Ответственность за преступления в сфере миграционного законодательства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,98 Кб
  • Опубликовано:
    2017-09-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ответственность за преступления в сфере миграционного законодательства

Содержание

Введение

Глава 1. Предупреждение правонарушений в сфере миграционного законодательства

1.1 Предупреждение правонарушений в сфере миграционного законодательства

1.2 Уголовная ответственность в сфере миграционных правоотношений

Глава 2. Нарушение миграционного законодательства: правовые проблемы и пути их преодоления

2.1 Анализ национального законодательства отдельных государств СНГ

2.2 Правовые проблемы и пути их преодоления, связанные с нарушением миграционного законодательства

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы. В последние годы в нашей многонациональной стране особенно остро дают о себе знать проблемы миграции. Незаконная миграция наносит значительный ущерб экономике государства, увеличивает нагрузку на социальную инфраструктуру, негативно влияет на криминогенную обстановку, превращаясь в фактор межэтнической напряженности, способствует распространению религиозного и этнического экстремизма. Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно обращал внимание на необходимость серьезной коррекции государственной миграционной политики. В одной из своих предвыборных статей он писал: "Очевидно, что нам надо на порядок повысить качество миграционной политики государства. И мы будем решать эту задачу".

К сожалению, в 2016 году в 3 раза увеличилось число уголовных дел, возбужденных по фактам организации нелегальной миграции. На 6% выросло количество преступлений, совершенных иностранными гражданами. Отечественное законодательство активно противодействует нелегальной миграции, совершенствуя организационную и правовую основы. В частности, в действующем УК РФ нормы, регламентирующие реализацию уголовной ответственности за нелегальную миграцию и сопутствующие ей противоправные деяния, более пятнадцати раз подвергались изменениям и дополнениям.

Как показывают исследования, сотрудники правоохранительных органов не редко испытывают затруднения при применении норм, регламентирующих средства уголовно-правового противодействия рассматриваемому явлению. В этом также может заключаться проблема потери контроля над мигрантами. Для урегулирования данного вопроса государству необходимо как можно жестче контролировать процесс применения основных законов, связанных с миграционной политикой, на практике.

Таким образом, к одной из важнейших государственных функций в сфере организации и поддержания правопорядка следует отнести регулирование процессов передвижения населения по стране, обеспечение и организацию защиты прав и законных интересов его мигрирующей части, а также обеспечение в данном процессе общественной безопасности и порядка. Чтобы достичь и реализовать эти задачи, необходима надлежащая информационно-теоретическая подготовка представителей органов государственной службы. Следовательно, невозможно осуществить все перечисленное, не рассмотрев правовые проблемы и пути их преодоления, связанные с нарушением миграционного законодательства.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в результате преступлений в сфере миграционного законодательства.

Предметом исследования являются нормы уголовного законодательства и соответствующие ему нормативные правовые акты, регламентирующие ответственность за преступления в сфере миграционного законодательства.

Целью исследования является выработка единых подходов в понимании и реализации комплекса мер, направленных на предупреждение преступлений в сфере миграционного законодательства, уголовно-правовыми средствами, а также совершенствование их законодательной регламентации.

Постановка цели определила возникновение и решение конкретных задач:

·Выявить способы предупреждение правонарушений в сфере миграционного законодательства;

·рассмотреть уголовную ответственность в сфере миграционных правоотношений;

·подвергнуть анализу национальное законодательство отдельных государств СНГ;

·выявить правовые проблемы и пути их преодоления, связанные с нарушением миграционного законодательства.

Степень научной разработанности темы. Тема "Ответственность за преступления в сфере миграционного законодательства" являлись предметом исследования многих ученых, таких как: B. C. Афанасьев, М.В. Баглай, В.М. Баранов, П.П. Баранов, Э.Ф. Баранов, Д.Н. Бахрах, Е.В. Белоусов, Л.Ш. Бере-кашвили, Л.Ф. Болтенкова, Б.Д. Бреев, В.Н. Бутылин и др.

Теоретическая основа работы представлена в виде концепций, содержащихся в научных трудах в области уголовного права.

Методология работы включает в себя общеправовые методы: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

преступление миграционное законодательство

Глава 1. Предупреждение правонарушений в сфере миграционного законодательства

1.1 Предупреждение правонарушений в сфере миграционного законодательства

Глобализационные и интеграционные процессы, наблюдаемые в последние десятилетия во всем мире, в том числе на евразийском пространстве, обусловливают усиление миграционной активности населения. К сожалению, значительная часть миграционных перемещений осуществляется с нарушением законодательства принимающих государств: зачастую иностранными гражданами и лицами без гражданства не соблюдаются установленные правила въезда, пребывания, проживания, осуществления трудовой деятельности.

Так, по данным ФМС России, на конец 2016 г. в России находилось 10,4 млн. иностранных граждан, из них 3,7 млн. были отнесены к так называемой группе риска. Сохраняются также проблемы с регулированием внутренней миграции, ситуацию осложняют трудности с получением достоверной информации о месте жительства, месте пребывания населения. Следует подчеркнуть, что данные регистрационного и миграционного учета необходимы для эффективной реализации большинства государственных функций: функции охраны прав и свобод человека и гражданина; функции обеспечения правопорядка; экономической функции; функции налогообложения; функции социальной защиты; функции обороны и безопасности, охраны общественного порядка и др. Сведения о месте жительства и месте пребывания используются при осуществлении избирательного процесса, в связи с взиманием налогов и сборов, при осуществлении воинского учета, при установлении материальных и процессуальных норм, регламентирующих вопросы различных видов ответственности, применении мер государственного воздействия и принуждения и др.

Негативные последствия незаконной миграции имеют различные проявления. Как отмечается в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, незаконная миграция способствует возникновению угроз общественной безопасности, ухудшению социальной обстановки и возрастанию социальной напряженности, создает условия для формирования террористических организаций, политического и религиозного экстремизма, национализма и др. Незаконная миграция отнесена к числу главных стратегических рисков и угроз национальной безопасности в экономической сфере.

Организация работы по предупреждению преступлений является одним из важных направлений в деятельности всех правоохранительных органов. Утверждение о том, что предупреждение преступности должно иметь приоритет перед карательной политикой государства, было высказано еще древними философами Платоном и Аристотелем.

Но только в XVIII веке Ч. Беккариа дал юридическую аргументацию этой мысли в уголовном праве, которая закрепилась в короткой формуле: "Мудрый законодатель предупредит преступление, чтобы не быть вынужденным наказывать за него".

Формирование предупредительной деятельности в России также уходит корнями на несколько веков назад. Как указывает С.И. Данилова, особого внимания заслуживает Устав о предупреждении и пресечении преступлений, который регламентировал деятельность полиции и населения по пресечению и предупреждению различных видов преступлений.

Первые научные труды о необходимости выявления и устранения причин и условий, способствовавших совершению преступлений, в стадии предварительного расследования появились в середине 1940-х гг. Так, В.И. Громов писал: "Органы расследования не могут ограничивать свои задачи только преследованием и изобличением преступников, и принятием против них соответствующих мер. Охраняя пролетарское государство от преступлений, они обязаны заботиться и о принятии профилактических (предупредительных) мероприятий, направленных на устранение ближайших причин, способствующих или благоприятствующих совершению тех или других преступлений".

Деятельность органов предварительного расследования по предупреждению преступлений прежде всего регламентирована: - статьей 2 УК РФ, согласно которой одной из задач уголовного законодательства является предупреждение преступлений.

Предупреждение преступлений должно относиться к числу важнейших задач органов расследования, в первую очередь применительно к преступлениям по организации незаконной миграции. Профилактическими мерами будут являться своевременное возбуждение уголовных дел данной категории, избрание адекватных мер пресечения обвиняемому (подозреваемому), выявление условий совершения данного вида преступлений, строгое соблюдение процессуальных норм и принципов, определяющих порядок следственных действий, недопустимость волокиты по возбужденным уголовным делам и т.д.

Контроль над миграционными процессами, в том числе за пресечением организации незаконной миграции, возложен на сотрудников органов внутренних дел, пограничной службы, органов Федеральной службы безопасности и в первую очередь на сотрудников Федеральной миграционной службы. Соответственно в случае выявления следователем (дознавателем) упущений в их работе по данному направлению деятельности должны вноситься представления в адрес этих ведомств. При этом если установлены конкретные лица, по чьей вине образовались условия для незаконного въезда или незаконного пребывания иммигрантов, то в преставлении должно быть обязательно указано их должностное положение и перечислены их противоправные действия или бездействие, которые позволили совершить преступление.

Очевидно, что предупреждение и пресечение правонарушений в сфере миграции требуют принятия комплексных мер. В связи с этим в 2013 г. были сделаны очередные шаги по ужесточению ответственности за нарушение миграционного законодательства, в УК РФ введены новые составы правонарушений.

Кроме того, заключен ряд новых соглашений о реадмиссии (в том числе с Республикой Беларусь, Республикой Узбекистан). Повышению эффективности предупреждения и пресечения незаконной миграции будет способствовать функционирование информационной системы, созданной ФМС России и позволяющей хранить и использовать персональные досье иностранных граждан, въезжавших в Российскую Федерацию.

1.2 Уголовная ответственность в сфере миграционных правоотношений

Классифицировать юридическую ответственность можно по различным основаниям. Наиболее распространенное деление юридической ответственности - ее деление по отраслевому признаку на уголовно-правовую, административную, материальную и гражданско-правовую.

Уголовная ответственность, являясь видом правовой ответственности, принадлежит к числу фундаментальных понятий права. В учебной и научной литературе понятие уголовной ответственности раскрывается различно. Общим для всех точек зрения является то, что проблема уголовной ответственности рассматривается в рамках уголовно-правовых отношений, возникающих между государством и лицом, совершившим преступление.

Уголовная ответственность имеет только ей присущие признаки, совокупность которых и отличает ее от других видов правовой ответственности:

) Уголовная ответственность возлагается только за совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного ст.8 УК РФ.

) Уголовная ответственность включает в себя государственное порицание лица и совершенного им деяния, ибо приговор выносится от имени государства, а при назначении наказания - и государственное принуждение в виде серьезных правоограничений, связанных с исполнением наказания и судимостью. Таким образом, по своему содержанию уголовная ответственность наиболее строгий вид правовой ответственности.

) Ответственность возлагается только судом и только на основании обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу. Никакой другой орган или должностное лицо не могут возложить уголовную ответственность.

) Уголовно-процессуальным законом установлен специальный порядок возложения уголовной ответственности. Уголовно-процессуальный кодекс регулирует деятельность органов расследования и суда по возложению уголовной ответственности.

) Уголовная ответственность носит личный характер, то есть возлагается только на физическое лицо, виновное в совершении преступления.

Основание уголовной ответственности появляется с момента совершения общественно опасного деяния, содержащего состав преступления. Но для ее возложения на конкретное лицо нужен юридический документ - вступивший в законную силу обвинительный приговор суда. Он и является основанием реализации уголовной ответственности.

Говоря об уголовной ответственности в сфере миграционных правоотношений необходимо отметить, что в силу стати 4 УК лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Кроме того, в статье 11 УК РФ сказано, что лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по действующему кодексу.

И так Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) предусматривает уголовную ответственность за организацию незаконной миграции (ст.322.1 УК РФ), фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации (ст.322.2 УК РФ) и за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации (ст.322.3 УК РФ).

Диспозиция названных статей Уголовного кодекса Российской Федерации носит бланкетный характер, поэтому в каждом конкретном случае необходима ссылка на соответствующий нормативно-правовой акт, предписывающий иностранному гражданину поступать соответствующим образом при въезде в Россию и в период пребывания на ее территории.

В число основных нормативных правовых актов, определяющих правовые основы миграции в Российской Федерации и регулирующих отношения в области миграции, входят федеральные законы от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и от 18.07.2006 № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Понятийно-категориальный аппарат также раскрыт в различных федеральных законах. Например, в соответствии со ст.2 ФЗ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" под фиктивной регистрацией по месту пребывания или по месту жительства понимается регистрация, проведенная на основании заведомо подложных документов, либо без намерения пребывать в этом помещении, либо регистрация без намерения собственника жилого помещения предоставить его для этих целей.

В примечаниях к ст.322.3 УК РФ содержится понятие фиктивной постановки на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях (постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания) .

Пребывание иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является законным, если он соблюдает установленный порядок регистрации, передвижения, выбора места жительства, не уклоняется от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания. Также пребывание в России будет считаться незаконным не только когда иностранный гражданин или лицо без гражданства осуществили незаконный въезд в нашу страну, но и тогда, когда сам въезд был законным, но затем пребывание в России приобрело противоправный характер. Например, по окончании срока пребывания в России лицо не выехало за ее пределы, перейдя на нелегальное положение.

В ст. ст.26 и 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" перечислены случаи, когда въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства не разрешается (имеет судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; ранее подвергался административному выдворению из Российской Федерации или депортировался; не может подтвердить наличие средств для проживания в Российской Федерации; есть решение о нежелательности его пребывания в Российской Федерации) либо может быть не разрешен (использовал подложные документы; сообщил о себе заведомо ложные сведения; два и более раза в течение трех лет привлекался к административной ответственности; ранее не сдал миграционную карту или уклонился от уплаты налога или административного штрафа) .

Все эти вопросы подробно регламентированы в главах 4-6 указанного Закона. Несоблюдение их делает въезд, транзитный проезд, пребывание названных лиц в Российской Федерации незаконным.

Преступления, предусмотренные ст. ст.322.1-322.3 УК РФ, совершаются только с прямым умыслом. Виновное лицо должно осознавать, что иностранный гражданин либо лицо без гражданства въезжает в Россию, пребывает на ее территории незаконно, либо осуществляется его транзитный проезд через территорию Российской Федерации в нарушение установленного действующим законодательством порядка.

К уголовной ответственности может быть привлечено вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Лицам, совершившим преступления, предусмотренные ст. ст.322.1-322.3 УК РФ, может быть назначено наказание вплоть до лишения свободы сроком на 3 года. При этом необходимо иметь в виду, что лицо, совершившее какое-либо из описанных выше преступлений, освобождается от уголовной ответственности при условии, что оно способствовало раскрытию этого преступления и, если в его действиях не содержится иного состава преступления (примечания к ст.322.2 УК РФ и ст.322.3 УК РФ). Расследовать соответствующие дела будут органы внутренних дел (п.1 ч.3 ст.151 УПК РФ).

В этой связи достаточно сложно выделить лишь те группы норм, за которые иностранные граждане и лица без гражданства привлекаются к уголовной ответственности по действующему Уголовному кодексу. Можно лишь выделить наиболее часто совершаемые ими преступления на территории Российской Федерации.

Так, например, практически все, а именно 98%, совершенных мигрантами преступлений носят умышленный характер. С 23% до 19% падает доля тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных этой категорией лиц. Абсолютное большинство преступлений - 60-64%, совершается против собственности, наблюдается увеличение с 7% до 12,5% преступлений, совершенных против жизни и здоровья.

Так проблемы, связанные с внутренней миграцией населения, не первый год вызывают социальную напряжённость в обществе. Например, в сентябре 2006 г. произошли массовые беспорядки в г. Кондопога Республики Карелия, вызванные убийством двух местных жителей группой граждан, ранее проживавших на Кавказе. Аналогичные происшествия, вызывающие повышенный общественный резонанс, фиксировались и в других регионах страны.

В октябре 2013 г. убийство 25-летнего Егора Щербакова гражданином Азербайджана вызвало массовые беспорядки в районе Бирюлёво-Западное г. Москвы, в котором находилась крупная плодоовощная база - место пребывания большого количества мигрантов. В ходе проверки, проведённой уже в результате народных волнений, сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека выявили на территории овоще базы нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Кроме того, органы внутренних дел выявили на указанном предприятии более 200 нелегальных мигрантов. Плодоовощная база временно закрыта по решению суда. Необходимо отметить, что обвиняемый в убийстве гражданин Азербайджана находился в России с нарушениями миграционного законодательства, однако он попал в поле зрения органов Федеральной миграционной службы только после совершения преступления. За проявленное бездействие уволены должностные лица, в компетенции которых находились вопросы обеспечения правопорядка на этой территории Москвы.

События 2013 г., произошедшие в г. Пугачёве, на Матвеевском рынке и в районе Бирюлёво-Западное г. Москвы, ещё раз показали, что правонарушения, совершённые нелегальными и легальными мигрантами, требуют принятия действенных мер профилактики. Бездействие миграционных служб и органов полиции крайне отрицательно сказывается на состоянии правопорядка, порождает всплеск национализма. Эти факты используются различными политическими силами для дестабилизации обстановки.

В соответствии с действующими уголовно-процессуальными нормами производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории Российской Федерации, ведется в соответствии с правилами, изложенными в УПК. Кроме того, процессуальные действия, предусмотренные УПК, в отношении лиц, пользующихся иммунитетом от таких действий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами Российской Федерации, производятся с согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось. Информация о том, пользуется ли соответствующее лицо иммунитетом и каков объем такого иммунитета, предоставляется Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Кроме того, участникам уголовного судопроизводства, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по уголовному делу, должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами уголовного дела, выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика в порядке, установленном УК. В остальном же иностранные граждане не выделяются в качестве специального субъекта и к ним применяются те же меры ответственности, что и к гражданам Российской Федерации.

В ряде случаев суд при исполнении приговора рассматривает возможность передачи гражданина иностранного государства, осужденного к лишению свободы судом Российской Федерации, для отбывания наказания в государство, гражданином которого осужденный является.

Глава 2. Нарушение миграционного законодательства: правовые проблемы и пути их преодоления

2.1 Анализ национального законодательства отдельных государств СНГ

Процессы миграции играют значимую роль в экономическом развитии России. Согласно Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г. переселение мигрантов становится одним из источников увеличения численности населения страны и её регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики - необходимость для её дальнейшего поступательного развития.

Вместе с тем в Концепции отмечается, что миграционное законодательство РФ не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Оно ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов. Несовершенство действующей системы управления миграционными процессами проявляется в наличии большого числа незаконных мигрантов. Ежегодно в стране от 3 до 5 млн. иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения. Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения России.

Российская Федерация занимает одно из лидирующих мест в мировом рейтинге по количеству иностранных граждан и лиц без гражданства

Несмотря на то, что за последние три года удвоилось количество легально работающих в нашей стране иностранных граждан, состояние законности в этой сфере остаётся неудовлетворительным.

Усиление миграционных процессов обусловливает необходимость решения проблемы обеспечения безопасности государств, причем не только на национальном, но и на международном уровне.

Уголовным кодексом РФ установлена ответственность только за организацию незаконной миграции (ст.322.1), меры наказания для лиц, оказывающих содействие незаконной миграции, не предусмотрены.

Анализ национального законодательства отдельных государств - показал, что меры по ужесточению ответственности, как уголовной, так и административной, за совершение правонарушений в сфере миграции уже принимаются, хотя и не столь кардинальные, как в России. Например, в 2013 г. в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях 2001 г. внесены изменения, в соответствии с которыми установлена ответственность за привлечение работодателем - физическим лицом к выполнению работ (оказанию услуг) в домашнем хозяйстве трудовых иммигрантов без соответствующего разрешения; за заключение трудовых договоров по выполнению работ (оказанию услуг) в домашнем хозяйстве одним работодателем - физическим лицом одновременно более чем с пятью трудовыми иммигрантами. Новый Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях 2014 г. ужесточает ответственность физических лиц за предоставление жилища иностранцу или лицу без гражданства, прибывшему в Республику Казахстан с нарушением правил пребывания иностранцев в Республике Казахстан (изменено с предупреждения на штраф). В Уголовный кодекс Республики Узбекистан в 2012 г. были внесены изменения, которыми, в частности, расширена диспозиция нормы ст.223 "Незаконный выезд за границу или незаконный въезд в Республику Узбекистан".

В целом следует подчеркнуть, что законодательство Российской Федерации в части ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушения миграционного законодательства, как правило, достаточно жесткое, что объясняется статусом страны-реципиента. Вместе с тем можно привести примеры, когда законодательством стран СНГ предусмотрены более жесткие меры за аналогичные правонарушения. В частности, за организацию незаконной миграции в соответствии со ст.322.1 УК РФ в числе прочих может быть назначено наказание в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ.

При этом, как показывает анализ российской судебной практики за 2012 - 2016 гг., самым распространенным наказанием за организацию незаконной миграции является штраф (58,8%), вторым по частоте применения выступает лишение свободы (32%), оставшаяся доля примерно в равных частях приходится на обязательные и исправительные работы; максимальный срок наказания в виде лишения свободы не превышает трех лет, причем реальные сроки лишения свободы суды назначают в единичных случаях. В то же время согласно ст.371.1 Уголовного кодекса Республики Беларусь подобной альтернативы в выборе наказаний за организацию незаконной миграции не предусмотрено, законодатель указал на возможность применения только трех видов наказания - ареста, ограничения свободы, лишения свободы (с конфискацией имущества или без таковой). Кроме того, ст.371.1 УК РБ предусмотрена уголовная ответственность не только за организацию, но и за содействие незаконной миграции, а также за руководство соответствующей деятельностью, в то время как в УК РФ предусмотрено наказание лишь за организацию незаконной миграции.

Указанный зарубежный опыт следует признать положительным. О целесообразности дополнения УК РФ нормой, устанавливающей ответственность за содействие незаконной миграции, в литературе говорится уже давно, данное предложение заслуживает поддержки. Процессы, связанные с незаконной миграцией, зачастую становятся возможными не столько в результате их организации отдельными лицами, сколько в результате содействия (действия либо бездействия) со стороны чиновников, от которых, например, зависит выдача или оформление документов, предоставление рабочих мест; очевидно, что таких лиц нельзя отнести к организаторам этого преступления и даже установление их в качестве пособника здесь проблематично. В связи с этим представляется обоснованным закрепление такого квалифицирующего признака за совершение деяний, предусмотренных в ст.322.1 УК РФ, как использование соответствующим лицом своего служебного положения. При этом полагаем возможным предусмотреть ответственность за содействие совершению иных правонарушений, связанных с незаконной миграцией.

2.2 Правовые проблемы и пути их преодоления, связанные с нарушением миграционного законодательства

Не ставя задачи раскрыть особенности всех составов правонарушений в сфере миграции, считаем необходимым указать на некоторые проблемы, возникающие в связи с применением недавно введенных составов правонарушений.

Речь идет о проблемах, связанных с ответственностью за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства, фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, а также фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (ст.322.2, ст.322.3 УК РФ) . Соответствующие статьи введены в УК РФ Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 376-ФЗ.

Размер наказаний, предусмотренный законодателем за фиктивную регистрацию и фиктивную постановку на учет, установлен такой же жесткий, как и за преступления с более высокой степенью общественной опасности. Так, за фиктивную регистрацию по месту пребывания или по месту жительства предусмотрено наказание от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Аналогичные наказания предусмотрены, например, за кражу, совершенную в крупном размере.

Представляется, что имеет место несоразмерность общественной опасности правонарушения и предусмотренного за него наказания. Для адекватного противодействия правонарушениям в сфере регистрационного учета было бы достаточно применения административно-правовых мер реагирования. Данная точка зрения поддерживается многими специалистами. В литературе подвергается сомнению необходимость криминализации деяний, за совершение которых при должной организации работы правоохранительных и жилищно-коммунальных служб было бы вполне достаточно административной ответственности. Отмечается, что можно было бы согласиться с введением уголовной ответственности за фиктивную регистрацию, если бы обязательным признаком данных составов была, например, системность действий или иные признаки, указывающие на то, что лицо занимается такой регистрацией на постоянной основе и извлекает из этого прибыль или доход в крупном размере.

Следует подчеркнуть, что снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2014 г. N 491 "О внесении изменений в Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" на основании установленного в решении территориального органа ФМС факта фиктивной регистрации.

На сегодняшний день отсутствуют нормативно закрепленный порядок выявления факта регистрации без фактического проживания, нормативные критерии определения фактического проживания как такового. Административный регламент предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации предусматривает лишь общий порядок снятия граждан с регистрационного учета.

В то же время при подготовке Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 376-ФЗ указывалось на целесообразность разработки порядка выявления органами регистрационного учета факта регистрации по месту пребывания без фактической возможности временного проживания в жилом помещении, а также факта не проживания в жилом помещении лица, зарегистрированного в нем по месту пребывания либо по месту жительства. Это позволило бы снизить объем дискретных полномочий органов государственной власти и должностных лиц, уполномоченных на принятие соответствующих решений, тем самым минимизировать риски злоупотреблений.

Сама возможность осуществления фиктивной регистрации по месту жительства и по месту пребывания обусловлена несовершенством действующего законодательства. Применение категорий "норма предоставления" и "учетная норма площади жилого помещения" предусмотрено Жилищным кодексом РФ для целей социального найма. В свою очередь, собственник жилого помещения, независимо от фактического размера жилой площади и доли собственности, вправе зарегистрироваться в нем по месту пребывания, проживания, при этом законных оснований для отказа в постановке на регистрационный учет в таком жилом помещении нет.

Следует подчеркнуть, что в судебной практике имеются решения, в которых социальные нормы учитывались и использовались для целей регистрационного учета по основаниям, не связанным с социальным наймом. Так, Апелляционное определение Мурманского областного суда от 23 июля 2014 г. по делу N 33-2046 подтверждает вывод суда нижестоящей инстанции о том, что регистрация и постановка на миграционный учет в жилом помещении ниже социальных норм на одного человека без фактического пребывания в данном жилом помещении и без намерения принимающей стороны предоставить это помещение для пребывания свидетельствуют об их фиктивном характере. Определением Санкт-Петербургского городского суда от 9 апреля 2014 г. N 33-5439/2014 установлено, что регистрация будет иметь формальный характер ввиду незначительной площади жилого помещения, приходящейся на одного человека, это не позволяет говорить о регистрации по месту жительства в жилом помещении, определяемом по смыслу ст.16 ЖК РФ.

Упомянутым ранее Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 376-ФЗ установлена административная ответственность за проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации (ст. 19.15.1 КоАП РФ), а также за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении (ст. 19.15.2 КоАП РФ). Не ставя под сомнение целесообразность введения указанных составов административных правонарушений, считаем необходимым обратить внимание на проблемы, затрудняющие добросовестную реализацию гражданами обязанности по постановке на регистрационный учет.

Несовершенство понятийного аппарата называется в числе основных причин появления правовых проблем при осуществлении регистрационного учета. В действующем законодательстве используется несколько смежных, не согласованных между собой понятий для обозначения места нахождения физических лиц на территории Российской Федерации и за ее пределами: "жилище", "место жительства", "место пребывания", "последнее место жительства", "место нахождения", "место постоянного проживания", "место постоянного или преимущественного проживания" и т.д. При этом налицо смешение юридического и фактического подходов к определению их содержания в нормативных правовых актах, относящихся к различным отраслям законодательства (гражданского, миграционного, жилищного и др.)

Основные трудности обусловлены жестким подходом к определению жилого помещения - места, в котором может быть осуществлена регистрация. На практике является типичной ситуация, когда оформление регистрации по месту жительства невозможно, поскольку место фактического проживания не является жилым в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Как справедливо отмечается, сегодня регистрация граждан по месту пребывания по-прежнему пытается выполнять несвойственную ей функцию подтверждения права пользования жилым помещением; если бы регистрация по месту пребывания стала действительно простым актом уведомления о фактическом месте нахождения гражданина, не обременительным для него по процедуре и не влекущим для лица, предоставляющего жилое помещение, правовых последствий, не свойственных регистрации как учетной операции, то сами собой исчезли бы проблемы "фиктивной регистрации" и оказались бы невостребованными "резиновые дома".

Полагаем, что на сегодняшний день целесообразно расширение перечня мест, в которых гражданин может быть зарегистрирован, по крайней мере по месту пребывания. Причем рекомендуется изменить общий подход, а не указывать единственное исключение для граждан, относящихся к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущему кочевой и (или) полукочевой образ жизни, и не имеющих места, где они постоянно или преимущественно проживают. Это позволит в определенной степени упростить процедуру регистрационного учета и предоставит гражданам, не имеющим по объективным причинам возможности зарегистрироваться по месту пребывания или по месту жительства в жилых помещениях, законный способ реализовать обязанность по постановке на регистрационный учет. Одним из обоснований расширения перечня мест, в которых гражданин может быть поставлен на регистрационный учет, является ключевая задача института регистрационного учета, а именно выявлять фактическое место нахождения гражданина (термин "место нахождения" в данном случае используется как собирательный), а не реализовывать его жилищные права. Примеры для такого изменения подхода к определению места нахождения уже имеются. В частности, в соответствии с п.3 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. В Постановлении КС РФ от 14 апреля 2008 г. N 7-П предусмотрена возможность регистрации по месту жительства собственников в принадлежащих им жилых строениях, возведенных на садовых земельных участках, отнесенных к землям населенных пунктов. Конституционный Суд РФ подчеркнул, что Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", осуществляющий регулирование в публично-правовой сфере регистрации граждан по месту пребывания и жительства, не связывает регистрацию ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено, и, соответственно, не затрагивает гражданско-правовой статус садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время уже расширен подход к определению места пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в целях миграционного учета: таковым признается не только жилое помещение, но и иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания. Если оговорить случаи, когда лицо может быть поставлено на регистрационный учет не в жилых помещениях, а, например, по месту нахождения учреждений или организаций, то представляется допустимым использовать данный подход и в отношении граждан Российской Федерации (в части регистрационного учета по месту пребывания).

Несмотря на позитивные изменения, на сегодняшний день остается неурегулированной процедура регистрационного учета лиц без определенного места жительства в случае, если отсутствуют специализированные учреждения социального обслуживания.

Таким образом, ужесточение миграционного законодательства в современных политических, социально-экономических условиях вполне объяснимо. Можно однозначно утверждать, что надлежащее и эффективное осуществление государственных функций и задач невозможно без сбора и применения информации о месте нахождения населения. Вместе с тем ужесточение ответственности должно сопровождаться решением системных проблем миграционного законодательства, препятствующих эффективной реализации установленных прав и обязанностей.

Заключение

Миграционное законодательство - это совокупность нормативно-правовых актов различного уровня, регламентирующих отношения в области миграции населения в различных направлениях.

Вопросы миграционной политики урегулированы законодательством Российской Федерации. Законом определен порядок въезда на территорию нашей страны и выезда из нее иностранных граждан, установлены основания их пребывания в Российской Федерации.

Практика показывает, что большинство иностранных граждан въезжает на территорию нашей страны с целью занятия трудовой деятельностью. Вместе с тем, не исключены и иные причины как законного, так и незаконного въезда на территорию России, включая цели совершения тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе террористического и экстремистского характера.

Для обеспечения соблюдения требований миграционного законодательства, недопущения противоправных действий органами контроля и надзора, правоохранительными органами принимаются меры по профилактике правонарушений в миграционной сфере.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором России.

Основные нормативно-правовые акты регулирующие вопросы ответственности за нарушение миграционного законодательства - Уголовный кодекс, также Кодекс об административных правонарушениях, ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".

Российским законодательством предусмотрена уголовная ответственность за нарушение миграционного законодательства.

А именно если происходит целенаправленная организация незаконного въезда на территорию России иностранных граждан, а также лиц без гражданства, если осуществляется организация их нелегитимного транзита или пребывания - то это может наказываться штрафом до 0,3 миллионов рублей, 18 размеров заработной платы - или более серьёзно, исправительными работами до двух лет, принудительными работами на срок до трёх лет с опциональным ограничением свободы на срок до года, а также лишением свободы на срок до пяти лет. Регулируется данное нарушение согласно ч.1 ст.322.1 УК РФ.

Если происходит фиктивная регистрация иностранного гражданина/лица без гражданства по месту жительства в каком-либо жилом помещении, находящемся на территории Российской Федерации, то это может наказываться штрафом от ста до пятисот тысяч рублей, а также принудительными работами на срок до трёх лет (с ограничением права занимать некоторые должности и заниматься некоторой деятельностью), а также лишением свободы на срок до трёх лет с аналогичными ограничениями. Регулируется ст.2. УК РФ.

Если осуществляется фиктивная постановка иностранного гражданина/лица без гражданства на учёт по месту пребывания в российском жилом помещении, то это всё это может наказываться штрафом от ста до пятисот тысяч рублей, а также принудительными работами на срок до трёх лет (с ограничением права занимать некоторые должности и заниматься некоторой деятельностью), а также лишением свободы на срок до трёх лет с аналогичными ограничениями. Регулируется ст.322.3 УК РФ.

Если использовался поддельный документ, то это может быть наказано штрафом до восьмидесяти тысяч рублей либо штрафом в размере заработной платы за период до шести месяцев, а также обязательными работами на срок до 480 часов либо работами на срок до двух лет, а также арестом на срок до шести месяцев. Регулируется ч.3 ст.327 УК РФ.

Список использованных источников

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс

2.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // СПС Консультант Плюс

.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СПС Консультант Плюс

.Федеральный закон от 21.12.2013 N 376-ФЗ (ред. от 31.12.2014)"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс

.Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 28.11.2015)"О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс

.Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016)"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2016) // СПС Консультант Плюс

.Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 28.11.2015)"О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс

.Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 02.06.2016)"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс

.Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 06.07.2016, с изм. от 20.10.2016)"О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СПС Консультант Плюс

.Постановление Правительства РФ от 29.05.2014 N 491 "О внесении изменений в Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс

.Андриченко Л.В., Плюгина И.В. Совершенствование регистрационного учета в Российской Федерации // Конституционно-правовая стратегия и обеспечение устойчивого развития. Мировой и отечественный опыт. М., 2012. С.187 - 201.

.Боровиков В.Б., Смердов А.А. Уголовное право. Общая и Особенная части; Юрайт - Москва, 2013. - 672 c

.Иванов В.Д. Уголовное право. Общая часть; Феникс - Москва, 2013. - 625 c

.Казанцев С.Я., Кругликов Л.Л., Мазуренко П.Н., Сундуров Ф.Р. Уголовное право; Академия - Москва, 2013. - 352 c

.Лазарева В.А. Доказывание в уголовном процессе; Юрайт - Москва, 2013. - 352 c

.Лупу А.А., Оськина И.Ю. Международное уголовное право; Дашков и Ко - Москва, 2013. - 312 c

.Отв. ред. Серегина Е.В. Уголовное право. В 2 томах. Том 2. Особенная часть; Наука - Москва, 2013. - 960 c

.Попов И.А., Попова О.И. Совершенствование правового и организационного обеспечения противодействия незаконной миграции // Миграционное право. 2013. N 2. С.12 - 19

.Редактор Редактор А. Тарбагаев Н. Тарбагаев Уголовное право. Общая часть; Проспект - Москва, 2013. - 448 c

.Российское уголовное право. Особенная часть; Питер - Москва, 2013. - 720 c

.Сергеев А.А. Регистрационный учет граждан Российской Федерации: социальные функции и проблемы правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 3. С.38 - 44.

.Сергеев А.А. Регистрационный учет граждан Российской Федерации: социальные функции и проблемы правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 3.

.Уголовное право России. Общая часть; Юстицинформ - Москва, 2013. - 496 c

.Филимонов В.Д. Уголовная ответственность по российскому законодательству; ЮрИнфоР-МГУ - Москва, 2013. - 256 c

.Филиппов П. Организация незаконной миграции: практика применения ст.322.1 УК РФ и новеллы законодательства // Уголовное право. 2014. N 3.

Похожие работы на - Ответственность за преступления в сфере миграционного законодательства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!