, признаки политического режима, его связь с другими элементами формы государства.
Во второй главе систематизирую все изученные мной материалы по классификации политических режимов. Единого мнения по поводу классификаций политических режимов нет, но я выделила и проанализировала демократический, авторитарный, тоталитарный режимы, а также иные режимы, которые являются менее значительными, но которые тоже необходимо учитывать при классификации политических режимов.
В последней главе я анализирую политический режим современной России и как изменялся политический режим России за последние годы. Рассмотрев все признаки, характеристики, классификации, я сделала вывод, что в России сложился политический режим, который обладает признаками демократии, но полностью Россия еще не является демократическим государством, так как в политической системе России существуют противоречия между формальными правовыми демократическими основаниями и существующей действительностью.
Итоги исследования обобщаю в заключении.
политический режим авторитарный тоталитарный
Глава 1. Происхождение понятия «политический режим», основные исследовательские подходы
.1 Основные исследовательские подходы
Не один из древних мыслителей не использовал понятие «политический режим». По версиям политологов это понятие появилось намного позже. Само его возникновение было в большей мере подготовлено ходом политической мысли, а многие идеи, которые используются в современном мире, берут начало в Античности.
На востоке представлялось несколько движений это легистское- это полное безволие подданных, позволяющее деспотической высшей власти осуществлять над ними тотальный контроль, это постянная слежка и круговая порука, это не только преданность старым законам и ритуалам, но и жесткие наказания провинившихся. И Лаоцзы (VI-V вв. до н.э.) и Моцзы (479-400 гг. до н.э.), критиковавшие позиции легистов, призывая власти проявить интерес к самостоятельности общества, но они обосновывали свои позиции не так убедительно и преемственно, чем легисты.
Древнюю Грецию представляют идеи знаменитых исследователей, таких как Платон, Аристотель, которые выступали с отличительными друг от друга позициями и выдвигали различные аргументы.
Платон (427-347 гг. до н.э.) выделил своеобразные формы государственного устройства: аристократия, тимократия, олигархия, тирания, он связал их с пятью душевными состояниями людей. Но главный вклад Платон состоит в том, что он создал образ «идеального государства», которое является продолжением легистских проектов и обосновывает концепцию тоталитарного правления.
Другими взгляды на политику были у Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Он разработал типология разделения государств:
ФормыОдинНесколькоМножествоПравильные (правление по закону)МонархияАристократияПолитияНеправильные (правление по произволу)ТиранияОлигархияДемократия
Он считал, что всякий устойчивый режим может существовать в двух состояниях:
в любой ситуации действовать в интересах широких слоев населения.
правящая элита действует сугубо в своих интересах (даже в демократии).
Аристотель выделял три основные формы правления: монархию, аристократию, политию. Он их рассматривал как «правильные» т.е. отвечающие интересам общества. Но вместе с «правильными» формами существуют «неправильные» формы. Они возникают при вырождении «правильных». По словам Аристотеля, монархия вырождается в тиранию, аристократия - в олигархию, а полития - в демократию.
В эпоху нового времени ученые рассматривали понятия, данные Платоном и Аристотелем, внося в них дополнения. Макиавелли не создал новой типологии политических режимов или форм правления. Полибий придавал рассуждениям Аристотеля и Платона новое объяснение, продемонстрировал, что типология древних является работоспособной и при анализе политической борьбы в совершенно новых условиях. Также им были сделаны замечания при переходе от одной формы правления к другой.
Итальянец Николло Макиавелли (1469-1527) был одним из самых первых, кто разъяснил принцип самодостаточности власти и построил концепцию политики. Современникам известно высказывание Макиавелли - "цель оправдывает средства". Он впервые раскрыл социальные корни установления тирании и доказал, что ее приходу способствуют национальная раздробленность, ослабление государства от захватчиков.
Сопоставим методологию двух политических мыслителей - Томаса Гоббса (1588- 1679) и Джона Локка (1632-1704). Гоббс был сторонником «опекунского авторитаризма», Локк же наоборот считал, что человек скупое, эгоистичное существо. «Человек человеку волк», а если следовать этому, то должна начаться «войны всех против всех», чтобы остановить это Локк считал необходимо применение жестких наказаний, с использованием силы. Но у Гоббса и Локка был и общий взгляд. Они считали, что сохранение имущества и личной безопасности - это главный мотив существования человеческого общества.
В новое время исследователи начали уделять внимание конкретным политическим режимам. Французский мыслитель А.де Токвиль (1805-1859) и англичанин Джон Стюарт Милль (1806-1873) были представителями теории активной, развивающейся демократии.
Демократическую теории Запада разрабатывали такие мыслители, как Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье, Джеймс Милль, Бентам, Руссо, Волстоункрафт, Дж.Ст.Милль, Токвиль и др.
Позднее свои взгляды на политический режим разработали представители теории марксизма. Развитием их идей занялись теоретики и практики большевизма (В. Ленин, Л. Троцкий, Н. Бухарин, И. Сталин и др.), их исследования представляют большой интерес в изучении коммунистического режима.
.2 Современное определение политического режима как формы государства
Форма государства как совокупность внешних признаков показывает организацию государственной власти, какими методами, какими органами и каким образом она осуществляется.
Форма государства складывается из трех элементов: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.
Форма правления - это способ организации высших органов государственной власти, порядок их формирования, взаимодействия между собой и с населением.
Все государства по форме правления делятся на монархии и республики. В монархиях высшая власть частично или полностью сосредотачивается в руках монарха - единоличного главы государства, его верховная власть не ограничена определённым сроком и передаётся по наследству. В республике высшая власть принадлежит органам, которые избираются на определённый срок. Основные разновидности современной республики - парламентская и президентская республика, существует и смешанная республика, суперпрезидентская республика, советская республика.
Форма государственного устройства - способ организации государственной власти по территории, характеризующий соотношение государства как целого с его составными частями. Государства по форме федеративного устройства делятся на федеративные и унитарные.
Унитарное государство - простое, единое, цельное государство, которое не имеет в своём составе государственных образований.
Федеративное государство - сложное государство, части которого являются государственными образованиями или государствами.
Третий элемент формы государства - государственный режим. Чтобы дать определение политического режима необходимо обратиться к трудам исследователей теории государства и права. Л.И. Спиридонов замечает: «Политический режим - характеристика не только (и даже может быть, не столько!) государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, образующие содержание политического режима, разворачиваются именно в сфере политической системы. Поскольку последняя является одним из уровней гражданского общества, постольку глубинные социально-экономические и культурные основы этого общества обусловливают характер государства не непосредственно, а запечатлеваясь в особенностях политического режима как содержании политической системы»[1] <#"justify">1. Азаров, Н.И., Т.В. Бакаулин. Политология - для студентов технических вузов. [Текст] / Н.И. Азаров. - М.: «Высшая школа», 2008.
. Венгеров, А.Б. Теория государство и права. [Текст] / А.Б. Венгеров. - М.: Юрист, 2008. - 788с.
. Воткин В.А. Теория государства и права. - М.: Норма-инфра-М. - 2006. - с. 320.
. Гукежиоков, М.Х. Проблемы классификации форм государства: [Текст]/ М.Х. Гукежиоков. - Саратов, 2011. - 231с.
. Гумплович, Л. Общее учение о государстве. [Текст]/ Л. Гумплович. - М., 1999.
. Грачев М.Н., Ирхин В.Ю. Актуальные проблемы политической науки: коллективная монография. - М.: Экономическая демократия. - 2007. - с. 350.
.История государства и права. [Текст]/ Под ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой. - М., 2008.
.История политико-правовых учений [Текст]/ Под ред. А. Н. Хорошилова. - М., 2004.
. Киреева, С.А. Политический режим как элемент формы государства [Текст]: С.А. Киреева. - Саратов, 2011. - 345с.
. Морзова, Л. А. Теория государства и права: учебник [Текст] / Л.А. морозова. - М.: Эксмо, 2011. - 448 с.
.Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию [Текст]/ В.П, Пугачев. - М., «Аспект Пресс», 2004.
.Стародубский Б.А. Политические режимы европейских стран. - [Текст]/ Б.А. Стародубский. - Свердловск., 1999.
. Теория государства и права [Текст]/ Отв. ред. В.М. Корельский и И.Д. Перевалов. - М., 2011. - 975с.
.Теория государства и права [Текст]: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2010. - 794с.
.Теория государства и права. [Текст]/ Под ред. М.Н. Марченко. - М., 2004.
.Теория государства и права. Курс лекций. [Текст]/ Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М., 2004.
.Теория государства и права. Учебник / Под ред. Спиридонова Л.В. - М.: Юридическая литература. - 2005 - с. 217.
.Цепляев В. Путин и Буш померились демократиями// Аргументы и факты. - 2005. - №14.
. Цыганков А.П. Социально-классовые основания стабильных политических режимов. - США: Экономика, Политика. - Идеология. - 2004. - № 4. - с. 310.
.Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. - М.: Юристъ. - 2006. - с.146.
. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М.: 2005. - с.112.