Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров в организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    279,65 Кб
  • Опубликовано:
    2017-10-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров в организации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Уральский государственный экономический университет





КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Юридическая служба в организации»

на тему: Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров в организации











Екатеринбург 2017 г.

Содержание

трудовой спор юрист комиссия

Введение

. Теоретические основы рассмотрения индивидуальных трудовых споров

.1 Индивидуальные трудовые споры: понятие и классификация

.2 Исторический аспект возникновения и эволюции индивидуальных трудовых споров

. Особенности и порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в организации

.1 Порядок действий юриста в процессе разрешения индивидуальных трудовых споров

.2 Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан на труд, а также способы реализации данного права, которые отражают уровень развития общества. В современном российском государстве реализация конституционных прав на труд может осуществляться в различных формах и способах. Основные права на труд закрепляются в статье 37 Конституции РФ.

Также, российское законодательство признает право граждан на коллективные и индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Исходя из данных положений, общепризнанных принципов и норм международного права, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними, происходит в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ). ТК РФ содержит специальный раздел XIII «Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права». Глава 60 «Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров» регулирует непосредственно порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

Нормы этого института трудового законодательства предусматривают защиту прав работников и работодателей как при помощи особых органов, созданных специально с целью разрешения трудовых споров, так и в суде.

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена возникновением трудовых споров, которые вытекают из трудовых правонарушений, когда происходит неисполнение трудовых обязанностей сторон договора. Таким образом, происходит нарушение прав. Разногласия между работником и работодателем зачастую перерастают в индивидуальные трудовые споры.

Объектом исследования выступают общественные отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров.

Предметом курсовой работы являются положения современного, а также действующего законодательства и судебная практика, непосредственно связанные с рассмотрением индивидуальных трудовых споров и роль юриста в указанном процессе.

Основной целью данной работы является рассмотрение принципов разрешения индивидуальных трудовых споров.

В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи:

) рассмотреть историю возникновения и развития индивидуальных трудовых споров, порядок и принципы их рассмотрения;

) изучить понятие и виды индивидуальных трудовых споров;

) проанализировать порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам;

) рассмотреть специфику действий юриста в процессе разрешения индивидуальных трудовых споров.

При написании данной курсовой работы были использованы следующие методы: анализ, сравнение и синтез, историко-правовой, системный и др. В процессе написания курсовой работы, был проведен анализ и сравнение нормативно-правовых актов в РФ, была использована судебная практика, а так же использованы материалы научной и учебной литературы.

Структура и объем работы определены содержанием темы, целью и задачами исследования. В этой связи работа состоит из двух основных глав, введения, заключения, списка литературы.

1. Теоретические основы рассмотрения индивидуальных трудовых споров

.1 Индивидуальные трудовые споры: понятие и классификация

Главной целью разрешения индивидуальных трудовых споров является защита трудовых прав граждан. В науке трудового права посвящено множество исследований данному институту. Но, несмотря на это, данная проблема еще недостаточно изучена и требует рассмотрения вопросов о защите трудовых прав, ее форм и способов. Для этого обратимся к мнениям, которые приводят ученые, а также действующему законодательству и судебной практике.

Ключевым словом в рассмотрении данного вопроса является термин «спор». В толковом словаре Д.Н. Ушакова: «Спор - это взаимное пререкание словесное (устное или письменное) состязание, в котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, доказывая свою правоту»[35, с. 98].

Право граждан на индивидуальные и коллективные трудовые споры законодательно закреплено в части 4 статьи 37 Конституции РФ.

В ТК РФ институту рассмотрения индивидуальных трудовых споров посвящена глава 60 «Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров». Непосредственно понятие индивидуального трудового спора закреплено в статье 381 ТК РФ:

Индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Из данного положения следует, что сторонами индивидуального трудового спора являются работник и работодатель. Под работником понимается физическое лицо, которое желает заключить трудовой договор, но ему в этом отказано, состоит в трудовых отношениях, либо ранее состояло в этих отношениях с работодателем.

«В законодательной формулировке отражено то, что возникновению индивидуального трудового спора предшествуют переговоры сторон трудового правоотношения, т.е. необходимость урегулировать возникшие разногласия, что определено в понятии «Индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником...». Урегулирование возникших разногласий предусмотрено частью 2 статьи 385 ТК РФ» [29, с. 37].

Трудовой спор приобретает юридическое значение после подачи заявления о нарушении в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. До этого момента, разногласия, которые возникли между сторонами трудового договора, нельзя назвать трудовым спором. По мнению Курбанова Р.А.: «Индивидуальный трудовой спор - это переданное на рассмотрение органа по рассмотрению трудовых споров разногласие (конфликт) между работником и работодателем, связанное с осуществлением работником его трудовых функций и неурегулированное в обычном порядке» [38, с. 105].

Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров имеет ряд основных принципов, а также различается по кругу вопросов.

«Выделяются подвиды индивидуальных трудовых споров:

) по вопросам переводов на другую работу;

) об оплате труда;

) о гарантиях и компенсациях;

) по вопросам рабочего времени;

) по вопросам полагающегося отдыха;

) по вопросам дисциплины труда и дисциплинарных взысканий;

) по вопросам материальной ответственности работника, за ущерб, причиненный им организации;

) по вопросам охраны труда;

) по вопросам увольнения» [31, с. 161].

В статье 382 ТК РФ дается перечень органов осуществляющих рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров:

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Но ситуация с отдельными категориями работников несколько другая. Трудовые споры в таких делах регулируются дополнительными нормативными актами.

Буянова М.О. утверждает, что: Для отдельных категорий работников установлен особый порядок рассмотрения трудовых споров. Так, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 22 июля 2004 года устанавливает особый порядок рассмотрения споров государственных гражданских служащих по вопросам перевода на другую работу, наложения дисциплинарных взысканий комиссией по служебным спорам и судом[23, с. 68].

Как в любом правоотношении, в трудовых спорах существуют сроки для обращения за защитой своих прав. Они закрепляются статьями 386 и 392 ТК РФ. Статья 386 ТК РФ регулирует срок обращения в комиссии по трудовым спорам, который установлен в три месяца с того дня, когда сторона узнала о нарушении права. В статье 392 ТК РФ устанавливается срок обращения по рассмотрению индивидуальных трудовых споров в суде по различным видам правонарушений в отдельности.

Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Рассмотрение споров каждым приведенным органом происходит при соблюдении определенного порядка, который представлен в главе 60 ТК РФ. Если будут нарушены положения ТК РФ, то рассмотрение индивидуального трудового спора будет невозможным.

Предметом при рассмотрении и разрешении индивидуальных трудовых споров могут быть различные вопросы, вытекающие из трудовых правоотношений. В современной практике возникают споры по вопросам применения трудового законодательства и иных норм трудового права, а также трудового и коллективного договора, соглашения, либо локального нормативного акта, например, связанного с изменением индивидуальных условий труда работника. Приведем пример трудового спора из судебной практики Верховного Суда РФ, который рассматривается в рамках института индивидуальных трудовых споров, а именно в вопросах оплаты труда и заключения дополнительных соглашений к трудовому договору работника.

Так, «X. обратилась в суд с иском к ООО «Водоканал» (работодателю) об установлении месячной тарифной ставки в соответствии с отраслевым тарифным соглашением, возложении обязанности заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, взыскании недоначисленной заработной платы. В обоснование заявленных требований истец указала на то, что с 01 сентября 2010 года работает у ответчика, помимо обязанностей по основной должности выполняет работу, соответствующую функциональным обязанностям по другой должности, однако дополнительная оплата за увеличенный объем работ ответчиком не производится. В нарушение действующего Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2008 - 2014 годы (далее - Отраслевое тарифное соглашение), которым предусмотрена минимальная тарифная ставка рабочего первого разряда в размере не ниже 4 200 руб. и начисление на нее отраслевого тарифного коэффициента 1,4, расчет заработной платы производился в меньшем размере, а отраслевой коэффициент работодателем никогда не начислялся. Истец полагала, что поскольку работодатель в установленном порядке не отказался от присоединения к отраслевому соглашению, то оно распространяет свое действие на него и он обязан его исполнять. Решением суда исковые требования удовлетворены частично. С работодателя в пользу X. взыскана недоначисленная заработная плата. На ответчика возложена обязанность заключить с X. Дополнительное соглашение к трудовому договору о поручении дополнительных работ с установлением ежемесячной доплаты в размере 30 % от фактически отработанного времени и производить начисление заработной платы X. из расчета минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, умноженной на тарифный коэффициент».

В данном случае удовлетворены требования работника и спор приобретает юридическое значение, так как защита трудовых прав происходит в судебной инстанции, а не регулируется между работником и работодателем лично. Данная категория дел входит в систему индивидуальных трудовых споров и рассматривается в рамках гражданского судопроизводства с применением норм трудового законодательства. В соответствии со статьей 20 ТК РФ, субъектами спора являются работник - Х., с одной стороны и работодатель - ООО «Водоканал». Работник состоит в трудовых отношениях с данной организацией[19, с. 42].

Из вышесказанного следует, что индивидуальные трудовые споры - нередкое явление в трудовом праве. Принципы рассмотрения таких споров регулируются ТК РФ и иными федеральными законами. Порядок рассмотрения дел в судах регулируется гражданским процессуальным законодательством РФ. Большое значение для рассмотрения индивидуальных трудовых споров имеет судебная практика.

Развитие трудового законодательства в России позволило усовершенствовать институт рассмотрения индивидуальных трудовых споров, путем принятия множества кодифицированных актов и положений. Для каждого исторического этапа характерны определенные изменения в положениях по разрешению индивидуальных трудовых споров, так как политика и экономическая ситуация в стране изменялась и требовала внесения изменений. С каждым годом, число обращений за разрешением индивидуальных трудовых споров растет. Это обусловлено переходом плановой экономики к рыночной системе хозяйствования. На современном этапе, существуют масса трудовых споров. Возможно, некоторые изменения ТК РФ помогут избежать множества индивидуальных трудовых споров.

1.2 Исторический аспект возникновения и эволюции индивидуальных трудовых споров

После Октябрьской революции 1917 года большевики отменили законы, существовавшие до этого времени и начали формировать новую систему законодательства, в том числе и трудового. 18 мая 1918 года был принят Декрет Совета Народного комиссариата РСФСР «Об инспекции труда», который создает инспекцию труда, осуществляющую контроль за исполнением законов о труде. Начинает свое распространение коллективный договор.

«В декабре 1918 года был принят Кодекс законов о труде - первый относительно широкий и комплексный по содержанию акт советского трудового законодательства, своего рода конституция труда, положившая начало череде последующих кодификаций этого законодательства и заложившая основу дальнейшего развития советского трудового права» [24, с. 95].

Следует заметить, что КЗоТ 1918 года не содержал института индивидуальных трудовых споров. Существовали лишь отдельные положения, регулирующие порядок обращения граждан за защитой своих трудовых прав. Такие споры разрешались в административном порядке.

«Как видно из КЗоТ 1918 года, индивидуальные трудовые споры подлежали рассмотрению административными органами либо профсоюзами. Рассмотрение и разрешение конфликтов в административном порядке являлось основной формой защиты прав трудящихся» [24, с. 98].

Далее 14 ноября 1919 году был принят еще один Декрет Совета Народных комиссаров РСФСР «О рабочих дисциплинарных товарищеских судах», который создал товарищеские суды.

«Декрет СНК от 14 ноября 1919 года предусматривал создание рабочих дисциплинарных товарищеских судов из представителей органов управления, профсоюзов и фабрично-заводских комитетов, призванных рассматривать дела о нарушениях трудовой дисциплины. Эти суды наделялись правом применять к нарушителям самые суровые наказания» [24, с. 98].

В марте 1921 года в Москве состоялся X съезд РКП (б). Он ознаменовал переход к новой экономической политике (НЭП). За данным событием последовало принятие нового законодательного акта о труде - КЗоТ РСФСР 1922 года, который был принят Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) от 09 ноября 1922 года. Новый КЗоТ создал основные нормативные институты трудового права и установил порядок рассмотрения и разрешения трудовых споров, дополнив уже существовавшие акты СНК и НКТ.

«В 1923 - 1926 годы была сформирована так называемая трудовая прокуратура, к функциям которой относились, в частности, возбуждение судебного преследования против должностных и частных лиц за нарушение законов о труде; надзор за производством дознаний и следствий по трудовым делам; возбуждение вопроса о пересмотре трудовых дел; общий надзор за законностью действий и распоряжений государственных учреждений и должностных лиц, включая отделы труда и инспекции труда» [28, с. 100].

В период с 1922 по 1928 годы было принято множество нормативных актов, которые дополняли КЗоТ РСФСР 1922 года, тем самым были внесены изменения в порядок рассмотрения трудовых споров. Одним из таких актов стали «Правила о примирительно-третейском и судебном рассмотрении трудовых конфликтов» от 29 августа 1928 года, которые были утверждены Постановлением ЦИК и СНК СССР. В данных правилах были закреплены виды трудовых разбирательств: судебные, примирительно-третейские и административные. Также, для исполнения данного постановления существовали «Положение о расценочно-конфликтных комиссиях»12, «Положение о примирительных камерах и третейских судах для разрешения трудовых конфликтов». Но данные правила содержали общие положения организации и деятельности трудовых сессий народного суда. В конце 20-х годов XX столетия КЗоТ 1922 года утратил свою актуальность, так как экономика принимала уже другие обороты. Политика НЭПа уже закончила своё развитие. Новый этап развития трудового законодательства начинается в конце 50-х годов XX века. Отныне рассмотрение трудовых споров регулировалось Указом ПВС СССР от 31 января 1957 года14. Данное положение вносило некоторые изменения в систему индивидуальных трудовых споров. В частности для предприятий, учреждений и организаций вводились комиссии по трудовым спорам, совместно с фабрично-заводскими местными комитетами.

«На всех предприятиях (в учреждениях и организациях) должны были создаваться комиссии по трудовым спорам (КТС) из равного числа представителей администрации и ФЗМК. КТС были первичными органами по рассмотрению исковых споров между работниками и администрацией (по вопросам увольнений и перевода на другую работу, установления норм выработки, оплаты сверхурочных работ, брака, простоя и т. п.). Решения КТС могли быть обжалованы в ФЗМК, а постановления последнего - в народный суд. Как и в прежнем законодательстве, трудовые споры работников, занимавших должности, указанные в особом перечне, рассматривались вышестоящими в порядке подчиненности органами».

«Органами, уполномоченными рассматривать трудовые споры, являются комиссии по трудовым спорам; профсоюзный комитет предприятия, учреждения, организации; народный суд» [24, с. 102].

В период с 1960 по 1980 год был принят уже третий законодательный акт, касающийся трудовой деятельности - Закон «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде» от 15 июля 1970 года, который был одобрен Верховным Советов СССР. Данный закон стал первым за все советское время, кодифицированным общесоюзным актом о труде, который включал в себя все основополагающие принципы и нормы регулирования труда рабочих и служащих. Он вступил в силу с 01 января 1971 года, сформировав при этом систему советского трудового законодательства, которая обеспечивала единство и развитие трудовых норм на территории всего СССР. Было внесено множество изменений, которые улучшали положение работников и предоставляли массу правовых гарантий трудящимся. Новое трудовое законодательство 1970 года было более совершенным и далее перешло в основу современного ТК РФ. На сессии Верховного Совета РСФСР, которая состоялась 09 декабря 1971 года, был принят Кодекс законов о труде, вступивший в силу с 01 апреля 1972 года. КЗоТ дополнил и конкретизировал положения Основ законодательства о труде. Данный кодекс действовал в течение трёх десятилетий до принятия Трудового Кодекса РФ и впоследствии изменялся внесением поправок и дополнений.

КЗоТ РСФСР 1971 года содержал Главу XIV «Трудовые споры» и предусматривал следующий порядок рассмотрения трудовых споров. Органами, рассматривающими трудовые споры, в соответствии со статьей 201 КЗоТ РСФСР 1971 года являлись комиссии по трудовым спорам (далее - КТС); фабричные, заводские, местные комитеты профессиональных союзов (далее - ФЗМК); районные (городские) народные суды (далее - суды). Порядок рассмотрения трудовых споров в КТС и ФЗМК, помимо КЗоТ РСФСР 1971 года, регулировался Положением «о порядке рассмотрения трудовых споров», утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1974 года и содержавшим нормы, определяющие порядок создания и компетенцию КТС, порядок рассмотрения трудовых споров в КТС, порядок исполнения решений и другие; а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах - Положением о порядке рассмотрения трудовых споров и Гражданским процессуальным кодексом РСФСР от 11 июня 1964 года.

«Еще до распада Советского Союза в марте 1991 года был принят Закон СССР «О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров», заменивший Положение о порядке рассмотрения трудовых споров 1974 года. По сравнению с Положением 1974 года в Законе 1991 года появились следующие новшества. Изменился порядок формирования КТС на предприятиях: они стали рассматриваться как органы трудового коллектива и избираться общим собранием трудового коллектива предприятия, учреждения, организации (подразделения) с числом работающих не менее 15 человек. Для обращения в КТС был установлен срок давности - три месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (в Положении 1974 года давностный срок отсутствовал). Максимальная оплата за вынужденный прогул в связи с незаконным увольнением увеличилась с трехмесячного до годового среднего заработка. Были ликвидированы перечни категорий работников, трудовые споры которых рассматривались в порядке подчиненности, однако предусматривалось, что споры руководящих работников, избираемых, утверждаемых или назначаемых на должности высшими органами государственной власти и управления СССР, рассматриваются вышестоящими органами государственной власти и управления».

Изменения, которые произошли в экономике и политическом строе российского общества, повлекли за собой необходимость внесения существенных изменений в КЗоТ РСФСР 1971 года. За этим последовало принятие Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», который поменял почти треть статей КЗоТ. Но постсоветское время требовало создания нового трудового законодательства, которое не препятствовало бы развитию современного общества. «Глава XIV КЗоТ РСФСР 1971 года «Трудовые споры» была изложена в новой редакции. Изменился состав органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры: из них были исключены профсоюзные комитеты предприятий; остались две инстанции: КТС и суд. В соответствии с новой редакцией КТС стала избираться общим собранием (конференцией) трудового коллектива, а не формироваться, как это предусматривалось ранее, из равного числа представителей профсоюзного комитета и администрации предприятия. В соответствии с новыми правилами КТС принимала решения большинством голосов присутствовавших на заседании членов, а не по соглашению между представителями профсоюзного комитета и администрации. Член КТС, не согласный с решением большинства, был обязан подписать протокол заседания КТС, но не лишался права изложить в нем свое особое мнение. В отличие от прежнего порядка, решение КТС могло быть обжаловано в суд, как заинтересованным работником, так и администрацией. Были внесены изменения в порядок исполнения решений КТС. Если ранее они исполнялись в принудительном, порядке на основании специального удостоверения, выдаваемого профсоюзным комитетом, то теперь удостоверение, имевшее силу исполнительного листа, могла выдавать сама КТС. В новой редакции кодекса был расширен круг трудовых споров, подлежавших рассмотрению непосредственно в суде. К ним были отнесены: споры по заявлениям работников предприятий, где КТС не избиралась или почему-либо не была создана; споры работников о восстановлении на работе независимо от основания прекращения трудового договора (ранее такие споры непосредственно в суде рассматривались лишь в случаях, когда увольнение было произведено по инициативе администрации); споры об отказе в приеме на работу лиц, приглашенных в порядке перевода из другого предприятия, и ряда других лиц, с которыми администрация была обязана в соответствии с законодательством заключить трудовой договор. Из Кодекса была исключена норма, согласно которой жалобы, поданные по истечении одного года с момента вступления в законную силу решения суда об отказе в восстановлении на работе, рассмотрению не подлежат, поскольку была объявлена постановлением Конституционного Суда РФ от 23 июля 1992 года антиконституционной» [27, с. 78].

Также, Законом РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 КЗоТ РСФСР 1971 года был переименован в Кодекс законов о труде Российской Федерации. Далее в КЗоТ РФ почти каждый год вносились изменения и дополнения принятием федеральных законов. С 01 февраля 2002 года в связи с принятием ТК РФ утратил силу КЗоТ РФ 1971 года. В настоящее время, действующим нормативным актом, регулирующим трудовые правоотношения, является ТК РФ от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ В современный ТК РФ были внесены существенные изменения в 2006 году, Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Указанным законом была несколько изменена глава 60, которая касается рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Например, в статье 384 ТК РФ был установлен десятидневный срок для направления в комиссию по трудовым спорам представителей работодателем или представительным органом работников, исчисляемый с момента получения предложения от другой стороны о создании КТС. Также были внесены поправки в статью 391 - положение о рассмотрении индивидуальных трудовых споров работников религиозных организаций непосредственно в судебном порядке (однако такое положение существовало и в прежней редакции в статье 348 указанного документа).

Путем анализа трудового законодательства с 1918 года было рассмотрено развитие института индивидуальных трудовых споров. Путем принятия множества норм, законодательство, регулирующее рассмотрение индивидуальных трудовых споров совершенствовалось.

Историю и развитие индивидуальных трудовых споров условно можно разделить на семь этапов:

. Период военного коммунизма (1918 - 1921 годы) - судебная защита при возникновении коллизий в сфере трудовых отношений практически отсутствовала, и трудовые споры разрешались преимущественно в административном порядке.

. Период Новой Экономической Политики (НЭП) (1922 - 1940 годы) - выделение норм, регулирующих рассмотрение индивидуальных трудовых споров, в качестве самостоятельного института трудового права в России. Был принят ряд нормативных актов, существенно дополнивших КЗоТ РСФСР 1922 года и внесших новшества в порядок рассмотрения трудовых споров.

. Послевоенный период (1950 - 1960 годы) - Вносились определенные изменения в существовавшую ранее систему организации и порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров. На всех предприятиях (в учреждениях и организациях) должны были создаваться комиссии по трудовым спорам (КТС) из равного числа представителей администрации и ФЗМК.

. Период «развитого социализма» (1960 - 1980 годы) - трудовое законодательство, связанное с рассмотрением индивидуальных трудовых споров, совершенствовалось. Был принят КЗоТ 1971 года, который содержал главу «Трудовые споры». Институт рассмотрения трудовых споров был представлен в более уточненном виде.

. Период «перестройки» (1980 - 1991 годы) - В этот период были приняты последние в советской истории законы СССР о труде, стремившиеся, хотя и безуспешно, решить назревшие и чрезвычайно острые вопросы в области трудовых отношений. В марте 1991 года был принят Закон СССР «О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров», заменивший Положение о порядке рассмотрения трудовых споров 1974 года.

. Постсоветский период (1991 - 2001 годы) - Глава XIV КЗоТ РСФСР 1971 года «Трудовые споры» была изложена в новой редакции. Изменился состав органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры: из них были исключены профсоюзные комитеты предприятий; остались две инстанции: КТС и суд.

. Современный период (2001 - 2017 годы) - Принятие ТК РФ в 2001 году, который содержит главу 60 «Рассмотрение индивидуальных трудовых споров» [29, с. 43].

. Особенности и порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в организации

.1 Порядок действий юриста в процессе разрешения индивидуальных трудовых споров

Зачастую работникам при возникновении трудовых споров очень сложно разобраться во всех тонкостях и процессуальных вопросах института разрешения индивидуальных трудовых споров. Поэтому чтобы обеспечить защиту своих трудовых прав и законных интересов приходится прибегать к помощи профессионального адвоката по трудовым спорам.

Положения Гражданско-процессуального кодекса России о представительстве в суде, а так же нормы Трудового кодекса предоставляют участникам трудового спора возможность использования представительства своих интересов в суде и других юрисдикционных органов.

Профессиональный адвокат по трудовым спорам, если им все же осуществляется юридическая помощь конкретному лицу, наделяется всеми процессуальными правами этого лица. Первым органом, где адвокат по трудовым спорам имеет возможность отстаивать права и интересы представляемого лица, является Комиссия по трудовым спорам. Адвокат имеет право исследовать все обстоятельства дела, включая поиск необходимых доказательств, с помощью которых можно принять выгодное для представляемого лица решения. Однако КТС в силу своей зависимости от собственника или уполномоченного им органа имеет низкую эффективность по объективному разрешению индивидуальных трудовых споров.

Следующим органом, где адвокат по трудовым спорам имеет право представлять интересы стороны трудового спора, является суд. Адвокат имеет возможность не только составлять исковое заявление, но и участвовать в процессе судебного разбирательства по существу дела. А именно: представлять доказательства, заявлять ходатайства, выражать отводы, изменять исковые требования или отказаться от иска (по требованию представляемого лица).

Юрист по трудовым спорам начинает работу с выяснения всех обстоятельств дела о защите трудовых прав. За этим следует подготовка обширной консультации, куда входят рекомендации максимально выгодного поведения человека в различных ситуациях. Во время трудовых консультации с юристом проясняются нарушения закона, которые были допущены по отношению к человеку, правовые нормы, регулирующие этот вид отношений, а также рекомендации касательно вариантов быстрого и правильного разрешения данного спора.

Когда закончено изучение предоставленной клиентом или истребованной по особым запросам документации, юрист подвергает ее правовому анализу и определяет нарушения, которые допущены во время оформления документов.

В качестве примера можно привести правовое заключение юриста по вопросу о размере договорной выплаты работнику премии по итогам года (Приложение А.)

На следующем этапе проводятся предварительные переговоры с работодателями по мирному урегулированию конфликта, то есть без обращения в судебные органы. Юрист предпринимает максимально возможные меры по разрешению конфликта без судебного разбирательства, с наименьшими денежными расходами.

В случае нежелания противоположной стороны решать проблему мирным путем юрист начинает готовить полный комплект юридически значимой документации. Также он от имени доверителя обращается в судебные органы, трудовую инспекцию или прокуратуру. После всех предпринятых действий юрист присутствует на судебных заседаниях, заявляет ходатайства, предъявляет доказательную базу для достижения положительных результатов в наиболее сжатые сроки.

Стоит отдельно обозначить, что имеет большое значение соблюдение условий по рассмотрению трудового спора. В частности, соблюдение сроков исковой давности является определяющим фактором в предоставлении судебной и иной (КТС) защиты трудовых прав участников трудовых правоотношений. Так, общий срок исковой давности по разрешению индивидуальных трудовых споров составляет три месяца с того момента, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своих трудовых прав. Однако, по некоторым делам имеются исключения из общего правила, в частности по спорам об увольнении закон устанавливает месячный срок подачи исковых требований в суд; по делам о материальной ответственности работников - 1 год, а для обжалования решения КТС - 10 дней.

Таким образом, для адвокатов и специалистов в области права предоставлены широкие возможности по защите и отстаиванию трудовых и процессуальных прав работников в различных компетентных органах.

.2 Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам

Возникновение индивидуальных трудовых споров обусловлено низкой правовой культурой сторон трудового договора. Но зачастую, трудовые споры возникают вследствие недобросовестного исполнения трудовых обязанностей и незаконных требований работников, либо сознательного нарушения трудового законодательства работодателем. По своему характеру данные споры различны. Один вид споров, связан с нарушением законодательства о труде, индивидуальных договоров и соглашений, а другой, связывают с предъявлением новых требований работниками, либо внесением изменений в существующие трудовые условия. Конкретные виды споров должны рассматриваться в определенных органах, чтобы соблюсти подведомственность.

Рассмотрим один из органов, занимающихся рассмотрением индивидуальных трудовых споров - комиссии по трудовым спорам (далее - КТС).

«Комиссия по трудовым спорам - первичный орган по рассмотрению трудовых споров, возникающих на предприятиях, в учреждениях, организациях (подразделениях), за исключением споров, по которым ТК РФ и другими законодательными актами установлен иной порядок их рассмотрения». Деятельность КТС основано на общих принципах трудового права и регулируется непосредственно ТК РФ в статьях 384 - 390 «КТС является первичным, но не обязательным органом по рассмотрению трудовых споров. Работник вправе обратиться непосредственно в суд по любому трудовому спору, минуя КТС» [32, с. 26].

Но, как правило, рассмотрение трудовых споров начинается в организации путем создания КТС, тем самым сокращая срок разрешения спора. Но если стороны трудовых правоотношений не могут найти взаимовыгодное решение, то спор переходит на рассмотрение в суд по месту регистрации юридического лица.

Весьма эффективным способом рассмотрения индивидуальных трудовых споров при умелом использовании их потенциала могут быть комиссии по трудовым спорам. Комиссия по трудовым спорам является досудебным органом по рассмотрению споров, возникающих между работником и работодателем по абсолютному большинству разногласий между сторонами трудового договора, если, конечно, такая комиссия создана в организации. В соответствии со статьей 384 ТК РФ, КТС образуется по инициативе любой стороны трудового договора из равного числа представителей каждой стороны. Если КТС не создана в организации, то после принятия работодателем или представителем работников письменного заявления о его создании, существует обязанность в десятидневный срок образовать КТС. Также по решению общего собрания членов КТС, может быть создана комиссия в структурных подразделениях. Также КТС имеет свою печать, техническое обеспечение за счет работодателя, председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

КТС организуется на предприятии с числом работающих в ней не менее 15 человек. «Срок полномочий КТС Трудовой Кодекс РФ не определяет. Поэтому возможна ее деятельность на неопределенное (неограниченное) время. Вопрос об изменении состава КТС в ТК РФ не урегулирован» [31, с. 161].

Компетенция комиссии по трудовым спором закреплено в статье 385 ТК РФ. В соответствии с данным положением, КТС рассматривает те споры, которые не удалось урегулировать сторонами трудового договора при непосредственных переговорах, также споры, для которых не установлен иной порядок рассмотрения согласно ТК РФ и иным федеральными законами. «В статье 385 не установлено, какие споры подведомственны КТС, поскольку статья 391 ТК РФ определяет компетенцию судов по рассмотрению трудовых споров, становится очевидным, что все остальные категории споров (кроме тех, по которым установлен в законе специальный порядок) рассматриваются КТС. К таковым относят споры о признании недействительными условий трудового договора; рабочем времени; времени отдыха; об оплате труда; о гарантийных компенсационных выплатах; переводах, перемещениях, изменении существенных условий трудового договора; привлечении работника к дисциплинарной ответственности и т.д.» [38, с. 98].

Как и у любого правоотношения, существует срок обращения в КТС. Данный срок установлен в статье 386 ТК РФ. Законодатель закрепляет за работником право обращения в КТС в течение трех месяцев, со дня, когда узнал, либо должен узнать о нарушении своих трудовых прав. Но существуют случаи, когда обращение в КТС невозможно в силу каких-либо уважительных причин. В таких случаях, возможно восстановление срока обращения. После этого, спор должен быть рассмотрен по существу в комиссии.

Данной статьей закреплено индивидуальное право обращения для работников. «Обращаться в комиссию по трудовым спорам может только работник».

В статье 387 ТК РФ закреплены основные правила рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых спор в КТС. Положениями этой статьи предусмотрена процедура регистрации заявления работника, также дается перечень обязательных позиций для содержания заявления (Приложение В). Все заявления, поданные в комиссию должны быть в двух экземплярах, так как один экземпляр остается в КТС, а другой выдается работнику с отметкой о регистрации.

На заявлении необходимо при регистрации указать Ф.И.О., должность и подпись лица, принявшего его и дату. «Все заявления работников, поданные в КТС, должны быть зарегистрированы в журнале. В нем фиксируются следующие сведения: дата поступления: Ф.И.О., должность, профессия и специальность работника; порядковый номер заявления; предмет спора; требования работника; дата назначения заседания КТС (дата переноса рассмотрения заявления и т.д.)» [39, с. 103].

КТС обязана рассматривать поступившие заявления в десятидневный срок. Спор должен рассматривать в присутствии работника, который подал заявление в КТС, но его отсутствие допускается, но лишь в случаях, когда работник подает письменное заявление об этом. В случае неявки работника, либо его представителя, заседание КТС обязаны отложить. Но, в случаях повторной неявки работника (представителя) без уважительных причин, комиссия вправе принять решение о снятии вопроса с рассмотрения. Но данный факт не лишает работника права на повторную подачу заявления о рассмотрении своего спора, однако, в пределах срока, установленного ТК РФ.

На заседание комиссии допускается приглашать свидетелей и специалистов. Также, по требованию КТС работодатель (организация) обязан предоставить, все необходимые документы, для разрешения спора. Заседание КТС считается правомочным при присутствии ½ представителей, как работника, так, и работодателя.

На заседании КТС ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии. Порядок принятия решения КТС и его содержание законодательно установлены в статье 388 ТК РФ. В соответствии с данной статьей, решение КТС принимается тайным голосованием большинства голосов, которые присутствуют на заседании членов комиссии. В решении КТС указываются: наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя - индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается КТС структурного подразделения организации, - наименование структурного подразделения, фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника; даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора; фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании; существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт); результаты голосования (Приложение Г).

В течение трёх дней со дня принятия решения КТС, работнику и работодателю, либо их представителям обязаны вручить копии решения, которые должны быть подписаны председателем комиссии или его заместителем, а также заверяться печатью комиссии. Если кто-то из членов комиссии не согласен с решением, то он вправе в протоколе при подписании внести свои замечания. Обязательно зафиксировать в протоколе число присутствующих на заседании и членов комиссии, которые голосуют при принятии решения по спору. Решения КТС должны быть основаны законодательством РФ, трудовым договором или дополнительными соглашениями. Решение КТС должно быть точным и категоричным, в случаях, когда это касается денежных требований, обязательно должна указываться точная сумма, которая причитается работнику.

Закон не предусматривает возможности пересмотра решения комиссии. То есть, если в процессе исполнения решения КТС, между сторонами в споре возникают разногласия по вопросам его толкования, комиссия имеет право вынести дополнительное решение, которое дополняет вынесенное решение. Протокол заседания должен подписываться всеми членами комиссии, которые принимали участие в вынесении решения. Если в ходе подписания протокола были какие-либо дополнения и замечания, они должны быть доведены до сведения участников заседания. Копии решения КТС вручаются сторонам спора не позднее трёх дней со дня вынесения решения. Вручение всегда подтверждается расписками, также фиксируется точная дата вручения. Обязательность исполнения решения КТС обеспечивается законодателем в статье 389 ТК РФ. Прежде всего, законодательно установлен срок исполнения - в течение трёх дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

В случаях, когда решение КТС не исполнено, в установленный срок, комиссия выдает работнику удостоверение (Приложение Д), которое является исполнительным документом. За получением указанного удостоверения, работник вправе обратиться в комиссию в течение одного месяца со дня вынесения решения. Если работник не получил удостоверение в установленный срок по уважительным причинам, КТС восстанавливает этот срок. Выдача удостоверения отменяется, если стороны трудового спора обращаются для перенесения рассмотрения трудового спора в суд. В случае утраты удостоверения, возможны выдача дубликата. Решение о выдаче дубликата принимается на заседании КТС, в присутствии сторон трудового спора.

Когда спор не рассмотрен в комиссии по трудовым спорам, возможно обжалование решения КТС и перенесение рассмотрения индивидуального трудового спора в суд, которое регулируется статьей 390 ТК РФ. В случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок, работник имеет право перенести его рассмотрение в суд. Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу. Каждый работник имеет право на рассмотрение его трудового спора в суде, если он не рассмотрен в комиссии по трудовым спорам в десятидневный срок или указанная комиссия была не правомочна рассматривать трудовой спор в связи с тем, что на заседании присутствовало менее ½ числа членов, представляющих стороны и не проведено соответствующего заседания. На это законодатель дает 3 месяца до окончания срока исковой давности, установленного статьей 386 ТК РФ, начало, которого определяется датой, когда работнику стало известно о нарушении его прав.

Учитывая, что статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту и Кодекс не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением - в суд в десятидневный срок 27 со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд (статья 382, часть 2 статьи 390, статья 391 ТК РФ). Стороны трудового спора вправе обжаловать решение КТС в суде, если они полностью, либо частично не согласны с его решением. Установленный срок 10 дней исчисляется со дня вручения копии решения комиссии. Вручение копий решения сторонам спора может происходить в разное время в силу временной нетрудоспособности, пребывания в служебной командировке работника и т.д. Из-за этого начало данного срока может быть в разное время у сторон индивидуального трудового спора. Суд не имеет права отказать в принятии искового заявления по причинам пропуска без уважительных причин срока обжалования решения КТС, так в трудовом законодательстве этого не предусмотрено.

Если причины пропуска срока признаны уважительными, то срок обращения в суд будет восстановлен. В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Таким образом, путем анализа статей 384 - 390 ТК РФ, выявлены некоторые недостатки. ТК РФ не определяет конкретного срока полномочий комиссий по трудовым спорам и возможности изменения состава КТС. Также не указан перечень подведомственных рассмотрению в КТС споров. Право обращения в КТС имеет только работник, для работодателя такого права не предусмотрено. Трудовое законодательство предусматривает только обжалование решения КТС, но не пересмотра решения, а лишь дополнительного разъяснения к принятому решению. В целях достижения объективности в работе и вынесении законных и обоснованных решений КТС должна быть независимой от работодателя. Организационно-техническое обеспечение КТС может осуществлять государственная инспекция по труду Российской Федерации. Финансирование КТС может производиться за счет налога с работодателей, размер которого будет зависеть от количества работающих. Таким образом, разрешится вопрос финансирования. В действующем законодательстве упоминается о необходимости ведения протокола в ходе заседания КТС (статья 387 ТК РФ), при этом не уточняется, что именно должно быть в нем зафиксировано.

Совершенствование законодательства, регулирующего досудебный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, позволит решать трудовые споры в более краткие сроки, чем в судах. Такой порядок необходим в интересах спорящих сторон и судебных органов, так как он будет служить важным фактором предотвращения индивидуальных трудовых споров. Для разрешения выявленных в данном параграфе правовых пробелов, необходимо внести дополнения в статью 384 ТК РФ, которые непосредственно связаны с КТС.

А именно, дополнить статью 384 ТК РФ текстом следующего содержания: «При регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представлять в регистрирующий орган документы, подтверждающие намерение о создании в организации профсоюзных органов или избрании комиссии по трудовым спорам». Зачастую, комиссии по трудовым спорам не создаются в организациях и учреждениях, тем самым растёт количество обращений для рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суды. Работники не имеют правовой защищенности от нарушений законодательства работодателями. В связи с большим количеством таких дел, судьи нарушают гражданское процессуальное законодательство, которое связано со сроками рассмотрения споров. Также нарушаются положения Конституции РФ. Данное дополнение позволить сократить количество трудовых споров в судах и стимулировать работу КТС в организациях. Защита трудовых прав граждан станет эффективнее.

Заключение

В связи с ломкой старых производственных отношений, которые сложились в условиях плановой экономики и в связи с переходом к рыночной системе хозяйствования перед обществом встали проблемы обусловленные противоречиями между интересами работодателей, выраженных в получении максимальной прибыли и интересами работников, заинтересованных в максимальной оплате своего труда и получения благ, предусмотренных трудовым законодательством. Однако реализация всех этих гарантий ложится на работодателей дополнительным финансовым бременем, которое они не желают брать на себя.

Если в государственных организациях Трудовой кодекс РФ в большей части соблюдается, то в коммерческом секторе он практически вообще не работает. На предприятиях малого и среднего бизнеса распространены гражданско-правовые отношения, так как это удобно работодателю (нет необходимости соблюдать минимум гарантий, установленных в трудовом законодательстве). Рост числа малых и средних предприятий обостряет проблему защиты законных прав наемных работников. На этих предприятиях обычно не создаются профсоюзные организации, не избираются комиссии по трудовым спорам, то есть отсутствуют органы, которые должны представлять и защищать интересы работников. Юридическая незащищенность плюс правовая неосведомленность заставляет людей принимать любые условия работодателя. Число кабальных договоров растет, а значит, растет и число социально незащищенных работников.

Именно такая ситуация способствует возникновению трудовых споров как индивидуальных, так и коллективных.

Как видно из содержания работы, законодатель достаточно детально регламентировал процедуры разрешения индивидуальных трудовых споров. Трудовой кодекс РФ определяет два органа, которые уполномочены рассматривать трудовые споры. Это комиссия по трудовым спорам и суд.

Что касается комиссии по трудовым спорам, то, как показывает практика, она не может реально защитить права работника, т.к. её состав (как члены КТС, назначенные работодателем, так и члены, выбранные работниками) фактически зависит от работодателей и проводит их линию. Поэтому реально свои права работник может защитить только в суде.

В современной экономической ситуации работники рискуют открыто защищать свои права, вступать в конфликт с работодателем. Обращение с жалобой на работодателя грозит потерей работы. Поэтому очень часто работнику, чьи права ущемлены, выгоднее отказаться от реализации предоставленных законом прав, чем вступать в спор. Любое обращение работника в суд, например, о восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула, рассматривается работодателем как нежелательное явление.

Список литературы

1.     "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2.      "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017).

.        "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.07.2017).

.        Декрет СНК РСФСР «Об инспекции труда» от 18 мая 1918 года. URL: #"899923.files/image001.jpg">

Приложение Д

В данном случае удовлетворены требования работника и спор приобретает юридическое значение, так как защита трудовых прав происходит в судебной инстанции, а не регулируется между работником и работодателем лично. Данная категория дел входит в систему индивидуальных трудовых споров и рассматривается в рамках гражданского судопроизводства с применением норм трудового законодательства. В соответствии со статьей 20 ТК РФ, субъектами спора являются работник - Х., с одной стороны и работодатель - ООО «Водоканал». Работник состоит в трудовых отношениях с данной организацией[19, с. 42].

Из вышесказанного следует, что индивидуальные трудовые споры - нередкое явление в трудовом праве. Принципы рассмотрения таких споров регулируются ТК РФ и иными федеральными законами. Порядок рассмотрения дел в судах регулируется гражданским процессуальным законодательством РФ. Большое значение для рассмотрения индивидуальных трудовых споров имеет судебная практика.


Положения Гражданско-процессуального кодекса России о представительстве в суде, а так же нормы Трудового кодекса предоставляют участникам трудового спора возможность использования представительства своих интересов в суде и других юрисдикционных органов.

Профессиональный адвокат по трудовым спорам, если им все же осуществляется юридическая помощь конкретному лицу, наделяется всеми процессуальными правами этого лица. Первым органом, где адвокат по трудовым спорам имеет возможность отстаивать права и интересы представляемого лица, является Комиссия по трудовым спорам. Адвокат имеет право исследовать все обстоятельства дела, включая поиск необходимых доказательств, с помощью которых можно принять выгодное для представляемого лица решения. Однако КТС в силу своей зависимости от собственника или уполномоченного им органа имеет низкую эффективность по объективному разрешению индивидуальных трудовых споров.

Следующим органом, где адвокат по трудовым спорам имеет право представлять интересы стороны трудового спора, является суд. Адвокат имеет возможность не только составлять исковое заявление, но и участвовать в процессе судебного разбирательства по существу дела. А именно: представлять доказательства, заявлять ходатайства, выражать отводы, изменять исковые требования или отказаться от иска (по требованию представляемого лица).

Юрист по трудовым спорам начинает работу с выяснения всех обстоятельств дела о защите трудовых прав. За этим следует подготовка обширной консультации, куда входят рекомендации максимально выгодного поведения человека в различных ситуациях. Во время трудовых консультации с юристом проясняются нарушения закона, которые были допущены по отношению к человеку, правовые нормы, регулирующие этот вид отношений, а также рекомендации касательно вариантов быстрого и правильного разрешения данного спора.

Когда закончено изучение предоставленной клиентом или истребованной по особым запросам документации, юрист подвергает ее правовому анализу и определяет нарушения, которые допущены во время оформления документов.

В качестве примера можно привести правовое заключение юриста по вопросу о размере договорной выплаты работнику премии по итогам года (Приложение А.)

На следующем этапе проводятся предварительные переговоры с работодателями по мирному урегулированию конфликта, то есть без обращения в судебные органы. Юрист предпринимает максимально возможные меры по разрешению конфликта без судебного разбирательства, с наименьшими денежными расходами.

В случае нежелания противоположной стороны решать проблему мирным путем юрист начинает готовить полный комплект юридически значимой документации. Также он от имени доверителя обращается в судебные органы, трудовую инспекцию или прокуратуру. После всех предпринятых действий юрист присутствует на судебных заседаниях, заявляет ходатайства, предъявляет доказательную базу для достижения положительных результатов в наиболее сжатые сроки.

Стоит отдельно обозначить, что имеет большое значение соблюдение условий по рассмотрению трудового спора. В частности, соблюдение сроков исковой давности является определяющим фактором в предоставлении судебной и иной (КТС) защиты трудовых прав участников трудовых правоотношений. Так, общий срок исковой давности по разрешению индивидуальных трудовых споров составляет три месяца с того момента, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своих трудовых прав. Однако, по некоторым делам имеются исключения из общего правила, в частности по спорам об увольнении закон устанавливает месячный срок подачи исковых требований в суд; по делам о материальной ответственности работников - 1 год, а для обжалования решения КТС - 10 дней.

Таким образом, для адвокатов и специалистов в области права предоставлены широкие возможности по защите и отстаиванию трудовых и процессуальных прав работников в различных компетентных органах.

Похожие работы на - Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров в организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!