Методология исследования и организации систем муниципального управления в субъектах РФ различных организационных форм

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    247,51 Кб
  • Опубликовано:
    2017-09-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методология исследования и организации систем муниципального управления в субъектах РФ различных организационных форм

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кемеровский Государственный Университет

Кафедра Экономической теории






Курсовая работа

По дисциплине «Организационно-правовые основы муниципального управления»

Тема Методология исследования и организации систем муниципального управления в субъектах РФ различных организационных форм

 

Содержание

Введение

1.  Теоретико-методологические основы муниципального управления в субъектах РФ

1.1    Роль муниципального управления в устойчивом развитии территории

1.2    Методология исследования муниципального управления

2.      Организация системы стратегического планирования и управления развитием муниципальных районов Вологодской области

.1      Организация системы стратегического планирования и управления развитием

2.2    Проблемы организации системы стратегического планирования на муниципальном уровне

Заключение

Список источников информации

Введение

На территории Российской Федерации вновь началась череда изменений, часть из них обусловлена самобытным развитием в политической и социальной сферах страны, другая - завязана на общемировых изменениях тенденций в системе управления. Обратим внимание на то, что отдельный человек на протяжении многих столетий был лишь частицей общества и не более того, в результате чего выпадала одна из главных целей существования социума - эта цель - сам индивид. В связи с этим на периферию общественного сознания отправлены такие основополагающие понятия, как комфортные условия для индивида, благосостояние отдельного человека и различных общностей. Учитывая сказанное, проанализируем муниципальное управление с учетом методологических и категориальных оснований. Данное исследование представляется актуальным, так как в настоящий момент зафиксирована тенденция к смене ориентиров в области управления социальными процессами.

К примеру, принцип экономического детерминизма сформировался посредством выделения лишь финансового критерия, то есть в то время, когда внимание было обращено на отрасль обрабатывающей промышленности, из виду совершенно выпадала социальная сфера, что влекло за собой неминуемые проблемы для общества и страны в целом. Подобная констатация верна по отношению ко всем уровням социального управления - от государственного до муниципального, причем именно муниципальный уровень управления представляет нелинейный, многоступенчатый социальный феномен.

Степень научной разработанности проблемы. Неоспоримый вклад в разработку проблемы развития территорий муниципальных образований внесли Р.Т. Абдрашитов, В.Г. Беломестов, А.А. Голуб, В.И. Гурман, Л.П. Груздева, В.И. Данилов-Данильян, И.О. Калиникова, В.Н. Лексин, И.С. Масленникова, В.П. Фофанов, А.И. Шишкин и многие другие ученые.

Цель курсовой работы рассмотреть методология исследования и организацию систем муниципального управления в субъектах РФ различных организационных форм.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть роль муниципального управления в устойчивом развитии территории.

2. Изучить методологию исследования муниципального управления.

3. Рассмотреть организацию системы стратегического планирования и управления развитием муниципальных районов на примере Вологодской области. стратегическое планирование муниципальный

Объектом исследования являются субъекты РФ различных организационных форм.

Предметом исследования является методология исследования и организация систем муниципального управления.

Нормативно-правовой базой исследования послужили нормативно- правовые акты в виде Федеральных законов, Указов Президента РФ и постановлений Правительства Российской Федерации, законодательные и нормативные акты органов управления.

1.      Теоретико-методологические основы муниципального управления в субъектах РФ

.1 Роль муниципального управления в устойчивом развитии территории

В современных условиях «центр тяжести» усилий по регулированию социально-экономического развития постепенно смещается на наиболее низкий уровень власти - муниципальный. Это связано с тем обстоятельством, что именно здесь решаются вопросы местного значения, определяющие качество жизни населения, комфортность условий его жизнедеятельности. Поэтому необходимо научное изучение особенностей влияния муниципального управления на обеспечение устойчивого развития территорий.

В настоящее время объективные условия, в которых действуют субъекты управления, изменились: процессы стали не только динамичными, нелинейными, но и глобальными, что требует принципиально другого социального управления - целостного и стратегического по своей природе. Главная линия развития теории и практики муниципального управления сегодня заключается в создании устойчивой, эффективной и гибкой демократической системы управления, утверждении и поддержании авторитета местной власти, что невозможно без устранения факторов командно-бюрократической системы управления путем последовательной реализации принципов самоуправления.

Муниципальное самоуправление (МСУ) нами рассматривается как явление и как процесс. Как явление оно представлено созданием и функционированием муниципальных образований. Как процесс МСУ представляет собой управленческую деятельность органов местного самоуправления, связанную с достижением определенных целей в виде совокупности последовательно-параллельных операций, представленных управленческими циклами планирования, координации, регулирования, организации, контроля, учета и анализа, а также мотивации на муниципальном уровне.

Под МСУ понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. МСУ в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Объектом МСУ является муниципальное образование - населенная территория, на которой оно осуществляется. В качестве субъекта МСУ выступает население муниципального образования - местное сообщество, а также органы МСУ, избранные населением и действующие от его имени, выполняющие управленческие функции в пределах МО. Предметом МСУ является регулирование социально- экономических процессов на территории муниципального образования в интересах местного сообщества и на основе эффективного использования местных ресурсов.

Модель системы МСУ (рис. 1.1) отражает системные признаки МСУ, выделяющие его среди других властных структур, и позволяет, выделить главные категории управления местным сообществом. МСУ развивается в силу воздействия таких факторов, как максимальное включение в процесс управления территорией непосредственно населения муниципальных образований; донесение до людей объективных сведений о возможностях МСУ в рамках самых разных форм организации коммуникаций; дифференцированный подход к построению политики в разных типах муниципальных образований; финансовая самодостаточность местного самоуправления.

Рисунок 1.1 - Системная модель местного самоуправления

Муниципальное управление осуществляется в пределах муниципального образования (городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией), где имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Из перечисленных характеристик следует, что МСУ - это деятельность выборных и других органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, объектами муниципального хозяйства, формированию и исполнению местного бюджета, а также иной их деятельностью в различных сферах муниципального образования, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения, решения других вопросов местного значения, включая и вопросы организации своей работы, муниципальной службы. Органами местного самоуправления обеспечивается управление муниципальной собственностью, муниципальным хозяйством, финансами и всеми сферами деятельности муниципального образования.

Муниципальное самоуправление строится на основе общих принципов управления и включает в себя ряд элементов. Теория муниципального управления, рассматривая муниципальное управление как систему, изучает организацию муниципального управления, а муниципальное образование изучается как социально-экономическая система, субъект управления, технология муниципального управления, методы и порядок принятия решений, планирования и прогнозирования, методы муниципального управления, механизм взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти, средствами массовой информации и населением, как воздействие систем и механизмов управления на социальные процессы, социальные институты, социальные общности различных видов и уровней. Здесь исследуются вопросы оптимизации управления муниципальным персоналом.

Муниципальное образование в соответствии с федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Муниципальное образование (МО) является сложной социально-экономической системой, состоящей из нескольких тесно взаимодействующих и взаимосвязанных элементов: населения, природно-географической среды, градообразующей базы и жизнеобеспечивающей системы, обслуживающей функционирование, сохранение и развитие всего муниципального образования.

1.2 Методология исследования муниципального управления

Выступая на протяжении длительного промежутка времени лишь низшим уровнем государственного управления, простым «придатком» властных структур, муниципальное управление лишь в последнее время оказывается востребовано институтами еще не укоренившегося в России гражданского общества и демократического государства. По словам А.И. Попова, «муниципальное управление стоит представлять, как основополагающий принцип реализации власти в социуме и государстве, он так же, как и принцип разделения властей, является фундаментом управленческой системы в государстве с демократическим строем».

Юридическими основаниями местного управления являются правовые нормы, которые закреплены в Конституции РФ. В данном документе муниципальное самоуправление рассматривается как неотъемлемый атрибут демократического общественного устройства.

Носителем власти при таком режиме является народ, он становится непосредственным участником и модератором внутри и внешнеполитических стратегий страны. Осуществлять подобное влияние человек может непосредственно или опосредовано. В связи с этим можно утверждать, что права и возможности гражданина воплощаются и контролируются как раз при помощи муниципального управления. Однако власть народа даже в демократическом обществе не безгранична, она должна осуществляться в соответствии с законами и подзаконными актами, которые содержатся в Конституции РФ и других официальных документах субъектов РФ.

Существенным аспектом исследуемой темы представляется попытка разобраться в той терминологической путанице, которая сопровождает вопрос о муниципальном управлении в отечественных гуманитарных науках. В России употребляется термин «муниципальное образование» или «орган местного самоуправления», если имеется в виду муниципалитет как орган управления данной территориальной единицы. B Российской Федерации под понятием «местное самоуправление» подразумевается форма осуществления народом своей власти. У отдельных исследователей производится разделение понятий «муниципальное самоуправление» и «муниципальное управление».

Муниципальная сфера приобретает большое значение в контексте нахождения общих точек для взаимодействия государственных институтов и механизмов гражданского общества. С данной точки зрения муниципальное управление представляет собой низший уровень государственных управленческих структур, в то время как муниципальное самоуправление рассматривается в качестве инструмента осуществления общественных интересов. Под муниципальным самоуправлением понимаются выборные органы муниципальных образований (городские думы, советы и т.д.).

Впрочем, возможны и другие методологические подходы, позволяющие выявить различие между муниципальным управлением и самоуправлением. В частности, функциональный подход, представленный в работах Р.В. Зотова, акцентирует внимание на выделении представительного и организационного аспектов деятельности муниципалитетов. По его словам, «муниципальное управление - это деятельность выборных и других органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, объектами муниципального хозяйства, формированию и исполнению местного бюджета». Получается, что муниципальное управление является одной из функций муниципалитета, тогда как под муниципальным самоуправлением понимается совокупность органов, осуществляющих управленческо-организационные функции. Именно функциональный подход представляется предпочтительным при рассмотрении коммуникационных и управленческих процессов, протекающих на муниципальном уровне, поскольку его эвристический характер заключается в формировании целостного представления о структуре управления, выделении отдельных элементов и определению их роли в осуществлении властных полномочий.

В ходе проводимого исследования термин «муниципальное управление» будет использоваться для описания управленческих процессов, а термин «муниципальное самоуправление» будет обозначить институциональный базис управленческих действий на уровне отдельных муниципалитетов. Далее следует определить само понятие муниципального образования и его роль в структуре общественно-государственных управленческих процессов. Под муниципальным образованием понимается административная единица, расположенная на определенной территории и обладающая населением, однако было бы ошибкой ставить знак равенства между муниципалитетом и любым населенным пунктом (хотя, как правило, каждый поселок или город представляет собой отдельное муниципальное образование). Точнее говоря, можно выделить в современной политологии и теории управления два основных подхода, предлагающих различное понимание сущности и функционального наполнения муниципальных образований. С позиции поселенческого подхода муниципальное образование создается в пределах определенного населенного пункта, что оказывается удобным с административной точки зрения, поскольку позволяет четки зафиксировать границы муниципалитета. Однако территориальный подход предлагает другой критерий выделения муниципальных образований, согласно которому возможно объединение ряда населенных пунктов в рамках одного муниципалитета в том случае, если жители данных пунктов обладают схожими условиями проживания и сталкиваются с однотипными проблемами. В Российской Федерации используется смешанный, территориально-поселенческий критерий выделения муниципальных образований, что позволяет, по крайней мере, на теоретическом уровне сочетать интересы жителей населенных пунктов с потребностями в организационной логистике.

В силу этого обстоятельства муниципальное образование обладает целым комплексом полномочий. Во-первых, оно управляет образовательными и медицинскими учреждениями, осуществляет руководство работой местных внутренних органов, а также распоряжается муниципальной собственностью, к которой относятся жилой фонд и другие территории, не относящиеся к ведению федеральных органов власти. Основным источником бюджета муниципального образования является сбор налогов с местного населения, причем ключевой проблемой является срастание муниципального самоуправления с органами государственной власти, в силу чего девальвируется возможность влияния со стороны общественных структур на процесс управления конкретной территорией.

Неразвитость существующей законодательной базы проявляется в возникающем противоречии между зафиксированными в федеральном законе правами муниципального образования на принятие стратегических решений с целью улучшения жизни населения и реальными возможностями муниципалитетов. При этом важно понимать, что муниципальное управление в силу принципа внутреннего суверенитета не может быть противопоставлено государственному управлению, но речь идет о нахождении необходимого компромисса, при котором излишняя централизация власти окажется заменена на партнерские отношения между различными уровнями управления. Потребность в четком разграничении функции и увеличении степени автономности муниципальных образований в принятии решений, касающихся подчиненной им территории, обусловлена их промежуточным положением между государством и отдельным индивидом. Исследователь Г.П. Демченко отмечает, что именно на муниципальном уровне должны «претвориться в жизнь фундаментальные ценности человечества, противоречивые по своей природе, но сочетающие индивидуальные и общественные интересы. В условиях местного самоуправления предполагается если не полное устранение влияния государства и его власти, то, по меньшей мере, «минимизация влияния и невмешательство в деятельность местного самоуправления». Так или иначе, но установление партнерских отношений между различными уровнями управленческой системы позволит увеличить эффективность принимаемых решений и отладить механизмы представительства интересов населения, что становится особенно актуальным в условиях экономической нестабильности и тенденций к усилению социального протеста.

Стоит также отметить, что в настоящее время в рамках российской правовой системы отсутствуют реальные механизмы, которые позволили бы разграничивать полномочия органов государственного и местного самоуправления. За последние годы страны Запада вполне сумели доказать, что для построения демократического общества нельзя обойтись без усиления системы местного самоуправления. Формирование и становление благосостояния общества и индивидуального достатка теперь напрямую зависит от децентрализации власти, так как при помощи данной процедуры часть полномочий и функций передается муниципалитетам.

Н.И. Глазунова уверена, что эффективная федеральная власть проявляет себя в том случае, если граждане самостоятельно чувствуют потребность в достижении своих целей через муниципальные институты управления, а не когда индивида принуждают принимать участие в жизни общества и государства при помощи созданных органов самоуправления.

Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на большое количество проблем в системе муниципального управления, их решением озадачено немалое количество российских ученых и их зарубежных коллег, в связи с чем можно выразить надежду, что положительные тенденции возобладают.

Реализация демократической модели социального управления, в рамках которой окажется возможен переход к полноправному местному самоуправлению, становится насущной необходимостью современного российского общества.

Таким образом, муниципальное управление осуществляется в пределах муниципального образования (городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией), где имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления

В настоящее время в рамках российской правовой системы отсутствуют реальные механизмы, которые позволили бы разграничивать полномочия органов государственного и местного самоуправления. За последние годы страны Запада вполне сумели доказать, что для построения демократического общества нельзя обойтись без усиления системы местного самоуправления. Формирование и становление благосостояния общества и индивидуального достатка теперь напрямую зависит от децентрализации власти, так как при помощи данной процедуры часть полномочий и функций передается муниципалитетам.

2.      Организация системы стратегического планирования и управления развитием муниципальных районов Вологодской области

.1 Организация системы стратегического планирования и управления развитием

Задачи выработки и реализации стратегии регионального развития сегодня стоят перед каждым субъектом Российской Федерации. В докризисные годы по инициативе Министерства регионального развития Российской Федерации более 60 субъектов страны, включая Волгоградскую область, и несколько десятков городов разработали и утвердили собственные стратегии социально-экономического развития на долгосрочную перспективу. В этих стратегиях были учтены системные меры по достижению поставленных целей и особенности регионов или городов.

Основным уровнем территориальной организации социально-экономического пространства региона являются административно-территориальные образования, имеющие органы местного самоуправления с закрепленными за ними властными полномочиями, компетенциями и обязанностями решения социальных и хозяйственных вопросов местного значения. В этих условиях определяющим фактором успешной разработки и реализации стратегии социально-экономического развития региона является использование потенциала хозяйственной самоорганизации муниципальных образований.

Стратегические направления развития региона должны быть детализированы в виде стратегических мероприятий и действий муниципальных образований по достижению целей и задач стратегии. И наоборот, стратегия региона должна, опираясь на стратегии муниципалитетов, обобщать выработанные органами местного самоуправления задачи, видеть полную картину их развития и, в случае необходимости, корректировать долгосрочные планы, показывать муниципальным образованиям их стратегическую роль и место в различных процессах и устройстве субъекта федерации. Формирование указанных отношений регионального и муниципального стратегического планирования позволит обеспечить построение эффективного механизма реализации стратегии социально-экономического развития региона. Стратегическое управление муниципальным образованием как проблема научного исследования в целом является новой для экономической науки, что обуславливает отсутствие методических рекомендаций и общепринятых научных подходов к разработке стратегий. Основу методологического фундамента составляют теории западных специалистов или научные публикации российских ученых на основе индивидуальной практики разработки стратегических планов и программ конкретных российских городов.

Основные параметры управления социально-экономическими процессами в муниципальных образованиях определяет ФЗ № 131 от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В законе предусмотрены самостоятельность муниципалитетов в формировании программ и планов социально-экономического развития и местных бюджетов, возможность осуществления муниципальных заимствований и межмуниципального сотрудничества, закрепление собственной доходной базы муниципальных образований в виде местных налогов и доли регулируемых налогов.

Система стратегического регионального планирования обязательно должна учитывать количественно-структурное многообразие муниципальных образований. Например, в составе Волгоградской области 491 муниципальное образование: 6 городских округов, 33 муниципальных района, 29 городских поселений, 423 сельских поселения. Несмотря на то что все муниципальные образования обладают определенной степенью хозяйственной самостоятельности, проявляющейся в наличии муниципального имущества, собственных средств (бюджета) и закрепленных полномочий, рассматривать все органы местного самоуправления в качестве субъектов стратегического планирования не целесообразно.

Сельские поселения и часть городских поселений, не обладая достаточным кадровым обеспечением административного аппарата и значительной собственной доходной базой местного бюджета, могут, как и в случае вопросов местного значения, передавать эту функцию более крупным муниципальным образованиям, в административном подчинении которых они находятся. Представляется достаточным уровень городских округов и муниципальных районов в иерархии стратегического планирования социально- экономического развития региона.

Городские округа, обладая более значительной экономической и административной базой, как правило, уже имеют сложившуюся практику планирования долгосрочного социально-экономического развития.


Рисунок 2.1 - Система стратегического планирования социально-экономического развития Волгоградской области

Волгоградской области утверждена Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года (Закон Волгоградской области № 1778-ОД от 21.11.2008 «О стратегии социально-экономического развития Волгоградской области»). Система стратегического планирования в Волгоградской области включает: среднесрочные программы социально-экономического развития региона и муниципальных образований, целевые программы, прогнозирование, планирование и мониторинг процессов, происходящих в регионе. Главной целью Стратегии является создание условий для увеличения продолжительности жизни людей, прироста населения за счет повышения его благосостояния, уменьшения бедности (рост денежных доходов населения, сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума) на основе динамичного и устойчивого экономического роста.

В Стратегии определены следующие направления развития муниципальных образований:

) развитие научно-технического и образовательного потенциала крупных городских агломераций с высоким качеством среды обитания и человеческим потенциалом, динамичной инновационной и образовательной инфраструктурой;

) формирование территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики;

) формирование территориально-производственных кластеров, ориентированных на глубокую добычу и переработку сырья, производство энергии с использованием современных технологий (механизированных, ресурсосберегающих и экологичных, нетрудоемких);

) образование и развитие туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг сервиса на территориях с уникальными природно-климатическими условиями;

) развитие крупных транспортно-логистических и производственных узлов в рамках формирования опорной национальной транспортной сети, обладающей необходимым потенциалом пропускной способности и обеспечивающей целостную взаимосвязь центров экономического роста;

) значительное снижение внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве социальной среды и доходах населения, сближение стандартов жизни между регионом, крупными и малыми городами, городским и сельским населением;

) сохранение культурного многообразия, традиционного уклада жизни и применение особых мер социальной поддержки населения сельской местности.

Следует отметить, что задачи, стратегические направления и целевые ориентиры Стратегии не имеют детализации относительно вопросов местного значения муниципальных районов и городских округов.

Среднесрочные программы мероприятий реализации стратегии и отраслевые областные целевые программы Волгоградской области закрепляют участие муниципалитетов в конкретных мероприятиях с указанием ожидаемых результатов, передаваемых полномочий и условий финансирования.

В Волгоградской области на муниципальном уровне можно выделить четыре основных вида социально-экономического планирования.

. Бюджетное планирование - составление проекта бюджета и перспективного финансового плана. К бюджетному планированию также относят составление документов финансового обоснования, таких как план капитального строительства за счет бюджетных средств, программа муниципальных заимствований, программа приватизации муниципального имущества.

. Социально-экономическое планирование - составление среднесрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования и подготовка паспорта муниципалитета (также содержит прогнозные значения). Результаты социально- экономического планирования являются базой формирования местного бюджета и основанием для разработки муниципальных целевых программ.

. Среднесрочное планирование решения задач территориального развития - разработка муниципальных целевых программ для решения конкретных социальных и хозяйственных задач муниципалитета (например, развитие малого бизнеса, привлечение инвестиций, повышение доступности услуг здравоохранения, профилактика правонарушений и т.п.).

. Территориальное планирование - подготовка документов, имеющих долгосрочные ориентиры освоения территории муниципалитета, таких как генеральный план, правила землепользования и застройки и прочие документы функционального зонирования.

В настоящее время многие муниципальные образования переходят от текущего и среднесрочного планирования к разработке долгосрочных стратегий собственного развития. Это обусловлено законодательным закреплением предметов ведения, прав и полномочий органов местного самоуправления, необходимостью повышения эффективности их деятельности (также имеющей законодательно закрепленную структуру количественной оценки) в условиях ограниченных ресурсов и значительного влияния внешней среды.

Разработчики стратегий муниципальных образований указывают, что под стратегией они понимают документально выраженное общественное согласие о представлении будущего социально-экономического состояния территории, приоритетах, ресурсах и механизмах, используемых органами местного самоуправления для приближения этого будущего.

Обзор действующих стратегий муниципальных районов показал, что в целом для них характерны все стратегические элементы: наличие миссии, целей, задач; анализ внешней среды; анализ текущего социально-экономического положения территории; SWOT-анализ; выработка сценариев развития; механизм реализации; ресурсное обеспечение; ожидаемые результаты.

.2 Проблемы организации системы стратегического планирования на муниципальном уровне

Выявим проблемы организации системы стратегического планирования на муниципальном уровне.

. Слабое законодательное регулирование процесса стратегического планирования (отсутствие нормативной базы стратегического планирования развития муниципального образования; отсутствие конкретных механизмов, обеспечивающих открытость процесса планирования социально-экономического развития муниципалитета).

. Отсутствие соответствующих методических рекомендаций по разработке планов и стратегических программ экономического развития и увязка данных программ с процессом бюджетного планирования.

. Реализация стратегических разработок зачастую сводится к набору мероприятий, уже осуществляемых администрацией.

. Недостаточная степень вовлечения в процесс разработки стратегии субъектов гражданского общества (граждан, представителей местного бизнеса и некоммерческих организаций).

. Наблюдается несогласованность программных документов (стратегия, генеральный план, бюджетный план), что обуславливает дублирование предпринимаемых мер, рассеивание финансовых средств и невыполнение программных мероприятий из-за ограниченности ресурсов.

. Недостаточная квалификация собственных управленческих кадров (у сотрудников администраций отсутствуют должные навыки стратегического управления).

Таким образом, система стратегического планирования муниципальных районов Волгоградской области в настоящий период находится на этапе становления, который с определенными результатами уже прошли многие регионы. В этой связи региональным органам власти необходимо сформировать условия организации эффективных муниципальных систем стратегического управления собственным развитием, к которым можно отнести следующие: определить соотношения федеральной, региональной и местных стратегий социально-экономического развития по способам правового регулирования, по методам разработки и содержанию; законодательно закрепить статус и перечень муниципальных документов стратегического планирования, определить круг участников этого процесса и их полномочия; разработать комплект методических рекомендаций по организации стратегического планирования развития муниципальных образований; организовать выездные консультации органов местного самоуправления.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, стратегическое управление социально-экономическим развитием муниципального образования может быть определено как совместная деятельность органов муниципального управления, населения и других заинтересованных сторон, направленная на создание и усиление, на научной и практической основе, положительных тенденций развития муниципалитета, путем комплексного развития всех аспектов жизнедеятельности на которые возможно оказывать влияние, а, в случае недостатка ресурсов, с акцентом на отдельные сферы, которые должны стать «локомотивами» этого развития. Субъектом воздействий, в данном случае, выступают органы муниципального управления, но учет мнения заинтересованных сторон является одним из основных элементов создания и реализации стратегических документов. Необходимо также отметить такую характеристику этих воздействий, как системность, которая налагает дополнительные условия на процессы создания, реализации, контроля и корректировки стратегических документов - в первую очередь это согласованность всех документов и процессов. Целью создания, деятельности, а, следовательно, и социально-экономического развития, декларируемой большинством муниципальных образований, чаще всего является процесс постоянного повышения благосостояния населения. Большой энциклопедический словарь определяет «благосостояние» как обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами, т.е. предметами, услугами и условиями, удовлетворяющими определенные человеческие потребности.

Система стратегического планирования муниципальных районов Волгоградской области в настоящий период находится на этапе становления, который с определенными результатами уже прошли многие регионы. В этой связи региональным органам власти необходимо сформировать условия организации эффективных муниципальных систем стратегического управления собственным развитием, к которым можно отнести следующие: определить соотношения федеральной, региональной и местных стратегий социально-экономического развития по способам правового регулирования, по методам разработки и содержанию; законодательно закрепить статус и перечень муниципальных документов стратегического планирования, определить круг участников этого процесса и их полномочия; разработать комплект методических рекомендаций по организации стратегического планирования развития муниципальных образований; организовать выездные консультации органов местного самоуправления.

Список источников информации

I.       Нормативно-правовые источники

1.      Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, №31, ст. 4398.

2.      Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: фед. закон № 131 от 6.10.2003 // Росс. газета от 8 октября 2003 г. № 202.

.        Закон Волгоградской области № 1778-ОД от 21.11.2008 «О стратегии социально-экономического развития Волгоградской области».

4.      Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» (в ред. 04.11.2016г.).

II. Учебники, монографии, брошюры.

5.      Васильев А.А. Муниципальное управление: Конспект лекций. - Н. Новгород., 2010. - 168 с.

.        Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика: сборник материалов XXVIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017. - 156 с.

.        Зотов В.Б. Муниципальное управление. М., 2003. - 279 с.

8.      Кленов С. Н. <http://znanium.com/catalog.php?item=booksearch&code=Методология+исследования+и+организации+систем+муниципального+управления+в+субъектах+РФ+различных+организационных+форм&page=2> Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: Учебное пособие / С.Н. Кленов и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 268 с.

9.      Кудряшова Л.В. Муниципальное управление. Учебно-методическое пособие, 2012. - 264 с.

10.    Орешин В. П. <http://znanium.com/catalog.php?item=booksearch&code=Организация%20муниципального%20управления> Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие / В.П. Орешин. - М.: НИЦ Инфра-М, 2016. - 320 с.

.        Угурчиев О. Б. <http://znanium.com/catalog.php?item=booksearch&code=Организация+муниципального+управления&page=2> Основы государственного и муниципального управления: Учебное пособие / О.Б.Угурчиев, Р.О.Угурчиева - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 378 с.

.        Чиркин В. Е. <http://znanium.com/catalog.php?item=booksearch&code=Организация%20муниципального%20управления> Основы государственного и муниципального управления: Учебник / В.Е. Чиркин. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 384 с.

III.    Периодические издания.

13.    Барышников Н.П. Практика реализации законов Российской Федерации и Тюменской области «О местном самоуправлении» (ретроспективный анализ) // Правовые, экономические, социокультурные проблемы: общероссийские закономерности и региональная специфика. Тюмень, 2004. Вып. 4. С. 16-20.

.        Басангова К. М. Социальные проблемы экономического развития северных территорий // Евразийский международный научно-аналитический журнал. Проблемы современной экономики. 2012. № 1 (41). С. 418-420.

15.    Болгова М.А. <https://elibrary.ru/author_items.asp?refid=336683200&fam=Болгова&init=М+А>, Ветрова Е.А. <https://elibrary.ru/author_items.asp?refid=336683200&fam=Ветрова&init=Е+А> Формирование позитивной социальной направленности студенческой молодежи в рамках модернизации высшего образования//Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки <https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9626>. 2015. № 7 (147). С. 21-26.

.        Ветрова Е.А. <https://elibrary.ru/author_items.asp?refid=336683202&fam=Ветрова&init=Е+А> Особенности развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации//Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки <https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9626>. 2015. № 6 (146). С. 69-72.

.        Ветрова Е.А. <https://elibrary.ru/author_items.asp?refid=336683209&fam=Ветрова&init=Е+А>, Пырков С.А. <https://elibrary.ru/author_items.asp?refid=336683209&fam=Пырков&init=С+А>, Разумовский С.Л. <https://elibrary.ru/author_items.asp?refid=336683209&fam=Разумовский&init=С+Л> Развитие социальной инфраструктуры в муниципальных районах региона (на примере Самарской области) //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки <https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9626>. 2015. № 7 (147). С. 125-133.

.        Гранберг А. Стратегия территориального социально- экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2011. № 9. - С. 15-27.

.        Елисеева М.А. Методология исследования муниципального управления в контексте доминирующих тенденций социального развития // Современные проблемы взаимодействия российского государства и общества, 2016. С. 126.

.        Сергеев Л.И., Клочко С.Н. Обобщение проблем формирования стратегий и программ социально-экономического развития муниципальных образований // Балтийский экономический журнал. - Калининград : Изд-во БИЭФ, 2010. - № 1(3).

.        Силин В.П. О методологии муниципального управления // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право <https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1237347>. 2013.№ 11 <https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1237347&selid=21082675>. С. 34-38.

22.    Урбах, А. А. Основные подходы к формированию целей и задач муниципального управления: Материалы XI международной научно-практической конференции / А. А. Урбах. 2012. - С. 183-189.

IV.    Электронные ресурсы

23.    Демченко Г.П. Основные проблемы становления и развития местного самоуправления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.I-U.ru/ doc12.doc

.        Дидык В.В. Практика стратегического планирования [Электронный ресурс]. - ИД «Гелион». - Режим доступа: http://helion-ltd.ru/practice-of-strategic-planning/

Похожие работы на - Методология исследования и организации систем муниципального управления в субъектах РФ различных организационных форм

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!