Представление жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,81 Кб
  • Опубликовано:
    2017-02-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Представление жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Юридический факультет

Кафедра: Гражданское право










КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Представление жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде»

Руководитель: Кю.н. Шапиро И. М.

Студент: Сасина А.В.

Группы СО - 20





Астрахань 2015 год

Введение

В статье 7 Конституции Российской Федерации наше государство определяется как социальное, "политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". В совокупности этих условиях руководство страны определило в качестве одной из приоритетных задач необходимость формирования системы мер социальной защиты и поддержки семьи, материнства и детства, создания благоприятных условий для их жизнедеятельности.

В жилищном законодательстве конституционные идеи нашли закрепление и развитие. Так, приоритетным направлением удовлетворения жилищных потребностей граждан в условиях рыночной экономики было признано приобретение жилища в собственность. В этой связи в ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации 2004 года (далее - ЖК РФ) закреплены права и обязанности собственника жилого помещения, согласно которой собственник не только сам вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем, но также вправе предоставить свое жилище другим гражданам на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании. Закон возложил на собственника бремя содержания как своего жилища, так и общего имущества собственников в соответствующем многоквартирном доме. При этом собственник обязан поддерживать свое имущество в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать правила пользования жилым помещением и др. Если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения - также назначить собственнику соразмерный срок для его ремонта. Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения (ст. 293 Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 года, далее - ГК РФ).

В ст. 32 ЖК РФ предусмотрена система гарантий прав и интересов собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления. Данное решение подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Собственник не позднее, чем за год до предстоящего изъятия жилого помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении и о дате государственной регистрации соответствующего решения.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что одним из направлений решения жилищных проблем граждан является предоставление жилища по договору социального найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Пользование жилым помещением по договору социального найма по своим условиям существенно отличается от договора найма жилого помещения, именуемого еще коммерческим наймом. Так, собственником жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, является государство или соответствующее муниципальное образование, а наймодателем по договору - уполномоченный государственный или муниципальный орган. Договор заключается без установления срока его действия. При этом временное отсутствие нанимателя жилого помещения, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение или прекращение жилищных прав и обязанностей указанных лиц. Кроме того, согласно ст. 82 ЖК РФ, дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.

В целях единообразного применения положений ЖК РФ органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и оказания им методологической и методической помощи при определении прав граждан на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на основе учета доходов граждан и стоимости принадлежащего им имущества следует руководствоваться Методическими рекомендациями для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, которые носят рекомендательный характер.

Объектом исследования являются отношения, складывающиеся в сфере предоставления жилых помещений государственного и муниципального жилого фонда.

Предмет исследования - Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, научные работы.

Цель данной курсовой работы рассмотреть предоставление жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде.

Поставленная цель определила ряд задач, которые необходимо решить в ходе проводимого исследования:

¾Конституционное право на жилище

¾Понятие жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде

¾Порядок и основания предоставления жилых помещений

¾Отказ от предоставления жилого помещения и его последствия.

Методологической основой исследования являются диалектический, системный, сравнительно-правовой, логический и формально-юридический методы познания.

Научная новизна исследования состоит в изучении проблем предоставления жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования способствуют расширению теоретической базы, необходимой для дальнейшего применения при реализации права граждан на предоставление жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде.

Практическая значимость исследования состоит в том, что рекомендации могут быть использованы при решении проблем предоставления жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде.

Поставленная цель и задачи определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, четырех параграфов заключения и библиографии.

Глава I. Основные принципы предоставления жилого помещения

.1 Конституционное право на жилище

Ядро правового статуса личности составляют конституционные права и свободы, в которых наиболее полно выражаются основы правового статуса личности. Конституционные права и свободы являются основами закрепления правового положения личности, на чем основывается отраслевое законодательство. Жилищное право, в свою очередь, содержит положения, детализирующие жилищные права граждан. Однако предоставление каких-либо прав, в том числе жилищных, невозможно без возложения соответствующих этим правам обязанностей. Поэтому наличие жилищных прав у субъектов жилищных правоотношений требует закрепления за ними обязанностей в целях соблюдения этими субъектами установленных законом правил поведения по отношению как друг к другу, так и к третьим лицам, в числе которых можно назвать публично-правовые образования. Ведь именно публично-правовые образования зачастую являются не только участниками жилищных отношений, основанных на договорах социального найма, но и основными "регуляторами" целевых программ, направленных на обеспечение населения жильем.

Конституция РФ в статье 2 определяет, что высшей ценностью государства является человек, его права и свободы, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность, возлагаемая на государство. Тем не менее в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ )право на получение жилых помещений по договорам социального найма в России отсутствует у иностранных граждан и лиц без гражданства, если международным договором Российской Федерации это право специально не предусмотрено. В то же время право на жилище человека и гражданина, закрепленное в Конституции РФ, обеспечивается отечественным законодательством путем предоставления возможности приобретать в собственность жилые помещения иностранными гражданами и лицами без гражданства. Безусловно, такой подход законодателя обусловлен необходимостью обеспечения в первую очередь собственных граждан жильем, поскольку именно с ними государство имеет тесную правовую связь и именно они находятся под его защитой.

Важнейшей функцией Конституции РФ, всего конституционного права является закрепление прав и свобод человека и гражданина, а также тех начал, на основе которых они должны исчерпывающим образом закреплять все права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина рассматривают как основные права личности. Основы правового статуса личности закреплены в главе 2 "Права и свободы человека и гражданина" Конституции РФ. Значимость норм названной главы подчеркивается статьей 64 Конституции РФ, в соответствии с которой положения главы 2 Основного Закона не могут быть изменены иначе как только путем принятия новой Конституции РФ.

Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т.е. за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы.

В статье 40 Конституции РФ провозглашается право каждого гражданина Российской Федерации на жилище. Данное право обеспечивает удовлетворение жизненно важной потребности каждого человека в жилье. В современных условиях трудно себе представить человека, который с рождения не обладает правом пользования жилым помещением, поскольку это право предоставляется вне зависимости от наличия полной дееспособности. Это является дополнительным подтверждением закрепления именно в главе 2 Конституции РФ права на жилье.

По общим правилам основные права и свободы делятся на две группы: естественные права человека и позитивные права человека и гражданина.

Другой классификацией прав и свобод в зависимости от сферы общественных отношений является деление прав на личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы. Конституционное право человека и гражданина на жилье относится к социальным и культурным правам.

Конституционное право гражданина на жилище получило и международное закрепление. Так, в 1948 г. начался современный этап развития прав человека, который характеризуется принятием фундаментальных международных актов о правах человека: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических права, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

В российском законодательстве конституционная норма о праве граждан на жилище появилась не так давно - в 1977 г. Последующее закрепление норма получила в дальнейших конституциях и отраслевых законодательствах (Основы жилищного законодательства СССР и союзных республик, ЖК РСФСР и др.).

Часть 1 ст. 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище, т.е. никто не может быть произвольно лишен жилища.

В части 2 ст. 40 Конституции РФ говорится, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Стоит отметить, что в условиях свободного рынка в последнее время обеспечение граждан жильем происходит в большинстве случаев за счет их собственных средств. Однако государство также оказывает содействие гражданам, в результате которого полным ходом развивается индивидуальное жилищное строительство, выделяются средства в виде субсидий некоторым категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий либо в обеспечении жильем. Действующая Конституция РФ содержит новый подход к решению жилищных потребностей, предполагающий активные действия граждан по строительству или приобретению жилья, а не ожидание его от государства.

Однако в пункте 3 ст. 40 Конституции РФ законодатель предусмотрел, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. К иным лицам, которым в соответствии с законом жилье предоставляется бесплатно, относят военнослужащих, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных обстоятельств (в том числе потерпевших от землетрясений, наводнений и т.п., беженцев, вынужденных переселенцев), и некоторые другие категории граждан.

Жилищный кодекс РФ конкретизирует положения Конституции РФ о реализации конституционного права на жилище. Так, статья 2 ЖК РФ гласит: органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

стимулируют жилищное строительство;

обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;

организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования;

осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства;

осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль;

размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Право на жилище реализуется путем предоставления гражданам жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Такое предоставление осуществляется на условиях договора найма, договора аренды или строительства жилья за собственные средства.

Право на жилище носит многоаспектный характер и может быть сведено к нескольким основным юридическим возможностям, вытекающим из содержания статьи 40 Конституции РФ:

возможность постоянного пользования занимаемым жилым помещением в домах государственного, муниципального и других жилищных фондов на условиях договора социального найма; участие в индивидуальном жилищном строительстве, приобретение жилья по договору купли-продажи, дарения и мены, а также в случаях наследования, поскольку Конституция РФ также гарантирует охрану и защиту частной собственности, в которой находятся жилые помещения, приобретенные по вышеуказанным основаниям;

возможность улучшать любыми доступными и законными способами свое жилье, а для малоимущих лиц, нуждающихся в жилье, - получать бесплатное жилье. При этом при улучшении собственного жилья, например путем переустройства и перепланировки, должны быть соблюдены права третьих лиц, которые могут испытывать неудобства, вызванные ремонтными работами в соседних жилых помещениях.

возможность использовать жилье для сдачи его по договору аренды или коммерческого найма;

возможность недопустимости произвольного лишения граждан права на жилище.

жилье временный отказ предоставление

1.2 Понятие жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде

Объекты жилищных прав - жилые помещения. Согласно части 2 статьи 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым и требования, которым оно должно отвечать, устанавливаются Правительством России в соответствии с Жилищным кодексом и другими федеральными законами.

Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

К жилым помещениям относятся (ст. 16 ЖК РФ) жилой дом и его часть, квартира и ее часть, комната.

Жилым домом признается индивидуально определенное здание (самостоятельный объект), которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире. Жилое помещение предназначено для проживания граждан (ст. 17 ЖК РФ).

Подобное деление жилых помещений имеет исключительное значение, поскольку, согласно статье 673 ГК РФ, предметом договора найма жилого помещения может быть лишь изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом либо одна или несколько комнат).

Таким образом, жилое помещение должно удовлетворять следующим требованиям:

) представлять собой изолированное помещение;

) быть недвижимым имуществом, т.е. объектом, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно (ч. 1 ст. 130 ГК РФ);

) быть пригодным для постоянного проживания граждан, т.е. соответствовать санитарным и техническим нормам.

Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в нем граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством России.

Глава II. Представление жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде

.1 Порядок и основания предоставления жилых помещений

Как указывалось выше, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, при этом законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

При этом законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Жилые помещения, находящиеся в муниципальной и государственной собственности предоставляются гражданам только на условиях социального найма.

По договорам социального найма жилье предоставляется также иным определенным законом гражданам, которые могут быть признаны по установленным Жилищным кодексом РФ, федеральным законом или законом субъекта РФ нормам нуждающимися в жилых помещениях (часть 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ).

Этими нормами не охватываются случаи предоставления жилья в соответствии со специальными программами, принятыми на соответствующих уровнях, о которых хотелось бы упомянуть отдельно. Так, например, 12.07.2012 был принят Закон Краснодарского края N 2542-КЗ "О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, утративших жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск и Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года".

В соответствии с этим Законом право на получение государственной поддержки имеют граждане, чьи жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности либо предоставленные им по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, признаны в установленном Правительством РФ порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением, и члены их семей, совместно проживавшие с ними в этих жилых помещениях по состоянию на 06.07.2012.

В целях реализации положений Закона Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.07.2012 N 821 был утвержден Порядок предоставления мер государственной поддержки гражданам (далее - Порядок).

Согласно пункту 2.2 Порядка списки граждан, имеющих право на получение меры государственной поддержки в натуральной форме в виде строительства жилого помещения за жилое помещение, признанное в установленном порядке непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на вышеуказанных территориях муниципальных образований в июле 2012 года, формируются и утверждаются соответствующими органами местного самоуправления в разрезе городских (сельских) поселений из числа граждан, утративших жилые помещения и предоставивших до 01.09.2012 в соответствующий орган местного самоуправления заявление о включении их в списки граждан на получение меры государственной поддержки.

При этом необходимо иметь в виду, что если жилье предоставляется в соответствии со специальными программами, то положения о нормах предоставления, установленные в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса РФ, определяются в соответствии с этими программами.

Договор найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования (далее - договор социального найма) регламентируется только в общем виде. Подробное регулирование данного договора нашло отражение в разд. III ЖК РФ и в иных актах жилищного законодательства как Российской Федерации, так и ее субъектов.

В Гражданском и Жилищном кодексах РФ указывается, что объектом данного соглашения могут быть жилые помещения, находящиеся лишь в домах государственного или муниципального жилищного фонда и предназначенные только для социального использования, т.е. то жилье, которое было предоставлено (либо предоставляется) очередникам органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными организациями.

Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В Основном Законе России сформулировано основополагающее правило бесплатного предоставления жилых помещений. Бесплатное предоставление жилья государство гарантирует только малоимущим гражданам и некоторым другим лицам, перечень которых определяется законом.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются в муниципальном жилищном фонде по договорам социального найма. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются малоимущие:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Следует отметить, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

На основании ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом надо еще раз отметить, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право малоимущие и иные указанные в законе категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъекта Федерации категории), то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям вместе.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений указанных граждан, поданных ими по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Необходимо обратить внимание на то, что в ЖК РФ не указывается конкретный размер учетной нормы. На основании ч. 5 ст. 50 данного Кодекса учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Так , согласно ст. 1,в законе Астраханской области от 10 октября 2006 года n 75/2006-оз «о предоставлении жилых помещений в Астраханской области, нормы предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда Астраханской области по договорам социального найма устанавливаются в следующих размерах:

) на семью из трех и более человек - по 18 кв. метров общей площади на каждого члена семьи;

) на семью из двух человек - 42 кв. метра общей площади;

) на одиноко проживающих граждан - 33 кв. метра общей площади.

Вместе с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. К заявлению могут прилагаться:

документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и т.п.);

документы, необходимые для признания гражданина малоимущим (рекомендуется запрашивать после признания гражданина нуждающимся в жилом помещении);

документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении;

выписка из домовой книги;

документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и т.п.);

выписка из технического паспорта БТИ с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией;

справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемая каждым дееспособным членом семьи заявителя;

иные документы при наличии необходимости.

Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления документов и не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения. Орган местного самоуправления, принявший указанное решение, выдает гражданину, подавшему соответствующее заявление, документ, подтверждающий принятие такого решения.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должен устанавливаться субъектом Федерации.

Жилищный кодекс РФ содержит принципиально важную норму, отсутствие которой в прежнем законодательстве порождало злоупотребления. Так, в соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Безусловно, в данной норме речь не идет о рождении ребенка, вселении престарелых родителей, которые не обладают жилым помещением. Речь идет о волевых действиях, направленных именно на приобретение права состоять на учете (скажем, обмен, продажа, перевод из жилого помещения в нежилое и т.п.).

Жилищный кодекс РФ предусматривает отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 54), который допускается в случаях, если:

не представлены документы, о которых говорилось выше;

представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

не истек пятилетний срок с тех пор, когда граждане намеренно ухудшили свои жилищные условия.

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа. Данное решение выдается гражданину, подавшему соответствующее заявление, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или при выявлении оснований для снятия их с учета.

Жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. При этом, как правило, не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов. Такое заселение возможно только с их согласия.

При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

В случае предоставления по договору социального найма квартиры, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, наниматель и члены его семьи вправе требовать от наймодателя зачета понесенных ими расходов на устранение недостатков в счет платежей за квартиру и коммунальные услуги, за исключением расходов на материалы, использованные для текущего ремонта квартиры.

Жилое помещение предоставляется с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств. На основании ч. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний.

Освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.

При отсутствии в коммунальной квартире указанных граждан освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления. При отсутствии в коммунальной квартире таких граждан освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.

Следует обратить внимание на то, что только при отсутствии в коммунальной квартире всех указанных выше категорий граждан вселение в освободившееся жилое помещение осуществляется на основании договора социального найма в общем порядке.

Специализированный жилищный фонд - это совокупность помещений, которые предназначены для проживания отдельных категорий граждан и предоставляются из состава государственного или муниципального жилищного фондов по определенным правилам (п. 2 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ). К специализированному жилищному фонду относятся следующие виды жилых помещений (ч. 1 ст. 92 ЖК РФ):

служебные жилые помещения;

жилые помещения в общежитиях;

жилые помещения маневренного фонда;

жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;

жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;

жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;

жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;

жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом такое помещение должно быть отнесено к специализированному жилищному фонду распоряжением либо федерального органа исполнительной власти (если жилье государственное), либо местного органа власти (если жилье муниципальное) и может использоваться по назначению только после этого (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ; п. п. 12, 15 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42).

Жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан, благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта (п. п. 3 и 4 Правил N 42).

Порядок включения жилых помещений в специализированный жилищный фонд или исключения из него может также регламентироваться нормативными актами министерств и ведомств, за которыми данные жилые помещения закреплены (п. п. 5, 6 Порядка, утв. Приказом Минфина России от 28.06.2013 N 64н).

Применительно к различным видам жилых помещений специализированного жилищного фонда правила отнесения жилых помещений к данному фонду следующие.

. Служебные жилые помещения

Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органами государственной власти, местного самоуправления, государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями.

К служебному жилью относятся отдельные квартиры. При этом в многоквартирном доме в качестве служебных могут быть использованы все жилые помещения либо часть из них. Выделять под служебное жилье отдельные комнаты в квартирах, в которых проживают другие собственники и (или) наниматели жилых помещений, не допускается (ст. 93 ЖК РФ; п. 5 Правил N 42).

Так, например, сотрудники Следственного комитета обеспечиваются жилым помещением путем предоставления им в том числе служебного жилого помещения (ч. 22 ст. 35 Закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ).

. Жилые помещения в общежитиях

Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

К общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания предметами. На одного человека, проживающего в общежитии, должно приходиться не менее 6 кв. м жилой площади (ст. 93 ЖК РФ; п. 6 Правил N 42).

Так, например, сотруднику ОВД, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение (при переводе сотрудника на новое место службы в другой населенный пункт) или жилое помещение в общежитии (ст. 8 Закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ).

. Жилые помещения маневренного фонда

Жилые помещения данного фонда используются для временного размещения граждан, проживающих по договорам социального найма в домах, подлежащих капитальному ремонту или реконструкции; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, а также граждан, утративших единственные жилые помещения, приобретенные за счет кредита или целевого займа, в результате обращения на них взыскания.

Жилое помещение маневренного фонда также предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на одного человека (ст. 95 ЖК РФ; п. 7 Правил N 42).

. Дома системы социального обслуживания и жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан

Жилые помещения в них предназначены для граждан, которые нуждаются в специальной социальной защите, в т.ч. с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг.

К домам системы социального обслуживания относятся специально построенные или переоборудованные здания, оснащенные необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием. В них предусматриваются специальные помещения для проведения мероприятий медицинского, психологического и социального характера, посильной трудовой деятельности.

Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан осуществляется по договорам безвозмездного пользования (ст. ст. 96, 98 ЖК РФ; ст. ст. 8, 11 Правил N 42).

. Жилые помещения для временного поселения вынужденных переселенцев и беженцев

Формирование данного жилого фонда осуществляется за счет средств федерального бюджета. Он находится в ведении ФМС России.

Жилые помещения в таком фонде предоставляются вынужденным переселенцам и беженцам в порядке очереди из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на одного человека (ст. 97 ЖК РФ; п. п. 9, 10 Правил N 42; ст. 11 Закона от 19.02.1993 N 4528-1; ст. 11 Закона от 19.02.1993 N 4530-1; п. 24 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.11.2000 N 845).

. Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Жилые помещения предоставляются местными органами власти лицам данной категории, достигшим возраста 18 лет, по договорам найма специализированного жилого помещения (ст. 98.1 ЖК РФ; ст. 8 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).

.2 Отказ от предоставления жилого помещения и его последствия

Очень часто очередникам предлагают жилое помещение, которое не удовлетворяет установленным требованиям (аварийное, ветхое и тому подобное), а в случае отказа в заключении договора работники муниципалитета грозят снять таких граждан с очереди на получение жилья. Подобные отказы не являются законными, поэтому в таких случаях необходимо отстаивать свои права в судебном порядке.

Следует отметить, что законодательством некоторых субъектов РФ (в соответствии со статьей 13 Жилищного кодекса РФ) предусмотрена возможность выбора жилья. Так, например, на территории столицы РФ действует Закон города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", который принят в целях приведения московского законодательства в соответствие с нормами, содержащимися в Жилищном кодексе РФ.

Согласно пункту 3 статьи 21 этого Закона в случае отказа от трех различных жилых помещений, которые соответствуют предъявляемым требованиям к качеству и размерам жилого помещения, установленным для семьи определенной численности и состава, и пригодны для заселения и постоянного проживания, жители подлежат исключению из программы обеспечения жилыми помещениями на год и переводятся в отдельный список нуждающихся, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями после выполнения программы на следующий год. Жителям, включенным в программу, предлагается не более трех жилых помещений.

Закон астраханской области от 10 октября 2006 года n 75/2006-оз о предоставлении жилых помещений в астраханской области таких положений не содержит. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях решением уполномоченного органа по основаниям и в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ.

Также следует иметь в виду, что восстановление нарушенных прав граждан в случае их незаконного снятия с учета следует производить путем не новой постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а путем восстановления на соответствующем учете.

Заключение

Как видно из проведенного исследования, вопросы предоставления жилья по договору социального найма - одни из самых сложных и злободневных.

Согласно статье 5 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с Конституцией РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, а органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными актами РФ, законами и нормативными актами субъектов. Отсюда и полная неразбериха с нормативными актами. Это осложняется еще и тем, что у субъектов РФ и муниципалитетов (в основном по финансовым причинам) отсутствуют свободные жилые помещения.

По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Отдельным категориям граждан, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Библиография

Нормативные акты

1.Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)//Российская газета, 10.12.1998.

2.Международный Пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах"//Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994

.Международный пакт от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах" //Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994.

.Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

.Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 13.07.2015) //Российская газета, N 1, 12.01.2005.

.Закон Астраханской области от 10 октября 2006 года n 75/2006-оз о предоставлении жилых помещений в Астраханской области

.Закон Краснодарского края от 12.07.2012 N 2542-КЗ (ред. от 23.11.2012) "О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, утративших жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск и Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года"//Кубанские новости, N 131, 13.07.2012.

.Конституции СССР 1977 г.//СПС «Консультант Плюс».

Учебники и учебная литература

Конституционное право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. В.И. Фадеев. М.: Проспект, 2014. - 584 с.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 3-е изд., изм. и доп. М.: Норма; Инфра-М, 2013. - 784с.

Садовникова Г.К. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. И.А. Конюхова (Умнова). 8-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2012. - 201с.

Егорова О.А., Беспалов Ю.Ф. Настольная книга судьи по жилищным делам: учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2013. - 221с.

Кузнецова П.В. Закон города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (комментарий постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2015.

Статьи из газет и журналов

.Лейба А. О некоторых вопросах предоставления жилья по договору социального найма // Жилищное право. - 2014.- N 7.

2.Гурченков С. Очередь для внеочередников // ЭЖ-Юрист. - 2009. - N 9

Похожие работы на - Представление жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!