Источники мусульманского права

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    165,64 Кб
  • Опубликовано:
    2017-05-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Источники мусульманского права

Содержание

Введение

Глава I. Понятие и источники мусульманского права

§ 1. Понятие, происхождение и развитие мусульманского права

§ 2. Виды источников мусульманского права

Глава II. Соотношение источников мусульманского права и прочих источников права мусульманских государств

§ 1. Соотношение в государствах первого типа Саудовской Аравии

§ 2. Соотношение в государствах второго типа Йемен

§ 3. Соотношение в государствах третьего типа Тунис

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение


Наиболее известной является классификация правовых систем французского учёного Рене Давид, в соответствии с которой выделяются: романо-германская правовая семья, англосаксонская правовая семья, религиозная правовая семья, социалистическая правовая семья, некоторые другие правовые семьи.

Наиболее распространенные правовые системы (Приложение 1), и мусульманское право входит в эту классификацию.

Согласно этой классификации мусульманское право представляет собой систему норм, выражающих в религиозной форме волю и интересы религиозной знати, которые изначально санкционировались и поддерживались демократическим мусульманским государством.

Сложившись еще в VII - X веках в период становления и развития феодальных отношений в Арабском халифате, мусульманское право неизменно выступает как одна из сторон ислама.

Согласно догмам ислама, мусульманское право происходит от Аллаха, который открыл это право и довел его до всего общества через пророка Мухаммеда, личность которого занимает важное место в религиозной доктрине ислама.

Основной источник - Коран, главная священная книга мусульман, в которой собраны в основном заповеди общего характера относительно молитвенных ритуалов, поста, паломничества. Мусульманские юристы не воспринимают Коран ни в качестве книги права, ни в качестве кодекса права, так как отдельные положения, содержащиеся в нем, недостаточны для кодификации. Коран является моральной и религиозно-философской основой мусульманского права. Большинство норм Корана очень обширно и неимперативно: это оставляет огромные возможности для проявления в установленных ими религиозных рамках правовой инициативы.

Не менее важным источником является Сунна - сборник адатов, традиций относительно действий и высказываний Мухаммеда, обработанных известными в VII - IX века богословами и юристами. Сунна - своеобразный итог толкования Корана, она не содержит каких-либо ярко выраженных нормативных положений, четких указаний на права и обязанности сторон.

Иджма - согласованное заключение древних правоведов об обязанностях правоверных. Она выступает в качестве своеобразного способа восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы.

В юридической литературе относительно мусульманского права говорится об ограниченном характере аналогии.

Согласно теории мусульманского права государство не может создавать право, законодательствовать. В лице своего главы оно может лишь издавать административные акты и следить за правильным осуществлением правосудия.

Приспособление мусульманского права к изменяющимся условиям происходило не только при помощи актов суверена, но и при помощи обычаев, соглашений, юридических стратагем и фикций. Обычаи, соглашения не являются источниками права, однако играют важную роль в его эволюции. Суть стратагем и фикций заключается в том, чтобы учитывать прежде всего букву, а не дух закона, внешние обстоятельства рассматриваемых дел, а не побудительные мотивы, обходить всякого рода приемами и оговорками действующие нормы мусульманского права.

источник мусульманское право

В последнее время в сферах, которые не затрагивают персональный статус (лицо, семью, наследование), применение норм мусульманского права уступило место применению норм, заимствованных в романо-германской или англосаксонской семьях. Во многих мусульманских странах вестернезированы конституционное, административное, уголовное, трудовое права. В связи с этим произошел упадок традиционных судов. Для применения шариата, как и для применения современных кодексов, теперь приходится обращаться к юристам, получившим западное образование. Это ситуация угрожает мусульманскому праву гораздо больше, чем принятие кодексов.

Вопросы мусульманского права являются достаточно изученными в науке и отличаются большим своеобразием. Такие авторы как Л.Р. Сюкияйнен, Л. Петров и другие, осветили и проанализировали данную тему в своих произведениях. Следует особо отметить работу Буянского С.Г. - одного из исследователей, занимающегося вопросами мусульманского права, который в своих статьях занимался описанием особенностей мусульманского права, а также работу французских исследователей Р. Давида и К. Жоффре-Спинози, которые в своей книге "Основные правовые системы современности" в числе изучения прочих семей права дали характеристику источников, структуры и системы мусульманского права в целом.

Цель - осветить основные источники мусульманского права и в целом права мусульманских стран.

Глава I. Понятие и источники мусульманского права


Самым поздним временем возникновения мировой религии является ислам. Это одна из самых обширных религий: ее приверженцы составляют около 900 миллионов человек, главным образом в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии.

Арабско-язычные народы в преобладающем большинстве почти полностью придерживаются ислама.

Например население Индонезии почти полностью придерживается ислама. При изучении ислама как религиозной системы знание основополагающих принципов шариата - систематизированного набора исламских законов - имеет первостепенное значение.

Учение об источниках относится к числу наиболее разработанных в науке мусульманского права и отличается большим своеобразием.

§ 1. Понятие, происхождение и развитие мусульманского права


Основатель новой религии и в некотором роде мусульманского права Мохаммед родился около 570 года в городе Мекка. Он происходил из племени курайшитов, род, к которому он принадлежал, был не богат.

Мухаммед оставался круглым сиротой в раннем детстве и воспитывался его родственниками. Мальчик был вынужден сам зарабатывать на хлеб как пастух овец и коз. В юности он поступил на службу к богатой вдове Хадиджи, которая торговала, и начал ходить с караванами в Сирию сначала в качестве простого водителя, а затем в качестве клерка. Мухаммеду очень понравилась Хадиджа, и она вышла за него замуж, после чего он стал богатым человеком.

В ранней молодости он целыми днями не видел человеческого лица, в результате чего у него развились медитация, мечтательность. Он очень интересовался религиозными проблемами, и он охотно говорил о них с евреями и христианами, а также с ханифами.

Религия Мухаммеда была названа исламом, который, как говорится, означает "поручение" или "сдачу" человеку от Бога, а последователи этой религии были названы мусульманами. "Нет Бога, кроме Бога, и Мухаммед - его пророк", - это основной постулат ислама.

Весь догматический аспект магометанства очень прост: это вера в строгое единство Бога с запретом любого поклонения изображениям любого рода, вера в неизменное божественное предопределение как самой судьбы, так и всех человеческих действий. Наконец, вера в загробную жизнь с Возмездием к добрым и злым делам, к небу и аду, к воскресению мертвых и страшному суду.

Мухаммед хотел сделать свою религию по всему миру и проповедовал священную войну против неверных (газават), которые должны были быть обращены в ислам даже силой.

Учение Мухаммеда было изложено в Коране, который получил значение священной книги, содержащей откровения Бога для пророка. Сам Мухаммед не писал эту книгу сам.

Ключевым моментом в зарождении новой системы управления и мусульманского права необходимо считать подписание Мухаммедом ряда договоров при его переселении в Медину в 622 г. В первую очередь речь идёт о договорах Ал-Акаба и Сахифат-аль-Мадина, благодаря которым Мухаммед стал религиозным и политическим лидером Мединской мусульманской общины и провозгласил принципы существования новой общности, основанной на взаимном признании прав и равенстве, в том числе и в отношении иудеев.

Можно говорить, что в 622 г. в Медине было создано новое право, сочетающее в себе религиозное начало и обычное право, право племён. Его особенностью стало установление чётких религиозных канонов, которые регулировали не только вопросы культа, но и повседневную жизнь членов общины, а также закрепление многочисленных запретов, которые были копированы из обычного права племён, проживавших в Медине.

После смерти Мухаммада в 632 г. вплоть до начала VIII в. развитие мусульманского права продолжало идти главным образом казуальным путем.

Считается, что четыре "праведных" халифа - Абу Бекр, Омар, Осман и Али, (правившие в 632 - 661 гг., как и другие сподвижники Пророка, решая конкретные опоры, обращались к Корану и сунне. В случае же молчания последних они формулировали новые правила поведения на примере расширительного толкования этих источников, а еще опираясь на различные рациональные аргументы. Причем вначале решения по не урегулированным Кораном и сунной вопросам выносились сподвижниками по единогласному мнению, формировавшемуся после консультаций с их соратниками и крупнейшими правоведами. Вместе с положениями Корана и сунны эти правила стали нормативной основой для решения дел мусульманскими судьями - кади.

В то врем мусульманское право стало одной из древнейших развитых правовых систем, зародившейся ещё в VII в. и пережившей взлёты и падения, колониальную эпоху и активно возрождающейся сегодня в большинстве исламских государств.

Интересен тот факт, что бурное развитие мусульманского права в VII - X вв. произошло во многом благодаря арабским завоеваниям и распространению ислама.

Считается, что фундаментальные основы мусульманского права, те положения и принципы, которые составляют понятие мусульманского права, были разработаны именно в этот период, поскольку с угасанием империи Абба - сидов (935 г. н.э.) и формированием основных школ-мазхабов (шиитских и суннитских) единое мусульманское право перестало существовать.

На данный момент фундаментальной основой этой правовой системы являются религиозные нормы, сформированные в VII-Х вв.

Шариат является основным законом жизни мусульман, он оказывает существенное влияние на многие отрасли права исламских государств. В некоторых из них, например, уголовном, семейном или праве личного статуса, шариат зачастую является основополагающим источником. Как правило, государство и право развиваются параллельно, социальные и политические процессы в стране неразрывно связаны между собой и оказывают влияние на право любого государства.

При изучении мусульманского права необходимо разграничить три понятия: мусульманское право, фикх и шариат.

По вопросу о соотношении понятий "шариат" и "фикх" в современном мусульманском правоведении нет общепринятой позиции. Встречаются различные и даже прямо противоположные точки зрения.

В период формирования мусульманского права, т. е примерно до середины VIII века, фикх и шариат были скорее идентичными понятиями, определяющими жизненный путь мусульманина и включающими в себя понимание и строгое следование предписаниям ислама, как в вопросах веры, так и в повседневной жизни. С развитием религиозной и научной мысли, произошло разделение этих понятий. Так, под шариатом стал пониматься предначертанный Аллахом путь праведной жизни мусульман, предусмотренный в Коране и Сунне, а под фикхом совокупность юридических норм, правил поведения, юридические знания о шариате, т.е. мусульманское право в широком смысле.

"Фикх воспринимается преимущественно итогом рационального творчества правоведов, которые переводили религиозные положения Корана и Сунны на язык практических юридических норм". Великий арабский философ, мыслитель, историк Ибн Хальдун в своей книге "Мукаддима" определил фикх как знание ниспосланных Великим Аллахом правил, которые оценивают поступки всех тех, кто должен подчиняться этим заповедям, как обязательные, осуждаемые.

На известно, что слова и действия пророка стали записываться ещё при его жизни и получили название "хадисы". Вся совокупность хадисов образует Сунну, представляющую собой жизнеописание пророка Мухаммеда, которая является образцом и руководством для каждого правоверного мусульманина, вторым столпом ислама наряду с Кораном.

У шиитов и суннитов различное отношение к тому, чьи сборники хадисов являются единственно достоверными. Так, сунниты признаю! авторитетными шесть сборников хадисов: Сахих апь-Бухари, Сахих Муслима, Сунан Ибн Маджа, Сунан Абу Давуда, Джами ат - Тирмизи и Сунан ан-Насаи. А шииты, опровергая законность правления трёх первых праведных халифов, признают в свою очередь другие четыре сборника хадисов: Аль-кафи, Ман ля йахдуруху апь-факих, Тахзиб аль-ахкам фи шарфи аль-мак - наати лиш-шейх аль-муфид, Аль-истибсар При этом шииты отмечают, что и в суннитских сборниках есть достоверные хадисы.

Причиной разделения мусульман является правовая мысль, которая стала активно развиваться после смерти Мухаммеда и вплоть до конца X века, когда были закрыты "ворота Иджтихада".

После смерти Мухаммеда начинает развиваться новый источник права - иджма, представляющий единогласное мнение мусульманской общины.

Во времена праведных халифов решения по спорным делам выносились именно принятием единого согласованного мнения, подтвержденного положениями Корана и Сунны. Знатоки права, специалисты в области фикх - факт, считали необходимым приблизить повседневную жизнь к нормам Корана и Сунны, а старые племенные обычаи привести в соответствие с требованиями новой религии. Первыми учёными-законоведами (муджтахидами) называют "7 факихов Медины", живших во второй половине VII века: Сайд ибн аль-Мусаййиб, Урва ибн аз-Зубайр, Касим ибн Мухам мад, Убайдуллах ибн Абдиллах, Сулайман ибн Иа - сар, Хариджа ибн Зайд и Абу Бакр ибн Убайд ибн Абдаррах - ман аль-Харис, которые заложили основы иджма, придя к единому согласованному мнению относительно рассмотрения спорных вопросов.

Хотя в мусульманском мире не сложилось единого подхода относительно иджма. Этот источник не является единым для всех мусульман, а разнится в зависимости от мазхаба. Так, например, ханбалиты признают все категории иджма мединских муджтахидов, маликиты ограничиваются лишь их определенной частью, шафииты рассматривают иджма лишь как дополнение к Корану и Сунне, а ханафиты доверяют лишь иджма сподвижников Мухаммеда. На сегодняшний день мусульманский мир чётко разделен именно по принадлежности к мазхабу, каждый из которых определяет свой круг источников мусульманского права, применяемого в конкретном государстве и умме.

Несмотря на использование канонов мусульманского права, не лишним будет отметить, что оно является совокупностью конкретных правил и принципов, содержащихся в Коране, Сунне и хадисах, лишь незначительная часть которых воспринимается всем мусульманским миром как абсолютно достоверная.

К Корану и Сунне прибегают лишь для решения особых теоретических вопросов. Разница между решениями, рекомендованными различными школами, объясняется отличием методов толкования, рассмотрения и разрешения проблем, а также разницей во времени и месте составления каждого учения.

Если Коран, Сунна и иджма не дают однозначного ответа на вопрос, то применяется ещё один источник права - кияс - суждение по аналогии. Отношение к киясу очень осторожное. Об опасности самостоятельных суждений и суждений по аналогии по различным религиозным вопросам, сделанных без учёта того, что говорится об этом в Коране и Сунне, предупреждают слова Мухаммеда, закреплённые в хадисе 1879 Сахих Муслима и хадисе 2120 Сахих аль-Бухари. Таким образом, кияс - это мнение, рассуждение мусульманских юристов по проблеме права (фикха), решение которой не предусмотрено Кораном и Сунной и по которой не достигнут иджма.

Так сложилась основа мусульманского права - Усулъ аль - фикх совокупность четырёх "основ": Корана, Сунны, иджма и кияса.

§ 2. Виды источников мусульманского права


Источниками, корнями мусульманского права были предыдущие и современные правовые культуры Востока и Средиземноморья, доисламский закон арабов, арабские кочевые, оазисно-сельскохозяйственные племенные и городские полис государства; Право Сасанидского Ирана, Византии, римского права, норм иудейской и христианской этики и права.

Согласно Исламу, правовые нормы считаются неотъемлемой частью божественного закона и порядка, который управляет миром. Следовательно, шариат и его собственная нормативная часть (фикх) включают не только правовые положения, но также религиозную догму ислама, мусульманскую мораль, а также нормы, определяющие "отношения мусульман с Аллахом".

В Коране говорится, что верующие не должны следовать этому, "мы нашли с нашими отцами", но должны следовать тому, что ниспослал Бог. Таким образом, Коран разорвал старый закон и нравственность и приказал следовать только исламу.

Таким образом, на основе широкого спектра корней и источников возникла уникальная независимая правовая система.

Его основным источником и сутью было учение Мухаммеда, включающее религиозные догмы, нравственность и правовые нормы. Слабость (неразделенный, синкретизм) шариата, содержащееся в нем божественное провидение, религиозные и моральные принципы определяли специфику мусульманского правосознания, оценку законного и несправедливого поведения.

Таким образом, мусульманское право характеризуется: божественным источником, религиозной монотеистической основой, неразделенностью религиозных, этических и правовых норм, универсальностью, адаптируемостью к любой этнической, культурной и научно-технической среде, религиозной терпимостью, а также непримиримостью политики.

Идеи и принципы мусульманского права, независимо от их происхождения, должны быть оправданы Кораном - его прямыми или близкими инструкциями. Такими инструкциями могут быть утверждения Пророка Мухаммеда (аль-хадиса) или описания его деяний (как-Сунна).

Следующая группа норм исламского права согласовывается и принимается на основе "рациональных" источников мнения - правил (аль-иджма). Другая группа источников исламского права - это правила, выводы, разработанные наиболее авторитетными юристами в результате сопряжения современных проблем, связанных с Кораном, хадисом и методами сунны дедуктивного исследования по аналогии (кийас, Хадис, иштислах и т.д.). Эти четыре группы норм составляют аль-фикх - мусульманское право.

Первоначально возникнув на Аравийском полуострове, мусульманское право распространило действие на новые территории по мере расширения границ халифата. В исламских государствах на первый план ставился не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманин в любой стране должен соблюдать Шариат и оставаться верным Исламу. Поэтому постепенно, с распространением ислама и превращением его в одну из мировых религий, шариат стал своеобразной "мировой системой" права, которая оказала решающее влияние на правовую жизнь многих стран Азии, Африки и Европы.

Раскол в исламе привел к расколу в шариате, который впоследствии был выражен в учении различных юридических школ.

К XIV в. Сторонники ортодоксальной шариатской секты разделились на четыре основных убеждения (мазхабы), представляющие собой по существу независимые юридические школы, что привело к появлению четырех выдающихся мусульманских юристов: ханифитов, маликитов, шафитов, ханбалитов. Наиболее распространенным среди них был ханафитский мазхаб.

Основным источником мусульманской доктрины и права является Коран - священная книга мусульман, состоящая из молитв и проповедей, приписываемых Пророку Мухаммаду, которые при жизни были только устными. Канонизация содержания Корана и составление его окончательной формулировки произошли с праведным халифом Омаром. Коран имеет мифологический характер, но значительная часть его имеет прямое юридическое содержание.

После смерти Мухаммада появилась Сунна ("Священная традиция"), состоящая из рассказов (хадисов) о делах, суждениях, делах, высказываниях и даже молчании Пророка Мухаммада. Выбор наиболее значимых и заслуживающих доверия выборов был сделан квалифицированными и достойными богословами-юристами и судьями. Самыми авторитетными и юридически обоснованными были хадисы, на которых говорили соратники Мухаммеда. В этом случае сунниты признают все хадисы, а шииты - это только те, кто вознесся ко времени первых праведных халифов, включая Али.

Первые четыре халифа (Абу Бакр, Омар, Осман, Али) обращались к Корану и Сунне для разрешения споров, но со временем стало ясно, что их различных предписаний недостаточно, у них было много недостатков, которые необходимо устранить. Этот период и определил дальнейшее развитие мусульманской правовой мысли.

Нахождение пробелов в законодательстве ставит все мусульманские правовые нормы перед необходимостью разработки их собственной правовой формы на основе использования и использования - относительно свободного усмотрения, который применялся при толковании норм Корана или Сунны или при использовании новых правил в отсутствие их в источниках. С развитием исламской теории права и права на образование, включая правовые.

В процессе интерпретации было разработано несколько методов:

. Рай - индивидуальная интерпретация авторитета суннитского богословия.

. Иджма - считался "общим соглашением мусульманской общины". Наряду с Кораном и Сунной это относится к самым авторитетным источникам права. Практически, иджма состояла из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были выражены Компаньонами. Мухаммад или позже самые влиятельные мусульманские богословы, юристы. Иджма развивается как в форме интерпретации Корана и Сунны, так и посредством формирования новых норм, которые больше не связаны с Мухаммадом. Они предусмотрели независимые правила поведения и стали обязательными благодаря единодушной поддержке муджтахидов.

Огромная роль иджмы в развитии мусульманского права заключалась в том, что она позволяла правителям создавать новые нормы, адаптированные к изменяющимся условиям развивающегося арабского государства и общества, принимая во внимание специфику завоеванных стран.

. Кийас - решение правовых вопросов по аналогии, является одним из самых противоречивых источников исламского права, вызывая острые разногласия между разными направлениями. Согласно кийасу, правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может применяться к вопросу, который явно не предусмотрен в этих источниках права. Таким образом, кийас обеспечил гибкость правовой системы, адаптировав ее к новым социальным отношениям.

. Истислах (istihsan) - это признание возможности изменения некоторых хадисов Сунны, если их содержание противоречит тому, что признано благом в мусульманском обществе.

К началу VIII века. Мусульманская правовая доктрина, устраняющая правовые пробелы в основных источниках - Коране и Сунне, сформулировала нормы, которые составили вторую группу источников исламского права. В научной литературе упомянутые выше институты - рай, иджма, кийа и тиросла часто называют надлежащими источниками мусульманского права.

Как относительный источник права, Шариат также допускал, чтобы местные обычаи не включались непосредственно в сам закон в период его формирования, но не прямо противоречили его принципам и нормам. В то же время были признаны правовые обычаи, существовавшие в арабском обществе.

Шариат был основан в основном на нормах обычного права, существовавших в арабских государствах до возникновения ислама. Многие правила Корана были созданы именно на основе обычного права.

Коран подчеркивает мирную и гуманную ориентацию мусульманского права и призывает к мирному разрешению конфликтов, поощряя такие Поведение ортодоксальных мусульман с одобрения Аллаха.

Источниками исламского права, вытекающими из шариата, были указы и распоряжения халифов - фирм. Позже, в других мусульманских государствах, в частности в Османской империи, с развитием законодательной деятельности султанов, закон - канун начал рассматриваться и играл все возрастающую роль в качестве источника права. Фирмы и канун также не должны противоречить принципам шариата и дополнить его в первую очередь нормами, регулирующими деятельность государственных органов и регулирующими административно-правовые отношения государственной власти с населением.

Все вышеупомянутые источники и институты являются документальной и догматической базой, на которой основаны вера ислама, мировоззрение и поведение мусульман. На них держится вся система шариата, мусульманский закон в самом широком смысле.

Шариат или Аш-Шариат на арабском языке означает "прямой, правильный путь" и представляет собой комплекс предписаний, в первую очередь Корана и Сунны, которые определяют верования, определяют моральные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают в качестве источников конкретных норм, регулирующих их поведение от рождения до смерти. Шариат характеризуется тем, что сферы духовной и светской жизни мусульманина не расчленены - единство религиозной и светской власти. Он включает в себя как закон, так и заповеди мусульманского культа.

Следует отметить позицию некоторых ученых, которые считают, что мусульманское право и шариат не являются идентичными понятиями. По их мнению, шариат включает в себя все заповеди Корана и Сунны, адресованные людям, и мусульманское право включает только те принципы и нормы, которые были разработаны или интерпретированы доктриной и соответствуют требованиям закона.

Шариат состоит из двух частей: богословие - акида и непосредственно правое - фикх. Это фикх и является мусульманским правом. Фикх, в свою очередь, делится на две части: первая указывает мусульманину, какова его линия поведения по отношению к самому себе (Муамалат), а вторая предписывает обязательства перед Аллахом (ибадат). Эти две части шариата составляют предмет правовой науки в том виде, в котором он был определен и изучен различными юридическими школами здравого смысла.

Шариат должен различать два значения понятия "мусульманское право": широкое и узкое. В первом смысле это интегральная система социального и регулятивного регулирования, которая действует в исламском мире и включает в себя все виды социальных норм. Во втором смысле это набор таких норм поведения, которые получили официальную поддержку, были санкционированы государством и превращены в действующее законодательство в мусульманский закон в юридическом смысле. Мусульманское право в юридическом смысле входит как подсистема в единый исламский комплекс социального и регулятивного регулирования.

Результатом активной работы мусульманских богословов, юристов в устранении пробелов в законодательстве стало возникновение различных школ взглядов (мазхабов) суннитских и шиитских направлений, каждый из которых предлагал свои методы и приемы толкования Корана и Сунны и на этой основе разработал свою собственную систему правовых норм.

Следует отметить четыре наиболее известных школы (мазхабы), созданные в рамках суннитского ислама, которые сегодня не утратили своего влияния, а не мусульманскую юриспруденцию. Их основателями были известные юристы, имамы, по именам которых были названы школы:

Абу Ханифа (умер в 767 году) является ханафитом. Он пользуется наибольшим авторитетом среди мусульманских юристов. Это объясняется способностью ханафизма умело и успешно адаптироваться к новым тенденциям, изменяющейся этнокультурной среде, что в свою очередь объясняется тем, что в качестве основного метода толкования ханифиты признают кийас - решение правовых вопросов по аналогии, является методом предпочтения, который создает широкие возможности для свободной интерпретации. Абу Ханифа также обосновал возможность использования обычного права в качестве одного из источников права. Наследие Абу Ханифы было сохранено в форме цитат и ссылок на Китаб аль-Харадж Абу Юсуфа.

Малик Бану Анас (умер в 795 году) - маликит. Малик Бану Анас составил подборку аль-Муватт, в том числе хадисов, сгруппированных по определенным юридическим темам. Его общественно-политические взгляды сводились к тому, что верховная власть принадлежит халифу, который должен быть курайшитом, но не обязательно Хашемитом или Алидом. Оно должно быть одобрено специальной группой представителей (шура), состоящей из лиц, назначенных предыдущим халифом. Если несправедливый правитель находится у власти или его власть незаконна, насильственное свержение неприемлемо. Вред от беспорядка больше, чем от тирании или незаконной власти. Маликиты признали основные источники прав Корана и Сунны, объединив их в одном источнике - Насс.

Эш Шафия (умер в 820 году) является шафием. Он пытался объединить некоторые принципы ханифитских и маликитских мазхабов. Основным сочинением Аль-Шафии является семитомный труд об основах Фикх Китаб аль-Умм. Он был первым систематизатором источников права, сформулировал эти понятия, разделил их между собой и установил их взаимосвязь и подчинение. Взгляды аш-Шафии оказали сильное влияние на дальнейшее развитие вопросов фикха через его многочисленных учеников. Шафи'иты, последователи этого мазхаба, рассматривают Коран и Сунну как один источник, а Сунну - только как дополнение к Корану. Иджма также рассматривается как дополнение к Корану, и принимаются во внимание только суждения Мудейхидских мединцев.

Бану Ханбал (умер в 855 году) - ханбалит. Ахмад Бану Ханбал признан одним из основных систематизаторов традиционной догмы. Отвергая возможность рационального объяснения догматов веры, он обратил все свое внимание на решение проблем этой жизни. Он обосновал необходимость возвращения к порядку, который, по его мнению, правил "золотым веком ислама" - при Мухаммаде и его первых последователях. Он разработал концепцию, согласно которой все нововведения, которые не подтверждены Кораном, Сунной или "консенсусным мнением" (иджма) первых трех поколений мусульманских юристов, противоречат Исламу. Распространен в Саудовской Аравии.

Ряд независимых школ возник на основе шиизма: исмаилитов, джафаритов, зейдитов и других.

Развитие иджтихада сыграло выдающуюся роль в развитии исламского права, придав ему форму, которую он получил в XII-XIII вв. Именно иджтихад смог решить самую важную проблему мусульманского права: как совместить вечность и абсолютность норм, предписанных Аллахом, и необходимость развивать и изменять эти нормы. Сложность ситуации заключалась в том, что предписания Корана и Сунны имели священный смысл. Ничто не может быть изменено. В таких условиях фукаха - это мусульманские адвокаты, основанные на аксиоме, что ответы на все вопросы в священных источниках и задача состоит только в том, чтобы найти эти ответы, разработали специальные методы "извлечения" новых норм. В этой связи Р. Дэвид справедливо отмечает, что для мусульманских юристов это могло быть только толкованием, а не созданием закона, но на основе Корана и Сунны им удалось разработать систему очень подробного закона Состоящие в основном из случайных норм.Р. Давид утверждает: "Доктрина ислама не позволяет законодателю изменить нормы священного исламского права, однако этот запрет не предотвращает в мусульманских странах правителя различными способами - полицейскими или процедурно-фактическими - Парализуя действие нормы или подчиняя ее применению к определенным условиям, не затрагивая ортодоксальных принципов.

Глава II. Соотношение источников мусульманского права и прочих источников права мусульманских государств


§ 1. Соотношение в государствах первого типа Саудовской Аравии


Саудовская Аравия является родиной Ислама. Мусульманский закон здесь никогда не уступал своей роли как доминирующего источника права и до сих пор остается основой правовой системы.

С момента возникновения ислама в и вплоть до образования Королевства Саудовской Аравии в 1932 году мусульманское право было основой правовой системы страны, хотя оно взаимодействовало с местными традициями и обычаями.

Его нормы и принципы оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся здесь форму правления. Во наполнение данного положения здесь изданы законы, ориентирующиеся на закреплении в своих статьях общих принципов и конкретных норм той или иной школы мусульманского права - ханбалитской в Саудовской Аравии. В сфере личного статуса мусульманское право продолжает в целом применяться в своей традиционной форме. Это же относится и к принципам судоустройства, а также правилам судебного процесса.

В Саудовской Аравии функционируют специальные учреждения мусульманского контроля и инспекции (хисба), которые без суда и следствия могут налагать мусульманские наказания за отклонения от правил торговли, общественного порядка или норм морали.

В настоящее время правовая система страны по-прежнему полностью руководствуется мусульманским правом, закрепленным в Основном законе о власти, согласно которому высшим законом страны является Коран и Сунна, и власти получают их Полномочия из этих источников, которые являются, прежде всего, правовыми актами, принятыми в стране.

В области гражданского права центральная роль принадлежит мусульманскому праву и низам, не противоречащему положениям шариата.

Мусульманское право очень строго защищает право частной собственности, устанавливает принцип неприкосновенности заключенного договора.

По вопросам личного статуса продолжают применяться неподтвержденные положения мусульманской правовой доктрины, закрепляющие полигамию, доминирующую роль мужа в браке и семейных отношениях.

В коммерческой сфере ряд Низами были приняты и действуют с использованием зарубежного опыта, принимая во внимание основополагающие принципы исламского права. Таким образом, он действует в торговом суде 1930 года, по существу, торговый кодекс, основанный на Османском торговом кодексе 1850 года, который, в свою очередь, основан на французском торговом кодексе. Законодательство о векселях основывается на Женевском унифицированном векселе. В 1996 году он был допущен к банкротству. Отношения с интеллектуальной собственностью регулируются низами о патентах, авторских правах, товарных знаках. В 1994 году Королевство присоединилось к Всемирной конвенции об авторском праве. Низам иностранных инвестиций был принят в 1978 году.

Саудовское трудовое законодательство запрещает профсоюзы, забастовки и коллективные договоры. Низам трудящихся и рабочих в 1969 году (фактически - трудовой кодекс) в ст.48 провозглашает право на труд только для мужчин.

Саудовская Аравия не присоединилась к Конвенции МОТ о защите трудовых прав. Как и в других отраслях права, трудовое право основывается на нормах шариата. Например, в случае причинения работнику вреда на работе суд устанавливает размер компенсации в виде соответствующей доли от суммы выкупа за кровь.

Уголовное право в Саудовской Аравии по большей части остается неизменным и используется главным образом в форме традиционной мусульманской правовой доктрины. Наряду с этим действуют и нормативные акты, принятые государственными органами.

Мусульманские юристы разработали классификацию правонарушений на основе двух основных критериев: степени определенности наказания за конкретное преступление и характера нарушенных интересов и прав. Имея это в виду, все правонарушения делятся на 3 группы. Первая включает преступления, которые представляют наибольшую социальную опасность, посягают на "права Аллаха" (то есть интересы всего мусульманского сообщества) и наказываются четко определенной санкцией - хадд (множественное число худуд). Второй объединяет преступления, которые также предусматривают фиксированное наказание (кисас), но нарушают права отдельных лиц. Наконец, третья группа состоит из всех других преступлений - тазиров, которые наказываются не жестко санкционированной санкцией и затрагивают как "права Аллаха" (они включают в себя нарушения всех религиозных обязанностей), так и личные интересы.

Основываясь на этом подходе, в Саудовской Аравии был принят ряд низам, которые рассматриваются как действия, устанавливающие наказание тазиров за те преступления, против которых шариат предусматривает точные и неизменные меры ответственности. К таким низамaм можно отнести акты ответственности за гомосексуализм, подлог документов, подделку, коммерческое злоупотребление и мошенничество, взяточничество. В соответствии с принципами исламского права устанавливается особая ответственность за действия против главы государства.

Шариатский уголовный закон Саудовской Аравии распространяется на немусульман, включая иностранцев (существует много случаев наказания иностранцев за преступления категории хадд и киса).

Уголовная система в уголовном законодательстве Саудовской Аравии включает, в частности, смертную казнь и телесные наказания.

Смертная казнь в Саудовской Аравии широко используется для ряда преступлений категории Хадд (грабеж, внебрачный секс, отступничество, мятеж), умышленное убийство (преступление категории Кисас), а также за некоторые преступления категории Тазир.

Уголовный процесс в Саудовской Аравии в целом основан на нормах исламского права, закрепленных в Низаме. После шариата эти акты не делают четкого различия между уголовным и гражданским процессом. Именно на этом принципе были построены нижестоящие суды 1975 года, процесс Низами по шариатскому процессу 1989 года и ряд других актов, которые устанавливают набор принципов, которые совпадают с общепризнанными демократическими основаниями судопроизводства (формальное равенство всех перед Закон и презумпция невиновности, возложение бремени доказывания на истец). Однако характерной чертой правил уголовного судопроизводства, применяемых в Саудовской Аравии, является сохранение системы официальных доказательств и частного преследования за ряд серьезных преступлений (например, убийство). В качестве доказательства приоритет отдается показаниям свидетелей и признанию обвиняемого.

§ 2. Соотношение в государствах второго типа Йемен


Правовая система Йемена неоднозначна. В общем, в нем преобладают мусульманско-правовые традиции, хотя некоторые отрасли промышленности развиваются под влиянием европейского права.

Сфера действия мусульманского права здесь не является столь всеобъемлющей, как в Саудовской Аравии, но все же остается весьма существенной, а в последнее десятилетие даже обнаруживает тенденцию к расширению. Прежде всего принципы и нормы мусульманского права оказывают заметное влияние на основные акты конституционного характера, на структуру и деятельность государственного механизма.

В 1975 г. согласно конституции, начала действовать так называемая научная комиссия то кодификации норм мусульманского права (с 1978 г. ее полномочия переданы Учредительному народному собранию).

Такая общая установка (получила конкретное воплощение в целом ряде правовых актов, принятых в этой стране.

По инициативе Комиссии по кодификации норм мусульманского права в 1976 - 1978 гг. вступили в силу, в частности, законы о дарении и вакфах, об установлении размера выкупа за кровь при убийстве и телесных повреждениях, семейный и процессуальный кодексы. Все эти акты предусматривают, в случае их молчания, применение "наиболее подходящих" принципов и норм мусульманского права.

Мусульманское право без каких-либо изъятий продолжает регулировать отношения личного статуса и правовое положение вакфов, сохраняются и мусульманские суды.

До создания единого государства в 1990 году правовое развитие каждой части Йемена протекало различными путями.

Северный Йемен в целом придерживался мусульманского права. Ни революция 1962 года, ни последующее развитие не поколебали ее основ. В 1976-1978 годах. Вначале были кодифицированы несколько отраслей права (в частности, Семейный кодекс 1978 года, Уголовно-процессуальный кодекс 1979 года, Гражданский кодекс 1979 года, Коммерческий кодекс 1976 года).

В Южном Йемене до 1967 года основой правовой системы были мусульманское и обычное право. Мусульманские судьи - Кади применил положения фикха (мусульманской правовой доктрины) в форме произведений авторитетных юристов (в основном шафийцев) или в форме нормативных актов, принятых правителями полуфеодальных государственных образований (например, Уголовный Кодекс Султаната Куйты).

В период социалистической ориентации правовая система подвергалась значительной секуляризации, хотя здесь не было полного разрыва с мусульманско-правовой традицией. Конституция 1978 г. объявила Народную Демократическую Республику государством, выражающим интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, мелкой буржуазии и всех трудящихся, стремящихся создать единый демократический Йемен, и полного решения задач национальной демократической революции, Подготовительный этап перехода к социалистическому строительству.

Провозглашенная официальной идеологией научного социализма (которая выходила за рамки обычного "арабского социализма") в принципе несовместима с понятиями исламского права. Поэтому революционная власть предприняла радикальную перестройку правовых основ общества. В ПДРЮ мусульманские суды были упразднены. Только в некоторых случаях были применены некоторые нормы мусульманского права, в частности, принятые Законом о семье 1974 года

В объединенном Йемене (Йеменская Республика) приверженность мусульманскому праву закреплена в статье 3 Конституции, согласно которой шариат является источником всего законодательства. Однако на практике мусульманское право доминирует далеко не во всех отраслях правового регулирования.

В первые годы после объединения дуализм правовых систем сохранялся, поскольку законодательство, ранее принятое в каждом из государств, продолжало действовать на соответствующих территориях страны. Однако к середине 1990-х годов в целом была создана единая правовая система, основанная на новом законодательстве.

§ 3. Соотношение в государствах третьего типа Тунис


Особое положение занимает правовая система Туниса. Его брачно-семейное законодательство испытывает определенное влияние мусульманского права, однако отказывается от ряда его основополагающих институтов например, в Тунисе законодательно запрещена полигамия, а семейный кодекс НДРИ 1974 г, хотя и закрепил отдельные положения шариата, по существу, наделил женщину равными правами с мужчиной в семейных отношениях. Ликвидированы мусульманские суды. Можно поэтому сделать вывод, что по сравнению с другими рассматриваемыми странами сфера действия мусульманского права здесь наименее значительна.

Огромное количество отраслей законодательства основаны на французском праве, а вопросы личного статуса (брак, семья, наследование) и некоторые другие в основном регулируются мусульманским правом.

До второй половины XIX века. В Тунисе действует только мусульманское и обычное право. В 1861 году в Тунисе была введена первая Конституция исламского мира, и были предприняты попытки ввести в стране современное европейское законодательство.

С 1881 года страна была французским протекторатом и де-факто колонией Франции, где вся власть принадлежала назначенному митрополитом резиденту. Он был подчинен тунисскому бею и его правительству. В период французского правления были введены Кодекс обязательств и контрактов (1906 год), Гражданский кодекс (1910 год), Уголовный кодекс (1913 год), Уголовно-процессуальный кодекс (1921 год) и французское коммерческое право было непосредственно применено в коммерческой сфере.

В результате длительного влияния правовой культуры Франции большинство отраслей современного законодательства Туниса часто почти копируют французское законодательство. Как и в большинстве соседних стран, сфера личного статуса, брака, семейных и наследственных отношений была сохранена в мусульманском праве. В целом степень исламизации тунисской правовой системы сегодня является одной из самых низких во всем регионе (несмотря на то, что Конституция в своей преамбуле провозглашает верность основным принципам ислама). Это одна из очень немногих арабских стран, где мусульманские суды ликвидируются.

После обретения Тунисом независимости все колониальные законы в ней были сохранены, за исключением тех, которые противоречили ее статусу независимого государства. Хотя в последние десятилетия в стране были проведены серьезные правовые реформы, влияние французского законодательства остается непоколебимым.

Нынешняя Конституция 1959 года, как принципы конституционного строя Туниса, устанавливает национальное единство, уважение прав человека, равенство всех граждан перед законом и свободу личности.

С конца 1980-х годов. Проводятся важные конституционные реформы, направленные на постепенную демократизацию государственной жизни в стране. В частности, институт пожизненного президентства был упразднен.7 ноября 1988 года основные политические и социальные силы приняли Национальный пакт, который предусматривает строительство в Тунисе светского правового государства и установление в обществе идей политического плюрализма.

Отделение религии от политики как одного из основных принципов современной политической системы в Тунисе закреплено в Законе о мечети, принятом в 1988 году. В том же году был принят относительно либеральный закон о политических партиях и были внесены важные изменения в Закон о печати 1975 года.

Частное право Туниса в наибольшей степени выявляет смешанный характер правовой системы страны, в нем тесно переплетаются элементы романо-германских и мусульманских правовых культур.

В 1886 году Тунис представил французский Гражданский кодекс 1804 года (ФСК), деятельность которого распространялась главным образом на европейское сообщество. С 1906 года в Тунисе действует Кодекс обязательств и договорного права. Это была попытка объединить принципы мусульманского права с французской традицией гражданского права.

Вопросы правоспособности отдельных лиц, брака, семейных отношений, дарения и наследования регулируются Кодексом о личном статусе 1956 года, обычно основанным на мусульманском праве. В то же время Тунис отверг ряд основополагающих институтов последнего: например, полигамия законодательно запрещена в стране (что является единственным случаем в арабском мире). Кроме того, Кодекс запретил принудительные браки, установил судебный порядок развода и положил конец практике одностороннего развода.

Торговые отношения регулируются Коммерческим кодексом 1959 года, морская торговля - Кодексом торгового мореплавания в 1962 году.

Конституция Туниса фактически обходит вопрос об экономических основах государственного строя, ограничиваясь указанием на то, что право на собственность гарантируется и реализуется в рамках закона, и фиксируя в преамбуле перспективы "процветания нации" Через экономическое развитие страны и использование ее богатства на благо народа".

Заключение


Мусульманское право было в основном заложено в эпоху феодального общества в Арабском халифате в VII-X вв. и основано на Исламе.

Мусульманское право - это единая исламская система социального и регулятивного регулирования, которая включает как сами правовые нормы, так и религиозные и моральные постулаты, а также обычаи.

Во многих странах мусульманское право действует от западной оконечности Африки до островов Тихого океана. По разным оценкам, от 750 до 900 миллионов человек живут в мире, исповедуя ислам. Они составляют большинство или значительную часть населения.

Закон в современном западном понимании как акт, издаваемый компетентным органом, не существует в мусульманском праве. Теоретически только Аллах обладает законодательной властью, а земные правители не имеют власти создавать законы, законодательно закреплять законы.

Коран представляет собой сборник изречений Мухаммада, написанных через несколько лет после его смерти - первого источника мусульманского права. Он состоит в основном из моральных норм, которые слишком общие, чтобы иметь точность, конкретность и определенность правовых норм.

В Коране не уточняется, какие юридические санкции предусмотрены за нарушение этих пактов.

Второй по важности источник права - Сунна - сборник легенд о Пророке Мухаммаде, о его бытии и поведении, своего рода резюме интерпретации Корана в первые десятилетия после смерти пророка, отражающие политическую и религиозная борьба вокруг его наследства.

Третьим источником мусульманского права является так называемая иджма - скоординированное заключение древних юристов, знатоков ислама, обязанности верующих, которые приобрели значение правовой истины, извлеченной из Корана или Сунны.

Считается также, что источником мусульманского права является аналогия (кийас), правила применения предписаний, предписанных Кораном, Сунной или иджмой, в новых подобных случаях, а иджма гораздо важнее других источников.

Система мусульманского права отличается от других правовых систем своей оригинальностью, уникальностью источников, структурой, терминами, конструкциями, понятием нормы. Если европейские юристы в рамках закона подразумевают назначение конкретного исторического законодателя, исламские юристы под ним понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Это правило основано на религиозной догматике, на вере, поэтому ее нельзя отменить, изменить или "исправить", она бесспорна и абсолютна.

Содержание норм исламского права также существенно отличается от норм европейских. Как правило, они не уполномочивают или не запрещают. В основе их лежит обязанность, обязанность совершать определенные действия, что также обусловлено их религиозным характером.

Появление школ мнений фактически укрепило позиции мусульманской правовой доктрины в качестве основного источника мусульманского права, которая стала практически правом той или иной школы, используемой разными народами и государствами. Это своеобразие мусульманской правовой системы, основанной не на конкретных, строго фиксированных источниках, а на гибкой, подверженной изменениям в системе интерпретации. Мусульманская правовая доктрина признана официальным источником права во многих странах, правовые системы которых содержат элементы мусульманской правовой традиции.

Закон мусульман имеет следующие основные характеристики: независимость законодателя и закона от государства, связь с юридической наукой, слабое обобщение и абстрагирование норм, рациональное осмысление общих рецептов и случайных норм, нормы различных Школы действительны и равны, но нет единообразия, распределение судебного выбора, Чтобы предсказать решение судьи.

Из-за вышеуказанных факторов мусульманское право постепенно развивает методологические и теоретические принципы правового регулирования, своего рода "общей части" мусульманского права, в качестве основы для его осуществления. Он не может быть изменен и пересмотрен, хотя многие его положения были разработаны на основе "иджтихад".

Законодательная власть в мусульманских странах принадлежала не главе государства, а авторитетным представителям крупнейших правовых интерпретаций, поскольку большинство норм мусульманского права созданы ими и созданы ими и являются результатом их доктринального развития. В результате к настоящему времени "мусульманское право превратилось в коллекцию очень многих возникших в различных исторических ситуациях различных норм, в большинстве случаев формально не определенных". Из-за широких возможностей для его толкования авторитетными юристами и свободы судебного усмотрения в выборе норм мусульманское право теперь чрезвычайно гибкое, хорошо адаптируется к изменяющимся условиям современной жизни, поддерживая тесную связь с историческими традициями, сохраняя при этом свою Высшая священная власть.

Сейчас есть много того, что не увеличивает авторитет ислама и шариата. Не стоит искать примеры грубых нарушений прав человека, исламского терроризма, актов агрессии, крайнего фанатизма и религиозной нетерпимости.

Современная роль мусульманского права зависит от того, делается ли акцент на тех его сторон, которые соответствуют нашему времени и, следовательно, отвечают интересам современного человека, отражают идеи, близкие как к мусульманам, так и к другим народам. Если это произойдет, то шариат будет принадлежать не только истории, но и будущему.

Список используемой литературы


1. Абрашитов В.К. Источники мусульманского права и основные аспекты их содержания // Новая правовая мысль. - 2005. - №1.

. Володина Н.В. Государственно-правовая модель ислама: принципы и закономерности // Современное право-2005. №10.

. Давид Р., Жоффре - Спинози К. Основные правовые системы современности. - М.: Международные отношения, 2003.

. Ислам в мировой политике в начале XXI века: учеб. пособие / под ред. Л.М. Ефимовой, М.А. Сапроновой; [А.М. Ахунов, В.А. Ахмадуллин, Р.И. Беккин и др.]; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, каф. востоковедения. - М.: МГИМО-Университет, 2016.

. Ислам. Краткий справочник. М., 1983.

. Коряков В.П. Старостина С.А. История мусульманского государства и права Часть первая Учебно-методическое пособие Калининград. КЮИ МВД России, 2002.

. Коран. Пер. и коммент.И.Ю. Крачковского, М., 1963.

. Аль-Маргинани Борхан-эд-Дин Али. Аль-Хидая. Т.1 - 4. Таш., 1893.

. Мусульманское право. Шариат и суд. Перевод применяемого в Оттоманской империи гражданского Свода (Мэджеллэ). Пер. с тур. Т.1 - 3. Таш, 1911 - 1912.

. Л.Р. Сюкияйнен. Мусульманское Право. Вопросы теории и практики Академия Наук СССР Ордена Трудового Красного Знамени Институт государства и права Издательство "Наука" Редакция Восточной литературы Москва 1986 Ответственный редактор В.А. Туманов.

. Сюкияйнен Л. Шариатское правосудие // Отечественные записки, 2003, №2.

. Происхождение ислама. Хрестоматия. Ч.1.М. - Л., 1931.

. Саудовская Аравия (Справочник) М., 1980.

Приложение


Наиболее распространенные правовые системы


 

Романо-германская

Англосаксонская

Мусульманская

Распространение

Франция, Германия, Австрия, Бельгия, Голландия, Дания, Испания, Исландия, Италия, Португалия, Норвегия, Люксембург, Монако, Швеция, Швейцария, Финляндия. Влияет на Латинскую Америку, штат Луизиана, Квебек.

Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Нигерия, Южно-Африканская Республика.

Афганистан, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты.

Источники права

Исходит из наивысшего авторитета закона.

Исходит из судебного прецедента.

Основана на Коране, Сунне, и обычаях - Адатах.

История возникновения

Восходит к римскому праву.

Продукт развития права в англоязычных странах.

Продукт развития юридически значимых положениях религии.


Похожие работы на - Источники мусульманского права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!