Здравоохранение в системе национальной безопасности страны

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,63 Кб
  • Опубликовано:
    2017-11-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Здравоохранение в системе национальной безопасности страны

Содержание

Введение

. Теоретические аспекты обеспечения национальной безопасности

.1 Феномен национальной безопасности

.2 Современные представления о национальной безопасности

. Здравоохранение в системе национальной безопасности страны

.1 Механизм взаимосвязи национальной безопасности страны и здоровья населения

.2 Анализ современного состояния здравоохранения РФ

. Основные направления улучшения обеспечения здравоохранения населения в целях повышения безопасности населения

.1 Цели и задачи здравоохранения в области обеспечения национальной безопасности

.2 Улучшение обеспечения здравоохранения населения в целях обеспечения национальной безопасности

Заключение

Библиографический список

Введение

Здоровье имеет первостепенное значение не только для каждого, отдельно взятого индивида, но и для государства в целом. Здоровый человек - работоспособен, он развивается как личность, его не одолевают депрессии. Следовательно, здоровая нация - это и трудоспособное население, и благоприятная демографическая ситуация. Без преувеличения можно сказать «здоровье нации - основа национальной безопасности».

Система национальной безопасности - одно из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к вопросам национальной безопасности и формированию действенных механизмов ее обеспечения.

Не последнюю роль здесь играет здравоохранение. В целом, как уже отмечалось, национальная безопасность и здравоохранение тесно связаны между собой, имея общий предмет - жизнь и здоровье человека, и общую цель - охрана и защита человека и нации.

Существенная значимость охраны здоровья как основополагающего условия жизни общества признается в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а ст. 2 Конституции РФ называет охрану здоровья граждан в числе наиболее важных обязанностей российского государства.

Понятие «охрана здоровья» включает в себя систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Первоочередную роль здравоохранения в вопросе обеспечения национальной безопасности подтверждает и «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», в которой здравоохранение занимает отдельное место.

Вышсказанное объясняет актуальность темы курсового проекта - современные аспекты обеспечения национальной безопасности в сфере здравоохранения.

Объектом исследования является система здравоохранения России.

Предмет исследования - современные аспекты системы здравоохранения и национальной безопасности России.

Степень научной разработанности темы. Теоретические и методологические аспекты по вопросам экономической безопасности отражены в трудах отечественных специалистов: Т.В. Ерохиной, Ю.Л. Шевченко, Н.В. Черемисиной, М.И. Ивлиева, Д.Д. Талалаева, А.А. Куковского, А.В. Петрова, Е.Е. Румянцевой, А.И. Долговой, А.Я. Гуськова, и других авторов.

Теоретико-методологической основой исследования магистерской диссертации послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области здравоохранения, обеспечения национальной безопасности, управления и права. Для анализа состояния здравоохранения были использованы статистические данные Росстатата, представленные на официальном сайте.

Теоретическая база. В ходе исследования использована система общенаучных методов диалектического познания, системного и факторного анализа. При решении конкретных задач использовались элементы теории управления, экономико-статистические, расчетно-конструктивные методы исследования, метод экспертных оценок.

Цель работы: теоретическое исследование категории «здравоохранение» и определению его места в системе национальной безопасности государства.

Задачи исследования:

рассмотреть феномен национальной безопасности;

изучить современные представления о национальной безопасности;

исследовать механизм взаимосвязи национальной безопасности страны и здоровья населения на современном этапе;

- проанализировать современное состояние здравоохранения Российской Федерации;

- определить цели и задачи здравоохранения в области обеспечения национальной безопасности;

выявить направления улучшение обеспечения здравоохранения населения в целях обеспечения национальной безопасности.

1.Теоретические аспекты обеспечения национальной безопасности

.1 Феномен национальной безопасности

Понятие «безопасность» до сих пор имеет сложный, широкий и дифференцированный смысл [3, с.577]. Все множество определений безопасности, представленных мыслителями разных научных школ и направлений, можно объединить в группы, в рамках которых безопасность рассматривается [3, с.578]:

как защищенность или состояние защищенности;

как отсутствие опасности;

как свойство (атрибут) системы;

как состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к выживанию и развитию.

Потребность четкой дифференциации представлений о безопасности, выработка определений ее конкретных видов и составляющих, а также развитие таких направлений исследований, которые могли бы способствовать продвижению вперед в конкретных областях правовых знаний, предлагая свои выводы для их прикладного применения, обусловливает необходимость интегративного подхода, где ключевую роль должно сыграть понятие «национальная безопасность» [10].

Термин «национальная безопасность» появился совсем недавно в США после Второй мировой войны и окончательно утвердился с принятием в США в 1947 г. закона о национальной безопасности.

Характеризуя феномен национальной безопасности, официальные документы, являющиеся основой концепции национальной безопасности Соединенных Штатов, в качестве важнейшей цели национальной безопасности называли самосохранение нации как особой культурно-исторической, политической общности, что подразумевало защиту государственного строя, национальных идеалов, традиций, стиля жизни [4].

В послевоенной России национальная безопасность отождествлялась с безопасностью государственной власти («политическая безопасность») и международной безопасностью («внешняя безопасность» и «военная безопасность»). С середины 80-х гг. XX в., в условиях перестройки, в понятие национальной безопасности кроме традиционных (военных и политических) аспектов стали включать и иные, в частности, гуманитарные, экономические, экологические.

В современных условиях национальные и государственные интересы не воспринимаются как тождественные, а приоритет интересов личности и общества по отношению к интересам государства получил конституционное закрепление. В 1992 г. принят Закон Российской Федерации «О безопасности», а понятие «государственная безопасность» утратило свое значение [5].

Основа формирования правовой базы системы обеспечения национальной безопасности в стране - Совет Безопасности Российской Федерации с четко обозначенными функциями [7]. В декабре 1997 г. Указом Президента России была утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации.

Понятие национальной безопасности впервые было закреплено в ст. 1 Закона РФ «О безопасности», в котором безопасность предстает как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». В такой постановке вопроса «безопасность» выступает как некая философская категория, абстрактная форма выражения состояния жизнеспособности и жизнестойкости объектов.

Это определение не носит конкретного исторического характера и не несет в себе прямого действия ни при постановке задач по данной проблеме, ни по основным направлениям их реализации.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации «национальная безопасность» рассматривается как состояние защищенности личности, общества и государства от возможных внутренних и внешних угроз, которое достигается совокупностью действий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций и человека на основе законов и иных правовых актов в обеспечение суверенитета, единства и неделимости территории России, стабилизации и последующего социально-экономического и духовно-нравственного развития. Это определение носит конкретно-исторический характер и характеризует национальную безопасность как целостную, относительно самостоятельную и устойчивую систему.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Глобализация оказывает значительное влияние на происходящие в мире процессы. Эти процессы имеют отношение и к происходящему в нашей стране. Россия - уникальная многонациональная и многоконфессиональная страна. Несовпадение интересов государств, конкуренция, направленная на усиление влияния на мировую политику, создает прямую угрозу национальной безопасности нашей страны.

Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах [9].

Положение России на мировой арене в настоящий момент можно расценивать как двойственное. С одной стороны, Российская Федерация интегрируется в мировую экономику, включается в проблемы международной безопасности, расширяет сотрудничество с многими странами. С другой стороны, определенные иностранные государства активизируются для ослабления положения России, игнорируют ее интересы, провоцируют конфликтные ситуации с другими странами.

В современных условиях национальная безопасность рассматривается как социальное явление, которое включает в себя множество аспектов, закрепленных правом, как состояние, которое аккумулирует множество видов ущерба, а также возможных представлений об угрозах и их последствиях [10].

.2 Современные представления о национальной безопасности

Новым этапом формирования теории национальной безопасности РФ можно считать опубликование Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, которая является официально признанной системой стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности на долгосрочную перспективу.

В указанной Стратегии национальная безопасность определена как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» [11].

Угрозы, вызванные «арабской весной», кризисом на Украине, общим обострением отношения к России стран, входящих в блок НАТО, побудили Президента РФ дать указание о корректировке Стратегии национальной безопасности России с учетом всего спектра рисков, от политических до информационных.

Новая редакция Стратегии национальной безопасности России была утверждена Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 года № 683. В данном документе национальная безопасность определена как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности [9].

Таким образом, необходимая правовая база, определяющая содержание национальной безопасности, сформирована в соответствии с вызовами времени. В этой связи возникает вопрос: а как представители политико-правовой элиты в российских регионах воспринимают категории национальной безопасности?

Ответ на данный вопрос можно получить, изучив материалы социологического опроса по проблемам национальной безопасности, проведенного в 2016 году.

Анализ данных материалов показывает, что представления экспертов о национальной безопасности достаточно противоречивы, что объясняется неоднократным изменением данного понятия в течение последних лет. Большинство респондентов понимают под национальной безопасностью «состояние защищенности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства».

В числе актуальных направлений безопасности эксперты выделили безопасность труда, пожарную безопасность, безопасность культуры, миграционную безопасность, демографическую безопасность, безопасность на транспорте. Представляется, что проблемы, существующие сегодня в безопасности культуры и демографической безопасности, порождают большинство проблем безопасности, характерных для современной обстановки.

В качестве приоритетной модели политического управления, которая реализует основной концепт национальной безопасности, половина экспертов выделила демократическую модель. Сторонников либеральной модели оказалось порядка 9%. Треть экспертов предпочли бы более решительные меры государства, ограничивающие часть прав и свобод личности, и расширение централизованных функций и действий государства, позволяющих более энергично обеспечивать интересы национальной безопасности.

Национальная безопасность зависит от многих факторов, однако на разных исторических этапах доминанты меняются. Например, еще совсем недавно, в 2014 г., на первый план выходили международная ситуация, внешняя политика России. Это пример временного явления. Острая фаза «украинского конфликта» началась и практически завершилась в течение одного года. Сегодня вновь актуализировались внутренние экономические и социальные проблемы России.

Особое место в структуре национальной безопасности занимает социальная безопасность, а среди факторов, способствующих ее обеспечению, в качестве приоритетных можно выделить здоровье населения.

2. Здравоохранение в системе национальной безопасности страны

.1 Механизм взаимосвязи национальной безопасности страны и здоровья населения

Понятие «национальная безопасность» охватывает такие аспекты жизнедеятельности, как, например, «защита жизни, здоровья». Более того, безопасность адекватных здоровья определена как один центров из семи компонентов оказание безопасности человека.

Факторами обеспечения смерт национальной безопасности сделать в сфере здравоохранения умирают являются:

повышение скрининговых показателей продолжительности принимать жизни, снижение среднем инвалидности и смертности;

улучшение опробуем качества профилактических степени мер и своевременность оказания пугает квалифицированной медицинской соответственно помощи, в том медицины числе высокотехнологичной;

совершенствование способные стандартов медицинской помощи помощи, а также франции контроля качества, привлечение эффективности и безопасности россии лекарственных средств.

Основными среди направлениями обеспечения безусловн национальной безопасности россии в сфере здравоохранения развитие и здоровья нации России анализируемом являются увеличение мощности роли профилактических достаточно мер системы договорной здравоохранения, обеспечение комплексность сохранения и укрепления здоровья здоровья человека, пугает совершенствование в качестве россия основы жизнедеятельности сделать общества института придание семьи, охраны период материнства, отцовства степени и детства.

Анализируя положения Стратегии помощи национальной безопасности отражают Российской Федерации россии до 2020 г. попробуем сформулировать следуя некоторые меры, способные непрерывность содействовать укреплению опробуем национальной безопасности анализируемом в сфере здравоохранения возм и здоровья нации.

Прежде телекомму всего, это привлечение повышение качества реорганизация и доступности оказания составляет медицинской помощи жалобы посредством использования составляет современных информационных возм и телекоммуникационных технологий; непрерывность оказание государственной выраженной поддержки в осуществлении наблюдаем перспективных разработок умирают в различных сферах швейцарии медицинской и фармацевтической деятельности; несмотря проведение этот модернизации экономических только механизмов функционирования болезни здравоохранения и развитие рассмотрим материально-технической базы федерации медицинских организаций здоровья государственной и муниципальной который систем здравоохранения цинского с учетом региональных учрежде особенностей.

Так же, к факторам социального характера, влияющим на безопасность населения в сфере здравоохранения необходимо отнести демографические процессы, приводящие к депопуляции, являются ключевой проблемой, расцениваемой в качестве угрозы. Долговременная затяжная депопуляция ставит под сомнение «бессмертие» популяции - главную цель демографической безопасности, поэтому разлад механизма воспроизводства населения относится к основным угрозам национальной безопасности. Здоровье населения находится в тесной взаимосвязи с показателями демографического развития территории. В конечном итоге здоровье - это способность популяции к воспроизводству, непрерывному возобновлению поколений и реализации их жизненного и трудового потенциала на этапах развития: от зарождения жизни до ее завершения в возрасте естественной продолжительности жизни или преждевременно от болезней и травм.

Повышение эффективности государственного управления общественным здоровьем является одним из ведущих факторов национальной безопасности. Актуальным этот вопрос представляется в связи с тем, что общественное здоровье наиболее ярко отражает экономический и социальный потенциал страны, обусловленный воздействием комплекса факторов окружающей среды и образа жизни населения, позволяющий обеспечить оптимальный уровень качества и безопасность жизни людей. Как отмечает Б.Б. Прохоров, общественное здоровье отражает не только совокупность индивидуальных приспособительных реакций каждого отдельного человека, но и способность всей общности наиболее эффективно работать, защищать страну, помогать старикам и детям, охранять природу, а также воспроизводить и воспитывать новые поколения, т.е. поддерживать национальную безопасность государства. В современном обществе не только социально-экономические факторы оказывают влияние на общественное здоровье, но и общественное здоровье воздействует на социально-экономическое развитие.

Таким образом, здоровье населения - важнейшая ценность человечества и неизменная составляющая общественного развития, отражающая структурно-морфологическое, функциональное и социально-генетическое единство групп людей, ведущих определённый образ жизни. Решение проблемы сохранения и улучшения здоровья как на индивидуальном, так и на популяционном уровне является одним из приоритетных и наиболее востребованных направлений государственной политики, К сожалению, очень на сегодняшний день этом в системе здравоохранения медицинской Российской Федерации который сложилась не самая период благоприятная обстановка. Это охрану отражают и основные статистические мощности показатели здоровья сред населения.

Однако на современном этапе развития для России характерны параметры общественного здоровья, представляющие угрозу национальной безопасности. Так, ожидаемая продолжительность жизни сопоставима с показателями развивающихся стран Африки, коэффициент младенческой смертности превышает среднеевропейский уровень, суммарный коэффициент рождаемости не обеспечивает простое замещение поколений.

2.2 Анализ современного состояния здравоохранения Российской Федерации

Итак, очень на сегодняшний день этом в системе здравоохранения медицинской Российской Федерации который сложилась не самая период благоприятная обстановка. Это охрану отражают и основные статистические мощности показатели здоровья сред населения. Рассмотрим их.

Основным проверенных показателем здоровья коллизий населения является пациентов средняя ожидаемая оказание продолжительности жизни. По соответ данным ООН эффективности в 2016 г. этот скрининговых показатель в России числа составил 69,1 года. Это достаточно довольно низкий только показатель. В общем учреждений рейтинге ООН процесс по данному показателю медицинской наша страна этот заняла лишь 124 место данной из 192 возможных. Если различных сравнить данный стране показатель в России является и странах-лидерах рейтинга, систему то можно без обеспечение сомнения судить учрежде о явных проблемах числа в здравоохранении нашей успешного страны. Так, помощи в Японии в среднем учрежде живут 83,6 года, процесс во Франции - 81,7 года, несмотря а в США - 78,7 года [2].

Таким развитии образом, в России различных живут в целом придание на 10-14 лет права меньше, чем таблице в развитых странах [2]. различных

Но степени есть и положительные процессами моменты по данному права показателю. Так, муниципальные по данным Росстата, с 2010 г. показатель анализируемый средней продолжительность сделать жизни неуклонно службами растет (табл. 1).

Таблица 1

Динамика были средней продолжительности развитие жизни в России федерации за 2010-2016 гг.

ГодВсегов % к предыдущему периодуМужчиныв % к предыдущему периодуЖенщиныв % к предыдущему периоду201067,6 101,561,4101,774101,0201167,9 100,461,9100,874,2100,3201268,7 101,262,8101,574,7100,7201368,9 100,363100,374,8100,1201469,8101,3 64101,675,6101,1201570,2 100,664,5100,875,8100,3201670,8 100,965,1100,976,3100,7

Таким данным образом, можно договорной сделать вывод, опробуем что средняя россии продолжительность жизни повышение в стране из года стоит в год, хоть национальной и небольшими темпами, показатель но растет (в среднем совре около 1 %). Это каждый говорит нам приоритетное о развитии системы здравоохранения населения в стране, но это показатель первые шаги делил развития в правильном отцовства направлении, поскольку болезни отставание по данному россии показателю от стран-лидеров является колоссальное.

На систему здравоохранения степени оказывает влияние безусловн такой статистический анализируемом показатель, как среднем уровень смертности енно населения (табл. 2).

Таблица 2

Уровень делил смертности в РФ в 2010-2016 гг.

ГодыУмерло, чел.Темп роста, %Абсолютный прирост, челУмерло в расчете на 1000 чел. населенияцепнойбазис.цепнойбазис.чел.в % к предыдущему периоду20102 165 742----15,21-20112 080 962 100,0496,09894,00- 84780,0014,67100,1420122 013 590 96,7692,97-67372,00-152152,0014,296,8020132 030 963 100,8693,7817373,00-134779,0014,32100,8520141 925 036 94,7888,89- 105927,00-240706,0013,594,2720151 898 836 98,6487,68-26200,00-266906,0013,398,5220161 878 269 98,9286,73-20567,00-287473,0013,198,50

За граждан период с 2010 по 2016 гг. в медицины целом смертность этом в России снижалась, должительность исключением стали 2012 и 2014 гг., процессами когда смертность этот выросла по сравнению россии с прошлым годом показатель на 0,04 и 0,86 %, пищита соответственно. Однако, россии если оценивать поиск ситуацию в целом, скрининговых то наблюдаем снижение несмотря смертности за данный явных период на 287473 тыс. чел. (или несмотря на 13,27 %), должна что является принимать хорошей тенденцией есть и свидетельствует об улучшении улучшение здоровья нации. Все рассмотрим же стоит заметить, что доступности показатель смертности этот в 2016 г. достаточно высокий. В были развитых странах функции данный показатель медицины существенно ниже. Так, муниципальной к примеру, в Швейцарии медицины на 1000 человек таким населения приходится приоритетное только 8 умерших, швейцарии во Франции - 8,7, проверки в Японии - 9,0, эффективности тогда как были в России каждый умирают 13,7 на способные каждые 1000 человек доля населения [2].

«Лидером» в проверенных причинах высокой россия смертности граждан минимум России являются были болезни системы должна кровообращения (58 % от соответственно общего числа охраны умерших в 2016 г.). В 2016 г. каждый реорганизация второй россиянин должна умер по причине этот болезней кровообращения, медицинской а именно 998523 чел. Эта пациентов цифра катастрофична, таким даже несмотря проблему на постоянное снижение жалобы умерших по данной граждан причине болезней россии за последние годы (к россии примеру, в 2010 г. болезни следуя системы кровообращения есть стали причиной должна смерти 1224644 чел.). Второе придание место в причинах медицинской смертности занимают выраженной новообразования (онкологические негодов заболевания) - в 2016 г. по этой россии причине умерло 228846 чел. (17 % от коллизий общего числа франции умерших). Безусловно, коллизий вышеперечисленные данные позволяющего характеризуют состояние болезни российской медицины медицинской с отрицательной стороны.

Несмотря проведение на то, что комплексность медицина в России достаточно отстает по развитию шаги данной сферы данной от развитых стран, частные что в России разви высокая смертность развитие и низкая ожидаемая франции продолжительность жизни, частные в стране наблюдается россии постоянное сокращение уровень больничных учреждений, проведение а также сокращаются анализируемом расходы на медицину (табл. 3) [6].

Таблица 3

Показатели, составляет характеризующие систему дняя здравоохранения в Российской который Федерации в 2010-2016 гг.

Показатели2010 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.2016 г.Число больничных учреждений5 993 5 8775 7055 5085 2685 006Обеспеченность больничными койками на 10 тыс. населения92,4 90,188,185,884,181,5

На россии основании данной пациентов таблицы можно развитии сделать вывод, развитие что государство оказание несильно заинтересовано является в развитии медицины. Особенно непрерывность пугает то, проверенных что буквально есть за 5 лет обеспеченность помощи больничными койками дательному на 10 тыс. населения одной упала с 92,4 до 81,5.

Государственные учрежде и муниципальные медицинские когда учреждения подвергались среднем проверкам по жалобам придание в 54% (3 394) случаев, повышение были привлечены позволяющего к административной ответственности этой в 22% (1360) случаев. Частные числа организации и индивидуальные уровень предприниматели подвергались штат проверкам по жалобам права в 71% (866) случаев, эффективности были привлечены этом к административной ответственности только в 37% (455) случаев.

В этой таблице 4 приведена негодов динамика показателей позволяющего по годам. В явных анализируемом периоде муниципальные наблюдается значительный соответ рост числа явных жалоб граждан, процессами что свидетельствует частные о неудовлетворенности населения рассмотрим медицинскими услугами. Количество ними внеплановых проверок пропорционально увеличивалось, непрерывность сохраняя долю таблице проверенных жалоб. Однако проведение рост количества пациентов проверок привел показатель к снижению их результативности, принципах выраженной в доле были привлечения лицензиатов есть к ответственности по итогам возм проверок.

Таблица 4

Динамика показателей среднем проверок по жалобам государственных учрежде и муниципальных медицинских когда учреждений за 2014-2016 гг.

№Показатель (среднемесячное проверки значение)2014 г.2015 г.2016 г.7ажалобы пациентов1752664327bпроверки были по жалобам951562497cпривлечение к ответственности506783рост ними числа жалоб, 7а/7а 2008 отражают 52%147%доля россии проверенных жалоб 7b/7a54%59%58%результативность таким проверок 7c/7b53%43%33%

Следуя по пути россии построения демократического правового сотрудничества социального государства, улучшение Россия взяла есть на себя обязательства муниципальной по охране здоровья приоритетное граждан (ст. 7, 41 Конституции негодов РФ), создавая охрану при этом безусловн соответствующие правовые телекомму механизмы.

С одной скрининговых стороны, в условиях охраны нового типа когда российской государственности конституции появляется возможность поиск оптимизации правового муниципальные регулирования здравоохранения. С таблица другой стороны, должно этот процесс следуя сопровождается возникновением развитие целого ряда различных правовых проблем, таблице которые в значительной коллизий степени препятствуют штат реализации конституционных данным положений, гарантирующих должно право каждого данным гражданина на охрану енно здоровья.

С учетом уровень результатов современных этом исследований в этой придание области можно россии выделить следующие уровень актуальные проблемы цинского правового регулирования мощности здравоохранения.

Проблемы конституционных период гарантий права россии граждан на охрану помощь здоровья обозначил числа А.Е. Черных, доступность который связывал их федерации с незавершенностью соответствующего опробуем законодательства, в частности, способные с наличием в нем качестве пробелов, коллизий и противоречий [10].

А.Н. Пищита среди реорганизация проблем правового данной регулирования здравоохранения показатель выделил проблемы скрининговых законодательного и научно-теоретического франции уровней. К законодательному франции уровню он отнес соответственно проблему совершенствования скрининговых нормативно-правовой базы скрининговых сферы охраны медицины здоровья, а к научно-теоретическому - проблему показатель проведения качественных негодов теоретико-правовых разработок, развитии посвященных признанию россии медицинского права реорганизация как самостоятельной стране отрасли [8].

В.Е. Негодов исследовал процесс вопросы правового стоит регулирования организации граждан и управления процессами делил модернизации здравоохранения достаточно в Российской Федерации. При оказание этом он установил, таблице что основная проверенных проблема заключается негодов в отсутствии межотраслевого таблица законодательства, позволяющего развитии систематизировать правовое растет регулирование всех муниципальные инновационных процессов и помощи процессов модернизации, когда возникающих на стыке принимать различных отраслей россии права [7].

3. Основные направления улучшения обеспечения здравоохранения населения в целях повышения безопасности населения

.1 Цели и задачи здравоохранения в области обеспечения национальной безопасности

Основные ориентиры и направления деятельности, касающиеся повышения качества и уровня жизни, сохранения и укрепления общественного здоровья населения изложены и официально закреплены в ряде стратегических документов. К их числу относятся «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года», «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». Приоритетные цели и направления документов в вопросе обеспечения охраны и улучшения качества здоровья населения приведены в таблице 5.

Нормативно-правовое обоснование важности решения вышеобозначенных вопросов изложено в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., где они входят в число официально признанных стратегических приоритетов. В «Стратегии национальной безопасности РФ на период до 2020 года» обозначены приоритетные цели и задачи обеспечения безопасности в области здравоохранения и здоровья нации и направления государственной политики по повышению эффективности управления общественным здоровьем на среднесрочную и долгосрочную перспективу, актуальность которых подтверждается возросшими в последнее время темпами глобализации, ростом внешних и внутренних угроз и рисков для развития нашего государства. Тем не менее, остался ряд таких проблем, как отсутствие органа власти, ответственного за демографическое развитие страны, и чёткой системы индикаторов общественного здоровья с учётом специфики отдельных регионов, а также расхождение существующих федеральных и региональных показателей оценки эффективности управления общественным здоровьем с индикаторами эффективности государственного управления и т.д.

национальный безопасность здравоохранение

Таблица 5

Приоритетные цели в области сохранения и укрепления здоровья населения и направления деятельности по их реализации []

Приоритетные целиКлючевые направления деятельностиПовышение качества жизни населенияСодействие росту благосостояния, сокращению бедности и различий в уровне доходов населения в интересах обеспечения постоянного доступа всех категорий граждан к необходимому для здоровья количеству пищевых продуктов.Обеспечение личной безопасности, а также доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, достойной оплаты актив- ной трудовой деятельности.Обеспечение продовольственной безопасности и гарантированное снабжение населения высококачественными и доступными лекарственными препаратами.Увеличение ОПЖ и снижение смертностиСокращение уровня смертности населения от распространённых заболеваний (в том числе от социально значимых заболеваний) за счёт создания комплекс- ной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики, лечения и реабилитации пациентов с применением передовых технологий, внедрения программ, направленных на предупреждение развития указанных заболеваний.Развитие системы охраны здоровья матери и ребенка на всех этапах оказания медицинской помощи.Формирование эффективной системы пропаганды здорового образа жизни среди населения, особенно среди детей и подростков.Повышение доступности и эффективности оказания первичной медико-санитар- ной и высокотехнологичной медицинской помощи, а также совершенствование системы лекарственного обеспечения гражданУлучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь.Повышение доступности для граждан лекарственных средств на основе сочетания государственных программ лекарственного обеспечения и медицинского страхования граждан и совершенствования государственного регулирования цен на лекарственные средства.Совершенствование службы скорой медицинской и стационарной помощи, её ориентация на использование эффективных методов лечения.Повышение квалификации медицинских работников, развитие инноваций в сфере здравоохраненияОбеспечение подготовки и переподготовки кадров на базе непрерывного образования, повышения профессионального уровня и внедрения передовых медицинских технологий, разработка стандартов подготовки управленческих кадров в системе здравоохранения и реализация образовательных программ.

Стратегия является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации. Для оценки этапов и уровня старения населения ООН была разработана трёхступенчатая шкала, согласно которой при доле лиц в возрасте 65 лет и старше, составляющей в общей численности населения менее 4%, наблюдается стадия «демографической молодости», при 4-7% - стадия «преддверия старения», при 7% и более - стадия «демографической старости». Хотя некоторые положения этого документа вызвали критику в научных кругах, он является базовым для планирования развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в том числе в целях обеспечения достойного уровня и качества жизни населения.

3.2 Улучшение обеспечения здравоохранения населения в целях обеспечения национальной безопасности

Последовательная реализация государственной политики в сфере здравоохранения, выполнение федеральных и региональных медико-социальных программ позволили достичь определенных результатов по сохранению здоровья жителей Российской Федерации, улучшению деятельности системы здравоохранения. Повысилась заинтересованность органов государственной власти, руководителей организаций и предприятий области в решении проблем охраны здоровья граждан.

Однако, несмотря на принимаемые меры, в здравоохранении России остается ряд нерешенных проблем. Среди них сохраняющееся несоответствие между обязательствами государства по предоставлению гражданам России бесплатной медицинской помощи и выделяемыми на эти цели финансовыми ресурсами.

Отмечается недостаточная доступность медицинской помощи, особенно для наименее обеспеченных слоев населения, и высокая дифференциация муниципальных образований в показателях здоровья населения и обеспечении здравоохранения необходимыми ресурсами.

Нарастает коммерциализация государственного и муниципального здравоохранения, одной из причин чего является отсутствие эффективных действующих механизмов государственного регулирования в этой сфере.

Несмотря на выделяемые государством для развития здравоохранения дополнительные финансовые и материально-технические ресурсы, эффективность их использования остается невысокой. Отсутствие адаптированной к рыночным механизмам системы мотивации груда не позволяет сполна использовать имеющиеся резервы работников здравоохранения для повышения объема и качества оказываемой населению медицинской помощи. Остались нерешенными ряд вопросов, связанных с подготовкой и переподготовкой квалифицированных кадров работников здравоохранения, выработкой комплекса мер по их социальной защите. У большей части населения отсутствует мотивированное ценностное отношение к собственному здоровью как к необходимому жизненному ресурсу, что, в свою очередь, оказывается главным фактором, препятствующим формированию среди населения здорового образа жизни.

По-прежнему большое влияние на состояние общественного здоровья имеют поведенческие факторы и вредные привычки: распространенность алкоголизма, табакокурения, отсутствие интереса к занятиям физической культурой среди значительной части населения.

Для успешного решения обозначенных проблем необходимо, что бы приоритетными направлениями совершенствования системы здравоохранения были следующие:

. Сокращение разрыва показателей здоровья населения между отдельными регионами РФ и экономически развитыми странами.

Для решения этой проблемы необходима, прежде всего, реализация следующих мер:

разработка и обеспечение реализации (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях) эффективной государственной политики в сфере охраны здоровья граждан;

введение индекса гуманитарного развития в качестве критерия оценки социально-экономического развития регионов;

проведение анализа причин выявленных различий показателей здоровья населения из разных социально-экономических групп;

введение мониторинга и оценки эффективности мероприятий, осуществляемых с целью ликвидации имеющихся различий показателей здоровья населения в отдельных социально-экономических группах;

обеспечение большей доступности медико-социальной помощи для малообеспеченных групп населения за счет гибкой системы льгот, пособий и др.

. Улучшение здоровья детей, подростков, женщин. От реализации этого приоритетного направления развития здравоохранения во многом зависит ответ на вопрос, сумеет ли Россия в обозримом будущем выйти из демографического кризиса или нет. Для достижения этих задач необходимо выполнение следующего комплекса мер:

расширение и интенсификация профилактической деятельности, включая диспансеризацию детей всех возрастов;

увеличение объемов специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи детям;

внедрение высокотехнологичных методов диагностики и профилактики наследственных заболеваний и врожденных пороков развития у детей;

обеспечение родильных домов современным медицинским оборудованием и специальным санитарным транспортом;

развитие служб планирования семьи и безопасного материнства;

интеграция родовспомогательных учреждений с обшей лечебной и специализированной сетью;

внедрение принципов ВОЗ по интегрированному ведению болезней детского возраста;

внедрение критериев ВОЗ для присвоения статуса «Больница доброжелательного отношения к ребенку»;

приближение служб первичной медико-санитарной помощи к условиям повседневной жизни школьников и подростков (домашняя среда, школы и другие учебные заведения, места отдыха);

разработка и реализация региональных медико-социальных программ по улучшению здоровья подростков, в том числе юношей допризывного и призывного возрастов;

разработка и реализация межведомственных программ по проблемам наркомании, самоубийств, употребления алкоголя, предупреждению несчастных случаев;

реализация концепции ВОЗ по формированию школ, содействующих укреплению здоровья;

внедрение критериев ВОЗ для присвоения статуса «Больница доброжелательного отношения к подростку» и др.

. Сохранение здоровья лиц пожилого возраста. Это приоритетное направление, безусловно, имеет не только медико-социальное, но и политическое значение. Люди, проработавшие десятки лет и достигшие пожилого возраста, вправе требовать от общества более высокого уровня медицинской помощи. В этом случае перед здравоохранением встают задачи по повышению, по крайней мере, на 5-7% показателя средней продолжительности предстоящей жизни, а также увеличению на 30-50% числа людей в возрасте 80 лет, обладающих таким уровнем здоровья, который позволяет им сохранять независимость, самоуважение и надлежащее место в обществе.

Для их решения необходим межсекторальный подход с реализацией следующего комплекса мер:

координация деятельности служб здравоохранения и социальной защиты;

развитие первичной медико-санитарной помощи с учетом реальной потребности пожилых людей;

систематические профилактические меры, направленные на улучшение слуха, подвижности (замена головки тазобедренного сустава), зрения, протезирование зубов;

организация гериатрической службы во всех субъектах РФ;

улучшение качества и доступности реабилитационной помощи;

подготовка специалистов в области паллиативной помощи;

развитие сети больниц для инкурабельных больных (хосписов);

создание условий для достойного ухода пожилых больных людей из жизни (предоставление возможности умирать в том месте, которое они выберут, и в окружении тех людей, которых они хотели видеть, по возможности без боли и мучений) и др.

. Снижение уровня социально значимых заболеваний. Здесь следует отметить необходимость сокращения показателей смертности, связанной с сердечно-сосудистыми заболеваниями, в среднем на 40%; сокращение смертности от злокачественных новообразований различных локализаций, по крайней мере, на 15% и уменьшение смертности вследствие рака легких на 25%; сокращение на 30% числа ампутаций, слепоты, почечной недостаточности и других серьезных расстройств, связанных с сахарным диабетом. В числе этого комплекса задач важнейшими также являются снижение показателей заболеваемости, инвалидности и смертности, связанных с хроническими болезнями органов дыхания, костно-мышечными нарушениями и другими распространенными хроническими болезнями; профилактика психических расстройств и сокращение числа самоубийств, по крайней мере, на 30%; сокращение, смертности и инвалидности в результате дорожно-транспортных происшествий и других несчастных случаев, по крайней мере, на 30%.; обеспечение снижения уровней распространенности и смертности, связанных с ВИЧ-инфекцией, СПИДом и другими заболеваниями, передаваемыми половым путем и др. Для решения этих задач и достижения конкретных результатов необходима реализация комплекса мер, причем дифференцированных по каждому из социально значимому заболеванию в отдельности.

Профилактика и лечение сердечно-сосудистых заболеваний:

разработка и внедрение современных медицинских профилактических технологий для групп высокого риска по развитию сердечно-сосудистых осложнений;

разработка современных методов профилактики, диагностики и лечения артериальной гипертонии и ее осложнений;

разработка научно обоснованных программ по организации восстановительного лечения больных инсультом и острым инфарктом миокарда;

создание эффективной системы профилактики артериальной гипертонии и ее осложнений;

создание системы контроля над ходом выполнения мероприятий по профилактике и лечению артериальной гипертонии;

совершенствование системы государственного регистра больных артериальной гипертонией;

совершенствование методов реабилитации больных артериальной гипертонией и др.

Профилактика и лечение сахарного диабета:

проведение исследований по изучению причин возникновения и механизмов развития сахарного диабета, его осложнений;

совершенствование методов профилактики, диагностики и лечения сахарного диабета;

оснащение диабетологических подразделений специализированных учреждений здравоохранения необходимым оборудованием;

организация работы школ для обучения больных сахарным диабетом;

проведение мониторинга сахарного диабета и его осложнений;

обеспечение функционирования государственного регистра лиц, больных сахарным диабетом;

создание мобильных лечебно-профилактических модулей, внедрение в клиническую практику современных лекарственных средств и диагностических систем и др.

Профилактика и лечение злокачественных новообразований:

строительство и реконструкция специализированных медицинских учреждений, оказывающих помощь населению при онкологических заболеваниях;

проведение исследований в области этиологии и патогенеза злокачественных новообразований;

проведение научных исследований в области профилактики, диагностики и лечения злокачественных новообразований;

информационная поддержка национального регистра веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека;

обеспечение функционирования государственного регистра больных со злокачественными новообразованиями;

совершенствование оказания специализированной медицинской помощи больным со злокачественными новообразованиями и др.

Профилактика и лечение психических расстройств и их последствий:

улучшение психоэмоционального климата в быту и на производстве;

систематическая подготовка участковых врачей, врачей обшей практики по вопросам диагностики и лечения депрессивных состояний;

развитие системы психиатрических палат неотложной помощи;

проведение фундаментальных и прикладных исследований по изучению факторов, влияющих на психическое здоровье;

обучение населения рациональному поведению в экстремальных и стрессовых ситуациях и др.

Профилактика травматизма и смертности в результате дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаев:

совершенствование современной системы санавиации и транспортировки пострадавших в кратчайшие сроки к месту оказания специализированной медицинской помощи;

разработка и внедрение стандартов оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП;

организация обучения персонала служб жизнеобеспечения (МВД, МЧС и др.) оказанию первой медицинской помощи;

обеспечение взаимодействия, при оказании экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП и ЧС, служб здравоохранения, МВД, МЧС, федеральных и региональных органов исполнительной власти;

оснащение современным медицинским оборудованием, санитарным транспортом, средствами связи организаций здравоохранения, принимающих участие в оказании специализированной медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП, несчастных случаев и др. Борьба с ВИЧ-инфекцией:

реализация программ обмена использованных инъекционных игл на новые для лиц, вводящих внутривенно наркотики;

обеспечение широкого доступа к презервативам, другим средствам индивидуальной защиты;

обеспечение безопасности крови с помощью надлежащего скрининга и тестирования донорской крови и препаратов крови;

обеспечение эффективного, анонимного лечения лиц с заболеваниями, передаваемыми половым путем, и др. Профилактика и лечение туберкулеза:

активное выявление больных туберкулезом с помощью микроскопического исследования мокроты и целевых флюорографических осмотров;

проведение на общенациональном уровне и в соответствии с рекомендациями ВОЗ программы борьбы с туберкулезом, основанной на стратегии D-TS;

регулярная и бесперебойная поставка всех основных противотуберкулезных препаратов;

развитие специальных служб наблюдения за населением из таких групп риска, как мигранты, лица без определенного места жительства, ВИЧ-инфицированные и др.

. Сокращение распространенности инфекционных болезней. С учетом последних научных достижений в области эпидемиологии инфекционных заболеваний на ближайшее десятилетие вполне реально достижение следующих результатов:

проведение комплекса противоэпидемических мероприятий по предупреждению распространения гриппа A/HI N1;

снижение показателя распространенности дифтерии до уровня не более 0,1 случая на 100 тыс. населения;

сокращение числа новых случаев передачи вируса гепатита В не менее чем на 80%;

снижение распространенности эпидемического паротита, коклюша и инвазийных инфекций, вызываемых Haem-philus influenzae типа b, до уровня не более 1 случая на 100 тыс. населения;

сокращение показателя распространенности врожденного сифилиса и краснухи до уровня не более 0,01 случая на 1000 живорожденных;

. Обеспечение здоровой и безопасной среды обитания. Приоритетной задачей национальной безопасности становится профилактика природных и техногенных катастроф и борьба с их последствиями. Для решения этих задач в первую очередь необходима реализация следующего комплекса мер:

совершенствование социально-гигиенического мониторинга, интегрированного в структуру органов исполнительной власти и местного самоуправления;

создание геоинформационной системы, отражающей пространственно-временные взаимоотношения факторов среды обитания и здоровья населения;

снижение риска заболеваемости в 1,2-1,4 раза в зависимости от напряженности санитарно-эпидемиологической ситуации при условии снижении антропотехногенной нагрузки на 1,0%;

создание механизма прогностического анализа последствий политических решений в области гигиенической безопасности;

районирование среды обитания с гигиеническим ранжированием территорий по степени опасности негативного влияния на здоровье;

зашита биосферы по критериям допустимой антропотехногенной нагрузки на окружающую природную среду и др.

. Формирование здорового образа жизни. Состояние здоровья населения, как известно, более чем на 50% зависит от образа жизни человека, поэтому формирование здорового образа жизни среди населения служит ключом в решении многих проблем, связанных со снижением заболеваемости, инвалидизации, смертности населения, увеличением средней продолжительности предстоящей жизни. При этом к первоочередным мерам с участием здравоохранения в решении поставленных задач можно отнести следующие:

разработку и принятие «Кодекса здорового образа жизни»;

формирование у населения поведенческих стратегий приверженности здоровому образу жизни;

создание условий для повышения ценностного отношения населения к своему здоровью;

подготовку специалистов по вопросам пропаганды здорового образа жизни;

обучение граждан здоровому образу жизни с помощью информационных программ, специально адаптированных к различным возрастным и социальным группам населения;

организацию школ пациентов (больных бронхиальной астмой, сахарным диабетом, гипертонической болезнью и др.);

развитие служб анонимного лечения алкоголиков и наркоманов;

развитие сети специализированных учреждений по вопросам формирования здорового образа жизни, включая подготовку соответствующих специалистов и др.

. Совершенствование механизмов государственных гарантий в обеспечении населения бесплатной медицинской помощью. Для решения этой задачи целесообразна реализация следующего комплекса мер:

совершенствование законодательства по обеспечению равенства прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, одинаковой по объему и качеству, во всех субъектах РФ;

повышение ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение населения гарантированной бесплатной медицинской помощью;

разработка единых для всех субъектов РФ стандартов (протоколов) ведения больных;

совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей разделение бесплатных и платных медицинских услуг в государственных и муниципальных организациях здравоохранения;

широкая информированность граждан о правах в получении бесплатной медицинской помощи и др.

. Повышение эффективности системы управления и финансирования здравоохранения.

В современных условиях одним из важнейших направлений реформирования здравоохранения служит формирование новой системы управления. Системы, которая обеспечивала, прежде всего, эффективное использование материально-технических, финансовых, кадровых и других ресурсов, направляемых в отрасль. Без решения этой задачи дальнейшее наращивание ресурсного потенциала системы здравоохранения будет не эффективным.

Совершенствование управления отраслью, повышение качества медицинской помощи, эффективное использование ресурсов не мыслимы без разработки и установления соответствующих нормативов, правил, требований, технологических регламентов для производства медицинских товаров и услуг. Особого внимания требует разработка научно-обоснованных подходов к формированию стандартов (протоколов) ведения больных по различным видам медицинской помощи на всех этапах ее оказания. Постановка «на поток» высокотехнологичных медицинских услуг, создание новых медицинских центров, которые позволят сократить сроки ожидания и обеспечат доступность высокотехнологичных видов медицинской помощи пациентам независимо от их места жительства, требуют скорейшей разработки клинических протоколов ведения больных по этим видам медицинской помощи. Принципиально новые подходы должны внедряться для реализации таких важнейших функций управления, как планирование и прогнозирование. Эти подходы должны базироваться, прежде всего, на углубленном изучении здоровья населения, современных методах сбора и обработки информации, эффективных технологиях принятия управленческих решений.

Заключение

Таким образом, муниципальные здравоохранение - это данной неотъемлемый элемент охрану обеспечения национальной опробуем безопасности государства, опробуем посредством которого жалобы достигается безопасность личности, общества и государства в целом.

К сожалению, как отражают основные статистические мощности показатели здоровья сред населения, на современном этапе развития для России характерны параметры общественного здоровья, представляющие угрозу национальной безопасности: низкая продолжительности жизни, высокий коэффициент детской смертности, низкая рождаемость.

Для уровень успешного реформирования уровень системы первичной качестве медико-социальной помощи позволяющего необходимо решение сделать следующих задач:

. Реорганизация функции системы оказания цинского медицинской помощи этой населению: формирование поиск организационной структуры медико-социальной является помощи на принципах одной врача общей таким практики (семейного разви врача) в рамках улучшение имеющейся амбулаторно-поликлинической штат сети:

реорганизация умирают скорой медицинской повышение помощи;

реорганизация пациентов службы интенсивной федерации медицинской помощи осуществлении и реанимации;

формирование населения этапной стационарной разви помощи при позволяющего сокращении ее объемов;

совершенствование пугает реабилитационной помощи;

внедрение помощи системы оценки населения и обеспечения качества коллизий медицинской помощи;

совершенствование пугает и упрощение системы период обязательного медицинского этом страхования, обеспечение россии необходимого уровня показатель финансирования.

. Разработка поиск и совершенствование законодательной доступности базы:

правовое обеспечение коллизий пациентов;

правовое несмотря обеспечение функционирования конституции системы здравоохранения явных и отдельных видов муниципальной медицинской помощи, негодов а также учреждений различных с различными формами смерт собственности;

правовое обеспечение центров деятельности ЛПУ принимать и медицинских работников;

правовое рост обеспечение деятельности сделать общественных организаций;

совершенствование россии правового обеспечения оказание медицинского страхования.

. Реорганизация обеспечения системы подготовки национальной и переподготовки медицинских доступности кадров.

Библиографический список

1.Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс].-Режим доступа: <https://rg.ru>

.Официальный сайт Организации Объедененных Наций. - Режим доступа: <http://www.un.org>

.Губанов В. М., Сатывалдиева Б. Социальная безопасность как социально-исторический феномен // Молодой ученый. - 2015. - №15. - С. 577-581.

.Ерохина Т.В. Роль здравоохранения в системе национальной безопасности //Наука и общество. - [Электронный ресурс].- Режим доступа: <http://elibrary.ru>

5.Идрисов Р.Ф. Государство в обеспечении национальной безопасности России. М, 2011. С. 27-29

.Колокольцев В.А. Обеспечение государственных интересов России в контексте концепции национальной безопасности: Дис. д-ра. юрид. наук. СПб., 2015. - 148 с.

7.Негодов В.Е. Анализ некоторых аспектов правового регулирования реализации программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации. - [Электронный ресурс].- Режим доступа: <http://cyberleninka.ru>

.Пищита А.Н. Поавовые аспекты здравоохранения. - [Электронный ресурс].- Режим доступа: <http://cyberleninka.ru>

.Черемисина Н.В. и др. Здравоохранение России как фактор национальной безопасности //Социально-экономические явления и процессы. - [Электронный ресурс].- Режим доступа: <http://cyberleninka.ru>

.Черных А.Е. Современное состояние законодательного обеспечения реализации права граждан на охрану здоровья. - [Электронный ресурс].- Режим доступа: <http://cyberleninka.ru>

.Улумбекова Г.Э. Как отвечает законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на вызовы системе здравоохранения: аналитическая справка. - М., 2011. - 104 с.

Похожие работы на - Здравоохранение в системе национальной безопасности страны

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!