Виды государственной службы в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,19 Кб
  • Опубликовано:
    2017-11-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Виды государственной службы в Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Мурманский филиал

Направление: «Государственное и муниципальное управление»






КУРСОВАЯ РАБОТА

«Виды государственной службы в Российской Федерации»

Дисциплина: «Государственная и муниципальная служба»











Мурманск 2017 г.

Оглавление

Введение

Глава 1. Особенности государственной службы в Российской Федерации

.1 Понятие, цели, задачи и функции государственной службы

.2 Особенности правового статуса государственного служащего

.3 Основания приема граждан на государственную службу

Глава 2. Порядок прохождения государственной службы

.1 Проведение аттестации

.2 Профессиональное развитие служащих

Глава 3. Система запретов и ограничений на государственной гражданской службе

.1 Соблюдение запретов и ограничений

.2 Специфика ответственности государственных служащих

Заключение

Список использованных источников

Введение

В современной России, как правовом государстве, создана развитая система органов государственной власти, осуществляющих эффективное управление, взаимодействие, а также взаимный контроль. В этой связи одним из важнейших способов укрепления государственности можно назвать дальнейшее совершенствование деятельности государственных органов.

Государственная служба является профессиональной служебной деятельностью, которая осуществляется в целях обеспечения исполнения государственных полномочий федерального и регионального уровней; а также полномочий лиц, которые замещают государственные должности.

Система государственной службы включает в себя государственную гражданскую служб <garantf1://12036354.0>у, а также службу иных видов (к примеру, военную службу).

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную службу и региональную государственную службу.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения особого правового статуса государственного служащего и его значимостью в решении вопросов государственного управления.

В государстве невозможно обойтись без государственного управления, а, следовательно, и без служащих, осуществляющих решение вопросов государственного управления.

Аппарат государства включает в себя людей, профессионально выполняющих управленческие функции.

Именно на них возложено выполнение практических задач государства.

Общество, в котором труд государственных служащих не организован надлежащим образом, не может иметь качественного управления.

Совершенствование и дальнейшее развитие института государственной службы неразрывно связано и с отбором кандидатов, поскольку, по утверждению Президента России, деятельность должностных лиц не должна дискредитировать государство.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в сфере государственной службы.

Предмет исследования - нормативные правовые акты, регламентирующие порядок прохождения государственной службы и особенности поступления на нее.

Главная цель осуществления исследования заключается в том, чтобы на основании анализа действующего законодательства и практики его применения рассмотреть основы правового регулирования институтов государственной службы, определить эффективность существующей системы и целесообразность ее совершенствования.

Достижение указанной в курсовой работе цели обусловило необходимость решения следующих исследовательских задач:

1.Изучить правовые основы поступления на государственную службу и особенности ее прохождения.

2.Рассмотреть порядок замещения должностей.

3.Проанализировать цели и виды запретов и ограничений на государственной службе и ответственность в случае их несоблюдения.

В этой связи актуальным в современных условиях становится применение научно обоснованных методов и способов совершенствования всех важнейших функциональных и структурных характеристик и условий прохождения службы в органах государственной власти.

Вопросы совершенствования правового регулирования поступления на государственную службу и особенностей ее прохождения давно привлекают внимание многих ученых. Этим проблемам посвящено ряд монографий, статей, комментариев к законодательству (Астанин В.В., Воробьев Н.И., Галкин В.А., Комахин Б.Н., Костенников М.В., Куракин А.В.,., Едкова Т.А., Каширкина А.А., Лазарев Б.М., Ноздрачев А.Ф, Рафалюк Е.Е., Хабриева Т.Я., Тиунов О.И., Черепанова Е.В. и др.), они обсуждаются на научно-практических конференциях, координационных совещаниях, «круглых столах». Все это, безусловно, способствует углублению научно-прикладных разработок названных проблем.

При написании работы использованы общефилософские, общенаучные и частные общенаучные методы исследования.

Курсовая работа включает в себя введение, два раздела, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключение, список источников и литературы.

Глава 1. Особенности государственной службы в Российской Федерации

.1 Понятие, цели, задачи и функции государственной службы

Законодательство о государственной службе регламентирует права и обязанности служащих, правила поведения и запрещения для них, ответственность, порядок возникновения и изменения служебных отношений.

На современном этапе государственная служба является механизмом реализации функций государства. Для осуществления полномочий государственных органов используются достижения административного права, политологии, психологии и социологии управления, экономики и других наук.

На основе научных знаний формируется общетеоретические подходы к государственной службе, как управленческой деятельности.

Гражданская служба базируется на следующих принципах:

- приоритет прав и свобод гражданина;

- установление единых правовых и организационных начал федеральной и региональной гражданской службы;

равный доступ к службе и равные условия ее прохождения, не зависящие от профессиональных и деловых качеств служащего;

профессиональная подготовка и наличие компетенции;

открытость информации о гражданских служащих;

защита от неправомерного вмешательства в служебную деятельность.

Единство системы государственной службы и принципов ее функционирования обеспечивает неразрывную связь различных видов государственной службы. Статьей 32 Конституции РФ гарантировано равное право граждан поступления на гражданскую службу. При этом установлены основные требования к лицам, которые поступают на гражданскую службу.

Так, претендовать на право поступать на гражданскую службу вправе граждане России старше 18 лет, соответствующие определенным квалификационным требованиям. Региональным законом могут быть установлены дополнительные требования для поступления на службу.

Установленное ограничение по возрасту при приеме на службу связано со служебной деятельностью служащих, высокими требованиями, ограничениями и запретами, которые предъявляются к лицам, замещающим должности государственной службы, а также возложенной ответственностью за выполнение служебных функций.

Для лиц, которые поступают на службу, установлены квалификационные требования применительно к их профессиональным знаниям и навыкам. Так, одним из таких требований является наличие высшего образования, обязательное для должностей категории «руководители», и категории «специалисты». Помимо этого, для федеральных служащих установлены требования о наличии стажа гражданской службы или опыта работы по специальности.

В регионах такие квалификационные требования определяются региональным законом, конкретизируются нормативным актом каждого органа власти с учетом его функций, и включаются в должностной регламент служащего. Так, например, в Министерстве экономического развития РФ применяются квалификационные требования к навыкам служащих названного ведомства.

1.2 Особенности правового статуса государственного служащего

Несмотря на то, что Конституцией РФ гарантировано гражданам право на равный доступ к государственной службе, вместе с тем, установлены особые требования для поступления на службу и для ее прохождения.

Так, установленное при приеме на государственную службу ограничение по возрасту (не ранее восемнадцати лет) связано с особенностями деятельности служащих, высокими требованиями, ограничениями и запретами, которые предъявляются к лицам, замещающим должности государственной службы, а также возложенной ответственностью за выполнение служебных функций.

Приоритетным способом является участие в конкурсе, в ходе которого оценивается профессиональный уровень и квалификация претендентов.

При этом для участия в конкурсе одним из обязательных документов, которые претендент должен представить, является справка о доходах, полученных за предшествующий календарный год, а также справка об своем имуществе и имущественных обязательствах, и в отношении членов своей семьи. В частности, к сведениям о доходах относится информация сведения о счетах и вкладах, открытых в иностранных банках, которые расположены за пределами страны; сведения об объектах недвижимого имущества, которое находится за пределами России; об имеющихся акциях х иностранных организаций или государств.

Если претендент не представит или представит заведомо ложные сведений о доходах, ему будет отказано в назначении на должность.

Прохождение службы также имеет ряд особенностей. Так, для служащих установлены общие принципы служебного поведения, то есть основы, которым они должны следовать при исполнении обязанностей.

Не допустимо совершение действий, связанных с влиянием личных интересов на добросовестное исполнение обязанностей, а также совершение поступков, которые могут опорочить честь и достоинство служащего.

Одним из базовых категорий гражданской службы, закрепленных законодательством о государственной службе, является институт должности гражданской службы. Поступить на службу и проходить ее возможно только в случае замещения соответствующей должности. В случае освобождения от такой должности по любому основанию лицо подлежит увольнению.

На государственной службе должности могут быть учреждены федеральными или региональными законами.

Федеральный служащий осуществляет профессиональную деятельность на соответствующей должности федерального уровня и получает денежное содержание за счет федерального бюджета. Государственный служащий региона осуществляет служебную деятельность на соответствующей должности регионального уровня, его работа оплачивается из средств регионального бюджета.

Все должности классифицируются по группам и категориям, которые будут рассмотрены в работе далее. Перечни типовых должностей включаются в реестр должностей федеральной государственной службы. В случаях, когда по какой-либо должности, отнесенной к категории «помощник», «специалист» или «обеспечивающий специалист» необходимо наличие соответствующего направления подготовки, то в штатном расписании допустимо указание двойного наименования такой должности. При этом первая часть наименования должности определяется согласно реестру должностей, а вторая часть указывает направление подготовки (например, ведущий специалист-юрист).

Если служебная функция по должности, относящейся к категории «руководитель» предполагает исполнение функций главного бухгалтера, наименование такой должности образуется из слова, использованного в реестре должностей, относящегося к категории «руководитель», и добавлением слов «главный бухгалтер» (например, начальник управления - главный бухгалтер).

Как отмечалось ранее, для замещения должностей устанавливаются квалификационные требования к стажу, но не любому, а именно на государственной службе, или к опыту работы по специальности, направлению подготовки. Например, для высших должностей категории "руководители" необходимо шесть лет стажа государственной службы или семь лет опыта работы, в том числе более трех лет опыта руководящей работы. Для замещения ведущей должности требуется два года государственной службы или четыре года работы по направлению подготовки.

Нанимателем федеральных служащих является государство в лице его органов федерального уровня, а регионального служащего - соответствующий регион, представленный органами власти данного региона. Представителем нанимателя является соответствующий государственный орган (к примеру, областной Департамент финансов). Для всех служащих установлены единые принципы поведения, которым они должны следовать при исполнении должностных обязанностей (основы служебного поведения) .

Законом закреплено, что гражданский служащий при выполнении служебных обязанностей должен помнить, что содержание его профессиональной деятельности определяется признанием и соблюдением прав и свобод гражданина; и что такую деятельность необходимо осуществлять в рамках установленной компетенции органа власти. Не допустимо совершение действий, которые в силу каких-либо личных, имущественных или иных интересов препятствуют добросовестному исполнению служебных обязанностей, а также поступков, дискредитирующих высокий статус служащего.

В органах власти также могут быть предусмотрены должности, не отнесенные к государственной службе, деятельность которых регулируется только трудовым законодательством.

Помимо этого, для непосредственного исполнения полномочий органов власти учреждаются специальные государственные должности. Так, в государственном органе федерального уровня могут быть предусмотрены такие должности. Эти должности не относятся к государственной службе, но необходимы для осуществления полномочий органа власти. Поэтому лица, их замещающие, служащими не являются (к примеру, в Министерстве финансов РФ таковым лицом является министр).

Систему органов власти региона составляют законодательный и исполнительный органы, а также глав региона, иные органы власти, образуемые в соответствии с уставом. Несмотря на специфический статус лиц, замещающих государственные должности, на них распространяются ограничения и обязанности, установленные в сфере противодействия коррупции по аналогии с чиновниками.

Названным лицам и членам их семей запрещено открывать и иметь счета, хранить наличные деньги и иные ценности в иностранных банках, которые расположены за пределами Росси.

Перечень государственных должностей регионов утверждается Президентом России. К таким должностям в регионе относятся должности Губернатора, его заместителей; председателя Законодательной Думы региона, Уполномоченных по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей; председателя региональной Контрольно-счетной палаты, его заместителей и аудиторов и некоторые другие.

.3 Основания приема граждан на государственную службу

Законодательством установлены различные способы замещения должностей гражданской службы. По общему правилу, прием на государственную службу осуществляется по результатам конкурса. Процедура конкурсного отбора для замещения вакантной должности обеспечивает реализацию конституционного права на равный доступ к службе, а также возможность должностного роста.

Целью конкурсных процедур является оценка уровня профессиональной подготовки кандидатов на предмет соответствия квалификационным требованиям. Порядок проведения конкурсов в общем виде установлен актом Президента РФ, а конкретные методики его проведения - в локальных актах государственных органов.

При наличии вакантной должности объявляется конкурс, который проводится в два этапа. На первом этапе государственный орган на своем официальном сайте размещает информацию о возможности подачи документов для участия в конкурсе, а также дополнительно публикует эти сведения в периодическом печатном издании. После размещения объявления в течение 21 дня принимаются документы претендентов. Порядок подачи документов для служащего упрощен - если он изъявил желание участвовать в конкурсном отборе в этом же органе, он лишь подает заявление, а если в другом - достаточно представить анкету, заверенную кадровой службой.

На конкурс по отдельным должностям, включенным в утвержденный перечень, претенденту необходимо представить сведения о доходах в отношении себя, а также членов своей семьи. Перечни таких должностей утверждаются соответствующими региональными законами. К примеру, в Томской области в такой перечень включены такие должности в областной Администрации как начальник департамента, советник Губернатора, в Законодательной Думе - советник председателя Думы, начальник отдела аппарата; в Контрольно-счетной палате - руководитель аппарата.

Перечень таких должностей дополняется локальным нормативным актом каждого органа государственной власти (например, в Департаменте ЗАГС Томской области в подобный перечень включены заместитель начальника отдела).

Если гражданин своевременно и в полном объеме представил документы, он допускается к первому этапу конкурсного отбора, а на второй этап конкурса допускаются только лица, соответствующие предъявленным требованиям. Во всех случаях проверяется достоверность сведений, представленных гражданином, а сведения, представленные служащим, проверяются, только если он участвует конкурсе на замещение должности из высшей группы. После проверки сведений о претендентах принимается решение о проведении второго этапа конкурса. Не позднее, чем за 15 дней до его начала претендентам направляется уведомление, где указывается дата, место и время его проведения.

Для проведения конкурса образуется конкурсная комиссия. При формировании комиссии необходимо исключить возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения.

Личная заинтересованность- это возможность получения служащим в процессе исполнения должностных обязанностей какой-либо выгоды как для себя или близких родственников. При конфликте интересов личная заинтересованность служащего может оказать влияние на объективное исполнение им функциональных обязанностей и при привести к возникновению противоречия между его личной заинтересованностью и интересами иных лиц.

В ходе конкурса комиссия должна дать оценку кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, осуществлении трудовой деятельности, а также оценку профессиональных качеств кандидатов на основании различных методов (собеседование, анкетирование, тестирование).

Методика проведения конкурсного отбора предусматривает процедуру проведения конкурса, процедуру оценки уровня соответствия служащего предъявляемым требованиям, а также критерии такой оценки.

При оценке профессиональных качеств кандидатов комиссия должна руководствоваться квалификационными требованиями к должности, и не допускать оценки претендента по личным качествам. Решение комиссии является основанием для назначения на должность либо отказа претенденту в таком назначении.

Выводы по первому разделу

1. В данном разделе нами установлено, что государственные служащие - это лица, наделенные определенными полномочиями по выполнению специфических функций управления. Законодательством установлены основные требования к лицам, поступающим на службу.

. Преимущественным способом отбора граждан для прохождения государственной службы является проведение конкурсных процедур. Целью конкурса является оценка профессионального уровня претендентов, их соответствия установленным квалификационным требованиям.

Глава 2. Порядок прохождения государственной службы

.1 Проведение аттестации

Аттестация государственных служащих - это определение их квалификации, оценка соответствия установленным критериям, а также результативности его деятельности за определенный период времени, в целях определения уровня их профессиональной подготовки и соответствия занимаемой должности. Аттестация также проводится для решения вопроса о присвоении квалификационного разряда.

Таким образом, такая процедура оценки направлена на совершенствование государственной службы и развитие внутреннего потенциала аттестуемого. Кроме того, аттестация возлагает на работодателя обязанность по итогам аттестации принять установленные законодательством меры.

При проведении аттестации непосредственным руководителем готовится мотивированный отзыв об исполнении аттестуемым функций за прошедший период, к которому прилагается отчет о его деятельности за прошедший год По общему правилу, при проведении аттестации федеральных служащих, отзыв должен быть представлен в аттестационную комиссию не позднее, чем за две недели до даты аттестации. Отзыв является одним из основных документов, подтверждающих выполнение аттестуемым возложенных на него трудовых функций и содержит информацию об основных вопросах, в решении которых аттестуемый принимал участие за прошедший период; а также оценку профессиональных качеств и результатов его деятельности.

График проведения аттестации, утверждаемый ежегодно, должен быть доведен до каждого аттестуемого как минимум, за одни месяц до аттестации.

Аттестация по общему правилу проводится каждые три года. В случае, если принято решение о сокращении в государственном органе должностей либо об изменении условий оплаты труда, может быть проведена внеочередная аттестация.

Помимо этого, внеочередная аттестация может быть проведена на основании результатов служебной деятельности служащего за прошедший год (для этого требуется согласие обеих сторон).

Требование об обязательном проведении аттестации один раз в три года не распространяется на служащих, которые проработали в занимаемой должности менее одного года; которые достигли шестидесятилетнего возраста; находятся в отпуске по беременности и родам, и в отпуске по уходу за ребенком до трех лет; а также на лиц, которые замещают должности по срочному служебному контракту (руководители, помощники руководителя), в течение года после сдачи квалификационного экзамена. После выхода на работу служащего из отпуска по беременности и родам, либо отпуска по уходу за ребенком до трех лет, его аттестация проводится не ранее, чем через год.

При проведении аттестации принимается во внимание, соблюдены ли гражданским служащим ограничения, отсутствуют ли нарушения запретов, выполняются ли им требования к служебному поведению.

Для проведения аттестации формируется аттестационная комиссия. При проведении аттестации обязательно личное присутствие служащего. В случае, если аттестуемый не явился по уважительной причине (например, в случае болезни, командировки), аттестация переносится на более поздний срок. Если же он не явился без уважительной причины или отказался от аттестации, аттестация также переносится, но такой служащий несет дисциплинарную ответственность.

По результатам аттестации комиссией может быть принято одно из следующих решений в отношении служащего:

признается соответствующим замещаемой должности;

признается соответствующим должности и рекомендуется в порядке должностного роста к включению в кадровый резерв;

будет признан соответствующим замещаемой должности, если получит дополнительное профессиональное образование;

не соответствует должности.

Результаты сообщаются служащему непосредственно после подведения итогов, а также заносятся в аттестационный лист <garantF1://87828.1000>, который вместе с отзывом хранится в его личном деле.

По итогам аттестации составляется протокол, в котором фиксируется решение комиссии с результатами голосования.

Для вынесения окончательного решения по итогам аттестации служащего материалы аттестации после подписания протокола передаются представителю нанимателя в семидневный срок.

После рассмотрения документов, представленных аттестационной комиссией, представитель нанимателя подводит окончательные итоги аттестации служащего.

В течение одного месяца после аттестации должен быть издан локальный акт, в котором отражается решение по итогам аттестации.

В случае отказа служащего от выполнения рекомендаций аттестационной комиссии представитель нанимателя вправе его уволить.

.2 Профессиональное развитие государственных служащих

Ключевые принципы формирования кадрового состава, позволяющие обеспечить эффективное государственное управление, закреплены, прежде всего, законом о государственной службе.

Одним из важнейших способов является профессиональная подготовка гражданских служащих, а также повышение квалификации, способствующие их профессиональному развитию.

Система профессионального развития и образования включает четыре основных элемента: профессиональную подготовку, профессиональную переподготовку, стажировку и повышение квалификации.

Представляется, что приоритетным направлением формирования кадрового потенциала гражданской службы является именно подготовка кадров в системе государственной службы, а также дополнительное профессиональное образование служащих согласно программ профессионального развития.

Поддержание соответствующего уровня квалификации и образования, требуемого для выполнения служебных обязанностей, подразумевает постоянное развитие профессиональной компетенции.

Составление индивидуального плана профессионального развития при прохождении службы позволяет служащему определить перспективы его развития, и приводит к повышению мотивации для расширения практических навыков и возможности замещения более высокой должности.

В период продолжающего реформирования системы государственного управления весьма актуальным становиться требование профессионального развития и образования кадров.

В этой связи в 2013 году Минтрудом России был разработан ряд пилотных проектов по внедрению системы комплексной оценки государственных служащих; формированию института наставничества, способствующего карьерному росту служащих; внедрению системы квалификационных требований к профилю образования. По результатам реализации данных проектов разработаны методические рекомендации по методике отбора претендентов на замещение вакантных должностей, установлению по всем должностям квалификационных требований, а также по внедрению института наставничества.

Отметим, что получение дополнительного образования направлено на профессиональное развитие служащих. Формы его осуществления могут быть различны: как с отрывом от гражданской службы, или с частичным отрывом, так и без отрыва от службы, а также при помощи дистанционных образовательных технологий. В этих же целях в ряде субъектов РФ разработаны программы повышения эффективности регионального управления, целью которых является профессиональное развитие служащих. Помимо этого, в каждом органе государственной власти принят правовой акт, устанавливающий порядок получения служащими дополнительного образования.

В качестве примера проанализируем практику повышения квалификации служащих на примере Томской области.

Необходимо обратить внимание, что названный регион выбран не случайно, поскольку Томская область в 2005 году наряду с Санкт-Петербургом, Ставропольским краем, Пензенской и Тверской областями вошла в число пяти пилотных регионов, в которых впервые созданы региональные ресурсные центры для организации подготовки управленческих кадров. С 2016 года на базе ОГБОУ «Томский региональный ресурсный центр» создан Корпоративный университет управления Администрации Томской области - образовательная площадка системной подготовки государственных служащих.

Названное образовательное учреждение разрабатывает уникальные программы дополнительного образования с учетом профессиональной деятельности служащих, делая акцент на практической их деятельности, основанной на теоретической подготовке; формирует систему профессионального развития управленческих и организационных компетенций служащих в соответствии со стратегией развития рассматриваемого региона.

В настоящее время Корпоративный университет осуществляет подготовку служащих по различным программам.

Так, для лиц, которые впервые приняты на государственную службу, проводится обучение по вопросам теории и практики государственной службы.

Указанная программа предусматривает обучение в очной форме продолжительностью 72 часа, в рамках которой рассматриваются концептуальные подходы к реформированию государственной службы в России, анализируется правоприменительная практика.

Обучение служащих по таким направлениям, как организация работы по профилактике коррупционных правонарушений в органах государственной власти и формирование антикоррупционной компетентности служащих <#"justify">Выводы по второй главе

1. Аттестация проводится в целях оценки соответствия служащего занимаемой должности, включения в кадровый резерв и назначения на другую должность в порядке служебного роста.

.Поддержание необходимого уровня квалификации и образования служащих подразумевает постоянное развитие профессиональных навыков и умений.

правовой госслужащий аттестация

Глава 3. Система запретов и ограничений на государственной гражданской службе

.1 Соблюдение запретов и ограничений

Как отмечалось ранее, законодательством определены условия, при наличии которых гражданин не может быть принят на государственную службу, а принятый - находиться на ней. Помимо этого, учитывая особый статус служащего, для него законом установлены определенные, достаточно жесткие рамки поведения, во время прохождения им гражданской службы, именуемые запретами.

Так, служащему запрещается: быть учредителем коммерческой организации или участвовать в управлении ею за вознаграждение; продолжать замещать должность гражданской службы после назначения должность, либо избрания на выборную должность в органе местного самоуправления или профессионального союза (за вознаграждение); заниматься предпринимательской деятельностью; приобретать акции, ценные бумаги; представлять интересы третьих лиц в том государственном органе, в котором он проходит службу; получать вознаграждения от физических и юридических лиц в связи с осуществлением служебной деятельности (подарки, деньги, оплату услуг, возмещения транспортных расходов и пр.).

Исключение составляют подарки, которые получены гражданским служащим в связи официальными мероприятиями (протокольные мероприятия, служебные командировки и т.д.).

Такие подарки признаются собственностью государства или региона и должны быть переданы по акту в государственный орган, в котором он проходит службу. После сдачи полученного в связи с протокольным мероприятием подарка, служащий вправе его выкупить в установленном порядке.

Служащим запрещается выезжать за пределы страны за счет средств физических и юридических лиц (исключение составляют согласованные служебные командировки); использовать государственное имущество или передавать его другим лицам в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей; разглашать или использовать служебную информацию, которая стала ему известна в связи с исполнением обязанностей; публично оценивать деятельность органов государственной власти и их руководителей; принимать награды либо почетные звания от иностранного государства либо международной организации(за исключением научных званий), без письменного разрешения представителя нанимателя; использовать служебное положение для предвыборной агитации или в интересах политических партий; создавать в государственных органах подразделения политических партий (за исключением профессиональных союзов; отказываться от исполнения служебных обязанностей с целью урегулирования служебного спора; входить в состав органов управления иностранных некоммерческих организаций, находящихся на территории России; выполнять без письменного разрешения руководителя другую оплачиваемую деятельность.

Кроме того, установлен запрет не только для служащего, но и для его близких родственников хранить ценности или денежные средства в иностранных банках.

В тех случаях, когда владение акциям или паями в уставных капиталах коммерческих организаций может привести к конфликту интересов, установлена обязанность служащего передать такое имущество иным лицам в доверительное управление.

В целях обеспечения государственных интересов запреты установлены для служащих не только на период прохождения службы, но и после увольнения с нее.

К таковым относится запрет для гражданина после увольнения со службы на разглашение сведений конфиденциального характера, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Помимо обязанностей и запретов для определения статуса служащего, большое значение имеют ограничения, представляющие собой условия, препятствующие поступлению на службу либо ее прохождению. Как отмечалось ранее, ограничения обусловливаются различными обстоятельствами, которые могут оказать влияние на исполнение служащим своих обязанностей: физическим и психическим здоровьем гражданина; семейным положением (близким родством с другими гражданскими служащими и подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому); наличием гражданства другого государства; преступным поведением в прошлом или настоящем; представление подложных документов или заведомо ложных сведений о себе при поступлении на службу(например, сведений о том, что он является гражданином РФ, хотя в действительности, он является гражданином другого государства) или о своих доходах.

Иные ограничения, которые связаны с поступлением на гражданскую службу, а также ее прохождением, могут быть установлены только федеральными законами.

Так, установлены дополнительные ограничения для дипломатической службы в системе Министерства иностранный дел РФ.

Например, гражданин не может быть принят на должность дипломатического работника в случае, если он является гражданином другого государства или его супруг не является гражданином России.

В целях противодействия коррупции дополнительным ограничением для граждан, замещавших должности, включенные в утвержденный перечень, является условие о возможности в течение двух лет после увольнения со службы работать только с предварительного согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих.

Такое согласие необходимо, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в служебные обязанности служащего.

.2 Специфика ответственности государственных служащих

В целях контроля за соблюдением служащими запретов и ограничений установлена целая система государственных мер и действий, которые обязаны предпринимать служащий.

Так, в случае выявления неполных или недостоверных сведений о доходах служащего или членов его семьи, он подлежит увольнению в связи с утратой доверия.

Судебная практика последних лет свидетельствует о том, что имеют место случаи, когда сведения о доходах и расходах служащего не совпадают, между ними имеются противоречия.

Например, служащий представил сведения о доходах в размере 500000 рублей, а о расходах (приобретение автомобиля) - в размере 1500000 рублей, указав, что 1000 000 рублей получил в дар от родственника. Однако в ходе проверки факт дарения денежных средств не нашел подтверждения, в результате автомобиль стоимостью более 1 000000 рублей был изъят в доход государства, а служащий - уволен.

Помимо этого, установлена обязанность принимать меры по предотвращению любых ситуаций, связанных с возможностью наступления конфликта интересов; а при возможности их предотвратить - незамедлительно письменно уведомить руководителя.

Впервые в российской практике закон обязывает служащих уведомлять представителя нанимателя и органы прокуратуры обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

В случае, если у служащего возникла личная заинтересованность, которая может привести к конфликту интересов, он обязан письменно проинформировать об этом работодателя. Кроме того, служащий обязан принимать меры, чтобы не допустить какой-либо возможности возникновения такого конфликта.

Для соблюдения требований к служебному поведению служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственных органах создаются соответствующие комиссии. Если служащий, являющийся стороной конфликта, не принял мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, он подлежит увольнению со службы.

Закон установлена ответственность за нарушение ограничений, налагаемых на гражданина, замешавшего должность государственной службы, после ухода со службы.

Если гражданин, в течение двух лет после увольнения с должности, включенной в утвержденный перечень, без согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих замещает должность в коммерческой организации, либо если в этот же срок после увольнения со службы он не уведомил о своем трудоустройстве работодателя по последнему месту службы, то трудовой договор, заключенный с указанным гражданином, будет расторгнут.

За совершение коррупционных правонарушений установлена не только дисциплинарная, но уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено права занимать определенные должности государственной или муниципальной службы. В Уголовном кодексе РФ составы преступлений, подходящие под определение понятия «коррупция», нашли отражение в главах 23 и 30 объединяющих преступления против государственной службы.

Выводы по третьей главе:

. Для служащих с учетом их правового статуса и служебных полномочий законом предусмотрена система запретов и ограничений.

. Меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений подтверждают, что повышенные требования к служащим неразрывно связаны с более жесткими мерами ответственности к данной категории служащих.

. Рассмотренные меры ответственности являются одним из основных направлений повышения эффективности деятельности государственных органов. Это позволит предупреждать и устранять обстоятельства, способствующие коррупции и злоупотреблениям на государственной службе.

Заключение

Проведенное в данной работе исследование позволяет сделать следующие выводы.

Федеральным законодателем установлены основные принципы и правила поступления на государственную службу, а также правиле ее прохождения. Исследованные в работе достаточно жесткие рамки поведения, установленные для государственного служащего, а также условия, при наличии которых гражданин не может быть принят на государственную службу, а принятый - находиться на ней, позволяют сделать вывод, что система запретов и ограничений позволяет служащим исполнять свои функциональные обязанности в интересах государства.

Результативность борьбы с коррупцией во многом зависит от того, насколько выявлены ее причины и условия. Представляется, что на современном этапе развития России основными причинами коррупции являются несоблюдение органами государственной власти законодательства, слабость гражданского общества, необоснованное дублирование функций и полномочий в деятельности различных органов государственной власти. Процесс искоренения причин коррупции состоит в формировании современного правового государства, укреплении эффективной рыночной экономики, развитии гражданского общества, а также создании условий для развития свободной и ответственной личности.

Существенную роль в этом процессе играют служащие органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку им делегируются определенные властные полномочии, необходимые для реализации функций управления, оказания населению тех или иных государственных услуг. Поэтому им необходимо действовать не в своих личных интересах, а исключительно в интересах государственного органа. Любой гражданин, который хочет поступить на службу государству, должен понимать, что это связано с возможностью коррупционного риска.

Вместе с тем, требует дальнейшей разработки и совершенствования правовой институт личной заинтересованности служащего для установления наличия конфликта интересов. В процессе исполнения служащим своих служебных обязанностей зачастую возникает ситуация, заключающаяся в противоречии личной позиции служащего позиции государственного органа, либо в противоречии цели или средств ее достижения в данных обстоятельствах, либо в несовпадении интересов, желаний сторон. Поскольку органы власти, равно как и государство в целом - это публичные образования, и их основная цель - выразить интересы населения субъекта РФ, поэтому может возникнуть конфликт между публичным интересом государства, его органов и частным интересом гражданина, конкретной организации. Такой конфликт называется конфликтом интересов, урегулирование которого является одним из приоритетных направлений борьбы с коррупционными правонарушениями.

Однако конфликт интересов и коррупция - понятия не тождественные, и иногда конфликт интересов возникает в отсутствие коррупционной составляющей, и наоборот. На наш взгляд, целесообразно расширить правовое регулирование в части разделения понятия личной заинтересованности на две формы (прямую и косвенную), четко определить круг третьих лиц, в интересах которых может действовать служащий, установить четкие критерии отнесения конкретной ситуации к конфликту интересов. Устранение названных недостатков будет способствовать формированию единообразной правоприменительной практики, основанной на объективном подходе.

Деловая репутация служащих определяется уровнем культуры и правосознания, основанным на нормах этики и морали. На деловую репутацию, деятельность и поведение служащего оказывает влияние его профессиональный менталитет. В этой связи необходимо сформировать специфическую систему ценностных ориентаций, влияющих на нормативность поведения служащих.

Библиографический список

1.Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М. : Приор, 2001. - 32 с.

2.Гражданский Кодекс РФ (части первая и вторая) : офиц. текст // Собр. законодательства РФ. - 1994. - №32. - 1996. - №5. - Ст. 410.

.Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»: офиц. текст // Парламентская газета.- 2003.- № 98.

.Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: офиц. текст // Собр. законодательства РФ.- 2004.- № 31.- Ст. 3215.

5.Федеральный закон <garantf1://98888.0> от 27 июля 2010 г. N205-ФЗ (ред. от 05.10.2016) «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранный дел Российской Федерации». Российская газета, № 168, 30.07.2010.

.Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 (ред. от 16.07.2009) «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»: офиц. текст

.Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 112 (ред. от 13.04.2014) «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации». офиц. текст

8.Указ Президента РФ от 27 сентября 2005 г. № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих»: офиц. текст

9.Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»: офиц. текст Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 04.12.2014. офиц. текст

.Закон Томской области от 9 декабря 2005 г. № 231-ОЗ «О государственной гражданской службе Томской области». Принят постановлением Государственной Думы Томской области от 24 ноября 2005 г. N 2644.:офиц. текст //Официальные ведомости Государственной Думы Томской области (сборник нормативных правовых актов).- 2005.- N 48(109)-II.

.Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 4 квартал 2013 г., утв. Президиумом Верховного Суда РФ. офиц. текст: СПС Консультант Плюс.

.Авакьян С.А. Современные проблемы организации публичной власти. Монография. / С.А. Авакьян. - М.: Юстицинформ. - 2015. -460с.

.Астанин В.В. Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков в деятельности государственных служащих. /В.В. Астанин. - М.: Европ. учеб. ин-т МГИМО (У) МИД РФ. - 2011. - 280с.

14.Бестужева А.С. Актуальные проблемы мотивации и стимулирования труда государственных гражданских служащих. /А.С. Бестужева. - М.: Юстицинформ. - 2014. -328с.

.Бахрах Д.Н., Административное право. Учебник. / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - М.: Юстицинформ .- 2015. -280с.

.Воробьев Н.И., Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный). / Н.И. Воробьев, В.А. Галкин, М.М. Мокеев, И.Н. Осипова, А.Б. Юдина. -Специально для системы ГАРАНТ. -2014. - 540с.

17.Государственная и муниципальная служба России: история и современность: учебное пособие /под ред. В.Г. Игнатова. - 5-е изд., доп. и перераб. - Ростов-на-Дону: Феникс. -2015. - 360с.

18.Едкова Т.А. Противодействие коррупции в федеральных органах исполнительной власти: научно-практическое пособие./ Т.А. Едкова, Н.В. Кичигин, А.Ф. Ноздрачев.- «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ», -2013- 384с.

19.Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: Учебник. - М.: Проспект, -2014-365с.

.Зорькин В.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / В.Д. Зорькин, Л.В. Лазарев. - М.: Эксмо.- 2015 - 290с.

.Комахин Б.Н. К вопросу о процедурах прохождения государственной службы в контексте модернизации государственного управления /Б.Н. Комахин // Административное и муниципальное право. -2012. -№ 9. - С.5-8.

.Костенников М.В. Административно-правовое регулирование противодействия коррупционным рискам в системе государственной службы. / М.В. Костенников, А.В. Куракин, А.В. Марьян. -М.: Домодедово. -2014. - 420 с.

.Лазарев Б.М. Государственная служба./Б. М. Лазарев.- М., -2014.- 470с.

.Пархоменко А.Г. Государственная власть в Российской Федерации: Монография. /А.Г. Пархоменко, З.Д. Софрина. - М: ЮРКОМПАНИ.-2014. - 352с.

.Прокофьев С.Е. Современные кадровые технологии в органах власти: монография. / С.Е. Прокофьев, А.М. Беляев, С.Г. Еремин. - М: Юстицинформ.- 2015. -260с.

26.Трофимова A.M. Особенности профессионального развития государственных гражданских служащих. / А.М. Трофимова. - М.: Юстицинформ. -2015- 340с.

Похожие работы на - Виды государственной службы в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!