Анализ эффективности муниципальных программ муниципального образования г. Норильск

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,15 Мб
  • Опубликовано:
    2017-10-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ эффективности муниципальных программ муниципального образования г. Норильск

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Норильский государственный индустриальный институт"

Кафедра Бухгалтерского учета и финансов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовому проекту

на тему: Анализ эффективности муниципальных программ муниципального образования г. Норильск


Автор: Бекирли Ж.А.

Руководитель: к. э. н., доцент, Кулян Р.А.





Норильск 2017

Задание на курсовой проект (работу)


1. Тема: Анализ эффективности муниципальных программ муниципального образования г. Норильск

. Дата представления проекта (работы) к защите "30"января2017г.

. Содержание пояснительной записки курсового проекта (работы)

. Программный бюджет. Переход к программному бюджету

. Понятие и порядок формирования МП.

. Понятие, цели и задачи оценки.

. Классификация МП.

. Анализ эффективности МП МО г. Норильск.

Содержание

Задание на курсовой проект (работу)

Введение

Глава 1. Теоретические основы анализа эффективности муниципальных программ

1.1 Программный бюджет. Переход к программному бюджетированию

1.2 Понятие и порядок формирования МП

1.3 Оценка эффективности МП. Понятие, цели и задачи оценки

1.4 Типы оценки муниципальных программ

Глава 2. Анализ эффективности муниципальных программ МО г. Норильск

2.1 Порядок разработки, утверждения, реализации и проведения оценки эффективности муниципальных программ на территории МО г. Норильск

2.2 Методика оценки эффективности МП

2.3 Состояние муниципальных программ, реализуемых в муниципальном образовании г. Норильск

2.4 Сравнительный анализ МП "Развитие физической культуры, спорта и туризма" МО г. Норильск и г. Новый Уренгой

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение


Норильск является территорией Крайнего Севера с особыми условиями проживания, климат и условия данной территории являются чрезвычайно суровыми, но, несмотря на это Норильск - один самых динамично развивающихся городов России, и, конечно, главную роль в этом играет грамотная бюджетная политика.

Начиная с 2009 года, наш город живет по принципу программно-целевого планирования бюджета. Это позволяет достигать хороших результатов в развитии практически всех сфер социально-экономической жизни нашего города.

Программно-целевой принцип работы бюджетного процесса и переход к формированию бюджетов в разрезе государственных (муниципальных программ) считаются одним из главных способов повышения эффективности бюджетных расходов. На сегодняшний день практически все развитые страны уже используют такую систему.

Для российских муниципальных образований, перешедших на программный метод управления и развития, стремящихся улучшить качество муниципальных услуг с помощью эффективных программ, все более актуальной становится задача освоения важнейшего инструмента управления - оценки муниципальных программ и проектов, проводимой на основе мониторинга их реализации, позволяющая адекватно измерить результаты в ходе реализации программ.

Объект исследования - муниципальные программы.

Цель исследования - оценить эффективность муниципальных программ, найти пути повышения эффективности их реализации.

Для достижения заданной цели требуется решить следующие задачи:

)        выявить важнейшие теоретические аспекты составления муниципальных программ;

2)      анализ состояния МП;

3)      изучение и оценка эффективности муниципальных программ муниципального образования г. Норильск.

Глава 1. Теоретические основы анализа эффективности муниципальных программ


1.1 Программный бюджет. Переход к программному бюджетированию


В России переход на программное бюджетирование основан на внедрении федеральных, региональных и ведомственных программ. ФЦП представляют собой "увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных и социально-экономических и др. мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ". ФЦП как инструмент бюджетного планирования появились еще в 1995 году, порядок, разработка и реализация которых непрерывно совершенствовался, претерпев более или менее 14 масштабных правок, самих же программ за этот период было реализовано более сотни. Являясь необходимым инструментом, ФЦП, тем не менее, не был достаточно эффективным, главная проблема - невыполнение своей основной функции. Целевые программы стали просто инструментом дополнительного финансирования, а не средством направления бюджетных ресурсов в приоритетные отрасли. Причинами такого недостатка ФЦП на тот момент являются недоработки государственными заказчиками этапов осуществления ЦП, т.е. этапы формирования, реализации и выработки механизмов контроля. Несмотря на недостатки, ФЦП вплоть до 2014 года оставалась безальтернативным инструментом реализации долгосрочных проектов за счет бюджетных средств [1].

Опыт реализации ФЦП и переход к БОР повлекли за собой попытку введения бюджетного программирования на уровне ведомств. 19 апреля 2005 года было принято постановление Правительства РФ №239 "Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ".

ВЦП должны были быть направлены на выполнение тактических задач ведомств. На сегодняшний, согласно ФЗ №104, ст.179 БК, ВЦП были переформированы в государственные программы [2].

июня 2012 года Президент РФ озвучил послание о Бюджетной политике в 2013-2015 годах, где ставится одна из приоритетных задач реализации бюджетной политики на 2013 год - переход к " программному бюджетированию".

Для перевода бюджета в программный вид было решено разработать новый инструмент программно-целевого планирования и управления - государственная программа [3].

Программный бюджет, по определению ведущих специалистов и экспертов в этой области, - это комплекс политических мер, направленных на повышение эффективности деятельности государственного сектора в целом.

Специфика программного бюджета заключается в распределении бюджетных расходов по программам, которые представляют собой перечень конкретных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, а полученные результаты оцениваются на основе определенных индикаторов или показателей эффективности [4].

Программный бюджет имеет существенные отличия по сравнению с затратным бюджетом. Так, при программном бюджетировании финансирование программ осуществляется, исходя от ожидаемого результата и эффективности, тогда как при традиционном бюджетировании расходные полномочия финансируются по нормативам затрат без учета результатов. Также, при программном бюджетировании у распорядителей бюджетных средств расширяются полномочия по управлению бюджетными ресурсами, они несут ответственность за результаты деятельности и, следовательно, заинтересованы эффективно управлять бюджетными ресурсами. А при традиционном бюджетировании полномочия распорядителей ограничены, они несут ответственность только за целевое использование бюджетных средств.

Преимущества программного бюджетирования заключаются в следующем:

·        упрощенная структура бюджета, повышение его прозрачности и доступности для всех заинтересованных лиц;

·        более тесная связь бюджета со стратегическими целями;

·        повышение эффективности и результативности деятельности отраслевых ведомств;

·        оптимальное использование ограниченных бюджетных ресурсов [5].

Основной причиной перехода на программный формат бюджета является ухудшение экономической ситуации и желание улучшить качество государственных услуг.

Использование программного инструментария существенно повышает эффективность бюджетного процесса, однако, важно учитывать обстоятельство, что эффективность бюджетного процесса не означает эффективности бюджетных расходов.

Программный формат бюджета дал ощутимый положительный результат, поскольку именно такой формат облегчает сравнение затраченных бюджетных ресурсов с достигнутыми результатами [4].

Бюджет по программному сформирован на основе государственных программ.

Государственные программы - система мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих достижение приоритетов и целей гос. политики в сфере СЭР и безопасности.

Отличительной особенностью ГП от других инструментов ПЦУ является включение в программу расходов на содержание органов власти.

ГП может включать в себя подпрограммы и отдельные мероприятия органов государственной власти. Деление ГП на подпрограммы и отдельные мероприятия осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых задач.

Разработка и реализация ГП осуществляется органом государственной власти, определенным в качестве ответственного исполнителя ГП с др. главными распорядителями бюджетных средств - соисполнителями ГП.

Кроме того, ГП должны быть реализованы в рамках бюджетной стратегии на период до 2030 года, главная задача которой заключается в определении основных моментов бюджетной политики при различных вариантах развития российской и мировой экономики.

Программы - это сложный инструмент бюджетного планирования, который требует тщательной проработки и высококвалифицированной оценки их содержания на всех этапах. [3]

Нужно отметить, что переход к программному бюджету не из легких задач, и, конечно же, использование такого формата бюджета не означает, что весь комплекс имеющихся проблем будет решен автоматически.

1.2 Понятие и порядок формирования МП


Муниципальная программа (МП) - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решения задач социально-экономического развития (СЭР) муниципального образования. [6]

Муниципальная программа может включать в себя подпрограммы, направленные на решение конкретных задач в рамках МП. Деление МП на подпрограммы осуществляется, исходя из масштабности и сложности решаемых задач.

Вопросы определения порядка формирования и реализации МП, сроки их реализации отнесены к компетенции местной администрации МО, которая самостоятельно принимает решение о системе и составе участвующих в разработке и реализации муниципальной программы.

Структура МП должна быть сформирована исходя из принципа четкого соответствия планируемых к реализации программных мероприятий целям и задачам муниципальной программы.

В рамках МП рекомендуется формулировать цель, которая должна соответствовать приоритетам и целям СЭР МО. Достижение цели обеспечивается решением задач, которые должны быть достаточны для достижения соответствующей цели. Формулировка цели должна быть краткой и понятной, не предусматривающей специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты.

При постановке целей и задач необходимо обеспечить возможность проверки и подтверждения их достижения и решения, для этого нужно сформировать индикаторы исходя из принципов необходимости и достаточности для достижения поставленных целей и решения задач МП. К каждой задаче МП должен быть сформулирован как минимум один индикатор. [6]

Финансовое обеспечение реализации МП в части расходных обязательств МО осуществляется за счет бюджетных ассигнований МО. Согласно пункту 2 статьи 179 Бюджетного кодекса, МП утверждаются в сроки, установленные администрацией, т.е. в текущем году до начала реализации соответствующей МП. [7]

Основных вариантов определения сроков реализации муниципальных программ в основном два.

Первый вариант - увязать сроки реализации МП со сроками бюджетного цикла, т.е. разрабатывать программы на три года. Недостаток данного варианта заключается в краткосрочности отраслевого планирования.

Второй вариант - увязать сроки реализации МП со сроками реализации программы СЭР, как правило, это 5-6 лет. Недостаток - отсутствие бюджетных ограничений за пределами трех лет. [16]

1.3 Оценка эффективности МП. Понятие, цели и задачи оценки


Оценка программы - это экспертиза, направленная на анализ работы программы, произведенного эффекта и сравнение этих результатов с определенными критериями.

Проще говоря, оценка - это ответ на вопрос, насколько успешна оцениваемая программа. Однако критерии успешности программы могут быть самыми разными. Это зависит от того, кто заинтересован в проведении оценки программы, какие результаты хочет получить заказчик и как будет их использовать. Если к тому же учесть, что программы экономического развития муниципальных образований столь же разнообразны, как и сами муниципальные образования, то возникает вывод, что один из важнейших атрибутов оценки и ее исходная точка - это цель проведения оценки.

Стратегическая цель проведения оценки муниципальных программ заключается в содействии эффективному социально-экономическому развитию муниципальных образований через совершенствование процедур планирования социально-экономического развития.

Проведение оценки программы экономического развития муниципального образования может решать разные задачи. Перечислим лишь некоторые из них:

·        мониторинг выполнения программы;

·        корректировка содержания программы - уточнение целей и задач, переориентирование на реалистичные результаты и т.д.;

·        активизация работы по выполнению программы - экспертиза эффективности организации выполнения программы, вовлечение в работу новых исполнителей, повышение эффективности сбора данных, экспертиза дополнительных потребностей и т.д.;

·        анализ причин успехов и неудач выполнения программы;

·        учет ошибок программы при разработке других программ;

·        привлечение внимания общественности;

·        обеспечение текущего и привлечение дополнительного финансирования;

·        информирование лиц и организаций, принимающих решения;

·        защита программы от критики;

·        анализ разногласий среди исполнителей, возникших по ходу реализации программы. [6]

По каждой муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются соответственно местной администрацией муниципального образования.

По результатам указанной оценки, местной администрацией МО может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении, начиная с очередного финансового года ранее утвержденной муниципальной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальной программы. [7]

В целях успешного выполнения МП необходимо определять ее эффективность на каждом этапе: в процессе планирования, формирования и реализации. [8]

Оценка эффективности программ необходима для принятия решений, связанных с корректировкой мероприятий, сроков, объемов финансирования. Обязательным условием оценки планируемой эффективности муниципальной программы является успешное выполнение запланированных на период ее реализации индикаторов и показателей МП, а также мероприятий в установленные сроки. [9]

Оценка качества проектов МП, осуществляется по таким критериям, как:

ü  соответствие целей и индикаторов муниципальной программы НПА и документам, определяющим стратегические приоритеты СЭР МО;

ü  соответствие задач и показателей целям МП;

ü  обоснованность привлечения внебюджетных источников финансового обеспечения реализации МП;

ü  наличие сопоставления альтернативных вариантов для достижения целей и задач подпрограммы при их наличии, и обоснованность;

ü  полнота описания прямых и косвенных эффектов от реализации МП, в том числе оценка влияния МП на экономические, социальные и финансовые показатели. [15]

Таким образом, оценка программы - сравнение, по итогам которого делаются выводы об эффективности программы, и разрабатываются рекомендации на будущее. [10]

Из-за отсутствия единого стандарта каждое МО РФ самостоятельно разрабатывает методику оценки эффективности, при этом большинство городов РФ используют схожие параметры.

Несмотря на то, что подходы субъектов РФ могут отличаться, суть у них одна и та же. По определенным правилам программа набирает определённое количество баллов, и исходя из того в какой диапазон попадает набранные баллы, делается вывод о ее эффективности или неэффективности. [14]

1.4 Типы оценки муниципальных программ


Модели оценки классифицируют по нескольким критериям - по времени проведения, по целевому назначению, по форме организации оценочных работ и т.д. Такая классификация вполне применима при анализе муниципальных программ. Наиболее часто говорят о типологии оценки по двум основаниям - по стадии реализации оцениваемой программы и по целевому назначению оценки. [10]

Типы оценки по стадии реализации оцениваемой программы:

Ø  Предварительная - оценка программы до начала ее реализации. Задачи - анализ качества проекта программы, оценка необходимости программы для социально-экономического развития города, предварительная оценка эффективности программы.

Ø  Промежуточная - оценка на стадии реализации программы. Задача - корректировка программы для повышения ее эффективности и успешного завершения.

Ø  Обобщающая - оценка по завершении выполнения программы. Задача - экспертиза результативности и эффективности программы, анализ причин ошибок и неудач, принятие адекватных управленческих решений.

Типы оценки по целевому назначению:

Ø  Оценка потребности - оценка социально-экономических условий, которые привели к необходимости в реализации программы.

Ø  Оценка процесса реализации - анализ качества подготовки программы.

Ø  Оценка результативности - экспертиза результатов, достигнутых в ходе выполнения программы, сравнение фактических результатов, достигнутых в ходе выполнения программы, сравнение фактических результатов с запланированными.

Ø  Оценка эффективности - сопоставление результатов программы с затраченными в ходе ее реализации ресурсами. Главная задача оценки эффективности - поиск наиболее эффективных вариантов решения проблемы.

Ø  Оценка "затраты-выгоды" - анализ, позволяющий определить соотношение всех затрат и выгод программы в денежном исчислении. Эффективными считается тот проект, совокупная выгода от реализации которого превышает сумму понесенных по нему затрат.

Ø  Оценка продуктивности - измерение позитивных результатов и прочих благ, предоставленных программой, в расчете на одного реципиента (благополучателя программы).

Ø  Оценка влияния - выявление причинно-следственных связей между параметрами городского развития и программными мероприятиями; оценка степени воздействия программы на социально-экономическое развитие города.

Выбор типа оценки при экспертизе конкретной программы определяется целью и заданием на проведение оценки. В мировой практике основным критерием качества оценки выступает практическое использование ее результатов.

муниципальная программа оценка эффективность

Глава 2. Анализ эффективности муниципальных программ МО г. Норильск


2.1 Порядок разработки, утверждения, реализации и проведения оценки эффективности муниципальных программ на территории МО г. Норильск


Муниципальная программа - это взаимоувязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам система мероприятий, направленных на осуществление муниципальной политики в установленных сферах деятельности, а также переданных государственных полномочий. [11]

МП разрабатываются и реализуются в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами Красноярского края, правовыми актами Губернатора и Правительства Красноярского края, Уставом муниципального образования г. Норильск, решениями Норильского городского Совета депутатов, нормативными правовыми актами Администрации г. Норильска.

Муниципальные программы являются неотъемлемой частью формирования бюджета МО.

МП разрабатываются на срок не менее чем три года. Программы включают в себя подпрограммы и отдельные мероприятия.

Процедуры, связанные с разработкой, утверждением, реализацией и составлением отчетности МП, реализуются в соответствии с требованиями Бюджетного законодательства Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления МО г. Норильск.

Ответственный исполнитель (разработчик) МП обеспечивает координацию деятельности соисполнителей МП, а также участников МП, если МП не содержит подпрограмм. Соисполнители МП обеспечивают координацию деятельности участников МП в рамках подпрограммы МП, за разработку и реализацию которой они ответственны.

Методическое руководство в части финансирования МП и применения бюджетной классификации осуществляет Финансовое управление.

Методическое руководство по формированию МП и подготовке отчетов о реализации МП в соответствии с требованиями настоящего Порядка и Макетом МП, по определению индикаторов результативности МП и их значений, по проведению оценки эффективности реализации МП осуществляет Управление экономики.

Основными этапами процесса разработки, утверждения, реализации и проведения оценки эффективности реализации МП являются:

ü  разработка концепции МП;

ü  разработка и формирование проекта МП;

ü  утверждение МП;

ü  реализация МП;

ü  внесение изменений в утвержденную МП (при необходимости);

ü  подготовка и представление отчетов о реализации МП;

ü  оценка эффективности реализации МП.

Мониторинг за ходом реализации МП

Текущее управление реализацией МП осуществляется ответственным исполнителем МП совместно с соисполнителями МП, которые осуществляют текущее управление реализации по соответствующей подпрограмме или отдельным мероприятиям МП.

Соисполнители МП обязаны осуществлять сбор информации об исполнении МП и направлять её ответственному исполнителю МП, а в случае, если соисполнители МП отсутствуют, то сбор информации с участников МП осуществляет ответственный исполнитель МП.

Ответственные исполнители для проведения текущего мониторинга реализации МП обязаны осуществить согласование финансовых показателей с Финансовым управлением и направить в Управление экономики отчет об исполнении МП в срок:

Ø  по итогам полугодия - в срок до 20 июля отчетного года;

Ø  по итогам 9 месяцев - в срок до 20 октября отчетного года;

Ø  по итогам года - в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.

Отчет об исполнении МП предоставляется ответственным исполнителем МП в Управление экономики в электронном и печатном виде и должен содержать:

-       подробную пояснительную записку, содержащую анализ использования денежных средств по МП, анализ причин неполного освоения бюджетных ассигнований за соответствующий период в разрезе каждого мероприятия подпрограммы МП и/или отдельного мероприятия МП, анализ достижения запланированных показателей и в случае их невыполнения пояснения по каждому показателю, выводы об общих достигнутых результатах реализации МП;

-       отчет (полугодовой, по итогам 9 месяцев или годовой) об исполнении МП по форме согласно приложению 6 к настоящему Порядку;

-       отчет о выполнении показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг в рамках МП (по итогам года) по форме согласно приложению 7 к настоящему Порядку с пояснением уровня выполнения натуральных показателей по муниципальной услуге и уровня использования денежных средств на ее оказание;

-       при наличии объектов капитального строительства, включенных в МП, информацию об объемах израсходованных денежных средств согласно приложению 8 к настоящему Порядку;

-       отчет (по итогам 9 месяцев или годовой) о достижении значений индикаторов результативности МП по форме согласно приложению 9 к настоящему Порядку;

-       сводную оценку эффективности реализации МП (по итогам года) по форме согласно приложению 11 к настоящему Порядку.

Финансовое управление и Управление экономики имеют право запросить дополнительную информацию от ответственных исполнителей МП, соисполнителей МП и участников МП при осуществлении проверки представленной отчетности о ходе реализации МП.

Управление экономики готовит сводный отчет о ходе реализации МП, содержащий оценку эффективности реализации МП (по итогам года) и представляет его на рассмотрение заместителю Руководителя Администрации г. Норильска по экономике и финансам:

Ø  по итогам полугодия - в срок до 25 августа текущего года;

Ø  по итогам 9 месяцев - в срок до 25 ноября текущего года;

Ø  по итогам года - в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным.

В случае если по итогам оценки эффективности реализации МП имеет статус неэффективной реализации, Управление экономики вносит предложение заместителю Руководителя Администрации г. Норильска по экономике и финансам о сокращении, начиная с очередного финансового года, бюджетных ассигнований на реализацию МП или о досрочном прекращении ее реализации. В случаях досрочного достижения результатов в ходе реализации МП в порядке, предусмотренном п. п.5.11 - 5.13 настоящего Порядка может быть принято решение о досрочном прекращении реализации МП.

Вопрос о снижении объемов на реализацию МП выносится заместителем Руководителя Администрации г. Норильска по экономике и финансам на рассмотрение Бюджетной комиссии, в случае досрочного прекращения или продления срока реализации МП - заместителем Руководителя Администрации г. Норильска по направлению деятельности ответственного исполнителя (разработчика) МП.

Решение о сокращении бюджетных ассигнований, досрочном прекращении или продлении срока реализации МП принимается Бюджетной комиссией.

В случае принятия решения о сокращении бюджетных ассигнований ответственным исполнителем МП совместно с соисполнителем МП осуществляется подготовка проекта постановления Администрации города Норильска о внесении изменений в утвержденную МП, и обеспечивается его согласование

Сводный годовой отчет о ходе реализации МП подлежит размещению на официальном сайте муниципального образования г. Норильск в срок до 01 июня года, следующего за отчетным. [11]

2.2 Методика оценки эффективности МП


Оценка эффективности и результативности реализации МП осуществляется ответственным исполнителем по итогам отчетного года.

Оценка эффективности подпрограммы МП и/или отдельных мероприятий МП производится соисполнителем МП и направляется ответственному исполнителю МП для расчета оценки эффективности реализации всей МП.

Для оценки эффективности МП используются индикаторы результативности МП и объем бюджетных расходов за отчетный год.

Оценка осуществляется на предмет:

ü  достижения заявленных соисполнителями МП результатов реализации МП, подпрограмм МП и/или отдельных мероприятий МП в денежном выражении;

ü  отклонения достигнутых значений индикаторов результативности МП от плановых как по МП в целом, так и по подпрограммам МП и и/или отдельным мероприятиям МП.

Проведение расчета выполнения индикатора результативности МП зависит от его заданной динамики на период реализации МП:

Если положительным является сохранение или увеличение планового  показателя (положительная динамика  индикатора)

Если положительным является снижение планового показателя (отрицательная  динамика индикатора)

Yi = Yf / Yp

Yi = 1/ (Yf / Yp)


где:p - плановое значение i-го индикатора результативности;

Yf - фактическое значение i-го индикатора результативности;

Yi - выполнение i-го индикатора результативности.

Расчетные значения выполнения значений индикаторов имеют максимальное и минимальное ограничение:

если Yi > 1,5, то значению присваивается значение 1,5;

если Yi <0,5, то значению присваивается значение 0,5.

Оценка проводится с использованием следующих критериев с присвоенными им весовыми коэффициентами согласно приложению 9 к настоящему Порядку:

-       коэффициент реализации бюджетных средств МП - 0,2;

-       коэффициент достижения цели МП - 0,25;

-       коэффициент контроля качества МП - 0,25;

-       коэффициент эффективности реализации подпрограмм МП и/или отдельных мероприятий МП - 0,30.

Коэффициент эффективности реализации подпрограмм МП и/или отдельных мероприятий МП рассчитывается отдельно по каждой подпрограмме МП и/или отдельному мероприятию МП с использованием критериев с присвоенными им весовыми коэффициентами согласно приложению 10 к настоящему Порядку.

Достижения критериев оцениваются в баллах.

Значение интегрального показателя оценки F и Q определяется суммой баллов по каждому критерию, умноженному на весовой коэффициент:

F = SUM (Bi x Vi),

Q = SUM (Bi x Vi), где

F - интегральный показатель оценки эффективности реализации МП;

Q - коэффициент эффективности реализации подпрограмм МП и/или отдельных мероприятий МП;

Bi - количество набранных баллов по критерию;

Vi - весовой коэффициент критерия.

По значению интегрального показателя общей эффективности МП присваивается рейтинг эффективности реализации МП в отчетном году:

-       высокая эффективность реализации при F ≥ 2,0;

-       эффективная реализация при 2,0 > F ≥ 1,7;

-       полноценная реализация при 1,7 > F ≥ 1,3;

-       удовлетворительная реализация при 1,3 > F ≥ 1,0;

-       неэффективная реализация при F < 1,0.

Аналогично присваивается рейтинг эффективности реализации подпрограмм МП и/или отдельных мероприятий МП в отчетном году.

Данная методика не предназначена для расчета эффективности реализации МП в разрезе участников МП и/или отдельных ГРБС.

Оценка эффективности МП оформляется ответственным исполнителем МП по форме согласно приложению 11 к настоящему Порядку.

Сводная оценка эффективности по всем МП осуществляется Управлением экономики и включается в сводный годовой отчет о ходе реализации МП. [11]

2.3 Состояние муниципальных программ, реализуемых в муниципальном образовании г. Норильск


С 2014 года бюджет муниципального образования г. Норильск сформирован в программном формате, в рамках которого 96,2% бюджетных средств сформированы в виде 15 утвержденных МП с установленным перечнем мероприятий, направленных на выполнение задач МП посредством достижения установленных по МП показателей и индикаторов. [12]

Согласно Приложению 1 Распоряжения Администрации города Норильска "Об утверждении перечня муниципальных программ МО г. Норильск" от 19.07.2013 г. № 3864 утвержден перечень МП на 2014-2017гг., которые приведены в Приложении №1. [13]

На территории муниципального образования г. Норильск функционируют муниципальные учреждения, которые согласно сфере своей деятельности испытывают дефицит специалистов определенного профиля. На сегодняшний день ими являются муниципальные бюджетные, автономные учреждения в области: здравоохранения, образования, культуры, спорта, туризма и молодежной политики. [12]

В соответствии с ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в нашем городе действует муниципальная программа "Приглашение специалистов, обладающих специальностями, являющимися дефицитными для муниципальных и иных учреждений муниципального образования город Норильск" на 2014 - 2016 годы". [17]

Данная муниципальная программа реализуется в Норильске уже как несколько лет, целью которой является снижение кадрового дефицита специалистов определенного профиля в учреждениях здравоохранения, образования, спорта, культуры и социальной политики, и улучшение качества услуг, предоставляемых населению.

Динамика планируемой потребности в специалистах составляет:

Таблица 1. Динамика планируемой потребности в специалистах

Отрасль

Потребность, чел. по годам


2013

2014

2015

2016

Образование

237

71

64

65

Здравоохранение

67

60

64

64

Культура

10

10

5

5

Спорт

2

2

1

1


В 2015 году ожидаемая потребность специалистов по представленным отраслям гораздо меньше по сравнению с 2013 годом. Это может быть связано с тем, что Норильск является территорией района Крайнего Севера с особыми условиями проживания. Условия и чрезвычайно суровый климат данной территории, а также фактор отсутствия дорожных сообщений, в свою очередь, способствуют нежеланию граждан Российской Федерации проживать на данной территории.

Массовый отток специалистов, в связи с выездом из районов Крайнего Севера в другие регионы на постоянное место жительства, выход работников на пенсию по старости, отъезд профессионалов и выпускников школ на учебу, а также отсутствие на территории Норильска образовательных учреждений по соответствующим профилям обучения, влечет за собой ежегодно рост уровня дефицита специалистов. Отсутствие соответствующих специалистов может привести к снижению качества услуг, оказываемых населению учреждениями.

"Кадровый вопрос", актуальность которого наблюдается у работодателей - муниципальных учреждений, указывает на необходимость распространения данной МП не только на специалистов, обладающих специальностью, являющейся дефицитной для муниципальных учреждений, и прибывающих из других местностей, но и на молодых специалистов (в возрасте до 30 лет), которые зарегистрированы на территории Норильска и после получения образования по специальности, являющейся дефицитной, возвращаются обратно на Север. Кроме того, она доступна для молодых специалистов, получивших образование в норильских учебных заведениях, таких как педагогический колледж и медицинское училище.

Действие МП в отношении молодых специалистов (в возрасте до 30 лет), зарегистрированных и получивших на территории Норильска образование по специальности, являющейся дефицитной для муниципальных учреждений, распространяется на них при условии, что указанные специалисты ранее не осуществляли и не осуществляют трудовую деятельность по указанной специальности либо перерыв между датой окончания трудовой деятельности по специальности, являющейся дефицитной для учреждений, и планируемым трудоустройством в рамках МП, и датой поступления документов от специалиста в учреждение, для рассмотрения вопроса оформления ему приглашения, составляет не менее одного года

Реализация мероприятий МП позволит увеличить уровень трудоустройства граждан на территории МО г. Норильск, обеспечить улучшения качества предоставляемых услуг, своевременно заменять специалистов, уходящих на пенсию по возрасту и т.д.

Объем финансирования по МП на 2014-2016 гг. составляет: 13533,6 тыс. руб., на рис.1 схематично показан объем финансирования МП по годам реализации, более подробная информация приведена в Приложении №2. [18]

Рис 1. Объем финансирования МП (тыс. руб.)

В целом по МП плановый объем финансирования на 2015и 2016 гг. по сравнению с 2014 г. уменьшился практически на 50%, это обусловлено положительной динамикой в решении кадрового вопроса в муниципальных учреждениях на территории, и, возможно, значительным снижением необходимого количества приглашаемых специалистов.

Реализация мероприятий МП позволит:

Ø  привлечь и трудоустроить следующее количество специалистов:

Таблица 2. Целевые индикаторы результативности (показатели) МП

Отрасль

Значение индикатора по каждому году, чел. по годам



2014

2015

2016

Итого

Образование

40

20

20

80

Здравоохранение

30

10

10

50

Культура

3

5

5

13

Спорт

1

1

1

3

Итого за период 2014-2016

74

36

36

146


Проанализировав таблицу, можно сделать вывод, что в 2014 году ожидается пригласить специалистов в области здравоохранения 50% от общего числа приглашенных специалистов данной области за все время реализации МП. С 2014 по 2016 года МП позволит привлечь 146 бюджетных специалистов.

Ø  обеспечить следующий уровень закрытия потребности в специалистах:

Таблица 3. Уровень закрытия потребности в специалистах, при реализации МП

Отрасль

Значение индикатора по каждому году, % по годам


2014

2015

2016

Образование

56

31

31

Здравоохранение

50

15

15

Культура

30

100

100

Спорт

50

100

100


Уровень закрытия потребности в специалистах в 2014 году по всем бюджетным областям составит более 50% процентов. Это говорит о том, что большую часть специалистов мы привлечем именно в 2014 году.

Также реализация мероприятий МП позволит обеспечить организацию деятельности учреждений в части улучшения качества предоставляемых услуг, что повлечет за собой соответствующее выполнение учреждениями своих функций.

По итогам реализации МП в 2015 году и в соответствии с Методикой, утвержденной постановлением Администрации г. Норильска от 30.06.2004 №372, была проведена оценка эффективности реализации МП и подпрограмм, действующих в составе МП.

В соответствии с Методикой сводная оценка эффективности (F) проводилась по четырем критериям с учетом удельного веса каждого путем суммирования присвоенного балльного значения по каждому критерию в зависимости от полученного расчетного значения:

ü  коэффициент реализации бюджетных средств МП (F1) - характеризует уровень исполнения запланированных финансовых средств по МП. Чем выше полученное значение, тем выше уровень реализации бюджетных средств;

ü  коэффициент достижения цели (F2) - степень достижения запланированных значений по целевым индикаторам результативности МП. Чем выше данное значение, тем выше уровень результативности МП;

ü  коэффициент контроля качества (F3) - характеризует соотношение достигнутого уровня результативности МП (F2) к объему затраченных денежных средств на реализацию МП (F1). Чем выше полученное значение, тем эффективнее использование бюджетных средств для достижения поставленного результата;

ü  коэффициент эффективности реализации подпрограмм МП и/или отдельных мероприятий МП (F4) - характеризует уровень эффективности реализации подпрограмм и/или отдельных мероприятий, действующих в составе МП (при их наличии). Чем выше полученное значение, тем эффективнее реализация подпрограмм и/или отдельных мероприятий МП.

Согласно проведенной оценке эффективности, реализация МП "Приглашение специалистов, обладающих специальностями, являющимися дефицитными для муниципальных и иных учреждений МО г. Норильск" была признана высокоэффективной (F > = 2.0). В 2014 же году данная МП программа была признана полноценной (F > = 1.30) (Приложение № 4) [19]

Запланированные целевые индикаторы и показатели МП достигнуты, выполнение задач в полной мере способствуют достижению цели муниципальной программы.

2.4 Сравнительный анализ МП "Развитие физической культуры, спорта и туризма" МО г. Норильск и г. Новый Уренгой


Физическая культура это часть общей культуры общества, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека, спортивных достижений.

Основные показатели, влияющие на развитие массовой физической культуры и спорта в МО г. Норильск - это наличие спортивной базы, кадров, финансовых ресурсов и как результат эффективности их совокупного действия - численность занимающихся физической культурой и спортом.

Приоритетным направлением в работе Управления по спорту, туризму и молодежной политике Администрации г. Норильска является привлечение максимального населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, а также планомерная работа по дальнейшему развитию физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства населения МО г. Норильск и осуществление принципа доступности физкультурно-оздоровительных услуг для всех слоев населения.

Целью МП является создание условий для вовлечения всех слоев населения МО г. Норильск в систематические занятия физической культурой и спортом;

Задачи МП:

·        Обеспечение условий для развития физической культуры, массового спорта и туризма на территории;

·        Обеспечение организации системы дополнительного образования детей спортивной направленности, создание условий для формирования системы подготовки спортивного резерва;

·        Обеспечение получения учащимися общеобразовательных учреждений знаний в сфере безопасности дорожного движения;

·        Создание условий для устойчивого функционирования и развития отрасли "спорт".

Реализация Программы предусматривается на период с 2014 по 2016 годы.

Программа включает в себя 3 подпрограммы:

подпрограмма № 1 "Развитие физической культуры, спорта и туризма" на 2014 - 2016 гг., которая направлена на решение задачи 1;

подпрограмма № 2 "Развитие детско-юношеского спорта и системы подготовки спортивного резерва" на 2014 - 2016 гг., которая направлена на решение задачи 2;

подпрограмма № 3 "Обеспечение условия реализации программы и прочие мероприятия" на 2014 - 2016гг., которая направлена на решение задач 3, 4.

Объем финансирования по МП на 2014-2016 гг. составляет: 2663996,4тыс. руб. В таблице 4 показан объем финансирования МП по годам реализации.

Распределение расходов по мероприятиям Программы и его подпрограмм приведено в Приложении № 5, с указанием исполнителей программных мероприятий, объемов и источников финансирования, с разбивкой по годам. [20]

Программные мероприятия сгруппированы в соответствии с целями и задачами.

Таблица 4. Объем финансирования МП

Год

Местный бюджет

Краевой бюджет

Внебюджетные источники

Итого тыс. руб.

2014

486635,9

312784,4

80 169,7

879 590,0

2015

500 664,1

313301,3

80 169,7

894 135,1

2016

496 284,1

313 817,5

80 169,7

890 271,3


Плановый объем финансирования на 2015 году вырос на 2% по сравнению с 2014 годом.

В результате реализации МП на территории необходимо отметить следующие результаты по деятельности отрасли:

Ø  удельный вес взрослого населения, занимающегося физической культурой и спортом, к общей численности населения увеличился с 23,5% в 2014 году до 24% в 2015 году;

Ø  сокращение ДТП по вине детей среди учащихся 1-9 классов на территории с 33% в 2014 году до 31% в 2015 году, в результате проведенных мероприятий, направленных на профилактику уменьшения дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних;

Ø  увеличение численности взрослого населения, занимающегося физической культурой и спортом в 2015 году на 20чел.;

Основным ожидаемым результатом реализации МП станет достижение задач следующих показателей целевых индикаторов:

ü  увеличение удельного веса взрослого населения, занимающегося физической культурой и спортом, к общей численности населения до 24,5% в 2016году;

ü  сохранение охвата дополнительным образованием спортивной направленности детей в возрасте 5 - 18 лет ежегодно на уровне 21,3%;

ü  сокращение ДТП по вине детей среди учащихся 1 - 9 классов муниципального образования город Норильск до 29% в 2016 году и т.д.;

ü  увеличение численности взрослого населения, занимающегося спортом в 2016 году до 4866 человек;

ü  сохранение доли лиц, занимающихся физ. культурой и спортом, с ограниченными возможностями на уровне 3,5%.

ü  сохранение единовременной пропускной способности спортивных сооружений на уровне 1865 человек;

ü  сохранение количества выездных соревнований по 150 мероприятий ежегодно;

ü  увеличение количества физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий до 500 мероприятий в 2016 году.

Значения целевых индикаторов результативности (показатели) Программы по годам с указанием мероприятий, влияющих на их выполнение, приведены в Приложении № 6.

По проведенной оценке, данная программа по итогам 2015 года признана эффективной (F =1.80)

Развитие физической культуры и спорта в МО г. Новый Уренгой осуществлялось в рамках действующего законодательства РФ, Ямало-Ненецкого АО, НПА Ямало-Ненецкого АО и муниципального образования.

Состояние инфраструктуры физической культуры и спорта МО характеризуется совокупностью материальных, финансовых, кадровых и информационных компонентов.

Цель МП - создание условий для укрепления здоровья населения путем популяризации массового спорта и приобщения различных категорий жителей МО г. Новый Уренгой.

Для достижения заданной цели требуется решить следующие задачи:

)        повышение интереса населения МО г. Новый Уренгой к занятиям физической культурой и спортом;

2)      кадровое и финансовое обеспечение реализации МП "Физическая культура - Здоровье - Спорт"

В рамках программы осуществляется реализация двух подпрограмм, которые охватывают все приоритетные направления в сфере развития на территории МО физической культуры и спорта, а именно:

.        Развитие физической культуры и спорта на территории МО г. Новый Уренгой;

2.      Обеспечивающая подпрограмма.

Общий объем финансирования программы на 2014-2016 гг. составил всего 482366 тыс. руб., в том числе по годам:

-       2014 год - 159 032 тыс. руб.;

-       2015 год - 161667 тыс. руб.;

-       2016 год - 161667 тыс. руб.;

В таблице 5 показан объем финансирования МП по годам реализации.

Таблица 5. Объем финансирования МП

Год

Окружной бюджет

Местный бюджет

Итого тыс. руб.

2014

15455

143577

159032

2015

15455

146212

161667

2016

15455

146212

161677


Плановое финансирование МП на 2015 год составило 161667 тыс. руб., из них 146212 тыс. руб. или 90% - средства местного бюджета.

Основным ожидаемым результатом реализации МП станет достижение задач следующих показателей целевых индикаторов:

ü  увеличение доли взрослого населения, занимающегося физ. Культурой и спортом от общей численности населения в возрасте старше 18 лет;

ü  обеспеченность сохранения контингента учащихся организаций дополнительного образования детей;

ü  увеличение доли граждан МО, занимающихся физ. Культурой и спортом, с 30 до 33%;

ü  повышение единовременной пропускной способности в специализированных спортивных объектах и организациях, с 25,1% до 26,9%

ü  Обеспечение увеличения количества спортсменов и сборных муниципальных спортивных команд, участвующих в спортивных физ. Мероприятиях и учебно-тренировочных сборах. [21]

Перечень мероприятий и целевых индикаторов МП приведены в приложении №8.

Проведя сравнительный анализ, можно сказать, что данная МП эффективна в обоих городах. Объем финансирования МП г. Норильск гораздо больше выделенного объема средств бюджета МО г. Новый Уренгой, практически на %. Следовательно, при реализации МП существуют риски недофинансирования со стороны местного бюджета, дефицит средств бюджета города для реализации отдельных мероприятий, а также низкая заинтересованность населения в участии в физкультурных и спортивных мероприятиях. Такого вида риски могут привести к тому, что показатели МП не будут достигнуты в полном объеме.

Преодолеть эти риски можно путем определения приоритетов для первоочередного финансирования отдельных мероприятий МП, оценки эффективности бюджетных вложений, а также путем информирования населения о различных мероприятиях, проводимых на территории. Прежде всего, не следует планировать то, что в принципе недостижимо, необходимо обеспечить полное соответствие планируемых потребностей с имеющимися финансовыми возможностями. Важно контролировать и оценивать эффективность расходования бюджетных средств.

Заключение


Муниципальная программа - это взаимоувязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам система мероприятий, направленных на осуществление муниципальной политики в установленных сферах деятельности, а также переданных государственных полномочий.

МП разрабатываются и реализуются в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами Красноярского края, правовыми актами Губернатора и Правительства Красноярского края, Уставом муниципального образования г. Норильск, решениями Норильского городского Совета депутатов, нормативными правовыми актами Администрации г. Норильска.

Муниципальные программы являются неотъемлемой частью формирования бюджета МО.

Для сокращения кадрового дефицита в соответствии с Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в нашем городе органы местной власти разработали Муниципальную программу "Приглашение специалистов, обладающих специальностями, являющимися дефицитными для муниципальных и иных учреждений муниципального образования город Норильск" на 2014 - 2016 годы". Программа является результативной, так как в 2013 году было приглашено 237 специалистов сферы образования, здравоохранения и культуры, что снизило на 61% потребности муниципального образования города Норильска в работниках данных сфер.

Программно-целевой метод реализации МП "Развитие физической культуры, спорта и туризма " в г. Норильск и МП "Физическая культура - Здоровье - Спорт" в г. Новый Уренгой позволяет осуществлять планомерную работу по развитию физ. культуры и массового спорта и в обоих города данная программа эффективна, поставленные цели были достигнуты.

Список литературы


1. Миленький А.В., Демидов П.С. // Программное бюджетирование: преимущества и проблемы // Фундаментальные исследования. - 2015г.;

. Удовенко А.Н. // Переход к программному бюджету: результаты, проблемы, перспективы // Бюджет_ июнь 2012г.;

. Молодой ученый // Ежемесячный научный журнал

. Шаш Н.Н., Бородин А.И., Татуев А.А. // Проблемы перехода на программный бюджет: новые вызовы бюджетной политики России - 2013 г.;

. Терентьева И.В. // Проблемы и перспективы внедрения программного бюджета в России, 2012г.;

. www.urbaneconomics.ru // Фондовый семинар "Оценка программы", 2002 г.;

7. www.minerk. rk.gov.ru/rus/index.html/news // Новости;

8. Бюджетный кодекс Российской Федерации, статья 179;

. Орлов В.А. // Анализ, средства и оценка эффективности реализации муниципальных программ;

. Бреусова А. Г // Оценка эффективности государственных программ.;

. Постановление Администрации г. Норильска "Порядок разработки, утверждения, реализации и проведения оценки эффективности реализации ПМ на территории МО г. Норильск "

. Данные сайта МО г. Норильска [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.norilsk-city.ru // Сводный отчет;

. Распоряжение Администрации г. Норильск №3864 "Об утверждении перечня МП МО г. Норильск на 2014-2016гг";

. Региональных подход к оценке эффективности государственных программ. Взгляд со стороны // Журнал. Бюджет 2013;

. Постановление Правительства РФ № 588 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности госпрограмм РФ";

. Статья "О формировании МП и программ бюджета" // Тимофеев О. И.;

. ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

. Постановление № 444 "Об утверждении МП "Приглашение специалистов, обладающих специальностями, являющимися дефицитными для муниципальных и иных учреждений муниципального образования город Норильск" на 2014 - 2016 годы;

. Постановление от 18.01.2012 г. № 14 "Об обеспечении приглашения МУ МО г. Норильск специалистов, обладающих специальностями, являющимися дефицитными для МУ МО г. Норильск";

. Данные сайта МО г. Норильска [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.norilsk-city.ru // Оценка эффективности реализации подпрограмм и МП за 2015 год;

. Данные сайта г. Новый Уренгой // Постановление об утверждении МП "Физическая культура-Здоровье-Спорт"на 2014-2016 гг.;

. Данные сайта МО г. Норильска [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.norilsk-city.ru // Постановление от 25 октября2013 г. №475. Об утверждении МП "Развитие физической культуры, спорта и туризма" на 2014-2016гг;

. Лапин А. Е Оценка эффективности гос. программ //.;

. Статья "Ответы на некоторые вопросы";

. Афанасьев М. П, Шаш Н. Н // Инструментарий оценки эффективности бюджетных программ;

. Положение об отделе МУПСИ УЭП и ЭР Администрации г. Норильска;

. Фешина А. Г, Попсуевич О. Н, Папанцева Ю.В., Гарбарук Т.С. // Сборник ДМЦП МО г. Норильск на 2013-2015гг.;

. Данные сайта МО г. Норильска [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.norilsk-city.ru // Отчет о реализации за 2014 год;

. Данные сайта МО г. Норильска [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.norilsk-city.ru // Отчет о реализации за 2015 год.

. Данные сайта МО г. Норильска [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.norilsk-city.ru // Переход на программный бюджет;

. Ахметова М.Н., Иванова Ю.В. // Актуальные вопросы экономических наук;

. Савельева Ю.В. // Концепция программного бюджетирования: проблемы и перспективы внедрения // Журнал ВАК // [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.uecs.ru;

. Программный бюджет муниципального образования // // [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.viperson.ru //;

. Журнал "Фундаментальные исследования" // // [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.Fundamental-research.ru.

Приложения


Приложение № 1

к распоряжению Администрации города Норильска

от 19.07.2013 № 3864

ПЕРЕЧЕНЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЕМЫХ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОРИЛЬСК НА 2014-2017 ГОДЫ

Наименование муниципальной программы, подпрограммы муниципальной программы

Ответственный исполнитель (разработчик) МП/ соисполнитель муниципальной программы

п/п



1

МП "Развитие образования"

Управление общего и дошкольного образования Администрации города Норильска

1.1

подпрограмма №1 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей"

Управление общего и дошкольного образования Администрации города Норильска

1.2

подпрограмма №2 "Питание учащихся общеобразовательных школ"

Управление общего и дошкольного образования Администрации города Норильска

1.3

подпрограмма №3 "Отдых, оздоровление и занятость детей и подростков"

Управление общего и дошкольного образования Администрации города Норильска

2

МП "Социальная поддержка жителей муниципального образования город Норильск"

Управление социальной политики Администрации города Норильска

2.1

подпрограмма №1 "Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов, степени их социальной защищенности"

Управление социальной политики Администрации города Норильска

2.2

подпрограмма №2 "Социальная поддержка семей, имеющих детей"

Управление социальной политики Администрации города Норильска

2.3

подпрограмма №3 "Обеспечение социальной поддержки граждан при оплате жилого помещения и коммунальных услуг"

Управление социальной политики Администрации города Норильска

2.4

подпрограмма №4 "Повышение качества и доступности социальных услуг населению"

Управление социальной политики Администрации города Норильска

2.5

подпрограмма №5 "Обеспечение реализации переданных государственных полномочий и прочие мероприятия"

Управление социальной политики Администрации города Норильска

2.6

подпрограмма №6 "Повышение социальной защищенности и уровня жизни жителей города"

Управление социальной политики Администрации города Норильска

3

МП "Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей муниципального образования город Норильск"

Управление жилищного фонда Администрации города Норильска

3.1

подпрограмма №1 "Содействие обеспечения доступным жильем"

Управление жилищного фонда Администрации города Норильска

3.2

подпрограмма №2 "Содействие выезду жителей муниципального образования город Норильск в благоприятные для проживания регионы Российской Федерации"

 Управление содействия переселению

4

МП "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности"

Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Норильска

4.1

подпрограмма №1 "Развитие объектов социальной сферы, капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда"

Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Норильска

4.2

подпрограмма №2 "Организация проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов"

Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Норильска

4.3

подпрограмма №3 "Модернизация и реконструкция объектов коммунальной инфраструктуры"

Администрация города Норильска   (Управление энергетики Администрации города Норильска)

4.4

подпрограмма №4 "Энергоэффективность и развитие энергетики"

Администрация города Норильска (Управление энергетики Администрации города Норильска)

5

МП "Содействие занятости населения"

Администрация города Норильска (Управление экономики, планирования и экономического развития Администрации города Норильска)

6

МП "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности объектов муниципальной собственности"

Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Администрации города Норильска

6.1

подпрограмма №1 "Предупреждение, спасение, помощь"

Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Администрации города Норильска

6.2

подпрограмма №2 "Обеспечение пожарной безопасности"

 Управление капитальных ремонтов и строительства Администрации города Норильска

7

МП "Развитие культуры"

Управление по делам культуры и искусства Администрации города Норильска

7.1

подпрограмма №1 " Культурное наследие"

Управление по делам культуры и искусства Администрации города Норильска

7.2

подпрограмма №2 "Искусство и народное творчество"

Управление по делам культуры и искусства Администрации города Норильска

7.3

подпрограмма №3 "Обеспечение условий реализации программы и прочие мероприятия"

Управление по делам культуры и искусства Администрации города Норильска

7.4

подпрограмма №4 "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в муниципальном образовании город Норильск"

Администрация города Норильска (Управление обеспечения деятельности)

8

МП "Развитие физической культуры, спорта и туризма"

Управление по спорту, туризму и молодёжной политике Администрации города Норильска

8.1

подпрограмма №1 "Развитие массовой физической культуры и спорта"1

Управление по спорту, туризму и молодёжной политике Администрации города Норильска

8.2

подпрограмма №2 "Развитие детско-юношеского спорта и системы подготовки спортивного резерва"

Управление по спорту, туризму и молодёжной политике Администрации города Норильска

8.3

подпрограмма №3 "Обеспечение условий реализации муниципальной программы и прочие мероприятия"

Управление по спорту, туризму и молодёжной политике Администрации города Норильска

9

МП "Развитие потребительского рынка, поддержка малого и среднего предпринимательства"

Управление потребительского рынка и услуг Администрации города Норильска

10

МП "Развитие транспортной системы"

Администрация города Норильска (Управление городского хозяйства Администрации города Норильска)

10.1

подпрограмма №1 "Дорожное хозяйство"

МКУ "Управление по содержанию и строительству автомобильных дорог города Норильска"

10.2.

подпрограмма №2 "Создание условий для развития воздушного и автомобильного пассажирского транспорта"2

Администрация города Норильска (Управление городского хозяйства Администрации города Норильска)

10.3

подпрограмма №3 "Обслуживание муниципального транспорта"

Администрация города Норильска (МБУ "Автохозяйство")

11

МП "Приглашение специалистов, обладающих специальностями, являющимися дефицитными для муниципальных и иных учреждений муниципального образования город Норильск"

Администрация города Норильска (Управление по персоналу Администрации города Норильска)

12

МП "Управление муниципальными финансами"

Финансовое управление Администрации города Норильска

12.1

подпрограмма №1 "Организация бюджетного процесса"

Финансовое управление Администрации города Норильска

12.2

подпрограмма №2 "Управление муниципальным долгом"

Финансовое управление Администрации города Норильска

12.3

подпрограмма №3 "Организация и осуществление контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере"

Администрация города Норильска (Контрольно-ревизионное управление)

13

МП "Управление муниципальным имуществом"

Управление имущества Администрации города Норильска

14

МП "Благоустройство территории"

Администрация города Норильска (Управление городского хозяйства Администрации города Норильска)

15

МП "Молодежь муниципального образования город Норильск в XXI веке"

Управление по спорту, туризму и молодёжной политике Администрации города Норильска

15.1

подпрограмма №1 "Вовлечение молодежи в социальную практику"

Управление по спорту, туризму и молодёжной политике Администрации города Норильска

15.2

подпрограмма №2 "Патриотическое воспитание молодежи"

Управление по спорту, туризму и молодёжной политике Администрации города Норильска

15.3

подпрограмма №3 "Профилактика наркомании и усиление борьбы с незаконным оборотом наркотических средств на территории"

Управление по спорту, туризму и молодёжной политике Администрации города Норильска

15.4

подпрограмма №4 "Обеспечение жильем молодых семей"

Управление жилищного фонда Администрации города Норильска


Приложение № 2 к муниципальной программе

"Приглашение специалистов, обладающих специальностями, являющимися дефицитными для муниципальных и иных учреждений муниципального образования город Норильск" на 2014-2016 годы, утвержденной Постановлением Администрации города Норильска от 15 октября 2013 г. № 444

Направления и объемы финансирования мп "приглашение специалистов, обладающих специальностями, являющимися дефицитными для муниципальных и иных учреждений муниципального образования город норильск" на 2014-2016 годы (в ред. Постановления Администрации г. Норильска от 05.03.2014 № 101, от 13.11.2014 № 635)

№ п/п

Подпрограммы, основные мероприятия и отдельные мероприятия МП

Наименование ГРБС

Код бюджетной классификации

Общий объем финансирования, тыс. руб.

2014 год

2015 год

2016 год






Объем финансирования, тыс. руб.

Объем финансирования, тыс. руб.

Объем финансирования, тыс. руб.




РзПр

КЦСР


МБ

МБ

МБ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Основное мероприятие 1.: "Организация процедуры приглашения специалистов, обладающих специальностями, являющимися дефицитными для муниципальных учреждений"

 

 

 

 393,6

 131,2

 131,2

 131,2

1.1

Мероприятие 1.1 "Принятие и обработка пакетов документов, представленных специалистами; оформление приглашения специалисту"

 - /УП, УОиДО, УСТиМП, УДКиИ, уполномоч, территор, орган МЗ Красноярского края

 

06 0 0011

 -

 -

 -

 -

1.2

Мероприятие 1.2 "Проведение работы по привлечению студентов учебных заведений среднего профессионального образования, расположенных на территории муниципального образования город Норильск, для работы в муниципальных учреждениях (проведение семинаров, круглых столов)"

УОиДО

 

06 0 0012

 -

 -

 -

 -

1.3

Мероприятие 1.3 "Информационная поддержка мероприятий по приглашению специалистов"

Администрация города Норильска / (УП)

0113

06 0 0013

 90,0

 30,0

 30,0

 30,0

1.4

Мероприятие 1.4 "Участие в ярмарках вакансий, проводимых высшими образовательными учреждениями, для привлечения медицинских и педагогических кадров для работы в муниципальных учреждениях"

УОиДО

0113

06 0 0014

 303,6

 101,2

 101,2

 101,2

 

Итого по основному мероприятию1:

 

 

 

 393,6

 131,2

 131,2

 131,2

2.

Основное мероприятие 2.: "Создание необходимых условий для закрепления приглашенных специалистов и обеспечение их адаптации"

 

 

 

 13 140,0

 6 660,0

 3 240,0

 3 240,0

2.1

Мероприятие 2.1 "Выплата специалистам единовременной материальной помощи для обустройства"

УСП

1003

06 0 0021

 13 140,0

 6 660,0

 3 240,0

 3 240,0

Мероприятие 2.2 "Предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования город Норильск"

УЖФ

 

06 0 0022

 -

 -

 -

 -

 

Итого по основному мероприятию 2:

 

 

 

 13 140,0

 6 660,0

 3 240,0

 3 240,0

ИТОГО по МП:

 

 

 

 13 533,6

 6 791,2

 3 371,2

 3 371,2



Приложение № 3 к муниципальной Программе

"Приглашение специалистов, обладающих специальностями, являющимися дефицитными для муниципальных и иных учреждений муниципального образования город Норильск" на 2014-2016 годы

Целевые индикаторы результативности МП "приглашение специалистов, обладающих специальностями, являющимися дефицитными для муниципальных и иных учреждений муниципального образования город норильск" на 2014-2016 годы (в ред. Постановления Администрации г. Норильска от 04.07.2014 №388, от 01.09.2014 № 500, от 13.11.2014 № 635)

№ п/п

Цели, индикаторы результативности МП

Ед. изм.

Значения индикаторов результативности МП за отчетный период

Значения индикаторов результативности по периодам реализации МП

Уд. вес индикатора в МП

Формула расчета индикатора

Источник информации

Мероприятия, влияющие на значение индикатора (номер п. п.)




2013 год

2014

2015

2016








год

год

год

год








План

Факт

План





1

МП "Приглашение специалистов, обладающих специальностями, являющимися дефицитными для муниципальных и иных учреждений муниципального образования город Норильск" на 2014-2016 годы

1.1

Количество приглашенных специалистов в сфере образования

чел.

119

110

40

20

20

0,16

примечание 1

Протоколы заседаний комиссии по реализации по реализации МП, отчеты структурных подразделений Администрации города Норильска, территориального отдела министерства здравоохранения Красноярского края в г. Норильске

1.1-1.4, 2.1-2.2

1.2

Количество трудоустроенных специалистов в сфере образования

чел.

119

104

40

20

20

0,16

примечание 2



1.3

Уровень закрытия потребности в специалистах в сфере образования

%

50,2

43,9

56

31

31

0,16

примечание 3



2.1

Количество приглашенных специалистов в сфере культуры

чел.

10

1

3

5

5

0,02

примечание 1


1.1,1.3, 2.1-2.2

2.2

Количество трудоустроенных специалистов в сфере культуры

чел.

10

1

3

5

5

0,02

примечание 2



2.3

Уровень закрытия потребности в специалистах в сфере культуры

%

100

20

30

100

100

0,02

примечание 3



3.1

Количество приглашенных специалистов в сфере спорта

чел.

2

0

1

1

1

0,01

примечание 1


1.1-1.3, 2.1-2.2

3.2

Количество трудоустроенных специалистов в сфере спорта

чел.

2

0

1

1

1

0,01

примечание 2



3.3

Уровень закрытия потребности в специалистах в сфере спорта

%

67

0,0

50

100

100

0,01

примечание 3



4.1

Количество приглашенных специалистов в сфере здравоохранения

чел.

70

69

30

10

10

0,14

примечание 1


1.1-1.4, 2.1-2.2

4.2

Количество трудоустроенных специалистов в сфере здравоохранения

чел.

70

59

30

10

10

0,14

примечание 2



4.3

Уровень закрытия потребности в специалистах в сфере здравоохранения

%

100

84,3

50

15

15

0,15

примечание 3















Примечание 1. Абсолютный показатель. Источник информации - определяется путем подсчета количества приглашенных специалистов в отчетный период Единица измерения - человек.

Примечание 2. Абсолютный показатель. Источник информации - определяется путем подсчета количества трудоустроенных специалистов в отчетный период Единица измерения - человек.

Примечание 3. Уровень определяется отношением количества приглашенных и трудоустроенных специалистов в отчетный период к количеству вакантных мест дефицитных специальностей, на начало отчетного года. Единица измерения - проценты,



Оценка эффективности реализации подпрограмм и МП на территории МО г. Норильск в 2015 году


Приложение № 5 к муниципальной программе

"Развитие физической культуры, спорта и туризма" на 2014-2016 годы

Направления и объемы финансирования МП "развитие физической культуры, спорта и туризма" (в ред. Постановления Администрации г. Норильска от 27.05.2014 № 298, от 13.11.2014 № 636)

№ п/п

Подпрограммы, основные мероприятия и отдельные мероприятия МП

Наименование ГРБС

Код бюджетной классификации

Общий объем финансирования, тыс. руб.

2014 год

2015 год

2016 год




РзПр

КЦСР


МБ

КБ

ВИ

Итого финансирование 2014 год

МБ

КБ

ВИ

Итого финансирование 2015 год

МБ

КБ

ВИ

Итого финансирование 2016 год






(10+14+18)




 (7+8+9)




 (11+12+13)




 (15+16+17)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

 

 1. Подпрограмма "Развитие физической культуры, спорта и туризма"

1.1

Основное мероприятие 1.1 Предоставление субсидии муниципальным бюджетным учреждениям в сфере физической культуры и спорта на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания

УСТиМП

11 01

09.1.0010

1 024 951,5

177 921,2

115 541,0

46 169,7

339 631,9

177 085,2

119 404,9

46 169,7

342 659,8

177 085,2

119 404,9

46 169,7

342 659,8

1.1.1

Мероприятие 1.1.1 Предоставление площадей для спортивно-массовых, культурно-досуговых и других общественных мероприятий

УСТиМП

11 01

09.1.0011 09.1.7511

867 335,3

136 650,8

103 511,4

46 169,7

286 331,9

137 402,4

106 929,6

46 169,7

290 501,7

137 402,4

106 929,6

46 169,7

290 501,7

1.1.2

Мероприятие 1.1.2 Обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта (физкультурно-оздоровительные услуги)

УСТиМП

11 01

09.1.0012 09.1.7511

157 616,2

41 270,4

12 029,6

 

53 300,0

39 682,8

12 475,3

 

52 158,1

39 682,8

12 475,3

 

52 158,1

1.2

Основное мероприятие 1.2 Предоставление субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципальным бюджетным учреждениям в сфере физической культуры и спорта

УСТиМП

11 01

09.1.0020

143 229,2

43 109,2

0,0

0,0

43 109,2

47 035,0

0,0

0,0

47 035,0

53 085,0

0,0

0,0

53 085,0

1.2.1

Мероприятие 1.2.1 Увеличение стоимости основных средств

УСТиМП

11 01

09.1.0021

2 019,9

2 019,9

0,0

0,0

2 019,9

 

0,0

0,0

0,0

 

0,0

0,0

0,0

1.2.2

Мероприятие 1.2.2 Капитальный ремонт объектов спортивных учреждений

УСТиМП

11 01

09.1.0022

119 888,3

38 388,3

0,0

0,0

38 388,3

37 500,0

0,0

0,0

37 500,0

44 000,0

0,0

0,0

44 000,0

1.2.3

Мероприятие 1.2.3 Текущий ремонт объектов спортивных учреждений

УСТиМП

11 01

09.1.0023

21 321,0

2 701,0

0,0

0,0

2 701,0

9 535,0

0,0

0,0

9 085,0

0,0

0,0

9 085,0

1.3

Основное мероприятие 1.4 Реализация мероприятий, включенных в Единый календарный план муниципального образования город Норильск, физкультурных и спортивных мероприятий

УСТиМП

11 02

09.1.0040

60 523,2

20 174,4

0,0

0,0

20 174,4

20 174,4

0,0

0,0

20 174,4

20 174,4

0,0

0,0

20 174,4

1.3.1

Мероприятие 1.3.1 Организация и проведение выездных соревнований

УСТиМП

11 02

09.1.0041

43 414,5

14 471,5

 

 

14 471,5

14 471,5

 

 

14 471,5

14 471,5

 

 

14 471,5

1.3.2

Мероприятие 1.3.2 Организация и проведение спортивно-массовых мероприятий на территории муниципального образования город Норильск

УСТиМП

11 02

09.1.0042

10 200,0

3 400,0

 

 

3 400,0

3 400,0

 

 

3 400,0

3 400,0

 

 

3 400,0

1.3.3

Мероприятие 1.3.3 Организация и проведение мероприятий для поддержки одаренных детей

УСТиМП

07 07

09.1.0043

4 728,0

1 576,0

 

 

1 576,0

1 576,0

 

 

1 576,0

1 576,0

 

 

1 576,0

1.3.4

Мероприятие 1.3.4 Организация и проведение спортивных мероприятий патриотического характера

УСТиМП

07 07

09.1.0044

2 180,7

726,9

 

 

726,9

726,9

 

 

726,9

726,9

 

 

726,9

1.4

Основное мероприятие 1.4 Реализация мероприятий по развитию спорта среди лиц с ограниченными возможностями

УСТиМП

07 07

09.1.0050

7 373,1

2 457,7

0,0

0,0

2 457,7

2 457,7

0,0

0,0

2 457,7

2 457,7

 

0,0

2 457,7

 

Итого по подпрограмме "Развитие физической культуры, спорта и туризма"

1 236 077,0

243 662,5

115 541,0

46 169,7

405 373,2

246 752,3

119 404,9

46 169,7

412 326,9

252 802,3

119 404,9

46 169,7

418 376,9

 

2. Подпрограмма "Развитие детско-юношеского спорта и системы подготовки спортивного резерва"

2.1

Основное мероприятие 2.1 Предоставление дополнительного образования детям в области физической культуры и спорта на территории муниципального образования город Норильск

УСТиМП

07 02

09.3.0010

1 040 186,0

194 114,3

146 028,6

0,0

340 142,9

200 231,2

152 002,0

0,0

352 233,2

195 446,2

152 363,7

0,0

347 809,9

2.1.1

Мероприятие 2.1.1 Организация предоставления дополнительного образования детей в области физической культуры и спорта

УСТиМП

07 02

09.3.0011 09.3.7511 0931031

1 040 186,0

194 114,3

146 028,6

 

340 142,9

200 231,2

152 002,0

 

352 233,2

195 446,2

152 363,7

 

347 809,9

2.2

Основное мероприятие 2.2 Предоставление субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципальным бюджетным учреждениям в сфере физической культуры и спорта

УСТиМП

07 02

09.3.0020

16 148,3

3 267,9

11 730,4

0,0

14 998,3

600,0

0,0

0,0

600,0

550,0

0,0

0,0

550,0

2.2.1

Мероприятие 2.2.1 Увеличение стоимости основных средств детско-юношеских спортивных школ

УСТиМП

07 02

09.3.0021

90,0

90,0

 

 

90,0

 

 

 

0,0

 

 

 

0,0

2.2.2

Мероприятие 2.2.2 Капитальный ремонт детско-юношеских спортивных школ

УСТиМП

07 02

09.3.0022

2 677,9

2 677,9

 

 

2 677,9

 

 

 

0,0

 

 

 

0,0

2.2.3

Мероприятие 2.2.3 Текущий ремонт детско-юношеских спортивных школ

УСТиМП

07 02

09.3.0023

1 650,0

500,0

 

 

500,0

600,0

 

 

600,0

550,0

 

 

550,0

2.2.4

Мероприятие 2.2.4 Компенсация расходов муниципальных спортивных школ подготовивших спортсменов для сборных края

УСТиМП

11 02

09.3.2654

7 971,8

 

7 971,8

 

7 971,8

 

 

 

0,0

 

 

 

0,0

2.2.5

Мероприятие 2.2.5 Оснащение учреждений физкультурно-спортивной направленности спортивным инвентарем, оборудованием, спортивной одеждой и обувью

УСТиМП

07 02

09.3.7703

3 758,6

 

3 758,6

 

3 758,6

 

 

 

0,0

 

 

 

0,0

 

Итого по подпрограмме "Развитие детско-юношеского спорта и системы подготовки спортивного резерва"

1 056 334,3

197 382,2

157 759,0

0,0

355 141,2

200 831,2

152 002,0

0,0

352 833,2

195 996,2

152 363,7

0,0

348 359,9

 

3. Подпрограмма "Обеспечение условий реализации программы и прочие мероприятия"

3.1

Основное мероприятие 3.1 Развитие дополнительного образования по безопасности дорожного движения и профессиональной подготовки обучающихся по направлению водитель автотранспортных средств

УСТиМП

07 02

09.2.0100

203 564,1

15 498,7

13 885,3

34 000,0

63 384,0

23 586,1

15 469,4

34 000,0

73 055,5

17 586,1

15 538,5

34 000,0

67 124,6

3.1.1

Мероприятие 3.1.1 Обеспечение стабильного функционирования учреждений дополнительного образования по безопасности дорожного движения

УСТиМП

07 02

09.2.0110 09.2.7511

196 564,1

15 498,7

13 885,3

34 000,0

63 384,0

17 086,1

15 469,4

34 000,0

66 555,5

17 086,1

15 538,5

34 000,0

66 624,6

3.1.1.1

Мероприятие 3.1.1.1 Организация предоставления дополнительного образования детей по изучению правил дорожного движения и оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии

УСТиМП

07 02

09.2.0111 09.2.7511

92 133,4

15 071,3

13 522,0

 

28 593,3

16 642,8

15 092,7

 

31 735,5

16 642,8

15 161,8

 

31 804,6

3.1.1.2

Мероприятие 3.1.1.2 Профессиональная подготовка обучающихся по направлению водитель автотранспортных средств

УСТиМП

07 02

09.2.0112 09.2.7511

2 430,7

363,3

 

790,7

443,3

376,7

 

820,0

443,3

376,7

 

820,0

3.1.1.3

Мероприятие 3.1.1.3 Оказание платных услуг по обучению на водителей автотранспортных средств по категориям

 

 

 

102 000,0

 

 

34 000,0

34 000,0

 

 

34 000,0

34 000,0

 

 

34 000,0

34 000,0

3.1.2

Мероприятие 3.1.2 Текущий ремонт объектов учреждения

УСТиМП

07 02

09.2.0120

500,0

 

0,0

0,0

0,0

 

0,0

0,0

0,0

500,0

0,0

0,0

500,0

3.1.3

Мероприятие 3.1.3 Капитальный ремонт объектов учреждения

УСТиМП

07 02

09.2.0130

6 500,0

 

0,0

0,0

0,0

6 500,0

0,0

0,0

6 500,0

 

0,0

0,0

0,0

3.2

Основное мероприятие 3.2 "Обеспечение эффективного управления отраслью"

УСТиМП

11 05

09.2.0200 09.2.7511

168 021,0

30 092,5

25 599,1

0,0

55 691,6

29 494,5

26 425,0

0,0

55 919,5

29 899,5

26 510,4

0,0

56 409,9

 

Итого по подпрограмме "Обеспечение условий реализации муниципальной программы и прочие мероприятия"

371 585,1

45 591,2

39 484,4

34 000,0

119 075,6

53 080,6

41 894,4

34 000,0

128 975,0

47 485,6

42 048,9

34 000,0

123 534,5

 

ВСЕГО ПО МП:

2 663 996,4

486 635,9

312 784,4

80 169,7

879 590,0

500 664,1

313 301,3

80 169,7

894 135,1

496 284,1

313 817,5

80 169,7

890 271,3


Приложение № 7 к муниципальной программе

"Развитие физической культуры, спорта и туризма" на 2014-2016 годы

Целевые индикаторы результативности муниципальной программы "развитие физической культуры, спорта и туризма" на 2014-2016 годы (в ред. Постановления Администрации г. Норильска от 13.11.2014 № 636)











Похожие работы на - Анализ эффективности муниципальных программ муниципального образования г. Норильск

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!