Гражданство как международно-правовой институт

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,02 Кб
  • Опубликовано:
    2016-11-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Гражданство как международно-правовой институт

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Полоцкий государственный университет»

Кафедра «Теории и истории государства и права»









Курсовая работа

по дисциплине «Международное публичное право»

на тему: «Гражданство как международно-правовой институт»

Студентка 3 курса

гр. 13ПРз

Е.Н. Литовка





Новополоцк 2016 г.

ВВЕДЕНИЕ

Целью курсовой работы является углубление знаний, полученных при изучении дисциплины «Международное публичное право».

Вопросы гражданства относятся к числу сложнейших в государственном строительстве. Гражданство выступает как элемент конституционного статуса; его наличие или отсутствие определяет объем прав и обязанностей личности. Гражданство напрямую затрагивает процессы реализации жизненных планов людей, а, следовательно, и человеческие судьбы. Поэтому проблемы, связанные с ним всегда являются актуальными и злободневными.

Гражданство - правовой институт, характеризующий взаимоотношения человека с государством, под юрисдикцией которого он находится независимо от того, проживает этот человек на территории данного государства или находится вне его пределов.

По своему правовому статусу граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, к примеру тем, что только им принадлежат политические права и свободы.

Существенный отпечаток на институт гражданства в нашей стране накладывает тот факт, что Республика Беларусь является молодым государством. В СССР институт национального гражданства не получил должного развития, т.к. единое союзное государство обеспечивало фактическое и юридическое равноправие в многонациональной стране, а национальный фактор недооценивался. Это привело к негативным последствиям в условиях приобретения и укрепления независимости новых государств.

После распада Союза гражданство явилось важнейшим средством достижения максимальной суверенизации, одним из краеугольных камней организации государства. Данный институт приобрел новую окраску и черты, что во многом обусловлено расширением сферы международных отношений Республики Беларусь с другими странами мира. Такие отношения затрагивают широкий круг проблем гражданства, которые все чаще приобретают международную значимость. От их разрешения зависят экономические, политические, социальные, этнографические и другие вопросы, касающиеся интересов не только отдельных личностей, но и целых групп людей, широких слоев населения, даже государства в целом.

Институт гражданства в Республике Беларусь получил достаточно позитивное развитие. У нас сложились свои традиции, выработаны концептуальные подходы к ряду вопросов. Вместе с тем, особенность данной области права заключается в том, что законодательство о гражданстве очень динамично, оно не предназначено для того, чтобы быть неизменным и «вынуждено» совершенствоваться, исходя из изменений, происходящих в политической, экономической, социальной сферах жизни страны.

1.ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА

Термин «гражданство» был провозглашен и юридически закреплен во французской Декларации прав человека и гражданина в 1789 году. Впоследствии этот институт приобрел международно-правовое значение и стал выражением юридического статуса лица, его государственной принадлежности.

Гражданство - правовой институт, характеризующий взаимоотношения человека с государством, под юрисдикцией которого он находится независимо от того, проживает этот человек на территории данного государства или находится вне его пределов.

Гражданство Республики Беларусь - это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета Республики Беларусь.

Вопросы гражданства в Республике Беларусь регулируются Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, другими актами законодательства и международными договорами Республики Беларусь.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Гражданство Республики Беларусь основывается на следующих принципах:

каждый имеет право на гражданство;

гражданство Республики Беларусь является равным для всех граждан Республики Беларусь независимо от оснований его приобретения;

гражданство Республики Беларусь не может быть предоставлено против воли лица;

никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство;

Республика Беларусь стремится к избежанию случаев безгражданства [1].

Под гражданством в правовой науке принято понимать устойчивую правовую связь лица с государством, порождающую их взаимные права и обязанности. По своему характеру институт гражданства регламентируется нормами национального законодательства и отнесен к суверенным вопросам национальной правовой системы. Однако в отдельных случаях институт гражданства сталкивается и с международным правом. К международно-правовым вопросам гражданства необходимо отнести:

коллизионные вопросы гражданства;

вопросы безгражданства (апатризма);

вопросы многогражданства (бипатризма).

Под коллизионными вопросами гражданства принято понимать столкновение норм различных национальных правовых систем, приводящие к появлению бипатризма и апатризма. Решение коллизий законов о гражданстве возможно в современном международном праве на основе международных договоров по данным проблемам. Например, принятая 12 апреля 1930 г. Конвенция, касающаяся некоторых вопросов, связанных с коллизией законов о гражданстве. Конвенция, в частности, предусматривает, что:

в случае утраты гражданства женщиной в связи с замужеством это обусловливает приобретение ею гражданства мужа.

натурализация мужа во время брака не влечет за собой изменения гражданства жены, кроме случаев, если ею было дано согласие.

если в силу национального законодательства жена утрачивает гражданство в связи с утратой гражданства мужем, то это возможно только если ею приобретается новое гражданство мужа.

если женщина утрачивает свое гражданство в следствии вступления в брак, то государство должно обеспечить восстановление в гражданстве после расторжения брака в случае подачи ею ходатайства и в соответствии с законами данной страны (подобным образом вопросы решаются и в Конвенции о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г.).

В конвенции подробно регламентируются вопросы гражданства детей при возникновении коллизий законов о гражданстве между «правом почвы» и «правом крови».

Вопросы безгражданства решаются в настоящее время на основании Конвенции о статусе апатридов от 28 сентября 1954 г. и Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. Для ликвидации безгражданства Конвенция 1961 г. предусматривает, что:

. Если ребенок родился на территории государства и не приобретает гражданство, то/государство должно ему предоставить свое гражданство.

. Найденыш, находящийся на территории государств, считается рожденным от граждан государства его нахождения.

. Ребенок приобретает гражданство государства, если хотя бы один из его родителей является гражданином этого государства.

. Утрата гражданства в следствие изменения статуса должна осуществляться при условии приобретения этим лицом другого гражданства. Это же положение касается случаев отказа от гражданства.

Международно-правовые вопросы бипатризма на практике чаще всего решаются на основе международных договоров по вопросам двойного гражданства. Проблема многогражданства возникает в случае использования дипломатической защиты и исполнения обязанностей в отношении государства своего гражданства. Перечисленные проблемы решаются с использованием так называемого института «эффективного гражданства», под которым понимается, что гражданин обладает эффективным гражданством того государства, где он в основном или преимущественно проживает или имеет недвижимую личную собственность. Таким образом, гражданин пользуется дипломатической защитой и несет обязанности перед тем государством, эффективным гражданством которого он обладает [3, с. 52].

Любое государство, как правило, стремится ввести в свое законодательство нормы, ограничивающие возможность приобретения его гражданства лицами, рожденными от смешанных браков. Это диктуется различными соображениями, в частности нежеланием способствовать приобретению своими гражданами еще и иностранного гражданства, то есть двойного гражданства, что может привести к осложнениям в межгосударственных отношениях.

гражданство беженец правовой иностранный

2.ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА

Существует два основных способа приобретения гражданства - первоначальный и производный. Первый - приобретение гражданства при рождении (филиация). Второй - приобретение гражданства после рождения (натурализация, укоренение). Термин натурализация обычно используется в узком смысле для обозначения приема в гражданство по заявлению. В широком смысле он охватывает все способы приобретения гражданства после рождения, включая вступление в брак, оптацию (выбор гражданства из двух или более возможных) и др.

Право государств в отношении способов приобретения гражданства придерживается различных принципов. Один из них - принцип права крови (jus sanguinis), другой - принцип права почвы (jus soli). В соответствии с первым ребенок приобретает гражданство родителей. В соответствии со вторым гражданство ребенка определяется местом рождения.

Каждый из этих принципов имеет свои недостатки. Поэтому получили распространение смешанные системы. Первыми ввели такие системы Великобритания и США. Их гражданство приобретают как дети собственных граждан независимо от места рождения, так и дети иностранцев, родившиеся на их территории [8, с.190].

Другим способом приобретения гражданства является натурализация, т.е. получение гражданства на основе акта компетентного органа государства. В качестве условий натурализации законодательство большинства государств предусматривает проживание на своей территории в течение определенного времени, владение официальным языком, наличие законных средств к существованию, отсутствие фактов нарушения законодательства и др.

На практике встречаются случаи предоставления гражданства путем пожалования его лицу за особые заслуги, оказанные им данному государству.

Частным случаем приобретения гражданства является реинтеграция (восстановление), т.е. вторичное приобретение гражданства данного государства лицами, ранее утратившими его (например, в связи с замужеством).

Изменение гражданства может иметь место в результате перехода части территории одного государства к другому. При этом перемена гражданства возможна в форме трансферта или оптации. Исторически трансферт предшествует оптации. Под ним понимается автоматическое изменение гражданства населения определенной территории, перешедшей к другому государству [14, с. 52-57].

В современном международном праве субинститут лишения гражданства считается неприемлемым. Такое отношение было выработано мировым сообществом еще в ответ на противоправные действия фашистских государств, лишавших гражданства отдельных лиц или группы лиц по национальным или расовым мотивам. Вместе с тем не следует забывать, что уже в послевоенные годы в некоторых тоталитарных государствах, в том числе в СССР, весьма часто практиковалось лишение гражданства по политическим мотивам. Так, в семидесятые годы XX века за критику политического режима в своей стране, гражданства СССР были лишены выдающиеся деятели культуры и искусства (А. Солженицын, М. Растропович, Г. Вишневская, И. Бродский и многие другие). И хотя в СССР такая практика была впоследствии осуждена, она по сей день напоминает нам о грубейших нарушениях прав человека со стороны государства [2, с. 591].

Вопросы приобретения и утраты гражданства решаются по основаниям и в порядке, предусмотренным национальным законодательством государств. Решение о приеме в гражданство принимают, как правило, высшее должностное лицо государства (например, президент) либо исполнительные органы власти (правительство, министерство внутренних дел и т.п.).

3.УТРАТА ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Можно выделить три формы утраты гражданства: 1) автоматическую утрату гражданства; 2) выход из гражданства; 3) лишение гражданства.

автоматическая утрата гражданства в отечественной практике встречается лишь в международных соглашениях и в специальных законодательных актах. В законодательстве США это, наоборот, типичная форма утраты гражданства. В США существует так называемая доктрина свободы экспатриации. Если какое-либо лицо, имеющее американское гражданство, натурализовалось за рубежом, оно автоматически утрачивает американское гражданство. В законодательстве США установлены и другие основания автоматической утраты гражданства (например, в случае участия американского гражданина в выборах в иностранном государстве).

В западной доктрине существует мнение, что безусловная свобода экспатриации является международной правовой нормой. Согласно этой точке зрения, лицо, натурализованное в каком-либо государстве, должно считаться утратившим свое прежнее гражданство. Но практика ее опровергает. Значительное число государств не придерживается свободы экспатриации. Великобритания в 1948 году от нее отказалась. В качестве международно-правовой нормы она выступает лишь в том случае, если предусмотрена международным договором (для участников договора).

выход из гражданства - это утрата гражданства на основании решения компетентных органов государства, выносимого по просьбе заинтересованного лица. Данная форма характерна, в частности, для российского законодательства.

лишение гражданства содержит в себе элемент наказания. В отличие от выхода из гражданства, оно осуществляется по инициативе государственных органов и, как правило, в отношении лиц, замешанных во враждебной данному государству деятельности.

Лишение гражданства может осуществляться: а) при определенных условиях, предусмотренных общим законодательством (например, в случае натурализации обманным путем); б) на основании специального акта, касающегося конкретного лица или лиц определенной категории[6, с.473].

Конвенция допускает возможность утраты гражданства лицом, длительно проживающим за границей, но устанавливает, что длительным считается проживание не менее семи последовательных лет. Это правило установлено, чтобы по возможности избежать случаев злоупотребления иностранным гражданством, когда его приобретают из соображений той или иной выгоды, не собираясь устанавливать реальную связь с соответствующей страной.

Конвенция 1961 г. закрепила общее правило, согласно которому государство не должно лишать лицо гражданства, если в результате этого оно становится лицом без гражданства. Вместе с тем государству предоставлено право делать определенные исключения из этого правила, если оно сделает соответствующую оговорку к Конвенции.

В таком случае законы государства могут предусмотреть право лишать гражданства по одному или нескольким из следующих оснований:

игнорируя прямое запрещение государства, лицо оказывало или продолжает оказывать услуги другому государству либо получило или продолжает получать от него вознаграждение; поведение лица наносит существенный ущерб жизненным интересам государства;

Лишение гражданства в таких случаях может быть оспорено в судебном порядке. Недопустимо лишение гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим основаниям.

В целом Конвенция направлена на обеспечение принципа непрерывности гражданства, в соответствии с которым утрата гражданства допускается лишь при одновременном обретении нового. Европейская конвенция содержит общее положение о том, что государство не может предусматривать в своем внутреннем праве лишение гражданства по закону или по инициативе государства. Однако это общее положение сопровождается рядом исключений, которые более существенны, чем приведенные основания для лишения гражданства по Конвенции о сокращении безгражданства.

К таким исключениям отнесены:

добровольное приобретение другого гражданства;

приобретение гражданства путем обмана;

добровольная служба в иностранных вооруженных силах;

поведение, наносящее серьезный ущерб интересам государства;

отсутствие реальной связи между государством и гражданином, обычно проживающим за рубежом.

Нельзя не обратить внимания на то, как решается вопрос о выходе лица из гражданства. Всеобщая декларация прав человека и Европейская конвенция о гражданстве признают право на изменение своего гражданства, а не на безусловный отказ от него [12,с. 195].

Вопросы утраты, прекращения гражданства решаются внутренним правом государства, и решаются по-разному. Гражданство может быть утрачено лицом по собственной воле или по инициативе государства. В последнем случае говорят о лишении гражданства. Оно может быть автоматическим, т. е. в силу закона, который предусматривает, что при определенных условиях гражданство прекращается, например в случае приобретения другого гражданства, длительного проживания за рубежом, поступления на службу в иностранные вооруженные силы. Иной вид лишения гражданства состоит в издании специального акта государства, декрета высшего органа или приговора суда.

4.ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВА

Двойное гражданство (бипатризм) - это наличие у лица гражданства двух или более государств.

По сложившемуся правилу, лицо, состоящее в гражданстве двух государств, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той стороны, на территории которой оно постоянно проживает. Эти лица проходят военную службу в том государстве, на территории которого они постоянно проживают на момент призыва. В то же время лица, уже прошедшие обязательную военную службу в одном государстве, освобождаются от призыва в другом государстве. Дипломатическая защита лица с двойным гражданством осуществляется государством, на территории которого оно проживает. Таким образом, двойное гражданство возникает: при территориальных изменениях; при миграции населения; в случае коллизии при применении норм о приобретении гражданства; в результате смешанных браков и при усыновлении; при натурализации, если лицо, приобретающее гражданство другой страны, не теряет своего прежнего гражданства. Несмотря на все многообразие причин возникновения явления бипатризма, все-таки одной из наиболее распространенных причин возникновения множественного гражданства является несогласованность действий государств при регулировании своего гражданства, проистекающих из суверенитета и принципа равенства. Именно это чаще всего и приводит к правовым коллизиям и, очевидно, породило такую точку зрения, что бипатризм возникает «только в силу норм национального законодательства различных государств». Однако такое обстоятельство является основным, но не единственным источником бипатризма. Еще Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве, устанавливала, что каждое государство в соответствии со своим законом определяет, кто является его гражданами. Там же широко поставлена проблема правомерности этих законов: «Данный закон признается другими государствами в случае его соответствия международным конвенциям, международному обычаю и общепризнанным принципам права, касающимся вопросов гражданства» [5].

Правовое положение лица с двойным гражданством характеризуется тем, что каждое из государств, считающих его своим гражданином, может потребовать от него выполнения конституционных обязанностей, например воинской повинности, уплаты налогов и т.п. Поэтому большинство государств отрицательно относятся к явлению бипатризма, что повлекло за собой принятие многочисленных двусторонних и многосторонних международных договоров в целях устранения либо предотвращения двойного гражданства.

5.ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Иностранец - лицо, не являющееся гражданином страны пребывания и обладающее гражданством другого государства.

Этим определяется его правовой режим. Он находится под полной территориальной юрисдикцией страны пребывания и под личной юрисдикцией государства, гражданином которого является. Преимущество принадлежит территориальной юрисдикции. В отношении иностранца должны соблюдаться общепризнанные права человека.

В Древнем мире и в Средние века иностранцы были бесправны. Лишь в XIX в. положение начало ощутимо меняться, прежде всего под влиянием развития международных экономических связей. В это время иностранцы пользовались специальным режимом, который в одних случаях был более ограниченным, чем режим местных граждан, а в других - более благоприятным. Последний режим был типичен для зависимых стран. В странах Ближнего Востока и в Китае существовал так называемый режим капитуляций (основанный на статьях договора - капитулах). Иностранцы в значительной мере изымались из местной юрисдикции.

Новый этап в развитии правового режима иностранцев начинается после принятия Устава ООН. Всестороннее развитие связей между государствами, интернационализация общественной жизни повлекли значительное увеличение численности иностранцев в большинстве стран и их влияния, прежде всего в области экономики. Заинтересованность государств в таком развитии потребовала обеспечения иностранцам достаточно широкого круга прав. Важную роль в этом процессе сыграло утверждение общепризнанных прав человека. В результате широкое распространение получил национальный режим, в силу которого иностранцы в принципе приравниваются в правах к местным гражданам, за некоторыми исключениями.

Особенно важное отличие правового статуса иностранца от статуса гражданина состоит в отсутствии права на дипломатическую защиту со стороны государства пребывания и права участвовать в управлении делами государства, права избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Вместе с тем иностранцы не несут некоторых обязанностей, лежащих только на гражданах, прежде всего это касается воинской обязанности.

Законодательство многих стран ограничивает права иностранцев в отношении занятия некоторыми видами профессиональной деятельности, например в отношении занятия должностей в госаппарате, работы в качестве адвокатов, капитанов морских и воздушных судов и др. [11, с. 279].

Закрепив общие положения статуса иностранцев, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, указала, в частности, на недопустимость массовой высылки иностранцев, законно находящихся на территории страны.

Согласно Протоколу № 7 (1984 г.) к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, иностранец, законно проживающий на территории государства, может быть выслан только во исполнение решения, принятого в соответствии с законом. При этом ему должна быть предоставлена возможность представить аргументы против его высылки и добиваться пересмотра своего дела. Иностранец может быть выслан и до осуществления этих прав, если такая высылка необходима в интересах общественного порядка или обусловлена соображениями государственной безопасности

Существует три основных режима иностранцев: национальный, наибольшего благоприятствования и специальный. Национальный режим сегодня является практически общепринятым. Вместе с тем, заключая договоры, государства вносят изменения в этот режим, обычно предоставляя дополнительные права своим гражданам, в основном в области торговли, налогов, таможни и т. п.

Для того чтобы избежать расхождений в правовом положении иностранцев, государства используют режим наибольшего благоприятствования, в соответствии с которым граждане договаривающихся государств обладают правами не меньшими, чем любые иные иностранцы.

В прошлом был распространен специальный режим, при котором объем прав граждан соответствующего государства определялся договором. В одних случаях он был более благоприятным по сравнению с национальным, в других - более ограничительным. В настоящее время ограничительный специальный режим применяется в основном в качестве репрессалий. Благоприятный специальный режим используется в рамках интеграционных объединений [7, с. 97].

Под безгражданством (апатризмом, аполидизмом) понимается правовое положение лица, при котором оно не имеет никакого гражданства.

Состояние апатризма возникает, например, в результате выхода из гражданства или его утраты, если лицо не приобрело гражданство другой страны. Апатриды пользуются ограниченной правоспособностью по сравнению с гражданами государства, на территории которого они находятся. Они не обладают многими политическими правами (избирательным, правом участвовать в референдумах и др.), не могут занимать большинство должностей, не пользуются правом на дипломатическую защиту со стороны какого-либо государства.

В международных договорах предусматриваются меры, направленные на ликвидацию негативных последствий безгражданства, а также касающиеся сокращения или устранения этого явления. К таким договорам относятся Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о замужестве женщины 1957 г., Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. Так, согласно п. 1 ст. 7 Конвенции о статусе апатридов 1954 г. (Республика Беларусь не является участником данной Конвенции), государства-участники обязуются предоставлять апатридам такие же права, которыми пользуются иностранные граждане, либо более благоприятный правовой статус. В соответствии со ст. 4, 16, 22, 24 указанного документа договаривающиеся государства должны приравнивать апатридов, находящихся на их территории, к собственным гражданам в отношении пользования такими правами, как право на обращение в суд, право на социальное обеспечение, право на начальное образование, право на свободу исповедовать свою религию и предоставлять своим детям религиозное воспитание [4, с. 319].

Конвенция 1961 г. предусматривает, что:

любое Договаривающееся государство должно предоставлять свое гражданство любому рожденному на его территории лицу, которое иначе было бы апатридом (п. 1 ст. 1);

найденыш, обнаруженный на территории Договаривающегося государства, должен при отсутствии доказательств противного считаться рожденным на этой территории от родителей, имеющих гражданство этого государства (ст. 2);

любое Договаривающееся государство должно предоставлять свое гражданство любому рожденному не на территории Договаривающегося государства лицу, которое иначе было бы апатридом, если во время рождения этого лица кто-либо из его родителей имел гражданство этого государства (п. 1 ст. 4);

отказ от гражданства Договаривающегося государства не должен вызывать утраты гражданства, кроме тех случаев, когда соответствующее лицо имеет или приобретает другое гражданство (пп. а п. 1 ст. 7);

никакое Договаривающееся государство не должно лишать никакое лицо своего гражданства, если такое лишение сделало бы это лицо апатридом (п. 1 ст. 8).

В 2006 г. была открыта для подписания Конвенция СЕ об избежании безгражданства при правопреемстве государств. Этот документ, основанный на Европейской конвенции о гражданстве 1997 г., содержит более детальные правила, имеющие своей целью предотвратить либо свести к минимуму случаи безгражданства, связанные с правопреемством государств.

Большинство государств, включая Республику Беларусь, отразило положения указанных конвенций в своем законодательстве, независимо от участия (неучастия) в них [10, с. 43].

Установление содержания понятия "иностранный гражданин" имеет значение для определения правового статуса соответствующих категорий физических лиц, объема прав и обязанностей индивидов, находящихся на территории иностранного государства и осуществляющих там свою деятельность или же просто проживающих в иностранном государстве без осуществления какой-либо деятельности.

Как и правовой статус иностранца, статус лица без гражданства в основном определяется законодательством того государства, на территории которого оно находится, однако с учетом требований, установленных нормами международного права.

Правовой статус лица без гражданства довольно часто приравнивают к статусу иностранца. Однако он не является идентичен. В отличие от иностранца, который одновременно находится под юрисдикцией двух государств - государства гражданства и государства местопребывания, лицо без гражданства всегда находится исключительно под властью последней государства.

6. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БЕЖЕНЦЕВ. ПОЛОЖЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА УБЕЖИЩЕ

Беженцы - это лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали (чаще всего страну своего гражданства), в результате преследований, военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств. В международное право понятие «беженцы» вошло после первой мировой войны.

Перемещенные лица - это лица, насильственно вывезенные в ходе второй мировой войны гитлеровцами с оккупированных ими территорий для использования на различного рода работах. После окончания войны Советский Союз заключил с рядом государств соглашения о репатриации перемещенных лиц из числа советских граждан. Для содействия решению проблемы беженцев и возвращению их на родину в 1946 году была создана Международная организация по делам беженцев (МОБ).

июля 1951 г. была заключена многосторонняя Конвенция о статусе беженцев. 16 декабря 1966 г. Генеральная Ассамблея приняла к сведению Протокол, касающийся статуса беженцев, который предусматривал некоторые изменения конвенции. Он вступил в силу 4 ноября 1967 г. Согласно Протоколу, личный статус беженца определяется законами страны его домициля (основного места проживания) или, если у него такового не имеется, законами страны его проживания. Ранее приобретенные беженцами права, связанные с его личным статусом, и в частности права, вытекающие из брака, должны соблюдаться государствами в соответствии с их законами.

В Конвенции о статусе беженцев 1951 года термин «перемещенные лица» уже не встречается. В последние годы в практике УВКБ наблюдается тенденция применять его к некоторым категориям «внутренних» беженцев, то есть лиц, которые недобровольно покинули какую-либо часть своей страны и вынуждены были поселиться в другой ее части. Иногда их именуют «вынужденными переселенцами».

Принадлежность к категории политических беженцев может рассматриваться как основание для того, чтобы претендовать на получение политического убежища. Однако, в конечном счете, урегулирование этого вопроса зависит от законодательства и политики государства, на территории которого находятся беженцы.

Имеются также международные органы, занимающиеся проблемой беженцев на региональном уровне. Они могут создаваться на постоянной и временной основе [9, с. 113].

Право убежища - общепризнанный институт конституционного права - нашел признание и поддержку в международном праве. Обычные международно-правовые нормы закреплены Всеобщей декларацией прав человека и Декларацией ООН о территориальном убежище 1967 г. Всеобщая декларация закрепила право каждого искать в других странах убежище от преследований и пользоваться этим убежищем. Это право не может быть использовано в случае преследования за совершение неполитического преступления или при совершении деяния, противоречащего целям и принципам ООН. Следовательно, речь идет об убежище политического характера. Наблюдается практика предоставления убежища и по гуманным соображениям.

Рассматриваемое право является правом территориального убежища. Существует также понятие дипломатического убежища, встречающееся в практике латиноамериканских стран и неизвестное общему международному праву. Оно предоставляется в дипломатических представительствах иностранных государств.

Декларация 1967 г. указывает, что убежище предоставляется государством в силу своего суверенитета. Именно оно производит оценку оснований для предоставления убежища. К ищущему убежище лицу не должен применяться отказ в разрешении перехода границы или высылка в страну, где оно может подвергнуться преследованию. Исключения допустимы по соображениям национальной безопасности или в целях защиты населения, в частности в случае массового притока людей [13, с. 12].

В проблеме беженцев можно выделить две особенности. Во-первых, статус беженца носит временный характер. Это вытекает из анализа понятия «население», в рамках которого, как правило, выделяют четыре категории индивидов: граждан данного государства, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, иностранных граждан. Беженцы ни к одной из указанных категорий не относятся, но их правовой режим содержит некоторые элементы, присущие статусу лиц без гражданства и иностранных граждан. Как и иностранные граждане, беженцы пребывают за пределами своего государства. В то же время, как и лица без гражданства, они могут приобрести гражданство другой. В международном праве не существует специальных правил о предоставлении убежища и пользование им. Так, Международный пакт о гражданских и политических правах вообще не содержит такого понятия. Однако Всеобщая декларация прав человека предусматривает право каждого человека искать убежище и пользоваться им. Однако это право не признается и не может быть использовано при совершении лицом неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООН. В целом подавляющее большинство норм, касающихся политического убежища, имеют характер международных правовых обычаев.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы отметить, что для создания единого права, регулирующего институт гражданства, необходима, в первую очередь, согласованная, целенаправленная политика большинства государств, единые общечеловеческие мировоззренческие основы и моральные принципы, максимально возможное сближение правовых систем.

Отсутствие гражданства у значительного количества постоянно проживающих в государстве лиц может быть источником социальных конфликтов. Статус «лицо без гражданства» является нежелательным. Поэтому обязательство избегать «безгражданства» или уменьшать возможность возникновения случаев «безгражданства» является общепризнанным принципом международного права, он же являет основным и в законодательстве Республики Беларусь о гражданстве.

Окончательное формирование такого сложного правового института как гражданство зависит во многом от решения вопросов общечеловеческих ценностей в процессе развития цивилизации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Закон Республики Беларусь от 01.08.2002г. «О гражданстве Республики Беларусь» <http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=h10200136>;

.Ануфриева Л.П., Бекяшев Д.К.,Устинов В.В. Международное публичное право: Учебник / - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 748 с.;

.Батычко В.Т. Международное право Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. 97с;

.Бровка Ю.П. [и др.]; под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А. Лепешкова, Л.В. Павловой. Международное публичное право. Общая часть: учеб. Пособие / Минск: Амалфея, 2010. 496 с.

.Григорьев А. А. К вопросу формирования права на множественное гражданство / А. А. Григорьев // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2001. № 2.;

.Колосов Ю.М., В.И. Кузнецов. - М.: Межд. отношения, 1994. - 608 с;

.Лазарев, Л.В. и др. Иностранные граждане (правовое положение) / Л.В. Лазарев. - М., 1992.-197 с.;

.Лукашук, Игорь Иванович. Л84 Международное право. Общая часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук; Рос. акад. наук, Ин'т государства и права, Академ. правовой ун'т. - Изд. 3'е, перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - 432 с.;

.Потапов В. И. Беженцы и международное право. М., 1986.-232 с.;

.Романов В.Л. Венская Конвенция о дипломатических сношениях и основные вопросы кодификации международного права в области дипломатических привилегий и иммунитетов // «Советский ежегодник международного права». - M.: Наука, 1961. - 154с.;

.Смирнова, E.C. Проблемы правового статуса иностранцев в условиях глобализации / Е.С. Смирнова. - М., 2003. - 463с.;

.Тиунов О.И. Международное гуманитарное право: Учебное пособие 1998. - 312 с.;

.Ушаков Н. А. Право убежища. - М., 1950.-78 с.;

.Черниченко С.В. - М.: Междунар. отношения, 1968. - 160 c.;

Похожие работы на - Гражданство как международно-правовой институт

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!