - это деятельность, прежде всего, государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм». Александр Васильевич видит правотворчество как составную часть более широкого процесса - правообразования, под которым понимается естественноисторический процесс формирования права, в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество, на его взгляд, выступает как завершающий этап правообразования. Представляется важным что: оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность; основная продукция его - юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах); это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения; уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов - это показатель цивилизованности и демократии общества.

Так же свою точку зрения на правотворчество имеет Венгеров А.Б. В своем учебном пособии «Теория государства и права: Учебник для юридических вузов» он пишет о том, что «правотворчество - это организационно оформленная, установленная процедурная деятельность государственных органов по созданию правовых норм, или по признанию правовыми сложившихся, действующих в обществе правил поведения. Понятно, что правотворческий процесс является объективно обусловленным. Венгеров подводит нас к выводу о том, что динамика общественной жизни, практика формирования правоотношений, социально-экономические, политические, духовные потребности, словом, все изменяющееся многообразие общественной жизни диктует необходимость иметь соответствующие социальным изменениям новые правовые нормы, изменять и отменять устаревшие нормы и т.д. Право следует потребностям эффективного регулирования общественных отношений, и эта тенденция определяется теорией как объективное в праве. Объективное в том смысле, что образование динамичной системы права является адекватным ответом на динамику общественного развития, а более крупно - условием существования самого общества, а также в том смысле, что большинство правовых норм отвечают объективным социальным заказам, общественным потребностям. Исходя из этого, можно определить, что они обеспечивают упорядоченность, устойчивость политической и экономической жизни, защиту свободы, безопасности, собственности граждан и т.п.

Процесс законотворчества вызывал неподдельный интерес не только у них. Это интересовало и Алексеева. Нельзя не согласиться с тем, что «правотворчество - одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм». По результатам правотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Человеческое общество всегда нуждалось в точных и совершенных правовых решениях, в такой деятельности органов государства, в результате которой создаются нормы права, правила поведения граждан и организаций.

Особенное место занимают субъекты. Не только государственные органы занимаются правотворчеством, но и субъекты, действующие на основе заключения договоров и создания иных нормативных актов. Исходя из сущности правотворчества, принято выделять несколько его элементов:

) опознание, изучение и анализ явлений и процессов, требующих правовой регламентации или побуждающих к ней;

) определение органа или субъекта, управомоченного принимать прогнозируемый нормативно-правовой акт;

) установление формы предполагаемого нормативно-правового акта;

) подготовка, принятие или изменение акта в рамках обязательных процедур;

) подписание нормативно-правового акта;

) порядок доведения акта до населения, введения его в действие.

Все элементы правотворческой деятельности взаимосвязаны. Значение этих взаимосвязей, предопределяющих целостность правотворческого процесса, связано с тем, что все элементы в единстве, и каждый в отдельности на основе своих функциональных задач позволяют:

а) выявить неэффективные правовые акты;

б) отказаться от ненужных нормативно-правовых актов;

в) приостановить локализовать нормативно-правовые акты, не учитывающие сложности экономических, политических, религиозных, национально этнических противоречий, нередко обостряющие кризисную ситуацию;

г) оперативно ввести, принять востребованный обществом, обусловленный социально-экономической ситуацией нормативно-правовой акт.

Теоретически цели правотворчества удается сформулировать достаточно просто. Это - обоснование и совершенствование законодательства, его обновление, изменение. Однако при этом надо учитывать, что определение конкретных целей правотворчества, принятие тех или иных конкретных законов и других нормативно-правовых актов становится ареной острой социальной борьбы, столкновений или компромиссов разных социальных сил, разных политических, экономических интересов. Цели правотворчества в конкретных обществах весьма многообразны - от экологических приоритетов до выражения и закрепления классовых интересов. Но сводить суть правотворчества, как это делалось на предыдущем этапе отечественной теории, только к последнему (право как форма и средство обеспечения интересов господствующего класса) является неверным.

Выделяются следующие этапы законодательного процесса:

·Законодательная инициатива

·Подготовка законопроекта (деятельность рабочих групп, комиссий: выработка концепции, в том числе научно обоснованной, создание текста, правовая экспертиза, пояснительная записка и т.п.)

·Принятие закона (внесение на рассмотрение соответствующей палаты, голосование, принятие простым большинством голосов, квалифицированным - 2/3, 3/4 - от участвующих в голосовании, от всего состава палаты, тайное, открытое, поименное и т.д.)

·Подписание закона (председателем палаты, монархом, президентом, иным главой государства - в соответствии с конституцией, регламентом)

·Опубликование (обнародование) закона (срок, порядок, источник опубликования - официальная газета, ведомости).

Соблюдение этапов законодательного процесса обеспечивает не только появление закона в узком формальном смысле, но и его высокое качественное содержание, его соответствие потребностям законодательного регулирования.

Итак, правотворчество - это деятельность государственных органов по созданию, изменению или отмене нормативно правовых актов.

.2 Классификация правотворчества

Традиционно в отечественной теории права выделяют три вида правотворчества:

) правотворчество компетентных государственных органов;

) «непосредственное правотворчество народа» (референдум);

) санкционирование норм, при котором процесс их создания проходит вне государственных органов.

В правотворчестве (законотворчестве) высших представительных органов главным и самым распространенным видом правотворчества является создание законов парламентами. Механизм законопроектной работы парламентов отличается следующими особенностями:

) ограниченным кругом субъектов законодательной инициативы;

) строгой процедурой прохождения проекта в парламенте;

) последовательной сменой стадий правотворчества;

) множественностью средств юридического реагирования, находящихся в распоряжении законодателя;

) обусловленностью юридического содержания правотворческого акта кругом регулируемых отношений.

Подзаконное правотворчество имеет место в случаях, когда нормы права принимаются и вводятся в действие органами государства, не относящимися к его высшим представительным органам. Акты подзаконного правотворчества необходимы для обеспечения применения закона.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

) правотворчество государственных органов (например, парламента, правительства);

) правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра);

) правотворчество органов местного самоуправления;

) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);

) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество подразделяется на:

) законотворчество - правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой;

) делегированное правотворчество - нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа;

) подзаконное правотворчество - здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций.

Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах.

1.3Основные принципы правотворчества

Соблюдение принципов правотворчества помогает законодателю избегать законотворческих ошибок, снижает вероятность создания неэффективных правовых норм, способствует росту правовой культуры населения и юридических лиц. Итак, принципы правотворчества - это основные начала осуществления правотворческой деятельности. Вот какие принципы выделяет Алексеев:

.Принцип законности заключается в том, что разработка и принятие нормативно-правовых актов должны происходить с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов.

2.Принцип научности гласит о том, что подготовка и принятие проекта нормативно-правового акта осуществляется с участием представителей разных наук.

.Принцип использования правового опыта подразумевает, что всякий вновь разрабатываемый нормативный акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государств и цивилизации в целом.

.Принцип демократизма позволяет эффективно выявлять истинные стремления и волю народа. Связь с практикой как принцип правотворчества выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве, воспринимать все лучшее, что предлагается правоприменительными органами.

Малько предлагает свою классификацию принципов:

.научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.);

2.профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.);

.законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);

.демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);

.гласность (означает открытость, "прозрачность" правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).

.оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).

Следовательно, принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

Невозможно не согласиться с классификацией Малько. Он достаточно подробно и систематично излагает принципы правотворчество. Но классификация Алексеева тоже имеет место быть.

государственный властный правотворчество законотворчество

2.Законотворчество

.1 Понятие законотворчества

Законотворческий процесс - главная составная часть правотворческого процесса <#"justify">Важнейшим условием осуществления правовой реформы и совершенствования всей системы законодательства являются высокое качество принимаемых нормативных правовых актов и их эффективность в механизме правового регулирования общественных отношений. Качество и эффективность законодательных актов, в первую очередь, достигаются в ходе нормотворческой деятельности государства.

Законотворчество - это деятельность компетентных органов государственной власти, которая представляет собой особую правовую форму осуществления функций государства, состоящую в принятии, изменении или отмене правовых норм. Законотворческая деятельность отличается от других форм деятельности органов государственной власти тем, что здесь устанавливаются общеобязательные правила поведения, адресованные всем субъектам правоотношений. В результате законотворчества нормы права получают свое закрепление в официальных документах - нормативно-правовых актах.

«В этой связи понятия «законотворческий процесс» и «законотворчество» не являются тождественными. Законотворческий процесс - это строго регламентированная деятельность, осуществляемая в соответствии с конституционно закреплёнными правилами. Что касается законотворчества, то оно рассматривается как более узкое понятие, имеющее познавательный характер и проявляемое на ранних стадиях законотворческого процесса».

Важнейшей задачей государства в области законодательной деятельности является приведение всей системы законодательства в соответствие конституционным и международно-правовым стандартам обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, установление правопорядка и законности. Содержательный аспект законотворческой деятельности государства состоит в установлении и возведении в ранг законодательных актов принципов и норм права.

Законодательная деятельность занимает важнейшее место в механизме правового регулирования и управления обществом. Культура и уровень законотворческого процесса, а соответственно и качество принимаемых нормативно-правовых актов - это показатель цивилизованности общества и демократичности государства.

Законотворчество как деятельность соавторского коллектива по созданию будущего закона предполагает наличие определённых требований, которым должен подчиняться весь процесс создания закона. Однако законотворческая деятельность находится в постоянном процессе самовоспроизведения. Меняются авторы, тексты, с которыми они работают, правовые отношения и ситуации, происходят социокультурные трансформации, но в течение достаточно продолжительного периода сохраняются определённые инварианты, унифицирующие законотворческую соавторскую деятельность. Эти программы нигде не записаны. Но каким образом они существуют? Модель законотворчества как система правил и образцов может быть содержательно интерпретирована в рамках теории социальных эстафет, разработанной М.А. Розовым.

Говоря о качестве законодательного материала и о качестве правового регулирования в целом, нельзя не сожалеть о том, что после советской философии права, которая была рьяно всеми отвергнута, фактически не появилось иной. Представление о том, что важнее - общественные отношения или право как регулятор этих отношений, весьма размыто. «К сожалению, у многих коллег из законодательных органов возникает ощущение, что как только закон будет принят, все проблемы мгновенно будут решены. Однако это вовсе не так, ведь если закон глупый, непродуманный и никому не нужный, жизнь сломает его или будет его игнорировать».

Таким образом, законотворчество необходимо рассматривать как особый вид творчества, как регламентированную деятельность.

2.2Стадии законотворчества

Появлению закона предшествует специальная процедура - предварительная деятельность по подготовке законодательного текста, которая характеризуется сложным поэтапным творческим процессом создания текста будущего закона. Законотворческая деятельность, будучи регулированной правом, характеризуется строгой последовательностью определённых действий по созданию закона и выражается в законотворческом процессе как юридической форме.

Законотворческий процесс - это специальная юридическая процедура, отличающаяся своим особым статусом, продолжительностью и наличием нескольких стадий, как правило, четырёх:

) законодательная инициатива;

) рассмотрение (обсуждение) текста законопроекта в законодательном органе;

) принятие законопроекта в качестве закона;

) подписание и обнародование закона.

Под законодательной инициативой понимается деятельность компетентных органов государственной власти и должностных лиц по внесению в законодательный орган предложения об издании нормативно-правового акта или же подготовленного законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы. Право законодательной инициативы означает, что законопроекты и законопредложения, вносимые субъектами этого права, законодательный орган обязан рассматривать независимо от того, будут они приняты или нет.

Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго определен в Конституции РФ.

В соответствии с Конституцией РФ (ст.104) право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Перед внесением законопроекта в законодательный орган проводится большая работа по его подготовке. Принимается решение о подготовке законодательного акта и разрабатывается общая концепция будущего закона.

Необходимо четко определить, имеется ли в действительности проблема, требующая принятия законодательного акта, и каков при этом должен быть объем правового регулирования. После этого осуществляется подготовка проекта нормативно-правового акта.

Согласно Регламенту Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации право законодательной инициативы осуществляется путем внесения в Государственную Думу:

а) проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов;

б) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР;

Вносимый законопроект в соответствии с Регламентом должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к его оформлению. После регистрации этот законопроект передается для предварительного рассмотрения в один или несколько комитетов согласно их предметной компетенции. Завершением стадии законодательной инициативы является решение вопроса о включении проекта закона в повестку дня очередного заседания Государственной Думы.

Обсуждение законопроекта - это весь процесс его рассмотрения законодательным органом, определяемый Конституцией Российской Федерации и Регламентами Государственной Думы и Совета Федерации. На этой стадии заслушиваются доклад о законопроекте, выступления депутатов, вносятся поправки в проект. После предварительного рассмотрения законопроекта в комитетах его выносят на рассмотрение Государственной Думы.

Процедура официального рассмотрения и принятия федеральных законов осуществляется в трех чтениях, после каждого из которых Государственная Дума своим постановлением решает, принять или отклонить законопроект. Законопроект становится федеральным законом после того как будет принят Государственной Думой в третьем чтении.

При рассмотрении законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции и общепризнанным принципам и нормам международного права, рассматриваются его актуальность и практическая значимость, соответствие содержания законопроекта предмету регулирования соответствующих общественных отношений. При втором чтении проводится обсуждение законопроекта с внесенными поправками и решается вопрос о принятии проекта за основу. В третьем чтении проводится только голосование законопроекта для принятия его в качестве федерального закона.

Закон считается принятым, когда он получает установленное Конституцией большинство голосов от общего числа депутатов. Законы Российской Федерации принимаются раздельным голосованием по палатам законодательного органа. Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Одобренный Советом Федерации федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. Эта стадия определяет порядок опубликования и вступления закона в силу. В соответствии с Конституцией принятый федеральный закон подписывает Президент Российской Федерации и обнародует его. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней со дня их подписания Президентом Российской Федерации и вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Официальным опубликованием, согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», считается первая публикация полного текста федерального закона в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

На территории Российской Федерации применяются только те законы, которые официально опубликованы, т. е. пока закон не будет официально опубликован, он не может вступать в силу, а следовательно, не может и применяться.

2.3Юридическая техника

Эффективность юридических норм как раз и зависит от качества принимаемых законодательных актов, что достигается с помощью соответствующих правил и приемов законодательной техники. Без совершенного механизма законодательной техники трудно обеспечить объективность и устойчивость существующих законов, их социальную ценность.

Совокупность правил, методов и средств, используемых при издании и систематизации нормативных правовых актов в законотворческом процессе, называется юридической техникой. Уровень юридической техники свидетельствует о юридической культуре и совершенстве нормотворческого процесса.

К основным приемам и средствам юридической техники можно отнести: юридические конструкции и фикции, законодательные оговорки, отсылки и примечания, правовые дефиниции и понятия.

При издании юридических норм большое значение имеют их правильная формулировка и изложение в тексте закона. Юридические понятия и термины должны быть точными и ясными, чтобы не было двусмысленности и истинный смысл не расходился с текстуальными формулировками. Юридическая терминология представляет собой словесное обозначение определенных понятий, используемых законодателем при нормотворческой деятельности.

К средствам юридической техники также относятся юридические конструкции - построение норм права по особому типу связей составляющих его элементов (например, состав преступления). При издании кодифицированных нормативно-правовых актов выделяют Общую и Особенную части. Первичным элементом структуры текста закона является статья с подразделениями на пункты и части. Статьи объединяются в главы и разделы.

Законодательная техника используется на всех стадиях жизнедеятельности закона: в процессе разработки первоначального варианта законопроекта, в ходе его обсуждения и рассмотрения, при оформлении и принятии закона, в процессе его толкования и реализации.

Вся совокупность правовых норм, образующих систему права, требует единства, согласованности и логической последовательности их изложения. А это возможно только при наличии эффективно разработанного юридического механизма законотворческой техники, регламентирующей все стадии принятия нормативно-правовых актов. Поэтому представляется целесообразным принятие специального закона о нормативных правовых актах, который определил бы единый порядок и необходимое единообразие в работе органов, готовящих и утверждающих законопроекты. Такой закон обеспечил бы самые высокие требования к содержанию и обоснованности нормативно-правовых актов. Нормативное закрепление в федеральном законе важнейших аспектов нормотворческой процедуры, связанных с порядком подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования нормативных правовых актов, позволит совершенствовать всю систему законодательной деятельности государства.


Заключение

Итак, реализация правотворческой политики в РФ складывается из практической деятельности субъектов гражданского общества и органов государственной власти в области нормативно-правового регулирования социальных отношений.

В основе этого лежат принципы активного участия социальных структур в процессах разработки и практического осуществления данного вида правовой политики, общественного контроля над деятельностью государственных органов и должностных лиц в правотворческой сфере.

Эффективность механизма реализации правотворческой политики обусловлена как его внутренними качественными характеристиками, так и влиянием множества факторов социальной жизни, непосредственно не связанных с целенаправленным управленческим воздействием.

В итоге с момента своего появления позитивное право всегда было, есть и, по-видимому, будет главным регулятором общественных отношений. А в отношении юридического позитивизма вряд ли можно признать обоснованность суждения о его полной несостоятельности в нынешних условиях.


Список используемых источников и литературы

Источники:

А) нормативно-правовые акты

.Конституция Российской Федерации 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014)// Собрание законодательства РФ.- 2014. - №31. - ст.4398.

2.Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти: Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ (ред. от 21.02.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 42. - ст. 5005

.О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: Федеральный закон от 14.06.1994 №5-ФЗ (ред. от 25.12.2012)// Собрание законодательства РФ. - 1994. - №8. - ст. 801.

Литература:

1.Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-еизд./под редакцией Венгерова А.Б. М.: Юриспруденция, 2000. 528 с.

2.Теория государства и права: учебник / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 2004. 242 с.

.Теория государства и права: Учебное пособие/ под ред. Григорьева И.В. Тамбов: ТГТУ, 2009. - 304с

.Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999. 367 с.

.Концепция правотворческой политики в Российской Федерациии (проект) / Разраб. А.В. Малько, А.П. Мазуренко. - М.: МГЭИ, 2011. - 385 с.

.Жукова М.Е. Законотворчество как социальная эстафета/М.Е. Жукова// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки.-2011.-№3.-С. 72.

.Михеева Л.Ю. Законотворчество и правовое государство / Л.Ю. Михеева // Гражданское общество и правовое государство.- 2015.- №1.- с. 18.

Похожие работы на - Законотворчество и правотворчество Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!