Исследование региональной молодежной политики Московской области

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,63 Кб
  • Опубликовано:
    2017-09-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование региональной молодежной политики Московской области

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Красногорский филиал

Факультет Государственного управления и права

Кафедра государственного и муниципального управления




КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Исследование региональной молодежной политики Московской области»

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы государственной молодежной политики

.1 Сущность молодежной политики

.2 Нормативно-правовые основы молодежной политики в Российской Федерации

Глава 2. Исследование реализации молодежной политики Московской области

.1 Анализ состояния молодежи в Московской области

.2 Анализ деятельности органов государственного управления по реализации молодежной политики в Московской области

Заключение

Библиографический список

Введение

Вопросы реализации молодежной политики принадлежат к числу сложных социальных, экономических и общественно-политических проблем. Данная проблема очень актуален в наши дни и касается не только молодежь, но и все слои современного общества без исключения. Молодежь - самая энергичная и критически мыслящая часть этого общества, обладающая огромным социальным, интеллектуальным, творческим и политическим потенциалом. У молодого поколения нарастает такое качество, как самостоятельность, а также наблюдается стабилизирующая тенденция, которая переходит в позитивные формы проявления активности.

Молодежь - та часть российского общества, с которой связаны перспективы дальнейшего развития страны, а негативные и позитивные тенденции в становлении и развитии молодежи актуализируют проблему молодежной политики. Также актуальными проблемами можно считать отсутствие универсальной системы диагностики и комплексного социального мониторинга состояния молодежной сферы и незаинтересованность средств массовой информации в освещении практики реализации молодежной политики.

Современное направление реализации государственной молодежной политики характеризуется периодом поиска и накопления нового общественно-политического опыта ее формирования и функционирования. Предопределил современную региональную молодежную политику - это самостоятельность регионов, но из-за отсутствия в данный момент теоретической и методологической базы состоит неэффективность молодежной политики.

Цель исследования - проанализировать региональную молодежную политику Московской области.

Исходя из определения цели можно вывить ряд задач:

.рассмотреть теоретические основы молодежной политики;

.рассмотреть нормативное регулирование молодежной политики;

.проанализировать практику реализации региональной молодежной политики на примере Московской области.

Объект исследования - региональная молодежная политика Московской области.

Предмет исследования - процессы реализации молодежной политики на региональном уровне.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 14 наименований. Во введении обоснована актуальность исследования, представлены данные анализа научно-теоретических предпосылок по теме курсовой работы, определены цель, задачи, объект и субъект исследования.

В первой главе «Теоретические основы государственной молодежной политики» рассмотрены сущность молодежной политики и ее нормативно-правовые основы.

Во второй главе «Исследование реализации молодежной политики Московской области» рассмотрены анализ состояния молодежи в Московской области и деятельность органов государственного управления по реализации молодежной политики в Московской области.

В заключении подведены общие итоги курсовой работы, изложены основные выводы, определены проблемы.

Глава 1. Теоретические основы государственной молодежной политики

.1 Сущность молодежной политики

региональный молодежный государственный

Понятие «молодежная политика» сравнительно новое для системы государственного управления и общественного строительства и, на первый взгляд, не отличается особой сложностью. Молодежная политика - это внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства. Данная политика составляет целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера для создания условий самореализации молодых граждан, поддержки молодежных движений и инициатив.

Регулирование положения и роли молодежи в обществе - явление не новое, и можно говорить о нескольких исторических этапах в становлении молодежной политики, вызванных изменениями взаимоотношений государства и молодежи как социально-демографической группы, находящейся на стадии самореализации:

-патернализм, характеризуемый консервативным подходом общества и государства к молодежи, ориентированным на поддержку молодежи группы риска (1950-е гг.);

-восприятие молодежи в качестве угрозы мировой эволюции (1960-е гг.);

-появление демократических начал в формировании молодежной политики, участие молодежи в реализации этой политики (1970-е гг.);

-демократический подход к положению и роли молодежи при активном участии молодых граждан в общественных процессах (1980 - 1990-е гг.);

-планетарный подход, направленный насамореализацию, сплочение молодежи для решения глобальных проблем современности (с конца 1990-х гг.).

Государственная молодежная политика (далее ГМП) регулирует и обеспечивает эффективность отношений молодежи, общества и государства, адаптации к различным формам социальных отношений.

Субъектами Государственной молодежной политики являются молодые граждане (граждан Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством в возрасте от 14 до 30 лет, иностранных граждан, лиц без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет - в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет засобой соответствующие обязанности федеральных государственных органов), молодежные и детские общественные организации, органы государственной власти и местного самоуправления.

Целями молодежной политики являются:

-создание условий и гарантий для самореализации молодых граждан для привлечения работы в общественно-политическую, социальную и культурную жизнь общества;

-содействие социальному, духовному, культурному и физическому развитию молодых граждан;

-содействие в реализации общественно значимых инициатив молодежных и детских организаций;

-использование потенциала молодежи для обеспечения стабильного развития государства и гражданского общества.

Основными задачами являются:

-защита прав и законных интересов молодежи;

-активизация института гражданского общества.

Основными направлениями и мерами реализации ГМП являются:

Поддержка общественно-значимых инициатив, формирование кадрового резерва:

-активизация мер по поддержке общественных инициатив молодых граждан, молодежных и детских организаций;

-стимулирование мер по поддержке общественных инициатив поп привлечению молодежи к экспертно-консультативной деятельности;

-формирование молодежного кадрового резерва на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

-участие российской молодежи и молодежных объединений в международных структурах и мероприятиях;

Кадровое обеспечение работы с молодежью:

-разработка и утверждение номенклатуры должностей, профессиограмм специалистов, стандартов и моделей организации их деятельности, аттестации, социального обеспечения;

-расширение перечня специальностей среднего и высшего профессионального образования для подготовки специалистов поработи с молодежью;

-разработку и утверждение программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки кадров и преподавателей.

Содействие и поддержка молодых граждан в сфере образования, воспитания, культурного и творческого развития предполагает:

-реализация мер по созданию благоприятных условий для получения доступного образования;

-реализация мер по поддержке самоуправления в образовательных учреждениях;

-вовлечение молодежи в программы патриотического воспитания;

-разработка мер по приобщению молодежи к ценностям отечественной и мировой культуры;

-создание молодежных СМИ для привлечения молодых граждан в разработке социальной рекламы.

Содействие занятости и трудоустройству молодежи, реализации их трудовых прав:

-разработка и осуществление долгосрочных мер по обеспечению занятости выпускников образовательных учреждений на основе целевой контрактной подготовки и квотирования рабочих мест для молодежи;

-развитие интереса молодежи к предпринимательской деятельности.

Содействие и поддержка молодых граждан в области охраны их здоровья:

-стимулирование мер по формированию культуры здорового образа жизни, развитие потребности в физической культуре, спорте и туризме;

-формирование и развитие системы учреждений социального обслуживания молодежи (медико-психологическая поддержка, социальная адаптация)

-активизация профилактических мер по предупреждению алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекции в молодежной среде.

Поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации:

-разработка и реализация мер по активизации социально-правовой, информационной и консультативной помощи молодым гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

-проведение профилактической работы с лидерами и членами молодежных организаций.

Поддержка молодых семей:

-разработка и принятие мер по поддержке молодых семей, по оказанию им материальной и иной помощи в решении социально-экономических, бытовых проблем;

-формирование системы социальных служб в целях расширения образовательных услуг для обеспечения полного информирования молодых семей;

-совершенствование законодательства по вопросам поддержки молодых семей в строительстве и приобретения жилья;

-разработка и реализация мер по поддержке инициатив молодых семей.

В нашей стране сформирован механизм координации молодежной политики, т.е. реализация молодежной политики на региональном уровне. Это системный процесс, призванный оказывать влияние на молодежь. В этот процесс в качестве активной стороны вовлечено целое множество отраслевых и территориальных институтов. Следовательно, ей присущи свои функции, практическая реализация. Функции региональной молодежной политики можно разделить на 2 группы - системообразующие и стратегические.

К системообразующим функциям относятся:

.целеориентирующая, которая призвана разрабатывать и устанавливать цели, задачи, направления и меры реализации для решения молодежных проблем. Именно в этой функции отражена направленность и приоритеты региональной молодежной политики.

.Разграничительная функция объединяет жизнедеятельность общества и государства с интересами молодежи и при этом разделяет возможности и круг интересов молодого поколения с целью многостороннего развития.

.Интегративная предполагает объединение разных социальных групп молодежи и их интересов с целью обеспечения устойчивости и равновесия общества, регулирование общественной дифференциации молодежи, а также для лучшего взаимодействия регионов.

.Организационная научно-техническая учитывает особенности политического, экономического, социального и культурного состояния общества региона, например, проведение социологических опросов. Это необходимо для более точного понимания проблем региона.

.Развивающая и сохранно-воспроизводственная гарантирует социализацию и воспитание молодого поколения, подразумевающее становление личности как субъекта социального и политического порядка, формирование и развитие нормативно-ценностных ориентиров, контроль, подразумевающий социально-политическую активность молодежи региона, подготовку будущих кадров.

.Имидж-функция ориентирована на процедуру общественного признания региональной молодежной политики, на создание атмосферы доброжелательности и доверия со стороны молодежи. Данная функция связана с повышением уровня легитимации молодежной политики региона.

Стратегическими функциями являются:

.Идеологическая, нацелена на выявление, выражение, защиту и удовлетворение интересов молодежи как общественной категории. Важно м актуально это непосредственно на региональном уровне, ведь именно в субъекте соприкасаются с морально-нравственными ориентирами в момент их становления.

.Инновационная, которая свойственна как государственной молодежной политике, так и региональной. Подразумевает не только формирование и реализацию социальных проектов и идей, но и преемственность, суть которой подразумевает отсутствие постоянства в управлении государством (смена политических лидеров, должностных лиц федеральных и региональных органов власти).

Таким образом, именно региональная молодежная политика должна выполнять основную работу, ведь самостоятельная работа регионов помогает сформировать новые механизмы реализации молодежной политики. Следует отметить, что идеализация региональной молодёжной политики в отличие от её "федерального контура" характеризуются, в первую очередь, конкретизацией методов и форм её практического воплощения.

Уже после вышесказанного можно сделать вывод, что, во-первых, молодежная политика рассматривается ровно как совокупность специальных мероприятий для развития молодежи путем ее привлечения в общественно-политическую, экономическую, социальную и культурную жизнь общества. Во-вторых, с целью результативной работы в сфере молодежной политики необходима одна профильная нормативно-правовая база, регламентирующая всю работу.

1.2 Нормативно-правовые основы молодежной политики в Российской Федерации

Анализ положения дел в сфере молодежной политики России, в том числе в части нормативно-правового, организационного обеспечения, институционального оформления говорит о том, что модель государственной молодежной политики в Российской Федерации не отвечает масштабу задач, стоящих перед государством и обществом. Нормативная база государственной молодежной политики лишена целостности и не соответствует современной политической и социально-экономической ситуации. Этим обусловливается фактическое отсутствие у государственной молодежной политики официально признанного статуса.

Сегодняшняя государственная молодежная политика представляет собой, прежде всего, деятельность органов власти созданию условий для самореализации молодого человека, социально-позитивной деятельности молодежных объединений и молодежных инициатив, деятельность созданию определенных законодательством гарантий для молодежи в правовой, экономической и иных сферах жизни.

Молодежная политика в России имеет три уровня выражения: федеральный, региональный и муниципальный.

На федеральном уровне в рамках молодежной политики решаются следующие задачи:

-разработка целостного нормативного акта о молодежи;

-определение статус асоциальных служб для молодежи и социальных работников, работников по делам молодежи;

-подготовка кадров поработи с молодежью, проведение научных исследований о молодежи;

-осуществление международного сотрудничества в сфере молодежной политики.

Нынешняя молодежная политика государства точки зрения ее реального влияния на жизнь молодежи оценивается малоэффективно. Декларируя ее поддержку, определяя приоритетное положение молодежи как особой социально-демографической группы населения в структуре демократического общества, государство зачастую не обеспечивает свою политику реальными средствами. Как следствие, процессы формирования и реализации социального потенциала молодежи не отвечают насущным потребностям демократического и рыночного развития российского общества.

На уровне субъекта федерации молодежная политика реализуется в следующих аспектах:

-принятие программ реализации молодежной политики в данном регионе;

-комплекс решений региональной государственной молодежной политике в области налогообложения, занятости, труда, отдыха и т.д., относящихся к ведению региона;

-представление интересов молодежи в структуре исполнительной власти.

В настоящее время приоритетные направления в сфере молодежной политики определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р.

Также в сфере нормативно-правового обеспечения государственной молодежной политики действуют следующие документы:

.Федеральный закон от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ (ред. от 28.12.2016 г.) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», определяющий гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации на федеральном уровне в объеме целевого финансирования из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, выделяемых на эти цели. Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений здесь понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.

2.Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 г. №387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации», направленное на социально-экономическую поддержку молодежи.

3.Указ Президента Российской Федерации от 16.05.1996 года №727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» и Положение о военно-патриотических молодежных и объединениях, утвержденное постановлением Правительств арф от 24.07.2000 г. №551.

.Указ Президента Российской Федерации от 09.02.2009 г. № 146 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук».

.Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 г. № 1760-р, изменения от 12.03.2008 № 301-р, изменения от 28.02.2009 № 251-р, изменения от 16.07.2009 года № 997-р.

.Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президент арф от 01.06.2012 №761.

.Концепции государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительств арф от 17.04.2012 №506-р

Так, с проведением государственной молодежной политики в сфере образования непосредственно связаны положения Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 (ред. от 12.11.2012)«Об образовании» и Федерального закона от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Дополнительные гарантии соблюдения трудовых прав молодежи устанавливает Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 01.07.2017).

Помимо этого, Федеральным агентством по делам молодежи (Рос молодёжь) ежегодно составляется План мероприятий в сфере реализации государственной молодежной политики на территории Российской Федерации, который утверждается Министром образования и науки Российской Федерации, а в государственной программе России «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утвержденной распоряжением Правительств арф от 22.11.2012 №2148-р, одной из задач подпрограммы 4 является вовлечение молодежи в социальную практикую.

Многие вопросы, связанные с государственной молодежной политикой, решаются на уровне подзаконных нормативных правовых актов, в том числе актов Правительства Российской Федерации, в развитие предусмотренных законодательством положений.

.Акты международного сотрудничества. Российской Федерацией заключен ряд соглашений по вопросам сотрудничества в области молодежной политики:

-Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве в области молодежной политики (Киев, 28.01.2003 г.);

-Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве по делам молодежи (Рим, 15.01.2001 г.) и др.

На всех уровнях публичной власти России реализуются задачи в области государственной молодежной политики: осуществляется правовое регулирование, функционируют специализированные органы власти и бюджетные учреждения, производится бюджетное финансирование программ. И это при отсутствии конституционной нормы и специального закона государственной молодежной политике на федеральном уровне.

По отдельным вопросам - государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений, развитие физической культуры, охрана прав несовершеннолетних, функции федерального органа исполнительной власти парализации государственной молодежной политики устанавливались соответствующими федеральными законами. На уровне субъектов Федерации и местного самоуправления наличие, статус и функции органов по делам молодежи определялись ими самостоятельно. По мнению специалистов, целесообразно законодательно на федеральном уровне закрепить определенные полномочия органов по делам молодежи всех уровней в целях единообразия административных структур и функций.

Исходя из фактического правового состояния, набора реализуемых функций, можно констатировать, что «молодежная политика» - предмет совместного ведения Российской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления, составная часть общей и в том числе социальной политики российского государства.

Таким образом, рассмотрение состояния законодательства и подзаконного нормативно-правового регулирования по вопросам государственной молодежной политики и регулирования основ деятельности молодежных объединений позволяет сделать выводы о том, что:

.Правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственной молодежной политики, содержатся в нормативных правовых актах разного уровня и различной тематики, не имеют единой концептуальной основы, в них отсутствует единство понятийного аппарата.

.Пробелы внормативно-правовом регулировании частично восполняются разрозненными актами органов исполнительной власти. Полсущества, проблема молодежной политики до настоящего времени решается путем «точечного» регулирования наиболее острых проблем при отсутствии единой нормативной и методологической базы их решения.

.Отдельные правовые акты, отличающиеся определенной комплексностью подхода к регулированию молодежных проблем, были приняты на раннем этапе становления правовой системы Российской Федерации как независимого государства и в силу значительных изменений в разных сферах общественной жизни не могут служить основой для проведения эффективной молодежной политики.

.Необходимо принятие Федерального закона молодежной политике. Если в 90% субъектов России приняты региональные законы о молодежи и молодежной политике, то на федеральном уровне подобного закона все еще нет. Из-за этого и отсутствие правового закрепления базовых понятий (например, «молодежь», «молодежная политика») возникают трудности, связанные с выстраиванием деятельности подразделений по делам молодежи. Принятие федерального закона создаст необходимую нормативно-правовую базу для реализации эффективной государственной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальных уровнях. В этих целях Комитетом Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи образована рабочая группа, а уже 22.05.2017 в Государственной Думе прошли парламентские слушания «О молодежной политике в Российской Федерации».

Глава 2. Исследование реализации молодежной политики Московской области

.1 Анализ состояния молодежи в Московской области

В Московской области проживают более 1,8 млн. жителей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет около 22 процентов населения региона. В Московской области создана разветвлённая инфраструктура молодежной политики: в 58 муниципальных образованиях приняты собственные программы поработи с молодежью, на территории области действуют 144 учреждения поработи с молодежью, в органах местного самоуправления трудятся 375 специалистов поработи с молодежью.

Первая группа - наиболее общественно активная - обладает активной жизненной позицией, интересуется политикой, имеет своё мнение по поводу происходящих в стране перемен и роли молодёжи в политической жизни страны.

Вторая группа молодёжи отрицательно настроена к происходящим в стране переменам. Хотя эта молодёжь имеет активную гражданскую позицию, состоит в различных организациях и объединениях, участвует в творческих и социальных проектах, тем не менее односклонная к протестной активности.

Третья группа молодёжи является наиболее пассивной с точки зрения гражданской и политической активности. К данной группе относятся мало информированные и менее подготовленные к жизни молодые граждане. Они практически не участвуют ни в каких проектах, не состоят в организациях, проявляют пассивность в отношении своих прав, не знают (или не хотят знать) где и как себя проявить.

Коэффициент естественного прироста населения в Московской области в 2017 году по оценкам специалистов упадет на 0,9, в 2016 году этот показатель был равен 0,2.

Увеличение доли нерегистрируемых сожительств и удельного веса детей в этих сожительствах. Доля людей, состоящих в гражданском браке наиболее высока именно в молодёжном возрасте.

Исчезают традиции пожизненного брака, растет число разводов. В 2017 году в Московской области количество разводов превысило количество браков в 1,3 раза (732 развода на 1000 браков). Около 70 % браков и разводов приходится на молодёжный возраст. Размываются ценности рода (долг, семейная ответственность, дети как ценность и гарантия благополучной старости).

Состояние здоровья молодого поколения вызывает серьезные опасения. Московская область занимает 4 место в Центральном федеральном округе по распространенности наркологической патологии. По данным статистики, среди подростков распространенность курения - 35 (юноши) и 24 (девушки). В подмосковных школах вредной привычке подвержены 18% школьников.

По экспертным данным, на 01.01.2017 года число ВИЧ-инфицированных в регионе составляет 629,3 на 100 тыс. человек и только 3% ВИЧ-инфицированных это молодежь в возрасте от 14 до 30 лет.

При этом наблюдается положительная динамика годности призывников к прохождению службы в армии. За один только 2016 год на воинскую службу отправились 90% призывников Подмосковья.

Нынешняя система занятости населения не обеспечивает в достаточной мере доступность к трудоустройству молодого поколения. Около 40% выпускников учреждений профессионального образования трудоустраиваются по полученной ими специальности.

По данным Росстат, в Московской области уровень безработицы среди молодых людей составил 3,5% людей в возрасте от 15 до 72 лет из 72,9% трудоспособных, 21% из которых является молодежь.

У молодежи региона отмечается повышенный интерес к предпринимательской деятельности. Однако желание не всегда совпадает с возможностями. В наши дни, малое предпринимательство - это 94% молодежного предпринимательства.

Слабое стремление к общественно-политической жизни региона, отсутствие доверия к выборным общественным институтам, отсутствие единой идеологической базы и ориентация на конкретных лидеров - все это свойственно около 90% молодежи региона.

Таким образом, на фоне ухудшения здоровья, повышенной тенденции к аддитивному поведению, суицидам и правонарушениям, проявление социальной апатии и снижение экономической активности требуется системное решение всех этих проблем, ведь они проявляются во всех сферах жизнедеятельности. Вместе с этим, у молодежи есть значительный потенциал, который используется не в полной мере - мобильность, инициативность, восприимчивость к новым технологиям.

2.2 Анализ деятельности органов государственного управления по реализации молодежной политики в Московской области

Московская область входит в список тех субъектов, кто принял закон о молодежной политике - это Закон Московской области от 01.12.2003 N 155/2003-ОЗ «О государственной молодежной политике в Московской области» и закон Московской области N 114/2015-ОЗ "О патриотическом воспитании в Московской области.

Задачами государственной молодежной политики в Московской области являются:

-создание правовых, социально-экономических, организационных условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути;

-содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

-воспитание и образование молодежи;

-создание условий для реализации молодежью общественно значимых инициатив;

-реализация инновационного потенциала молодежи в интересах государственного и общественного развития;

-создание условий для включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.

Московская область имеет определенные достижения в реализации молодежной политики в сравнении с другими субъектами РФ в силу того, что руководство Подмосковья приравняло этот вопрос если не к приоритетным, то точной к одним из важных. Согласно рейтингу эффективности регионов по системе ключевых показателей за 2016 год Московская область вошла в первую группу регионов, у которых свыше 70 баллов за реализацию государственной молодежной политики в субъекте и находится на 7-8 позиции вместе с Алтайским краем.

Полномочия парализации региональной молодежной политики возложены на Главное управление социальных коммуникаций Московской области, в котором функционирует отдел поработи с молодежью. Согласно подпрограмме №4 «Молодежь Подмосковья», государственной программы Московской области «Развитие институтов гражданского общества, повышение эффективности местного самоуправления и реализации молодежной политики в Московской области», работа молодежью направлена на создание условий гражданского и патриотического воспитания, вовлечения в творческую, научную, добровольческую (волонтерскую) и предпринимательскую деятельность.

В 2002 году в Москве и Московской области начала функционировать программа «Молодая семья». Региональная программа предусматривает финансовую поддержку молодым семьям, в первую очередь тем, кто уже обзавелся детьми. Размер финансирования представляет 35-40% от стоимости жилья. К 2017 году уже более 16 тыс. семей повысили свои жилищные условия при помощи финансового содействия.

В Подмосковье существует множество политических и общественных организаций.

К молодежным политическим организациям относятся:

.Молодая Гвардия Единой России. Всероссийская общественно-политическая молодежная организация партии «Единая Россия», является самой многочисленной в Московской области. Идеология - молодежный парламентаризм, традиционализм. Девиз организации «Молодежь во власть!». Организации «Молодые регионы» (Украина), «Жакс Отан» (Казахстан), Белорусский республиканский союз молодежи - БРСМ (Республика Беларусь) являются интернациональными партнерами.

.Ленинский коммунистический союз молодежи Московской области. Общероссийская общественно-политическая организация, позиционирующая себя как наследник ВЛКСМ. Идеология - марксизм-ленинизм, социализм 21 века. Девиз «Россия! Молодость! Социализм». Интернационалом ЛКСМ является Всемирная федерация демократической молодежи.

.Социал-демократический союз молодежи «Справедливая сила». Это молодежное крыло партии «Справедливая Россия». Идеология - социал-демократия. Привлечение молодых людей к активной борьбе за справедливость - миссия «Справедливой силы».

.Молодежная организация «Либерально-демократической партии России». Вторая по популярности молодежная политическая организация в Подмосковье. Активно работает с молодежью. Представитель именно молодежной организации «ЛДПР» стал самым молодым депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VIIсозыва, на момент получения мандата Василию Власову был 21 год.

Для вовлечения молодых людей в работу и деятельность партий необходима соответствующая стратегия в программах партии, которая вызвала бы интерес молодёжи. Анализ документов парламентских политических партий позволяет сделать выводы о том, что в основе механизма молодёжной политики лежат различные способы включения и вовлечения молодёжи в политический процесс и политику в целом. Заметим, что руководство политических партий, как оформившиеся организации, изначально предлагает наличие определённой ниши молодым людям в деятельности своих организаций. Как следствие этого - возможности молодёжи как активного субъекта политики ограничивается функционирующими идеологами политических партий. Краткосрочные задачи, связанные с избирательным процессом, решаются политическими партиями на тактическом уровне. Таким образом, создаётся иллюзия участия политической партии в судьбе молодого поколения.

Наиболее популярные молодежные общественные организации Московской области:

.Молодежный парламент. Функционирует во всех 68 муниципальных образованиях Московской области целью привлечения молодых людей в социально-экономическую, общественную, политическую и культурную жизнь общества, формирования активной гражданской позиции у молодежи, проживающей на территории Подмосковья. Координирует деятельность Московский областной Молодежный парламентарии Московской областной Думе в соответствии Законом Московской области от 16.04.2010 года N 40/2010-ОЗ «О Московском областном молодежной парламенте» (с изменениями на 08.06.2017 года).

.Молодежная избирательная комиссия. Основной целью создания является содействие Избирательной комиссии Московской области в деятельности по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей, обучению организаторов выборов, организации выборов и референдумов на территории Московской области. В каждом муниципальном образовании Подмосковья работаю Молодежные территориальные избирательные комиссии. С момента создания организации в 2014 и по сегодняшний день комиссия провела выборы и сформировала Молодежные парламенты и Общественные палаты во всех муниципалитетах региона. Насчитывает более 500 участников.

.Палата молодых депутатов при Московской областной Думе - коллегиальный совещательный орган, в который входят депутаты муниципальных образований Московской области в возрасте от 18 до 35 лет. В состав палаты могут войти представители всех партий, а также независимые депутаты. Сейчас в состав Палаты входят 249 человек.

.Российский союз молодежи Московской области самая массовая негосударственная неполитическая общественная организация России, но в Московской области не пользуется популярностью. Тем не менее в регионе она все же функционирует и помогает молодежи найти свое место в жизни, само реализоваться.

.Молодежное экологическое движение «Местные», функционирующее только в Подмосковье. Работает по трем направлениям деятельности: экологическое, национальная и антикризисная программа.

.Молодежный медиа-центр. Официально не является общественной организацией, но пользуется большим спросом среди молодежи региона. Это уникальная площадка для молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, которые увлекаются журналистикой или социальными медиа. Правительство Московской области активно способствует развитию данного направления молодежной политики. К примеру, ежемесячно проходят образовательные конференции со специалистами в области журналистики, медиа менеджмента и Интернета.

.Военно-патриотическое общественное движение «Юнармия». Главная задача этой организации - вызвать интерес у детей и молодежи к истории России, героев, выдающихся ученых, а также географии России. За год существования организации в Московской области к движению присоединись примерно 10 тыс. школьников и студентов.

Основным из направлений реализации региональной молодежной политики является развитие волонтерского движения в молодежной среде. В Московской области уже 4 года существует Московская областная ассоциация волонтеров, созданная на базе Московского государственного областного университета. Волонтеры регулярно принимают участие в организации и проведении региональных мероприятий: форумы и конференции, спортивные, экологические, патриотические, культурно-массовые мероприятия, а также в работе Международного авиационно-космического салона «МАКС» и Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Сейчас Ассоциация волонтеров формируется во всех областных ВУЗах. Самое массовое и долгожданное молодежное мероприятие- Всемирный фестиваль молодежи и студентов, в котором примут участие 5000 волонтеров. И именно в Московской области самый высокий конкурс - 30 человек на место. 85,6% это кандидаты в возрасте от 18 до 25 лет.

Идет активное развитие студенческого самоуправления, повышения роли студенчества в решении социально-экономических проблем в Подмосковье. В Московской области действует 82 государственных ВУЗа, 58 из которых филиалы и 62 негосударственных, 40 из которых филиалы. И во всех 144 высших учебных заведениях созданы студенческие советы. Каждый студенческий совет самостоятельно ставит задачи, но основной является вовлечение студентов в образовательную и научную деятельность ВУЗа.

Для более широкого вовлечения молодежи в общественно-политическую, социально-экономическую и культурную жизнь региона Главное управление социальных коммуникаций Московской области ежегодно проводит молодежные форумы, лагеря молодежного актива и молодежные мероприятия, ставшие уже традиционными среди молодежи региона.

Форумы и лагеря молодежного актива проводятся ежегодно с целью создания площадки для самореализации и формирование молодежных сообществ. Форум проходит несколько дней с насыщенной образовательной программой. Помимо этого, участник форума или инициативная группа должны представить свой проект, которые оценивает конкурсное жюри. В период с 2014 по 2016 форумы проходили исключительно летом, сейчас такие форумы проходят всесезонного и принять участие может молодой человек, проживающий на территории региона в возрасте от 18 до 30 лет.

Главным молодежным событием Московской области является молодежный форум-лагерь «Я гражданин Подмосковья», имеющий 5 смен:

-Творчество и медиа;

-Предпринимательство;

-Политика и студенчество;

-Экология, спорт, патриотка;

-Лидерство.

Помимо форумов в Московской области проходят уже традиционные молодежные мероприятия:

-День православной молодежи. В рамках празднования проходят выставки благочиний муниципальных образований, проводились фотоконкурсы «Подмосковье православное», а также спортивные соревнования между воскресными школами.

-День молодежи. В празднике принимают участие несколько тысяч лучших представителей молодежи со всей Московской области.

-Основная цель - площадка для активной и талантливой молодежи пообщаться с единомышленниками, социализация молодежи. На празднике представлены четыре направления: «Музыка», «Танцы», «Спорт» и «Визуальное искусство». Для каждого направления приглашаются лучшие эксперты в своей области.

-Кубок Губернатора Московской области КВН проводится с целью самореализации творческой молодежи, интересующаяся данным направлением.

-Кубок Губернатора Московской области по киберспорту. Онлайн-игры стали более популярны, с целью привлечения молодежи в сентябре 2017 года впервые пройдет турнир. В программе Кубка две основных дисциплины: Dota 2 и Counter Strike: Global offensive.

-Молодежный патриотический форум «Наследники Победы». Форум проводится в преддверии Дня победы и работает по 4 секциям: «Юнармия», патриотика, история и киберспорт. Форум является уникальным в России, ведь в рамках форума проходит «Гонка героев» на полигоне Алабино. Это 10 километров по пересеченной местности, более 60 препятствий, вокруг солдаты, имитация залов и взрывов, и проводится с целью показать молодежи, что именно испытали наши деды и прадеды в годы войны.

-Областная олимпиада по избирательному законодательству. На территории Московской области проходит активная работа с будущими избирателями в целях сформирования у молодежи интерес к проблемам развития и совершенствования избирательного законодательства. Благодаря олимпиаде повышается электоральная культура учащихся, а ознакомившись с избирательным процессом детально, у молодежи появляется желание стать талантливыми управленцами и даже баллотироваться в депутаты. В первой олимпиаде (2014 год) приняли участие 23,5 тысяч учащихся из 58 муниципальных образований, а уже в 2017 году 27 тысяч учащихся из всех муниципальных образований Московской области.

В Московской области среди молодежи становится все более активное участие в ежегодной премии Губернатора «Наше Подмосковье» с целью поддержки социальных инициатив жителей региона. Одной из тематик премии является «Активное Подмосковье»: организация работы с молодежью, вовлечение граждан в развитие физической культуры и спорта.

Несмотря на активную реализацию региональной молодежной политики в Московской области существует ряд проблем:

-работа НКО и других молодежных объединений не подразумевает выполнения непосредственных обязанностей, возложенных на них;

-НКО и молодежные объединения большое внимание уделяют конкуренции между собой, хотя деятельность таковых должна быть направлена на сплочение данной социальной группы;

-медийная работа (социальные сети, СМИ) свидетельствует более чем об отчетно-направленной деятельности в отношении вышестоящего руководства или привлечения к себе внимания.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что молодежная политика Московской области идет по следующим направлениям:

.Социально-экономическая поддержка молодых семей, решение жилищных проблем. При этом работа по данному направлению не ограничивает выдачей кредитов. Проводятся мероприятия по поддержку молодых семей, к примеру, форум молодых семей, проведение праздников День матери, День семьи, любви и верности.

.Творческое развитие. Работа в данном направлении очень широка. В числе наиболее распространенных - обучение в медиа пространстве, школа КВН, проведение конкурсов и фестивалей по профильному направлению.

.Гражданственность и патриотическое воспитание. Организуются патриотические фестивали, слеты и конкурсы. Особое внимание уделяется так называемым «встречам поколений», уроков памяти для детей и молодежи.

.Развитие молодежных инициатив, включение в развитие социальной сферы жизни общества. В рамках реализации этого направления ежегодно проводится конкурс социальных проектов на получение премии Губернатора Московской области.

.Поддержка студенческой молодежи. Работа строится в основном через оказание поддержки деятельности студенческих советов образовательных учреждений и молодежных организаций.


Проведенный анализ исследования региональной молодежной политики, определения основных направлений и механизмов ее развития в Московской области позволяет сделать следующие выводы и предложения.

Молодежная политика является частью государственной политики в сфере социально-экономического, культурного и общественно-политического развития страны. Она представляет собой целостную систему мер организационно-управленческого, финансово-экономического, правового, информационного и кадрового характера, направленных на формирование условий для выбора молодежью своего жизненного пути. Также реализация государственной молодежной политики направлена на развитие и поддержку молодежных и детских организаций, движений и инициатив. Главное целью считается создание социальных условий для развития молодежи при помощи государственной поддержки, формирование ее активности, а также стимулов для самореализации.

Правовое регулирование государственной молодежной политики основывается на множествах нормативно-правовых актах международного, федерального и регионального уровнях, к примеру, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, иных федеральных актах и международных соглашениях.

Особенностью реализации молодежной политики на современном этапе является смещение центра работы с федерального уровня на региональный, которая представляет собой взаимодействие всех государственных органов власти и на сотрудничестве с молодежью как социальной группой и гражданином Российской Федерации с целью его становления личности и ее последующего развития.

Функции региональной молодежной политики разнообразны. Помимо системообразующих функций в ней все же преобладают стратегические. Практика работы с молодежью показывает, что роль региональных органов власти, отвечающие за реализацию молодежной политики, возрастают.

Проведенный анализ реализации молодежной политики в Московской области показывает, что достигнуты заметные успехи в становлении политики и является разносторонней. Реализация направлена на социально-экономическую поддержку молодых семей, интеллектуальное и творческое развитие, содействие трудоустройству молодежи, помощь молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, развитие молодежных инициатив посредством привлечения к реализации социальных проектов, содействие в решение проблем общества и бизнеса, поддержка студенческой молодежи и ее научной деятельности.

Библиографический список

Нормативные и правовые акты

1.Постановление Правительства МО от 25.10.2016 N 796/39 (ред. от 27.06.2017) «Об утверждении государственной программы Московской области "Развитие институтов гражданского общества, повышение эффективности местного самоуправления и реализации молодежной политики в Московской области».

.Закон Московской области от 01.12.2003 N 155/2003-ОЗ «О государственной молодежной политике в Московской области» (с изм. от 18.07.2017 г.).

Экономическая учебная и специальная литература

3.Организация работы с молодежью: учебное пособие / Т.Э. Петрова, И.Э. Петрова. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2015. - 208 с. - (Бакалавриат).

.Государственная молодежная политика: опыт, прогнозы, приоритеты /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, - 2000 - № 4 (116).

.Нормативно-правовые основы системы государственной молодежной политики Российской Федерации Сборник нормативно-правовых документов/авт.-состав. Ростовская Т.К. - М., 2011.

.Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. - М.: Дело, 2006

.Ильинский И.М., Луков В.А. Государственная молодежная политика в России: философия преемственности и смены поколений // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 4. С. 5−14

.Меркулов П.А., Елисеев А.Л. Формирование молодежной политики в Российской Федерации //Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 3. С. 304; Кочетков А.В. Законодательство Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики: аналитический обзор. С. 5-6.

.Смирнова Е. В. Государственная молодежная политика: региональный аспект, проблемы и перспективы решения / Е. В. Смирнова, С. В. Митрофанова // Наука и мир. - 2014. - Т. 2, № 4 (8). - С. 130-132.

Электронные ресурсы

10.Власова Э. Д. К вопросу об эффективности молодежной политики в России / Э. Д. Власова // Инновационная наука. - 2015. - № 4-3. - С. 174-177. - [Электронный ресурс]. : https://cyberleninka.ru/article/v/k-voprosu-ob-effektivnosti-molodezhnoy-politiki-v-rossii

.Меркулов П. А. Институционализация молодежных организаций и ассоциаций современной России: проблемы и перспективы / П. А. Меркулов, Е. Н. Малик, К. А. Бударина // Власть. - 2015. - № 4. - С. 140-145. - [Электронный ресурс].: https://cyberleninka.ru/article/v/institutsionalizatsiya-molodezhnyh-organizatsiy-i-assotsiatsiy-sovremennoy-rossii-problemy-i-perspektivy

.Малик Е. Н. Влияние молодежной политики парламентских партий на становление политической субъекности российской молодежи / Е. Н. Малик, А. В. Мельников // Вестник государственного и муниципального управления. - 2015. - Т. 4, № 1. - С. 91-98. - [Электронный ресурс].: https://elibrary.ru/download/elibrary_23801948_89988381.pdf

.Игнатенко В. А. Цели и направления реализации стратегии молодежной политики Российской Федерации (электоральный аспект) / В. А. Игнатенко // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 12. - С. 227-230 [Электронный ресурс]. : https://elibrary.ru/download/elibrary_24038169_75241982.pdf

.Доклад генерального директора о содействии развитию диалога между народами. Женева: ООН по вопросам образования, науки и культуры. 2006. - httр://unesdос.unesсо.оrg

Похожие работы на - Исследование региональной молодежной политики Московской области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!