Понятие, признаки и виды методов административного принуждения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,9 Кб
  • Опубликовано:
    2017-11-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие, признаки и виды методов административного принуждения















КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине « Административное право»

На тему «Понятие, признаки и виды методов административного принуждения»








Санкт-Петербург

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

.1 Понятие административного принуждения

.2 Классификация мер административного принуждения

ГЛАВА 2. признаки и методы правового регулирования административного принуждения

2.1 Признаки административного принуждения

.2 Методы административно-правового регулирования государственного принуждения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема государственного принуждения в целом и административного принуждения в частности всегда уделялось достаточное внимание ученых-административистов, и этому обстоятельству есть обоснование. Меры административного принуждения ограничивают права и свободы граждан, однако мы не найдем единого правового акта, который бы содержал весь перечень мер административного принуждения и порядок их применения. Более того, не прекращаются попытки определения понятия и признаков мер административного принуждения. Представляется вполне обоснованным сформулировать понятие административного принуждения, ибо от этого зависят и характерные черты, и виды мер административного принуждения. Бесспорно, мы согласны с мнением большинства авторов, которые считают, что административное принуждение является разновидностью государственного принуждения, а следовательно, обладает всеми признаками, характерными для обозначенного правового института. Административное принуждение - это совокупность правовых мер воздействия, применяемых к физическим, должностным и юридическим лицам во внесудебном и судебном порядке в целях недопущения наступления негативных последствий, предупреждения и пресечения административных правонарушений и выполнения предписаний, регламентированных нормами административного и административно-процессуального права.

Таким образом, можно сформулировать ряд признаков, характеризующих меры административного принуждения, которые позволяют говорить о самостоятельности рассматриваемого правового института:

порядок применения мер административного принуждения регламентирован материальными и процессуальными нормами административного права;

круг субъектов, к которым они применяются, не всегда нарушают норму права (в случае применения административно-предупредительных мер административного принуждения);

меры административного принуждения имеют достаточно широкий круг правовых средств воздействия (начиная от физического принуждения и ограничения свободы и заканчивая мерами морального воздействия);

меры административного принуждения содержатся в значительном количестве правых актов, которые не всегда регламентируют процедуру применения конкретной меры;

применение указанных мер не связано с отношениями подчинения;

круг государственных органов и их должностных лиц, имеющих право применять меры административного принуждения, значительный.

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с применением административного принуждения.

Предмет исследования: нормы действующего законодательства в части регулирования вопросов административного принуждения и иная литература, касающаяся понятия, признаков и видов методов административного принуждения.

Цель исследования: на основе анализа нормативной и иной литературы провести исследование проблем понятия, признаков и видов методов административного принуждения.

Задачи исследования:

изучить понятие административного принуждения;

провести классификацию мер административного принуждения;

рассмотреть признаки административного принуждения;

проанализировать методы административно-правового регулирования государственного принуждения.

Методы исследования:

Общенаучные методы: системный, диалектический, исторический и ретроспективный.

Специальные методы: сравнительно-правовой, статистический и формально-юридический.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

1.1 Понятие административного принуждения

Деятельность государственных органов или иных уполномоченных государственными органами субъектов по принуждению индивида к поведению, соответствующему нормам права, присуща всем видам государств на всех этапах их исторического развития. В современных государствах, основанных на развитой системе права, виды государственного принуждения производны от существующих в государстве отраслей права.

Традиционными видами государственного принуждения являются уголовное, административное, уголовно-процессуальное, гражданско-правовое и др.

Административное принуждение, являясь разновидностью государственного принуждения, обладает всеми признаками, присущими ему.

Во-первых, по отношению к субъекту, к которому применяется принуждение, оно является внешним психическим или физическим воздействием на его сознание, волю и поведение. Психическое воздействие оказывается, как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферы субъектов через осознание ими угрозы реального применения мер физического принуждения. Физическое же воздействие заключается в применении физической силы, оружия или специальных средств, которые лишают лицо каких-либо его прав, свобод.

Во-вторых, как следует из термина «государственное», такое принуждение осуществляется одним из уполномоченных государственных органов, должностных лиц или иными уполномоченными законодательством субъектами, наделенными специальными силами и средствами.

В-третьих, применение мер государственного принуждения в современных демократических правовых государствах возможно лишь при наличии предусмотренных в законодательстве оснований.

В-четвертых, целью применения мер государственного принуждения являются:

предупреждение, пресечение противоправных деяний;

восстановление ситуации, существовавшей до причинения вреда охраняемым правом ценностям;

обеспечение законности при возникновении, изменении, реализации и прекращении материальных правоотношений;

наказание лиц, нарушивших нормы права.

В-пятых, государственное принуждение осуществляется посредством применения предусмотренных законодательством мер, которые представляют собой регламентированные в законодательстве действия, решения уполномоченных субъектов, позволяющие заставить участника общественных отношений выполнить возложенную на него юридическую обязанность, соблюсти правовой запрет, претерпеть определенные ограничения как следствие ранее допущенного нарушения норм права.

В-шестых, применение мер государственного принуждения осуществляется персонифицировано, т.е. к конкретным лицам.

В-седьмых, решения о применении мер государственного принуждения могут приниматься только в рамках процессуальных форм, регламентированных законодательством. Процессуальный порядок производства по делам, в рамках которых принимаются меры государственного принуждения, наделяет участников процессуальных правоотношений правами и обязанностями, создает гарантии принятия законного, обоснованного и мотивированного решения о применении или неприменении мер государственного принуждения.

С учетом позиций современных ученых под административным принуждением необходимо понимать вид государственного принуждения, который урегулирован нормами административного права, применяется в установленных процессуальных формах, имеет, как правило, внесудебный характер, заключается в оказании уполномоченными государственными и иными органами воздействия на физических и юридических лиц в целях предупреждения и пресечения правонарушений, обеспечения установленного порядка привлечения к административной ответственности, восстановления существовавшего до совершения правонарушения положения, назначения административных наказаний за совершенное правонарушение и достижения иных общественно-значимых целей.

1.2 Классификация мер административного принуждения

Процессуальный порядок применения конкретных мер принуждения зависит от того, в какую группу входит данная мера, поэтому вопрос видов мер административного принуждения имеет большое практическое значение. Учитывая, что законодательно данная классификация не установлена, существует несколько точек зрения на рассматриваемую проблему. Так, по одной версии меры административного принуждения делятся на две группы:

меры административного принуждения общего характера;

специальные меры принуждения.

Бесспорно, такая классификация имеет право на существование и она охватывает всю совокупность мер административного принуждения, но думается, что она не в полной мере отражает специфику именно процедуры применения мер административного принуждения. А данное обстоятельство имеет важное значение в правоприменительной деятельности, а также играет роль и в отношении тех лиц, к которым эти меры применятся.

Наиболее адаптированной к юрисдикционной деятельности нам видится четырехуровневая классификация, которая выделяет:

предупредительные меры;

пресекательные меры;

меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

меры административного наказания.

Исходя из приведенной классификации, следует выделить ряд проблемных аспектов, которые требуют разработки и внедрения в правоприменительную практику:

целесообразно выделить самостоятельную группу мер принуждения, которые могут применяться к несовершеннолетним, что позволит избежать нарушения прав данной категории лиц;

в настоящий момент меры административного принуждения находят свое отражение в огромном количестве законодательных актов, а процессуальные аспекты применения этих мер содержатся в иных правовых актах, чаще носящих подзаконный характер. Думается, что данное обстоятельство негативно влияет и на правоприменительную деятельность и не позволяет самим гражданам ориентироваться в этом массиве норм с целью отстаивания своих прав и свобод;

основания для применения мер административного принуждения должны быть четкими и понятными, исключающими расширительное толкование, что, в свою очередь, исключит коррупционную составляющую при их применении;

представляется вполне обоснованным сокращение круга государственных органов и их должностных лиц, уполномоченных на применение мер административного принуждения, что позволит исключить те органы, которые в силу своего административно-правового статуса не должны выполнять указанные полномочия.

Таким образом, необходимо отметить, что мерам административного принуждения на современном этапе развития государственности уделяется достаточное внимание, это динамично развивающейся правовой институт, сопряженный с ограничением прав и свобод как физических, так и юридических лиц, требующий от государства своевременного реагирования на изменяющиеся общественные отношения в рассматриваемой правовой сфере.Под административным принуждением необходимо понимать вид государственного принуждения, который урегулирован нормами административного права, применяется в установленных процессуальных формах, имеет, как правило, внесудебный характер, заключается в оказании уполномоченными государственными и иными органами (их должностными лицами) воздействия на физических и юридических лиц в целях предупреждения и пресечения правонарушений, обеспечения установленного порядка привлечения к административной ответственности, восстановления существовавшего до совершения правонарушения положения, назначения административных наказаний за совершенное правонарушение и достижения иных общественно-значимых целей.

Мерам административного принуждения на современном этапе развития государственности уделяется достаточное внимание. Следует отметить, что это динамично развивающейся правовой институт, сопряженный с ограничением прав и свобод как физических, так и юридических лиц, требующий от государства своевременного реагирования на изменяющиеся общественные отношения в рассматриваемой правовой сфере.

ГЛАВА 2. ПРИЗНАКИ И МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

2.1 Признаки административного принуждения

Административное принуждение как разновидность принуждения вообще и государственного принуждения, в частности, вобрало в себя характерные для них черты, но имеет и свои отраслевые особенности. В отличии от принуждения как метода управления административное принуждение имеет материальное и процессуальное оформление. Если при принуждении как методе управления возможны как легальные (правовые), так и нелегальные (неправовые) средства и приемы, то административное принуждение - прерогатива государства. Государственное и административное принуждение имеют гораздо меньше отличий между собой, которые можно определить лишь из соотношения их друг с другом как целого и частного. Большинство мер чисто государственного принуждения трансформировалось в систему мер административного принуждения. Отсюда большая часть принудительных мер государственного воздействия используется именно в сфере административных правоотношений.

Тем не менее, на основе анализа научной литературы, будет целесообразным выделить характерные именно для административного принуждения, черты:

оно применяется не только в качестве реакции государства на правонарушение, но и в целях их предупреждения и пресечения;

носит преимущественно внесудебный характер. Правом применения мер административного принуждения пользуется множество административно-юрисдикционных органов, на которые государством возложена обязанность охранять и обеспечивать надлежащий порядок несудебными способами;

применяется как к физическим, так и юридическим лицам;

не имеет организационного подчинения, оно осуществляется субъектами, наделенными публично-властными полномочиями в отношении любых организационно не подчиненных им субъектов. Субъект административной власти и нарушитель не являются членами одного коллектива, нарушитель непосредственно по службе не подчинен тем, кто применяет к нему меры административного принуждения, в отличие от дисциплинарного принуждения, реализуемого в рамках государственно-служебных отношений;

применяется в основном в порядке оперативного воздействия. Специфика управленческих отношений объективно определяет необходимость самостоятельной и быстрой реакции соответствующих должностных лиц на правонарушения, оперативного использования ими дозволенных правом мер. Нарушения правопорядка должны быть прекращены немедленно, так как они затрагивают интересы всего общества, нередко угрожают личной и имущественной безопасности граждан.

реализация мер административного принуждения осуществляется по более упрощенной процедуре, в отличие от судебной. Административное принуждение характеризует, как правило, внесудебный порядок его применения соответствующими органами исполнительной власти;

применяется на основании административного и административно-процессуального законодательства, а также смежными с ним другими отраслями законодательства. Меры административного принуждения могут устанавливаться только правовыми актами. Применение этих мер допускается лишь на основе законов и других нормативных предписаний и только в пределах и формах, предусмотренных нормами права. Следовательно, административное принуждение является правовым принуждением, направленным на реализацию правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления;

имеет специфическую юридическую природу своего применения, поскольку применяется не только по факту совершенного правонарушения, но и по факту наступления особых условий, предусмотренных правовой нормой, например, эпидемий, эпизоотии, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера и других чрезвычайных обстоятельств, при которых меры административного принуждения используются при отсутствии вины человека в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий локализации.

2.2 Методы административно-правового регулирования государственного принуждения

Современному государству для легитимности своей деятельности необходимо постоянно поддерживать общественный правопорядок, укреплять общественную безопасность и бороться с правонарушениями.

Взаимодействуя с обществом и отдельными его представителями (гражданами, беженцами, общественными организациями и пр.) государство в рамках применения механизмов науки социального управления использует два основных метода: убеждение и принуждение.

Убеждение направлено на формирование воли человека и гражданина, правового сознания. В зависимости от складывающихся благоприятных или неблагоприятных условий окружающей действительности убеждение посредством самосознания личности воплощается через волеизъявление, т.е. конкретные действия человека и гражданина, которые могут быть охарактеризованы соответственно как положительные для общества, так и отрицательные.

Следовательно, принуждение способ реализации государственной власти направлено на преодоление уже осуществленного отрицательного волеизъявления человека и гражданина. Принуждение выражается в действенных средствах защиты законных интересов членов общества от противоправных посягательств.

Административное принуждение служит методом социального руководства обществом и, реализуясь в сфере государственного управления, является составной частью государственного принуждения, целью которого является - заставить конкретные субъекты права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных действий.

Административное принуждение необходимо для защиты прав и интересов граждан и организации, охраны правопорядка, собственности, создания нормальных условий для деятельности органов исполнительной власти. То есть можно считать, что обеспечение прочного общественного порядка, охрана прав, свобод и интересов человека, общества и государства является основной целью государственного принуждения.

Административное принуждение в первую очередь рассматривается как отраслевой вид правового принуждения, закрепленный нормами административного права. В то же время в российском законодательстве единое понятие административного принуждения отсутствует. В среде ученых и практиков этот вопрос носит дискуссионный характер, так как существует множество мнений о содержании данного правового института. Разрешение этого проблемного вопроса является одной из ключевых задач как для теории административного принуждения, так и для правоприменительной практики уполномоченных государственных органов.

Административное принуждение - это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении органами исполнительной власти в строго установленных законом случаях и определенном процессуальном порядке принудительных мер к субъекту с целью защиты законных интересов других участников управленческих отношений.

Принудительные меры воздействия направлены на обеспечение неукоснительного выполнения юридических обязанностей лицами в связи с совершением ими противоправных действий или при возникновении обстоятельств, угрожающих безопасности личности или общественной безопасности.

Выделим характерные признаки административного принуждения как самостоятельного вида государственного принуждения: является реакцией государственных органов на неправомерное, вредное для общества поведение людей; применяется только к конкретным субъектам, нарушившим юридические нормы; характеризуется четкими основаниями применения; регулируется административно-правовыми нормами; осуществляется посредством юрисдикционных, правоприменительных актов; осуществляется в рамках внеслужебного подчинения между сторонами и чаще имеет внесудебный порядок применения и реже судебный (некоторые административные наказания), а также властную природу применения; направлены на соблюдение общеобязательных правил поведения в сфере государственного управления; применяются большим количеством субъектов административной юрисдикции; характеризуются быстротой и оперативностью.

Целями административного принуждения являются: предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, не связанных с правонарушением; пресечение правонарушений; восстановление нарушенного состояния; процессуальное обеспечение; наказание (ответственность) правонарушителя.

Основанием применения административного принуждения является как совершение административного правонарушения, так и наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой. Это является одним из главных отличий оснований административного принуждения от оснований иных видов государственного принуждения (например, уголовного, в качестве которого может выступать только совершение преступления).

Сущность административного принуждения заключается в специальном механизме регулирования широкого круга общественных отношений и обеспечения безопасности граждан, общества и государства.

Сущность административного принуждения также проявляется в административно-правовой природе применяемых мер и не всегда сводится лишь к административному порядку его применения исполнительными органами непосредственно в процессе их повседневной деятельности.

Административное принуждение основано как на общих принципах административного права, административного процесса и административной ответственности (например, принципах законности, обоснованности, равенства перед законом, обеспечения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, гласности), так и на специальных принципах установления и применения мер административного принуждения (например, принципы запрета злоупотребления правом и правовыми нормами, соразмерности, законодательной регламентации, закрытости перечня мер административного принуждения, возможности выбора меры административного принуждения в зависимости от ситуации, комбинированности применения мер административного принуждения).

Применение мер принуждения может комбинироваться исходя из необходимости достижения поставленной цели. Например, в случае совершения административного правонарушения возможно применение, согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, таких мер обеспечения производства, как задержание физического лица и его доставление для составления протокола по делу об административном правонарушении.

Что касается правовой природы административного принуждения, то единого нормативно-правового акта, регламентирующего меры административно-правового принуждения, не существует. Это объясняется тем, что законодательство об административном принуждении имеет достаточно большую сферу своего воздействия, выполняет важнейшие функции профилактики административных правонарушений, привлечения к ответственности за совершенные, возмещения причиненного административными правонарушениями имущественного ущерба в различных сферах жизнедеятельности общества, а также имеет тенденцию к постоянному изменению.

Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых публичной администрацией для обеспечения правопорядка. Однако меры административного принуждения охраняют не только административно-правовые нормы, но и нормы трудового, земельного, гражданского, экологического и иных отраслей права, реализацию которых призваны обеспечить субъекты публичной исполнительной власти.

Административное законодательство закрепляет административно-правовые, дисциплинарно-правовые и общественно-правовые меры принуждения.

В соответствии с нормативными основаниями меры административного принуждения регулируются законами и подзаконными актами.

Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, что иногда на практике порождает серьезные проблемы. Однако помнить, что с учетом положений ч. 3. ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Административное принуждение достаточно сложное явление и в своей совокупности образует логически обусловленную систему. Широкая классификация мер административного принуждения связана с многоаспектностью их целей и большим кругом субъектов применения.

Как в настоящее, так и советское время между исследователями- административистами и практиками не сложилось единого взгляда на классификацию рассматриваемых мер. Это объясняется отсутствием нормативного закрепления данных мер в едином нормативном акте, наличии для каждой групп своих характерных особенностей при общей единой цели - обеспечения правопорядка.

Существенный вклад в развитие классификации мер административного принуждения внесли такие ученые, как: Д.Н. Бахрах, И.И. Веремеенко, М.И. Еропкин, А.Е. Лунев, Г.И. Петров, С.С. Студеникин и др.

Анализируя все существующие научные точки зрения по классификации видов административного принуждения недостаточно предложить лишь только один критерий классификации. Можно предположить выделить следующие:

. По характеру и специфики направленности различают меры принуждения психического, имущественного и организационного правоограничения. Все зависит от того, каких благ лишается лицо или в каких интересах он ущемляется. Иногда применение одной меры административного принуждения выступает комплексным правоограничением, например, лишение специального права, предоставленное физическому лицу.

. По субъекту применения меры принуждения можно разделить на меры, применяемые должностными лицами органов исполнительной и судебной властей, а также можно добавить и еще одну категорию субъектов применения - должностными лицами органов местного самоуправления.

. В соответствии с порядком применения меры принуждения, исходя из второго основания классификации, можно подразделить на группы, применяемые во внесудебном порядке и применяемые в судебном порядке.

. В зависимости от нормативного закрепления меры административного принуждения классифицируются по группам, закрепленным в законах и подзаконных актах.

. В зависимости от оснований применения меры административного принуждения подразделяются применяемые в связи с наступлением события или совершения действий, порождающих административное правоотношение.

. В зависимости от мотивации правонарушителя меры административного принуждения можно разделить на меры, применяемые в связи с совершением правонарушения и без такового.

Таким образом, в науке административного права можно найти различную классификацию видов административного принуждения, но наиболее часто выделяются четыре основных вида согласно их целевому назначению:

. Меры административного предупреждения направлены на предотвращение возможных правонарушений и их вредных последствий.

Основаниями их применения является существование потенциальной угрозы охраняемым интересам личности, общества и государства. Он выражаются в определенных ограничениях и запретах, применяемых должностными лицами государственных органов. В качестве примера можно назвать проверка документов сотрудниками полиции, введение карантина на птицефабрике, осуществление таможенного досмотра на государственной границе, госпитализация инфекционных больных станциями скорой помощи и др.

. Меры административного пресечения направлены на прекращение противоправных действий и предотвращение их вредных последствий.

Основаниями их применения выступает несоблюдение установленных ограничений и запретов в сфере государственного управления. Например, при отказе от выполнения законных требований должностных лиц к правонарушителю может быть применено административное задержание, применены и использованы оружие, физической силы, специальные средства.

. Меры административной ответственности направлены на применение к правонарушителю административного наказания за совершение административного правонарушения с целью привлечения его к ответственности и предупреждения других лиц от осуществления противоправных деяний. Основаниями применения являются несоблюдение субъектом (физическим, должностным, юридическим лицами) норм особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ или законодательства об административных правонарушений субъекта Российской Федерации. Например, наложение административного штрафа, лишение права осуществлять определенную деятельность (управлять транспортным средством), административный арест и др. В отличии от других мер административного принуждения данная категория мер административной ответственности процессуально оформляются меры протоколом об административном наказании и считаются по сравнению с другими группами мер наиболее серьезными по правовым последствиям.

. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушений направлены на устранение противодействия субъектов или различного рода препятствий для полного, всестороннего и объективного разрешения дел производства по делам об административных правонарушений и применения в необходимых случаях мер административной ответственности.

Основаниями применения являются пресечение административного правонарушения; установление личности нарушителя; составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения; обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении; исполнение принятого по делу постановления. Глава 27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ приводит закрытый перечень мер, некоторые из которых можно выделить как примеры: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; изъятие вещей и документов; медицинское освидетельствование на состояние опьянения и др. Особенностью данной группы мер является то, что все меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении оформляются соответствующими протоколами.

Следует отметить, что одни и те же меры административного принуждения могут относиться к разным группам, в том числе меры административного принуждения могут комбинироваться между собой как внутри группы, так и за ее пределами согласно специальным правилам их соотношения (например, основные и дополнительные виды административных наказаний).

Таким образом, правовое принуждение может выступать и как способ обеспечения правопорядка, применяемый строго на правовой основе специально уполномоченными государством органами и должностными лицами только к конкретным субъектам права, прямо указанным в нормативных актах. Поскольку меры правового принуждения разнообразны и обладают многочисленными признаками, возможна их различная классификация исходя из избранного критерия. В зависимости от того, какой отраслью права установлены принудительные меры, как правило различают принуждение по конституционному, гражданскому, уголовному, уголовно- процессуальному, трудовому, административному праву.

Поскольку меры правового принуждения отличаются своим разнообразием и обладают многочисленными признаками и особенностями, возможна их различная классификация исходя из избранного критерия. Критерии классификации будут зависеть от того, какой отраслью права установлены принудительные меры. Следует различать принуждение по конституционному, гражданскому, уголовному, уголовно-процессуальному, трудовому, административному праву.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

административный государственный принуждение регулирование

Под административным принуждением необходимо понимать вид государственного принуждения, который урегулирован нормами административного права, применяется в установленных процессуальных формах, имеет, как правило, внесудебный характер, заключается в оказании уполномоченными государственными и иными органами (их должностными лицами) воздействия на физических и юридических лиц в целях предупреждения и пресечения правонарушений, обеспечения установленного порядка привлечения к административной ответственности, восстановления существовавшего до совершения правонарушения положения, назначения административных наказаний за совершенное правонарушение и достижения иных общественно-значимых целей.

Мерам административного принуждения на современном этапе развития государственности уделяется достаточное внимание, это динамично развивающейся правовой институт, сопряженный с ограничением прав и свобод как физических, так и юридических лиц, требующий от государства своевременного реагирования на изменяющиеся общественные отношения в рассматриваемой правовой сфере.

Принуждение может выступать и как способ обеспечения правопорядка, применяемый строго на правовой основе специально уполномоченными государством органами и должностными лицами только к конкретным субъектам права, прямо указанным в нормативных актах. Поскольку меры правового принуждения разнообразны и обладают многочисленными признаками, возможна их различная классификация исходя из избранного критерия. В зависимости от того, какой отраслью права установлены принудительные меры, как правило, различают принуждение по конституционному, гражданскому, уголовному, уголовно- процессуальному, трудовому, административному праву.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты:

.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

.«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (часть 1). - Ст. 1.

Научная и специальная литература:

.Алехин А. П., Кармолицкий А. А. Административное право России. - М.: Зерцало-М, 2012. - 478 с.

.Бахрах Д.Н. Административное право России. - М.: Статут, 2000. - 512 с.

.Давыдов М.В., Сидорова М.В. Институт административно-правового принуждения в административном праве: учеб. пособие. - Орел: ОрЮИ МВД России, 2015. - 61 с.

.Еропкин М. И. О классификации мер административного принуждения // Еропкин М. И. Избранные научные труды. - М.: Эксмо, 2010. - 176 с.

.Конин Н.М. Административное право России. Общая и Особенная части. - М.: Норма, 2014. - 281 с.

.Поляков А.В. Общая теория права: Феноменолого-коммуникативный подход. Курс лекций. - СПб., 2013. - 619 с.

Материалы периодической печати:

.Бояркина А.В. К вопросу о понятии меры административного принуждения // В сборнике: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА БУДУЩЕЕ НАУКИ сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. - 2017. - С. 148-150.

.Канунникова Н. Г. К вопросу о методе административного принуждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 17. - С. 645-647.

.Каплунов А.И. Об основных чертах и понятии государственного принуждения // Государство и право. - 2014. - № 12. - С. 10-17.

.Мазуров С.А. Отдельные аспекты применения мер государственного принуждения // Современные тенденции развития науки и технологий: Международная научно - практическая конференция. - Казань, 2016. - С. 109-111.

.Махров И.Е. Административная юрисдикция органов исполнительной власти // Право и экономика. - 2012. - № 12. - С. 14-15.

.Полосин С.А. О современном состоянии системы государственного принуждения // Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. - 2016. - № 1. - С. 100-111.

.Павлова Е.В. Понятие и характерные черты административного принуждения на современном этапе // Наука и практика. - 2016. - № 3 (68). - С. 86-88.

.Розенфельд В.Г., Серегина В.В. Административное принуждение (понятие, виды административного принуждения, процессуальное регулирование их применения): учебное пособие. - Воронеж, 2016. - С. 25.

.Салимова А.М. Цели применения меры государственного принуждения // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. - 2016. - № 3. - С. 263-266.

.Сафоненков П.Н. Административное принуждение как вид государственного принуждения // Административное и муниципальное право. - 2016. - № 6. - С. 493-499.

.Соломатина Е.А., Дао Ф.Б. Административно-правовое регулирование государственного принуждения // Вестник Института мировых цивилизаций. - 2017. - № 14. - С. 181-188.

.Старилов Ю.Н. Административное принуждение. Административная ответственность. Административно-юрисдикционный процесс: учебное пособие. - Воронеж, 2013. - С. 13.

Похожие работы на - Понятие, признаки и виды методов административного принуждения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!