Особенности правовой защиты прокурорских работников в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,05 Кб
  • Опубликовано:
    2017-09-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности правовой защиты прокурорских работников в Республике Беларусь

Введение

Прокуратура занимает особое место в системе государственных органов. В отличие от органов местного управления и самоуправления, контролирующих соблюдение законности лишь в отдельной сфере (или на отдельной территории), органами прокуратуры осуществляется надзор, который распространяется на все регионы, все отрасли и т.д.

Прокурорский работник - это должностное лицо, призванное по долгу службы быть блюстителем закона, представителем публичных интересов. При исполнении служебных обязанностей они являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства.

В научной литературе распространено мнение, что можно рассматривать отличие статуса прокурорского работника от статуса лиц гражданских профессий не как привилегии, а как компенсацию за часть конституционных свобод, которые прокурорские работники добровольно уступили, но под определенные гарантии.

Статус прокурорского работника определяется Законом Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь», Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь», Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, утв. Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 181 и другими нормативными правовыми актами.

Цель работы - изучить правовую защиту прокурорских работников.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе правовой защиты прокурорских работников.

Предмет исследования - нормативные правовые акты, регулирующие вопросы правовой защиты прокурорских работников, научная литература по теме исследования.

Исходя из цели и объекта исследования, нами были поставлены следующие задачи:

изучить историю создания прокуратуры Республики Беларусь;

раскрыть процессуальное положение прокурора в разбирательстве дел;

охарактеризовать материальное и социальное обеспечение прокурорских работников;

проанализировать меры социальной и правовой защиты работников органов прокуратуры.

Проблеме осуществления деятельности прокурора посвящены работы многих ученых. Общетеоретические проблемы социально-правового положения прокурорских работников исследовались в трудах Д.Г. Василевича, Г.А. Василевича, А.А. Данилевича, И.И. Мартинович, В.В. Казакова, М.Н. Маршунова, Т.А. Решетниковой, В.И. Шолодонова и других. Многие проблемы, рассматриваемые в работах указанных авторов, вплоть до настоящего времени остаются ключевыми и, в то же время, дискуссионными в науке.

1. Правовые основы деятельности прокуратуры Республики Беларусь

.1 Создание прокуратуры Республики Беларусь

После принятия суверенитета Республики Беларусь формирование органов власти и государственного управления проходило на фоне кодификации и систематизации законодательства.

марта 1994 г. была принята Конституция Республики Беларусь. Изменения и дополнения, которые в нее вносились в 1996 г. и 2004 г., существенно изменили изначально установленный статус Генерального прокурора. Так, если в соответствии с Конституцией 1994 года избрание на должность и освобождение от нее Генерального прокурора осуществлялось Верховным Советом Республики Беларусь, то, начиная с 1996 года, это полномочие принадлежит Президенту. При этом согласно п. 9 ст. 84, ст. 126 Конституции назначение на должность Генерального прокурора осуществляется с согласия Совета Республики, а освобождение от должности согласно п. 11 ст. 84 Конституции при уведомлении Совета Республики.

Кроме того, внесением изменений в Конституцию в 1996 году Генеральный прокурор был лишен права законодательной инициативы, изначально ему принадлежащего.

Статьей 126 Конституции прокуратура определяется в качестве единой централизованной системы, которая возглавляется Генеральным прокурором. Статья 128 Конституции закрепляет, что компетенцию, организацию и порядок деятельности определяет законодательство.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность прокуратуры, является Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь». Ныне действующий закон 2007 года сменил одноименный закон 1993 года .

Законом «О Прокуратуре Республики Беларусь» 1993 года прокуратура определялась в качестве самостоятельного органа, осуществляющего от имени государства надзор за исполнением законов. Данным законом также были определены цели и направления деятельности прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, система и организация органов прокуратуры, полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законодательства. Установлены требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности в органы прокуратуры, предусмотрено разрешение других вопросов, относящихся к кадрам органов прокуратуры, а также иных вопросов организации и деятельности прокуратуры.

В ныне действующем Законе от 8 мая 2007 г. № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» (в ред. Закона 18 июля 2016 г. № 401-З) (далее - Закон № 220-З) прокуратура определена как единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.

Существенной новацией в этом Законе является то, что в нем изложена иная система принципов организации и деятельности прокуратуры по сравнению с системой принципов, которые были предусмотрены в прежнем Законе «О Прокуратуре Республики Беларусь». Перечень направлений деятельности прокуратуры дополнен новым направлением - «Координация деятельности по борьбе с преступностью». Увеличено число отраслей прокурорского надзора с четырех до пяти в связи с разделением ранее одной отрасли «Надзор за исполнением, законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие» на две самостоятельные отрасли: «Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» и «Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания». Новшеством в этом Законе является переименование «общего надзора» прокуратуры на «надзор за исполнением законодательства». Введена новая глава «Особенности организации и обеспечения деятельности военных прокуратур». Новый Закон «О прокуратуре Республики Беларусь» имеет и другие отличия от прежнего Закона.

Таким образом, прокуратура Республики Беларусь в настоящее время выполняет задачи обеспечения верховенства права, законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов. Кроме того, органами прокуратуры осуществляется координация правоохранительной деятельности государственных органов, которые осуществляют борьбу с преступностью и коррупцией, а также борьба с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, профилактика правонарушений. Также органами прокуратуры проводится предварительное следствие в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Работники прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам, участвуют в административном процессе в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Статьей 5 Закона № 220-З определятся принципы деятельности прокуратуры - законность, равенство всех граждан перед законом, независимость прокурора, подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласность, обязательность исполнения требований прокурора.

Прокурор в осуществлении своей профессиональной деятельности независим. Иными словами, вмешательство в осуществление прокурорских полномочий недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность.

Таким образом, создание и историческое развитие прокуратуры Республики Беларусь происходило в процессе создания и развития независимой Беларуси. В процессе внесения изменений и дополнений в Конституцию страны был существенно изменен правовой статус Генерального прокурора, возглавляющего систему прокуратур. Конституцией и основным нормативным процессуальным актом в сфере деятельности прокуратур - Законом «О прокуратуре Республики Беларусь» 2007 года (в ред. Закона 18 июля 2016 г. № 401-З) прокуратура определена как единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.

.2 Процессуальное положение прокурора в разбирательстве уголовных дел

Невозможно выделить какую-либо одну главную сферу деятельности прокурорских работников. Однако, самыми объемными и специфическими обязанностями прокуроров являются осуществление уголовного преследования и поддержание государственного обвинения в суде. Именно при осуществлении данных обязанностей прокурорские работники контактируют с преступниками, могут получать угрозы или иное давление в свой адрес, подвергать свою жизнь и здоровье опасности.

Судебное разбирательство - решающая и центральная стадия уголовного процесса - представляет собой рассмотрение уголовного дела в заседании суда первой инстанции. Именно на этой стадии реализуется возложенная на суд Конституцией функция правосудия - наделение суда исключительным правом осуществления правосудия.

Согласно ч. 1 ст. 115 Конституции и ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса (далее - УПК) правосудие осуществляется на основе состязательности, равенства сторон в процессе. В соответствии с ч. 1 ст. 34 УПК [4] прокурор является должностным лицом, который в пределах своей компетенции от имени государства осуществляет уголовное преследование и поддерживает государственное обвинение в суде.

Процессуальное положение прокурора в суде является дискуссионным в научной литературе. Противоречия научных мнений основывается на противоречии между функциями надзора и поддержания обвинения, которые осуществляет прокуратура. Статья 25 УПК говорит о том, что «прокурор обязан на всех стадиях процесса своевременно принимать предусмотренные законом меры по устранению нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили». Н.Е. Акуленок обращает внимание на то, что прокурору предписывается принимать соответствующие меры во всех стадиях уголовного процесса, значит и в стадии судебного разбирательства дела. Следовательно, прокурор обязан принимать меры к данным нарушениям даже со стороны суда, будь то судебное решение (приговор, определение, постановление) или какое-либо отдельное процессуальное действие, совершенное в ходе судебного разбирательства.

В случае, если прокурор не участвует в судебном заседании, а знакомится с уже вынесенным решением, он оценивает только итоговые выводы суда. При этом, когда прокурор поддерживает обвинение в суде, он не вправе выжидать, каким будет приговор, не вправе закрывать глаза на упущения в деятельности, участником которой он сам является. Прокурор везде, в том числе и в судебном разбирательстве, продолжает оставаться стражем законности, поэтому его обязанность состоит, в частности, и в том, чтобы обеспечить законность действий суда, рассматривающего дело.

К.Ю. Яровников акцентирует внимание на властные полномочия прокурора в суде, утверждая, что надзорные функции обязательно предполагают наличие элемента власти, без которого первые не могут быть и не будут реализованы.

Этого мнения придерживается большинство советских исследователей уголовного права. Например, В.С. Тадевосян, указывает, что «если нарушения закона допускают судьи, прокурор устраняет эти нарушения», а В.П. Радьков, утверждает, что «в судебном разбирательстве прокурору предоставлено право не только вскрывать нарушения закона, но и устранять их». Иными словами, данными учеными практически признается верховенство прокурора над судом.

Однако, при этом в научной литературе активно обсуждается вопрос о значительном сужении полномочий прокуратуры. Высказывалась мысль об оставлении за ней только функции поддержания обвинения в суде. И.И. Мартинович и М.И. Пастухов утверждают, что смыслом деятельности прокуратуры является изобличение преступлений во имя закона, т.е. главным в ее деятельности должно стать уголовное преследование лиц, совершивших преступления, и поддержание государственного обвинения в суде. Авторами подчеркивается, что в современных условиях выполнение такой функции важно еще и потому, что обостряется криминогенная обстановка и нужен орган, координирующий усилия всех государственных структур и общественности в борьбе с преступностью.

В.М. Савицкий акцентирует внимание на независимость и самостоятельность судебной власти, которая, в принципе, исключает необходимость контроля со стороны других государственных органов, за исключением вышестоящих судов, которые в установленном порядке проверяют законность судебных актов. Функция прокурор - поддерживание выводов органов расследования, а возложение на него «по совместительству» еще и функции надзора необоснованно усиливает позицию стороны обвинения перед защитой. Автор придерживается мнения, что должен осуществляться принцип «суд над прокурором», при котором суд перестанет быть объектом надзора со стороны государственного чиновника и станет полноправным «хозяином» процесса, подчиненным только закону.

В.И. Шолодонов не соглашается с подобным утверждением и полагает, что право прокурора на принесение протеста ни в коей мере не ставит его над судом, а тем более не подрывает принцип независимости судей.

Некоторыми авторами указывается двойственная природа выполняемой прокуратурой функции в суде. С одной стороны, прокурор-представитель государства, обязанный отстаивать не частные, а общегосударственные интересы. Эти интересы заключаются в соблюдении закона, прав участников процесса, постановлении законного и обоснованного приговора. С другой стороны, он должен поддерживать государственное обвинение. М.Н. Маршунов утверждает, что отношения, в которые вступает прокурор, будучи процессуальными по форме, являются надзорными по существу.

Прокурор в суде - сторона, обвинитель, его задача поддержание предъявленного обвинения и изобличение перед судом виновного, он должен убедить суд в правильности сформулированного им обвинительного вывода. Выполняя обязанности государственного обвинителя и лишь в связи с этими обязанностями, прокурор одновременно осуществляет надзор, т.е. надзор прокурора за соблюдением законности в суде вытекает из осуществляемой им функции государственного обвинителя, а не наоборот.

Согласно ч. 8 ст. 34 УПК при судебном разбирательстве уголовных дел участие прокурора в качестве государственного обвинителя обязательно по делам публичного и частно-публичного обвинения, а также по делам частного обвинения, возбужденным прокурором. По подавляющему большинству уголовных дел доказывание возложено на государственного обвинителя.

УПК не предоставляет прокурору никаких преимуществ перед другими участниками судебного разбирательства по представлению доказательств, участию в их исследовании, заявлении ходатайств. В то же время Кодекс ставит прокурора в процессуальное положение, отличное от процессуального положения иных участников судебного разбирательства. Прокурор, выступая от имени закона и государства, не только вправе, но и обязан принять меры к устранению нарушений закона независимо от того, кем они допущены. Своим участием в судебном разбирательстве прокурор способствует устранению нарушений прав и законных интересов потерпевшего, гражданского истца и ответчика, обвиняемого и других участников процесса.

Функция надзора отделена от функции правосудия, осуществляемой только судом и ни кем иным. Такое размежевание основных процессуальных функций между судом и прокурором создает все необходимые условия для действительно полного, объективного, всестороннего и справедливого исследования и разрешения дел, обеспечивает надежную правовую защиту интересов государства, общества и граждан.

Выступая представителем единого централизованного органа, призванного осуществлять надзор за законностью, прокурор реализует эти свои функции независимо, что позволяет ему находиться в таких условиях, при которых он процессуально самостоятельно принимает решения по любому вопросу, возникшему или связанному с производством по уголовному делу. Однако, в силу централизации и единоначалия, на которых строится деятельность органов прокуратуры, вышестоящий прокурор вправе отменить или изменить решение нижестоящего прокурора, если оно не соответствует или противоречит закону.

Что касается процессуального положения прокурора при рассмотрении приговоров кассационной инстанцией, здесь также различные точки зрения. Профессор М.С. Строгович, в частности, считает, что процессуальное положение прокурора в этой стадии процесса иное, чем в суде первой инстанции. По мнению автора, прокурор «не сторона, не обвинитель, а представитель органа наблюдающего за законностью».

Л.Г. Максимов считал, что процессуальное положение прокурора как блюстителя законности остается в любой стадии процесса неизменным. Изменяются лишь формы надзора и средства прокурорского реагирования на обнаруженные нарушения закона.

Одной из особенностей процессуального положения прокурора в кассационной инстанции является то, что здесь идет речь о законности и обоснованности уже постановленного судом приговора. Другая особенность в том, что осуществление надзора в этой стадии может перейти к прокурорам вышестоящих прокуратур, т.е. к прокурорам, которые ранее не имели отношения к надзору за соблюдением законности при рассмотрении данного дела в суде первой инстанции. И это является одним из условий, обеспечивающих объективность и процессуальную независимость этих прокуроров. Участвуя в рассмотрении дела кассационной инстанции, прокурор осуществляет надзор за законностью рассмотрения дела и самой кассационной инстанцией.

Процессуальное положение прокурора как блюстителя законности остается неизменным на любой стадии уголовного процесса. При поддержании государственного обвинения в суде первой инстанции, при изложении мнения в кассационной или даче заключения в надзорной инстанции прокурор остается представителем органа, осуществляющего надзор за точным и единообразным исполнением законов, только изменяются формы надзора и средства процессуального реагирования на обнаруженные нарушения закона.

Закон предоставляет всем участникам уголовного процесса право в течение установленного срока в кассационном порядке оспаривать приговор, определение или постановление суда. Обвиняемый, защитник, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик данное право воплощают в кассационной жалобе, наличие которой обязывает вышестоящий суд проверить законность, обоснованность и справедливость приговора, определения или постановления суда. При этом, никому из них не ставится в упрек обжалование любого, по их мнению неправосудного приговора. Прокурор же поставлен здесь в иные рамки. Исходя из требований УПК, прокурор не только вправе, но и обязан опротестовать в кассационном порядке каждый приговор, постановленный с нарушениями уголовного или уголовно-процессуального закона (ст. 370). Неопротестование прокурором такого приговора рассматривается как нарушение им своего служебного долга.

Особенностью процессуального положения прокурора в надзорной инстанции является и то, что в этой стадии процесса речь идёт уже о проверке законности и обоснованности вступившего в законную силу судебного акта. В связи с этим осуществление функции надзора переходит уже к вышестоящему прокурору.

Выступающий с заключением в надзорной инстанции прокурор, не является представителем государственного обвинения, а потому он дает заключение независимо от позиций, занимаемых по тому же делу государственным обвинителем и прокурором, участвующим в заседании кассационной инстанции.

Таким образом, можем сделать вывод, что самыми объемными и специфическими обязанностями прокуроров являются осуществление уголовного преследования и поддержание государственного обвинения в суде.

Процессуальное положение прокурора в суде является дискуссионным в научной литературе. Противоречия научных мнений основывается на противоречии между функциями надзора и поддержания обвинения, которые осуществляет прокуратура.

Выводы по главе 1:

. создание и историческое развитие прокуратуры Республики Беларусь происходило в процессе создания и развития независимой Беларуси. В процессе внесения изменений и дополнений в Конституцию страны был существенно изменен правовой статус Генерального прокурора, возглавляющего систему прокуратур. Конституцией и основным нормативным процессуальным актом в сфере деятельности прокуратур - Законом «О прокуратуре Республики Беларусь» 2007 года (в ред. Закона 18 июля 2016 г. № 401-З) прокуратура определена как единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами;

. самыми объемными и специфическими обязанностями прокуроров являются осуществление уголовного преследования и поддержание государственного обвинения в суде. Именно при осуществлении данных обязанностей прокурорские работники контактируют с преступниками, могут получать угрозы или иное давление в свой адрес, подвергать свою жизнь и здоровье опасности.

Процессуальное положение прокурора в суде является дискуссионным в научной литературе. Противоречия научных мнений основывается на противоречии между функциями надзора и поддержания обвинения, которые осуществляет прокуратура.

2. Социально-правовое положение прокурорских работников

.1 Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников

Профессиональная служба в органах прокуратуры связана с особым режимом работы и ответственными полномочиями. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников приближено к материальному и социальному обеспечению сотрудников милиции и Следственного комитета Республики Беларусь.

Статьей 61 Закона № 220-З прокурорскому работнику гарантируются условия труда, которые обеспечивают надлежащее исполнение служебных обязанностей, заработная плата, трудовой отпуск, предоставление в установленном порядке жилого помещения коммерческого использования, пенсионное обеспечение, выплата выходного и иных единовременных пособий, право на медицинское обслуживание и иные меры материального и социального обеспечения в соответствии с законодательством о государственной службе и законодательством о труде с учетом особенностей, предусмотренных Законом № 220-З и иными законодательными актами.

Материальное обеспечение прокурорских работников в первую очередь выражается в денежном содержании, которое состоит из должностного оклада, доплат за классный чин (воинское звание) и выслугу лет. Определение размеров должностных окладов и иных доплат осуществляется Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17 июня 2013 г. № 59 «Об оплате труда прокурорских работников, работников системы органов прокуратуры, районных (городских), областных, Минского городского судов, экономических судов областей (города Минска)» (в ред. Постановления от 24 марта 2017 г. № 16).

Статьей 61 Закона № 220-З определено право прокурорского работника на бесплатное форменное обмундирование. Нормы и порядок выдачи, а также описание знаков различия и форменного обмундирования устанавливаются Указом Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2009 г. № 209 «О форменной одежде и знаках различия прокурорских работников».

Прокурорские работники при исполнении служебных обязанностей имеют право по специальному знаку бесплатно пользоваться всеми видами общественного и железнодорожного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси); при направлении в служебные командировки пользуются правом бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта.

Прокурорским работникам предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 30 календарных дней, а также дополнительный оплачиваемый отпуск. Дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью 2 календарных дня после 5 лет работы в органах прокуратуры; 4 календарных дня после 10 лет работы; 6 календарных дней после 15 лет работы.

Прокурорские работники имеют право выйти в отставку при наличии общего трудового стажа для мужчин не менее 30 лет, для женщин не менее 25 лет и стажа работы в качестве прокурорского работника не менее 20 лет. При выходе в отставку прокурорскому работнику выплачивается выходное пособие в размере трех среднемесячных заработных плат по оставляемой должности. В период работы или занятия предпринимательской деятельностью выплата пенсий за выслугу лет приостанавливается.

За прокурорскими работниками после выхода на пенсию сохраняется право медицинского обслуживания в лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете.

Местные исполнительные и распорядительные органы обязаны предоставлять прокурорскому работнику, нуждающемуся в улучшении жилищных условий служебное жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры или дома в течение шести месяцев со дня подачи заявления. В таком же порядке решаются вопросы установки домашнего телефона и представления мест в детских дошкольных учреждениях.

В случае освобождения прокурорского работника от исполнения обязанностей (увольнении) по состоянию здоровья или признания его недееспособным в определенном законом порядке, ликвидацией органа прокуратуры, сокращением численности или штатов, а также в случае гибели (смерти) прокурорского работника в связи с исполнением служебных обязанностей предоставленные служебные помещения передаются в пользование по договору найма независимо от стажа его работы на соответствующих должностях.

Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников является своего рода компенсацией за особые условия работы и ограничения, установленные Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (в ред. Закона от 9 января 2017 г. № 14-З) [8] и Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, утв. Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 181 (в ред. Указа от 23 февраля 2015 г. № 95).

При этом в пп. 52-53 данного Положения указаны случаи, когда прокурорские работники могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, в том числе в виде увольнения. Так, например в судебной практике можно найти случай, когда П. работал начальником отдела прокуратуры Гомельской области. Приказом и.о. Генерального прокурора Республики Беларусь от 15 февраля 2011 г. уволен из органов прокуратуры по подпункту 52.2 п. 52 Положения о прохождении службы в органах прокуратуры, п. 4 ст. 22 Закона о госслужбе за несоблюдение ограничений, связанных со службой в органах прокуратуры, выразившееся в том, что он занимался предпринимательской деятельностью в сфере ритуальных услуг как лично, так и совместно со своими родителями. Считая увольнение незаконным, П. просил изменить формулировку причины увольнения на увольнение по соглашению сторон.

Решением суда Центрального района г. Гомеля в иске отказано.

Согласно подпункту 52.2 п. 52 Положения о прохождении службы в органах прокуратуры прокурорские работники могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, в частности, за несоблюдение ограничений, связанных со службой в органах прокуратуры, установленных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами и настоящим Положением.

Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 22 Закона о госслужбе государственный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является, либо подчиненного и (или) подконтрольного ему.

Судом установлено, что служебным расследованием, проведенным Генеральной прокуратурой по представленным из Управления КГБ по Гомельской области материалам, причастность П. к коммерческой деятельности ООО «Р.» была подтверждена.

Проверкой установлено, что П. участвовал в работе указанного ООО, учредителями которого были отец истца и гражданин Л., с которым истец состоял в дружеских отношениях. Свидетели Л. и его мать Л-ва подтвердили, что, несмотря на то, что по документам учредителем ООО являлся отец истца, фактически договор о совместном занятии коммерческой деятельностью в сфере ритуальных услуг заключался с П., который был заинтересован в работе ООО, оказывал всяческое содействие, используя свои знакомства, интересовался и обсуждал бизнес-проект и работу магазина, финансовую деятельность, вносил свои предложения.

Таким образом, можем сделать вывод, что материальное и социальное обеспечение прокурорских работников приближено к материальному и социальному обеспечению сотрудников милиции и Следственного комитета Республики Беларусь. Прокурорскому работнику гарантируются условия труда, которые обеспечивают надлежащее исполнение служебных обязанностей, заработная плата, трудовой отпуск, предоставление в установленном порядке жилого помещения коммерческого использования, пенсионное обеспечение, выплата выходного и иных единовременных пособий, право на медицинское обслуживание и иные меры материального и социального обеспечения в соответствии с законодательством о государственной службе и законодательством о труде с учетом особенностей, предусмотренных Законом № 220-З и иными законодательными актами.

.2 Социальная и правовая защита жизни и здоровья работников органов прокуратуры

Статья 67 Закона № 220-З закрепляет принцип государственной защиты прокурорских работников.

В соответствии со ст. 66 Закона № 220-З прокурорский работник подлежит обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета. Порядок и условия обязательного страхования работников прокуратуры на случай гибели (смерти), ранения (контузии), увечья, заболевания, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей определяются Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 308 «О некоторых вопросах обязательного государственного страхования сотрудников Следственного комитета, сотрудников и лиц гражданского персонала из числа судебных экспертов Государственного комитета судебных экспертиз, сотрудников органов внутренних дел, прокурорских работников, работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, работников органов Комитета государственного контроля» (в ред. Постановления от 30 января 2016 г. № 76).

В процессе осуществления своей профессиональной деятельности прокурорские сотрудники получают огромное количество угроз, сталкиваются с посягательствами на собственную жизнь и здоровье, имущество.

Законодательно установлено, что, если преступное посягательство на жизнь и здоровье прокурорского работника приводит к смерти последнего, его семья (наследники) имеют право на получение единовременной страховой суммы в размере 10-летней суммы заработной платы погибшего (умершего). Выплата данной суммы осуществляется в случаях, когда преступное посягательство было совершено при осуществлении прокурорским работником своей служебной деятельности, вследствие принятия им мер по предотвращению (пресечению) правонарушения, либо в случае наступления смерти в течение одного года после прекращения им службы в органах прокуратуры.

Если же преступное посягательство на жизнь и здоровье привело к установлению инвалидности (или ее установлении в течение одного года с момента прекращения им службы в органах прокуратуры), ему выплачивается единовременная страховая сумма:

при установлении инвалидности I группы - 5-летней суммы заработной платы;

при установлении инвалидности II группы - 4-летней суммы заработной платы;

при установлении инвалидности III группы - 3-летней суммы заработной платы [9, ст. 66].

В случае, когда преступное посягательство на жизнь и здоровье сотрудника прокуратуры не привело к установлению инвалидности, однако было причинено тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение, ему выплачивается единовременная страховая сумма соответственно в размере 2-годичной или 0,5-годовой суммы заработной платы.

В иных случаях при гибели (смерти) прокурорского работника или установления прокурорскому работнику инвалидности, наступивших в результате ранения, контузии, травмы, увечья, заболевания, либо получения им тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, не повлекшего инвалидности, легкого телесного повреждения, имевших место при осуществлении им служебной деятельности, подтвержденных медицинским заключением, выплачивается единовременная страховая сумма в размере:

базовых величин - семье погибшего (умершего) прокурорского работника (его наследникам);

базовых величин - инвалиду I группы;

базовых величин - инвалиду II группы;

базовых величин - инвалиду III группы;

базовых величин - прокурорскому работнику, получившему тяжкое телесное повреждение, не повлекшее инвалидности;

базовых величин - прокурорскому работнику, получившему менее тяжкое телесное повреждение, не повлекшее инвалидности;

базовых величин - прокурорскому работнику, получившему легкое телесное повреждением.

Кроме жизни и здоровья прокурорских работников объектом преступного нападения может также быть его имущество или имущество его близких. При уничтожении или повреждении имущества, которое принадлежит прокурорскому работнику или его близким, вследствие преступного нападения, собственникам выплачивается страховое возмещение в размере причиненного вреда, но не свыше действительной стоимости уничтоженного или поврежденного имущества на день принятия решения о выплате.

При установлении лиц, виновных в гибели (смерти) прокурорского работника, причинении вреда его здоровью, причинении имущественного вреда прокурорскому работнику или его близким, выплаченные страховые суммы подлежат взысканию с виновных лиц.

Прокурорский работник имеет право на ношение и хранение выданного ему во временное пользование служебного или боевого оружия и боеприпасов к нему, специальных средств, а также на применение и использование их в порядке, установленном ст. 26 Закона от 13 ноября 2001 года «Об оружии» (в ред. 20 апреля 2016 г. № 358-З).

Так, оружие сотрудником прокуратуры может применяться только по целевому назначению. Оно также может быть применено для защиты его жизни, здоровья, прав и законных интересов, а также интересов общества и государства. Данные ситуации Закон «Об оружии» трактует как состояния необходимой обороны или крайней необходимости.

Служебное оружие может применяться сотрудником прокуратуры при задержании лица, совершившего преступление. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное и очевидное для лица, против которого применяется оружие, предупреждение о намерении его применить, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создаст непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь иные тяжкие последствия. Оружие также может быть использовано также для отражения нападения животного или подачи сигнала тревоги.

Служебное оружие применяется сотрудником прокуратуры только как крайняя мера, если иными способами невозможно защититься от преступного посягательства.

Запрещается применять оружие при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица, в направлении огнеопасных и взрывоопасных, а также содержащих сильнодействующие ядовитые вещества складов (хранилищ), в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения.

О каждом случае применения оружия, повлекшем причинение вреда здоровью человека, прокурорский работник, применивший оружие, обязан незамедлительно (не позднее суток) подать рапорт, а также принять меры по оказанию пострадавшему медицинской помощи.

Таким образом, можем сделать вывод, что законодательно закреплен принцип государственной защиты прокурорских работников. Прокурорский работник подлежит обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета. В случае гибели (смерти) прокурорского работника, установлении ему инвалидности, получения им тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, ему (его наследникам в случае смерти) выплачивается компенсационная выплата.

Прокурорский работник имеет право на ношение и хранение выданного ему во временное пользование служебного или боевого оружия и боеприпасов к нему, специальных средств, а также на его применение.

Выводы по главе 2:

. материальное и социальное обеспечение прокурорских работников приближено к материальному и социальному обеспечению сотрудников милиции и Следственного комитета Республики Беларусь. Прокурорскому работнику гарантируются условия труда, которые обеспечивают надлежащее исполнение служебных обязанностей, заработная плата, трудовой отпуск, предоставление в установленном порядке жилого помещения коммерческого использования, пенсионное обеспечение, выплата выходного и иных единовременных пособий, право на медицинское обслуживание и иные меры материального и социального обеспечения в соответствии с законодательством о государственной службе и законодательством о труде с учетом особенностей, предусмотренных Законом № 220-З и иными законодательными актами;

. законодательно закреплен принцип государственной защиты прокурорских работников. Прокурорский работник подлежит обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета. В случае гибели (смерти) прокурорского работника, установлении ему инвалидности, получения им тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, ему (его наследникам в случае смерти) выплачивается компенсационная выплата.

Прокурорский работник имеет право на ношение и хранение выданного ему во временное пользование служебного или боевого оружия и боеприпасов к нему, специальных средств, а также на его применение.

Заключение

прокурорский должностной правовой

Рассмотрев вопросы правовой защиты прокурорских работников, нами были сделаны следующие выводы:

. создание и историческое развитие прокуратуры Республики Беларусь происходило в процессе создания и развития независимой Беларуси. В процессе внесения изменений и дополнений в Конституцию страны был существенно изменен правовой статус Генерального прокурора, возглавляющего систему прокуратур. Конституцией и основным нормативным процессуальным актом в сфере деятельности прокуратур - Законом «О прокуратуре Республики Беларусь» 2007 года (в ред. Закона 18 июля 2016 г. № 401-З) прокуратура определена как единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами;

. самыми объемными и специфическими обязанностями прокуроров являются осуществление уголовного преследования и поддержание государственного обвинения в суде. Именно при осуществлении данных обязанностей прокурорские работники контактируют с преступниками, могут получать угрозы или иное давление в свой адрес, подвергать свою жизнь и здоровье опасности.

Процессуальное положение прокурора в суде является дискуссионным в научной литературе. Противоречия научных мнений основывается на противоречии между функциями надзора и поддержания обвинения, которые осуществляет прокуратура;

. материальное и социальное обеспечение прокурорских работников приближено к материальному и социальному обеспечению сотрудников милиции и Следственного комитета Республики Беларусь. Прокурорскому работнику гарантируются условия труда, которые обеспечивают надлежащее исполнение служебных обязанностей, заработная плата, трудовой отпуск, предоставление в установленном порядке жилого помещения коммерческого использования, пенсионное обеспечение, выплата выходного и иных единовременных пособий, право на медицинское обслуживание и иные меры материального и социального обеспечения в соответствии с законодательством о государственной службе и законодательством о труде с учетом особенностей, предусмотренных Законом № 220-З и иными законодательными актами;

. законодательно закреплен принцип государственной защиты прокурорских работников. Прокурорский работник подлежит обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета. В случае гибели (смерти) прокурорского работника, установлении ему инвалидности, получения им тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, ему (его наследникам в случае смерти) выплачивается компенсационная выплата.

Прокурорский работник имеет право на ношение и хранение выданного ему во временное пользование служебного или боевого оружия и боеприпасов к нему, специальных средств, а также на его применение.

Литература

1.Конституция Республики Беларусь Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканском референдуме от 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2005.

.Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 г. № 238-З : Принят Палатой представителей 10 декабря 1998 года; Одобрен Советом Респ. 18 декабря 1998 года: в ред. Закона Респ. Беларусь от 9 января 2017 г. № 19-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017.

.Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З: Принят Палатой представителей 9 ноября 2006 года; Одобрен Советом Респ. 1 декабря 2006 года : в ред. Закона Респ. Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017.

.Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З : Принят Палатой представителей 24 июня 1999 года; Одобрен Советом Респ. 30 июня 1999 года : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18 июля 2017 г. № 53-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017.

.Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. № 219-З : Принят Палатой представителей 11 ноября 1998 года; Одобрен Советом Республики 26 ноября 1998 года : в ред. Закона Респ. Беларусь от 9 января 2017 г. № 19-З// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017.

.О форменной одежде и знаках различия прокурорских работников: Указ Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2009 г. № 209 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017.

.Об утверждении Положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 181: в ред. Указа от 23 февраля 2015 г. № 95 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017.

.О государственной службе в Республике Беларусь : Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 9 января 2017 г. № 14-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017.

.О прокуратуре Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18 июля 2016 г. № 401-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017.

.О Прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 29 января 1993 г. № 2139-XІІ // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017. - утратил силу.

.Об оружии: Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2001 г. № 61-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 20 апреля 2016 г. № 358-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017.

.О некоторых вопросах обязательного государственного страхования сотрудников Следственного комитета, сотрудников и лиц гражданского персонала из числа судебных экспертов Государственного комитета судебных экспертиз, сотрудников органов внутренних дел, прокурорских работников, работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, работников органов Комитета государственного контроля : Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 308 : в ред. Постановления от 30 января 2016 г. № 76 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017.

.Об оплате труда прокурорских работников, работников системы органов прокуратуры, районных (городских), областных, Минского городского судов, экономических судов областей (города Минска) : Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17 июня 2013 г. № 59 : в ред. Постановления от 24 марта 2017 г. № 16 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017.

.Акуленок Н.Е. Правовое положение прокурора в Республике Беларусь / Н.Е. Акуленок // Материалы БГУ. - Секция Е. - 2016. - С. 57-60.

.Василевич Г.А О работе органов прокуратуры в современных условиях и некоторых мерах по дальнейшему повышению эффективности прокурорского надзора / Г.А. Василевич // Законность и правопорядок. - 2009. - № 3. - С. 4-10.

.Василевич Д.Г. Статус прокуратуры в системе других государственных органов / Д.Г. Василевич // Юридический журнал. - 2008. - №3. - С.60-64.

.Задачи, принципы, этапы развития прокуратуры в Республике Беларусь // Судоустройство / под ред. А.А. Данилевича, И.И. Мартинович. - Минск, 2010. - С. 249-277.

.Казаков В.В. Особенности социально-правовой защиты прокурорских работников государств-участников СНГ / В.В. Казаков // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2009. - № 10. - С. 106-113.

.Казаков В.В. Правовые основы и механизмы функционирования службы прокуроров в России и в других государствах - участниках СНГ. Дисс. … канд. р. наук: 12.00.11 / В.В. Казаков. - М., 2011. - 236с.

.Мартинович И.И., Пастухов М.И. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь / И.И. Мартинович, М.И. Пастухов. - Минск, 1995. - 224с.

Похожие работы на - Особенности правовой защиты прокурорских работников в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!