Местное самоуправление в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,74 Кб
  • Опубликовано:
    2016-12-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Местное самоуправление в Российской Федерации

Введение

Федеративное государство, имеющее сложную организацию власти, обеспечивает представительство народа как на федеральном и региональном, так и на местном уровне. Местно самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

В Конституции Российской Федерации местному самоуправлению придается особое значение. В ст.12 оно закрепляется в качестве основы конституционного строя РФ и обеспечивается повышенной охраной. Необходимость осуществления народом своей власти самостоятельно на местном уровне вытекает из принципа народовластия и конституционной природы российского федерализма, которому присуща децентрализация власти.

Актуальность темы исследования: так как местному самоуправлению в Российской Федерации придается важное значение, исходя из Конституции РФ. То появляется необходимость изучения конституционных основ местного самоуправления, выявление его особенностей, принципов функционирования и значимости для федеративного устройства РФ и конституционных принципов.

Цель данной работы:

·Анализ роли местного самоуправления в системе государственной власти РФ

·Изучить местное самоуправление как одну из основ конституционного строя РФ

Задачи данной работы:

·Рассмотреть тенденции развития местного самоуправления в РФ

·Анализ структуры местного самоуправления

·Изучить конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации

·Выявить различия в системе местного самоуправления в Российской Федерации и зарубежных странах

Научно-исследовательская работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Историко-правовой аспект развития местного самоуправления в Российской Федерации и система местного самоуправления

.1 Тенденции развития местного самоуправления в России

Местное самоуправление как форма организации местной власти и относительно автономное явление общественной жизни и гражданского общества имеет свои глубокие исторические корни. В условиях коллективной собственности на средства производства субъектом общинного самоуправления являлись род и племя, которые жили по традициям и обычаям, формировавшиеся долгое время.

В Древней Руси формировались основы местного самоуправления. Происходило непосредственное участие народа в его осуществлении. В качестве уже сложившихся общественно-политических институтов выделяли:

·Собрание-сходка (демократическое начало) представителей восточнославянских племен, в последующем оно стало самоуправленческим институтом славяно-русской демократии и народовластия-вече;

·Вождь-князь (монархическое начало), должность было выборной;

·Дружина (аристократическое начало)-особый вооруженный отряд, предназначенный для сопровождения князя в военных походах;

Постепенно древнерусское общество трансформировалось из родоплеменного в социальную структуру, которая основывалась на территориально-общинных связях. После устранения ордынского ига начался процесс усиления центральной государственной власти. В этот период (русское централизованное государство) в развитии местного самоуправления выделяют три периода:

·«кормлений»

·Земского и губного управления

·Приказно-воеводского управления

Первый период характеризовался управлением через представителей княжеской администрации, а именно, через наместников (назначались в города и уезды) и волостелей(назначались в волости и станы). Они содержались за счет местного населения, которое «кормило» их через натуральные и денежные поборы, а также с населения собирались пошлины. Поскольку наместники стали превышать установленные размеры кормов, грабить население, то центральная власть подняла вопрос об их отмене. Что было сделано в первой половине 16 века.

Следующим шагом в формировании местного самоуправления стало образование земских и губных учреждений. Вновь сформировавшиеся органы децентрализовали и раздробили местное управление.

После смерти Ивана Грозного происходит поворот к приказно-воеводскому управлению. Государь назначал воевод по согласованию с Думой на 1-2 года. В полномочия, которого входило руководство городским хозяйством, обороной, охраной безопасности и т.д. По отношению к губным властям воевода становился более высокой, но не высшей инстанцией. По отношению к земским органам он становился вышестоящим должностным лицом.

Важные реформы были проведены в период абсолютизма. К ним прежде всего, я отношу реформу Петра Ι от 1708г. (Губернская реформа) по итогу которой, территория России была поделена на 8 губерний-округов. Но созданный губернии не являлись самостоятельными, а стали частью административного механизма. Во главе губернии стояли губернаторы, назначаемые из наиболее видных государственных деятелей. Каждая губерния включала уезды. Данная реформа относительно упорядочила правительственный аппарат, разрушив принципы территориального деления и управления.

Второй коренной реформой в данный период можно считать реформу Екатерины ΙΙ. Эти преобразования были последовательно проведены Учреждением о губерниях(1775г.), Жалованной грамотой дворянству(1785г.), Грамотой на права и выгоды городам Российской империи(1785г.). Была проведена значительная децентрализация местного самоуправления, то есть местным чиновникам были переданы многие функции и права коллегий. В качестве наместника был назначен генерал-губернатор- должностное лицо, обладавшее неограниченными полномочиями по надзору за местным управлением и подчинявшимся исключительно Екатерине ΙΙ. В 1837г. был издан «Наказ гражданским губернаторам» который расширил права и обязанности губернии. Наказ был призван сделать «из одного и того же человека, и главного блюстителя политических интересов государства и решителя самых мелких вопросов местного благоустройства».

Таким образом, к первой трети XΙX в. губернское управление перестает выполнять свою основную функцию- контроля за деятельностью местных учреждений, которая теперь переходит в компетенцию губернатора.

Местное самоуправление в Советский период характеризовалась тем, что власть на местах принадлежала Советам и их исполнительным комитетам. Конституцией 1925г. были расширенны предметы ведения местных органов власти, на них возлагалось обеспечение законности, охрана государственного порядка, составление и утверждение местных бюджетов. Конституция 1978г. закрепляла, что местные Советы народных депутатов решают все вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета. Начиная с 1990г. принимаются законы о местном самоуправлении:

·Закон СССР от 9 апреля 1990г. № 1417-Ι «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР»

·Закон РФ от 6 июля 1991г. № 1550-Ι «О местном самоуправлении в Российской Федерации».

В России за период с 1991 по 2003г. (без учета законодательства СССР) на федеральном уровне было принято три закона, которые сформировали основные принципы организации местного самоуправления. Которым при следуем по настоящее время.

Таким образом, развитие местного самоуправления в истории России прошло длительный и емкий путь. Правовая политика государства в области местного самоуправления всегда была непостоянна и изменчива. При этом местное самоуправление в России сохранило свою самобытность и специфична в сравнении моделей местного самоуправления зарубежных стран.

.2 Система местного самоуправления в РФ

В систему местного самоуправления входят органы местного самоуправления и их должностные лица, также установленные законом способы осуществления народом прав на местное самоуправление.

Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением или образуемые представительным органом муниципального образования, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. К ним относятся: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населением в его осуществлении являются: местный референдум, местные выборы, голосование по отзыву депутатов представительного органа местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, сход граждан и т.д.

Структура и наименование органов местного самоуправления определяется население самостоятельно. Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. К полномочиям местного самоуправления относятся: полномочия, указание на которые содержится в федеральном законодательстве и полномочия, делегированные государственными органами органам местного самоуправления.

Представительный орган муниципального образования:

·Представляет интересы населения

·Принимает правовые акты, направленные на регулирование вопросов местного значения

·Обладает правами юридического лица

Этот орган формируется путем проведения муниципальных выборов. К исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относятся вопросы: принятия устава муниципального образования и внесения в него изменений и дополнений; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установления, изменение и отмена местных налогов и сборов; принятие планов и программ развития муниципального образования и другие.

Основной формой деятельности представительного органа являются заседания. Касаемо полномочий важно отметить, что они могут быть прекращены досрочно в случаях:

·Принятия указанным органом решения о самороспуске

·Вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

·Преобразования муниципального образования, а также в случае упразднения муниципального образования

И другие, предусмотренные законом случаи.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Он может выбираться как на муниципальных выборах, так и представительным органом муниципального образования из своего состава. Или представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В случае избрания на муниципальных выборах он входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя. А в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса либо возглавляет местную администрацию. И в случае избрания по результатам конкурса возглавляет местную администрацию. Полномочия главы муниципального образования:

·Представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, гражданами и т.д.

·Действует от имени муниципального образования

·Подписывает и обнародует уставы муниципального образования

·Издает правовые акты в пределах своих полномочий

Создание в структуре органов местного самоуправления местной администрации обязательно. Она осуществляет организационно-управленческие и исполнительно-распорядительные функции, которые направлены на исполнение местных нормативных актов. Местная администрация является юридическим лицом. Ею управляет глава местной администрации на принципах единоначалия.

Глава местной администрации не может заниматься предпринимательской деятельностью, и вообще любой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.

Он осуществляет свои полномочия на основе контракта:

·Орган муниципального образования контролирует его деятельность

·Представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности

·Обеспечивает осуществление полномочий местной администрации по решению вопросов местного значения

Полномочия главы местной администрации прекращаются в случаях, предусмотренных ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

Контрольный орган муниципального образования образуется в целях контроля над деятельностью органов местного самоуправления.

Формами непосредственного осуществления население местного самоуправления являются:

·Местный референдум - это референдум, проводимый в целях решения вопросов местного значения.

·Выборы депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, должностных лиц - это выборы, проводимые в целях избрания перечисленных лиц на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

·Голосование по отзыву депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц - это досрочное лишение мандата такого лица по воле избирателей

·Голосование по вопросам изменение границ муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования.

·Сход граждан

·Территориальное общественное самоуправление- это самоорганизация граждан по месту жительства для самостоятельного осуществления запланированных инициатив по вопросам местного значения.


Глава 2. Конституционные основы местного самоуправления в РФ и местное самоуправление в зарубежных странах

.1 Конституционные основы местного самоуправления

Согласно ст.4 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция, Федеральные конституционные законы.

Понятие «местное самоуправление» впервые получило закрепление в Законе СССР от 9 апреля 1990г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» Данный закон устанавливал систему местного самоуправления, состоящую их Советов народных депутатов в качестве основного ее звена, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, сходы граждан.

Позднее был принят Закон РСФСР от 6 июля 1991г. №1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР», который ввел понятие муниципальная собственность, наделил органы управления собственной компетенцией.

Важнейшим документом, который регламентирует местное самоуправление в РФ, является Конституция. В ней закреплены важнейшие начала организации и деятельности местного самоуправления, определенны его место и роль в государственно-правовой структуре российского общества.

Важно отметить, что конституционное регулирование не имеет аналогов в зарубежных федеративных государствах. В них регламентация местного самоуправления отведена к ведению субъектов федерации. В России Конституция определяет пределы правового регулирования организации местного самоуправления для органов государственной власти. Конституция закрепляет комплекс норм и институтов муниципально-правового характера:

·Институты местного самоуправления как основа конституционного строя, одна из форм народовластия (ст. 3,8,9,12)

·Институты правового положения человека и гражданина в системе местного самоуправления (ст. 18,24,32,33,40)

·Институты организации и функционирования местного самоуправления как особой публичной власти (ст. 130-133)

На основании ст. 15 Конституции фундаментом местного самоуправления является Европейская Хартия местного самоуправления 1985г., подписанная Россией в 1996г. и ратифицированная в 1998г. Признавая местное самоуправление в качестве основ любого демократического строя, Европейская Хартия закрепляет общие принципы построения местного самоуправления, права и гарантии его защиты. Согласно этому Конституция ст. 133 гарантирует местному самоуправлению право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, запрещается ограничение прав местного самоуправления.

Важнейшей правовой гарантией местного самоуправления является право на судебную защиту. Субъектами обращения в суд могут быть как сами органы местного самоуправления, так и граждане, которые проживают на территории муниципального образования. Суды рассматривают жалобы органов местного самоуправления на отказ соответствующего государственного органа зарегистрировать устав муниципального образования. Споры о вмешательстве органов государственной власти в деятельность местного самоуправления

Сущность запрета на ограничение прав местного самоуправления состоит в том, что ни один государственный орган не имеет право вмешиваться в деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления. Решения, принятые прямым волеизъявлением граждан, решения органов и должностных лиц местного самоуправления обязательны для исполнения всеми расположенными на территории соответствующего муниципального образования предприятиями, учреждениями и их организациями и гражданами.

Решения органов и должностных лиц местного самоуправления могу быть отменены только по решению суда. К гарантиям местного самоуправления также относим ответственность органов и должностных лиц муниципального образования перед населением, государством, юридическими лицами.

Определенной гарантией соблюдения органами местного самоуправления и их должностными лицами законодательства является осуществление прокурорского надзора за исполнением ими Конституции РФ, уставов муниципальных образований.

Таким образом, конституционными основами местного самоуправления являются Конституция РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», общепризнанные принципы и нормы международного права, а также иные ФЗ и нормативные акты. И как было отмечено выше, особенностью конституционного регулирования местного самоуправления в Российской Федерации является то, что оно не имеет аналогов в зарубежных федеративных государствах.

.2 Местное самоуправление в зарубежных странах

В зарубежных странах различают множество моделей местного самоуправления. Эти модели отличаются по порядку формирования органов местного самоуправления, предметами ведения местного самоуправления, характеру и особенностям взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти.

Непосредственно опыт зарубежных стран помогает повысить эффективность организации местного самоуправления в России.

Первой муниципальной системой называют англосаксонскую, которая существует в Великобритании, США, Канаде, Австралии и ряде других стран. Признаками данной системы являются:

ØОрганы местного самоуправления имеют право предпринимать только те действия, которые прямо предписаны законом. В случае нарушения этого правила акты органов местной власти будут признанны судом, не имеющими силы, поскольку изданы с превышением полномочий.

ØОрганы местного самоуправления на прямую не подчинены органам государственной власти

ØВ компетенцию данных органов входит: управление полицией, социальными службами, пожарная охрана и т.д.

В США сложились три основные формы организации городского управления:

Ø«система мэр-совет»-действует более чем в половине всех самоуправляющихся городов США. В данном случае может идти речь о «сильном» мэре и «слабом» мэре. На объем его власти, позиции в системе муниципального управления влияют процедуры его избрания (он либо избирается непосредственно жителями, либо

Øмуниципальном советом), срок полномочий (4 года или 2 года), право мэра налагать вето на решения совета.

Ø«система совет-менеджер» - эта форма городского управления используется почти в 40% случаев. Характеризуется тем, что мэр и муниципальный совет нанимают профессионального чиновника-менеджера (городского управляющего), который руководит городской администрацией и управляет городом как частым предприятием. Муниципальный совет и мэр являются политическими органами, определяющими общую политическую направленность.

Ø«комиссия»- встречается редко, в небольших городах. При данной системе городское управление осуществляется комиссией, состоящей обычно из пяти членов, которые избираются всеобщим голосованием. Члены комиссии одновременно выполняют функцию совета и глав основных подразделений аппарата муниципального управления.

Второй основной муниципальной системой принято считать французскую (континентальную). Главное отличие этой системы от предыдущей, в характере взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти. Данная система используется в государствах с традициями централизации власти, значительным контролем органов государственной власти за органами местного самоуправления.

Согласно закону Франции «О правах и свободах местных коллективов»:

ØОсновной единицей местного самоуправления является коммуна, население который избирает муниципальный совет сроком на 6 лет.

ØИзбирательное право имеют граждане, достигшие 18 лет.

ØВ компетенцию муниципального совета входит решение всех вопросов местного значения, за исключением тех, которые относятся к полномочиям мэра

ØРешения совета имеют обязательную силу при условии, что они переданы представителю государства в департаменте и опубликованы.

Государственный контроль над деятельностью органов местного самоуправления осуществляют государственные должностные лица- префекты департаментов и супрефекты коммун. Эти лица являются представителями центрального правительства Франции. Контролю подлежит исключительно законность решений. Важным отличием существовавшей системы до 1982г. является то, что решения органов местного самоуправления вступали в силу лишь, после одобрения их представителем государства.

Другим видом системы местного самоуправления в зарубежных странах является местное (коммунальное) управление Германии.

В основном законе Германии гарантируется местное самоуправление и закреплено, что общинам должно быть предоставлено право самостоятельного решения всех проблем общины в рамках закона и под собственную ответственность.

К предметам ведения местного самоуправления Германии относятся: местные дороги, планирование и обустройство территории, социальная помощь и поддержка молодежи.

Для многих развивающихся зарубежных стран значительную роль в местном управлении играют назначенные сверху представители центральной власти. К примеру, в Голландии бургомистр (председатель исполнительного органа муниципалитета) назначается королевским указом по рекомендации королевского комиссара по делам данной провинции после консультации с муниципальным советом.

Подводя итоги, отмечаю, что важнейшим источником муниципального права стран Европы является Европейская Хартия о местном самоуправлении. Данный документ закрепляет основные принципы местного самоуправления, закрепляет право за местным самоуправлением определять свои внутренние и административные структуры и много другое. Так же Европейская Хартия местного самоуправления является составной частью правовой системы Российской Федерации. Которая в свою очередь стала фундаментом для местного самоуправления в России.

Заключение

Подводя итоги данной работы, хочется отметить, самобытность местного самоуправления в России. Опираясь на опыт зарубежных стран, мы смогли выстроить свою систему, которая получила закрепление в основном законе страны-Конституции. Специфические условия возрождения и развития местного самоуправления в России предопределили необходимость прямого, активного влияния федеральных органов государственной власти и, соответственно, федерального законодательства на процессы формирования и деятельности местного самоуправления.

В ходе данной работы были решены поставленные задачи, а именно, мною были изучены конституционные основы местного самоуправления, тенденции его развития и структура.

По итогу чего, можно сказать, что местное или муниципальное управление - это система управления местными делами, которая осуществляется специальными выборными органами, непосредственно представляющими население той или иной административно-территориальной единицы.

правовой самоуправление конституционный

Список использованной литературы и источников

1. Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ <consultantplus://offline/ref=E2128F62B0F521648DDB10A0B2F70D69D841220AE062BB82A446E1F6C10B7480044F62CBACC6E8K8KBK>; от 30.12.2008 № 7-ФКЗ <consultantplus://offline/ref=E2128F62B0F521648DDB10A0B2F70D69D841220AE162BB82A446E1F6C10B7480044F62CBACC6E8K8KBK>; от 05.02.2014 №2 <consultantplus://offline/ref=E2128F62B0F521648DDB10A0B2F70D69D1472B04E469E688AC1FEDF4C6042B9703066ECAACC6E882K3KEK>-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 1; СЗ РФ 2014. № 6. Ст. 548.

.Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822

.Кабышев В.Т. Конституционное право России: учеб. Курс/Кабышев В.Т., -2- изд., ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2016. - 346с.

. Волкова Л.П., Колесников А.В. Муниципальное право РФ: учеб. пособие.В.2012

. Гринченко К.А. Источники муниципального права Российской Федерации / под ред. С.Е. Чаннова. М.: ДМК Пресс, 2015. 208 с.

9. Васильев В.И. Местное самоуправление на пути централизации и сокращения выборности // Журнал российского права. 2015. N 9. С. 149 - 161.

. Васильев В.И. О некоторых приоритетах правового регулирования местного самоуправления // Журнал российского права. 2016. N 3. С. 5 - 18.

. Брежнев О.В. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации: тенденции, проблемы и перспективы развития // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2013. N 2. С. 21 - 23.

. Бялкина Т.М. Конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения на современном этапе муниципальной реформы // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 5. С. 69 - 73.

. Шугрина Е.С. Понятие местного самоуправления как конституционной ценности // Юридический мир. 2016. N 2. С. 16 - 20.

. Шугрина Е.С. Самостоятельно ли население в определении структуры органов местного самоуправления // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 12. С. 41 - 51.

Похожие работы на - Местное самоуправление в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!